Ошибки вызванные индивидуальной ограниченностью людей бэкон называет идолами

«Априори»,
«апостериори», «антиномия»…
Термин в наибольшей степени относящийся
к словарю философии Канта:$$аналитика

«Бытие
с
другим»
Ж.-П. Сартр характеризует как:$$обоюдную
толерантность

“Война всех против
всех” – исходный принцип философии
государства:$$Гоббса

«Все существующее
— есть воля к власти и могуществу» —
это сказал:$$Ницше

“Государством
должны управлять философы”, —
сказал:$$Платон

“Логос” согласно
Гераклиту – это:$$всеобщий
закон

«Мы не ставим перед
собой задачи найти единственный смысл,
ни даже один из возможных смыслов
текста. Наша цель — помыслить, вообразить,
пережить множественность текста,
открытость процесса означивания», —
считал:$$Барт
Р.

«Позитивные»
науки, согласно позитивизму, опираются
на:$$факт
наблюдения и эксперимента

«Познай самого
себя», — таково философское кредо:
$$Сократа

«Понимаю, чтобы
верить! » — знаменитый тезис:$$Оккама

«Пространство —
Время» с позиции диалектического
материализма — это:$$коренные
условия бытия

«Свобода есть
познанная необходимость»,-
утверждал:$$Спиноза

«Тревога»,
«заброшенность», «отчаяние» —
термины:$$экзистенциализма

«Я»
в философском смысле слова —
это:$$интегральное
ядро духовного мира человека, его
регулятивный центр

Абсолютная истина
в научно — философском смысле —
это:$$полное,
точное, неопровержимое знание, которое
постоянно подтверждается жизнью

Авиценна понимал
мир как произведение:$$божественного
разума

Автор «Кутадгу
билиг» («Благодатное знание»), в котором
разработан идеальный

портрет
правителя:$$Ж.Баласагуни

Автор «Поэтики»,
в которой разработал теорию трагедии
и катарсиса: $$Аристотель

Автор афоризма
«Бог умер»:$$Ф.Ницше

Автор высказывания
«Смысл жизни в обретении добра»:
$$Н.Федоров

Автор игровой
концепции культуры:$$Й.Хейзинга

Автор изречения
“Познай самого себя”$$Сократ

Автор
историко-философского
произведения «О граде божьем»:$$Аврелий
Августин

Автор классификации
основных форм движения материи:$$Энгельс

Автор книги «Иметь
или быть»:$$Э.Фромм

Автор книги «Критика
чистого разума»:$$Кант

Автор концепции
«конца истории»:$$Ф.Фукуяма

Автор концепции
«открытого общества»:$$К.Поппер

Автор концепции
существования в человеке двух начал –
аполлоновского и дионисийского, идеи
сверхчеловека и воли к власти:$$Ф.Ницше

Автор лозунга
«Назад к природе»:$$Руссо

Автор методологической
концепции, где проблема «фальсификации»
является центральной:$$Поппер

Автор произведений
«О первой философии», «Объяснение
ближайшей причины возникновения и
уничтожения»: $$Аль
Кинди

Автор произведения
«Симулякры и симуляции»,
философ-постмодернистист: $$Делез
Ж

Автор тезиса
«Мыслю, следовательно, существую»:$$Декарт

Автор теории
идей:$$Платон

Автор терминов
«массовое сознание» и «восстание масс»:
$$X.Ортега-и-Гассет

Автор трактата
«О количестве книг Аристотеля и о том,
что необходимо для усвоения философии»:
$$Аль-Кинди

Автор труда «Канон
врачебной науки»:$$Ибн
Сина

Автор труда
«Философия общего дела», основой системы
которого является идея «всеобщего
спасения»: $$Федоров
Н.

Автор универсальной
концепции развития науки, основанной
на идее конкурирующих научно-исследовательских
программ: $$Лакатос

Автор утверждения:
«Субстанция есть причина самой
себя»:$$Б.Спиноза

Автор учения об
«идолах » разума:$$Бэкон

Автор
философско-теологической поэмы «Дивани
хикмет»: $$Ахмед
Яссауи

Автор философского
труда «Феноменология духа»:$$Гегель

Автором произведения
о роли труда в происхождении человека
является:$$Ф.Энгельс

Авторы социальных
утопий Возрождения:$$Мор,
Кампанелла

Агностицизм –
это:$$учение
о непознаваемости мира

Американский
социолог, один из основоположников
теории
постиндустриального
общества:$$Д.Белл

Анализ —
это:$$мысленное
разложение предмета на составляющие
его части или стороны

Анализ языка науки
ставится в центр исследований:$$неопозитивизма

Аналитическая
философия подвергла анализу:$$язык

Антиномии Канта
– это:$$неразрешимые
противоречия

Античная философская
школа в эпоху эллинизма, предлагавшая
воздерживаться от каких бы ни было
суждений о чем-либо:$$киренаики

Античный философ,
считавший душу человека состоящей из
огня:$$Гераклит

Античный
философ утверждавший, что пустота — это
небытие, и, как таковое, непознаваемо:
$$Парменид

Апологеты —
это:$$авторы
христианской литературы, ставившие
своей целью защиту христианских догм

Априорное знание по Канту — это:$$”чистое”,
доопытно
е

Арабоязычный
философ с помощью математического
метода изложивший музыкальные знаки
на бумаге, изобретатель нот:$$Аль-Фараби

Арабская
философия:$$опирается
на Аристотеля

Аристотель
понимает человеческое счастье как:
$$самосовершенство

Архетип, согласно
К.Юнгу, являeтся:$$коллективным
бессознательным

Атрибут материи,
характеризующий протяженность,
структурность материальных систем
есть:$$пространство

Бытие в самом
широком смысле этого слова — это$$предельно
общее понятие о существовании, о сущем
вообще

В античной
философии разработал понятие бытия
как главную проблему философии:$$Парменид

В античности
впервые обосновал принцип этического
рационализма, утверждая, что «добродетель
есть знание»:$$Сократ

В античности
социальность и разумность как основные
отличительные характеристики человека
выделил:$$Аристотель

В арабо-мусульманской
философии его называли «вторым
учителем»:$$Аль-Фараби

В высказывании
«… это то, что выражает значимость тех
или иных явлений для жизни, что свято
для человека и общества» раскрывается
содержание понятия:$$ценность

В высказывании
«Глубинное течение реки на ее поверхности
выступает в виде обратного течения
воды у берегов, водоворотов и т.д.» связь
между явлениями выражается
категориями:$$сущность
и явление

В динамике науки
Кун выделяет две фазы — нормальная наука
и: $$научная
революция

В древнеиндийской
философии создатель «срединного пути»,
«четырех истин» и

«восьмеричного
пути»:$$Будда

В иррационализме
Шопенгауэра мир:$$неразумен,
человеком управляет слепая воля

В казахской
философии категория «пространство»
носила характер:$$сакрально-символический

В основе арабоязычной
средневековой философии лежит:$$деизм

В основе бытия, по
мнению Демокрита, находится:$$атомы

В познании аль-Газали
позитивным считает:$$мистическое
слияние с богом и откровением

В понимании природы
универсальных понятий (общего и
единственного) сформировались два
течения средневековой философии:$$реализм
и номинализм

В природных и
психических качествах человека (память,
темперамент, характер) проявляет
себя:$$индивидуальность

В своей картине
строения мира аль-Фараби придерживается:$$идеи
эманации

В связи с
исследованием какой проблемы
осуществляется сближение
аналитической
философии и герменевтики: $$понимания

В современной
науке утвердилось мнение о природе
человека:$$биосоциальной

В средневековье
философия выступает как:$$“служанка
Богословия”

В тезисе: « Все
действительное разумно, все разумное
действительно», Гегель утверждал
принцип:$$приоритета
разума и разумного

В типологии
антропологических учений М.Шелера
отсутствует доктрина:$$арабо-мусульманская

В учении Кальвина,
как и Лютера, значительное место занимает
учение о:$$предопределении
как вечном спасении только по воле Бога

В философии Нового
Времени идею субстанции отрицал:$$Локк

В философии Нового
времени эмпиризм признает наиболее
истинным знание:$$опытное

Ведущие принципы
в конфуцианстве: этикет,
человеколюбие,…:$$долг

Величайшей
ценностью и основой нравственности
считает пользу: $$утилитаризм

Взаимоотношение
человека и природы – это: $$человек,
общество

и культура одновременно и противостоят
природе, и включены в нее

Витгенштейн в
своем главном произведении «Философские
исследования» трактует философию
как:$$активность,
направленную на прояснение языковых
выражений

Восприятие –
это:$$целостный
образ предметов, их свойств и отношений

Время в традиционной
казахской культуре:$$циклическое

Выберите правильное
высказывание:$$идеализм
— это представление о первичности
сознания (идеального)

Выделите из
нижеперечисленных черту наиболее
характерную для чувственного
познания:$$непосредственность

Выделите наиболее
верное определение религиозного
мировоззрения:$$религия
есть историческая форма мировоззрения

Выделите правильную
концепцию взаимоотношения мышления и
языка:$$язык
есть материальная оболочка мысли

Высказывание:
«Все феномены взаимосогласия, понимания
и непонимания, суть явления языковые»
характеризует: $$герменевтику

Высказывание
«существую я и мои ощущения» принадлежит
представителю: $$субъективного
идеализма

Высказывание
Конфуция «Государь должен быть государем,
сановник – сановником, отец – отцом,
сын — сыном» характеризует
концепцию:$$исправления
имен

!

