Форма
Штатное расписание можно вести по унифицированной форме — форма №Т-3, утвержденная постановлением Госкомстата от 05.01.2004 № 1. Или по форме, которая будет разработана самой организацией.
Если в компании применяется второй вариант, форму нужно утвердить. За образец в данном случае можно порекомендовать взять унифицированную форму и удалить ненужное/добавить необходимое.
Конечно, самостоятельно разработанная форма в работе может быть более удобна, а главное — она убережет компанию от ненужных объяснений с инспектором ГИТ (например, почему не заполнена та или иная графа).
Вывод: используя собственную форму, следует утвердить ее, а за образец можно взять унифицированную форму.
Утверждение
При разработке своей формы штатного расписания специалисты задаются вопросом о том, можно ли убрать гриф утверждения. Это и понятно: если его не будет, менять штатное расписание можно будет быстрее и проще. Но, к сожалению, подход «быстро и просто» может привести к нежелательным последствиям.
Судебная практика противоречива относительно признания штатного расписания локальным нормативным актом (далее — ЛНА). Мы советуем исходить из позиции, что штатное расписание — это ЛНА. А значит его необходимо утверждать.
Кто утверждает штатное расписание? Тот, кто имеет на это полномочия.
А это можно узнать из устава организации. Нередко все ЛНА в компании утверждаются генеральным директором, годами применяются в работе, а потом выясняется, что такое право, согласно уставу, было только у учредителя и, следовательно, они недействительны. Перед утверждением проверьте, кому дано право на утверждение ЛНА.
Вывод: штатное расписание должно утверждать уполномоченное на это лицо.
Новое штатное расписание и внесение изменений в него
Как правило утверждается новое штатное расписание приказом организации. Реквизиты приказы указываются в грифе «Утверждено» в унифицированной форме.
Внести изменение в уже имеющееся штатное расписание можно также приказом. Это применимо, если изменений не так много: например, когда меняют уровень заработной платы у одного работника или добавляют одну должность. Но если изменений значительное количество, проще утвердить новое штатное расписание.
В законодательстве не содержатся требования относительно того, с какой частотой нужно обновлять штатное расписание. Не будет ошибкой, если это делается 1 раз в год или 1 раз в месяц.
ТК установлено, что работодатель обеспечивает повышение уровня реального содержания заработной платы, то есть индексирует ее. И если установлено, что индексация проводится ежегодно, значит логично и утверждать новое штатное расписание ежегодно.
Вывод: для утверждения нового штатного расписания или внесения изменений в уже имеющееся штатное расписание используется приказ.
Состав
Поговорим о наименовании должностей. Требования к строгому наименованию определенных должностей есть только для тех, кому полагается досрочная пенсия или другие льготы (например, электрогазосварщик). В остальном работодатель свободен в выборе наименования должности.
Однако следует учесть ряд правил и для этих позиций. Например, не стоит использовать наименования на иностранном языке (актуально для ИТ сферы, порой тяжело подобрать аналог общеизвестному слову на английском).
Будьте осторожны при использовании двойных должностей. Например, распространенный вариант — водитель-экспедитор. Лучше использовать конкретное однозначное слово, а также оформить с работником совмещение. Таким образом секретарь в течение рабочего дня может совмещать обязанности по должности логиста.
Организации обязаны квотировать рабочие места для инвалидов.
Если компания подпадает под данное требование, а трудоустроенных инвалидов нет, то не быть вакансий в штатном расписании не может. А вот если компания прибегла к сокращению, то для исключения трудовых споров либо стоит избавиться от ненужных вакансий в штатном расписании, либо следует предлагать их сокращаемым.
Не первый год Роструд разъясняет про возможность указания диапазона заработной платы в штатном расписании, но порой все же подобные нарушения встречаются. Для минимизации возможных рисков лучше использовать строго закрепленный размер заработной платы для каждой позиции. Если все же у троих специалистов на одной позиции должны быть разные уровни дохода, это можно решить несколькими способами:
-
Надбавки. Например, за знание языка, владение определённым программным обеспечением и т.д.
-
Уровни мастерства. Например, инженер-разработчик 1 категории, 2 категории и т.д. или инженер-разработчик, ведущий инженер-разработчик и т.д. Но в этом случае важно иметь должностные инструкции, которые позволят доказать, что специалист на позиции ведущего разработчика получает на 10 000 рублей больше, потому что он выполняет более сложные или ответственные операции.
Тема оформления кадровых документов необъятна, что заставляет погрузиться в пучину требований, судебных решений, разъяснений госорганов и применяемой практики.
Не всегда получается учесть все нюансы или самостоятельно разобраться в сложных вопросах, а оформление штатного расписание — это действительно сложный и ответственный процесс.
Приходите к команде СберРешений за советом — мы всегда будем рады подсказать Вам как лучше сделать или проверить уже имеющийся документ на соответствие трудовому законодательству.
Автор: Алина Воронина, эксперт-методолог СберРешений
Реклама: АО «Интеркомп», ИНН: 7709688816, erid: LjN8JwJeo
- /
22.10.2020 (проверено на актуальность 21.07.2023)
Штатное расписание: как составить, ошибки, образец
Грецкая Дарья, заместитель генерального директора
Штатное расписание (далее по тексту ШР) представляет собой внутренний нормативный документ компании, которым закрепляется внутренняя структура юридического лица, утверждается количество сотрудников и должности, которые они занимают. В нем же указывается размер заработной платы сотрудника.
Рассмотрим, как правильно составить штатное расписание.
Содержание
- Что такое штатное расписание
- Форма штатного расписания
- Кто должен составлять штатное расписание на предприятии
- Чем грозит отсутствие штатного расписания
- Требования к штатному расписанию
- Ошибки при составлении штатного расписания
- Как утвердить штатное расписание
- Как внести изменения в штатное расписание
- Периодичность составления документа и сроки хранения
- Образец заполнения штатного расписания на 2021 год
Что такое штатное расписание
Точного определения этому понятию в нормативно-правовых документах нет. Однако Постановлением № 1 Госкомстата введена в действие форма Т-3 штатного расписания. В этом НПА дается перечень обязательных сведений, которые должны быть указаны во внутреннем документе. Обратите внимание, что в постановлении приведены лишь рекомендации по составлению ШР. Использовать их предприятию не обязательно, ответственность за выбор собственной формы не предусмотрена.
