Ошибки возникающие при выполнении исполнителем приемов измерения это

При любой стратегии
организации эксперимента регистрация
результатов опытов предполагает
осуществление измерений входов и выходов
изучаемого объекта.

Измерения
– это совокупность действий, выполняемых
с помощью технических средств, цель
которых – нахождение числовых значений
измеряемых величин, выраженных в принятых
единицах измерения.

При любых
измерениях, как бы старательно они не
выполнялись, какой бы точности приборы
не применялись и какими бы надёжными
методами не пользовались, всегда имеют
место ошибки или, иначе, погрешности. В
зависимости от закономерности появления
все ошибки измерений можно разделить
на три типа: систематические, грубые
(промахи) и случайные.

Систематическими
называются ошибки, которые остаются в
процессе измерения постоянными или
изменяются по определённому закону. К
ним относятся ошибки, вызванные
неправильным градуированием измерительного
прибора, смещением его указателя или
шкалы, влиянием температуры окружающей
среды на измерительные приборы, другими
причинами. Если систематические ошибки
выявлены, то их влияние на результат
измерения можно устранить или учесть
внесением соответствующих поправок.

Промахи
– это грубые ошибки, которые могут быть
вызваны какими-то неправильными
действиями экспериментатора (неправильный
отсчёт показаний по шкале, ошибка при
записи результатов измерений, пользование
неправильно вычисленной ценой деления
или постоянной прибора, неправильной
записью мер, неправильной схемой
включения приборов, использованием
неисправных приборов и др.) и явно
искажают результат измерений. Результаты
измерений, которые имеют грубые ошибки
или промахи, необходимо обнаружить и
отбросить, а измерения, по возможности,
повторить.

Случайные
– это ошибки, неопределённые по величине
и знаку, которые при повторных измерениях
одной и той же величины в тех же условиях
могут приобретать разные, положительные
и отрицательные значения. Они вызываются
многими независимо действующими
причинами.

Результат всякого
экспериментально определённого значения
неизвестной величины является функцией
двух независимых переменных, одна из
которых – действительное значение
искомой величины, а другая – ошибка её
измерения. В соответствии с этим, при
измерении какой-либо величины ставят
две основные цели: получение результата,
ближайшего к истинному значению
измеряемой величины,
и
оценку точности измерения, то есть
степени приближения результата к
фактическому значению измеряемой
величины.

Чтобы получить
наиболее достоверный результат, нужно
избавить его от влияния систематических
ошибок, исключить грубые ошибки (промахи),
а затем учесть влияние случайных ошибок.

При этом, чтобы
ослабить влияние случайных ошибок на
результат эксперимента, измерения
величин повторяют несколько раз.
Математическая обработка ряда повторных
измерений одной и той же величины
заключается в применении к этому ряду
теории вероятности и методов математической
статистики.

Для того, чтобы
с наибольшей эффективностью, а главное,
корректно использовать статистические
методы для анализа результатов
эксперимента, а полученную информацию
– для синтеза математических (в частности,
регрессионных) моделей, выполняют
первичную (или предварительную) обработку
экспериментальных данных. Процедура
первичной обработки данных включает:

  • систематизацию
    данных;

  • определение
    диапазона изменения измеряемых величин;

  • нахождение
    числовых характеристик измеряемых
    величин;

  • определение
    погрешностей отдельных измерений, в
    том числе обнаружение грубых погрешностей;

  • интервальную
    оценку истинного значения измеряемых
    величин по полученным экспериментальным
    данным;

  • сравнение
    интервальных оценок измеряемых величин.

Для наглядности
на основе первичных данных строят
графики зависимости исследуемой величины
от факторов, которые измерялись в ходе
эксперимента, а также выполняют подбор
эмпирических формул для описания
полученных на графиках зависимостей.
Для корректного использования ряда
методов математической статистики, в
частности, методов корреляционно-регрессионного
анализа, выполняют проверку гипотезы
о нормальности распределения результатов
измерений.

Поскольку все
процедуры обработки экспериментальных
данных основываются на принципах теории
вероятностей и математической статистики,
для читателей, ранее не изучавших эти
дисциплины, в разделах 5.3. и 5.4. приведены
элементы теории вероятностей и
математической статистики.

Характерные ошибки при использовании средств измерения на рабочих местах станочников

Одним из важнейших факторов качества и эффективности контроля на рабочем месте является правильное применение инструмента и приборов. Характерные ошибки, возникающие при использовании средств измерения, и способы их устранения приведены в табл. 1.

Таблица 1 Характерные ошибки при использовании средств измерения на рабочих местах станочников

Основные причины ошибок Возможные последствия Пути и способы предотвращения погрешностей

Неправильный выбор метода и средств измерения (в зависимости от технических требований к обрабатываемой детали)

Несоответствие точности применяемого измерительного инструмента

Нарушение установленного допуска на измеряемый параметр

Внимательно изучать (до начала работы) чертежи и технологическую документацию, применять соответствующие измерительные средства

Использование негодных по качеству измерительных средств

Повреждены измерительные поверхности (забоины, коррозия, царапины и т. п.), нарушена измерительная система, загрязнен пневмопривод и другие дефекты приборов

Грубые ошибки при измерении

Строго соблюдать правила хранения, периоднчески проверять и ремонтировать средства измерения, проводить тщательный их осмотр перед работой

Погрешности при отсчетах по шкалам

Грубые ошибки при отсчете по миллиметровым шкалам микрометра и штангенинструмента, плохая освещенность шкалы прибора, вибрация, не учтен полный оборот стрелки индикатора, попадание стружки, абразива, грязи, сгустков эмульсия на измерительные поверхности, неумение работать с инструментом, прибором или небрежное отношение с ним и т. д.

Случайные неравномерные ошибки при измерении

Повысить внимательность при контроле, не допускать вибраций прибора или объекта измерения, улучшить освещенность, выбрать правильный угол наблюдения, не допускать чрезмерного натяга при работа стрелочным прибором, обеспечить надежную защиту измерительных средств от попадании эмульсии и других загрязнения

Продолжение табл. 1

Основные причины ошибок

Пути и способы предотвращения погрешностей

Погрешности, вызванные температурными факторами

Измеряемая деталь нагрелась при обработке или охладилась при транспортировке; измерительный инструмент нагрелся в руках и т. п.

Неточные показания средств измерения

Поддерживать в помещении нормальную температуру +20° С, дать остыть (или нагреться) детали до нормы, применять теплоизоляционные (пластмассовые) ручки инструмента, не класть его на теплые узлы станка

Ошибки при контроле предельными калибрами

Проталкивание проходной стороны калибра, грязь, стружка, абразив и т. п. на измеряемых поверхностях

Пропуск бракованных деталей

Производить проверку калибром только под его собственной силой тяжести, тщательно очищать измеряемую поверхность

Погрешности, связанные с плохой установкой измерительного средства

Забины, царапины или другие дефекты на базовых поверхностях стоек, штативов и т. п., неплоскостность мест их установки, слабый (или чрезмерный) зажим индикатора, плохо зажата рамка штангенинструмента, перекос измерительных поверхностей относительно контролируемых, неправильно сориентирован индикаторный нутромер в проверяемом отверстии, неверная установка шаблона, неточное направление оптической оси прибора и т. п.