Высшая, присущая
только людям и связанная с языком
функция мозга обобщенно и целенаправленно
отражать действительность, есть:$$сознание

Высшая форма
ценностной эмоции, просветление чувств,
очищение:$$катарсис

Высшее проявление
эстетического, воплощающееся в
искусстве:$$прекрасное

Высший организующий
элемент ноосферы:$$разум
человека и общество

Глава французских
энциклопедистов эпохи Просвещения:$$Д.Дидро

Главная проблема
экзистенциализма:$$смысл
бытия человека

авная
особенность традиционной философии
казахов:$$космоцентризм

Гносеологическая
позиция, выраженная в высказывании
Дж.Локка: «Нет ничего в уме, чего прежде
не было бы в ощущении»: $$сенсуализм

Гносеологическое
учение, сомневающееся в возможности
достоверного познания мира,
есть:$$агностицизм

Гносеология
изучает:$$познание

Гуманизм эпохи
Возрождения означает учение
о:$$самоценности
человека

Даосизм не
признает:$$существование
абсолютного начала, сущность

Даосы говорили:
«Для человека образец — Земля. Для Земли
образец — Небо. Для Неба образец — Путь.
Для Пути
образец -…»:$$совершенномудрый
муж

Дилемма «материальное
— идеальное» применительно к социуму
может быть отражена сочетанием

понятий:$$«общественное
бытие — общественное сознание»

Дилемма «наук о
природе» и «наук о духе» появляется в
философии:$$неокантианства

Для древних китайцев
высшей силой, управляющей всеми
процессами на земле,

является:$$небо

Духовная
жизнь общества отражает:$$природное
и социальное бытие

Европейский философ
сторонник Просвещения прозванный
«королём философов», а недруги –
«оракулом новых философов»:$$Ф.Вольтера

Жан Бодрийяр
определяет это понятие как псевдовещь,
замещающую «агонизирующую реальность»
постреальностью посредством симуляции,
выдающей отсутствие за присутствие,
стирающей различия между реальным и
изображаемым: $$симулякр

Закон, согласно
которому новое всегда диалектически
преодолевает старое:$$закон
отрицания отрицания

Знания Ибн-Сина
разделяет на:$$теоретические
и практические

Знание, предшествующее
опыту и независимое от него:$$априори

Идея, предложенная
славянофилами для достижения целостности
человека и обновления общественной
жизни в России — это: $$идея
общины, духовной основой которой
является русская православная церковь

Идея сознания как
самосознания родилась в
философии:$$христианства

Изречение «Мораль
благородного мужа подобна ветру; мораль
низкого человека траве. Трава наклоняется
туда, куда дует ветер» характерно для
философской школы:$$конфуцианства

Исторически первым
типом мировоззрения является
мировоззрение:$$мифологическое

Исторические
типы мировоззрения:$$мифология,
религия, философия

Исходные идеи
эпохи Просвещения:$$культ
науки и прогресс человечества

Карма в индуизме
означает:$$закон
воздаяния за совершенные человеческие
деяния

Категории,
относящиеся к эстетическим:$$возвышенное
и низменное, прекрасное и безобразное

Категория,
выражающая диалектическое единство
количественных и качественных
характеристик объекта, есть: $$мера

Качество выражает
в предмете:$$его
сущностную определенность

Качество –
это:$$совокупность
свойств

Ключевое понятие
философской системы Лейбница:$$монада

Ключевой термин
теории этногенеза Л.Н. Гумилева:
$$пассионарность

Концепция смыслa
жизни, с точки зрения аскетизма:$$жизнь
— это отречение от мира, умерщвление
плоти ради искупления грехов

Кризис традиционной
культуры казахов Шортанбай, Дулат,
Мурат назвали:$$зарзаман

Критерий
истины:$$практика

Культ “сверхчеловека”
был предложен в философских
произведениях:$$Ф.Ницше

М.Вебер, Т.Парсонс
являются представителями аксиологической
концепции:$$социологизма

Материя существует
сама по себе, являясь причиной всего,
утверждал французский материалист:$$Гольбах

Метод, разработанный
Ф. Бэконом:$$индуктивный
метод

Метод философского
исследования, противоположный диалектике:
$$метафизика

Мыслитель эпохи
Возрождения, автор книги «Государь»:$$Никколо
Макиавелли

Мыслитель эпохи
Возрождения, высказывавший мысли о
совпадении всех

противоположностей
в Боге:$$Николай
Кузанский

Мышление в
философском смысле слова:$$целенаправленное,
опосредованное и обобщенное отражение
человеком существенных свойств и

отношений
вещей

Наука о формах,
законах и способах мышления:$$логика

Наука, предлагаемая
Шакаримом Кудайбердиевым для введения
в систему образования:$$наука
о совести

Научная процедура,
устанавливающая ложность теории в
результате экспериментальной или
теоретической проверки: $$фальсификация

Научное допущение
или предположение, истинностное значение
которого неопределенно: $$гипотеза

Начало Просвещения
в немецкой философии связано с
именем:$$Вольфа

Немецкий философ,
автор теории «осевого времени»:$$К.Ясперс

Область христианской
веры, которая согласно учению Ф.Аквинского
находится вне философского
разума:$$божественные
откровения

Один из ключевых
терминов феноменологии Э.
Гуссерля:$$интенциональность

Одним из важнейших
свойств времени является:$$необратимость

Онтологическим
принципом средневековой философии
является:$$креационизм

Определение
человека как символического животного
принадлежит: $$Э.Кассиреру

Определите
философскую позицию
Гегеля:$$объективно-идеалистическая
диалектика

Основателем
джайнистского учения считается:$$Махавира
Вардхамана

Основатель
джайнизма:$$Джина
Махавира

Основатель
эмпиризма (16-17 вв.):$$Фр.Бэкон

Основная категория
3. Фрейда о «бессознательном»:$$«Оно»
(
Id)

Основная проблема
элейской школы: $$проблема
бытия

Основная тенденция
в мышлении, идеологии и культуре
Ренессанса:$$переход
от теоцентрического к антропоцентрическому
пониманию мира

Основной вопрос
философии:$$вопрос
об отношении, материи и сознания, материи
и сознания, духа и природы

Основной принцип
диалектики:$$развития

Основной принцип
мировоззрения Л.Толстого:$$непротивление
зла насилию

Основной проблемой
Милетской школы является поиск:$$первоначала

Основной этический
принцип эпикурейцев есть:$$удовольствие

Основные формы
рационального познания есть:$$понятие,
суждение, умозаключение

Основным понятием
легизма является:$$фа
(закон)

Основными чертами
данного философского течения являются
фрагментация, неопределенность,
дискретность, рассеивание и
др.:$$постмодернизм

Основой развития
общества согласно учению Ч. Валиханова,
является: $$географическая
среда

Основой русской
религиозной философии рубежа XIX-XX
вв. является: $$идеализм

Основой
экзистенциализма Хайдеггера
является:$$тут-бытие

Основополагающей
категорией Аристотель считал:$$сущность

Основоположник
диалектико-материалистической концепции
общества:$$К.Маркс

Основоположник
утилитаризма в европейской этике:$$И.Бентам

Основоположники
материалистического понимания
истории:$$Маркс,
Энгельс

Открыл в человеке
бессознательное, главной силой которого
является сексуальное влечение —
либидо:$$Фрейд

Отличие буддизма
от других мировых религий состоит в
том, что:$$в
буддизме отсутствует идея бога – творца
и понятие бессмертия души

