Конспект на интерактивный видео-урок
по предмету «Физическая культура» для «10» класса
Урок №32. Стойка на лопатках
Перечень вопросов, рассматриваемых в теме
В теоретической части представлены:
- значение стойки на лопатках;
- техника выполнения стойки на лопатках.
Урок посвящён освоению упражнения «стойка на лопатках». Рассматриваются его основные особенности и возможные ошибки в процессе выполнения.
Глоссарий
Берёзка – традиционное российское название стойки на лопатках.
Йога – совокупность различных духовных, психических и физических практик, нацеленных на управление психическими и физиологическими функциями организма.
Лопатка – кость пояса верхних конечностей, обеспечивающая сочленение плечевой кости с ключицей.
Мышца, поднимающая лопатку – мышца, которая поднимает лопатку, несколько поворачивая и смещая нижний угол лопатки в сторону позвоночного столба.
Сарвангасана – стойка на лопатках в хатха-йоге.
Свеча – традиционное европейское название стойки на лопатках.
Стойка – статичное положение.
Основная литература:
- Лях В.И. Физическая культура. 10–11 классы: учеб. для общеобразоват. учреждений; под ред. В. И. Ляха. – 7-е изд. – М.: Просвещение, 2012. – 237 с.
Дополнительная литература:
- Погадаев Г. И. Физическая культура. Базовый уровень. 10–11 кл.: учебник. – 2-е изд., стереотип. – М. : Дрофа, 2014. – 271, [1] с.
Интернет-ресурсы:
- Единое окно доступа к информационным ресурсам [Электронный ресурс]. М. 2005 – 2018. URL: http://window.edu.ru/ (дата обращения: 02.07.2018)
ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО ИЗУЧЕНИЯ
Стойка на лопатках – акробатический элемент, включенный в обязательную программу уроков физической культуры. Помимо этого, стойка на лопатках активно используется в тренировках легкоатлетами, гимнастами, борцами и многими другими.
Польза стойки на лопатках была отмечена нашими дальними предками. В глубокой древности она стала неотъемлемым элементом индийской йоги, где получила название «сарвангасана» и рекомендовалась как средство от усталости, перевозбуждения или плохого настроения. Считалось, что она приводит к общему омоложению всего организма. В европейской лечебной гимнастике это упражнение тоже было достаточно популярно. Из-за сходства внешнего вида оно получило название «свеча». Считалось, что оно значительно ускоряет восстановление всех тканей и систем организма. А у спортсменов дореволюционной России это упражнение получило тёплое и близкое сердцу название «берёзка», и его выполнение считалось необходимым для достижения хорошей осанки и стройности.
Наши предки во многом были правы. Выполнение данного элемента гимнастики несёт значительную пользу для здоровья. Регулярное выполнение стойки на лопатках помогает снизить нагрузку в системе кровообращения; восстановить проходимость и эластичность сосудов; улучшить подвижность позвоночника; укрепить связки и суставы. Благодаря перевернутому положению тела, улучшается насыщение внутренних органов кислородом, происходит обновление клеток и тканей тела. Стойка на лопатках – прекрасное средство для развития гибкости и тренировки основных групп мышечной системы человека: мышц шеи, ног, спины и пресса.
В то же время не стоит выполнять её необдуманно. Стойка на лопатках противопоказана при травмах любого отдела позвоночника, смещении межпозвоночных дисков, других заболеваниях спины. Не рекомендуется практиковать упражнение людям, склонным к гипертонии и сопутствующим ей заболеваниям сердца.
Стойка на лопатках, при всей кажущейся простоте, имеет достаточно сложную технику выполнения. Чтобы выполнить стойку на лопатках, нужно лечь так, чтобы лопатки были на краю мата, а голова — на полу. Таким образом, шея будет в безопасности. Нужно вытянуть прямые руки вдоль корпуса. С выдохом нужно поднять колени к груди и перекатом, без помощи рук увести стопы за голову. В конце переката, коснувшись пола лопатками, опереться руками в поясницу. Разогнуть ноги, выполнить стойку на лопатках. Туловище должно быть прямым, локти широко не разводить. Нужно следить за своим телом. Оно должно быть от плеч до стоп перпендикулярно полу и вытянуто вверх. Стопы должны быть сдвинуты вместе, а бёдра стремиться «завернуться» внутрь. Ладони на спине должны лежать так, чтобы большие пальцы были направлены в стороны, а остальные — к позвоночнику.
Здоровому человеку для достижения эффекта в этой позе рекомендуется оставаться не менее 30 секунд, со временем увеличивая продолжительность. При самостоятельных занятиях необходимо следить за самочувствием и в зависимости от него определять время выполнения.
