Основной принцип репрессивного менеджмента ошибка должна быть персонифицирована

«Триальная система оценки»

От англ. – trial ­ общее название видов спорта или деятельности, связанных с преодолением специально построенных или естественных препятствий. Причем, основным критерием успешного прохождения препятствий является не скорость, а точность и отсутствие штрафных очков.

В бизнесе, основанная на показателях течения бизнес­процессов внутри компании, учитывающая количественно­качественные показатели + индивидуальные компетенции сотрудника, оцениваемая по процессу и организационным

взаимоотношениям: Начальник – подчиненный Заказчик – исполнитель Вход­выход бизнес­ процесса

Достоинства:

_________________________________________

_________________________________________

_________________________________________

_________________________________________

_________________________________________

_________________________________________

_________________________________________

Недостатки:

_________________________________________

_________________________________________

_________________________________________

_________________________________________

_________________________________________

_________________________________________

_________________________________________

Принцип моделирования критериев оценки (1):

1.Проанализировав функциональные обязанности (непосредственно описанные в пошаговых процедурах бизнес­процесса) сотрудника на данной позиции, мы оцениваем, какие из его функциональных обязанностей направлены на результат, какие на качество этого результата.

2.Анализируем, с какими отделами сотрудник работает наиболее плотно. Для этого нам пригодится коммуникационная карта компании и описание тех же

бизнес­процессов. Выбираем точки входа информации в параллельные бизнес­ процессы. Т.к. от некачественной информации на входе бизнес­процесса искажается результат параллельного бизнес­процесса. Выбираем ответственных за контроль входящей информации в параллельном бизнес­процессе.

3.Анализируем какие навыки (компетенции) должны быть у сотрудника, чтобы он выполнял эту работу максимально результативно и эффективно

4.Описываем схемы взаимодействий и принципы учета претензий. Критичные замечания.

5.Создаем шкалы оценок с учетом положительных и отрицательных баллов.

Баллы:

1.Отбираем из результатов самые приоритетные:

Количество новых клиентов, количество созданных дизайн­ макетов, количество своевременно (до 15­го числа отчетного месяца) сданных отчетов, % выполнения плана отделом/службой, к­во закрытых вакансий.

Нижний «квартиль» ­ «0». Если показатели ниже – «­4» ­ без вариантов! Максимальному планируемому показателю присваиваем «3» балла, перевыполнению плана – «4».

2. Анализируем критические показатели качества. Их на 1 меньше чем критериев результативности.

«Нет возвратов/замечаний» ­ 2 балла. 1­2 – «0», больше – «­2»

3. Наличие навыков, необходимых для выполнения работы. На 2 меньше чем критериев результативности.

Навык есть и развит – «1», навык есть, но недоразвит – «0», отсутствует – «­1»

Принцип действия:

1.Ежедневно/ежемесячно сотрудник сам оценивает свои результаты. Параллельно непосредственный начальник оценивает результаты сотрудника выборочно.

2.По итогу месяца сотрудник выставляет себе оценку, ориентируясь на шкалу оценок.

3.Начальник подтверждаем/изменяет оценку, учитывая претензии от служб

4.Динамика отражается в общей картине.

5.Раз в году или по желанию сотрудника он сдает

перед комиссией «квалификационный экзамен» на подтверждение необходимых навыков.

Должность, ФИО

02.0

03.0

04.0

05.0

06.0

9

9

9

9

9

Мастер участка №2 (смена 1)

56

62

59

60

61

Мастер участка №3(смена 1)

56 58 58 58

60

Мастер участка №4 (смена 1)

56 56 50 45

39

Мастер участка №2 (смена 2)

60 61 62 50

59

Мастер участка №3 (смена 2)

49 53 59 63

59

«Теория страхов»

СТРАХ

Отсутствие

страха

Отсутствие страха

СТРАХ

Понимание страхов персонала компании дает толчок для перехода от репрессивного менеджмента (страх внутри компании) к гуманистическому прогрессивному менеджменту («здоровый» страх вне компании)

Принцип репрессивного менеджмента: «Ошибка должна быть персонифицирована». Поведение людей при репрессивном менеджменте:

1.Уход от ответственности путем придания ей максимальной неопределенности. Пример: неконкретизированная должностная инструкция, написанная самим исполнителем

2.Распределение ответственности на максимально широкий круг людей без уточнения персональной ответственности. Пример: приказ с более чем 10 подписями согласования, без ясности, за что отвечает подписант.

Отсутствие страха

3.Снижение и потеря инициативности. Пример: частое использование понимаемой всеми фразы «У победы много отцов, поражение – всегда сирота»

4.Появление интриг и «подковерных методов управления». Пример: чтобы избежать наказания, нужно первым успеть донести свою версию произошедшего и указать виновных, но не себя»

5.Сокрытие информации об истинной ситуации. Пример: Если за ошибку наказывают, значит никто о ней не должен узнать!

6.Демотивация сотрудников. Чтобы было меньше ошибок, нужно меньше работать! А только создавать видимость деятельности

7.Разрушение командного стиля работы

8.Появление скрытых и открытых конфликтов

9.«Подковерные» правила карьеры.

10.Потеря профессионализма

11.Установление грубых силовых методов управления

12. Потеря понимания сути системнойHRработы­practice, 2011

77

СТРАХ

«Теория страхов»

Отсутствие

страха

Отсутствие страха

СТРАХ

«Здоровый страх»:

Если человек делает свою работу хорошо, потому что боится ее потерять, значит:

Ему нравиться сама работа или политика компании, или коллектив, в котором он работает, или его руководитель, или все вместе (тогда это не страх!)

Он на локальном рынке труда стоит дешевле или ничего не стоит (тогда зачем вам, как руководителю такой работник)

Будьте внимательны к последнему! Это может вызвать:

Избегания или создания видимости работы

Выбор поведения – ориентация не на задачу, а на руководителя

Манипуляция подчиненными, коллегами, клиентами, руководителем

Фальсификация фактов, приписка

Поиск влиятельных стейкхолдеров или сколачивание коалиции

Поиск глубокого крючка для руководителя

78

7.

HR­practice, 2011

Деланье всего, кроме ХОРОШЕЙ работы

Если наш подчиненный все таки допустит ошибку в работе, он…

1.Понимает, что сокрытие ошибки – ТАБУ компании!

2.Должен, используя знания, умения, предварительное обучение и разъяснения руководителя, понять в чем суть ошибки, объяснив это себе!

3.Обязан самостоятельно ее исправить!

4.Решает ее по возможности без ведома руководителя только в том случае, если ошибка не повлияет на работу и не навредит компании!

5.Если ошибка выявлена подчиненным уже на более поздних этапах, когда процесс перешел на стадию «согласования с руководством», обязан проинформировать своего руководителя.

6.Если ошибка значительна, оповещает руководителя и получив от руководителя поддержку, рекомендации, полномочия исправляет ее.

В основе ответов на большинство вопросов лежит понятие «мотивации сотрудника».

Цель человека

Эмоции.

Потребности.

«Я хочу!»

«Мне надо!»

Исследования Мюнхенского Университета Людвига- Максимилиана, 2006 г

Соседние файлы в папке Ольга Валентиновна

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Проекция принципов менеджмента Деминга на российскую практику

Вадим Аркадьевич Лапидус, доктор технических
наук,
генеральный директор СМЦ «Приоритет»,профессор Государственного
университета Высшей школы экономики (Н. Новгород),
Опубликовано на Elitarium.ru

Основные постулаты современного менеджмента были сформулированы
исходя из потребностей США. В них уделялось мало внимания основам управления,
которые так нужны сегодня в России и весьма интересны с точки зрения анализа
проблем российского менеджмента.

