Что нужно повторить перед экзаменом, на что обратить внимание при подготовке и как избежать основных ошибок? Рассказывает заместитель председателя предметной комиссии ЕГЭ по истории Диана Фадеева.
Единый государственный экзамен по истории выпускники относят к числу самых трудных. Его особенность в том, что, помимо знания фактов, дат и персоналий отечественной и зарубежной истории, исторических понятий и терминов, необходимо видеть, понимать и уметь воспроизвести причинно-следственные связи исторических событий, процессов и явлений. Таким образом, во время подготовки необходимо постоянно совершенствовать свои исторические знания, восполняя пробелы и закрепляя в памяти то, что уже было изучено.
Давайте разберёмся, какие затруднения испытывают выпускники при выполнении заданий ЕГЭ по истории и как избежать типичных ошибок.
В экзаменационной работе есть два задания, проверяющие знание исторической хронологии (задания 1 и 2 по демоверсии ЕГЭ-2022).
Задание 2 направлено на установление хронологической последовательности; в него включены факты всеобщей истории. Затруднения при выполнении данного задания связаны прежде всего с определением времени, к которому относится представленное в задании событие истории зарубежных стран. Ещё одна трудность связана с тем, что школьники при выполнении задания правильно определяют время события всеобщей истории, но затрудняются при определении времени событий, относящихся к истории России. Эта ошибка встречается в случае, если два события отечественной истории произошли до или после события всеобщей истории.
Чтобы избежать ошибок при выполнении заданий на хронологию, не следует сводить подготовку к заучиванию связки «событие — дата»
Нужно пробовать, например, запоминать события и даты с привязкой к периоду правления конкретного главы государства. Также целесообразно при подготовке отработать список событий всеобщей истории (см. Кодификатор, Приложение 1, стр. 57–59) с указанием веков (для ХХ в. — десятилетий).
Дополнительно рекомендую поработать с синхронистическими таблицами в формате задания 11 (по нумерации 2021 года) и потренироваться в выполнении синхронных заданий (это дополнительный фактор подготовки к выполнению задания 19).
В задании на проверку знания исторических персоналий (задание 5 по нумерации 2022 года) участники экзамена также допускают ошибки, связанные со слабым знанием деятельности исторических личностей. Для того чтобы успешнее выполнить это задание, рекомендую при подготовке к экзамену ознакомиться с биографическим материалом (по списку персоналий в Историко-культурном стандарте, размещённом на сайте Российского исторического общества); использовать «ленту времени» для проверки возможных хронологических совпадений; привязать личностей к событию по схеме «эпоха — правитель — исторический деятель — современник». Можно использовать такой алгоритм изучения исторической личности:
- фамилия, имя, занимаемое положение (правитель, полководец, государственный деятель);
- конкретное содержание деятельности (составлял законопроекты, разработал реформы, составил план сражения и т. п.);
- современники;
- оценки личности её современниками и профессиональными историками.
Трудности испытывают выпускники при выполнении заданий по исторической карте (схеме), задания 8–11. Ошибки в ответах к заданиям по карте связаны с незнанием исторических фактов и неумением читать и анализировать историческую карту (схему). Чтобы устранить затруднения в работе с картой, рекомендую проработать все темы курса с использованием исторической карты.
Можно предложить следующий алгоритм выполнения заданий по карте (схеме):
- внимательно изучите карту и её легенду;
- определите пространственные и временные характеристики: какая территория изображена на карте, какой временной промежуток она охватывает, с каким историческим событием связана;
- имейте в виду, что некоторые задания (например, задание 10) можно выполнить только на основе анализа и соотнесения информации из разных источников — текста и исторической карты (схемы).
Ошибки в выполнении заданий по карте связаны также с неправильной записью ответа. Ответы к заданиям 8–10 записываются словом (словосочетанием) без пробелов и других знаков. В ответ на задание 10 следует написать название географического объекта так, как указано на карте (схеме). При подготовке к экзамену не пренебрегайте выполнением заданий по контурной карте (в первую очередь это будет полезно учащимся со слабым знанием исторической географии). Также при подготовке можно попробовать самостоятельно составить задания по карте (своего рода прогноз возможных заданий ЕГЭ).
Использование исторической карты при изучении курса истории и подготовке к экзамену может пригодиться вам и при выполнении задания 4, которое предполагает заполнение пропусков в таблице. В 2022 году в задание включены элементы исторической географии — будет проверяться знание знаковых географических объектов, связанных с местами подписания мирных договоров или знаковых сражений русской армии и флота.