Кроме того, необходимость сам термин и, как следствие, необходимость составления-изменения штатного расписания указаны в таких нормативно-правовых актах:
- ТК РФ в статье 15;
- ТК РФ в статье 57;
- Постановлении Министерства труда № 69, которым регламентирован порядок ведения трудовых книжек сотрудников.
При рассмотрении дел в судах сформировалось собственное определение. Под штатным расписанием понимают организационный документ, который принимает руководитель компании.
Какие сведения в штатном расписании должны быть?
- Данные о структуре компании, штатном составе предприятия и численности наемных сотрудников;
- Данные о структуре компании, если она имеется;
- Названия должностей и специальностей, которые введены на предприятии, а также указание квалификации сотрудников, которые могут их занимать;
- Размер заработной платы по каждой из должности в виде твердого оклада или тарифной ставки при сдельной оплате;
- Наличие и размеры надбавок за выполнение наемными работниками своих обязанностей на конкретных должностях;
- Иные сведения.
Обратите внимание, что при отсутствии ШР на предприятии невозможно правильно составить приказ о приеме на работу сотрудника и оформить с ним трудовое соглашение, а также внести данные в электронные или бумажные трудовые книжки.
Форма штатного расписания
Как указывалось выше, унифицированная форма штатного расписания введена в действие постановлением Государственного комитета статистики. Документ принят в 2004 году и действует до настоящего времени.
Применять ее не обязательно, однако ввиду того, что форма Т-3 имеет все необходимые реквизиты, ее использовать практически все субъекты предпринимательской деятельности.
Кто должен составлять
ШР на предприятии составляет работник, на которого возложены обязанности по ведению кадрового учета. Он должен знать особенности составления штатного расписания, чтобы избежать проблем при проверке со стороны контролирующих органов. Но составлять документ рекомендуется до того, как будет заключено трудовое соглашение хотя бы с одним из работников. Поэтому имеет смысл обратиться к квалифицированным юристам в области трудового права, которые помогут подготовить документ.
Попросить для проверки этот документ могут:
- Представители Трудинспекции при проверке соблюдения трудового законодательства;
- Проверяющие из фонда социального страхования для проверки правильности начисления и уплаты взносов;
- Представители П Ф для проверки правильности начисления обязательных платежей;
- Инспекторы налоговой службы, если считают, что компанией или предпринимателем неправильно начислены налоговые платежи на зарплату.
«Штатка» нужна также в случае увольнения работника по инициативе работодателя. Например, по причине сокращения штата. В этом случае нужно доказать, что работник увольняется в связи с изменением структуры и исключением определенной должности из структуры компании.
Чем грозит отсутствие штатного расписания
Если в компании отсутствует документ, который регламентирует организационную структуру субъекта предпринимательства, виновные несут ответственность в рамках административного законодательства.
Санкции статьи 5.27 предусматривают:
- Наложение штрафа на компанию в размере до 50 тыс. рублей;
- Наложение штрафа на должностное лицо или предпринимателя в размере до 5 тыс. рублей.
Кроме того, привлечь к ответственности могут и за другие нарушения. Например:
- Если компания не предоставляет ШР по запросу налоговой, ИФНС может взыскать штраф в 200 рублей согласно Налоговому кодексу.
- Если из-за отсутствия «штатки» нельзя подтвердить правильность начисления налогов, платежи могут быть доначислены с сопутствующими пенями и штрафами.
Приходите на обслуживание в Мегаконсалт и
получайте безлимитные консультации по бухгалтерским вопросам
Требования к штатному расписанию
Постановлением № 1 введены в действие такие рекомендации по составлению штатного расписания:
- Документ должен иметь название и название компании, которая его принимает;
- В документе рекомендуется указать его номер по ОКУД;
- Нужно указать сведения о структуре компании;
- Необходимо перечислить должности и специальности, квалификацию сотрудников;
- В документе указываются данные о количестве единиц на конкретной должности и их заработную плату.
Наиболее простой вариант выполнить перечисленные требования — загрузить бланк формы Т-3 и заполнить имеющиеся графы. Хотя каждый руководитель негосударственной компании имеет право разработать и принять ШР по собственной форме.
Ошибки при составлении штатного расписания
Рассмотрим типичные ошибки, которые допускают сотрудники при составлении документа:
- В документе указываются фамилии и имена работников. Нужны только названия должностей и численность по каждой из них;
- В расписание не включены надбавки, которые обязательны согласно действующему законодательству. Например, за работу в условиях Крайнего Севера;
- Нет необходимости менять ШР каждый год, если за прошедшее время структура компании и зарплата не менялись;
- Необязательно использовать названия должностей в таком же написании, как в действующем классификаторе профессий;
- Оклад указывается не в твердой сумме или тарифе, а в виде вилки (например, ЗП от 20 до 40 тыс. рублей). Так делать нельзя.
- В ШР указаны условия по отдельным должностям, которые дискриминируют сотрудников или ухудшают условия их работы, установленные ТК.
Как утвердить штатное расписание
Порядок составления штатного расписания предусматривает необходимость его утверждения. Для этого нужно издать приказ, подписанный руководителем юридического лица. Форма приказа не регламентируется, однако в нем явно указывается, что он утверждает конкретное ШР.
Обратите внимание, что утверждать новое ШР каждый год необязательно. Исключение делается лишь в том случае, если дата составления штатного расписания на следующий год установлена внутренней инструкцией. Во всех остальных случаях документ принимается только в случае, если в структуре произошли изменения.
После подписания приказа его реквизиты указываются в верхней части «штатки». Для этого на унифицированном бланке Т-3 предусмотрено отдельное место.
Другие особенности утверждения:
- Дата введения в действие новой версии «штатки» указывается в приказе;
- Если даты нет, «штатка» считается введенной в действие с момента принятия приказа;
- Ставить печать на ШР не нужно;
- Знакомить работников с новой версией документа под роспись нет необходимости.
