ОШИБКИ МЕДИАТОРОВ
Здравствуйте! Я Кайрат Тулекеев, эксперт медиации и переговорного процесса, тренер профессиональных медиаторов. Мной разработаны авторские технологии проведения обучающего процесса и проведения процедуры медиации, подготовлено около полутора тысяч профессиональных медиаторов, которые успешно осуществляют свою профессиональную деятельность и, за последние пять лет провели уже более 100.000 процедур медиации. Технологии проведения переговорного процесса я назвал «экспресс-переговоры», соответственно «экспресс-медиация». Эти технологии позволяют урегулировать спор в течение 15 минут и успешно зарекомендовали себя на рынке медиации в Казахстане.
Конечно, далеко не у всех все сразу получалось. И я бы хотел сегодня рассмотреть три основных момента:
1 — основные ошибки начинающих медиаторов;
2 — правило работы медиатора;
3 — 10 шагов медиативного процесса.
Итак, если говорить об основных ошибках медиаторов, то можно начать уже с момента, когда кандидат только рассматривает вопрос прохождения обучения и освоения новой профессии — медиатора. И в этот момент, некоторые кандидаты, допускают ошибки.
Первая ошибка: они не готовы вкладываться в своё профессиональное обучение и с целью экономии денежных средств, ищут очень доступные курсы подготовки медиаторов, а лучше бесплатные. Они забывают, что качество дешевым быть не может. Такие люди, увлекшись поиском дешевого, упускают из вида Закон «О медиации». Не уточняют, что за организация предлагает обучение, зарегистрирована ли она в юстиции, если у данной организации официальный сайт, Реестр медиаторов, сколько там человек, реально осуществляющих деятельность медиатора и т.д. Потом, пройдя мнимое обучение, остаются без Реестра, без команды, без тренерского сопровождения и, просто растворяются в «толпе». В такую ловушку попадают многие. Вот это самая первая ошибка.
Вторая ошибка: непосредственно связана с тем, что на обучении будущий медиатор сопротивляется тренерской информации, практике, о которой говорит тренер. Следовательно, упускает суть медиации. Дело в том, что согласно Закону «О медиации», претендовать на звание профессионального медиатора, могут кандидаты с высшим образованием. Зачастую, это люди с большим практическим опытом в юриспруденции и я согласен, что они очень опытные юристы. Однако, ознакомившись с Законом «О медиации», вводят себя в заблуждение, считая, что это обычное право. А ведь это совершенно новое направление, не обычное право. Медиация — это совершенно новая площадка, то есть альтернативное суду урегулирование споров и конфликтов. Это вторая ловушка.
Третья ошибка: новоиспеченный медиатор просит, чтобы его определили к тому или иному опытному медиатору на стажировку, чтобы можно было бы присутствовать на процедурах медиации и посмотреть, как проводить процедуру медиации. Это неправильный подход потому, что это очередная ловушка. Каждый человек индивидуален и проводит медиацию, опираясь на свою психологию, способности, мышление, на внутренние ресурсы, на природные качества и естественно, что новичок встраивает себе в голову именно увиденную модель. Но он не сможет так же провести процедуру медиации. Его задача создавать свою практику.
Четвертая ошибка: некоторые медиаторы не хотят изменяться, они не хотят адаптироваться к рынку. У них появляются вопросы: А кто мне даст работу? Сколько мне будут платить? Где будет мой кабинет и где мой секретарь?
Медиатор — это само занятое, независимое физическое лицо, получает только гонорар от участников процедуры медиации. Он должен быть эрудированным, иметь способность вести переговоры, обладать ораторским мастерством. Медиатор должен вести активную разъяснительную работу в обществе, участвовать на собраниях, на круглых столах, инициировать встречи с населением, встречаться с руководством и персоналом предприятий, доводить до них информацию о возможностях медиации. Вот тогда появляется клиентская база медиатора.
Самое первое, что необходимо медиатору – стать известным в обществе человеком. А это возможно, только при публичных выступлениях.
Игнорирование психологических тонкостей
«Если метафорично представить любой конфликт, то это словно разговор на разных языках. Оттого, что стороны не понимают друг друга, возникают негативные эмоции, которые и ведут к печальным результатам в любых отношениях.
Получается, что медиатор — это некий переводчик между людьми. Какие же ошибки он может допустить?
1. Метафорически не знать языка, который сможет «договорить» именно эти стороны. По факту — не осознавать психологических особенностей разных возрастов, не понимать типажей личности участников конфликта.
2. Не знать корня проблемы перед встречей, не выяснить глубинные причины конфликта. Ведь конфликт берет начало задолго до того, как приходит медиатор.
3. Мало задавать вопросов обеим сторонам, больше говорить самому.
4. Принимать только одну сторону, игнорируя желания и интересы другой.
5. Не знать вторичных/скрытых выгод сторон.
6. Перед решением конфликта не знать стиля поведения обеих сторон: нападение, замирание или избегание.
7. Не учитывать разницу поколений X, Y, Z. Есть очень важные различия в восприятии жизненного уклада и ценностей.
8. Не дать время на обдумывание обеим сторонам новых обстоятельств, открывшихся с помощью медиатора, на проживание эмоций, которые возникли в результате встречи.
9. Не показать явные и неявные выгоды обеим сторонам в случае примирения.
10. Не дать возможности поочередно высказать свое видение ситуации обеим сторонам.
11. Не зафиксировать вслух на встрече каждый шаг от обеих сторон, который был совершен с целью примирения. То есть важно озвучить все, даже мелкие, попытки урегулирования ситуации, похвалить стороны за проделанную работу».
Недоработки при заключении медиативного соглашения
«Чаще всего ошибки появляются, если медиатору не удалось найти нужные вопросы, снизить градус эмоций, выяснить важную для решения спора информацию, установить глубинные причины конфликта. В результате посредник не выполняет важнейшей функции — помощи сторонам в поиске оптимального решения.
Любое медиативное соглашение должно проверяться на его реальность и исполнимость — в противном случае конфликт с легкостью может возникнуть повторно. Важно учитывать и то, что недостаточная проработка условий соглашения с юридической точки зрения может привести к его признанию недействительной сделкой.
Обращаю ваше внимание на судебную практику, в ходе которой выявлялись проблемы заключенных медиативных соглашений.
-
В деле № А60-70300/2017 медиативное соглашение затронуло интересы лица, которое не принимало участия в процедуре медиации, что, конечно же, является существенной ошибкой. В медиации должны участвовать все стороны спора и лица, принимающие решения.
-
В деле № А56-67268/2020 дефект в полномочиях подписанта медиативного соглашения привел к недействительности самого соглашения.
-
В делах по оспариванию отказов банков в исполнении медиативных соглашений — № А40-164020/21, № А40-242687/20 — суды пришли к выводу, что не доказана реальность договорных отношений, а следовательно, медиативное соглашение стало инструментом злоупотребления правом, направленным на создание искусственной задолженности.
-
В банкротном деле № А59-1019/2018 при рассмотрении вопроса о включении требований в реестр на основании медиативного соглашения суд исследовал всю цепочку взаимоотношений сторон по делу и пришел к выводу, что не подтверждено реальное выполнение работ, а значит, не подтверждено и наличие первоначальной задолженности. Все документы по передаче задолженности были названы недействительными.
-
В деле № А73-16648/2018 суд округа подтвердил, что заключение медиативного соглашения не может служить способом повышения очередности удовлетворения требований кредитора, аффилированного с должником, если сама по себе задолженность признана компенсационным финансированием должника.
-
В деле № А33-23579/2015 суды не стали утверждать медиативное соглашение, поскольку ранее должник отказался от его исполнения. Доводы сторон о том, что соглашение вступает в силу с даты его подписания и новирует обязательства сторон, признаны необоснованными.
На мой взгляд, не в каждой этой ситуации можно говорить об ошибках медиатора. Но в ряде случаев медиатор мог помочь избежать рисков оспаривания медиативного соглашения — путем проверки сведений из ЕГРЮЛ, анализа сведений о судебных спорах (kad.arbitr.ru) и т. д.
