Основные ошибки семейного воспитания

Основные ошибки семейного воспитания

Неправильные представления родителей о семейном образе жизни отрицательно сказывается на уровне воспитанности личности ребенка в целом. В жизни каждого человека родители играют большую и ответственную роль. Они дают первые образцы поведения. Ребенок подражает, стремится быть похожим на мать и отца.

На формирование личности подрастающего человека сильное влияние оказывает весь образ жизни семьи. И если отец и мать имеют о семейном образе жизни неправильные представления, если они не способствуют созданию педагогически целесообразного уклада жизни семьи, то это отрицательно сказывается не только на формировании отдельных качеств ребенка, а на уровне воспитанности личности ребенка в целом. В результате ошибок семейного воспитания формируется трудная личность ребенка, начинается конфликт ребенка в семье, в школе, в обществе.

Часто встречающимися ошибками являются:

на воспитание ребенка обращалось мало внимания;

отсутствие единых требований  и четкой линии воспитания (родители по-разному воспитывали детей);

слепая, неразумная любовь;

единственный ребенок является  чрезмерным центром внимания всех взрослых членов семьи;

у родителей было трудное детство, поэтому они считают, что детство их ребенка должно быть беззаботным, легким;

нетребовательность родителей к  детям;

чрезмерная строгость;

деление родителями детей на любимых и нелюбимых.

К ошибкам семейного воспитания можно отнести:

стремление родителей переложить заботы по воспитанию детей на учебные заведения;

отстранение детей от посильного домашнего труда;

ссоры родителей в присутствии детей;

вредные привычки родителей (алкоголизм, наркомания).

Отрицательное влияние допущенных ошибок родителями распространяется не только на учебные успехи, но и на нравственные качества ребенка, в том числе и на его общественную активность.

Характерные ошибки, которые допускаются родителями в воспитательном процессе:

1.Обещание больше не любить

Родители часто не довольны тем, что дети оспаривают любую просьбу. По их мнению, дети делают это назло, и призывать их к здравому смыслу бессмысленно. Угроза больше не любить ребёнка, как правило, быстро забывается. Дети прекрасно чувствуют фальшь.

Вывод: обманув, родители могут надолго потерять доверие ребенка.

2. Безразличие

 «Делай, что хочешь, мне все равно», — часто говорят родители, устав от капризов сына или дочери. Они не спорят, не ищут аргументы, не доказывают что-либо, считая, что незачем напрягаться и нервничать, так как ребенку пора учиться самому решать свои проблемы и готовиться к самостоятельной взрослой жизни. Но родители не должны показывать ребенку, что им все равно, чем он занимается. Почувствовав их безразличие, он немедленно начнет проверять, насколько оно «настоящее», причем проверка может заключаться в совершении изначально плохих поступков. Ребенок будет ждать, последует ли за проступком критика.

Вывод: Лучше вместо показного безразличия постараться наладить с ребенком дружеские отношения, даже если его поведение вовсе не нравится родителям. Можно сказать, например: «Знаешь, в этом вопросе я с тобой совершенно не согласен. Но хочу помочь, потому что люблю тебя. В любой момент, когда тебе понадобится помощь, можешь спросить у меня совета».

3. Слишком много строгости

Авторитарные родители требуют от ребенка беспрекословного подчинения и не считают, что должны ему объяснять причины своих указаний и запретов. Многие родители считают, что детям нельзя давать поблажек, иначе они окончательно сядут на шею. Они жестко контролируют все сферы жизни, причем могут это сделать и не вполне корректно. Дети в таких семьях обычно замыкаются и их общение с родителями нарушается. Ситуация осложняется, если высокая требовательность и контроль сочетаются с эмоционально холодным отношением к ребенку. Здесь неизбежна полная потеря  контакта.

Слишком строгое воспитание, основанное на принципах, не всегда понятных ребенку, напоминает дрессировку. В таких случаях ребенок будет беспрекословно выполнять все в присутствии родителей и сознательно забывать обо всех запретах, когда их нет рядом.

Вывод: Убеждение лучше чрезмерной строгости. При необходимости можно сказать ребенку: «Ты сейчас сделаешь так, как говорю я, а вечером мы спокойно все обсудим».

4.Детей надо баловать

Некоторым родителям приятно угадывать и исполнять любое желание своего чада. Но избалованным детям очень тяжело приходится в жизни. Если держать их под колпаком родительской любви, это может привести к множеству проблем.  Гиперопека –излишняя  забота о ребенке , приводит к пассивности, несостоятельности, трудностям в общении со сверстниками. Вследствие гиперопеки, он часто ощущает свою беспомощность и одиночество.

Вывод: «Попробуй-ка сделать это сам, а если не получится, я тебе с удовольствием помогу», – вот один из вариантов мудрого отношения к дочери или сыну.

5. Навязанная роль

«Мой ребенок – мой лучший друг»,- заявляют иногда родители. Для них ребенок – главное в жизни, с ним можно поговорить обо всем. Он понимает их, как настоящий взрослый. Действительно, дети – самое прекрасное что у нас есть. Однако это дети!

