5. Ошибки дрессировщика при дрессировке собак
В процессе дрессировки собак дрессировщики допускают ошибки, задерживающие и затрудняющие дрессировку. Особенно часты ошибки у начинающих, слабо теоретически подготовленных и практически малоопытных дрессировщиков. Ошибки возможны и у опытных дрессировщиков из-за недостаточного внимания и отсутствия должного анализа своих действий при дрессировке.
Каждая ошибка, даже незначительная на первый взгляд, приводит нередко к снижению эффективности дрессировки, а иногда и к непоправимой порче собаки. Поэтому каждый дрессировщик должен знать основные ошибки, возможные при дрессировке, их причины, последствия, меры предупреждения и исправления.
Приводим наиболее часто допускаемые ошибки.
Субъективное понимание поведения собаки. Грубейшей ошибкой в дрессировке является субъективное понимание поведения собаки, «очеловечивание» ее.
Некоторые дрессировщики, особенно теоретически мало подготовленные, при дрессировке собаки обращаются с ней, как с животным, которое якобы наделено, как и человек, способностью мыслить, сознательно действовать и т. д. В частности, по аналогии с человеком, они приписывают собаке способность понимать человеческую речь, способность руководствоваться в своих действиях различными «впечатлениями», «представлением», «желанием» или «нежеланием» и т. д.
Такое «очеловечивание» собаки приводит к тому, что дрессировщик начинает предъявлять к собаке требования, не выполнимые для нее, происходит срыв в работе по выработке навыка и даже порча собаки.
Приводим один пример.
Допустим, что собака при выгуливании погналась за кошкой. Дрессировщик подзывает собаку к себе по команде «ко мне» и «наказывает» ее ударами поводка. В результате этого собака при команде «ко мне» начнет убегать от дрессировщика, так как дрессировщик («очеловечивая» собаку), считая, что собака понимает, за что ее наказывают, удары поводком связал не с броском за кошкой, а с выполнением собакой команды «ко мне». Условный раздражитель команды «ко мне» и вид поводка в руках дрессировщика подкрепились в этом случае безусловным болевым раздражителем. Следовательно, дрессировщик совершил две ошибки: «очеловечил» собаку и неправильно использовал поводок.
У некоторых начинающих дрессировщиков, в особенности у малоопытных любителей, «очеловечивание» собаки проявляется и в том, что команду они сопровождают разговором с собакой. Это, во-первых, затрудняет выработку условных рефлексов на определенные звуковые раздражители — команды, так как звуки команды смешиваются с другими звуками (словами), и, во-вторых, лишние слова, как новые для собаки звуковые раздражители, вызывая у нее ориентировочную реакцию, затормаживают выполнение приемов дрессировки по команде.
Дрессировщик должен не «очеловечивать» собаку, а повседневно изучая ее поведение, выяснять условия, которые влияют на ее поведение и нарушают выполнение приемов.
Отсутствие индивидуального подхода при дрессировке собак. Большой ошибкой при дрессировке является отсутствие учета особенностей поведения дрессируемых собак, в результате чего игнорируется индивидуальный подход к собакам при дрессировке. При этом ко всем дрессируемым собакам, независимо от особенностей их поведения, возраста, надрессированности, применяется один и тот же метод дрессировки.
Например, отработка навыка подачи предмета производится механическим методом дрессировки или только на вкусопоощрение и т. д.
Эти ошибки происходят от слабого изучения поведения дрессируемой собаки, недостаточного инструктажа молодых дрессировщиков.
Особенно большое значение имеет индивидуальный подход при специальной дрессировке. Нельзя применять одни и те же методы дрессировки как к возбудимым, смелым и злобным собакам, так и к спокойным, флегматичным, так как, обладая разным темпераментом и особенностями поведения, они будут различно реагировать и воспринимать один и тот же метод воздействия. Без индивидуального подхода к собакам при дрессировке не только нельзя добиться эффекта в работе, но можно привести собак в полную негодность.
Отсутствие необходимой последовательности в проработке приемов дрессировки и организации занятий по дрессировке. Нередко дрессировщики, в стремлении во что бы то ни стало отработать в короткий срок побольше навыков или скорее перейти к специальной дрессировке, отработку отдельных навыков производят небрежно. Это ведет к тому, что навыки при дрессировке закрепляются недостаточно прочно, стойкие условные рефлексы на команды и жесты не вырабатываются, в результате оказывается, что дрессировщик не в состоянии управлять поведением собаки в усложненных условиях и вести успешно дальнейшую дрессировку.
Одним из основных положений при отработке навыков при дрессировке служит принцип — «от простого к сложному». Навыки должны отрабатываться в определенной последовательности, так как отработка одного облегчает отработку последующего, более сложного. Например, не отработав «посадки», не следует отрабатывать «укладки»; «выборка вещи» должен отрабатываться после Подачи вещи, а к следовой работе можно переходить лишь после хорошего закрепления «выборка вещи по запаху». Переходить к отработке усложненных навыков при дрессировке, следует лишь после того, как у собаки образуются прочные условные рефлексы на действия дрессировщика, что облегчает последующее усложнение навыков. Так, например, высоту барьера следует увеличивать лишь после четкого преодоления собакой барьера меньшей высоты.
При организации занятий по дрессировке и проведении их необходимо учитывать строгую последовательность ввода отвлечений. Занятия, проводимые без учета условий окружающей среды, ведут к грубейшим ошибкам, особенно это относится к первым занятиям. Если первые занятия по дрессировке проводят в обстановке, где имеется значительное количество отвлекающих раздражителей, это весьма затрудняет быстроту выработки необходимых условных рефлексов на сигналы дрессировщика.
Недопустимо изо дня в день ставить собаке одни и те же задачи. В этом случае дрессировщик не совершенствует работу собаки, а довольствуется примитивным выполнением сигналов, упуская из виду обязательность постоянного усложнения работы.
Вот характерные примеры таких ошибок: во время занятий по общей дрессировке дрессировщик, воспитывая выдержку, отходит всегда на одно и то же расстояние, и собака находится в положении посадки или укладки всегда небольшой отрезок времени (одну-две минуты); при хождении рядом дрессировщик ограничивается небольшими расстояниями (100–200 м). При таких методах дрессировки собака будет способна выполнять только облегченные задания.
Такой метод совершенно недопустим в работе по чутью. Прокладка следов на одно и то же расстояние (причем небольшое — 1–2 километра) в облегченных условиях: по следу небольшой давности (до двух часов) и несложной конфигурации, при благоприятных атмосферных условиях и т. п., приводит к тому, что собака становится работоспособной только в облегченных условиях.
Дрессировщик должен последовательно и постоянно усложнять тренировку собаки, совершенствуя ее служебные качества.
При поиске собаки по чутью усложнять обстановку можно, как правило, путем ввода не более одного отвлекающего фактора, с одновременным облегчением в необходимых случаях остальных условий. Так, запланировав проработку давнего следа, надо предусмотреть уменьшение длины его, исключить различные отвлекающие факторы, заниматься в безветренную погоду и т. д.
Передрессировка собаки. Передрессировка возникает в результате переутомления нервной системы вследствие излишне длительного повторения собакой одних и тех же действий.
Ошибкой малоопытных дрессировщиков является их стремление во что бы то ни стало скорее отшлифовать служебные качества собак, что зачастую вызывает у собак отказ от работы.
