Основные психологические причины ошибок и создания опасных ситуаций

1.

Психологические причины возникновения
опасных ситуаций
1

2. Виды ошибок в деятельности

Опасная ситуация является следствием ошибок субъектов
деятельности.
Как связано возникновение ошибок с самим процессом
деятельности?
В зависимости от этапа деятельности ошибки связывают с
нарушениями:
— в мотивационной части действий;
— нарушениями в ориентировочной части действий;
— ошибки принятия решений;
— нарушениями в исполнительной части действий.
2

3.

Нарушения в мотивационной части действий — это
нежелание выполнять определенные действия или
операции.
Нарушение в ориентировочной части действий связаны с
неполучением
или
невосприятием
информации,
незнанием норм и правил техники безопасности, а также
способов выполнения действий, требуемых этими
правилами.
3

4.

Ошибки
принятия
решений
обусловлены
либо
неправильной оценкой ситуации, либо неправильным
выбором действия из-за недостатка знаний и опыта.
Нарушение исполнительной части действий — это
невыполнение правил вследствие несоответствия
психических и физических возможностей человека
требованиям работы.
4

5. Нарушения в мотивационной части действий

Ошибки в деятельности, связанные с мотивацией ее целей,
могут быть обусловлены:
недостатком или отсутствием цели;
экономией сил;
экономией времени.
Экономия
сил — это потребность, направленная на
сохранение энергетических ресурсов организма.
Если цели можно достичь разными путями, то человек
предпочитает путь, который, по его представлению и
опыту, требует наименьшей затраты сил.
5

6. Экономия сил за счет выбора опасного способа

Рабочие часто не используют СИЗ и СКЗ, пропускают
операции, необходимые для обеспечения безопасности, но
не влияющие на получение конечного продукта
Выбирают более легкие, но и наиболее опасные рабочие
позы и движения
6

7. Экономия времени

Это стремление увеличить производительность труда для
выполнения плана или личной выгоды; выполнить
сменное задание или раньше уйти с предприятия.
Стремление экономить время идет не за счет улучшения
организации труда и техники (собственной безопасности), а
за счет увеличения темпа работы или пропуска отдельных
операций, не влияющих на конечный результат труда
7

8. Мотивы рискованного поведения

Ориентация на авторитет, желание нравиться коллегам,
стремление избежать конфликта с начальством.
Стремлением к самоутверждению в глазах коллег можно
объяснить и так называемой надситуативный (спонтанный)
риск,
который
на
первый
взгляд
кажется
немотивированным.
Явление надситуативности состоит в том, что субъект
деятельности внезапно ставит перед собой цель, появление
которой не продиктовано ситуацией и прямо не вытекает из
нее.
8

9. Надситуативный (спонтанный) риск

Свидетельством
мотивированности
спонтанных
рискованных действий является то, что они возникают
обычно в присутствии зрителей.
Стремление к самоутверждению может принимать
болезненные формы.
В таких случаях человек пытается привлечь к себе
внимание любым способом; в том числе умышленно
нарушая правила безопасности
9

10. Нежелание конфликтов с начальством

Во власти руководства не только продвижение по службе,
заработок, социальные блага, но и неформальная
поддержка, а также определенные поблажки.
Известны случаи, когда за выполнение требований
начальства,
противоречащих
инструкциям,
люди
расплачивались жизнью.
конфликты с начальством –
веские причины для увольнения
10

11. Самооценка

Завышенная самооценка возможностей, характерная как
для молодых специалистов и очень опытных работников,
приводит к тому, что они позволяют себе нарушать
требования безопасного производства работ.
При неуверенности в себе (заниженная самооценка)
человека может толкать на нарушение правил стремление
самоутвердится в собственных глазах и глазах
окружающих…
Мотив самоутверждения особенно очевиден в случаях
проявления риска на производстве
11

12. Адаптация к опасности

Своеобразной
формой
завышенной
самооценки
является недооценка опасности, когда она становится
привычной для человека.
Привыкание в своей крайней форме приводит к тому,
что опасность не только теряет для него остроту, но не
вызывает никаких реакций
12

13.

Рискованное
поведение некоторых людей в условиях
существования угрозы для жизни является, как это ни
парадоксально, одной из форм психологической защиты от
страха.
Система защиты от страха абсолютно необходима, т.к. без
нейтрализации страха рабочий в опасных условиях не
сможет выполнять работу.
Страх, не всегда беспочвенный, может явиться причиной
профессиональной непригодности.
13

14.

По негласной договоренности в коллективе никто не
должен показывать, что боится, никто не должен
отказываться от риска, никто не должен говорить об
опасности, несчастных случаях и страхе.
«Раз об опасности не говорят
– значит ее нет».
14

15. Идеалогия защиты от страха

Для повышения эффективности система защиты нуждается
в большой сплоченности и солидарности людей перед
лицом смерти.
Определенные
виды
поведения
становятся
профессиональной традицией или даже настоящей
идеологией защиты, характерной для некоторых профессий.
Результатом пренебрежения опасностью и состязания в
бесстрашии неизбежно являются несчастные случаи
15

16.

Коллеги пострадавшего (или погибшего) при этом
убеждены, либо пытаются себя убедить в том, что
пострадавший сам зашел слишком далеко.
Это утверждает группу, что трагические происшествия
случаются исключительно по вине пострадавших и
имеется возможность управлять ими (т.е.управлять
опасностью).
16

17. Идеалогия защиты от страха

Отличительным свойством идеологии защиты является
то, что группа отвергает индивидуума, который не в
состоянии смотреть в лицо опасности.
Таким образом, группа не только приводит в действие
механизм отбора, но и ограждает себя от страха,
возникающего у каждого в ответ на замечания и поведение
«труса».
17

18.