Вывод: У них должны  быть свои друзья, свои интересы, свои секреты. Да, дети, бывает, делают все, чтобы понравиться своим родителям, ведь папа и мама для них главнейшие люди на свете. Они даже готовы погрузиться в сложный мир взрослых. К сожалению, при этом их собственные проблемы так и остаются нерешенными.

6.Денежная

 «Больше денег – лучше воспитание»,- убеждены некоторые родители. Но любовь не купить за деньги. В семьях с невысоким достатком взрослые, бывает, делают все, чтобы ребенок ни в чем не нуждался. Родители не должны чувствовать угрызений совести, если не могут исполнить любое его желание. Любовь, ласка, совместные игры и проведенный вместе досуг для ребенка намного важнее содержимого кошелька родителей.

Вывод: Счастливым ребенка делают не деньги, а осознание того, что он для родителей самый-самый.

7.Наполеоновские планы

Мечта многих любящих родителей, особенно тех, кто в детстве был лишен возможности заниматься балетом, учиться игре на пианино или играть в теннис. Став родителями, они задались целью дать детям самое лучшее образование. Их не волнует, что ребенок этого не очень-то и хочет. Такие родители убеждены, что со временем дети оценят старания взрослых. К сожалению, так бывает далеко не всегда. Часто блестящее будущее в воображении взрослых разбивается о полное нежелание ребенка заниматься, например, музыкой. Он слушается взрослых, пока он маленький, но затем… С родителями, имеющими неадекватные ожидания, в подростковом возрасте обычно утрачивается духовная близость. Желая вырваться из клетки родительской любви, ребенок начинает выражать протест доступными ему способами – грубостью, уходом из дома и даже приемом наркотиков.

Вывод: Поэтому при заполнении дня ребенка нужными и полезными занятиями не стоит забывать и о его желаниях, оставляя время для личных дел.

8.Слишком мало ласки

Некоторые родители считают, что ласки в детском возрасте приведут в дальнейшем к проблемам в личной жизни, что, кроме объятий и поцелуев, есть более нужные и серьезные вещи.

Вывод: следует помнить, что дети любого возраста стремятся к ласке: она помогает им ощущать себя любимыми, придает уверенности в своих силах. Желание приласкаться должно исходить не только от родителей, но и от самого ребенка.

9.Ваше настроение

Родители часто срываются на детях при неприятностях в семье или на работе, думая, что это останется незамеченным детьми. Многие уверены, что в этом нет ничего страшного. Достаточно потом приласкать  или купить давно обещанную вещь – и все будет в порядке.

Когда взрослые, будучи в дурном расположении духа, запрещают что-то ребенку, а назавтра, когда настроение улучшилось, это же разрешают, он делает вывод: все равно, что и как я делаю, главное, какое у мамы настроение.

Вывод: если родители чувствуют, что себя не переделать, лучше заранее договориться с ребенком: «Когда у меня хорошее настроение, тебе не будет позволено делать все, что ты захочешь. А при плохом – постарайся быть ко мне снисходительным».

10.Слишком мало времени для воспитания ребенка

Ссылаясь на нехватку времени, родители уделяют мало внимания своему ребенку. В противном случае их чадо будет искать родственные души среди чужих людей и быстро отдалится от собственных родителей. Между ними вырастет стена непонимания, отчуждения, а может быть, и вражды. Разрушить такую стену бывает очень сложно.

Вывод: Даже если день родителей расписан по минутам, необходимо вечером найти хотя бы полчаса (здесь важнее качество), посидеть с ребенком, поговорить с ним, напомнить о том, что, несмотря на вашу занятость, ребенок всегда может рассчитывать на родительскую помощь и поддержку.

11. Еще одна распространенная ошибка семейного воспитания- это непоследовательность в воспитании.

Сегодня можно одно, завтра другое, а послезавтра – нельзя ни первое, ни второе. В результате у ребенка нет четких границ дозволенного, внутри которых он мог бы спокойно существовать.

Вывод: Такой подход подрывает основы основ – ощущение безопасности и доверие к миру. Устранение ошибок семейного воспитания:

Таким образом, для того, чтобы максимизировать положительные и свести к минимуму отрицательное влияние семьи на воспитание ребенка  и преодолеть типичные ошибки семейного воспитания,  родителям необходимо помнить общие внутрисемейные  психологические факторы, имеющие воспитательное значение:

1) принимать активное участие в жизни семьи;

2) всегда находить время , чтобы поговорить с ребенком;

3) интересоваться проблемами ребенка, вникать во все возникающие в его жизни сложности и помогать развивать свои умения и таланты;

4) уважать права ребенка на собственное мнение

5) не оказывать нажима на ребенка, помогая ему тем самым самостоятельно принимать решение

6) уметь сдерживать собственнические  инстинкты и относится к ребенку как к равноправному  партнеру, который просто пока что обладает меньшим жизненным опытом.

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение средняя общеобразовательная школа с. Николаевка муниципального района Стерлитамакский район Республики Башкортостан

Организация взаимодействия

школьной библиотеки с родителями

Большое внимание в настоящее время уделяется активизации читательской деятельности школьников в условиях школьных библиотек посредством работы с семьями учащихся. Возможности библиотеки, формирование заинтересованности родителей, использование специальных форм и методов работы способствуют возникновению у школьников интереса к самостоятельной читательской деятельности, создают атмосферу творческой заинтересованности чтением.  Взаимодействие с родителями должно быть в активе библиотечных методов приобщения детей к чтению.

