Основные ошибки композиции

Фото

25 октября 2015

Основные ошибки в композиции снимка и способы их избежать

Даже великолепный пейзаж может выглядеть слабо, если он снят без учёта основных правил композиции. Мы поможем избежать самых частых ошибок, чтобы ваши фотографии выглядели более профессионально.

Основные ошибки в композиции снимка и способы их избежать

Ошибка № 1: объект в кадре слишком мал

Когда в реальном мире мы смотрим на что-то, наш мозг отлично фокусирует зрение на самом важном, отбрасывая незначительные детали окружения. Но в случае плоского изображения лишние детали могут отвлечь от центрального объекта и уменьшить его значение.

Решение

Воспользуйтесь зумом объектива, а ещё лучше — сделайте пару шагов вперёд.

Часть фона не представляет ценности. www.invicton.com

Ошибка № 2: съёмка «в лоб»

Обратная ситуация возникает, если совсем пренебрегать окружением. Если вы снимаете объект «в лоб», то передаёте его внешний вид, но атмосфера остаётся за кадром.

Решение

Например, если вы снимаете в саду, интереснее может получиться не крупный план одного цветка, а вся клумба.

Цветущее поле смотрелось бы интереснее, чем один цветок во весь кадр. kajibow.blog2.fc2.com

Ошибка № 3: помещение объекта в центр

Хотя иногда фотографии с центральной симметрией смотрятся отлично, в большинстве случаев выгоднее располагать объект съёмки с учётом правила третей.

Решение

Мысленно разделите фотографию двумя вертикальными и двумя горизонтальными линиями на девять равновеликих частей. Ключевые элементы сцены поместите в силовых точках, а остальные — вдоль линий.

Так, например, линия горизонта в классической композиции отделяет нижнюю или верхнюю треть фотографии.

Более эффектное место для маяка — в левой верхней силовой точке. www.regionstavanger.com

Ошибка № 4: пустота на переднем плане

Когда вы снимаете пейзаж или натюрморт, что-то должно быть на переднем плане. Это обеспечит глубину фотографии и поможет привлечь взгляд. Так же, как и малосодержательный фон, беспредметный передний план сделает фотографию скучной.

Решение

Можно, конечно, обрезать уже готовый снимок. Однако лучше скомпоновать фотографию правильно ещё до щелчка. В большинстве пейзажей найдётся то, что сделает акцент на переднем плане: куст, скала или следы на песке. В случае натюрморта ваша забота — расположить всё в нужных местах.

На переднем плане не хватает объекта, который привлёк бы внимание. aircrashsites.co.uk

Ошибка № 5: неряшливый фон

Фотографии, сделанные в спешке, часто бывают испорчены лишними объектами на заднем плане.

Решение

В первую очередь следует взять в привычку уделять фону не меньше внимания, чем объекту съёмки на переднем плане. Окиньте взглядом всю область изображения прежде, чем нажать на кнопку.

Если фон не важен, можно сильнее открыть диафрагму, чтобы уменьшить глубину резкости и получить размытый фон.

Размытие несущественного фона позволяет сконцентрироваться на главном объекте съёмки. psdpng.ru

Ошибка № 6: отсутствие связи между элементами изображения

Хотя отсутствие логической связи может привнести некоторый сюрреалистический аспект в вашу фотографию, обычно лучше получаются те снимки, где объекты работают сообща.

Решение

Используйте линии разделения правила третей. В пейзажной фотографии тропинка, расположенная вдоль одной из вертикальных линий, проведёт взгляд от переднего плана к потрясающему виду на фоне. А в случае натюрморта в кадр не должны попасть предметы, не имеющие отношения к снимаемой сцене.

Тропинка проводит взгляд через всю сцену. www.frangallo.com

Ошибка № 7: заваленный горизонт

Ошибка очевидная, но всё же очень распространённая. Наклонная линия горизонта лишь изредка придаёт художественную ценность. Чаще она только отвлекает. Поэтому следует предпринимать максимум усилий, чтобы её избежать.

Решение

Существуют камеры с встроенным электронным уровнем. Если такого нет, можно использовать строительный уровень, это особенно удобно при съёмке со штатива. Но даже без дополнительного оборудования можно ориентироваться по линиям сетки.

В крайнем случае используйте фоторедакторы, чтобы исправить готовые фотографии.

Заваленный горизонт не спасает скучный пейзаж.

