Основные ошибки начинающих писателей

22 ошибки начинающих писателейСегодня хочется поговорить про ошибки. Те самые ошибки начинающих писателей, без которых никогда не станешь действительно автором и писателем. Как это ни печально, но ошибок совершается много, поэтому на каждую необходимо взглянуть трезво.

Я сам прошёлся по этому списку и понял, как много из них продолжают влиять на моё писательство. Но я работаю над этим и предлагаю тебе сделать тоже самое: не обижаться, не скрываться, а посмотреть в лицо этим ошибкам, принять их, извлечь урок и стать немного лучше.

А там будет веселее!

Самые распространенные ошибки начинающих писателей

1. Неуверенность в себе

Если говорить про ошибки начинающих писателей, то начать стоит с отношения к себе. Я долгое время боялся признаться самому себе, что мне нравится писать, что я хочу стать писателем. Судя по данным в Интернете, я не один такой.

Неуверенность зачастую выражается в том, что писатель не защищает свои интересы, свой писательский труд или даже не начинает писать. В этом случае действенным будет лишь один совет: верьте в себя и пишите от души. Не о том, что теоретически популярно, а том, что трогает за душу лично вас. И уверенность появится.

2. Начинающий писатель не знает о чем писать

Сижу я, значит, слушаю друга. Он рассказывает истории из жизни, с юмором, чернухой и острыми замечаниями. А потом говорит, что классно было бы написать роман про эльфов. В ответ я на полном серьезе говорю ему: «Напиши», он махает рукой и отвечает, что он не знает, о чем там писать.

В такой ситуации я хватаюсь руками за голову. Люди! У вас столько опыта, столько впечатлений! Если ваша жизнь хоть немного вам нравится, всегда можно что-то написать. И не важно, внедрите вы это в мир эльфов, муравьёв или в обычную реальную повседневность. Тот, кто имеет опыт и навыки письма – может написать книгу. Причём первое нужнее второго. И опыт, в отличие от навыков письма, есть у всех.

3. Отсутствие времени

Каюсь – эта причина была моей родной на протяжении многих лет. От трёх до десяти, зависит от того, как считать. Однако первую изданную книгу «Сомелье по вызову» я написал за 30 дней, не прекращая работы, домашних дел, да ещё и подготовки к семейному празднику.

Отсутствие времени – это самая наивная и простая отговорка. Если мне говорят, что хотят написать книгу, но при этом 6 лет откладывают уже начатый проект – у меня это вызывает вопросы.

Ты говоришь, что у тебя нет времени? А сколько ты сидишь в Интернете? Сколько времени ты провёл в баре или на бесполезной встрече? Как только книга и новые строки становятся важными, действительно важными, так сразу находится и время.

Начни с 10 минут. Не замахивайся на Войну и Мир. Просто пиши о том, что видишь вокруг.

И вдруг увидишь гораздо больше, чем раньше.

4. Отсутствие алгоритма работы

Это такой, прагматичный пункт в программе ошибок. Существует два мнения о писателях: они либо долго ищут вдохновение, а потом за ночь пишут поэму, либо они годами планируют, а потом за ночь пишут ту же поэму.

Истина же в том, что каждый успешный или просто разумный автор имеет определенный алгоритм работы. Кинг пишет по 3 часа каждый день на протяжении десятилетий. У него есть расписание. Те, кто не зарабатывает писательством на полную ставку, обычно выделяют после работы 30 минут или 2 часа на общениес листом бумаги ли клавиатурой. Они, как и их окружение, знают, как действовать, и идут по шагам.

Я в зависимости от стиля работы и настроения, либо пишу с самого утра 1-1,5 часа, либо вечером, перед сном, пока не надоест.

Не будет систематического подхода, – не будет книг.

5. Распространенная ошибка начинающих писателей: писать в расчете на богатство и славу

Зайдите на Amazon в раздел книг. Выберите раздел Приключений или Любовных романов. И посчитайте сколько там книг. 99% этих изданий зарабатывают гроши или вообще ничего. В русскоговорящем мире ситуация не лучше – у нас предпочитают качать в Интернете, а не покупать книги.

Рассчитывать, что твои истории быстро и резко принесут богатство – не просто наивно. Это опасно.

В первую очередь потому, что начинающий писатель рассчитывает на быструю отдачу, не получает удовольствия от процесса. В итоге, даже написав книгу, но не продав её, автор кидает дело и остаётся злым.

Во-вторых, если поставить себе цель продать миллион книг, не представляя, как продать 10 – больше напугаешь себя. А от этого результат ухудшается и снова нет удовольствия.

Поэтому в писатели идут по иным причинам. А деньги – приятный бонус.

6. Дикая экзотика из головы

«Сели инопланетяне посреди славного города Нью-Йорка, да пошли к монументу Вашингтона, чтобы раздолбать Эйфелеву башню». Незнание не освобождает от ответственности.

Понятно, что начинающему автору хочется выделиться, написать, про «прекрасное далёко». И получается, что основывается на том, что не знает. Придумывает, как происходит «там», а не «здесь». В итоге ситуации и персонажи выглядят надуманными, плоскими или даже откровенно говоря идиотскими.