Сотрудничество библиотеки и семьи

Задачи:

 -привлечь детей и родителей в библиотеку;

— повысить рейтинг книги в досуге семьи;

— дать представление родителям о творческих возможностях детей как читателей;

— способствовать совместному творчеству родителей и детей;

— показать родителям, – как хорошо, как замечательно может быть взрослому с детской книгой.

Одним из факторов проблемы детского чтения является воспитание в семье. Если чтение является важной частью жизни взрослых членов семьи, ребенок это улавливает и впитывает. Впечатления, полученные в детстве, остаются на всю жизнь и реализуются детьми уже в собственной семье.

Поэтому основой качественного образования является построение полноценных отношений между школой и родителями, под которыми мы понимаем такие отношения, которые удовлетворяют всех участников образовательного процесса. Наша школа для родителей всегда была открытой и доступной. Родители принимают активное участие в образовательном процессе и знают о том, чем живет библиотека.

С целью обновления и пополнения фонда школьной библиотеки ежегодно проводится акция «Подари книгу школе!». Ребята и родители приносят в библиотеку книги, которые они уже прочли, делятся с другими читателями школьной библиотеки. Таким образом, каждый ученик и его семья могут внести свой вклад в библиотечный фонд школы.

Взаимодействие педагога-библиотекаря, родителей и педагогов, понимание того, что сотрудничество приведет к положительному результату позволяет решить задачу привлечения ребенка к чтению.

Одной из главных задач школьной библиотеки является комплектование библиотечных фондов и обеспечение обучающихся необходимой литературой. Эта работа проводится совместно с учителями-предметниками, классными руководителями и администрацией школы.

Совместно с учителями-предметниками формируется заказ на учебные издания.

Для педагогов библиотекарь подбирает литературу по разным возрастным группам, совместно с классными руководителями и учителями-предметниками проводит литературные праздники, предметные Недели. План работы библиотеки составляется с учётом общешкольных мероприятий. Проводятся уроки и классные часы с применением информационных технологий.

Организация взаимодействия  школьной библиотеки с сельской библиотекой  Давно сложилось взаимодействие школьной библиотеки с сельским Домом культуры и сельской библиотекой.

Формы взаимодействия: работа в творческих группах по проведению общих мероприятий, библиотечные уроки, а также проведение Книжной недели. Совместное проведение праздников, юбилеев, концертов, вечеров способствует координации усилий и ресурсов.

Связь с сельской библиотекой даёт взаимовыгодный обмен информационными материалами.

К сожалению, это сотрудничество не имеет систематического характера и ограничивается совместным проведением отдельных мероприятий.

Алгоритм ведения мероприятия с родителями

Предварительный этап — создание условий для эффективного мероприятия.

• Необходимо оборудовать специальное место (отдельное помещение или специально отгороженное пространство). Мебель лучше располагать так, чтобы соблюдался принцип «на равных», «глаза в глаза»: два одинаковых кресла, разделенные журнальным столиком (1,5 м друг от друга); желательно неяркое освещение. Также там должны быть вешалка и зеркало.

• Предварительная договоренность о мероприятии

• Подготовка педагога к беседе: приготовить результаты диагностики, рисунки, работы по аппликации, ручному труду, тетради ребенка; аудио — видеозаписи наблюдений его деятельности.

Технология (правила) ведения мероприятия.

1. Приветствие. Цель: создать доброжелательную обстановку.

Встретить родителя, проводить в комнату предложить выбрать удобное место. Перед тем как начать беседу, можно пошутить, высказать свое мнение о погоде и т.д. Если раньше люди не встречались, происходит официальное знакомство: «Как ваше имя и отчество? Как вы хотите, чтобы я вас называла?»

В дальнейшей беседе необходимо каждый раз обращаться к человеку по имени. Это создает условия для индивидуализации контакта, как бы сближает людей.

В ходе разговора нужно обязательно учитывать культурные, национальные особенности человека, его образовательный уровень.

2. Мероприятие.

Во время мероприятия ведущий сидит на стуле, прислонившись к спинке, в удобной позе, голова немного наклонена вперед. Если инициатором мероприятия является педагог, то он начинает свое сообщение с положительных откликов о ребенке, затем переходит к цели и предмету разговора.

Для лучшего понимания собеседника рекомендуется, внимательно, но незаметно наблюдая за ним, подстраиваться под его позу, темп речи.

Полезно научиться использовать положительные «открытые» жесты для успешного общения с людьми и избавиться от жестов, несущих негативную окраску. Это поможет вам чувствовать себя уютно в обществе людей и сделает вас привлекательным для них.

Педагог должен проявлять эмпатию в разговоре (эмпатия — вхождение в душевный мир другого человека), что помогает объективнее оценить ситуацию и разобраться в ней.

В ходе мероприятия используется простой, доступный язык, желательно без оценочных фраз (случилось, беспокоит, произошло и т.д.) и без научных терминов.

