Скачать материал
Скачать материал
Рабочие листы
к вашим урокам
Скачать
Описание презентации по отдельным слайдам:
-
1 слайд
Типичные ошибки в изложении и сочинении при написании ОГЭ
Учитель русского языка и литературы
МАОУ «СОШ № 30» г. Перми
Гимазиева Инга Андреевна -
2 слайд
Характеристика КИМов ГИА
по русскому языку в 9 классе
Часть 1- Сжатое изложение по прослушанному тексту.
Часть 2 — Тесты:
Часть 3 – Сочинение:
задание С15.1 (сочинение-рассуждение на
лингвистическую тему);
задание С15.2 (сочинение-рассуждение на тему, связанную с анализом содержания текста)
задание С15.3 (сочинение-рассуждение объяснение смысла фразы и текста) -
3 слайд
ИЗЛОЖЕНИЕ
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ИЗЛОЖЕНИЯ
К 1 — СОДЕРЖАНИЕ ИЗЛОЖЕНИЯ.
ИК 2 — СЖАТИЕ ИСХОДНОГО ТЕКСТА.
ИК 3 — СМЫСЛОВАЯ ЦЕЛЬНОСТЬ, РЕЧЕВАЯ СВЯЗНОСТЬ И ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ИЗЛОЖЕНИЯ.
Максимальное количество баллов (ИК1-ИК3) — 7
-
4 слайд
Критерий ИК1 – содержание изложения
«Экзаменуемый точно передал основное содержание прослушанного текста, отразив все важные для его восприятия микротемы…».
Слово «точно» становится основополагающим при выставлении максимально возможного балла (2 балла).
-
5 слайд
Большинство экзаменуемых хорошо передают содержание текста, отражая все важные для его восприятия микротемы.
В отдельных работах микротемы формулируются верно, но упускаются важные к ним комментарии.
Авторы некоторых работ показывают низкий уровень владения умением точно передавать информацию из прослушанного текста .
ИК 1(2-0 баллов)
Содержание изложения -
6 слайд
Пропуск одной или нескольких важных микротем или чаще добавление смысловой информации в микротему, искажая при этом авторский текст.
В некоторых случаях новая микротема возникает вследствие непонимания отдельных фраз, в которых используются незнакомые слова.
Основные ошибки
-
7 слайд
часть учащихся оказываются не в состоянии вообще понять смысл текста, в результате изложение превращается в набор не связанных между собой слов .
довольно часто смысл фрагмента текста меняется на противоположный, что свидетельствует о том, что текст в целом не понят пишущим – поняты были лишь какие-то отдельные мысли.
-
8 слайд
Большинство учащихся 9 –х классов
умеют:Выделять смысловые элементы текста;
Передавать содержание, отражая микротемы;
Адекватно понимают авторскую мысль.
ВЫВОД : -
9 слайд
Экзаменуемый применил один или несколько приемов сжатия текста, использовав их на протяжении всего текста. 3 балла.
К основным языковым приёмам компрессии исходного текста
относятся:
Исключение;
Обобщение;
Упрощение.
Критерий ИК2 – Сжатие исходного текста . -
10 слайд
Искажение смысла при использовании приёмов сжатия текста.
Применение приёмов компрессии текста не на всём тексте, а в нескольких абзацах.
Основные ошибки . -
11 слайд
В ряде работ экзаменуемые применяют несколько приёмов сжатия текста (исключение, обобщение, упрощение).
Чаще всего в работах можно наблюдать один приём сжатия.
Самые распространённые приемы сжатия текста – исключение или упрощение.
ВЫВОД
-
12 слайд
Критерий ИК3 – Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения
«Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения:логические ошибки отсутствуют, последовательность изложения не нарушена;
в работе нет нарушений абзацного членения текста».
-
13 слайд
Иногда при сжатии текста экзаменуемыми исключается информация, которая требуется для логической связи частей текста.
Порой логические ошибки связаны с неумением использовать необходимые средства связи предложений в тексте при исключении фрагментов исходного текста.
Основная ошибка – нарушение абзацного членения текста.
Основные ошибки . -
14 слайд
Анализ выполнения сочинения-рассуждения на лингвистическую тему – 15.1.
Наличие обоснованного ответа.
Экзаменуемый привёл рассуждение на теоретическом уровне. Фактических ошибок, связанных с пониманием тезиса, нет.
Некоторые экзаменуемые демонстрируют неумение:
1. аргументировать тезис и делать вывод, т.е. работы не соответствуют заданному функционально-смысловому типу речи (рассуждению);
2.логично мыслить, объяснять на теоретическом уровне роль конкретного языкового явления в тексте;
3.последовательно и связно строить собственное высказывание, делить текст на смысловые части;
4.уместно использовать языковые средства логической связи. -
15 слайд
Методические рекомендации к заданию 15.1.
Основной задачей при подготовке учащихся к сочинению- рассуждению на лингвистическую тему остаётся соединение изучения необходимых теоретических основ предмета с формированием устойчивых практических умений и навыков на их основе.