Пример: если бы я писал Сомелье по вызову про Францию, то сел бы в глубокую лужу. Я там бывал проездом очень давно и описать так, чтобы читатель поверил не смогу. Зато юг Испании я запомнил хорошо, и смог перенести события туда, где винные бочки являются нормальной частью пейзажа. У нас, к сожалению, хоть и растёт самый северный виноград для вина, но привычным делом винодельни не назовешь.

7. Законы физики? Что это?

Я сам тяготею к научной фантастике. Однако с улыбкой воспринимаю тех, кто считает, что можно писать научную фантастику без технического образования и специальной подготовки. Космические полеты подчиняются определенным правилам, даже если мы вводим неосуществимые сегодня межгалактические прыжки.

Оружие в космосе также имеет свои ограничения, и зона боевого столкновения всегда остается опасной, даже спустя годы, поскольку летающие в пространстве снаряды и обломки кораблей спокойно протаранят обшивку.

Даже ручное оружие внутри кораблей должно учитывать тонкие стены или сами корабли должны выдерживать десант. А это требует мощных двигателей, новых источников энергии и т.п.

Поэтому, прежде, чем бросаться в космическую одиссею, прочитай пару книг о космосе – вдохновения получишь.

8. Штампы и клише

Штампы и клише – это не просто типичные ошибки начинающих писателей. Это настоящая болезнь, от которой, как от лишая или бактерии хеликобактера очень сложно или даже невозможно избавиться.

Но при этом эти сорняки необходимы выпалывать. Сам страдаю от этого, тем более, не претендую на звание опытного эксперта. Но работаю над тем, чтобы убрать из своих текстов шаблоны и затёртые клише.

Причем клише касаются не только таких фраз, как принять меры или розовый закат, но и миров с персонажами. Мудрые эльфы, зловещие вампиры, адские демоны и толстый буржуй – это привычные, но набившие оскомину примеры.

Следи за собой и чисти грядки после работы.

9. Утреннее похмелье

Ошибки начинающих писателей бывают разными. Похмелье — особый случай. С утреннего похмелья начинающие писатели очень любят запускать свои истории. Об этом в чуть юморном ключе пишет Лукьяненко в своём романе «Черновик», мол, представить, как драться с драконом, могут немногие, а вот с зелёным змием знакомо большинство.

Поэтому моя новая история начнётся с болезни – вот что-что, а это я хорошо знаю.

Если же серьёзно, то похмелье может быть началом, но только если оно описано или преподнесено интересно.

Вспомните первый Мальчишник в Вегасе (Hangover – то самое похмелье): утро, номер, тигр. И нет жениха. Интрига есть.
Но в целом – поищи другие варианты.

10. Попаданцы — популярная тема, но с высоким процентом брака и конкуренцией

Попаданцы – это тот класс книг, обычно фэнтези, когда главный герой из нашего времени попадает в разные эпохи в прошлом, будь то Средневековый Париж, Древний Китай или сказочная Русь. И в целом не было бы ничего плохого, если бы в этом жанре не было такой конкуренции и брака.

Привлекательность для начинающего автора в том, что ему кажется, что стоит описать тот далёкий мир с собственной точки зрения, и читателя проймёт. Но при этом забывают о подготовительной работе в плане истории, об обычном неприятии чужаков в те времена, не говоря про нюансы, типа бани раз в неделю или даже месяц-год, если наш герой попал в «Просвещённую Европу».

Скажем так – есть гораздо более простые и приятные пути выбиться в писатели, после чего получить по голове критикой и спрятаться поглубже.

11. Отсутствие конфликта и четкой структуры произведения

«Красивое небо. Летящие облака. Красивые звезды. Всем пока». Рассказы и истории в таком духе могут привлекать любителей пейзажей, описаний. Но чаще всего читателю нужны интрига, конфликт, противостояние.

Даже, если речь идёт о том, что Винни-Пух застрял в дверях у Кролика. А если в дело втянуты пчёлы, странный Лабиринт и древняя война заклятых духов-коллекционеров, причём интерес всех противников в одном маленьком котике по имени Мур-Мур – то интерес возрастает.

К тому же история должна иметь структуру: завязку, кульминацию, развязку. Если история длинная, то в ней эта волна элементов повторяется несколько раз, создавая ритм повествования.

Если же нет ни конфликта, ни конструкции, то зачастую становится скучно читать. Даже в самых безумных мирах и сюжетах есть чёткая логика, поэтому не стоит пренебрегать этим элементом.

Просто пойми, что конфликт – не обязательно гражданская война на уничтожение. Спор в очереди в туалет о смысле жизни – тоже конфликт. Причём для приевшейся публики – гораздо более интересный.

12. Убогий невыразительный язык

Писать можно по-разному. Но лучше писать выразительно. Бедный язык из 20 слов читается тяжело, воспринимается плохо, да и сложно описать динамику бою, в которой тугие струи крови окрашивают воздух, а куски опалённой плоти пересекают горизонт или сочность мира, в котором нежный аромат персика наполняет сады, теряясь в тёмной зелени и изогнутых наподобие змей ветвях.