Очень важно уметь держать паузу, чтобы собеседник смог разобраться в своем переживании, осмыслить сказанное.

Если вы «правильно» слушаете собеседника, то у него ослабевают отрицательные переживания, он начинает рассказывать о себе все больше и в результате сам «продвигается» в решении своей проблемы.

При ответе на вопрос собеседника иногда полезно повторить, как вы поняли то, что случилось, и «обозначить» его чувства.

В основе этих навыков общения лежат гуманистические принципы: уважение к личности собеседника, признание его права на собственные желания, чувства, ошибки, внимание к его заботам.

Во время диалога применяется технология обратной связи (повторение и обобщение сказанного). Это дает возможность человеку понять, как его воспринимает собеседник. При этом используются следующие вводные фразы:

  • Правильно ли я Вас понял?
  • Если я ошибусь, Вы меня поправьте.

У родителей есть право не соглашаться с педагогом. Если воспитатель чувствует такое сопротивление, он отмечает это: «Вам трудно принять… Вам не хочется согласиться …» Таким образом, педагог отказывается от стремления переориентировать собеседника и показывает свое желание в чем-то признать его правоту.

Не следует бояться отрицательного отношения родителей к результатам мероприятия. Главное — вызвать их интерес, переживания и понимание предмета разговора.

Дальнейшая совместная работа поможет достигнуть единого положительного решения.

3. Окончание мероприятия.

Заканчивая разговор, можно сделать комплимент собеседнику: «Вы умеете разбираться в ситуации», дать понять, что беседа была успешной. Можно порекомендовать встретиться со специалистом, почитать необходимую литературу, пригласить понаблюдать за ребенком в детском саду («Мастерская добрых дел», открытые занятия). Желательно договориться о повторной встрече.

Если беседа затягивается, можно посмотреть на часы и остановить разговор фразой: «А вот этот момент требует особого внимания. О нем мы поговорим в следующий раз. Сегодня наше время заканчивается. Спасибо, что пришли». После этого встать и проводить собеседника до дверей.

Логическая последовательность

  • Определяется тематика, и выбираются формы проведения встреч с родителями на основе их заявок и просьб, а так же с учётом данных о семьях воспитанников.
  • Определяются ответственные за подготовку и проведение мероприятия. Это могут быть учителя, педагог-психолог, педагог-библиотекарь, и др.
  • С родителями согласуются удобные для них дни проведения мероприятия.
  • Продумывается структура и содержание мероприятия: составляется план или подробный сценарий с использованием методов активизации родителей.
  • Подборка книг для выставки по теме мероприятия. Оформление книжной выставки.
  • Обеспечивается заблаговременное оповещение родителей о теме мероприятия и их подготовка к участию в ней.
  • Выясняется мнение родителей о пользе проведённого мероприятия в устном опросе, путём анкетирования и др.

Обращение к родителям:

I. 10 причин читать:

1. Семейное чтение обладает поистине уникальными свойствами, способными создать теплую атмосферу и успешную почву для развития личности ребенка. Не спешите оставлять детей один на один с книгой, пусть вам будет интересно втроем, вчетвером — всей семьей, большой и малой, положите свое сердце «у чтения», и тогда вас будет ожидать чудо.

— Если вы способны уделить детям такое внимание, они знают, что вы их любите.

— Чтение для детей делает из них читателей в будущем.

— Детские книги так хорошо написаны, что будут интересны даже для взрослых.

— Иллюстрации в книгах обогащают детей, способствуют их творческому развитию.

— Книги помогут вашим детям научиться размышлять фантазировать.

— До тех пор, пока дети учатся читать, они будут считать Вас волшебником, создающим магию из слов.

— Чтение вслух способствует развитию внимания у вашего ребенка.

— Вы создаете удивительные воспоминания о прекрасных семейных вечерах и о теплом общении с ребенком.

— Книги способны привить детям ценности, которые они пронесут через всю жизнь.

— Рано или поздно, вам обязательно скажут спасибо за умного и воспитанного ребенка.

Памятка для родителей.

Вы хотите, чтобы ваш ребенок читал? Учтите эти добрые советы, и ваши желания исполнятся.

1. Прививайте детям интерес к чтению с раннего детства.

2. Покупая книги, выбирайте яркие по оформлению и интересные по содержанию. Покупайте по возможности книги полюбившихся ребенку авторов, оформляйте личную библиотеку вашего сына или дочери.

3. Систематически читайте сами. Это формирует у ребенка привычку видеть в доме книгу всегда.

4. Обсуждайте прочитанную книгу в семье, даже если произведение вам не понравилось. Это способствует развитию вашей речи и речи нашего ребенка.

5. Рекомендуйте ребенку книгу своего детства, делитесь своими детскими впечатлениями от чтения той или иной книги, сопоставляйте ваши и его впечатления.

6. Чтение вслух помогает расширить словарный запас детей, а также развить у них умение слушать и сосредоточивать внимание. Чтение вслух сближает родителей и детей. Читают все по очереди. Время чтения — примерно 40-45 минут.

7. Прививайте навыки культурного и бережного обращения с книгой.