Традиционно трудным становится задание на знание фактов по истории культуры (задание 7). Основная проблема в том, что вопросы, связанные с этой темой, нередко изучаются по остаточному принципу. Обратите внимание, что факты по истории культуры усваиваются лучше, если их связать с изучением вопросов политики, экономики, социальных отношений.
История культуры связана с событиями, процессами, явлениями, происходящими в других сферах жизни
Запоминание событий культурной жизни может быть эффективным, если оно предполагает некое «оживление» культуры, вписанное в исторический контекст. Для успешного выполнения заданий по истории культуры можно создавать (или обновлять) базы данных по произведениям изобразительного искусства, наглядной агитации, фалеристики, филателии и нумизматики; отрабатывать навыки атрибуции произведений литературы и искусства; составлять хронологические списки, схемы произведений культуры по эпохам/стилям; формировать связи между произведениями искусства и историческими деятелями, названными в Историко-культурном стандарте.
Знание истории культуры пригодится и при выполнении заданий 14–15, связанных с анализом изображения (в них требуется сделать вывод на основе анализа изображения, объяснить его, на основе знаний по истории культуры выбрать изображение и указать связанный с ним факт). Для успешного выполнения этих заданий можно к сказанному выше рекомендовать анализировать изобразительный материал; выполнять синхронистические задания; составлять списки произведений искусства по авторам. Полезно выполнять упражнения типа «Экскурсия»: «Вам нужно провести для своих друзей экскурсию по городу N. Что в первую очередь вы покажете им в этом городе?»; использовать интернет-карты с возможностью просмотра и анализа панорамных изображений.
Остановимся ещё на задании 19. Оно проверяет умение выпускника аргументировать представленные точки зрения. Формулировка задания построена на соотнесении событий (процессов, явлений) истории России и истории зарубежных стран. Задание предполагает формулирование полноценных аргументов. Напомню, аргумент должен состоять из двух частей — теоретического положения (это может быть утверждение, объяснение, комментарий) и исторического факта, иллюстрирующего теоретическое положение.
Обратите внимание, что в ответе нужно сформулировать два аргумента: один должен относиться к истории России, второй — к истории зарубежных стран. При аргументации используйте исторические факты.
Сформулированные аргументы, не подкреплённые историческими фактами, не засчитываются
Также не принимается ответ, в котором отсутствуют необходимые объяснения, показывающие связь событий, явлений, процессов, о которых идет речь в задании.
Можно выделить типичные ошибки при выполнении заданий на аргументацию. Часто выпускники приводят положения, лишённые опоры на конкретные факты, или приводят только факты без минимального обобщения (то есть отсутствует аргумент). Ещё одна ошибка — в ответе приводятся факты, к которым «прикрепляется» часть аргументируемой точки зрения в качестве аргумента. Иногда аргументация строится на ошибочных фактах — такие аргументы при ответе не оцениваются.
Распространенная ошибка при аргументации точки зрения — приведение аргументов, которые не имеют отношения (или имеют лишь косвенное отношение) к предлагаемой точке зрения. Чтобы научиться правильно излагать аргументы в требуемом формате, нужно постоянно выполнять тренировочные задания. Имеет смысл изучить список событий (процессов, явлений) истории зарубежных стран, знание которых может проверяться в задании 19 (см. Кодификатор ЕГЭ, Приложение 1, стр. 57–59).
В заключение отмечу, что историю очень сложно «вызубрить». Необходимо читать учебник по этому предмету не «пробежав глазами», а осмысленно, с карандашом в руках. Очень полезно конспектировать материал, записывая не только список дат основных событий, но и их участников (исторических деятелей), современников событий, исторические понятия. При изучении исторических событий используйте историческую карту, иллюстративные материалы, которые помогут создать целостный образ эпохи и запомнить информацию.
Ресурсы для подготовки к ЕГЭ по истории:
- при подготовке к экзамену по истории полезными будут рекомендации Федерального института педагогических измерений. На сайте ФИПИ доступны открытые варианты контрольных измерительных материалов ЕГЭ.
- актуальные вебинары по особенностям ЕГЭ 2022 года (видеозаписи и анонсы предстоящих онлайн-мероприятий) можно найти на сайте Регионального центра обработки информации города Москвы.