Лично меня обвиняют в излишней сложности текста, поэтому на 100% прислушиваться ко мне не стоит. Выбор зависит от тебя: подстраиваться под уровень публики или нет. Так сложилось, что русскоязычный читатель в среднем более придирчив к языку. С другой стороны, если читают 50 оттенков серого и не плюются… В целом, выбор за тобой.

13. Невнимание к деталям или излишнее количество деталей

Гэндальф курит трубку. Марвин опасается спутников, слежки и дантистов. Винни-Пух любит мёд и поёт песенки. Это детали, которые формируют персонажей. Такие же детали создают объёмный мир, придают реальность даже самой странной фантазии.

Надпись на кружке, вскользь упомянутые традиции народов, особые даты и праздники. Без таких деталей мир становится невыразительным. Да, есть те, кто забивает детали действием. Но это нужно уметь.

Другая грань – чрезмерное увлечение деталями. Описание той же кружки на пол страницы, просто потому, что она попала в обзор героя? Это слишком, кроме случаев описания занудного персонажа. Но опять же – читателю не следует видеть каждую мысль такого героя – он просто стухнет от тоски.

Необходимо выдержать баланс, чтобы и не пусто, и не густо.

14. Предсказуемость развязки

Дочитывая Тёмную Башню Стивена Кинга, я не предполагал, чем закончится история. То, что написал Кинг, перевернуло мне душу и я несколько дней ходил сам не свой.

А ведь там нет ничего сложного. Но меня зацепило.

Предсказуемость концовки – жирный минус для истории. Если читатель с первых страниц знает, кто убийца, предатель или как победить, интереса не будет. За редким исключением, когда сами приключения из точки А в точку Б важнее, чем начальная и конечная точка.

Можно подкидывать подсказки, давать намёки, путать. Но не стоит прямо на первой странице показывать ответ на вопрос всей книги. Даже в Бойцовском клубе, где мы начинаем с конца, мы всё равно обязаны пройти по всей логике сюжета, чтобы распознать намёки и дать ответ на вопрос фильма/книги.

Не позволяйте читателю легко угадать последнюю страницу по первой.

Или делайте это так, чтобы он всё равно прочитал.

15. Излишнее поглощение знаний, вместо того, чтобы писать

Чуть раньше я говорил о том, что незнание правил не освобождает от ответственности. Здесь другая грань – доскональное знание всех правил, особенностей и прецедентов не освобождает от необходимости написать книгу.

Лично я пока этим недугом не страдал, но вижу, как зарываются в исследованиях некоторые авторы: проверить дату восхождения Папы Римского Урбана II на престол; особенности изготовления булатной стали; имя 4-й жены Рамзеса Второго и не забыть про его 15-ого ребёнка.

Пока писатель рыщет впотьмах фактов, он забывает о главной задаче: непосредственно писать книгу. Поэтому знание – это, конечно, сила. Но без действия твой мозг быстрей лопнет, нежели создаст толковое произведение.

Тем более можно впасть в другую степь и вместо истории долго и нудно описывать особенности древнего ритуала. До тех пор, пока читатель не уснёт или не выкинет книгу в окно.

16. Каждый день начинаем новый гениальный проект

Фонтан идей, стихов, необыкновенных миров и персонжей – это классно. Но если ни один из них не превращается во что-то большее – толку ноль. Есть люди, которые предпочитают мечтать, придумывать гениальную идею и не писать.

То последняя идея быстро стухла, то конкуренты уже всё написали, то не с той ноги встал. Фонтан идей – это полезно. Но из него необходимо какую-то идею брать, её описывать и использовать. Иначе это как еда в зоопарке: животных кормят, ты её видишь, но через забор не пройдешь, да и злобная горилла фиг поделится.

17. Любая критика останавливает

Стоит кому-то сказать, что в моей истории ошибки, будь то грамматические или логические, первое желание – впасть в кому, посыпать голову пеплом и уйти из Интернета. Спустя 5 минут это проходит – не первый год получаем оплеухи.
Но переносить критику вначале тяжело. И неважно, конструктивная она или нет.

Вместо того, чтобы продолжать, автор останавливается, начинает оправдываться, защищаться.

Здесь важно понимать: конструктивную критику, несмотря на желание заткнуть уши, необходимо выслушать, принять, переработать и внедрить полученный опыт. Чужие эмоции, попытки подавить, просто поорать – игнорируем. К сожалению, это единственный способ сохранить себе нервы и концентрацию для продолжения работы.

Если слушать всяких идиотов, ничего хорошего не напишешь. Но и останавливаться от встречного ветра в виде критике и чужих слюней не стоит.

18. Писать в стол

Перечитал на днях дилогию Лукьяненко «Искатели неба». Там есть персонаж: пилот (летун по-местному), который всю жизнь отказывался писать. В некотором смысле, хоть он и пёр против своей природы, всё-таки был честен со своим страхом.

Если же ты решил писать, не складируй свои истории в стол или дальний угол жёсткого диска. Истории пришли в этот мир не для тебя, но для других. Ты – проводник. И обязан делиться.

К тому же, если не получать обратной связи от читателей, никогда не станешь лучше писать. Стилистика, грамматика, образность и структура – всё приходит со временем и опытом. И желательно, чтобы всегда были те, кто пинает тебя под зад, находя ошибки.