Передрессировать собаку можно на любом приеме, но чаще всего при занятиях по преодолению препятствий, подаче голоса, посадке, укладке, подаче брошенных предметов, задержанию убегающего.
Опытные дрессировщики знают, что излишне частые занятия одним и тем же приемом отрицательно сказываются на результатах дрессировки. Поэтому, например, готовясь к состязаниям, они на 3–4 дня до состязания предоставляют собакам отдых. Отдохнувшие собаки более четко выполняют привычные для них навыки.
Добившись от собаки четкого выполнения какого-либо навыка, в этот день заниматься этим приемом больше не следует. Если хотят у собаки выработать условный рефлекс на какую-нибудь команду, не рекомендуется заставлять ее более 2–3 раз выполнять одно и то же действие, чтобы сохранить заинтересованность к нему у собаки.
Для предотвращения ошибок (по передрессировке) надо четко планировать занятия, чередовать упражнения, поддерживать постоянную заинтересованность собаки в работе.
Если собака отказывается от работы в результате передрессировки, можно рекомендовать, как метод исправления, перерыв в занятиях на 2–3 недели, с постепенным вводом упражнений после отдыха 2–3 раза в неделю по несколько минут (в течение 1-lVa месяцев).
Неправильное использование раздражителей. Непродуманное использование раздражителей относится к наиболее часто допускаемым ошибкам.
Неправильное сочетание условных и безусловных раздражителей. Начинающие дрессировщики при воспитании условных рефлексов часто неправильно пользуются условными и безусловными раздражителями. Как уже было сказано выше, при воспитании условного рефлекса раздражители (команды, жесты), на которые вырабатываются условные рефлексы, должны подкрепляться действием безусловных раздражителей механического пли пищевого порядка. Если же условный раздражитель применяют после безусловного, то обычно условный рефлекс не вырабатывается.
Например, если рывок поводка при отработке движения собаки у ноги дрессировщика применить раньше подачи команды «рядом», условный рефлекс на команду «рядом» не выработается. То же самое наблюдается и при выработке у собаки условных рефлексов на различные жесты.
Например, если команду «сидеть» подавать ранее соответствующего жеста, то условный рефлекс на жест не вырабатывается. Начинающие дрессировщики в результате излишней поспешности часто совершают эту ошибку.
Неправильное пользование интонацией голоса. Большой ошибкой будет также неправильное пользование интонацией голоса, например подача команды всегда в одной и той же интонации, без учета поведения собаки, злоупотребление подачей команды в угрожающей интонации и т. д. В результате интонация голоса в командах теряет свое значение как вспомогательный раздражитель, усиливающий действие команды. Чтобы не допустить этого, дрессировщик должен внимательно наблюдать за поведением собаки и умело сочетать интонацию голоса с непосредственным воздействием на собаку (безусловным раздражителем).
Неправильное использование команды «фу». Неопытные дрессировщики часто применяют команду «фу» по всякому поводу. Это приводит к тому, что собака перестает на нее реагировать. Чтобы команда запрещения была действенной, ее не следует подавать часто.
Вместо команды «фу» во многих случаях с успехом можно подать другую команду, например:
1) при занятиях по укладке собака самостоятельно пытается встать; неопытный дрессировщик применяет в таких случаях команду «фу». Это неверно. Надо произносить команду данного приема с угрожающей интонацией. То же самое относится и к случаям, когда собака, сидя перед препятствием, срывается с места;
2) прорабатывая след, собака отвлеклась. В данном случае команда «фу» может затормозить стремление к поиску. Правильна будет только команда «след» с угрожающей интонацией.
При контрольной выборке вещей неопытные дрессировщики по невнимательности часто путают искомый предмет с другим и при попытке собаки взять требуемую вещь подают команду запрещения. Такие действия тормозят стремление собаки к правильной выборке.
Аналогичные ошибки допускают и при проработке контрольных следов, когда проводник, перепутав, срывает собаку с правильного направления. Такие оплошности портят собаку.
Команду «фу» целесообразно подавать только при попытках собаки схватить лежащую на земле пищу, при набрасывании на прохожих, животных и в других аналогичных случаях.
Неправильное пользование командой. У молодых дрессировщиков часто встречается вредная привычка при подачз команды по нескольку раз повторять ее. Незаметно для себя такой дрессировщик воспитывает у собаки навык выполнения приема только после неоднократных команд. Так, например, дрессировщик дает собаке команду «лежать», но она не выполняет приема, будучи чем-то отвлечепа, а повторную команду «лежать» дрессировщик не связывает с принуждением. Такой метод не может воспитать у собаки безотказность, четкость выполнения действий и внимательность к командам.
Неуместное пользование парфорсом (строгий ошейник). Многие дрессировщики имеют привычку постоянно водить собаку на парфорсе, забывая, что пользование парфорсом — одна из крайних мер принуждения, сочетающегося обязательно с соответствующей командой и интонацией.
Постоянные ощущения парфорса притупляют степень воспри ятия его собакой, и роль парфорса как принудительного фактора снижается.
Злоупотребление дачей «лакомства». В дрессировке служебных собак лакомство не является единственным средством поощрения собаки и не всегда самым правильным. Не следует в период дрессировки длительное время давать лакомство при исполнении навыка. Когда с помощью этого безусловного раздражителя образуется новый условный рефлекс на поощряющую интонацию, следует больше пользоваться последней.
Дачу собаке лакомства, а также пищи всякий раз следует сопровождать поощряющей интонацией и командой «хорошо». Это вырабатывает вспомогательный условный рефлекс на интонацию и ускоряет прекращение дачи лакомства, уже мешающего работе.
Сталкивание процессов возбуждения и торможения. Сталкивание одинаковых по силе процессов возбуждения и торможения может вызвать у собаки расстройство условно-рефлекторной деятельности, обычно называемой срывом.
Отрабатывая «задержание убегающего», дрессировщик, желая отшлифовать навык, чтобы собака не трогала спокойно стоящего человека, при хватке собакой помощника дает команду запрещения «фу», сопровождая ее резким принуждением, а затем сразу же снова натравливает собаку, подавая команду «фасс». Резкая смена возбуждения и торможения, особенно у животных со слабыми и малоподвижными раздражительными и тормозными процессами, ведет к нарушению их нервной деятельности.
Дача собаке сложной задачи по дифереыцировке запахов на выборке с применением сильных средств принуждения при ошибках; злоупотребление выдержкой на брошенный предмет при ярко выраженном стремлении собаки в аппортировке; дача невыполнимых заданий по преодолеванию препятствий и другие подобные ошибки нервируют собаку и могут привести к срыву в сторону возбуждения или торможения нервной деятельности собаки в зависимости от типа.
Недооценка значения прочих раздражителей. Обстановка, и которой дрессируют собак, должна быть близка к той, в которой будет использована собака.
Однако еще часты случаи, когда дрессировщик, например, дает задание прокладчику следа на глазах у собаки. На конечной точке, после проработки следа, сразу же собаку привязывают, а дрессировщик и помощник весело беседуют, хлопая друг друга по плечу. Помощник протягивает дрессировщику папиросу, собака рычит, лает, расценивая эти жесты, как нападение на ее хозяина, но тут звучит запрещающая команда дрессировщика, а за ней иногда и рывок поводка.