-
16 слайд
Анализ выполнения сочинения-рассуждения по прочитанному тексту (объяснение смысла фрагмента текста) – 15.2
Сочинение-рассуждение по прочитанному тексту (объяснение смысла фрагмента текста) проверяет, прежде всего, умение создавать собственное связное высказывание на заданную тему на основе прочитанного текста.
ОШИБКИ.
Некоторые экзаменуемые испытывают затруднения в объяснении понимания фрагмента текста. Приводя цитату, не комментируют её в связи с идеей всего текста, что не засчитывалось как аргумент. -
17 слайд
Методические рекомендации к заданию 15.2 .
Композиция сочинения-рассуждения
Вступление – найдите ключевое слово или словосочетания в предложенном фрагменте и попытайтесь «порассуждать» о смысле этого слова (сочетания).
Идея ( основная мысль текста): раскройте смысл фразы (не повторяя и не переписывая саму фразу), попытавшись опереться на весь текст.
Аргументы (доказательства главной мысли): 1) Найдите в тексте предложения, подтверждающие выдвинутые в предыдущем пункте тезисы; 2) Дайте краткий комментарий основному событию, описанному в тесте, с учётом выдвинутых в предыдущем пункте тезисов.
Вывод. Если можете, другими словами сформулируйте ту же мысль. -
18 слайд
Анализ выполнения сочинения-рассуждения на лексическую тему (объяснение смысла фразы и слова) – 15.3 .
Некоторые экзаменуемые затруднялись в формулировке основного понятия.
В качестве аргументов приводили не примеры из газет, журналов, художественных произведений, а «заезженные» смоделированные ситуации (оказание помощи старушке, переходящей дорогу). -
19 слайд
Методические рекомендации к заданию 15.3.
формировать у учащихся систему ценностных ориентиров и представление об основах мировой и национальной культуры (введение в практику интегрированных уроков, расширение кругозора учащихся);
на уроках развития речи (написание сочинений, изложений с элементами сочинения) систематически отрабатывать навыки привлечения литературного материала для подбора аргументов;
развивать творческий подход к подбору аргументов (поощрение создания образных картин при иллюстрировании);
расширять словарный запас выпускников. -
20 слайд
Типичные орфографические ошибки .
Правописание Н и НН в суффиксах прилагательных, причастий и наречий;Правописание наречий;
Правописание суффиксов имен существительных и прилагательных;
Правописание личных окончаний глаголов;
Слитное, раздельное и дефисное написание слов.
-
21 слайд
К числу типичных пунктуационных ошибок можно отнести:
Неправильное выделение вводных слов и обособленных членов предложения причастных и деепричастных оборотов прежде всего);
Неверная расстановка знаков препинания в сложноподчинённых предложениях, особенно если придаточное предложение находится внутри главного;
Неразличениепредложения с однородными членами и сложносочинённого предложения,
Ошибки в оформлении цитат, прямой речи. -
22 слайд
Распространёнными грамматическими ошибками являются:
неверное построение предложения с деепричастным оборотом;
нарушение границ предложения;
нарушения видовременной соотнесенности глагольных форм;
несоблюдение норм управления.
-
23 слайд
Речевые ошибки чаще всего вызваны:
Употреблением слова в несвойственном ему значении,
Нарушением лексической сочетаемости,
Неоправданными повторами. -
24 слайд
Подготовка к итоговой аттестации- процесс длительный. Начинать работу нужно не с 9 класса, а с 5-го .
. Продумать систему повторения изученного материала.
.Совершенствовать формы промежуточного контроля по русскому языку с учетом новой формы итоговой аттестации.
Усилить работу по лингвистическому анализу текста на уроках русского языка.
Уделять внимание упражнениям на восприятие и воспроизведение информации в различном объеме.
Практиковать написание изложений-миниатюр и сочинений –миниатюр с 5 –го класса
Формировать навыки сжатия текста разных стилей и объемов с 8 –го класса.
Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
6 363 441 материал в базе
- Выберите категорию:
- Выберите учебник и тему
- Выберите класс:
-
Тип материала:
-
Все материалы
-
Статьи
-
Научные работы
-
Видеоуроки
-
Презентации
-
Конспекты
-
Тесты
-
Рабочие программы
-
Другие методич. материалы
-
Найти материалы
Материал подходит для УМК
Другие материалы
Рейтинг:
4 из 5
- 14.06.2018
- 3263
- 10
- 11.06.2018
- 955
- 21
Вам будут интересны эти курсы:
-
Курс повышения квалификации «Основы туризма и гостеприимства»
-
Курс повышения квалификации «Основы местного самоуправления и муниципальной службы»
-
Курс повышения квалификации «Основы управления проектами в условиях реализации ФГОС»
-
Курс повышения квалификации «Экономика и право: налоги и налогообложение»
-
Курс повышения квалификации «История и философия науки в условиях реализации ФГОС ВО»
-
Курс повышения квалификации «Организация практики студентов в соответствии с требованиями ФГОС технических направлений подготовки»
-
Курс повышения квалификации «Деловой русский язык»
-
Курс профессиональной переподготовки «Русский язык как иностранный: теория и методика преподавания в образовательной организации»
-
Курс повышения квалификации «Специфика преподавания русского языка как иностранного»
-
Курс повышения квалификации «Психодинамический подход в консультировании»
-
Курс повышения квалификации «Методы и инструменты современного моделирования»
-
Курс профессиональной переподготовки «Организация маркетинговой деятельности»
Рекомендации девятиклассникам по написанию сжатого изложения.