И неважно, будет это миллионная аудитория или 1 преданный читатель. Во втором случае лучше найти того, кто умеет давать конструктивную критику, а не просто поливает тебя… тем самым.

19. Страх перед успехом/Страх неудачи

Психика человека устроена странно. Он боится практически всего: и удачи, и поражения. И поэтому вместо действия выбирает бездействие. Аналогично и писатели: с одной стороны, боятся, что никто не станет читать их книги, а с другой опасаются, что придёт неожиданный успех.

В первом случае автор думает, что окружающие сочтут его неудачником, если он не может продать собственные книги (да, я тоже такой). Во втором случае писатель переживает, как измениться отношение друзей и близких, если он вдруг разбогатеет, станет популярным. Он не знает, как будет отказывать «бедным родственникам» и не готов выносить обзывательства со стороны окружения (и об этом я думаю).

Однако и тот и другой вариант скрываются в голове. Снова вспомним Кинга: он годами посылал свои рассказы в журналы и издательства и отовсюду приходили отказы. Он их накалывал на иглу или гвоздь, после чего садился писать заново.
Поэтому, как гласит народная мудрость: «Пилите, Шура, пилите!»

20. Длинные слова, предложения и параграфы

Я против этого пункта, но соглашусь с тем, что себя необходимо ограничивать. Длинные предложения путают читателя. Сложные слова ломают мозг. Навороченные параграфы вызывают оторопь.

Это наследие цифровой эры, проседания образования, нехватки времени. Книги вынуждены иногда подчиняться этим правилам, чтобы выжить. И поэтому заведомо проигрышно писать длинные, запутанные предложения, где деепричастные обороты разбиваются неожиданными вставками описательного характера и переходят в загадочные обороты и технологические термины.

Если ты целишься на широкую публику, то пиши проще. Вспомним снова 50 оттенков серого – проще, наверное, уже некуда. Я не призываю копировать этот стиль, но стоит держать в уме, что длинные слова, предложения и параграфы лучше не использовать.

21. Редактировать? Зачем это?

Написать книгу, на самом деле, не так сложно: сел и написал. За неделю, месяц, год. Но после этого настаёт важный этап: редактирование. И как показала практика, этот этап съедает сил и времени больше, чем само написание книги.

На этапе редактирования необходимо удалять лишнее, вычеркивать пустые предложения, жестоко расправляться со штампами и клише. Редактирование – это как прополка на грядке. Посадив картошку и полив её, фермер даёт жизнь не только ей, но и сорнякам. Если их не выдернуть, про картошку смело забудем.

Если не привести в порядок книгу, то за ошибками, косяками и откровенной ерундой, читатель не увидит красоты истории, интересных персонажей, запутается в ненужных описаниях.

Поэтому, как бы ты не считал идеальным свой текст, перед тем, как давать его кому-то читать – отредактируй.
А потом ещё раз отредактируй.

22. Перестать писать

И самая главная ошибка, которую может совершить начинающий писатель – это перестать писать. В таком случае он навсегда останется начинающим и проигравшим. Это как бросить тренироваться или просто ходить – не будет движения, не будет жизни в теле и в тексте.

Писательство – это навык, который подкрепляется или талантом, или опытом. И его можно и нужно тренировать. Бросить – легко. Но вот продолжать, становясь лучше и совершеннее – вот это вызов.

Единицы звёзд, независимо от рода деятельности, добивались успеха с первой попытки. Но они продолжали идти вперёд, преодолевая критику, поражения, неуверенность в себе. Продолжали писать, играть, петь, поднимать штангу или бегать.

Здесь важна страсть или осознание важности того, что делаешь. Сила, которая толкает вперёд всегда находится внутри, а не снаружи.

Поэтому только ты сам решаешь, станешь ты писателем или навсегда останешься новичком.

Решай. А пока думаешь, подпишись на мой канал, посмотри другие полезные видео, поищи вдохновение.

А когда решишь, учти все ошибки начинающих писателей.

А пока что: всем бобра!

   

1. Маловато будет!

Начинающие авторы в большинстве своем сразу хватаются за грандиозные фундаментальные произведения. Им кажется, что чем длиннее их роман, тем авторитетней они будут выглядеть в глазах издателей и читателей.

На самом деле истинное мастерство проявляется в малой форме — умеете написать динамичный интересный рассказ на 10 000 знаков, значит, справитесь и с большой формой. К тому же обычно у новичков 2/3 текста — вода, которую без вреда для сюжета, а то и на пользу ему можно смело вычеркнуть. Не стремитесь набрать количество знаков, истину «лучше меньше, да лучше» еще никто не отменял.

   2. Я автор, я так вижу

Многие начинающие авторы полагают, что какую бы хрень они не написали, это оправдывается тем, что это их высокохудожественное видение, авторская мысль. На самом деле внутри каждого произведения должна быть своя логика, даже если вы пишете фантастику.

   3. Непоследовательность

Она проявляется в чем угодно — в основной линии произведения, в образах персонажей, в их мотивации. Не так давно мне пришлось редактировать роман начинающего автора. Я обратила внимание на крайне противоречивое поведение главного героя. Спрашиваю у автора, — вот этот персонаж — какой он в вашем представлении? Как вы его видите? «Ну, — говорит автор, — он безвольный, слабый, ему тяжело принимать решения…» Позвольте, — говорю я, — какой же он у вас безвольный, если он: стучит кулаком по столу, его голос становится металлическим, а взгляд жестким, не позволяет себя перебивать, он не идет на поводу у советников и спокойно принимает самостоятельное решение?» Пришлось автору переписать некоторые сцены. Вот за этим надо следить.