Идеология защиты проявляется не в любой группе, а
только в трудовых коллективах без четкого разделения
труда.
Там же, где труд характеризуется крайне жесткой
организацией, для возникновения такого механизма
защиты практически не остается места.
18

19. Нарушения в мотивационном компоненте профессиональной деятельности примеры

Изменение в сфере культурных, духовных ценностей у
людей жителей бывшего СССР после его распада.
Другими примерами из клинической практики могут
быть больные онкозаболеваниями, наркоманией или
хроническим алкоголизмом.
В Уфе онкобольной решил сжечь врачей
19

20.

N.B! Использование алкоголя (наркотических средств)
способствует развитию процесса, который называют
«сдвигом мотива на цель»
Формируется новый мотив, который побуждает к новой
деятельности, а следовательно и к новой потребности
(повторной – в алкоголе).
Работа не имеет прежней ценности – она рассматривается
лишь как средство добычи денег на спиртное (или
наркотики).
Семья перестает интересовать больных. На задний план
уходят культурные, духовные потребности человека.
Изменение иерархии мотивов означают утерю сложной
организации деятельности человека.
20

21.

В работах В.С. Братуся изучались две группы
факторов:
нарушения иерархии мотивов;
Нарушения способа формирования новой потребности.
Исследования демонстрируют следующие изменения
личностной сферы в динамике:
1) До болезни – люди, как правило активные, живого
склада ума, общительные;
2) Работа становится лишь обязательностью, больные
отходят от друзей, семьи.
3) Пациенты изменяются характериологически: делаются
раздражительными,
вспыльчивыми,
грубыми
по
отношению к близким и родным;
21

22.

4) Больные перестают следить за собой. Во внешнем виде
заметна неаккуратность, неряшливость;
5) Меняется объективная жизненная позиция;
6) Изменяется моральный облик больных;
7) Полная деградация объекта.
Алкогольная деградация личности
22

23. Нарушения в ориентировочной части действий

Ошибки в ориентации могут возникать из-за:
отсутствия сигнала;
из-за слабого сигнала;
из-за множества одновременных сигналов.
23

24.

Возникновению ошибок в ориентировочной части действий
способствуют:
большая интенсивность работы;
давление фактора времени;
однообразность работы;
Др. психотравмирующие факторы.
Действие подобных факторов вызывает физическую и
психическую усталость, когда
воздействий затрудняется.
восприятие
внешних
24

25. Нарушения в ориентировочной части действий

Возможны нарушения ориентации в пространственных и
временных, в социальных координатах.
Обида вызывает негативные реакции различных
оттенков — от беспокойства и неудовлетворенности, до
срыва — утраты самоконтроля, власти над своими
поступками.
Результатом неудовлетворенности может быть состояние
упадка, агрессивности, жестокости, или смирения.
25

26.

Смирение характеризуется отказом от своих целей,
отрицанием внутренних и внешних потребностей и
проявляется в пассивности и апатии.
Срыв нередко приводит к опрометчивым,
непродуманным действиям, ведет к аварийным
ситуациям, НС, или к соматическим заболеваниям.
26

27. Ошибки принятия решения

В процессе принятия решения происходит сравнение
нескольких вариантов.
Каждый вариант можно характеризовать двумя главными
показателями: его эффективностью и степенью трудности.
Под эффективностью понимается достижение объективно
наилучших результатов
Под трудностью понимается то усилие, то напряжение и
затраты сил, которые необходимы для использования
этого варианта.
27

28.

При выборе варианта решения обычно используются
Два общих принципа:
1. Подведение ситуации под какое-то определенное
правило и применение его для нахождения лучшего
варианта (алгоритмический принцип);
2. Применение эвристик — некоторых общих принципов,
облегчающих интуитивный поиск лучшего варианта,
способствующих такому поиску, но не гарантирующих его
успех.
28

29.

Алгоритмический принцип выбора решения чаще
используется в четко определенных задачах, более
типичных для технических систем;
Эвристики же оказываются основным принципом
решения
нечетко
определенных
задач,
более
характерных для организационных систем управления.
29

30. Стратегии при выборе решения

Близорукая — ее цель достичь наибольших выгод в
данном решении;
Перспективная – ее цель промежуточным решением
оптимизировать последующие результаты решений.
30

31.

Одна
из распространенных причин ошибочных
выборов
решения
обусловлена
фактором
«доступности»: то, что под рукой и легко реализуется,
кажется более подходящим.
Людям свойственно также преувеличивать ценность
хорошо известных вариантов и вероятность их
успешной реализации.
31

32.

Если в прошлом у человека возникали задачи и их
удавалось успешно решать одним и тем же способом, то у
него может возникнуть ассоциативная связь между данной
особенностью задачи и вариантом ее решения.
Обнаружив в задаче известную особенность, человек без
какого-либо
анализа
задачи
выбирает
решение,
закрепленное в ассоциации и кажущееся ему наиболее
подходящим, а фактически — неверное.
32

33.

Наиболее часто возникают ошибки принятия решения в
ситуациях, которым сопутствует тревога за результат
В ситуациях с высоким уровнем неопределенности
33

34.

В ситуации высокой тревоги за выполнение задания
операторы стремятся быстрее завершить его
Операторы склонны игнорировать новые данные о
задаче
и
те
варианты,
которые
требуют
дополнительного
обсуждения
и
задерживают
выполнение задания.
34

1.1. Понятие ошибки и несчастного случая

Причиной большого числа несчастных случаев на производстве является так называемый «человеческий фактор». На рабочем месте человек в силу многих обстоятельств может отвлечься, выполнить не нужное действие или, напротив, не выполнить необходимого действия. Согласно статистическим данным, основной причиной аварийных ситуаций на транспорте, в том числе на железнодорожном, являются именно ошибки человека (от 40 до 80 % аварийных ситуаций). В современной психофизиологии труда большое внимание уделяется выяснению причин ошибок человека, в частности психологической и физиологической составляющей ошибочных действий человека.