Анализ работ девятиклассников выявил некоторые проблемы, связанные с недостаточной сформированностью комплекса умений, необходимых при написании сжатого изложения (задание 1, часть 1).
Восприятие текста на слух потребует от Вас определённых аналитических навыков, в частности, узнавания в тексте так называемых смысловых маркеров – слов и выражений, отмечающих ключевые моменты содержания и передающих главную информацию. Недостаточная сформированность таких навыков ведёт к подробному изложению. А Вам необходимо написать сжатое изложение!
С другой стороны, экзаменуемые нередко пропускают одну из микротем текста, допускают расширение информации исходного текста за счёт прибавления не содержащейся в нём микротемы, которая может быть как связана, так и не связана по смыслу с исходным текстом.
Судя по экзаменационным работам, девятиклассники не всегда представляют себе критерии выделения главной и второстепенной информации текста. Именно поэтому сокращения, которые они производят в исходном тексте, часто носят случайный, субъективный характер.
Поэтому необходимо научиться определять в тексте наиболее важные с содержательной точки зрения слова, анализировать их смысловые связи. Следует отрабатывать умение членить текст на смысловые части, то есть определять не только его главную тему, но и микротемы. Наконец, чтобы успешно справиться с задачей, ученики должны овладеть основными приёмами сжатия текста.
К основным языковым приёмам сжатия исходного текста относятся:
1. Исключение
• исключение повторов;
• исключение одного или нескольких из синонимов;
• исключение уточняющих и поясняющих конструкций;
• исключение фрагмента предложения, содержащего второстепенную, несущественную информацию;
• исключение одного или нескольких предложений, содержащих второстепенную, несущественную информацию.
Внимание! Исключать можно только второстепенную информацию!
2. Обобщение
• замена однородных членов обобщающим наименованием;
• замена фрагмента предложения синонимичным выражением;
• замена предложения или его части определительным или отрицательным местоимением с обобщающим значением.
3. Упрощение
• слияние нескольких предложений в одно;
• замена предложения или его части указательным местоимением;
• замена сложноподчинённого предложения простым;
• замена фрагмента предложения синонимичным выражением;
• замена прямой речи косвенной.
Следует помнить о том, что сжатое изложение – это такая форма обработки информации исходного текста, при которой возникает новый текст, воспроизводящий основное содержание, композиционно-логическую структуру, стиль и тип речи оригинала.
Особое внимание следует обратить на соблюдение языковых норм при написании сочинения и изложения. К числу наиболее типичных грамматических ошибок относятся ошибки, связанные с употреблением глагола, глагольных форм, наречий, частиц:
1. ошибки в образовании личных форм глаголов: Им двигает чувство сострадания (следует: движет);
2). неправильное употребление видовременных форм глаголов: Эта книга даёт знания об истории календаря, научит делать календарные расчёты быстро и точно (следует: даст… научит… или: даёт… учит…);
3. ошибки в употреблении действительных и страдательных причастий: Ручейки воды, стекаемые вниз, поразили автора текста (следует: стекавшие);
4. ошибки в образовании деепричастий: Вышев на сцену, певцы поклонились (норма: выйдя);
5. неправильное образование наречий: Автор тута был не прав (норма: тут).
Эти ошибки связаны обычно с нарушением закономерностей и правил грамматики и возникают под влиянием просторечия и диалектов.
Кроме того, к типичным можно отнести и грамматико-синтаксические ошибки, также выявляемые в работах экзаменуемых:
1. нарушение связи между подлежащим и сказуемым: Главное, чему теперь я хочу уделить внимание, это художественной стороне произведения (норма: …это художественная сторона произведения); Чтобы приносить пользу Родине, нужно смелость, знания, честность (норма: …нужны смелость, знания, честность);
2. ошибки, связанные с употреблением частиц, например, неоправданный повтор: Хорошо было бы, если бы на картине стояла бы подпись художника; отрыв частицы от того компонента предложения, к которому она относится (обычно частицы ставятся перед теми членами предложения, которые они должны выделять, но эта закономерность часто нарушается в сочинениях): В тексте всего раскрываются две проблемы» (ограничительная частица «всего» должна стоять перед подлежащим: …всего две проблемы);
3. неоправданный пропуск подлежащего (эллипсис): Его храбрость, (?) постоять за честь и справедливость привлекают автора текста; 4. неправильное построение сложносочиненного предложения: Ум автор текста понимает не только как просвещенность, интеллигентность, но и с понятием «ум-ный» связывалось представление о вольнодумстве.
Анализируя работы экзаменуемых с точки зрения речевой грамотности, можно также выявить типичные речевые ошибки. Это нарушения, связанные с неразвитостью речи.