Ошибка № 8: невнимание к цвету

Гармония важна не только в геометрии, но и в цвете. Удачным может получиться снимок, где цвета противопоставлены друг другу, например красный мак в поле нейтрального пшеничного цвета против зелёного леса на заднем плане. Но подобные цветовые контрасты могут работать и против вас, когда ярким оказывается нежелательный объект или объект в неудачной части кадра.

Решение

Яркий акцент стоит располагать в силовой точке (правило третей). Следите, чтобы в кадр не попадали другие яркие объекты, отвлекающие внимание от центрального предмета съёмки. Но, если это всё же произошло, можно попробовать перевести изображение в ч/б.

Акцент сделан правильно: всё внимание – на кота

Базовые ошибки композиции в фотографии

Исправьте любые недостатки фото в программе «ФотоМАСТЕР»!

Для Windows 11, 10, 8, 7 и XP. Быстрая установка.

Исправляем ошибки, допущенные при съемке

Анна Сафонова

Научиться делать отличные кадры может каждый. Для этого даже не надо ходить на курсы и покупать дорогое оборудование — достаточно освоить основные правила построения фотокомпозиции. Сегодня мы предлагаем вашему вниманию подборку базовых ошибок, которые совершает каждый второй начинающий фотограф. Учтите эти простые моменты при создании своих работ, тогда вы в разы повысите свое мастерство фотосъёмки.

Ошибка первая. Нет сюжетного центра.

У каждого фотоснимка должен быть свой сюжетный центр. На крупном портрете — это глаза модели; на фотографии, сделанной в полный рост, — её лицо. В отдельных случаях сюжетный центр может быть разделен и расположен в разных местах снимка. Но даже здесь важно проследить за тем, чтобы все составляющие композиции взаимодействовали друг с другом. В противном случае фотография получится захламленной, и зритель не поймет вашей задумки, так как главный объект потеряется в кадре.

ошибки композиции в фотографии

При изучении уже сделанной фотографии вы поняли, что на ней присутствует не один, а несколько сюжетных центров? Ситуацию можно исправить с помощью функции кадрирования. Чтобы ею воспользоваться, вам нужно скачать ФотоМАСТЕР. В программе перейдите в меню «Композиция» и выберите одноименную опцию. С помощью рамки обозначьте границы обрезки. Если на фотографии запечатлен объект в движении, то оставьте место для маневра.

нет сюжетного центра

Ошибка вторая. Объект в центре кадра.

Если вам хочется создать яркий и динамичный снимок, то постарайтесь не размещать главный объект в центре кадра. С вероятностью в 95% фотография получится неповоротливой и скучной.

объект в центре кадра

При проведении съемки вспомните о правиле золотого сечения. Мысленно разделите будущий кадр двумя вертикальными и двумя горизонтальными линиями. Места, где они пересекаются — это сильные точки, которые всегда привлекают взгляд. Постарайтесь поместить все важные объекты рядом с ними, тогда успех будет гарантирован.

Своевременно не задумались о расположении элементов в кадре? Не беда! Воспользуйтесь уже знакомой функцией кадрирования. В раскрывающемся списке выберите подходящую сетку, а затем расположите ее на фото так, чтобы все важные элементы находились рядом с линиями.

кадрирование

Ошибка третья. Заваленный горизонт.

Этот досадный дефект периодически встречается в работах не только начинающих фотографов, но и профессионалов. Выявить его очень просто — линия горизонта на таких снимках расположена не параллельно нижней и верхней границе кадра, а уходит куда-то в сторону. Особенно ярко этот недостаток всегда виден на пейзажных фотографиях.

завален горизонт

Предотвратить появление дефекта можно с помощью опции «Электронный уровень», которая встроена в большинство современных фотоаппаратов. Если же заваленный горизонт удалось обнаружить только постфактум при просмотре фотографий на ПК, то запустите «ФотоМАСТЕР». В меню «Композиция» выберите опцию «Геометрия». Включите сетку, а затем начните передвигать бегунок на шкале «Поворот» до тех пор, пока не выровняете горизонт.

поворот фотографии

При редактировании пейзажных фотографий проследите за тем, чтобы горизонт не находился точно посередине фото. Если небо выглядит эффектно, располагайте линию ниже, если же на фото выигрывает поле, то ее лучше сдвинуть вверх. Так вы сможете сделать акцент на более интересной части фотографии.

