#подборки
-
0
Они мешают презентовать презентабельно
vlada_maestro / shutterstock
Автор статей по SMM, практикующий таргетолог, в прошлом — продакт-менеджер диджитал-проектов.
Презентации нужны всем — от школьников до руководителей. Ведь это отличный способ донести информацию, отчитаться о проделанной работе, рассказать о проекте или продукте. Главное — не допускать типичных ошибок, из-за которых презентация выглядит неубедительно, а внимание зрителей теряется:
- Нет цели
- Нет структуры
- Однотипные слайды
- Много текста
- Много мыслей
- Не тот размер слайда
- Мало или слишком много цветов
- Нечитабельный текст
- Неаккуратное оформление
- Нет пояснений к иллюстрациям
- Бессмысленные картинки
- Коротко о главном
Перед тем как готовить слайды, определите цель презентации. Например:
- «Показать, как выросли продажи / снизились затраты…».
- «Доказать выгоды от сотрудничества…».
- «Донести важность проблемы…».
- «Проиллюстрировать эффективность своей работы…».
Лучше конкретизировать. Например, вместо «Показать, что наши услуги выгодны» ставить такую цель: «Показать, сколько денег компания может сэкономить, если купит наши услуги, — и получить заявку на бесплатную консультацию».
Контент любого формата должен иметь чёткую структуру и логическую последовательность. Иначе сложно донести мысль, информация плохо воспринимается.
Главный секрет создания структурированной и логичной презентации — план:
- Введение. Вступительная часть, которая подводит к сути. Здесь можно объяснить, например, каким образом компания привлекает клиентов.
- Обозначение проблемы, актуальных вопросов. На этом этапе будет уместно рассказать, допустим, как упали продажи за последний месяц и на что это влияет.
- Решение проблемы. Тут можно перечислить новые рекламные каналы для привлечения новых покупателей. Добавить диаграммы/графики, чтобы наглядно показать потенциальный рост продаж.
- Заключение — повторение основных мыслей презентации. Коротко о главном.
Если все слайды одинаковые, меняются только заголовки и текст, — глаз быстро «замыливается», а интерес теряется.
Лучше использовать разные форматы и приёмы. На одном слайде можно оставить текст, на другом — разместить картинку, на четвёртом — уже диаграмму. Но важный момент: единое оформление (рамки, стили, шрифты).
Презентация должна помогать спикеру, а не оттягивать на себя всё внимание, заставлять напрягаться. Старайтесь использовать минимум текста, размещайте на слайдах только самое главное.
Если нельзя сократить текст, разбейте его на несколько слайдов. Если можно заменить его иллюстрацией, лучше так и сделать.
Важное правило: «Один слайд — одна мысль». Не пытайтесь вместить всё выступление в пару слайдов — смело увеличивайте их количество.
Увы, нет универсального совета по оптимальному количеству слайдов в презентации. Руководствуйтесь здравым смыслом.
Кстати, при создании лендингов похожее правило, только там «один сайт — один продукт».
Раньше | Сейчас | |
---|---|---|
Популярный размер экрана | 4:3 | 16:9 |
По умолчанию PowerPoint создаёт презентации именно для 4:3. Если запускать такие на широкоформатном экране, по краям будут видны чёрные полосы. А презентация под 16:9 обрежется по краям на старом мониторе.
Не забудьте выяснить, на каком устройстве будет ваша презентация, чтобы сразу создать её в нужном формате.
Чёрно-белые презентации смотреть скучно, но слишком яркие цвета мешают сосредоточиться.
Лучше не впадать в крайности: отказаться от монохромной презентации (если, конечно, это не фирменный стиль бренда), в то же время выбирать не больше
2–3 цветов.
Текста должно быть мало, но он должен быть хорошо виден на каждом слайде.
По опыту, шрифты без засечек (Arial, Tahoma, Verdana) легче воспринимаются, чем шрифты с засечками (например, Times).
Если не виден текст на картинках, лучше перепечатать его на слайды.
Некрасиво, если фотографии/видео плохого качества. Но особенно — когда текст заезжает на картинки…
… или скриншоты «висят» в воздухе.
В таких случаях рекомендую использовать мокапы — макеты мобильных устройств.
Сила визуализации — в скорости донесения информации. Но важно, чтобы при этом она была простой и понятной.
Поэтому стоит обязательно подписывать графики и диаграммы.
Изображения должны не «разбавлять» текст, а наряду с ним нести смысловую нагрузку.
Так что убирайте лишнее.