Если стойку на лопатках не получается выполнить сразу, существуют специальные подводящие упражнения, которые позволят усвоить технику и облегчить выполнение.
При выполнении стойки на лопатках возможны ошибки. Наиболее характерны из них следующие: отсутствие строго вертикального положения тела, расслабление ног, сгибание в тазобедренных суставах, большое расстояние между локтями. Помните – при выполнении любого упражнения самое главное – соблюдение техники безопасности и сохранение здоровья!
ПРИМЕРЫ И РАЗБОР РЕШЕНИЯ ЗАДАНИЙ ТРЕНИРОВОЧНОГО МОДУЛЯ
1. Найдите слова по теме урока.
Решение:
Стойка – статичное положение.
Йога – совокупность различных духовных, психических и физических практик, нацеленных на управление психическими и физиологическими функциями организма.
Лопатка – кость пояса верхних конечностей, обеспечивающая сочленение плечевой кости с ключицей.
2. Расположите в правильном временном порядке последовательность действий при стойке на лопатках:
1. Разогнуть ноги.
2. Коснувшись пола лопатками, опереться руками в поясницу.
3. Поднять колени к груди и перекатом, без помощи рук увести стопы за голову.
Решение.
3, 2, 1
Разбор решения: Разогнуть ноги нужно в конце – значит это третий этап. Коснуться пола лопатками, опереться руками в поясницу на первом этапе невозможно. Значит, первым этапом будет «Поднять колени к груди и перекатом, без помощи рук увести стопы за голову».
«Стойке на лопатках».
№
Частные задачи
Учебный материал
I.
1. Проверить умение выполнять базовые элементы.
1. Группировка
сидя. Из положения сидя на мате согнуть ноги (ступни на полу, колени
слегка разведены), руками взяться за середину голени и сильно прижать ноги к
груди, опустив голову к коленям и прижав руки к туловищу (рис.1.).
2. Группировка
лежа на спине. Из положения лежа на спине согнуть ноги, взяться
руками за голени, подтянуть ноги к груди, наклонить голову вперед (рис. 2.).
3. Группировка
в приседе. В положении приседа взяться руками за середину голеней,
подтянуть ноги к груди, наклонить голову к коленям и прижать локти к
туловищу; сидеть на всей ступне.
4.
Перекат назад — вперед. Из исходного положения упор присев
легким толчком с одновременным захватом руками за середину голени
(группировка) сделать перекат на круглую спину, опуская при этом голову на грудь.
Перекат вперед осуществляется энергичным движением вперед плечами и ногами.
5. Из упора присев перекатом назад «полуберезка» (руки поддерживают спину, согнутые ноги коленями ко лбу, носки оттянуты). Учитель идет вдоль матов и делает нужные замечания. Затем подает команду: «Упор присев принять!» Ученики перекатом вперед в группировке приходят в упор присев. Учитель командует: «Встать, руки вверх, руки опустить!»
После необходимых замечаний упражнение повторяют еще 4 раза. Наиболее типичная ошибка — отклонение туловища от вертикали и округленная спина. В известной степени выпрямлению спины помогают правильно поставленные в упор руки: локти на матах не разводят слишком широко (чуть шире плеч), а ладони обратным хватом твердо поддерживают поясницу. Выпрямлению спины помогает и увеличение расстояния между лбом и приближаемыми к нему коленями.
6. Из упора присев перекат назад в группировке — «полуберезка»; педалирование ногами («велосипед»). Повторить 2 раза.
2. Развить необходимые физические качества.
1. И. П.- стойка на лопатках. Согнуть ноги,
выпрямить.
2. И. П.- то же, что упр. 1. Скрестные
движения ногами в боковой плоскости.
З. То же, что упр. 2, но скрестные
движения в лицевой плоскости.
4. И. П.- стойка на лопатках. Согнуть
ноги в коленях и коснуться пола за головой, в и. п.
5. И. п. — стойка на лопатках. Носками
коснуться пола за головой, в и. п.
6. И. П.- стойка на лопатках. Поворот
туловища и ног влево; то же — вправо.
7. И. П.- стойка на лопатках,
ноги врозь пошире. Коснуться носками разведенных ног пола справа и слева от
головы, в и. п.
8. И. П.- стойка на лопатках.
Носками обеих ног коснуться пола слева, в и. п.; то же, но справа, в и. п.
9. И. П.- стойка на лопатках.
Согнуть ноги и опереться ладонями о пол, пальцами к лопаткам у плеч, в и.п.
10. И., П.- стойка на лопатках.
