Неправильное воспитание при акцентуациях характера способствует возникновению патохарактерологических реакций и неврозов, формированию психопатических развитий. Оно же утяжеляет конституциональные и органические психопатии и может играть роль провоцирующего и преципитирующего фактора для эндогенных психических болезней. Некоторые виды неправильного воспитания, какими они предстают перед психиатром были описаны Н. И. Озерецким (1932), Г. Е. Сухаревой (1959), О. В. Кербиковым (1971). Нами [Личко А. Е., 1977, 1983] было подчеркнуто значение следующих видов.
Гипопротекция. В крайней форме проявляется безнадзорностью, чаще недостатком опеки и контроля, а главное истинного интереса к делам, волнениям и увлечениям подростка. Лишь иногда гипопротекция простирается до такой степени, что подросток оказывается совершенно заброшенным — ненакормленным, неодетым, живущим в тяжелых бытовых условиях. Обычно же в наши дни в условиях всеобщего материального достатка гипопротекция не сказывается на удовлетворении насущных нужд подростка, а проявляется только недостатком внимания, заботы, руководства. В духовной жизни подростки оказываются полностью предоставленными самим себе.
Скрытая гипопротекция наблюдается тогда, когда контроль за поведением и жизнью подростка как будто осуществляется, но на деле отличается крайним формализмом. Подросток чувствует, что старшим не до него, что они несут в отношений его лишь тяжкие для них обязанности, что на деле они бы рады от них освободиться. Скрытая гипопротекция нередко сочетается с описываемым далее скрытым эмоциональным отвержением. Обычно подросток научается обходить формальный контроль и живет своей жизнью.
Гипопротекция особенно неблагоприятна при акцентуациях по неустойчивому, гипертимному и конформному типам. Такие подростки быстрее других оказываются в асоциальных компаниях и легко заимствуют там праздный, полный поисков увеселений образ жизни.
Доминирующая гиперпротекция. Чрезмерная опека, мелочный контроль за каждым шагом, каждой минутой, каждой мыслью вырастает в целую систему постоянных запретов и неусыпного бдительного наблюдения за подростком, достигающего иногда постыдной для него слежки. Непрерывные запрещения, невозможность принять когда-либо собственное решение путают подростка, создают у него впечатление, что ему «все нельзя», а его сверстникам «все можно». Гиперпротекция не позволяет с ранних лет учиться на собственном опыте пользоваться свободой, не приучает к самостоятельности. Мало того, она подавляет чувство ответственности и долга, ибо если за подростка все решают и всегда ему указывают, как поступить, то он приходит к убеждению, что он сам может ни за что не отвечать.
У гипертимных подростков доминирующая гиперпротекция еще в младшем или среднем подростковом возрасте приводит к резкому обострению реакции эмансипации. Почувствовав возмужание, такие подростки подымают бунт против «притеснения» и в какой-то момент напрочь рвут все родительские запреты и устремляются туда, где, с их точки зрения, «все можно», т, е. в асоциальную уличную компанию.
На подростков с психастенической, сенситивной и астеноневротической акцентуацией доминирующая гиперпротекция оказывает иное действие — усиливает их астенические черты — несамостоятельность, неуверенность в себе, нерешительность, неумение постоять за себя и свое дело. Эти недостатки дают себя знать при вступлении в самостоятельную жизнь, т. е. в старшем подростковом и послеподростковом возрасте.
Потворствующая гиперпротекция. В крайнем проявлении речь идет о том, что ребенок и подросток становятся «кумиром семьи». Здесь дело не столько в постоянном контроле, сколько в чрезмерном покровительстве, в стремлении освободить любимое чадо от малейших трудностей, от скучных и неприятных обязанностей. Это дополняется восхищением мнимыми талантами и преувеличением действительных способностей. Такие дети растут в атмосфере похвал, восторгов и обожания, ими любуются и восхищаются. Это культивирует эгоцентрическое желание всегда быть в центре внимания окружающих, ловить полные интереса к своей особе взгляды, слышать разговоры о себе, а все желаемое получать с легкостью, без особого труда.
Потворствующая гиперпротекция мешает выработке навыков к систематическому труду, упорства в достижении цели, умения постоять за себя. Для подростка создается кризисная ситуация: с одной стороны, желание быть на виду, лидировать среди сверстников, пользоваться их вниманием, вызывать у них восхищение, а с другой стороны — полное неумение осуществлять лидерские функции, подчинять себе, руководить другими.
При истероидной акцентуации потворствующая гиперпротекция толкает к психопатическому развитию по этому же типу. Однако она также способствует появлению истероидных черт при лабильной и гипертимной, реже при шизоидной и эпилептоидной акцентуации характера.
