Каждый, кто ищет работу, неизбежно сталкивается с необходимостью грамотно составить резюме, разместить его, а в случае удачи – пройти собеседование. Зачастую поиск работы стопорится уже с момента резюме, а в лучшем случае – после собеседования.
В чем причина. Конечно, они разные. Многое зависит от работодателя, но многое и от самого соискателя. Сетевое издание «Учительская газета» предлагает несколько советов, которые необходимо учесть при трудоустройстве.
Резюме
Зачастую соискатель относится небрежно к составлению резюме, считая, что презентует себя наилучшим образом на собеседовании. Однако до собеседования может и не дойти только потому, что работодателя «не зацепило» ваше резюме: оно может содержать грамматические ошибки, быть формальным, без «изюминки», может содержать и прямой обман. Сервисы по поиску работы отмечают: если резюме составлено плохо, можно с вероятностью 99% говорить, что вами не заинтересуются.
Как избежать этого? Необходимо помнить, что «резюме» – это не просто «бумажка», а ваше «лицо», по которому работодатель составит мнение о вас, ваших деловых и профессиональных качествах до момента знакомства. Если на первом этапе представить неаккуратный, наспех «скроенный» документ, то у сотрудника кадровой службы сложится впечатление, что такое же отношение соискатель допускает и к работе. Поэтому важно уделить составлению резюме время и сделать его привлекательным. Возможно, потребуется 2-3 часа, но результат стоит этого. Недостаточно просто найти форму резюме и быстренько ее заполнить.
– необходимо выделить ключевые слова (на что хотели бы обратить внимание работодателя), свои достижения и преимущества перед другими кандидатами.
– успех любого резюме – четко сформулированная цель. Не нужно писать, что ищете высокооплачиваемую работу в дружном коллективе с возможностью дальнейшего карьерного роста. Кстати, такое нам часто обещают в рекламе. Но это слишком расплывчато. Необходимо указать конкретно – какую работу вы ищете, какую оплату труда ожидаете и какой карьерный рост планируете.
Если мы сами об этом не скажем, то работодатель не сможет понять, чего мы хотим. Понятие «высокооплачиваемый» у всех разное, как и «дружный коллектив». Возможно, вам хотели предложить достойную работу, но она удаленная и не предполагает общения в коллективе. «Кадровик» отложит ваше резюме в сторону, поскольку не имеет предложений, соответствующих вашим требованиям.
Работу получит тот, кто прямо указал свои цели. Кстати, завышенные требования к размеру заработной платы тоже могут оттолкнуть «принимающую сторону», особенно, если из резюме не следует, что кандидат обладает соответствующими профессиональными качествами. Так что оцениваем стоимость своего труда объективно.
– плохим признаком является и одно резюме для всех работодателей и вакансий. Старайтесь «индивидуализировать» его под конкретную организацию и должность.
– не стесняйтесь прикрепить к резюме свое фото. У резюме появится «лицо», а вы расположите работодателя к себе.
– если резюме наша визитная карточка, то рекомендации – лучшая заочная презентация нас как профессионалов. Не утаивайте их.
– резюме не должно быть очень длинным. Не нужно описывать свою биографию со времен Наполеона, рассказывать, как в детском саду первым засыпали в тихий час, а в школе были чемпионом по волейболу. Если, конечно, не ищете работу тренера по этому виду спорта.
Четко и по делу. Но! Необходимо избегать и стандартных фраз: я исполнительный, стрессоустойчивый, добрый, ответственный и так далее. Лучше уделить время описанию профессиональных результатов, достигнутых благодаря этим качествам.
Многие сервисы предлагают услуги по составлению и корректировке резюме. Стоимость их различна, а результат зачастую один – вы получите красиво сделанное резюме, имеющее логическую структуру, все по ячейкам – посмотреть любо-дорого. В тексте же содержится набор красивых слов, описывающих нас как человека и работника. Идеальное резюме! Но! Оно такое же, как у тысяч других соискателей, оно безлико, в нем нет «души», и любой HR-менеджер это поймет.
Не бойтесь быть индивидуальным! И уделите особое внимание своей первой самопрезентации работодателю. Вспомните детское стихотворение про корову – «такая корова нужна самому!». Представьте, что это вы работодатель и принимаете сотрудника на нужную вам должность. Какой работник вам подойдёт, что вы хотели бы видеть в его резюме? И вот оно! То, что нужно указать о себе. Только честно и откровенно.
Да, и не забудем проверить составленный документ на предмет ошибок и опечаток. В этом поможет наш «Грамотатор».
Сопроводительное письмо
Составили резюме по всем правилам, прикрепили его, а сопроводительное письмо написать забыли или не сочли нужным? Это ошибка.
Или не забыли, но расписали в нем все, что не удалось изложить в резюме? И про Наполеона, и про детский сад, и про волейбол в школе. И уж, поскольку не связаны структурой резюме – добавили и про соседку бабу Глашу, которой вчера приобрели продукты.
Нет, нет и нет. Длинное сопроводительное письмо, как и его отсутствие, составят не самое благоприятное впечатление о соискателе. Или он отнесся небрежно и неуважительно, не сопроводив резюме письмом. Или, напротив, он не бережёт ни свое, ни чужое время, расписывая биографию до седьмого колена.