Возникновение случайных и систематических ошибок измерения, дезориентация при определении качества продукции

Тщательно проверять (при необходимости зачистка твердым мелким абразивным бруском) базовые поверхности измерительных средств, а также мест их установки (на плитах, столах и т. п.), оптимальный зажим крепежных устройств, правильную ориентацию измерительных штифтов, губок и т. п. относительно контролируемых поверхностей

Специфические погрешности при активном контроле

Деформация обрабатываемой детали, станка, приспособления, инструмента под действием сил резания, повышенные вибрации, резкое нарушение температурного режима, быстрый износ измерительных наконечников, попадание СОЖ с абразивом или стружкой в зону контроля на прибор

Конусность, овальность, погрешности в размерах обработанных деталей

Выбирать соответствующие средства активного контроля в зависимости от оборудования, обрабатываемой детали и её технических условий; надежная зашита средств измерения от эмульсии, стружки и т. п.; обеспечить зависимую связь измерительного узла и детали; учитывать температурные изменения в процессе настройки средств активного контроля во время работы; применять износостойкие наконечники

Причиной погрешностей при контроле детали часто является невнимательность оператора, нарушение правил эксплуатации или неумелое использование измерительного инструмента. Например, перекос губок штангенциркуля (рис. 6, а), неправильная установка детали в микрометре (рис. 6, б), плохое закрепление индикатора или неправильная ориентация его измерительного стержня относительно проверяемой поверхности (рис. 6, в).

Рис. 6. Погрешности измерения, вызванные неправильной установкой измерительного инструмента

а — штангенциркуля; б — микрометра; а — индикатора

Таким образом, для внедрения системы бездефектного труда и успешного перехода на самоконтроль каждый рабочий должен хорошо знать методику выбора, а также устройство и правила эксплуатации применяемых им измерительных средств. Эти сведения могут быть получены из технической литературы [28], а также из руководств и инструкций, прилагаемых к измерительным инструментам и приборам заводами-изготовителями.

Источник

ОШИБКИ ИЗМЕРЕНИЙ И ИХ КЛАССИФИКАЦИЯ

Учебное пособие для студентов

Лечебного, медико-профилактического,

Педиатрического факультетов и ВСО

Курск – 2006

УДК 577.3 (076) Печатается по решению
ББК 28.30717 Центрального методического
совета ГОУ ВПО КГМУ
Росздрава

Жердева В.И., Зюбан Д.И., Денисов В.П., Шубин М.В., Долгарева С.А. Руководство к лабораторным занятиям по медицинской и биологической физике: Учебное пособие для студентов лечебного, медико-профилактического, педиатрического факультетов и ВСО. — Курск: КГМУ, 2006. – 140 с.

Настоящее учебное пособие написано в соответствии с действующей программой по медицинской и биологической физике для студентов медицинских вузов Всероссийского учебно-научно-методического Центра по непрерывному медицинскому и фармацевтическому образованию (М., 2000) и содержит методические рекомендации к лабораторно-практическим занятиям по медицинской и биологической физике.

Цель пособия — помочь студенту самостоятельно подготовиться к лабораторным занятиям по медицинской и биологической физике. Оно включает в себя не только практические рекомендации по выполнению лабораторных работ, но и теоретические предпосылки, лежащие в основе физических методов исследования, диагностики и лечения. Каждая тема занятия, помимо плана изучения темы, содержит вопросы для самоконтроля, которые позволяют студенту оценить степень его подготовленности к занятию.

Пособие содержит правила вычисления погрешностей, построения графиков, техники безопасности при выполнении работы.

Рекомендуется для студентов медицинских вузов.

ISBN 5-7487-1041-2 ББК 28.30717
ã Коллектив авторов, КГМУ, 2006

ВВЕДЕНИЕ

Лабораторные занятия являются одной из важных форм учебной работы по медицинской биофизике. Главная цель лабораторного практикума — экспериментально раскрыть теоретические положения науки, обеспечить глубокое понимание студентами изучаемых законов и закономерностей и форм их проявления. Сформировать у будущих специалистов практические умения обращения с изучаемыми объектами, лабораторным оборудованием и другими средствами эксперимента, привить им навыки экспериментальной деятельности. Выполнение лабораторных работ вызывает у студентов интерес к научным исследованиям, способствует освоению методов планирования и проведения эксперимента, обработки и анализа полученных результатов, обоснованию сделанных выводов.

ОРГАНИЗАЦИЯ ПРАКТИКУМА

Лабораторно-практические занятия проводятся в соответствии с учебным планом специальности и рабочей программой по дисциплине. Для выполнения каждой лабораторной работы имеются методические указания, в которых сообщается цель работы, дается перечень необходимых приборов и принадлежностей, краткая теория вопроса, описание лабораторной установки и последовательность проводимых измерений, рекомендации по обработке полученных результатов. В методических указаниях приводятся вопросы для самоконтроля.

Накануне занятия студент должен подготовиться к выполнению лабораторной работы. Для этого необходимо изучить теорию и порядок выполнения работы. На занятиях перед выполнением работы преподаватель проверяет степень готовности студента к ее проведению. Для получения допуска к выполнению лабораторной работы необходимо знать цель работы, план проведения эксперимента, устройство приборов и правила их эксплуатации, требования и правила техники безопасности, основные законы, лежащие в основе данного метода. После проведения измерений студент обязан предъявить преподавателю лабораторный журнал наблюдений, в котором зафиксированы полученные результаты, проведена их окончательная обработка и анализ.

В конце занятия проводится защита лабораторных работ. При защите работ студент должен продемонстрировать знание и понимание теоретического материала, умение проводить экспериментальные исследования, обрабатывать и анализировать полученные результаты. Данными методическими указаниями необходимо руководствоваться при выполнении лабораторных работ общего биофизического практикума по всем разделам медицинской биофизики.

ВВОДНОЕ ЗАНЯТИЕ

Тема: «СТАТИСТИЧЕСКАЯ ОБРАБОТКА РЕЗУЛЬТАТОВ ФИЗИЧЕСКИХ ИЗМЕРЕНИЙ. ПРАВИЛА РАБОТЫ

С ФИЗИЧЕСКОЙ АППАРАТУРОЙ».