8. Совместное чтение — наиболее простой способ развития навыков чтения у детей. Рассматривание, обсуждение и чтение книг — важнейший момент, с помощью которого родители могут привить детям интерес к чтению.

9. Рисунки по мотивам любимых книг являются для ребенка одним из способов выражения своих впечатлений от произведений.

10. Попытайтесь вместе с ребенком сочинить собственное окончание произведения. Достоинством таких историй является более глубокое понимание прочитанной книги.

11. Дарите своему ребенку хорошие книги с дарственной надписью, добрыми и теплыми пожеланиями. Спустя годы это станет добрым и светлым напоминанием о родном доме, о его традициях, о дорогих и близких людях.

Система работы школьной библиотеки с родителями. Элементы системы

 1.     Диагностика детей и родителей для выявления интересов, увлечений и талантов и планирования дальнейшей работы.

2.     Планирование  для более эффективной организации работы с родителями. Информирование родителей о методической литературе по организации чтения детей и художественной детской литературы.

3.     Индивидуальная работа с родителями по решению проблемы детского чтения и развития активной читательской среды.

4.     Групповая работа: помощь в подборе материала, составление рекомендационных списков.

5.     Работа с родительским комитетом для совместной деятельности по организации общешкольных праздников, посвящённых книгам, чтению.

6.     Клубы семейного чтения.

7.     Библиотечная режиссура. Мероприятия, ориентированные на пробуждение интереса детей к книге при участии родителей: вечер семейного отдыха, день семейного общения, литературные споры, дискуссии, интеллектуальные игры. Обсуждаются примеры для подражания из жизни детей, книги, видеоматериалы, произведения искусства.

Основные требования  при работе библиотекаря с родителями

  • Доброжелательность.
  • Не конкурировать за право влияния на ребёнка.
  • Передать свой профессиональный опыт.
  • Опираться на положительный читательский опыт.
  • Завоёвывать доверие родителей к библиотеке.
  • Ориентировать родителей на чтение литературы детьми в соответствии с их возрастом.

Заведующая библиотекой

МАОУ «СОШ № 47 г.Челябинска»

Медведева Оксана Витальевна

1 квалификационная категория

Библиотека и семья.

Важный фактор, влияющий на результативность работы библиотеки по организации и руководству чтением детей, — ее содружество, контакты с семьей читателя.

В семье формируется личность ребенка, его изначальное отношение к различным вилам деятельности, в том числе и к чтению. Во многих семьях имеются книги и периодика для детей, но к сожалению таких семей все меньше и меньше… . Семья в определенной степени руководит чтением детей, в семье ребенок получает информацию о книгах (целенаправленно и случайно). Во многих случаях родители являются авторитетом для детей в выборе книг, в оценке прочитанного. Но родители обычно плохо информированы о детской литературе. Это приводит к тому, что они часто рекомендуют детям книги по воспоминаниям собственного детства, без учета социально-психологических особенностей современного ребенка. В результате чтение детей постепенно уходит из-под контроля родителей.

Степень некомпетентности родителей в вопросах детского чтения не зависит, как правило, от профессии и возраста родителей, культурно-бытового уровня жизни семьи. Часто это следствие слабой пропаганды среди родителей детской литературы.

Основой работы библиотеки с родителями юных читателей является изучение роли семьи в чтении детей. Для этого я, как библиотекарь, приглашаю родителей посетить библиотеку, беседую с ними о детском чтении, его особенностях, бываю на родительских собраниях, прошу их ответить письменно или устно, на такие вопросы: «Есть ли у ребенка личная библиотека? Сколько в ней книг? Какие газеты и журналы читаются детьми? Какие книги вызывают наибольший интерес у детей? Как Вы (родители) прививаете своим детям интерес к книге? Какие произведения читались вслух или обсуждались в семье? Рассказывает ли ребенок Вам о прочитанных книгах? Отведены ли в режиме дня школьника специальные часы для самостоятельного чтения? Как помогает чтение ребенку в его учебе? Какие положительные качества развивает у ребенка чтение? Интересно ли ребенку читать самому или интересней слушать?»

Из ответов видно, что если родители, владеющие определенными знаниями и опытом руководства чтением детей, и родители, испытывающие трудности в этом, недооценивающие роль книги в формировании личности ребенка. Ответы помогут увидеть роль семьи в руководстве чтением детей и определить пути работы с родителями в условиях библиотеки.

Я, как библиотекарь, знакомлю родителей с лучшей детской литературой, основами педагогики детского чтения, деятельностью и возможностями библиотеки. Важно привлечь родителей к активному содружеству с библиотекой в руководстве чтением их детей, формировании круга их чтения. Работа с родителями должна вестись дифференцированно, систематически на протяжении всех лет, когда ребенок и подросток пользуется библиотекой.

Формы этой работы у меня самые различные – от массовых до индивидуальных. Списки и обзоры книг я раздаю родителям, публикую в газете, которая выходит регулярно в библиотеке, опубликовываю на школьном сайте. Темы рассматриваются самые разные, например, «Воспитательная роль детской литературы», «Лучшие книги для детей разного возраста», «Где узнать о том, что читать детям», «Как руководить чтением в семье» и др.