В своей знаменитой книге «Выход из кризиса» Э. Деминг сообщил американцам
свое видение современного менеджмента, который позволяет постоянно повышать
качество продукции, улучшать управляемость предприятия при одновременном
снижении издержек. Новые подходы Деминг сформулировал в виде четырнадцати
принципов теории менеджмента, а также смертельных болезней и многих препятствий
(помех) повышения эффективности управления, которыми были поражены в 70-80 годы
большинство американских компаний.

Деминг был уверен, основываясь на достигнутых японской промышленностью
результатах, что эти 14 принципов органично дополнят существующую американскую
практику менеджмента и его работа поможет трансформировать американский стиль
управления. И действительно, благодаря таким проповедникам новых подходов, как
Деминг, Джуран, Кросби, Фейгенбаум, Исикава, Таугути и многие другие
американская промышленности сумела преодолеть кризис 70-80х годов.

Деминг формулировал свои принципы прежде всего исходя из потребностей США,
обращая внимание на те моменты, которые были слабо развиты в США в то время. Он
не уделял внимания основам управления, которые американцами были освоены, но
которые так нужны сегодня в России. На них мы должны сами обратить внимание.
Кроме того, очень важно понять нашу специфику и не путать ее с
уникальностью.

Принципы Деминга Проекция на российскую практику
1. Постоянство цели. Поставьте перед собой цель и будьте неизменно
твердыми и постоянными в достижении поставленной цели непрерывного улучшения
продукции и услуг, распределяя ресурсы таким образом, чтобы обеспечивались
долговременные цели и потребности, а не только сиюминутная прибыльность, для
достижения конкурентоспособности, сохранения предприятия и обеспечения людей
работой.
Как правило, долгосрочных целей нет, все менеджеры заняты текущими
проблемами. Постоянство есть. Это постоянство в сопротивлении необходимым
переменам, в стремлении действовать в связи со сложившимися стереотипами. В
России нужно учредить постоянство перемен к лучшему.
2. Новая философия. Примите новую философию. Мы находимся в новой
экономической эре, начатой в Японии. Мы не можем более уживаться с обычным
принятым уровнем задержек, ошибок, дефектов в материалах, брака в работе.
Необходимо преобразование западного стиля менеджмента, чтобы остановить
продолжающийся упадок экономики.
Новая философия отсутствует как на уровне страны, так и на уровне
большинства компаний. Нет идей трансформации. Языческая ментальность: кумиры,
враги, темные силы-олигархи, заговоры, ксенофобия. Учите, изучайте философию
всеобщего качества (TQM) — основу менеджмента, ведущего к процветанию.
3. Покончите с зависимостью от массового контроля. Уничтожайте
потребность в массовых проверках и инспекции как способе достижения качества,
прежде всего путем «встраивания» качества в продукцию. Требуйте статистических
свидетельств «встроенного» качества как в процессе производства, так и при
выполнении закупочных функций.
Хороший рецепт, но чем заменить инспекцию качества? Сегодня это практически
единственный метод обеспечения качества. Статистические методы не усвоены,
применяются крайне редко, кружки и группы качества не применяются, вовлечение
руководства и персонала невысокое. На «борьбу с качеством» бросили один ОТК,
начальника ОТК сделали заместителем генерального директора по качеству, дали
задание внедрять стандарт ИСО 9001(2). Начните заменять инспекцию и контроль
качества продукции методами статистического управления качеством, вовлекая
рабочих через кружки качества, инженеров — через группы качества, высших
менеджеров — через клубы качества.
4. Покончите с практикой закупок по самой дешевой цене. Покончите с
практикой оценки и выбора ваших поставщиков только на основе цены на их
продукцию. Вместо этого наряду с ценой требуйте серьезных подтверждений ее
качества. Уменьшите число поставщиков одного и того же продукта путем отказа от
услуг тех из них, кто не смог статистически подтвердить его качество. Стремитесь
к тому, чтобы получать все поставки данного компонента только от одного
производителя на основе установления долговременных отношений взаимной
лояльности и доверия. Целью в этом случае является минимизация общих затрат, а
не только первоначальных затрат. У отделов комплектации и снабжения в результате
появятся новые обязанности, которые они должны хорошенько изучить.
В России проблемы закупок, отношении с поставщиками носят другой характер:
поставки через многочисленных посредников, криминализация сферы закупок —
взятки, взаимозачет — как способ перекачки доходов. Крайне редко потребители
вводят в контракты полноценные требования к качеству, не могут воздействовать на
поставщиков-монополистов, например поставщиков металлов и сырья. Не ведут
реестры одобренных поставщиков, не объявляют тендеры. Систематическая работа с
поставщиками только начинается в компаниях. Примеры партнерских отношений
неизвестны. Закупщики, выходите из тыла на передовые позиции, примите на себя
ответственность за качество поставок.
5. Улучшайте каждый процесс. Улучшайте постоянно, сегодня и всегда,
все процессы планирования, производства и оказания услуг. Постоянно выискивайте
проблемы, чтобы улучшать все виды деятельности и функции в компании, повышать
качество и производительность и, таким образом, постоянно уменьшать издержки.
Непрерывное улучшение системы, включающей разработку и проектирование, поставку
комплектующих и материалов, обслуживание и улучшение работы оборудования,
методов управления и организации, подготовку и переподготовку кадров есть
первейшая обязанность руководства.
Процессное мышление, процессные подходы фактически не развиты. Под
процессами понимаются только технологические процессы. Статистические методы
улучшения качества, такие, как 7 простых японских методов, практически не
применяются. Можно говорить о статистической безграмотности персонала
большинства компаний. Однако там, где улучшение процессов применяется
систематически, результаты впечатляют. В России надо говорить о замещении
там, где возможно, систем Тейлора на системы Шухарта.
6. Введите в практику подготовку и переподготовку кадров. Введите в
практику современные подходы к подготовке и переподготовке для всех работников,
включая руководителей и управляющих, с тем чтобы лучше использовать возможности
каждого из них. Чтобы поспевать за изменениями в материалах, методах,
конструкции изделий, оборудовании, технологии, функциях и методах обслуживания,
требуются новые навыки и умения.
Ряд предприятий уделяют этому большое внимание. Проблема — чему учить и кто
будет учить. Программы обучения носят случайный характер, не выстроены под
стратегические цели компаний. Российские учителя, за редким исключением, не
знают рыночных механизмов и зарубежного опыта (не понаслышке), зарубежные — не
понимают процессов российской действительности. Немногие руководители компаний
России понимают, что обучение персонала — это прекрасные инвестиции. В
России, где нет миграции рабочей силы, возможности инвестиций в образование,
подготовку и переподготовку персонала близки к японским.
7. Учредите «лидерство». Усвойте и введите в практику лидерство как
метод работы, имеющий целью помочь работникам выполнять их работу наилучшим
образом. Руководители всех уровней должны отвечать не за голые цифры, а за
качество. Улучшение качества автоматически приводит к повышению
производительности. Руководители и управляющие должны обеспечить принятие
немедленных мер при получении сигналов о появившихся дефектах, неисправном или
разлаженном оборудовании, плохих инструментах, нечетких рабочих инструкциях
(оперативных определениях) и других факторах, наносящих ущерб качеству.
