Ошибки второго рода при применении метода наблюдения


С этим файлом связано 1 файл(ов). Среди них: + ОТЧЁТ (Степанова).docx.
Показать все связанные файлы


Подборка по базе: Основные виды маркетинга.doc, Презентация по русскому языку на тему «Основные виды простого пр, Себестоимость Виды себестоимости.pptx, 6. Федерализм понятие и виды. Особенности современ.docx, Источники административного права понятие и их виды.pptx, эссе1. Сущность и виды коллективной творческой деятельности.docx, Договор займа и его виды.docx, Медицинская услуга понятие, специфические черты, виды.docx, Понятие и виды административного принуждения.docx, Полный курс математики. 3 класс. Все типы заданий, все виды зада


Виды наблюдения

Метод наблюдения имеет множество разновидностей, выделяемых по тем или иным основаниям. Перейдем к вопросу о классификации наблюдений.

Таблица 1

Основания для классификаций и виды наблюдения

В зависимости от объекта наблюдений противопоставляют друг другу
Объективное (внешнее) – наблюдение за внешними по отношению к наблюдателю объектами. Интроспекция (внутреннее) – наблюдение объекта за самим собой
По организации
Полевое– наблюдение за объектом в естественных условиях его повседневной жизнедеятельности. Лабораторное – наблюдение за объектом в искусственно созданных условиях.
По количеству наблюдателей
Индивидуальное наблюдение осуществляется одним наблюдателем. Коллективное ведется группой наблюдателей..
По наличию замысла наблюдения
Случайное — незапланированное заранее Преднамеренное заранее запланированное, преследующее незамеченные цели исследования
По наличию плана наблюдения
Систематическое — распределены последовательности актов наблюдения во времени. Незапланированное – акты наблюдения распределены случайным образом.
По полноте информации
Полное – наблюдатели стараются захватить и распределить максимум доступной информации. Неполное – фиксируется только определенный ряд характеристик ситуаций, имеющих непосредственное отношение к целям и задачам исследования.
По объему восприятия
Сплошное – постоянное, без перерыва. Выборочное проводится в отдельные промежутки времени, график которых составляется и обосновывается наблюдателем заранее.
По характеру регистрации данных
Констатирующее – характеристики только фиксируются без обсуждения и оценки. Оценивающее – производится оценка результатов наблюдения.
По наличию ограничений процедур
Стандартизированное – заранее подчинено разработанному, четкому плану. Нестандартизированное – позволено отходить от заранее составленного плана.
В зависимости от степени вовлеченности исследователя в изучаемую среду
Включенное – наблюдатель входит в состав исследуемой группы. Невключенное – осуществляется без взаимодействия наблюдателя с объектом.
По наличию средств
Прямое – приводится самим наблюдателем Косвенное – наблюдение проводится через посредников. Обычно имеется в виду получение данных от свидетелей и участников, интересующих наблюдателя событий. Разновидностями косвенного наблюдения можно считать изучение документов, освещающих исследуемые события (отчеты, переписка и т.п.), опрос, изучение биографической информации. Опосредование может осуществляться не только другими людьми, но и техническими средствами. Например, автоматически без присутствия наблюдателя работающей видео- или звукозаписывающей аппаратурой.
По степени влияния на объект наблюдения
Спровоцированное – наблюдение, в ходе которого исследователь провоцирует наблюдаемого на какие-либо действия и поступки. Этот прием наблюдается обычно для акцентирования изучаемого явления и для его совпадения во времени с процедурой наблюдения. Кроме того, определенные действия и поступки, которые желательно изучить в обычных условиях сознательно маскируются, что сильно затрудняет их наблюдение. Неспровоцированное – наблюдение, при котором поведение не предусматривает провоцирующего вмешательства в исследуемую ситуацию.
По характеру взаимодействий с объектом
Скрытое – наблюдение, при котором люди не знают, что они являются наблюдаемыми. Открытое наблюдение, при котором наблюдаемые знают о своей роли объекта исследования.
Относительно времени исследования
Кратковременное (однократное)совершаемое единожды и представленное в виде описания отдельного случая Долговременное – проводится в течение длительного времени (обычно – ряда лет) и предполагает постоянный контакт исследователя и объекта изучения. Разновидностями долговременного наблюдения являются:

панельное (периодическое) – наблюдение, проводимое в течение более коротких, обычно точно заданных промежутков времени;

— лонгитюдное (от англ. «долгота») – наблюдение, проводимое в течение длительного времени (обычно – несколько лет).

Выделенные виды наблюдения существуют во взаимосвязи. Например, включенное или невключенное наблюдение может быть выборочным или сплошным, формализованным или неформализованным.

При выборе определенного вида наблюдения необходимо учитывать цель, задачи, предмет наблюдения.

Ошибки наблюдения

Трудность интерпретации получаемых данных в первую очередь связаны с тем, что психолог, который проводит наблюдение, имеет дело с живой психической реальностью, понимание которой может быть затруднено разного рода ошибками.

Выделяют два рода ошибок, которые могут иметь место при применении метода наблюдения.

Ошибки первого рода

связаны с пределами воспринимающей способности человека;

Ошибки второго рода

являются следствием влияния личности исследователя, так называемые «личностные ошибки». К ним относятся следующие:1. Подверженность стереотипам.

В широком смысле «стереотип» – это некоторый устойчивый образ какого-либо явления или человека, которым пользуются как известным «сокращением» при его оценке. Как правило, стереотип возникает на основе достаточно ограниченного прошлого опыта, в результате стремления строить выводы на базе ограниченной информации [35].

2.

Гало-эффект (эффект ореола) – влияние общего впечатления о человеке (или событии) на восприятие и воспроизведение из памяти его частных характеристик. Образ, ранее существовавший, исполняет роль «ореола», мешающего видеть действительные черты и проявления объекта восприятия.

3.

Эффект снисходительности (ожесточения) – тенденция давать воспринимаемому преувеличенно положительную (отрицательную) оценку.4. Ошибка усреднения – тенденция давать воспринимаемому среднюю оценку по причине боязни крайних суждений.5. Ошибка проекции – искажение восприятия вследствие «вкладывания» своих состояний в другую личность, приписывать ей черты, которые присущи наблюдателю и которые у оцениваемой личности могут отсутствовать.6. Ошибка контрастности – склонность наблюдателя при оценке других людей игнорировать или отрицать у них наличие черт характера, наблюдаемых у самих себя. Эта ошибка приводит к подчеркиванию тех признаков, которые противоположны их собственным.7. Ошибка корреляции – ошибочная оценка одного признака поведения дается на основании другого наблюдаемого признака (например, интеллект оценивается по беглости речи).8. Ошибка первого впечатления — первое впечатление об индивиде определяет восприятие и оценку его дальнейшего поведения.