   4. Отсутствие необходимых знаний

Авторы, запомните: тему, на которую вы пишете, вы должны знать! Если вы пишете, что у главного героя случился инфаркт, значит, вы должны открыть медицинскую энциклопедию и изучить симптомы инфаркта, методы лечения, его последствия, чтобы не получалось, что персонаж только что лежал в реанимации без сознания, а на следующий день его выписали и он взял главный приз в беге на сто метров. Как-то девушка представила рассказ, в котором лошадь запрыгивает в кузов грузовика. Когда я ее спросила, как она себе это представляет, она простодушно ответила: «Ну собаки же запрыгивают». А если бы девушка ответственно отнеслась к своему произведению, то она зашла бы в интернет, набрала бы в поисковике «как лошадей заводят в машину», увидела бы целую кучу роликов на эту тему, и не написала бы очевидной глупости.

   5. Поматросил и бросил

Начинающим авторам свойственно бросать своих персонажей. Да, такое встречается на каждом шагу. Если главного героя они более-менее ведут по сюжету, то со второстепенными просто беда. Вводят какого-нибудь персонажа в свою историю, читатель его запоминает, ждет, какую роль он сыграет в сюжете, а он больше не появляется — автор то ли забыл про него, то ли забил на него. Линии персонажей обрывать нельзя! Существует негласное правило — если вы дали персонажу имя, значит, он должен сыграть какую-то роль в вашей книге, а не просто мелькнуть в одном эпизоде и исчезнуть навсегда.

   6. Отсутствие главной идеи

Любой автор, садясь за написание книги, должен ответить на главный вопрос: что я хочу рассказать своим читателям? О чем будет моя книга? И на этот вопрос он должен отвечать постоянно на протяжении всего повествования. Многие начинающие авторы грешат отступлениями от главной темы, например, начинают произведение как историю отношений между мужчиной и женщиной, а заканчивают победой Советской армии под Москвой, полностью забив на отношения. По пути могут еще и перепрыгнуть пару раз на другие темы.

   7. Отсутствие визуализации картинки

Когда вы пишете какую-либо сцену, то должны четко себе представлять ее в своем воображении: кто где стоит относительно друг друга, относительно находящихся там предметов, кто куда может повернуться или уйти. В противном случае будет происходить то, что называют ляпом: например, персонажи беседуют перед домом, но закончив разговор, они выходят из дома. Визуализация поможет вам избежать ляпов, а читателям — сложить в голове картинку происходящего.

   8. Обилие ненужных подробностей

Начинающие авторы очень часто грешат этим недугом. Им кажется, что чем больше подробностей будет в их тексте, тем более маститыми авторами они будут выглядеть. На самом деле нагромождение подробностей сбивает читателя с толку и отвлекает от основной линии сюжета. Например, некий автор космической саги, желавший, чтобы я отредактировала ее, на трех страницах расписал, как мать 40 лет назад рожала главного героя и какие пластические операции она делала после 50 лет. Ну какое это имеет отношение к завоеванию новых планет?

   9. Излишняя образность

Образность это хорошо, но когда ее в меру и к месту. Когда же автор от предложения к предложению прибегает к этому художественному приему, текст становится перегруженным, тяжеловесным, трудным для восприятия, суть тонет в бесконечных нагромождениях эпитетов и сравнений.

   10. Использование штампов и клише

Каждый писатель так или иначе начинает с подражания. Прочитал он, к примеру, «Ведьмака», и ему захотелось написать нечто похожее. И в своем произведении он невольно начинает использовать речевые обороты, присущие жанру или конкретному писателю. Так из книги в книгу кочуют клише и штампы, и в самой книге из абзаца в абзац кочуют одни и те же описания: если это улыбка злодея, то она обязательно хищная, если это фигура женщины, то обязательно роскошная, автомобиль обязательно шикарный, а волосы струящиеся. Необходимо обогащать свой лексикон, расширять словарный запас синонимами. В конце концов, если словари синонимов онлайн, и никто не запрещал ими пользоваться.

   11. Отсутствие индивидуализации персонажей

Очень и очень часто во время чтения произведения, а именно во время чтения диалогов, без пояснений автора невозможно понять, кто из персонажей говорит. Их персонажи лишены индивидуальности, у них нет никаких психологических особенностей, особенностей речи — в диалогах это особенно хорошо проявляется. А ведь каждый персонаж это личность. Пусть несуществующая, но личность. Так или иначе каждый из них воспринимает свои черты от реальных людей. И ваши персонажи должны отличаться друг от друга так же, как живые люди отличаются один от другого.

   12. Читать только телепатам!

