Основные ошибки при регистрации нко

После моей первой не очень удачной попытки регистрации некоммерческой организации, когда специалист Минюста на проверке документов перечеркал весь мой устав, я принял решение записывать все свои ошибки в единый список, чтобы не допускать их вновь. С тех пор прошло 5 лет. С каждой новой регистрацией НКО я шлифовал формы своих уставов, с учётом полученного опыта. Зато теперь мои документы проходят регистрацию в Минюсте в большинстве случаев вообще без замечаний и с первой попытки.

В данной статье я поделюсь своим личным опытом регистрации разных форм некоммерческих организации и расскажу, к чему Минюст придирается в уставах чаще всего.

Изначально хотел подготовить общий чек-лист по ошибкам, но материал получился настолько объемным, что часть его решил выделить в отдельные статьи. Вот они:

— ТОП-7 типичных ошибок при выборе наименования некоммерческой организации (НКО) – 2022

— Как правильно написать цели, задачи и предмет деятельности в уставе некоммерческой организации. Советы юриста. 2022

— Нужно ли сшивать устав, заявление и протокол при регистрации некоммерческой организации (НКО). Личный опыт. 2022

Не все, что хотел, уместилось в статье. По мере возможности буду пополнять список. Буду рад, если в комментариях вы поделитесь своим опытом регистрации НКО.

Статья будет полезна всем, кто собирается регистрировать:

  • Автономную некоммерческую организацию
  • Общественную организацию
  • Общественное движение  
  • Благотворительный фонд
  • Ассоциацию

Почему при регистрации НКО возникают проблемы с уставом

Зарегистрировать НКО не так-то просто с первой попытки.

Сложность заключается в том, что после подачи документов на регистрацию, Минюст проводит их правовую экспертизу, на что отводится 14 рабочих дней. За это время эксперт Минюста внимательно изучит все, что вы подготовили. В фокусе внимания любые опечатки, неточности, и противоречия букве закона. Многие из них не очевидны даже для опытного юриста.

Как показывает мой опыт, из всего пакета документов на регистрацию НКО больше всего придираются именно к уставу.

Учредители НКО часто даже не догадываются насколько скрупулезно будут проверять их документы. Имеют значения даже такие мелочи, как [У]чредители или [у]чредители вы напишите в уставе. А может правильно учредител[ь]? (Пункты 4 и 5 моего списка).

Даже одного замечания Минюста достаточно для отказа в регистрации.

Итак,

На какие ошибки в уставе Минюст чаще всего обращает внимание:

Содержание

  1. Дата и номер решения (протокола) на титульном листе устава НКО не совпадают с решением (протоколом), которым Устав был утвержден
  2. Сбита нумерация пунктов в уставе НКО. Отсутствует нумерация страниц устава НКО 
  3. Устав НКО распечатан с использованием двухсторонней печати
  4. Чередование заглавных и строчных букв по тексту устава в наименовании НКО, в названиях органов управления, в слове «учредитель(ли)»
  5. Слова «Учредитель» или «Учредители» в тексте устава не соответствуют реальному количеству учредителей в НКО?
  6. В уставе некорректно указаны законы, которые регулируют деятельность НКО
  7. В уставе некорректно сформулированы цели, задачи и предмет деятельности НКО
  8. Перечисленные в уставе НКО виды деятельности не соотносятся с указанными целями
  9. В «целях» и «видах деятельности» устава НКОприсутствуют незакрытые перечисления («и иные», «и так далее»)
  10. Указание в уставе НКО на «предпринимательскую деятельность», вместо «приносящей доход деятельности»
  11. В уставе НКО некорректно сформулирована исключительная компетенция высшего органа управления
  12. В уставе НКО к исключительной компетенции высшего органа управления отнесены вопросы, по которым могут принимать решения только её учредители
  13. Положения устава НКО противоречат друг другу в определении количества голосов для принятия решения по вопросам исключительной компетенции  
  14. В уставе НКО не определен срок полномочий руководящих и исполнительных органов (бессрочный директор)
  15. В уставе НКО нет положений о порядке первоначального формирования органов управления
  16. В целях АНО в уставе отсутствует «оказание услуг»
  17. Нет упоминания о способах надзора за деятельностью АНО со стороны её учредителей
  18. В«целях» благотворительного фонда в уставе не учтены цели из закона о благотворительной деятельности (135-ФЗ)
  19. В уставе благотворительного фонда неверно определён орган, который назначает руководителей филиалов и представительств

Дата и номер решения (протокола) на титульном листе устава НКО не совпадают с решением (протоколом), которым Устав был утвержден

Такая ошибка часто допускается по невнимательности, например при повторной подаче, когда в документах обновляются даты. Особенно обидно обнаружить такую опечатку, когда документы уже прошиты и готовы к сдаче на регистрацию. Реквизиты протокола или решения на титульном листе устава, должны совпадать с тем, документом, который Вы сдаете на регистрацию.

Сбита нумерация пунктов в уставе НКО. Отсутствует нумерация страниц устава НКО 

Еще одна ошибка по невнимательности, допускаемая при активной правке исходного текста устава. Например, при удалении или добавлении пунктов.