Как внести изменения в штатное расписание
Правила составления штатного расписания требуют внесения изменений в документ в следующих случаях:
- Появились новые или были упразднены старые должности;
- Названия должностей изменились;
- Претерпела изменения внутренняя структура компании;
- Поменялся размер заработной платы или тарифы при сдельной оплате труда;
- Изменилось количество сотрудников для конкретной должности.
Изменения в «штатку» вносятся двумя способами:
- Составляется новое расписание и вводится в действие в обычном порядке. Для этого составляется отдельный приказ.
- Вносятся изменения в действующее расписание. Для этого также издается внутренний приказ по предприятию.
Если изменения в документе минимальны, можно использовать второй вариант. В случае, если объем поправок велик, лучше составить и утвердить новый документ.
Есть также альтернативный вариант: в течение года в расписание вносятся изменения, а в декабре они консолидируются и составляется новое ШР, которое утверждается приказом.
Периодичность составления документа и сроки хранения
Обязанности составлять ШР на определенную дату в законодательстве не предусмотрено. Принимать документ и вносить в него изменения нужно по мере возникновения необходимости. Срок давности расписания также не установлен. Если в компании ничего не меняется, составленная один раз «штатка» продолжает действовать все время.
Кроме того, не установлен и предельный срок внесения правок при изменении структуры компании. Однако здесь есть один момент. При приеме на работу сотрудника в его трудовом договоре нужно упомянуть о штатном расписании. Поэтому, если вы планируете расширить штат, нужно заранее позаботиться об изменении ШР.
«Штатка» хранится в компании постоянно, ее нельзя уничтожить, как обычные первичные бухгалтерские документы. Если компания ликвидируется, ШР сдается на хранение в государственный или местный архив.
Образец заполнения штатного расписания на 2021 год
Форма штатного расписания Т-3 и образец заполнения документа приведены на скриншоте ниже.
Рассмотрим наиболее важные моменты:
- Название компании, по которой составляется «штатка» указывается точно так, как записано в регистрационных документах, отправленных в налоговую службу;
- В графе код ОКПО указывается 8 цифр, которые можно посмотреть в информационном письме, полученном из подразделения госстатистики, где проходила регистрация;
- Первому Ш Р присваивается цифра 1, после чего обычно применяется сквозная операция документов по мере принятия новых версий;
- В графе Дата указывается дата составления документа. Обратите внимание, что оно может быть введено в действие не в тот же день, когда составлено. Дата ввода в действие соответствует дате принятия приказа (либо отдельной дате, указанной в самом приказе);
- В графе На период можно указать промежуток времени, в течение которого действует документ. Но так как законодательством предельный срок действия ШР не предусмотрен, графу можно не заполнять.
- В графе Утверждено указываются реквизиты приказа руководителя, которым введет в действие текущий документ. Обратите внимание, что в этом же разделе документа у3казывается общее количество штатных единиц на предприятии.
После заполнения шапки вносятся сведения в таблицу. Особенности следующие:
- В колонке 1 и 2 указывается название подразделения, а рядом — его код. Рекомендуется присваивать коды подразделениям так, чтобы по ним можно было понять порядок подчинения и составить представление о структуре организации.
- В колонке 3 указывается название должности. Также нужно написать требуемый разряд, категорию сотрудника, уровень его квалификации. Нельзя применять сокращения при написании названий должностей.
- В колонке 4 указывается количество единиц, предусмотренных штатом. Обратите внимание, что в некоторых случаях указываются неполные единицы. Например, когда работник будет работать на полставки и т. п.
- В колонках 5−8 указывается размер оплаты труда с учетом надбавок.
- В графе 9 указывается общая сумма оплаты труда, если указаны надбавки.
«Мегаконсалт» — комплексное
Не знаете, как составить штатное расписание на предприятии? Хотите получить консультации по ведению кадрового учета? Или передать его аутсорсинговой компании? Обращайтесь в «Мегаконсалт». Мы возьмем на себя оформление необходимых документов и обеспечим ведение бухгалтерского, налогового и кадрового учета в строгом соответствии с требованиями действующего законодательства.
Почитайте другие статьи от экспертов «Мегаконсалт»
Остались вопросы? Напишите нам!
Сколько времени должность может быть вакантной должности. Топ‑8 ошибок при составлении штатного расписания Нормативная база.
Топ‑8 ошибок при составлении штатного расписания
Ошибка 1. В штатное расписание включены внештатные работники
Понятия «внештатный работник» нет в Трудовом кодексе. Несмотря на то что его можно встретить в иных нормативно-правовых актах, это не является основанием включать таких работников в штатное расписание.
- Как правильно. Штатное расписание — это организационно-распорядительный документ, который четко дает представление, потребность в каких должностях, профессиях испытывает работодатель.
- Если «вне штата», то речь идет только о заключении договора ГПХ.
Как принять работника на временный период? Например, если временно расширяется объем работы в летний период и организация принимает дополнительных работников по срочным трудовым договорам:
- в штатное расписание организации необходимо внести соответствующие изменения по увеличению количества единиц по соответствующим должностям (профессиям).
Нельзя возложить на работника дополнительную работу по должности, которая отсутствует в штатном расписании (ст. 60.2 ТК РФ).
Ошибка 2. Неверно указано наименование должности (профессии) в организации, связанной с тяжелыми условиями труда или предоставлением дополнительных льгот
- Как правильно. Если нормативно-правовыми актами для работников предусмотрены льготы и/или ограничения, то наименования должностей нужно разрабатывать с учетом следующих документов:
-
(ОК 016-94) (утв. Постановлением Госстандарта России от 26.12.1994 № 367). (ОКЗ) ОК 010-2014 (МСКЗ — 08) (утв. Приказом Росстандарта от 12.12.2014 № 2020-ст). (утв. Постановлением Минтруда России от 21.08.1998 № 37).
- Единые тарифно-квалификационные справочники работ и профессий рабочих по отраслям.
- Профессиональные стандарты (абз. 3 ч. 2 ст. 57, ст. 195.1 ТК РФ).
Например, работникам, занятым на работах с вредными условиями труда, предоставляется дополнительный оплачиваемый отпуск. В таком случае наименование должности или профессии работника должно быть определено в соответствии с указанными выше документами.