Очень распространенная ошибка авторов под названием «имел ввиду». Авторы в своей голове достраивают сцены и диалоги, но не переносят их на бумагу, им кажется, что раз они существуют у них в голове, значит, этого достаточно и вполне понято читателю. Но читатели не умеют читать ваши мысли! Они читают только то, что вы написали буковками, то, что они видят. Например, персонаж стоит на правом берегу реки, а в следующем абзаце он уже на левом. Как он там оказался? — «Ну, я имел ввиду, что там есть мост и он перебежал на другой берег». — Простите, а читатель-то каким образом должен понять, что там мост?

13. Впихнуть невпихуемое

Когда у автора в голове роятся мысли, то ему хочется написать и об этом, и об этом, и еще вот об этом, и о том тоже… В результате объем произведения увеличивается до невероятных размером и за количеством событий и подробностей теряется главная нить. Не стремитесь рассказать сразу обо всем, оставьте идеи на потом, вы лучше напишете еще одну книгу.

Неуверенность в себе и отсутствие мотивации

Отсутствие веры в свои силы – главная ошибка начинающих писателей. Не все отличные идеи становятся книгой, так как люди не пишут и не стремятся. Стоит ли бояться ошибок и трудностей настолько, чтобы не реализовывать мечту? Верьте в себя, в свою уникальность. Вы можете рассказать вдохновляющую историю! Не стоит слепо полагаться на мнение других людей, писать исключительно на популярные темы. Лучше написать о том, что очень интересно лично Вам. Иногда люди берутся за перо, однако нет уверенности и мотивации, в итоге – откладывают проект на годы. По этим причинам написание новой книги, нужно начинать с внутренней работой над собой и мотивацией. Признайтесь честно, нравится ли Вам писать. Если действительно нравится, необходимо отбросить все отговорки и заниматься любимым делом: поработать над организацией процесса и систематически выделять время. Пишите с целью поделиться идеями, настроением, захватывающей историей – вот верный подход, чтобы довести начатое дело до конца.

Отсутствие прагматического подхода.

Прагматический подход к написанию книг – важная составляющая успеха автора. Есть мнение: писатели долго ждут вдохновение или планируют годами, а потом создают произведение за одну ночь. Однако без разумного отношения к работе не получится превратить писательство в профессию, добиться значимых результатов, заработать денег. К примеру, Стивен Кинг имеет систематический подход: пишет по три часа в день на протяжении десятилетий. Успешные авторы, рассматривающие писательство как дополнительный источник заработка, уделяют писательству меньше времени: от часа до двух часов в день, до работы или перед сном. Наличие алгоритмов работы дает гарантию пошагового продвижения к желаемому результату. Вдохновение приходит к тем, кто упорно работает.

Болезненное восприятие критики

Болезненное восприятие критики – проблема большинства писателей, однако легче изменить свое отношение, чем менять хейтеров. Любая критика, включая неконструктивную, может пойти на пользу автору, нужно только уметь работать с разными мнениями. Неприятные комментарии не исключение: во мнении хейтера может содержаться несколько процентов правды, не говоря, об отзывах компетентных людей. Начинающему писателю полезно читать профессиональные критические статьи: анализ слабых сторон других авторов поможет найти и проработать собственные ошибки. В случае если Вы прочитали негативный отзыв и расстроились – не стоит впадать в уныние надолго, сохраняйте уверенность, будьте готовы отстаивать собственное видение. Какой бы ни была реакция на критику, самое плохое – перестать писать.

Слишком затянутое повествование

Сюжет неизданного романа начинается со знакомства с героем, каждодневным бытом, кучей родственников, потом продолжается долгими сценами с наигранными диалогами, где каждый персонаж по очереди демонстрирует характерное поведение. Когда книга не цепляет с первых страниц, интерес читателя быстро улетучивается. Спасает только четкое понимание главной идеи. Нельзя забывать о ней на протяжение повествования. Полное отсутствие деталей негативно сказывается на конечном результате – избыток вредит не меньше. С одной стороны, детали помогают лучше понять персонажа, передать атмосферу, с другой – использовать их необходимо умеренно, не перегружая читателя информацией и не забывая о главной идеи или конфликте. Описание природы, диалог, сцена, любые незначительные детали должны передавать уникальную атмосферу, эмоции персонажа, настроение сложившейся ситуации, заставлять читателя сопереживать, постепенно приближая к развязке. Иначе подобные диалоги, описания и другие детали стоит жестко сократить. Задача – не перегружать произведение, а украшать, наполнять полезной информацией.

Невнятный стиль

Из всех способов убить интерес редактора к книге стиль – самый надежный. В то время как утомительный сюжет и топорно вырезанные герои убивают интерес постепенно, страница за страницей, заунывная и невнятная манера повествования заставит отложить вашу книгу после нескольких абзацев. Почему одни книги мы читаем только один раз, а другие перечитываем снова и снова? Манера повествования, искрометный юмор, общее настроение, емкие метафоры, а может множество глаголов, придающее динамику повествованию – вот это важные компоненты авторского стиля, призмы, через которую читатель видит мир и события. Как можно работать над стилем? Уникальный стиль приходит со временем. Однако много читать и писать необходимо, чтобы прийти к нужному результату, выработать уникальную технику. Есть также другие составляющие авторского стиля – внутренний смысл текста и его актуальность, заставляющие читателя возвращаться к книге. Какую главную идею лучше вложить в книгу, чтобы она брала за душу? Может быть, о пути к себе, о свободе или равных правах для каждого? Пусть эта идея будет связующей нитью всего произведения. Не стоит писать слишком сложным и заумным языком. Живой диалог с читателем, легкая манера повествования больше помогут книге завоевать интерес и признание.