Потворствующая гиперпротекция в случае эпилептоидной акцентуации превращает подростков в жестоких семейных тиранов, способных избивать родителей (синдром «избитых родителей», по Н. Т. Harbin, D. J. Madden, 1979). Родители же готовы все прощать, скрывать нанесенные побои, обелять и выгораживать своих тиранов, все изображать в лучшем свете; отцы в таких семьях обычно спокойно взирают, как сын или дочь бьет мать.
Потворствующая гипопротекция. Этот вид неправильного воспитания описан нашим сотрудником А. А. Вдовиченко (1980 — цит. по А. Е. Личко, 1983) у делинквентных подростков. Здесь сочетается недостаток родительского надзора с некритичным отношением к нарушениям поведения у подростка. Родители пренебрегают сигналами со стороны о его дурном поведении, негодуют по поводу общественных порицаний, стремятся оправдать его проступки, перевалить вину на других. Выгораживают своего сына или дочь, любыми средствами стараются освободить от заслуженных наказаний. Такое воспитание культивирует и неустойчивые, и истероидные черты. Попав в воспитательные учреждения, особенно в условиях строгого дисциплинарного режима, и оказавшись без привычной потворствующей защиты, такие подростки при малейших трудностях и конфликтах обнаруживают склонность к истерическим реакциям (суицидальные демонстрации и т. п.).
Воспитание «в культе болезни». Такое воспитание описано Е. С. Ивановым (1980) у детей и подростков с церебральными параличами. По нашим наблюдениям, его приходится встречать также при хронических соматических заболеваниях (например, при бронхиальной астме) или физических дефектах. Болезнь ребенка и подростка становится центром, на котором фиксировано внимание всей семьи. Подросток привыкает к мысли, что болезнь дает ему многие права, из-за нее все должны идти навстречу всем его желаниям, от всех неприятностей ограждать, от вполне посильных обязанностей освобождать, проступки прощать и позволять то, что недозволено другим. Такое воспитание культивирует не только эгоцентризм, но и рентные установки, завышенные притязания.
При столкновении с трудностями в жизни наиболее универсальной становится истерическая реакция с уходом в болезнь, ипохондризацией.
негармоничная семья – предыдущая | следующая – эмоциональное отвержение
Подростковая психиатрия. Содержание.
- Главная
- Дифференциальная психология
- Вопросы к экзамену
->
->
Акцентуация характера и воспитание
Характер — совокупность устойчивых индивидуальных особенностей личности, складывающихся и проявляющихся в деятельности и общении. Акцентуация характера — это крайний вариант нормы, при котором отдельные черты характера чрезмерно усилены. Явная акцентуация — крайний вариант нормы. Проблемные черты достаточно выражены в течение всей жизни. Скрытая акцентуация — обычный вариант нормы. Проблемные черты характера этого типа проявляются в основном в трудных жизненных ситуациях, в стрессе и конфликтах. Акцентуация характера — следствие как факторов наследственности, так и того или иного типа воспитания ребенка.
Общая атмосфера семьи, взаимоотношения родителей в семье. Их отношение к ребенку влияют на становление характера ребенка, способствует или препятствует развитию тех или иных черт характера.
выдвинуто предположение о существовании определенных закономерностей между типом акцентуации характера ребенка и стилем семейного воспитания:
Гипертимный тип – гипопротекция. (когда контроль за поведением ребенка носит формальный характер и подросток оказывается предоставленным самому себе.)
Циклоидный тип — эмоциональное отвержение(родители не проявляют искренней любви и ласки по отношению к подростку, не оказывают поддержку. Ребенок чувствует искусственность заботливого отношения к себе, некую двойственность, чем и можно объяснить проявление нестабильности поведения с окружающими.)
Лабильный тип – эмоциональное отвержение. ( эмоциональное отвержение со стороны значимых лиц, либо разлука с ними.)
Астеноневротический тип – доминирующая гиперпротекция. Повышенная утомляемость, раздражительность (когда подросток вынужден постоянно быть под наблюдением)
Сенситивный тип – эмоциональное отвержение. чрезмерная впечатлительность и периодически возникающее чувство собственной неполноценности(при эмоциональном отвержении подростка родителями.)
Психоастенический тип — гипопротекция. нерешительность, склонность к бесконечным рассуждениям( Когда ребенок предоставлен сам себе, он вынужден делать самостоятельный выбор, принимать ответственные решения при гипопротекционном стиле воспитания.)