Так же наша библиотека проводит специальные «Дни родителей», в программе которых – экскурсия по библиотеке, обзоры детских книг и литературы о руководстве детским чтением, беседы о путях взаимосвязи библиотеки и семьи, выступление отдельных родителей о том, как они руководят чтением своих детей. Обмен опытом и ответы на вопросы предусмотрены и на классных родительских собраниях. Так же в нашей библиотеке издаются памятки о том, как руководить чтением детей. Индивидуальные беседы проводятся, когда родители приходят вместе с ребенком записаться в библиотеку или обменять книгу. В ознакомительной беседе с родителями важно выяснить, Какие книги любит читать ребенок, какие книги есть в его домашней библиотеке, какое влияние оказывает семья на чтение ребенка. После такого разговора я рассказываю родителям о книжном фонде, выясняю, нужна ли им информация о детских книгах и литературе по руководству чтением, приглашаю на регулярные беседы о чтении ребенка и его организации.

Во время посещений библиотеки родителями я просматриваю вместе с ними формуляр читателя, записи бесед с ним, выясняю, что читает ребенок дома, рекомендую книги, расширяющие его кругозор, отвечаю на вопросы родителей. Например, как добиться, чтобы ребенок прочитывал книгу до конца, не пропуская лирические отступления, описания природы? Как помочь ребенку правильно расставить книги в его домашней библиотеке? Что дает семейное чтение для нравственного и эстетического воспитания ребенка и как их проводить? Как увлечь ребенка историческими повестями, поэзией, книгами о природе и животных? Как строить беседы с ребенком о прочитанном? Какие книги рекомендовать ребенку, чтобы он стал добрым, смелым, чтобы он полюбил труд? Как лучше организовать режим ребенка, чтобы у него было время для чтения? На все эти вопросы я стараюсь дать нужный ответ.

Важно рассказывать родителям о тех формах работы с книгой, которые могут быть использованы в семье, например, чтение вслух, беседа и т.д. У меня есть возможность, для отдельных родителей составлять индивидуальный план чтения книг.

Нужно всемерно привлекать родителей к участию в работе библиотеки. Например, во время первой беседы можно узнать их профессию, увлечения, чем они могли бы помочь библиотеке. Один, например, может выступить с сообщением на занятии кружка, другой – в клубе интересных встреч, третий – дать профессиональный совет, а может быть, и принять участие в оформлении библиотеки, создании сценариев праздников для учащихся школы. Такое сотрудничество полезно не только библиотеке, так как содействует повышению качества ее работы с читателями, но оно помогает также повышению роли семьи в руководстве чтением, поднимает престиж библиотеки в семье.

Хотя школьная библиотека априори библиотечным сообществом провозглашается “ядром” качественного образования в школе, более близкое знакомство с ее нынешним состоянием и деятельностью скорее вызывает обеспокоенность и наталкивает на мысли о неадекватности такой оценки.


Цифровизация — вызов, который наиболее остро встал не только перед бизнесом, но и перед образованием и библиотеками. В школьном образовании появился и проходит осмысление термин “цифровая школа”.  Предполагается, что он несет в себе содержательные изменения, связанные с формированием у школьников новых компетенций и навыков — уже связанных не только с чтением, но и с цифровыми технологиями. Разговоры о цифровой школе идут сегодня параллельно с разговорами о “цифровом образовательном пространстве”, под которым имеется в виду и интернет, как держатель, носитель, интегратор цифровой информации, и технические устройства — разные мобильные девайсы, с каждого из которых участники педагогического процесса могут входить в интернет, и собственно информация в виде различных цифровых объектов, имеющих общую информационно-коммуникационную природу (цифровые тексты, фото, видео, цифровое телевидение, цифровая связь, электронно-цифровая подпись, цифровой документ, пр.).

На этот вызов многим библиотекам школ, продолжающим работать по старинке, ориентируясь на развитие только читательских навыков школьников, ответить практически нечем… Но, являясь плоть от плоти школы и ее целей и задач, библиотека школы непременно должна найти ответ на поставленные вызовы и так или иначе вписаться в “цифровую” школу. Вопрос в том, КАК? Каким образом можно разрешить казалось бы неразрешимые проблемы?!

Проблема №1: “Университет” — на каждой ладошке, в каждом кармане
В старых постройках школ не предполагают открытого, достаточного и комфортного пространства под библиотеку. Библиотека в них все чаще становится малопривлекательным хранилищем учебников и старых стремительно ветшающих книг, а не опорой для поддержания эффективной современной деятельности с учащимися, родителями и учителями в едином цифровом пространстве школы.

Но юное поколение не унывает — они сами себе университеты — в каждом кармане, на каждой ладошке у них — мобильный гаджет со своим университетом — учебными курсами “в цифре”, познавательными видеороликами, электронными словарями и энциклопедиями, цифровыми библиотеками, пр.