Рекомендую медиаторам проявлять внимательность при проведении процедуры — во избежание использования примирительной процедуры как инструмента злоупотребления правом и обхода законодательства. Советую анализировать ответы участников медиации на предмет действительности обстоятельств спора, о которых они рассказывают, а также осуществлять хотя бы минимальную проверку полномочий сторон и публичной информации (о судебных спорах, о принадлежности имущества, об арестах и ограничениях и др.).
Как представляется, юридический due diligence своими силами или силами привлеченных юристов поможет обеспечить эффективность медиативного соглашения и обезопасить как стороны конфликта, так и самого медиатора».
Неумение организовывать переговоры
«Медиация довольно подробно урегулирована специальным законом, и многие ошибки связаны с нарушением его положений. К сожалению, бывают случаи, когда медиаторы не соблюдают конфиденциальность полученной информации. Для любого такого обнародования обязательно согласие обеих сторон. Иногда медиатор без согласования публично сообщает о предложении одной из сторон — это тоже грубая ошибка.
Большинство же ошибок связано с недостаточной психологической грамотностью медиатора. У человека, выполняющего эту важную работу, не должно возникать желания самоутвердиться за счет своих доверителей. Его главная цель — достижение гармонии между сторонами спора, а отнюдь не собственный пиар. Неумение слушать, низкий уровень эмпатии, принятие поспешных решений — все это приводит к срыву переговорного процесса».
Библиографическое описание:
Каратаев, И. А. Актуальные проблемы процедуры медиации в России и пути их решения / И. А. Каратаев. — Текст : непосредственный // Актуальные проблемы права : материалы V Междунар. науч. конф. (г. Москва, декабрь 2016 г.). — Москва : Буки-Веди, 2016. — С. 74-77. — URL: https://moluch.ru/conf/law/archive/224/11437/ (дата обращения: 12.04.2023).
Процедура медиации относительно новый институт в российской юридической практике, применяемый с 2011 года и являющийся альтернативной судебному порядку разрешения спора, в котором стороны прибегают к помощи медиатора — независимого лица, содействующего сторонам в разрешении конфликта и заключении медиативного соглашения, как результата благополучно осуществленной процедуры. Актуальность исследования данного способа обусловлена быстрой законодательной интеграцией данного института, наличием пробелов в законодательстве, регулирующих проведение данной процедуры и низким процентом её применяемости.
Данный правовой институт появился впервые в США в 1960-х годах, успев за это время не только прижиться, но и появиться в законодательстве ряда других стан. Если в штатах причиной появления медиации стала неспособность государственных судов обеспечить быстрое и эффективное разрешение коммерческих споров, в Европе и России становление данного института произошло путем принятия нормативно-правовых актов. Для стран европейского континента таким документом стала Директива 2008/52/ЕС «О некоторых аспектах медиации по гражданским и коммерческим делам» от 21.05.2008 г., а для России — Федеральный закон от 27.07.2010 г. № 193-ФЗ «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедура медиации)» [1] (далее — федеральный закон), который вступил в силу 1 января 2011 года.
Впервые в Российской Федерации применение медиации, как способа разрешения коммерческих споров, было закреплено в ст. 135 и ст. 158 Арбитражного процессуального кодекса РФ от 24 июля 2002 года, а также введено понятие «посредник», и у судей появилась обязанность разъяснять сторонам их право на обращение к посреднику до разрешения спора в суде.
Необходимо отметить, что в постановлении VIII Всероссийского съезда судей от 19 декабря 2012 года «О состоянии судебной системы Российской федерации и основных направлениях ее развития» отмечается приоритетность совершенствования именно примирительных процедур, в том числе медиации [2].
Несмотря на вышеизложенное и ряд преимуществ медиации, среди которых: экономия времени, неформальность и конфиденциальность процесса, возможность найти конструктивное решение, соответствующего реальному положению вещей, до настоящего времени сохранились и не решены некоторые проблемы, а также не устранены пробелы в законодательстве.
Во-первых, граждане нашей страны с некоторым недоверием относятся к такому способу разрешения конфликта как медиация, поскольку не знают или не слышали о подобной процедуре. Справедливо отмечается в научной литературе обусловленность такого поведения наших сограждан, поскольку «за годы советской власти нас приучили, что можно пожаловаться и передать спор на рассмотрение в райком, в профком, в суд и т. п. и снять с себя ответственность за принятие решения» [3]. Согласно справке «О практике применения судами Федерального закона от 27 июля 2010 г., N 193-ФЗ «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)» за 2015 год», утвержденной Президиумом Верховного Суда РФ 22 июня 2016 г. [4], за 2015 год из рассмотренных с вынесением решения (судебного приказа) 15 819 942 гражданских дел, посредством процедуры медиации спор был урегулирован в 1 115 делах (0,007 % от числа рассмотренных), а в 2014 году к помощи медиаторов стороны прибегли в 1 329 делах (0,01 % от числа рассмотренных). На основании приведенных данных можно сделать вывод о том, что востребованность рассматриваемого института и число споров, по которым стороны обратились за помощью к посреднику, остаются низкими. Однако необходимо отметить, что широкое распространение медиации и совершенствование нормативной базы по данному вопросу видится возможным только в том случае, если будут учтены такие факторы, как менталитет наших граждан, уровень их правовой культуры и правосознания. На наш взгляд, решение данной проблемы видится в активной просветительской работе органов государственной власти всех уровней, в том числе местного самоуправления, средств массовой информации и самих медиаторов.
Во-вторых, существуют проблемы и экономического характера, которые, в свою очередь, так же приводят к низкой популярности рассматриваемого института. К ним можно отнести высокую стоимость услуг профессиональных медиаторов и нежелание сторон нести дополнительные затраты. К примеру, стоимость процедуры медиации, при условии, что сторонами являются физические лица, в АНО «Уральский центр медиации» составляет 1 200 рублей в час, при этом при обращении с заявлением о процедуре медиации взимается регистрационный взнос в размере 1 650 рублей. Помимо прочего стоимость подготовки самого медиативного соглашения составляет 2 200 рублей, а если стороны захотят воспользоваться услугами специалистов или экспертов, приглашенных АНО «УМЦ» им необходимо будет заплатить еще 1700 рублей в час. Итого стоимость процедуры медиации обойдется в 6 750 рублей, при условии, что сама процедура, как и консультации специалистов или экспертов, длилась ровно час. [5]. Учитывая тот факт, что стороны могут обратиться к услугам медиатора во время судебного разбирательства до вынесения судебного решения, то есть когда истец уже заплатил государственную пошлину за подачу искового заявления, процедура медиации может оказаться слишком затратной. На наш взгляд, в качестве стимулирования сторон к разрешению спора посредством процедуры медиации будет способствовать введение на законодательном уровне возврата государственной пошлины за подачу искового заявления в размере 50 %, в случаях, если стороны решили воспользоваться процедурой медиации после подачи искового заявления, а также покрытие государством 30 % окончательной стоимости процедуры медиации.
В-третьих, в научной литературе отмечается, что одной из причин низкого распространения медиации в нашей стране является отсутствие централизованной системы альтернативной процедуры разрешения споров [6, с. 8]. На наш взгляд, необходимо не только создать централизованную систему, но сделать ее частично государственной. При создании государственных центров медиации в субъектах нашей страны рост количества обращений к данному способу разрешения споров вырастет, поскольку граждане смогут обращаться к профессиональным медиаторам, оплачивая только регистрационный взнос, о котором было сказано выше, а все остальные расходы частично или полностью сможет взять на себя государство. Поскольку общественные отношения подвержены постоянным изменениям и применение неактуальных способов по созданию благоприятных условий для разрешения спора и ведения переговоров может существенно затруднить или снизить эффективность самой процедуры, создание централизованной системы позволит постоянно повышать квалификацию медиаторов, устранять недочеты или ошибки в их деятельности как в процессуальном, так и в формальном смысле.
В-четвертых, согласно статьям 1 и 3 федерального закона процедура медиации применяется к спорам, которые возникли из гражданских, экономических, семейных, трудовых правоотношений, и в случаях, прямо предусмотренных законом, при условии добровольного волеизъявления сторон. На наш взгляд, данные положения исключают жилищные и земельные правоотношения, а также должны быть дополнены случаями, при которых стороны обязаны будут обратиться к помощи медиатора перед тем, как обратиться в суд. К таким случаям можно отнести: дела о расторжении брака; дела, вытекающие из семейных правоотношений, за исключением лишения или ограничения родительских прав, а также иных споров о детях; дела по имущественным спорам при разделе имущества; дела об определении порядка пользования имуществом. Всё это позволит разгрузить судей и будет способствовать целям процедуры медиации, а именно гармонизации социальных отношений и содействию развития партнерских деловых отношений.
