В ЕГЭ по русскому языку есть задание №27 – сочинение-рассуждение. Это сложный вид работы, и часто выпускники допускают досадные ошибки, за которые снимаются баллы при оценивании сочинения. Что это за ошибки и как их избежать? Рассказывает кандидат педагогических наук, доцент, эксперт Московского центра качества образования Светлана Меньшенина.
Особенности сочинения-рассуждения в формате ЕГЭ
Сочинение-рассуждение в формате ЕГЭ (задание №27) проверяет умения абитуриента создавать связный письменный текст, размышлять над проблемой, убедительно аргументировать позицию, связно и последовательно оформлять свои мысли в соответствии с речевыми и грамматическими нормами современного русского литературного языка.
Рассуждения нужно строить, опираясь на исходный текст, понимание которого является главным условием успешного выполнения задания.
Прежде всего, важно внимательно и вдумчиво прочитать текст и определить проблему, поставленную автором, далее – написать комментарий к сформулированной проблеме, определить авторскую позицию, а затем выразить собственное отношение к ней и обосновать (аргументировать) свою точку зрения.
Тема и проблема
Уже во вступлении участники допускают ошибку, связанную с неумением различать такие понятия, как тема и проблема. Напомним, что тема – это то, о чём текст (автор пишет о патриотизме), а проблема – это спорный вопрос, над которым размышляет автор (в чём заключается истинный патриотизм?). Тема не содержит спорного вопроса, она входит в формулировку проблемы, является её частью, то есть проблему нельзя сформулировать одним словом! Именно проблема определяет дальнейший ход рассуждения.
Как формулируется проблема? Первый способ– конструкция «проблема + существительное в родительном падеже»: проблема отношения к пожилым родителям, проблема влияния природы на человека, проблема поиска смысла жизни. Но такой способ не универсален, так как не всегда сочетание «проблема+существительное в родительном падеже» в содержательном и стилистическом отношении корректно, например, проблема чести, проблема смысла жизни, проблема музыки, проблема любви.
Второй способ– формулирование проблемы в форме вопроса (или цепочки вопросов): Можно ли человеку прожить без любви? Какую роль играет музыка в жизни человека? Почему важно беречь родной язык?
При этом нужно избегать ошибок в речевом оформлении проблемы! Правильно будет: автор пишет, рассуждает о…, размышляет о… и над…, неверно– автор рассуждает над…
Комментарий
После выявления и формулирования проблемы исходного текста пишем комментарий. Это, пожалуй, самый сложный композиционный фрагмент сочинения. Напомним, что комментарий включает в себя два примера-иллюстрации из прочитанного текста и пояснение к каждому из них, указание на смысловую связь между ними и её анализ. Помните, что, обращаясь к авторскому тексту, не следует увлекаться его чрезмерным цитированием или ограничиваться простым пересказом – нужно анализировать текст, включая в него свою оценку фактов, событий, поведения героев. Комментарий – это толкование авторского текстаисходя из сформулированной проблемы, именно она определяет выбор примеров-иллюстраций, в которых заключается значимая для понимания проблемы информация. Частая ошибка в этой части комментария – это нарушение логической связи между заявленной проблемой и выбранными учеником примерами-иллюстрациями, содержащими рассуждения (аргументацию) автора.
При пояснении примера-иллюстрации нужно дать свою интерпретацию авторского текста, растолковать, почему герои действуют так, а не иначе, выразить своё отношение к их поступкам, событиям,а не повторять сказанное автором. Пояснение – это текст выпускника!
В этом и состоит диалог автора исходного текста и пишущего, что является одним из важных показателей понимания учеником прочитанного текста.
Следующий шаг в комментарии – указание на то, как связаны примеры-иллюстрации. Какими могут быть отношения между примерами-иллюстрациями? Смысловая связь может отражать противопоставление событий (фактов, героев) или их сопоставление, указывать на причинно-следственные или дополнительные отношения между ними, переход от общих рассуждений к конкретике и др. Важно понимать истинные смысловые отношения между примерами и давать точное определение этим связям, а не указывать на них формально: эти примеры, дополняя друг друга, помогают нам лучше понять авторскую позицию. Еще одна частая ошибка при выявлении логической связи между примерами-иллюстрациями – подмена её общими словами: также автор приводит ещё один пример; развивая свою мысль, автор акцентирует внимание на следующем примере.
Помимо указания на логическую связь, нужно ещё проанализировать характер смысловых отношений, объяснить, почему автор сравнивает, противопоставляет героев (события) либо от общих рассуждений переходит к конкретным фактам, даёт определения ключевым понятиям текста или указывает на причинно-следственные связи. Этот анализ является показателем умения видеть основание для отбора текстового материала, означает раскрытие смысла этих логических отношений, даёт ответ на вопрос, как они помогают глубже понять авторский замысел.
В структуре комментария эта позиция часто либо отсутствует, либо передает смысл отношений неточно и поверхностно.
Следующая частая ошибка при написании сочинения – невнимательное прочтение исходного текста, в результате чего участник допускает фактические ошибки при передаче содержания авторского текста. Помните, если в примере содержится искажение исходного текста, то такой пример в комментарии не может быть засчитан, следовательно, не могут быть оценены логическая связка между примерами и её анализ.
Авторская позиция
Комментарий текста должен логично подводить к авторской позиции, то есть положению, которое доказывается; это мнение автора, его точка зрения по поставленной проблеме. Проблема и позиция автора логически связаны: позиция автора – это ответ на проблемный вопрос: как детские годы влияют на дальнейшую жизнь человека? (проблема) – только по-настоящему счастливый в детстве человек всю жизнь обладает огромным иммунитетом (позиция автора). Нужно формулировать авторскую позицию ясно и точно, избегая сложных синтаксических конструкций, метафорических выражений и чрезмерного цитирования.
Помните, что в публицистическом тексте автор обычно выражает свою позицию прямо, открыто (в отдельных предложениях, обращениях к читателю). В художественном тексте мнение автора обозначается, как правило, опосредованно (в поведении, поступках, мыслях героев, с помощью различных художественных приёмов), и поэтому определить его бывает не просто. Кроме того, не следует ставить знак равенства между автором и героем-рассказчиком. Позиции автора и героя-рассказчика могут не совпадать!
Полный, содержательный комментарий, без фактических ошибок, включающий в себя логично связанные проблему и примеры-иллюстрации с пояснением каждого из них, указание на логическую связь между примерами и её анализ, оценивается шестью баллами – этовесомый вклад в итоговую оценку, которая составляет 25 баллов. Но если участник экзамена не сформулировал или сформулировал неверно проблему исходного текста, то такая работа по критериям К1–К4 оценивается 0 баллов, то есть можно потерять сразу 9 баллов.
Обосновать свою точку зрения
После определения авторской позиции необходимо выразить своё отношение к мнению автора и обосновать свою точку зрения. В аргументации необязательно опираться на художественное произведение – это может быть апелляция к историческим или научным фактам, к обобщённым наблюдениям или собственному жизненному опыту.
Помните, что работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается! Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких-либо комментариев, то такая работа оценивается 0 баллов.
Следите за общей логикой изложения: рассуждение должно быть связным, последовательным, без нарушения абзацного членения текста. Для этого нужно продумать план сочинения, логические связки между предложениями и абзацами, чтобы не потерять баллы.
Оформление текста
Речевое оформление сочинения-рассуждения оценивается с точки зрения орфографических, пунктуационных, грамматических и речевых норм. Наиболее часто возникают пунктуационные ошибки, связанные с постановкой знаков препинания в сложных предложениях, при выделении обособленных членов предложения, вводных слов.