Лидеры в российском менеджменте есть, но, как правило, только на высшем
уровне. Лидерство в целом не поощряется, более того, генеральные директора
считают, что на предприятиях должен быть только один лидер, и понятно кто.
Лидерство как институт подавляется. Культура работы с цифрами (данными) России
пока не угрожает. Работать с данными руководители не умеют, да и данные не
собираются и не обрабатываются нужным образом. Управление осуществляется на
уровне интуиции ощущений, мнений, предчувствий, но не фактов. Российские
капитаны ведут корабли компаний в темноте без приборов на свой риск и страх.
«Русская рулетка». Пора включать прожектора, учиться работать с
данными.
8. Изгоняйте страхи. Поощряйте эффективные двусторонние связи и
используйте другие средства для искоренения страхов, опасений и враждебности
внутри организации, с тем чтобы каждый мог работать более эффективно и
продуктивно на благо компании.
Отличный принцип. Автор всей душой его поддерживает. Но человек без цели,
без морали, без принципов и без страха еще более опасен, чем человек,
подавленный страхом. Российский тезис должен звучать так: «Заменяйте страх
перед руководством на разъяснение целей и задач, корпоративных ценностей,
воспитание морали, этических правил поведения; направьте усилия на создание
корпоративной культуры, основанной на сотрудничестве, уважении, доверии,
творчестве, инициативе».
9. Разрушьте барьеры. Разрушьте барьеры между подразделениями,
службами, отделениями. Люди из различных функциональных подразделений —
исследователи, разработчики, производственники, представители коммерческих и
административных служб — должны работать в командах (бригадах) с тем чтобы
устранять проблемы, которые могут возникнуть с продукцией или услугами.
Прекрасный принцип. В России, однако, не барьеры, а баррикады, идут войны
местного значения. Конструкторы воюют с технологами и производственниками, ОТК —
один против всех, снабженцы работают в тылу врага, о себе не забывая.
Российский тезис — остановить войны между подразделениями, разобрать
баррикады, начать строить дороги качества общими усилиями.
10. Откажитесь от пустых лозунгов и призывов. Откажитесь от
использования плакатов, лозунгов и призывов к работникам, которые требуют от них
бездефектной работы, нового уровня производительности и т. п., но ничего не
говорят о методах достижения этих целей. Такие призывы только вызывают
враждебное отношение; основная масса проблем низкого качества и
производительности связана с системой и, таким образом, их решения находятся за
пределами возможностей рядовых работников.
Глупо обращаться к исполнителям, когда их доля в проблемах 4—15%, а за
остальное отвечает менеджмент и построенная им система. Но когда вовлеченность
персонала в систему качества невысокая, и соответственно более 50% проблем
качества несоответствий — доля исполнителей, призывы и лозунги нужны как
средство вовлечения персонала в систему непрерывного улучшения качества. Но
прежде надо начать работать с фактическими данными о качестве продукции и
процессов, тогда расплывчатые лозунги и призывы изменятся на конкретные и
понятные. Лозунги и призывы должны быть иллюстрациями целей и задач компании,
подразделений служащих
, например, цитатами или разъяснениями политики
качества, деловой философии, этического кодекса и т. п. Заметим, что сам стиль
14 принципов Деминга близок к призывам.
11. Устраните произвольные количественные нормы и задания. Устраните
рабочие инструкции и стандарты, которые устанавливают произвольные нормы, квоты
для работников и количественные задания для руководителей. Замените их
поддержкой и помощью со стороны вышестоящих руководителей, с тем чтобы достигать
непрерывных улучшений в качестве и производительности.
У нас нормы, квоты, допуски, требования имеют еще один недостаток, хотя то,
о чем пишет Э. Деминг, присутствует в полной мере. Служащие находятся в
постоянной борьбе с менеджерами за границы норм и допусков, они стремятся
сделать их мягче. Ретроспективный анализ показывает, что служащие побеждали
почти всегда. Менеджеры отступают по всем фронтам, и это понятно, так как они не
имели и не имеют четких целей, критериев и задач. Они любят неопределенность,
поскольку в этой мутной воде не видна их некомпетентность. Поражение менеджеров
в борьбе за улучшение показателей качества и производительности очевидно.
Менеджеры, переходите от принудительного установления норм, требований, квот
к сотрудничеству и помощи работникам, согласовывайте с ними цели и
задачи.
12. Дайте работникам возможность гордиться своим трудом. Устраните
барьеры, которые обкрадывают рабочих и руководителей, лишая их возможности
гордиться своим трудом. Это предполагает, помимо всего прочего, отказ от
ежегодных аттестаций (оценок деятельности работников) и методов управления по
целям. И снова обязанности менеджеров, контролеров, мастеров должны быть
перенесены с достижения чисто количественных показателей на достижение
качества.
Замечательно, но прежде дайте им возможность трудиться. Не меняйте им
задание, пока они не выполнили предыдущее, не переставляйте их с места на место.
Обеспечьте материалами, инструментами, приспособлениями. Не ставьте на пути
местного транспорта пустую тару. Дайте возможность рабочим и служащим
трудиться
— вот первая заповедь российских менеджеров, которую они должны
усвоить.
13. Поощряйте стремление к образованию и самосовершенствованию.
Учредите энергичную программу образования и поддержки самосовершенствования
для всех работников. Организации нужны не просто люди, ей нужны работники,
совершенствующиеся благодаря образованию. Источником успешного продвижения в
достижении конкурентоспособности являются знания.
Прекрасно, но сначала самим менеджерам нужно начать учиться. Безграмотность
менеджеров, особенно в вопросах менеджмента, может только сравниться с
безграмотностью конструкторов в маркетинге. Желание учиться у них наблюдается
крайне редко, в связи с этим поощрение стремления служащих и рабочих к
самообразованию лицемерно и опасно для самих менеджеров. Они, наконец, должны
принять на себя по крайней мере половину ответственности (другая половина лежит
на политиках) за экономическое положение в стране и бедность основной массы
населения. Российские менеджеры, поощряйте в себе стремление к
самообразованию и самосовершенствованию.
Станьте примером для всех
работников. Примеры такого поведения менеджеров уже есть.
14. Приверженность к делу повышения качества и действенность высшего
руководства.
Ясно определите непоколебимую приверженность высшего
руководства к постоянному улучшению качества и производительности и их
обязательство проводить в жизнь все рассмотренные выше принципы. Тем не менее
мало того что высшее руководство искренне продекларирует свою вечную
приверженность качеству и производительности, оно должно еще знать, в чем
собственно заключается то, чему они привержены, т. е. что они должны делать.
Образуйте структуру в высшем руководстве, которая будет каждодневно давать
импульс для продвижения к рассмотренным выше 13 принципам, и действуйте, чтобы
осуществить преобразования. Поддержки здесь недостаточно, нужны конкретные
дела.
Администрация многих российских компаний, вставая на путь качества, считает
достаточным публично заявить о приверженности качеству, подписать политику
качества, а затем поручить создание системы качества инженерам из отдела
качества или отделу стандартизации, хотя система качества почти никакого
отношения к последнему отделу не имеет. В главном нужно присоединиться к
принципу Деминга. Российские руководители компаний должны понять важную
мысль: выше денег — источник денег. А источник денег — это потребители, их
интересует высокое качество продукции при доступных
ценах.