Все очевидно. Комментировать нечего. Просто обратите на это внимание, как на отдельный пункт для контроля при подготовке документов. Иначе на это обратят внимание специалисты Минюста.

Устав НКО распечатан с использованием двухсторонней печати

Так делать категорически запрещено.

П. 1.17. Требований к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган при государственной регистрации юридических лиц, утвержденных Приказом ФНС России от 25 января 2012 г. N ММВ-7-6/25@:

«Двусторонняя печать заявления и иных представляемых в регистрирующий орган документов, изготовленных юридическим лицом, физическим лицом, регистрируемым или зарегистрированным в качестве индивидуального предпринимателя, крестьянским (фермерским) хозяйством не допускается»

Экономить бумагу не рекомендую. Возможен отказ в регистрации.

Чередование заглавных и строчных букв по тексту устава в наименовании НКО, в названиях органов управления, в слове «учредитель(ли)»

В уставах, которые мне присылают для проверки, я регулярно нахожу подобные ошибки.

Если вы написали на титульном листе устава:

Автономная некоммерческая организации «Спортивный Клуб «Витязь»

То, и дальше по тексту должно быть так же.

А не вот так:

Автономная некоммерческая организации «СПОРТИВНЫЙ КЛУБ «ВИТЯЗЬ»

То же самое касается слов: «Председатель», «Директор», «Учредитель», «Общее собрание учредителей».

Будьте последовательны. Использовали определенный вид написания один раз – значит и при следующих упоминаниях нужно писать так же. И не только в Уставе, но и во всех остальных документах. Регистр букв имеет значение.

Слова «Учредитель» или «Учредители» в тексте устава не соответствуют реальному количеству учредителей в НКО?

Имеется ввиду, когда учредителем НКО выступает, например, одно лицо, а по тексту устава – везде или в некоторых частях – упоминаются учредител[и]. И наоборот.

Лично мне это правило кажется конченым бюрократизмом, но к подобной путанице в окончаниях слов Минюст тоже часто придирается.

Будьте внимательны. Я обычно использую подчеркивание через поиск в тексте, чтобы высветить такие слова и проверить весь текст.

Некорректное определение НКО в первом пункте устава

Я имею ввиду тот самый первый пункт в уставе на второй странице (сразу после титульного листа), с которого обычно начинается основной текст. По традиции практически всегда данный пункт начинается с определения, чем является регистрируемое НКО.

Часто учредители и юристы берут шаблон устава в интернете, либо копируют его с действующей НКО и переделывают под себя, не отдавая себе отчет в том, что текст мог безнадежно устареть. Законодательство ведь постоянно меняется. Юридические термины тоже.

Путаницу вносит и то, что формулировки одних и тех же положений в законодательстве стали расходится в действующих редакциях Гражданского кодекса (который, как известно, имеет приоритет по юридической силе) и профильного закона о некоммерческих организациях.

Дело в том, что пару лет назад в России прошла реформа гражданского законодательства. Весь блок статей кодекса по юридическим лицам был переписан. Появились новые юридические сущности, например деление всех юридических лиц (в том числе НКО) на корпоративные (основанные на членстве) и унитарные (без членства).

Согласно позиции Минюста, каждый пункт устава должен опираться в юридических формулировках на действующее законодательство. Специалисты при проверке на это внимательно смотрят.

Когда специалисты Минюста видят, что определение вашей НКО в уставе по формулировкам расходится с определением этого же вида НКО, указанного в Гражданском кодексе, они часто расценивают это, как ошибку и просят привести пункт в соответствие с действующим законодательством (читай – с Гражданским кодексом).

В уставе некорректно указаны законы, которые регулируют деятельность НКО

Указывать в уставе отдельным пунктом на законы, по которым работает НКО – одна из устоявшихся юридических практик.

Так как законы в нашей стране часто меняются, и не только по содержанию, но и по названию, не лишним будет проверить, а действуют ли они до сих пор, не поменялись ли их наименования.

Как-то раз лично допустил эту ошибку при регистрации благотворительного фонда. Совсем не ожидал, что название закона о благотворительной деятельности может измениться. Сейчас он называется «О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)», а раньше – «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях»

В Минюсте это заметили. Пришлось исправлять.  

Ошибки в разделе о целях и предмете деятельности НКО

Разделы о целях, предмете деятельности и органах управления НКО – самые проблемные по критерию плотности замечаний Минюста на проверках. Остановлюсь на них подробнее.

В уставе некорректно сформулированы цели, задачи и предмет деятельности НКО

Учредители часто не понимают как правильно писать данный раздел, что понимать под целями, задачами и предметом деятельности НКО.

Подробно раскрыл эти ошибки и изложил свои рекомендации в статье:

— Как правильно написать цели, задачи и предмет деятельности в уставе некоммерческой организации. Советы юриста. 2022

Перечисленные в уставе НКО виды деятельности не соотносятся с указанными целями

Виды деятельности НКО, описанные в уставе, должны соотноситься с заявленными целями, а те, в свою очередь, с названием НКО.

Так и вспоминаются круги Эйлера из занятий по логике.