В-пятых, что касается самих медиаторов: федеральный закон закрепляет общие требования к лицам, осуществляющим данную деятельность (достижение восемнадцатилетнего возраста, наличие полной дееспособности, отсутствие судимости) и выделяет среди них профессиональных (занимающихся данным видом деятельности на профессиональной основе) и непрофессиональных медиаторов. По нашему мнению, такое выделение справедливо, однако в положениях статьей 15 и 16 анализируемого нормативно-правового акта вообще ничего не говорится об образовании непрофессиональных медиаторов, в то время как в отношении другой категории посредников законодатель предусмотрел обязательность наличия высшего образования, но какого именно не указал. Такие положения нуждаются в дополнении, поскольку по смыслу федерального закона разрешением споров, к примеру, на непрофессиональной основе может заниматься гражданин, не имеющий образования. На наш взгляд, в связи с этим необходимо дополнить положения статей 15 и 16 федерального закона и указать обязательное наличие у всех медиаторов именно высшего юридического образования. Данные дополнения, во-первых, поднимут авторитет медиатора в глазах граждан, так как помощь им будет оказывать квалифицированный специалист, а, во-вторых, лицо, выступающее посредником, будет оценивать и рассматривать ситуацию не только с бытовой, но и с юридической точки зрения. Необходимо также предусмотреть в законе подведомственность дел медиаторам, осуществляющим свою деятельность на профессиональной и непрофессиональной основе. К примеру, по несложным категориям гражданских дел (дела о расторжении брака и другие) стороны смогут обратиться к медиатору, осуществляющему свою деятельность на непрофессиональной основе. Такие изменения в законодательстве позволят качественно и эффективно урегулировать спор, а также будут стимулировать медиаторов к занятию медиацией именно на профессиональной основе, поскольку профессиональный медиатор обязан получить еще и дополнительное профессиональное образование по вопросам процедуры медиации.
В-шестых, одним из принципов процедуры медиации является конфиденциальность. Согласно положениям статьей 5 и 6 федерального закона вся информация, полученная медиатором от сторон, не подлежит разглашению, за исключением случаев, предусмотренных в законе, при этом в п. 1 ч.3 ст. 69 ГПК РФ сказано, что медиаторы не подлежат допросу в качестве свидетелей. Ответственность за нарушение данного принципа медиатором законодательно не предусмотрена, но стороны могут обратиться с исковым заявлением в суд о возмещении вреда, причиненного разглашением конфиденциальной информации. На наш взгляд, отсутствие последствий, в случаях нарушения данного принципа, необходимо восполнить путем введения в КоАП РФ нового состава, предусматривающего штраф, а в случаях неоднократного нарушения медиатором данного принципа — запрета на участие в процедуре медиации в качестве посредника. Такие изменения в законодательстве позволят обезопасить граждан в случаях нарушения медиаторами принципа конфиденциальности.
Итак, процедура медиации, как и законодательство о ней несовершенны, о чем свидетельствует наличие различного рода проблем, в том числе и пробелов в законодательстве. В связи с этим в настоящее время в России разрешение спора в суде — основной способ защиты нарушенных и оспариваемых прав и законных интересов. Несмотря на большое количество научных работ по исследованию альтернативных форм разрешения споров, законодатель, к сожалению, до сих пор не принимает действий по разрешению и устранению проблем, связанных с данным институтом.
Литература:
- Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации): федеральный закон РФ от 27.07.2010 г. № 193-ФЗ (ред. От 23.07.2013)//Российская газета.2010.30 июля.
- Съезд судей // Совет судей Россиской Федерации. URL: http://www.ssrf.ru/page/9085/detail/ (дата обращения: 16.11.2016).
- Ооржак Э. Ю. Медиация как альтернативный способ урегулирования спора в гражданском процессе // Материалы XIХ Международной научно-практической конференции «Деятельность правоохранительных органов в современных условиях». — Иркутск: Восточно-Сибирский институт Министерства внутренних дел Российской Федерации, 2014. — С. 312–315.
- Справка о практике применения Федерального закона от 27 июля 2010 года № 193-ФЗ «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)» за 201» (утв. Президиумом Верховного суда РФ 1 апреля 2016 года).
- Ресурсный центр медиации:: Стоимость процедуры медиации в АНО «Уральский центр медиации» // Ресурсный центр медиации. URL: http://mediators.ru/rus/regional_mediation/ural/docs2/text2 (дата обращения: 16.11.2016).
- Исаенкова О. В. Цивилистический процесс в России — основные тенденции // Вестник ТГУ. — 2016. — № 1. — С. 5–10.
Основные термины (генерируются автоматически): процедура медиации, исковое заявление, медиатор, разрешение спора, сторона, дело, непрофессиональная основа, Россия, централизованная система, Российская федерация.
Похожие статьи
Альтернативное разрешение споров в Российской Федерации
процедура медиации, разрешение спора, исковое заявление, медиатор, сторона, Россия, дело, непрофессиональная основа, централизованная система, Российская федерация. Медиация как альтернативный способ разрешения конфликтных…
Институт медиации в РФ: проблемы и перспективы
примирительная процедура, медиация, институт медиации, сторона, процедура медиации, принцип, медиатор, обязательная процедура медиации, Российская Федерация, судебное разбирательство. Актуальные проблемы процедуры медиации в России и пути их…
Эффективность семейной медиации. Почему ее надо вводить…
процедура медиации, разрешение спора, исковое заявление, медиатор, сторона, Россия, дело, непрофессиональная основа, централизованная система, Российская федерация. Институт медиации в РФ: проблемы и перспективы.
Место нотариуса в медиативном процессе | Статья в журнале…
процедура медиации, разрешение спора, исковое заявление, медиатор, сторона, Россия, дело, непрофессиональная основа, централизованная система, Российская федерация.
К вопросу о медиации как формы урегулирования…
процедура медиации, сторона, медиация, США, Российская Федерация, проведение процедуры медиации, отношение, мировое
процедура медиации, судебная система, РФ, урегулирование спора, комплекс мер, Россия, альтернативная процедура урегулирования…
Проблемы судебной медиации в современной России
РФ, процедура медиации, коммерческий арбитраж, Россия, альтернативное разрешение споров, процедура, суд, Российская Федерация, мировое соглашение, государственный суд. О механизме судебного примирения | Статья в журнале…
Судебная система как один из источников формирования…
примирительная процедура, медиация, институт медиации, сторона, процедура медиации, принцип, медиатор, обязательная процедура медиации, Российская Федерация, судебное разбирательство.
Институт медиации в современной России | Статья в сборнике…
примирительная процедура, медиация, институт медиации, сторона, процедура медиации, принцип, медиатор, обязательная процедура медиации, Российская Федерация, судебное разбирательство.
Применение института медиации в области семейного права
семейная медиация, Россия, медиация, конфликт, ряд проблем, процедура медиации, альтернативная процедура урегулирования споров, судебный процесс, Российская Федерация, разрешение.
ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ МЕДИАЦИИ Е.А. Киселева, студентка Мордовский государственный университет
им. Н.П. Огарева, г. Саранск, Республика Мордовия, Россия.
KEY ISSUES FOR MEDIATION
E.A. Kiseleva, student Ogarev Mordovia State University, Saransk, Republic of Mordovia, Russia
Аннотация. В статье дается понятие процедуры медиации, а так же раскрываются основные проблемы ее становления и развития. Анализируются факторы препятствующие становле-нию процедуры медиации в Российской Федерации.
Ключевые слова: процедура, медиация, стороны, конфликт, посредник, суд, интересы, проблема.
Abstract. The article presents the concept of mediation , as well as the basic problems of its forma-tion and development. The factors hindering the establishment of mediation in the Russian Federa-tion .
Keywords: procedure , mediation , the parties , the conflict , the mediator , the court , the interests of a problem.