Отрицательно действует на собаку и то, когда дрессировщик обращается с обнаруженным собакой помощником по-приятельски, задержанного не сдает третьему лицу, а отпускает на глазах собаки.
Разговоры, смех, шутки при дрессировке, натравливание собаки на своих товарищей недопустимы. Вялость, неповоротливость дрессировщиков, подача неправильных команд и жестов, неумелое пользование контрастными интонациями, скупость в поощрениях, неумелое управление поводком и другие лишние раздражители тормозят успех дрессировки.
Нежелательные связи у дрессируемой собаки. Наиболее частое последствие перечисленных выше ошибок дрессировщиков — появление у собак так называемых «нежелательных связей». Внешним показателем ошибочных действий дрессировщика является неожиданное изменение поведения собаки. Собака начинает проявлять какую-либо нежелательную связь или же совсем отказывается от выполнения команд или жестов, проявляя при этом слишком возбужденное или, наоборот, тормозное состояние. Нежелательные связи — это условные рефлексы, возникшие у собаки помимо желания дрессировщика в результате допущенных им ошибок. Их, как и вообще условных рефлексов, может быть множество. Такие нежелательные связи для работы очень вредны. Дрессировщик должен уметь предотвратить образование нежелательных связей и знать методы их устранения.
Наиболее часто встречаются следующие нежелательные связи.
Нежелательные связи при постоянной последовательности приемов. Если дрессировщик несколько дней подряд во время занятия, усадив собаку, потребует от нее «голос», затем уложит ее, а потом усадит, то примерно на 3–5 день, услышав команду «голос», собака подаст его, затем сядет, потом самостоятельно, без команды, ляжет. Если дрессировщик каждое занятие с собакой будет проводить в одной и той же последовательности, у собаки прочно закрепится постоянная последовательность выполнения отдельных действий, т. е. образуется «стереотип». Услышав первую команду, собака начнет выполнять все действия в одном и том же порядке, даже вые зависимости от подаваемых в дальнейшем команд и жестов.
Часто встречаются дрессировщики, которые, желая уложить собаку, обязательно дают ей сначала команду «сидеть», а затем уже «лежать», воспитывая этим самым связь на определенный порядок выполнения действий.
Надо приучить собак и требовать от них выполнения команд в разной последовательности. Укладывая из положения «стоять» или заставляя ползти из положения «стоять» или «сидеть», надо делать паузы (выдержки) между приемами. Это будет шлифовать четкость выполнения действий.
В дрессировке не должно быть места шаблону. Нельзя занятия превращать в ежедневное однообразное повторение одних и тех же действий и в неизменно установленной очередности.
Приходится иногда наблюдать, как дрессировщик, подзывая к себе собаку командой «ко мне», не опускает руку к бедру, а поднимает ее на высоту плеча. То же и при приеме укладки — звуковая команда «лежать» сопровождается подъемом руки, а не опусканием ее. В результате часто собака, только увидев поднятие руки проводником, не сделав выдержку, садится, ложится или подбегает к нему.
При обучении преодолению препятствий возникает нежелательная связь на обязательность прыжка при одном приближении к барьеру.
Иногда приходится наблюдать, как собака по команде проводника «вперед» преодолевает барьер, затем самостоятельно, в силу воспитавшейся нежелательной связи на последовательность приемов, перебегает по горизонтальному столбу, прыгает через плетень, взбирается по лестнице и т. д.
При следовой работе обычно всегда к ошейнику собаки пристегивают длинный поводок, затем усаживают ее перед исходной точкой, а после этого следует осмотр дрессировщиком места; все это, повторяемое неоднократно, воспитывает у собаки нежелательные связи — уже к моменту пуска собака находится в возбужденном состоянии, что вредно для работы по следу.
Чтобы предотвратить возможность возникновения таких нежелательных связей, необходимо приучать собаку к выдержке в течение 2–3 минут перед взятием препятствия (в положении усадки или укладки), следует изменять последовательность действий. Например, собака ждет команды «барьер», но звучит спокойный голос дрессировщика «рядом», и собаку отводят для дрессировки другим приемам.
Таким же путем надо устранять нежелательную связь на навык взбираться на лестницу и на обратный прыжок при преодолении препятствия. После нескольких подобных упражнений нежелательный условный рефлекс угаснет, и собака будет четко выполнять требования той команды, которая ей подана.
Умелое сочетание и чередование последовательности приемов, воспитание у собак выдержки предотвратит образование указанных нежелательных связей.
Нежелательные связи на обстановку. Если собака при обыске одного и того же участка местности будет постоянно обнаруживать на дереве, в яме, либо в других местах укрывшегося помощника или спрятанные вещи, то она в последующем, не производя обыска, начнет подбегать именно к знакомым ей местам.
Нежелательные связи на ориентиры возникают также при постоянной прокладке следов в одной и той же местности или при прокладке следов с конечной точкой у отдельно стоящего дома, дерева, куста, тропинок или дорог.
Если помощник конечную точку следа будет постоянно устанавливать у дерева, куста или другого какого-либо выделяющегося укрытия, у собаки обязательно возникнет нежелательная связь на вид этих предметов. Вид дерева, куста приобретет для собаки значение определенных условных раздражителей, и собака будет стремиться искать помощника за определенными укрытиями, не прорабатывая след.
При прокладке следов по снежной целине в зимнее время собаки увязывают обонятельные раздражители (запахи) со зрительными и через несколько занятий, совершенно не принюхиваясь, бегут по отпечаткам ног помощника.
Чтобы предотвратить такую нежелательную связь, надо в зимнее время проводить занятия по контрольным следам в населенных пунктах ночью, чаще практикуя угловую и веерную выборку следов.
Для собак со стойкой нежелательной связью па отпечатки ног рекомендуется прокладывать контрольные следы небольшой давности на территории, где имеются отпечатки ног большой давности и запахи слабой концентрации.
Занятия в таких условиях восстановят способность к работе по следу с помощью чутья.
Малоопытные дрессировщики часто заставляют помощников при прокладке контрольных следов оставлять ясно видимые условные знаки в виде воткнутых в землю палочек, флажков, взрыхленной ногами земли и т. д. Это также создает нежелательную связь на ориентиры, собака идет не по следу, а по видимым ориентирам.
Лучший способ устранения нежелательной на обстановку связи — постоянная смена участков занятий, мест укрытия помощников, прокладка следов в разных направлениях, параллельно и перпендикулярно дорогам и пешеходным тропинкам.
Нежелательные связи на команды. У некоторых дрессировщиков имеется вредная привычка часто повторять во время работы команду «след». При частом повторении команда «след» по существу превращается в сигнал «вперед» даже при утере разыскиваемого запаха.
При выборке вещей и человека частое повторение команды «нюхай» служит сигналом для движения вдоль разложенных вещей или стоящей группы людей. Собака воспринимает это, как «брать нельзя, иди дальше».
Пуская собаку на выборку, надо подавать команду один раз. Правильность выборки следует подкреплять командой «хорошо».
Нежелательная связь на поведение дрессировщика. При проработке углов иа контрольных следах часто возникает нежелательная связь на замедление темпа движения дрессировщика, натягивающего поводок перед поворотом. Собака при малейшем натяжении поводка, не принюхиваясь к следу, поворачивает в сторону. Для устранения этого рекомендуется при приближении к углу предоставлять собаке, как правило, свободу поиска и самостоятельного определения направления следа. Полезно при проработке следа между углами время от времени то ослаблять, то натягивать поводок, увеличивая и уменьшая темп движения.