Весьма краткое, конспективное рассмотрение проекции принципов Деминга на
российские компании показывает многоаспектную специфику, обусловленную в
основном стартовыми условиями перехода России к рыночной экономике. Не все из 14
принципов Деминга актуальны для России, однако рассмотрение их позволяет
сформулировать другие принципы, реализация которых весьма важна для российских
компаний. Теперь сравним смертельные болезни.

Смертельные болезни по Демингу

Болезни американских компаний Проекция на российскую практику
1. Отсутствие постоянства целей. В намерениях сохранить свое дело,
планируя предоставление таких товаров и услуг в будущем, которые помогут людям
лучше жить материально и поэтому будут пользоваться спросом, а также помогут
сохранить работу.
В России отмечается постоянство в стремлении выпускать те товары и оказывать
те услуги, на которые предприятие было сориентировано в прошлом. Освоение новых
товаров и услуг носит случайный характер. Около 100 предприятий бывшего ВПК
начали осваивать производство печей СВЧ. Никто из них не смог конкурировать с
корейцами и японцами. Переход к новой группе продукции рассматривается как
драма, как измена самим себе. Постоянство стереотипов поведения, нежелание
подчиниться запросам рынка и соответствующим образом изменяться.
2. Сиюминутная выгода. Мышление, ограниченное желанием сиюминутной
выгоды, несовместимо с целенаправленным ведением дел исходя из интересов
перспектив развития.
Эта болезнь нехарактерна для России, здесь болеют другой болезнью
«скрытая выгода». Выгода для части менеджеров но не для компании.
Отсутствие реальных собственников и рынка ценных бумаг, бесправие рядовых
акционеров, получивших свои доли по распределению, отсутствие контроля со
стороны государства за пакетами госсобственности приводят к положению, когда
менеджеры используют капитал, в том числе средства производства в своих
интересах, скрывая истинные доходы, не выплачивая дивиденды.
3. Системы аттестации и ранжирования персонала. Системы аттестации и
ранжирования персонала, оценка личного вклада, ранжирование по значимости,
оценка качества функционирования, ежегодная аттестация, премиальные системы,
оплаты по труду оказывают разрушительный эффект.
В России вряд ли это можно назвать болезнью на фоне других, более серьезных.
Так, легкий насморк. Болезнь в другом. В России нет открытых правил карьеры,
критериев и оценки качества работы работников.
Отсутствие открытых правил
карьерного продвижения, конкурсов, резервных руководителей приводит к
перемещению карьерной борьбы в подковерную область, используя интриги, доносы,
«подставки» и прочие прелести «карьероальпинизма».
4. Перескакивание управляющих с места на место. Текучесть кадров
управляющих вызывает нестабильность, приводит к тому, что решения принимаются
людьми, которые не знают дела (т. е. этого конкретного дела) и, таким образом,
слепо копируют опыт, полученный ранее в другом месте, который может полностью не
соответствовать данным условиям.
В российских компаниях болезнь противоположная. «Начальник — до смерти».
Менеджеры, однажды оказавшиеся на руководя тих должностях
(как остроумно
говорят, «на руководящих постах»), уже, как правило, не возвращаются со своих
постов» на более низкие ступени
: они перемешаются либо горизонтально, либо
вверх. Если он «свой» в руководстве, его не бросают, как бы плохо он ни
работал. Сговор важнее эффективности. Ротация отсутствует. Отсутствует ролевое
отношение к руководящей работе: «Сегодня я играю роль руководителя, завтра
исполнителя, но все роли играю хорошо». Продвигаясь вверх по карьерной лестнице,
человек получает власть над другими людьми. Психология власти заменяет
психологию ответственности и полномочий, главным становится удержание власти,
которая позволяет унижать большее число людей, унижаясь перед меньшим. Слово
«начальник» с тем оттенком, с каким его используют в народе, передает суть
сложившейся подмены. Это очень тяжелая болезнь наших компаний, да и не только
компаний.
5. Использование только количественных критериев. Никто не может
преуспеть, используя только количественные критерии. Конечно, количественные
показатели важны: расчетный счет требует постоянного контроля, зарплата
персоналу и оплата поставщиков должны производиться. Но тот кто управляет своей
компанией, основываясь лишь на точных числах, в скором времени останется и без
компании, и без чисел.
Данная болезнь отсутствует, вместо нее на лицо другая: управление
компанией без цифр и количественных показателей только на основе стереотипов,
интуиции, мнений и ощущений.
«Русская рулетка».

Деминг говорит также о препятствиях: они весьма интересны с точки зрения
анализа проблем российского менеджмента.

В США В России
1. Надежды на пудинг быстрого приготовления. «Приезжайте, проведите с
нами день и сделайте для нас то же, что вы сделали для Японии».
Надежды на то, что все само пройдет. Нужно только верить и
ждать.
2. Предположения, что, разрешая текущие проблемы, вводя автоматизацию,
приспособления и новые машины, мы преобразуем промышленность.
Качество
нельзя купить за деньги.
Это характерно и для России. Вся надежда — на инвестиции в технику.
Неплохо было бы составить опись импортного оборудования, цена которого,
наверное, превышает внешний долг России.
3. Поиски примеров. Примеры не учат ничему, если они не
рассматриваются с помощью теории. Многие люди просто ищут примеры, чтобы
скопировать их.
Нежелание знакомиться с примерами, даже если они рядом. Видимо, не
хочется портить себе настроение. Незнание комфортно.
4. Наши проблемы — другие. Может быть, но принципы, которые помогают
решить их, — универсальны.
Это особенно характерно для России. Такая точка зрения обосновывает
нежелание учиться и изменяться. Мы уникальны и самобытны как дети. Однако
пора взрослеть и учиться. Начальные школы открыты для всех.
5. Устаревшие подходы в школах бизнеса. Студентов в школах бизнеса
обучают, что есть профессия «менеджер» и что они вполне готовы к занятию
руководящих постов. Это жестокий розыгрыш, шутка. Эти школы учат лишь, как
занять пост в компании, но не как управлять ею.
Заимствование на Западе с запаздыванием устаревших подходов менеджмента.
Необычное легкомыслие толкований, нулевая весомость слов.
6. Недостаточное обучение статистическим методам в промышленности.
Доверительные интервалы, критерии значимости и т. д. в лучшем случае расскажут
нам о том, что мы уже имеем. Предполагать, что они получены для предсказания и
планирования, было бы обманом и уводило бы с верного пути.
Почти нулевая подготовка менеджеров и специалистов в промышленности в
области статистических методов.
В целом промышленность антинаучна и
антиинтеллектуальна. За последние годы многие научные работники, имеющие степени
кандидатов и даже докторов наук, потеряли работу по профессии. Но очень немногие
компании приглашают на работу ученых.
7. Наш отдел управления качеством занимается всеми нашими проблемами.
Занимался бы, если бы мог!
Ситуация часто более тяжелая, так как наши отделы качества — это отделы
технического контроля качества и ничего кроме инспекции качества они делать не
умеют
: ни проводить анализ и улучшение процессов, ни создавать системы
качества. Присвоение начальнику ОТК внеочередного звания — заместителя
генерального директора по качеству — не меняет сути положения, а усугубляет
положение последнего, так как увеличение ответственности не сопровождается
соответствующим ростом полномочий.
8. Наши проблемы связаны исключительно с качеством труда рабочих.
Приятное заблуждение. Это система мешает персоналу работать полноценно, сама
же она находится в ведении руководителей и управляющих.
Качество труда очень низкое, но оно не повышается само собой. Нужны
системные усилия менеджмента, чтобы вернуть рабочих в системы управления. Одна
из первых задач: научить соблюдать требования к документации.
9. Фальстарт. Очень сильно связан с последствиями упомянутых выше
«надежд на пудинг быстрого приготовления» и мы внедрили управление качеством».
Оптовое, массовое обучение статистическим методам, кружки качества, сбор
предложений, программы участия персонала и т. д. — все это попытки «срезать
углы» на пути к качеству. Но здесь нет коротких путей.
Весьма характерное явление для российской промышленности: внедрим ИСО 9002
или внедрим статистические методы, и все будет хорошо. Пока нигде частные,
бессистемные мероприятия в области качества к успеху не привели.
10. Предположение, что удовлетворение техническим требованиям — это все,
что нужно.
Границы допусков, требования ТУ — это еще не все. Соответствие
требованиям может удовлетворить потребителя, не более. Это предположение —
барьер на пути к улучшению.
Препятствие для российских компаний — несоблюдение технических
требований
, болезнь «тройной стандарт».
11. Заблуждение теории «ноль дефектов». Компании разорялись, хотя
делали продукцию без погрешностей, без дефектов.
Для России это — загоризонтная цель, одна из самых трудных задач.
12. Неадекватные испытания прототипов. Прототип — единичен, его
параметры искусственно приближены к номинальным. Без значения вариаций,
изменчивости не может быть прогнозирования.
Это препятствие чрезвычайно актуально и для России. Оно может быть
преодолено, в частности, на основе концепции принципа распределения приоритетов
(ПРП).
13. Любой, кто приходит нам помочь, должен понимать все в нашем деле.
Почему? Люди, компетентные в данном деле, знают все, за исключением того, как
его улучшить. Улучшение требует нового типа знаний. И работникам из компаний
предстоит произвести эти улучшения путем синтеза нового знания с тем, которое
они уже имеют.
Особая проблема с консультантами, их роль неправильно понимается в России. К
автору обращались руководители одной компании-поставщика ОАО «ГАЗ» сделать им
систему качества «под ключ»
. На вопрос «Как руководители понимают формулу
«под ключ»?», они ответили: «Вы все делаете сами, нас не отвлекаете, получаете
сертификат, мы вам платим хорошие деньги». Мы с ними не договорились, но они
купили себе «консультантов».