Отличие человека
от всех остальных живых существ, согласно
философии
С.
Кьеркегора:$$отчаяние

Отождествление
Бога и мира:$$пантеизм

Отражение можно
определить как:$$всеобщее
свойство материи

Отрицание веры в
бога:$$атеизм

Ошибки, вызванные
индивидуальной ограниченностью людей,
Бэкон называет:$$идолами
рода

Патристика и
схоластика – основные этапы
философии:$$Средневековья

Первая заповедь
буддизма гласит:$$жизнь
есть страдание

Первоначало,
первооснова бытия, по Гераклиту:$$огонь

По Аристотелю:
$$материя
пассивна, форма – активна

По К.Ясперсу, она
является универсальным условием
человеческого бытия:$$коммуникация

По Куну, совокупность
ценностей, убеждений, технических
средств, принятых научным сообществом
и обеспечивающих научную традицию,
есть:$$парадигма

По О.Шпенглеру:
$$цивилизация
есть вырождение, смерть культуры

По Ф. Бэкону «идолы
театра» означают заблуждения,
вызванные:$$некритическим
усвоением чужих мнений

По учению упанишад
”Путь богов” — это:$$осознание
тождества универсальной сущности бытия
и индивидуальной сущности человека

Положение, лучше
всего выражающее суть идеалистического
понимания истории:$$идеи
правят миром

Понимание культуры
как системы символов, знаков характерно
для подхода:$$семиотического

Понимание человека
как субъекта, который с помощью научного
знания устанавливает господство над
объектами универсума относится
к:$$Новому
времени

Понятие «апатия»
в философии стоиков означает:
$$бесстрастное
и бесстрашное восприятие жизни

Понятие «апория»
означает:$$затруднение,
безвыходное положение

Понятие «гендер»
означает:$$социальное
различие полов

Понятия «инь» и
«янь»
принадлежат:$$китайской
философии

Понятие
«коллективное бессознательное» ввел
в оборот: $$К.Юнг

Понятие «Ли»
означает:$$следование
церемониям

Понятие «у-вэй»
в переводе с китайского означает:
$$недеяние

Понятие «философия»
в переводе с греческого означает:$$любовь
к мудрости

Понятие древнекитайской
философии, обозначающее свет, светлую
сторону горы, ущелья, реки есть:$$ян

Понятие, используемое
в философии фрейдизма:$$либидо,
архетип

Потенциальное и
актуальное существование предмета,
явления выражаются парными

категориями:$$возможности
и действительности

Появление данного
методологического направления было
ознаменовано выходом книги К.Р. Поппера
«Логика и научного открытия»:
$$постпозитивизм

Предпосылкой
нравственного поведения по Аквинскому
является:$$свобода
воли

Представители
аксиологической концепции
культурно-исторического релятивизма,
для которых характерна идея аксиологического
имморализма:$$В.Дильтей,
О.Шпенглер

Представители
аксиологической концепции социологизма,
для которых характерна идея ценности
как социально значимой нормы, средства
выявления социальных связей и
функционирования социальных
институтов:$$М.Вебер,
Т.Парсонс

Представители
концепции ценностей натуралистического
психологизма, считавшие источником
ценности биопсихологические потребности
индивида:$$А.Мейног,
Дж.Дьюи

Представители
концепции ценностей персоналистского
онтологизма, считавшие основой ценностей
принципы религиозной этики и высшей
ценностью Бога:$$М.Шелер,
А.Гелен

Представитель
западничества считавший, что «прекрасное
– это жизнь»:$$Чернышевский
Н.

Представитель
Милетской школы, считавший первоначалом
всего сущего воздух:$$Анаксимен

Представитель
немецкой классической философии,
известный своим лозунгом «человек
человеку Бог»:$$Фейербах

Представитель
суфийской философии в Казахстане:$$Ходжа
Ахмет Яссави

Представителями
какого направления были русские философы
Н.Ф. Федоров, К.Э. Циолковский, В.И.
Вернадский, А.Л.Чижевский:$$космизм

Применительно к
чему постмодернистская философия
(Р.Барт) отказывается «признавать за
текстом (и за всем миром как текстом)
какую-либо «тайну»:$$семиотике

Принцип не деяния
в даосизме означает:$$невмешательство
в естественный ход вещей

Принцип провозглашаемый
Абаем Кунанбаевым в своей философии:$$«Будь
человеком!»

Принцип свободы
положил в основу своего учения гуманист
эпохи Возрождения: $$Пико
делла Мирандола

Природа платоновской
идеи:$$не
материальна, но умопостигаема

Причиной появления
государства и права является необходимость
обуздания человеческого эгоизма,
влекущего за собой «войну всех против
всех», — считал:$$Гоббс

Просветитель,
основоположник казахской письменной
литературы:$$Абай
Кунанбаев

Протагору принадлежит
положение:$$«Человек
есть мера всех вещей»

Работа
Ш.Уалиханова:$$»О
мусульманстве в степи»

Развитие согласно
закону отрицание
отрицания происходит:$$по
спирали

Раздел философии,
в котором изучаются проблемы природы
познания и его возможностей, отношения
знания к реальности, исследуются
всеобщие предпосылки познания, выявляются
условия его достоверности и
истинности:$$теория
познания

Раздел философии,
изучающий отношения, структуры и связи
общества:$$социальная
философия

Раздел философии,
изучающий проблемы человека
есть:$$антропология

Раздел философии,
изучающий цель, движущие силы, смысл и
нравственность исторического
процесса:$$социальная
философия и философия истории

Разрушение природы,
нарушение динамического равновесия
между ней и обществом, принимающее
необратимый характер, есть кризис:
$$экологический

Рассуждение
Парменида «Ведь никогда не докажут,
что то, чего нет, существует», отрицает
категорию:$$небытия

Ренессансом
называется процесс возрождения ценностей
и идеалов:$$Античности

Родоначальник
фальсафа, прозванный «философом
арабов»:$$Аль-Кинди

Русский философ,
основатель славянофильства, разработавший
понятие соборности:$$А.С.Хомяков

С его именем
связывается применение метода структурной
лингвистики в основных

областях
культуры: $$Леви-Стросс

С точки зрения
материалистической гносеологии,
отражение — это:$$неотъемлемое
свойство, атрибут материи

Свое учение о
личных достоинствах и общественном
устройстве Конфуций называл: $$небесным

Современный
вариант теории географического
детерминизма представлен в
теории:$$этногенеза
Л.Н.Гумилева

Слово «вишеша»
(вайшешика)в переводе с санскрита
означает: $$соединение,
участие, размышление, созерцание

Смысл концепции
«пассионарности» Гумилева:$$наличие
особой космической энергии у этноса

Смысл теории
«двойственной истины» согласно Ибн-Рушд
заключается:$$в
признани
и
самостоятельными истины веры и
философск
ого
умозаключения

Согласно, Абаю,
человек должен воспитывать в
себе:$$человечность

Согласно Пармениду,
бытие — это то, что можно познать
только:$$разумом

Создатель концепции
«благородного мужа» в философии Древнего
Китая$$Конфуций

Создатель
символической концепции
культурогенеза:$$Э.Кассирер

Социальный характер
сознания понимается как:$$продукт
предметно-практической деятельности

Специфика
философии:$$в
стремлении познать мир в его всеобщности
и целостности

Способ существования
материи есть:$$движение

Сравнение —
это:$$установление
различия и сходства предметов

Сторона противоречия
бытия, подчеркнутая Гераклитом:$$изменение
вещей, текучесть сущего

Сторонник социальной
иерархии, выделения «высшей касты»:$$Ницше

Структуру
гуманитарного знания в XX веке подробно
исследовал с позиций

постструктурализма:
$$Фуко

Субстанциональными
началами в древнекитайской философии
являются: $$дерево,
вода, огонь, металл, земля

Сущность закона
отрицания отрицания:$$преемственность
в развитии

Схоластика
это:$$средневековое
умозрительное философское учение

Так называли
арабо-исламских схоластиков:$$мутакалимы

Творец метода
феноменологической редукции:$$Гуссерль

Теория и критика
с позицией опыта:$$эмпириокритицизм

Теоцентризм — это
учение о том, что:$$в
центре мироздания находится идея бога

Термин «вещь в
себе» ввел в научный оборот:$$Кант

Тип
детерминации, который признавали
французские материалисты XVIII в.:
$$географический
детерминизм

Тип
разновидности диалектики, к которому
относится учение Гераклита: $$стихийная
диалектика

Тип философствования
сложившийся в Древней Греции:$$созерцательный

Тот, кто осознает
тождество Брахмы и Атмана, согласно
упанишадам:$$освобождается
из бесконечной цепи перерождений и
возносится над скорбью, жизнью и смертью

Трактат «Бытие
и время» написал:$$Хайдеггер

Трактовка единства
мира в философии марксизма:$$единство
мира в его материальности

Требование,
выдвинутые неопозитивистами, согласно
которому любое высказывание должно
подлежать опытной проверке на
истинность:$$принцип
верификации

У него не было
философских трудов, а знаем о нем от
учеников, в чьих работах он всегда
участник диалога:$$Сократ

Описание презентации по отдельным слайдам:

  • Тест Философия Нового времени

    1 слайд

    Тест
    Философия Нового времени

  • Критерии оценки10 — 9 правильных ответов — отлично

8 — 6 правильных ответов...