- для самостоятельной подготовки к ЕГЭ столичные школьники могут воспользоваться материалами из Библиотеки «Московской электронной школы». В ней доступны как прошлые варианты тестов ОГЭ и ЕГЭ, так и тесты для проработки отдельных вопросов экзамена. Также выпускники могут воспользоваться самодиагностиками, тестовыми заданиями и видеоуроками.
- ещё один вид подготовки — диагностики в формате ЕГЭ. Проверить свои знания и потренироваться в заполнении экзаменационных бланков школьники могут в Центре независимой диагностики Московского центра качества образования. Записаться на них можно в разделе центра на сайте МЦКО.
Источник: МЕЛ
Имена, даты, события… История – это настоящее минное поле для участников ЕГЭ.
В цикле статей на нашем телеграм-канале вы можете почитать про типичные ошибки ЕГЭ по математике и русскому языку.
Теперь настала очередь одного из самых сложных для учеников предметов – истории. Давайте разберем типичные ошибки в ЕГЭ по истории, а также подумаем, как можно избежать их во время экзамена. Но для начала поговорим о том, как устроен сам экзамен.
Из чего состоит экзамен по истории
Экзамен по истории состоит из двух частей: в первой –19 заданий, во второй – 6. Продолжительность экзамена – 3 часа 55 минут.
В заданиях первой части учащемуся предлагают:
- выбрать правильный ответ из предложенных,
- правильно расположить варианты в нужной последовательности,
- найти соответствие.
За правильный ответ на задания 1, 4, 10, 13–15, 18 и 19 участник получает по одному баллу. Если он даст полный ответ на задания 2, 3, 5–9, 12, 16 и 17, за каждое он получит по 2 балла.
1 ошибка – минус 1 балл, 2 и больше ошибок – 0 баллов.
Больше всего баллов принесет задание 11: если участнику удастся ответить на него правильно, он получит 3 балла. За одну ошибку в этом задании заберут 1 балл, за 2-3 ошибки – 2 балла, за большее количество ошибок дадут 0 баллов.
В заданиях второй части будут оценивать не столько знания, сколько умение рассуждать и приводить аргументы, грамотно излагать свои мысли.
В вопросах 20-22 предлагают сделать анализ исторического источника, в задании 23 – изучить какую-то ситуацию или проблему в истории. В пункте 24 проверяют, как ученик умеет применять исторические данные для аргументации в беседе – учащийся должен написать сочинение с характеристикой одного из предложенного периода истории страны.
Эти задания будут оценивать с точки зрения полноты и точности формулировок. В случае правильного ответа на вопросы 20-22 ученик получит 2 балла за каждое, 23 – 3 балла, 24 – 4 балла. Если правильно ответить на 25 вопрос, можно получить 11 баллов.
Ошибки в первой части
Больше всего ошибок в первой части тестирования участники допускали в хронологии событий в общей и отечественной истории.
Учащиеся не разбирались, в каком веке происходили те или иные события.
Хоть анализ выявил довольно неплохой процент знаний исторических фактов (больше 61%), выпускникам особенно сложно даются факты истории России 20 века.
Ученики испытывают сложности в теме Великой Отечественной войны, исторической географии. Это видно по неправильно вставленным годам указанных в тесте событий.
Ошибки во второй части ЕГЭ
Самым сложным для учащихся остается задание 24 – рассуждение, в котором нужно аргументировать свое мнение историческими фактами и при этом не допустить ошибок.
Много фактических ошибок они допускают и в задании 25 при написании сочинения на предложенную тему.
Самые частые ошибки при написании сочинения – когда учащийся не может грамотно изложить свои мысли. Вызывают сложности и исторические термины, в которых нужно разбираться.
Вот пример речевой ошибки: «Павел I издал декрет о трехднёвной барщине». На самом деле вместо определения «декрет» должно было стоять слово «манифест». Это принципиальное различие, и его незнание можно расценивать как ошибку.
Типичная ошибка из заданий повышенной сложности – школьник приводит аргумент, но не поясняет, как он подтверждает или опровергает мнение, приведенное в задании. А ведь здесь важна именно логическая связь воздействия факта на последствия.
При написании сочинения в 25 задании ученики могут правильно назвать деятеля, но не указать, какие его действия повлияли на развитие событий.
В результате прошлых лет в последних заданиях обнаружили большую проблему. Если ученик напишет сухое, короткое сочинение с минимумом фактов без исторических ошибок, оно будет неинформативным. Но и вероятность допустить ошибку в таком докладе будет крайне мала.
Если же ученик захочет написать объемное и информативное сочинение, то и вероятность фактической ошибки возрастает.