Особое внимание уделите речевому оформлению своего текста. Следите за точностью, ясностью, чистотой словоупотребления, не допускайте неоправданного повтора слов, лексической несочетаемости, речевой недостаточности или избыточности, не увлекайтесь речевыми клише, стремитесь к выразительности и лексическому разнообразию. После выполнения работы обязательно проверьте свой текст и отредактируйте его.
Итоги
Таким образом, при написании сочинения-рассуждения не смешивайте понятия тема и проблема, не увлекайтесь пересказом и чрезмерным цитированием исходного текста, включайте в него элементы анализа. Не допускайте нарушения логики между формулировкой проблемы и примерами-иллюстрациями, будьте самостоятельны при пояснении авторского текста.
Старайтесь понять истинную связь между примерами – не ограничивайтесь формальными формулировками, не забывайте анализировать логическую связку. Помните, что авторская позиция – это ответ на проблемный вопрос. Не путайте проблему и авторскую позицию; ваша позиция должна быть сформулирована и убедительно обоснована.
Внимательно читайте исходный текст, чтобы избежать фактических ошибок. Стройте рассуждения на основе исходного текста. Следите за связностью и последовательностью в изложении своих мыслей, не допускайте ошибок в речи.
Чтение хорошей литературы, анализ образцов речевого творчества, постоянный самоконтроль речи помогут вам совершенствовать собственный стиль письма, индивидуальную манеру выражать свои мысли и убеждения.
Скачать материал
Скачать материал
Рабочие листы
к вашим урокам
Скачать
Описание презентации по отдельным слайдам:
-
1 слайд
Типичные ошибки при написании сочинения-рассуждения на ЕГЭ по русскому языку (задание 27)
И. А. Кузнецова, учитель высшей квалификационной категории МБОУ СОШ №44, эксперт ПК ЕГЭ по русскому языку -
2 слайд
Формулировка задания с развёрнутым ответом:
Напишите сочинение по прочитанному тексту.
Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста.
Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования). Дайте пояснение к каждому примеру-иллюстрации. Укажите смысловую связь между примерами-иллюстрациями и проанализируйте её.
Сформулируйте позицию автора (рассказчика).
Сформулируйте и обоснуйте своё отношение к позиции автора (рассказчика) по проблеме исходного текста.
Объём сочинения – не менее 150 слов.
Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается 0 баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком. -
3 слайд
К 1-1балл
Уже во вступлении участники допускают ошибку, связанную с неумением различать такие понятия, как тема и проблема. Напомним, что тема – это то, о чём текст (автор пишет о патриотизме), а проблема – это спорный вопрос, над которым размышляет автор (в чём заключается истинный патриотизм?). Тема не содержит спорного вопроса, она входит в формулировку проблемы, является её частью, то есть проблему нельзя сформулировать одним словом! Именно проблема определяет дальнейший ход рассуждения.
-
4 слайд
К 1-1балл
Как формулируется проблема? Первый способ– конструкция «проблема + существительное в родительном падеже»: проблема отношения к пожилым родителям, проблема влияния природы на человека, проблема поиска смысла жизни. Но такой способ не универсален, так как не всегда сочетание «проблема+существительное в родительном падеже» в содержательном и стилистическом отношении корректно, например, проблема чести, проблема смысла жизни, проблема музыки, проблема любви.
-
5 слайд
К 1-1 балл
Второй способ– формулирование проблемы в форме вопроса (или цепочки вопросов): Можно ли человеку прожить без любви? Какую роль играет музыка в жизни человека? Почему важно беречь родной язык? При этом нужно избегать ошибок в речевом оформлении проблемы! Правильно будет: автор пишет, рассуждает о…, размышляет о… и над…, неверно– автор рассуждает над… -
6 слайд
К 2-6 баллов
После выявления и формулирования проблемы исходного текста пишем комментарий. Это, пожалуй, самый сложный композиционный фрагмент сочинения. Напомним, что комментарий включает в себя два примера-иллюстрации из прочитанного текста и пояснение к каждому из них, указание на смысловую связь между ними и её анализ. Помните, что, обращаясь к авторскому тексту, не следует увлекаться его чрезмерным цитированием или ограничиваться простым пересказом – нужно анализировать текст, включая в него свою оценку фактов, событий, поведения героев. -
7 слайд
К 2-6 баллов
К грубым ошибкам при комментировании проблемы исходного текста относятся следующие ошибки.
Отсутствие комментария как самостоятельной смысловой части, он лишь намечен, но не реализован. Например: «Человек живет в обществе, которое, несомненно, оказывает влияние на чувства, мысли, сознание. Как жить в таком обществе, чтобы оно не подавляло и не тяготило тебя? Ответ на этот вопрос нам даёт Н. Татаринцев в своем тексте». Здесь формулируется проблема, задаётся вопрос, обозначающий остроту проблемы, делается переход к исходному тексту. Но комментария нет. -
8 слайд
К 2-6 баллов
Ещё одна грубая ошибка. Неосознанное отступление от темы. Ученик пишет не о том, о чём говорится в тексте, а о том, о чём он может написать. Вот пример такого искажения: «Автор текста, И. Новиков, рассуждает о таком времени, когда вокруг всё серо и тускло (приводятся цитаты из исходного текста, описывающие осень). Да, действительно, осень – это такая пора, когда хочется посидеть дома возле семейного очага, в общем, в тёплом, уютном местечке. И волей-неволей на тебя находят воспоминания об уже прожитых годах. Для кого-то это мучительное время. Особенно для женщин. У них начинаются депрессии, с которыми они порою не могут справиться самостоятельно… А для кого-то, например, для меня, это время для творческих поисков…» -
9 слайд
К 2-6 баллов
При пояснении примера-иллюстрации нужно дать свою интерпретацию авторского текста, растолковать, почему герои действуют так, а не иначе, выразить своё отношение к их поступкам, событиям,а не повторять сказанное автором. Пояснение – это текст выпускника! В этом и состоит диалог автора исходного текста и пишущего, что является одним из важных показателей понимания учеником прочитанного текста.
Следующий шаг в комментарии – указание на то, как связаны примеры-иллюстрации. Какими могут быть отношения между примерами-иллюстрациями? -
10 слайд
К 2-6 баллов
Смысловая связь может отражать противопоставление событий (фактов, героев) или их сопоставление, указывать на причинно-следственные или дополнительные отношения между ними, переход от общих рассуждений к конкретике и др. Важно понимать истинные смысловые отношения между примерами и давать точное определение этим связям, а не указывать на них формально: эти примеры, дополняя друг друга, помогают нам лучше понять авторскую позицию. Еще одна частая ошибка при выявлении логической связи между примерами-иллюстрациями – подмена её общими словами: также автор приводит ещё один пример; развивая свою мысль, автор акцентирует внимание на следующем примере. -
11 слайд
К 2-6 баллов
Помимо указания на логическую связь, нужно ещё проанализировать характер смысловых отношений, объяснить, почему автор сравнивает, противопоставляет героев (события) либо от общих рассуждений переходит к конкретным фактам, даёт определения ключевым понятиям текста или указывает на причинно-следственные связи. Этот анализ является показателем умения видеть основание для отбора текстового материала, означает раскрытие смысла этих логических отношений, даёт ответ на вопрос, как они помогают глубже понять авторский замысел.
В структуре комментария эта позиция часто либо отсутствует, либо передает смысл отношений неточно и поверхностно. -
12 слайд
К 2-6 баллов
Следующая частая ошибка при написании сочинения – невнимательное прочтение исходного текста, в результате чего участник допускает фактические ошибки при передаче содержания авторского текста. Помните, если в примере содержится искажение исходного текста, то такой пример в комментарии не может быть засчитан, следовательно, не могут быть оценены логическая связка между примерами и её анализ.