Шизоидный тип – условия жестких взаимоотношений. замкнутость, отгороженность от окружающего, нежелание устанавливать контакты
Эпилептоидный тип – условия жестких взаимоотношений. Склонность к злобно-тоскливого настроения, аффективная вспыльчивость, напряженность
Истероидный тип — гипопротекция. эгоцентризм, жажда внимания окружающих к своей персоне, восхищения, почитания, (это может быть связано с недостатком внимания, заботы, опеки со стороны родителей.)
Неустойчивый тип — гипопротекция. тяга к развлечениям, удовольствиям, к праздности
Конформный тип — гипопротекция. не любят выделяться, с недоверием относятся к незнакомцам, неспособны противостоять своему окружению, трудно осваиваются в непривычной обстановке.
Взаимосвязь дисгармоничного воспитания, акцентуаций характера и защитных установок. Таблица
|
|
|
|
|
|
|
|
Тип акцентуаций |
Наиболее |
Часть |
Блокированная |
Проблема |
Место |
Наиболее |
Наиболее |
Гипертимный тип |
Доминирующая |
Я |
Потребность
в автономии |
Проблема
в
по |
Ограничение контактирования
с
по выбору. Регламентированный режим |
Вытеснение,
подавление,
в |
Необходимость |
Возбудимый тип |
Эмоциональное обращение |
Я |
Потребность
в
и
в |
Проблемы
в
по |
Ущемление Ограничение возможностей
проявить |
Замещение, регрессия, проекция |
Ситуации обвинения, противодействия,
морального материального ущерба |
Экзальтированный |
Эмоциональное |
Я
в |
Потребность
в |
Проблема
в
по |
Отвержение
утрата
неловкая
грубость
посторонних, |
Реактивные образования |
Проблемы |
Циклоидный тип |
Доминирующая |
Я
в |
Потребность
в автономии,
в |
Проблемы
в
по |
В
изоляция,
В
занятий,
и |
Вытеснение, регрессия,
компенсация, |
Ситуации
привычной
по
Необходимость
по |
Дистимный тип |
Эмоциональное |
Я
в |
Потребность
в |
Проблема
в
по |
Ломка привычных стереотипов |
Компенсация, |
Необходимость |
Тревожно-боязливый |
Доминирующая ответственность |
Я
в |
Потребность
в |
Проблема
в
по |
Ситуация насмешек, подозрения
в поступках |
Реактивные
образования, |
Новая |
Педантичный |
Доминирующая ответственность |
Я
компетентный, |
Потребность
в
и |
Проблема
в
по |
Высокие
к |
Реактивные
образования, |
Требования самостоятельных
и обстановке |
Демонстративный |
«Кумир» |
Я |
Потребность
в
самоопределении, |
Проблема
в |
Изоляция, |
Отрицание, вытеснение |
Возможности
раскрытия
быть |
Неустойчивый тип |
Доминирующая |
Я принимаемый, любимый, неотразимый |
Потребность
в самоопределении |
Проблема
в |
Непризнание |
Проекция |
Сомнение |
Диспимный
тип более всего страдает в ситуации
эмоционального отвержения, находя
спасение в компенсации, идентификации,
фантазиях. Тревожно-боязливый и
педантичный типы акцентуаций формируется
под воздействием доминирующей
гиперпротекции, эмоциональном отвержении,
повышенной моральной ответственности.
В качестве основных механизмов защиты
данный тип демонстрирует реактивные
образования и компенсацию. Демонстративный
тип развивает действие механизмов
отрицания и вытеснения, особенно в
случаях воспитания по типу «Кумир семьи»
или потворствующая гиперпротекция.
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
Влияние воспитания
на формирование акцентуаций характера
Каждый из
существующих типов характера может относиться к условной норме, быть
заостренным (акцентуированным) или становиться основой т.н. расстройств
личности. Под акцентуациями характера понимается заострение черт
характера, не доходящих до патологической степени. Акцентуации можно
расположить на границе между характерологической нормой и патологией. По мнению
А.Е. Личко, акцентуации отличаются от патологии характера тем, что:
—
проявляются не всегда и не везде, а лишь в тех случаях, когда трудные
жизненные ситуации предъявляют повышенные требования к «месту наименьшего
сопротивления» в характере данной личности;
—
не препятствуют удовлетворительной социальной адаптации личности или
нарушения адаптации имеют временный, преходящий характер;
—
в определенных жизненных ситуациях могут даже способствовать социальной
адаптации.