    2 слайд

    Критерии оценки
    10 — 9 правильных ответов — отлично

    8 — 6 правильных ответов — хорошо

    5 — 4 правильных ответа — удовлетворительно

    3 и менее правильных ответов — неудовлетворительно

  • Вопрос 1. В философии Нового времени (Т. Гоббс, Дж. Локк, И. Кант) основное в...

    3 слайд

    Вопрос 1. В философии Нового времени (Т. Гоббс, Дж. Локк, И. Кант) основное внимание в рассмотрении развития науки было обращено на:
    1. общество как целостную систему, в которой человек лишь составная ее часть;
    2. человека, и общество понималось как совокупность отдельных индивидов с их способностями, поведением, действиями;
    3. общество, как совокупность объективно данных человеку общественных отношений, а человек при этом находится на пересечении, в «узлах» разнообразных общественных связей;
    4.человека и общество одновременно, поскольку они являются взаимодополняющими и постоянно взаимодействующими сторонами.

  • Вопрос 2.Определите предложенный Локком вариант решения проблемы взаимодейств...

    4 слайд

    Вопрос 2.Определите предложенный Локком вариант решения проблемы взаимодействия личности с окружающей конкретно-исторической средой: учение о человеке как о …
    1. чистой доске
    2. идоле познания
    3. воплощенной идее
    4. части Бога

  • Вопрос 3.Важнейшее философское произведение Иммануила Канта: 1. «Красота в пр...

    5 слайд

    Вопрос 3.Важнейшее философское произведение Иммануила Канта:
    1. «Красота в природе»

    2. «Метафизика»

    3. «Критика чистого разума»

    4. «Наука логики»

  • Вопрос 4. Согласно Френсису Бэкону, любое познание должно:
1. нисходить от аб...

    6 слайд

    Вопрос 4. Согласно Френсису Бэкону, любое познание должно:

    1. нисходить от абстрактного к конкретному
    2. опираться на опыт и двигаться от единичного к общему
    3. руководствоваться метафизическими первопринципами
    4. пользоваться дедуктивными методами

  • Вопрос 5. Философы представители «континентального рационализма»:1. Бэкон, Ло...

    7 слайд

    Вопрос 5. Философы представители «континентального рационализма»:
    1. Бэкон, Локк, Юм
    2. Кант, Шеллинг, Гегель
    3. Декарт, Лейбниц, Спиноза
    4. Августин, Фома Аквинский, Оккам

  • Вопрос 6. Основатель эмпиризма:
1.  Джон Локк
2.  Бенедикт Спиноза
3.  Готфри...

    8 слайд

    Вопрос 6. Основатель эмпиризма:

    1. Джон Локк
    2. Бенедикт Спиноза
    3. Готфрид Лейбниц
    4. Френсис Бэкон
    5. Рене Декарт

  • Вопрос 7. Ошибки, вызванные индивидуальной ограниченностью людей, Бэкон назыв...

    9 слайд

    Вопрос 7. Ошибки, вызванные индивидуальной ограниченностью людей, Бэкон называет:

    1. Идолами театра
    2. Идолами пещеры
    3. Идолами рода
    4. Идолами площади

  • Вопрос 8. Философское направление, признающее разум основой познания:
1. Номи...

    10 слайд

    Вопрос 8. Философское направление, признающее разум основой познания:

    1. Номинализм
    2. Реализм
    3. Эмпиризм
    4. Рационализм
    5. Концептуализм

  • Вопрос 9. Автор произведений «Критика чистого разума», «Критика практического...

    11 слайд

    Вопрос 9. Автор произведений «Критика чистого разума», «Критика практического разума», «Критика способности суждения»:

    1. И. Кант.
    2. Г. Гегель.
    3. Ф. Шеллинг.
    4. И. Фихте.
    5. Л. Фейербах.

  • Вопрос 10. Категорический императив Канта:1. Закон природы
2. Причинно-следст...

    12 слайд

    Вопрос 10. Категорический императив Канта:
    1. Закон природы
    2. Причинно-следственная связь
    3. Моральный закон
    4. Субъективный взгляд человека
    5. Эстетическое восприятие мира

  • Вопрос 11. Автор произведений «Монадология», «Новые опыты о человеческом разу...

    13 слайд

    Вопрос 11. Автор произведений «Монадология», «Новые опыты о человеческом разуме»:

    1. Дж. Локк.
    2. Ф. Бэкон.
    3. Б. Спиноза.
    4. Г.В. Лейбниц.
    5. Р. Декарт.

  • Вопрос 12. Английский философ-эмпирист, основоположник философии агностицизма...

    14 слайд

    Вопрос 12. Английский философ-эмпирист, основоположник философии агностицизма?
    1. Дж. Локк
    2. Ф. Бэкон
    3. Б. Спиноза
    4. Д. Юм
    5. Р. Декарт

  • Вопрос 13. Философ Нового времени, провозгласивший девиз «Я мыслю, следовател...

    15 слайд

    Вопрос 13. Философ Нового времени, провозгласивший девиз «Я мыслю, следовательно существую»:

    1. Т. Гоббс
    2. Р.Декарт
    3. Ф. Бэкон
    4. Аристотель
    5. Р. Декарт

  • Вопрос 14. «Монада» в системе Лейбница: 
1. Простая субстанция
2. Атом
3. Пус...

    16 слайд

    Вопрос 14. «Монада» в системе Лейбница:

    1. Простая субстанция
    2. Атом
    3. Пустота
    4. «Вещь в себе»
    5. Бытие вне себя

  • Вопрос 15. Философия Нового времени опиралась на авторитет: 
1. Церкви
2. Чел...

    17 слайд

    Вопрос 15. Философия Нового времени опиралась на авторитет:

    1. Церкви
    2. Человечества
    3. Государства
    4. Философии
    5. Науки

  • Тесты с ответами

  • Задания с ответами

  • Пройти тест

  • ГДЗ

  • Знания

  • Добавить вопрос

  • Рейтинг

  • Профиль

  • Мои вопросы

  • Мои ответы

Личный кабинет
Для авторизованных пользователей

Ошибки, вызванные индивидуальной ограниченностью людей, Бэкон называет?

Предмет: Философия

Дата добавления: 24.06.2014

Просмотров: 2718

Голосов: 0

Рейтинг теста:


4.5
5
2

Варианты ответов

Вариант Проголосовать
№1 Идолами рода
№2 Идолами пещеры
№3 Идолами площади
№4 Идолами театра
№5 Идолами ямы

Результаты голосования:

Правильный ответ:

Четыре «идола» Бэкона

Бэкон считал, что труды Аристотеля (с которыми до того момента ученые-схоласты были согласны) препятствуют независимому мышлению и приобретению новых знаний о природе. Он утверждал, что прогресс науки ведет к повышению качества жизни людей, поэтому не стоит больше полагаться на работы древних философов. Бэкон настолько разочаровался в философской мысли своего времени, что разделил источники человеческих ошибок, стоящих на пути познания, на четыре группы, которые назвал «идолами».

1. «Идолы рода» – ложные убеждения, общие для всех, следствие самой человеческой природы. Например, она заставляет людей искать доказательства, поддерживающие их убеждения, пытаться на всё навешивать удобные для них ярлыки и верить в то, во что они хотят верить.

2. «Идолы пещеры» – личные ошибки восприятия, как врожденные, так и приобретенные. Например, некоторые люди легче принимают что-то схожее, некоторые – нечто отличное, а некоторые – только то, что подтверждает уже сформировавшиеся у них заключения.

3. «Идолы площади» – ошибки, возникающие вследствие использования языка в процессе коммуникации с другими людьми. Например, в слова можно вкладывать разный смысл; кроме того, человек способен называть и представлять то, чего на самом деле не существует.