-
13 слайд
К 3- 1 балл
Авторская позиция.
Комментарий текста должен логично подводить к авторской позиции, то есть положению, которое доказывается; это мнение автора, его точка зрения по поставленной проблеме. Проблема и позиция автора логически связаны: позиция автора – это ответ на проблемный вопрос: как детские годы влияют на дальнейшую жизнь человека? (проблема) – только по-настоящему счастливый в детстве человек всю жизнь обладает огромным иммунитетом (позиция автора). Нужно формулировать авторскую позицию ясно и точно, избегая сложных синтаксических конструкций, метафорических выражений и чрезмерного цитирования. -
14 слайд
К 3-1 балл
Помните, что в публицистическом тексте автор обычно выражает свою позицию прямо, открыто (в отдельных предложениях, обращениях к читателю). В художественном тексте мнение автора обозначается, как правило, опосредованно (в поведении, поступках, мыслях героев, с помощью различных художественных приёмов), и поэтому определить его бывает не просто. Кроме того, не следует ставить знак равенства между автором и героем-рассказчиком. Позиции автора и героя-рассказчика могут не совпадать! -
15 слайд
К 4-1 балл
После определения авторской позиции необходимо выразить своё отношение к мнению автора и обосновать свою точку зрения. В аргументации необязательно опираться на художественное произведение – это может быть обращение к историческим или научным фактам, к обобщённым наблюдениям или собственному жизненному опыту.
Сочинение по тексту Ю. Нагибина
Я разделяю позицию автора. Она близка моему мировоззрению, моему представлению о том, как должны жить люди. Мне было очень интересно читать про те события, которые описывает Ю. Нагибин в своём рассказе. Когда читаешь художественную книжку, то узнаешь даже больше, чем когда изучаешь историю на уроках или по учебнику.В отрывке присутствуют суждения, но они не выполняют функцию доводов, подкрепляющих правоту заявленного тезиса. Это очень распространённая ошибка, вызванная тем, что ученик не понимает до конца сформулированной проблемы и позиции автора по этой проблеме, поэтому свою задачу видит в том, чтобы заполнить отведённое для предполагаемого обоснования место какими-то фразами, в которых выражается либо отношение к автору, либо восприятие изображённых событий, либо даётся оценка персонажам, ситуациям.
-
16 слайд
К 4-1 балл
В приведённых ниже работах экзаменуемые сформулировали своё мнение о проблеме, поставленной автором текста (согласившись или не согласившись с позицией автора), но не привели суждений, представляющих собой обоснование заявленной точки зрения.
Я считаю, что авторская позиция справедлива.
Я, как и большинство моих друзей и знакомых, воспитывался на книгах, и до сих пор много читаю. Я полностью согласен с автором. -
17 слайд
Подведём итоги
Таким образом, при написании сочинения-рассуждения не смешивайте понятия тема и проблема, не увлекайтесь пересказом и чрезмерным цитированием исходного текста, включайте в него элементы анализа. Не допускайте нарушения логики между формулировкой проблемы и примерами-иллюстрациями, будьте самостоятельны при пояснении авторского текста.
Старайтесь понять истинную связь между примерами – не ограничивайтесь формальными формулировками, не забывайте анализировать логическую связку. Помните, что авторская позиция – это ответ на проблемный вопрос. Не путайте проблему и авторскую позицию; ваша позиция должна быть сформулирована и убедительно обоснована.Внимательно читайте исходный текст, чтобы избежать фактических ошибок.
Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
6 363 441 материал в базе
- Выберите категорию:
- Выберите учебник и тему
- Выберите класс:
-
Тип материала:
-
Все материалы
-
Статьи
-
Научные работы
-
Видеоуроки
-
Презентации
-
Конспекты
-
Тесты
-
Рабочие программы
-
Другие методич. материалы
-
Найти материалы
Другие материалы
- 07.06.2022
- 400
- 13
- 07.06.2022
- 543
- 1
- 07.06.2022
- 167
- 1
- 07.06.2022
- 132
- 2
- 07.06.2022
- 158
- 1
Вам будут интересны эти курсы:
-
Курс повышения квалификации «Подростковый возраст — важнейшая фаза становления личности»
-
Курс повышения квалификации «Педагогическая риторика в условиях реализации ФГОС»
-
Курс повышения квалификации «Введение в сетевые технологии»
-
Курс повышения квалификации «Специфика преподавания конституционного права с учетом реализации ФГОС»
-
Курс повышения квалификации «История и философия науки в условиях реализации ФГОС ВО»
-
Курс повышения квалификации «Применение MS Word, Excel в финансовых расчетах»
-
Курс повышения квалификации «Маркетинг в организации как средство привлечения новых клиентов»
-
Курс повышения квалификации «Деловой русский язык»
-
Курс профессиональной переподготовки «Русский язык как иностранный: теория и методика преподавания в образовательной организации»
-
Курс повышения квалификации «Специфика преподавания русского языка как иностранного»
-
Курс профессиональной переподготовки «Деятельность по хранению музейных предметов и музейных коллекций в музеях всех видов»
-
Курс профессиональной переподготовки «Информационная поддержка бизнес-процессов в организации»
ПАМЯТКА К7 – К8
НЕ ДОЛЖНЫ ВЛИЯТЬ НА ОЦЕНКУ ГРАМОТНОСТИ
(исправляются, но не учитываются при проверке):
1) нарушение правил, не включённых в школьную программу или обусловленных явлениями языковой переходности: |
|
употребление прописной буквы в составных географических наименованиях |
площадь Никитские ворота, страна восходящего солнца |
в собственных именах, употребленных в переносном значении |
Обломовы и обломовы |
в именах и фамилиях с первыми частями дон, ван, сент… |
дон Педро и Дон Кихот |
написание н и нн в причастиях и отглагольных прилагательных, образованных от двувидовых глаголов |
слова: завещать, обещать, казнить, родить, крестить |
написание сложных существительных без соединительной гласной (в основном заимствования), не регулируемые правилами и не входящие в словарь-минимум |
ленд-лиз, люля-кебаб, ноу-хау, папье-маше, перекати-поле, гуляй-город, пресс-папье, НО! бефстроганов, метрдотель, портшез, прейскурант |
пунктуационное оформление предложений с вводным словом, стоящим в начале или в конце обособленного оборота (в этом случае вводное слово никаким знаком от оборота не отделяется) |
Посреди поляны росло большое дерево, судя по всему[,] вяз. (вторая запятая не нужна) |
отсутствие обособления сравнительного оборота, если ему предшествует отрицание не или частицы совсем, совершенно, почти, именно, прямо и т.п.: |
Было светло, почти как днем (запятая не нужна) |
2) выбор одного из двух написаний или способов пунктуационного оформления синтаксической конструкции, предусмотренных правилами и словарями. Примеры правил, которые допускают вариативность[1]: |
|
слитное и раздельное написание не (в некоторых случаях возможно двоякое толкование высказывания и, как следствие, двоякое написание) |
ср.: Эта задача нетрудная и Эта задача не трудная, Перед нами необычное явление и Перед нами не обычное явление |
употребление тире между подлежащим и сказуемым – сравнительным оборотом, присоединяемым словами как, словно, вроде, точно и под. |
ср.: Пруд как блестящая сталь и Огни – как нити золотых бус |
употребление тире между подлежащим это и сказуемым, выраженным существительным в им. п. |
ср.: Это очень интересная книга и Это – очень интересная книга |
употребление тире в неполном предложении |
ср.: Вокруг месяца – бледные круги и А в доме стук, ходьба |