Что такое ошибка? Случайность? Неудача? Нарушение? В словаре Даля говорится, что слово «ошибка» происходит от старинного русского слова «обшибать», т. е. что-то сбивать, скалывать ударом. В современном языке ошибка — это результат действия, совершенного неправильно, неточно, вопреки правилам. В случае ошибки результат, который уже получен, не соответствует намеченному или заданному. Понятие «ошибка» относится в основном к действиям человека, однако его используют и применительно к технике — ошибка приборов и т. д. Понятие «ошибка» в деятельности человека или в работе прибора должно всегда соотноситься с другим понятием — «погрешность». В реальном процессе управления в принципе не возможно абсолютно точно выдерживать заданные параметры, да в этом и нет практической необходимости. Поэтому любые отклонения регулируемых параметров в пределах дозволенного коридора следует называть погрешностью управления. Если оператор допускает отклонение значений за пределы ограничений, то это уже следует классифицировать как ошибку.
Для определения понятия «ошибка» с психологической точки зрения очень важно оценить соотношение сознательного и бессознательного в действиях человека. Контроль человека за своим действием — это одна из важнейших функций сознания. По мере профессионального совершенствования сознание высвобождается, т. е. сознательный контроль со стороны человека ведётся не подряд за всем процессом, а в наиболее сложных местах, в остальных случаях ведётся автоматический, бессознательный контроль. Двигательный автоматизм — это отличительная черта любого труда. Он контролирует основную часть трудового процесса в устойчивых, неизменных условиях труда, когда нет признаков опасностей или сложностей. В меняющихся условиях труда большое значение приобретают мыслительные процессы, а двигательный автоматизм отступает назад. В напряжённых, крайних ситуациях наступает деавтоматизация контроля, существенную роль начинают играть действия оператора. Учитывая всё выше сказанное, об ошибке оператора можно говорить только в тех случаях, когда он совершил сознательное действие. Ещё один важный момент при определении понятия «ошибки» — это временной момент. Ошибочное действие всегда в прошлом, т. е. оно свершившийся факт. Пока идёт действие, нельзя говорить об ошибке. Ошибку можно констатировать, когда получен окончательный (скорее всего негативный) результат.
Обобщая всё выше сказанное, можно дать следующее определение ошибки человека-оператора:
Ошибка — это такое сознательное действие или бездействие, которое привело к отклонению управляемых параметров за допустимые пределы или которое запрещено правилом.
При выявлении психологических причин ошибок человека следует выделить три аспекта, каждый из которых может стать причиной ошибки человека, несчастного случая или аварийной ситуации:
1) влияние индивидуальных качеств человека на возникновение у него ошибок;
2) влияние текущего психического состояния человека на ошибки;
3) влияние процессов, протекающих при его деятельности на возникновение ошибок.
При изучении психологических причин ошибок человека следует говорить только о тех ошибках, которые привели или могли привести к несчастному случаю, аварийной ситуации, т. е. имели высокую значимость для человека.
Несчастный случай — это травма, которая произошла на производстве в результате неожиданно возникшего непреднамеренного внешнего воздействия.
Для определения несчастного случая важно учитывать три основных момента:
1) несчастный случай происходит неожиданно;
2) в качестве причины несчастного случая выступают неправильные поступки людей, например ошибки внимания (т. е. прямо или косвенно несчастные случаи связаны с психическими процессами); 3) несчастные случаи происходят чаще всего тогда, когда функции контроля со стороны сознания временно отсутствуют или ослаблены из-за неожиданного воздействия внешнего раздражителя (например, работающего неожиданно резко окликнули). Таким образом, несчастный случай является следствием сочетания случайного и необходимого.
Для выяснения причин возникновения несчастного случая необходимо установить зависимость, которая существует между источниками опасности и подверженностью опасности, проявляющейся в ошибках человека. Все источники опасности можно разделить на две большие группы: потенциальные опасности (нейтральные сами по себе предметы и явления, которые могут стать причиной несчастного случае только в результате ненормального поведения человека, например, в результате утомления) и явные опасности (одинаково опасные для каждого человека предметы и явления, например высокое напряжение).
Подверженность опасности — взаимное влияние личного и вещественного факторов, которое создаёт возможность несчастного случая. Для кого и когда данный предмет станет причиной несчастного случая и вообще для кого, когда и какой предмет может считаться источником опасности — зависит от личности работника, от специфики его поведения, от субъективного психического состояния человека.