Ошибка 3. В графе «Количество штатных единиц» указываются только полные штатные единицы
Не все работники работают на полную ставку. Например, неполное рабочее время устанавливается совместителям или женщинам, которые работают во время отпуска по уходу за ребенком до полутора лет.
- Как правильно: если какая-то должность предусматривает работу по совместительству, то в штатном расписании в графе «Количество штатных единиц» будет указываться ½ или 0,5.
Некоторые работодатели сразу указывают полную единицу, мотивируя тем, что на другую половину ставки будет принят еще один работник. В таком случае следует понимать, что предусматривать наличие вакантных мест в штатном расписании не запрещается. Но у работодателя, который это предусмотрел заранее, возникает обязанность ежемесячно представлять в органы службы занятости информацию о наличии свободных рабочих мест и вакантных должностей (абз. 3 п. 3 ст. 25 Закона РФ от 19.04.1991 № 1032-1).
Ошибка 4. В графе 5 «Тарифная ставка (оклад) и пр., руб.» работникам по одноименным должностям необоснованно устанавливают разные оклады
Оклад (должностной оклад) — фиксированный размер оплаты труда работника за исполнение трудовых (должностных) обязанностей определенной сложности за календарный месяц без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат (ч. 3 ст. 129 ТК РФ).
Если работникам с одноименными должностями установить разные оклады, возможны споры с контролирующими органами. Это может быть расценено как дискриминация при установлении условий оплаты труда.
- Как правильно: при указании в штатном расписании окладов по одноименным должностям размеры окладов следует определять одинаковые. Так называемая надтарифная часть заработной платы (надбавки, доплаты и другие выплаты) может быть различной у разных работников, в том числе в зависимости от квалификации, сложности работы, количества и качества труда (Письмо Роструда от 27.04.2011 № 1111-6-1).
Если работодатель установил все же разные оклады по одинаковым должностям, но при этом может документально доказать и обосновать такой подход, то в такой ситуации суды могут встать на сторону работодателя.
Если у работников, которым определены должности с одинаковыми наименованиями, круг должностных обязанностей отличается, включает дополнительные ответственность и объем работы, то именно это и может служить для работодателя доказательством того, что разные оклады установлены обоснованно.
Ошибка 5. В графе 5 «Тарифная ставка (оклад) и пр., руб.» оклад необоснованно указывается ниже МРОТ
- Как правильно: указание в штатном расписании оклада менее МРОТ может быть правомерным и обоснованным только в том случае, если с учетом надбавок итоговая сумма заработной платы работника будет более МРОТ, установленного для соответствующего субъекта.
Пример: в субъекте минимальный размер заработной платы составляет 12 130 руб. Если
в графе 5 «Тарифная ставка (оклад) и пр., руб.» указать оклад в размере 10 000 руб., но при этом в графе 7 штатного расписания — надбавку в размере 3 000 руб, то в совокупности видно, что заработная плата работника не ниже минимального размера. Такая ситуация правомерна. В ином случае могут быть претензии со стороны контролирующих органов.
Ошибка 6. В графе 5 «Тарифная ставка (оклад) и пр., руб.» оклад указывается с учетом районного коэффициента
Вот этого делать никогда нельзя. Это прямое нарушение действующего законодательства.
- Как правильно: районные коэффициенты и процентные надбавки начисляются на заработную плату в целом, а не на отдельные ее составляющие (Письмо Минтруда России от 16.04.2020 № 14-1/В-424).
Ошибка 7. Для филиалов, обособленных подразделений разрабатывается и утверждается отдельное штатное расписание
- Как правильно: представительства и филиалы не являются отдельными юридическими лицами (ч. 3 ст. 55 ГК РФ). Штатное расписание должно быть одно для всей организации в целом.
Пример: руководителю филиала предоставлено право утверждать лично штатное расписание по причине того, что филиал осуществляет все функции юридического лица. С целью избежать претензий со стороны контролирующих органов нужно указать в графе «Наименование организации» штатного расписания название головной организации, а не филиала. При этом наименование филиала должно найти свое отражение в графе «Структурное подразделение».
Ошибка 8. Штатное расписание не содержит всех обязательных реквизитов или часть реквизитов не заполнена
- Как правильно: все обязательные реквизиты поименованы в ч. 2 ст. 9 Закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ (далее — Закон № 402-ФЗ). Если организация применяет унифицированную форму штатного расписания № Т-3, утвержденную Постановлением Госкомстата России от 05.01.2004 №1, то здесь все необходимые реквизиты есть.
Самое главное, что нужно проверить, чтобы реквизиты были заполнены. И были заполнены правильно.
Когда форма штатного расписания разрабатывается самостоятельно, то здесь обязательно нужно посмотреть, чтобы форма документа содержала все реквизиты, указанные в ч. 2 ст. 9 Закона №402-ФЗ, и была утверждена приказом руководителя организации.
- на организацию — от 30 000 до 50 000 руб.;
- на ИП — от 1 000 до 5 000 руб.
Штатное расписание. Чек-лист для самопроверки
- Есть ли в организации штатное расписание.
- Какая форма штатного расписания. С 1 января 2013 года форма штатного расписания в негосударственных организациях может быть своя, необязательно по форме Т-3. Главное, чтобы она была утверждена учетной политикой.
- На какой период утверждено штатное расписание.
- Есть ли приказы об утверждении штатного расписания.
- Если численность работников превышает 50 человек, проверьте, есть ли в штатном расписании специалист по охране труда (ст. 217 ТК РФ).
- Если на воинском учете состоят не менее 500 человек, должен быть минимум 1 специалист, ведущий воинский учет (Постановление Правительства РФ от 27.11.2006 № 719 «Об утверждении Положения о воинском учете»).
- Вилки в окладах по одной должности вызывают споры с проверяющими и работниками
(ст. 22, ст. 132 ТК РФ). - Срок хранения штатного расписания — постоянно (ст. 71 Перечня типовых управленческих архивных документов, образующихся в процессе деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и организаций, с указанием сроков хранения»,
утв. Приказом Минкультуры РФ от 25.08.2010 № 558).