Самая широкая логическая категория – описание характера деятельности в наименовании НКО. В характер деятельности логически должна входить цель (цели), а в неё, в свою очередь, предмет деятельности. Логических пересечений быть не должно.

В «целях» и «видах деятельности» устава НКО присутствуют незакрытые перечисления («и иные», «и так далее»)

Подобных вещей при описании целей и предмета деятельности в идеале быть не должно. Ко мне не раз цеплялись в Минюсте с подобными замечаниями.

Правило следует из правовой природы некоммерческих организаций и п. 1 ст. 49 Гражданского кодекса РФ:

«Юридическое лицо может иметь гражданские права, соответствующие целям деятельности, предусмотренным в его учредительном документе (статья 52), и нести связанные с этой деятельностью обязанности»

На юридическом языке это называется ограниченной правоспособностью. Зона деятельности НКО должна быть четко очерчена. Для этого в уставе и нужно максимально подробно расписывать виды деятельности. 

Использование логически не закрытых перечислений в описании целей и предмета деятельности НКО нарушает это правило, размывает границы деятельности.

Указание в уставе НКО на «предпринимательскую деятельность», вместо «приносящей доход деятельности»

Ошибка, которая регулярно повторяется даже в хорошо проработанных уставах.

Запомните: некоммерческая организация больше не может заниматься «предпринимательской деятельности».

Не может с тех самых пор, как вступила в силу обновленная глава 4 Гражданского кодекса, в которой был переписан весь блок статей о юридических лицах. В том числе, статья 50 Гражданского кодекса:

(п. 4.) «Некоммерческие организации могут осуществлять приносящую доход деятельность, если это предусмотрено их уставами, лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы, и если это соответствует таким целям.(п. 4 в ред. Федерального закона от 05.05.2014 N 99-ФЗ)».

(п. 5.) «Некоммерческая организация, уставом которой предусмотрено осуществление приносящей доход деятельности, за исключением казенного и частного учреждений, должна иметь достаточное для осуществления указанной деятельности имущество рыночной стоимостью не менее минимального размера уставного капитала, предусмотренного для обществ с ограниченной ответственностью (пункт 1 статьи 66.2)».

Что интересно, те же самые положения в профильном Федеральном законе от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» не изменились, «предпринимательская деятельность» никуда не исчезла.

Поскольку положения Гражданского кодекса имеют приоритет по юридической силе, ориентироваться при составлении устава НКО нужно на них.

Правда, есть одно исключение.

Автономные некоммерческие организации могут заниматься предпринимательской деятельностью, но только опосредовано, через создание для этого коммерческих организаций (п. 5 ст. 123,24 ГК РФ).

Ошибки в разделе об органах управления НКО

В уставе НКО некорректно сформулирована исключительная компетенция высшего органа управления

Неверно, т.е. без учета положений п. 2 ст. 65.3 Гражданского кодекса в обновленной редакции и ст. 29 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», где подробно расписана исключительная компетенция данного органа.

Абсурд заключается в том, что эти дублирующие друг друга статьи хоть немного, но различаются по содержанию. В то же время отделения Минюста разных регионов в одинаковых ситуациях требуют ориентироваться либо на Гражданский кодекс, либо на Закон «О некоммерческих организациях».

Часто Минюст требует просто тотальной точности в формулировках.

Я по привычке ориентируюсь на ст. 65.3 Гражданского кодекса.

Настоятельно рекомендую сверить исключительную компетенцию со списком из закона. Вдруг чего-то не хватает — Минюст зачтет за ошибку.

Только обязательно учтите следующий пункт из моего списка ошибок!

Памятка по ст. 65.3 ГК РФ

«2. Если иное не предусмотрено настоящим Кодексом или другим законом, к исключительной компетенции высшего органа корпорации относятся:

определение приоритетных направлений деятельности корпорации, принципов образования и использования ее имущества;

утверждение и изменение устава корпорации;

определение порядка приема в состав участников корпорации и исключения из числа ее участников, кроме случаев, если такой порядок определен законом;

образование других органов корпорации и досрочное прекращение их полномочий, если уставом корпорации в соответствии с законом это правомочие не отнесено к компетенции иных коллегиальных органов корпорации;

утверждение годовых отчетов и бухгалтерской (финансовой) отчетности корпорации, если уставом корпорации в соответствии с законом это правомочие не отнесено к компетенции иных коллегиальных органов корпорации;

принятие решений о создании корпорацией других юридических лиц, об участии корпорации в других юридических лицах, о создании филиалов и об открытии представительств корпорации, за исключением случаев, если уставом хозяйственного общества в соответствии с законами о хозяйственных обществах принятие таких решений по указанным вопросам отнесено к компетенции иных коллегиальных органов корпорации;

принятие решений о реорганизации и ликвидации корпорации, о назначении ликвидационной комиссии (ликвидатора) и об утверждении ликвидационного баланса;

избрание ревизионной комиссии (ревизора) и назначение аудиторской организации или индивидуального аудитора корпорации».

В уставе НКО к исключительной компетенции высшего органа управления отнесены вопросы, по которым могут принимать решения только её учредители

Если в вашей НКО высший орган управления – это не учредитель или не общее собрание учредителей, при описании его исключительной компетенции нужно учитывать, что есть вопросы, по которым решения могут принимать только учредители И НИКТО БОЛЕЕ.