Г.Р. Нив, автор книги «Пространство д-ра Деминга», приводит со ссылкой на
Джона Косса из английской консультационной компании PQCS список типичных для
Великобритании «болезней» и «препятствий»:

  • нежелание учиться у других;

  • классовые различия и антагонизмы;

  • слишком много бухгалтеров, слишком мало инженеров и статистиков,

  • образование и подготовка персонала рассматриваются как издержки, а
    не инвестиции,

  • чрезмерная оглядка на традиции.

Все это можно отнести и к России, за исключением двух
моментов:

  • в руководствах компаний слишком много инженерно-технических
    специалистов, мало профессиональных менеджеров;

  • чрезмерная оглядка на стереотипы прошлого, но не на традиции.

Как отвечать на требования налоговой: навигатор на 2023 год

В течение года ИФНС может присылать компании или предпринимателю запрос на предоставление документов или сведений. Причины могут быть разные, так же как объем запрашиваемого и срок, который дается. Чтобы бухгалтеру избежать неприятностей и не нервничать каждый раз, собрали в статье решения на все случаи.

Как отвечать на требования налоговой: навигатор на 2023 год

«Если вы сможете найти путь без каких-либо препятствий, он, вероятно, никуда не ведет»

кому: собственникам, топ-менеджерам и руководителям

Пытаясь решить важные задачи, можно простоять годами перед закрытыми дверьми в виде проблем и даже не увидеть препятствия Пытаясь решить важные задачи, можно простоять годами перед закрытыми дверьми в виде проблем и даже не увидеть препятствия

Сценарии использования статьи: кому полезна и почему

Собственникам, топ-менеджерам — посмотреть на свой бизнес со стороны: есть ли в нём перечисленные ошибки как у себя, так и у руководителей среднего звена, наметить планы по исправлению ошибок на основе рекомендаций.

Руководители среднего звена — проверить, не допущены ли перечисленные ошибки при управлении вверенным коллективом и участком работ.

Сотрудники, специалисты — помочь своим руководителям найти свои ошибки, но так, чтобы при этом не пострадал их авторитет :-)

Оглавление статьи

  • Почему одного желания собственника недостаточно, для того чтобы «выпрыгнуть из оперативки»
  • Топ-5 ошибок собственников, топ-менеджеров и руководителей, и как они убивают бизнес
  • Ошибка №1. Чрезмерная мягкость руководителя
  • Ошибка №2. «Эту задачу лучше меня никто не выполнит!»
  • Ошибка №3. Чрезмерная концентрация на РЕЗУЛЬТАТЕ работы
  • Ошибка №4. Покрывательство и «перевод стрелок», вместо принятия ответственности на себя
  • Ошибка №5. Чрезмерная концентрация на ПРОЦЕССЕ выполнения работы

Почему одного желания собственника недостаточно, для того чтобы «выпрыгнуть из оперативки»

Почти все собственники бизнеса регулярно пытаются: систематизировать работу компании, «выпрыгнуть из оперативки», заниматься лишь стратегическим развитием и управлять своей компанией из любой точки мира. Чем это чаще всего заканчивается?

Вам знакомо ощущение, когда пытаешься изменить ситуацию: быстро и горячо стартуешь изменения, но вскоре начинается «пробуксовка», а через какое-то время ты и вовсе упираешься в прозрачную (или не очень) стену? Мне — да! Ощущаешь себя той самой белкой в колесе, опускаются руки и мир вокруг окрашивается в чёрные краски.

Во мне эта ситуация отзывается болью. Путь, который я прошёл, прежде чем мне удалось систематизировать бизнес и управлять им дистанционно, был тернист и изобиловал просчётами и ошибками. После того как мне удалось достичь своих первоначальных целей, я начал помогать другим. На текущий момент на тему построения системы я проконсультировал более 300 собственников.

И я вижу, что препятствия, которые мне удалось преодолеть с большими усилиями, всё ещё мешают многим собственникам на пути построения системного бизнеса. Самое печальное, что большинство их попросту не видят в упор. Поэтому я рассказываю в статье о 5 наиболее серьёзных ошибках-препятствиях в виде порою незаметных «стеклянных стен» и даю рекомендации о том, как их преодолеть или обойти.

Ошибок конечно значительно больше, возможно и более фатальных. Для списка я отобрал малозаметные, но важные, а также широко распространенные. Буду признателен за вашу версию списка Топ-5 в комментариях к статье!

Ошибка №1. Чрезмерная мягкость руководителя

Описание проблемы

В ситуации, когда руководитель чрезмерно мягок (или, по-другому, есть ярко выраженный недостаток твёрдости), вместо равновесия взаимных интересов сторон (руководителя и подчинённых) возникают очень сильные перекосы в пользу подчинённых.

Плохая новость не в том, что подчинённые выигрывают значительно больше. Она в том, что они это делают, во-первых, за счёт компании, а во-вторых, они также в конечном итоге проигрывают, потому что достаточно быстро начинают деградировать, как специалисты.