Правила здесь те же, что и для резюме – четко, кратко и по делу: представиться и сообщить, чем мы можем быть полезны данной организации. Чтобы не заблудиться в своих качествах, опираемся на подсказку – требования к кандидату на ту или иную должность.
Можно ознакомиться с миссией организации, ее целями и ценностями. Если они совпадают с вашими – напишите об этом. Но только не нужно писать: «мне нравится, что ваша организация занимается тем-то, я с удовольствием присоединюсь». Необходимо указать, что сделали конкретно вы, почему ваши ценности совпадают. Например, «здорово, что ваша компания участвует в таком-то проекте. В этом году я тоже был его участником и достиг такого-то результата».
Не забываем про индивидуализацию – для каждой организации и вакансии – отдельное письмо.
Потому стоит убрать стандартную подпись «с уважением», «с благодарностью», она может быть рассмотрена как дежурная вежливость.
Кстати, отправляя резюме с сопроводительным письмом, нужно учесть тот способ связи, который указал работодатель. Не нужно отправлять письмо с резюме по электронной почте, если указано, что нужно воспользоваться голубиной. Каким бы абсурдным это требование ни показалось, сделать нужно именно так.
Пассивное ожидание вакансии
У вас есть отличное резюме, вы разместили его на одном из сайтов по поиску работы и ждете. Это практически не работает. Даже, если сайт вызывает доверие, и вы сотрудничаете с ним много лет. Похоже, пока безуспешно.
Что нужно делать?
– если в поисках вакансии мы решили обойти самостоятельно все подходящие организации, то необходимо учесть, что доверять всей полученной информации не нужно. Например, сотрудника кадровой службы, НR-менеджера, директора не оказалось на месте. Но секретарь в приемной сказала, что вакансий нет и не предвидится.
Не сбрасываем со счетов эту организацию, пока не получим точные данные об отсутствии работы от тех лиц, которые этим занимаются.
– не нужно стесняться рассказывать знакомым о поиске работы. У знакомых есть знакомые и родственники, и они зачастую могут что-то предложить. Сарафанное радио никто не отменял. Многие нашли работу именно так.
– если решили обратиться к сервисам по поиску работы, то, напомним, что не нужно зацикливаться на одном из них в ожидании работы мечты. Да, на многих из сайтов работодатели одни и те же. Но чем больше ресурсов мы охватим, тем выше шансы найти «своего» работодателя.
Сайтов по поиску работы очень много.
– Один из наиболее известных и популярных – HeadHunter.ru. Здесь можно не только разместить резюме или посмотреть предлагаемые вакансии, но и найти иную полезную информацию, необходимую при поиске работы и трудоустройстве: новости на рынке труда, каталог зарплат, советы, помощь и многое другое. Хорошей подмогой соискателю может стать возможность узнать не только о вакансиях, но и об обучающих курсах, курсах повышения квалификации.
– Сайт Rabota.ru содержит огромное количество вакансий для любого уровня образования и опыта, новости, советы и иную информацию. Сервис имеет удобный поиск, мобильную версию и приложение, а специалисты готовы ответить на вопросы круглосуточно. Во избежание сомнительных предложений как со стороны недобросовестного работодателя, так и со стороны соискателя, здесь довольно жесткий регламент размещения публикаций.
– Ещё один крупный портал, который поможет не только в поиске работы, но и даст информацию о курсах обучения и повышения квалификации, познакомит с проведенными опросами, даст советы и рекомендации по поиску работы, собеседованию и построению карьеры – Superjob.ru
– один из современных ресурсов – Trud.com. Как и на предыдущих сайтах, здесь можно найти интересующие вакансии, советы по составлению резюме, собеседованию, трудоустройству, а также правовую информацию и другие полезные материалы.
– Сайт Zarplata.ru сотрудничает с популярным и известным изданием «Работа и Зарплата». Имеет простой интерфейс и функциональный «поисковик». Вакансии, новости, советы, аналитика, правовая информация – все представлено в удобном и интересном формате.
Ресурсов великое множество: Gorodrabot.ru, Vakаnt.ru, для флирансеров – Prohq.ru, Free-lance.ru.
Советы по поиску работы, ссылки и обзоры сервисов и много другое предлагает молодежи портал Центр развития карьеры. Не так давно сетевое издание «Учительская газета» писало о ресурсе «ВРаботе», позволяющем студентам и молодым специалистам найти работу и подработку. Тем, кто хотел бы посвятить себя государственной службе, стоит обратить внимание на портал Госслужба.
Как видим, нет никаких оснований размещать резюме только на одном из сайтов и ожидать, когда работодатель нас найдет. Так могут пройти годы, а мы не сдвинемся с места.
Кроме того, практически в каждом городе имеются рекрутинговые агентства и службы занятости. Даже разместив резюме на всех возможных ресурсах, не стоит пренебрегать услугами специалистов.
В небольших городах может не оказаться таких организаций, но интернет-порталы, сарафанное радио, которое, кстати, работает не только в реале, но и в социальных сетях, и самостоятельный поход в интересующие организации дают хорошие результаты.
И мы подошли ещё к одной ошибке.