Шпаргалка
В шпаргалке собрана полезная информация из статьи:
Образец приказа по штатному расписанию и Чек‑лист для проверки кадровика 509.8 КБ
Работодатель обязан предлагать свободные должности при сокращении штата сотрудников
Верховный Суд в Определении № 53-КГ20-15-К8 разобрался, может ли работодатель уволить сотрудника в связи с сокращением численности штата, не предложив ему альтернативные свободные вакансии.
Обстоятельства увольнения сотрудника
С 15 августа 2002 г. Дмитрий Билык работал в ФГУП «Горно-химический комбинат» в различных должностях. Между сторонами в письменном виде заключались трудовые договоры. С 13 ноября 2017 г. мужчина был переведен на должность слесаря-ремонтника.
2 октября 2018 г. генеральным директором комбината был издан приказ о сокращении штата работников, которым из штатного расписания исключен ряд должностей, в том числе занимаемая Дмитрием Билыком. Пунктом 2.4 приказа и.о. заместителя генерального директора по управлению персоналом было поручено обеспечить письменно под роспись предложение каждому работнику, занимающему сокращаемую должность, другой имеющейся на предприятии работы (как вакантной должности или работы, соответствующей квалификации работника, так и вакантной нижестоящей должности или нижеоплачиваемой работы). В тот же день Дмитрию Билыку было вручено уведомление о предстоящем увольнении по п. 2 ч. 1 ст. 81 ТК в связи с сокращением занимаемой им штатной должности.
В дальнейшем была создана комиссия по определению преимущественного права на оставление на предприятии сотрудников, занимающих сокращаемые должности. Комиссия определяла работников, запрет на увольнение которых установлен законом, а также рекомендовала работников на занятие имеющихся на предприятии вакансий.
8 октября 2018 г. в адрес председателя первичной профсоюзной организации комбината и директора КГКУ «Центр занятости населения ЗАТО г. Железногорска» были направлены сообщения о возможном расторжении трудовых договоров с работниками предприятия, в том числе с Дмитрием Билыком. В этот же день на заседании комиссии были рассмотрены личные дела работников, чьи должности подлежали сокращению. Комиссия не установила наличие оснований для оставления их на работе, отметив, что из штатных расписаний подразделений предприятия исключались все единицы конкретных должностей, а не часть из них. В дальнейшем Дмитрию Билыку сообщалось об отсутствии на предприятии вакантных должностей или работы, соответствующих его квалификации, а также вакантных нижестоящих должностей или нижеоплачиваемой работы, которые он может выполнять с учетом имеющейся у него квалификации и состояния здоровья.
16 ноября 2018 г. мужчина сообщил в письменной форме работодателю о том, что он является членом первичной независимой профсоюзной организации «Солидарность», и просил запросить у профсоюзной организации мотивированное мнение по вопросу его увольнения, что и было сделано. Профсоюз не дал согласия на увольнение Дмитрия Билыка, поскольку работодателем при проведении процедуры увольнения нарушены требования трудового законодательства. Председатель профсоюзной организации направил генеральному директору комбината свое мотивированное мнение в письменной форме, в котором в том числе указывалось на то, что отсутствие в период со 2 октября 2018 г. вакантных должностей не подтверждено, а потому допущено нарушение требований ст. 180 ТК.
Стороны провели дополнительную консультацию, однако соглашения не достигли, Дмитрий Билык был уволен с работы с 10 декабря 2018 г. по п. 2 ч. 1 ст. 81 ТК.
Суды посчитали, что нарушений трудового законодательства нет
Мужчина обратился в Железногорский городской суд Красноярского края с иском к комбинату. Он попросил суд восстановить его на работе в должности слесаря-ремонтника, взыскать с ответчика в его пользу средний заработок за время вынужденного прогула в размере около 41 тыс. руб., компенсацию морального вреда в сумме 100 тыс. руб., расходы на оплату услуг представителя – 30 тыс. руб. и услуг нотариуса – 1500 руб.
Суд установил, что в период со 2 октября по 10 декабря 2018 г. имелись три вакантные должности, однако согласно протоколам заседания комиссии они были предложены иным сокращаемым работникам. 7 ноября, 12 декабря 2018 г., а также 10 января 2019 г. Горно-химическим комбинатом в КГКУ «Центр занятости населения ЗАТО г. Железногорска» были представлены сведения о потребности в работниках, о наличии в период с октября по декабрь 2018 г. вакантных должностей водителя автомобиля (легковой, служебный) и инспектора.
Суд первой инстанции отметил, что факт сокращения на предприятии должности слесаря-ремонтника, которую занимал Дмитрий Билык, действительно имел место, о предстоящем сокращении он был уведомлен надлежащим образом и в установленный законом срок, вакантных должностей или работы, соответствующих его квалификации, а также вакантных нижестоящих должностей или нижеоплачиваемой работы, которые он мог выполнять с учетом его образования, квалификации, опыта работы и состояния здоровья, у работодателя не имелось. По мнению суда, ответчик своевременно уведомил о предстоящем сокращении штата работников профсоюзную организацию и службу занятости населения, и, кроме того, порядок учета мотивированного мнения профсоюзной организации ответчиком соблюден, а потому у работодателя были основания для увольнения Билыка по п. 2 ч. 1 ст. 81 ТК в связи с сокращением занимаемой им должности.
Отклоняя довод истца о нарушении работодателем положений ч. 3 ст. 81, ч. 1 ст. 180 ТК, регламентирующих порядок увольнения работников в связи с сокращением занимаемых ими должностей, так как на предприятии в период проведения мероприятий по сокращению штата работников имелись вакантные должности, однако они не были предложены Билыку, суд сослался на то, что действующим законодательством порядок предложения работникам вакантных должностей не регламентирован, право решать, кому из сокращаемых работников предложить занять вакантную должность, принадлежит работодателю.
Суд первой инстанции счел, что поскольку вакантные должности были предложены работодателем другим сокращаемым работникам, давшим согласие на их замещение, то у работодателя не имелось обязанности предлагать их Билыку. Эти обстоятельства не свидетельствуют о нарушении трудовых прав истца и о несоблюдении работодателем процедуры расторжения трудового договора при увольнении работника.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием. Восьмой кассационный суд общей юрисдикции признал выводы правильными.