При создании презентации вы должны понимать цель и соблюдать структуру. Не делать однотипные и чёрно-белые слайды, в то же время не увлекаться цветами, шрифтами, картинками и текстом (его надо минимум — и читабельного). Помнить, что один слайд — одна мысль, и про его размер. Оформлять всё аккуратно и подписывать диаграммы, графики. Бессмысленные картинки не вставлять, только полезные иллюстрации.
А если хотите не только создавать эффектные презентации, но и аргументированно доносить свои идеи, быстро и логично структурировать информацию, выступать в стиле TED, — обратите внимание на курс «Мастер презентации и публичных выступлений».
Как зарабатывать больше с помощью нейросетей?
Бесплатный вебинар: 15 экспертов, 7 топ-нейросетей. Научитесь использовать ИИ в своей работе и увеличьте доход.
Узнать больше
Типовые ошибки при подготовке презентации
Время на прочтение
6 мин
Количество просмотров 5.9K
Привет! Представляю продолжение статьи о типовых ошибках, которые допускают инженеры при подготовке публичных выступлений. Сегодня поговорим о подготовке презентаций.
Грамотная визуализация помогает воспринимать информацию. Недаром мы на митингах рисуем шаблоны процессов, а в документации — схемы сервисов. В выступлении также очень важна визуальная составляющая. Конечно, скучному или неструктурированному докладу не поможет даже самая яркая и стильная презентация. Но удачная визуализация поможет слушателям сформировать положительное впечатление и лучше запомнить доклад. Итак, поехали.
Нет номеров слайдов
В процессе выступления нумерация не очень важна. Но она незаменима при подготовке выступления. По моему опыту, на подготовку первого полуторачасового выступления требуется около полутора месяцев и десяток прогонов, иногда и больше. И на каждом из этих прогонов слушатели будут давать спикеру обратную связь. А теперь поставьте себя на место слушателя и представьте, что вместо лаконичного «13 — длинный заголовок» вам придется писать: «Заголовок „О дешевом способе генерации тестовых сценариев“ — слишком длинно». И таких комментариев будет очень много.
Иногда у меня получается 25—30 комментариев за прогон. И если нет номеров слайдов, каждый комментарий приходится как-то обозначать, чтобы дать спикеру адекватную обратную связь. А пока я думаю, как мне обозначить место в рассказе под комментарий, я пропускаю что-то важное. И спикеру приходится прогонять выступление снова и снова чтобы получить все релевантные замечания.
Что делать. Пожалеть тех, кто помогает вам с подготовкой выступления, и просто проставить номера слайдов. Благо почти в любой программе по верстке презентаций это можно сделать нажатием одной кнопки.
Презентация не в стиле мероприятия
Этот пункт относится скорее к сериям выступлений или мероприятий, связанным одной темой и единым стилем. Например, к финтеху, который проводит наша группа компаний. Или когда несколько спикеров выступают подряд со связанными темами.
Единый стиль в серии помогает слушателю обращать внимание не на оформление информации, а на ее суть. Представьте, что вы находитесь на сайте, оформленном в минималистичном стиле и серо-желтой гамме. Но в какой-то момент при переходе по ссылке — бац! — открылась зеленая страница с анимацией. На что вы обратите внимание: на контент или на визуальные изменения? В серии выступлений нужно, чтобы внимание было сосредоточено на контенте, а не на новом цвете или шрифте.
Единый дизайн может сократить время создания презентации. В серии выступлений часто приходится возвращаться к ранее рассказанному материалу. Если вся серия оформлена в едином дизайне, можно просто скопировать слайды из нужных презентаций и не переделывать их под свой стиль.
Также можно одинаково оформлять похожие сущности, чтобы слушателям было легче ориентироваться в информации.
Например, все определения и блоки вопросов мы оформляем на одинаковых слайдах. Так привычная картинка помогает быстрее сообразить, что нужно заскринить определение или написать вопрос в чат.
Что делать. Оформлять в едином стиле похожие сущности и серии выступлений.
Проблемы с выравниванием
Очень распространенная проблема — неряшливый вид презентации из-за съехавших отступов и выравниваний. И дело не в том, что спикеры сознательно не уделяют внимание отступам и выравниваниям. А в том, что люди, чья повседневная работа не связана с визуализацией, просто не замечают этих проблем. Их фокус внимания находится на контенте.
С одной стороны, они в чем-то правы: без грамотного контента не получится удачного выступления. С другой стороны, есть такое понятие, как трансцендентное качество продукта. Это некое состояние, эмоция, которую пользователь испытывает при взаимодействии с продуктом. Пользователь — это ваш слушатель, а продукт — ваше выступление. Так что же лучше: донести до пользователя ощущение четкости и аккуратности или неряшливости и несерьезного отношения к презентуемому материалу? Уверена, что первое.