1.2. Классификация ошибок

В самом общем виде ошибки человека-оператора можно разделить на две категории:
1) систематические — возникают под влиянием постоянно и одинаково действующих факторов и обычно неоднократно повторяются (например, нарушение в отсчёте делений индикаторных приборов);
2) случайные — возникают под влиянием нестабильно действующих факторов, появление которых трудно предсказать (например, изменение физического или психического состояния оператора, помехи окружающей среды). От случайных ошибок не застрахован ни один человек.
С точки зрения психологии безопасности все ошибки, связанные с психическими процессами, можно разделить следующим образом:
Ошибки восприятия, человек не успел обнаружить, не узнал и т. д.
Ошибки памяти: забыл, не вспомнил и т. д.
Ошибки внимания: не сумел сосредоточиться, переключиться, быстро устал.
Ошибки мышления: не понял, не проанализировал, не обобщил и т. д.
Одна из самых известных классификаций ошибок человека- оператора разработана американскими исследователями Дж. Джонсом и П. Фиттсом. Они изучали работу лётных экипажей и выделили 6 категорий ошибок операторов:
1. Ошибки подмены — вместо требуемого управляющего действия выполняется другое действие или оператор вообще не совершает никакого действия. Это самая распространённая и многочисленная категория ошибок (до 50 % от общего числа). Такие ошибки связаны с недостатком восприятия приборной информации или с плохим её представлением оператору.
2. Ошибки в осуществлении управляющих действий. Это неправильные, слишком быстрые или слишком медленные действия (до 18 % от общего числа ошибок).
3. Ошибки памяти (до 18 %). Это забывание выполнить необходимое действие или проверить выполнение. 4. Ошибки перепутывания направления движения (так называемые ошибки реверса). Органы управления переставляются в обратном направлении по отношению к требуемому (до 6 %).
5. Ошибки внимания. Они проявляются как в сфере восприятия сигналов (в виде их не обнаружения), так и в сфере управляющих действий (около 5 % от общего числа ошибок).
6. Ошибки из-за неспособности выполнить действие по причине растерянности, испуга, оцепенения (около 3 %).
Все эти категории ошибок являются наиболее типичными и с ними связано до 90 % всех несчастных случаев и происшествий. По мнению американских психологов, основная причина таких ошибок в плохой инженерно- психологической согласованности средств индикации и органов управления с психофизиологическими особенностями человека. По мнению Фиттса, наибольшее количество ошибок связано с приборами, стрелка которых делает несколько оборотов. Человек не в состоянии понять, что показывает прибор, поскольку просто не успевает сосчитать обороты стрелок. Большой процент ошибок связан также с неправильной интерпретацией зрительных, звуковых сигналов (из-за помех, малой чёткости). Много ошибок возникает из-за использования неработающего прибора. Если оператор привык, что прибор работает надёжно, то он считывает с него информацию автоматически, а на самом деле этот процесс должен быть сознательным. После проведённых исследований американские учёные сделали вывод о том, что создание более совершенной с точки зрения психологии техники является одной из основных задач обеспечения безопасного и безошибочного труда.
Кроме того, сегодня при выявлении причин ошибок человека- оператора используется еще одна классификация, авторами которой являются американские психологи. Согласно ей, ошибки делятся, исходя из источников возникновения:
1) ошибки из-за задачи (её неопределённости, лимита времени);
2) ошибки из-за человека-оператора (недостаток его возможностей, особенностей мотивации); 3) ошибки из-за неблагоприятных условий труда (помехи, перегрузки).
Такие различные подходы к классификации ошибок дают представление о разнообразии причин, порождающих их. Наибольшее внимание в психофизиологии безопасности труда уделяется тем ошибкам, которые явились следствием индивидуальных психофизиологических качеств человека и которые связаны с психологическим состоянием оператора.