Этот момент должен быть обязательно учтен в уставе НКО.

По различным видам НКО в исключительной компетенции учредителей могут находиться разные вопросы.

Например, в АНО только учредители могут принимать решения:

  • о принятии в состав учредителей новых лиц;
  • об отверждении новой редакции устава;
  • о назначении директора.

Положения устава НКО противоречат друг другу в определении количества голосов для принятия решения по вопросам исключительной компетенции  

Ошибка связана с невнимательностью при проверке текста устава, особенно, когда некоторые из вопросов исключительной компетенции вынесены в отдельные разделы.

Классический пример – противоречие между общими положениями о порядке принятия решений по вопросам исключительной компетенции (например, Правлением АНО) и разделом о внесении изменений в устав НКО, где может быть указано совсем другое число кворума и количества голосов для принятия такого решения.

В уставе НКО не определен срок полномочий руководящих и исполнительных органов (бессрочный директор)

Ошибка, в том числе, из разряда: «А может ли в некоммерческой организации (в АНО, фонде, ассоциации) директор иметь бессрочные полномочия».

Увы, но не может.

Минюст исходит из положений ст. 28 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях»

«Структура, компетенция, порядок формирования и СРОК ПОЛНОМОЧИЙ органов управления некоммерческой организацией, порядок принятия ими решений и выступления от имени некоммерческой организации УСТАНАВЛИВАЮТСЯ УЧРЕДИТЕЛЬНЫМИ ДОКУМЕНТАМИ НЕКОММЕРЧЕСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ».

Хотя на мой взгляд, указание на «бессрочность» полномочий – это же тоже «указание срока полномочий». Однако, поскольку специалисты Минюста часто к этому придираются, последнее время я стал ограничивать в уставах срок полномочий исполнительных органов НКО (директора, председателя) 5 летним сроком.

Но вы можете попробовать указать «бессрочно». В Москве обычно проходит.

Если в НКО есть коллегиальные органы управления, срок полномочий их членов также должен быть определен в уставе.

В уставе НКО нет положений о порядке первоначального формирования органов управления

Смотрят в Минюсте на это не всегда. Но все же лучше учесть в уставе на всякий случай.

Суть ошибки заключается в том, что на стадии создания НКО и в процессе её дальнейшей работы лица в органы управления назначаются в разном порядке.

На стадии создания персональный состав органов управления всегда формируют учредители НКО. В дальнейшей работе этим занимается либо уполномоченный по уставу орган, либо учредители.

На мой взгляд, требование странное. Из разряда бюрократизмов. Из закона и так понятно, что при создании НКО органы управления назначаются учредителями. Однако, поскольку уже не раз ловил в разных минюстах подобное замечание, решил включить в список.

Ошибки в уставах автономных некоммерческих организаций

В целях АНО в уставе отсутствует «оказание услуг»

Одна из причин, почему мне нравится регистрировать АНО – по ним проще формулировать цели в уставе. Гражданский кодекс устанавливает ориентир.

В соответствии со ст. 123.24 ГК автономной некоммерческой организацией признается унитарная некоммерческая организация, не имеющая членства и созданная на основе имущественных взносов граждан и (или) юридических лиц В ЦЕЛЯХ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ УСЛУГ в сферах образования, здравоохранения, культуры, науки и иных сферах некоммерческой деятельности.

Поскольку АНО всегда создается для оказания услуг (это её главное отличие от остальных НКО), раздел о целях в уставе лучше так и начать: «АНО создано для оказания услуг в сфере / в области …». И уже после, если хочется, можно добавить разных высокопарных красивых фраз, например: «а также содействия формированию гармонично развитой, нравственной, творческой личности» и прочих подобных формулировок.

Именно такого подхода придерживается Минюст при проверке документов.

Нет упоминания о способах надзора за деятельностью АНО со стороны её учредителей

Это особенность исключительно уставов автономных некоммерческих организаций. После замечания Минюста всегда использую в тексте пункт на подобие:

«Надзор за деятельностью АНО осуществляется её учредителем, путем запроса у Руководителя АНО необходимых документов и сведений, а также путем инициирования учредителем аудиторской проверки АНО»

Основание: п. 3 ст. 10 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях»

Ошибки в уставах благотворительных фондов

В «целях» благотворительного фонда в уставе не учтены цели из закона о благотворительной деятельности (135-ФЗ)

Формулировать цели в уставе благотворительного фонда относительно просто, поскольку законодательство прямо очерчивает возможные цели благотворительной деятельности. Минюст часто прямо принуждает брать «цели» для устава фонда из ст. 2 Федерального закона от 11.08.1995 № 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)».