Нелогично выстроенное повествование

Логично выстроенное повествование является важным при работе над стилем. Подобно элементам сюжета, предложения, выражающие мысли, должны следовать друг за другом логически. В тех случаях, когда хочется внезапно сменить тему, можно воспользоваться разделением на абзацы. Но только одним разделением на абзацы не обойтись. Если каждый абзац в главе будет посвящен своей теме, читатель быстро оставит попытки связать все воедино. Должно быть что-то масштабное – некое связующее звено, главная мысль. И помните: каждый раз, когда меняете тему, переход должен быть логичным и последовательным.

Вымученный юмор

Начинающие писатели чувствуют необходимость в употреблении экзотических слов, последующей игре с ними. Бывает такое, что авторы не знают меры: используют перегруженные конструкции и вычурные каламбуры Например: «Прекратив наматывать круги вокруг поляны, возбужденный супружеский дуэт обосновался посреди рододендронов». Для решения проблемы нужно больше читать и больше пробовать писать смешные моменты – хороший юмор нельзя вымучить. Со временем выработается внутреннее чутье, вкус и чувство меры. Если произведение предназначено для широкого круга читателей, не будет лишним задуматься, как будет воспринят юмор.

Неуместные клише и метафоры

Когда-то каждое клише было свежей меткой фразой, емкой и убедительной, что закрепилась в языке в известном виде. Иногда стандартная формулировка и вправду подходит для выражения мыслей, однако в современной литературе безликое штампование считается признаком узкого кругозора и небольшого словарного запаса. Мало иметь хорошую фантазию, нужно еще суметь небанально описать картинку, как можно более красочно передать вкус, цвет и запах, чтобы завоевать интерес читателя. Однако избегайте перебора. Сравнения и метафоры – обороты речи, служащие для описания предметов и отражения настроение, контекста, где они употребляются. Не используйте непопулярные обороты. Например, девушка “красива, словно Крайслер-Билдинг” читатель явно не оценит. Причина: сравнение слишком отличается от общепринятых стандартов красоты. Еще одну проблему можно обозначить как “потерявшийся за деревьями лес”. В этом случае метафора затмевает собой то, что вы стремитесь подчеркнуть. Подобное происходит, когда для нее нужно отдельное объяснение и погружение в контекст; к тому времени, как читатель полностью нарисует у себя в голове картинку, он уже забудет, что же она описывала.

Отсутствие конфликта и четкой структуры произведения

Пример: «пушистые белые облака летели по голубому бескрайнему небу». Подобные рассказы нравятся публике, интересующейся пейзажами или красочными описаниями природы. Однако чаще читатели ожидают интригу, конфликт. Пусть даже речь идет о несложной истории, вроде Винни-Пуха: как он застрял на выходе из норы Кролика. История структурируется следующим образом: завязка, кульминация, развязка. Когда история длинная, волна элементов повторяется несколько раз, создавая ритм повествования. Нет конфликта, четкой структуры – получится скучный текст. Даже в самых безумных мирах и сюжетах есть чёткая логика, поэтому не стоит пренебрегать этим элементом. Знайте, конфликт – это не только война на уничтожение, например, спор в очереди в магазине о смысле жизни – тоже конфликт, вполне возможно, не менее цепляющий.

Неотредактированный текст

После завершения написания книги, настаёт следующий этап – редактирование, которое на практике может занимать даже больше времени, чем написание. На этапе редактирования удаляется все лишнее, вычеркиваются пустые предложения, у Вас также будет время и возможность жестоко расправляться со штампами и клише. Приводите книгу в порядок, ведь за ошибками, перегруженными описаниями и сложным языком, несмешным юмором читатель не увидит красоты истории, ярких персонажей или потеряет нить повествования. Дополнительная работа с текстом никогда не бывает лишней, даже если автор считает иначе. Некоторые ошибки и упущения остаются незамеченными. Логичный итог редактирования – гладкий интересный текст.

Художественная литература — это прежде всего язык, а язык — это слова. Чтобы донести свои мысли до читателей, у автора в арсенале есть множество слов, проверенных временем. Главное — правильно их использовать, что не у всех начинающих писателей получается сразу. В этом посте описаны типичные ошибки, связанные с употреблением редких слов, фразеологизмов и знаков препинания. Личный опыт был подкреплен тезисами из очень дельной новинки «Как написать книгу, чтобы ее не издали».

Редкие слова



Как написать книгу, чтобы ее не издали

Начинающие писатели часто уверены, что гении используют лишь малоупотребительные слова из недр словаря. Безусловно, в книгах встречаются слова, которые мы не употребляем в повседневной жизни («сказал я, завороженный»). Но лексические единицы, привлекающие внимание своей редкостью, на самом деле отвлекают внимание от сюжета.

Забрасывая читателя малоупотребительными словами, автор словно играет с ним в пинг-понг: отобьет — не отобьет, поймет — не поймет. И если очередное слово будет значить для читателя не больше, чем какой-нибудь «сртарййаодёр», он озадачится и потеряет нить повествования.