Что делать. Настроить в своем редакторе линейки и выравнивать по ним все элементы, по вертикали и горизонтали. И обращать внимание на межстрочные интервалы в тексте — они везде должны быть одинаковыми. Для лучшего понимания можно прочитать какой-нибудь гайд по созданию презентаций, я пользуюсь уроком по базовым принципам дизайна Articulate 360.
Разные сущности выглядят одинаково
Обычно инженеры в своих выступлениях раскрывают достаточно сложный контент. И для его иллюстрации приходится использовать много сущностей на одном слайде. Так вот, золотое правило: одинаковое должно выглядеть одинаково, а разное — по-разному!
Что делать. Визуально отделять сущности друг от друга. Можно цветом, как на примере выше. Можно формой и размером. Также не стоит забывать про расположение. Например, если у элементов какая-то иерархия, хорошо бы показать ее визуально.
Очень много текста
Еще одна распространенная ошибка — дословно записывать свою речь на слайд. Так делать не стоит. Когда зритель видит много текста, он автоматически начинает его читать. То есть он с вашего голоса переключается на свой внутренний. И потом ему тяжело вернуть внимание к спикеру и войти в поток рассказа.
Слайды должны дополнять ваше выступление, а не отвлекать от него. Поэтому на них должен быть необходимый минимум текста. Только тезисы. Ничего лишнего.
Что делать. Советую после создания всех слайдов пройтись по презентации и попробовать переформулировать все в два раза короче. Как минимум убрать все вводные и связующие слова.
Все на слайде появляется сразу
Не только длинный текст делает слайд перегруженным, отвлекающим и сложным, но и обилие элементов в принципе. Но, если контент выступления сложный, разнести элементы на разные слайды удается не всегда.
Что делать. Добавить анимацию появления элементов или раскадровку. То есть любую сущность стоит показывать, только когда вы начинаете о ней говорить. Это относится и к блокам схем, и к пунктам списков.
Раскадровка надежнее, ведь в ней для появления элементов используется сам механизм переключения слайдов. Но презентацию с анимацией удобнее использовать слушателям как шпаргалку после выступления. Ведь на каждом слайде будет виден весь нужный контент.
Под анимацией я подразумеваю только простое постепенное появление элементов на слайде. Не стоит добавлять всякие сложные вылетания, выползания и вращения. От них наоборот предостерегают создатели конференций — и правильно предостерегают: вся эта мишура ужасно тормозит и отвлекает от спикера.
Размер элементов не соответствует их важности
Любой более-менее современный интерфейс обязательно использует размер элементов для привлечения внимания пользователя к определенным вещам. Да даже в договорах тонкости в них всегда печатают мелким шрифтом, чтобы не бросался в глаза. А рекламу и бонусы — максимально крупным.
Этот прием я очень советую использовать в презентации. И не только для привлечения внимания, но и для иллюстрации важности одних элементов относительно других.
Например, если вы на одном слайде и показываете этапы разработки, и рассказываете об их особенностях, названия этапов стоит делать крупнее.
Что делать. На каждом слайде продумайте иерархию элементов и сделайте самые важные элементы крупнее. Для усиления эффекта можно выделять важное не только размером, но и цветом.
Авторы не пользуются встроенными возможностями редакторов
Редакторы для создания презентаций могут сильно упростить жизнь и повысить эффективность работы над визуальной частью выступления. Если, конечно, использовать все их возможности. Не использовать возможности редактора — это как программировать без IDE: возможно, но для большинства долго и неудобно. Так что очень советую изучить хотя бы базовые функции выбранного вами редактора. И больше никогда не собирать списки из палочек.
Заключение
Отнеситесь к выступлению так же, как вы относитесь к своему продукту. Подумайте, кто ваша целевая аудитория, какие эмоции вы хотите вызвать у нее и какую пользу принести. Постарайтесь сделать процесс разработки своего продукта максимально эффективным: не изобретайте велосипеды, пользуйтесь готовыми инструментами и помощью коллег. И, конечно, моей статьей и краткой инструкцией:
-
Пройдите краткий обучающий курс по инструменту, в котором будете работать.
-
Пройдите обучающий курс по дизайну презентаций.
-
Добавьте номера слайдов.
-
Узнайте, нужно ли использовать шаблон мероприятия, и придерживайтесь его.
-
Наполните презентацию контентом, не забывая все выравнивать.
-
Проверьте, что размер элементов соответствует их важности.