Чрезмерная мягкость не позволяет руководителю: дать сотруднику обратную связь сообразно ситуации; потребовать качественно выполнить работу в случае предоставления «полуфабриката» вместо результата; сбросить особых «мастеров-прилипал» со своей шеи — перекладывальщиков работы на плечи руководителя, и «снять лапшу» со своих ушей.

Модель «Как от мягкости руководителя вначале страдает дело, а затем и сами сотрудники».

  • Начальник недостаточно требователен к своим подчинённым. Позволяет поблажки. Дисциплина и качество работы в подразделении неизменно падают.
  • Руководство обращает внимание на проблемы/низкие показатели в подразделении, персонифицируют ответственность руководителя и дают понять: «либо ты наведёшь порядок, либо мы найдём тебе замену». В случае, когда речь идёт о собственнике, «выволочка» заменяется каким-либо событием: сходил на тренинг, получил особо большие убытки, поссорился дома из-за дисбаланса между семьёй и работой, и т.д.
  • После «выволочки» (или события) начальник пытается всё кардинально изменить в своём подразделении — одномоментно становится чрезмерно требовательным.
  • Подчинённые ощущают слишком большой контраст, так как уже привыкли работать, спустя рукава и не напрягаясь соблюдением стандартов и договорённостей. Считают руководителя непоследовательным.
  • Результаты: часть хороших специалистов уходит, а часть становится саботажниками (обманутые ожидания). Посредственности же, как правило, остаются и становятся верными спутниками руководителя. Или, если речь идёт о собственнике, то всё возвращается на круги своя после ухода нескольких ключевых сотрудников, ведь сам себя он же не будет увольнять!
  • Результаты подразделения/компании становятся ещё хуже. Нанимаются новые специалисты и всё повторяется снова.

Чрезмерная мягкость кратко характеризуется фразой:Хотел как лучше, а получилось как всегдаЧрезмерная мягкость кратко характеризуется фразой: «Хотел как лучше, а получилось как всегда»

При рассмотрении модели видно, что чрезмерная мягкость приводит к тому, что руководитель вынужден постоянно менять своих подчинённых (кстати, чрезмерная жёсткость приводит ровно к тому же), таким образом делая хуже для всех: для компании, для себя, для сотрудников и для рынка труда (кому-то придётся перевоспитывать избалованных работников, но я рекомендую таких в свою компанию не брать).

Вероятные последствия

  • Низкий авторитет среди подчинённых и низкая исполнительная дисциплина.
  • Договорённости НЕ соблюдаются: «Простил сейчас, простит и в будущем!»
  • Низкая производительность труда и качество результата работы: «Для чего напрягаться, и так всё будет хорошо!»
  • Из коллектива вытесняются добросовестные сотрудники: «Тебе что, больше всех надо?»

Причины возникновения проблемы

  • Мягкость характера от природы (ну, не судьба!).
  • Ментальные проблемы: руководитель нередко считает, что он изначально находится в лучших условиях, чем его подчинённые (большая зарплата, свобода действий и т.д.) и из-за этого возникает своего рода чувство вины, которое он пытается погасить за счёт того, что постоянно идёт навстречу сотрудникам, даже когда эти шаги кардинально противоречат интересам компании.
  • Неумение управлять и боязнь сотрудников и возможных перемен.

Первые шаги по решению проблемы

Если у руководителя чрезмерно мягкий характер, то либо ему необходим помощник (подходит для собственников и топ-менеджеров), который будет требовательным, либо он просто хороший специалист и управленческая должность ему не подходит (актуально для менеджеров среднего звена: начальников отделов, руководителей проектов и т.д.).

Ментальные проблемы постепенно решаются через принятие и руководство в повседневной работе ценностями: «Делай НЕ человекУ лучше, а человекА лучше» (в данном контексте чрезмерная мягкость всегда будет приводить к деградации подчинённого) и «Плохо сейчас, хорошо потом» (лучше поднять вопрос сейчас и отреагировать на признаки назревающей проблемы, «вырезать гнойник», чем ждать, пока проблема станет нерешаемой, «начнётся гангрена» и останется единственный выход — увольнение сотрудника).

Мой личный опыт

Было время когда я, как собственник, во всём шёл сотрудникам навстречу. Нужен отгул? Берите за счёт компании. Плохо справляетесь с работой? Отправляйтесь на платные курсы за счёт фирмы, мы вас обязательно обучим и будем терпеть до тех пор, пока не начнутся серьёзные проблемы с клиентами.

Результат был полностью противоположным. Убытки росли как снежный ком, клиенты были недовольны, что их вопросы не решаются. Тот самый случай, когда благими намерениями вымощена дорога в ад.

Изменения дались мне непросто. Теперь я иду навстречу сотруднику только на взаимовыгодных условиях для него и компании.

Мини-тренинг «Системное управление за 90 минут. Как получать результаты и выполнять задачи руками подчинённых без микро-контроля и нервотрёпки» (автор: Евгений Севастьянов)

banner-mini.jpg

Всего 90 минут и вы узнаете как руководителю с помощью приемов системного управления решить наболевшие проблемы:

  1. как выйти из «беличьего колеса операционки», перестать делать работу за подчинённых и освободить время для развития своего подразделения, хобби и семьи.
  2. как реагировать на некачественную работу, результаты и действия сотрудников, чтобы добиваться требуемых результатов «руками сотрудников».
  3. как с помощью системного подхода к управлению делегировать задачи подчинённым и достигать целей подразделения.

Стоимость мини-тренинга: 4 900 руб.
Бесплатно для читателей моих статей до 29 сентября 2023!

Ошибка №2. «Эту задачу лучше меня никто не выполнит!»

Описание проблемы

Руководитель отбирает самые сложные задачи себе и перегружен работой, в то время как у его подчинённых загрузка недостаточная. В итоге менеджер вечно «плавает в оперативке», ему некогда управлять и заниматься стратегическим развитием компании/отделом.

Вероятные последствия

  • Хорошие специалисты постепенно теряют свою квалификацию и/или покидают такового руководителя. Ведь с ним у них нет никаких перспектив развития! (Забирает себе все сложные задачи).
  • Блокировка развития компании/отдела. Руководителю стратегическим развитием просто некогда заниматься. А значит, упускаются возможности как для роста компании, так и для роста подчинённых — профессиональные, финансовые.
  • Регулярные коллапсы и форс-мажоры. Количество задач, которые одновременно пытается решить руководитель, превышает его возможности. Это негативно сказывается на репутации компании.

Причины возникновения проблемы

  • Руководитель НЕ умеет делегировать, а значит он не знает другого способа сделать работу качественно, кроме как сделать её самому.
  • Отсутствие качественной системы подбора сотрудников. Если у руководителя работают одни «незаменимые», то вскоре они начинают выбирать себе только те задачи, которые им нравятся, а не те, которые необходимо выполнять для пользы дела. В этом случае последние вынужден выполнять руководитель.