Ошибка четвертая. Невыгодные цветовые акценты.

Фотографии, на которых есть яркие цветные детали, всегда привлекают внимание. Но красочные элементы тоже могут сыграть с вами злую шутку. Удачным кадр можно назвать только в случае, если основные цвета контрастны друг другу. Например, на фото, сделанном на пляже, — это голубое небо и желтый песок. Если же на фотографии присутствуют нежелательные вещи других, более насыщенных цветов, то это может стать настоящей проблемой и очень сильно отвлекать внимание от вашей изначальной задумки.

цветовые акценты

В программе «ФотоМАСТЕР» вы можете приглушить или усилить любой оттенок. Для этого перейдите в меню «Улучшения» во вкладку «Цвета» > «Насыщенность». Для уменьшения насыщенности потяните бегунок на шкале нужного цвета влево, для усиления — вправо.

настройка насыщенности

Если изменения затронули не только нежелательный предмет, то перейдите в меню «Ретушь» и воспользуйтесь инструментом «Корректор». Мышкой выделите предмет, а затем убавьте его насыщенность.

Конечно же, это далеко не полный список ошибок, которые могут испортить любую, даже, казалось бы, самую гениальную идею. Но учитывая эти простые моменты, вы сможете сделать ещё один шаг на пути к созданию профессиональных фотокадров, а «ФотоМАСТЕР» поможет вам в этом. Установите софт и убедитесь, редактирование фотографий и создание идеальных кадров — это проще, чем кажется на первый взгляд.

Я видел фотографов, которые допускают много ошибок в композиции. Это не критика – все мы время от времени ошибаемся. Но понимание и исправление ошибок является ключевой частью усовершенствования навыков в композиции. Здесь описаны наиболее распространенные ошибки, которые я встречал.

ошибки композиции

Ошибка №1: изучить правило третей и ничего другого

Правило третей – это базовая теория композиции, которую обязательно нужно понимать. Но некоторые фотографы допускают ошибку, никогда не пытаясь выучить что-то новое.

Например, взгляните на фото ниже. Дерево расположено на пересечении линий, созданных делением кадра на трети согласно правилу третей.

ошибки композиции

Но является ли правило третей единственным принципом построения композиции на этой фотографии? Нет, не является. Давайте посмотрим на другие факторы.

  • Вокруг дерева есть негативное пространство. Это создает место для воздуха и ощущение пространства.
  • Дерево является главной точкой фокусировки и ни с чем не конкурирует.
  • Холмы на заднем плане выглядят бледно из-за погодных условий (во время съемки шел дождь), придавая сцене глубину.
  • Я использовал длинную экспозицию (125 секунд), чтобы размыть воду и листву на дереве, добавляя ощущение движения или течения времени.
  • Я преобразовал фото в черно-белое для создания драматического эффекта.

Как видите, с точки зрения композиции на фотографии происходит гораздо больше, чем просто размещение дерева согласно правилу третей. Как только вы поймете, как работают эти идеи, вы сможете использовать их в других фотографиях и одновременно усовершенствовать свои навыки в композиции.

Ошибка №2: не включать в кадр интересный передний план

Это распространенная ошибка в пейзажной фотографии и некоторых документальных фотографиях. Это происходит потому, что фотографы в этих жанрах часто используют широкоугольные объективы, которые обычно включают множество деталей композиции.

Идея интересного переднего плана может быть трудной концепцией, чтобы понять ее сразу, но она имеет смысл, когда вы начинаете думать о ней.

Например, я сделал следующую фотографию на объектив 14 мм (широкоугольник для камеры APS-C). Я хотел рассказать историю о паре на рынке. Использование широкоугольного объектива помогло мне включить контекст – горы овощей на переднем плане, которые продавала пара. Овощи обеспечили интересный передний план и поддержали историю.

ошибки композиции

Та же идея была применена для пейзажа, снятого на широкоугольный объектив. На фото ниже руины выступают в качестве главного объекта. Цветы на переднем плане добавляют интерес в нижней части кадра.

ошибки композиции

Ошибка №3: не уделять достаточного внимания фону

Четкие фоны часто встречаются в документальных стилях фотографии, и могут поддержать историю о главном объекте. Например, на фотографии ниже главным объектом являются три мужчины – парикмахер, его клиент и мужчина, смотрящий в камеру.