ТК не предполагает право работодателя выбирать, кому предложить вакантную должность
Дмитрий Билык обратился с кассационной жалобой в Верховный Суд. Изучив материалы дела, ВС сослался на ряд определений КС, согласно которым принятие решения об изменении структуры, штатного расписания, численного состава работников организации, в том числе о сокращении вакантных должностей, относится к исключительной компетенции работодателя. При этом расторжение трудового договора с работником в связи с сокращением численности или штата работников организации (п. 2 ч. 1 ст. 81 Трудового кодекса) допускается лишь при условии соблюдения порядка увольнения и гарантий, предусмотренных в ч. 3 ст. 81, ч. 1 ст. 179, ч. 1 и 2 ст. 180 ТК.
Кроме того, Верховный Суд сослался на п. 29 Постановления Пленума ВС от 17 марта 2004 г. № 2, согласно которому в соответствии с ч. 3 ст. 81 Трудового кодекса увольнение работника в связи с сокращением численности или штата работников организации, индивидуального предпринимателя допускается, если невозможно перевести работника с его письменного согласия на другую имеющуюся работу (как вакантную должность или работу, соответствующую квалификации работника, так и вакантную нижестоящую должность или нижеоплачиваемую работу), которую работник может выполнять с учетом его состояния здоровья. Судам следует иметь в виду, что работодатель обязан предлагать работнику все отвечающие указанным требованиям вакансии, имеющиеся у него в данной местности. При решении вопроса о переводе работника на другую работу необходимо также учитывать реальную возможность работника выполнять предлагаемую ему работу с учетом его образования, квалификации, опыта работы.
ВС указал, что обязанность предложить все имеющиеся у работодателя в данной местности вакантные должности, соответствующие квалификации работника, а также вакантные нижестоящие должности или нижеоплачиваемую работу императивно установлена нормами трудового законодательства, которые работодатель в силу абз. 2 ч. 2 ст. 22 ТК должен соблюдать. Являясь элементом правового механизма увольнения по сокращению численности или штата работников (п. 2 ч. 1 ст. 81 ТК), указанная гарантия наряду с установленным законом порядком увольнения работника направлена против возможного произвольного увольнения работников в случае принятия работодателем решения о сокращении численности или штата работников организации. Обязанность работодателя предлагать работнику вакантные должности, отвечающие названным требованиям, означает, что работодателем работнику должны быть предложены все имеющиеся у работодателя в штатном расписании вакантные должности как на день предупреждения работника о предстоящем увольнении по сокращению численности или штата работников, так и образовавшиеся в течение периода времени с начала проведения работодателем организационно-штатных мероприятий (предупреждения работника об увольнении) по день увольнения работника включительно.
При этом, заметил ВС, установленная трудовым законодательством обязанность работодателя предлагать работнику, должность которого подлежит сокращению, все имеющиеся вакантные должности, соответствующие квалификации работника, а также вакантные нижестоящие должности или нижеоплачиваемую работу не предполагает право работодателя на выбор работника, которому следует предложить вакантную должность. Работодатель обязан предлагать все имеющиеся вакантные должности всем сокращаемым работникам, в противном случае нарушается один из основных принципов правового регулирования трудовых отношений – принцип равенства прав и возможностей работников, закрепленный в ст. 2 ТК, и запрет на дискриминацию в сфере труда.
Суд указал, что первая и апелляционная инстанции не учли, что нормами трудового законодательства установлена обязанность, а не право работодателя при проведении мероприятий по сокращению численности или штата работников организации предложить работнику все имеющиеся у работодателя вакантные должности, соответствующие квалификации работника, вакантные нижестоящие должности или нижеоплачиваемую работу, и эта обязанность не предполагает наличие у работодателя права выбора, кому из работников, должности которых подлежат сокращению, предложить эти вакантные должности. Работодатель обязан предложить всем работникам, чьи должности подлежат сокращению, все имеющиеся вакантные должности, соответствующие квалификации этих работников, вакантные нижестоящие должности или нижеоплачиваемую работу и в случае, если несколько работников претендуют на одну вакантную должность, решить вопрос с учетом положений ст. 179 ТК (о преимущественном праве на оставление на работе при сокращении численности или штата работников) о том, кого из них перевести на эту должность.
Как следствие, заметил ВС, нельзя признать правомерным и вывод судебных инстанций о том, что поскольку вакантные должности были предложены другим сокращаемым работникам, давшим согласие на их замещение, то у работодателя не имелось обязанности предлагать их Дмитрию Билыку.
По данному делу, посчитал Суд, с учетом исковых требований, возражений ответчика относительно иска и норм материального права, регулирующих спорные отношения, юридически значимым являлось установление следующих обстоятельств: имелись ли на предприятии как на момент уведомления Дмитрия Билыка о сокращении занимаемой им должности слесаря-ремонтника, так и на протяжении всего периода проведения работодателем организационно-штатных мероприятий, связанных с сокращением занимаемой им должности, по день его увольнения вакантные должности, соответствующие квалификации Дмитрия Билыка, а также вакантные нижестоящие должности или нижеоплачиваемая работа; если такие должности имелись, то предлагались ли они работнику.
ВС обратил внимание, что в нарушение положений ст. 67 ГПК не получил правовой оценки и приказ о сокращении штата работников, согласно п. 2.4 которого работодатель обязан был обеспечить предложение (письменно под роспись) каждому работнику, занимающему сокращаемую должность, другой имеющейся на предприятии работы.
Таким образом, Суд отменил решения нижестоящих инстанций и направил дело на новое рассмотрение в Железногорский городской суд.
Эксперты поддержали определение ВС
Юрист, эксперт по трудовому праву Елена Карсетская указала, что ТК в целом, довольно строго регулируя процедуру сокращения штата, четко не устанавливает порядок предложения увольняемым работникам вакансий. Частью 3 ст. 81 ТК РФ определено, что работнику надо предложить все подходящие вакансии, которые есть у работодателя в данной местности. «А как быть, если под сокращение попадает пять работников одинаковой квалификации, а у работодателя только одна вакансия? Определять преимущественное право кого-либо из работников на занятие этой вакансии ТК РФ не обязывает. Довольно продолжительное время применялась позиция, в соответствии с которой работодатель был вправе самостоятельно решать, какому конкретно работнику предложить вакантную должность. Суды с данной позицией чаще всего соглашались», – указала юрист.