Напомню эти цели:

  • социальная поддержка и защита граждан, включая улучшение материального положения малообеспеченных, социальную реабилитацию безработных, инвалидов и иных лиц, которые в силу своих физических или интеллектуальных особенностей, иных обстоятельств не способны самостоятельно реализовать свои права и законные интересы;
  • подготовка населения к преодолению последствий стихийных бедствий, экологических, промышленных или иных катастроф, к предотвращению несчастных случаев;
  • оказание помощи пострадавшим в результате стихийных бедствий, экологических, промышленных или иных катастроф, социальных, национальных, религиозных конфликтов, жертвам репрессий, беженцам и вынужденным переселенцам;
  • содействие укреплению мира, дружбы и согласия между народами, предотвращению социальных, национальных, религиозных конфликтов;
  • содействие укреплению престижа и роли семьи в обществе;
  • содействие защите материнства, детства и отцовства;
  • содействие деятельности в сфере образования, науки, культуры, искусства, просвещения, духовному развитию личности;
  • содействие деятельности в сфере профилактики и охраны здоровья граждан, а также пропаганды здорового образа жизни, улучшения морально-психологического состояния граждан;
  • содействие деятельности в области физической культуры и спорта (за исключением профессионального спорта), участия в организации и (или) проведении физкультурных и спортивных мероприятий в форме безвозмездного выполнения работ и (или) оказания услуг физическими лицами;
  • охрана окружающей среды и защиты животных;
  • охрана и должного содержания зданий, объектов и территорий, имеющих историческое, культовое, культурное или природоохранное значение, и мест захоронения;
  • подготовка населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций, пропаганды знаний в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и обеспечения пожарной безопасности;
  • социальная реабилитация детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, безнадзорных детей, детей, находящихся в трудной жизненной ситуации;
  • оказание бесплатной юридической помощи и правовое просвещение населения;
  • содействие добровольческой (волонтерской) деятельности;
  • участие в деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;
  • содействие развитию научно-технического, художественного творчества детей и молодежи;
  • содействие патриотическому, духовно-нравственному воспитанию детей и молодежи;
  • поддержка общественно значимых молодежных инициатив, проектов, детского и молодежного движения, детских и молодежных организаций;
  • содействие деятельности по производству и (или) распространению социальной рекламы;
  • содействие профилактике социально опасных форм поведения граждан.

В уставе благотворительного фонда неверно определён орган, который назначает руководителей филиалов и представительств

Ошибка из разряда: если специалист Минюста захочет найти ошибку в уставе – он её обязательно найдет. Несколько лет я ничего не знал про данное правило и успешно регистрировал благотворительные фонды, пока ошибку в моем уставе не обнаружил один из внимательных экспертов Минюста. В той регистрации документы проверяли особенно тщательно, т.к. в Минюсте знали – мы при отказе пойдем в суд.

Будьте внимательны, т.к. в даже хорошо проработанных шаблонах уставов может содержаться эта ошибка.

Основание:  п. 4 ст. 13  Федеральный закон от 11.08.1995 № 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)»

«РУКОВОДИТЕЛИ ФИЛИАЛОВ И ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВ НАЗНАЧАЮТСЯ ВЫСШИМ ОРГАНОМ УПРАВЛЕНИЯ благотворительной организацией и действуют на основании доверенности, выданной благотворительной организацией».

Если у вас остались вопросы или вы ищете специалиста по регистрации некоммерческих организаций — я к вашим услугам! Список зарегистрированных с моей помощью НКО можно посмотреть в этом разделе. Не забудьте сохранить страницу в закладках или в социальных сетях, чтобы не потерять, а также подписаться на новые статьи моего блога.

Автор — Дмитрий Соколовский, юрист по некоммерческим организациям

В настоящее время в России очень активно развивается некоммерческий сектор: с каждым годом возрастает число некоммерческих организаций, регистрирующихся в уполномоченных органах Министерства Юстиции. В Санкт-Петербурге регистрацией таких организаций и контролем за их деятельностью занимается Главное управление Министерства юстиции Российской Федерации по Санкт-Петербургу и Ленинградской области (далее — Управление Минюста). Некоммерческая организация регистрируется по принципу единого окна: комплект документов подаётся в Управление Минюста и, в случае положительного решения о регистрации, в обязанности Управления входит передача документов в налоговые органы для дальнейшей регистрации вновь созданной некоммерческой организации в качестве налогоплательщика.

При первичной регистрации либо внесении изменений в учредительные документы уже созданной организации у её учредителей зачастую возникают проблемы, связанные с приостановкой регистрации или с отказом в ней. Приостановка происходит, как правило, из-за незначительных ошибок в документах либо предоставления неполного их комплекта. После исправления недочётов, указанных инспектором уполномоченного органа, регистрация продолжается в общем порядке.