Согнуть ноги, опереться коленями о пол за головой, опереться ладонями о пол,
пальцами к лопаткам у плеч, выпрямляя руки, перекат назад через голову или
плечо в упор присев на коленях, перекат вперед в положение лежа на спине,
ноги вперед.
11. И. П.- стойка на лопатках.
Носком правой (левой) прямой ноги коснуться пола за головой подальше,
согнуть ее и опереться коленом, голову наклонить к левому (правому) плечу,
перекат через правое (левое) плечо в упор на правом колене, левую ногу назад,
перекат вперед в стойку на лопатках.
3. Ознакомить учеников с техникой выполнения стойки на лопатках
Техника выполнения. Из упора присев, взявшись руками за
середину голени, выполнить перекат назад. В конце переката, коснувшись пола
лопатками, опереться руками в поясницу и разогнуть ноги, выполнить стойку на
лопатках. Туловище должно быть прямым, локти широко не разводить.
4. Проверить знания и условия техники выполнения стойки на лопатках
Выполнение стойки на лопатках. 1. Учитель демонстрирует переход из «полуберезки» до положения стойки на лопатках («березка») и указывает типичные ошибки: при выходе в «березку» спина опускается к матам, а ноги, образуя с ней угол, зависают над головой. Или руки, опираясь на мат широко расставленными локтями, всё же недостаточно прочно упираются в поясницу.
Надо учитывать, что не все младшие школьники из за малой гибкости в области поясницы (возрастные особенности!) могут выполнить «березку» с прямой спиной. И хотя требовать от всех школьников правильного выполнения упражнения рановато, им показывают эталон, к которому надо стремиться. Для этого вызывают ученика, выполняющего «березку» правильно. Учитель обращает внимание школьников на его оттянутые носки и на то, что туловище и поднятые ноги составляют прямую линию, перпендикулярную полу. Для наглядности учитель опускает от середины стопы вызванного для показа ученика веревочку с грузиком (можно скакалку или цепь от перекладины), которая, натянувшись, должна пройти вдоль его ног и туловища. Отклонение тела от вертикали считается ошибкой и в дальнейшем будет влиять на получаемую за выполнение «березки» оценку.
Затем ученики самостоятельно пробуют выполнить «березку» из удобного для них положения (чаще из положения лежа на спине). На самостоятельное опробование дается не более 1 мин., иначе дети начинают отвлекаться от занятий.
II.
Углубленное изучение. Проверить умения выполнениям в стандартных
условиях.
После комментариев учителя класс выполняет упражнение под его команду: Упор присев, голову на грудь! Круглая спина! Перекат назад «полуберезка»! Держать!» Учитель указывает ученикам на их ошибки и продолжает: «березка»! Держать!» Снова указывает на ошибки учеников. И последняя команда: «Упор присев принять! Встать, руки вверх, руки опустить!» Повторить 4 раза.
Учитель на примере одного из учеников демонстрирует способ помощи товарищу при выполнении им «березки». Школьник выполняет «полуберезку», затем «березку». Помогающий становится сзади и чуть сбоку от него. Придерживая обеими руками ноги исполнителя, помогающий подставляет под его спину свое колено, что не позволяет спине исполнителя опуститься к матам. Затем осторожно отводит ноги исполнителя назад и делает шаг в сторону. При такой помощи травмирование исполнителя невозможно: дальше допустимого для каждого ученика предела ноги назад не отклонятся — исполнитель просто опустится спиной на маты. Ученикам надо строго указать, чтобы они ни в коем случае не пытались подтянуть исполнителя за ноги вверх: во—первых, это им не удастся (о чем говорить ученикам не следует, чтобы у кого—то не появилось желание доказать обратное), а во—вторых, исполнитель теряет равновесие и падает на маты.
III.
Этап совершенствования:
1. Совершенствовать технику выполнения стойки на лопатках ;
2. Выполнение упражнения в усложненных условиях;
После объяснений ученики (двое на каждом мате) поочередно выполняют «березку» с помощью товарища. Девочки и мальчики занимаются раздельно. Учитель идет вдоль гимнастических дорожек, оказывая помощь и исправляя ошибки учеников. Чтобы не возникало споров, кто будет исполнителем, а кто помогающим, смена ролей происходит по команде учителя через 1 мин. Упражнение повторяют 2 раза.
1. Упор присев, «полуберезка», «березка», «полуберезка», «березка» — перекатом вперед в группировке упор присев, встать (2 раза).
2. Из упора присев пять перекатов назад — вперед («качалка») и по команде учителя выполнить березку. Перекатом вперед в группировке – упор присев. Встать, руки вверх, руки опустить (2 раза).