Первые шаги по решению проблемы

  1. Если причина в неумении делегировать, вначале вам, как руководителю, необходимо сломать выстроенную вами же виртуальную прозрачную стену (да, ударьте по своему самолюбию) — примите в качестве аксиомы утверждение: «Есть очень много людей, которые могут выполнить любую задачу лучше вас!» После «просветления» смело беритесь за наращивание своих управленческих компетенций в области делегирования, и здесь вам в помощь следующие статьи:
    • «Принципы делегирования полномочий, обязанностей, задач и функций в организации: Как руководителю делегировать и избежать опасных ошибок».
    • «Пошаговый алгоритм делегирования задач подчинённым от А до Я. Настольный справочник руководителя».
  2. В случае отсутствия качественной системы подбора сотрудников (качественная система — это когда по итогам отбора, на работу с большой вероятностью выходят сотрудники-профессионалы и их поиск занимает в среднем не более 2 недель), вначале руководителю необходимо сконцентрировать усилия на её построении (это «отъест» часть незаменимости сотрудников), а в дальнейшем руководствоваться информацией из статьи «Как избавиться от незаменимых сотрудников и избегать возникновения незаменимости: пошаговый алгоритм действий».

Мой личный опыт

Я долгое время многие сложные задачи в своей компании выполнял самостоятельно. Простую работу делегировать удавалось достаточно легко. Самым сложным для меня было не найти человека, который выполнит сложную работу, а психологически позволить сделать её другому. Не так давно, по меркам человеческой жизни, мне удалось избавиться от этой психологической установки.

Также у меня вызывает не самые радостные впечатления необходимость управленческого воздействия на исполнителя, которому делегирована работа (контроль и воздействие на людей для меня представляет ограниченный интерес, мне больше нравится разрабатывать управленческие технологии). Поэтому управленческое воздействие тоже нужно учиться делегировать! (Топ-менеджеры существуют в моей компании именно для этого). В этом, на мой взгляд, и есть ключ к подлинной эффективности руководителя.

Ошибка №3. Чрезмерная концентрация на РЕЗУЛЬТАТЕ работы

Описание проблемы

Противопоставлять результат процессу определенно становится трендом. Всё чаще встречаются рекомендации дать полную творческую свободу исполнителям про принципу «пусть покажут результат, мне всё равно как они их достигнут». Но что подходит в одних случаях, приводит к фатальным последствиям в других.

Противопоставить процесс результату — ловушка для руководителя, в которую его пытаются загнать многие подчинённые (да и сам себя он загнать туда бывает не против!). Почему они так делают? Отлаженный процесс, который с высокой вероятностью позволяет получать требуемый результат, делает многих сотрудников заменимыми и уменьшает их степень влияния на руководителя. Увы, с этим готовы мириться далеко не все.

Тот кто забывает о правильном процессе, достигая результатов, нередко спиливает сук, на котором сам и сидит Тот кто забывает о правильном процессе, достигая результатов, нередко спиливает сук, на котором сам и сидит

Формализация процессов и стандартов значительно увеличивает возможности руководителя по планированию, делегированию, контролю и обучению подчинённых. Это фундамент как для дистанционного управления компанией, так и для дальнейших перспектив развития и масштабирования бизнеса.

Важное дополнение: чрезмерная ориентация на процесс — это тоже серьёзная проблема, и о ней я расскажу ниже отдельно.

Вероятные последствия

  • Результат для компании, полученный по «непрозрачной технологии» — крайне нестабильный и непредсказуемый: каждый сотрудник пытается его достичь путём, который интересен и удобен именно ему.
  • Технология достижения результата будет утрачена вместе с уходом сотрудника, это может привести к краху всей компании или, как минимум, к серьёзным затратам на то, чтобы «открыть её заново».
  • Технологию крайне тяжело совершенствовать: пока процесс «как сейчас» не зафиксирован, сложно найти возможности для роста его эффективности

Причины возникновения проблемы

  • Желание подчинённых оставаться в зоне комфорта: «делать то, что хочется», которое, к сожалению, далеко не всегда совпадает с «делать то, что необходимо для компании».
  • Отсутствие системы регламентов и стандартов, а также технологии их развития силами исполнителей. Если не знаете с какой стороны подступиться к внедрению системы регламентов в компании, рекомендую мой мини-курс «Мастер регламентов».
  • Отсутствие системы обучения сотрудников и контроля соблюдения стандартов в работе.

Первые шаги по решению проблемы

Не забывая о результате, начать: создавать систему регламентов и базу знаний компании, описывать процессы, разрабатывать инструкции по выполнению типовых операций и требования к стандартам.

И конечно же донести до сотрудников, что вы измеряете качество их работы не только достигнутыми результатами, но и тем, каким был процесс их достижения: хаотичные метания или заранее определенная технология.

Рекомендую к прочтению статью:»База знаний компании: Как сделать, чтобы сотрудники обучались самостоятельно».

Мой личный опыт

Во время собеседований, мне несколько раз встречались хорошие специалисты, причина увольнения которых с предыдущего места работы была в очень большом перекосе при требовании результатов (похоже на случай, когда лошадь бьют всё сильнее в расчёте, что с ростом силы удара увеличится её возможность передвинуть дом, к которому она привязана).

Так, например, в одной компании ввели KPI для всех сотрудников, в том числе и для HR-менеджера. Естественно, это привело к резкому росту текучки кадров (при этом KPI наверное были сырыми, и далеко не все сотрудники готовы к изменениям). В этих условиях HR-менеджер чисто физически не смог выполнить свои KPI по срокам закрываемости вакансий, ибо сроки подбора были рассчитаны на обычные условия.

Однако это не было учтено руководством. HR-менеджер не выполнил KPI по независящем от него причинам и был лишён значительной части денежного вознаграждения. Что и стало причиной его ухода из компании.

Ошибка №4. Покрывательство и «перевод стрелок», вместо принятия ответственности на себя

Описание проблемы

Особенно актуально для топ-менеджеров и руководителей среднего звена (если мы говорим о собственнике, то тот обычно занимается покрывательством перед клиентами).

Выглядит это так. Подчинённый допускает ошибку или нарушение технологий/правил. Руководитель всячески покрывает своего подчинённого и/или валит вину на смежные подразделения.

Безусловно каждый руководитель должен защищать своих подчинённых, но защита не заключается в том, чтобы «отмазаться» или «перевести стрелки» на смежные отделы. Подлинная защита подчинённых — это взять ответственность за их работу на себя и быть готовым ответить перед своим вышестоящим руководителем или клиентом, сказав: «я, как руководитель, несу ответственность за действия и результат всех своих подчинённых». После этого непосредственный руководитель самостоятельно воздействует на своих сотрудников с целью предотвращения подобных ситуаций в будущем и, конечно же, помогает решить возникшую проблему.

Вероятные последствия

  • Культивирование обмана, как корпоративной ценности. Покрывательство — это своего рода обман, а обман — это путь войны. Подчинённые быстро «схватывают» такую ценность и вот уже сам руководитель становится обманутым. Но что поделаешь, для сотрудников — это уже норма.
  • Если руководитель «всё валит на своих подчинённых», его управленческий авторитет как в глазах самих подчинённых, так и в глазах вышестоящих руководителей будет равен нулю. А значит и результаты такой команды будут посредственными.

Причины возникновения проблемы

  • Слабость управленческих навыков руководителя: либо «переведу» проблему на другое подразделение, либо скажу, что виноваты сотрудники.
  • Отсутствие понимания роли руководителя, как человека, который отвечает за действия и результат своих подчинённых.
  • Попытка избежать ответственности за выполнение своих прямых обязанностей.