Социальные сети
Наша «матрешка» постепенно складывается – составлено идеальное резюме, которое размещено на всех выбранных сайтах поиска работы. На некоторые вакансии мы откликнулись, не забыв прикрепить к резюме сопроводительное письмо. Мы даже выяснили наличие вакансий в некоторых организациях города.
Казалось бы, сделали все возможное, чтобы эффективно представить себя и найти достойную работу. Но забыли про социальные сети.
А потенциальный работодатель обязательно постарается узнать о нас более подробную информацию. Поэтому стоит проанализировать личные аккаунты в интернете, даже те, о которых мы давно забыли. Вдруг там остались фото с веселой вечеринки 20-летней давности. А впечатление о вас будет подпорчено.
Активность в соцсетях тоже имеет значение – для творческой должности она «на руку»: личные посты и комментарии на тему вашего творчества произведут хорошее впечатление. А вот для государственной организации такая активность может стать помехой, особенно, если вы делитесь не самой полезной информацией и используете ненормативную лексику.
И уж точно ни одному работодателю не понравится обилие игр и развлекательного контента. И в игры-то эти соискатель не играет, и про группы с развлечениями давно забыл, а впечатление испорчено.
Помните, по одежке встречают? Тот случай, когда это работает. Так что не поленитесь просмотреть свои страницы.
И последнее на сегодня. Отправив резюме, не стоит начинать названивать работодателю.
Звонки работодателю
«Алло, я утром резюме отправил, вы его получили?», «Алло, я вчера резюме отправил, что скажете?» и так каждый день.
Тут необходимо задуматься: если я отправил резюме, то кто-то из соискателей сделал то же самое. А если вакансия не одна. Сколько откликов получил сотрудник кадровой службы: десятки, сотни, тысячи? Все зависит от компании, но ваше резюме точно не единственное. У HR-менеджера просто физически нет возможности не только ответить всем в течение 5 минут, но и просмотреть «одним глазом» поступившие данные.
Кроме того, «кадровик» помнит всех соискателей по фамилиям далеко не всегда, а потому может оказаться в неловкой ситуации: он и резюме еще не видел, и фамилию вашу не запомнил, а отвечать на настойчивые звонки необходимо.
Ещё хуже – найти личную страницу сотрудника компании в соцсети и писать ему в личные сообщения.
Нужно набраться терпения и подождать.
Однако вы можете встретить и абсолютно противоположные рекомендации: не стоит сидеть и ждать, когда вам позвонят и пригласят, нужно действовать самому. Лучший способ – постоянные звонки в кадровую службу с напоминанием о себе. И даже статистика приводится – 60% положительных результатов приносят именно такие звонки.
Как разобраться? Вновь представьте, что это вы набираете сотрудников, перед вами сотни резюме, и каждый из соискателей звонит и интересуется результатом. Тут или резюме читать, или на звонки отвечать.
На наш взгляд, постоянные звонки выглядят невежливо. Если не терпится, можно справиться о результате рассмотрения резюме примерно через неделю-две после его отправки. Если резюме не рассмотрено, спросите, когда можно перезвонить и сделайте это именно в назначенный срок.
Ну а если вам долго не звонят, не отвечают – не ждите, продолжайте поиски. Просто вы еще не нашли вашу работу мечты!
Надеемся, наши советы помогут читателям не растеряться при составлении резюме, правильно написать сопроводительное письмо и успешно дойти до собеседования. А в следующих публикациях мы рассмотрим основные ошибки, допускаемые при подготовке к этому событию и при личной беседе с работодателем. И, конечно, разберемся, как их избежать.
У многих есть собственный опыт поиска работы, которым они хотели бы поделиться с нами и нашими читателями, дать советы и предостеречь от неудачи. Регистрируйтесь на сайте сетевого издания «Учительская газета», заходите в наши социальные сети, оставляйте комментарии и вопросы, которые послужат темами наших новых материалов.
В поиске работы каждый из нас стремится найти место, где сможет реализовать свой потенциал и получать удовольствие от выполнения задач. Однако в процессе трудоустройства многие совершают эти ошибки, из-за которых потом оказываются на ужасной для себя работе. Она точно не принесёт вам радости. Скорее наоборот — станет источником постоянного стресса. Поэтому рассмотрим пять таких ошибок и подскажем, как их избежать.
Ошибка 1: Не учитывать свои интересы и хобби
Когда мы ищем работу, то ориентируемся только на зарплату или престижность профессии, не учитывая свои интересы и хобби. Такой подход может привести к тому, что вы окажетесь на должности, которая не будет приносить удовольствия. Чтобы избежать этой ошибки, прежде чем начать поиск вакансий, крайне важно выделить сферы, где вам действительно бы хотелось трудиться. Это поможет не выгореть в трудовых буднях и создаст условия для карьерного роста. Ведь связать жизнь с работой, которая сочетается с увлечениями и не становится источником стресса, намного приятнее.