Необходимо обращать внимание и на то, чтобы у собаки не образовалась при работе по следу нежелательная связь обязательного поворота на углу в одну какую-либо сторону. Форму углов (прямой, тупой, острый) и направление их (вправо, влево) надо постоянно изменять в различных вариантах.
Нежелательная связь на время суток. Занятия в одни и те же часы, как это часто практикуется, воспитывают у собак условные рефлексы на время: к началу обычного выхода на занятия, еще до появления дрессировщика, собаки приходят в суетливо-возбужденное состояние. К проработке следа или обыску местности в необычное для них время они проявляют меньшую активность. Для поддержания у собак постоянной заинтересованности в работе следует проводить занятия в разное время суток.
Нежелательные связи при выборке. Причинами часто встречающихся нежелательных связей при всех видах выборки являются: одинаковая последовательность в порядке выборки или построения группы людей; постоянство формы предметов, места и выбираемого помощника; ослабление натянутого поводка при приближении собаки к разыскиваемому человеку (вещи); напряженный наклон туловища, а затем выпрямление его с облегченным вздохом при правильном результате; щелкание пальцами, приставление ноги и пр.
Нежелательная связь на дрессировочный костюм. Она возникает в том случае, если, например, помощник воздействует на собаку в одном и том же дрессировочном костюме. У собаки вырабатывается прочный условный рефлекс на вид этого костюма, и она проявляет оборонительную реакцию на него. Поэтому необходимо часто менять одежду у помощников.
Нежелательная связь на постоянного помощника. Когда один и тот же человек привлекается в качестве помощника при прокладке следов, выборке, обыске местности, вызове злобы у собаки, задержании, конвоировании, то у собаки устанавливается связь с запахом, внешним видом, голосом, фигурой именно этого человека. Раздражители данного человека собака привыкает четко диференцировать, отличая их от других, похожих раздражителей. В любой обстановке она ищет только постоянного помощника, и становится неспособной находить других людей.
Дрессировщик во всех случаях должен тщательно анализировать поведение собаки, а также свои действия, правильно определяя причины изменения поведения собаки. Убедившись, что основная причина изменения поведения собаки — результат его ошибок, необходимо найти и устранить такие ошибки.
Чтобы восстановить обычное поведение собаки, целесообразно:
1) изменить обстановку занятий, при которых возникла нежелательная связь. Это исключит внешние раздражители, вызывающие или содействующие проявлению нежелательной связи,
2) временно прекратить практические занятия с собакой по определенным приемам, до угашения условного рефлекса на нежелательную связь.
Это — основные способы исправления результатов ошибочных действий. Однако в каждом случае при применении того или другого способа воздействия следует учитывать причину возникновения ошибки и особенности поведения дрессируемой собаки. Главная и основная задача дрессировщика — не допускать ошибочных действий. Поэтому каждый способ воздействия на собаку, намечаемый дрессировщиком, должен быть тщательно и всесторонне им продуман и только после этого проведен на практике.
Читайте также
Ошибки вследствие непредсказуемости или «недоброжелательности» окружающей среды
Ошибки вследствие непредсказуемости или «недоброжелательности» окружающей среды
Хотя животное может быть хорошо приспособлено к условиям внешней среды, но эти условия нужно расценивать как нечто среднее. Обычно невозможно подстроиться под каждое мелкое
Глава 2 Полезные ошибки
Глава 2
Полезные ошибки
Все здание теории эволюции, а значит и биологии в целом, основано на том, что некоторые случайные наследственные изменения оказываются полезными, т. е. повышают эффективность размножения (по-другому называемую приспособленностью). Термин
Ошибки епископа Беркли
Ошибки епископа Беркли
Говорят, что лучше один раз увидеть, чем семь раз услышать. Действительно, лучше. Люди – зрительные существа. Однако как часто нас подводят ошибки зрения и зрительные иллюзии. Обман зрения можно вызвать специально, чем профессиональные фокусники
III РАЗДЕЛ: Направленность положений по дрессировке и испытаниям на требования целевого разведения (Wesenszucht) и практического применения
III РАЗДЕЛ: Направленность положений по дрессировке и испытаниям на требования целевого разведения (Wesenszucht) и практического применения
В вышеизложенном мы пытались разработать основные понятия для анализа поведения и дать приблизительные рекомендации для практического
Ошибки при изучении рынка сбыта
Ошибки при изучении рынка сбыта
Большинство врачей, направляясь на работу в перенасыщенные больными регионы, по наивности надеются на быстрый успех, не учитывая реальной обстановки. Речь же идёт о большом разочаровании с серьезными и чаще всего болезненными
Ошибки прошлого: отмена процентных норм
Ошибки прошлого: отмена процентных норм
За 25 лет количество врачей утроилось, увеличившись на 40 % в промежутке между 1980 и 1985 гг. И это не предел! В начале 1988 г. ситуация складывалась следующим образом: плотность врачей: один врач на 405 жителей; терапевтов — 55 тыс.;
Изучение собак Почему нужно изучать собак?
Изучение собак Почему нужно изучать собак?
Биологический вид, к которому принадлежат домашние собаки, Canis familiaris, можно смело назвать успешным, даже чрезвычайно успешным.[1] Это означает, что, трансформировавшись по сравнению со своими предками, волками, они и теперь
Как разводить собак?
Как разводить собак?
Это колоссальный вопрос! Разведение собак — это игра, игра со своими правилами, с шансами на выигрыш и возможностью поражения, и может быть, поэтому оно так привлекательно. Постоянное стремление к совершенству — это предназначение собаковода, и нужно
2. Раздражители, применяемые при дрессировке собак
2. Раздражители, применяемые при дрессировке собак
В процессе дрессировки дрессировщик воздействует на нервную систему собаки безусловными и условными раздражителями.Для правильного использования этих раздражителей необходимо знать, какие безусловные и условные
6. Индивидуальный подход при дрессировке
6. Индивидуальный подход при дрессировке
Изложить все возможные способы индивидуального подхода к собакам при дрессировке совершенно невозможно, так как здесь наибольшее значение должна иметь творческая инициатива самого дрессировщика применительно к особенностям
7. Основная ошибка дрессировщика
7. Основная ошибка дрессировщика
Основной и главнейшей ошибкой большинства начинающих дрессировщиков является субъективный подход к собаке.Субъективный подход, ведущий к «очеловечиванию» собаки, игнорирует качественное различие между высшей нервной деятельностью у
Ошибки в производстве
Ошибки в производстве
Какие проблемы могли возникнуть у производителя до и во время переработки сырья?Во-первых, листья, на которых были замечены черные пятна, в переработку не идут. Если же недобросовестный фермер (йербатеро) все же собрал такие листья, то их все равно
Аутизм, ФАС, шизофрения: ошибки второго кода?
Аутизм, ФАС, шизофрения: ошибки второго кода?