Медиация – процедура примирения конфликтующих сторон путем их вступления в добровольные переговоры в присутствии нейтрального лица – медиатора (посредника) с це-лью достижения взаимопонимания и составления взаимоприемлемого соглашения. Медиа-ции можно найти применение во многих областях жизнедеятельности человека, где присут-ствует необходимость контакта с людьми — семья, работа и весь социум в целом [3, с. 67]. При проведении процедуры медиации стороны непосредственно взаимодействуют между собой, самостоятельно устанавливают временные рамки и пределы обсуждения, определяют рамки соглашения [3, с.66]. Высокая эффективность медиации определяется прежде всего ее базовыми принципами — нейтральностью, добровольностью и конфи¬денциальность.
Распространение медиации в Рос¬сии затрудняется наличием в нашей культуре уста-новки на разрешение проблем с позиции силы или власти. Поэтому основной формой разре-шения конфликтов является судебная. Этому способствуют различные факторы. Например, незначительный практический опыт применения в нашей стране процедуры медиации, не доверие институту посредничества как альтернативной судопроизводству. Иногда предло-жение использовать альтернативные формы, исходящее от одной стороны, рассматривается другой стороной как проявление слабости позиции в споре, признание вины и как средство уклонения от юрисдикции государственного суда [2, с. 249].
Чтобы снизить нагрузку судов и тем самым дать почву для развития медиации воз-можно на законодательном уровне закрепить категории дел, по которым медиация является обязательной (например споры о восстановлении на работе, признании перевода незаконным и др.) [1, С.182 ].
Посредничество (медиация), означающее урегулирование спора с помощью независи-мого, нейтрального посредника, который содействует сторонам в достижении соглашения [2, с. 245 ]. Медиатор должен обладать целым арсеналом специальных приемов, комму-никативных техник, которые помогают создать атмосферу доброжела¬тельности и сотрудни-чества. Ус¬пех медиации зависит от интуиции медиатора, а главное — и, наверное, самое труд-ное — от его умения не навязывать сторонам своего решения проблем, даже если это решение кажется наилучшим выходом из ситуации. В связи с этим возникает проблема с определени-ем статуса медиатора. Из чего вытекает следующая немаловажная проблема — проблема фак-тического отсутствия профессиональных медиаторов. Согласно Закону о медиации процеду-ры может проводиться посредниками, осуществляющими деятельность как на профессио-нальной основе, так и на непрофессиональной. Для развития и становления медиации необ-ходимо, чтобы первые базовые знания о данной процедуре юрист получал во время получе-ния высшего юридического образования.
Медиатор не несет никакой ответственности за раскрытие информации, полученной во время проведения процедуры. Законом не предусмотрено наказание, которое применя-лись бы к нему за раскрытие полученной информации. Необходимо законодательно уста-новить ответственность и конкретные санкции в отношении медиаторов за разглашение информации, полученной в ходе проведения процедуры медиации.
Немаловажной проблемой является то, что медиатор не является авторитетом для сторон. В связи с этим было бы рациональным придать медиативному соглашению силу итогового акта, подлежащего принудительному исполнению [ 1, С. 183].
Сейчас, в период особенно высокой правовой неопределенности в целом ряде областей деятельности, использова¬ние медиационных процедур может не только облегчить разрешение проблем, но и обеспечить значительное моральное удовлетворение всех участников.
Библиографический список:
- Брыжинский А.А., Худойкина Т.В. Общие задачи совершенствования негосударственного регулирования конфликтов в Российской Федерации // Вестник Мордовского университета. – 2006. – № 1. – С. 181 – 186.
- Романенко М.А. Альтернативные формы разрешения правовых конфликтов: выбор оптимальной модели // Вестник АГТУ. – 2005. – №5. – С.245–249.
- Худойкина Т.В. Применение посредничества как примирительной процедуры при разрешении правовых споров и конфликтов в России // Социально-политические науки. – 2012. – №4. – С. 67–70.
- Худойкина Т.В., Брыжинская Г.В. Переговорный процесс: психолого-правовой анализ // Paradigmata poznani. – 2015. – №1. – С.65–67.
Н. Лаврова о медиативной культуре и создании безопасной социальной среды
О том, что такое медиация и медиативный подход, об отраслях медиации и используемых подходах, а также об инструментах медиации рассказала Нина Михайловна Лаврова, заведующая кафедрой медиации и разрешения конфликтов Института практической психологии «Иматон», руководитель программы дополнительного профессионального образования ИППИ «Профессиональная медиация. Подготовка специалистов по урегулированию конфликтов и проведению примирительных процедур».
Н.М. Лаврова обозначила актуальность темы: «Наша жизнь соткана из противоречий и конфликтов. Конфликтность в обществе достигает очень высоких показателей, ежедневно мы узнаем из СМИ о семейных, школьных, бизнес-конфликтах, об обострениях политических конфликтов».
Нина Михайловна отметила, что навыки специалиста по урегулированию конфликтов и компетенции профессионального медиатора могут быть полезны широкому кругу специалистов, работающих с людьми: психологам, социальным работникам, педагогам, конфликтологам, юристам, организационным консультантам.
Процедура медиации — это способ урегулирования споров при содействии медиатора на основе добровольного согласия сторон в целях достижения ими взаимоприемлемого решения (п. 2, ст. 2, 193-ФЗ).
«После проведения процедуры медиации нет победителей и побежденных, — подчеркнула Н.М. Лаврова. — Этого никогда не бывает при судебном разрешении спора, потому что суд принимает решение и есть обязательно победитель и побежденный. Сильные чувства с отрицательным знаком, которые испытывает проигравшая сторона спора, не способствуют дальнейшему конструктивному взаимодействию сторон. Часто люди разрывают свои отношения после судебных разбирательств».
Медиативный подход — применение медиативных технологий, проведение переговоров с участием независимого посредника для урегулирования споров (конфликтов) в досудебном, судебном и постсудебном порядке.
Медиативная культура — формирование нравственных, моральных, материальных ценностей через возможности применения медиации и медиативного подхода при возникновении споров (конфликтов), информированность населения о такой возможности на досудебном, судебном и постсудебном этапе. Споры разрешаются экологично, экономятся эмоциональные, временные и финансовые ресурсы сторон спора. Также разгружается судебная система.
«По закону процедура медиации не может длиться дольше 60 дней, а суды могут длиться годами…» — подчеркнула Н.М. Лаврова.
«В 2014 году был утвержден Министерством труда профессиональный стандарт медиатора, который содержит основные компетенции для медиаторов. На основании 15, 16 статей 193-ФЗ специалисты могут действовать либо как непрофессиональные медиаторы, либо как профессиональные медиаторы — после получения образования или переподготовки по медиации для того, чтобы более детально изучить саму процедуру», — пояснила Нина Михайловна.
Она объяснила различия между профессиональной и непрофессиональной медиацией: «Согласно закону, медиатором может быть любой специалист, имеющий любое высшее образование и получивший специальную подготовку по медиации. Его возраст — не менее 25 лет, он должен быть дееспособным и не иметь судимостей. Непрофессиональный медиатор — человек, который может иметь любое образование, достигший 18-летнего возраста, дееспособный и имеющий компетенции эффективной коммуникации для урегулирования споров и отсутствие судимости».
Н.М. Лаврова обозначила правовые основы медиативной деятельности:
- Конституция РФ
- Гражданский кодекс РФ
- Семейный кодекс РФ
- Трудовой кодекс РФ
- Федеральный закон от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ»
- Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в РФ»
- Конвенция о правах ребенка
- Конвенции о защите прав детей и сотрудничестве, заключенные в Гааге (1980, 1996, 2007 гг.)
- Федеральный закон от 27 июля 2010 г. № 193-ФЗ «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)»
«Медиаторы не занимаются урегулированием споров из уголовных правоотношений, потому что в Уголовном кодексе есть свои примирительные процедуры», — подчеркнула Н.М. Лаврова.
Нина Михайловна рассказала об инструментах медиации, среди которых: технология «Карта медиации» Н.М. Лавровой, техники эффективных переговоров, искусство создания коммуникативной системы, методики применения специальных вопросов (закрытых, открытых, рефлексивных, ресурсных, стимулирующих, циркулярных, «волшебных») для достижения договоренностей на взаимовыгодных условиях.