-
Проверьте, что одинаковые элементы выглядят одинаково, а разные по-разному.
-
Проверьте, что более важные элементы крупнее менее важных.
-
Максимально сократите текст на слайдах.
-
Добавьте постепенное появление элементов.
-
Полюбуйтесь стильной и понятной презентацией.
Удачных выступлений!
Любая презентация в сегодняшнем мире является не просто общественным представлением чего-либо инновационного или уникального, но ещё и важнейшим информационным и рекламным инструментом, посредством которого можно донести до людей необходимую информацию о продукте, товаре или услуге в самой лучше форме.
И точно таким же образом, как современный деловой мир невозможно представить без проведения презентаций, презентации невозможно представить без ошибок. Дело в том, что по своей сути презентация является довольно-таки сложной работой, которая требует от выполняющего её человека наличия особых знаний, умений и навыков. Но, как и следует полагать, всё это приходит лишь с опытом, а потому, до тех пор, пока опыта у человека нет, в его презентациях будут систематически присутствовать ошибки.
Однако не стоит удручаться по этому поводу – на самом деле сделать свои презентации грамотными и эффективными можно и на начальном этапе – для этого лишь нужно знать о том, каких ошибок допускать не стоит. И специально для того, чтобы снабдить вас такой информацией, мы и предлагаем вам познакомиться с типичными ошибками в проведении презентаций.
Типичные ошибки презентации
Всего мы перечислим десять основных ошибок презентации, на которые вы должны обратить внимание.
1
Внимание на демонстрируемом материале
Учитывая то, что настоящим камнем преткновения для многих ораторов является страх публичных выступлений, ошибки во время презентаций обусловлены именно им. Так, выступающий перед публикой человек, может стремиться к тому, чтобы сместить фокус внимания публики с себя на демонстрируемый в процессе материал, например, на экран или доску, где наглядно отображается информация, и просто зачитывает с них данные. Но допускать этого ни в коем случае нельзя, т.к. одно из правил успешной презентации говорит, что внимание аудитории должно быть на 80% сосредоточено на выступающем, а не на экране, доске и т.п.
2
Отсутствие зрительного контакта
Очень часто случается также и так, что спикер во время своей презентации начинает понимать, что у него нет абсолютно никакого контакта с публикой. Он может даже начать предпринимать судорожные попытки понять, в чём проблема, но ответа найти не найдёт. Происходит это, как правило, в тех случаях, когда ведущий концентрируется на окружающих его объектах, таких как потолок, стены, стол или бумажка, которую он держит в руках. Суть же ошибки заключается в том, что оратор никак не взаимодействует с публикой, причём вовсе не требуется развлекать зрителей и устраивать им концертную программу – достаточно начать смотреть людям в глаза, ведь именно это создаёт так называемый мост между человеком, который говорит, и теми, кто его слушает.
3
Самопрезентация
Любой уважающий себя спикер должен раз и навсегда понять, что ни одна успешная презентация никогда не начинается с того, что он сам начинает рассказывать о себе, делая самопрезентацию. Данную функцию должен выполнять ведущий мероприятия, которому ещё до его начала необходимо предоставить о спикере всю важную информацию. В том же случае, если проводящий презентацию человек по какой-либо причине вынужден сам перечислять свои регалии, заслуги и достижения, презентация будет проходить в некотором напряжении. Здесь нужно просто учитывать психологию людей – расположения и доверия аудитории намного сложнее добиться, начиная с самовосхваления.
4
Извинения
К сожалению, даже самые талантливые и перспективные спикеры зачастую совершают одну и ту же нелепейшую и до смеха обидную ошибку – в процессе проведения презентация они вдруг начинают за что-то извиняться перед своими зрителями. Чувство такта и достойные манеры – это, конечно же, хорошо, однако следует помнить, что презентация изначально предполагает, что всё, о чём будет говорить лектор, является правильным, по его мнению, и то, каким он предстаёт перед аудиторией, тщательно продумывается. Таким образом, пока спикер не начал извиняться, всё произносимое им будет восприниматься как должное, в ином случае, его авторитет в глазах зрителей моментально упадёт.
5
Молчание
Наверняка вы и сами не раз оказывались в ситуации, когда между вами и вашим собеседником возникает неловкая пауза. Особенно это характерно для общения между незнакомыми людьми. Если же говорить о презентации, то без вынужденных пауз и вовсе не обходится практически никогда. Но ошибка многих ведущих сводится к тому, что они никак не заполняют такие паузы, вследствие чего и публика оказывается в некоторой растерянности, и ведущий начинает выглядеть в очень невыгодном свете, а тут уже недалеко и до подшучиваний над ним, каверзных вопросов и т.д. Так что заранее готовьтесь к тому, что вам придётся заполнять паузы, а главное – подумайте о том, что может для этого послужить.