3. Упор присев, перекат назад — вперед до упора присев и перекатом назад «березка». Перекатом вперед в группировке упор присев. Встать, руки вверх, руки опустить (2 раза).
4. Упор присев, перекатом назад «полуберезка», «велосипед», «березка», «велосипед», «березка». Перекатом вперед в группировке упор присев, встать, руки вверх, руки опустить (2 раза).
Учитель подводит итоги выполнения акробатических упражнений и напоминает о необходимости выполнения домашних заданий.
Конспект физической культуре в 3 «Б» классе
Учитель : Чуркина Светлана Петровна
Место проведения: Спортивный зал
Тема урока: «Стойка на лопатках»
Цель урока: Показать детям привлекательность и доступность гимнастических упражнений, формирование у детей социальных навыков средством физического воспитания
Задачи урока:
Образовательная:
1.Совершенствовать технику выполнения упражнения «Стойка на лопатках».
Оздоровительная:
1. Содействовать общему укреплению организма и стимулировать функции дыхания.
Воспитательная:
1. Содействовать развитию координационных способностей.
2. Формировать умения самостоятельно выполнять упражнения;
3. Развивать воображение, внимание, фантазию, через подвижные игры.
Ресурсы: свисток, часы, гимнастические коврики.
Ход урока
Часть урока |
Содержание |
Дозировка |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
УУД |
Методические указания |
Вводная часть 7-10’ |
Построение в шеренгу. |
5мин |
Приветствует обучающихся, создаёт эмоциональный настрой, мотивирует их к уроку. |
Приветствуют учителя, настраиваются на урок. Отвечают на вопросы. |
Личностные: формирование потребности в занятиях ф. к. |
— За направляющим шагом марш — Класс, в одну шеренгу становись. — Равняйсь, смирно! — Здравствуйте, дети. Вольно. — Сегодня урок физкультуры проведу у вас я, меня зовут Ульяна Игоревна. — Ребята, а сейчас я загадаю вам загадку на тему нашего урока: Я приму упор «присев», Сгруппируюсь очень. На спине перекачусь И руками подержусь. Ноги вверх я подниму И носочки подниму. Вот такая у меня получилась стойка. Подскажите мне, друзья, Что за стойка у меня? -Сформулируйте цель урока. (Соверш-тьстойку на лопатках). -Сегодня на уроке мыс вами проведем разминкуи повторимкак правильно выполнять стойку на лопатках, а в конце урока поиграем в игры. |
Основная часть 10-15’ |
Ходьба в обход: Ходьба на носках, руки в стороны, ладонями вниз. Ходьба на пятках, руки к плечам. Перекаты с пятки на носок. Руки развести в стороны – «рисуем» кисточками малые круги, большие круги. Ходьба в полуприседе, руки за спину Прыжки в полном приседе. Бег: «Бегом марш». обычный приставными шагами правым боком приставными шагами левым боком с высоким подниманием колена «Достань ладошки»; с захлёстыванием голени назад Подскоки на левой ноге с круговым вращением руками вперёд. Подскоки на правой ноге с круговым вращением руками назад. Ходьба«Шагом марш». Упражнение на восстановление дыхания Построение класса в 3 колонны. Итог разминки. — Сейчас мы проведем комплекс общеразвивающих упражнений без предмета. I. И.П.–стойка ноги врозь, руки на пояс. 1 — наклон головы вперед, 2 — наклон головы вправо, 3— наклон головы влево, 4- И.П. II. И. П. – стойка, ноги врозь, руки вдоль туловища. 1 – поднять правое плечо, 2 – И.П. 3 – поднять левое плечо, 4 – И.П. 5 –6 круговое вращение назад плечами. 7 –8круговое вращение вперёд плечами. III. И.П. — основная стойка 1- подняться на носки, руки вверх 2 –опуститься в исходное положение, руки через стороны вниз IV.И.П.– стойка, ноги врозь, руки на пояс. 1 – наклон туловища вправо, 2 – И.П. 3 – наклон туловища влево, 4 – И.П. V.И.П.- стойка – врозь плеч руки внизу 1 – правая нога назад на носок,руки вверх, спину прогнуть, посмотреть на ладони 2 – вернуться в исходное положение VI.И. п.- стойка, руки в замок за головой 1 – 2 –поворот влево 3 — 4 – поворот вправо VII. И. П. –стойка, руки на пояс 1 – прыжки на двух ногах, 2 – прыжки на правой ноге, 3 – прыжки на двух ногах, 4 — прыжки на левой ноге. VIII.Ходьба на месте на носках с высоким подниманием бедра. Восстановление дыхания. Итог ОРУ. |
