Типичные ошибки в репетиционном ОГЭ по географии:
- — Сложности использования географических карт при ответах на вопросы.
- — Сложности с решением математических вычислений.
- — Невнимательность.
1. Действительно, оказалось очень большой проблемой для учащихся – это найти карту, которая поможет ответить на заданный вопрос! В связи с этим необходимо еще несколько раз просмотреть все атласы за 7, 8 и 9 классы.Рассмотреть общегеографические и тематические карты, которые в них находятся. Еще раз объяснить учащимся, на какие вопросы с помощью этих карт можно ответить и привести конкретные примеры из заданий ОГЭ.
Например:
Определите регион России по его краткому описанию.
Этот край имеет приморское положение. Его административный центр находится на равном расстоянии от Северного полюса и экватора. Основные формы рельефа — горы (высотой более 3000 м) и низменность. Живописные горные ландшафты, морское побережье, лечебные грязи и минеральные источники привлекают в край большое количество туристов и отдыхающих.
Ответ: ______________________ край.
2. Многие дети, сдающие географию, имеют гуманитарную направленность и не сильны в математике. Необходимо еще раз проговорить с учащимися, как округлить число до сотых или до десятых, как решить задачу с помощью уравнения и т.д. Здесь необходима тренировка по решению различных видов географических задач.
Например:
Используя данные таблицы «Грузооборот по видам транспорта в РФ в 2012 г.», определите долю трубопроводного транспорта в общем грузообороте (в %). Полученный результат округлите до целого числа.
Грузооборот по видам транспорта в РФ в 2012 г. (млрд тонно-километров)
Транспорт – всего
4998
в том числе по видам:
железнодорожный
2222
автомобильный
248
трубопроводный
2397
водный (морской и внутренний водный)
126
воздушный
5,1
3. Элементарная невнимательность приводит к ошибкам в самых легких заданиях. Учащиеся путают «больше-меньше», «моложе-старше» и т.д.
Например:
Почвы какой из перечисленных природных зон России имеют наиболее высокое естественное плодородие?
1) тайга
2) пустыня
3) степь
4) широколиственные леса
По какому из перечисленных видов продукции доля Европейского Севера в общероссийском производстве наиболее велика?
1) каменный уголь
2) целлюлоза и бумага
3) машины и оборудование
4) сахар и сахарная свёкла
В данном случае мы должны научить детей находить важные слова в вопросах и их обязательно подчеркивать.
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Становская средняя общеобразовательная школа»
Поныровского района Курской области.
Справка
«По итогам репетиционного экзамена по географии в 9 классе».
Дата проведения : 08.02.2020г.
Согласно ВШК за февраль 2020 год 08.02.2020г. был проведен пробный экзамен по географии в 9 классе, в форме тестов ОГЭ (вариант взят из пособия ОГЭ. Геграфия 2020г. издательство «Национальное образование» 2020г. (ОГЭ.ФИПИ в школе) под редакцией Э.М.Амбарцумовой, пособие прошло научно-методическую оценку ФГБУ «ФИПИ» и используется учителем для подготовки учащихся 9 класса к ОГЭ по географии в 2019-2020 учебном году.
Цель: контроль уровня обученности выпускников 9 класса по географии.
Учитель географии: Терехова М.Г.
Учащимся был предложен демонстрационный вариант экзаменационной работы ОГЭ по географии для обучающихся, освоивших основные общеобразовательные программы основного общего образования. КИМы подготовлены «ФИПИ» и полностью соответствуют требованиям государственного образовательного стандарта.
Характеристика структуры и содержания КИМ
Ответы к заданиям № 1,4,5,6,11,16-18 записываются в виде одной цифры, которая соответствует номеру правильного ответа. Эту цифру записывают в поле ответа в тексте работы, а затем переносят в бланк ответов №1.
Ответы к заданиям № 2,3,7-10, 13-15, 19-27, 30 записывают в виде числа, слова или словосочетания, последовательности цифр. Ответ записывают в поле ответа в тексте работы, а затем переносят в бланк ответов №1.
Работа содержит три задания № 12, 28, 29 на которые необходимо дать развёрнутый ответ. Ответы на эти задания записываются в бланке ответов №2. Записывают сначала номер задания, а затем ответ на него.
