Педагогические ошибки в работе с детьми.
Ошибка – это один из инструментов изучения мира. Педагогу, как и любому человеку присущи ошибки. Они могут носить разного рода характер, но педагогические ошибки, к сожалению, говорят о несформированной компетенции, состоящей из множества различных компетентностей. Современный стандарт педагога гласит что, одним из важных задач дошкольного образования являются хорошо подготовленные кадры, обладающие личностными и профессиональными характеристиками, владеющие педагогическим мастерством.
Почему же необходимо избегать ошибок в воспитании и обучении детей? Хотя бы потому, что задача педагога – создать из ребенка индивидуальную личность, со своим складом характера и ума.
Итак, что же такое педагогическая ошибка?
Педагогическая ошибка – это использование таких методов, приемов, форм работы, которые приводят к иному (отрицательному) результату в воспитании и обучении детей и противоречат общепринятым нормам кодекса этики педагога и общепринятым нормам общества.
Рассмотрим некоторые из них.
1. Отсутствие индивидуального подхода к детям. Многие педагоги мерят всех детей одной меркой, но это одна из наиболее типичных ошибок. Все дети индивидуальны! У каждого свой характер, поведение и многое другое, поэтому при проведении образовательной деятельности индивидуальные особенности ребенка необходимо учитывать обязательно.
2. Система поощрения и наказания. Эта тема самая актуальная и обсуждаемая среди педагогов, людей и даже СМИ. Каждый родитель ведет своего ребенка здоровым, с надежной, что образовательное пространство безопасно, что педагоги — это наставники ребенка во всех делах и их главные учителя. Поэтому с системой наказания нужно быть аккуратным, чтобы не нанести ребенку психологическую травму. Что касается поощрения, то здесь тоже возможны ошибки, которые приведут к неблагоприятному исходу дела.
3. «Побратимые» отношения с родителями. О, как ошибаются педагоги и воспитатели, когда начинают дружить с родителями своих подопечных! Как они не понимают, что эти дружеские отношения ведут к нарушению субординации и как следствие, к необратимым процессам против них самих же.
4. Несоблюдение культуры речи педагогом. Речь педагога – один из постулатов успешности в работе. Красивая, грамотно выстроенная речь воспитателя нравится детям и взрослым. От правильного произношения слов и предложений в речи зависит связная речь ребенка, его словарный запас слов и эстетическая окрашенность.
5. Громкий крик на детей. Конечно, понятно, что все мы люди и что это нормальный процесс на кого-то повысить голос, но в ДОО и в школе этот принцип является чуть ли не приступным, т.к. существуют равноправные отношения между педагогом и взрослым, а это говорит о том, что ребенок нуждается в объяснении ситуации.
Педагогическая ошибка – когда воспитатель неправильно использует метод или прием в работе с дошкольниками, что приводит к менее эффективным результатам воспитания и обучения. Чаще всего педагогические ошибки совершают из-за неопытности начинающие воспитатели. Однако ошибаться могут и педагоги со стажем.
Например, в младшей группе воспитатель ежедневно учит малышей мыть руки или одеваться на прогулку. В процессе этих режимных моментов она решает культурно-гигиенические задачи, формирует у детей навыки самообслуживания, воспитывает желание помогать товарищу. Однако часто можно наблюдать такую ситуацию: воспитатель сама одевает отстающего ребенка, чтобы быстрее собрать его на прогулку. Такими действиями педагог формирует у ребенка потребительское отношение, неумение и нежелание обслуживать себя. Казалось бы, мелочь, но в педагогике нет мелочей. Каждое действие или слово воспитателя влияет на ребенка, и важно, чтобы это влияние было положительным
Педагогические ошибки следует рассматривать как своеобразные педагогические задачи и обсуждать их с воспитателями.
Детальный анализ того, что неправильно сделала воспитатель, поможет ей обогатить свой педагогический опыт и совершенствовать профессиональное мастерство.
Когда старшие воспитатели, руководители ДОО сталкиваются с ошибками в работе педагогов, они должны не делать замечания, а вместе разбирать их и искать правильные решения. Ведь решить педагогическую задачу, подробно разобрать ситуацию – значит найти способ, как помочь воспитателю, какую дать методическую подсказку.
Педагогические ошибки надо разбирать индивидуально с каждым воспитателем и на методических мероприятиях в педагогическом коллективе. Когда воспитатели обсуждают ошибки коллективно, они предлагают разные варианты решений, учатся анализировать педагогический процесс, приходят к пониманию того, какие педагогические воздействия формируют те или иные качества личности ребенка. Благодаря этому в будущем воспитатели смогут контролировать свои действия и застрахуют себя от многих педагогических ошибок.
Примеры педагогических ошибок и инструкция, как их исправить
ОШИБКА № 1. «МОЛОЧНЫЕ РЕКИ КИСЕЛЬНЫЕ БЕРЕГА»
Девочка Настя разлила молочный кисель во время еды. Воспитатель резко отреагировала: «Настя, теперь ты осталась без напитка». В следующий раз ситуация повторилась. Воспитатель предположила, что девочка делает это специально, и в наказание заставила ее выпить две порции.
Как исправить:
Наказывать ребенка едой нельзя! Чтобы решить эту ситуацию,надо побеседовать с девочкой и выяснить, почему ей не нравится этот напиток. Потом нужно объяснить, что кисель полезный. Если ситуация не изменится, следует поговорить с мамой и решить, чем заменить напиток.
ОШИБКА № 2. «РАВНЯЙСЬ! СМИРНО»
На занятии воспитатель постоянно обращается к детям и делает всем замечание: «Сядьте ровненько!»/ В результате отвлекаются даже те дети, которые и так сидят правильно.
Как исправить:
Если воспитатель следит за осанкой детей, то замечание лучше делать адресно. Для этого нужно подойти и обратиться к конкретному ребенку: «Алеша, выпрями спину», «Саша ты очень низко наклонился, подними голову». Индивидуальные замечания следует делать тихим голосом. Чтобы дети учились самостоятельно контролировать свою позу за столом, выделите время в режиме дня и поговорите о правильной осанке и для чего ее нужно сохранять.
ОШИБКА № 3 «КАК УГОРЕЛЫЙ!»
Воспитатель: «Витя, что ты носишься, как угорелый? Сядь и посиди». Мальчик каждый день доводит воспитателя, но делает это не специально, а потому «что в нем энергии много, и она ищет выход».
Как исправить:
Постоянно «усаживать» подвижного ребенка нельзя. Выясните, почему он себя так ведет. Скорее всего, Витя – гиперактивный ребенок. Таких детей нужно переключать на другой вид деятельности (занятия лепкой, водные игры, любые мускульные движения). Это позволит ему выплеснуть избыток возбуждения или тревоги. Гиперактивность ребенка – это состояние,при котором возбудимость и активность превышают норму.