Исследователи мозга предполагают: что справедливо для наркомании, может иметь решающее значение и для других комплексных психических заболеваний. Эпигенетически зафиксированные нарушения роста и раннего развития нервной
10 ошибок при дрессировке собак
10 ошибок при дрессировке собак
10 распространенных ошибок при дрессировке собак и как их избежать
Многие думают, что дрессировка собаки — это, почти интуитивный процесс для нас, людей. Но, если быть честными, мы слишком часто допускаем ошибки в обучении, которые приводят к неправильному поведению и напряженным взаимоотношениям. Благодаря жизнерадостному характеру собаки, незначительные ошибки редко приводят к катастрофе. Но грубые ошибки могут стоить владельцам и собакам годы разочарования. Поэтому рассмотрим 10 основных ошибок в дрессировке, которые могут совершать владельцы собак.
Обратите внимание, что они относятся только к технике обучения, а не к другим важным областям, таким как социализация, обогащение или физические упражнения.
1. Вы не дрессируете свою собаку достаточно часто.
Большинство из нас обучают своих собак только базовому поведению и рутине. Но как только отношения стабилизируются, мы часто пускаем дрессировку собак на самотек. Следовательно, время реагирования на важные виды поведения может увеличиться. Часто собака, даже перестает реагировать на хозяина. Эта деградация является — функцией отсутствия практики. Например, если вы будете играть в волейбол один раз в год, то вы не научитесь этой игре, верно?
Вместо того, чтобы «дрессировать, а потом забывать», сохраняйте привычное поведение вашей собаки. Практикуйте действия в случайном порядке, а также регулярным образом, несколько раз в день. За ужином дайте команду «сидеть», перед выходом на лицу, пусть собака ждет вас у дверей. В процессе прогулки остановитесь и дайте команду «лежать». Будьте спонтанны и непредсказуемы. Затем, каждый месяц, учите новому поведению (командам). Используйте хитрость и уловку, чтобы поддерживать разум и мотивацию вашей собаки. Чем больше разнообразия в поведении вашего питомца, тем умнее он или она становится. И тем важнее становитесь вы для своей собаки.
2. Вы повторяете команды.
Это часто случается, особенно среди владельцев — новичков со сложными собаками. Владелец пытается научить собаку «сидеть» или «лежать», но из-за отвлекающих факторов, плохой техники или волнения со стороны собаки животное не реагирует. Владелец несколько раз подает одну и ту же команду прежде, чем собака, наконец, неохотно выполнит ее. Это замедление становится научным поведением, которое трудно сломать.
Это часто происходит с командой, которая не была отработана, или с поведением, которое собака не особенно любит выполнять. Например, своевольные собаки неохотно исполняют команду «лежать», потому что это поза подчинения. Робкие собаки также сопротивляются этой команде, т.к. в этой позе они чувствуют себя уязвимыми.
При обучении таких команд, попытайтесь это преподнести собаке, как забавный трюк. Хвалите ее, поощряйте. И только потом давайте эту команду в других местах, сокращая вознаграждение за вкусняшку, а больше за похвалу. Дрессируйте собаку независимо от того, чем вы занимаетесь: сидите, лежите или просто ходите.
Если вы уверены, что собака знает команду, произнесите ее только один раз! Если питомец вас игнорируют, это либо потому, что вы не научили его этому должным образом, либо собака отвлеклась, либо же просто упорствует. Да, они могут быть упрямы! Отведите собаку в более спокойную обстановку и снова дайте ту же команду. Если она продолжает вас игнорировать, начните обучение данной команды заново, но уже избегая многократных повторений. Позаботьтесь о том, чтоб собаке не было скучно во время тренировки. Если вы предполагаете, что ваша собака просто сбивает вас с толку, не бойтесь показать свое разочарование, сказав убедительным тоном: «нет».
Еще один совет.
Скомандовав один раз без исполнения собакой команды, подождите немного, глядя вашей собаке прямо в глаза и двигаясь немного ближе. Часто этого бывает достаточно, чтобы заставить собаку подчиниться. В таком случае — хвалите ее!
3. Ваши тренировки длятся слишком долго, либо слишком мало.
Обучение собаки новому поведению — это процесс эволюции, а не революции. Ключ в том, что нужно понимать — обычно требуется много тренировок для усовершенствования новых команд.
Время, проведенное на тренировке, должно отражать некоторый положительный результат. Вознаградите собаку, а затем прекратите тренировку. Иначе вы, скорее всего, переутомите питомца. Таким образов, вы фактически сами заставите ее не проявлять интереса к новым командам. Кроме того, не прекращайте тренировку до тех пор, пока не будут показаны некоторые доказательства успеха. Помните, что десять минутных тренировок в день, превосходят одну десятиминутную тренировку каждый раз.
4. Поведение собаки, по отношению к послушанию, не распространяется на различные условия.
Если вы научите собаку «сидеть» в тихой комнате в квартире, то это единственное место, где она будет выполнять эту команду. Это ошибка, которую совершают многие владельцы. Неспособность связывать новое действие в различных областях с различными условиями и уровнями раздражителей, в лучшем случае обеспечит непостоянное повиновение.
Чтобы команды выполнялись четко и везде, сначала обучите собаку дома без отвлекающих факторов. Затем постепенно увеличивайте отвлекающие факторы: включите телевизор или сядьте рядом с другим человеком. Как только собака привыкнет к этим раздражителям, выйдете на улицу. Затем добавьте раздражителей, например другого человека или собаку. Постепенно переходите к более оживленной обстановке, пока питомец не будет работать стабильно, даже на углу оживленной городской улицы. Только тогда поведение будет «проверено». Раздражите особенно важны при обучении команде «ко — мне», команда, которая может однажды спасти жизнь вашей собаки.
5. Слишком много лакомства и недостаток похвалы. 
Лакомство — отличный способ подкрепления поведения. Но обильное использование лакомства, часто может работать против вас. В уме собаки может возникнуть такая привязанность к еде, что желаемое поведение само по себе будет скомпрометировано и сосредоточено на хозяине. Например охотничьих или служебных собак редко вознаграждают лакомством. Почему? Потому что это мешает сосредоточиванию и может навредить реальной работе. Вместо этого есть другие способы поощрения. Это похвала, либо возможно, непродолжительная игра с любимой игрушкой. Прежде всего, вознаграждение для собак, должно являться сама работа.
Во что бы то ни стало, начинайте новые команды с поощрения лакомством. Но как только собака выучила новое поведение, замените угощение похвалой, игрой или чем-то еще, что ей нравится. Помните, что непредсказуемые награды лакомством улучшают поведение, а частые ожидаемые награды снижают производительность и концентрацию. Кроме того, поймите, что вы тоже награда. Если вы радостно реагируете на то, что сделала ваша собака, это будет работать лучше, чем вкусняшка, и у вас будет дополнительный эффект, повышающий ваш «коэффициент приоритетности».
6. Вы используете слишком много эмоций.
Чрезмерные эмоции могут затормозить работоспособность собаки. Если во время тренировки будете показывать свою физическую силу или использовать гнев и раздражение, то вы запугаете собаку и превратите дрессировку в пытку. Так же при тренировке с преувеличением эмоций, пронзительными визгами восторга и чрезмерными проявлениями принудительного восторга, вы перевозбудите собаку и она потеряет необходимую концентрацию внимания для обучения.
Создайте спокойную, уверенную обстановку, которая настроит собаку на работу. Если собака не выполнила команду, не нужно ругаться на нее, а просто чуть «отступите» и попробуйте заново. Также, если собака выполнила желаемое, не надо прыгать от радости, а спокойно похвалите ее, улыбнитесь и двигайтесь дальше. Она постепенно усвоит это спокойное отношение и станет также спокойна и уверенна.