К наиболее частотным речевым ошибкам относятся следующие:
1) неразличение (смешение) паронимов: В таких случаях я взглядываю в «Философский словарь» (глагол «взглянуть» обычно требует управления существительным или местоимением с предлогом «на» (взглянуть на кого-нибудь или на что-нибудь), а глагол «заглянуть» (быстро или украдкой посмотреть куда-нибудь, взглянуть с целью узнать, выяснить что-нибудь), который необходимо употребить в приведённом предложении, управляет существительным или местоимением с предлогом «в»);
2) ошибки в выборе синонима: Имя этого поэта знакомо во многих странах (вместо слова «известно» в предложении ошибочно употреблён его синоним «знакомо»); Теперь в нашей печати отводится значительное пространство для рекламы, и это нам не импонирует (в данном случае вместо слова «пространство» лучше употребить его синоним – «место»; иноязычное слово «импонирует» также требует синонимической замены);
3) ошибки в подборе антонимов при построении антитезы: В третьей части текста весёлый, а не мажорный мотив заставляет нас задуматься (антитеза требует точ-ности при выборе слов с противоположными значениями, а слова «весёлый» и «мажорный» антонимами не являются);
4) разрушение образной структуры фразеологизмов, что случается в неудачно организованном контексте: Этому, безусловно, талантливому писателю Зощенко палец в рот не клади, а дай только посмешить читателя.
10 ошибок, допускаемых на ОГЭ по русскому языку
В экзаменационную работу по русскому языку в 2019 г. были включены задания, проверяющие следующие виды компетенций: лингвистическую компетенцию, т. е. умение проводить элементарный лингвистический анализ языковых явлений; языковую компетенцию, т. е. практическое владение русским языком, его словарем и грамматическим строем, соблюдение языковых норм; коммуникативную компетенцию, т. е. владение разными видами речевой деятельности, умение воспринимать чужую речь и создавать собственные высказывания. Как же справились девятиклассники с предложенными заданиями? Что вызвало наибольшие трудности при написании ОГЭ? Какие типичные ошибки допустили учащиеся?
1. ИК1. Содержание изложения.
2. Задание 6. Лексика и фразеология.
3. Задание 8. Определение грамматической основы.
4. Задание 13. Синтаксический анализ сложного предложения с несколькими придаточными.
5. Задание 14. Синтаксический анализ сложного предложения с разными видами связи между частями.
6. СК 2. Умение приводить примеры-аргументы из прочитанного текста.
7. ГК 1. Соблюдение орфографических норм.
8. ГК 2. Соблюдение пунктуационных норм.
9. ГК 3. Соблюдение грамматических норм.
10. ГК 4. Соблюдение речевых норм.
ИК1. Содержание изложения
Федеральный государственный стандарт начального общего образования определяет цель обучения русскому языку в виде развития коммуникативной компетенции, которая обеспечивает ученикам способность использовать язык как средство успешной устной и письменной коммуникации. Именно это умение проверяется при написании сжатого изложения. Однако, как показывают результаты пробных работ, девятиклассники не всегда могут правильно выделить главную информацию исходного текста (все основные микротемы) и передать ее без искажений. Сжатое изложение требует не просто мобилизации памяти школьника, но прежде всего структурированного восприятия содержания текста, умения выделять в нём микротемы, определять в них главное, существенное, отсекать второстепенное. Таким образом, сжатое изложение побуждает выпускника выполнить информационную обработку текста. При этом востребованными оказываются не только репродуктивные, но и продуктивные коммуникативные умения, и прежде всего умение отбирать лексические и грамматические средства, дающие возможность связно и кратко передать полученную информацию.
Задание 6. Лексика и фразеология
Большое количество ошибок при выполнении данного задания обусловлено прежде всего обеднением и сокращением словарного запаса за счет вытеснения из него литературной лексики и замены ее сниженной и просторечной лексикой. Приведем примеры.
Замените книжное слово «вторгаться» в предложении 21 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.
(17)Но вдруг, когда мне исполнилось шесть лет, появилась огромная кукла с круглым лицом и русским, хотя и необычным для игрушки, именем Лариса.(18)Отец привёз куклу из Японии, где был в командировке. (19)Я должна была бы обрадоваться заморской игрушке. (20)Но она была выше меня ростом, и я, болезненно на это отреагировав, сразу же её невзлюбила.
(21)Мама нередко вторгалась в мои взаимоотношения с игрушками.
– (22)Любишь наказывать? — вполушутку спросила как-то она. (23)И вполусерьёз добавила: — (24)С бессловесными так поступать нельзя. (25)Они же не могут ответить ни на добро, ни на зло.
Ответ: Вмешиваться. Среди ошибочных ответов: нарушать, исправлять, вредить.
Замените разговорное слово «чуднó» из предложения 7 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.
(5)Один раз, походив около бревенчатого домика, Трифон Петрович сказал, потирая руки:
– (6)Дай-ка я поправлю тебе, бабушка, крыльцо.
– (7)Спасибо, родимый, — сказала Поликарповна, — только чуднό мне что-то: пришёл, снял комнату, даже не поторговался, а теперь ты крыльцом моим занимаешься, будто и не чужие мы люди.