Ошибка 2: Не изучать компанию перед собеседованием
Избегайте этих ошибок при поиске вакансий: как найти работу своей мечты. Фото © Freepik / karlyukav
Когда мы идём на собеседование, часто сосредотачиваемся только на том, чтобы показать себя с лучшей стороны. Совершенно не обращая внимания на компанию, в которую мы собираемся устроиться. Такой подход может стать источником разочарования. Так что обязательно узнайте её историю, миссию, ценности и культуру ещё до того, как подпишете контракт о найме. Также неплохо было бы узнать, что говорят о компании другие сотрудники и клиенты. Это поможет определиться, подходит ли вам это место или нет.
Ошибка 3: Не обсуждать свои ожидания с работодателем
Часто мы ищем работу в стрессовых условиях. Из-за чего, получив предложение, с радостью его принимаем, забывая обсудить свои ожидания и требования с работодателем. В итоге спустя пару месяцев, а скорее всего и недель, вдруг приходит осознание: должность и место ну вообще не соответствуют вашим потребностям. Поэтому на начальных этапах следует обсудить график, оплату, возможности карьерного роста и другие важные моменты. Это поможет вам сделать правильный выбор и устроиться в место, которое будет полностью удовлетворять.
Ошибка 4: Не искать работу, соответствующую вашим навыкам и опыту
Конечно, всегда хочется зарплату побольше, а то, что вакансия не соответствует навыкам и опыту, — это уже дело десятое, думает большинство соискателей. Но такой подход приводит к катастрофе. Вы оказываетесь на должности, не соответствующей компетенции, и всё рабочее время проводите, чтобы в экстренном порядке понять, что вообще происходит. Есть мнение, что таким образом человек быстрее учится новому и вроде как уже через несколько месяцев он действительно будет подходить для своей вакансии… Но до этого момента ещё дожить надо — стресс может сыграть злую шутку. Поэтому не стоит врать в резюме и на собеседованиях — страдать в итоге будут все: и вы, и работодатель.
Ошибка 5: Не учитывать баланс между работой и личной жизнью
Даже устроившись на, казалось бы, идеальную работу, мы всё равно рискуем выгореть в ближайшие месяцы, если не будем соблюдать баланс между трудом и личной жизнью. Поэтому заранее изучите график и часы труда, как в компании организуется отпуск. Также можно обсудить с начальством возможность гибкого расписания или удалённой работы.
Надеемся, эти советы помогут вам избежать ошибок при поиске и устройстве на работу, которая будет приносить удовольствие и никакого стресса. Удачи!
-
Два копеечных ингредиента сделают убийственный чистящий раствор — и с грязью можно навсегда попрощаться
5 июля, 06:00
-
Парикмахер рассказала, какими причёсками вы убиваете красоту и эластичность своих волос
4 июля, 16:30
-
Скандал гарантирован: 7 самых ужасных идей для подарков любимой женщине
4 июля, 16:00
Наверняка вы слышали фразу «Не судите о книге по ее обложке». Это означает, что люди не должны основывать свое мнение на поверхностных аспектах чьей-либо внешности. К сожалению, у кандидата есть всего около 10 секунд, чтобы показать себя с лучшей стороны, и то не лично, а через свое резюме.
1.2K
показов
225
открытий
Задача точно не из простых!
Вот несколько распространенных ошибок, которые нельзя допускать в процессе поиска работы:
1. Не писать сопроводительные письма.
Сопроводительное письмо — это важная часть процесса. Это то, к чему вы должны подойти основательно, поскольку оно показывает потенциальному работодателю, что вы понимаете его потребности и можете внести ценный вклад в развитие его бизнеса своей экспертизой. Помимо краткости и информативности, сопроводительные письма должны демонстрировать хорошие навыки письма.
Хорошим правилом при написании сопроводительного письма является то, что его объем не должен превышать одной страницы. Ваша цель должна быть простой: что им нужно? Чем я могу им помочь? Это позволит вам быстро сообщить о своих самых выгодных сторонах.
2. Использовать одно и то же резюме для разных вакансий.
Copy — paste здесь не сработает. Если вы ищите работу, скажем, проджект менеджера и сейлза, то ограничиться универсальным резюме точно не выйдет – придется потратить время и написать два. Иначе вы потратите время на поиск впустую, к тому же вы не получите от рекрутеров никакой обратной связи о том, что они думают о вашем опыте или навыках (или их отсутствии).
3. Писать об обязанностях, а не результатах.
Сколько раз я встречала в резюме просто выдержки из должностных инструкций, причем кандидаты не трудились даже хоть сколько его адаптировать. Нанимающему менеджеру точно совершенно не интересно какой рутиной вы занимались на ежедневной основе, ему интересно что конкретно вы сделали, сколько денег принесли бизнесу, сколько привлекли новых клиентов, заключили договоров, сэкономили денег и т.д. Каждое ваше достижение должно выражаться в цифрах. Если я вижу резюме менеджера по продажам и там только буквы, я с самого начала понимаю, что это плохой продажник.
4. Не готовиться к собеседованию.
Рекрутеры очень не любят, когда кандидат приходит на собеседование и не знает ничего о компании и ее продуктах.
- Подготовьтесь к собеседованию, изучив компанию:
- Узнайте, что они делают, как они это делают и почему они успешны.
- Просмотрите веб-сайт и аккаунты в социальных сетях, чтобы лучше понять, что они представляют из себя как бренд и кто их клиенты.