4. «Идолы театра» – Бэкон полагал, что философские учения ничем не лучше театральных пьес. По его мнению, софистика, например труды Аристотеля, больше сосредоточена на заумных рассуждениях, чем на реальном мире; эмпирическая философия касается ограниченного круга экспериментов и исключает многие другие возможности; философия сверхъестественного, основанная на религии и суевериях, – искажение. Бэкон считал философию сверхъестественного худшим из заблуждений.

Бэкон Фрэнсис

Учение [Бэкона] об «идолах»

[Источник сканирования: Бэкон Фр. Великое
восстановление наук //Его же. Сочинения в 2 томах. Т.1 — с. 73 — 74
с. 307 — 310; Бэкон Фр. Новый органон (афоризмы об истолковании природы и
царстве человека //Его же. Сочинения в 2 томах. Т.2. — с. 18—33 (аф.38—64,
68). — (общ. ред. А.Л. Субботина). — М.: Мысль, 1977. — подборка
осуществлена С.Л. Катречко]

[Фр. Бэкон Великое восстановление наук. Т.1. — с. 73
— 74 с. 307 — 310]

Идолы же,
которыми одержим дух, бывают либо приобретенными, либо врожденными.
Приобретенные вселились в умы людей либо из мнений и учений философов, либо из
превратных законов доказательств. Врожденные же присущи природе самого разума,
который оказывается гораздо более склонным к заблуждениям, чем чувства.
Действительно, как бы ни были люди самодовольны, впадая в восхищение и едва ли
не преклонение перед человеческим духом, несомненно одно: подобно тому как
неровное зеркало изменяет ход лучей от предметов сообразно своей собственной
форме и сечению, так и разум, подвергаясь воздействию вещей через посредство
чувств, при выработке и измышлении своих понятий грешит против верности тем,
что сплетает и смешивает с природой вещей свою собственную природу.

При этом
первые два рода идолов искоренить трудно, а эти последние вовсе невозможно.
Остается только одно: указать их, отметить и изобличить эту враждебную уму
силу, чтобы не произошло так, что от уничтожения старых сразу пойдут новые
побеги заблуждений в силу недостатков самой природы ума и в конечном итоге
заблуждения будут не уничтожены… [
c. 73—74]

* * *

Что же
касается опровержения призраков, или идолов, то этим словом мы обозначаем
глубочайшие заблуждения человеческого ума. Они обманывают не в частных
вопросах, как остальные заблуждения, затемняющие разум и расставляющие ему
ловушки; их обман является результатом неправильного и искаженного
предрасположения ума, которое заражает и извращает все восприятия интеллекта.
Ведь человеческий ум, затемненный и как бы заслоненный телом, слишком мало
похож на гладкое, ровное, чистое зеркало, неискаженно воспринимающее и
отражающее лучи, идущие от предметов; он скорее подобен какому-то колдовскому
зеркалу, полному фантастических и обманчивых видений. Идолы воздействуют на
интеллект или в силу самих особенностей общей природы человеческого рода, или в
силу индивидуальной природы каждого человека, или как результат слов, т.е. в
силу особенностей самой природы общения. Первый вид мы обычно называем идолами
рода, второй — идолами пещеры и третий — идолами площади. Существует еще и
четвертая группа идолов, которые мы называем идолами театра, являющихся
результатом неверных теорий или философских учений и ложных законов
доказательства. Но от этого типа идолов можно избавиться и отказаться, и
поэтому мы в настоящее время не будем говорить о нем. Идолы же остальных видов
всецело господствуют над умом и не могут быть полностью удалены из него. Таким
образом, нет оснований ожидать в этом вопросе какого-то аналитического
исследования, но учение об опровержениях является по отношению к самим идолам
важнейшим учением. И если уж говорить правду, то учение об идолах невозможно
превратить в науку и единственным средством против их пагубного воздействия на
ум является некая благоразумная мудрость. Полное и более глубокое рассмотрение
этой проблемы мы относим к Новому Органону; здесь же мы выскажем лишь несколько
самых общих соображений.

Приведем следующий пример
идолов рода: человеческий ум по своей природе скорее воспринимает положительное
и действенное, чем отрицательное и недейственное, хотя по существу он должен
был бы в равной мере воспринимать и то и другое. Поэтому на него производит
гораздо более сильное впечатление, если факт хотя бы однажды имеет место, чем
когда он зачастую отсутствует и имеет место противоположное. И это является
источником всякого рода суеверий и предрассудков. Поэтому правильным был ответ
того человека, который, глядя на висящие в храме изображения тех, кто, исполнив
свои обеты, спасся от кораблекрушения, на вопрос о том, признает ли он теперь
божественную силу Нептуна, спросил в свою очередь: «А где же изображения тех,
которые, дав обет, тем не менее погибли?» Это же свойство человеческого ума
лежит в основе и других суеверий, таких, как вера в астрологические
предсказания, вещие сны, предзнаменования и т.н. Другой пример идолов рода:
человеческий дух, будучи по своей субстанции однородным и единообразным,
предполагает и придумывает в природе существование большей однородности и
большего единообразия, чем существует в действительности. Отсюда вытекает
ложное представление математиков о том, что все небесные тела движутся по
совершенным круговым орбитам и что не существует спиральных движений. Отсюда же
вытекает и тот факт, что, несмотря на то что в природе существует множество
единичных явлений, совершенно отличных друг от друга, человеческое мышление тем
не менее пытается найти всюду проявления соотносительности, параллельности и
сопряженности. Именно на этом основании вводится еще один элемент — огонь с его
кругом для того, чтобы составить четырехчлен вместе с тремя остальными
элементами — землей, водой и воздухом. Химики же в своем фанатизме выстроили
все вещи и явления в фалангу, совершенно безосновательно уверяя. что в этих их
четырех элементах (эфире, воздухе, воде и земле) каждый из видов имеет
параллельные и соответствующие виды в других. Третий пример близок к
предыдущему. Имеется утверждение о том, что человек — это своего рода мера и
зеркало природы. Невозможно даже представить себе (если перечислить и отметить
все факты), какую бесконечную вереницу идолов породило в философии стремление
объяснять действия природы по аналогии с действиями и поступками человека, т.е.
убеждение, что природа делает то же самое, что и человек. Это не намного лучше ереси
антропоморфитов, родившейся в уединенных кельях глупых монахов, или мнения
Эпикура, весьма близкого но своему языческому характеру к предыдущему, ибо он
приписывал богам человеческие черты. И эпикуреец Веллей не должен был
спрашивать: «Почему бог, подобно эдилу, разукрасил небо звездами и
светильниками?» Потому что, если бы этот величайший мастер стал бы вдруг
эдилом, он расположил бы звезды па небе в каком-нибудь прекрасном и изящном
рисунке, похожем на те, которые мы видим на роскошных потолках в дворцовых
залах, тогда как на самом деле едва ли кто укажет среди столь бесконечного
числа звезд какую-нибудь квадратную, треугольную или прямолинейную фигуру.
Столь велико различие между гармонией человеческого духа и духа природы!

Что же
касается идолов пещеры, то они возникают из собственной духовной и телесной
природы каждого человека, являясь также результатом воспитания, образа жизни и
даже всех случайностей, которые могут происходить с отдельным человеком.
Великолепным выражением этого типа идолов является образ пещеры у Платона. Ибо
(оставляя в стороне всю изысканную тонкость этой метафоры) если бы кто-нибудь
провел всю свою жизнь, начиная с раннего детства и до самого зрелого возраста,
в какой-нибудь темной подземной пещере, а потом вдруг вышел наверх и его взору
представился весь этот мир и небо, то нет никакого сомнения, что в сто сознании
возникло бы множество самых удивительных и нелепейших фантастических
представлений. Ну а у нас, хотя мы живом па земле и взираем на небо. души
заключены в пещере нашего тела; так что они неизбежно воспринимают бесчисленное
множество обманчивых и ложных образов; лишь редко и на какое-то короткое время
выходят они из своей пещеры, не созерцая природу постоянно, как под открытым
небом. С этим образом платоновой пещеры великолепно согласуется и знаменитое
изречение Гераклита о том, что «люди ищут истину в своих микрокосмах, а не во
Вселенной».