1.3. Теории о влиянии индивидуальных качеств человека на его ошибки

Ещё в начале XX века психологи стали изучать влияние на безопасность труда устойчивых индивидуальных качеств человека. В 1919 году сотрудники английской комиссии по борьбе с промышленными утомлениями установили, что 85-90 % всех несчастных случаев в промышленности приходится на очень небольшую часть рабочих (10-15 % от общего числа). По их мнению, это свидетельствовало о различной предрасположенности людей к опасностям и ошибкам.
На проблему различной предрасположенности людей к ошибкам в психологии существует, по крайней мере, три гипотезы:
1. Все рабочие в равной мере предрасположены к совершению ошибок, и это никак не связано с индивидуальными особенностями человека. Если эта гипотеза верна, то фактор случайности можно уменьшить за счёт улучшения условий труда.
2. Рабочие в равной мере предрасположены к ошибкам, но только до первого несчастного случая, после чего их подверженность ошибкам резко возрастает. Если верна эта гипотеза, то для предотвращения дальнейших аварийных ситуаций и несчастных случаев нужно переводить пострадавшего на другую работу, более безопасную.
3. Рабочие по-разному предрасположены к совершению ошибок. Статистические исследования указывают на справедливость именно этой гипотезы, то есть какие-то индивидуальные качества и особенности человека делают его более предрасположенным к совершению ошибок. Какие же это особенности? Почему в каждой относительно небольшой группе всегда есть человек, с которым чаще всего происходят несчастные случаи? Изучением влияния индивидуальных качеств человека на его ошибки занимался немецкий психолог Карл Марбе. Он пришёл к выводу, что склонность человека к совершению ошибок — это следствие его неспособности быстро изменять своё поведение и быстро переключать свои установки в соответствии с изменившейся ситуацией. Марбе считал, что одни люди способны успешно работать только при сохранении определённых условий деятельности, а с их изменением способности безошибочно действовать и работать резко снижаются. В то же время другие люди, и их большинство, способны с изменением условий труда, в новых ситуациях действовать также успешно, как и прежде. Первая категория людей с затрудненными переключениями установок как раз и предрасположена к ошибкам и несчастным случаям. В доказательство Марбе приводил тот факт, что большинство аварийных ситуаций возникает неожиданно, и для их успешного преодоления необходимо быстро изменить характер поведения: те, кому это не удаётся, совершают ошибки. Марбе называл таких людей травматиками. Способность к быстрому переключению установок Марбе считал врождённым качеством: как рождаются талантливые музыканты, так рождаются и травматики — несчастливцы по природе, люди, с которыми всегда и везде будут происходить несчастные случаи. По мнению Марбе, такая фатальная предрасположенность к ошибкам и несчастным случаям не зависит от того, чем занимается человек. Это обобщение Марбе вызывает существенные возражения современных психологов, занимающихся проблемами безопасности труда. Повторяемость несчастных случаев у людей может быть вызвана многими, причинами: недоученностью, ненормальными условиями труда, плохим самочувствием или измененным эмоциональным состоянием. С точки зрения современной психологии следует признать, что способность человека к быстрому переключению установок влияет на его склонность к совершению ошибок. Однако эти качества ни в коей мере нельзя считать фатальными. Человек по своей природе является в высшей степени самоорганизующимся существом, способным преодолеть свои природные недостатки путём выработки различных компенсаторных механизмов, дополнительных навыков, воспитания характера и т. д. Но всё же те люди, у которых эти природные недостатки велики, должны трудиться лишь в определённых областях, где не требуется способность мгновенно реагировать на ситуацию и принимать оперативные решения. Изучением влияния индивидуальных качеств человека на его ошибки занимался и австрийский учёный Зигмунд Фрейд. Основополагающая предпосылка его теории: все психические проявления человека обусловлены его подсознанием, движимы инстинктами и в то же время ограничены социальными факторами. «Когда кто-нибудь из моих близких жалуется, что прикусил язык или прищемил палец, — писал Фрейд, — то, вместо того, чтобы проявить ожидаемое участие, я спрашиваю: зачем ты это сделал?» То есть случайная ошибка, по мнению Фрейда, оказывается проявлением каких-то внутренних побуждений человека. Сторонники теории психоанализа считали, что все ошибки человека, приводящие к несчастным случаям, нужно рассматривать как результат подсознательных устремлений человека извлечь из ошибки какую-то пользу для себя. Человек, сам того не подозревая, хочет бросить вызов тем, кто довёл его до такого состояния, т. е. он надеется через травму, через своё несчастье получить ту долю внимания, сочувствия, которых ему не достает. Фрейд расценивал ошибки людей, приводящие к тяжёлым несчастным случаям, как способ мщения человека тем, с кем он оказался в конфликте (руководителю, родителям), способ, который реализуется неосознанно, но преднамеренно. Наиболее современная теория, которая устанавливает связь между психофизиологическими качествами человека и его склонностью к совершению ошибок — это теория гештальпсихологии. Сама теория гештальт- психологии существует с начала XX века, но сегодня принят новый взгляд на эту теорию, который сформировался в 70-х годах XX века под руководством американского учёного Виткина. Сущность этой теории состоит в утверждении, что люди воспринимают не просто отдельные объекты окружающего мира, а целые комплексы, целостные образы — гештальты ( ge- stalt — образ (нем.). Именно эти образы определяют восприятие человека, его память, мышление. Особенности восприятия, преобразования этих образов зависят от индивидуальных психофизиологических качеств человека. Посредством целой серии сложных экспериментов, психологи доказали существование двух полярных стилей восприятия действительности:
1) поленезависимый стиль — способность адекватно воспринимать положение объекта, не зависимо от фона (от внешних факторов, окружающих объектов, положения своего тела в пространстве, мнения других людей);
2) полезависимый стиль — адекватность восприятия нарушается под воздействием фона или в связи с нарушением положения тела в пространстве.
Полезависимые люди хуже дифференцируют положение своего тела в пространстве, хуже управляют своим поведением, чаще предпринимают рискованные действия, более внушаемы, зависимы от группы. Американские психофизиологи экспериментально установили, что водители с полезависимым стилем восприятия окружающего мира более предрасположены к авариям, они хуже распределяют внимание, хуже чувствуют машину, медленнее реагируют на ситуацию и медленнее распознают дорожные знаки. Ещё одна теория, объясняющая влияние индивидуальных качеств человека на его ошибки, разработана советскими учёными — это теория индивидуального стиля деятельности. Суть этой теории заключается в следующем: устойчивые индивидуальные качества человека (главным образом, нервной системы) обуславливают формирование его индивидуального стиля деятельности. В работе этот стиль проявляется в закреплении определённых навыков, в типичных приёмах, способах осуществления действий. Эти приёмы и способы индивидуальны для каждого человека и складываются таким образом, что позволяют ему достигать хороших для себя результатов в работе. Например, индивидуальные особенности водителей отражаются на «стиле вождения».
Все рассмотренные выше теории связывали ошибки человека с его индивидуальными качествами. Однако существует целый ряд психологов, которые связывают появление ошибок человека с особенностями его деятельности, а не с его психофизиологическими качествами. Коротко рассмотрим несколько таких точек зрения.
1. Причина ошибок человека кроется в возникновении конфликта между возможностями субъекта и требованиями задачи, т. е. человек не может уложиться в те требования, которые предъявляет задача. Подобные конфликты могут проявляться при решении какой-то непосильной задачи, или когда параллельно с основной задачей появляется дополнительная, требующая срочных усилий и действий. Такая критическая ситуация ухудшает показатели деятельности человека.
2. Ошибки могут возникнуть из-за эмоциональных помех в деятельности, т. е. эмоции дезорганизуют процесс труда. Такая ситуация может возникнуть, например, если человек переживает за результат труда, или у него появляется страх, что он не сможет решить задачу, и т. д.
3. Ошибки в процессе труда могут являться случайным побочным продуктом человеческих устремлений к совершенствованию деятельности или к получению от неё большей выгоды.
Резюмируя взгляды и теории различных психологических школ на природу человеческих ошибок, можно заключить, что на этот вопрос в современной психологии нет однозначного ответа. Некоторые психологи делают акцент на недостатках индивидуальных психофизиологических качеств человека, а другие усматривают причину ошибок в усложнении самого процесса деятельности.