6
Повторение
Презентация по своему существу требуется для иллюстрации того, что рассказывается ведущим, для чего, собственно, и используются всевозможные слайды, картинки, видео, макеты и прочее. И очень важно, чтобы на протяжении всего мероприятия сохранялся эффект новизны. Неопытные ведущие в некоторых ситуациях начинают демонстрировать зрителям те, материалы, которые уже обсуждались, тем самым как бы разрушая целостность внимания аудитории. Если случилось так, что для какой-то темы презентации нет наглядного материала, лучше вообще обойтись без демонстрации.
7
Детская позиция
Если вы изучали биографии знаменитых ораторов или переговорщиков, вы должны знать, что каждый из них перед выступлением или переговорами несколько минут готовился и настраивался на нужный лад. Одной же из ошибок начинающих спикеров является то, что они выходят к своей аудитории примерно так, как школьник выходит отвечать к доске. Вероятно, вы и сами понимаете, как воспримет такого ведущего публика. Помните о том, что перед собравшимися людьми вы должны чувствовать себя как минимум профессионалом по обсуждаемым вопросам, но никак не человеком, которому нужна поддержка и тем более жалость.
8
Отсутствие личных примеров
Ещё одним из важнейших правил хорошей презентации является то, что она просто обязана включать в себя примеры из личного опыта, касающиеся темы мероприятия. Дело в том, что познакомиться с теорией и узнать чисто официальную информацию при желании может абсолютно каждый. Но люди за тем и приходят на презентации, чтобы ознакомиться с практическими материалами и данными. Поэтому, ещё на этапе подготовки к выступлению позаботьтесь о том, чтобы в вашем арсенале спикера было, о чём рассказать, и лучше всего, если это будут примеры из вашего личного жизненного опыта – именно они производят на публику самые сильные впечатления.
9
Информационная перегрузка
Множество ошибок во время презентаций происходят по причине того, что ведущие элементарно не ставят себя на место своих слушателей, буквально перегружая их разноплановой информацией. Некоторые, к примеру, снабжают свои рассказы маркированными списками, схемами, видеороликами, аудиофайлами и т.д. В результате люди должны слушать, смотреть, читать и осмысливать информацию одновременно, что значительно затрудняет восприятие преподносимого материала вообще. Лучшей рекомендацией здесь будет использование одного-двух типов материалов, которые будут гарантировать нормальное восприятия и полноценное понимание.
10
«Спасибо»
Если вы хотите стать хорошим лектором и научиться проведению грамотных презентаций, раз и навсегда запомните, что благодарность является прерогативой тех спикеров, выступление которых вызвало бурю аплодисментов, ведь за это и нужно благодарить. Если же выступающий говорит «спасибо» даже в тех случаях, когда публика не оценила его выступления, это выглядит как минимум как извинение за то, что он оторвал людей от своих занятий, за то, что они его послушали и вообще выделили время на присутствие на презентации. В случае, когда рукоплесканий не слышно, а выступление подходит к концу, подытожить презентацию можно при помощи жестов или изменения тона голоса.
Итак, мы с вами рассмотрели типичные ошибки презентации, а значит, отныне вы сможете учитывать их во время своих собственных выступлений. Но, каких бы ошибок вам не удалось избежать, помните, что самым главным промахом спикера, особенно, если у него ещё мало опыта, будет уверенность в том, что его презентация будет идеальной.
Желаем вам успехов!
В прошлой моей статье многие хотели бы видеть примеры ошибок на слайдах и их удачное исполнение. Поэтому в этой я разберу не только базовые принципы, но и частые «косяки». Поехали!
Базовые принципы и частые ошибки
Случается такое, что смотрите на презентацию, и она вам не нравится, однако сложно объяснить, что именно с ней не так. Скорее всего, дело в нарушении основных правил верстки.
То, что важно, но о чем могут забыть:
- Единый стиль на всех слайдах
- Сочетающиеся шрифты (не более 2-3)
- Уравновешенные цвета
- Индивидуальный дизайн (не стандартный шаблон)
- Визуальные акценты
- Умеренное количество текста
и т. д. и т. п. Есть масса других ошибок, которые всплывают в ходе создания презентации. К сожалению, это может довольно сильно повлиять на отдачу от рассылки или показа: падение продаж, ухудшение репутации и др.