ошибки композиции

Детали на заднем плане поддерживает объект съемки и помогает рассказать историю. Мы можем рассмотреть каждый предмет от стены позади мужчины до инструментов парикмахера. Эти детали являются интересной и важной частью фотографии.

Иногда требуется противоположный подход, и задний план следует размыть, чтобы устранить отвлекающие элементы. Понимание того, когда нужно размыть задний план, а когда оставить в резкости, также является одним из составляющих мастерства фотографа. На некоторых портретах (как приведенный ниже, сделанный с диафрагмой f/1.8) вы можете использовать широкую диафрагму, чтобы размыть фон и удалить детали, которые могут отвлекать от модели.

ошибки композиции

Ошибка, которую допускают некоторые фотографы, заключается в том, что они не задумываются о таких вещах, и уделяют внимание только тому, чтобы фон соответствовал объекту.

Ошибка №4: не проработать объект

Заключительная ошибка в композиции – не работать над объектом. Это означает, что вы делаете много фотографий до тех пор, пока не исчерпаете творческие возможности. Иногда это всего 3 или 4 фотографии, а иногда 20 или 30. В любом случае, идея состоит в том, чтобы исследовать разные ракурсы и возможности композиции.

Причина в том, что первый ракурс, который вы используете, не всегда наилучший. Если у вас есть возможность, будет полезным попробовать различные ракурсы, фокусные расстояния и, возможно, даже разные значения диафрагмы и выдержки.

Здесь вы можете применить одну из концепций, о которых шла речь в этой статье ранее. Спросите себя: “Как я могу сделать фотографию еще интереснее?”.

Возможно, следует уделить внимание фону. Возможно, нужно добавить интересных деталей на переднем плане. Может быть, фотографии нужно немного негативного пространства  или использование длинной выдержки, чтобы размыть ее часть. Ответы зависят от объекта  и от того, сколько у вас есть времени, чтобы исследовать его.

Пример работы над сценой

Вот пример. Ниже вы видите четыре фотографии интересного здания. В каждом снимке использован другой ракурс и композиция. Они были частью серии из 25 фотографий, которую я сделал, убедившись, что «выжал» из сцены все.

ошибки композиции

ошибки композиции

ошибки композиции

ошибки композиции

Заключение

Существует много ошибок, которые можно дорустить, когда речь заходит о композиции в фотографии, но это самые распространенные из них, которые я встречал.

Автор: Andrew S. Gibson

Перевод: Татьяна Сапрыкина

Недавно я наткнулась на очень классный видеоролик об ошибках в композиции от фотографа Эвана (Evan 5ps). Это короткое видео можно увидеть чуть ниже. Ошибки, о которых речь идет в видео, делает почти каждый начинающий фотограф. Композиция является ключом к выигрышному снимку, так что эту проблему стоит рассмотреть подробнее.

Вы когда-нибудь задавались вопросом, почему снимок можно назвать хорошим, а до классного он не дотягивает? А ведь даже небольшие перемены в композиции и ракурсах могут все кардинально изменить. Если вы будете знать, как выявить эти ошибки на раннем этапе, то станете более собранными во время фотосъемки и начнете обращать внимание на детали, которые сделают эти снимки по-настоящему поразительным.

Эван говорит о четырех элементарных ошибках. Мы разберем их одну за другой, так что в следующий раз, когда у вас возникнет такой вопрос, вы будете точно знать, что нужно подправить.

1. Размер объекта или два объекта сразу

В первую очередь волноваться вам надо даже не из-за освещения — его можно зачастую можно поправить на стадии обработки. А вот самая распространенная ошибка заключается в том, что мы перегружаем глаз зрителя. Размер объекта имеет огромное значение, ведь в каждом снимке должна быть некая визуальная иерархия.

isolation-before-1-800x538

Если вы посмотрите на фотографию с двумя объектами одного и того же размера, как у Эвана в случае с девушкой и водопадом, то не будете знать, на чем сосредоточить взгляд. И если в объектах на вашем снимке нет ничего выдающегося, скорее всего он так и останется весьма посредственным.

Чтобы исправить ситуацию, следите за размером вашего основного объекта по отношению к другим объектам в кадре. В финальном кадре Эвана главную роль сыграла простая смена положения объекта.

isolation-after-1-800x539

2. Линия взгляда

Часто, когда речь идет о ведущих линиях, мы думаем о видимых линиях на снимке, которые направляют взгляд к его основному объекту. Но иногда суть талантливой композиции заключается и в линии взгляда. Направление, в котором смотрит человек в кадре, тоже притягивает наше внимание и направляет взгляд на композицию.