Но часто нарушения настолько значительны, что Минюст вынужден отказать в регистрации. В этом случае госпошлина за регистрацию не возвращается, комплект документов формируется заново и подаётся в регистрирующий орган. Следует рассмотреть две основные группы нарушений, из-за которых возможен отказ в регистрации:

  • Нарушения, связанные с ненадлежащим оформлением документов. Они очень разнообразны, но мы попробуем привести несколько примеров нарушений, наиболее часто допускаемых учредителями при подготовке документов:
    1. Указание неверной организационно-правовой формы либо наименования в заявлении и учредительных документах. Следует помнить, что некоммерческая организация имеет наименование, содержащее указание на ее организационно-правовую форму и характер деятельности. Организационно-правовые формы некоммерческих организаций указаны в законе №7-ФЗ «О некоммерческих организациях» и других федеральных законах. Никаких других организационно-правовых форм существовать не должно, при их выборе следует руководствоваться только действующим законодательством, а никак не собственным усмотрением либо благозвучием названия. Что касается наименования, то в соответствии со ст. 23.1 оно не должно оскорбляет нравственность, национальные и религиозные чувства граждан. В государственной регистрации также будет отказано, если ранее была зарегистрирована некоммерческая организация с таким же наименованием.
    2. Ошибки при составлении протокола либо решения о создании организации, связанные с отсутствием кворума при голосовании или подписанные неуполномоченным лицом. Такие ошибки нечасто бывают при первичной регистрации, но нередко возникают при внесении изменений в учредительные документы уже созданной организации. Необходимо, например, помнить, что Общее собрание членов правомочно, если на указанном собрании присутствует более половины его членов.
  • Противоречие устава действующему законодательству. Несоответствия пунктов Устава требованиям законодательства различны по своей природе, но наиболее часто встречаются следующие нарушения:
    1. Неверно указаны цели деятельности. Нужно учитывать, что для некоммерческого общества извлечение прибыли не является основной целью деятельности. Некоммерческие организации должны создаваться для достижения социальных, благотворительных, культурных, образовательных и проч. целей. В любом случае деятельность должна быть направлена на достижение общественно-благих целей. Сотрудники Управления Минюста при проверке Устава некоммерческой организации обращают особое внимание на соответствие целей деятельности вновь создаваемой организации требованиям законодательства.
    2. Неверно указаны виды деятельности организации. У некоммерческих организаций специальная правоспособность. Основные виды деятельности должны соответствовать целям организации, обозначенным в её Уставе. Некоммерческая организация вправе заниматься и предпринимательской деятельностью, но в точном в соответствии с целями указанных в документах. Перечень видов предпринимательской деятельности исчерпывающий и указан в п.2 ст. 24 закона «О некоммерческих организациях. Никаких исключений из вышеуказанного перечня законом не предусмотрено.

Кроме уже перечисленных оснований для отказа в регистрации некоммерческой организации, существуют другие, такие как:

  • невозможность лица быть учредителем некоммерческой организации в соответствии с пунктом 1.2 статьи 15 закона «О некоммерческих организациях»;
  • создаваемая религиозная организация не признается в качестве религиозной;
  • если документы предоставлены в ненадлежащий орган.

Обратите вниманиеСрок регистрации некоммерческой организации уполномоченными органами составляет около 30 дней. В течение 14 дней после подачи заявителем либо иным лицом регистрирующий орган принимает решение о регистрации некоммерческой организации либо отказе в её регистрации.

В случае отказа в государственной регистрации заявителю сообщают об этом в письменной форме, ссылаясь на конкретные статьи нормативно-правовых актов.

Отказ в государственной регистрации некоммерческой организации может быть обжалован в вышестоящий орган или в судебном порядке.
Даже если Вы получите отказ в регистрации, нужно помнить, что это не может быть препятствием для повторной подачи документов для государственной регистрации. Нужно будет только устранить все основания, которые этот отказ вызвали.

Автор: юрист Мария Борисенко

Оставьте заявку и наши
специалисты свяжутся с вами

Страна и мир

24 июня 2021

Минюст объясняет, как НКО нарушают закон при госрегистрации


Обзор типичных нарушений законодательства Российской Федерации, допускаемых некоммерческими организациями, в том числе общественными объединениями и религиозными организациями, в документах, представляемых для государственной регистрации в Главное управление Министерства юстиции Российской Федерации по Санкт-Петербургу

Минюст объясняет, как НКО нарушают закон при госрегистрации | ФОТО: Pixabay

ФОТО: Pixabay

Анализ по результатам проведенной в 2020—2021 годах деятельности по принятию решения о государственной регистрации некоммерческих организаций позволил сделать выводы о типичных нарушениях законодательства Российской Федерации, допускаемых некоммерческими организациями, в том числе общественными объединениями и религиозными организациями, в документах, представляемых  в Главное управление для государственной регистрации.

1. Наименование некоммерческой организации не содержит указания на ее организационно-правовую форму и характер деятельности, что является нарушением требований статьи 4 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее — Закон «О некоммерческих организациях»).

2. Наименование общественных объединений не содержит указания на организационно-правовую форму, территориальную сферу и характер его деятельности, что является нарушением статьи 28 Федерального закона от 19.05.1995 №82-ФЗ «Об общественных объединениях» (далее — Закон «Об общественных объединениях»).

3. Наличие в уставе некоммерческой организации открытого перечня целей и видов деятельности, а также отсутствие в уставе конкретных видов предпринимательской и иной приносящей доход деятельности.

В соответствии с пунктом 3 статьи 14 Закона  «О некоммерческих организациях» в учредительных документах некоммерческой организации должны определяться предмет и цели деятельности некоммерческой организации. Согласно пункту 4 статьи 50 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — ГК РФ) и пунктам 1 и 2 статьи 24 Федерального закона «О некоммерческих организациях», некоммерческая организация может осуществлять один или несколько видов деятельности, в том числе предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, не запрещенных законодательством Российской Федерации и соответствующих целям деятельности некоммерческой организации, которые предусмотрены ее учредительными документами.