обособление несогласованных определений, относящихся к нарицательным именам существительным |
ср.: Доктор, со шпагою в руке, вбежал в спальню и Продавец в чистом белом халате и синей шапочке обслуживал клиента |
употребление тире в неполном предложении |
ср.: Вокруг месяца – бледные круги и А в доме стук, ходьба |
обособление несогласованных определений, относящихся к нарицательным именам существительным |
ср.: Доктор, со шпагою в руке, вбежал в спальню и Продавец в чистом белом халате и синей шапочке обслуживал клиента |
обособление ограничительно-выделительных оборотов |
ср.: Кроме зарплаты они получали премиальные и Кроме блюд и соусников, на столе стояло множество горшочков; |
пунктуационное оформление сложноподчиненного предложения с придаточными изъяснительными, условными и уступительными |
ср.: Что Вася говорил про эту встречу, совершенно забылось и Что Вася говорил про эту встречу – совершенно забылось; |
вариативные написания: |
бивак и бивуак; фортепьяно и фортепиано; травмопункт и травмпункт; тоннель и туннель; двускатный и двухскатный |
в передаче авторской пунктуации |
|
ошибки в переносе слов |
|
3) графические ошибки – разновидность ошибок, связанных с графикой, т.е. средствами письменности языка, фиксирующими отношения между звуками устной речи и буквами, которыми они обозначаются. К числу наиболее распространенных графических ошибок обычно относят: |
|
пропуск букв |
например: весь роман стоится на этом конфликте (следует: строится) |
перестановка букв |
например: новые наименования пордуктов (следует: продуктов) |
замена одних буквенных знаков другими |
лешендарное Ледовое побоище (следует: легендарное) |
добавление лишних букв |
Вот почему важно в любых, дашже самых сложных, условиях… (следует: даже). |
4) написания, для которых менялись орфографические рекомендации, например: |
|
бог / Бог водноспортивный / водно-спортивный вторая мировая война / Вторая мировая война деланный / деланый (в знач. неестественный, ненатуральный: делан(н)ая улыбка) естественно-научный / естественнонаучный заполдень / за полдень заполночь / за полночь зорянка / зарянка (птица) как-то / как то (перед перечислением, напр.: Острогою бьется крупная рыба, как(-)то: щуки, сомы, жерехи, судаки.) лироэпический / лиро-эпический масленица / Масленица |
масс-медиа / массмедиа мелочовка / мелочевка народнопоэтический / народно-поэтический Народнохозяйственный /народно-хозяйственный не сегодня-завтра / не сегодня завтра невзирая на лица / не взирая на лица непрошеный / непрошенный первобытнообщинный / первобытно-общинный плащевка / плащовка плейер / плеер рождество / Рождество интернет / Интернет розыскник / разыскник розыскной / разыскной считанный / считаный (в знач. малый по количеству: считан(н)ые минуты) церковнославянский /церковно-славянский черно-бурый / чернобурый |
5) написания, регулируемые орфографическими правилами, в которые были внесены изменения, например: |
|
Правила русской орфографии и пунктуации : Утв. Акад. наук СССР, М-вом высш. образования СССР и М-вом просвещения РСФСР. – М. : Учпедгиз, 1956. (А также издания 1957 и 1962 гг.) |
Правила русской орфографии и пунктуации : полный академический справочник / РАН, Отделение историко-филол. наук, Институт русского языка им. В. В. Виноградова. – М. : Эксмо, 2006. (А также последующие издания.) |
§ 40. В сущ. мужского и среднего рода в предл. пад. и в сущ. женского рода на -а (-я) в дат. и предл. пад. ед. ч. пишется в неударяемом положении и только в том случае, если ему предшествует тоже и, например: о гении, о Кии, в «Вии», по реке Бии… |
§ 71, п. 2. Немногочисленные сущ. на -ий, -ия с односложной основой имеют в указанных падежах в безударном положении по общему правилу окончание -е. Перечень таких слов: змий — о зми́е, кий — о ки́е (вариант: о кие́), Кий (легендарный основатель Киева) — о Кие, чий (растение) — о чие, «Вий» — в «Bue», … Бия (река) — по Бие… |
§ 79, п. 14. Примечание 1. Между определяемым словом и стоящим перед ним однословным приложением, которое может быть приравнено по значению к прилагательному, дефис не пишется, напр.: красавец сынишка. |
§ 120. Следующие разряды сущ. и сочетания сущ. пишутся через дефис <…> в) сочетания с однословными приложениями, предшествующими определяемому слову, напр.: старик-отец, красавица-дочка, умница-сын, герой-лётчик… |
6) варианты пунктуационного оформления предложения, вызванные наличием в языке переходных явлений |
|
разграничение фразеологизмов, которые не требуют знаков препинания, и свободных сочетаний слов, которые необходимо обособлять или внутри которых необходимы знаки |
ср.: труслив как заяц и трУсит(,) как заяц; Болтает, не знаю что и Делай что хочешь; |
разграничение некоторых вводных слов и омонимичных им не вводных (показательны некоторые фрагменты словарных статей из «Справочника пунктуации» В.М. Пахомова, В.В. Свинцова, И.В. Филатовой): |
|
На первый взгляд… |
Зачастую трудно определить, является ли сочетание «на первый взгляд» вводным. В спорных случаях решение о постановке знаков препинания принимает автор текста |
Правда… |
Союз со значением уступки (обычно в начале предложения или части сложного предложения). То же, что «хотя и, однако, но». Вопреки пунктуационным правилам союз «правда» обычно выделяется запятыми, сближаясь по значению с вводным словом». С тех пор в своем бобыльском хозяйстве Дубчик обходился топором, правда, тоже старым и заржавленным, с неудобным расшатанным топорищем. (В. Быков. Народные мстители) «Ну как заказчики?» – интересовался ночью Колька, и похлопывал жену по мягкому телу, и смеялся – не притворялся, действительно смех брал, правда, нервный какой-то смех. (В. Шукшин. Жена мужа в Париж провожала) Погуляли хорошо, правда устали»; |
Главным образом… |
В некоторых источниках, например в справочнике по пунктуации Д.Э. Розенталя, содержатся рекомендации обособлять сочетание «главным образом» как вводное, служащее для выделения, оценки чего-либо, а также выступающее в знач. «самое главное». Однако примеры из художественной литературы свидетельствуют о том, что слова «главным образом», не входящие в состав присоединительного оборота, обычно не обособляются»); |
различение омонимичных частиц и междометий |
ср: О поле, поле, кто тебя усеял мертвыми костями? и О, дорогой мой, как это прекрасно! |
разграничение сравнительных оборотов, которые можно заменить творительным сравнения, и тех, которые такой замене не поддаются |
ср: Как кошка (кошкой) Генка забрался на чердак и Атвуд, как курок (курком?), взвел левую бровь и при этом Но в это время, как гром, тарарахнул выстрел и В гневе он как гром загремел…; Как град посыпалась картечь и Потом в стенку вагона застучали, как град, пули |
примеры предложений, которые допускают двоякое объяснение их синтаксической структуры |
Во всем – и в природе, и среди полей – чувствовалось что-то незаконченное, недовершенное и Во всем: и в природе, и среди полей – чувствовалось что-то незаконченное, недовершенное; Самые скороспелые грибы, например: березовики и сыроежки – достигают полного развития в три дня и Самые скороспелые грибы, например березовики и сыроежки, достигают полного развития в три дня; Я не понимаю, какая муха тебя укусила и Я не понимаю: какая муха тебя укусила? |
На оценку сочинения распространяются положения о негрубых, повторяющихся и однотипных ошибках, изложенные в рекомендательных документах и скорректированные с учётом формата экзаменационной работы.