ОШИБКИ ИЗМЕРЕНИЙ И ИХ КЛАССИФИКАЦИЯ

Измерением физической величины называют нахождение ее значения опытным путем с помощью технических средств (приборов и измерительных инструментов). При измерениях мы узнаем (путем сравнения) во сколько раз измеряемая величина больше или меньше величины, принятой за единицу измерения. По способу получения числового результата измерения делятся на прямые и косвенные. При прямых измерениях значение искомой величины получают непосредственно с помощью меры или измерительного прибора. При косвенных измерениях значение измеряемой величины находят на основе известных зависимостей между этой величиной и величинами, непосредственно измеряемыми в опыте.

Обработка результатов измерений является одним из разделов науки об измерениях — метрологии.

В результате любого измерения мы получаем оценку измеряемой физической величины в виде некоторого числа принятых для нее единиц (например, 15 м, 10 кг, 8 Дж и т.п.). Следует помнить, что никакие измерения нельзя выполнить абсолютно точно. Результаты измерения всегда содержат ошибку. Поэтому в задачу измерений входит не только нахождение значения искомой величины, но и оценка допущенной при измерении ошибки.

ОШИБКОЙ ИЗМЕРЕНИЯ называют отклонение результата измерений от истинного значения исследуемой величины. По способу представления различают абсолютные и относительные ошибки.

АБСОЛЮТНАЯ ОШИБКА выражается в единицах измеряемой величины:

Здесь x — истинное значение измеряемой величины (неизвестная величина), xi — результат одного из измерений, Dx — абсолютная ошибка измерения.

ОТНОСИТЕЛЬНАЯ ОШИБКА выражается в долях или процентах от истинного значения измеряемой величины:

Зная абсолютную ошибку (погрешность) результат измерения можно представить в виде , где х0 — величина, полученная при измерении.

2. КЛАССИФИКАЦИЯ ОШИБОК.
МЕТОДЫ ИХ НАХОЖДЕНИЯ И УСТРАНЕНИЯ

Ошибки измерений можно разделить на три основных типа – случайные, систематические и промахи.

ПРОМАХИ (или грубые ошибки) возникают в результате неправильных действий экспериментатора (небрежности счета, неразборчивости записи и т.п.). Эти ошибки сравнительно легко обнаружить при повторных измерениях, проводимых в равных условиях. Чтобы не допускать промаха, нужно быть внимательным и аккуратным.

СИСТЕМАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ ИЗМЕРЕНИЙ – ошибки, которые остаются постоянными или закономерно изменяются при повторных измерениях физической величины. Систематические ошибки по своему происхождению могут быть самыми разнообразными. Назовем некоторые причины их возникновения.

1. Условия эксперимента не совпадают с условиями, предлагаемыми теорией. Например, неравноплечность весов, тепловое расширение линейки, действие архимедовой силы при взвешивании и т.д. Эти ошибки можно выявить при анализе условий измерения и устранить путем введения соответствующей поправки.

2. Исследуемый объект обладает некоторыми неизвестными нам особенностями. Например, имеет внутренние полости, имеет неоднородную структуру, несовершенную геометрическую форму и т.п. Для выявления подобных ошибок необходимо проводить многократные измерения в различных условиях, используя разные объекты и методы.

3. Неточность отсчета измеряемой величины по шкале измерительного устройства (линейки, микрометра, секундомера и т.п.). Эти ошибки могут быть вызваны неточностью установки нуля, наличием паралакса и т.п. Их можно существенно уменьшить при соблюдении правил обращения с приборами и путем применения специальных технических средств (зеркальные шкалы, правильное освещение и т.п.). Однако полностью устранить эти ошибки нельзя, т.к. при любом отсчете, записывая показания прибора, мы берем целое число, соответствующее ближайшему к стрелке прибора штриху (рис.1). Значит, ОШИБКА ОТСЧЕТА возникает при округлении. Она не превышает половины цены деления шкалы прибора.

Dотсч. ≤ с/2, где с – цена деления шкалы.

Рис. 1.

4. Неточность измерительных приборов приводит к появлению ИНСТРУМЕНТАЛЬНОЙ ОШИБКИ. По степени точности все измерительные приборы делятся на классы. Класс точности всегда указывается в паспорте прибора (0,05; 0,1; 0,2; 0,5; 1,0; 1,5; 2,5; 4,0). Классом точности прибора «К» называется выраженное в процентах отношение абсолютной погрешности, даваемой прибором к максимальному значению величины, измеряемой прибором:

СЛУЧАЙНАЯ ОШИБКА ИЗМЕРЕНИЙ– это ошибка, которая вызывается целым рядом случайных причин и непрерывно изменяется непредсказуемым образом. Случайные ошибки всегда присутствуют в измерениях и с одинаковой вероятностью принимают как положительные, так и отрицательные значения. На рис. 2 приведена схема, характеризующая разброс экспериментальных значений измеряемой величины по отношению к ее истинному значению. Присутствие ошибки приводит к некоторому постоянному смещению значений ∆xi от истинного значения.

Случайные ошибки устранить нельзя, но их можно оценить, используя методы математической статистики.

Источник

Россия,г.Санкт -Петербург

ГБПОУ «МАЛООХТИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ»

Преподаватель 

Годова Н.Н.

Методическая разработка  тестов по предмету «Допуски и технические измерения»

1.Введение

Тест (от  англ. слова test) — это испытание, проверка.

В сфере образования тесты очень распространены, ведь учитель может одновременно опросить большое число учеников, узнать их мнение о чем либо, контролировать их учебную деятельность и т. п.

На сегодняшний день в основном разработаны тесты для средней школы, для начального и среднего профессионального образования очень редко найдешь тесты по спецпредметам, поэтому назрела необходимость в их разработке или в дальнейшем совершенствовании.

Тест -это письменный опрос, который считается одной из наиболее эффективных и прогрессивных форм контроля в обучении.

Тестовый контроль дает возможность при незначительных затратах времени и труда педагога проверить знания, умения и навыки группы учащихся на разных этапах обучения; осуществить текущий, тематический и итоговый контроль.
От других способов обследования тестирование отличается простотой, точностью,  доступностью, возможностью автоматизации.

Федеральный компонент государственного стандарта содержания профессионального образования фиксирует 2 уровня усвоения учебного материала для дисциплин, входящих в общепрофессиональный цикл.

Это означает, что не все элементы учебной программы учащиеся должны усвоить на одном и том же уровне. Соответственно для контроля результатов были разработы тесты, описанные в данной разработке, позволяющие выявить первый  и  второй уровни усвоения каждого элемента темы или группы учебных элементов.