Если ваш объект смотрит за пределы кадра, зритель будет сбит с толку. Возьмем, к примеру, это фото: оно само по себе интересное, но из-за направления взгляда модели, словно разбито пополам.

negative-space-before-1-800x539

Конечно, не обязательно всегда направлять взгляд модели внутрь кадра, но в данном случае взгляд наружу ничем не оправдан. Теперь подправим всего пару деталей, и вы вернете внимание зрителя, направив его в центр снимка.

negative-space-after-1-800x555

Практически ничего не поменялось в плане фокуса, но положение девушки и ее взгляд становятся направляющими и создают более сбалансированную композицию.

3. Касательные линии

Касательные — это воображаемые линиии, создаваемые объектами в кадре, и указывающие на что-либо на снимке. Они помогают вести взгляд зрителя в желаемую точку. Лучшим примером является классическая композиция, в которой линии дороги ведут к линии горизонта.

Касательные линии — отличный инструмент, с которым можно сколько угодно экспериментировать, но иногда (хотите — верьте, хотите — нет) композиция может пострадать из-за линий, которые буквально протыкают главный объект.

cutting-before-1-800x538

Вот и деревья на снимке Эвана разрывают композицию и сбивают фокус. Как это исправить? Опять же, нужно еще раз пересмотреть композицию и перестроить ее как-нибудь так:

cutting-after-1-800x538

На снимке все так же видны деревья, но ведущие линии ведут взгляд прямо к объекту, а летящая ткань красиво развевается на ветру. Эта техника композиции невероятно эффективна, так что если хотите делать более качественные снимки, вам обязательно стоит ее освоить.

4. Ракурс лентяя

Этот пример показал мне, что я тоже частенько попадаю в эту категорию (признайте, это ведь и к вам относится). Порой нам совершенно не хочется стараться, хочется просто нажать на кнопку затвора, слегка вытянув руки. Щелк – и готово. А вот и нет! Вот вам пример:

pet-before-1-600x800

Мы сейчас смотрим на снимок собаки, сделанный с «ленивого ракурса». Это классический пример моментальной фотографии и ракурса, в котором напрочь забыта композиция. Ну а если присесть (что, по словам Эвана, занимает всего 4 секунды), можно кардинально изменить весь снимок:

pet-after-1-800x538

Это и есть разница между моментальным фото и красивой фотографией, за которой стоит целое повествование. Чтобы прийти к этому, перестаньте делать фото с уровня глаз. Вместо этого подумайте, какой ракурс поможет облагородить ваш объект, показать его в самом выигрышном виде. То есть, подойдите поближе, приблизьте предмет, по-настоящему двигайтесь и думайте о конечном результате.

Меняйте ракурс, и будут меняться ваши композиции. Мне настолько понравился урок Эвана, что я захотела поделиться им с вами — ведь эти четыре примера слишком хорошо знакомы каждому из нас. Если у вас были те же промахи, теперь вы знаете, как их избежать. Идите и творите!

Дайджест блога Depositphotos

Присоединяйтесь к сообществу из 160,000 читателей, которые раз в месяц
получают подборку креативных фото, полезных советов и интересных историй.

Оригинал статьи: https://www.3dtotal.com/interview/1206-5-composition-mistakes-to-avoid-by-chris-tulloch-mccabe-artwork-guide-2d

Концепт художник Chris McCabe описал 5 распространенных ошибок композиции и показал как предотвратить это.

Привет, меня зовут Chris Tulloch McCabe и я концепт художник. Я пройдусь по самых популярных убийцах композиции. Пять вещей, которые мне приходится избегать на каждой картине, которую я когда-либо делал. Как и большинство моментов в композиции, это простые правила, которые легко реализовать, хотя одинаково легко пропустить, когда вы отвлекаетесь на дизайн, перспективу, сюжет и так далее.

Повторяющиеся формы

Повторение фигур, линий и форм встречается больше всего, и я часто это вижу. Это делает картину неподвижной и безжизненной и, за исключением, возможно, некоторых искусственных структурных картин (где повторение может дать чувство власти или контрастировать с органическим элементом). Повторяющиеся формы сделают вашу работу нереалистичной. Даже с не фотореалистичным стилем, контрастом и вариациями есть что-то интересное. Так что будьте творческими и подумайте о силуэтах фигур, когда они отступают на задний план. Ваш глаз и мозг будут благодарны и подарят вам немного эндорфинов.