Нина Михайловна рассказала о практике медиации при урегулировании конфликтов в США и странах Европейского Союза.
«Если говорить о семейной медиации, о медиации разводов, то она широко представлена в мире. Например, в Италии, где я обучалась системной семейной медиации в течение трех лет, законодательство отличается от российского: каждая пара, которая находится в состоянии развода, обязана пройти процедуру медиации и только после этого у них примут исковое заявление в суде», — привела пример Н.М. Лаврова.
Также в рамках мастер-класса были разобраны случаи из практики: процедуры медиации семейного конфликта, когда предметом спора являлось проживание ребенка при разводе, а также имущество.
Об этом Н.М. Лаврова рассказала на мастер-классе «Медиативная культура и создание безопасной социальной среды в обществе». Полная видеозапись мастер-класса:
ОШИБКИ МЕДИАТОРОВ
Здравствуйте! Я Кайрат Тулекеев, эксперт медиации и переговорного процесса, тренер профессиональных медиаторов. Мной разработаны авторские технологии проведения обучающего процесса и проведения процедуры медиации, подготовлено около полутора тысяч профессиональных медиаторов, которые успешно осуществляют свою профессиональную деятельность и, за последние пять лет провели уже более 100.000 процедур медиации. Технологии проведения переговорного процесса я назвал «экспресс-переговоры», соответственно «экспресс-медиация». Эти технологии позволяют урегулировать спор в течение 15 минут и успешно зарекомендовали себя на рынке медиации в Казахстане.
Конечно, далеко не у всех все сразу получалось. И я бы хотел сегодня рассмотреть три основных момента:
1 — основные ошибки начинающих медиаторов;
2 — правило работы медиатора;
3 — 10 шагов медиативного процесса.
Итак, если говорить об основных ошибках медиаторов, то можно начать уже с момента, когда кандидат только рассматривает вопрос прохождения обучения и освоения новой профессии — медиатора. И в этот момент, некоторые кандидаты, допускают ошибки.
Первая ошибка: они не готовы вкладываться в своё профессиональное обучение и с целью экономии денежных средств, ищут очень доступные курсы подготовки медиаторов, а лучше бесплатные. Они забывают, что качество дешевым быть не может. Такие люди, увлекшись поиском дешевого, упускают из вида Закон «О медиации». Не уточняют, что за организация предлагает обучение, зарегистрирована ли она в юстиции, если у данной организации официальный сайт, Реестр медиаторов, сколько там человек, реально осуществляющих деятельность медиатора и т.д. Потом, пройдя мнимое обучение, остаются без Реестра, без команды, без тренерского сопровождения и, просто растворяются в «толпе». В такую ловушку попадают многие. Вот это самая первая ошибка.
Вторая ошибка: непосредственно связана с тем, что на обучении будущий медиатор сопротивляется тренерской информации, практике, о которой говорит тренер. Следовательно, упускает суть медиации. Дело в том, что согласно Закону «О медиации», претендовать на звание профессионального медиатора, могут кандидаты с высшим образованием. Зачастую, это люди с большим практическим опытом в юриспруденции и я согласен, что они очень опытные юристы. Однако, ознакомившись с Законом «О медиации», вводят себя в заблуждение, считая, что это обычное право. А ведь это совершенно новое направление, не обычное право. Медиация — это совершенно новая площадка, то есть альтернативное суду урегулирование споров и конфликтов. Это вторая ловушка.
Третья ошибка: новоиспеченный медиатор просит, чтобы его определили к тому или иному опытному медиатору на стажировку, чтобы можно было бы присутствовать на процедурах медиации и посмотреть, как проводить процедуру медиации. Это неправильный подход потому, что это очередная ловушка. Каждый человек индивидуален и проводит медиацию, опираясь на свою психологию, способности, мышление, на внутренние ресурсы, на природные качества и естественно, что новичок встраивает себе в голову именно увиденную модель. Но он не сможет так же провести процедуру медиации. Его задача создавать свою практику.
Четвертая ошибка: некоторые медиаторы не хотят изменяться, они не хотят адаптироваться к рынку. У них появляются вопросы: А кто мне даст работу? Сколько мне будут платить? Где будет мой кабинет и где мой секретарь?
Медиатор — это само занятое, независимое физическое лицо, получает только гонорар от участников процедуры медиации. Он должен быть эрудированным, иметь способность вести переговоры, обладать ораторским мастерством. Медиатор должен вести активную разъяснительную работу в обществе, участвовать на собраниях, на круглых столах, инициировать встречи с населением, встречаться с руководством и персоналом предприятий, доводить до них информацию о возможностях медиации. Вот тогда появляется клиентская база медиатора.
Самое первое, что необходимо медиатору – стать известным в обществе человеком. А это возможно, только при публичных выступлениях.
1. Медиатор НЕ принимает решение в споре, в том числе НЕ предлагает его варианты.
Основная задача медиатора – обеспечить сторонам возможность самостоятельного урегулировать возникший между ними спор. При этом, в соответствии с п. 15.2. Правил проведения медиации, утвержденных Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 28.12.2013 № 115 (далее – Правила проведения медиации), вносить сторонам свои предложения об урегулировании спора, а также, если стороны не договорились об ином, выступать третейским судьей по спору, который являлся или является предметом медиации.
2. Медиатор НЕ может являться представителем какой-либо стороны и не может действовать в чьих – либо интересах.
Очень часто потенциальные клиенты до разговора с медиатором полагают, что он является сродни коллектора, который действует в интересах обратившегося и применяет разные способы внесудебного воздействия на должника для урегулирования спора.
Бывает и так, когда к медиатору обращается одна сторона с просьбой предложить второй стороне урегулировать спор в медиации согласно п. 1 статьи 10 Закона «О медиации». При этом вторая сторона до объяснений медиатора предполагает, что разговаривает с представителем другой стороны.
Однако медиатор является лицом независимым и не может быть представителем одной из сторон, что прямо указано в п.15.1 Правил проведения медиации.
3. Медиатор НЕ может давать правовую оценку спору.
Являясь лицом беспристрастным, медиатор не может давать заключение о перспективе разрешения конкретного спора в суде, даже если он имеет юридическое образование, опыт работы в качестве представителя или судьи или совмещает деятельность медиатора и адвоката. Отражение этого «Не» можно найти в п. 15.3 Правил проведения медиации.
4. Медиатор не может консультировать и давать советы.
Большинство «Не» связано с тем, что законодатель придал медиатору определенный статус – нейтральный и беспристрастный посредник. Именно поэтому медиатор в соответствии с п.15.4 Правил проведения медиации не может высказывать сторонам конкретные предложения по выходу из сложившейся спорной ситуации.
5. Медиатор НЕ может распространять сведения, которые стали ему известны в связи с участием в переговорах сторон в качестве посредника.
Медиация – конфиденциальная процедура. Все что станет известно медиатору не может быть вынесено за пределы той комнаты, в которой проводится медиация без согласия того лица, который озвучил информацию ( п.15.5 Правил проведения медиации). При этом если медиатор беседует с о стороной в индивидуальной беседе, то вторая сторона никогда не узнает те сведения, которые были сказаны в кокусе.
Медиатор не может раскрывать информацию, ставшую ему известной в медиации даже в судебном заседании.
Отметим, что все перечисленные ограничения не препятствуют, а только улучшают взаимодействие сторон при разрешении спора в медиации. Для все, кто попробовал медиацию, то, что раньше казалось минусом, превращается в огромный плюс.
В то время как медиация зарекомендовала себя в качестве быстрого и экономически эффективного средства урегулирования коммерческих споров, альтернативному судебному разбирательству, остается часть тех, кто рассматривают медиацию только в качестве подготовительной части перед судом. В этом и заключается главная проблема для того, чтобы ответить, как успешно урегулировать деловой спор.
Ошибка 1-посредничество-это возможность показать свои сильные стороны
Иногда стороны подходят к процессу медиации с тем же воинственным и состязательным настроением, что и к судебному процессу. Такой подход редко приводит к положительному результату для обеих сторон. По этой причине для медиации должен быть свойствен более конструктивный и примирительный подход.