За правильное выполнение заданий с 1-11 и 13-30 выставляется 1 балл, за правильное выполнение задания №12 выставляется 2 балла.
При выполнении заданий разрешается использовать географические атласы для 7, 8, 9 классов. Линейку и непрограммируемый калькулятор.
Анализ успешных заданий
Особенно высок процент правильных ответов на вопросы на задания с выбором ответа (справились все учащиеся 9 класса)
Анализ неуспешных заданий
Наибольшие затруднения при выполнении заданий базового уровня возникли в следующих темах:
Калужских Алина:
Задание №11 Анализ профиля рельефа местности
Задание №15 Выбрать два правильных ответа из предложенных пяти меры по предотвращению образования оврагов. (один верный) засчитывается как 0 баллов.
Задание №16 Проанализировать текст и таблицу и сделать вывод исходе из нескольких параметров.
Задание №17 В каком из пунктов 23 сентября Солнце раньше поднимется над горизонтом.
Задание №18 Анализ климатограммы
Задание №24 Анализ карт (средняя плотность населения).
Задание №25 Расположить города в порядке увеличения плотности населения (расположила в обратном порядке)
Задания №27-29 не приступила к выполнению (письменно ответ)
Калужских Кристина:
Задание №3 Расположить регионы по степени уменьшения естественного плодородия почв на их территории.
Задание №5 Задания про циклон и антициклон.
Задание №7 Определить координаты географического объекта
Задание №10 направление по сторонам горизонта
Задание №14 Указать регионы с высокой сейсмической активностью
Задание №15 Меры по предотвращению образования оврагов
Задание №16 Анализ текста и анализ данных таблицы по нескольким категориям
Задание №24 Анализ карт плотности населения
Задания №27-30 Не приступила к решению
По итогам пробного экзамена, были получены следующие результаты:
Первичный балл: 31 балл
Шкала перевода баллов в оценку по географии в 2020г.
«2» |
«3» |
«4» |
«5» |
0-11 баллов |
12-18 баллов |
19-25 баллов |
26-31 балл |
1.Калужских Алина- 21 балл за работу, оценка: 4 (хорошо)
2.Калужских Кристина-19 баллов, оценка 4 (хорошо)
Рекомендации:
1.Формировать навыки работы с тестами, схемами, таблицами, рисунками в КИМ 2020г очень много рисунков и схем, таблиц.
2.Требовательнее подходить к отбору учебной литературы, учитывая специфику образовательной программы и познавательных возможностей класса.
3.При организации повторения следует обеспечить систематизацию и обобщение материала из разделов географии 6, 7, 8 класс.
4. Усилить внимание к формированию следующих умений:
-узнавать типичные географические объекты, процессы, явления;
-давать определения основных географических понятий;
-пользоваться географическими терминами и понятиями;
-устанавливать причинно-следственные связи, проводить анализ, обобщение, формулирование выводов;
-использовать приобретенные знания в практической деятельности;
-составлять свободный развернутый ответ, письменно излагать свои мысли;
-закреплять навыки использования конкретных знаний для анализа ситуации;
Классному руководителю 9 класса Рюмшиной И.В. под роспись ознакомить родителей учащихся с результатами пробного экзамена по географии до 20.02.2020г.
Справку составил директор школы: /В.Д.Бородкин/
Ошибки при проверке ответов на ОГЭ по географии: как их избежать
Участие в Общегосударственном экзамене по географии является важным и ответственным событием для каждого выпускника, поэтому правильная проверка ответов очень важна. В этой статье мы рассмотрим самые распространенные ошибки при проверке ответов на ОГЭ по географии и подскажем, как их избежать.
Ошибка 1: Невнимательность при чтении задания
Один из самых распространенных вариантов ошибок – это невнимательность при чтении задания. Вместо того, чтобы внимательно прочесть вопрос и понять, что от ученика требуется, часто делаются поспешные выводы, что может привести к неверным ответам.
Как избежать ошибки
Перед тем, как начать решать задание, необходимо внимательно прочитать весь текст вопроса, выделить ключевые слова и определить, что точно требуется от вас в этом задании. Также следует пристально изучить предоставленные иллюстрации, так как иногда многие ответы могут быть найдены в них.