Среди ошибок следует выделять негрубые, то есть не имеющие существенного значения для характеристики грамотности. При подсчете ошибок две негрубые считаются за одну.
К негрубым относятся ошибки:
в написании фамилий, имён автора и героев произведений и автора анализируемого (исходного) текста |
Ошибка в инициалах и фамилии автора исходного текста и/или автора литературного произведения является фактической ошибкой. Но описка: Лиходеев (Вместо Лихачёв в исходном тексте) при условии соседства с правильным написанием |
в написании большой буквы в составных собственных наименованиях |
Международный астрономический союз |
в слитном и дефисном написании сложных прилагательных, написание которых противоречит школьному правилу, например (слова даны в неискаженном написании): |
глухонемой, нефтегазовый, военно-исторический, гражданско-правовой, литературно-художественный, индоевропейский, научно-исследовательский, хлебобулочный |
в трудных случаях разграничения сложного прилагательного, образованного сращением наречия и прилагательного, и прилагательного с зависимым наречием |
(активно)действующий, (сильно)действующий, (болезненно)тоскливый; |
в необоснованном написании прилагательных на -ский с прописной буквы |
Шекспировские трагедии; шекспировские стихи; |
в случаях, когда вместо одного знака препинания поставлен другой (кроме постановки запятой между подлежащим и сказуемым) |
|
в пропуске одного из сочетающихся знаков препинания или в нарушении их последовательности. |
Необходимо учитывать также повторяемость и однотипность ошибок. Если ошибка повторяется в одном и том же слове или в корне однокоренных слов, то она считается за одну ошибку.
Однотипными считаются ошибки на одно правило, если условия выбора правильного написания заключены в грамматических (в армии, в роще; колют, борются) и фонетических (пирожок, сверчок) особенностях данного слова.
Не считаются однотипными ошибки на такое правило, в котором для выяснения правильного написания одного слова требуется подобрать другое (опорное) слово или его форму (вода – воды, рот – ротик, грустный – грустить, резкий – резок).
Первые три однотипные ошибки считаются за одну ошибку, каждая следующая подобная ошибка учитывается как самостоятельная. Если в одном непроверяемом слове допущены две и более ошибки, то все они считаются за одну ошибку.
! Понятие об однотипных ошибках не распространяется на пунктуационные ошибки.
ПОМНИМ!!!
Если в конце предложения не поставлена точка, а следующее предложение написано с БОЛЬШОЙ (ПРОПИСНОЙ) буквы, пунктуационную ошибку НЕ ВЫНОСИМ.
[1] Здесь и далее примеры приведены преимущественно из пособий Д. Э. Розенталя.
Типичные ошибки в абзацном членении:
1. Полное отсутствие разделения сочинения на смысловые части – все сочинение представляет собой сплошное целое, разделение на абзацы полностью отсутствует.
2. Отсутствие абзацного членения в частях сочинения. Выпускник, выделяя части сочинения, – не обозначает при помощи абзацного членения границы смысловых частей в основной части работы.
3. Необоснованное выделение предложения или нескольких предложений из состава смысловой части.
4. Неоправданное включение предложения или нескольких предложений в смысловую часть текста.
Грамотность
(критерии К7–К10)
Грамотность речи оценивается в зависимости от количества ошибок
и недочетов, допущенных учащимся в тексте письменной работы, по шкале от 3 до 0 баллов (см. Таблицу критериев). Практика проведения экзаменационного тестирования показала, что при проверке и оценке задания с развернутым ответом (сочинения) эксперты испытывают определенные затруднения при квалификации ошибок в письменной речи учащихся.
Рекомендации по квалификации ошибок
Современные нормы правописания кодифицированы в следующих справочниках и словарях.
-
Букчина Б.З., Сазонова И.К., Чельцова Л.К. Орфографический словарь русского языка. – М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2010. (А также последующие издания.)
-
Орфографический словарь русского языка / Акад. наук СССР. Ин-т языкознания. – М.: ГИС, 1956. (Словарь был переиздан более 30 раз. Издания 5-е, 13-е, 29-е публиковались с изменениями и дополнениями.)
-
Правила русской орфографии и пунктуации : полный академический справочник / РАН, Отделение историко-филол. наук; Институт русского языка им. В.В. Виноградова. – М.: Эксмо, 2006. (А также последующие издания.)
-
Правила русской орфографии и пунктуации : Утв. Акад. наук СССР,
М-вом высш. образования СССР и М-вом просвещения РСФСР. – М.: Учпедгиз, 1956. (А также издания 1957 и 1962 гг.) -
Розенталь Д.Э. Справочник по правописанию и литературной правке. (Издания разных лет.)
-
Русский орфографический словарь: около 200 000 слов / РАН; Ин-т русского языка им. В.В. Виноградова / Под ред. В.В. Лопатина, О.Е. Ивановой. – 4-е изд., испр. и доп. – М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2013.
Орфографическая ошибка – это написание слова, не соответствующее орфографическим нормам. Орфографические нормы устанавливаются академическими орфографическими словарями и справочниками.
Пунктуационная ошибка – это неиспользование пишущим необходимого знака препинания, его употребление там, где он не требуется, а также необоснованная замена одного знака препинания другим. Пунктуационная ошибка противопоставляется пунктуационной норме, отраженной в пунктуационном правиле.
Эти ошибки могут быть допущены только на письме: их можно увидеть, услышать их нельзя.
Эксперт при проверке должен учитывать следующее.
-
В школе изучаются далеко не все тонкости русской орфографии и пунктуации.
-
Некоторые правила русского правописания предоставляют пишущему возможность выбора написания и способа пунктуационного оформления синтаксической конструкции.
-
Рекомендации словарей и справочников по правописанию не всегда совпадают.
-
Существуют объективные трудности орфографии и пунктуации, связанные с переходностью языковых явлений.
-
В некоторых случаях возможно двоякое объяснение синтаксической структуры предложения и, соответственно, разная пунктуация.