ОШИБКА № 4 «ПОСТОИШЬ В УГЛУ И ПОЙМЕШЬ!»
Воспитатель громко при всех детях сделала замечание Юре и наказала его за проступок: поставила в угол.
Как исправить:
Прежде чем наказывать ребенка, надо объяснить, в чем он не прав. И не всегда это надо делать при всех детях. Здесь важно соблюдать индивидуальный подход: одному достаточно объяснить, другому – поставить в пример товарища. Воспитатель должна приглядеться к каждому, увидеть индивидуальные особенности и с их учетом подбирать меры воздействия.
ОШИБКА № 5 «ЛЮБИМЧИК В ГРУППЕ»
Есть воспитатели, которые проявляют особое внимание к одним детям за счет невнимания к другим, т. е. выделяют в группе любимчиков. Они постоянно держат их в поле зрения, дают
важные поручения. Любимчики всегда ходят с воспитателем рядом на прогулке, в группе.
Как исправить:
Воспитателю следует воздерживаться от подобных проявлений. Все дети в группе должны получать одинаковое внимание и чувствовать себя полноценным участником образовательной деятельности. Воспитатель должен быть одинаково строг и добр со всеми детьми.
ОШИБКА № 6 «МЯМЛЯ»
Девочка Алена на занятиях по изобразительной деятельности всегда не успевает выполнить задание и плачет. Воспитатель: «Ну опять Алена не успела, что же ты такая мямля?»
Как исправить:
Такие характеристики и высказывания в адрес ребенка недопустимы! Если вы знаете, что девочка все делает медленно, надо помочь ей или предложить закончить работу в другое время. Обязательно найдите, за что можно похвалить ребенка. Не требуйте, чтобы все дети работали в одном темпе. Каждый ребенок работает в удобном для него темпе.
ОШИБКА № 7 «НЕВЫНОСИМЫЙ РЕБЕНОК!»
Вечером за Вовой пришла мама. Воспитатель спешит рассказать ей, как мальчик провел день в детском саду: «Ваш Вова невыносим, сегодня опять весь день задирался, а на зарядке толкал детей».
Как исправить:
Начинайте разговор с родителями с хороших новостей, постарайтесь найти то положительное, что есть у мальчика. Этот прием располагает к слушанию, например: «Вова мой помощник, трудолюбивый мальчик, но я хотела поговорить о…» Так вы настроите родителей на диалог.
ОШИБКА № 8 «НИКАКИХ УСПЕХОВ»
Бабушка Алеши поинтересовалась: «Какие успехи у мальчика в математике?». Воспитатель: «Совершенно никаких, он все делает не так, как я объясняю».
Как исправить:
Интерес ребенка к разным видам деятельности, его способности проявляются в дошкольном возрасте в позициях «нравится – не нравится», «хочу – не хочу». Задача воспитателя –наблюдать, к каким занятиям склонен ребенок, и сообщать об этом родителям. Однако надо вместе искать приемы, которые будут способствовать разностороннему развитию ребенка.
ОШИБКА № 9 «ТЫ ЛУЧШЕ, ЧЕМ ОН»
Воспитатель, наблюдая за работой двух дежурных, говорит: «Антон, Саша опять возится и всех задерживает, лучше сделай это ты».
Как исправить:
Дошкольники очень чутки к оценке, у них обострено чувство справедливости. Такие замечания нельзя делать, если вы знаете, что Саша медлительный и не уверен в себе. Нужно найти у него положительные стороны и чаще хвалить. Кроме того, необходимо распределять заранее обязанности так, чтобы ребенок чувствовал свою значимость. Лучше скажите: «Саша, вы будете убирать вместе с Антоном. Вместе у вас все хорошо получится, потому что ты старательный и выполняешь задание аккуратно, а Антон быстро. В паре работать легче».
ОШИБКА № 10 «ВИНОВАТЫ ОБА!»
Воспитатель наказала Сашу и Сережу за то, что они подрались, развела их по углам: «Будете стоять, пока не попросите прощения». Каждый из детей твердил только одно: «Он первый
начал». Через 15 минут воспитатель отпустила детей: «Ладно, идите играть и больше не деритесь!».
Как исправить:
Такое поведение воспитателя свидетельствует о том, что она не хочет разбираться в поступках детей и стремится быстрее исчерпать инцидент. Однако воспитатель обязательно
должна выяснить, из-за чего мальчики подрались, и провести с ними разъяснительную беседу. Если дети заслуживают наказания, воспитатель выбирает такое, чтобы оно не ущемляло
чувство их достоинства и было справедливо. Это важно, т. к.оценка детского поведения является субъективной и не всегда соответствует действительности.
ОШИБКА № 11 «СЕМЕРО ОДНОГО ЖДУТ»
Дети одеваются на прогулку, воспитатель говорит: «Пока не оденутся Вова и Марина, мы на прогулку не пойдем». Дети, которые быстро оделись, вынуждены ждать в помещении, им жарко, они начинают толкаться, баловаться. Сборы на прогулку занимают много времени.
Как исправить:
Собирайтесь с детьми на прогулку небольшими группами. Тех детей, которые медленно одеваются, отправьте первыми в раздевалку. На улицу тоже выходите группами:с первой группой – сами, с остальными – остается помощник воспитателя.
ОШИБКА № 12 «СМОТРИ, КАК НУЖНО СДЕЛАТЬ»
Часто воспитатели излишне опекают дошкольников, стараются все за них решить. Однако важно формировать у детей способность самостоятельно анализировать ту или иную про-
блемную ситуацию и находить правильный ответ. Как же это делать?
Как исправить:
Не спешите сразу давать совет или готовый ответ. Предложите детям: «Давайте подумаем вместе, как правильно поступить в этом случае?». Затем выделите, обозначьте ситуацию и обсудите с детьми варианты поведения. Предложите перечислить те нежелательные последствия, которые могут возникнуть. Так вы научите детей самостоятельно находить правильный ответ. Используйте в работе эффективный метод организации нормативных проектов. Обсуждайте с детьми разные ситуации и их возможные последствия, а затем все вместе формулируйте правила поведения.
Памятка для воспитателей «КАК ИЗБЕЖАТЬ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ОШИБОК В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ»
1.Всегда выясняйте причину очень активного или пассивного поведения ребенка. Предлагайте детям разные виды деятельности, чтобы активизировать и вовлечь в общую игру, занятие или успокоить.
2.Делайте замечания детям адресно и тихим голосом. Для этого подходите и обращайтесь к конкретному ребенку.
3.Прежде чем наказывать ребенка, объясните, в чем он не прав. Помните, что не всегда это надо делать при всех детях.