Решение: ШИБЦ — в каждой школе
И как результат — в школах директора начинают задумываться над целесообразностью выделения отдельных помещений под нужды библиотеки. И правда, зачем? Ведь сегодня уже не действует широко распространенный принцип хорошей школы “Дайте мне библиотеку и я создам вокруг нее университет!” — “Университеты” сегодня в виде гаджетов — в каждом кармане школьников. Поэтому некоторые директора школ предлагают (и создают! часто на стороннее финансирование — гранты, пожертвования и пр.) библиотечно-информационные центры, медиацентры, культурно-просветительские центры и др. Скорее всего, правы авторы ФГОС, давшие определение современной школьной библиотеке — как “школьного информационно-библиотечного центра”, подчеркнув в нем появление (или необходимость появлений) новых форм услуг с включением нетрадиционных для них до цифровой эпохи средств и инструментов информации — цифровых, а также напоминание о новых педагогических технологиях (методах и форм учебной деятельности), естественным образом сопровождающих появление цифровых. Уходит из смысла библиотеки этот акцент — и все сразу забывают, что нужны какие-то перемены в школьных библиотеках, и можно продолжать все так же из пустого в порожнее перемалывать из-года в год одни и те же “слезливые” проблемы, и вновь искать виноватых в том, что ничего не меняется в плане улучшения ситуации в школьных библиотеках и у школьных библиотекарей…

Проблема №2: Одна ставка и “море“ обязанностей»
В школах сегодня одна единица (или полставки) сотрудника библиотеки. А учащихся классов — от мала до велика, от первого до десятого! А если в результате объединения у школы — два-три здания? А библиотекарь один и у него — огромное море обязанностей! Как ему суметь научиться носить “множество шляп”, — по образному выражению исследователей, подчеркнувших его профессиональную универсальность и многосторонность функционала библиотекаря. В итоге — хорошему библиотекарю грозит быстрое выгорание, появляется раздражение от навязывания все новых и новых функций — из-за множества видов работ, которые от него требуют. Но невозможно объять необъятное!

Решение: Библиотекарь ШИБЦ — “не один в поле воин” 
Прежде всего, он, библиотекарь или педагог-библиотекарь — не должен быть один, он должен быть одним из нескольких сотрудников школьного информационного библиотечного центра. Насколько это возможно? — Разбираясь в том, кто же конкретно в школе участвует в развитии и поддержке единого цифрового образовательное пространства, можно вспомнить вклад в формирование и наполнение цифровым контентом пространства школы кроме библиотекаря, работающего сегодня уже с цифровыми книгами и каталогами, и других сотрудников школы — системного администратора школы, руководителя видеостудии/ телецентра (цифровое видео) или кружка или студии юных журналистов, издающих школьной газеты (цифровое фото и тексты в цифре), координатора проектной деятельности или дистанционной лаборатории (проводящих работу с детьми в интернет, а значит, с применением цифровых технологий), и др. Всех этих работников школы объединяет общая коммуникационная природа организационных форм и цифровых средств, с которыми они работают, что позволяет задуматься над возможностью и необходимостью создавать, развивать и поддерживать единое цифровое образовательное пространство в тесном коллективном взаимодействии.
На мой взгляд, недопонимание этой общности уже привело к тому, что эти формы работы практически не связываются между собой в сознании педагогической общественности, что весьма затрудняет на сегодняшний день дальнейшее продвижение в этой области как в теории, так и на практике. В результате в школах существуют отдельные подразделения – компьютерные лаборатории, библиотеки, видеостудии, телецентры, ресурсные центры, фаблабы или коворкинги, радиоузлы и пр., чаще всего никак не взаимодействующие сегодня.

Проблема №3: Устаревшие формы взаимодействия с посетителями — учащимися и учителями-предметниками

Путь, который предлагается отовсюду сегодня библиотекам школ в основном пока связан только с реализацией социальных и культурно- досуговых программ — по вполне удавшемуся примеру центральных публичных библиотек. Деятельность ШБ до сих пор практически рассматривается только как развитие читательских навыков школьников через такие программы, при этом реально игнорируется важнейшая функция поддержки учебной работы и самоподготовки в школе. Она заявляется, но понимается, скорее, однобоко — через старые формы работы — выдачу учебников, рекомендательные списки в помощь урочной деятельности, организацию и проведение тематических, праздников, квестов, викторин с вопросами по книгам, библиотечными уроками по устаревшим программам (со все той же ББК, а вместо карточных каталогов и печатных словарей, справочников, энциклопедий — предлагаются к изучению электронные), что явно недостаточно для современных школьников.
Беда еще в том, что библиотекари школ не всегда ориентируются в пришедших в образование новых педагогических технологиях, связанных с применением цифрового контента и мобильных гаджетов, просто не интересуются ими (персонифицированное и адаптивное обучение, смешанное обучение, перевернутый класс, микроленинг, STEM, STEAM, др.), считая, что достаточно знаний, методов и форм продвижения книги и чтения к читателям-школьникам. Во многом из-за этого не происходит реального обновления форматов взаимодействия с читателями-школьниками и учителями-предметниками. А учителя-предметники на этом фоне демонстрируют значительно больше изменений, связанных с освоением возможностей цифровой эры — много и систематически учатся и переучиваются в сети и сетевых сообществах, развиваются в них, размещая вопросы к совместному обсуждению, проблемные посты, осваивая совместно с другими членами сообществ новые инструменты и сервисы, которые необходимы в процессе применения новых педтехнологий в учебном процессе. Этот разрыв между подготовкой к цифровой школе учителей-предметников и библиотекарей/ педагогов-библиотекарей все время увеличивается, влияя, в том числе, на отсутствие тесного сотрудничества между ними.