Данная разработка представляет собой составление  тестовых заданий по темам, которые можно использовать как при текущем контроле так и при рубежном. Значительную роль при этом играют комплексные задания, объединяющие вопросы об отдельных понятиях темы, направленные на выявление информационных связей между ними. Результаты текущего и рубежного тестирования –– это не только объективный показатель освоения студентами темы, раздела или дисциплины, но и, прежде всего, показатель качества работы преподавателя

Тесты составлены преимущественно по учебнику Г.М.Ганевскому. Были охвачены следующие 5 тем: Основные сведения о размерах и сопряжениях ,допуски и посадки гладких элементов деталей , основы технических измерений,

допуски формы и расположения поверхностей и шероховатость поверхности ,средства измерений линейных размеров

В настоящее время заканчивается разработка тестовых заданий  и по  остальным темам

Сами тесты  состоят из заданий А и В.Задания части А: 1.содержат четыре варианта ответа 2.имеют один однозначно правильный ответ

Инструкции к задания части А:

-обведите кружком номер правильного ответа

Задания    части В могут быть на установление соответствия, аналогии, последовательности

Инструкции части В :

-установите соответствие между колонками и, вставив вместо многоточия пропущенные слова

-вместо многоточия впишите пропущенное слово(словосочетание,цифру..)

Для технической поддержки тестирования были использованы своеобразные матрицы.В  дальнейшем техническая поддержка тестирования будет происходить с использованием профессионального компьютера и On-Line или с использованием Интернета.

Матрица состоит из :

1. номер задания по порядку
2. инструкция. Содержит указание — где и как делать пометки, записи при выполнении задания (обведите кружком правильный ответ, впишите пропущенное слово, и т.д.)..
3. текст задания. Вопрос, требующий однозначного ответа, утверждение, требующее подтверждения истинности или ложности, задание, предусматриваюшее определенное действие (подстановка пропущенного слова, определение соответствия последовательности и т.д.).
4. варианты ответа. Предусматриваются при выполнении задания, как правило, для тестовых заданий первого уровня.
5. правильный ответ, эталон. Без эталона задание теряет смысл, становится контрольным заданием.

6. Проверяемые знания, умения

7. Предметная область

8. Источники:  учебники, методические пособия(с указанием автора)
Инструкция по выполнению теста

Вам предложен тест, состоящий из 40-ти заданий. Выполнение теста рассчитано на 60 минут. Порядок выполнения заданий – любой. Если Вы не совсем уверены в правильности своего ответа, все же укажите номер того ответа, который, по Вашему мнению, верен.

Тест состоит из двух разделов: части А и части В

Часть А содержит задания с выбором ответа.

К каждому заданию дано четыре  ответа. Верный только один. Выберите верный ответ. Обведите его в кружок.

Внимательно читайте каждое задание и предлагаемые варианты ответа. Отвечайте только после того, как вы поняли вопрос и прочитали все варианты ответов.

Если вы при выполнении задания части А не знаете правильного ответа, то выберите тот ответ, который кажется вам верным.

Если вы ошиблись в части А, то можете заменить ошибочный ответ. Для этого нужно в аккуратно зачеркнуть косой линией неправильный ответ и обвести в кружочек правильный

Часть В содержит задания на дополнение, задачи, в которых необходимо произвести расчеты и указать полученный ответ, и задания на установление соответствия, в которых необходимо элементы левого списка соотнести с элементами правого списка.

Если вы ошиблись в части В, то можете заменить ошибочный ответ. Для этого нужно в аккуратно зачеркнуть косой линией неправильный ответ и указать правильный ответ

Выполнение теста требует соблюдения следующих правил:

Во время тестирования учащиеся не имеют права:

• пользоваться учебной и справочной литературой;

• пользоваться мобильным телефоном

• разговаривать и обращаться за помощью к одногрупнику

  • нельзя ничего  передавать друг другу. 
  • на столе не должно быть ничего кроме ручки и черновика.     

Желаем удачи!

Качество усвоения знаний и умений учащихся выявляется при выполнении ими соответствующей деятельности.
Первый уровень считается сформированным, если учащийся может узнать или опознать предмет, признаки на основе изученного материала.
Второй уровень считается сформированным, если учащийся может воспроизвести знания по памяти и применять их в типовых ситуациях, т.е. формулировать ответ, решать типовые задачи.
Уровни усвоения будут характеризовать подготовленность учащихся к конкретной деятельности. Для оценки тестов рекомендуются следующие нормы:
96 — 100% — 5
76-95% — 4
50-75% — 3
менее 50% — 2
Для текущей проверки знаний рекомендуется составлять тематические наборы тестов с общим числом операций 20-30, для итогового контроля желательно, чтобы число операций было не менее 20.

Задания блока А 

№ задания

Выберите правильный ответ и обведите кружком его номер

Пра-виль-ный ответ

Проверяемые знания, умения

Предметная область

Источники:

 учебники, методические пособия(с указанием автора)

1

Размер готовой детали, установленный измерением с допустимой погрешностью, называется:

Б

Знание размеров

Основные сведения о размерах и сопряжениях

ГОСТ 25142-82 ( СТ СЭВ 1156-78), ГОСТ 2789-73 (СТ СЭВ 638-77) ,ГОСТ 2.309-83

Учебник:

Ганевский Г.М., Гольдин И.И.

Допуски, посадки и технические измерения в машиностроении

А

Наибольший предельный

Б

Действительный

В

Наименьший предельный

Г

Номинальный

2

Размер, относительно которого определяют предельные размеры и который проставляется на чертеже, называется

В

Знание размеров

Основные сведения о размерах и сопряжениях

Учебное пособие:

С.А.Зайцев, А.Д.Куранов,А.Н.Толстов

Допуски и посадки

А

Наибольший предельный размер

Б

Действительный размер

В

Номинальный размер

Г

Наименьший предельный размер

3

На чертеже отверстия указан размер 0,03. Наибольший предельный размер отверстия равен:

Б

Знание размеров

Основные сведения о размерах и сопряжениях

Учебник:

Ганевский Г.М., Гольдин И.И.

Допуски, посадки и технические измерения в машиностроении

А

50,06

Б

50,03

В

50,00

Г

49,97

4

Нормативно- технический документ, устанавливающий комплекс норм, правил, требований к объекту и утвержденный компетентным органом, называется:

Прав. ответ

Проверяемые знания, умения

Предметная область

Источники:

А

Технологический процесс

В

Знание технической документации

Основные сведения о размерах и сопряжениях

Учебник:

Ганевский Г.М., Гольдин И.И.

Допуски, посадки и технические измерения в машиностроении.