Наличие в уставе некоммерческой организации формулировок «иные цели», «иные виды деятельности», «основные виды деятельности» без указания на перечень дополнительных видов деятельности и иных аналогичных формулировок, предполагающих открытый перечень целей и видов деятельности, равно как и осуществление деятельности за рамками характера деятельности, отраженного в наименовании некоммерческой организации и уставных целях, недопустимо.

Отсутствие в уставе некоммерческой организации указания на конкретные виды предпринимательской, внешнеэкономической и иной приносящей доход деятельности допускает осуществление некоммерческой организацией видов деятельности, не предусмотренных Уставом.

4. В ряде случаев коды основного и дополнительных видов экономической деятельности, заявляемые некоммерческими организациями для внесения в Единый государственный реестр юридических лиц, не соответствуют ее целям и видам деятельности, предусмотренным уставом, что противоречит положениям статьи 24 Закона «О некоммерческих организациях».

5. Некоммерческие организации используют наименование некоммерческих организаций, ранее зарегистрированных с таким же наименованием, что является нарушением подпункта 2 пункта 1 статьи 23.1 Закона «О некоммерческих организациях».

6. В нарушение пункта 3 статьи 50.1 ГК РФ выявлены случаи отсутствия в решениях (протоколах) о создании некоммерческих организаций сведений о порядке, размере, способах и сроках образования имущества юридического лица.

7. Не соблюдаются положения законодательства Российской Федерации, устанавливающие компетенцию высшего органа управления некоммерческой корпоративной организацией и порядка принятия решений по вопросам исключительной компетенции этого органа, что является нарушением пункта 2 статьи 65.3 ГК РФ, пункта 3 статьи 29 Закона «О некоммерческих организациях».

8. В уставах общественных объединений не определены порядок и условия приобретения членства, права и обязанности членов общественного объединения, не указаны срок полномочий руководящих органов, механизм их избрания и компетенция.

9. На заседаниях высшего органа управления общественной организации присутствуют лица, действующие на основании доверенности, выданной членом общественной организации, что противоречит положениям пункта 3 статьи 123.6 ГК РФ, согласно которому осуществление прав члена общественной организации не может быть передано другому лицу.

10. В уставах общественных объединений выявлены случаи отсутствия сведений о постоянно действующем руководящем органе, что является  нарушением статьи 8 Закона «Об общественных объединениях», в соответствии с которой в случае государственной регистрации общественной организации ее постоянно действующий руководящий орган осуществляет права юридического лица от имени общественной организации и исполняет ее обязанности в соответствии с уставом.

Таким образом, образование постоянно действующего руководящего органа в соответствии с законодательством Российской Федерации является обязательным для общественных организаций, а также их структурных подразделений, создаваемых в форме отделений.

11. В соответствии с пунктом 1 статьи 50.1 ГК РФ юридическое лицо может быть создано на основании решения учредителя (учредителей) об учреждении юридического лица.

Требования, предъявляемые к оформлению решения собрания, установлены статьей 181.2 ГК РФ. В соответствии с пунктом 3 рассматриваемой статьи о принятии решения собрания составляется протокол в письменной форме. Протокол подписывается председательствующим на собрании и секретарем собрания.

На основании пункта 4 статьи 181.2 ГК РФ в протоколе о результатах очного голосования должны быть указаны:

· дата, время и место проведения собрания;

· сведения о лицах, принявших участие в собрании;

· результаты голосования по каждому вопросу повестки дня;

· сведения о лицах, проводивших подсчет голосов;

· сведения о лицах, голосовавших против принятия решения собрания и потребовавших внести запись об этом в протокол.

В нарушение положений пункта 4 статьи 181.2 ГК РФ на государственную регистрацию представляются протоколы (выписки из протоколов) учредительного съезда (конференции) или общего собрания, заседания высшего органа управления некоммерческой организации, не содержащие сведения  о лицах, принявших участие в собрании, о лицах, проводивших подсчет голосов. Кроме того, на государственную регистрацию представляются протоколы (выписки из протоколов), не подписанные председательствующим на собрании и секретарем собрания, что противоречит пункту 3 статьи 181.2 ГК РФ.

12. В нарушение статьи 15 Федерального закона от 04.12.2007 № 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» (далее — Закон № 329-ФЗ) уставы общественных организаций, являющихся общероссийскими спортивными федерациями, не содержат положений о мерах по осуществлению специальной подготовки контролеров-распорядителей; о порядке утверждения критериев отбора спортсменов для включения их в состав спортивной сборной команды, формируемой общероссийской спортивной федерацией; о порядке утверждения периодичности проведения общероссийской спортивной федерацией официальных спортивных мероприятий; о порядке уплаты вступительных и членских взносов.

13. Уставы физкультурно-спортивных организаций, не имеющих государственной аккредитации по соответствующему виду спорта, содержат положения, предусмотренные пунктом 1 статьи 16 Закона № 329 ФЗ только для общероссийских спортивных федераций.