Поэтому разработчики тестирования пришли к выводу оценивать это задание иначе: теперь количество баллов можно увеличить путем использования дополнительных баллов, которые дают за полноту и всесторонность ответа. Так что вероятность уравнивания принципиально разных ответов сводится к нулю.
Советы о том, как не допустить ошибок в ЕГЭ по истории
Развивайте навыки работы с картой
По каждому историческому периоду изучайте соответствующую историческую карту. Например, события до конца 16 века хорошо отражены на атласе «Дрофы».
Прежде чем приступить к изучению карты, внимательно прочтите условные обозначения (легенду). Это поможет лучше ориентироваться в объектах.
В работе с картой выберите определенный условный знак и выясните его значение с помощью легенды. Определите, какой вид деятельности отмечен на данной карте: поход, война, колонизация, торговая миграция, индустриализация и т.д.
Не забывайте изучать географию участка, особенно если речь идет об основных объектах – реках, больших городах, горах, рельефных отличиях. Начинать лучше с самого крупного, постепенно двигаясь к меньшему.
Сделайте толковый словарь с терминами
Это поможет в подготовке к заданиям 3 и 4.
Записывайте в словарь термины и определения к ним (например, пакт, декларация и т.д.) это поможет не только его лучше понять, но и запомнить.
Возьмите в привычку регулярно повторять эти термины. Тогда у вас не возникнет проблем на ЕГЭ.
Изучите памятники культуры
Вопросы культуры будут затрагиваться в заданиях 18 и 19, поэтому начните готовиться к ним заранее.
Систематизируйте информацию – заведите на компьютере папку с изображениями значимых картин, скульптур, памятников архитектуры с их характеристиками.
Культурные памятники можно классифицировать по периодам: культура 13-15 веков, культура Руси домонгольского времени, культура Средневековья и т.д.
Уделите внимание истории России 20 века
Статистика показала, в этой части истории у учащихся особенно часто бывают трудности. А между тем в тесте на этот период выпадает чуть ли не половина тяжелых вопросов.
Особенно часто выпускники «сыпятся» на темах:
- «Гражданской войны»,
- «Причин, последствий и оценки «перестройки» и распада СССР»,
- «Оценки причин, характера и последствий экономических реформ начала 1990-х гг. («шоковая терапия», методы приватизации)».
Чтобы лучше понимать сложный материал, его лучше систематизировать. Для этого можно связать деятельность известных исторических личностей, построить хронологические таблицы, проанализировать материал.
Не забывайте повторять пройденные темы. По возможности пересказывайте выученное другу или близким людям – это способствует развитию памяти и улучшает культуру речи.
Тренируйтесь писать сочинения
Этот навык понадобится для решения письменных заданий второй части.
Важно научиться осмысливать полученную информацию, запоминать ее, а потом грамотно интерпретировать и аргументировать.
По возможности привлеките к этому своего преподавателя истории. Если такой возможности нет, можно воспользоваться услугами репетитора и отточить этот навык с ним.
Учитесь грамотно распределять время на экзамене
Среди типичных ошибок учеников 11 класса в ЕГЭ по истории – неграмотное распределение времени и сил. Так как задания второй части сложнее, им нужно отвести больше времени.
В идеале на каждое задание первой части тратьте от 3 до 7 минут, а на задания второй – от 5 до 20 минут. Рекомендуем целый час времени отдать на сочинение, так как оно сложнее остальных и получает больше баллов – 11 из 55 общих.
Повышенной концентрации требуют задания 13-16 и 18-19, с них лучше и начать тестирование. Потом уделите внимание развернутым ответам заданий второй части.
№24 и 25 самые сложные, поэтому логично будет делать их в 2 захода: написать ответ на черновике и отложить, потом решать задания первой части, а к черновику вернуться в конце, чтобы свежей головой проверить и скорректировать.
Советы по предварительной подготовке
Если вы не хотите сдавать тексты с ошибками по истории в ЕГЭ и путать даты, вот несколько рекомендаций специалистов, которые помогут систематизировать знания в голове:
- Начните готовиться к экзамену уже в 10 классе.
- При подготовке используйте не только учебник, но и атласы, словари терминов, учебники по культуре.
- Учитесь аргументировать свой выбор.
- Учитесь в компании единомышленников. Это поможет комбинировать способы усвоения информации, а также закрепить знания при повторении и обсуждении сложных вопросов.