1.4. Факторы, усиливающие подверженность человека ошибкам

Независимо от природы ошибок, в процессе трудовой деятельности существуют факторы, которые могут увеличивать вероятность того, что с человеком может произойти несчастный случай. Факторы, устойчиво повышающие подверженность опасности
1. Функциональные изменения в нервной системе или других органах имеющие болезненный характер или близкое к нему состояние. Это такие патологические изменения, которые не вызывают полной нетрудоспособности человека, но воздействуют на поведение, повышая подверженность опасности (сердечно-сосудистые заболевания, сахарный диабет, бессонница). Желательно не допускать таких людей к работе с источниками повышенной опасности.
2. Различные изъяны органов чувств (плохое зрение, слух).
3. Нарушение связи между сенсорными и двигательными отделами нервной системы. В данном случае человек не способен быстро и точно реагировать не внешнее воздействие, воспринимаемое органами чувств. Такие функциональные нарушения часто играют главную роль в возникновении несчастных случаев. Эти нарушения можно компенсировать правильным распределением внимания, отработкой двигательных навыков, формированием двигательного автоматизма.
4. Дефекты, возникающие в координации движений. В повседневной жизни такие дефекты называются неловкостью. Мышцы, выполняющие те или иные движения, управляются из различных двигательных центров коры головного мозга. У многих людей деятельность этих центров протекает несогласованно, в результате чего возникают неловкие, ненужные движения. Таких людей не следует использовать на опасных участках работы.
5. Неуравновешенность эмоциональных процессов. Острые эмоциональные реакции человека на незначительные внешние раздражители усиливают его подверженность ошибкам и авариям. Вредное воздействие неуравновешенности эмоциональных реакций иногда сказывается косвенно, например в форме легкомыслия, необдуманности поступков, поспешности выполнения действия или, наоборот, в замедленном мышлении в критические ситуации.
Факторы, которые временно могут повышать подверженность опасности
Эти факторы появляются лишь в определённые периоды трудового процесса и влияют на поведение человека на протяжении короткого периода времени.
К таким факторам относятся:
1. Неопытность. Психологические исследования и жизненная практика показали, что с накоплением опыта, с увеличением стажа работы уменьшается число ошибок и, как правило, увеличивается безопасность труда. Хотя однозначной зависимости здесь не наблюдается.
2. Неуверенность. Этот фактор связан с появлением какой-то новой задачей, как только человек освоится с задачей, влияние этого фактора снижается.
3. Утомление в процессе труда. Утомление снижает интерес к работе и, как следствие, снижается внимание и работоспособность и возникает высокая вероятность ошибки или аварии. Правильное распределение трудовой нагрузки и чередование периодов труда и отдыха помогает уменьшить воздействие этого фактора.
В заключение ещё раз подчеркнём, что, несмотря на существование различных взглядов и теорий на причины происхождения и характер ошибок, все современные психологи связывают ошибки и несчастные случаи с психологическими особенностями человека, с так называемым «человеческим фактором».
Источник: Сафронова Е. Б. Психофизиологический отбор на профессию: курс лекций / Е. Б. Сафронова. — Екатеринбург : УрГУПС, 2018. — 88 с.

  • Дата публикации: 22.11.2020
  • Автор:
  • Должность: Студент
  • Учебное заведение: ФГБОУ ВО «НГПУ им. К. Минина»
  • Населённый пункт: Нижний Новгород



Пожаловаться!

Рецензии

Для данной публикации рецензий не найдено.

После оплаты Вам моментально предоставляется именное «Свидетельство о публикации» и «Справка о публикации материала в СМИ»В соответствии с пп. 36, 37 Приказа Минобрнауки РФ №276 «Об утверждении Порядка проведения аттестации педагогических работников» является подтверждением транслирования в педагогических коллективах опыта практических результатов своей профессиональной деятельности, в том числе экспериментальной и инновационной. установленного образца в печатном качестве, которые Вы можете приложить к портфолио и предъявить при прохождении аттестации.

Без оплаты доступно скачивание изображения Свидетельства в качестве, достаточном для просмотра (формат JPG, разрешение 434х614 пикселей).

После оплаты доступны к скачиванию документы в высоком качестве, в формате PDF, A4, 300 DPI.
Дополнительно печатный вариант документов защищается QR-кодом.

Даже без оплаты Вы можете разместить в социальных сетях изображение своего Свидетельства о публикации.

Поделитесь своими успехами с коллегами!

Свидетельство о публикации № 182337



Современный человек ежедневно решает задачи, связанные с оценкой и прогнозированием эффективности работы оборудования и сотрудников, а также насколько надежно взаимодействуют различные элементы производственного механизма. Благодаря научно-техническому прогрессу происходит все большее отдаление человека от орудий труда, человек становится управляющим органом системы производства. Это, в свою очередь, приводит к тому, что умственный труд начинает преобладать над физическим, а психика человека подвергается все большим нагрузкам.

Функциональное состояние организма сотрудника и его работоспособность постоянно испытывают нервно-психические перегрузки, вызванные деятельностью производства. Психологические факторы находятся в прямой зависимости с тем, как организована работа: насколько свободен сотрудник в принятии того или иного решения, как сильно он может влиять и управлять собственной рабочей обстановкой, каковы возможности выбора способов и сроков выполнения задачи и контроля над ней.

Организационная структура и взаимоотношения сотрудников, складывающиеся на производстве, являются наиболее мощными факторами, которые способствуют возникновению производственного психологического стресса. Нахождение человека в состоянии стресса приводит к нарушению им правил техники безопасности, пренебрежению средствами индивидуальной защиты, забыванию инструкций, тем самым является причиной возникновения чрезвычайной ситуации. Статистика говорит о том, что более 50 % аварий, возникающих на производстве, связаны преимущественно с человеческим фактором, а именно по причине того, что возрастает концентрация управляемой производительности в руках одного человека.