Ошибка 2: Неправильное понимание терминов
Во время ОГЭ по географии, часто встречаются задания, в которых употребляются специальные термины и определения. Если ученик неправильно понимает значение терминов, то это может привести к неверному ответу.
Как избежать ошибки
Перед началом экзамена рекомендуется ознакомиться с определениями всех терминов, которые могут быть использованы в заданиях. Изучив это материал, ученик сможет лучше понимать суть заданных вопросов и давать правильные ответы.
Ошибка 3: Неправильное оформление графиков и диаграмм
В некоторых заданиях экзамена по географии необходимо строить графики и диаграммы для визуализации информации. Ошибка в оформлении графика может привести к потере очков.
Как избежать ошибки
Необходимо выделить достаточно времени для оформления графика. Внимательно следует присмотреться к осям графика, указанным данным, к движению осей и подписям. Проверьте все опечатки или ошибки в тексте. В идеале, график должен быть построен со всеми необходимыми элементами и быть понятен и привлекателен для оценщика.
Ошибка 4: Неправильное указание точек на карте
В заданиях на экзамене по географии очень важно показать правильные точки на карте. Если ученик указал не правильную точку, ответ будет признан неверным.
Как избежать ошибки
Перед выполнением задания по Картографии необходимо убедиться в том, что абсолютно точно понимаете, где на карте нужно найти определенную точку или место. Не стоит спешить и путать названия мест.
В заключение
На экзамене по географии, правильная проверка ответов является очень важной задачей. Будьте внимательны при выполнении заданий, избегайте распространенных ошибок и не забывайте про знание терминов и правил для построения графиков и указания точек на карте.
Анализ экзамена по географии в 9 классе от 30.05.
2023 и 14.06.2023
Всего заданий – 30; из них по типу заданий: с кратким
ответом – 27; с развёрнутым ответом – 3; по уровню сложности: Б – 15; П – 13; В
– 2.
Максимальный первичный балл за работу – 31.
Общее время выполнения работы – 2 часа 30 минут (150
минут).
Всего в классе 13 обучающихся, экзамен выбрали сдавать
5 человек, что составляет 38,5 %, работу писали 3 человека 30.05 и 2 человека
14.06(из-за совпадения сдачи экзаменов по выбору) что составляет 100% от
выбравших сдавать экзамен. Успеваемость 100% качество 80%. Преодолели порог
успешности 5 человек. В вариантах экзаменационной работы 2023 г. включены
задания, проверяющие содержание всех основных разделов курсов географии за
основную школу. Задания проверяют знания, составляющие основу географической
грамотности выпускников, а также способность применять географические знания и
умения в жизненных ситуациях.
Работа содержала 15 заданий базового
уровня сложности, 13 заданий – повышенного уровня и 2 – высокого. Анализ
результатов экзамена показал, что у всех обучающихся географические
компетентности сформированы хорошо.1 ученик (ФИО.) набрала меньше всего баллов
-17 (13 минимальный порог), что соответствует отметки «3». 2 ученика (ФИО )набрали
24 балла ,что соответствует отметки «4»,не хватило 1 балла до оценки 5. 2
обучающихся (ФИО.) набрала по 20 баллов ,что соответствует отметки «4». Ребята
владеют базовыми умениями работы с источниками географической информации
(картографическим, статистическим), знают и понимают основные географические
термины и понятия. Умеют применять имеющиеся знания и умения для решения задач.
Это говорит об базовом уровне сформированности умений. Умение определять
направление на картах и плане местности сформировано у 90% выпускников.
Задания № 5,6,24 показали, что обучающиеся практически всегда уверенно могут
самостоятельно выбрать необходимую карту и получить с её помощью нужную
информацию.
Выводы:
1. У выпускников 9 класса вызывает некоторое
затруднение необходимость определять по графикам тенденции изменения
географических явлений или величин. Определение тенденций изменения величин по
таблице.
2. Выпускники невнимательно читают инструкции
к заданиям. Большое количество ошибок связано с тем, что выпускники при
установлении последовательности записывают ответ в обратном порядке, путаются
при определении минимальных и максимальных величин, вместо чисел в бланк
ответов записывают слова, словосочетания и наоборот.
Рекомендации по совершенствованию организации
подготовки к ОГЭ и методики преподавания предмета на основе выявленных типичных
затруднений и ошибок:
1. Подготовку организовать, учитывая все
ошибки, допущенные при выполнении заданий.