Учебное пособие:

С.А.Зайцев, А.Д.Куранов,А.Н.Толстов

Допуски и посадки

Б

Чертеж

В

Стандарт

Г

Маршрутная карта

5

На чертеже поставлен диаметр вала:

Ø 40 + 0,25. Вал, годный к использованию, имеет диаметр:

Б

Умение определять годность размера

Основные сведения о размерах и сопряжениях

А

40,28

Б

40,11

В

39,75

Г

38,94

6

 Допуск размера   равен:

А

Умение определять допуск размера

Основные сведения о размерах и сопряжениях

А

 0,3

Б

 0,2

В

 0,1

Г

— 0,1

7

Разность между наибольшим предельным размером отверстия и наименьшим предельным размером вала это:

Г

Знание понятий: наибольшие и наименьшие зазоры и натяги

Основные сведения о размерах и сопряжениях

А

Наибольший натяг

Б

Наименьший натяг

В

Наименьший зазор

Г

Наибольший зазор

8

На чертеже сопрягаемых деталей для отверстия указан размер  ,

а для вала – размер .Величина наибольшего натяга данного сопряжения  составляет:

Прав. ответ

Проверяемые знания, умения

Предметная область

Источники:

А

0,5

Б

Умение определять наибольшие и наименьшие зазоры и натяги

Основные сведения о размерах и сопряжениях

Ганевский Г.М.,

Гольдин И.И.

Допуски, посадки и технические измерения в машиностроении.

Б

0,3

В

0,2

Г

0,1

9

         0________________________0

Графическое изображение посадки типа:

Б

Умение определять тип посадки 

Основные сведения о размерах и сопряжениях

Учебник:

Ганевский Г.М., Гольдин И.И.

Допуски, посадки и технические измерения в машиностроении.

А

Посадка с зазором

Б

Посадка с натягом

В

Переходная посадка

Г

Посадка с равновероятными натягами и зазорами

10

Поверхности, по которым детали соединяются в сборочные единицы

называются:

В

Знание названий поверхностей из которых состоят механизмы

Основные сведения о размерах и сопряжениях

Учебник:

Ганевский Г.М., Гольдин И.И.

Допуски, посадки и технические измерения в машиностроении.

А

свободные

Б

несопрягаемые

В

сопрягаемые

Г

плоские

11

Размер, указанный на чертеже, к которому относится термин «отверстие»:

Прав. ответ

Проверяемые знания, умения

Предметная область

Источники:

А

Б

Знание терминологии, умение систематизировать многообразие форм деталей и сводить их к двум элементам: «отверстие» и «вал»

Основные сведения о размерах и сопряжениях

Рабочая тетрадь для нач. проф. образования

Т. А, Багдасарова

Допуски, посадки и технические измерения

Б

В

Г

12

Ряды точности в системе ЕСДП определяются:

Б

Знание системы ЕСДП

Допуски и посадки гладких элементов деталей

Учебник:

Ганевский Г.М., Гольдин И.И.

Допуски, посадки и технические измерения в машиностроении.

А

Классами точности

Б

Квалитетами

В

Зазором

Г

Натягом

13

Диаметр основного вала на чертеже обозначается:

В

Знание обозначения полей допусков

Допуски и посадки гладких элементов деталей

Учебник:

Ганевский Г.М., Гольдин И.И.

Допуски, посадки и технические измерения в машиностроении.

А

Ø 70 f8

Б

Ø 30 j6

В

Ø80 h8

Г

Ø 100 g6

14

В обозначении основного отверстия на чертеже с числовым значением проставляется символ:

Б

Умение распознавать обозначения

Допуски и посадки гладких элементов деталей

Учебник:

Ганевский Г.М., Гольдин И.И.

Допуски, посадки и технические измерения в машиностроении.

А

G

Б

H

В

F

Г

N

15

Правильное обозначение размера основного отверстия на чертеже:

Прав. ответ

Проверяемые знания, умения

Предметная область

Источники:

А

Ø 100Н7   ( + 0,035 )

А

Знать понятие  «основное отверстие»

Допуски и посадки гладких элементов деталей

Ганевский Г.М., Гольдин И.И.

Допуски, посадки и технические измерения в машиностроении.

Б

Ø 100 Н7  ( — 0,035 )

В

Ø 100 Н7

Г

Ø100 Н7 

16

Диапазон номинальных размеров, наиболее часто применяющийся в общем машиностроении:

Б

Знание стандартов ЕСДП

Допуски и посадки гладких элементов деталей

Учебное пособие:

С.А.Зайцев, А.Д.Куранов,А.Н.Толстов

Допуски и посадки

А

От 0 до 1 мм

Б

Свыше 1 до 500 мм

В

Свыше 500 до 3150 мм

Г

Свыше 3150 до 10000мм

17

Погрешность измерения —  это….

Б

Знание понятия погрешности измерения

Основы технических измерений

Учебник:

Ганевский Г.М., Гольдин И.И.

Допуски, посадки и технические измерения в машиностроении.

А

Разность значений величин, соответ-ствующих двум соседним отметкам шкалы

Б

Разность между результатом измерения и истинным значением измеряемой величины

В

Промежуток между двумя соседними отметками шкалы

Г

Нахождение величины при помощи измерительных средств

18

Ошибки, возникающие при выполнении исполнителем приемов измерения– это:

Прав. ответ

Проверяемые знания, умения

Предметная область

Источники:

А

Погрешность измерения от измерительного усилия 

иизизмерительного усилия

Г

Знание составляющих погрешности

Основы технических измерений

Ганевский Г.М., Гольдин И.И.Допуски, посадки и технические измерения в машиностроении.

Б

Погрешность, вносимая в процесс  мерами или образцами

В

Инструментальная погрешность

Г

Субъективная погрешность

19

Измерение, при котором воспринимающее средство измерения имеет механический контакт с поверхностью измеряемого объекта – это:

Г

Знание видов измерения

Основы технических измерений

Учебник:

Ганевский Г.М., Гольдин И.И.

Допуски, посадки и технические измерения в машиностроении.

А

Прямое измерение

Б

Косвенное  измерение

В

Бесконтактное измерение

Г

Контактное измерение

20

Часть средства измерения, которая осуществляет его соприкосновение с объектом измерения и воспринимает величину этого объекта – это………….

Б

Знание структурных средств измерения

Основы технических измерений

Учебник:

Ганевский Г.М., Гольдин И.И.

Допуски, посадки и технические измерения в машиностроении.

А

Рзмерный элемент

Б

Воспринимающий элемент

В

Преобразовательный элемент

Г

Чувствительный элемент

задания

Установите соответствие между колонками

Проверяемые

знания и умения

Предметная область

Источники:

1

Условные обозначения шероховатости

Пояснения

Умение расшифровы-вать условные обозначения шероховатости

Допуски формы и расположения поверхностей.Шерохова-тость поверхности

ГОСТ 25142-82 ( СТ СЭВ 1156-78), ГОСТ 2789-73 (СТ СЭВ 638-77) ,ГОСТ 2.309-83

ГОСТ 2.309-73

(с изм. от 28 мая 2002г.)

а

1

Значение  параметра Ra в пределах от 0,2

до 0,8мкм на базовой длине 0,5 мм.