Наиболее
же тягостны идолы площади, проникающие в человеческий разум в результате
молчаливого договора между людьми об установлении значения слов и имен. Ведь
слова в большинстве случаев формируются исходя из уровня понимания простого
народа и устанавливают такие различия между вещами, которые простой народ в
состоянии понять; когда же ум более острый и более внимательный в наблюдении
над миром хочет провести более тщательное деление вещей, слова поднимают шум, а
то, что является лекарством от этой болезни (т.е. определения), в большинстве
случаев не может помочь этому недугу, так как и сами определения состоят из
слов, и слова рождают слова. И хотя мы считаем себя повелителями наших слов и
легко сказать, что «нужно говорить, как простой народ, думать же, как думают
мудрецы»; и хотя научная терминология, понятная только посвященным людям, может
показаться удовлетворяющей этой цели; и хотя определения (о которых мы уже
говорили), предпосылаемые изложению той или иной науки (по разумному примеру
математиков), способны исправлять неверно понятое значение слов, однако все это
оказывается недостаточным для того, чтобы помешать обманчивому и чуть ли не
колдовскому характеру слова, способного всячески сбивать мысль с правильного
пути, совершая некое насилие над интеллектом, и, подобно татарским лучникам,
обратно направлять против интеллекта стрелы, пущенные им же самим. Поэтому
упомянутая болезнь нуждается в каком-то более серьезном и еще не применявшемся
лекарстве. Впрочем, мы лишь очень бегло коснулись этого вопроса, указав в то же
время, что это учение, которое мы будем называть
«Великими опровержениями», или наукой о прирожденных и благоприобретенных
идолах человеческого ума, должно быть еще создано. Подробное же рассмотрение
этой науки мы относим к Новому Органону. [
c. 307—310]

[Фр. Бэкон Новый органон (афоризмы об
истолковании природы и царстве человека. Т.2. — с. 18—33 (аф. 38—64,
68)]

XXXVIII

Идолы и
ложные понятия, которые уже пленили человеческий разум и глубоко в нем
укрепились, так владеют умом людей, что затрудняют вход истине, но, если даже
вход ей будет дозволен и предоставлен, они снова преградят путь при самом
обновлении наук и будут ему препятствовать, если только люди, предостереженные,
не вооружатся против них, насколько возможно.

XXXIX

Есть четыре вида идолов, которые осаждают умы людей. Для того, чтобы
изучать их, дадим им имена. Назовем первый вид идолами рода, второй — идолами
пещеры,
третий — идолами площади
и четвертый — идолами театра.

XL

Построение
понятий и аксиом через истинную индукцию есть, несомненно, подлинное средство
для того, чтобы подавить и изгнать идолы. Но и указание идолов весьма полезно.
Учение об идолах представляет собой то же для истолкования природы, что и
учение об опровержении софизмов — для общепринятой диалектики.

XLI

Идолы рода находят основание в самой природе
человека, в племени или самом роде людей, ибо ложно утверждать, что чувства
человека есть мера вещей. Наоборот, все восприятия как чувства, так и ума
покоятся на аналогии человека, а не на аналогии мира. Ум человека уподобляется
неровному зеркалу, которое, примешивая к природе вещей свою природу, отражает
вещи в искривленном и обезображенном виде.

XLII

Идолы пещеры суть заблуждения отдельного
человека. Ведь у каждого, помимо ошибок, свойственных роду человеческому, есть
своя особая пещера, которая ослабляет и искажает свет природы. Происходит это
или от особых прирожденных свойств каждого, или от воспитания и бесед с
другими, или от чтения книг и от авторитетов, перед какими кто преклоняется,
или вследствие разницы во впечатлениях, зависящей от того, получают ли их души
предвзятые и предрасположенные или же души хладнокровные и спокойные, или по
другим причинам. Так что дух человека, смотря по тому, как он расположен у
отдельных людей, есть вещь переменчивая, неустойчивая и как бы случайная. Вот
почему Гераклит правильно сказал, что люди ищут знаний в малых мирах, а не в
большом, или общем, мире.

XLIII

Существуют
еще идолы, которые происходят как бы в силу взаимной связанности и сообщества
людей. Эти идолы мы называем, имея в виду порождающее их общение и
сотоварищество людей, идолами площади.
Люди объединяются речью. Слова же устанавливаются сообразно разумению толпы.
Поэтому плохое и нелепое установление слов удивительным образом осаждает разум.
Определения и разъяснения, которыми привыкли вооружаться и охранять себя ученые
люди, никоим образом не помогают делу. Слова прямо насилуют разум, смешивают
все и ведут людей к пустым и бесчисленным спорам и толкованиям.

XLIV

Существуют, наконец, идолы, которые вселились в души людей из разных
догматов философии, а также из превратных законов доказательств. Их мы называем
идолами театра, ибо мы считаем, что,
сколько есть принятых или изобретенных философских систем, столько поставлено и
сыграно комедий, представляющих вымышленные и искусственные миры. Мы говорим
это не только о философских системах, которые существуют сейчас или
существовали некогда, так как сказки такого рода могли бы быть сложены и
составлены во множестве; ведь вообще у весьма различных ошибок бывают почти
одни и те же причины. При этом мы разумеем здесь не только общие философские
учения, но и многочисленные начала и аксиомы наук, которые получили силу
вследствие предания, веры и беззаботности. Однако о каждом из этих родов идолов
следует более подробно и определенно сказать в отдельности, дабы предостеречь
разум человека.

XLV

Человеческий разум в
силу своей склонности легко предполагает в вещах больше порядка и единообразия,
чем их находит. И в то время как многое в природе единично и совершенно не
имеет себе подобия, оп придумывает параллели, соответствия и отношения, которых
нет. Отсюда толки о том, что в небесах все движется по совершенным кругам.
Спирали же и драконы совершенно отвергнуты, если не считать названий. Отсюда
вводится элемент огня со своим кругом для того, чтобы составить четырехугольник
вместе с остальными тремя элементами, которые доступны чувству. Произвольно
вкладывается в то, что зовется элементами, мера пропорции один к десяти для
определения степени разреженности и тому подобные бредни. Эти бесполезные
утверждения имеют место не только в философских учениях, но и в простых
понятиях.

XLVI

Разум
человека все привлекает для поддержки и согласия с тем, что он однажды принял,
— потому ли, что это предмет общей веры, или потому, что это ему нравится.
Каковы бы ни были сила и число фактов, свидетельствующих о противном, разум или
не замечает их, или пренебрегает ими, или отводит и отвергает их посредством
различении с большим и пагубным предубеждением, чтобы достоверность тех прежних
заключений осталась ненарушенной. И потому правильно ответил тот, который,
когда ему показали выставленные в храме изображения спасшихся от кораблекрушения
принесением обета и при этом добивались ответа, признает ли теперь он
могущество богов, спросил в свою очередь: «А где изображения тех, кто погиб,
после того как принес обет?» Таково основание» почти всех суеверий—в
астрологии, в сновидениях, в поверьях, в предсказаниях и тому подобном. Люди,
услаждающие себя подобного рода суетой, отмечают то событие, которое
исполнилось, и без внимания проходят мимо того, которое обмануло, хотя
последнее бывает гораздо чаще. Еще глубже проникает это зло в философию и в
науки. В них то, что раз признано, заражает и подчиняет себе остальное, хотя бы
последнее было значительно лучше и тверже. Помимо того, если бы даже и не имели
места эти указанные нами пристрастность и суетность, все же уму человеческому
постоянно свойственно заблуждение, что он более поддается положительным
доводам, чем отрицательным, тогда как по справедливости он должен был бы
одинаково относиться к тем и другим; даже более того, в построении всех
истинных аксиом большая сила у отрицательного довода.

XLVII

На разум
человеческий больше всего действует то, что сразу и внезапно может его
поразить; именно это обыкновенно возбуждает и заполняет воображение. Остальное
же он незаметным образом преобразует, представляя его себе таким же, как и то
немногое, что владеет его умом. Обращаться же к далеким и разнородным доводам,
посредством которых аксиомы испытываются, как бы на огне, ум вообще не склонен
и не способен, пока этого не предпишут ему суровые законы и сильная власть.