НЕ ДОЛЖНЫ ВЛИЯТЬ НА ОЦЕНКУ ГРАМОТНОСТИ (исправляются, но не учитываются при проверке):
1) нарушение правил, не включенных в школьную программу или обусловленных явлениями языковой переходности:
-
употребление прописной буквы в составных географических наименованиях (площадь Никитские ворота, страна восходящего солнца), в собственных именах, употребленных в переносном значении (Обломовы и обломовы); в именах и фамилиях с первыми частями дон, ван, сент… (дон Педро и Дон Кихот);
-
буквы э/е после согласных в иноязычных словах (рэкет, пленэр) и после гласных в собственных именах (Мариетта);
-
написание н и нн в причастиях и отглагольных прилагательных, образованных от двувидовых глаголов (слова: завещать, обещать, казнить, родить, крестить), а также в кратких формах отглагольных прилагательных (Девочка взволнованна);
-
слитное / раздельное написание не с отглагольными прилагательными на —мый (неделимый на части – не делимый людьми);
-
написание сложных существительных без соединительной гласной (в основном заимствования), не регулируемые правилами и не входящие в словарь-минимум (ленд-лиз, люля-кебаб, ноу-хау, папье-маше, перекати-поле, гуляй-город пресс-папье, но бефстроганов, метрдотель, портшез, прейскурант);
-
пунктуационное оформление предложений с вводным словом, стоящим в начале или конце обособленного оборота (в этом случае вводное слово никаким знаком от оборота не отделяется), например: Посреди поляны росло большое дерево, судя по всему[,] вяз. (вторая запятая не нужна);
-
отсутствие обособления сравнительного оборота, если ему предшествует отрицание не или частицы совсем, совершенно, почти, именно, прямо и т.п.: Было светло, почти как днем (запятая не нужна);
2) выбор одного из двух написаний или способов пунктуационного оформления синтаксической конструкции, предусмотренных правилами и словарями. Примеры правил, которые допускают вариативность1:
-
слитное и раздельное написание не (в некоторых случаях возможно двоякое толкование высказывания и, как следствие, двоякое написание, ср.: Эта задача нетрудная и Эта задача не трудная);
-
вариативные написания: бивак и бивуак; фортепьяно и фортепиано; травмопункт и травмпункт; тоннель и туннель; двускатный и двухскатный;
-
ошибки в переносе слов;
-
употребление тире между подлежащим и сказуемым – сравнительным оборотом, присоединяемым словами как, словно, вроде, точно и под., ср.: Пруд как блестящая сталь и Огни – как нити золотых бус;
-
употребление тире в неполном предложении, ср.: Вокруг месяца – бледные круги и А в доме стук, ходьба;
-
обособление несогласованных определений, относящихся к нарицательным именам существительным, ср.: Доктор, со шпагою в руке, вбежал в спальню и Продавец в чистом белом халате и синей шапочке обслуживал клиента;
-
обособление ограничительно-выделительных оборотов, ср.: Кроме зарплаты они получали премиальные и Кроме блюд и соусников, на столе стояло множество горшочков;
-
пунктуационное оформление сложноподчиненного предложения с придаточными изъяснительными, условными и уступительными, ср.: Что Вася говорил про эту встречу, совершенно забылось и Что Вася говорил про эту встречу – совершенно забылось;
-
в передаче авторской пунктуации;
3) графические ошибки – разновидность ошибок, связанных с графикой, т.е. средствами письменности языка, фиксирующими отношения между звуками устной речи и буквами, которыми они обозначаются.
К графическим средствам помимо букв относятся: различные приемы сокращения слов, использование пробелов между словами, различных подчеркиваний и шрифтовых выделений.
Графическими ошибками являются различные описки и опечатки, вызванные невнимательностью пишущего или поспешностью написания. Исправляются, но не учитываются описки – неправильные написания, искажающие звуковой облик слова (мемля вместо земля).
К числу наиболее распространенных графических ошибок обычно относят:
-
пропуск букв, например: весь роман стоится на этом конфликте (следует: строится);
-
перестановка букв, например: новые наименования пордуктов (следует: продуктов);
-
замена одних буквенных знаков другими, например: лешендарное Ледовое побоище (следует: легендарное);
-
добавление лишних букв: Вот почему важно в любых, дашже самых сложных, условиях… (следует: даже);
-
к графическим средствам помимо букв относятся различные приемы сокращения слов, использование пробелов между словами, различные подчеркивания и шрифтовые выделения;
-
написания, для которых менялись орфографические рекомендации, например:
бог / Бог
водноспортивный / водно-спортивный
вторая мировая война / Вторая мировая война
деланный / деланый (в знач. неестественный, ненатуральный: делан(н)ая улыбка)
естественно-научный / естественнонаучный
заполдень / за полдень
заполночь / за полночь
зорянка / зарянка (птица)
как-то / как то (перед перечислением, например: Острогою бьется крупная рыба, как(-)то: щуки, сомы, жерехи, судаки.)
лироэпический / лиро-эпический
масленица / Масленица
масс-культура / масскультура
масс-медиа / массмедиа
мелочовка / мелочевка
народнопоэтический / народно-поэтический
народнохозяйственный / народно-хозяйственный
не сегодня-завтра / не сегодня завтра
невзирая на лица / не взирая на лица
непрошеный (прил.) / непрошенный (прил.)
первобытнообщинный / первобытно-общинный
плащевка / плащовка
плейер / плеер
рождество / Рождество
интернет / Интернет
розыскник / разыскник
розыскной / разыскной
считанный / считаный (в знач. малый по количеству: считан(н)ые минуты)
церковнославянский / церковно-славянский
черно-бурый / чернобурый;
-
написания, регулируемые орфографическими правилами, в которые были внесены изменения, например:
Правила русской орфографии и пунктуации : Утв. Акад. наук СССР, |
Правила русской орфографии и пунктуации : полный академический справочник / РАН, Отделение историко-филол. наук; Институт русского языка им. В.В. Виноградова. – М.: Эксмо, 2006. (А также последующие издания.) |
§ 40. В сущ. мужского и среднего рода в предл. пад. и в сущ. женского рода на -а (-я) в дат. и предл. пад. ед. ч. пишется в неударяемом положении и только в том случае, если ему предшествует тоже и, например: о гении, о Кии, в «Вии», по реке Бии… |
§ 71, п. 2. Немногочисленные сущ. на -ий, |
§ 79, п. 14. Примечание 1. Между определяемым словом и стоящим перед ним однословным приложением, которое может быть приравнено по значению к прилагательному, дефис не пишется, например: красавец сынишка |
§ 120. Следующие разряды сущ. и сочетания сущ. пишутся через дефис в) сочетания с однословными приложениями, предшествующими определяемому слову, например: старик-отец, красавица-дочка, умница-сын, герой-летчик… |
-
варианты пунктуационного оформления предложения, вызванные наличием в языке переходных явлений
Некоторые правила пунктуации (очень редко орфографии) не дают достаточно четкого критерия для выбора написания именно в связи с существованием переходных языковых единиц. Это, например:
-
разграничение фразеологизмов, которые не требуют знаков препинания, и свободных сочетаний слов, которые необходимо обособлять или внутри которых необходимы знаки, ср.: труслив как заяц и трУсит(,) как заяц; Болтает, не знаю что и Делай что хочешь;
-
разграничение некоторых вводных слов и омонимичных им невводных (показательны некоторые фрагменты словарных статей из «Справочника пунктуации» В.М. Пахомова, В.В. Свинцова, И.В. Филатовой: «На первый взгляд… Зачастую трудно определить, является ли сочетание «на первый взгляд» вводным. В спорных случаях решение о постановке знаков препинания принимает автор текста»; «Правда… 3. Союз со значением уступки (обычно в начале предложения или части сложного предложения). То же, что «хотя и, однако, но». Вопреки пунктуационным правилам союз «правда» обычно выделяется запятыми, сближаясь по значению с вводным словом». С тех пор в своем бобыльском хозяйстве Дубчик обходился топором, правда, тоже старым и заржавленным, с неудобным расшатанным топорищем. (В. Быков. Народные мстители) «Ну как заказчики?» – интересовался ночью Колька, и похлопывал жену по мягкому телу, и смеялся – не притворялся, действительно смех брал, правда, нервный какой-то смех. (В. Шукшин. Жена мужа в Париж провожала) Погуляли хорошо, правда устали»; «Главным образом…
В некоторых источниках, например в справочнике по пунктуации
Д.Э. Розенталя, содержатся рекомендации обособлять сочетание «главным образом» как вводное, служащее для выделения, оценки чего-либо, а также выступающее в знач. «самое главное». Однако примеры из художественной литературы свидетельствуют о том, что слова «главным образом», не входящие в состав присоединительного оборота, обычно не обособляются»); -
различение омонимичных частиц и междометий, ср: О поле, поле, кто тебя усеял мертвыми костями? и О, дорогой мой, как это прекрасно!;
-
разграничение сравнительных оборотов, которые можно заменить творительным сравнения, и тех, которые такой замене не поддаются, ср: Как кошка (кошкой) Генка забрался на чердак и Атвуд, как курок (курком?), взвел левую бровь и при этом Но в это время, как гром, тарарахнул выстрел и В гневе он как гром загремел…; Как град посыпалась картечь и Потом в стенку вагона застучали, как град, пули;
-
примеры предложений, которые допускают двоякое объяснение их синтаксической структуры: Во всем – и в природе, и среди полей – чувствовалось что-то незаконченное, недовершенное и Во всем: и в природе, и среди полей – чувствовалось что-то незаконченное, недовершенное; Самые скороспелые грибы, например: березовики и сыроежки – достигают полного развития в три дня и Самые скороспелые грибы, например березовики и сыроежки, достигают полного развития в три дня; Я не понимаю, какая муха тебя укусила и Я не понимаю: какая муха тебя укусила?