2. При изучении некоторых понятий курсов
школьной географии (миграционный прирост, естественный прирост, уровень
рождаемости) следует обращать особое внимание на проверку их понимания и
осознанного применения учащимися, а также тренироваться в вычислении
показателей, характеризующих эти понятия (с положительным и отрицательным
значением).
3. При подготовке к экзамену необходимо
обращать внимание на формирование географической компетентности:
— умение в конкретной ситуации распознавать и
формулировать проблемы, которые могут быть решены средствами географии;
— владение языком географии (термины, понятия, умение
читать географические карты);
— умение привязывать событие к конкретному месту в
пространстве;
— умение выделять географическую информацию,
необходимую для решения данной проблемы;
— умение сделать вывод и сформулировать правильный
ответ.
4. Систематически использовать онлайн-тесты в
сети Интернет при организации самостоятельной подготовки выпускников к сдаче
ОГЭ по географии.
5. Разрабатывать индивидуальные
образовательные маршруты обучающихся по формированию предметных и
метапредметных результатов, характеризующих достижение планируемых результатов
освоения основной образовательной программы основного общего образования..
Учитель
: ФИО
Скачано с www.znanio.ru
География – особая область школьного образования, сочетающая в себе как гуманитарное, так и математическое направление, экономические, естественнонаучные, экологические знания, которые базируются на понимании пространственной организации природы и общества. Экзамен по географии требует знание географической карты, умение делать выводы, отбирать информацию, необходимую для выполнения задания, находить причины и соотносить их со следствием для обоснования развернутых ответов экзамена.
Завершение IX класса можно рассматривать как определенный рубеж в изучении предмета. Школьниками уже изучен достаточно широкий круг вопросов, образующих ядро географических знаний. Вместе с тем им предстоит определиться с направлением профильной подготовки в старшей школе. Полученные в ходе аттестации результаты могут стать в этой ситуации некоторыми ориентирами и для школьника, и для педагога.
Объем знаний, круг умений, которыми должны владеть учащийся к этому моменту, зафиксирован в обязательном минимуме содержания образования и в федеральном компоненте государственного образовательного стандарта.
Итоги государственной аттестации позволяют сделать определенные выводы об уровне подготовки выпускников основной школы, выработать единые требования к образовательным достижениям обучающихся, сформировать эффективную систему подготовки выпускников девятых классов, повысить ответственность общеобразовательных учреждений за качество подготовки обучающихся на ступени основного общего образования.
В своей работе учителям географии необходимо учитывать типичные ошибки выпускников ОГЭ-2016 г.
Характеристика структуры и содержания КИМ
Экзаменационная работа состоит из 30 заданий. Задания проверяют знания, составляющие основу географической грамотности обучающихся, а также способность применить знания и умения в контекстах, соответствующих основным разделам курса школьной географии. Работа содержит 27 заданий с записью краткого ответа, из них: 17 заданий с ответом в виде одной цифры, 3 задания с ответом в виде слова или словосочетания, 7 заданий с ответом в виде числа или последовательности цифр; 3 задания с развернутым ответом, в которых требуется записать полный и обоснованный ответ на поставленный вопрос. На выполнение экзаменационной работы отводится 120 мин.
Аналитика ОГЭ 2016
В 2016 году в Московской области государственный экзамен в форме основного государственного экзамена (ОГЭ) по географии сдавали 15058 человек. Экзамен проводился по 3 вариантам КИМ.
С заданиями базового и повышенного уровня справились в 2016 году 69% участников, в 2015 – 73,8%, в 2014 – 65,1%, что соответствует планируемому проценту выполнения (60-90 баллов).
Наиболее высокий результат показали участники при выполнении заданий на умение находить информацию, необходимую для изучения разных территорий Земли, их обеспеченности природными и человеческими ресурсами, понимать географические явления и процессы в геосферах
Наиболее низкий показатель отмечается при ответе на вопрос 30 (39,11%) направленный на проверку умений выделять (узнавать) существенные признаки географических объектов и явлений.
Результат показал, что в подготовке выпускников основной школы к экзамену по географии необходимо уделять внимание не только базовым знаниям и умениям, но и формировать способности самостоятельного применения этих знаний и умений в практической деятельности и современной жизни.