Решение: Систематическое сетевое обучение сотрудников ШИБЦ

Павел Лукша и ранее — Евгений Патаракин подсказывают нам, кроме цифровизации, еще один из важных сегодняшних трендов — “сетецентрированность общества”, утверждая, что именно в сетевых сообществах профессионалов происходит приобретение новых знаний и навыков, знаний новых педагогических и IT-технологий. С ними трудно не согласиться — Массовое и систематическое обучение библиотекарей школ — сервисам и инструментам для решения не только рутинных, но — творческих и образовательных задач сегодня происходит именно в сетевых сообществах — в “ВикиСибириаДе”, на “Педсовете.org”, в Nachalka.сom, в FB — группах “Современная библиотека”, «Школьная библиотека: Сегодня и завтра», и др. Но в педагогические сетевые сообщества, сообщества учителей-предметников библиотекари школ практически не заглядывают, а следовательно, важные вещи для понимания необходимости новых услуг в образовательном учреждении ими упускаются.

То, что библиотеки в школах сегодня находятся во многом в плачевном состоянии, а библиотекари, даже приобретя новый статус — педагога-библиотекаря, не облегчили себе жизнь, а лишь ее усложнили, приводит к выводу о необходимости по-новому взглянуть на библиотеку. Думаю, что рассматривать ее необходимо как структурное подразделение именно цифровой школы. Следует осознанно проводить в школе политику интегрального подхода к созданию единого информационного образовательного пространства школы, а соответственно, и к поддержанию его соответствующим, в чем-то универсальным персоналом, тесно взаимодействующим и дополняющим друг друга. А это вполне возможно именно в ШИБЦ (по сути) и в Библиотеке (по устоявшемуся исстари наименованию).

Школьная
библиотека и родители.

         
Сегодня много говорят о чтении. Заставить читать почти невозможно, чтением надо
увлечь! Сотрудничество школьной библиотеки и семьи – один из способов
приобщения ребёнка к чтению. Школьная библиотека старается помочь семье
вырастить ребёнка вдумчивым читателем, воспитывать ребёнка с помощью книги,
подчёркивая значимость книжной мудрости.

      
Чтобы пробудить интерес к чтению, школьной библиотекой создаются благоприятные
условия для сотрудничества между семьёй и школой. Сотрудничество начинается с
анализа информационных потребностей семей, затем начинается активное
предложение. Главный шаг в продвижении чтения – оригинальные книжные выставки.
В ходе выставочной деятельности предлагаются имеющиеся фонды и рекламируются
новые поступления книг. На абонементе выделены специализированные фонды: «Периодика
для семейного чтения», « Советы родителям». На полках выставлены книги для
семейного прочтения, материалы о воспитании в семье, подготовке детей к школе,
семейном творчестве.

        
Востребованы  памятки и рекомендации для родителей.

«Как
научить ребёнка любить книгу»


Начинать читать вслух с раннего возраста;


Читать по с ребенком очереди;


Собирать домашнюю детскую библиотеку;


Обязательно слушать, как малыш читает сам, он должен чувствовать интерес
старших;


После просмотра художественного или мультипликационного фильма предложить
прочесть книгу, по которой он снят;


Читать ребёнку перед сном;


Читайте сами, показывая пример своему ребёнку;


Посещайте с ребёнком регулярно книжный магазин и библиотеку;


Всегда хвалите ребёнка, если он читает.

         Взаимодействие
школьной библиотеки и семьи ведётся по многим направлениям и разными
категориями читателей: родители, дети, бабушки и дедушки. Эта деятельность
направлена на понимание того, что семья и школьная библиотека являются
союзниками в воспитании детей, в вопросах воспитания из любой сферы, особенно
психолого — педагогическому просвещению. Востребованы следующие темы: «Как
избежать стресс при сдаче экзамена?», «Здоровый образ жизни», «Культурные
ценности семьи». Родители принимают активное участие в
информационно-просветительских мероприятиях по молодёжным проблемам: «Вся
правда о наркотиках», «Экстремизм», «Безопасный интернет», на которые
приглашаются медицинские работники, психологи, работники правоохранительных
органов.

       Несомненно,
формирование человека читающего невозможно, если такой не является его семья.
Благодаря предлагаемым советам и рекомендациям родителям в выборе литературы
для домашнего чтения, наши дети становятся активными читателями. В конце
учебного года в школьной библиотеке проходит награждение самых активных
читателей. Число таких читателей с каждым годом становится всё больше.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:

Интересное по теме:

  • Основные ошибки при составлении штатного расписания
  • Основные ошибки при составлении резюме
  • Основные ошибки при составлении бизнес плана
  • Основные ошибки при составлении анкет
  • Основные ошибки при создании сайта

  • 0 0 голоса
    Рейтинг статьи
    Подписаться
    Уведомить о
    guest

    0 комментариев
    Старые
    Новые Популярные
    Межтекстовые Отзывы
    Посмотреть все комментарии