- Подготовьтесь к собеседованию, изучив роль:
- В описании вакансии должны быть указаны все ваши обязанности в рамках этой роли (например, «кандидат будет отвечать за…»). Если там нет конкретных указаний на задачи/проекты/деятельность, вы можете сузить фокус, спросив, есть ли какие-либо навыки или опыт, необходимые для успеха в этой должности или карьерного роста.
5. Не задавать вопросы.
Сразу оговорюсь вопросы не про зарплату, график работы и соц пакет!Кандидаты, которым «ну вроде бы все понятно» никогда не воспринимаются всерьез. Логика такова: человек не хочет узнать больше про компанию, конкурентов, ресурсы, коллектив, руководителя и т.д., значит не заинтересован в компании, и скорее всего ищет любую работу лишь бы устроиться. Если я хочу работать в этой компании несколько ближайших лет, то как минимум я должна быть уверена, что она завтра не закроется, начальник не токсик, у бизнеса есть цели на ближайшие 5 лет, а у меня есть дальнейшие карьерные перспективы. Самый лучший способ выяснить ответы на все эти вопросы – услышать их с первых уст. Причем можно задавать одни и те же вопросы каждому человеку, с которым у вас будет собеседование – так можно быстро выяснить насколько точки зрения ваших будущих коллег и руководителей совпадают.
Теперь, когда вы знаете 5 основных ошибок, которые допускают соискатели при поиске новой должности, важно уделить время анализу собственного резюме и сопроводительного письма. Таким образом, вы сможете определить, какие из этих «подводных камней» потенциально могут снизить ваши шансы на получение работы, и избежать повторения тех же ошибок.
Даже самые квалифицированные специалисты могут искать работу месяцами. Особенно обидно не получить желанного предложения, если вы, как вам казалось, уже достигли главного — личной встречи с потенциальным работодателем. Возможно, всё дело в одной из этих ошибок. Расскажем, как их избежать.
Ошибка 1. Вы опаздываете
Верный способ настроить против себя HR‑менеджера ещё до начала собеседования — опоздать на встречу. Мало кто готов работать с тем, кто не умеет распоряжаться своим временем. Такая непунктуальность может быть воспринята как неуважение. Или, что ещё хуже, — как признак того, что вам не очень‑то и нужна работа.
Что делать
Можно считать это первым испытанием. И если пунктуальность не самая сильная ваша сторона, уделите время подготовке ко встрече.
- Плохо ориентируетесь в незнакомом районе? Просчитайте маршрут на онлайн‑картах и выйдите с запасом времени.
- Рискуете попасть в пробку? Оставьте машину и отправляйтесь на встречу на общественном транспорте.
- Всё равно опаздываете? Позвоните представителю компании и предупредите — это немного сгладит впечатление.
Есть хороший способ не заблудиться по дороге на собеседование и не опаздывать затем на работу. Нужно просто найти вакансию недалеко от дома или удобной для вас станции метро, если вы живёте в городе‑миллионнике. В сервисе Авито Работа есть поиск по функции «Радиус/Метро». Можно выбрать нужную станцию или точку на карте, а затем задать радиус поиска вакансий — от 1 до 100 километров. Сервис выдаст подходящие объявления, и вам больше не придётся вручную отфильтровывать вакансии на другом конце города.
1 / 0
2 / 0
Ошибка 2. Вы неправильно оделись
А точнее, не уделили внимание тому, как вы выглядите. Внешний вид — первое, на что обращает внимание человек при встрече. Тем более если это HR‑менеджер. Считается, что нам хватает всего 17 секунд, чтобы составить первое впечатление о собеседнике. Вы можете быть прекрасным специалистом, но рекрутер, которого возмутили ваши грязные ботинки и несвежая рубашка, никогда не узнает об этом и вряд ли будет сожалеть.
Важно и то, как принято ходить на работу там, куда вы надеетесь устроиться. Не все кандидаты, приходя на собеседование в компанию с дресс‑кодом, одеваются соответствующе. Но для многих рекрутеров это важно: если соискатель не озаботился внешним видом, либо он не замотивирован, либо даже поленился узнать о дресс‑коде.
Что делать
Отправляясь на собеседование, пожертвуйте на время джинсами и выберите одежду в деловом стиле. Приведите себя в порядок, чтобы выглядеть опрятно и ухоженно. Не используйте духи, отдав предпочтение дезодоранту с нейтральным запахом.
Что делать, если вам в принципе не подходят любые правила, касающиеся внешнего вида в офисе? Искать удалённую работу, которую можно делать хоть в пижаме. На Авито Работа немало таких предложений. Просто воспользуйтесь нужным фильтром, выбирая параметры своей идеальной работы.
Ошибка 3. Вы не ориентируетесь в своём резюме
Хотя у HR‑менеджера ваше резюме будет перед глазами, вас всё равно попросят рассказать о себе. Если соискатель не может этого сделать, путается в названиях и датах, это жирный минус. Возникает вопрос, правду ли он вообще написал там.
Вряд ли вы единственный кандидат, с которым рекрутер пообщался за последние несколько дней. HR может не помнить содержание вашего резюме. Но если его плохо помните вы — это странно.