Анализ выполнения заданий ОГЭ по географии показал, что для проверки уровня овладения продуктивными видами деятельности, сформированности умений применять географические знания и умения в новых ситуациях, наиболее эффективными являются задания с развёрнутым ответом.
Методические разработки из собственного опыта.
На протяжении всего периода обучения географии следует уделять больше внимания применению географических знаний для объяснения процессов и явлений, происходящих в реальной жизни. Для этого можно шире использовать данные СМИ о происходящих в мире событиях, и объяснять эти события с привлечением изучаемых географических знаний.
Пример задания.
С какой из перечисленных стран Россия имеет сухопутную границу?
- Швеция
- Эстония
- Иран
- Таджикистан
Данный тип задания базового уровня на определение пограничных государств России проверяет умения пользоваться источниками информации – картой.
Пример задания.
Какой из перечисленных городов России является крупным центром автомобилестроения?
- Архангельск
- Тамбов
- Череповец
- Нижний Новгород
Результаты подготовки к экзамену показывают, что дети знают и умеют определить по карте Нижний Новгород и другие крупные промышленные центры автомобилестроения, центры добычи нефти и газа, крупные транспортные узлы.
Пример задания по разделу «География населения России» проверяет умения анализировать и сравнивать на основе статистических данных в таблице показатели миграции населения России. Учащиеся хорошо осваивают данный раздел. Проблемы возникают с математикой у некоторых ребят, в результате подсчетов. Очень часто их смущает отрицательные цифры при расчете естественного прироста. «Определите миграционный прирост населения России в 2005 г. Ответ запишите в виде числа»
В задании проверяются умения производить расчеты показателей миграционного прироста. В ответах оценивается правильность решения расчетных задач.
При ответе на данный вопрос, экзаменуемые должны помнить, что под миграцией населения (от лат. Migration – переселение) понимают территориальную подвижность (механическое движение) населения, связанную с его перемещением по стране (внутренняя миграция) или между странами (внешняя миграция). Миграционный при- рост населения есть разница между общим приростом населения и естественным приростом за год. Миграционный прирост может быть положительным, отрицательным или равен нулю.
Пример задания. В заданиях предлагается на основе чтения и анализа синоптической карты сделать выводы о процессах в геосферах. При выполнении задания необходимо знать основные сведения о циклонах, антициклонах, соответствующих им типах погоды, следует обращать внимание на условные знаки синоптической карты и уметь читать их.
Пример задания.
Какой из перечисленных городов, показанных на карте, находится в зоне действия циклона?
- Мурманск
- Новосибирск
- Тюмень
- Воронеж
Р и с у н о к 3
При ответе на данный вопрос проверяется понятие циклон и антициклон, понимание географических следствий их воздействия на погоду. Обучающиеся должны помнить, что различают два типа погоды. Циклональный тип погоды – зона действия циклона – области низкого давления, погода пасмурная (облачная) неустойчивая, с частыми и значительными изменениями показателей температуры и давления, с обильными осадками. Антициклональный тип погоды – зона действия антициклона, – области высокого давления характеризуется ясной (солнечной), устойчивой погодой с редкими и незначительными колебаниями температуры, без осадков, безветренная.
В данном задании демоверсии на основе чтения карты погоды, экзаменуемые должны были на основе условных знаков определить область действия циклона – области низкого давления и, соответственно, выбрать город из перечисленных, попадающий в зону влияния циклона (город Воронеж).
Пример задания. Задание 21 (высокий уровень) по разделу «Основные источники географической информации»
На рисунках представлены варианты профиля рельефа местности, построенные на основе карты по линии А –В разными учащимися. Какой из профилей построен верно?
1) 2)
3) 4)
Содержание задания проверяет знания и умения читать в графической форме информацию, заданную в другой форме (на топографической карте): читать горизонтали, знать топографические знаки.
При выполнении задания экзаменуемые должны знать, что рельеф на топографической карте изображается горизонталями, бергштрихами (короткие черточки на горизонталях) направлены в сторону понижения склонов, по подписям отметок высот и по водоемам (высоты всегда понижаются к элементам гидрографии). Обучающиеся анализируют изменения рельефа от точки А до точки В. По ближайшей к точке А горизонтали (100 м) определяется ее высота. Далее анализируется размещение горизонталей.