– (8)А что ж, Поликарповна, неужто всё только на деньги считать? (9)Я вот тебе поправлю, а ты потом вспомнишь обо мне добрым словом, вот мы, как говорится, и квиты, — сказал он и засмеялся.
– (10)Теперь, милый, такой народ пошёл, что задаром никто рукой не пошевелит.
Ответ: непонятно, удивительно. Среди ошибочных ответов: превосходно, кайфово, несравненно, дико.
Задание 8. Определение грамматической основы
В восьмом задании ОГЭ по русскому требуется указать грамматическую основу предложения. Задание простое и требует только базовых знаний, однако значительное количество ошибок, допущенных девятиклассниками, показывает, что ребята не всегда могут определить грамматическую основу в односоставном предложении, особенно в безличном, не видят основы целиком в предложениях с однородными подлежащими или сказуемыми, не определяют верно сказуемое, в состав которого входят модальные слова рад, готов, должен, обязан, способен, намерен, согласен, вынужден. Трудность для девятиклассников представляют и предложения с обращениями, обособленными членами, в частности, предложения, осложненные обособленными и необособленными приложениями.
Приведем примеры.
1. Выпишите грамматическую основу предложения (42). Ей, видите ли, своя прихоть дороже.
2. Выпишите грамматическую основу предложения (35). С появлением Ларисы многое изменилось.
3. Выпишите грамматическую основу предложения (4). Там, в поднебесных этажах, шла, казалось, совсем иная жизнь, чем внизу.
4. Выпишите грамматическую основу предложения (21). Произнесёт тост за мир во всём мире.
5.Выпишите грамматическую основу предложения (7). Значит, отец и мама писáли после своей утренней пробежки и перед работой.
6. Выпишите грамматическую основу предложения (9). Даже за тройки, принесённые из школы, меня не ругают.
7. Выпишите грамматическую основу предложения (12). Толе очень нравилось бежать в школу под дождём.
8. Выпишите грамматическую основу предложения (14). Вот скажите мне, Ваня.
9. Выпишите грамматическую основу предложения (18). В художественной школе организовали встречу с прославленным мастером живописи.
10. Выпишите грамматическую основу предложения (6). Тревожно на душе у Динки.
Задание 13. Синтаксический анализ сложного предложения с несколькими придаточными
Среди предложений 1–6 найдите сложноподчинённое предложение с однородным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.
– (1)Бабуля, это к тебе, – сказала Танечка, входя в квартиру в сопровождении двух девочек и одного серьёзного мальчика. (2)Слепая Анна Федотовна стояла на пороге кухни, не видя, но точно зная, что ребятишки застенчиво жмутся у порога. – (3)Проходите в комнату и рассказывайте, по какому делу пришли, – сказала она. – (4)Ваша внучка Таня рассказала, что у вас на войне убили сына и что он вам писал письма. (5)А мы взяли почин: «Нет неизвестных героев». (6)И ещё она сказала, что вы ослепли от горя.
Общие рекомендации 1. Ответом в данном задании должно быть сложное предложение, отвечающее следующим условиям: а) оно быть сложноподчинённым; б) оно должно состоять как минимум из трёх частей, в связи с тем, что это предложение с несколькими придаточными. Данный вывод делаем, исходя из анализа формулировки задания: «подчинением придаточных»; в) если в задании указано, что в предложении несколько видов связи придаточных, например однородное и неоднородное, то в искомом предложении должно быть как минимум четыре части. Придаточное предложение – это одна из частей сложноподчинённого предложения, в которой находится средство подчинительной связи и к которой задаётся вопрос от другой части. Если в сложноподчинённом предложении несколько придаточных, то присоединяться они могут последовательно: один за другим (последовательное подчинение); однородно: каждое придаточное связывается с одним главным и отвечает на один вопрос (однородное подчинение); неоднородно: придаточные могут относиться к одному главному, но отвечать на разные вопросы. Если однородные придаточные связаны одиночным союзом «И», то они не разделяются запятой. Это дополнительный ориентир в определении типа связи придаточных в сложноподчинённом предложении.
Разбор задания
– (1)Бабуля, это к тебе, – сказала Танечка, входя в квартиру в сопровождении двух девочек и одного серьёзного мальчика. (2)Слепая Анна Федотовна стояла на пороге кухни, не видя, но точно зная, что ребятишки застенчиво жмутся у порога. – (3)Проходите в комнату и рассказывайте, по какому делу пришли, – сказала она. – (4)Ваша внучка Таня рассказала, что у вас на войне убили сына и что он вам писал письма. (5)А мы взяли почин: «Нет неизвестных героев». (6)И ещё она сказала, что вы ослепли от горя.