1 круг 1 круг 1 круг 1 круг 0,5 круга 0,5 круга 6 раз 1 круг 0,5 круга 0,5 круга 1 круг 1 круг 1 мин 1мин 1 мин 1 мин 6 раз 6 раз 6-8 раз 6-8 раз 6-8 раз 8 раз 8 раз 8 раз 8 раз |
Слежу за осанкой детей. Показываю все задания навстречу учащимся Слежу за четкостью выполнения моих команд. Показываю и объясняю, передвигаясь навстречу детям. Слежу за осанкой, спина прямая. |
Выполняют задания учителя. |
Коммуникативные: продуктивное взаимодействие при проведении разминки со сверстниками. Коммуникативные: взаимодействие с учителем во время ОРУ, умениевоспринимать объяснение педагога. |
— Класс, направо. За направляющим в колонну по одному шагом марш. Ходьба под счет 1,2,3. Начинается выполнение с команды «С заданием марш». Заканчивается: «Без задания марш». — Грудь вперед, спина прямая руки напряженны. — Плечи расправить, лопатки свести. Спину держать ровно. — Прыгаем. -Класс, бегом марш! На носочках, красиво. Темп медленный, соблюдаем дистанцию. -Класс, шагом марш. — На счет 1-2- носом глубокий вдох, руки через стороны вверх3-4- руки через стороны вниз-выдох. -А теперь каждый берет мяч. -Мяч нужно нести в левой руке у бедра. — Направляющий налево, в колонныпо 3марш. — Направляющий, на месте стой! Раз- два! — Направо. — На расстояние вытянутых рук разойдись. По точкам разомкнись. Начинается выполнение упражнения с команды «и. п. принять. Упражнение влево начинай». Зеркальный показ. Заканчивается: «… три, стой» И.П. принять Упражнение вправо начинай. Зеркальный показ. Слежу за выполнением упражнений. При наклонах колени не сгибать. Упражнения выполняются под счет. Слежу за правильностью выполнения упражнений, дисциплиной. Словесное поощрение отдельных учащихся. Поощрение всего класса. Ходьба в медленном темпе. Вдох — глубже, выдох — длиннее. — Мы с вами провели разминку. А теперь переходим к теме нашего урока: выполнение стойки на лопатках. Для этого нам понадобятся гимнастические коврики. Замыкающие дети, стоящие в колонне, передают по одному коврику впереди стоящему. |
10-15’ |
Выполнение стойки на лопатках. Цель: развить ловкость и внимание у обучающихся. Итог игры: дети научаться концентрировать внимание во время игры. Цель: развить внимание у обучающихся. Итог игры: дети научаться концентрировать внимание во время игры. |
10-15 мин 3 мин |
Показываю и объясняю. |
Повтор и закрепление детьми порядка действий при выполнении стойки на лопатках (дети называют). Выполняют задание учителя. Ответы детей. |
Разберём технику выполнения стойки на лопатках. Из группирования сидя перекатом назад , выполнить стойку на лопатках с согнутыми ногами, затем выпрямить ноги (носки оттянуть)
Отрабатываем выполнение стойки на лопатках.Сначала выполняем упражнение все вместе. Раз – в «упор присев», два — перекат на спину в группировке, три — ноги поднять вверх, выпрямить,четыре — развести, пять — свести, шесть — согнуть в коленях, семь — перекат, в исходное положение упор присев, восемь — красиво встать.Выполняем под счёт Исправляем ошибки. Далее, первая колонна выполняет упражнение, вторая и третья колонны смотрят за правильностью выполнения упражнения. Аналогично, выполняют упражнение вторая, затем третья колонны. Рассмотрим ошибки при выполнении стойки на лопатках. — Какие ошибки были допущены в выполнении данного упражнения? — Какие затруднения испытывали? — Убираем гимнастические коврики. — В одну колонну за направляющим «Шагом марш!» — Класс, в одну шеренгу становись. -А теперь давайте поиграем в игру, «Совушки» -В углу зала кладем обруч — «гнездо Совушки». Из играющих выбирается водящий — «Совушка», остальные — «полевые мышки». Совушка становится в гнезде, а мышки размещаются по всему залу у стен — «в норках». Учитель говорит: «День!» Все «мышки» выбегают на середину зала, бегают, припрыгивают. Совушка спит в гнезде. Учитель говорит: «Ночь!» Все мышки замирают на месте, а Совушка просыпается, вылетает на охоту и смотрит, кто из играющих шевелится. Если Совушка заметит, что кто-либо из мышей шелохнулся, она забирает его к себе в гнездо. По сигналу «День!» Совушка улетает к себе в гнездо, а непойманные мышки начинают бегать и резвиться до сигнала «Ночь!» Когда в гнезде окажется 3— 5 пойманных мышей, выбирается новая Совушка из непойманных. И так играют несколько раз. В заключение отмечаются ни разу не пойманные «мышки» и наиболее наблюдательная «Совушка», сумевшая быстрее других поймать «мышей» -Игра закончена. — Класс, в одну шеренгу становись. — А сейчас я предлагаю вам поиграть в игру. — «Назови животного» — Я буду бросать мяч, а вы должны бросить обратно и назвать животного. Сначала несколько раз повторить, затем играть. |