Что делать
Перед собеседованием просмотрите своё резюме, вспомните основные этапы трудового пути. Не так важны юридические наименования мест, где вы работали, как ваши функции и достижения там. А во время встречи, рассказывая об опыте на каждой позиции, перечислите вкратце сведения из резюме.
Ошибка 4. Вы ничего не знаете о компании
Кандидат, который не потрудился узнать, чем же занимается потенциальный работодатель, явно любит рисковать. Не факт, что вас спросят, что вы знаете о компании. Но если выяснится, что вы вообще ничего не знаете, значит, ваш выбор не был осознанным. Скорее всего, вы отчаянно нуждаетесь в работе и хватаетесь за любую вакансию. И это уж точно не то, что хотят услышать работодатели.
Что делать
Покажите свою осведомлённость, заинтересованность и умение искать информацию. На Авито Работа для этого даже не придётся прикладывать больших усилий. Нужные данные можно увидеть прямо на сайте. Кликните на название работодателя в описании вакансии, перейдите на его страничку и, если это не частное лицо, вы увидите раздел «О компании».
На что обратить внимание, знакомясь с потенциальным работодателем по объявлению:
- Изучите информацию о том, сколько лет существует компания, какие факты о себе указывает. Обратите внимание на контактные данные: адрес офиса, рабочие телефоны и e‑mail. Серьёзные компании используют корпоративную электронную почту на собственном домене.
- Внимательно прочитайте описание должностных обязанностей в вакансии. Оно должно быть подробным, но не чрезмерным. Грамотный работодатель заинтересован в том, чтобы кандидаты ясно представляли, чем предстоит заниматься.
- Вы можете больше узнать о корпоративной культуре компании по стилю объявления. Он может быть сдержанным и официальным или креативным и дружелюбным.
Ошибка 5. Вас ставят в тупик неудобные вопросы
Интернет полон историй о том, как специалисты отдела кадров проводят настоящие стресс‑интервью. И человека, который не готов к собеседованию, может смутить даже стандартная просьба рассказать о себе и простые вопросы:
- Почему вы хотите работать именно в этой компании?
- По какой причине вы ушли с предыдущего места работы?
- Почему должны взять именно вас?
- Кем вы видите себе через пять и более лет?
- На какую зарплату вы претендуете?
Что делать
Подготовьте ответы на эти обычные вопросы, а каверзные и неожиданные поищите в интернете. Тренируйтесь отвечать перед зеркалом или попросите друзей подыграть вам. Запишите свои ответы на видео: так вы сможете посмотреть на себя со стороны, послушать, уверенно ли звучит ваша речь, нет ли в ней слов‑паразитов. Старайтесь не быть многословным.
Ошибка 6. Вы не очень‑то лояльны
Идеальный кандидат говорит о прошлой компании либо хорошо, либо кратко и нейтрально. Это указывает на то, что соискатель не конфликтный и будет корректно относиться к работодателю. Если вы готовы в лицах рассказывать, с какими нехорошими людьми вам пришлось раньше работать, это вызовет совсем не сочувствие. Подобная критика больше скажет о вашем характере, чем о тех, кого вы критикуете.
Что делать
Отвечая на вопрос о причинах увольнения, не обсуждайте личности руководителя и коллег. Лучше говорить об отсутствии карьерного роста, невозможности раскрыть свои потенциальные возможности, удалённости от дома.
Даже если условия работы на прошлом месте были однозначно ужасными, из‑за чего вы и уволились, говорите об этом в нейтральных выражениях. Например, если переработки не оплачивались, а зарплата стабильно задерживалась, так и скажите, не проводя параллелей с рабским трудом.
Ошибка 7. Вы не уверены в себе
Зажатость на собеседовании может свести ваши шансы к нулю, даже если ваши навыки и опыт соответствуют должности. Неуверенному человеку сложно показать себя успешным кандидатом, с которым компания может добиться высоких результатов. Собеседование может быть стрессом. И то, как вы реагируете на эту стрессовую ситуацию, может многое сказать о вас работодателю.
Что делать
- Прежде чем войти в офис потенциального работодателя, напомните себе: выбирает не только компания, но и вы.
- Начните подготовку к интервью и борьбу с неуверенностью на этапе создания резюме. Укажите в нём всё, что считаете своими сильными сторонами. Подойдут и курсы переподготовки, и сертификаты известных онлайн‑курсов, если пройденные программы релевантны должности, на которую вы претендуете.
Составить резюме в сервисе Авито Работа очень просто, как и продать какую-то вещь, — и прямо на сайте с компьютера, и в мобильном приложении. Только в этот раз вы будете «продавать» себя.
Войдите в свой аккаунт на сайте и в правом верхнем углу нажмите кнопку «Подать объявление». В появившемся меню выберите раздел «Работа», а затем — «Резюме».
Выберите сферу своей деятельности и как можно подробнее заполните открывшуюся онлайн‑анкету. По возможности добавьте фото — это в несколько раз повысит ваши шансы быть замеченным. Кстати, вы можете загрузить и фото своего диплома, сертификата, других важных документов.