Посредничества по своей природе является конфиденциальным и необязательным процессом (даже если это касается подписания юридически обязательного мирового соглашения в конце его, если будет достигнуто соглашение между сторонами), что позволяет сторонам проявлять инициативу и добрую волю без ущерба для их правовой позиции.
Так, довольно редко случается, что оппонент в процессе признает свои доводы слабыми, а доводы другой стороны — обоснованными и сильными или что было бы лучше для всех стремиться прийти к взаимовыгодному урегулированию. Нет ничего критичного в том, чтобы сказать вслух то, что все участники и так знают.
Если вы намерены успешно разрешить коммерческий спор, то для положительного и взаимовыгодного результата необходимо отойти, насколько это возможно от юридических аргументов в деле, сосредоточиться на коммерческих аспектах и общих основаниях для решения делового спора между сторонами, а также на том, с какими рисками возможно столкнуться, если в конечном итоге после медиации дело будет передано в суд.
Ошибка 2-посредника необходимо убедить в правильности своей позиции
В рамках судебных стереотипов стороны часто совершают ошибку, обращаясь к медиатору как и к судье, потратив значительное количество времени и энергии на то, чтобы убедить медиатора в позиции. Что в итоге является безрезультатным, поскольку посредник нейтрален и его роль состоит только в том, чтобы содействовать обсуждению и переговорам между сторонами.
Большинство коммерческих споров связаны с денежными средствами, и когда стороны самостоятельно выступают посредниками, появляется отличная возможность поговорить друг с другом напрямую. Тем не менее, очень редко, когда на открытых сессиях юристы одной стороны напрямую обращаются к другой стороне. Причина в том, что, как правило, есть один или два человека по обе стороны стола, которые имеют право предложить/согласиться на урегулирование – и они не являются юристами или медиаторами.
Для успешного процесса медиации обращаем Ваше внимание на то, что необходимо подготовить и привести все свои аргументы и доводы, а также представить их непосредственно ключевому лицу противоположной стороны, а не медиатору. Так, один из ответственных лиц должен выписать чек, а ответственный другой стороны должен быть готов принять его. Это единственные лица, которые являются значимыми для целей медиации.
Ошибка 3-отсутствие подготовки к делу
Еще одна распространенная ошибка, приводящая к неудачному результату в мирном урегулировании коммерческих споров, заключается в неспособности сторон должным образом подготовиться к медиации, передавая все на усмотрение юрисконсультов.
Несмотря на то что юристы, представляющие интересы сторон, в больше степени готовят документы, их клиенты также должны иметь представление о своей позиции, оценивать коммерческие аспекты дела.
Если клиент является юридическим лицом,необходимо обеспечить, чтобы лицо, участвующее в мирном разрешении делового спора, имело полномочия на представление интересов этого юридического лица в процессе. Если существуют ограничения на полномочия лица в отношении суммы, которую оно может предложить или принять, необходимо уведомить об этом другую сторону.
Наилучшим решением для обеих сторон будет предварительная подготовка к процессу урегулирования коммерческого спора. Постарайтесь заранее предугадать возможности и поведение противоположной стороны, чтобы быть готовым иметь с ними дело.
Безусловно, медиация, как мирный метод разрешения делового спора, требует специального набора навыков, который отличается от того, что необходимо для судебного разбирательства. По этой причине будет целесообразно получить консультацию от профильного юриста по медиации, чтобы максимизировать свои шансы на успех в разрешении коммерческого спора.
IQ Decision UK готовы оказать Вам услуги медиатора для разрешения споров. Узнайте больше о наших услугах, связавшись с нами по одному из контактов, указанных ниже.
Пять основных «НЕ» в работе медиатора
1. Медиатор НЕ принимает решение в споре, в том числе НЕ предлагает его варианты.
Основная задача медиатора – обеспечить сторонам возможность самостоятельного урегулировать возникший между ними спор. При этом, в соответствии с п. 15.2. Правил проведения медиации, утвержденных Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 28.12.2013 № 115 (далее – Правила проведения медиации), вносить сторонам свои предложения об урегулировании спора, а также, если стороны не договорились об ином, выступать третейским судьей по спору, который являлся или является предметом медиации.
2. Медиатор НЕ может являться представителем какой-либо стороны и не может действовать в чьих – либо интересах.
Очень часто потенциальные клиенты до разговора с медиатором полагают, что он является сродни коллектора, который действует в интересах обратившегося и применяет разные способы внесудебного воздействия на должника для урегулирования спора.
Бывает и так, когда к медиатору обращается одна сторона с просьбой предложить второй стороне урегулировать спор в медиации согласно п. 1 статьи 10 Закона «О медиации». При этом вторая сторона до объяснений медиатора предполагает, что разговаривает с представителем другой стороны.
Однако медиатор является лицом независимым и не может быть представителем одной из сторон, что прямо указано в п.15.1 Правил проведения медиации.
3. Медиатор НЕ может давать правовую оценку спору.
Являясь лицом беспристрастным, медиатор не может давать заключение о перспективе разрешения конкретного спора в суде, даже если он имеет юридическое образование, опыт работы в качестве представителя или судьи или совмещает деятельность медиатора и адвоката. Отражение этого «Не» можно найти в п. 15.3 Правил проведения медиации.
4. Медиатор не может консультировать и давать советы.
Большинство «Не» связано с тем, что законодатель придал медиатору определенный статус – нейтральный и беспристрастный посредник. Именно поэтому медиатор в соответствии с п.15.4 Правил проведения медиации не может высказывать сторонам конкретные предложения по выходу из сложившейся спорной ситуации.
5. Медиатор НЕ может распространять сведения, которые стали ему известны в связи с участием в переговорах сторон в качестве посредника.
Медиация – конфиденциальная процедура. Все что станет известно медиатору не может быть вынесено за пределы той комнаты, в которой проводится медиация без согласия того лица, который озвучил информацию ( п.15.5 Правил проведения медиации). При этом если медиатор беседует с о стороной в индивидуальной беседе, то вторая сторона никогда не узнает те сведения, которые были сказаны в кокусе.
Медиатор не может раскрывать информацию, ставшую ему известной в медиации даже в судебном заседании.
Отметим, что все перечисленные ограничения не препятствуют, а только улучшают взаимодействие сторон при разрешении спора в медиации. Для все, кто попробовал медиацию, то, что раньше казалось минусом, превращается в огромный плюс.
Источник
Медиативные технологии – способы разрешения разногласий и предупреждения конфликтов
статья
Для нашей страны медиация – это новый, альтернативный метод, урегулирования споров и конфликтов, ставший, сначала предметом обсуждения среди юристов, а затем, приобретающий все больше сторонников, готовых и способных все применять его в различных социальных сферах.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 23.81 КБ |
Предварительный просмотр:
Медиативные технологии – способы разрешения разногласий и предупреждения конфликтов
Лишь тот в совете – солнце, в битвах – лев,
Кто разумом смирять умеет гнев.
В жизни, наполненной, а порой и переполненной информацией, мы встречаемся с разными людьми, которые живут по своим принципам, стремятся к определенным целям, имеют свое мнение, чувства, мысли, настроение.
И это с учетом того, что мы тоже живые люди, со своими мыслями, чувствами, поступками, настроениями, желаниями, целями, мечтами и прочим.
Поскольку одинаковых людей не существует, время от времени мы сталкиваемся с сомнениями, опасениями, противоречиями, недопониманием, страхами.
Наши желания и потребности не всегда воспринимаются партнерами по общению так, как мы того хотим.
На этой почве возникают разногласия и споры, которые впоследствии перерастают в конфликты.
Для нашей страны медиация – это новый, альтернативный метод, урегулирования споров и конфликтов, ставший, сначала предметом обсуждения среди юристов, а затем, приобретающий все больше сторонников, готовых и способных все применять его в различных социальных сферах.
Медиация возможна, когда стороны хотят урегулировать конфликт и когда необходимо восстановить отношения людей, желающих взаимодействовать в будущем.
Основной метод – «Активное слушание».
Активное слушание — способ ведения беседы, когда слушающий активно демонстрирует, что он слышит и понимает, в первую очередь, чувства говорящего.
«Петля понимания» уточнение правильности понимания того, что сказал собеседник через использование фраз: «Если я Вас понимаю, то…», «Правильно ли я Вас понимаю, имеется в виду…». Раскрывая детально то, что Вам сказали. Пример: Как мне надоели эти уроки. Не хочу больше их делать. Правильно ли я тебя понимаю, что ты просто устал и хочешь отдохнуть.