Существуют способы контроля ошибок наблюдения:

ошибок первого рода:

1) использование технических средств;

2) постановка реалистических задач наблюдения;

3) подбор и специальная подготовка наблюдателей;

в) проверка схем наблюдения или способов фиксации на надежность;

ошибок второго рода:

1) контроль полученных результатов данными наблюдений других наблюдателей;

2) контроль другими методами сбора первичной информации;

3) обращение к повторному наблюдению;

4) использование в качестве языка записей результатов наблюдения описательных, операциональных терминов и исключение терминов оценочных.

Ошибки первого рода (англ. type I errors, α errors, false positives) и ошибки второго рода (англ. type II errors, β errors, false negatives) в математической статистике — это ключевые понятия задач проверки статистических гипотез. Тем не менее, данные понятия часто используются и в других областях, когда речь идёт о принятии «бинарного» решения (да/нет) на основе некоего критерия (теста, проверки, измерения), который с некоторой вероятностью может давать ложный результат.

Определения

Пусть дана выборка tex:{mathbf  {X}}=(X_{1},ldots ,X_{n})^{{top }} из неизвестного совместного распределения tex:{mathbb  {P}}^{{{mathbf  {X}}}}, и поставлена бинарная задача проверки статистических гипотез:

tex:{begin{matrix}H_{0}\H_{1},end{matrix}}

где tex:H_{0} — нулевая гипотеза, а tex:H_1 — альтернативная гипотеза. Предположим, что задан статистический критерий

tex:f:{mathbb  {R}}^{n}to {H_{0},H_{1}},

сопоставляющий каждой реализации выборки tex:mathbf {X}=mathbf {x} одну из имеющихся гипотез. Тогда возможны следующие четыре ситуации:

  1. Распределение tex:{mathbb  {P}}^{{{mathbf  {X}}}} выборки tex:mathbf {X} соответствует гипотезе tex:H_{0}, и она точно определена статистическим критерием, то есть tex:f({mathbf  {x}})=H_{0}.

  2. Распределение tex:{mathbb  {P}}^{{{mathbf  {X}}}} выборки tex:mathbf {X} соответствует гипотезе tex:H_{0}, но она неверно отвергнута статистическим критерием, то есть tex:f({mathbf  {x}})=H_{1}.

  3. Распределение tex:{mathbb  {P}}^{{{mathbf  {X}}}} выборки tex:mathbf {X} соответствует гипотезе tex:H_1, и она точно определена статистическим критерием, то есть tex:f({mathbf  {x}})=H_{1}.

  4. Распределение tex:{mathbb  {P}}^{{{mathbf  {X}}}} выборки tex:mathbf {X} соответствует гипотезе tex:H_1, но она неверно отвергнута статистическим критерием, то есть tex:f({mathbf  {x}})=H_{0}.

Во втором и четвертом случае говорят, что произошла статистическая ошибка, и её называют ошибкой первого и второго рода соответственно. 1)2)

  Верная гипотеза
 tex:H_{0}   tex:H_1 
Результат

 применения 

критерия

 tex:H_{0}  tex:H_{0} верно принята  tex:H_{0} неверно принята 

(Ошибка второго рода)

 tex:H_1   tex:H_{0} неверно отвергнута 

(Ошибка первого рода)

tex:H_{0} верно отвергнута

О смысле ошибок первого и второго рода

Из определения выше видно, что ошибки первого и второго рода являются взаимно-симметричными, то есть если поменять местами гипотезы tex:H_{0} и tex:H_1, то ошибки первого рода превратятся в ошибки второго рода и наоборот. Тем не менее, в большинстве практических ситуаций путаницы не происходит, поскольку принято считать, что нулевая гипотеза tex:H_{0} соответствует состоянию «по умолчанию» (естественному, наиболее ожидаемому положению вещей) — например, что обследуемый человек здоров, или что проходящий через рамку металлодетектора пассажир не имеет запрещённых металлических предметов. Соответственно, альтернативная гипотеза tex:H_1 обозначает противоположную ситуацию, которая обычно трактуется как менее вероятная, неординарная, требующая какой-либо реакции.

С учётом этого ошибку первого рода часто называют ложной тревогой, ложным срабатыванием или ложноположительным срабатыванием — например, анализ крови показал наличие заболевания, хотя на самом деле человек здоров, или металлодетектор выдал сигнал тревоги, сработав на металлическую пряжку ремня. Слово «положительный» в данном случае не имеет отношения к желательности или нежелательности самого события.

Термин широко используется в медицине. Например, тесты, предназначенные для диагностики заболеваний, иногда дают положительный результат (т.е. показывают наличие заболевания у пациента), когда на самом деле пациент этим заболеванием не страдает. Такой результат называется ложноположительным.

В других областях обычно используют словосочетания со схожим смыслом, например, «ложное срабатывание», «ложная тревога» и т.п. В информационных технологиях часто используют английский термин false positive без перевода.

Из-за возможности ложных срабатываний не удаётся полностью автоматизировать борьбу со многими видами угроз. Как правило, вероятность ложного срабатывания коррелирует с вероятностью пропуска события (ошибки второго рода). То есть: чем более чувствительна система, тем больше опасных событий она детектирует и, следовательно, предотвращает. Но при повышении чувствительности неизбежно вырастает и вероятность ложных срабатываний. Поэтому чересчур чувствительно (параноидально) настроенная система защиты может выродиться в свою противоположность и привести к тому, что побочный вред от неё будет превышать пользу.

Соответственно, ошибку второго рода иногда называют пропуском события или ложноотрицательным срабатыванием — человек болен, но анализ крови этого не показал, или у пассажира имеется холодное оружие, но рамка металлодетектора его не обнаружила (например, из-за того, что чувствительность рамки отрегулирована на обнаружение только очень массивных металлических предметов).

Слово «отрицательный» в данном случае не имеет отношения к желательности или нежелательности самого события.

Термин широко используется в медицине. Например, тесты, предназначенные для диагностики заболеваний, иногда дают отрицательный результат (т.е. показывают отсутствие заболевания у пациента), когда на самом деле пациент страдает этим заболеванием. Такой результат называется ложноотрицательным.

В других областях обычно используют словосочетания со схожим смыслом, например, «пропуск события», и т.п. В информационных технологиях часто используют английский термин false negative без перевода.

Степень чувствительности системы защиты должна представлять собой компромисс между вероятностью ошибок первого и второго рода. Где именно находится точка баланса, зависит от оценки рисков обоих видов ошибок.

Вероятности ошибок (уровень значимости и мощность)

Вероятность ошибки первого рода при проверке статистических гипотез называют уровнем значимости и обычно обозначают греческой буквой tex:alpha (отсюда название tex:alpha-errors).

Вероятность ошибки второго рода не имеет какого-то особого общепринятого названия, на письме обозначается греческой буквой tex:beta (отсюда tex:beta-errors). Однако с этой величиной тесно связана другая, имеющая большое статистическое значение — мощность критерия. Она вычисляется по формуле tex:(1-beta ). Таким образом, чем выше мощность, тем меньше вероятность совершить ошибку второго рода.