Однако, заметила она, после выводов, изложенных в Обзоре практики рассмотрения судами дел по спорам, связанным с прекращением трудового договора по инициативе работодателя, очевидно, что ситуация меняется. ВС РФ решил, что работодатель должен предложить имеющиеся вакансии всем работникам, и если на одну вакансию будет претендовать несколько человек, то работодателю надо будет устанавливать преимущественное право работников на занятие этой вакантной должности. «Именно эту позицию ВС повторил в данном определении. Безусловно, такой подход для работодателей невыгоден, поскольку лишает возможности оставить на работе того сотрудника, в котором организация заинтересована в большей степени», – подчеркнула Елена Карсетская.
Управляющий партнер АБ Ольги Башковой Ольга Башкова согласилась, что за работодателем действительно закреплена обязанность предлагать все имеющиеся вакантные должности, а не его право выбирать, кому из работников предложить ту или иную вакантную должность. «В данном деле позиция работодателя отчасти понятна. Но вот непонятно, почему профсоюзная организация, входящая в состав предприятия работодателя, сочла действия работодателя верными. Огорчает, что профсоюз так недобросовестно защищает права работников и, более того, отстаивает позицию работодателя», – заметила адвокат.
Ольга Башкова подчеркнула, что ВС является не только судом, где могут признавать неверными решения нижестоящих судов по каким-либо «громким» делам, к его задачам относится также разрешение социально значимых ситуаций, одной из которых и является гарантии работника иметь равные возможности на реализацию своих трудовых прав. «Также очень печально, что нижестоящие суды предоставили Верховному Суду решить такой простой вопрос. Не усматривается принцип равенства и справедливости, когда работодатель предлагает не всем работникам вакантную должность. На мой взгляд, это элементарно. Такие вакантные должности работодатель обязан предлагать всем без какой-либо первоначальной выборки, а уже в случае получения по такому предложению согласия нескольких работников – определять по принципу преимущественного права. В этом и состоит принцип справедливости», – резюмировала адвокат.
Юрисконсульт ООО «ЛитРес» Екатерина Сухова заметила, что в последнее время складывается позитивная практика по обжалованию работниками судебных актов по трудовым спорам в Верховном Суде. «Если работодатель для решения кадровых вопросов использует механизм сокращения численности или штата работников, то работник должен быть защищен от злоупотребления работодателем данным механизмом, ведь цель сокращения штатных единиц – это ведение эффективной экономической деятельности, а не увольнение сотрудников. Поэтому при проведении процедуры сокращения гарантии работников не должны быть нарушены», – заметила она.
«К сожалению, суды нижестоящих инстанций, в которые обратился работник за защитой своего права, не изучили должным образом, были ли предложены какие-либо должности, имелись ли вакантные должности у работодателя, а также не была принята во внимание оценка профсоюза, тем более что бремя доказывания этих обстоятельств лежит на работодателе. И самая главная ошибка судов, на мой взгляд, в том, что они принимали решения, исходя из позиции о праве работодателя предлагать вакантные должности, в то время как такое предложение является их прямой обязанностью», – резюмировала Екатерина Сухова.
Трудовой кодекс хотя и не обязывает составлять штатное расписание, все же на него ссылается в ст.15 и 57, а значит нужно, чтобы этот документ был в компании. Также думают и инспекторы ГИТ. При проверке они внимательно изучают «штатку» и если находят ошибки, могут сделать замечание или даже оштрафовать организацию. В статье обсудим в чем ошибаются специалисты при составлении штатного расписания и как исправить ошибки.
Какие могут быть ошибки в штатном расписании
Ошибки при составлении штатного расписания делятся на два типа: в содержании документа и при заполнении. Также можно выделить общие ошибки при формировании самого документа, например, когда кадровый специалист или бухгалтер составляет каждый раз новое штатное расписание на год или когда у компании есть филиалы, для каждого составляют свою «штатку».
Если в компании не переименовывали подразделения или названия должностей, не происходила реструктуризация, не сокращали работников, не пересматривали условия труда, связанные с заработной платой, то менять штатное расписание не нужно.
Составлять отдельное для филиалов тоже не нужно, потому что они не являются самостоятельными юридическими лицами (ч.3 ст. 55 ГК РФ), даже если у их руководителей есть право лично утвердить и ввести штатное расписание. В графе «Наименование организации» указывают название головной компании, а в графе «Структурное подразделение» — название филиала.
Ошибки в содержании «штатки»
Чаще всего составители документа допускают следующие ошибки в штатном расписании:
- Внештатники в «штате». Не нужно вносить в штатное расписание должности людей, которые работают в компании не по трудовому договору.
|
Совет
Если нужен человек на время, можно ввести в «штатку» требуемую должность и даже не указывать, что она временная, или обозначить срок в примечании, но лучше заключить договор ГПХ. Главное, чтобы он не содержал признаки трудового. |
2. Неучтенные совместители. Сотрудников, которые трудятся по совместительству нужно включать в штатное расписание предприятия, потому что договор у них трудовой.
3. Неправильное наименование должностей. Законодательство не запрещает вводить в «штатку» свои наименования должностей (профессий). Но если они предполагают получение льгот, или в компании есть подразделения с вредными и опасными условиями труда, то названия должны соответствовать нормативным актам:
-
Общероссийский классификатор профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов (ОК 016-94) (утв. Постановлением Госстандарта РФ от 26.12.1994 № 367);
-
Общероссийский классификатор занятий (ОКЗ) ОК 010-2014 (утв. Приказом Росстандарта от 12.12.2014 № 2020-ст);
-
Квалификационный справочник должностей (утв. Постановлением Минтруда РФ от 21.08.1998 № 37;
-
ЕТКС по отраслям;
-
Профстандарты.
|
Обратите внимание! Когда в организации работает больше 50 человек, обязательно нужен специалист |
Обо всех изменениях по охране труда узнайте в нашем курсе.