Как избежать самых частых ошибок в ЕГЭ по истории
- Всегда внимательно и несколько раз читайте задание. Самые частые ошибки связаны с тем, что учащиеся просто неправильно прочитали или не так поняли вопрос.
- Настраивайтесь не на зубрежку, а на понимание. Для этого важно научиться анализировать и сравнивать факты и события. Это поможет провести логическую или хронологическую цепочку между историческими событиями.
- Уделите внимание изучению тех тем, которые плохо или поверхностно освещались в школе.
- Обязательно тренируйтесь на демо-версии ЕГЭ. Пробное испытание позволит понять, что вас ждет на практике.
- Один из самых важных моментов – обязательно накануне экзамена хорошенько выспитесь. Мозг нуждается в отдыхе, и отдохнувший мозг отблагодарит вас быстротой и сообразительностью.
А на будущее возьмите на заметку: для прохождения ЕГЭ нужны тренировки и подготовка, а для дальнейшей учебы – сервис студенческой помощи.
Чтобы избежать ошибок в экзаменационной работе по истории, рекомендуем заранее познакомиться с перечнем традиционных ошибочных ответов и структурой ЕГЭ. Общая продолжительность экзамена составляет около 4 часов. В первой части экзамена школьнику необходимо выбрать правильный ответ в тестовых заданиях, расположить предложенные понятия и суждения в правильной последовательности и определить соответствия. Во второй части работы абитуриенту предстоит отвечать на задания, в которых важны не только точные знания, но и умения рассуждать и аргументировать.
Какие ошибки чаще встречаются в первой части экзамена
Наиболее популярная ошибка на данном этапе выполнения экзаменационной работы – неправильная хронология исторических событий. Школьники часто не ориентируются в принципе выяснения столетий. Педагоги подтверждают, что абитуриенты неплохо знают базовые исторические факты, но допускают ошибки в хронологии современной истории России. Трудности также встречаются в вопросах исторической географии и теме мировых войн.
Ошибки, характерные для второй части задания
Сложнее всего школьникам даются задания, в которых необходимо подтвердить рассуждение конкретными историческими факторами. Много трудностей встречаются в упражнениях по написанию сочинения на указанную тему. Школьникам сложно грамотно сформулировать собственные мысли и правильно использовать историческую терминологию.
В заданиях повышенной сложности школьники могут использовать правильные факты, но без углубленной и логичной аргументации. Важно доказать взаимосвязь между исходным фактом и его последствиями. При написании сочинения школьники правильно называют историческую личность, но без конкретизации его действий и поступков.
Авторы экзаменационных заданий решили изменить систему оценивания задания по составлению сочинения. Школьники могут добиться повышения количества баллов за полноту и всестороннее раскрытие темы. Многие ученики пишут короткое повествование, поэтому в нем допускается меньше. В длинном же тексте вероятность допущения ошибок резко возрастает. Составители решили указанную проблему за счет вероятности начисления дополнительных баллов.
Как правильно подготовиться к экзамену по истории
Для успешной сдачи экзаменационной работы по истории школьникам следует правильно готовиться к предстоящему мероприятию. Существует несколько эффективных педагогических методик, которые помогут ученикам быстро и правильно воспринимать информацию, составлять корректные и логичные умозаключения. Давайте познакомимся с наиболее полезными навыками и умениями.
Правильно распределяйте время для выполнения заданий
Основная ошибка многих старшеклассников – неправильное распределение всего доступного времени. Школьники традиционно уделяют много внимания для решения простых заданий из первого блока, поэтому для написания сложных упражнений часто не хватает времени.
Учитесь работать с картами
В ходе изучения каждой темы старайтесь изучать историческую карту, соответствующую конкретному хронологическому периоду. Перед просмотром топографических материалов познакомьтесь с условными знаками и масштабом. Эта информация поможет школьникам быстро сориентироваться в предложенных объектах. Изучайте географическое особенности конкретной территории, обращайте внимание на реки, горы и параметры рельефа. Четко выясняйте, какое именно событие указывается на карте.
Пользуйтесь толковым словарем
Для подготовки к тестовым заданиям рекомендуем подготовить собственный толковый словарь с расшифровкой базовых исторических терминов. Возьмите отдельную тетрадь, в которую вы будете записывать все известные термины и подробные уточнения к ним. Регулярно повторяйте все указанные термины, поэтому в момент тестирования вы легко вспомните их значение.