4.Будьте одинаково внимательны ко всем детям в группе, не выделяйте любимчиков. Все дети должны чувствовать себя полноценным участником образовательной деятельности.
5.Не допускайте обидные характеристики в адрес детей.
6.Не оставляйте без внимания конфликтные ситуации в группе. Выясняйте причины ссор детей и проводите с ними разъяснительные беседы.
7. Обязательно находите, за что похвалить детей.
8.Не требуйте, чтобы все дети работали в одном темпе.
9.Не сравнивайте детей друг с другом. Дошкольники очень чутки к оценке, у них обострено чувство справедливости.
1О.Не стремитесь всё делать за детей. Формируйте у них способность самостоятельно анализировать ту или иную ситуацию и находить правильное решение.
11.Наблюдайте за детьми, чтобы выявить их склонности к конкретным занятиям, и сообщайте об этом родителям.
12.Используйте методы и приемы, которые будут способствовать разностороннему развитию детей.
Ошибки — специфический компонент любой
человеческой деятельности.
Педагогическая деятельность не является
исключением и протекает отнюдь не
безошибочно. Совершение педагогических
ошибок — явление далеко не редкое.
Несмотря на то, что педагогические
ошибки нельзя рассматривать как
однозначное зло, при определенных
условиях они могут рассматриваться
как диалектический путь познания истины,
тем не менее последствия их, как правило,
болезненны, а иногда и драматичны для
детей.
Коварство педагогической ошибки состоит
в том, что факт ее совершения педагогом
осознается весьма редко. Это делает
процесс устранения ее последствий
малоэффективным, а извлечение опыта
из ошибочной деятельности невозможным.
Профессионально-педагогическая
ошибка — это непреднамеренная
неправильность конкретных процедур
образования, проявляющаяся в
несоответствии этих процедур общепринятым
эталонам профессиональной педагогической
деятельности.
С точки зрения личностно-деятельностного
подхода, все разнообразие педагогических
ошибок можно разделить на две большие
группы:
♦
ошибки стратегии профессионально-педагогической
деятельности и
♦ ошибки тактики профессионально-педагогической
деятельности (рис. 14).
Первая группа ошибок характеризуется
тем, что они совершаются на этапе
прогнозирования предстоящей педагогической
деятельности; ошибки второй группы
совершаются непосредственно в процессе
педагогического взаимодействия с
учащимися — это ошибочные действия,
поступки, реакции.
В первой группе выделим ошибки
целеполагания и ошибки планирования.
К ошибкам педагогического целеполагания
относятся следующие.
1. Неосознанность педагогом целесообразного
характера педагогической деятельности.
Любая деятельность носит целенаправленный
характер, однако цель может быть не
осознана субъектом деятельности, а это
неизбежно ведет к стихийности в
работе. В этом случае педагог строит
свою работу на основе невыявленных,
неопределенных, случайных целей, что
приводит к неудачам, низкой эффективности
образования как результата
педагогической деятельности.
2. Ошибки методики целеобразования. Это
нарушения, допускаемые педагогом в
логике построения, формулирования,
взаимодействия, соподчиненности целей
разных уровней. Причиной подобных ошибок
является непонимание значимости или
неумение педагога трансформировать
цели более высокого уровня обобщенности
в цели собственной практической
деятельности. Неумение интериоризировать
внешние (глобальные) цели образования
во внутренние (цели собственной
профессиональной деятельности)
проявляется в неграмотных, недиагностируемых
формулировках целей. Чтобы предупредить
совершение таких ошибок, необходимо
осознать, что специфика педагогической
деятельности требует от педагога
личностного принятия социальной
задачи общества, творческого понимания
целей и задач, умения учитывать интересы
ребенка и преобразовывать их при
разработке цели учебной деятельности.
Для этого необходима специальная работа
учителя по освоению методики
целеобразования.
3. Ошибки планирования педагогической
деятельности. Они тесно связаны с
ошибками целеполагания, поскольку
эти два процесса протекают синхронно.
Выделять их в отдельную группу имеет
смысл лишь для более глубокого
понимания этого процесса.
Итак, ошибки планирования чаще всего
являются следствием ошибочного
целеполагания. Во-первых, принятие
ошибочной цели ведет к разработке
ошибочных способов ее реализации, что,
естественно, повлечет за собой ошибочную
практическую деятельность учителя.
Во-вторых, неосознанность целей
педагогической деятельности приводит
к стихийному планированию. К примеру,
в практике деятельности учителей
нередко наблюдается парадоксальный
факт, когда учителя сначала разрабатывают
план урока, а потом подгоняют, можно
сказать, «притягивают за уши» задачи
этого урока. При таком подходе, безусловно,
становятся ясными сетования ряда
учителей на необходимость заниматься
ненужной работой по «украшательству»
поурочного плана расписыванием
воспитательных, обучающих и развивающих
задач. Бессмысленность подобного
формального подхода очевидна.
Но как же удается учителям создать план
урока, миновав этап целеполагающего
планирования? Сделать это несложно.
Стихийное планирование предполагает
ориентацию на стереотипы, клише,
предлагаемые методическими
разработками, или перенесение опыта
других в опыт собственной деятельности
без творческого осмысления, без учета
индивидуальных особенностей учащихся,
их реальных учебно-познавательных
возможностей и потребностей, собственных
профессиональных возможностей,
собственного стиля педагогической
деятельности, реальных условий
протекания образовательного процесса.
Негативные последствия стихийного
планирования настолько очевидны,
что их можно оставить без комментариев,
оговорив только, пожалуй, одно: стихийное
планирование влечет за собой
невозможность для педагога понять
причины собственных промахов и достижений
и, как следствие, — существенное
усложнение процесса совершенствования
педагогической деятельности. Иногда
стихийно спланированная педагогическая
деятельность приносит положительные
результаты, однако это означает лишь
то, что учитель случайно не ошибся или
интуитивно, подсознательно реализовал
процесс целеполагания и планирования
грамотно. Так, может быть, в случае
развитой педагогической интуиции
нет смысла в осознании целеполагания
и планирования?
Полагаем, что это не так. Во-первых,
деятельность педагога является
профессиональной и, следовательно,
требует отчета в своей результативности
не на уровне ощущений, а на основе
принятых в науке показателей и критериев.
Учащиеся (воспитанники) тоже должны
быть включены в процесс целеполагания
и планирования собственной
учебно-познавательной деятельности.
Образовательный процесс носит, как
известно, двусторонний характер и
поэтому невозможен без активности
самих учащихся (воспитанников).