Выделяют причины общего порядка, которые приводят к росту травм на производстве, связанные с эволюцией человека. Развитие орудий труда привело к увеличению диапазона воздействий человека на внешний мир. Наряду с этим также произошло расширение круга ответных реакций окружающей среды. Если раньше индивидуальные физические возможности первобытного человека позволяли ему оказывать сопротивление опасностям, которые возникали в процессе трудовой деятельности, то теперь наблюдается существенная отсталость возможностей современного человека от величины увеличившейся опасности. Справедливости ради стоит отметить, что благодаря развитию производства в процессе разработки техники можно сделать ее менее опасной, создать средства защиты, которые бы соответствовали степени опасности, выбрать методы работы с учетом опасности и т. д., но все же опасность растет быстрее, чем противодействие человека ей. Многие авторы сходятся во мнении, что последствия чрезвычайных ситуаций и потери, которые они приносят, в настоящее время для человека являются более катастрофичными. Первобытный человек мог поплатиться за свою ошибку не столь большой ценой, как это обходится современному человеку [1].

Другой причиной является приспособление к комфорту и, как следствие, снижение адаптивных реакций к различным опасностям. Используя современное техническое оборудование, люди забывают о том, что это является источниками техногенных опасностей, и неправильная их эксплуатация только повышает риск их возникновения. Наряду с адаптацией к комфорту наблюдается и адаптация к нарушениям. Здесь значение имеют личностные качества, которые подталкивают нарушать правила, а также мотив получения небольших выгод от нарушений, которые сошли с рук.

Данные причины производственного травматизма и чрезвычайных ситуаций задают направление, которое ведет в сторону увеличения опасности труда и повышения числа случаев травм на производстве.

Кроме общих причин, существуют чисто индивидуальные факторы психологического рода, которые способствуют возникновению преднамеренных нарушений правил техники безопасности и увеличению числа несчастных случаев на производстве, что называется человеческим фактором или личностным подходом — это понимание как личности в целом, так и отдельных ее составляющих в совокупности с деятельностью. Иными словами изучение свойств личности, имеющих значение в профессиональной деятельности, сводится к рассмотрению их как формы деятельности, которая возникает под действием конкретных мотивов, нравственных ценностей и потребностей и направлена на решение задач значимых для человека. В профессионально трудовой деятельности ситуации сильного эмоционального напряжения (стресса) могут создаваться за счет динамичности событий, необходимости мгновенного принятия решений, рассогласования между собой индивидуальных особенностей, ритма и характера деятельности. К факторам, которые способствуют появлению опасности в данных ситуациях, можно отнести неполноту информации, ее разноречивость, избыточное многообразие или однообразность, количественная или качественная перегрузка работой, двойственные и нечеткие требования, критические условия или риск при принятии решения.

Причины возникновения травм и чрезвычайных ситуаций на производстве, обусловленные человеческим фактором, можно распределить по трем уровням [4]:

– Уровень индивидуума. Сюда можно отнести как психические, так и физиологические особенности организма, которые могут быть врожденными или приобретенными как временно, так и постоянно.

– Уровень микросоциума. Здесь речь идет об условиях труда, конфликтах в коллективе, неудовлетворительном инструктаже по безопасности труда, различных проблемах и т. п.

– Уровень социума. К данному уровню относится неполная осведомленность о профессиональных рисках и вытекающих из этого последствиях, недостатки в политике организации безопасности труда в конкретной области производства или регионе и т. п.

Разнообразные свойства личности, социальные обстоятельства и производственные условия труда являются основой для формирования психологических причин осознанного пренебрежения правилами безопасности на работе.

Каждое действие человека состоит из трех функциональных частей: мотивационной, ориентировочной и исполнительной. Если происходит нарушение в какой-либо из этих трех частей, тогда нарушается и действие в целом. Когда человек пренебрегает правилами и нарушает их, это может говорить о: нежелании выполнять правила, незнании как это осуществляется, или неспособности это осуществить. В связи с этим психологическая классификация причин возникновения ситуаций опасного характера включает три класса [7]:

  1. Нарушение мотивационной части действия. Выражается нежеланием выполнять конкретные действия. Нарушения в данной части действия могут быть как постоянными, так и временными. К постоянным можно отнести недооцененность человеком опасности, склонность к риску, отрицательное отношение к трудовым, техническим инструкциям, отсутствие стимулирования безопасного труда и т. д. К временным — нахождение в состоянии алкогольного опьянения, депрессии и т. д.
  2. Нарушение ориентировочной части действия. Выражается незнанием правил использования инженерных систем, правил безопасности труда и приемов их выполнения.
  3. Нарушение исполнительной части действия. Выражается невыполнением правил по причине того, что психические и физические возможности человека не соответствуют требованиям работы. Подобное несоответствие может быть как постоянным, так и временным. К постоянным можно отнести недостаточную координацию, низкую концентрацию внимания, существенную разницу между ростом сотрудника и габаритами обслуживаемого оборудования и т. п. К временным — состояние переутомления, пониженной трудоспособности, стресса, алкогольного опьянения и т. п.

Л. Я. Гимельштейн и Ю. М. Френкель выделяют следующие психологические причины нарушения правил безопасности труда [3]:

– Иллюзия безнаказанности. Существенное влияние этой причины на сотрудников наблюдается в случае, когда в безопасность производства вкладывается значительное количество денежных средств, тем самым обеспечивая высокие защитные свойства технической системы.

– Провоцирование нарушений. Здесь идет речь об осознанном или преднамеренном создании условий, которые вынуждают сотрудников нарушать правила безопасности во время ремонта, обслуживания и эксплуатации оборудования.

– Низкий уровень профессионализма. Проявлением этой причины является более частое совершение сотрудником ошибок, а также преднамеренное нарушение правил безопасности, чтобы сократить время выполнения какой-либо работы.

– Адаптация к опасности. Данная причина имеет место быть благодаря развитию техники и проникновению ее во все сферы жизнедеятельности, широкой демонстрации ее возможностей, приводящей к притуплению чувства страха перед техникой.

– Недостаточная информированность сотрудников о степени аварийности и травматизма. Значимость этой причины не мала в виду того, что полная осведомленность о степени производственного травматизма способствует снижению возможности воздействия опасностей на человека.