При заполнении форм заявлений (уведомлений) для государственной регистрации юридического лица заявителями допускаются следующие типичные ошибки:

1. Форма заявления (уведомления) заполняется с использованием программного обеспечения либо вручную. При использовании для заполнения формы заявления программного обеспечения печать знаков должна выполняться заглавными буквами шрифтом Courier New высотой 18 пунктов черным цветом.

Заполнение формы заявления вручную осуществляется чернилами черного, фиолетового или синего цвета заглавными печатными буквами, если иное не установлено Требованиями к оформлению документов, предоставляемых в регистрирующий орган (далее — Требования, утверждены Приказом ФНС России от 31.08.2020 № ЕД-7-14/617@).

2. В заявлении помимо заполненных листов, относящихся к регистрации, прикладываются лишние листы. В соответствии с пунктом 18 Требований незаполненные (пустые) листы, а также полностью незаполненные (пустые) страницы многостраничных листов формы заявления в состав заявления включать не требуется.

3. Исходя из подпункта 1 пункта 29 Требований, в случае если местом нахождения юридического лица будет город федерального значения Москва, Санкт-Петербург или Севастополь, а также город и космодром «Байконур», помимо рассматриваемого в подпункте показателя иные показатели пункта 3 «Место нахождения юридического лица» (подпункты 2, 3 и 4 данного пункта) не заполняются. В ряде случаев соответствующие показатели данных подпунктов заполняются некоммерческими организациями.

4. В большинстве случаев некоммерческими организациями при создании  в Заявлении Лист И «Сведения о заявителе» заполняется только в отношении одного учредителя, в то время как, согласно пункту 47 Требований, Лист И «Сведения о заявителе» заполняется в отношении каждого учредителя создаваемого юридического лица. 

В целях сокращения количества отказов в государственной регистрации некоммерческих организаций Главным управлением продолжена работа по оказанию заявителям методической помощи, а также по проведению личных приемов начальником Главного управления, заместителем начальника Главного управления, курирующим профильное структурное подразделение, начальником отдела структурного подразделения Главного управления.

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 113 (6951) от 24.06.2021 под заголовком «Минюст разъясняет».

Материалы рубрики

Комментарии

В наше время некоммерческие организации стали обязательными участниками важнейших социально-экономических процессов, происходящих в обществе, их деятельность позволяет гражданам проявить общественную инициативу, способствует реальному повышению качества жизни населения.

Главное управление Минюста России по Приморскому краю в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, принимает решения о государственной регистрации некоммерческих организаций, в том числе общественных объединений, региональных отделений политических партий, религиозных организаций, иных юридических лиц, вносит казачьи общества в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации, социально ориентированные организации – в реестр исполнителей общественно полезных услуг.

Особое внимание при этом уделяется учредительным документам некоммерческих организаций, а именно целям деятельности, компетенции органов управления и контрольно-ревизионных органов, положениям, касающимся порядка реорганизации и ликвидации, иным особенностям учредительных документов в зависимости от организационно-правовых форм некоммерческих организаций.

Анализ документов, поступивших в Главное управление, выявил типичные ошибки, допускаемые заявителями при подготовке документов и их подаче для совершения регистрационных действий.

В настоящее время действует приказ Федеральной налоговой службы России от 31.08.2020 № ЕД-7-14/617@ «Об утверждении форм и требований к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган при государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств». Зачастую заявители используют старые формы заявлений. В связи с этим мы рекомендуем всем пользоваться справочной информацией, размещенной на официальном сайте Главного управления (to25.minjust.gov.ru), или заполнять заявления о государственной регистрации некоммерческих организаций, используя программное обеспечение, размещенное на официальном сайте Федеральной налоговой службы России.

Нередко заявители, пользуясь услугами Единого портала государственных и муниципальных услуг (www.gosuslugi.ru), направляют пакет документов, необходимый для государственной регистрации, в ненадлежащий орган или не представляют полный пакет документов.

Допускаются ошибки при заполнении реквизитов, необходимых для уплаты государственной пошлины за государственную регистрацию некоммерческих организаций. Все необходимые сведения также размещены на сайте Главного управления в разделе «Некоммерческие организации».

Зачастую к заявлениям прилагаются незаполненные листы, которые не имеют отношения к вопросам, по которым подается заявление, а также полностью не заполненные страницы многостраничных листов формы заявления.

Не всегда в заявлении указывается ИНН при наличии у физического лица идентификационного номера налогоплательщика, а также адрес его электронной почты.

Заинтересованные лица могут получить исчерпывающие консультации по вопросам, возникающим при регистрации некоммерческих организаций, по телефону отдела по делам некоммерческих организаций Главного управления: 8 (423) 226-37-99.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:

Интересное по теме:

  • Основные ошибки при продаже квартиры
  • Основные ошибки при укладке плитки на стену
  • Основные ошибки при разработке бизнес плана
  • Основные ошибки при пайке полипропиленовых труб
  • Основные ошибки при проведении современных прогнозов

  • 0 0 голоса
    Рейтинг статьи
    Подписаться
    Уведомить о
    guest

    0 комментариев
    Старые
    Новые Популярные
    Межтекстовые Отзывы
    Посмотреть все комментарии