На оценку сочинения распространяются положения о негрубых, повторяющихся и однотипных ошибках, изложенные в рекомендательных документах2 и скорректированные с учетом формата экзаменационной работы.
Среди ошибок следует выделять негрубые, т.е. не имеющие существенного значения для характеристики грамотности. При подсчете ошибок две негрубые считаются за одну.
К негрубым относятся ошибки:
-
в написании фамилий, имен автора и героев произведений (включая анализируемый текст)3;
-
в написании большой буквы в составных собственных наименованиях, например: Международный астрономический союз, Великая Отечественная война;
-
в словах с непроверяемыми гласными и согласными, не вошедших в списки словарных слов, например: корреляция, прерогатива;
-
в слитном и дефисном написании сложных прилагательных, написание которых противоречит школьному правилу, например (слова даны в неискаженном написании): глухонемой, нефтегазовый, военно-исторический, гражданско-правовой, литературно-художественный, индоевропейский, научно-исследовательский, хлебобулочный;
-
в трудных случаях разграничения сложного прилагательного, образованного сращением наречия и прилагательного, и прилагательного с зависимым наречием, например: (активно)действующий, (сильно)действующий, (болезненно)тоскливый;
-
в необоснованном написании прилагательных на -ский с прописной буквы, например, Шекспировские трагедии; шекспировские стихи;
-
в случаях, когда вместо одного знака препинания поставлен другой (кроме постановки запятой между подлежащим и сказуемым);
-
в пропуске одного из сочетающихся знаков препинания или
в нарушении их последовательности.
Необходимо учитывать также повторяемость и однотипность ошибок. Если ошибка повторяется в одном и том же слове или в корне однокоренных слов, то она считается за одну ошибку.
Однотипными считаются ошибки на одно правило, если условия выбора правильного написания заключены в грамматических (в армии, в роще; колют, борются) и фонетических (пирожок, сверчок) особенностях данного слова.
Не считаются однотипными ошибки на такое правило, в котором для выяснения правильного написания одного слова требуется подобрать другое (опорное) слово или его форму (вода – воды; рот – ротик; грустный – грустить; резкий – резок).
Первые три однотипные ошибки считаются за одну ошибку, каждая следующая подобная ошибка учитывается как самостоятельная. Если в одном непроверяемом слове допущены две и более ошибки, то все они считаются за одну ошибку.
Понятие об однотипных ошибках не распространяется на пунктуационные ошибки.
Грамматическая ошибка – это ошибка в структуре языковой единицы: в структуре слова, словосочетания или предложения; это нарушение какой-либо грамматической нормы: словообразовательной, морфологической, синтаксической. Например:
– подскользнуться вместо поскользнуться, благородность вместо благородство – здесь допущена ошибка в словообразовательной структуре слова, использованы не та приставка или не тот суффикс;
– без комментарий, едь вместо поезжай, более легче – неправильно образована форма слова, т.е. нарушена морфологическая норма;
– оплатить за проезд, удостоен наградой – нарушена структура словосочетания (не соблюдаются нормы управления);
– Покатавшись на катке, болят ноги; В сочинении я хотел показать значение спорта и почему я его люблю – неправильно построены предложения с деепричастным оборотом (1) и однородными членами (2),
т.е. нарушены синтаксические нормы.
В отличие от грамматических, речевые ошибки – это ошибки не в построении, не в структуре языковой единицы, а в ее использовании, чаще всего в употреблении слова. По преимуществу это нарушения лексических норм, например: Штольц – один из главных героев одноименного романа Гончарова «Обломов»; Они потеряли на войне двух единственных сыновей.
Речевую ошибку можно заметить только в контексте, в этом ее отличие от ошибки грамматической, для обнаружения которой контекст не нужен.
Ниже приводятся общепринятые классификаторы грамматических и речевых ошибок.
Грамматические ошибки
№ |
Вид ошибки |
Примеры |
1 |
Ошибочное словообразование |
Трудолюбимый, надсмехаться |
2 |
Ошибочное образование формы существительного |
Многие чуда техники, не хватает время |
3 |
Ошибочное образование формы прилагательного |
Более интереснее, красивше |
4 |
Ошибочное образование формы числительного |
С пятистами рублями |
5 |
Ошибочное образование формы местоимения |
Ихнего пафоса, ихи дети |
6 |
Ошибочное образование формы глагола |
Они ездиют, хочут, пиша о жизни природы |
7 |
Нарушение согласования |
Я знаком с группой ребят, серьезно увлекающимися джазом |
8 |
Нарушение управления |
Нужно сделать свою природу более красивую. Повествует читателей |
9 |
Нарушение связи между подлежащим и сказуемым |
Большинство возражали против такой оценки его творчества |
10 |
Нарушение способа выражения сказуемого в отдельных конструкциях |
Он написал книгу, которая эпопея. Все были рады, счастливы и веселые |
11 |
Ошибки в построении предложения с однородными членами |
Страна любила и гордилась поэтом. В сочинении я хотел сказать о значении спорта и почему я его люблю |
12 |
Ошибки в построении предложения с деепричастным оборотом |
Читая текст, возникает такое чувство… |
13 |
Ошибки в построении предложения с причастным оборотом |
Узкая дорожка была покрыта проваливающимся снегом под ногами |
14 |
Ошибки в построении сложного предложения |
Эта книга научила меня ценить и уважать друзей, которую я прочитал еще в детстве. Человеку показалось то, что это сон |
15 |
Смешение прямой и косвенной речи |
Автор сказал, что я не согласен с мнением рецензента |
16 |
Нарушение границ предложения |
Когда герой опомнился. Было уже поздно |
17 |
Нарушение видовременной соотнесенности глагольных форм |
Замирает на мгновение сердце и вдруг застучит вновь |
Речевые ошибки
№ |
Вид ошибки |
Примеры |
1 |
Употребление слова в несвойственном ему значении |
Мы были шокированы прекрасной игрой актеров. Мысль развивается на продолжении всего текста |
2 |
Неразличение оттенков значения, вносимых в слово приставкой и суффиксом |
Мое отношение к этой проблеме не поменялось. Были приняты эффектные меры |
3 |
Неразличение синонимичных слов |
В конечном предложении автор применяет градацию |
4 |
Употребление слов иной стилевой окраски |
Автор, обращаясь к этой проблеме, пытается направить людей немного в другую колею |
5 |
Неуместное употребление эмоционально-окрашенных слов и фразеологизмов |
Астафьев то и дело прибегает к употреблению метафор и олицетворений |
6 |
Неоправданное употребление просторечных слов |
Таким людям всегда удается объегорить других |
7 |
Нарушение лексической сочетаемости |
Автор увеличивает впечатление. Автор использует художественные особенности (вместо средства) |
8 |
Употребление лишних слов, в том числе плеоназм |
Красоту пейзажа автор передает нам с помощью художественных приемов. Молодой юноша, очень прекрасный |
9 |
Употребление однокоренных слов в близком контексте (тавтология) |
В этом рассказе рассказывается о реальных событиях |
10 |
Неоправданное повторение слова |
Герой рассказа не задумывается над своим поступком. Герой даже не понимает всей глубины содеянного |
11 |
Бедность и однообразие синтаксических конструкций |
Когда писатель пришел в редакцию, его принял главный редактор. Когда они поговорили, писатель отправился в гостиницу |
12 |
Неудачное употребление местоимений |
Данный текст написал В. Белов. Он относится к художественному стилю. У меня сразу же возникла картина в своем воображении |
Внимание! При комментировании проблемы исходного текста участником экзамена могут быть допущены негрубые фактические ошибки, не связанные с пониманием проблемы исходного текста.