Отсутствие единого стиля
«На вкус и цвет…»
Несмотря на отличие эстетических предпочтение людей, важно придерживаться единого стиля в каждой презентации, а не пытаться угодить всем. Для того существуют шаблоны (не только базовые).
Если презентация небольшая, каждый слайд разрабатывается отдельно, но в едином стиле. Компании, которые вынуждены создавать объемные презентации, вплоть до 100 слайдов, используют шаблоны. Однако такие шаблоны заказываются у дизайнеров и верстаются отдельно. А еще они отличаются разнообразием макетов!
За основу редизайна был взят первый слайд с неудачной презентации. Базировалась на цветовой гамме и графике. Но уже там последовали небольшие изменения.
Какие изменения были внесены:
- Шрифт и его размеры — семейство Montserrat
- Цветовая палитра была перенесена на все слайды
- Добавлена навигация внизу слайда
- Теперь все графические элементы похож
- Визуализация пунктов при помощи иконок
- Расположение и размер блоков, акценты
Отсутствие иерархии
Самая лучшая информация — это структурированная информация. Это значит не только, что каждая мысль записана отдельно, но и что в тексте презентации есть визуальные акценты, чтобы проще было выделить важное и зрительно отделить блоки друг от друга.
На первом слайде заголовок сливается с основным текстом, пусть он и расположен немного выше. После редизайна заголовок стал выделен жирным шрифтом, немного отдален от блока с основным текстом, все буквы заглавные. Также в основном тексте теперь два абзаца, и читать их проще. Заметили, что исчезли «висячие предлоги»?
Цветовая гамма
Цветовая палитра в презентации должна включать в себе не более 2х акцентных цвета, а также включаем базовые: черный и белый.
Если вы считаете, что у вас «нет вкуса» или просто подбор цветов представляется вам сложной задачей, можно использовать специальные сервисы:
- color. romanuke. com — сайт с готовыми цветовыми палитрами по фото
- picular. co — сервис, который поможет подобрать цвета по слову
- coolors. co — здесь можно создать свою палитру, а сервис сам подгонит ее так, чтобы все сочеталась. Так же, как и на втором сайте, можно создавать палитры по картинкам (своим или из стока)
Если вы больше доверяете себе, то можно воспользоваться цветовым кругом. Однако следует быть осторожным, поскольку даже по нему могут получиться отвратительные сочетания.
Совет. Порой можно руководствоваться правилом: если цвета сочетаются друг с другом в природе, то их можно использовать в дизайне.
Выводы
Итак, настало время подвести итоги:
- Стараемся придерживаться базовых принципов (см. прошлую статью)
- Выдерживаем единый стиль на протяжении всей презентации
- Расставляем акценты при помощи цвета, размеров и начертаний
- Делаем текст читаемым (заботимся о фоне и цвете)
- Используем ограниченное количество цветов
- Избавляемся от висячих предлогов
- Используем только дизайнерские шаблоны
Совет. Если вы взялись делать презентацию самостоятельно, но у вас не получается подобрать цвета, шрифты и т.п., то вам стоит поискать подходящие сервисы в интернете. Они существуют самые разные, вплоть до генератора переписок и подбора шрифтовых пар.
Надеюсь, эта статья оказалась для вас полезной! Буду рада откликам и оценкам.
Презентация помогает спикеру сделать точечные акценты на информации, а аудитории — запомнить важные цифры, факты, посылы. Хорошая презентация дополняет вебинар и повышает его эффективность, а неправильная – может убить мероприятие.
Мы выделили 13 критично важных ошибок: некоторые из них допускают новички, а некоторые — даже опытные спикеры. В статье расскажем, как сделать ваши слайды лучше.
Базовые ошибки в подготовке презентации
1. Сложный дизайн
Стараясь сделать красиво, люди часто перегружают презентацию лишними элементами — картинками, иконками, смайлами, разными шрифтами и анимацией. Все это отвлекают от темы и затрудняет восприятие.
О чем слайд — понять невозможно, настолько здесь все сложно. Источник: myshared.ru
Хорошая презентация — простая презентация. Окинул ее взглядом и за секунды и понял, о чем идет речь.
2. Несколько мыслей на одном слайде
В презентации для вебинаров нет никаких ограничений по количеству слайдов. Пусть их будет 50, 60 или еще больше, главное — придерживаться правила «1 слайд — 1 мысль». Да, возможно, времени на подготовку презентации по такому принципу уйдет больше. Зато ее ценность для решения ваших задач будет выше — аудитории будет легче осознать и запомнить информацию.
Хорошая презентация — та, где каждый слайд посвящен только одной мысли.