Метод переключения, паузы. При сильных эмоциях сторон друг к другу можно «случайно» уронить что-нибудь, чтобы переключить их внимание, либо перенести встречу на другое время, место. Если эмоции проявляются в рассказе одной из сторон, используется метод вентиляции эмоций: «Я вижу вас это сильно злит…».
«Парафраз» или отражение – повторение сказанного собеседником • своими словами Пример: Я ничего не успеваю! Тебе не хватает времени.
«Открытые вопросы» использование вопросов, предполагающих свободный ответ Пример: Объясни мне, пожалуйста, за что ты получил двойку по физике? Что ты собираешься делать, чтобы исправить своё положение?
«Я сообщение» проговаривание своих эмоций и чувств, которые Вы испытываете в связи с конкретным поступком человека или событием с использованием местоимений «Я», «Мне», «Меня». • Пример: Меня очень огорчает; я расстроен.
«Резюмирование» обобщение сказанного , выделение главного в сказанном. Пример: Как мне все надоело! Меня никто не любит, я никому не нужен! Вчера посуду не помыл, в комнате забыл убраться, с мамой поссорился, она у меня телефон забрала и сказала, что не отдаст больше. Меня ни кто не понимает! Я устал! У меня ничего не получается! Ты просто поругался с мамой и из-за этого у тебя плохое настроение. Попробуй просто помириться.
Зарождающийся конфликт сам по себе неприятен, а состояние участников как психологическое, так и физическое ухудшается по мере его развития.
Вмешательство на ранних стадиях конфликта уберегло бы участников от многих неприятностей.
Однако практика показывает, что к медиации обращаются чаще в острой фазе конфликта или еще хуже, когда конфликт становится затяжным хроническим.
Медиация позволяет «погасить» жар, снять накал страстей, предотвратить импульсивные реакции участников, «открыть» им глаза на истинное положение вещей и услышать противоположную сторону.
Дальнейшие действия, равно как и предыдущие подчинены специально организованной процедуре медиации, направленной на цивилизованное разрешение конфликтов.
Технология медиации
При описании процесса медиации принято различать следующие группы техник:
1) техники рефлексивного вмешательства – направлены на установление и поддержание контакта с участниками конфликта;
2) техники контекстуального вмешательства – направлены на формирование благоприятного климата переговоров;
3) техники независимого вмешательства – обеспечивают процесс принятия решений и анализа вариантов.
Во время первой же встречи необходимо ввести правила общения во время процесса медиации, которые затем следует неукоснительно соблюдать:
- – отсутствие оскорблений, ругательств, угроз в адрес другой стороны;
- – четкое изложение фактов с предоставлением подтверждающих документов;
- – конфиденциальность – неразглашение информации, полученной в процессе медиации, в том числе в качестве свидетельских показаний в суде;
- – полная добровольность участия в медиации: каждый из участников может выйти из процесса медиации в любой момент, если посчитает дальнейшее ее проведение бессмысленным;
- – рекомендуется делить расходы на медиацию между сторонами конфликта поровну [4] .
На стадии начала медиации медиатор знакомится с участниками. В процессе медиации медиатор следит за тем, чтобы правила соблюдались участниками, создает доверительную атмосферу диалога, предлагает сторонам по очереди высказать свое мнение о ситуации.
На стадии прояснения конфликта выясняются внутренние позиции участников конфликта, ценности и позиции сторон.
На стадии разрешения конфликта обсуждаются варианты решения, на этом этапе можно использовать метод «мозгового штурма» и предложить участникам высказывать любые варианты, даже самые неожиданные. Далее происходит оценка приемлемости каждого варианта для каждой из сторон, а также преимущества и недостатки каждого варианта. Медиатор помогает участникам выработать критерии оценки альтернатив решения конфликта.
В заключении процесса медиации выбирается наиболее приемлемый вариант и составляется соглашение. Текст соглашения должен быть четким, без двусмысленностей, в позитивных формулировках (вместо «не буду делать. » надо писать «буду делать») – это облегчает выполнение соглашения сторонами. Действия сторон должны быть определены максимально четко, с описанием содержания, времени, места выполнения.
В процессе медиации могут использоваться методы бихевиоральной терапии, фаилитации, коучинга, многих психотерапевтических подходов. Медиаторы могут работать по одиночке и в парах (ко-медиация), например, с разнополыми участниками конфликта (как в случае бракоразводного процесса) могут работать медиаторы разного пола, чтобы исключить эффект гендерной коалиции.
Методы разрешения конфликта
Разрешение конфликтов возможно различными способами. Применение того или иного способа зависит как от личного опыта и интуиции руководителя, так и от глубины и драматичности сложившихся в коллективе отношений.
Кратко охарактеризуем эти методы.
1. Внутриличностные методы воздействуют на отдельную личность и состоят в правильной организации своего собственного поведения, в умении высказать свою собственную точку зрения, не вызывая негативной защитной реакции со стороны оппонента.
2. Структурные методы воздействуют на участников конфликтов, возникающих из-за неправильного распределения функций, прав, ответственности, плохой организации труда, несправедливой системы стимулирования работников и т.п. К этим методам относят: разъяснение требований к результатам работы каждого конкретного работника и подразделения в целом; наличие ясно и однозначно сформулированных прав и обязанностей, правил выполнения работы; строгое соблюдение принципа единоначалия, при котором подчиненный знает, чьи распоряжения он должен выполнять.
Установление таких критериев эффективности работы, которые исключают столкновение интересов различных подразделений и работников. Например, если премировать работников службы техники безопасности за количество выявленных нарушений правил безопасности, это приведет к дисфункциональному конфликту с производственными и эксплуатационными службами. Если же поощрять всех работников за устранение выявленных нарушений, это приведет к снижению конфликтности и повышению безопасности.
3. Межличностные методы (приспособление, уступчивость, уклонение, противоборство, сотрудничество, компромисс, принуждение) можно рассматривать в двух аспектах — внутреннем и внешнем. Внутренний аспект предполагает применение технологий эффективного общения и рационального поведения в конфликте. Внешний аспект отражает управленческую деятельность со стороны руководителя по отношению к конкретному конфликту.
В процессе управления межличностными конфликтами важно учитывать их причины, а также характер межличностных отношений конфликтантов до конфликта, их взаимные симпатии и антипатии.
4. Переговоры представляют собой набор приемов, направленных на поиск взаимоприемлемых для противоборствующих сторон решений. Переговоры возможны при условии взаимозависимости сторон, участвующих в конфликте, отсутствия существенных различий в полномочиях участников конфликта; участия в переговорах сторон, обладающих реальными полномочиями.
5. Ответные агрессивные действия — методы, являющиеся крайне нежелательными для преодоления конфликтных ситуаций. Однако бывают случаи, когда разрешение конфликта возможно только данными методами.
6. Уход от конфликта (уступки, метод бездействия, приспособление, метод сглаживания). Преимущество такого метода состоит в том, что решение принимается, как правило, оперативно. Этот метод применяется в случае ненужности данного конфликта, банальности проблемы, лежащей в основе конфликта, наличия более важных проблем, требующих своего решения, необходимости сглаживания разгоревшихся страстей, потребности выиграть время для сбора необходимой информации или когда время надвигающегося конфликта складывается неудачно.
7. Подавление конфликта (метод скрытых действий, метод быстрого решения, метод «разделяй и властвуй») — применяется, когда стечение обстоятельств делает невозможным открытый конфликт из-за боязни потери имиджа или из-за невозможности вовлечения противоположной стороны в активное противодействие.