Способ обработки и направление неровностей

 не установлены

б

2

Значение параметра Ra не должно превышать 0,8 мкм

Способ обработки не установлен

Направление неровностей- параллельное

в

     0,2

3

Значение параметра Ra не должно превышать

0,8 мкм на базовой длине 0,5 мкм

Способ обработки не установлен

Направление неровностей- перпендикулярное

г

4

Значение параметра Ra не должно превышать

0,8мкм

Способ обработки не установлен.

Направление неровностей- перекрещивающееся

Правильный ответ:

а

б

в

г

4

3

1

2

Задания блока Б

2

Установите соответствие между колонками

Проверяемые знания и умения

Предметная область

Источники:

Средства для измерения линейных размеров

Названия средств  измерений линейных размеров

Знание средств измерений линейных размеров

Средства

измерений

линейных

размеров

Учебник:

Ганевский Г.М., Гольдин И.И.

Допуски, посадки и технические измерения в машиностроении

а

1

Индикатор часового типа

б

2

Штангенглубиномер

в

3

Микрометрический нутромер

г

4

Микрометр гладкий

Правильный ответ: 

                   

3

Установите соответствие между колонками

Проверяемые знания и умения

Предметная область

Источники:

Понятие

Определение

Знание  спец.термино-логии 

Основные

сведения

 о размерах и

 сопряжениях

Учебник:

Ганевский Г.М., Гольдин И.И.

Допуски, посадки и технические измерения в машиностроении

а

Сопрягаемые поверхности

1

Внутренние поверхности (отверстие)

б

Несопрягаемые поверхности

2

Конструктивно необходимые поверхности, не предназначенные для соединения с поверхностями других деталей

в

Охватывающие поверхности

3

Наружные поверхности (вал)

г

Охватываемые поверхности

4

Поверхности, по которым детали соединяются в сборочные единицы

Правильный ответ:

4

Установите соответствие между колонками

Проверяемые знания и умения

Предметная область

Источники:

Понятие

Определение

Знание основных понятий о взаимозаменяемости, стандартизации и качестве продукции

Основные

сведения о

размерах и

 сопряжениях

Учебник:

Ганевский Г.М., Гольдин И.И.

Допуски, посадки и технические измерения в машиностроении

а

Взаимозаменяемость

1

Деятельность по установлению и применению правил и характеристик в целях их добровольного многократного использования.

б

Стандартизация

2

Латинское слово, обозначающее объединение, приведение чего-либо к единообразию, к единой форме или системе.

в

Унификация

3

Совокупность свойств  продукции, обеспечивающих использование ее  в соответствии с ее назначением.

г

Качество

4

Свойство  изделий, их составных частей равноценно заменять при эксплуатации любой экземпляр изделия, его составную часть другим однотипным экземпляром без предварительной подгонки.

Правильный  ответ:

5

Установите соответствие между колонками

Проверяемые знания и умения

Предметная область

Источники:

Размеры на чертеже

Типы посадок

Умение определять тип посадки

Допуски и

посадки гладких

 элементов

деталей

Учебник:

Ганевский Г.М., Гольдин И.И.

Допуски, посадки и технические измерения в машино-

строении

а

Ø15  

1

Посадка с зазором

б

Ø50  

2

Посадка с натягом

в

Ø25  

3

Переходная посадка

Правильный ответ:

6

Установите соответствие между колонками

Проверяемые знания и умения

Предметная область

Источники:

Область применения квалитетов

Квалитеты

Знание области применения квалитетов

Допуски и

 посадки

гладких элементов

 деталей

Учебник:

Ганевский Г.М., Гольдин И.И.

Допуски,

посадки и технические измерения в машино-

строении

а

 Для  ответственных сопряжений (посадок)

1

IT8 — IT10

б

 В случае больших зазоров и натягов

2

IT11 – IT12

в

Для грубых соединений

3

IT6 – IT7

Правильный  ответ:

7

Установите соответствие между колонками

Проверяемые знания и умения

Предметная область

Источники:

Система, в которой задан размер

Размеры

Умение определить в какой системе задан размер 

Допуски и

посадки гладких

 элементов деталей

Учебник:

Ганевский Г.М., Гольдин И.И.

Допуски, посадки и технические измерения в машиностроении

а

Система отверстия

1

20 k6

б

Система вала

2

85 E9

3

200 N7

4

12 d11

Правильный  ответ:

                   

8

Установите соответствие между колонками

Проверяемые знания и умения

Предметная область

Источники:

Группа допусков

Вид допуска

Знание допусков формы и расположения поверхностей

Допуски формы и расположения поверхностей.

Шерохова-тость

поверхности

Учебник:

Ганевский Г.М., Гольдин И.И.

Допуски, посадки и технические измерения в машиностроении

а

Допуски формы

1

 Цилиндричности

б

Допуски расположения поверхностей

2

 Круглости

в

Суммарные допуски формы и расположения поверхностей

3

Радиального биения

4

Соосности

5

Профиля продольного сечения

6

Плоскостности

7

Симметричности

8

Параллельности

Правильный ответ:

9

Установите соответствие между колонками

Проверяемые знания и умения

Предметная область

Источники:

Понятие

Определение

Знание определений зазора и натяга

Основные

сведения о

размерах и

сопряжениях

Учебник:

Ганевский Г.М., Гольдин И.И.

Допуски, посадки и технические измерения в машиностроении

а

Зазор

1

Разность между размерами вала и отверстия до сборки, если размер вала больше размера отверстия

б

Натяг

2

Положительная разность между размерами отверстия и вала

Правильный ответ:

10

установите соответствие между колонками

Проверяемые знания и умения

Предметная область

Источники:

Изображение частных отклонений

профиля продольного сечения оси

Виды  частных отклонений

Умение по графическому изображению различать частные  виды отклонений

Допуски формы  и расположения

поверхностей

Учебное пособие:

С.А.Зайцев, А.Д.Куранов,А.Н.Толстов

Допуски и посадки

а

1

Бочкообразность

б

2

Седлообразность

 

в

3

Конусообразность 

 

г

4

Отклонение от прямолинейности

 

Правильный ответ:

 
 

Задания блока

 

11

Вместо многоточия впишите пропущенные слова и единицы измерения

Правильный ответ:

Проверяемые знания и умения

Предметная область

. Источники:

 

Условное обозначение допуска расположения

Пояснения к техническим требованиям

Параллельности

мм

Поверхность(основание)

Умение

читать

технические

требования,

предъявляемые

к деталям по

расположению

поверхности

(по условному обозначению на чертеже)

Допуски формы и расположения поверхностей. Шероховатость поверхности.

ГОСТ2.308-79,

Учебник:

Ганевский Г.М., Гольдин И.И.

Допуски, посадки и технические измерения в машиностроении

Допуск  ………………… оси отверстия равен 0,05 ….. относительно базы. Базой является ……………..