Даже рассказ о трех книгах на одном слайде — уже перебор. Источник: pronetworking.ru
3. Нелогичная последовательность слайдов
В начале презентации спикер представляется, затем говорит о теме вебинара, далее начинает раскрывать каждый из заявленных тезисов. Если мероприятие маркетинговое, например, вводный урок в большом платном курсе, то после информационный части логично встроить коммерческую — рекламу платного обучения — и подкрепить ее результатами выпускников. Если сделать наоборот и начать выступление с коммерческой части, можно потерять часть аудитории. Участники пока недостаточно заинтересованы и не понимают, почему их приглашают купить какой-то курс, а не рассказывают полезную информацию бесплатно.
С презентациями та же история. Слайды должны соответствовать текущей мысли, озвучиваемой спикером. Если ведущий рассказывает, как продавать ручку на собеседованиях, а на слайде рекомендации, как одеваться в первый рабочий день, презентация нелогична.
Хорошая презентация имеет логичную структуру. Знакомство с темой и спикером — детальная проработка каждого пункта — переход к платному продукту.
На платформе Webinar можно загрузить презентацию в формате PPT, PPTX или PDF в раздел «Файлы» и переключать слайды внутри вебинара.
4. Слишком много текста
Презентация не должна перетягивать на себя внимание и отвлекать слушателя от выступления докладчика. Большие блоки текста испортят вебинар — вас не будут слушать, все внимание уйдет на чтение со слайдов.
Пишите короткие тезисы, используйте крупный простой шрифт: не напоминающий рукописный текст или готику, без засечек. По такому же принципу разрабатывают мобильные телефоны для пожилых людей. Просто, крупно, хорошо видно, не напрягает.
Хорошая презентация — та, в которой на каждом слайде небольшое количество текста, набранного читаемым шрифтом.
Вот пример хорошего слайда: текст легко читается, при этом сразу можно уловить основную мысль:
А вот неудачный пример — слайд будет отвлекать аудиторию от выступления спикера:
5. «Выворотка» — белые слова на черном фоне
Белый шрифт на черном фоне в какой-то период применяли многие — в том числе и эксперты, которые готовили презентации для вебинаров. Школьный курс физики сообщает, что черные объекты на белом фоне лучше воспринимаются глазом – белый отражает все цвета радуги, а черный является их смешением.
От «выворотки» быстро устают глаза, рассеивается внимание — в результате вас слушают вполуха, эффективность вебинара падает.
Хорошая презентация — это классический темный шрифт на белом или очень светлом фоне.
Ниже — не очень удачный пример. Приходится прикладывать усилия, чтобы уловить всю информацию. А как мы писали выше, презентация — дополнение к докладу спикера. Она должна восприниматься легко и быстро.
6. Дублирование речи спикера
Нередко спикер просто читает текст со слайда.
Со стороны слушателей это выглядит нелогично. Они не понимают, зачем спикер проговаривает то, что они и так могут прочитать. Начинают скучать. В итоге снижается вовлеченность аудитории в мероприятие, слушатели начинают уходить с вебинара.
Хорошая презентация — та, которая работает как «шпаргалка» для спикера, не позволяя ему упустить важное, но и не дублируя его речь.
Пример от редактора блога: на слайде — основной тезис: «Руководство для авторов упрощает работу и повышает эффективность корпоративного блога». В этот момент спикер рассказывает, как разрабатывал мануал, какие в нем разделы, дает практические советы.
7. Ошибки и опечатки
Грамматические, стилистические, пунктуационные ошибки снижают доверие к специалисту, чем бы он ни занимался.
Хорошая презентация — написана грамотно и не дискредитирует спикера.
8. Слайд «Спасибо за внимание» в конце презентации
Лучше всего аудитория запоминает первую и последнюю мысль. Если ваша задача не показать, что вы вежливый человек, а продать продукт или пригласить аудиторию на обучение, откажитесь от этого слайда. Замените его названием вашего платного продукта с оффером и длительностью акции, подберите картинку, которая будет привлекать внимание, а поблагодарите аудиторию на словах.
Хорошая презентация заканчивается важной информацией.
На сайте en.ppt-online.org нашлась презентация не только с бесполезным слайдом, но и с большим количество восклицательных знаков на нем:
Другой вариант – добавить на последний слайд контакты спикера. Уместно, например, если нет специального предложения для слушателей:
Пока ведущий отвечает на вопросы, слушатели видят его контактные данные. Это повышает вероятность, что кто-то напишет на почту.