Спектр ошибок в методике планирования
представлен, в свою очередь:
а) ошибками в оценке соподчиненности и
последовательности или комплексности
реализации целей с точки зрения
достижения главной цели деятельности
учителя;
б) ошибочными представлениями о реальной
педагогической ситуации;
в) рассогласованием системы запланированных
мер с задачами деятельности, главной
целью;
г) отсутствием критериев и показателей
успешности планируемой деятельности
или просчетами в их выборе или разработке;
д) невнесением своевременных корректив
в запланированное вследствие
догматического восприятия плана;
е) внесением в запланированное
необоснованных изменений или
изменений, выходящих за рамки компетенции
и функционала учителя.
Существует категория педагогов-авантюристов
(по меткому определению В.Н.
Сороки-Росинского), которые, конечно
же, из благих побуждений стремятся
испробовать в своей работе все, что
встречают нового и заслуживающего,
по их мнению, внимания. Подобные педагоги
склонны самовольно вносить изменения
в содержание и методику обучения,
стихийно экспериментировать, предъявляя
к учащимся требования, например,
пользоваться вместо учебника их
собственными разработками уроков или
другими учебниками. В понимании данной
группы педагогов это и есть
педагогическое творчество. Это, по
нашему мнению, — педагогический произвол,
осуществляемый вследствие ошибочного
понимания характера и сути педагогического
творчества.
К ошибкам второй группы относятся
ошибки организации педагогического
взаимодействия, педагогического
общения, запредельно-этические
ошибки.
Остановимся на краткой характеристике
ошибок организации педагогического
взаимодействия на примере одной из их
разновидностей — ошибок дидактического
взаимодействия.
К этой группе ошибок относятся:
а) ошибки в собственной преподавательской
деятельности в ходе предъявления
содержания преподаваемого предмета
(методические просчеты);
б) ошибки организации и руководства
учебно-познавательной деятельностью
детей (ошибки педагогического
менеджмента).
Ошибки в собственной преподавательской
деятельности (методические просчеты)
проявляются как непонятное объяснение
темы, ее бессистемное изложение,
усложненная наукообразная речь учителя,
недостаточная или избыточная
эмоциональность изложения содержания
учебного материала, раскрытие темы
наспех, нерациональное использование
времени урока, неумелое и нецелесообразное
использование технических средств
обучения, ошибки в реализации методов
обучения.
Каждой из перечисленных ошибок можно
посвятить отдельную статью, поскольку
последствия подобного рода настолько
значительны, что заслуживают отдельного
рассмотрения.
Ошибки организации и руководства
учебно-познавательной деятельностью
учащихся по их характеру мы квалифицируем
также как методические просчеты.
Выделение их в отдельную подгруппу
обусловлено лишь тем фактом, что первая
группа ошибок возникает в деятельности
преподавателя по отношению к преподаванию
предмета и опосредованно влияет на
учащихся. Другая же категория ошибок
непосредственно связана с влиянием на
детей в процессе обучения. Эти ошибки
вызывают эмоциональные поведенческие
реакции учащихся, часто конфликтного
характера.
В книге В.И. Журавлева «Основы педагогической
конфтиктологии» данные ошибки учителей
описаны с позиции учащихся, что дает
возможность учителям посмотреть на
себя «со стороны» непосредственных и
главных участников образовательного
процесса.
«К числу осознаваемых школьниками
промахов учителя на уроках относятся
разнообразные отступления от требований
к организации контроля знаний учащихся.
Их прямые замечания сводятся к следующему:
♦ несогласие с нетерпимостью учителей
к сверхпрограммным знаниям в ответах
при опросе на уроках, к отступлениям
учащихся от стандартных моделей ответов
на вопросы учителя;
♦ возражения подростков против того,
что на уроках некоторых учителей
оценку «2» ставят за неподготовленность
к занятиям без учета причин этого;
♦ протест против того, что их стыдят
или им читают длинные нотации за
слабые ответы.
Возмущение подростков также вызывают:
♦ контрольные работы, проводимые
внезапно, без предупреждения;
♦ крикливые реакции на ответы учащихся
невпопад, неприемлемость элементов
шутки учащихся при опросе на уроках,
нервные крики учителей в ответ на отказ
подростка отвечать на их вопросы;
♦ проверка того, что не было задано, и
др.
Репутация учителя падает из-за нервной
реакции на рассуждения подростков, что
данный предмет в жизни пригодится не
всем и многие могут обойтись без того,
на что в школе затрачивается столько
времени; из-за неумения распределять
темы равномерно, в результате чего в
конце четверти начинается спешка.
Раздражение у подростков возникает,
когда они видят, как на уроке педагог
занимается посторонними делами, заполняет
какие-то бланки, жует. Бывают случаи,
когда класс становится свидетелем
межпедагогических (между педагогами.
— Т.Ю.) нервных дебатов непосредственно
на уроке» с. 81)
Будущие педагоги могут поразмышлять,
и, возможно, дополнить этот далеко не
полный список ошибок, но поразмышлять
не отстраненно, а личностно, и продумать
индивидуальные способы предупреждения
подобных ошибок в собственной
деятельности.
Ошибки педагогического общения
Характеризуя эту группу ошибок, следует
напомнить, что неправильное педагогическое
общение рождает у детей страх,
неуверенность, ослабление внимания,
памяти, нарушение динамики речи и, как
следствие, появление у них стереотипных
высказываний. У учеников снижаются
мотивация к учению, самостоятельность
мышления, увеличивается конформность
поведения. Кроме того, у детей сравнительно
быстро формируется устойчиво негативное
отношение к такому учителю, нередко
переносимое затем на преподаваемый
им учебный предмет.
В этой группе особо выделим перцептивные
ошибки педагога и, прежде всего; ошибки
субъективного восприятия обучающихся,
воспитанников.
а) Ошибка функционального восприятия
ребенка. Педагог часто воспринимает
ребенка искаженно, сквозь «фильтр», к
примеру, учебной деятельности, выделяя
только этот аспект. Хороший ребенок —
это успешный, послушный ученик;
соответственно, плохой ученик
воспринимается им как плохой ребенок.
Потребностно-мотивационная сфера,
характер, нравственность, успехи во
внеурочной или внепредметной сфере
деятельности остаются, к сожалению,
вне сферы внимания педагога. Это
одностороннее, обедняющее восприятие
личности ребенка затрудняет как
общее развитие ученика, так и его учебную
успешность, воспринимается им как обида,
несправедливость.
б) Ошибка стереотипного восприятия
ученика.
В ходе профессиональной деятельности
у педагогов неминуемо формируются
стереотипные образы, например,
«отличника», «двоечника» «троечника».
Они вызывают у учителя «эффект
ожидания». От «двоечника» не ждут
правильных ответов. Даже если они
прозвучат, это будет объяснено
случайностью, незамеченным списыванием,
подсказкой. «Троечнику» по инерции
поставят тройку, даже если прогресс
в освоении учебного предмета неоспорим,
а вот «отличника» легко развратить
инерционным прощением невыученного
урока и прочими поблажками.