Касательные линии

Другой распространенной ошибкой есть плохие точки прикосновения. Они проскальзывают регулярно, сложные мелочи, и как только вы начнете их замечать, вы почувствуете необходимость исправлять их везде, где найдете. Край одного объекта выровнен с краем другого. Это выглядит плохо. Странная вещь, в отличие от повторяющихся фигур, плохие точки соприкосновения встречаются все время в реальной жизни, но в картине или шоте? Это придает чувство неудобства. Существует чувство ожидания, как своего рода контракт между зрителем и художником. «Если я посмотрю на это, все здесь по какой-то причине?» «Да». Итак, все, что привлекает ваш глаз, подсознательно интерпретируется как имеющее важность или, по крайней мере, “приятно смотреть”. Плохие касательные не только выглядят неудовлетворительными, но и путают информацию о том, как глаз должен двигаться в композиции.

Маленький, маленький и маленький

Композиция нуждается в вариации и контрасте всех видов. Масштаб, возможно, самый важный. Как вы можете видеть на картинках «А» и «В» (см. ниже) композиция «А» сделана полностью из скал среднего размера, скучна и мертва. Изменение масштаба может использоваться для демонстрации относительных размеров, например. «Если это и то, одно и то же, и это большое, расстояние между ними должно быть …». Изменение размера помогает показать реализм или что мы видим кроп более крупной среды за кадром. Это позволяет зрителю представить больше, в отличие от коллекции странно похожих объектов в кадре. В итоге маленькие одинаковые объекты выглядят почти как шум или текстурный паттерн.

Разделение пространства

Разделение пространства является основным, но также может меняться в зависимости от задач. Я целенаправленно использовал такой пример. В «А» мы видим горизонт, который полностью разделяет композицию пополам и основной фокус кадра – мертвый центр. Это может работать в определенных случаях. Я, например, нарисовал пространство, разделенное так, но это дает графическую тишину, которая могла бы сработать, возможно, на обложке книги… Но для большинства применений, таких как рисование окружающей среды, ключевого кадра, персонажей и т. д. Вам нужно будет использовать правило третей вместе с более желательным разделением пространства – 1/3. Линия горизонта должна быть в идеале примерно на 1/3 по вертикали или 2/3 для более высокого зрения с высоты птичьего полета. Но не по центру, и это также относится к вертикальному разделению. Важные элементы вдоль линий которая на 1/3 вашего кадра будут позволять картинке дышать, позволять взгляду течь, и не возвращаться назад. Это подводит меня к моей последней части…

Дайте глазам отдохнуть!

Окей, немного сложнее, что действительно поможет поставить вашу работу на другой уровень, сдержанность! Можете ли вы сказать: «Нет, этого достаточно, глаза должны отдохнуть!» Как вы можете видеть в «А», текстура хороша, а фигуры интересны, но мне просто нужно успокоиться. Это перегруз. Должны быть области  для отдыха ваших глаз и это показывает, что вы уверены в своей работе. Это помогает сделать детализированные области в вашем арте. В «B» вы видите, что в левом верхнем углу есть только крошечная зона отдыха – этого недостаточно. В «C» есть воздушность и открытость, которые приглашают зрителя оглядеться вокруг с некоторыми прекрасными вещами, что встретятся на этом пути. Это является другим аспектом отдыха для глаз. В «D» вы можете увидеть области, которые являются местами с низким уровнем шума и высоким уровнем освещенности, выделены белым цветом. Вы можете использовать это, чтобы провести глаз через композицию.

Comments

comments

Понравилась статья? Поделить с друзьями:

Интересное по теме:

  • Основные грамматические ошибки обусловленные нарушением норм управления
  • Основные ошибки допускаемые при подготовке флешмоба
  • Основные графические ошибки при письме
  • Основные ошибки кассационной жалобы
  • Основные ошибки дизайна квартиры

  • 0 0 голоса
    Рейтинг статьи
    Подписаться
    Уведомить о
    guest

    0 комментариев
    Старые
    Новые Популярные
    Межтекстовые Отзывы
    Посмотреть все комментарии