Источник
Эссэ на тему «медиация в школе»
Московская государственная техническая академия
по курсу «Подготовка специалистов служб школьной медиации для профилактики и разрешения конфликтов в среде несовершеннолетних»
по теме «Типичные ошибки при общении со сторонами конфликта»
учитель английского языка
МБОУ СШ№5 г. Липецка
Смолякова Яна Анатольевна
Основная часть. 3
Список использованной литературы. 9
Типичные ошибки при общении со сторонами конфликта
Общение является неотъемлемой частью нашей жизни. Каждый день мы сталкиваемся с сотней людей и почти со всеми, так или иначе, нам приходится находить общий язык. Будь то поездка в автобусе, ожидание в очереди в магазине, пребывание в рабочем коллективе. Но в современном мире нарастает ожесточенность и нетерпимость друг к другу, так как система ценностей претерпевает изменения. Из этого произрастает агрессия. Мы порой не задумываемся над тем, что мы говорим, но мы всегда чувствительны и бдительны к тому, что говорят нам. В процессе общения мы узнаем интересы, взгляды и мнения наших собеседников. Зачастую мы не всегда согласны с ними или не разделяем чужую точку зрения совсем. Наш собеседник тоже не обязан разделять наши интересы и взгляды на окружающую действительность. Ведь, как известно — сколько людей столько и мнений. В следствие этого рано или поздно происходит конфликт интересов. Хотя, большинство споров и конфликтных ситуаций рождается неосознанно и спонтанно. В мире мало найдется людей, которые действительно осознанно хотят поругаться, поспорить и навредить тем самым самому себе. Но всё же разногласия в нашей жизни есть и от них никак не уйти. Но если они перерастают в конфликт, то это приносит нам немало проблем во всех сферах нашей жизнедеятельности. Как человек, выбравший для себя профессию учителя, я понимаю и осознаю, что там, где есть место людскому общению, есть и больше места для конфликтной ситуации. Каждый день дети общаются и со сверстниками, и с учителями и, безусловно, возникают вопросы, по которым они не могут найти точки соприкосновения без посторонней помощи и взгляда со стороны. Ведь порой в конфликт может перерасти даже самая незначительная, казалось бы, ссора. И моя задача, как учителя и медиатора, помочь решить и урегулировать спор и разногласия, ведь любое проявление стресса мешает учебе детей. Я должна разобраться , что такое конфликт и как себя правильно вести. Ведь мы, медиаторы, должны общаться не только с детьми, но и с их законными представителями. Помимо этого, медиатору необходимо привить детям основы добра, терпимости, этики и морали. Ведь ребенку предстоит жить в мире, где его повсюду будут подстерегать факторы, провоцирующие конфликтные ситуации.
В данном эссе я пытаюсь разобраться, что такое педагогический конфликт, как его разрешать и не совершить при этом ошибок.
Конфликт — форма взаимодействия людей, возникающая при столкновении противоположных точек зрения.
Педагогический конфликт — форма взаимодействия людей, вовлеченных в педагогический процесс, возникающая из-за противоположных точек зрения.
Конфликтная ситуация — столкновение человеческих интересов, которое создает почву для настоящего конфликта.
Исходя из этих определений, мы можем сказать, что конфликту всегда предшествует ситуация, в которой люди отстаивают свои интересы. Мы, как медиаторы и учителя, должны уметь прогнозировать конфликты. Для этого существуют сигналы, которые мы должны вовремя распознать и понять. Это эмоциональное напряжение, волнение, раздражение, страх. Но не все противоречия подростков могут вылиться в конфликт. Педагогически важно отследить эти сигналы, зарождающие конфликт и умело предотвратить его. Ведь только от взрослого и педагогически грамотного человека зависит перерастет ли ссора в нечто более серьезное или останется на уровне разговора или дискуссии. Преодоление конфликтных ситуаций возможно только при условии использования специальных психолого-педагогических знаний и умений.
Успех вмешательства в конфликт зависит от позиции педагога медиатора. Различают позицию авторитарного вмешательства в конфликт, позицию нейтралитета, позицию избегания конфликта, позицию целесообразного вмешательства в конфликт. Какую из них придерживаться каждый педагог медиатор выберет для себя сам. Я же выбираю четвертую позицию. На мой взгляд она наиболее оптимальна в школьной жизни. Ведь в данном случае я опираюсь на знание коллектива, определенных детей, имею определенные психолого-педагогические знания и умения, анализирую причины возникновения недопонимания, а самое главное — помогаю решить конфликт не с целью найти виноватого, а с целью помочь познать ребенку самого себя.
Большинство конфликтов по своей сути имеют следующие причины:
• неверная трактовка его мыслей, намерений, действий
• неправильная оценка одного человека другим
Поэтому становится ясно, что даже одна из этих причин способна породить обиду и заложить почву для конфликта. Важно знать формы поведения человека в конфликтной ситуации, его защитное поведение, чтобы вовремя устранить зарождающееся недопонимание. Это может быть агрессия, которая рождается и между учениками, и между учеником и учителем, и между учителем и администрацией, и даже направлена на самого себя.
Конфликт между учителем и учеником, называется педагогический конфликт. Причины вызывающие такой конфликт различны. Во-первых участники такого конфликта имеют разный социальный статус, разный жизненный опыт, а потому и степень ответственности за ошибки в общении будет разниться. Разное понимание содеянного, ведь учитель старше школьника и не может посмотреть на произошедшее глазами ребенка. Что касается эмоций, здесь тоже большая разница, ведь школьник не всегда может подавить бурю чувств от сказанного или сделанного. На учителя ложится контроль эмоций, а так же отказ от оскорблений. Ни в коем случае нельзя отвечать агрессией на агрессию, ведь зачастую ребенок проявляет агрессию неосознанно, как форму защиты, особенно это характерно для средней и старшей школы. Учитель так же вправе иметь плохое настроение, но это не должно отразиться на школьнике, ведь последствия плачевны и за действия и слова будет позднее стыдно. Нам надо стараться управлять эмоциями. “ Итак, эмоции требуют выхода и подобная разрядка необходима человеку. Но, как видно из предыдущего, разрядиться на окружающих — это не выход, а выходка.» (Шейнов, 1997, с.13).
Так в чем же суть урегулирования педагогических конфликтов? Конечно же ни один конфликт в мире не решить за одну минуту. Как правило, решение конфликтной ситуации подразумевает целую серию шагов. Первое что нужно сделать, это определить источник конфликта, то есть что именно произошло, из-за чего. Здесь главное — исключить фактор эмоций и четко изложить суть проблемы и затем медиатор должен сформулировать проблему и предложить варианты решения. После этого медиатор спрашивает у участников конфликта как бы им хотелось решить данную проблему, каким способом. Может у сторон найдется еще одна проблема, терзавшая их. После этого можно приступать к совместным шагам на пути к преодолению конфликта и достижению одной доброй цели. Важно помнить, что в педагогическом конфликте следует учитывать возрастные особенности конфликтующих сторон. Так же важно понять, не носит ли данный конфликт личностный характер. Необходимо проанализировать не стремится ли подросток быть на равных с учителем, не забывает ли он о своем возрасте и обязанностях. Не стоит забывать, что и учитель не может принимать ученика за равного себе. В педагогическом конфликте важно напомнить учителю, что ученик воспринимает не только его слова, но и жесты, мимику, интонацию. Не зря говорят, что не так важно, что ты говоришь, а важно как именно ты говоришь.
Итак, следует рассмотреть типичные ошибки в разрешении конфликтов. Конечно же, нельзя приступать к разрешению конфликта без выяснения причины. Также не стоит прибегать к пресловутому откладыванию конфликта, так как последствия могут быть катастрофичны. Не менее важно правильно определить оппонентов. Не стоит запаздывать с принятием решения и определением шагов действия. Как уже говорилось, эмоции сильный фактор и при работе с конфликтом не стоит забывать о работе с эмоциями конфликтующих сторон. Важно предупредить оппонентов о правилах проведения процедуры медиации, о том, что не рекомендуется перебивать друг друга, оскорблять, придираться, угрожать, лицемерить, мешать высказываться. Медиатор обязан фиксировать всё на бумаге, составлять договор примирения тут же, не откладывая в долгий ящик и не провоцируя ухудшение полученного результата.
Стоит уделить внимание и типичным ошибкам медиатора. К ним относятся: недостаточное внимание к аргументам одной из сторон конфликта, обвинение одной из сторон, предвзятое отношение к одному или всем участникам конфликта, занимание точки зрения одной из сторон конфликта, перекладывание ответственности на одного из участников конфликта, поднятие старых тем и обид, сокрытие фактов в пользу одной из сторон конфликта. Даже одна из этих ошибок может привести к затяжному конфликту или судебному разбирательству.
Источник