Очень плохо, когда сами дети сживаются
с пришедшим извне образом. Навешивание
ярлыков ведет к появлению «синдрома
отличника» или к стремлению поддерживать
имидж хулигана как единственно возможному
для ребенка способу выражения несогласия
с оценкой собственной учебной
несостоятельности и т.п. Учительские
симпатии и антипатии отравляют детскую
жизнь также вследствие
«эмоционально-эстетического стереотипного
восприятия». Подсознательно симпатичный
нам ребенок (отвечающий индивидуальным
эталонам физической красоты, обаяния,
культуры) авансируется учительским
расположением, которого лишается
его антипод. Налицо неравная ситуация
комфортности детей в образовательном
процессе, организуемся конкретным
учителем.
Как преодолеть подобного рода ошибки?
Прежде всего, следует общаться с детьми
не только в ситуации урока, что позволит
учителю «открыть» неизвестные ему
достоинства и недостатки ребенка.
Кроме этого, формировать в себе такое
качество, как умение принимать детей
такими, какие они есть, признавать
за ними право на их уникальность,
формировать толерантность (терпимость)
к их индивидуальности, постоянно
контролировать себя на предмет проявления
симпатий и антипатий к ребенку.
г) Ошибки проецирующего восприятия.
Людям свойственно наделять других
собственными достоинствами и
недостатками. Учителям необходимо
помнить, что проекции — всегда только
их проекции, а не истинный образ ребенка.
Педагог должен быть умелым исследователем
детского мира, знающим об опасности
проецирующего восприятия. Предупредить
данную ошибку можно следующим образом
(до конца избежать ее практически
невозможно) — формировать нравственную
культуру педагога. Если личность учителя
отвечает высоким требованиям нравственности
и профессионализма, то приписывание
даже не свойственных ребенку позитивных
проявлений может иметь положительный
эффект; если проецируются несвойственные
ему негативные проявления, то может
возникнуть эффект сбывающегося
пророчества.
Чем чаще педагог контактирует с ребенком,
тем больше он накапливает информации
о нем, о его личностном своеобразии,
тем меньше опасность впасть в ошибку
проецирующего восприятия.
д) Ошибка инерционного восприятия как
результат избыточной информации.
Тесные контакты с учеником притупляют
критичность восприятия, что ведет к
предвзятости и несправедливости со
стороны учителя. Как избежать этой
ошибки? Метод компетентных судей поможет
вам в этом, как, впрочем, и другие методы
психолого-педагогической диагностики
личности.
И, наконец.
е) Ошибки инфантильного восприятия,
являющиеся следствием нравственной
незрелости, низкой педагогической
культуры учителя. Инфантильное восприятие
— вариант «психологической защиты»
профессионально несостоятельных
учителей. Проявляется эта ошибка в
обвинении в своих просчетах не себя, а
своих учеников. Дети воспринимаются
таким педагогом как угроза собственному
благополучию: дерзкие и непослушные,
заносчивые, стремящиеся подорвать его
авторитет и т.д. Неважно, чем — тем, что
они демонстрируют более глубокие знания,
чем у учителя, или проявляют незнание
предмета, якобы доказывая некометентность
преподавателя. Иными словами, «врагами»
педагога могут стать как «знайки», так
и «незнайки», как «зазнайки», так и
«серые мышки». А с врагами принято
воевать. И учитель открывает «военные
действия»: придирки, унижения, обиды и
жалобы родителям и администрации,
стремление избавиться от самых
«беспокойных», перевести в другой класс,
а лучше — в другую школу и т.п.
Полагаем, что если учитель заметил в
себе отношение к детям как к угрозе
собственному профессиональному
благополучию, или это заметили другие,
есть смысл принять решение об уходе
из педагогической профессии (если
попытки повысить собственную самооценку
не за счет унижения детей быстрых
результатов не дают).
К коммуникативным ошибкам общения
относятся и создание коммуникативных
барьеров, препятствий для комфортного
и продуктивного общения учителя с
учениками (нарушение комфортной дистанции
общения — чрезмерное удаление от
ученика или приближение к нему, физические
барьеры, воздвигаемые между учителем
и классом, — учитель отгораживается
учительским столом, «прячется» за
ним как правило из-за боязни класса,
из-за боязни допустить фактическую
ошибку, оторвавшись от конспекта
урока и т.п.), демонстрация своего
превосходства перед детьми, запугивание
(например, фразой: «До экзамена осталось
мало времени, с вашими знаниями не
представляю, как вы их сдадите»),
заигрывание с классом, панибратство
с учащимися, чрезмерная строгость и пр.
Особо выделим группу так называемых
запредельно-этических ошибок. В
строгом смысле это даже не ошибки, а
реализованные педагогические
противопоказания, т.е. факты, случаи,
явления, заведомо приводящие к
отрицательному результату, о чем
педагогу, безусловно, известно.
Термин «запредельно-этические ошибки»
используется нами для обозначения
грубых антипедагогических форм поведения
педагогов в образовательном процессе
по причине их невоспитанности.
Бестактность, игнорирование правовых
норм человеческого взаимодействия
имеют место в ситуации иллюзии
безнаказанности, поскольку дети не
имеют возможности в полной мере защитить
свои права в образовательном процессе.
К таким педагогическим правонарушениям
с полным основанием можно отнести
оскорбления учителями учеников и их
родителей, рукоприкладство (любые
формы проявления физической агрессии),
насмешки, бестактные замечания по поводу
внешности и личной жизни учеников и
их родителей, дурные привычки и
пристрастия «педагогов».
З
апредельно-этические
ошибки совершаются далеко не большей
частью педагогов, но тот факт, что они
встречаются в реальной педагогической
действительности, не дает права их
замалчивать, а серьезность их последствий
диктует необходимость формирования к
ним нетерпимого отношения со стороны
как общественности (прежде всего
родителей), так и администрации
образовательного учреждения.
Существуют специфические причины
совершения педагогических ошибок,
обусловленные самим характером
педагогической деятельности (рис. 15).
К ним могут быть отнесены следующие
явления. Длительное пребывание педагога
в роли главной фигуры организации
жизнедеятельности детей формирует
привычку поучать и иллюзию владения
абсолютным знанием о том, что правильно,
а что нет. Это притупляет критичность
в оценке собственных позиций и действий,
формирует у педагога ложное представление
о собственной непогрешимости, восприятие
себя, своих поступков как единственно
верных. У учителя может сформироваться
ложное представление о Потере авторитета
в случае признания ошибки, отсюда —
отказ от коррекции своей деятельности.
Боязнь показаться некомпетентным
приводит к самообману по поводу
правильности действий в ошибочной
ситуации.
3. Может возникнуть боязнь самих ошибок,
которая происходит из ложного
представления об ошибке как проступке.