И не забудьте заполнить раздел «О себе». Не нужно рассказывать о своих хобби и знаке зодиака: это вряд ли поможет понять, какой вы в работе. Но если претендуете на должность программиста, стоит дать ссылку на репозиторий и рассказать о хакатонах, где вы успели отличиться.
Создать резюме на Авито
Ошибка 8. Вы себя перехваливаете
Пытаясь впечатлить интервьюера, не преувеличивайте масштабы своих заслуг. Соискатель, который живописно рассказывает о своих невероятных достижениях на прошлом месте, вызывает вопрос: почему же такой успешный кандидат ищет работу?
Нередко соискатели лукавят на собеседовании, пытаясь впечатлить HR. Кто‑то преувеличивает свой опыт и навыки, кто‑то преуменьшает возраст. Это убийственно для репутации: многие вещи, которые вы о себе сообщаете, легко проверить парой звонков или поверхностным просмотром ваших соцсетей.
Что делать
Пусть за вас говорят реальные факты. Рассказывая о своих успехах на прошлом месте работы, упомяните, что этим вы обязаны в том числе компании и людям, с которыми работали, — если правда так считаете. Для HR‑менеджера это хороший сигнал: соискатель любит работу в команде и лоялен к работодателю.
Ошибка 9. Вы странно себя ведёте
И скованность, и излишняя развязность могут оставить плохое впечатление у вашего собеседника. Лучше не рисковать и не выходить за вежливые рамки делового общения.
Многие соискатели, желая наладить контакт с интервьюером, пробуют шутить, и это редко бывает уместно. Некоторые кандидаты, надеясь на собственную неотразимость, пытаются кокетничать и флиртовать с рекрутером противоположного пола. А кто‑то даже пробует манипулировать менеджером, ведущим интервью, с помощью советов из книги по НЛП.
Что делать
Банальный, но действенный совет: ведите себя естественно. Не упражняйтесь в актёрском мастерстве, если вы трудоустраиваетесь не в театр: профессионал быстро раскусит ваши «хитрости» и не даст себя обмануть.
Ошибка 10. У вас нет никаких вопросов
В завершение интервью вас обязательно спросят, что вы хотели бы узнать о вакансии и компании. Если у вас нет вопросов, может показаться, что вы не очень‑то мотивированы. Это значит, что вам всё равно, чем заниматься. Или вы совсем не представляете, куда пришли.
Что делать
Задавайте универсальные вопросы — если, конечно, вы уже не получили на них ответы во время беседы.
- Почему появилась вакансия и каковы были сильные стороны вашего предшественника?
- С какими сложностями может быть связана работа на интересующей вас должности?
- Как складывается типичный рабочий день для должности, на которую вы претендуете?
- Какие возможности для профессионального роста и развития существуют в компании?
- Есть ли что‑то, что вы должны знать о вакансии, чего не было в её описании?
Правильные вопросы — это не только способ произвести хорошее впечатление на рекрутера. Это ещё и возможность больше узнать о будущей должности и компании. Очень важно помнить, что собеседование — это игра двух сторон. Компания также должна подходить вам, как и вы ей. В противном случае пройдёт не так много времени с начала работы, как вы вновь окажетесь в роли соискателя.
Главный совет, который можно дать человеку в поиске работы, — не сдавайтесь. Расценивайте любой отказ как опыт. А очередное собеседование — как важный шаг на карьерном пути. На Авито Работа огромное количество предложений о работе. И одно из них ждёт именно вас. Ведь ежегодно на этой площадке более 830 тысяч работодателей со всей страны размещают свои вакансии.
Смотрите предложения, ищите подходящий график, удобное место, хорошую зарплату — все эти параметры можно настроить в разделе «Вакансии» с помощью удобных фильтров. При этом не обязательно ждать, когда вас заметят: откликайтесь на понравившиеся вакансии первыми, с помощью звонка или сообщения. Удачного поиска!
Найти работу мечты
Отправили резюме и снова тишина? Обидно, ведь и желание есть, и знаний много, и опыта достаточно. Что со мной не так? — думаете вы.
Конечно, неудачи можно списать на происки врагов, вредного рекрутера или мистические обстоятельства. Но на деле всё гораздо проще. Рассмотрим самые досадные ошибки при поиске работы и варианты, как их не допустить.
Грамотно составленное резюме — первый шаг на пути к получению желаемой должности:
1
Говорить, думать, делать как «летун»
Текучка — страх и «боль» рекрутера. Частая смена персонала невыгодна работодателю и портит репутацию HR-менеджера. Именно поэтому резюме кандидатов, которые часто меняют компании, эйчары предпочитают откладывать в сторонку.
Если увольняетесь каждые 2-5 месяцев, объясните причины своего поведения в разделе анкеты «О себе», в сопроводительном письме.
Убедите рекрутера в том, что вы — надежный кандидат, а перерывы в стаже происходили по веским основаниям.
2
Отвечать с опозданием
Спросите рекрутера, что его бесит в кандидатах, и он скажет: «Игнор». Только представьте: руководитель стоит над душой, ожидая идеального специалиста. Менеджер в быстром ритме просматривает сотни заявок от соискателей. И вот находится подходящий сотрудник, а тот не соблаговолит даже ответить
Не стоит надеяться на трудоустройство, если вы не берете трубку, неделю не реагируете на сообщения менеджера или требуете перенести интервью на нерабочее время, потому что «крутой специалист».