Чек-лист, чтобы не допускать базовых ошибок
Все эти ошибки лежат на поверхности. Чтобы не допустить их, после завершения презентации отложите ее на 1-2 дня, а затем пройдитесь свежим взглядом и проверьте:
- Насколько легко воспринимается информация?
- Логична ли структура, создает ли она эффект «скользкой горки», когда человек легко, без напряжения переходит от слайда к слайду?
- Можно ли понять смысл каждого слайда за 10 секунд?
- Помогает ли презентация не забыть о важных деталях?
- Нет ли в презентации ошибок, опечаток, лишних или забытых запятых?
- Что видит человек на завершающем слайде, и насколько это соответствует задаче презентации?
Ошибки, которые допускают даже опытные спикеры
Копаем глубже и смотрим на сложности, с которыми могут столкнуться даже опытные специалисты, за плечами которых не один десяток вебинаров.
9. Информация неправильно визуализирована
Проблема встречается, когда спикер говорит о нематериальных вещах, которые нельзя визуализировать. В самом деле, как показать, например, личностный рост или саморазвитие?
Где нельзя зайти через цифры и факты, используйте аллегории, эмоции и истории. Например, чтобы показать саморазвитие, возьмите картинку саженца и огромного дерева — это и наглядно, и убедительно.
Продемонстрировать личностный рост можно, показав известную личность в разные годы жизни — в начале карьеры и в расцвете славы. Например, Арнольд Шварцнеггер: раньше был бодибилдером, потом стал актером, а сейчас еще и губернатор:
10. Неверно подобранные картинки-иллюстрации
Бесплатные стоковые фотографии с улыбающимися белозубыми людьми — не лучшая тема. Как правило, их используют многие и в разных контекстах. Есть вероятность, что часть вашей аудитории уже видела их. Возможно, в презентациях ваших конкурентов.
Такие фотографии не помогут вызвать доверие к спикеру. Посмотрите в сторону фотобанков, где можно купить уникальные изображения. Это показатель уважительного отношения к аудитории. Также можно обратиться к популярным фильмам, вставлять сцены в качестве иллюстраций.
Когда одна картинка находится на десятках сайтов с разными подписями — это снижает доверие к спикеру.
11. Отсутствие конкретики
Общими фразами грешат многие — «специалист с многолетним опытом работы», «головокружительные результаты», «изменение жизни к лучшему» кочуют из презентации в презентацию не реже стоковых фото. Но общие фразы не продают, не убеждают и не выглядят достоверными. «10 лет работы» лучше, чем «много лет», «увеличение дохода на 50%» лучше «головокружительных результатов», а «у вас появится больше свободного времени для общения с семьей и глубокое понимание своих желаний» информативнее «изменения жизни к лучшему». Работайте с каждой фразой на слайде, вычищайте банальности и штампы.
12. Подгонка выступления под презентацию
Желательно сначала составить план выступления, сделать прогон выступления, оценить тайминг каждой части вебинара, и лишь после этого начинать подготовку презентации. Так вы избежите ситуации, когда один слайд зависает на экране на 10 минут, а другой показывается едва ли на 30 секунд. Если мысль важна, вы готовы посвятить ей 10 минут выступления, то рационально будет подготовить для нее не меньше 3 слайдов, чтобы вебинар выглядел динамичным.
13. Слишком большое количество деталей
Предположим, вы честно подготовили презентацию по принципу «1 слайд — 1 мысль». Но даже при иллюстрации одного тезиса, можно перегрузить слайд — не только текстом, но и визуальными компонентами. Придерживайтесь правила 7 деталей — размещайте на одном слайде не более 7 элементов. Например, 5 буллитов, 1 график, 1 вывод. Или 3 картинки, 3 подписи, 1 вывод. Больший объем информации аудитория просто не запомнит; она превратится для слушателей в «белый шум».
На скриншоте выше не самый удачный вариант: слишком много деталей. Внимание рассеивается, сконцентрироваться на главной информации сложно.
Выводы
Советы, которые помогут не допустить ошибок в презентации и не испортить выступление:
- Подготовьте сначала выступление, а затем презентацию.
- Отведите на подготовку презентации не менее 5 дней с учетом, что нужно дать ей «отлежаться», а затем исправить очевидные ошибки.
- Следите, чтобы вся презентация была подчинена решению одной задачи, а не выглядела набором разнородных слайдов.
- Серьезно отнеситесь к подбору иллюстраций — без них презентация выглядит неинтересно.
- Подумайте над завершающим слайдом презентации — его можно сделать не только очевидно полезным, но и неожиданным и запоминающимся.
- Покажите презентацию корректору — даже человеку с очень высоким уровнем грамотности это точно не помешает.