Вполне естественно не любить собственные
ошибки. Педагоги, как и все люди, ищут и
находят способы избежать столкновений
с негативными последствиями собственных
действий.
Рассмотрим способы избегания.
1. Баллистическое поведение. Педагог
как бы «выстреливает» свое решение,
как пушечное ядро, и мало заботится
о месте его приземления (поскольку после
выстрела на ядро уже нельзя повлиять).
Представление о необходимости принять
решение как таковое в этом случае —
главная задача. Приняв решение, можно
считать, что проблема решена, и убедить
себя в том, что это решение верное.
Подобное поведение дает педагогу
возможность сохранить иллюзию собственной
компетентности за счет того, что он не
учитывает последствия собственных
действий.
2. Атрибутирование своих ошибок
другим людям или обстоятельствам,
нежелание признавать их своими. «Я хотел
как лучше, но обстоятельства помешали».
Педагог начинает искать и как бы
находит эти обстоятельства. «Не я плохо
учу — ученики не способны хорошо учиться».
3. Превращение «плохо» в «хорошо» и
приписывание ошибочному решению или
действию важной роли. «Не было ошибкой
предложить детям нечетко сформулированное
домашнее задание. Это было сделано в
целях формирования у них умения
ориентироваться в ситуации неполной
информированности, которое весьма
пригодится в жизни».
Завершая разговор о педагогических
ошибках как специфическом компоненте
педагогической деятельности, следует
остановиться на общих рекомендациях
по их профилактике.
1. Проводите систематический анализ
собственных действий в процессе
профессиональной деятельности с позиции
«подвергаю сомнению правильность
содеянного». Сомневайтесь. Научитесь
смотреть на себя в процессе деятельности
глазами других людей. Поспорьте с
собственными мыслями. Ведите дневник,
записывайте свои мысли и пр.
2. Прогнозируйте последствия предполагаемых
решений, поступков.
3. Тщательно изучайте все дисциплины
учебного курса, в особенности педагогику
и психологию. Не переоценивайте свой
личный опыт, выстраивайте собственную
педагогическую деятельность, соотнося
ее с научными основами, а не с обыденными
представлениями или стереотипами.
4. «Коллекционируйте» свои ошибки.
Отнеситесь к ним как к ценности.
Проанализированная ошибка позволяет
не «наступать на грабли» многократно.
5. Не бойтесь вероятности совершения
ошибки, формируйте новые привычки
мышления. Страх не предупредит
совершение оплошности.
6. Оценивая сложившуюся учебную ситуацию,
формируйте готовность проанализировать
альтернативные пути ее решения.
7. Избегайте ошибочных обобщений («Я
пришла на семинарское занятие
недостаточно подготовленной и вышла
из затруднительного положения за счет
своей общей эрудиции, следовательно,
можно не готовиться тщательно к каждому
занятию»).
8. Избегайте подражания. Не принимайте
на веру умозаключения других людей,
даже ваших наставников-педагогов.
Будьте в меру критичны и самокритичны!
Не формируйте свое отношение к другим
людям (возможно, будущим коллегам)
на основании чужих выводов.
9. Избегайте преувеличений. Не делайте
«из мухи слона».
10.Не принимайте негативные реакции
людей, их неадекватное поведение как
желание причинить вам неудобство. В
основе такого поведения лежат собственные
проблемы людей и неумение их
конструктивно разрешать. Добросовестного
педагога характеризует стремление
свести к минимуму вероятность
совершения ошибки. Как субъект
педагогической деятельности он постоянно
решает разнообразные по содержанию и
степени сложности педагогические
задачи. Научить никогда не ошибаться в
их решении нельзя. Но можно и должно
формировать представления и умения
эффективного поведения педагога в
ситуациях реальной педагогической
действительности.
Вопросы и задания для самоконтроля
1. Дайте определение и раскройте сущность
педагогической деятельности.
2. Охарактеризуйте специфику педагогической
деятельности.
3. В чем состоят особенности деятельности
учителя сельской школы?
4. Что такое педагогическая мотивация
и каковы ее разновидности?
5. Назовите виды педагогической
деятельности и дайте их краткую
характеристику.
6. Перечислите функции педагогической
деятельности. Раскройте содержание
одной из них (по выбору).
7. Дайте определение понятия «стиль
педагогической деятельности».
Охарактеризуйте один из стилей (по
выбору).
8. Назовите и охарактеризуйте
педагогические умения.
9. В чем заключается профессиональная
компетентность педагога? Раскройте
ее структуру.
10. Дайте определение понятия
«профессиональная педагогическая
ошибка». Каково место педагогической
ошибки в структуре профессиональной
деятельности педагога?
11. Используя типологию профессиональных
педагогических ошибок, приведите пример
подобных явлений в своей школьной
жизни.
Литература для самостоятельного
изучения
1. Аминов Н.А. Психологический профотбор
на педагогические специальности. —
Ярославль, 1994.
2. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической
технологии. — М., 1989.
3. Давыдов В.В. Деятельность: теория,
методологии, проблемы. — М., 1990.-С. 151.
4. Зимняя И.А. Педагогическая психология:
Учеб. пособие.— Ростов-н/Д, 1997.
5. Климов Е.А. Индивидуальный стиль
деятельности в зависимости от
типологических свойств нервной, системы.
— Казань, 1989.
6. Коменский Я.А. Избр. пед. соч. — М.,
1955.
7. Леонтьев А.Н. Избр. психолог, произв.
В 2-х т. — М., 1983. — Т. 2. — С. 156.
8. Маркова А.К. Психология труда учителя.
— М., 1993.
9. Педагогика: Учебное пособие для
студентов педагогических вузов и
колледжей. Под ред. П.И. Пидкасистого. —
М., 1998.
10. Словарь-справочник по педагогике.
Автор-сост. В.А Мижери-ков. Под общ. ред.
П.И.Пидкасистого. — М., 2004.
11. Юзефавичус Т.А. Введение в профессию.
Курс лекций. — М., 2002.
Кандидат исторических наук, руководитель научно-исследовательского центра внедрения информационно-образовательных технологий при Армавирской государственной педагогической академии
Статей и постов в интернете о типичных ошибках учителя довольно много. Но большей частью они касаются вопросов психологии или форм общения. Я хочу остановиться на педагогических ошибках, вопросах организации и проведения учебного занятия.
Надеюсь, эта статья пригодится не только начинающим, но и опытным учителям. Ошибки перечисляются в хаотичном порядке, без ранжирования и расстановки по степени важности.
Итак, каких ошибок следует избегать учителю на уроке?
Ошибка 1. Когда вы задаёте вопрос классу и тут же даёте высказаться добровольцам
Ученики по своему темпераменту, по способностям запоминания довольно разные. Дайте возможность ученикам сначала подумать. Тогда и поднятых рук будет больше, и ответы учеников глубже.