Отбираем сложные предложения с подчинительной связью. Это предложения 2,4,6. Считаем число грамматических основ, если их меньше трёх, то такое предложение для ответа не подходит. В предложении 2 две части (не подходит). В предложении 3 три части (подходит). В предложении 6 две части (не подходит). Верный ответ получен методом исключения. Разберем структуру предложения и докажем, что это сложное предложение с однородным подчинением придаточных. В предложениях с однородным подчинением придаточные должны относиться к одной части и отвечать на один и тот же вопрос, т.е. быть одинаковыми. Ваша внучка Таня рассказала, что у вас на войне убили сына и что он вам писал письма. Внучка Таня рассказала (что?) что у вас на войне убили сына. Внучка Таня рассказала (что?) что он вам писал письма. Данные придаточные относятся к одному главному и отвечают на одинаковой вопрос. Следовательно, они связаны однородным подчинением. Ответ: 4.
Задание 14. Синтаксический анализ сложного предложения с разными видами связи между частями
Ошибка в этом задании может свидетельствовать о недостаточной сформированности умений более высокого уровня, требующих навыков анализа, синтеза, обобщения и дифференциации языкового материала.
Это задание связано с заданием 12, только теперь надо найти предложения не с какой-то одной связью, а несколькими: это может быть и сочинительная, и подчинительная, и бессоюзная связь. Пунктуация может помочь выбрать правильное предложение. Между частями сложного предложения иногда ставится тире или двоеточие. Однако не следует забывать, что тире и двоеточие могут употребляться и в простом предложении. Обязательно надо проверить, что эти знаки стоят на границе частей сложного предложения. Приведем пример.
Среди предложений 44–53 найдите сложное предложение с бессоюзной и союзной сочинительной связью между частями. Напишите номер этого предложения.
(44)Горечь и не очень понятная обида скоро оставили Анну Федотовну… (45)Вечером внучка как обычно читала ей письмо сына, но Анна Федотовна вдруг проговорила: – (46)Он чего-то не хотел, а они грозились, пугали его. (47)Таня! (48)Загляни в шкатулку! – (49)Нету, – тихо сказала Таня. – (50)И похоронка на месте, и фотографии, а писем нет. (51)Анна Федотовна прикрыла слепые глаза, напряжённо прислушалась, но душа её молчала, и голос сына более не звучал в ней. (52)Он угас, умер, погиб вторично, и теперь уже погиб навсегда. (53)Письма, пользуясь её слепотой, вынули не из шкатулки – их вынули из её души, и теперь ослепла и оглохла не только она, но и её душа… Необходимо найти предложение с бессоюзной и союзной сочинительной связью между частями. Таким образом, как минимум в данном предложении должно быть три части. Отберем такие предложения: это № 51 и № 53. Проанализируем первое предложение: в нем три части, но они связанны сочинительной связью. В 53 предложении есть и бессоюзная, и сочинительная связь. На месте бессоюзной связи употреблено тире.
Ответ: 53.
СК 2. Умение приводить примеры-аргументы из прочитанного текста
Именно это общеучебное умение необходимо школьникам в дальнейшем образовании, а часто и в профессиональной деятельности. Умение отстаивать свои позиции, уважительно относиться к себе и собеседнику, вести беседу в доказательной манере служит показателем общей культуры, рационального сознания вообще. К сожалению, девятиклассники часто не могут подобрать аргументы из предложенного текста, тем более затрудняются в подборе аргументов из жизненного или читательского опыта. Приводить примеры ошибок считаем нецелесообразным.
ГК 1. Соблюдение орфографических норм
Девятиклассники много ошибок делают и орфографических ошибок. К числу наиболее распространенных относятся следующие:
-правописание Н и НН в разных частях речи,
-слитное, раздельное и дефисное написание слов разных частей речи,
-правописание личных окончаний глаголов,
-правописание суффиксов причастий.
Большинство ошибок девятиклассники делают потому, что неверно определяют части речи, что приводит к ошибке в использовании правила и неверное написание слова. Особенно много внимания нужно уделить отглагольным прилагательным и причастиям. Научиться определять, какой частью речи являются приведённые слова, какие грамматическое и лексическое значения они имеют, какая у них структура.
ГК 2. Соблюдение пунктуационных норм
Девятиклассники много ошибок делают при постановке знаков препинания. Для того чтобы верно расставить знаки, нужно научиться делать синтаксический анализ предложения, понимать смысловые отношения между его частями и между отдельными членами предложения. Ребята часто именно смысловых отношений между частями предложений и отдельными членами не анализируют.
Распространенными являются следующие пунктуационные ошибки:
-отсутствие запятой при обособленных членах,
-отсутствие запятой при однородных членах, связанных повторяющимися союзами,
— запятой постановка запятой в сложноподчиненном предложении между двумя однородными придаточными, особенно в тех случаях, когда второй союз опущен.
Причиной подобных ошибок является то, что ученики не анализируют предложение, не видят его синтаксическую структуру, а также плохо знают правила расстановки знаков препинания в простых предложениях, в сложных предложениях с сочинительной и подчинительной связью.