Учите памятники культуры
В заданиях первого и второго блока всегда встречаются задания по вопросам культуры. Просматривайте известные картины, скульптуры, архитектурные памятники, знакомьтесь с драматургией и литературой. Старайтесь запомнить авторство и принадлежность конкретного культурного объекта к разным историческим периодам и событиям.
Практикуйте составление сочинений
Навыки написания сочинений и повествований помогут не только успешно сдать экзаменационную работу по истории, но и приобрести полезные практические навыки, которые пригодятся при выполнении заданий различной сложности по различным дисциплинам. Внимательно и отчетливо изучайте предоставленную информацию, а потом аргументируйте и делайте логические выводы. Для решения тестовых заданий вам будет достаточно около пяти минут, на упражнения со второго блока стоит тратить примерно 10-15 минут. Для сочинения можно оставить около часа.
Предварительная подготовка к экзамену
Начните готовиться к экзаменационной работе за год или полгода. Используйте не только школьные учебники, но и словами, исторические атласы, литературу по остальным смежным дисциплинам. Следуйте простым рекомендациям:
- В ходе экзамена внимательно читайте задание. Многие школьники невнимательно читают исходный текст, поэтому допускают ошибки в тестах и развернутых вопросах;
- В момент изучения материала лучше настраиваться не на заучивание фактов и дат, а на понимание причин, предпосылок и последствий конкретных событий. Только таким образом школьники смогут понять взаимосвязь между разными историческими фактами;
- Дополнительное внимание следует уделять именно тем событиям, которые на школьных уроках недостаточно освещались.
Попробуйте ответить на задания в пробной версии экзамена. Несколько попыток помогут вам понять суть будущего мероприятия и выяснить возможные трудности. Главная рекомендация – накануне экзамена необходимо хорошо выспаться, чтобы приступить к решению заданий в хорошем настроении и с достаточным запасом сил.
История требует огромного количества знаний разного формата, поэтому неудивительно, что у выпускников возникают проблемы с ней. Но если проработать самые распространенные из них, то можно избежать потери огромного количества баллов
Ошибки в первой части экзамена ЕГЭ по истории
Почти все ошибки ЕГЭ по истории в первой части допущены в заданиях на считывание картографической информации и знание культуры.
Сложности в задании по работе с картой возникают с определением события по ней: наиболее трудными оказываются расселение славянских племен, русско-турецкие войны, сражения Второй мировой войны. Также выпускники путаются в определении названий географических объектов: населенных пунктов, рек, мест сражения. Реже, но все же возникают проблемы с определением даты события и участвующих в нем личностей.
При решении заданий по культуре выпускники испытывают затруднения с определением культурных объектов одного периода по их фотографиям. Чаще всего сложности возникают именно с заданиями по архитектуре, реже — изобразительное искусство (включая плакаты и марки), кинематограф. Также проблемным является задание на выявление истинных утверждений об объектах культуры, связанные с незнанием характеристик музыкальных и литературных произведений (авторов, истории создания, наград), реже — театральных постановок.
Отдельно стоит отметить задания на всемирную историю, в котором также допущены многие ошибки ЕГЭ по истории. Их количество планируется расширить в 2022 году, добавив проверку знаний хода событий, их исторического контекста и основных личностей. Однако в 2021 году достаточно знания даты вплоть до половины века и поверхностного представления о самом событии.
ЕГЭ по истории— типичные ошибки второй части
Вторая часть экзамена по предмету значительно сложнее первой. В заданиях по тексту ошибки ЕГЭ по истории практически не допускаются (исключение — Смутное время, с которым у многих возникают сложности), а в №23 на приведение фактов они связаны с недостаточно глубокими знаниями по предложенной теме.
Большинство выпускников испытывают затруднения с заданием №24 на приведение аргументов «за» и «против» по представленной точке зрения в рамках какой-либо исторической проблеме. Ошибки ЕГЭ по истории в этом задании связаны с подменой аргументации фактами и пустыми размышлениями. Структура аргумента представляет собой факт с пояснением к нему, позволяющим понять, как этот факт влияет на проблемное событие и способствует подтверждению или опровержению точки зрения.
Также многие ошибки ЕГЭ по истории касаются сочинения. С 2021 года это задание усложнилось: вместо конкретных дат будут приведены личность или явление, по которым потребуется написать историческое сочинение. Формат эссе не изменился, поэтому можно предположить, что у выпускников этого года возникнут те же сложности, что и у сдававших экзамен в 2020. Возможно, подбор событий усложнится.