Ошибка 2. Когда урок превращается в мультимедийное шоу
Мультимедиа всегда носит вспомогательный характер. Не нужно становиться заложником красивых слайдов и впечатляющих обучающих видеороликов. Мы теряем минуты драгоценного педагогического общения, внезапного «прозрения» учеников и познания ими нового.
Ошибка 3. Монотонный урок
Когда весь урок выдержан в одном темпе. Когда ученики выполняют всего лишь одну учебную задачу. Если темп урока низкий, то ученики если не уснут, то потеряют всякий интерес к занятию. Если весь урок выдержан только в высоком темпе, — гарантирована быстрая утомляемость учеников. Может утомить ребят и выполнение лишь одной учебной задачи в течение всего занятия.
Ошибка 4. Жёсткая привязанность к сценарию, план-конспекту
Зачастую возникают различные обстоятельства, которые требуют изменения алгоритма занятия:
- Низкая работоспособность класса после выполнения контрольной работы по другому учебному предмету.
- Нет электричества, а у вас главным на уроке является мультимедийное сопровождение.
- Вы пришли в класс, где проектор «дышит на ладан».
- Завис компьютер, а вы, забыв о классе, упорно ждёте, когда откроется необходимый файл.
Лучше отказаться полностью от такого сценария, чем быть обречённым на неудачу.
Ошибка 5. Ученики работают в группах без индивидуальной подотчетности
Учитель разбил класс на группы, в которых ученики не знают своих задач и обязанностей. Одни ученики быстро берут на себя функции лидеров, а другие выбирают на какую руку облокотиться и спать с открытыми глазами и умным видом.
Ошибка 6. Ученики не усвоили учебный материал
По ходу урока учитель так и не выяснил, понятен ли был новый учебный материал, понятно ли вообще, о чём идёт речь на уроке. С первых минут урока учитель не обратил внимание, знакомы ли ученикам термины и понятия, которые посыпались от учителя, как из рога изобилия.
Ошибка 7. Учитель даёт слишком длинные и слишком частые тесты
Контроль знаний, обратная связь, — это, конечно, хорошо. Но этим не стоит злоупотреблять. Вместо системы обучения, учебный процесс превращается в натаскивание.
Ошибка 8. Урок проходит без чётких учебный целей и задач
Тема урока не объявлена. А если даже объявлена, то ученики не получили соответствующих инструкций и учебных задач. Это провальный урок.
Ошибка 9. Учитель не обращает внимание на учеников
Урок-лекция в школе неприемлема. Отсутствие диалога на уроке — катастрофа. Отсутствующие взгляды учеников — катастрофа. Учитель не проверил готовность учеников к учебной работе.
Ошибка 10. Учитель ведёт урок по бумажке
Учитель не держит в голове план урока. Плохо владеет содержанием. Постоянно заглядывает в план-конспект. Даже ходит по классу со своей тетрадью или очень модными в последнее время планшетами для бумаг или даже с электронными планшетами. Читает содержимое слайдов. Ученики теряют доверие к такому учителю. Диалог с учениками становится натянутым и отрывочным. Слабеет обратная связь с классом.
Конечно, ошибок может быть и больше. Каждый из нас знает свои слабые стороны. Но главное не врать самому себе. Признаться, что провалившийся урок — это прежде всего, моя вина, а не поведение учеников или их недостаточные знания и способности.
Георгий Аствацатуров
Кандидат исторических наук, руководитель научно-исследовательского центра внедрения информационно-образовательных технологий при Армавирской государственной педагогической академии
Описание презентации по отдельным слайдам:
-
1 слайд
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ОШИБКИ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА
Выполнила студентка 4-4 группы
Алексеева Дарья -
2 слайд
Ошибки — специфический компонент любой человеческой деятельности.
Профессионально-педагогическая ошибка — это непреднамеренная неправильность конкретных процедур образования, проявляющаяся в несоответствии этих процедур общепринятым эталонам профессиональной педагогической деятельности. -
-
4 слайд
Классификация И.А Колесниковой
(доктор педагогических наук)
I. По степени осознанности: осознанные, или сознательно допускаемые и неосознаваемые заблуждения.
II. По причинам возникновения:
1) квалификационные или ошибки некомпетентности (допускаются по причинам незнания, неумения, неготовности к профессионально-педагогической деятельности) -
5 слайд
2) вынужденные ошибки (допускаются из-за отсутствия необходимых условий (временных, пространственных, материально-технических, социально-психологических и др.)
3) случайные ошибки или ошибки-упущения (допускаются по причинам нетипичного характера — торопливости, ситуативной усталости, забывчивости, отвлечения и т.п.); -
6 слайд
4) ошибки профессиональной деградации (допускаются исключительно по причинам деформации профессионального сознания и профессиональной позиции (нежелание качественно работать, профессиональная апатия, лень, синдром «эмоционального выгорания», профессиональная дезадаптация).
-
7 слайд
Профилактика педагогических ошибок
1. Систематически анализируйте собственные действия в процессе профессиональной деятельности с позиции «подвергаю сомнению правильность содеянного». Сомневайтесь. Научитесь смотреть на себя в процессе деятельности глазами других людей.
2. Прогнозируйте последствия предполагаемых решений
3. Не бойтесь вероятности совершения ошибки, формулируйте новые привычки мышления. Страх не предупредит оплошности.
4.Оценивая сложившуюся ситуацию, формируйте готовность проанализировать альтернативные пути её решения.
5.Если совершили ошибку, не опускайте руки. Постоянно повышайте свой теоретический уровень.
Учитель – это центр притяжения урока и король классной комнаты. Этот авторитет необходимо поддерживать. Мы составили список из 10 ошибок, которых лучше избегать, даже если у вас не самый лучший рабочий день.
10 апреля 2018
У всех учителей есть плохие дни, все учителя совершают ошибки. Это свойство людей! Мы не железные и держать себя в постоянном напряжение не только невозможно, но и просто вредно. Тем не менее, учитель – это одна из самых ответственных должностей в мире, и держать себя в глазах детей на высоком уровне – ваша задача.