XLVIII

Жаден
разум человеческий. Он не может ни остановиться, ни пребывать в покое, а
порывается все дальше. Но тщетно! Поэтому мысль не в состоянии охватить предел
и конец мира, но всегда как бы по необходимости представляет что-либо
существующим еще далее. Невозможно также мыслить, как вечность дошла до
сегодняшнего дня. Ибо обычное мнение, различающее бесконечность в прошлом и
бесконечность в будущем, никоим образом несостоятельно, так как отсюда
следовало бы, что одна бесконечность больше другой и что бесконечность
сокращается и склоняется к конечному. Из того же бессилия мысли проистекает
ухищрение о постоянно делимых линиях. Это бессилие ума ведет к гораздо более
вредным результатам в раскрытии причин, ибо, хотя наиболее общие начала в
природе должны существовать так, как они были найдены, и в действительности не
имеют причин, все же ум человеческий, не зная покоя, и здесь ищет более
известного. И вот, стремясь к тому, что дальше, он возвращается к тому, что
ближе к нему, а именно к конечным причинам, которые имеют своим источником
скорее природу человека, нежели природу Вселенной, и, исходя из этого
источника, удивительным образом исказили философию. Но легковесно и
невежественно философствует тот, кто ищет причины для всеобщего, равно как и
тот, кто не ищет причин низших и подчиненных.

XLIX

Человеческий разум не сухой свет, его окропляют
воля и страсти, а это порождает в науке желательное каждому. Человек скорее
верит в истинность того, что предпочитает. Он отвергает трудное — потому что
нет терпения продолжать исследование; трезвое — ибо оно неволит надежду; высшее
в природе — из-за суеверия; свет опыта — из-за надменности и презрения к нему,
чтобы не оказалось, что ум погружается в низменное и непрочное; парадоксы —
из-за общепринятого мнения. Бесконечным числом способов, иногда незаметных,
страсти пятнают и портят разум.

L

Но в
наибольшей степени запутанность и заблуждения человеческого ума происходят от
косности, несоответствия и обмана чувств, ибо то, что возбуждает чувства,
предпочитается тому, что сразу чувств не возбуждает, хотя бы это последнее и
было лучше. Поэтому созерцание прекращается, когда прекращается взгляд, так что
наблюдение невидимых вещей оказывается недостаточным или отсутствует вовсе.
Поэтому все движение духов, заключенных в осязаемых телах, остается скрытым и
недоступным людям. Подобным же образом остаются скрытыми более тонкие
превращения в частях твердых тел — то, что принято обычно называть изменением,
тогда как это на самом деле перемещение мельчайших частиц. Между тем без
исследования и выяснения этих двух вещей, о которых мы сказали, нельзя
достигнуть ничего значительного в природе в практическом отношении. Далее, и
сама природа воздуха и всех тел, которые превосходят воздух тонкостью (а их
много), почти неизвестна. Чувство само по себе слабо и заблуждается, и
немногого стоят орудия, предназначенные для усиления и обострения чувств. Всего
вернее истолкование природы достигается посредством наблюдений в
соответствующих, целесообразно поставленных опытах. Здесь чувство судит только
об опыте, опыт же — о природе и о самой вещи.

LI

Человеческий
ум по природе своей устремлен на абстрактное и текучее мыслит как постоянное.
Но лучше рассекать природу на части, чем абстрагироваться. Это и делала школа
Демокрита, которая глубже, чем другие, проникла в природу. Следует больше
изучать материю, ее внутреннее состояние и изменение состояния, чистое действие
и закон действия или движения, ибо формы суть выдумки человеческой души, если
только не называть формами эти законы действия.

LII

Таковы те
идолы, которых мы называем идолами рода. Они происходят или из единообразия
субстанции человеческого духа, или из его предвзятости, или из его
ограниченности, или из неустанного его движения, или из внушения страстей, или
из неспособности чувств, или из способа восприятия.

LIII

Идолы
пещеры происходят из присущих каждому свойств как души, так и тела, а также из
воспитания, из привычек и случайностей. Хотя этот род идолов разнообразен и
многочислен, все же укажем на те из них, которые требуют больше всего
осторожности и больше всего способны совращать и загрязнять ум.

LIV

Люди любят
или те частные науки и теории, авторами и изобретателями которых они считают
себя, или те, в которые они вложили больше всего труда и к которым они больше
всего привыкли. Если люди такого рода посвящают себя философии и общим теориям,
то под воздействием своих предшествующих замыслов они искажают и портят их. Это
больше всего заметно у Аристотеля, который свою натуральную философию
совершенно предал своей логике и тем сделал ее сутяжной и почти бесполезной.
Химики также на немногих опытах в лаборатории основали свою фантастическую и
малопригодную философию. Более того, Гильберт после усердных упражнений в
изучении магнита тотчас придумал философию, соответствующую тому, что
составляло для него преобладающий интерес.

LV

Самое
большое и как бы коренное различие умов в отношении философии и наук состоит в
следующем. Одни умы более сильны и пригодны для того, чтобы замечать различия в
вещах, другие — для того, чтобы замечать сходство вещей. Твердые и острые умы
могут сосредоточить свои размышления, задерживаясь и останавливаясь па каждой
тонкости различий. А умы возвышенные и подвижные распознают и сопоставляют
тончайшие везде присущие подобия вещей. Но и те и другие умы легко заходят
слишком далеко в погоне либо за подразделениями вещей, либо за тенями.

LVI

Одни умы склонны к почитанию древности, другие увлечены любовью к
новизне. Но немногие могут соблюсти такую меру, чтобы и не отбрасывать то, что
справедливо установлено древними, и не пренебречь тем, что верно предложено
новыми. Это наносит большой ущерб философии и наукам, ибо это скорее следствие
увлечения древним и новым, а не суждения о них. Истину же надо искать не в
удачливости какого-либо времени, которая непостоянна, а в свете опыта природы,
который вечен. Поэтому нужно отказаться от этих устремлении и смотреть за тем,
как бы они не подчинили себе ум.

LVII

Созерцания
природы и тел в их простоте размельчают и расслабляют разум; созерцания же
природы и тел в их сложности и конфигурации оглушают и парализуют разум. Это
более всего заметно в школе Левкиппа и Демокрита, если поставить ее рядом с
учениями других философов. Ибо эта школа так погружена в части вещей, что
пренебрегает их построением; другие же так воодушевлены созерцанием строения
вещей, что не проникают в простоту природы. Поэтому эти созерцания должны
чередоваться и сменять друг друга с тем, чтобы разум сделался одновременно
проницательным и восприимчивым и чтобы избежать указанных нами опасностей и тех
идолов, которые из них проистекают.

LVIII

Осмотрительность
в созерцаниях должна быть такова, чтобы не допустить и изгнать идолы пещеры,
кои преимущественно происходят либо из господства прошлого опыта, либо от
избытка сопоставления и разделения, либо из склонности к временному, либо из
обширности и ничтожности объектов. Вообще пусть каждый созерцающий природу
вещей считает сомнительным то, что особенно сильно захватило и пленило его
разум. Необходима большая предосторожность в случаях такого предпочтения, чтобы
разум остался уравновешенным и чистым.

LIX

Но
тягостнее всех идолы площади, которые проникают в разум вместе со словами и
именами. Люди верят, что их разум повелевает словами. Но бывает и так, что
слова обращают свою силу против разума. Это сделало науки и философию
софистическими и бездейственными. Большая же часть слов имеет своим источником
обычное мнение и разделяет вещи в границах, наиболее очевидных для разума
толпы. Когда же более острый разум и более прилежное наблюдение хотят
пересмотреть эти границы, чтобы они более соответствовали природе, слова
становятся помехой. Отсюда и получается, что громкие и торжественные диспуты
ученых часто превращаются в споры относительно слов и имен, а благоразумнее
было бы (согласно обычаю и мудрости математиков) с них и начать для того, чтобы
посредством определений привести их в порядок. Однако и такие определения
вещей, природных и материальных, не могут исцелить этот недуг, ибо и сами
определения состоят из слов, а слова рождают слова, так что было бы необходимо
дойти до частных примеров, их рядов и порядка, как я скоро и скажу, когда
перейду к способу и пути установления понятий и аксиом.