7. Вы реактивны, а не активны. 
Дрессировка собак требует времени, техники и выносливости, а также необходимо понимание собачьего ума. Это не то умение, которому можно научиться, посмотрев часовую видео инструкцию или прочитав несколько книг. Это требует времени.
В результате многие владельцы собак слишком торопятся и не понимают, что для результата необходимо поменять свой обычный ритм жизни. Нужно уделять больше времени для дрессировки, чтобы делать это так умело, как им хотелось бы.
Когда вы просто реагируете на непослушание собаки, вы теряете возможность учить. Вместо этого практикуйте свою технику. Научитесь предвидеть ее реакцию раньше времени, становясь более активным в процессе. Например, если вы пытаетесь подавить проблему лая, вместо того, чтобы ждать начала лая, поймайте собаку прямо перед тем, как его мозг скажет «лаять», и отвлеките собаку на какое-то другое, более приемлемое поведение. Любой раздражитель, вызывающий лай, должен быть либо устранен, либо переопределен как «хорошая вещь» в голове собаки. Это требует опыта и активной роли с вашей стороны.
8. Вы непоследовательны.
Собаки должны чувствовать, что их владельцы последовательны в поведении и в установлении правил. Если вы слишком сильно меняете технику обучения, особенно в начале, вы уменьшаете способность вашей собаки к обучению. Например, если вы один раз проявите терпение с упрямой собакой, но на следующий день не справитесь с собой, то она не сможет вас понять, понять вашу реакцию в любой другой момент. Это нарушает доверие и уверенность. Вместо этого придерживайтесь последовательной методики и непоколебимо относитесь к тому, что является правильным поведением. Например, если питомцу не разрешается находиться на кровати, но вы иногда позволяете ему это — это непоследовательно. Установите правила и придерживайтесь их.
9. Вам не хватает уверенности.
Потеря уверенности — это слабость, и как естественные хищники, собаки чувствуют это инстинктивно. Вот почему испуганных людей кусают чаще, чем спокойных.
Покажите свою неуверенность, и собака будет использовать это. Это не приговор вашего питомца, это просто собачья натура. Чтобы избежать этого, просто работайте больше с ней и достигайте намеченных успехов в обучении. Посещение школы дрессировки с собакой может творить чудеса, повышая вашу самоуверенность. Так же вы сможете усложнить процесс тренировки, проводя их среди других собак. Попробуйте время от времени меняться собаками с другим хозяином для нового опыта. Гуляйте со своим питомцем в разных местах для набирания большего опыта в дрессировке.
10. Вы не учитываете характер собаки.
У каждой собаки есть свой индивидуальный и неповторимый характер. Хотя знание особенностей породы и могут помочь определить это. Но для успешного результата, характер каждой собаки должен быть понят прежде, чем начать обучение. Как дрессировщик, вы должны определить, какие методы будут лучше всего работать с вашей собакой.
Например, большинство ретриверов очень общительны и могут находиться среди большого количества людей или собак вокруг них. Но попробуйте это с чау — чау или сиба — ину, и вас ждет сюрприз. Точно так же собака с преобладающей пищевой реакцией поведения будет сильно реагировать на лакомство, в то время как собаке с низкой пищевой реакцией поведения может потребоваться другое поощрение. Пугливая собака плохо справится с энергичной тренировочной техникой, в то время как гиперактивная собака может даже не услышать тихие призывы дрессировщика. Например робкий той — пудель против мощного ротвейлера.
Если у вас пугливая собака, запаситесь терпением. Проводите тренировку спокойно. Тренируйтесь учитывая недостатки собаки, но постепенно проникайте в социальные ситуации, чтобы уменьшить чувствительность и укрепить доверие. Если ваша собака большая и очень активная, вам надо быть таким же большим и активным. Из-за ее размера и силы вы просто должны добиться контроля над ней, особенно в общественных местах. Для средних собак продумайте методику обучения, основанную на индивидуальности, размере, возрасте, энергии, породе и истории.
Если вы будете придерживаться этих основных правил, то сможете постепенно попробовать себя в качестве настоящего дрессировщика, а не только тренера вашей собаки. Тренируйтесь, добивайтесь успеха, будьте уверены в себе и получайте удовольствие от своего питомца!
Похожие записи
Page load link
Go to Top
Возможные ошибки дрессировщика.
Ошибки
при дрессировке затрудняют выработку
у собак навыков и ведут к возникновению
нежелательных рефлексов, снижающих
служебные качества собаки. Причинами
ошибок чаще всего бывают: слабые знания
дрессировщиком физиологии поведения
собаки и техники дрессировки; недостаточная
наблюдательность за поведением собаки;
отсутствие индивидуального подхода
к собаке и т. п. Ошибки бывают и частного
характера.
Ошибка
общего характера
обычно приводит к возникновению
сразу нескольких нежелательных рефлексов.
Например, неправильное воздействие на
собаку поводком может привести к рефлексу
боязни дрессировщика, а при натягивании
поводка во время работы по следу может
возникнуть рефлекс — изменять
направление движения независимо от
направления запахового следа.
Ошибки
частного характера
— это ошибки, допускаемые при выработке
каждого навыка в отдельности. Эти ошибки
указываются при описании техники
дрессировки. Поэтому остановимся
лишь на некоторых ошибках общего
характера.
Одной
из распространенных ошибок общего
характера является субъективное
понимание сущности поведения собаки.
Дрессировщик переоценивает способности
собаки, полагая, что собака все понимает,
в том числе и человеческую речь. В
результате неправильно воздействует
на собаку раздражителями, уговаривает
ее, упрекает в нерадивости и т. п.
Дрессировщик должен знать, что психика
собаки качественно отличается от
мыслительной деятельности человека.
Поведение собаки обусловлено влиянием
раздражителей, оно не осознается.
Нередко
дрессировщик допускает ошибку в
применении условных и безусловных
раздражителей: применяет безусловный
раздражитель раньше условного —
например, делает рывок поводком, а затем
подает команду «Рядом!» Это не обеспечивает
выработку навыка. Или многократно
повторяет команду и только потом
применяет безусловный раздражитель. В
результате вырабатывается запаздывающий
рефлекс. Иногда допускается большой
интервал во времени между условным и
безусловным раздражителем — и в
результате возникает следовой рефлекс
вместо совпадающего.
Частой
ошибкой является привлечение в качестве
помощников одних и тех же лиц,
надевающих постоянно одну и ту же одежду.
В таких случаях собака привыкает
реагировать только на знакомых помощников
и на постоянную форму одежды и слабо
реагирует на посторонних лиц в другой
одежде.
Серьезной
ошибкой в дрессировке является отсутствие
конкретного режима упражнений или
его нарушение при выработке определенного
навыка. В результате возникает
передрессировка, выработка рефлекса
затрудняется.
Нельзя
дрессировать собаку в одной и той же
обстановке и в одно и то же время. Иначе
у нее возникает нежелательный навык на
обстановку и время. Собака плохо или
вообще не будет работать в других
условиях и в другое время суток.
Грубой
ошибкой дрессировщика является умышленное
натравливание собаки на животных,
птиц и т. п. Это приводит к возникновению
нежелательных навыков — нападать на
животных, идти по их следам и в
результате сделает собаку малопригодной
для службы.
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
10 самых распространённых ошибок при дрессировке собак
1. Даете команду разными, пусть даже созвучными словами.