Обе эти характеристики обычно вычисляются с помощью так называемой функции мощности критерия. В частности, вероятность ошибки первого рода есть функция мощности, вычисленная при нулевой гипотезе. Для критериев, основанных на выборке фиксированного объема, вероятность ошибки второго рода есть единица минус функция мощности, вычисленная в предположении, что распределение наблюдений соответствует альтернативной гипотезе. Для последовательных критериев это также верно, если критерий останавливается с вероятностью единица (при данном распределении из альтернативы).

В статистических тестах обычно приходится идти на компромисс между приемлемым уровнем ошибок первого и второго рода. Зачастую для принятия решения используется пороговое значение, которое может варьироваться с целью сделать тест более строгим или, наоборот, более мягким. Этим пороговым значением является уровень значимости, которым задаются при проверке статистических гипотез. Например, в случае металлодетектора повышение чувствительности прибора приведёт к увеличению риска ошибки первого рода (ложная тревога), а понижение чувствительности — к увеличению риска ошибки второго рода (пропуск запрещённого предмета).

Примеры использования

Радиолокация

В задаче радиолокационного обнаружения воздушных целей, прежде всего, в системе ПВО ошибки первого и второго рода, с формулировкой «ложная тревога» и «пропуск цели» являются одним из основных элементов как теории, так и практики построения радиолокационных станций. Вероятно, это первый пример последовательного применения статистических методов в целой технической области.

Компьютеры

Понятия ошибок первого и второго рода широко используются в области компьютеров и программного обеспечения.

Компьютерная безопасность

Наличие уязвимостей в вычислительных системах приводит к тому, что приходится, с одной стороны, решать задачу сохранения целостности компьютерных данных, а с другой стороны — обеспечивать нормальный доступ легальных пользователей к этим данным (см. компьютерная безопасность). Moulton (1983, с.125) отмечает, что в данном контексте возможны следующие нежелательные ситуации:

  • когда авторизованные пользователи классифицируются как нарушители (ошибки первого рода)

  • когда нарушители классифицируются как авторизованные пользователи (ошибки второго рода)

Фильтрация спама

Ошибка первого рода происходит, когда механизм блокировки/фильтрации спама ошибочно классифицирует легитимное email-сообщение как спам и препятствует его нормальной доставке. В то время как большинство «антиспам»-алгоритмов способны блокировать/фильтровать большой процент нежелательных email-сообщений, гораздо более важной задачей является минимизировать число «ложных тревог» (ошибочных блокировок нужных сообщений).

Ошибка второго рода происходит, когда антиспам-система ошибочно пропускает нежелательное сообщение, классифицируя его как «не спам». Низкий уровень таких ошибок является индикатором эффективности антиспам-алгоритма.

Пока не удалось создать антиспамовую систему без корреляции между вероятностью ошибок первого и второго рода. Вероятность пропустить спам у современных систем колеблется в пределах от 1% до 30%. Вероятность ошибочно отвергнуть валидное сообщение — от 0,001 % до 3 %. Выбор системы и её настроек зависит от условий конкретного получателя: для одних получателей риск потерять 1% хорошей почты оценивается как незначительный, для других же потеря даже 0,1% является недопустимой.

Вредоносное программное обеспечение

Понятие ошибки первого рода также используется, когда антивирусное программное обеспечение ошибочно классифицирует безвредный файл как вирус. Неверное обнаружение может быть вызвано особенностями эвристики, либо неправильной сигнатурой вируса в базе данных. Подобные проблемы могут происходить также и с антитроянскими и антишпионскими программами.

Поиск в компьютерных базах данных

При поиске в базе данных к ошибкам первого рода можно отнести документы, которые выдаются поиском, несмотря на их иррелевантность (несоответствие) поисковому запросу. Ошибочные срабатывания характерны для полнотекстового поиска, когда поисковый алгоритм анализирует полные тексты всех хранимых в базе данных документов и пытается найти соответствия одному или нескольким терминам, заданным пользователем в запросе.

Большинство ложных срабатываний обусловлены сложностью естественных языков, многозначностью слов: например, «home» может обозначать как «место проживания человека», так и «корневую страницу веб-сайта». Число подобных ошибок может быть снижено за счёт использования специального словаря. Однако это решение относительно дорогое, поскольку подобный словарь и разметка документов (индексирование) должны создаваться экспертом.

Оптическое распознавание текстов (OCR)

Разнообразные детектирующие алгоритмы нередко выдают ошибки первого рода. Программное обеспечение оптического распознавания текстов может распознать букву «a» в ситуации, когда на самом деле изображены несколько точек.

Досмотр пассажиров и багажа

Ошибки первого рода регулярно встречаются каждый день в компьютерных системах предварительного досмотра пассажиров в аэропортах. Установленные в них детекторы предназначены для предотвращения проноса оружия на борт самолёта; тем не менее, уровень чувствительности в них зачастую настраивается настолько высоко, что много раз за день они срабатывают на незначительные предметы, такие как ключи, пряжки ремней, монеты, мобильные телефоны, гвозди в подошвах обуви и т.п. (см. обнаружение взрывчатых веществ, металлодетекторы).

Таким образом, соотношение числа ложных тревог (идентифицикация благопристойного пассажира как правонарушителя) к числу правильных срабатываний (обнаружение действительно запрещённых предметов) очень велико.

Биометрия

Ошибки первого и второго рода являются большой проблемой в системах биометрического сканирования, использующих распознавание радужной оболочки или сетчатки глаза, черт лица и т.д. Такие сканирующие системы могут ошибочно отождествить кого-то с другим, «известным» системе человеком, информация о котором хранится в базе данных (к примеру, это может быть лицо, имеющее право входа в систему, или подозреваемый преступник и т.п.). Противоположной ошибкой будет неспособность системы распознать легитимного зарегистрированного пользователя, или опознать подозреваемого в преступлении.3)

Массовая медицинская диагностика (скрининг)

В медицинской практике есть существенное различие между скринингом и тестированием:

  • Скрининг включает в себя относительно дешёвые тесты, которые проводятся для большой группы людей при отсутствии каких-либо клинических признаков болезни (например, мазок Папаниколау).

  • Тестирование подразумевает гораздо более дорогие, зачастую инвазивные, процедуры, которые проводятся только для тех, у кого проявляются клинические признаки заболевания, и которые, в основном, применяются для подтверждения предполагаемого диагноза.

К примеру, в большинстве штатов в США обязательно прохождение новорожденными процедуры скрининга на оксифенилкетонурию и гипотиреоз, помимо других врождённых аномалий. Несмотря на высокий уровень ошибок первого рода, эти процедуры скрининга считаются целесообразными, поскольку они существенно увеличивают вероятность обнаружения этих расстройств на самой ранней стадии.4))

Простые анализы крови, используемые для скрининга потенциальных доноров на ВИЧ и гепатит, имеют существенный уровень ошибок первого рода; однако в арсенале врачей есть гораздо более точные (и, соответственно, дорогие) тесты для проверки, действительно ли человек инфицирован каким-либо из этих вирусов.

Возможно, наиболее широкие дискуссии вызывают ошибки первого рода в процедурах скрининга на рак груди (маммография). В США уровень ошибок первого рода в маммограммах достигает 15%, это самый высокий показатель в мире.5) Самый низкий уровень наблюдается в Нидерландах, 1%.6)

Медицинское тестирование

Ошибки второго рода являются существенной проблемой в медицинском тестировании. Они дают пациенту и врачу ложное убеждение, что заболевание отсутствует, в то время как в действительности оно есть. Это зачастую приводит к неуместному или неадекватному лечению. Типичным примером является доверие результатам кардиотестирования при выявлении коронарного атеросклероза, хотя известно, что кардиотестирование выявляет только те затруднения кровотока в коронарной артерии, которые вызваны стенозом.

Ошибки второго рода вызывают серьёзные и трудные для понимания проблемы, особенно когда искомое условие является широкораспространённым. Если тест с 10%-ным уровнем ошибок второго рода используется для обследования группы, где вероятность «истинно-положительных» случаев составляет 70%, то многие отрицательные результаты теста окажутся ложными. (См. Теорему Байеса).

Ошибки первого рода также могут вызывать серьёзные и трудные для понимания проблемы. Это происходит, когда искомое условие является редким. Если уровень ошибок первого рода у теста составляет один случай на десять тысяч, но в тестируемой группе образцов (или людей) вероятность «истинно-положительных» случаев составляет в среднем один случай на миллион, то большинство положительных результатов этого теста будут ложными.7)

Исследования сверхъестественных явлений

Термин ошибка первого рода был взят на вооружение исследователями в области паранормальных явлений и привидений для описания фотографии или записи или какого-либо другого свидетельства, которое ошибочно трактуется как имеющее паранормальное происхождение — в данном контексте ошибка первого рода — это какое-либо несостоятельное «медиасвидетельство» (изображение, видеозапись, аудиозапись и т.д.), которое имеет обычное объяснение. 8)

См. также

Наблюдение –
это целенаправленное, организованное
восприятие и регистрация поведения
исследуемого объекта. Задача наблюдателя,
как правило, не связана с вмешательством
в «жизнь» путем создания специальных
условий для проявления наблюдаемого
процесса или явления.

От
пассивного созерцания окружающей
действительности наблюдение отличается
тем, что оно:

 а)
подчинено определенной цели;

б)
проводится по определенному плану;

в)
оснащено предметными средствами для
осуществления процесса и фиксации
результатов.

Наблюдение
– активная форма чувственного познания,
дающая возможность накапливать
эмпирические данные, образовывать
первоначальные представления об объектах
или проверять исходные предположения,
связанные с ними. Наблюдение исторически
является первым научным методом
психологических исследований.

Методика
наблюдения содержит самое полное
описание процедуры наблюдения и включает:
а) выбор ситуации и объекта для наблюдения;
б) программу (схему) наблюдения в виде
перечня признаков (аспектов) наблюдаемого
поведения и единиц наблюдения с подробным
их описанием; в) способ и форму фиксации
результатов наблюдения; г) описание
требований к работе наблюдателя; д)
описание способа обработки и представления
полученных данных.

Объект
и предмет наблюдения. Объектом внешнего
наблюдения может быть отдельный человек,
группа людей или общность. Объект
наблюдения характеризуется уникальностью,
неповторяемостью, очень малой или очень
большой длительностью психических
явлений.

Главная
проблема, возникающая при проведении
наблюдения, – воздействие присутствия
наблюдателя на поведение наблюдаемого.
Чтобы минимизировать это воздействие,
наблюдатель должен «примелькаться»,
т. е. чаще присутствовать в окружающей
среде, заниматься каким-либо делом, не
акцентировать внимание на наблюдаемом.
Кроме того, можно объяснить присутствие
наблюдателя какой-либо приемлемой для
наблюдаемого целью, либо заменить
человека-наблюдателя регистрирующей
аппаратурой (видеокамерой, диктофоном
и т. п.), либо вести наблюдение из
смежного помещения через стекло с
односторонней проводимостью света
(зеркало Гезелла). Скромность, такт,
воспитанность наблюдателя ослабляют
неизбежное влияние его присутствия.

Существует
также вид наблюдения «включенное наблюдение»,
когда наблюдатель является реальным
членом группы. Однако этот прием влечет
за собой этическую проблему –
двойственность позиции и невозможность
проводить наблюдение за собой как членом
группы.

Позиция
наблюдателя по отношению к объекту
наблюдения может быть открытой или
скрытой. Включенное наблюдение также
можно отнести к разряду открытого или
скрытого в зависимости от того, сообщает
наблюдатель о факте наблюдения или нет.

В
зависимости от ситуации выделяют полевое
наблюдение, лабораторное наблюдение и
спровоцированное наблюдение в естественных
условиях. Полевое наблюдение проводится
в естественных условиях жизни наблюдаемого,
искажения поведения в этом случае
минимальны. Данный вид наблюдения очень
трудоемок, так как ситуация, интересующая
исследователя, мало поддается контролю
и поэтому наблюдение чаще всего носит
выжидательный характер. Лабораторное наблюдение
проводится в более удобной для
исследователя ситуации, однако
искусственные условия могут сильно
исказить поведение человека.
Спровоцированное наблюдение
осуществляется в естественных условиях,
однако ситуация задается исследователем.

По
способу организации выделяют
несистематическое и систематическое
наблюдение. В несистематическом наблюдении
важно создание некоторой обобщенной
картины изучаемого явления, поведения
индивида или группы в определенных
условиях. Систематическое наблюдение
проводится по плану. Исследователь
выделяет некоторые особенности поведения
и фиксирует их проявление в различных
условиях или ситуациях.

Выделяют
также сплошное и выборочное наблюдение.
При сплошном наблюдении исследователь
фиксирует все особенности поведения,
а при выборочном обращает внимание
только на определенные поведенческие
акты, фиксирует их частоту, продолжительность
и т. п.

Различные
способы организации наблюдения имеют
свои преимущества и недостатки. Так,
при несистематическом наблюдении могут
быть описаны случайные явления, поэтому
предпочтительнее организация
систематического наблюдения в изменяющихся
условиях. При сплошном наблюдении
невозможна полная запись всего
наблюдаемого, поэтому в данном случае
желательно использовать аппаратуру
или привлечь нескольких наблюдателей.
При выборочном наблюдении не исключается
влияние на его результат установки
наблюдателя (видит только то, что хочет
увидеть). Для преодоления такого влияния
возможно привлечение нескольких
наблюдателей, а также поочередная
проверка как основных, так и конкурирующих
гипотез.

В
зависимости от цели исследования
можно выделить поисковые исследования
и исследования, направленные на проверку
гипотез. Поисковое исследование
проводится в начале разработки какой-либо
научной области, ведется экстенсивно,
имеет целью получить наиболее полное
описание всех присущих данной области
явлений, охватить ее целиком. Если в
таком исследовании используется
наблюдение, то оно, как правило, сплошное.
Отечественный психолог М.Я. Басов, автор
классического труда по методике
наблюдения, обозначает цель такого
наблюдения как «вообще наблюдать»,
наблюдать все, чем проявляет себя объект,
без отбора каких-либо определенных
проявлений. В некоторых источниках
такое наблюдение называют выжидательным.

Если
цель исследования конкретна и строго
определена, наблюдение строится иначе.
В данном случае оно называется
исследующим, или выборочным. При
этом производится отбор содержания
наблюдения, расчленение наблюдаемого
на единицы.

По
использованию средств наблюдения различают
непосредственное и опосредованное (с
использованием наблюдательных приборов
и средств фиксации результатов)
наблюдение. К средствам наблюдения
относятся аудио-, фото– и видеоаппаратура,
карты наблюдения. Однако технические
средства не всегда доступны, а применение
скрытой камеры либо диктофона представляет
этическую проблему, поскольку исследователь
в данном случае посягает на внутренний
мир человека без его согласия. Некоторые
исследователи считают их использование
недопустимым.

По
способу хронологической организации различают
лонгитюдное, периодическое и единичное
наблюдение. Лонгитюдное наблюдение
проводится в течение ряда лет и
предполагает постоянный контакт
исследователя и объекта изучения.
Результаты таких наблюдений обычно
фиксируются в виде дневников и широко
охватывают поведение, образ жизни,
привычки наблюдаемого человека.
Периодическое наблюдение проводится
в течение определенных, точно заданных
промежутков времени. Это наиболее
распространенный вид хронологической
организации наблюдения. Единичные, или
однократные, наблюдения, как правило,
представлены в виде описания отдельного
случая. Они могут быть как уникальными,
так и типичными проявлениями изучаемого
феномена.

Фиксация
результатов наблюдения может проводиться
в процессе наблюдения или по прошествии
некоторого времени. В последнем случае,
как правило, страдают полнота, точность
и надежность в регистрации поведения
испытуемых.

Общие
требования к записи наблюдений

1.
Основное требование — запись наблюдения
должна быть фактологична, то есть
читающий ее человек может «увидеть»
картину наблюдаемого явления собственными
глазами. «Всякий факт, всякое наблюдение
должно быть зафиксировано в том виде,
в каком этот факт или явление существовали
как нечто реальное» (М.Я. Басов, с. 125).

2. Запись должна включать описание
всей ситуации (предметной и социальной),
в которой происходит наблюдаемое событие
(запись «фона» в терминологии М.Я.
Басова).
3. Запись должна быть полной
в том смысле, что она должна по возможности
полно в соответствии с целью отражать
изучаемую реальность.

ЗАПИСЬ
НАБЛЮДЕНИЙ В ПОИСКОВОМ ИССЛЕДОВАНИИ

Особенность:
предварительные знания изучаемой
действительности минимальны.
Задача
наблюдателя состоит в фиксации проявлений
активности объекта наблюдения во всем
их разнообразии.

Требования к
записи:
1. Запись должна быть достаточно
полной и производится в виде свободного
описания в понятиях естественно
сложившегося языка.
2. Записывать нужно
события как таковые — что происходило
и каким именно образом, а не свои
впечатления о происходившем.
Точка
зрения № 1. М.Я. Басов считает, что по
полноте, точности и отсутствию оценок
и интерпретационных моментов запись
наблюдений должна приближаться к
(фотографии и называет ее «фотографической»
в отличие от истолковательной и
обобщенно-описательной. Однако, это
требование «фотографичности» записи
не должно пониматься буквально. Как
правило, наблюдателю очень трудно
обойтись в описании совсем без включения
психологического истолкования некоторых
моментов, которые не могут быть сами по
себе предметом наблюдения извне и
выводятся наблюдателем из поведенческих
фактов как их внутренняя основа.
Точка
зрения № 2. По замечанию А.П. Болтунова
одно — два метких слова, дающих
психологическую характеристику
переживаний наблюдаемого человека,
усматриваемых из его поведения, лучше
потока длинных описаний, в которых из-за
деревьев не видно леса, поскольку при
этом объективность описания не понижается,
а понимание внутренней стороны становится
более доступным и обоснованным благодаря
наличности непосредственного субъективного
впечатления.

Пример хорошей записи
в дневнике наблюдения поведения девочки
в детском доме

Выделенные в тексте
слова дают психологическое истолкование
наблюдаемому.
«Тогда она встает (с
кровати), берет доски и с этими досками
бросается на старших девочек, которые
пришли за мной. Замахивается на лежавших
в постели; те с испугом вскакивают;
начинается крик, рев. Она очень довольна,
что все это произвела, она: «Эх, как они
меня боятся!» — говорит она со смехом»
(Болтунов А.П. Педагогическая характеристика
ребенка. М.;Л., 1926, с. 12).

Пример плохой
записи обобщенно-оценочного типа

«Дети
с интересом прослушали сказку Оскара
Уайльда «Звездное небо» и сами сделали
вывод о красоте добра и уродстве зла».
(Там же, с. 18).
В записи не отмечено, в
какой форме дети сделали этот вывод и
потому ничего нельзя заключить о степени
понимания сказки и уровне раз вития у
детей нравственных суждений — того, что
наиболее интересно психологу и
педагогу.

Формы записи в поисковых
исследованиях
— в виде сплошного
протокола;
-в виде дневника.

Что
указывается

— указывается в записи
дата, время, место и ситуация наблюдения;

социальное и предметное окружение;

если нужно, контекст предшествующих
событий (например, наблюдение за
поведением человека вечером, после
напряженного трудового дня, дома на
общей кухне коммунальной квартиры, во
время конфликта с соседом).

Порядок
ведения сплошного протокола

Протокол
представляет собой обычную без какой-либо
заранее внесенной на лист, где ведется
запись, рубрикации.
Требования:

чтобы запись была полной, он пишется во
время наблюдения;
— полное сосредоточение
наблюдателя на наблюдении и фиксации;

весьма желательно для ускорения записи
использовать условные обозначения или
стенографию.
Сплошной протокол
используется также для так называемых
предварительных наблюдений в начальной
фазе исследования, которое направлено
на решение какой-либо частной задачи.

Цель предварительного наблюдения —
уточнение объекта и ситуации наблюдения
и определение репертуара поведения
(составление перечня единиц наблюдения).
С
особенностями сплошного протоколирования
во время предварительных наблюдений
студенты смогут познакомиться при
отработке двух заданий, одно из которых
посвящено анализу трудовой деятельности
прессовщиц на швейной фабрике, другое
— поведению ребенка в незнакомой
ситуации.

Порядок ведения дневниковой
формы записи наблюдений

Используется
при многодневных наблюдениях, иногда
длящихся месяцы и годы, как например в
лонгитюдных исследованиях психического
развития ребенка.
Требования:

дневник ведется в тетради с пронумерованными
листами и большими полями для последующей
обработки записей;
— соблюдение точности
наблюдений и точности терминологии
(однозначное ее использование на
протяжении всего времени исследования);

запись должна по возможности полно
отражать наблюдавшееся;
— точная
передача смысла наблюдавшихся явлений;

вести запись желательно во время
наблюдения, если это невозможно, то
записывать по памяти;
— не рекомендуется
при этом откладывать запись в долгий
ящик.
Исследование Штерна (А.П. Болтунов)
показало, что искажения в описания
картин, рассматривавшихся взрослыми
интеллигентными людьми, нарастают
примерно на 0,3% за день по сравнению с
непосредственным воспроизведением и
состоят в превращении предметов
(например, мяч превратился в солнце),
приписывании предметам возможных, но
отсутствующих на картине действий,
искажении пространственных соотношений
и смысла и т.п.
На практике оправдала
себя комбинированная запись, когда
собственные моменты фиксируются в ходе
наблюдения, а подробности — сразу же
после наблюдений и лучше в той ситуации,
где велись наблюдения, так как сама
обстановка способствует более полному
воспроизведению всего происходившего.

Для
регистрации единиц наблюдения используются
соответствующие методические документы:
а)
карточка наблюдения — предназначена
для регистрации признаков наблюдения
в строго формализованном и, как правило,
закодированном виде. В ходе наблюдения
наблюдатель может использовать несколько
карточек (по одной на каждую единицу
наблюдения);
б) протокол наблюдения —
предназначен для комбинированной
регистрации результатов наблюдения в
формализованных и неформализованных
процедурах. Он отражает в себе алгоритм 
взаимодействия различных карточек
наблюдения;
в) дневник наблюдения —
предназначен для фиксации результатов
наблюдения. В нем отмечаются не только
сведения об объекте, но и действия
исследователя в ходе наблюдения, дается
оценка инструментария.

Типичные ошибки наблюдения:

  • Гало-эффект

    обобщенное
    впечатление наблюдателя ведет к грубому
    восприятию поведения, игнорированию
    тонких различий.

  • Эффект
    снисхождения

    тенденция всегда давать положительную
    оценку происходящему.

  • Ошибка
    центральной тенденции

    наблюдатель
    стремится давать усредненную оценку
    наблюдаемому поведению.

  • Ошибка
    корреляции

    оценка одного признака поведения дается
    на основании другого наблюдаемого
    признака (интеллект оценивается по
    беглости речи).

  • Ошибка
    контраста

    склонность наблюдателя выделять у
    наблюдаемых черты, противоположные
    собственным.

  • Ошибка
    первого впечатления

    первое
    впечатление об индивиде определяет
    восприятие и оценку его дальнейшего
    поведения.

Наблюдение
незаменимо в случаях, когда:

  • необходимо
    исследовать естественное поведение
    без вмешательства извне в ситуацию,

  • нужно
    получить целостную картину происходящего
    и отразить поведение индивидов во всей
    полноте.

Наблюдение
требует выяснения следующих моментов.

1.
На какой вопрос должно дать ответ
наблюдение?

2.
В каких условиях должно проводиться
наблюдение?

3.
Описано ли подлежащее наблюдению
поведение таким образом, чтобы с помощью
этих категорий можно было дать ответ
на поставленный вопрос?

4.
Соответствует ли описание фактическому
поведению?

5.
Существует ли единство между различными
наблюдающими при записи одного и того
же поведения в соответствии с данными
категориями?

6.
Пользуются ли при повторном наблюдении
теми же категориями?

7.
Возможно ли повторное наблюдение
поведения в сопоставимых ситуациях?

Примерный
перечень вопросов, фиксируемых в
регистрационных документах:

Наблюдаемые. Кто они, сколько их? Род
занятий, характер взаимоотношений?
Структура коллектива?
• Обстановка.
Где? В каких условиях проходят действия
наблюдаемых? Чем может отличаться их
поведение в ситуациях? Чем могут
заниматься? Какие действия можно ожидать
в этой обстановке? Какие действия будут
неожиданными?
• Цели действий
наблюдаемых. В чем состоят основные
функции участников действий? Какие цели
преследуют (официальные, неофициальные)?
Какие цели участников совпадают с
задачами  коллектива, с целями других
участников, какие не совпадают?

Поведение. Что и как конкретно делают?
Каково содержание выполняемых действий?
Каковы стимулы и мотивы, вызывающие
участие в действии, ту или иную форму
поведения? Как внешне выражается
эмоциональное отношение к действию? 
Каковы:  напряженность, постоянство,
продолжительность отдельных форм
поведения? Каков эффект отдельных форм
поведения? Что следует за ним и как он
воспринимается самим наблюдаемым и
другими участниками действия? Как
меняется действие после достижения
определенного результата?
• Частота
и продолжительность наблюдаемых
ситуаций. Когда возникла ситуация и как
долго она длилась? Уникальная или
повторяемая? Часто возникает? В каких
показателях может быть зафиксирована?
Что вызывает ее и что сдерживает ее
возникновение? Насколько типична?

Данные о процедурах наблюдения и оценка
их эффективности. Краткие сведения о
наблюдателе, в том числе сколько раз
проводил наблюдение ранее?
• Время
заполнения методических документов
наблюдения, регистрация данных (до,
после наблюдения, когда именно).

Выполнение требований программы.
Отклонения условий наблюдаемой ситуации
от заданных в программе.  Какие
требования не удалось выполнить?

Оценка инструментария. Случаи трудностей
фиксации признаков, их отнесения к
выделенным категориям наблюдения.

Оценка включенности наблюдаемой
ситуации. Насколько замечен участниками
факт наблюдения и какова реакция на
факт наблюдения? Какова степень общения
с наблюдаемыми военнослужащими? Какого
рода контакты возникали с ними в ходе
наблюдения?
• Оценка эффективности.
Необходимость повторного наблюдения
или проверки данных другими методами.
Использование приемов, повышающих
эффективность наблюдения. Рекомендации
по дальнейшему применению метода 
наблюдения для  решения данной
исследовательской задачи.

Под аномальным
уравнением понимается отдельное значение
уровней временного ряда, которое не
отвечает потенциальным возможностям
исследуемой экономической системы и
которое, оставаясь в качестве уровня
ряда, оказывает существенное влияние
на значение основных характеристик
временного ряда, в том числе и на
соответствующую трендовую модель.

Причинами аномальных
явлений могут быть ошибки технического
порядка, или ошибки первого рода, они
подлежат выявлению и устранению.

Кроме того,
аномальные уровни во временных рядах
могут возникать из-за воздействия
факторов, имеющих объективный характер,
но проявляющихся эпизодически. Их
относят к ошибкам второго рода, которые
не подлежат устранению.

Для
выявления аномальных наблюдений может
быть использован метод Ирвина. В этом
случае вычисляется коэффициент
,
равный:

,

,

Расчетные
значения
,,…
сравниваются с табличными значениями
критерия Ирвина
.
Если оказывается, что расчетное значение


больше табличного
,
то соответствующее значение yt
уровня ряда считается аномальным.

После выявления
аномальных уровней ряда обязательно
определение причин их возникновения.
Если точно установлено, что они вызваны
ошибками первого рода, то они устраняются
обычно заменой средней арифметической
двух соседних уровней ряда, либо заменой
значением соответствующей трендовой
кривой.

При
проверке наличия аномальных колебаний
с использованием метода Ирвина, получили
следующие расчетные значения коэффициента

:

λ1

Λ2

λ3

λ4

λ5

λ6

Λ7

Λ8

Λ9

λ10

Λ11

λ12

λ13

0,85

1,75

0,79

0,75

0,34

0,53

0,61

0,16

1,08

0,09

0,15

0,60

0,48

Сравнивая
найденные значения коэффициента λt
с табличным значением
,
равным 1,3 для уровня значимости α = 0,05 и
при n
= 14 (число уровней временного ряда),
получаем, что отдельные значения уровней
ряда превосходят значение
,
следовательно делаем вывод о том, что
в данной модели присутствуют аномальные
колебания, вызванные ошибками второго
рода, которые устранению не подлежат.

Заключение

В данной работе
было произведено определение параметров
уравнения регрессии двумя способами:

  • косвенным методом
    наименьших квадратов;

  • прямым методом
    наименьших квадратов.

Сравнивая
полученные результаты, можно сделать
вывод о том, что при определении параметров
модели с помощью косвенного МНК полученное
уравнение регрессии более точное, чем
уравнение регрессии, полученное с
помощью прямого МНК, и
коэффициенты уравнения регрессии
являются наиболее
достоверными и статистически значимыми.

Проведенные
исследования показали, что:

  • гипотеза о случайном
    характере отклонений уровней остаточной
    последовательности принимается;

  • гипотеза о
    нормальном характере распределения
    случайной компоненты принимается;

  • гипотеза о равенстве
    нулю математического ожидания случайной
    последовательности принимается;

  • гипотеза о
    независимости уровней случайной
    компоненты (т.е. об отсутствии в ней
    автокорреляции) принимается.

С
использованием метода Ирвина, в модели
было выявлено присутствие аномальных
наблюдений, вызванных ошибками второго
рода и которые устранению не подлежат.

С использованием
теста ранговой корреляции Спирмена,
была проверена нулевая гипотеза об
отсутствии в модели гетероскедастичности.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Виды наблюдения

Метод наблюдения имеет множество разновидностей, выделяемых по тем или иным основаниям. Перейдем к вопросу о классификации наблюдений.

Таблица 1

Основания для классификаций и виды наблюдения

В зависимости от объекта наблюдений противопоставляют друг другу
Объективное (внешнее) – наблюдение за внешними по отношению к наблюдателю объектами. Интроспекция (внутреннее) – наблюдение объекта за самим собой
По организации
Полевое– наблюдение за объектом в естественных условиях его повседневной жизнедеятельности. Лабораторное – наблюдение за объектом в искусственно созданных условиях.
По количеству наблюдателей
Индивидуальное наблюдение осуществляется одним наблюдателем. Коллективное ведется группой наблюдателей..
По наличию замысла наблюдения
Случайное — незапланированное заранее Преднамеренное заранее запланированное, преследующее незамеченные цели исследования
По наличию плана наблюдения
Систематическое — распределены последовательности актов наблюдения во времени. Незапланированное – акты наблюдения распределены случайным образом.
По полноте информации
Полное – наблюдатели стараются захватить и распределить максимум доступной информации. Неполное – фиксируется только определенный ряд характеристик ситуаций, имеющих непосредственное отношение к целям и задачам исследования.
По объему восприятия
Сплошное – постоянное, без перерыва. Выборочное проводится в отдельные промежутки времени, график которых составляется и обосновывается наблюдателем заранее.
По характеру регистрации данных
Констатирующее – характеристики только фиксируются без обсуждения и оценки. Оценивающее – производится оценка результатов наблюдения.
По наличию ограничений процедур
Стандартизированное – заранее подчинено разработанному, четкому плану. Нестандартизированное – позволено отходить от заранее составленного плана.
В зависимости от степени вовлеченности исследователя в изучаемую среду
Включенное – наблюдатель входит в состав исследуемой группы. Невключенное – осуществляется без взаимодействия наблюдателя с объектом.
По наличию средств
Прямое – приводится самим наблюдателем Косвенное – наблюдение проводится через посредников. Обычно имеется в виду получение данных от свидетелей и участников, интересующих наблюдателя событий. Разновидностями косвенного наблюдения можно считать изучение документов, освещающих исследуемые события (отчеты, переписка и т.п.), опрос, изучение биографической информации. Опосредование может осуществляться не только другими людьми, но и техническими средствами. Например, автоматически без присутствия наблюдателя работающей видео- или звукозаписывающей аппаратурой.
По степени влияния на объект наблюдения
Спровоцированное – наблюдение, в ходе которого исследователь провоцирует наблюдаемого на какие-либо действия и поступки. Этот прием наблюдается обычно для акцентирования изучаемого явления и для его совпадения во времени с процедурой наблюдения. Кроме того, определенные действия и поступки, которые желательно изучить в обычных условиях сознательно маскируются, что сильно затрудняет их наблюдение. Неспровоцированное – наблюдение, при котором поведение не предусматривает провоцирующего вмешательства в исследуемую ситуацию.
По характеру взаимодействий с объектом
Скрытое – наблюдение, при котором люди не знают, что они являются наблюдаемыми. Открытое наблюдение, при котором наблюдаемые знают о своей роли объекта исследования.
Относительно времени исследования
Кратковременное (однократное)совершаемое единожды и представленное в виде описания отдельного случая Долговременное – проводится в течение длительного времени (обычно – ряда лет) и предполагает постоянный контакт исследователя и объекта изучения. Разновидностями долговременного наблюдения являются:

панельное (периодическое) – наблюдение, проводимое в течение более коротких, обычно точно заданных промежутков времени;

— лонгитюдное (от англ. «долгота») – наблюдение, проводимое в течение длительного времени (обычно – несколько лет).

Выделенные виды наблюдения существуют во взаимосвязи. Например, включенное или невключенное наблюдение может быть выборочным или сплошным, формализованным или неформализованным.

При выборе определенного вида наблюдения необходимо учитывать цель, задачи, предмет наблюдения.

Ошибки наблюдения

Трудность интерпретации получаемых данных в первую очередь связаны с тем, что психолог, который проводит наблюдение, имеет дело с живой психической реальностью, понимание которой может быть затруднено разного рода ошибками.

Выделяют два рода ошибок, которые могут иметь место при применении метода наблюдения.

Ошибки первого рода

связаны с пределами воспринимающей способности человека;

Ошибки второго рода

являются следствием влияния личности исследователя, так называемые «личностные ошибки». К ним относятся следующие:1. Подверженность стереотипам.

В широком смысле «стереотип» – это некоторый устойчивый образ какого-либо явления или человека, которым пользуются как известным «сокращением» при его оценке. Как правило, стереотип возникает на основе достаточно ограниченного прошлого опыта, в результате стремления строить выводы на базе ограниченной информации [35].

2.

Гало-эффект (эффект ореола) – влияние общего впечатления о человеке (или событии) на восприятие и воспроизведение из памяти его частных характеристик. Образ, ранее существовавший, исполняет роль «ореола», мешающего видеть действительные черты и проявления объекта восприятия.

3.

Эффект снисходительности (ожесточения) – тенденция давать воспринимаемому преувеличенно положительную (отрицательную) оценку.4. Ошибка усреднения – тенденция давать воспринимаемому среднюю оценку по причине боязни крайних суждений.5. Ошибка проекции – искажение восприятия вследствие «вкладывания» своих состояний в другую личность, приписывать ей черты, которые присущи наблюдателю и которые у оцениваемой личности могут отсутствовать.6. Ошибка контрастности – склонность наблюдателя при оценке других людей игнорировать или отрицать у них наличие черт характера, наблюдаемых у самих себя. Эта ошибка приводит к подчеркиванию тех признаков, которые противоположны их собственным.7. Ошибка корреляции – ошибочная оценка одного признака поведения дается на основании другого наблюдаемого признака (например, интеллект оценивается по беглости речи).8. Ошибка первого впечатления — первое впечатление об индивиде определяет восприятие и оценку его дальнейшего поведения.

Существуют способы контроля ошибок наблюдения:

ошибок первого рода:

1) использование технических средств;

2) постановка реалистических задач наблюдения;

3) подбор и специальная подготовка наблюдателей;

в) проверка схем наблюдения или способов фиксации на надежность;

ошибок второго рода:

1) контроль полученных результатов данными наблюдений других наблюдателей;

2) контроль другими методами сбора первичной информации;

3) обращение к повторному наблюдению;

4) использование в качестве языка записей результатов наблюдения описательных, операциональных терминов и исключение терминов оценочных.

2.4. Точность статистического наблюдения

Под точностью статистического наблюдения понимают степень соответствия значения наблюдаемого показателя, вычисленного по материалам обследования, его действительной величине. Расхождение, или разница, между ними называется ошибкой статистического наблюдения.

Различают две группы ошибок:

  1. ошибки регистрации;
  2. ошибки репрезентативности.

Ошибки регистрации присущи любому статистическому наблюдению, как сплошному, так и несплошному. Они делятся на случайные ошибки регистрации и систематические ошибки регистрации.

Случайными ошибками регистрации называют ошибки, возникающие вследствие действия случайных факторов. К ним можно отнести различного рода непреднамеренные описки: например, вместо возраста человека «15 лет» указано «5 лет», у Ивановой Марии Петровны в графе пол отмечен «Мужской» и т. п. Такие ошибки легко выявляются методом логического анализа, например, если человеку 8 лет, но имеется высшее образование, а в графе «Семейное положение» указано «Состоит в браке», то, естественно, следует исправить возраст. Если объем исследуемой совокупности велик или велика доля отбора при выборочном наблюдении, случайные ошибки регистрации имеют тенденцию взаимопогашаться вследствие действия закона больших чисел, поскольку ошибки, как правило, разнонаправлены и искажают статистический показатель как в большую, так и в меньшую сторону. При небольшом объеме наблюдения требуется тщательная выверка его результатов — логический анализ данных.

Систематические ошибки регистрации чаще всего имеют однонаправленные искажения: они либо увеличивают, либо уменьшают статистический показатель, и, что характерно, подобная ситуация повторяется от обследования к обследованию. Так, по результатам переписей (практически всех!) число замужних женщин превышает число женатых мужчин — мужчинам приятнее ощущать себя неженатыми, а для женщины как бы «стыдно» быть не замужем. Другой пример, когда человек округляет свой возраст — вместо 32 лет говорит 30, вместо 79-80 и т. п. (это явление широко известно и даже получило свое название — «аккумуляция возрастов»). Систематические ошибки регистрации могут возникать и из-за неточностей измерительных приборов, если сбор информации проводят путем непосредственного наблюдения.

Ошибки репрезентативности присущи только несплошному обследованию. Они также делятся на случайные и систематические ошибки.

Случайные ошибки репрезентативности возникают из-за того, что обследованию подвергается не вся совокупность в целом, а только ее часть, и, следовательно, при несплошном наблюдении они присутствуют всегда. В теории статистики разработаны специальные методы для оценки величин таких ошибок, на их основе для наблюдаемых показателей строят доверительные интервалы, т.д. эти ошибки вычисляются и находятся как бы «под контролем».

Хуже обстоит дело, если наряду со случайными ошибками имеются и ошибки систематические.

Систематические ошибки репрезентативности возникают, если при несплошном наблюдении кардинально нарушаются технологии отбора единиц из генеральной совокупности объектов, но чаще — если в ходе обследования не удается получить информацию обо всех отобранных для наблюдения единицах, например, вследствие отказа отвечать на вопросы анкеты, или если человека не удалось застать дома и т. п.

Ошибки статистического наблюдения для наглядности можно изобразить в виде схемы (рис. 2.1).

Виды ошибок статистического наблюдения

Рис.
2.1.
Виды ошибок статистического наблюдения

Для повышения точности наблюдения необходимо:

  1. правильно разработать формуляр статистического наблюдения: вопросы должны быть четкими, однозначными, не допускающими двойного толкования;
  2. иметь хорошо обученный персонал для проведения обследования;
  3. строго придерживаться выбранной технологии обследования (если проводится несплошное наблюдение) и помнить, что если не удается опросить какую-то конкретную единицу, отобранную для наблюдения, замена ее на другую единицу может привести к возникновению систематической ошибки репрезентативности;
  4. провести логический анализ данных, основанный на логических взаимосвязях показателей, после сбора всей совокупности анкет или формуляров;
  5. целесообразно провести и арифметический контроль данных, т.д. заново пересчитать расчетные величины, если какие-либо показатели получаются в результате определенных арифметических действий;
  6. предпринять определенные меры по восстановлению данных при наличии незаполненных анкет или формуляров либо при получении результатов обследования сделать поправку на неответы респондентов.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Ошибки возникающие при выборе профессии
  • Ошибки вставки access
  • Ошибки вызванные нарушением лексической сочетаемости слов содержат предложения
  • Ошибки вследствие невнимательности как пишется
  • Ошибки вызванные индивидуальной ограниченностью людей бэкон называет идолами