 
                         

12

Вместо многоточия впишите пропущенные слова и единицы измерения

Правильный ответ:

Проверяемые знания и умения

Предметная область

Источники:

Условное обозначение      шероховатости

Пояснения к техническим требованиям

мкм

2,5

0,8

%

50

Не указаны

Умение читать технические требования, предъявляемые к деталям по шероховатости

( по условному обозначению на чертеже)

Допуски формы  и расположения

поверхностей.

Шероховатость

 поверхности.

ГОСТ 25142-82 ( СТ СЭВ 1156-78), ГОСТ 2789-73 (СТ СЭВ 638-77) ,ГОСТ 2.309-83

ГОСТ 2.309-73

(с изм. от 28 мая 2002г.)

Параметр Rz 

Параметр Sm   …..  мм на базовой длине  …..  мм,

Параметр tp  , при уровне сечения равным ……%

Способ обработки и направле-ния неровностей .………..

13

Вместо многоточия впишите пропущенное слово

Правиль

ный ответ

Проверяемые знания, умения

Предметная область

Источники: учебники методические пособия (с указанием автора)

Чем меньше допуск на размер детали, тем ………………… должна быть шероховатость поверхности.

Меньше

Знание зависимости шероховатости поверхности от допуска на размер

Допуски формы и расположения поверхностей. Шероховатость поверхности.

Учебник:

Ганевский Г.М., Гольдин И.И.

Допуски, посадки и технические измерения в машиностроении.

14

Вместо многоточия впишите пропущенное слово

Посадкой

Знание определения посадки

Допуски и посадки гладких элементов деталей

Учебник:

Ганевский Г.М., Гольдин И.И.

Допуски, посадки и технические измерения в машиностроении 

Характер соединения деталей, определяемой величиной получающихся в нем зазоров или натягов, называется …………………….

             

15

Вместо многоточия впишите пропущенное словосочетание

Правильный ответ

Проверяемые знания и умения

Предметная область

Источники:

Разность между наибольшим и наименьшим зазорами (в посадках с зазором) и наибольшим и наименьшим натягом ( в посадках с натягом) называется …………………….

Допуском посадки

Знание зависимости допуска посадки от зазоров и натягов

Допуски и посадки гладких элементов деталей

Учебник:

Ганевский Г.М., Гольдин И.И.

Допуски, посадки и технические измерения в машиностроении

16

Расположите размеры в порядке возрастания их допусков и уменьшения требуемой точности обработки

Проверяемые знания и умения

Предметная область

Источники:

Умение определять допуск

Основные сведения о размерах и сопряжениях

Учебник:

Ганевский Г.М., Гольдин И.И. Допуски,  посадки и технические измерения в машиностроении

а

б

в

г

                                                          10

Правильный ответ:

17

Вместо многоточия впишите пропущенные данные:

Проверяемые знания и умения

Предметная область

Источники:

Умение определять шероховатость поверхности в зависимости от допуска на размер

Допуски формы  и расположения

поверхностей.

Шероховатость

поверхности.

Учебник:

Ганевский Г.М., Гольдин И.И.

Допуски, посадки и технические измерения в машиностроении.

Федоренко В.А., Шошин А.И.

Справочник по машинострои-

тельному черчению

Допуск размера вала  100 равен: 

ITв = +0,037 … мм

ITв ═ мкм

По диаграмме  в зависимости от допуска на размер  определяем , что шероховатость вала ограничена параметром:

 Rz ═ …… мкм

Правильный ответ:

ITв ═ +0,037  мм

ITв ═ 74 мкм

Rz ═ 20 мкм

18

Вместо многоточия впишите пропущенные данные:

Правильный ответ:

Проверяемые знания и умения

Предметная область

Источники:

2

Умение снимать показания со шкалы микрометра

Основы технических измерений

Метод. Пособие: Годьдин И.И. Задания по допускам и техническим измерениям.

Учебник:

Ганевский Г.М., Гольдин И.И.

Допуски, посадки и технические измерения в машиностроении

Показания на шкале микрометра

Размер на шкале целых миллиметров

…………

Размер на шкале полу- миллиметров

…………

0,5

Размер на шкале сотых долей миллиметра

…………

0,45

Полный размер

…………

2,95

19

Вместо многоточия впишите пропущенные данные:

Правильный ответ

Проверяемые знания и умения

Предметная область

Источники:

Умение снимать показания со шкалы штангенциркуля

Технические измерения

Метод. пособие Годьдин И.И. Задания по допускам и техническим измерениям

Показания на шкале штангенцир-куля

(цена деления 0,1 мм)

Число  целых миллиметров

…………………………….

39

Число десятых долей миллиметра

…………………………….

(7

0,7

Полный размер

……………………………

39,7

20

Вместо многоточия впишите пропущенные данные:

Правильный ответ

Проверяемые знания и умения

Предметная область

Источники:

На чертеже проставлен размер 25Н7,

Система, в которой задан размер  ………………….

Номинальный  размер ……………………….

Квалитет ……………….

Условное обозначение поля допуска ………………….

Отверстие

25

7

Н7

Умение читать размеры на чертеже

Допуски и посадки

 гладких элементов

 деталей

Учебник:

Ганевский Г.М., Гольдин И.И.

Допуски, посадки и технические измерения в машиностроении.

 3.Заключение

Тестирование как метод проверки знаний учащихся и качества образования все больше проникают в систему образования. Краткий опрос  учащихся практически на каждом уроке с помощью тестов используют почти все педагоги. Преимущество такой проверки в том, что за несколько минут можно получить срез обученности всех учащихся, выявить пробелы в знаниях и организовать работу с отстающими студентами

 Все большее применение в образовании находит компьютерное тестирование как эффективный способ проверки знаний . Одним из его достоинств  является минимум временных затрат на получение надежных итогов контроля, удобство использования, получение результатов практически сразу по завершении теста, исключение ошибок при проверке Для студентов работа с компьютерными тестами способствует освоению компьютера как инструмента учебной деятельности, приучает к самоконтролю.

Однако , не все необходимые характеристики усвоения можно получить средствами тестирования. Такие, например, показатели, как умение конкретизировать свой ответ примерами, знание фактов, умение связно, логически и доказательно выражать свои мысли  диагностировать тестированием невозможно. Это значит, что совместно с использованием тестирования необходимо практиковать и традиционные формы проверки .

Литература

  1. Ганевский Г.М., Гольдин И.И. Допуски, посадки и технические измерения в машиностроении: Учеб. Для нач. проф. образования.- 2-е изд., стереотип.- М.: ИРПО; Издательский центр «Академия»,1999-288с.
  2. Зайцев С.А., Куранов А.Д., Толстов А.Н. Допуски и посадки: учебное пособие- М.: Издательский центр «Академия», 2007.-64с.
  3. Багдасарова Т.А. Допуски и технические измернния: раб. Тетрадь для нач. проф. образования -4-е изд., стр. –М.: Издательский центр «Академия», 2009. – 80с.