Первые шаги по решению проблемы

Сталкиваясь с провалом, руководствуйтесь ценностью «Говори себе правду» (для собственников это особенно важно!). Начните целенаправленное обучение руководителей. Зафиксируйте и укажите им на то, что руководителем называется только тот, кто готов ответить за действия и результаты своих подчинённых, естественно, при условии, что есть ресурсы и полномочия для их замены.

На всякий случай напоминаю, что до замены или если таких полномочий нет, менеджер обязан задействовать весь арсенал управленческих компетенций для решения задачи имеющимися силами. Наказывайте тех, кто пытается «перевести стрелки на других», «отмазаться» через покрывание своих подчинённых или уж тем более сваливать вину на них.

Мой личный опыт

Раньше я мог очень долго сочувственно слушать оправдания руководителей высшего и среднего звена своей компании из разряда «я ему сказал, а он не сделал» или «это он виноват, а я вот всё сделал как надо и/или как вы говорили».

Со временем пришло понимание, что эта пластинка будет играть постоянно. Ведь руководители, которые её заводят, не видят проблем в своих управленческих навыках, а значит и не будут их совершенствовать!

Только после того, как посыл моего общения изменился с сочувственного на твёрдый «коллега, проблема в вас, вам нужно немедленно развивать управленческие компетенции», мне стали задавать вопросы: «А как бы вы порекомендовали поступить?» и говорить: «Я планирую совершить такие-то действия по решению проблемы, буду признателен за рекомендации».

Всё просто. До этого — это была моя проблема. Теперь это стало проблемой тех, кто ею и должен озадачиваться — непосредственных руководителей.

Ошибка №5. Чрезмерная концентрация на ПРОЦЕССЕ выполнения работы

Описание проблемы

Да, вы всё увидели правильно. Проблема диаметрально противоположна «чрезмерной ориентации на результат». Возникает, когда руководитель чрезмерно увлёкся процессами и за ними совсем потерял из вида результаты процессов.

Когда руководитель чрезмерно увлекается процессами, он перестаёт замечать, что происходит вокруг, в том числе и результатыКогда руководитель чрезмерно увлекается процессами, он перестаёт замечать, что происходит вокруг, в том числе и результаты

Нередко новые и перспективные идеи отвергаются только потому, что они не вписываются в существующие процессы. Ну а потом сотрудники попросту перестают их предлагать.

Вероятные последствия

  • Деградация качества результата: внимание системы управления сконцентрировано только на процессе.
  • Демотивация хороших специалистов: для них важно получать качественный результат, но все увлеклись процессом.

Причины возникновения проблемы

  • Возникает, когда руководителю, склонному к администрированию, нет противовеса в виде управленцев, которые играют другие управленческие роли (по Адизесу): производство результата, предпринимательство, интеграция.
  • Такое происходит в компаниях, где большое внимание уделяется процессам. Т.к. для нашей культуры это нехарактерно, сотрудники «забывают» о результате.

Первые шаги по решению проблемы

Выполняйте регулярную ревизию существующих процессов: насколько они приближают вас к нужному результату и насколько они относятся к главной задаче вашей компании — решение задач ваших клиентов. Не забывайте учитывать и свои цели, как собственника (или цели собственников и компании, если вы — наёмный руководитель).

Чтобы помочь топ-менеджерам и руководителям среднего звена, склонным к администрированию, не забывать о получении качественных результатов, составьте им чек-листы с вопросами, на которые нельзя ответить без оценки результата. Подробнее в статье «Критерии и методы оценки эффективности руководителей: чек-лист в помощь собственникам и топ-менеджерам».

Сразу предостерегаю от хаотичных метаний между «результатом» и «процессом». Резкие и поспешные действия обычно приводят к дезорганизации. Поэтому восстанавливайте баланс между «процессом» и «результатом» плавно.

И, да, остерегайтесь тех, кто предлагает «похерить все процессы вне зависимости от их полезности» во славу результата.

Мой личный опыт

В моей компании внедрена система ежедневных отчётов. Один из руководителей превосходно разбирал и оценивал отчёты своих подчинённых, но только на первый взгляд.

Подвох оказался в том, что рабочие отчёты сотрудников оценивались только в разрезе требований к оформлению задач и результатов их выполнения. При этом оценка полезности задачи для достижения целей проекта — не измерялась вовсе.

Поэтому, когда я общаюсь с руководителями в своей компании, я всегда обращаю внимание на то, что процесс хорошо выполняется только тогда, когда он ведёт к требуемому результату. Процесс же ради процесса — недопустим.

      Аннотация: Вот что говорит автор книги Лапидус В.А.: «Обратиться к этой теме меня подтолкнуло появление во многих выступлениях и статьях фразы: «люди должны иметь право на ошибку». Представляется, что, говоря о праве на ошибку, имеют виду нечто другое, например, отсутствие наказания за ошибки, право на действия в условиях риска или что-то подобное. Как правило, люди говорят о невозможности исключить ошибки, о человеческих свойствах, приводящих к ошибкам. Часто можно услышать и опасения, что если не будет «права на ошибку», люди перестанут искать новое, экспериментировать, и вообще, без этого права человеческий прогресс остановится. Главное, что волновало моих собеседников независимо от того, явно или неявно они это высказывали, это почти вечный вопрос — ошибка и наказание — как они связаны и должна ли быть связь вообще. Мне показалось, что с этим надо разобраться более детально. Я сделал несколько докладов, где изложил принципы менеджмента ошибок. Больше всего слушателей смущало, что в качестве первых двух принципов я поставил следующие: «никто не имеет право на ошибку» и «никто не должен быть наказан за ошибку». Сейчас я прошу читателей не спешить с выводами, а прочитать всю работу и вникнуть в ее логику. Мне представляется, что требование права на ошибку имеет очень глубокие корни, а именно — это попытка уйти от репрессивного менеджмента. Действительно, реакция менеджмента на ошибки является очень важной, может быть даже определяющей характеристикой. Однако простым требованием «дайте нам право на ошибку!» здесь не отделаться. Речь должна идти о глубоких преобразованиях менеджмента и оп принципах перехода от репрессивного к гуманистическому научному менеджменту, т.е. к менеджменту, ориентированному на природу человека и научный подход. В книге рассматриваются различные аспекты, такие как природа ошибок, риски ошибок, планирование и действие в условиях рисков, методы подтверждения ошибок.

Что пишут в блогах

Конференции

Что пишут в блогах (EN)

Онлайн-тренинги

09.10.2008 15:43

В. А. Лапидус

Брошюра посвящена анализу выражения «люди имеют право на ошибку». По сути, это выражение связано с реакцией репрессивного менеджмента на ошибки, возникающие при выполнении работниками необходимой деятельности. На основании накопленного опыта и приводимых примеров автор делает выводы, что никто не имеет права на ошибку, а также никто не должен быть наказан за ошибку. Однако реализация этих выводов возможна лишь при замене репрессивного менеджмента на гуманистический научный менеджмент.

Озон Купить в ОЗОНЕ

Понравилась статья? Поделить с друзьями:

Интересное по теме:

  • Орфография проверка запятых и текста на ошибки
  • Основной признак юридической ошибки
  • Орфография примеры ошибок
  • Основная ошибка при выполнении стойки на руках
  • Орфография виды ошибок

  • 0 0 голоса
    Рейтинг статьи
    Подписаться
    Уведомить о
    guest

    0 комментариев
    Старые
    Новые Популярные
    Межтекстовые Отзывы
    Посмотреть все комментарии