Это они для вас созвучны и понятны. А для собаки слова «Сидеть!»,
«Садись!», «Присядь!», «Сядь» и проч. – это разные слова, совсем не понятные для собачьей логики. Ну, попробуйте представить, что с вами говорит иностранец, и пытается сказать вам на чужом для вас языке много разных слов.
Как вы должны его понять?
Ну, конечно, если вы знаете, хоть одно слово из этого набора, вы услышите и поймете его. Но остальные, даже если они похожи по смыслу и созвучны – останутся для вас загадкой. Для собаки то же самое. Вы можете говорить ей бесконечные тирады, но для нее это будет все равно, что звук инопланетного радио. Собака поймет только звук команды, которой обучена и которую знает.
2. Небрежное обращаетесь с собакой.
Некоторые хозяева считают, что собака не заметит, если наступить случайно ей на лапу, грубо оттолкнуть, замахнуться поводком, крикнуть и проч. Заметит. И запомнит. И будет бояться. В результате – потеряете доверие собаки, контакт с ней, а получите трусливое животное, которое будет из страха выполнять команды, а не потому что хочет понять и быть другом. Такое животное из-за страха выполнит не только вашу команду, но и любого человека, которого испугается.
3. Вы не знаете, что хотите от собаки.
Поэтому даете команду сбивчиво, нерешительно, иногда произносите несколько команд сразу вместе. Это для собаки вообще не понятно. Она не понимает, что должна делать, когда слышит, например: «Фу! Иди сядь туда!». Это все равно, что сказать вам приятного аппетита на иностранном языке, когда вы ложитесь в постель. Вы может и поймете что-то, но поймете только то, что в этот момент придет вам в голову само. Вы не сможете ответить на эту фразу, потому, что не будете знать .что вам сказали. Для собаки – то же самое. Собаке не понятно, когда вы говорите что-то невнятно, сбивчиво, не четко.
Вот, например, как не надо: «ой, нельзя, не бери это. Иди к себе на место!».
А вот как надо: «Нельзя! Место!».
4. Вы часто даете команду собаке и не дожидаетесь, пока она ее исполнит.
Это не верно. Если вы дали команду «Фу!» — собака должна прекратить действие, которое вы ей запретили. Для этого вы должны дать команду именно в тот момент, когда собака производит запрещенное действие.
Правильно – дать команду вовремя, а затем похвалить вовремя за то, что собака выполнила команду. Здесь, вы дали команду «Фу!», собака прекратила действие – похвалите. Так собака поймет, что сделала правильно.
5. Вы зовете собаку, чтобы наказать, отругать или сделать неприятно.
Ну, например, вы зовете собаку во время, когда она весело играет с мячом, а вместо того, чтобы похвалить ее за то, что она бросила все и подошла к вам, накидываете ошейник, берете на поводок и ведете домой. Или, например, зовете собаку, она подходит, а вы без всякого приветствия, не говоря уж о похвале, начинаете стричь ей ногти или чистить уши, зубы и проч. Стоит ли удивляться, что собака подумает в следующий раз – подходить или нет к вам.
Возьмите за правило – похвалить, поприветствовать собаку, когда она подходит к вам по команде. Вы можете весело погладить ее, предложите ей поиграть, например, бросьте мячик, а можно дать ей вкусный кусочек чего-то (чередуйте, чтобы собака не знала, что будет в этот раз, просто похвала, игра или что-то вкусное).
Во время прогулок подзывайте собаку, награждайте, а затем отпускайте со словами «Иди, играй!». В этом случае для собаки команда «ко мне!» не будет ассоциироваться с тем, что веселье подходит к концу.
Помните, момент доверия и любви между вами и собакой – самое дорогое, что можно приобрести.
6. Кричите, ругаетесь и чего доброго тычете носом щенка в лужи и кучи, которые неизбежно будут появляться в доме в первые месяцы жизни собаки.
Такая реакция – не правильная. Вы только запугаете собаку и научите его скрывать следы. А это значит, что он будет пить мочу и есть свои экскременты, потому что будет бояться вашей реакции.
Никогда не наказывайте щенка за то, что он сходил в туалет в неположенном месте. Щенок маленький и просто не знает где, что и как нужно делать. Он ведь совсем недавно родился на свет. Вместо того, чтобы кричать, после сна, игры и еды отведите щенка в положенное место или на улицу, и дождитесь, пока он сходит в туалет. Как только свершится – похвалите, как только сможете! Так щенок поймет, что сделал что-то правильно. Если вы повторите так несколько раз – постепенно у щенка закрепится правильное поведение, и он будет делать то, за что получает похвалу. Он будет делать то, что ему приятно!
7. Вы не хотите, чтобы собака выпрашивала кусочки со стола, но при этом вы или член вашей семьи иногда даете ей кусочки под столом.
Это ошибка. Если это произошло больше, чем один раз, собака будет ждать и клянчить. Собака не понимает, что нельзя просить еду со стола, если на ее вопрос отзываются и ей дают что-то со стола. Не ругайте собаку. Это только ваша вина. Запретите всем домашним и себе давать собаке со стола еду. Когда вы едите, собака не должна получать с вашего стола абсолютно ничего.
8. Вы воспринимаете собаку, как человека, который понимает речь.
Дрессировка щенка – дело не простое. Ни для вас, ни для собаки. Когда дрессировщик очеловечивает собаку, он может вместо четкой команды «Ко мне!» сказать «Иди сюда!» и т.д. Забыть о том, что перед вами существо с совершенно иной нервной системой, да еще и совсем ничего не понимающее – ошибка. Собака не поймет слов, не поймет уговоров и угроз.
Можно бесконечно долго кричать, или уговаривать, или угрожать собаке, а можно дать команду и когда собака ее выполнит, -наградить ее кусочком или весело похвалить. Так животное поймет, что нужно делать. На человеческом языке это называется – выработать условный рефлекс.
9.Вам не хватает терпения, отчаиваетесь и бросаете тренировку.
Научить можно абсолютно любую собаку, для кого-то нужно больше времени, для кого-то меньше. Но всегда, если собака не понимает то, что вы от нее хотите – это ваша вина. Найдите способ объяснить по-другому и всегда закрепите правильное поведение – крокетом, похвалой или игрой. Дайте понять собаке, что она сделала правильно. После того, как собака поняла, что от нее хотят, надо закрепить команду, а это значит повторение. Дрессировка щенка – это время, терпение и последовательность.
Наберитесь терпения, узнайте, как правильно дрессировать собаку, как объяснять собаке то, что вы хотите, составьте план обучения и у вас все получится.
10.Вы поощряете неправильное поведение.
Например, ваша собака прыгает на вас, когда вы приходите домой. Вы в ответ радостно зовете ее по имени, гладите и приветствуете ее. На собачьем языке это значит, что вам нравится ее поведение и собака в следующий раз будет также прыгать на вас. Или, например, во время грозы собака пугается и забивается в угол или под диван. Вы подходите к ней, начинаете ее жалеть, говорить сочувствующим тоном. Ваше поведение может вызвать у собаки фобии, страх перед громкими звуками, но в любом случае ничего хорошего такое ваше поведение не даст. Собака поймет, что бояться – хорошо. Когда вы поймете как действует логика собаки – вы станете настоящими друзьями с вашим питомцем.