4. «Вакантные» должности отсутствующих работников. Если в штатном расписании появились вакантные должности, то необязательно сразу их удалять, они могут понадобиться позже. Но если нужно убрать их, то сначала стоит проверить, действительно ли они не заняты. Например, должность может занимать молодая мама в декрете или сотрудник на длительном больничном.
По закону за ними сохраняется место (ст. 183, 256 ТК РФ), даже если обязанности перераспределили на других сотрудников, а значит, считать такую должность вакантной будет ошибкой.
5. Только полные штатные единицы. Во многих компаниях есть работники, которые работают неполный день: совместители или те, кто ухаживает за малышом.
Не вносить их в штатное расписание — это ошибка.
В графе «Количество штатных единиц» нужно проставить 0,5, 0,25 и т.д. Иногда указывают полную единицу, когда предполагается взять еще одного работника на полставки. Если работодатели заранее предусматривают вакантные места, то каждый месяц придется сдавать отчет о наличии свободных рабочих мест и вакантных должностей в центр занятости (абз. 3 п. 3 ст. 25 Закона РФ от 19.04.1991 № 1032-1).
Читайте о том, как установить работнику неполное рабочее время.
|
Важно! При подсчете нельзя округлять количество штатных единиц. Если есть несколько неполных единиц по одной должности, нужно записывать столько, сколько получилось. Также нельзя ставить неполный оклад для таких штатных единиц. В графе «Тарифная ставка» нужно прописать все полностью как для целой единицы, а в графе «Всего» уже можно указать пропорциональную сумму. |
6. Зарплатная «вилка». Работникам с одинаковыми должностями нельзя устанавливать разные оклады. Оклад — фиксированная сумма за месяц без надбавок и доплат (ст. 129 ТК РФ). Если указать разные суммы, то придется объясняться с контролирующими органами. Регулировать разницу можно надбавками (Письмом Роструда от 27.04.2011 № 1111-6-1).
Когда у работников с одинаковыми должностями разные обязанности, объем работы и ответственность, например бухгалтер по зарплате и по реализации, в этом случае разные оклады можно обосновать.
7. Часовая ставка. Если у работников почасовая оплата, то будет ошибкой указать их ставку за час в графе «Оклад», потому что как такового оклада у них нет. В этом случае ставится прочерк, в примечании указывают, что оплата почасовая. Также нельзя вместо конкретной суммы в графе «Оклад» ссылаться на трудовой договор.
О том, как выбрать оптимальную систему оплаты труда, читайте в статье.
8. Надбавки в сумме оклада или оклад ниже МРОТ. Ошибка в окладе в штатном расписании — когда указывают сумму с учетом северных коэффициентов. Так делать нельзя, потому что коэффициенты начисляются не на оклад, а на всю зарплату в целом (ст. 129 и 315 ТК РФ).
Иногда в графе «Оклад» ставят сумму меньше МРОТ без всяких обоснований. Так тоже нельзя, за исключением случая, когда оклад вместе с надбавками составляет сумму большую, чем МРОТ.
9. «Режим многозадачности». Иногда работодатели хотят сэкономить и не вводят в «штатку» некоторые должности, а обязанности стараются распределить по другим сотрудникам. Это тоже ошибка. Нельзя заставить человека выполнять работу по той должности, которой нет в штатном расписании (ст. 60.2 ТК РФ).
Ошибки при заполнении
Может быть допущена ошибка в штатном расписании при заполнении своей формы: неправильные реквизиты или отсутствие их части. Чтобы заполнить корректно, нужно ориентироваться на ст. 9 Закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ, там указывается, какие данные должны быть.
Если компания использует форму Т-3, то в ней уже есть все необходимое. Но даже в ней ошибаются. Например, когда пишут «б/н» или номер через «/». Или когда указывают дату введения в действие раньше, чем дату утверждения. Или не учитывают двухмесячный период для предупреждения сотрудников.
Также будет ошибкой указать должность не на русском языке или поставить рядом ФИО сотрудника. Для последнего есть другой документ: штатная расстановка.
Ошибка в штатном расписании: как исправить
Для исправления ошибки в штатном расписании есть два способа:
- если неправильно внесли информацию в одну из граф, издают приказ о корректировке «штатки», все изменения указывают в самом приказе. В примечании ставят только его дату и номер;
- если много ошибок, утверждают новую редакцию документа.
Любую ошибку следует исправить и сделать это лучше до того, как ее найдет проверяющий.
Какие обязательные кадровые документы должны быть в компании, как их составить и какие ошибки чаще всего допускают специалисты по кадрам, узнаете на нашем авторском курсе.
- Главная
- Правовые ресурсы
- Подборки материалов
- Ошибки при составлении штатного расписания
Ошибки при составлении штатного расписания
Подборка наиболее важных документов по запросу Ошибки при составлении штатного расписания (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Трудовые отношения с работниками филиалов
(Куревина Л.В.)
(«Оплата труда: бухгалтерский учет и налогообложение», 2022, N 12)По общему правилу штатным расписанием оформляются структура и штатный состав всей организации. Поскольку филиалы, так же как отделы, секторы и иные подразделения, являются структурными подразделениями организации, составление штатного расписания по частям будет неправильным. То есть после утверждения штатного расписания работодателем делается выписка, которая заверяется и передается в филиал компании. Однако утверждение штатного расписания руководителем филиала также возможно, но только в том случае, если такие полномочия переданы ему на основании доверенности. В данной ситуации штатное расписание филиала должно быть согласовано с головной организацией. При утверждении штатного расписания по форме Т-3 в графу «Наименование организации» следует внести наименование не филиала, а головной организации в соответствии с уставными документами. Наименование филиала можно указать после названия организации (например, «ООО «Лепесток», Самарский филиал»). Наименование филиала можно отразить и отдельно в графе «Структурное подразделение».
Путеводитель по кадровым вопросам. Штатное расписаниеПоэтому, в связи с тем что филиалы, так же как отделы, секторы или иные подразделения, являются структурными частями организации, а штатным расписанием оформляется структура и штатный состав всей организации (с указанием ее составных), составление штатного расписания по частям (отдельно по должностям юридического лица (далее — головной организации) и филиалов) неверно.