ГК 3. Соблюдение грамматических норм
Распространёнными грамматическими ошибками являются следующие: -неверное построение предложения с деепричастным оборотом,
— нарушение границ предложения,
— нарушения видовременной соотнесенности глагольных форм,
-несоблюдение норм управления,
-ошибки в образовании личных форм глаголов
ГК 4. Соблюдение речевых норм
Распространёнными речевыми ошибками являются следующие: -употребление слова в несвойственном ему значении,
-нарушение лексической сочетаемости,
-неоправданный повтор слов или однокоренных слов,
— употребление иностилевых слов и выражений,
-неуместное использование экспрессивных, эмоционально окрашенных средств,
— необоснованный пропуск слова,
-ошибки в употреблении действительных и страдательных причастий,
-нарушение связи между подлежащим и сказуемым,
-неправильное построение сложносочиненного предложения.
Анализ представленных ошибок
Ошибка |
Раздел школьной программы и тема, к которой это задание относится. |
Объяснение причины, по которым допускается данная ошибка. |
Совет для школьников, который поможет им закрепить информацию по данной теме. |
ИК1. Содержание изложения. |
Текстоведение |
Неумение слушать и понимать текст, вычленять главное. |
Учиться анализировать тексты, определять ключевые слова, формулировать главную мысль. |
Задание 6. Лексика и фразеология. |
Лексика и фразеология |
Незнание лексического значения слов. |
Больше читать, работать с толковым словарем, избегать сленга. |
Задание 8. Определение грамматической основы. |
Синтаксис |
Незнание видов односоставных предложений, типов и форм выражения главных членов. |
Выучить типы главных членов и формы их выражения, виды односоставных предложений. |
Задание 13. Синтаксический анализ сложного предложения с несколькими придаточными |
Синтаксис |
Незнание видов придаточных, неумение определить границы предложений, незнание союзов и союзных слов. |
Выучить виды придаточных, союзы и союзные слова. |
Задание 14. Синтаксический анализ сложного предложения с разными видами связи между частями |
Синтаксис |
Незнание видов придаточных, неумение определить границы предложений, отличить ССП и ПП с однородными членами, незнание видов союзов и союзных слов. |
Выучить виды придаточных, виды союзов и союзные слова. |
СК 2. Умение приводить примеры-аргументы из прочитанного текста |
Текстоведение |
Неумение анализировать текст, устанавливать причинно-следственные связи, подбирать аргументы для аргументации собственной позиции |
Учиться анализировать текст, больше читать, целенаправленно работать над нравственными понятиями. |
ГК 1. Соблюдение орфографических норм |
Орфография |
Незнание правил, неправильное определение части речи, неумение определить морфему с орфограммой. |
Определять части речи и применять правила в соответствии с ними |
ГК 2. Соблюдение пунктуационных норм |
Синтаксис |
Неумение анализировать предложение, незнание правил . |
Учиться анализу предложения, выучить условия обособления, типичные модели построения предложений. |
ГК 3. Соблюдение грамматических норм |
Морфология, синтаксис, культура речи |
Незнание законов построения предложений, законов управления и согласования, правил образования форм слова. |
Заучивание норм управления, законов построения предложений и образования форм слов. |
ГК 4. Соблюдение речевых норм |
Лексика, стилистика, культура речи |
Незнание законов сочетаемости слов, лексического значения многих слов, бедность словарного запаса. |
Систематическая работа с толковыми словарями, чтение художественной литературы. |
ОГЭ задание 1 по русскому языку предполагает написание изложения на заданную тему. Эта задача не является простой, и часто ученики допускают ошибки при ее выполнении. Среди наиболее распространенных ошибок можно выделить:
Ошибка номер 1: Неправильный выбор точки зрения
Часто ученики перепутывают точки зрения и путаются в лицах. Например, они начинают изложение от первого лица, а потом переключаются на третье. Чтобы избежать подобной ошибки, нужно четко понимать, в каком лице будет написано изложение, и его точку зрения необходимо выдерживать на всем протяжении текста.
Ошибка номер 2: Несоответствие темы
Другая распространенная ошибка – это несоответствие темы. Ученики часто начинают писать изложение на одну тему, а в процессе написания они переключаются на другую. Чтобы избежать этой ошибки, необходимо внимательно прочитать тему и убедиться, что все, что вы пишете, имеет непосредственное отношение к теме.
Ошибка номер 3: Отсутствие плана
Еще одна распространенная ошибка – это отсутствие плана. Ученики часто начинают писать изложение без предварительной подготовки плана. В результате текст может получиться несвязанным и бессмысленным. Перед началом написания изложения, всегда нужно составлять план и наметить основные идеи, которые будут развиваться в тексте.
Ошибка номер 4: Плохое использование языка
Плохое использование языка – это еще одна распространенная ошибка. Ученики часто совершают грамматические и стилистические ошибки, что делает текст непонятным и трудночитаемым. Чтобы избежать этой ошибки, нужно хорошо знать грамматику и пунктуацию, а также обращать внимание на стиль и лексику.
Ошибка номер 5: Плохой знакомство с темой
Часто ученики не досконально изучают тему изложения, из-за чего создается впечатление, что они не знают, о чем пишут. Чтобы избежать этой ошибки, необходимо более тщательно изучать тему и дополнительно читать связанные материалы, что поможет сформировать более глубокое понимание темы.