Мы подготовили список из 10 вещей, которые не стоит делать на уроке. Он поможет вам не наступать на грабли, проверенные многими учителями, а также вернуть урок в нужное русло, если что-то вышло из-под контроля.
|
№ 1. Терять самообладаниеПотерять самообладание – это катастрофа. Кричать на класс (хотя, думаю, у каждого в памяти есть такой пример) – это катастрофа. Если бы мы отправились в Азию, где проявление сильных негативных эмоций – нонсенс, сорвавшегося учителя не ждало бы ничего хорошего. Да, у всех есть плохие дни, когда накопившаяся усталость дает о себе знать, а раздражение рвется наружу, но ваша задача – сохранить самообладание, бороться за него до последнего. Вы же не хотите, чтобы дети запомнили вас кричащим или плачущим? Так что, если вы чувствуете, что пар вот-вот начтет валить из ушей – на минуту выйдите из класса, абстрагируйтесь от ситуации или сосчитайте до ста. А дома посмотрите статью «Как успокоить нервы?» |
|
№ 2. Терять контрольОдна вещь, которую вы никогда не получите обратно, если потеряете, – это контроль. Не позволяйте школьникам какого бы возраста они ни были брать урок под свой контроль или ходить по классу (если того не подразумевает программа). Если урок станет неуправляемым – он перестанет быть уроком. Да, иногда школьник может чрезмерно возбудиться – громко кричать или спорить. Помните: даже если его ответы верны, никакого поощрения последовать не должно. Вам необходимо вернуть отличившегося персонажа в рамки приличия. Дети должны уважать вас. Если же вы слишком пассивны или не смогли установить границы, то в какой-то момент точно потеряете контроль. Есть очень простая стратегия, которая работает как с детьми, так и со взрослыми: договоритесь о знаках. Создайте сигнал, по которому класс будет понимать – действуют они или молчат. Некоторые популярные варианты: поднять руку, хлопнуть, махнуть рукой, призывая к тишине (куда лучше, чем кричать: «Ти-и-и-хо!»). Подобные сигналы работают благодаря эффекту домино: если им будут следовать несколько учеников, за ними повторят остальные. |
|
№ 3. Тонуть в кипах бумагиСлишком много бумаги – заданий, тестов, наглядных пособий – это не очень хорошая идея. Ученики должны принимать активное и вовлеченное участие в уроке. Вам нельзя держать их сидящими без дела, равно как и заставлять выполнять скучную работу – например, десятистраничное задание по грамматике. Традиционный и негативный формат советского урока, когда учитель в начале выдает: «Открываем 4 главу учебника, читаем и молча конспектируем до звонка» – это худшее, что может случиться с детьми и их мотивацией к учебе. Используйте доску, взаимодействуйте с детьми и никогда не полагайтесь на бумагу, выполняя свою работу! |
|
№ 4. ОбедатьКоллеги, вы удивитесь, но как много учителей приносят в класс свой обед! Это просто не соответствует ни образу учителя, ни статусу. Угощать детей в начальных классах или выпить чашку кофе на первом уроке – еще допустимо (хотя я не советую), но достать плов в баночке, пока класс пишет контрольную, – это уже из серии какого-нибудь Ералаша. |
|
№ 5. Не прикипать эмоциональноВ зависимости от обстоятельств, вы можете легко перейти на слишком эмоциональный уровень общения с вашими учениками. Я говорю про взаимопонимание и уровень «открытости». Да, это правда, что вы должны общаться с классом человечно, но будьте осторожны. Вы в первую очередь учитель, установите определенные границы, чтобы не слишком зацикливаться на проблемах учащихся. Вы можете помочь советом по личному делу, но во внеурочное время. Мне мои учителя очень помогали как с выбором профессии, так и с проблемами в подростковом возрасте, но делать это прямо в середине урока – нарушение личного пространства всего класса. Эксперты Национального ресурсного центра наставничества МЕНТОРИ («Рыбаков Фонд») советуют наставникам – взрослым людям, работающим с подростками, находящимся, например, в трудной жизненной ситуации, не «прикипать душой» к детям. Дело в том, что задача наставника и ваша как учителя – передать опыт, решить конкретную задачу, дать знания и навыки. Если вместо этого вы расчувствуетесь и будете смотреть на ситуацию не объективно, жалея ребенка, ничего хорошего из коммуникации не получится. Да, трудному подростку нужен рядом значимый взрослый, которого можно уважать, на кого можно будет опереться. Но опираются на твердую стену, отнюдь не на шатающуюся плакучую иву. |
|
№ 6. Все время сидетьЕсли вы один раз встали и прошли между вторым и третьим рядом – это не считается. Например, в той же Азии учитель должен стоять или ходить на протяжении всего урока. Я ни в коем случае не призываю к подобной практике. Просто стоит помнить: сидя слишком долго можно заработать профессиональную травму в виде болящих суставов или сосудов. Тем более, сидеть все 45 минут просто-напросто скучно и не позволяет вам взаимодействовать с классом. Физкультминутки хороши не только для учеников, они обязательны и для педагога |
|
№ 7. Некорректно шутитьЭто очевидно, что учитель никогда не должен издеваться над коллегами или высмеивать студентов. Но, увы, иногда то, что кажется безобидной шуткой или комментарием, может очень сильно ранить ребенка или уронить чувство собственного достоинства.
Показывайте студентам как их старший наставник, что смеяться можно – в жизни без этого никак, расскажите забавную и поучающую историю, научите их смеяться над самими собой. Но будьте осторожны, чтобы ваши шутки или сарказм не были нацелены на конкретных учеников и вредили ситуации в классе. |
|
№ 8. ОпаздыватьОпоздание – большая проблема всех школьников и студентов. Вам как учителю очень важно моделировать поведение, которое вы хотите получить в итоге, личным примером. Опаздывать редко или заскакивать в класс спустя 15 секунд после звонка – это не проблема. Задерживаться в классной комнате на минуту, забирая журнал и давая ученикам время собраться, – тоже не проблема. Но хроническое опоздание обязательно станет поводом для юных умов решить, что опоздание приемлемо и для них. Будьте пунктуальны, насколько возможно, и, опаздывая, обязательно приносите извинения студентам. |
|
№ 9. Следовать только за учебникомУчебник – это не истина в последней инстанции, это основа и помощь Вам как специалисту. Иногда учителя попадают в настоящую ловушку «обучаю всему только по учебнику». Это не только скучно и утомительно, это плохо для ваших детей. Школьники учатся, им необходима практика, взаимодействие и эксперименты. Если вы сосредоточитесь только на том, что диктует книга, не привлекая дополнительных материалов, – мотивация к образованию будет потеряна. Да, учебник представляет собой руководство и может предложить вам идеи о порядке тем и структуры урока. Но, пожалуйста, убедитесь, что вы подключаете свой собственный талант к процессу. На уроках истории больше источников! На уроках литературы – больше книг и иллюстраций! На физике и химии – опытов и видео! |
|
№ 10. Выбирать любимчиковЭто нормально, если у вас есть ваши любимые ученики, но только если вы не упрощаете им задачу и не поощряете так, как никого другого из класса. Просто убедитесь, что вы честны со всеми учениками вашего класса и уделяете каждому должное внимание и похвалу (детям она очень нужна, помните!). Если вы будете давать поблажки конкретным персонажам, это сорвет любую дисциплину и будет негативно влиять на динамику в классе. |