Многие ошибки ЕГЭ по истории в сочинении касаются раскрытия роли личности в событии. Ее подменяют формальными действиями (руководил страной во время события и т.п.), следствиями из события. Для исторического сочинения следует указать конкретные действия исторической личности и показать, что они оказали влияние на ход события, а не на что-то, выходящее за его хронологические рамки.
Также возникают затруднения с определением причинно-следственных связей для событий. Они должны выходить за пределы его хронологии и показать, как оно повлияло на дальнейшее развитие истории в рамках периода (правления/жизни личности) или явления из задания. Ошибки ЕГЭ по истории по этому критерию возникают в основном из-за неверного определения причин и следствий события, выхода за рамки задания.
Отдельно стоит отметить проблемы с определением влияния темы на дальнейшую историю России. Они связаны с неумением выпускников видеть связь с событиями вне периода, то есть неумением видеть далекие последствия правления той или иной личности или протекания того или иного явления.
Также при написании сочинения необходимо следить за употреблением терминологии. Она должна быть корректной и относится к выбранному месту и периоду.
Как избежать типичных ошибок в ЕГЭ по истории
Ошибки ЕГЭ по истории возникают из-за недостаточной глубины знаний источников. Чтобы их избежать, необходимо подкреплять изучение теории иллюстративным и литературным материалом: разбирать события следует с опорой на основные карты (на каждое событие по две-три), изучать культуру обязательно с сопроводительным материалом (в основном, источники, но также биографические данные авторов, награды, характерные для периода и стиля особенности).
Расположение событий в их причинно-следственной связи в рамках периода правления личности и отнесение их к важнейшим явлениям (например, закрепощению крестьян) поможет подготовиться к сочинению, научиться формулировать аргументацию для №24 и запомнить важные факты для №23.
Таким образом, ЕГЭ по истории возможно написать на максимальный балл, если изучить самые распространенные ошибки и грамотно организовать свою подготовку к экзамену.
Лайф проанализировал методические рекомендации, подготовленные Федеральным институтом педагогических измерений (ФИПИ разрабатывает ЕГЭ. — Прим. ред.) на основе анализа типичных ошибок участников ЕГЭ 2016 года по истории, и выделил 5 основных проблем выпускников на госэкзамене.
Зачастую выпускники допускают ошибки в заданиях, проверяющих детальное знание исторических фактов: как показал ЕГЭ 2016 года, основные проблемы у экзаменуемых возникают при выполнении заданий на проверку знаний исторических фактов, связанных с Великой Отечественной войной, а также незнанием терминологии, историзмов и архаизмов.
Неправильное определение авторов или иных исторических источников текста
Кроме того, выпускники иногда не могут определить: а был ли вообще такой материал в истории?
Задание является одним из самым сложных в ЕГЭ: предлагаемый текст нужно разбить на части, увидеть взаимосвязь слов и словосочетаний, а также понять, о каких событиях или во время каких событий труд был написан.
Например, нужно указать, о каком событии в тексте идёт речь:
«Это была … крепость, построенная под руководством французских и немецких инженеров. Её гарнизон насчитывал 35 тысяч человек. При подготовке к штурму для тренировок русские выкопали ров и возвели крепостные стены. Коменданту крепости был направлен ультиматум: «24 часа на размышления для сдачи и — воля. Первые мои выстрелы — уже неволя. Штурм — смерть». Правильный ответ: Взятие Измаила.
Так как ребёнок изучить все исторические источники в рамках школьной программы не может, преподаватели советуют при подготовке к решению таких задач попытаться научиться ориентироваться в исторических трудах с помощью ключевых слов, которые говорят об эпохе, правлении, конфликтующих народах.
Многих авторов можно узнать по ссылкам на какие-то источники, имена, события.
Незнание фактов Великой Отечественной войны
Современные школьники имеют сравнительно мало правдивых источников о ВОВ, если не читают учебников, в отличие от советских учеников, которым о войне рассказывали ветераны и их дети.
Эксперты ФИПИ утверждают, что «изучение Великой Отечественной войны в школе находится в глубоком кризисе». Такое положение вещей авторы методички связывают с тем, что 20–30 лет назад ученики имели возможность общаться с участниками ВОВ, а в каждой семье говорили о войне, а сейчас уже такого не происходит. В 2016 году только 35,2 процента участников экзамена справились с заданием на знание ВОВ.
Например, на ЕГЭ школьникам нужно было ответить на вопрос:
Какие сражения произошли в начальный период Великой Отечественной войны?