|
Заключительная часть 3-5’ |
Построение в шеренгу. Итоги урока.Рефлексия своих действий. |
3 мин |
Подведение итогов урока. |
Оценивают свою деятельность. Отвечают на вопрос. |
Личностные: умение оценивать свою деятельность. Коммуникативные: умение слушать, усваивать информацию. |
-Итак, ребята, вы все молодцы. — Вот наш урок с вами подошел к концу. — Чем сегодня на уроке мы занимались? — Что вам больше всего запомнилось или понравилось? — Оцените то, как вы сегодня поработали на уроке. Выйдите вперед те дети, которые довольны тем, как поработали на сегодняшнем уроке. — Сегодня на уроке вы принимали активное участие. Вы все большие молодцы. -Урок окончен. Напра-во (1,2) На выход из зала шагом марш! |
Самоанализ урока
по теме «Стойка на лопатках, коммуникативная игра «Мост»».
Дата проведения урока: 23.11.2021
Предмет: физическая культура.
Класс: 3-б
Раздел: гимнастика.
Тема урока: «Стойка на лопатках, коммуникативная игра «Мост»».
Тип урока: комбинированный.
Проводил: Чуркина С.П.
Урок проводился в 3 классе, присутствовало 25 человек
Перед проведением урока я подготовила:
— конспект урока (соответствует рабочему плану и программным требованиям данного возраста) по данной теме, в котором четко прописаны цели и задачи.
-спортивный зал,
-инвентарь, необходимый для проведения урока,
— обеспечила санитарно – гигиенические требования к месту занятия (проветрила помещение).
Подготовительная часть.
Проследила за своевременностью и организованностью урока. Урок начался по расписанию, все присутствующие на уроке были подготовлены к уроку, у всех была спортивная форма. Четко и доступно было изложение темы и задач урока. Акцент был сделан на то, что поставленные задачи взаимосвязаны с изученным ранее материалом.
После оглашения задач урока и инструктажа по технике безопасности на занятиях гимнастикой, приступили к повторению строевых упражнений. Строевые упражнения я использовала для организационного начала урока и для перехода к общеразвивающим упражнениям.
В подготовительной части урока использовала разновидности ходьбы и бега, в процессе которых были задействованы все группы мышц.
На данном этапе урока мной были использованы словесные и наглядные методы.
Основная часть.
При обучении гимнастическим упражнениям, в данном случае выполнение стойка на лопатках, я условно разделяю весь процесс обучения на три этапа, связанных между собой.
Основной задачей на начальном этапе является предварительное представление об изучаемом упражнении (стойке на лопатках). В первую очередь, я осуществляю показ стойки на лопатках. Также вместе со мной данный вид упражнения показывал наиболее подготовленный ученик Александр. Перед показом я сосредоточила внимание учащихся на компонентах техники с таким расчетом, чтобы во время демонстрации упражнения они знали, на что обратить внимание.
Второй этап заключается в правильном выборе наиболее эффективных методов обучения, а именно правильно подобранные подводящие упражнения (группировка).
Наряду с обучением гимнастическим упражнениям (стойка на лопатках) в основной части урока, передо мной стоит другая, не менее важная задача – развитие физических (двигательных) качеств – гибкости и координационных способностей, т.к. недопустимо изучать технику гимнастических упражнений без достаточного развития физических качеств
Очень важное значение для развития гибкости имеет количество упражнений, поэтому одни и те же упражнения мы повторяем с классов несколько раз.
Третий этап- этап закрепления и совершенствования упражнения.
На этом этапе использовался фронтальный, индивидуальный способ организации учащихся.
При выполнении задач обучающиеся совершенствовали навыки правильного выполнения стойки на лопатках.