Измерения. Классификация ошибок измерений

В физике и в других науках весьма часто приходится производить измерения различных величин (например, длины, массы, времени, температуры, электрического сопротивления и т. д.).

Измерение – процесс нахождения значения физической величины с помощью специальных технических средств – измерительных приборов.

Измерительным прибором называют устройство, с помощью которого осуществляется сравнение измеряемой величины с физической величиной того же рода, принятой за единицу измерения.

Различают прямые и косвенные методы измерений.

Прямые методы измерений – методы, при которых значения определяемых величин находятся непосредственным сравнением измеряемого объекта с единицей измерения (эталоном). Например, измеряемая линейкой длина какого-либо тела сравнивается с единицей длины – метром, измеряемая весами масса тела сравнивается с единицей массы – килограммом и т. д. Таким образом, в результате прямого измерения определяемая величина получается сразу, непосредственно.

Косвенные методы измерений – методы, при которых значения определяемых величин вычисляются по результатам прямых измерений других величин, с которыми они связаны известной функциональной зависимостью. Например, определение длины окружности по результатам измерения диаметра или определение объема тела по результатам измерения его линейных размеров.

Ввиду несовершенства измерительных приборов, наших органов чувств, влияния внешних воздействий на измерительную аппаратуру и объект измерения, а также прочих факторов все измерения можно производить только с известной степенью точности; поэтому результаты измерений дают не истинное значение измеряемой величины, а лишь приближенное. Если, например, вес тела определен с точностью до 0,1 мг, то это значит, что найденный вес отличается от истинного веса тела менее чем на 0,1 мг.

Точность измерений – характеристика качества измерений, отражающая близость результатов измерений к истинному значению измеряемой величины.

Чем меньше погрешности измерений, тем больше точность измерений. Точность измерений зависит от используемых при измерениях прибо- ров и от общих методов измерений. Совершенно бесполезно стремиться при измерениях в данных условиях перейти за этот предел точности. Можно свести к минимуму воздействие причин, уменьшающих точность измерений, но полностью избавиться от них невозможно, то есть при измерениях всегда совершаются более или менее значительные ошибки (погрешности). Для увеличения точности окончательного результата всякое физическое измерение необходимо делать не один, а несколько раз при одинаковых условиях опыта.

В результате i-го измерения (i – номер измерения) величины «Х”, получается приближенное число Хi, отличающееся от истинного значения Хист на некоторую величину ∆Хi = |Хi – Х|, которая является допущенной ошибкой или, другими словами, погрешностью. Истинная погрешность нам не известна, так как мы не знаем истинного значения измеряемой величины. Истинное значение измеряемой физической величины лежит в интервале

Хi – ∆Х < Хi – ∆Х < Хi + ∆Х

где Хi – значение величины Х, полученное при измерении (то есть измеренное значение); ∆Х – абсолютная погрешность определения величины Х.

Абсолютная ошибка (погрешность) измерения ∆Х – это абсолютная величина разности между истинным значением измеряемой величины Хист и результатом измерения Xi: ∆Х = |Хист – Xi|.

Относительная ошибка (погрешность) измерения δ (характеризующая точность измерения) численно равна отношению абсолютной погрешности измерения ∆Х к истинному значению измеряемой величины Хист (часто выражается в процентах): δ = (∆Х / Хист) • 100% .

Погрешности или ошибки измерений можно разделить на три класса: систематические, случайные и грубые (промахи).

Систематической называют такую погрешность, которая остается постоянной или закономерно (согласно некоторой функциональной зависимости) изменяется при повторных измерениях одной и той же величины. Такие погрешности возникают в результате конструктивных особенностей измерительных приборов, недостатков принятого метода измерений, каких-либо упущений экспериментатора, влияния внешних условий или дефекта самого объекта измерения.

В любом измерительном приборе заложена та или иная систематическая погрешность, которую невозможно устранить, но порядок которой можно учесть. Систематические погрешности либо увеличивают, либо уменьшают результаты измерения, то есть эти погрешности характеризуются постоянным знаком. Например, если при взвешивании одна из гирь имеет массу на 0,01 г большую, чем указано на ней, то найденное значение массы тела будет завышенным на эту величину, сколько бы измерений ни производилось. Иногда систематические ошибки можно учесть или устранить, иногда этого сделать нельзя. Например, к неустранимым ошибкам относятся ошибки приборов, о которых мы можем лишь сказать, что они не превышают определенной величины.

Случайными ошибками называют ошибки, которые непредсказуемым образом изменяют свою величину и знак от опыта к опыту. Появление случайных ошибок обусловлено действием многих разнообразных и неконтролируемых причин.

Например, при взвешивании весами этими причинами могут быть колебания воздуха, осевшие пылинки, разное трение в левом и правом подвесе чашек и др. Случайные ошибки проявляются в том, что, произведя измерения одной и той же величины Х в одинаковых условиях опыта, мы получаем несколько различающихся значений: Х1, Х2, Х3,…, Хi,…, Хn, где Хi – результат i-го измерения. Установить какую-либо закономерность между результатами не удается, поэтому результат i — го измерения Х считается случайной величиной. Случайные ошибки могут оказать определенное влияние на отдельное измерение, но при многократных измерениях они подчиняются статистическим законам и их влияние на результаты измерений можно учесть или значительно уменьшить.

Промахи и грубые погрешности – чрезмерно большие ошибки, явно искажающие результат измерения. Этот класс погрешностей вызван чаще всего неправильными действиями экспериментатора (например, из-за невнимательности вместо показания прибора «212» записывается совершенно другое число – «221»). Измерения, содержащие промахи и грубые погрешности, следует отбрасывать.

Измерения могут быть проведены с точки зрения их точности техническим и лабораторным методами.

При использовании технических методов измерение проводится один раз. В этом случае удовлетворяются такой точностью, при которой погрешность не превышает некоторого определенного, заранее заданного значения, определяемого погрешностью примененной измерительной аппаратурой.

При лабораторных методах измерений требуется более точно указать значение измеряемой величины, чем это допускает ее однократное измерение техническим методом. В этом случае делают несколько измерений и вычисляют среднее арифметическое полученных значений, которое принимают за наиболее достоверное (истинное) значение измеряемой величины. Затем производят оценку точности результата измерений (учет случайных погрешностей).

Из возможности проведения измерений двумя методами вытекает и существование двух методов оценки точности измерений: технического и лабораторного.




Добавил: Basilio (28.08.2010) | Категория: Механика

Просмотров: 42084 | Загрузок: 0
| Рейтинг: 5.0/3 |

Теги: эксперимент, измерение, ошибка, классификация

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Ошибки возможные при нарушении логического доказательства
  • Ошибки возвращаемые формулами
  • Ошибки водонагревателя аристон велис
  • Ошибки водонагревателя аристон abs vls
  • Ошибки водогрейки аристон