- Битва за Кавказ, Сталинградская битва.
- Оборона Брестской крепости, Московская битва.
- Начало блокады Ленинграда, Битва на Курской дуге.
- Ясско-Кишинёвская операция, форсирование Днепра.
Правильный ответ: Оборона Брестской крепости, Московская битва.
Для того чтобы дать правильный ответ на такой тип заданий, учащемуся требуется изучать хронологическую последовательность происходивших событий, основные географические названия, факты об участниках и героях войны, а также уметь работать с исторической картой.
Эксперты говорят, что самое главное для изучения ВОВ — это мотивация, которую нужно ребёнку дать.
Незнание исторических личностей
Из-за того, что учителя предлагают запоминать героев с помощью сопоставлений их фамилий с деятельностью, в которой они прославились, у школьников нередко происходит путаница в голове
Например, нужно определить:
А.И. Желябов, С.Л. Перовская, В.Н. Фигнер входили в руководство:
- Общества соединённых славян
- Группы «Освобождение труда»
- Союза борьбы за освобождение рабочего класса
- Организации «Народная воля»
Правильный ответ: организации «Народная воля».
Те выпускники, которые допустили ошибки, не всегда имеют определённое представление о времени жизни и деятельности исторических личностей.
Преподаватели советуют разработать для себя алгоритм их изучения. Например, можно представить эти данные в виде таблицы:
- фамилия, имя;
- основные этапы и периоды деятельности;
- политические и религиозные взгляды;
- близкий круг лиц-единомышленников;
- оценка личности современниками.
Для улучшения своих знаний можно прибегнуть к приёму сравнения исторических личностей:
- профессии, должности, ранги;
- вид и форма деятельности (реформирование, диктаторство, благотворительность. — Прим. Лайфа.);
- достигнутые ими результаты.
Сопоставление исторических событий в России и за рубежом — расхождение хронологии
Зарубежную историю школьники изучают ограниченное количество времени, а переходя к отечественной, забывают, что там — за рубежом
Например, в ЕГЭ предлагается расположить в хронологическом порядке следующие исторические события:
- Крымская война
- Реформа патриарха Никона
- Падение Византийской империи
Правильная хронология:
- Падение Византийской империи
- Реформа патриарха Никона
- Крымская война
Согласно аналитике ФИПИ, большинство экзаменуемых ошибаются при определении событий всеобщей истории, относящихся к XVIII веку.
Для того чтобы лучше всего запомнить, какая зарубежная история вершилась параллельно с потрясениями в России, при подготовке к ЕГЭ стоит нарисовать для себя сравнительную таблицу. Как советуют учителя истории, лучше начинать её повторять не за три с половиной месяца до экзамена, а регулярно и хотя бы с октября (в последний школьный учебный год).
Аргументация в сочинении, лишённая опоры на конкретные исторические факты
Как и на госэкзамене по литературе, выпускники обращаются к теме или историческому событию в целом, при этом забывая о конкретных личностях, указах и так далее
Сочинение по истории пишется по определённому этапу в ней. Это может быть период правления монарха, война, цикл деятельности какого-либо общественного движения. К примеру, в тестах можно встретить такую дату: октябрь 1917 г. — октябрь 1922 г. Это период Гражданской войны, а значит, она будет темой сочинения.
Для успешного выполнения этого задания выпускнику стоит разработать план будущего текста.
План для сочинения по истории:
- В начале эссе нужно написать краткую характеристику выбранного периода — следует придумать название тому событию, что скрывается под датой: война, период правления, революция и так далее.
- Затем требуется рассказать о первом событии или явлении того периода. И как раз здесь следует упомянуть первую историческую личность.
- Потом выпускнику следует назвать второе значимое событие и исторического деятеля.
- Закончить своё сочинение нужно оценкой важности данного периода для истории страны.
Главное в сочинении — это полностью раскрыть значение выбранного временного периода для истории.
При описании первого и второго событий нужно указать причинно-следственные связи. То есть следует объяснить и назвать причины и итоги реформ, войн, бунтов, революций и иных фактов.
Сдающему экзамен нужно обратить внимание на то, что указанных событий и личностей в сочинении может быть больше двух.
Что поможет написать сочинение (и весь экзамен) хорошо
Ученику нужно знать все даты правления глав русского государства, имена и последовательность правителей. Требуется выучить даты всех основных реформ, войн и восстаний. А также помнить значимых для истории страны личностей, их время жизни и вклад в развитие государства, его науки и культуры.