При подсчете таких ошибок две негрубые считаются за одну.
Если подобная ошибка повторяется в работе экзаменуемого, то она считается за одну ошибку.
Подобные ошибки учитываются при оценивании работы по критерию «Соблюдение фактологической точности в фоновом материале» (К12).
1 Здесь и далее примеры приведены преимущественно из пособий Д.Э. Розенталя.
2 Баранов М.Т. Проверка и оценка орфографической и пунктуационной грамотности. – М., 1989; Оценка знаний, умений и навыков учащихся по русскому языку: Сб. статей / Сост. В.И. Капинос, Т.А. Костяева. – М., 1986; Русский язык. Содержание образования: Сборник нормативно-правовых документов и методических материалов. / Сост. Т.Б. Васильева, И.Н. Иванова. – М., 2007; О единых требованиях к устной и письменной речи учащихся, к проведению письменных работ и проверке тетрадей. Методическое письмо Министерства просвещения РСФСР от 1 сентября 1980 года №364-М (Извлечения). // Сборник приказов и инструкций Министерства просвещения РСФСР. М., Просвещение, 1980, № 34-35, с. 32-45.
3 Ошибка в инициалах и фамилии автора исходного текста и/или автора литературного произведения является фактической ошибкой. Кроме того, фактической ошибкой является случай типа: Хрусталёв (вместо Хлестакова в фоновом материале). Но описка: Лиходеев (Вместо Лихачев в исходном тексте) при условии соседства с правильным написанием.
Здравствуйте, читатели блога «Русское слово».
Сегодня я хочу продолжить разговор о часто встречающихся ошибках и недочетах в сочинении-рассуждении.
Об ошибках в подборе аргументов при доказывании тезиса в рассуждении я уже писала.
Сегодня свой пост я адресую тем, кто хочет как можно лучше написать сочинение, избежав ошибок и недочетов. Думаю, статья будет интересна также преподавателям, которые готовят своих учеников к экзаменам и хотят предостеречь их (учеников) от досадных неточностей.
Свою статью я пишу на основе материала из своей собственной практики, а также анализируя материалы, размещенные в открытом доступе в Интернете.
Итак, какие типичные «крючки» ждут вас на пути к хорошему сочинению-рассуждению.
1. Подмена рассуждения повествованием и (или) описанием.
В статье о том, какие доводы лучше подбирать для доказывания основной мысли, я писала о разновидностях аргументов. При объяснении или доказывании тезиса можно использовать описания или повествования. Например, рассказы очевидцев какого-либо события, описание природы, описание эксперимента и т.п. и т. д. могут быть прекрасным доводом при доказательстве тезиса. Но вот здесь и подстерегает первый «крючок»! Можно легко сбиться с композиционных основ рассуждения и перейти к элементам описания и повествования как к основным мотивам сочинения! В этом случае рассуждения не получится. Описание или рассказ приобретет самостоятельный характер.
Чтобы этого не случилось, держите пред собой композиционную схему рассуждения:
Совет! Напишите в черновике основной тезис и выделите его (подчеркните или обведите), чтобы видеть его и в процессе работы не упускать из виду. Придумайте микротезисы-доводы, пусть это будут названия частей. Продумывайте переходы-мостики от одной части к другой. Делайте микровыводы после каждого примера-иллюстрации.
Кстати, здесь таится еще одна грубейшая ошибка в рассуждении
2. Отсутствие выводов.
В сочинении-рассуждении обязательны выводы!!! Пишите вывод, подводя итог сказанному, после каждой микро-темы и вывод в конце сочинения. Заключение-вывод может быть оформлено как следствие всех приведенных доказательств. Оно не должно буквально повторять формулировку тезиса, но перекликаться с тезисом должно обязательно. Можно резюмировать все то, о чем вы рассуждали, т.е. кратко повторить основную мысль (тезис) и микро-тезисы. В заключении также можно отразить, т.е. подчеркнуть, цель — ради чего автор писал этот текст.
3. Несоответствие тезиса теме сочинения – еще одна ошибка при работе над сочинением-рассуждением.
Чаще всего этот «крючок» подстерегает невнимательного автора при использовании темы-понятия или темы-вопроса. В рассуждениях этих типов тема не «подсказывает» тезис. Автору необходимо вычленить ключевое слово или словосочетание и самостоятельно сформулировать тезис. Это будет прямой ответ на вопрос, заключенный в теме, или, если это тема-понятие, толкование этого понятия. В этой статье я не буду повторно описывать, как лучше подбирать тезис к рассуждению.
4. Неубедительность аргументов – еще один серьезный недочет в сочинениях-рассуждениях.
Если вы внимательно читали все мои статьи о написании сочинений-рассуждений, то обратили внимание, что везде я делаю акцент на подборе аргументов. Это очень важная часть работы над сочинением-рассуждением.
Совет! Когда пишете рассуждение, представьте себе, что рядом сидит дотошный, въедливый, вредный любитель поспорить и всячески подзадоривает вас и задает один и тот же вопрос: и что? И что из этого следует?! Вам надо найти такие доказательства, аргументы и факты, которые убедят его в вашей правоте.
Пример из сочинения:
В лесу было тихо (тезис). Рядом пела звонким голосом лирическую песню, перелетая с дерева на дерево, иволга. Где-то далеко куковала невидимая кукушка.. (Аргументы-доказательства)
Вопрос: Так ли уж тихо было в лесу?! Являются ли убедительными эти доказательства?!
Пример из сочинения:
Из всех времен года я больше всего люблю осень. (Тезис)
Аргументы: Я люблю осень 1) за тихий шелест опавших листьев, за летящие по ветру паутинки, 2) за то, что она обещает мне новую встречу с моим классом, с учителями.
Доводы-иллюстрации к 1 аргументу: Тихо летит желтый опавший лист и переливается под лучами осеннего солнца, как настоящее золото. Недаром осень называют золотой. А когда зайдешь в лес, то просто глаза разбегаются. Каких только красок там нет! Желтые, бордовые, оранжевые и даже еще зеленые листья шепчутся на деревьях. А под ногами — ковер из листьев. Поворошишь его палкой, а под ним еще сохранившая отголосок теплого лета трава.
Вывод: Я, наверное, никогда не разлюблю осень потому, что каждый год она по-новому красива.
Как видим, автор сочинения обозначил тезис. Привел 2 аргумента (красота осени и новая встреча с друзьями) Выбрал в качестве иллюстрации 1 аргумента описание осени. Второй же аргумент никак не иллюстрировал, только назвал! Следовательно, нельзя считать его убедительным. [/gn_note]
Недоказательными, слабыми аргументами, ведущими к недочетам и ошибкам, являются и незначительные, случайные факты и примеры. Либо доказательства приводятся в недостаточном количестве, что также лишает сочинение-рассуждение убедительности.
В заключение, хочу пожелать вам успешно обойти все «крючки», цепляющие вас в процессе работы над сочинением. Будьте внимательны, убедительны.
Желаю всем вам творческих успехов и удачи не только на экзамене, но и в жизни!
Хочу предложить вам послушать и посмотреть видеоролик с потрясающе красивой нежной мелодией..