– Взаимозависимость и цена ошибки. Здесь идет речь о возрастающей взаимозависимости сотрудников друг от друга. В то же время цена ошибки тоже растет: увеличивается как число травм на производстве, так и материальные потери.

– Низкий уровень профотбора. Известно, что для каждой профессии необходимы те или иные психические и физические свойства. Одна профессия требует высокий уровень концентрации внимания, другая — ловкости. Иначе говоря, если врожденные и приобретенные свойства не располагают человека к той или иной профессии, то вероятность того, что данный человек травмируется, гораздо увеличивается. Кроме того, этот человек может травмировать не только себя, но и других [6].

Для того, чтобы повысить эффективность труда и снизить уровень травматизма на производстве, необходимо осуществлять оптимизацию производственных процессов. Одним из оптимизационных методов является использование системы «5С» бережливого производства. Данная технология включает 5 принципов организации рабочего места: сортировка, соблюдение порядка, содержание в чистоте, стандартизация и совершенствование [2].

Как известно, система «5С» призвана повышать производительность труда. Но вместе с тем, установившийся порядок делает труд гораздо безопаснее: минимизирует возможность получить травму по неосторожности, используя грязные или необработанные инструменты, уменьшает шанс пораниться, разыскивая инструмент в хаотично заваленном рабочем месте. Использование системы «5С» на производстве снижает уровень травматизма в 2,5 раза, повышает производительность на треть, улучшает качество продукции и изменяет отношение сотрудников к труду [5].

Также неотъемлемой частью повышения эффективности труда и снижения травматизма на производстве является сплочение коллектива и улучшение его микроклимата. К наиболее распространенным социально-психологическим методам сплочения коллектива можно отнести:

– различные тренинги, в том числе обсуждения, мозговой штурм, командный анализ сложных и конфликтных ситуаций;

– тимбилдинговые мероприятия с выездом на природу, прохождением различных испытаний;

– корпоративные мероприятия;

– спортивные командные мероприятия;

– организация творческих заданий, создание фотосессий и видеороликов и др.

Перечисленные мероприятия являются мощным инструментом создания коллективного взаимодействия, повышающим психологическую совместимость сотрудников и формирующим благоприятный микроклимат в коллективе. Данные социально-психологические методы способствуют:

– нормализации межличностных отношений, которые до этого были подвержены каким-либо конфликтам;

– выявлению талантов и способностей каждого сотрудника;

– научению благодаря общим усилиям достигать задач, которые поставило руководство.

Особое достоинство социально-психологических методов сплочения коллектива и улучшения его микроклимата — это доброжелательная, неформальная обстановка, которая способствует максимальному раскрытию собственного потенциала каждого сотрудника и направлению его в рабочее русло [8].

Таким образом, залогом эффективного предупреждения производственного травматизма является физическая и психологическая готовность сотрудников выполнять свои рабочие функции, обладание сотрудниками достаточным уровнем компетентности и осмысленного стремления к безопасному труду.

Литература:

  1. Ахтулова, Л. Н. Влияние динамического воздействия не человека-оператора транспортно-технологической машины / Л. Н. Ахтулова, Л. А. Иванова // Проблемы динамики и прочности исполнительных механизмов и машин: тез. докл. III Междунар. науч. конф., 10–16 сентября / АГТУ. — Астрахань. — 2007. — С. 105–106.
  2. Богачева, Е. А. Бережливое производство / Е. А. Богачева, Е. Н. Сочнева // Логистика — евразийский мост: материалы ХI Междунар. науч.-практ. конф. — 2016. — С. 307–313.
  3. Гимельштейн, Л. Я. Безопасность труда шахтеров. Человеческий фактор / Л. Я. Гимельштейн, Ю. М. Френкель. — Кемерово: Кемеровское книжное издательство, 1990. — 172 с.
  4. Иванова, Л. А. Безопасность жизнедеятельности в обеспечении качества производства / Л. Н. Ахтулова, Л. А. Иванова // Проблемы оценки и мотивации улучшения качества работы предприятий: межвуз. темат. сб. науч. тр. / ОмГУПС. — Омск. — 2011. — С. 51–54.
  5. Кане, М. М. Системы, методы и инструменты менеджмента качества: уч. пособ. / М. М. Кане, Б. В. Иванов, В. Н. Корешков и др. — СПб.: Питер, 2008. — 560 с.
  6. Матюхин, В. В. Значение профессионального отбора в обеспечении безопасности жизнедеятельности / В. В. Матюхин, О. И. Юшкова, А. С. Порошенко, Е. Г. Ямпольская // Безопасность жизнедеятельности. — 2006. — № 2. — С. 34–39.
  7. Никифоров, Г. С. Психология здоровья: учебник для вузов / под ред. Г. С. Никифорова. — СПб.: Питер, 2006. — 607 с.
  8. Стоянова, В. А. Оценка влияния организационной культуры предприятия на эффективность производственной деятельности / В. А. Стоянова // Менеджмент в России и за рубежом. — 2005. — № 1. — С. 3–9.

Основные термины (генерируются автоматически): причина, нарушение, производственный травматизм, производство, современный человек, алкогольное опьянение, безопасный труд, использование системы, первобытный человек, социально-психологический метод сплочения коллектива.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:

Интересное по теме:

  • Основные правила ошибки аргументации
  • Основные педагогические ошибки
  • Основные параметры утм ошибка получения данных
  • Основные ошибки эстафетного бега
  • Основные ошибки файловой системы характеристика и причины сбоев

  • 0 0 голоса
    Рейтинг статьи
    Подписаться
    Уведомить о
    guest

    0 комментариев
    Старые
    Новые Популярные
    Межтекстовые Отзывы
    Посмотреть все комментарии