Это вовсе не значит, что вам нужно самому себе заткнуть рот и ориентироваться на словарный запас пятиклассника.

Нет ничего плохого в том, чтобы время от времени обогащать читательский лексикон.

Однако это допустимо лишь в том случае, когда выбранное вами слово наиболее полно выражает вашу мысль. Обычно использование таких слов, как «сооружение» вместо «здание», ничего не сообщает читателю, кроме того факта, что вам известно слово «сооружение».

Незнакомые слова

Употреблять слова, которые не знает читатель, — плохая идея. Но это можно хоть как-то объяснить. А вот употреблению слов, которых не знаете вы сами, никаких оправданий нет. Люди, далекие от мира литературы, недоумевают, как такое вообще возможно. Но такое действительно происходит с завидным постоянством.

Почти верное употребление слова или употребление другого слова почти как правильного равносильно почти владению языком.

Может показаться, что случайная оговорка не столь важна, но язык вашего произведения — платье, в которое одета ваша книга, поэтому говорить «игристый», когда вы имеете в виду «игривый», равносильно тому, что вы пришли на прием, надев нижнее белье вместо костюма.

Единственное, что можно посоветовать в таком случае — больше читать. Самых разных книг. Можно хранить верность любимому автору или читать романы только определенного жанра. Однако, расширяя свои литературные вкусы, вы узнаете много новых слов, и ваш словарный запас будет неизбежно (хоть и медленно) пополняться.

Устойчивые выражения

Носителей языка всегда отличает уверенное использование фразеологизмов. Ошибки в употреблении идиом сразу укажут читателю на то, что вы с ним из разных стран (а может, и с разных планет). Неправильно употребляя отдельные слова, вы можете прослыть безграмотным, но, путаясь во фразеологизмах, вы выглядите как человек, не владеющий языком вообще.

Хорошая новость: вы живете в век, когда под рукой всегда есть Google, даже если нет словаря. Сомневаетесь по поводу устойчивых выражений — посмотрите в интернете, как правильно их употреблять. Если выражение, которое вы забиваете в поиске, не ведет вас к тысячам ссылок, возможно, оно вовсе и не устойчивое и вы что-то перепутали.

Клише и штампы

Клише стали таковыми неслучайно. Когда-то каждое из них было свежей и меткой фразой, которая описывала что-либо так емко и убедительно, что закрепилась в языке именно в этом виде.

Порой стандартная формулировка и вправду идеально подходит для выражения мыслей.

Сказать, что кто-то выглядит сногсшибательно, бывает очень кстати, чтобы не отвлекать внимание от повествования. Но есть критическая масса клише, превысив которую вы рискуете убить свое произведение. Штампованные слова давно затерлись, утратили свое истинное значение. Фраза «красива, как картинка» не вызывает у нас никаких образов и в лучшем случае означает просто «красива», а в худшем вовсе ничего не означает

Клише получили такое широкое распространение, потому что обозначают наиболее общие понятия и очень поверхностны. По этой же причине они совсем не подходят для передачи нюансов, индивидуальных особенностей.

Избегайте банальностей при описании ключевых моментов.

Клише — большие мазки на вашем полотне, и годятся они для чего-то знакомого, хорошо известного. Но не позволяйте им проникать в описание кульминационных моментов или сокровенных чувств ваших героев.

Знаки препинания

Из всех знаков препинания восклицательным знаком злоупотребляют чаще всего. В то время как запятые в рукописях появляются случайным образом (в наши дни такое происходит все чаще), а длинные тире — совершенно без надобности, основной удар принимает на себя именно восклицательный знак.

Случаев, где на самом деле уместен восклицательный знак, не так уж много; обычно это реплики диалогов.

Впрочем, даже в разговорах нужно соблюдать сдержанность и употреблять восклицания, если только герой действительно кричит. Вот пример оправданного использования восклицательного знака.

Двери лифта открылись, и прямо на Джона прыгнул рычащий тигр. «Ааааа!»

Чрезмерное использование восклицательных знаков обесценивает их эмоциональность, опускает до статуса точки — всего лишь графического символа, означающего конец предложения. Куда более сильны они, когда их немного. Тогда читатель реагирует на каждый из них, увлеченно кивая, чувствуя напряжение и в итоге проникаясь важностью происходящего. В череде обыденных действий восклицания выглядят неуместно — все равно что подчеркнутые предлоги.

В любой ситуации, не связанной с сиюминутной физической опасностью или величайшим удивлением, подумайте дважды, прежде чем ставить восклицательный знак. Если вы подумали дважды и все же решили его поставить, подумайте трижды — и еще столько раз, сколько вам понадобится, чтобы его наконец удалить.

По материалам книги «Как написать книгу, чтобы ее не издали».

Картинки: источник.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:

Интересное по теме:

  • Основные ошибки лидера
  • Основные ошибки егэ история
  • Основные ошибки лжеца
  • Основные ошибки егэ английский
  • Основные ошибки коуча

  • 0 0 голоса
    Рейтинг статьи
    Подписаться
    Уведомить о
    guest

    0 комментариев
    Старые
    Новые Популярные
    Межтекстовые Отзывы
    Посмотреть все комментарии