В процессе проведения основной части урока мною были использованы основные принципы организации деятельности:
-
принцип опоры на индивидуальные особенности каждого ученика;
-
принцип целостности был применен при решении воспитательных задач, где поощрялись позитивные возможности каждого ученика;
-
принцип гуманных отношений — доброжелательный тон, взаимопонимание, содействие ученику в разрешении поставленной задачи.
Заключительная часть
Для заключительной части урока я выбрала подвижную игру «Стой!», в которую учащиеся всегда играют с большим удовольствием.
Важным моментом в заключительной части урока, я считаю, является домашнее задание. Посредством домашних заданий постепенно формируется привычка к систематическим занятиям, выполнение которых становится потребностью физического совершенствования.
Урок заканчивается организовано, учащиеся, убрав инвентарь, выстраиваются у одной из границ зала в одну шеренгу.
Учащиеся активно участвовали в уроке, чему во многом способствовала чёткость в организации работы групп, грамотный инструктаж, а также игровая форма проведения урока. В течение урока я следила за соблюдением техники безопасности, правильности выполнения упражнений, взаимопомощи.
На протяжении всего урока мною использовались методы стимулирования и мотивации. Стиль общения с учениками доверительный, построен на взаимном уважении. Учащиеся между собой проявляли находчивость, умение взаимодействовать в группах, проявлялся доверительный характер по отношению друг к другу.
При выполнении заданий прослеживается то, что обучающиеся получают удовлетворение в своих личностно-ориентированных потребностях, которые выражены в использовании полученных умений и навыков в пределах проведенного занятия.
При организации обеспечения учебного занятия мною грамотно было распределено время для всех этапов урока; правильно выбраны методы обучения; очень большое внимание было сосредоточено на соблюдение техники безопасности (во время ходьбы, бега, ОРУ соблюдения интервала, дистанции)
При решении оздоровительной задачи было уделено внимание на функциональное состояние обучающихся, сочетание нагрузки с отдыхом.
При решении воспитательной задачи я уделяла внимание на дисциплину, взаимодействие в коллективе при выполнении групповых упражнений (во время закрепления техники выполнения кувырков учащиеся работали в паре).
На протяжении всего урока осуществляла контроля по предупреждению и исправлению ошибок.
В содержание урока применялось достаточное разнообразие упражнений, с помощью которых были решены все поставленные задачи.
Класс, в котором проводился урок достаточно спортивно подготовленный, неоднократно занимал призовые места в школьных соревнованиям.
Ученики проявили себя, как дисциплинированный коллектив, все старались и показали хорошие результаты на уроке.
Очень важным для меня моментом является рефлексия. На сколько ученики усвоили материал урока, как они оценили свою работу, с какими трудностями столкнулись в процессе всех этапов урока – эти моменты очень важны для дальнейшего построения учебного процесса.
Урок способствовал общему развитию личности каждого школьника и детского коллектива в целом.
Считаю, что основные задачи, поставленные на уроке, достигнуты.
Техника и методика обучения «стойка на лопатках»
Техника выполнения. Из упора присев, взявшись руками за середину голени, выполнить перекат назад. В конце переката, коснувшись пола лопатками, опереться руками в поясницу и разогнуть ноги, выполнить стойку на лопатках. Туловище должно быть прямым, локти широко не разводить.
Подводящие упражнения:
- Из упора сидя сзади перекатом назад сгибая ноги стойка на лопатках согнув ноги. Выпрямить ноги, согнуть.
- Перекатом назад из упора присев стойка на лопатках. Скрестное движения в лицевой плоскости.
- То же, но скрестные движения в боковой плоскости.
- То же, повороты туловища и ног влево и вправо.
- Из стойки на лопатках с опорой руками о поясницу поочередно выпрямляя руки перейти в стойку на лопатках с опорой на пол.
Типичные ошибки:
- Сгибание в тазобедренных суставах.
- Тело отведено от вертикальной плоскости.
- Широко разведены локти.
Страховка и помощь:
Стоя сбоку у места опоры лопатками, одной рукой захватить за голень, предупреждая возможность опускания ног за голову. После выхода в стойку на лопатках дополнительно ( по мере необходимости ) поддерживать сзади за бедро, добиваясь более точного вертикального положения тела с вытянутыми носками.
Комплекс общеразвивающих упражнений:
1. И. П.- стойка на лопатках. Согнуть ноги, выпрямить.
2. И. П.- то же, что упр. 1. Скрестные движения ногами в боковой плоскости.
З. То же, что упр. 2, но скрестные движения в лицевой плоскости.
4. И. П.- стойка на лопатках. Согнуть ноги в коленях и коснуться пола за головой, в и. п.
5. И. п. — стойка на лопатках. Носками коснуться пола за головой, в и. п.