3
Неадекватно оценивать свои способности
Типичная ошибка при поиске работы — завышенная самооценка. Не разобравшись в ситуации на рынке труда, кандидаты выбирают позиции, до которых не дотягивают.
Например
Компания приглашает сотрудников, владеющих английским на уровне С1 (Advance), а на собеседование приходят «звезды», неспособные ответить даже на элементарные вопросы на English. Или фирма ждет маркетологов с навыками продвижения в digital, а откликаются специалисты, которые развивали бизнес в офлайн-формате.
Чтобы не допускать досадных ошибок, внимательно изучите вакансии работодателей и подтяните недостающие скилы.
4
Врать об опыте работы и навыках
Случается, кандидаты сознательно обманывают рекрутеров. Они рассказывают о руководстве глобальными проектами, будучи причастными к ним лишь в малой степени, убеждают в способности выполнять релевантные задачи в надежде, что освоят навыки по ходу дела.
Типичная ошибка кандидатов при поиске работы — «немного» преувеличивать свои профессиональные заслуги. Не повторяйте ее! Тайное всегда становится явным. Обман раскроется, а ваша репутация пострадает.
Ложь легко раскрывается в телефонном разговоре с прежним руководителем и на тестовом задании. Поэтому, если не хочется попасть в черные списки работодателей, лучше не врать.
5
Нарушать деловой этикет
Опоздавшие на интервью не учитывают, что собеседование ведется по плотному графику. Задержавшись на 15 минут, они не только провоцируют отрицательное отношение к себе, но и «крадут» ценное время на самопрезентацию. А вот еще ряд моментов, которые портят впечатление и мешают трудоустройству:
мятая одежда;
всклоченные и грязные волосы;
спортивный костюм;
запах пота;
откровенное декольте;
вызывающий макияж.
Не любят менеджеры назойливых кандидатов. Никто не захочет общаться с человеком, который пытается выяснить отношения, скребется под офисной дверью и кидает камни в окна.
С переходом на удаленку появились новые красные маркеры, заставляющие рекрутера сомневаться в адекватности соискателя. Как «очевидное зло», например, воспринимается прием пищи во время онлайн-собеседования.
6
Массово рассылать резюме
Распространенная ошибка при поиске работы в интернете — массовая рассылка анкет без корректировки под позиции. Кандидат не учитывает запросы компании, что говорит о несерьезном отношении к трудоустройству.
Иногда соискатели в графе «Желаемая должность» через запятую перечисляют несколько профессий, чем приводят в замешательство менеджеров по найму персонала. Если хотите попробовать себя в разных ролях, стоит оформить отдельные резюме под каждую вакансию.
7
Демонстрировать низкую мотивацию
Одним из важных критериев, по которым оценивают соискателей, считается мотивация. Рекрутер должен убедиться, что компания способна «закрыть» потребности кандидата, а сотрудник не устраивается только для того, чтобы «пересидеть» время на окладе, пока не попадется более интересное предложение.
Позитивно мотивированные специалисты эффективнее других членов коллектива. Они любят свою профессию, быстро вовлекаются в процессы, дольше задерживаются на новом месте.
8
Не искать работу
Как? — возможно, удивитесь вы, — я резюме отправил и просто жду отклика. Но этого недостаточно! Чтобы найти стоящий вариант, нужно искать работу регулярно.
Кандидаты, которые жалуются на проблемы с трудоустройством, часто отправляют резюме и «замирают» в ожидании ответа. Но так не добиваются успеха.
Конверсия при поиске хорошего места может быть очень низкой. Она зависит от спроса на профессию, индивидуальных характеристик соискателя, умения «продать» себя на рынке. Будьте готовы к тому, что на один положительный отклик будет сто отрицательных. Это нормально. Не прекращайте поиски, не ждите ответа, и удача обязательно улыбнется вам.
9
Рассказывать о себе лишнее
Популярная ошибка, которая часто приводит к проблемам с трудоустройством — привычка раскрывать свои слабые стороны перед посторонними. Особенно часто выкладывают о себе негативную информацию доверчивая молодежь и добродушные по натуре кандидаты.
Соискатели формируют о себе отрицательный образ из-за неумения отвечать на каверзные вопросы.
Что делать, если рекрутер просит рассказать о недостатках? Говорить о минусах, которые можно считать достоинствами.
Старайтесь не говорить о недостатках, которые напрямую касаются желаемой позиции.
Подведем итоги
Мы рассмотрели самые распространенные ошибки при поиске работы, которые действительно способны серьезно помешать трудоустройству. Чтобы стать желанным кандидатом, не лгите, приходите вовремя на собеседование, корректируйте резюме под условия вакансии.
Не рассказывайте о своих минусах, если хочется произвести хорошее впечатление. Подготовьтесь заранее к каверзным вопросам. Своевременно отвечайте на обращения рекрутеров и обязательно объясняйте причины частого увольнения.
Автор статьи
Светлана Устилко
Карьерный консультант. Эксперт по созданию резюме и подготовке к интервью. Профориентатор.
Монетизируйте свои увлечения
Для тех, кто не хочет на удаленку