LX

Идолы,
которые навязываются разуму словами, бывают двух родов. Одни — имена
несуществующих вещей (ведь подобно тому как бывают вещи, у которых нет имени,
потому что их не замечают, так бывают и имена, за которыми нет вещей, ибо они
выражают вымысел); другие — имена существующих вещей, но неясные, плохо
определенные и необдуманно и необъективно отвлеченные от вещей. Имена первого
рода: «судьба», «перводвигатель», «круги планет», «элемент огня» и другие
выдумки такого же рода, которые проистекают из пустых и ложных теорий. Этот род
идолов отбрасывается легче, ибо для их искоренения достаточно постоянного
опровержения и устаревания теорий. Но другой род сложен и глубоко укоренился.
Это тот, который происходит из плохих и неумелых абстракций. Для примера
возьмем какое-либо слово — хотя бы «влажность» — и посмотрим, согласуются ли
между собой различные случаи, обозначаемые этим словом. Окажется, что слово
«влажность» есть не что иное, как смутное обозначение различных действий,
которые не допускают никакого объединения или сведения. Оно обозначает и то,
что легко распространяется вокруг другого тела; и то, что само по себе не имеет
устойчивости; и то, что движется во все стороны; и то, что легко разделяется и
рассеивается; и то, что легко соединяется и собирается; и то, что легко течет и
приходит в движение; и то, что легко примыкает к другим телам и их увлажняет; и
то, что легко обращается в жидкое или тает, если перед тем пребывало твердым.
Поэтому, если возникает вопрос о применимости этого слова, то, взяв одно
определение, получаем, что пламя влажно, а взяв другое — что воздух не влажен.
При одном — мелкая пыль влажна, при другом — стекло влажно. И так становится вполне
ясным, что это понятие необдуманно отвлечено только от воды и от обычных
жидкостей без какой бы то ни было должной проверки.

Тем не менее в словах имеют место различные степени негодности и
ошибочности. Менее порочен ряд названий субстанций, особенно низшего вида и
хорошо очерченных (так, понятия «мел», «глина» хороши, а понятие «земля»
дурно); более порочный род — такие действия, как «производить», «портить»,
«изменять»; наиболее порочный род — такие качества (исключая непосредственные
восприятия чувств), как «тяжелое», «легкое», «тонкое», «густое» и т.д. Впрочем,
в каждом роде одни понятия по необходимости должны быть немного лучше других,
смотря по тому, как воспринимается человеческими чувствами множество вещей.

LXI

Идолы
театра не врождены и не проникают в разум тайно, а открыто передаются и
воспринимаются из вымышленных теорий и из превратных законов доказательств.
Однако попытка опровергнуть их решительно не соответствовала бы тому, что
сказано нами. Ведь если мы не согласны ни относительно оснований, ни
относительно доказательств, то невозможны никакие доводы к лучшему. Честь
древних остается незатронутой, у них ничего н
e отнимается, потому что вопрос касается только пути. Как
говорится, хромой, идущий по дороге, опережает того, кто бежит без дороги.
Очевидно и то, что, чем более ловок и быстр бегущий по бездорожью, тем больше
будут его блуждания.

Наш же
путь открытия наук таков, что он немногое оставляет остроте и силе дарований,
но почти уравнивает их. Подобно тому как для проведения прямой линии или
описания совершенного круга много значат твердость, умелость и испытанность
руки, если действовать только рукой,— мало или совсем ничего не значит, если
пользоваться циркулем и линейкой. Так обстоит и с нашим методом. Однако, хотя
отдельные опровержения здесь не нужны, надо кое-что сказать о видах и классах
этого рода теорий. Затем также и о внешних признаках их слабости и, наконец, о
причинах такого злосчастного долгого и всеобщего согласия в заблуждении, чтобы
приближение к истине было менее трудным и чтобы человеческий разум охотнее
очистился и отверг идолы.

LXII

Идолы
театра или теорий многочисленны, и их может быть еще больше, и когда-нибудь их,
возможно, и будет больше. Если бы в течение многих веков умы людей не были
заняты религией и теологией и если бы гражданские власти, особенно
монархические, не противостояли такого рода новшествам, пусть даже
умозрительным, и, обращаясь к этим новшествам, люди не навлекали на себя
опасность и не несли ущерба в своем благосостоянии, не только не получая наград,
но еще и подвергаясь презрению и недоброжелательству, то, без сомнения, были бы
введены еще многие философские и теоретические школы, подобные тем, которые
некогда в большом разнообразии процветали у греков. Подобно тому как могут быть
измышлены многие предположения относительно явлений небесного эфира, точно так
же и в еще большей степени могут быть образованы и построены разнообразные
догматы относительно феноменов философии. Вымыслам этого театра свойственно то
же, что бывает и в театрах поэтов, где рассказы, придуманные для сцены, более
слажены и красивы и скорее способны удовлетворить желания каждого, нежели
правдивые рассказы из истории.

Содержание
же философии вообще образуется путем выведения многого из немногого или
немногого из многого, так что в обоих случаях философия утверждается на слишком
узкой основе опыта и естественной истории и выносит решения из меньшего, чем
следует. Так, философы рационалистического толка выхватывают из опыта
разнообразные и тривиальные факты, не познав их точно, но изучив и не взвесив
прилежно. Все остальное они возлагают па размышления и деятельность ума.

Есть ряд
других философов, которые, усердно и тщательно потрудившись над немногими
опытами, отважились вымышлять и выводить из них свою философию, удивительным
образом извращая и толкуя все остальное применительно к ней.

Существует
и третий род философов, которые под влиянием веры и почитания примешивают к
философии богословие и предания. Суетность некоторых из них дошла до того, что
они выводят науки от духов и гениев. Таким образом, корень заблуждений ложной
философии троякий: софистика, эмпирика
и суеверие.

LXIII

Наиболее
заметный пример первого рода являет Аристотель, который своей диалектикой
испортил естественную философию, так как построил мир из категорий и приписал
человеческой душе, благороднейшей субстанции, род устремления второго порядка;
действие плотности и разреженности, посредством которых тела получают большие и
меньшие размеры или протяженность, он определил безжизненным различием акта и
потенции; он утверждал, что каждое тело имеет свое собственное единственное
движение, если же тело участвует в другом движении, то источник этого движения
находится в другом теле; и неисчислимо много другого приписал природе по своему
произволу. Он всегда больше заботился о том, чтобы иметь на все ответ и словами
высказать что-либо положительное, чем о внутренней истине вещей. Это
обнаруживается наилучшим образом при сравнении его философии с другими
философиями, которые славились у греков. Действительно, гомеомерии — у Анаксагора,
атомы — у Левкиппа и Демокрита, земля и небо — у Парменида, раздор и дружба — у
Эмпедокла, разрежение тел в безразличной природе огня и возвращение их к
плотному состоянию — у Гераклита — все это имеет в себе что-либо от
естественной философии, напоминает о природе вещей, об опыте, о телах. В физике
же Аристотеля нет ничего другого, кроме звучания диалектических слов. В своей
метафизике он это вновь повторил под более торжественным названием, будто бы
желая разбирать вещи, а не слова. Пусть не смутит кого-либо то, что в его
книгах «О животных», «Проблемы» и в других его трактатах часто встречается
обращение к опыту. Ибо его решение принято заранее, и он не обратился к опыту,
как должно, для установления своих мнений и аксиом; но, напротив, произвольно
установив свои утверждения, он притягивает к своим мнениям искаженный опыт, как
пленника. Так что в этом отношении его следует обвинить больше, чем его новых
последователей (род схоластических философов), которые вовсе отказывались от
опыта.

LXIV

Эмпирическая
школа философов выводит еще более нелепые и невежественные суждения, чем школа
софистов или рационалистов, потому что эти суждения основаны не на свете
обычных понятий (кои хотя и слабы, и поверхностны, но все же некоторым образом
всеобщи и относятся ко многому), но на узости и смутности немногих опытов. И
вот, такая философия кажется вероятной и почти несомненной тем, кто ежедневно
занимается такого рода опытами и развращает ими свое воображение; всем же
остальным она кажется невероятной и пустой. Яркий пример этого являют химики и
их учения. У других это вряд ли встречается теперь, разве только в философии
Гильберта. Но пренебречь предосторожностью против такого рода философий не
следует. Ибо я уже предчувствую и предсказываю, что если люди, побужденные
нашими указаниями и распростившись с софистическими учениями, серьезно займутся
опытом, то тогда, вследствие преждевременной и торопливой горячности разума и
его стремления вознестись к общему и к началам вещей, возможно, возникнет
большая опасность от философий этого рода. Это зло мы должны предупредить уже
теперь.

LXVIII

Итак, об отдельных видах идолов и об их проявлениях мы уже сказали. Все
они должны быть отвергнуты и отброшены твердым и торжественным решением, и
разум должен быть совершенно освобожден и очищен от них. Пусть вход в царство
человека, основанное на науках, будет почти таким же, как вход в царство
небесное, «куда никому не дано войти не уподобившись детям».

Hosted by uCoz

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Ошибки выживших теория выживших
  • Ошибки всех приложений на андроид
  • Ошибки выживших статья
  • Ошибки всегда прощаются если есть смелость признать их
  • Ошибки возможные при нарушении логического доказательства