6. И. П.- стойка на лопатках. Поворот туловища и ног влево; то же — вправо.
7. И. П.- стойка на лопатках, ноги врозь пошире. Коснуться носками разведенных ног пола справа и слева от головы, в и. п.
8. И. П.- стойка на лопатках. Носками обеих ног коснуться пола слева, в и. п.; то же, но справа, в и. п.
9. И. П.- стойка на лопатках. Согнуть ноги и опереться ладонями о пол, пальцами к лопаткам у плеч, в и.п.
10. И., П.- стойка на лопатках. Согнуть ноги, опереться коленями о пол за головой, опереться ладонями о пол, пальцами к лопаткам у плеч, выпрямляя руки, перекат назад через голову или плечо в упор присев на коленях, перекат вперед в положение лежа на спине, ноги вперед.
11. И. П.- стойка на лопатках. Носком правой (левой) прямой ноги коснуться пола за головой подальше, согнуть ее и опереться коленом, голову наклонить к левому (правому) плечу, перекат через правое (левое) плечо в упор на правом колене, левую ногу назад, перекат вперед в стойку на лопатках.
Добавил:
Upload
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз:
Предмет:
Файл:
ChETVERTNOJ_PLAN_3_klass.docx
Скачиваний:
203
Добавлен:
28.03.2016
Размер:
75.95 Кб
Скачать
Модель
технической подготовленности:
А)
Образец техники
Из
упора присев выполнить перекат назад
в группировке. В момент касания пола
лопатками и затылком руки как можно
быстрее подставить под спину, пальцами
обхватить поясницу и зафиксировать
стойку на лопатках согнув ноги. Затем,
сохраняя устойчивое положение (равномерно
распределить тяжесть тела на затылок,
шею, лопатки и руки), разогнуть ноги
вверх.
Общая
двигательная задача:
Выполнить стойку на лопатках
Первая
фаза: перекат назад
Двигательная
задача фазы: Из упора присев выполнить
перекат назад в группировке.
Исходное
положение: упор присев
Основные |
Смысловые |
Требования |
Из положения |
Перекат назад |
Положение плотной |
Вторая
фаза: фаза фиксации
Двигательная
задача фазы:В момент касания пола
лопатками и затылком руки как можно
быстрее подставить под спину, пальцами
обхватить поясницу и зафиксировать
стойку на лопатках согнув ноги.
Основные |
Смысловые |
Требования |
В момент касания |
Ноги в согнутом |
Плечи лежат на |
Третья
фаза: фаза выпрямления ног
Двигательная
задача фазы: Сохраняя устойчивое
положение (равномерно распределить
тяжесть тела на затылок, шею, лопатки и
руки), разогнуть ноги вверх.
Основные |
Смысловые |
Требования |
Из положения |
Руки и туловище |
Ноги |
Б)
Условия практического применения
Стойка
на лопатках выполняется в физкультурном
зале на гимнастических матах. В последующем
стойка на лопатках станет элементом
гимнастических и акробатических
комбинаций.
В)
Показатели успешности обучения
(количественные или качественные)
Грубые
ошибки:
1.
Согнутое положение туловища
2.
Устойчивость в равновесии потеряна
3.
Ноги согнуты в тазобедренном или в
коленном суставе
4.
Отсутствие группировки при перекате
Значительные:
1.
Незначительное сгибание ног в тазобедренном
суставе
2.
Небольшое отклонение ног от вертикали
3.
Носки не оттянуты
4.
Широко разведены локти
Оценка
«5» — стойка на лопатках выполнена без
ошибок
Оценка
«4» — 1 значительная ошибка
Оценка
«3» — 2 значительные ошибки
N |
Частные задачи |
Средства и |
1 |
Сформировать |
С.: М.П.: Демонстрация |
2 |
Сформировать |
С.: М.П.. С.: М.П.: С.: М.П.: С.: М.П.: С.: М.П.: С.: М.П.: Учитель |
3 |
Повторить технику |
С.: М.П.: С.: М.П.: Каждый по |
4 |
Повторить технику |
С.: М.П. Каждый по |
5 |
Разучить технику |
С.: М.П.: С.: М.П.: В парах. Один |
6 |
Разучить выход |
С.: 1 2 М.П.: Упражнение |
7 |
Добиться выполнения |
С.: 1 2 – перекатом в |
8 |
Сформировать |
С.: 1 2 М.П.: Демонстрация |
9 |
Добиться |
С.: М.П.: учащиеся по |
10 |
Добиться слитного |
С.: М.П.: Многократное |
11 |
Проверить и |
С.: 1 2 3 М.П.: Показательные |
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #