Ошибки врача стоматолога терапевта

Где и как обычно ошибаются стоматологи (частично применимо и к другим врачам)

Время на прочтение
13 мин

Количество просмотров 24K

image
В корневом канале кто-то оставил мне кусок инструмента.

Возможно, вы в детстве думали, что врачи — это добрые люди, которые гарантированно вас вылечат. Взрослый мир уже должен был убедить вас, что компетентных людей не хватает в любой области. В случае со стоматологией, к счастью, пациента по незнанию убить довольно сложно. Но зато легко нанести вред здоровью, который потом очень дорого и долго компенсировать.

Проблемы абсолютно те же, что и в критичных областях медицины: недодиагностика, переоценка собственных мануальных навыков, неверное распознавание клинического случая (как следствие — неверный выбор метода лечения), просто кривые руки, несоблюдение стандартов и злонамеренное увеличение счёта из-за желания заработать, противоречащего интересам пациента.

Начнём с недодиагностики и передиагностики. «Недо-» — это когда вы пришли с проблемой, врач закрыл только её, но не сказал, что есть ещё несколько вещей, которые надо сделать сейчас, чтобы потом не потерять зубы и не ставить дорогие импланты. Явление очень характерное именно для стоматологии: вы не спрашивали, доктор не сказал. Попробуйте так у кардиолога. «Пере-» — это когда по результатам осмотра и первых инструментальных методов назначается избыточное количество исследований. Это в какой-то степени даже хорошо для заботы о пациенте, но только пока речь не идёт об избыточной лучевой нагрузке или желании продать больше исследований, когда это не нужно по показаниям. Или овертритмент: расширение показаний для лечения, например, как можно было дать таблетки, а вам отрезали уши, потому что это было дороже.

В результате диагностики рождается план лечения. Пациент в случае дорогих вмешательств врачу не доверяет, поэтому идёт в другую клинику. Через день образуется ситуация «три врача и шесть планов лечения», что ещё больше путает.

Почему бывает недодиагностика?

Потому что в коммерческой медицине в России нет протоколов. Точнее, они как бы иногда есть, но по факту их всё равно нет. В случае критичных заболеваний в ОМС есть схема показаний, которые однозначно ведут к определённым анализам и исследованиям. Если пациент отметил что-то в анамнезе, это занесли в карточку, а исследование на такой случай не назначили, то врач в конечном итоге может даже отправиться за решётку после суда (случается редко, чаще речь идёт про серьёзные штрафы клинике от страховых фондов).

То есть на каждый критичный случай, угрожающий жизни или здоровью, есть схема. Это важно для государства, ведь стоимость жизни гражданина, по сути, может считаться как недопроизведённый ВВП, то есть как недоделанная за время этой ожидаемой жизни работа. Качество жизни обычно рассматривается не как ОМС, а как ДМС или коммерция. В случае работы с качеством жизни такой схемы нет. Стоматология крайне редко бывает про угрозу жизни: пожалуй, это редкие онкологии и разные интересные инфекции с зубов в мозг. Во всех остальных случаях можно выбросить зуб в тазик и выдать обезболивающее. 15 минут, 220 рублей — вот примерно сколько это стоит для ОМС-клиники.

Небольшие региональные клиники, куда пациенты приходят жаловаться на зубную боль или отвалившийся кусок зуба, довольно редко занимаются диагностикой тех же корневых каналов. Для меня, хорошо знакомого с европейской медициной, просто дико, что врач может спросить:

— Ну, пациент, что будем лечить?

В нормальной схеме врач делает диагностику и сам говорит, что сейчас планирует сделать. Пациент может согласиться или отказаться, иногда — выбрать вариант.

С одной стороны, делать полную диагностику выгодно: это увеличивает чек, потому что можно уговорить пациента заодно вылечить кариес на ранней стадии, про который он не знал. С другой стороны, сами пациенты этого не любят, потому что считают, что это способ «развести» их на дополнительные деньги. И не всегда они неправы. Ещё одна особенность — это когда маркетолог клиники даёт задачу нагрузить КТ-аппарат, потому что он медленно окупается. В этот момент количество дополнительных исследований на нём начинает расти.

В моей клинике есть только протоколы и case selection. То есть любой пациент всегда проходит одну и ту же диагностику. Если определяется патология — тут же выбирается следующий «кейс» с дополнительными методами под неё. Никакого творчества, никакой отсебятины, в двух одинаковых случаях будут абсолютно одинаковые наборы исследований. Эта диагностика несколько избыточна в сравнении с ОМС-стандартами, но мы работаем в дорогом сегменте: наша задача — не героически решать проблемы, а снимать их до появления. Пациенты это очень хорошо понимают (в нашем случае такая репутация появилась примерно через два года от начала работы).

Самый простой пример недодиагностики — не сделать интерпроксимальные снимки, то есть не увидеть кариес.

Не доказал важность лечения

Следующая ошибка — у пациента гниёт корень зуба, но он не хочет лечить. Точнее, это не совсем ошибка, это скорее следствие всей медицинской системы в текущем виде. Люди не доверяют врачам, потому что подозревают их в некомпетентности и жажде наживы.

Врач крайне редко проговаривает, что именно происходит. Очень редко объясняет, что делает и зачем. И почти никогда не может обосновать план лечения в понятных пациенту терминах. Европейские стоматологи в этом плане могут быть похожи на наших, но там степень доверия человеку в белом халате настолько велика, что они могут особенно не погружаться в детали. Как это ни странно, у нас в малых клиниках владельцы часто ведут себя как психотерапевты, буквально носят пациента на руках, но только владельцы, а не линейный персонал.

Мы для себя решили, что будем держать пациента в курсе всего происходящего очень детально. Поскольку мы работаем с дорогим сегментом, люди ценят это ощущение контроля над проектом. И уверенно принимают решения на основании всех данных. Это занимает много дополнительного времени, но у нас нет квоты, как в ОМС.

Если врач был неубедителен, то пациент откладывает лечение или идёт советоваться к следующему. Если вдруг так совпадёт, что там будет недодиагностика, то вполне возможна ситуация: «Какие корни? У вас два кариеса, их глазами видно. Вас там разводят, давайте сейчас посверлю, и всё будет готово через полчаса!» К сожалению, не могу отрицать, что где-то действительно разводят.

Пример: часто женщины замечают, что рот буквально весь развалился после родов. Там очень часто довольно простая история. К детородному возрасту пациентка приходит с зубами в пограничном состоянии: скажем, до 30 лет она была в стоматологии раз пять, и последние три раза ей не делали снимков. Затем она на два года остаётся дома и вообще не ходит к стоматологу. В итоге через два года врач не переубедит её, что это было не из-за беременности, а просто потому, что нужно было когда-то раньше думать о здоровье. Это проблема как минимум того врача, у которого она была последний раз до беременности: он должен был сделать диагностику и убедить её лечиться.

В России по пациенту решение часто принимает врач, который более убедительно рассказал. А рассказывает он иногда на голубом глазу. В итоге многие отличные медицинские специалисты, не способные говорить с пациентом, часто страдают в коммерческом плане.

Неверный выбор «кейса»

Доказательная медицина, основанная на математике и научном подходе, предполагает следующее:

  1. Пациент достаточно полно продиагностирован для принятия решения.
  2. Диагностика выполняется до тех пор, пока не будет определён конкретный случай (диагноз) с уточнениями.
  3. Для этого случая есть выбор из нескольких вариантов лечения: нужно оценить каждый в соответствии с особенностями пациента и характером случая, возможностями врача и клиники.
  4. После выбора варианта нужно реализовать его максимально качественно.

То есть при правильной постановке диагноза выбор действий врача основан на статистической оценке: «Если этот метод в таком конкретно случае показывает результат успеха выше и меньше рисков, то берём его».

Проблема в том, что метод оценивается не только как тип вмешательства, но и как возможность его реализовать. Некоторые операции требуют очень хороших мануальных навыков врача. Некоторые методы требуют дорогого оборудования и материалов, и их замена сразу меняет вероятность успеха. Некоторые методы дороги для пациента, и он не сможет их выбрать. Некоторые случаи сильно зависят от состояния здоровья пациента, например, перенесённых заболеваний и возраста.

Только очень редко на переднем крае пациенты приходят с «Доктор, что это у меня?», а врач говорит:

— Ой! Что это у вас?

У нас такое случается чаще обычного, поскольку мы ведём научные исследования. Мой коллега Гусейн, например, принимает детей с узкой верхней челюстью со всего пространства СНГ (и лечит такие же случаи в Италии). Там есть место и творчеству, и эксперименту, но с согласия пациента.

Если врач лечит зубы в Африке, то, наверное, case selection сводился к «вырвать так» или «вырвать с частичным обезболиванием спиртным».

Подводя итог, на стадии между диагностикой и вмешательством важно не переоценить свои возможности и навыки. Проблема острая для нас, потому что мы часто перелечиваем то, что сделали врачи, проходящие курсы на Ютубе. В хирургии нельзя путать знания с информацией. Нужно несколько десятков раз сделать операцию при ассистировании опытного коллеги и только потом браться самому.

Ещё я часто вижу переоценку тяжести состояния. Здесь — вопрос денег: агрессивный маркетинг производителей имплантов часто двигает обучение в сторону «зуб к чёрту, ставим имплант, это всё решает». Опять же для своей клиники я выбрал парадигму максимального сохранения тканей при лечении, то есть мы спасаем зубы даже при очень сложных ситуациях. Парадокс в том, что в нашем исполнении это часто дороже, чем вырвать зуб и поставить имплант в региональной клинике. Обычно же в клинике это немного дороже, но менее маржинально, чем имплантация.

И совсем интересный случай — это когда план лечения выбирает один врач на границе специальностей. Если в клинике терапевт сильнее хирурга, то будет много сохранений зубов. Если хирург сильнее терапевта — будет много имплантаций. Консилиумов в стоматологии нет, поэтому просто помните, что первый врач определит, что с вами будет. И хирурги склонны что-нибудь отрезать.

Да, есть ещё понижающий выбор, когда на сложную ситуацию выбирается вмешательство с минимумом рисков. Например, в ОМС сильно ругают за попадание больного из поликлиники в стационар. То есть задача врача нередко сводится к тому, чтобы пациент не попал в стационар любой ценой.

Кривые руки

Следующая ошибка простая и понятная: хирург ошибся.

Тут ситуация двоякая. С одной стороны, в России традиционно сильная хирургия. С другой, Россия — страна доморощенной стоматологии. Учат у нас по учебникам 60-х годов прошлого столетия. Как врач закончил университет, так и сидит, а лечит по тем же методам, как научили. Если нужно пройти что-то новое — либо пробует сам, либо платит за дорогие курсы повышения квалификации. Второе случается в регионах реже, а в ОМС вообще почти никогда не случается. В итоге объективно быстро можно учиться либо на бомжах (я серьёзно: речь идёт про благотворительное лечение тяжелейших запущенных случаев с информированием о его характере), либо на ничего не подозревающих платных пациентах.

Поскольку часто сильная хирургия 60-х сочетается с отсутствием денег, мы видим совершенно дикие вещи, которые пациенты приносят в челюсти. Скрепка вместо титанового штифта — пожалуйста. Штифт дорогой, а скрепка почти такая же, правда? Или вот клинышек — он вообще-то для другого, но наши врачи способы взять любое устройство и использовать его не по назначению. Главное, чтобы у него были похожие физико-химические свойства. Это вызывает и восторг за изобретательность, и разочарование, потому что иногда это даёт побочки, а лечить нам.

Часто врачи ломают инструмент в корневом канале. Вы об этом крайне редко узнаёте. Часто обломок «хоронят» прямо под пломбировочным материалом. Дальше всё зависит от того, что это за инструмент: был инфицирован или нет, обошли его дальше в ходе вмешательства или нет. Самая частая моя находка — сломанный каналонаполнитель. Это такая пружинка, её загоняют до верхушки корня, потом врубают мотор, что делать в такой ситуации нельзя. Она ломается. Оставлять её в канале не полностью безопасно, но часто это бывает безопаснее, чем доставать.

Иногда из командировок приезжают пациенты со следами полной экономической безысходности. Если на северах страны в маленьком поселении с перспективой нефтегазодобычи есть только фельдшерский пункт, то лечить будут как умеют. Мой пациент принёс здоровенную швейную иголку: врач сказал ему, что у него воспаление, и нужно тыкать иголкой с размаха в бугорок, чтобы выходил гной. Звучит варварски, но решение в его ситуации правильное: из-за отсутствия инструментов или навыков он дал эффективный способ предотвратить смерть пациента из-за осложнений инфекции. А я уже всё вычистил в Москве.

Несоблюдение протоколов (напомню, которых официально нет) тоже можно отнести к кривым рукам. Тут я снова хочу вернуться к коффердаму. Если не изолировать зуб, то в него будут попадать слюна, воздух из дыхательных путей и много всякого мусора. Делать это не просто нужно, а это естественный и обязательный шаг во многих вмешательствах. Например, в случае работы с винирами изолированный зуб сохранит контакт с гораздо более высокой вероятностью.

И это только один пример протокола. Часто у нас встречаются вещи вроде «обработайте препаратом № 1, его раздуйте и экпонируйте 10 секунд, затем препаратом № 2 в таком-то количестве, но не раздувайте и оставьте сверху на 20 секунд, затем третий и раздуйте, потом поместите конструкцию в раствор, просушите и приклейте». Пропуск пункта или неверное его выполнение ведёт к тому, что это что-то отклеивается.

При имплантации важно не сверлить слишком быстро: это может вызвать перегрев кости, и через две недели там начнутся некротические изменения. То есть будет мёртвая кость вокруг винта, что печально скажется на успехе операции. «Гробик из мёртвых клеток» — довольно классическая причина проблем со старыми имплантами.

Поскольку врачи не пользуются ни математикой, ни статистикой, большинство случаев ошибок переваливается на технологии. А дело-то простое: если ты знаешь, что метод при правильном применении даёт 98 % успеха, 3 % побочных эффектов и 0,2 % необратимых побочных эффектов, а у тебя в клинике было 18 пациентов с этим за год и успех достигнут только у 12, а ещё двое — с серьёзными побочными эффектами, то, возможно, дело не в методе. Возможно, дело в том, что это исполнитель поражён редким генетическим заболеванием simlicitum. «Импланты не прижились» — это оно. Приживается даже ржавый гвоздь при соблюдении протокола.

Но, поскольку не бывает стопроцентных методов (мы шутим, что даже стрижка у парикмахера имеет шанс успеха где-то около 92 %), а статистикой и очень точным выбором случая ещё надо заморочиться, то многое делается на глаз. Это не хорошо и не плохо, это вопрос подхода. Мой подход — максимально опираться на данные при принятии решения и верифицировать результаты после.

Частично к случаю кривых рук можно отнести отсутствие нужного оснащения. Про микроскопы и их обязательное использование в клинике я писал в прошлый раз. За это нас до сих пор не любят, потому что микроскоп требует переобучения и выявляет мельчайшие ошибки. Плюс видеофиксация снижает самооценку на разборах. Но он даёт огромные преимущества, в том числе численные по успеху лечения воспалений. Кстати, по ряду клиник я знаю, что наличие микроскопа и внутриротового сканера не гарантирует, что врач будет работать с ними: далеко не факт, что ему не будет привычнее, как в 80-х.

В России для меня регулярно становится сюрпризом, что в клинике нет автоклава. Стерилизация инструмента — это просто базовая вещь. Более того, она нужна для прохождения лицензирования. То есть они принесли автоклав, показали проверяющим и унесли его обратно в какую-то другую клинику. Совет простой: если вам выпало лечить зубы в небольшой клинике, то прямо спрашивайте, как стерилизован инструмент. Для этого на пакетах есть метки. Работает это так: грязные инструменты после предстерилизационной очистки (дезинфекции) кладутся в пакеты для автоклава, потом они греются в нём, и метка на пакете при пике температуры меняет цвет. Вам нужно убедиться, что инструмент достали при вас из пакета с зелёной меткой с проступившей буквой S. Бывают и другие вариации меток, но эта самая частая. Хорошие ассистенты это делают с сочным звуком вскрытия пакета прямо перед лицом пациента.

Вот так выглядит метка до стерилизации, она рыже-коричневая:

image

А вот так — после стерилизации, зелёная, видно букву S:

image

image

Но тут надо сказать, что автоклавирование нужно от обычных инфекций, речь не обязательно идёт про гепатит или ВИЧ. Их возбудитель нестойкий, и на самом деле вполне возможна ситуация, что он просто развалится между вмешательством одним и тем же инструментом в двух разных пациентах. Я не призываю работать грязным инструментом и сейчас объясню, почему такие клиники не закрывают сразу после первого же заболевшего: потому что при несоблюдении протокола дезинфекции заболевшего может не быть долго. Это не столовая, где сразу десяток случаев отравления в один день. Гемотрансфузий в обычной стоматологии нет.

И ещё. Если вам два года не снимают брекеты — это была ошибка ортодонта, и сейчас вам пытаются её исправить. У меня был пациент, который к моменту первого приёма носил брекеты шесть с половиной лет: на нём, кажется, ошибались трижды. Помогли, конечно, ещё за полтора года, но это были сложные полтора года. Итого восемь лет брекетов.

Злонамеренное увеличение счёта

Первый случай — простой: в маленький город приезжает звезда-хирург из Москвы, и ему нужно набить 108 пациентов. 105 есть, ещё троих не помешало бы, и вот кто-то, кому можно было сохранить зуб, едет на имплантацию.

Второй случай интереснее, такое было у одного моего специалиста (и он до сих пор ужасно стыдится этой части работы в прошлой клинике). Врач получал процент от проданных материалов. Самый ценный — золото. Из золота делают штифты для укрепления зуба перед установкой коронки. Можно не делать укрепление, а работать очень аккуратно под микроскопом. Можно поставить тонкий штифт из золото-палладиевого сплава. А можно забрать больше ткани и поставить штифт покрупнее.

Чем крупнее штифт, тем выше зарплата врача. Получается, что он заинтересован убрать как можно больше тканей, чтобы поставить тяжёлую вкладку. Клинике это выгодно, и она считала, что все зубы с коронкой должны быть восстановлены штифтовой вкладкой. На мой взгляд, это серьёзная управленческая ошибка: это может дать увеличение прибыли на год-два, но дальше репутации и клиники, и врачей будет плохо.

Если в клинике есть бесплатная консультация для пенсионеров — часто дальше будет что-то агрессивное, часто вводящее в заблуждение. Стоит скидка 40 % на услуги и конструкции? Это обман — ну или врач только учится. Единственный нормальный случай, который я видел, — это когда прямо пишут, что врач новый, его нужно загружать, и потому по четвергам — бесплатные консультации.

Есть методы с недоказанной эффективностью или недостаточно исследованные. Есть методы с ограниченным применением, которые можно расширять с кратным увеличением риска побочных эффектов. Это часто видно на имплантах: «Сейчас всё дёрнем — импланты поставлю, всё за неделю». Метод называется all-on-4, all-on-6. Он очень хорош для ряда достаточно узких ситуаций, но сейчас его испортят горе-врачи, которые используют его везде. Потому что дёшево и быстро, пациентов очень легко убеждать. Не надо бояться врача, всё и сразу, зубы белые, красивые. А коварство в том, что работу могут закончить временной конструкцией из пластика: она нужна как способ жевать, пока готовится постоянная конструкция. Первый год она выглядит очень красиво, но биосовместимость у неё не очень. Дальше начинается износ, в щелях поселяются бактерии, и начинается запах. А потом всё это ещё и начинает разваливаться. Несколько десятков лет назад ещё были нейлоновые протезы, тоже такая же история. Но я их уже давно не видел.

Почему так? Врачи хотят вас обмануть? Всё плохо?

Я знаю, что в этом месте принято ругать страну и медицинскую систему.

Нет. Медсистема в целом в порядке. Работать можно. Проблемы есть, но другие медицинские системы при всех плюсах (как в США с протоколами) могут иметь другие фатальные недостатки (как в США с полисами).

У нас проблема в том, что мы не доверяем учителям. Они учились старым вещам без доступа к технологиям. Прошлое поколение врачей не может преподавать, поскольку любит работать без современного научного подхода. Новое поколение не обладает опытом, навыками и глубокими знаниями. Получился разрыв, который мы сейчас плавно закрываем.

В 90-х на уши врачам присели дельцы. Это поменяло способы продажи и вызвало передиагностику и перелечение. Мы знали одну компанию, которая делала отличную медицинскую систему. В какой-то момент их купил крупный холдинг, выгнал врачей и запустил маркетологов. Они расширили показания по применению и начали агрессивно продавать. Результат — система себя дискредитировала. Не система нужна пациенту, а врач, который примет объективное решение.

Слабо развита профилактика, мы по стране в целом любим лечить по симптомам. Это можно и нужно исправлять информированием и просто примерами работы на диагностике.

Наука двигается только энтузиастами, нет фреймворка совместных исследований и испытаний, как в Европе. Это, пожалуй, самая важная стратегическая часть, но мои врачи ведут исследования за пределами РФ, публикуются и преподают тоже чаще не в России. Это то, что потенциально будет тормозить медицину сильнее всего: если врачу не платят за новые технологии и исследования, то он идёт зарабатывать сам или работать не в стране. А платить сейчас может только коммерческая медицина и только передового края.

Спасибо за внимание! Теперь вы знаете чуть больше про то, как вас лечат стоматологи. И примерно можете переложить это на другие области медицины.

Ошибки совершают все — даже самые опытные врачи от этого не застрахованы. В этом материале мы разберем наиболее распространенные врачебные оплошности, исправление которых может напрямую повлиять на прибыльность вашей стоматологии.

Виды ошибок

В самом общем смысле все ошибки стоматологов можно разделить на две большие категории: собственные врачебные и поведенческие. С первыми все достаточно очевидно: неправильно поставленная пломба, недостаточно качественно выполненная чистка зубов и так далее — все это можно смело записывать в первую категорию.

С поведенческими ошибками все несколько сложнее. Дело в том, что далеко не все врачи осознают, что они не только оказывают услуги населению, но и продают их. Многим такая мысль даже неприятна — не для того учились, чтобы потом продавать что-то людям.

Однако между навязыванием услуг и правильной линией поведения существует гигантская пропасть. Именно поведение — тот фактор, который помогает врачам продавать, выполняя при этом добросовестно свои обязанности. Этот материал посвящен как раз второй категории ошибок.

Слишком много профессионализма

1.jpg

В данном случае речь идет не о переизбытке навыков. Нередко стоматологи общаются с пациентами, используя профессиональный язык. Стоит ли говорить, что такой подход ведет к недопониманию? Кроме того, пациентам не нравится ощущать себя глупыми, а в случае с обильным использованием профессиональной лексики это неизбежно.

Врач должен уметь доступно объяснить человеку в кресле суть его проблемы, разжевать информацию и только потом предлагать лечение. Это правило должно выполняться неукоснительно — только лишь понимание способствует успешной продаже. И неважно, о чем идет речь: об исправлении единичной проблеме (к примеру, кариеса) или о комплексном плане лечения.

Врачи даже не пытаются выяснить первопричину

Нередко стоматологи фиксируют свое внимание на единичной проблемы, но при этом не хотят посмотреть на ситуацию в целом. Давайте представим типичную ситуацию: на прием к доктору пришел человек с кариесом. Он хочет его вылечить. Врач делает свое дело — пациент уходит довольным домой.

Однако бывает и так, что установка пломбы — это лишь поверхностное желание пациента. В действительности человек может хотеть исправить свою улыбку в целом. Фиксируя все внимание на лечении кариеса, врач тем самым отсекает возможность предложить посетителю комплексное лечение. Стоматолог должен общаться с пациентом, выяснить его истинные намерения и желания. Только лишь в этом случае получится выстроить эффективную коммуникацию.

Отсутствие командной работы

Современная стоматология — это большая команда разнообразных специалистов. Тем не менее это не мешает многим врачам замыкаться на своей специализации. Хирурги выполняют одни виды работ, стоматологи-терапевты или ортодонты — другие. Никто из них не подумает перенаправить пациента к смежному специалисту в клинике, даже при наличии показаний.

Из-за этой ошибки страдает не только сам пациент, но и прибыль клиники. Врачи должны работать командой — каждый на своем участке. Такой подход крайне важен для построения по-настоящему эффективных бизнес-процессов.

Слишком много/мало слов

Две ошибки, которые существуют параллельно друг другу. Иногда врач слишком много общается с пациентом — едва ли не пересказывает всю программу университета, нередко сопровождая все это тонной профессиональной лексики. Бывает и обратная ситуация, когда стоматолог скуп на слова и занят по большей части оформлением документов.

И то и другое — типичные ошибки, которых следует избегать. Пациент не должен чувствовать себя расходным материалом из-за молчаливости специалиста, но при этом человека совсем необязательно перегружать лишними деталями. Золотая середина в коммуникации позволяет найти общий язык с аудиторией.

Несколько планов лечения 

2.jpg

Не менее важно предоставить пациенту возможность выбора. Не секрет, что комплексное лечение даже в клинике бюджетного уровня — это недешевое удовольствие, которое к тому же требует много времени. Человека необходимо убедить остаться с вами, довериться именно вашим специалистам.

Лучший вариант для этого — предложить человеку выбрать один из нескольких планов лечения, на разную стоимость. И совсем хорошо, если эти планы будут подкреплены наглядной зубной формулой, которая максимально доступным образом показывает состояние полости рта на день приема.

Отсутствие стандартов

Медико-экономические стандарты — очень удобная штука. Они позволяют стандартизировать все: этапность лечения, проведение врача на приеме. Отсутствие таких стандартов — это одна из самых распространенных ошибок, которые можно встретить в мире частной стоматологии.

Исправить эту ошибку можно с помощью современного программного обеспечения. К примеру, медицинская информационная система нового поколения DentalPRO эффективно работает с системой медико-экономических стандартов. Это позволяет клиникам-партнерам эффективно продавать свои услуги, а их собственникам — мониторить работу сотрудников в режиме реального времени с помощью системы светофоров. Она показывает, выполняет ли врач принятые в клинике стандарты.

Кроме того, медицинский блок системы позволяет стоматологам составить несколько планов лечения всего за несколько минут, а наглядная зубная формула помогает максимально доступно объяснить пациенту суть предлагаемого лечения.

Узнать подробнее обо всех продуктах линейки DentalPRO можно на нашем официальном сайте. 

Какие ошибки могут допускать стоматологи и почему так происходит?

Мы ответим на все Ваши вопросы

Наши контакты

У вас есть вопросы или Вам нужна бесплатная консультация специалиста? Напишите нам, и мы ответим Вам в ближайшее время.

Записаться к нам на прием

Он-лайн запись

Заполните необходимые данные и наш оператор свяжется с Вами в ближайшее время для подтверждения записи.

До скорой встречи!

Ваша заявка отправлена

Мы ответим Вам в ближайшее время.

Спасибо!

Ваше сообщение отправлено

Хорошего вам дня.

Поиск по сайту

Претензии к работе стоматологов пациенты сегодня предъявляют нередко, хотя качество услуг, оказываемых стоматологами, ниже не становится — скорее, наоборот.

Другое дело, что цены на стоматологические услуги в престижных клиниках настолько высоки, что малейшее несоответствие ожиданий пациента конечному результату лечения сразу же вызывает у каждого второго пациента желание отсудить у врача зря потраченные кровные средства. И неважно, что по отношению к врачу это далеко не всегда справедливо.

Об ошибках, допускаемых стоматологами, спорят часто и много. При этом валят в кучу сразу все: недостаточную квалификацию специалистов; заведомое желание нажиться на пациенте, для чего ему предлагается лечение, в котором пациент объективно не нуждается; халатность; но, ко всему прочему, и случайные ошибки, от которых, увы, не застрахован ни один живой человек.

Разобраться в этом нагромождении претензий нелегко, гораздо проще сразу обвинить стоматолога во всех смертных грехах, хотя ни его врачебная квалификация, ни добросовестность при объективном рассмотрении претензий не вызывают.

По статистике, примерно 30% исков, предъявляемых пациентами к стоматологам по поводу допущенных ошибок, на деле не имеет под собой серьезных оснований.

В идеале стоматолог должен подробно обсуждать с пациентом стратегию лечения, информировать его о существовании альтернативных методов, четко предупреждать о возможных последствиях тех или иных манипуляций. Сознательно выбирая рискованный метод лечения, пациент снимает с врача ответственность за неудовлетворительный результат лечения — говорить о врачебной ошибке в данном случае было бы явной несправедливостью.

Конечно, ошибки в лечении стоматологи тоже допускают. Например, недостаточно тщательно препарируют кариозную полость зуба или пломбируют корневые каналы. Даже если виной тому отсутствие хорошего оборудования — пациенту от этого ничуть не легче, если в результате плохо проведенного лечения у него разовьется вторичный кариес.

К не менее распространенным ошибкам относятся неверно поставленный диагноз, неправильный выбор медикаментов для анестезии, попытка сохранить зуб, явно подлежащий удалению, неправильная установка зубного имплантанта, перелечивание зубов, требующее снятие коронок и т. д.

К сожалению, объективно оценить правомерность лечения удается не во всех случаях, поскольку стандарты на качество стоматологических услуг в России не введены до сих пор. Но неудовлетворенность пациента работой стоматолога еще не является свидетельством ошибок, допущенных врачом. А если врачебная ошибка и впрямь имела место, подтвердить обоснованность своих претензий можно лишь при наличии снимков, выписок из медицинской карты, а также квитанций оплаты за лечение.
 


Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке «Файлы работы» в формате PDF

Актуальность: Все более актуальной становится проблема оказания качественной стоматологической помощи. Обслуживание населения в настоящее время проходит в многочисленных государственных и частных стоматологических клиниках. Однако, качество оказания стоматологической помощи в большинстве из них оставляет, к сожалению, желать лучшего [1]. Стоматологическая практика — один из наиболее денежных видов медицинских услуг. Правовая защита в таких условиях предусматривает для врача-стоматолога возможность и необходимость страхования профессиональных рисков.

Цель: изучить понятие врачебной ошибки, причины её возникновения и способы решения.

Задачи:1) изучить понятие врачебной ошибки; 2) выяснить причины возникновения; 3) найти способы и меры защиты врачей-стоматологов при их возникновении;

Материалы и методы: был проведен анализ научной литературы, научных статей, диссертаций по стоматологии.

Результаты и обсуждение: Достаточно сложно доказать факт неправильного действия врача-стоматолога, потому что до сих пор нет точного определения, что же такое врачебная ошибка. В основах законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан есть лишь упоминание о профессиональной ошибке, но ее содержание не раскрывается. Уголовный кодекс Российской Федерации также не содержит норму, раскрывающую содержание этого понятия [2].

Наиболее часто упоминаются следующие определения:Врачебная ошибка – ошибка врача в профессиональной деятельности, вследствие добросовестного заблуждения при отсутствии небрежности, халатности или невежества [3].Врачебная ошибка — ошибка врача при исполнении своих профессиональных обязанностей, являющиеся следствием добросовестного заблуждения и не содержащие состава преступления или признаков проступков [4]. Врачебная ошибка — неправильное определение болезни врачом (диагностическая ошибка) или неправильное врачебное мероприятие (операция, назначение лекарства и др.), обусловленные добросовестным заблуждением врача [10]. Врачебная ошибка — неправильное действие (или бездействие) врача, имеющее в своей основе несовершенство современной науки, незнание или неспособность использовать имеющиеся знания на практике [2].

Поэтому внести в это понятие, что-то конкретное не представляется возможности из-за несовершенства уголовного права.

Выделяют две основные группы причин ошибок врачей-стоматологов:

1.Объективные-это случаи, на которые мы не можем повлиять, они существуют вне зависимости от человеческой деятельности. В эту группу включают следующее: а) относительность, неконкретность медицинских знаний. Всё, что написано в учебниках и руководствах, касается самых частых вариантов течения заболевания, однако, бывает и так, что врач сталкивается с необычным развитием и заболевания и необычной реакцией организма пациента; б) не налаженное обеспечение и несовершенство медицинской техники. Всё, что может привести к ошибочному или неполноценному обследованию, а ,следовательно, и лечению; в) нечеткая организация медицинского учреждения: перегрузка врачей-стоматологов, низкая исполнительность среднего и младшего медицинского персонала; г) быстрое развитие медицины, тем самым изменения методов выявления, диагностики и лечения заболевания. Особенно отчетливо это видно на примере развития стоматологии [5].

2.Субъективные-связанные непосредственно с личностью врача-стоматолога. К таким относят: а)пренебрежение доступными и информативными методами исследования; б) чрезмерная самоуверенность, отказ от советов коллег, консилиума; в) отрицание всего нового и использование устаревших методов и техники работы врачами старшего поколения, что в итоге приводит к печальным последствиям; г) грамотная оценка новых методов лечения и диагностики, понимание необходимости их применения и прогноз потенциальной опасности [5].

Наглядный тому пример был 28 июня 2014 года в городе Саратове. На осмотр к врачу-стоматологу пришёл ребёнок в сопровождении матери. В следствие осмотра был назначен план лечения. Перед началом манипуляций лечащий врач стоматолог собрал у матери анамнез сына, на вопрос о наличии аллергии у ребенка, мать без тени сомнения ответила нет. После проведенной анестезии, в течении часа ребенок скончался на стоматологическом кресле. В халатности был обвинён врач-стоматолог [6].

После разбора видов врачебных ошибок и причин их возникновения становится понятным, что любой врач-стоматолог способен допустить их, так как все мы люди, а не роботы. В настоящее время некоторые клиники прибегают к страхованию риска причинения вреда по неосторожности (ст. 931 ГК РФ) [7]. Клиники при таком виде страхования при подписании договора страхуют профессиональную ответственность именно по принципу врачебной ошибки, то есть нелюбой вред нанесенный пациенту в следствии лечения, а как уже было разобрано выше, именно безвинный. Поэтому в договорах указаний на страхование врачебной ошибки нет и быть не может, так как легального термина врачебная ошибка в РФ не существует. В связи с этим и заключается хитрость страховых компаний в этом виде страхования, так как показывает практика привлечения лечебного учреждения за безвинное нанесение вреда здоровью пациента очень редки, так как почти всегда в действиях персонала клиники/больницы можно найти элементы халатности, небрежности и профессионального невежества [7]. Так же следует отметить, что в последнее время участились случаи заведомо необоснованных претензий пациентов и, в следствии неполноценности законов РФ, суду легче признать виноватым врача, чем полноценно вникать в суть проблемы. [8]. На примере зарубежных стран следует создать независимую комиссию, которая будет проводить экспертизы лечения и диагностики при врачебной ошибке, потому что на данный момент этим занимаются коллеги врача, допустившего ошибку, которые имеют свое видение данной проблемы, а в следствии этого не являются нейтральными экспертами. Так же в медицине РФ отсутствует досудебное решение проблем, из-за нашего менталитета, никто не хочет слушать, а уж тем более возмещать убытки пациенту. Суд в большинстве случаев пытается свести и намекнуть сторонам на примирение в досудебном порядке. В клиниках присутствует договор, который подписывают обе стороны, пациент и медицинское учреждение, в котором описывается в полном объёме схема и методы лечения, последствия и что будет, если не провести лечебные процедуры. Если в тексте присутствует большое количество медицинских терминов, то врач-стоматолог обязан на понятном для пациента языке все объяснить и истолковать так, чтобы он понял, иначе в суде он может сослаться на непонимание того, что он подписывал, так как ему не разъяснили [9].

Выводы:

1) Все врачебные ошибки относят к ч.2 ст. 109 УК РФ предусматривающую максимальное лишение свободы до 3х лет с лишением заниматься медицинской деятельностью на этот же срок или без такового [2].

2) Выделяют как объективные ошибки врача-стоматолога, так и субъективные. Наиболее опасными являются объективные.

3) Гарантом правовой защиты врача-стоматолога является правильно оформленная медицинская документация (история болезни, договор, информированное согласие пациента на проведение манипуляций, протокол лечения, а также страхование профессиональных рисков). Недочеты в составление и ведение медицинской документации нередко становятся основанием для привлечения персонала стоматологического учреждения к различным видам юридической ответственности, а также для морального осуждения. Врач-стоматолог в настоящее время и в современных условиях должен совершенствовать уровень своей правовой грамотности, которая в последствии будет является залогом его успешной деятельности.

Список использованной литературы:

1.Мальцев А.Е. Результаты судебно-медицинских экспертиз стоматологического профиля. Организация здравоохранения // Стоматология -2012, т.91 №2-.12-13с.

2.Уголовный кодекс Российской Федерации, утв. 30.11.1994. № 51- ФЗ // Собрание законодательства РФ. -1994

3. АкоповВ. И. Медицинское право: учебник и практикум для вузов / В. И. Акопов. — М.: Издательство Юрайт, 2017. — 287 с.

4. Гражданский кодекс Российской Федерации, утв. 30.11.1994. № 51- ФЗ // Собрание законодательства РФ. — 1994. — № 32.

5.Волчанина Е.И. Врачебные ошибки и страхование профессиональной ответственности медицинских работников //Медицинские новости. — 2006. — № 7.- с. 68–72

6. Новостной портал Лайф. Ру. https://life.ru/t/новости/135848

7. Александрова О.Ю. Юридическая ответственность медицинских работников и организаций здравоохранения / Здравоохранение. — 2005. — № 4. — с. 167-178.

8. Бондаренко Н.Н. Гражданско-правовые основы медицинской деятельности: Метод. указания. – Н. Новгород: Изд-во Нижегородской гос. мед. акад., 2005. — 48 с.

9. Е.В. Епифанова, О.А. Цыганова, И.В. Ившин, Е.А. Мартынов. Гражданско-правовая и уголовно-правовая ответственность в медицине: Учебное пос.- М., 2011. с.32.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Ошибки вольво фн12
  • Ошибки врача при удалении зубов
  • Ошибки вольво фмх 420
  • Ошибки врача ортопеда
  • Ошибки вратарей хоккей