Следует иметь в виду, что чем больше расстояние между горизонталями, тем меньше уклоны поверхности и менее крутыми становятся склоны. В настоящем задании на карте от точки А к реке горизонтали расположены близко, следовательно, склон к реке здесь более крутой. Далее на профиле определяется положение реки между горизонталями – 90 м. Следующий этап – определяется положение точки В на высоте 110 м по ближайшей к точке горизонтали и устанавливается правильно выполненный профиль 4 на основе представленной карты.
Пример задания климатограмма.
Задание проверяет умение анализировать информацию, необходимую для изучения природы разных территорий Земли. Первое- это определяем полушарие( северное или южное). Потом по атласу определяется климатический пояс, в котором расположены точки. Далее, анализируя годовой ход температур и режим выпадения осадков, определяется тип климата, отмеченный на климатограмме. По амплитуде годового хода температур (от –10º до 0º зимой и до +20º летом), годовому количеству осадков 760 мм в течение года с максимумом летом определяем тип климата – умеренно континентальный, характерной для точки В.
Задание на чтение и анализ климатограмм выполнили всего 42,29%, экзаменуемых, что соответствует нижней границе нормы планируемого процента выполнения 40–60 заданий повышенной сложности.
Анализ типичных ошибок чтение климатограмм показывает, что значительная доля ошибок связана с тем, что учащимся трудно прочитать графики с положительными и отрицательными значениями температуры.
Задание 18. Определите по карте расстояние на местности по прямой от родника до церкви. Измерение про- водите между центрами условных знаков. Полученный результат округлите до десятков метров. Ответ запишите в виде числа.
Ответ: м.
В вариантах КИМ типология задания остается, меняются лишь карты различных участков местности.
Р и с у н о к 8
Для выполнения задания, экзаменуемые должны уметь читать топографическую карту, знать основные условные знаки карты, уметь делать простейшие измерения и вычисления на основе масштаба, учитывая, что масштаб – это число, которое показывает, во сколько раз уменьшено изображение.
Данное задание не вызвало трудности у экзаменуемых. При общем результате выполнения этого задания базового уровня – около 72,87%. Ошибки при выполнении задания связаны с неверным измерением. Часто измерения проводятся не от середины условных знаков. Ошибки возникают и от использования учащимися линеек разного качества.
Особое внимание обратить на изучение тем «План и карта», «Хозяйство России».
Также для многих выпускников является проблемой использование разнообразных шкал, которые применяются для представления графических информаций (а частности, им трудно определить цену деления). Это показывает анализ ошибок при определении количества выпадающих атмосферных осадков по климатограммам, нахождении объекта по географическим коор- динатам. при определении расстояний с помощью масштаба по карте. Это умение формируется в процессе изучения многих предметов, но, вероятно, требуется более последовательная и осознанная его отработка, в том числе и при изучении географии.
Позитивную роль могут сыграть и специальные уроки предэкзаменационного повторения, которые целенаправленно используются для активизации знаний учащихся по проверяемым в рамках экзамена элементам содержания, ознакомления со всеми видами заданий экзаменационной работы по географии и выполнения тренировочных заданий по всем разделам курса.
Учитывая ограниченность времени, при повторении важно, во – первых, остановиться на тех вопросах, которые наиболее широко представлены в вариантах экзаменационной работы, а во – вторых, уделить внимание тем вопросам, которые вызывают у девятиклассников наибольшие затруднения.
Можно предложить некий общий алгоритм предэкзаменационного повторения: определение внутри каждой темы круга проблемных вопросов для обязательного повторения;
- вычисление вопросов для беседы в целях актуализации и закрепления, ранее полученных знаний (в этой связи необходимо предусмотреть опережающие задания);
- обработка по теме, разделу типовых заданий базового и повышенного уровней.
При подготовке к экзамену необходимо обращать внимание на формирование географической компетентности:
- умение в конкретной ситуации распознавать и формулировать проблемы, которые могут быть решены средствами географии;
-владение языком географии (термины, понятия, умение читать географические карты);
- умение привязывать событие к конкретному месту в пространстве;
- умение выделять географическую информацию, необходимую для решения данной проблемы;
- умение сделать вывод и сформулировать правильный ответ.