Итоги
Итак, основные ошибки, которые можно допустить при написании изложения на ОГЭ задание 1, – это неправильный выбор точки зрения, несоответствие темы, отсутствие плана, плохое использование языка и плохое знакомство с темой. Чтобы избежать этих ошибок, нужно хорошо подготовиться, внимательно прочитать тему, составить план, проверять грамматику и стиль, и увеличить понимание темы. Следуя этим советам, можно эффективно выполнить задание и получить высокую оценку.
Особенности подготовки к ОГЭ и ЕГЭ по русскому языку заключаются не только в том, чтобы правильно обучить ребенка, но и в том, чтобы задать направление для корректировки собственных ошибок. Одной из важнейших частей подготовки является наша проверка работ обучающихся на ЕГЭ и ОГЭ. Я имею в виду не тестовую часть, которую ученики могут даже решить в интернете, сверив с ответами, а написание изложения и сочинения, потому что здесь без нашей помощи не обойтись.
Будучи экспертом по проверке, я столкнулась с проблемой: у большинства экспертов при проверке расходятся мнения. Однако речь не идет о содержании, где каждый из нас может трактовать его по-своему и не соглашаться друг с другом. Речь идет о таких значимых вещах, как речь и грамматика, а ведь это немаловажно. В зависимости от вида ошибки ребята могут потерять или приобрести разное количество баллов. Чтобы научить ребенка, нам самим необходимо грамотно разграничивать грамматические и речевые ошибки, ведь иначе ученик не сможет понять, над чем ему работать.
В 11 классе нам приходят на помощь задания из ЕГЭ, которые учат распознавать лексические, морфологические и синтаксические ошибки. И получается, что, обучая детей поиску и редактированию ошибок, порой мы сами редактируем сочинения не совсем верно.
Поэтому сегодня на мастер-классе я предлагаю освежить в памяти типы ошибок, опираясь на знания ЕГЭ, а также немного поредактировать.
Речевые ошибки.
Рабочий был уволен за прогул без уважительной причины.
Пушкин попросил царя, чтобы его возобновили в старом чине.
Грипп очень заразителен, поэтому его нельзя переносить на ногах.
У меня сегодня праздное настроение.
Когда мальчики пришли к реке, мальчикам захотелось искупаться.
Первый выпуск журнала был встречен с большой заинтересованностью.
В селе Новоселки возвели новый коровник и воздвигли баню.
Командировочному долго пришлось ждать оформления документов.
Ребенок родился в марте месяце.
Грамматические ошибки.
Те, кто имели малейшую возможность, уехали из города.
Нужно уметь сдерживать и управлять своими эмоциями.
С подобными ситуациями мы сталкиваемся все более чаще.
После уезда за границу герой начинает тосковать по родине.
Автор противопоставляет настоящую дружбу к предательству.
Разграничьте типы ошибок.
- Чем мы будем строже к своим детям, тем больше толку из них выйдет.
- Прочитав текст Кузнецова, у меня возникло чувство жалости к герою.
- На новогоднем вечере было немало шуток, розыгрышей, забавных инцидентов.
- Незнание иностранных языков было его Ахиллесовой пятой.
- Ребята пели песню о природе.
- В спорте большое значение играет упорная тренировка и выдержка.
- Ураган, вопреки опасений, не нанес серьезного ущерба.
- Алексей Степанович по окончанию училища пошел работать на завод.
- Нам нельзя отступать назад.
- Большинство работ посвящены изучению прикладной механике.
Найдите в сочинении грамматические и речевые ошибки.
Стоит ли держать книги в идеальном состоянии или нет? Над этим вопросом задумывались многие. Д.Н. Мамин-Сибиряк поднимает проблему обращения с книгами современными детьми.
По мнению писателя современные дети недостаточно уважительно относятся к книгам: мнут их, трогают грязными руками, рисуют каракули на полях. По его мнению к книге надо относиться бережно и иметь «особенное уважение к ней как к предмету высшего духовного порядка».
Я не разделяю позицию автора. Для меня идеально чистая и ухоженная книга – просто стопка бумаги. Другое дело книги прорисованные. Немного потрепанные, с загнутыми углами страниц. Когда берешь такую книгу, сразу вспоминаешь, как с ней работал, загнутые углы помогают вернуться к интересным моментам, рисунки напоминают об эмоциях, испытанные во время прочтения.
Я как-то пришел к другу в гости, и у него на полке стояло несколько книг. Мой взгляд сразу упал на самую потрепанную книгу. Это оказалось его любимое произведение, которое он перечитывал не один раз. Он говорил, что в новой книге еще «нет души».
В заключение можно сделать вывод, что однозначного мнения по этому поводу нет. Как читать – это личное дело каждого.
Все дальше уходит Великая Отечественная война в прошлое, но память жива в сердцах и душах людей. Как можно забыть героический подвиг, совершенный нашими воинами.
Четыре военных года трагические и тяжелые. Но память человека со временем забывает, к тому же становится все меньше ветеранов, которые прошли войну и о ней рассказали.
Тема Великой Отечественной войны на протяжении десятилетий снято фильмов и творений искусства.
Есть боль, не покидающая душу человека, потеряв много близких. Сохраним память к участникам Великой Отечественной войны.