Можно обнимать собаку?
Одна из наиболее распространённых ошибок, которую допускают владельцы собак, это неправильная интерпретация поведения собаки, того, что она пытается нам сказать. Люди постоянно допускают такие ошибки. Язык тела собак говорит нам одно, а мы понимаем это абсолютно иначе, основываясь на своих собственных ощущениях, хотя, на самом
- 100
Дрессировка собак. Собаки и команды
Многие начинающие собачники часто ставят себе за цель воспитать свою собаку надрессированной и обученной всевозможным командам. Однако для многих собака, умеющая брать след, давать лапу, сидеть, лежать и лаять по команде – розовая мечта из детства, недостижимый идеал, но вовсе не поставленная перед собой цель или твердая
- 100
Ошибки, встречающиеся при дрессировке
В ходе проведения практических занятий по дрессировке служебных собак нередко дрессировщики допускают различного рода ошибки. В результате этого у собак вырабатываются разные нежелательные привычки, которые сильно мешают нормальной работе. Ошибки, встречающиеся при дрессировке, принято подразделять на тактические и технические. К
- 100
Хотите, чтобы ваш пес с первого слова и с радостью выполнял все отданные ему команды, а процесс обучения занял минимум времени? Вы быстро добьетесь нужного результата, если прочитаете нашу статью.
В норме в процессе дрессировки у собаки должны вырабатываться и закрепляться полезные для человека навыки. Однако если дрессировочный процесс построен неправильно, происходит совершенно противоположное – у животного вырабатываются категорически нежелательные навыки и рефлексы.
Ниже мы рассмотрим основные ошибки владельцев собак при дрессировке и расскажем, как их избежать.
1. Наделение животного человеческими качествами
Нередко любящие хозяева излишне «очеловечивают» своих подопечных и обращаются с ними, словно с сознательно мыслящими существами. Однако собаки – это не люди, и способности мыслить на рассудочном уровне они лишены.
Приведем пример. Допустим, во время тренировки пес не удержался и пустился в погоню за кошкой. Владелец подозвал питомца командой «Ко мне» и отсчитал в надежде, что тот усвоит урок.
Однако его воспитательные усилия окажутся напрасными — собаке не под силу осознать свою ошибку. Зато она усвоит, что выполнение этой команды сулит ей хорошую взбучку, и в следующий раз поостережется подбегать на зов.
2. Грубое обращение с собакой
Еще встречаются дрессировщики, которые считают, что с собакой следует обходиться именно так – иначе якобы она не станет слушаться. Еще хуже, когда для выработки злобности к посторонним несчастное животное лупят что есть мочи, чтобы обозлить.
Занятия с такими «профи» заканчиваются плачевно. Собаки с крепкой нервной системой становятся агрессивными и плохоуправляемыми, а остальные начинают приобретают излишнюю робость, начинают бояться дрессировщика и тренировок в целом.
3. Смешение игры и работы
При неумелом подходе к дрессировке этот процесс превращается для собаки в веселую забаву с беготней и перетягиванием поводка. Толку от такой тренировки – ноль.
Поэтому отделяйте просто прогулку от обучения. Во время прогулки общайтесь с питомцем в обычной манере. А во время дрессировки ведите себя как учитель в начальной школе: зорко следите за действиями своего хвостатого воспитанника и не позволяйте ему отвлекаться.
Пускай ваши уроки будут короче, зато более эффективными. Разбивайте тренировку на подходы по 5-10 минут с обязательными перерывами, во время которых питомец сможет свободно побегать по площадке и пообщаться с другими собаками.
4. Действие перед командой
Рассмотрим типичную ситуацию. Пес, который только что шел с хозяином, вдруг замечает кошку и делает прыжок в ее сторону. Хозяин резко натягивает поводок (безусловный раздражитель) и только потом отдает команду: «Фу!» или «Рядом».
Задача дрессировщика – выработать у подопечного условный рефлекс. Есть условный раздражитель (команда), за которым должна последовать определенная реакция питомца. Хаотичные рывки и окрики бесполезны, потому что пес не улавливает связи между командой и ожидаемым от него действием.
Правильная последовательность: сначала отдать команду (то есть, использовать условный раздражитель) и лишь затем прибегнуть к безусловному раздражителю (например, рвануть поводок). Только тогда ваш подопечный усвоит, как нужно вести себя после команды (идти рядом, сесть, дать лапу и так далее).
5. Многократные повторы команды
Команду следует отдавать только один раз. Если подзывать собаку несколько раз, она привыкнет подходить к вам только тогда, когда вы уже охрипнете от крика.
Если с первого раза ничего не выходит, подождите со второй попыткой хотя бы 30 секунд. А еще по возможности используйте приспособления, которые помогают добиться выполнения команды (в частности, команда «Ко мне» первоначально отрабатывается на длинном поводке).
6. Задержка поощрения и наказания
Поощрять собаку следует немедленно после правильного выполнения команды. Если прежде она успеет выполнить какие-либо другие действия, обучающий эффект будет смазан. В качестве поощрения используйте кусочки лакомства, которое ваш питомец любит больше всего. Кроме того, обязательно хвалите подопечного.
Не откладывайте и наказание. Например, бесполезно ругать собаку за погрызенные тапочки, если акт вандализма был совершен несколько часов назад. Собака давно забыла о своем проступке, и ваш выговор приведет ее в недоумение. Ругать животных за неправильные действия можно лишь тогда, когда вы их поймаете с поличным.
7. Одинаковые интонации команд, запрещающих окриков и похвалы
Собаки не понимают слова, зато тонко улавливают тональность, в которой они произнесены. Поэтому одинаковые интонации при взаимодействии с питомцем способны привести его в замешательство.
Команды для выполнения отдавайте четко, спокойным и властным голосом, побуждающим к выполнению нужного действия.
Запрещающие команды («Фу!», «Нельзя») подают более строгим голосом, чем обычные. Собаки – стайные животные, поэтому им крайне важно, что об их поведении думает вожак стаи (в данном случае, вы). А значит, питомец должен с первого раз читать в вашем голосе явственно выраженное неодобрение.
Похвала также должна быть яркой по эмоциональной окраске. Вспомните приемы актерской игры и с преувеличенным восторгом объявляйте питомцу: «Молодец!», «Отлично!», — и не скупитесь на одобрительные поглаживания и похлопывания.
Сервис Petstory – онлайн-помощник для владельцев собак
Не допускаете ошибок при дрессировке, но процесс обучения собаки новым навыкам все равно практически не движется? В таком случае имеет смысл посоветоваться с ветеринаром – вдруг у вашего питомца проблемы со слухом.
Установите на свой гаджет приложение Petstory, и в любой тревожной ситуации вы сможете получить консультацию опытного ветеринарного врача. Специалист ответит на ваш вопрос уже через несколько минут.
Также с помощью сервиса можно записаться в любую ветеринарную клинику вашего города. Опция сравнения заведений по стоимости приема позволит выбрать оптимальный по бюджету вариант.
Также в приложении есть две полезные интерактивные карты. На одной из них отмечены зоомагазины, а на другой – кафе, рестораны и различные развлекательные заведения, куда можно прийти в компании своего питомца на поводке.
Скачать специализированное приложение для владельцев домашних животных Petstory на платформы IOS и Android по ссылке – https://petstory.ru/prilozhenie-konsultacija-veterinar/.