В.В. Бойко
отмечает следующие особенности акцентуированных характеров:
—
чем ярче выражены в человеке акцентуации, тем более они необходимы для
адаптации к самому себе;
—
выполняя адаптивную функцию во внутреннем мире человека, акцентуированные
черты характера в то же время становятся причиной его дезадаптации к окружающим
людям и условиям жизнедеятельности;
—
в большинстве случаев возникновение акцентуаций предопределяется
наследственностью; существенную роль также играет подражание – усвоение детьми
в процессе социализации стереотипов проявления характеров окружающих;
—
то обстоятельство, что акцентуации обусловлены, главным образом,
внутренними особенностями индивида, затрудняет педагогическое воздействие в
плане устранения или коррекции акцентуации;
—
любая акцентуация содержит в себе как негативное, так и позитивное
начало;
—
у любого человека можно выявить признаки той или иной акцентуации, что
подтверждает положение, что акцентуация – это вариант нормы;
—
акцентуации могут быть явными или скрытыми;
—
некоторые акцентуации обладают тенденцией переходить в патологические
формы.
Акцентуации
окончательно формируются и наиболее выражены в подростковом возрасте.
Большинство акцентуаций может сгладиться или исчезнуть с наступлением зрелости.
К. Леонгард
выделял следующие типы акцентуированных личностей: демонстративный,
педантичный, застревающий, возбудимый, гипертимический, дистимический,
аффективно-лабильный, аффективно-экзальтированный, эмотивный, тревожный,
экстравертированный, интровертированный.
А.Е. Личко,
применительно к подростковому возрасту, выделяет следующие типы
акцентуированных характеров: гипертимный, циклоидный, лабильный,
астеноневротический, сенситивный, психастенический, шизоидный, эпилептоидный,
истероидный, неустойчивый, конформный.
Как показывает
анализ отечественной и зарубежной литературы, множество исследователей
независимо друг от друга прослеживают связь расстройств поведения с
акцентуациями характера и особенностями ситуационных реакций (Леонгард, Личко,
Бойко, Кондрашенко и др.).
Реакции,
свойственные преимущественно детям:
—
реакция отказа проявляется отсутствием или снижением стремления к
контактам с окружающими;
—
реакция оппозиции подразделяется на активную и пассивную. Активная
оппозиция может выражаться в нарочитой грубости, непослушании, вызывающем
поведении, категорических отказах выполнять какие-либо поручения. Пассивная
оппозиция проявляется в отказах от еды и выполнения тех или иных требований и
поручений, уходах из дома, суицидальном поведении;
—
реакция имитации характеризуется стремлением во всем подражать
определенному лицу или образу;
—
реакция компенсации основана на стремлении скрыть или восполнить свою
слабость, несостоятельность в одной области деятельности успехами в другой;
—
реакция гиперкомпенсации представлена стремлением ребенка или подростка
добиться высших результатов именно в той области, где он оказался
несостоятельным.
Реакции,
свойственные преимущественно подросткам:
—
в основе реакции эмансипации лежит характерная для подростков потребность
в освобождении от контроля и опеки взрослых, протест против установленных
правил и порядков, стремление к независимости, самостоятельности и
самоутверждению себя как личности. В зависимости от характера поведения выделяют
реакции явной и скрытой эмансипации. Реакция явной эмансипации характеризуется
непослушанием, грубостью, патологическим упрямством, прямым игнорированием
мнений и распоряжений взрослых, существующих порядков и традиций. Реакция
скрытой эмансипации чаще всего характеризуется бродяжничеством, сексуальной
свободой, созданием неформальных асоциальных групп;
—
реакция группирования со сверстниками и объединения в неформальные группы
является одной из форм протеста против привычного уклада жизни, опеки со
стороны взрослых. По своей социальной направленности неформальные группы
делятся на просоциальные, асоциальные, антисоциальные. Просоциальные группы
способствуют развитию у своих членов положительных нравственных качеств.
Асоциальные группы формируются на базе совместных развлечений и стоят в стороне
от острых социальных проблем. Деятельность и интересы антисоциальных групп, как
правило, направлены во вред обществу;
—
реакции увлечения (хобби) – это выраженный стойкий интерес к чему-либо,
сопровождающийся чаще всего такими сложными чувствами, как одухотворенность,
восторженность, влюбленность и др. Выделяют следующие типы увлечений (Личко,
Скроцкий): интеллектуально-эстетические, телесно-мануальные, лидерские,
накопительские, эгоцентрические, информационно-коммуникативные, азартные;
—
ведущая роль в возникновении реакций, обусловленных формирующимся
сексуальным влечением, принадлежит повышенному, но в то же время недостаточно
дифференцированному половому влечению;
—
реакции, обусловленные формированием самосознания, определены
становлением устойчивого образа собственного «Я», т.е. формированием
самосознания;
—
реакции, связанные с повышенным вниманием к своей внешности
(дисморфореакции), характеризуются болезненным отношением к любым особенностям
внешности и физического развития;
—
реакции, связанные с повышенным вниманием к своему внутреннему миру
(рефлексиореакции), больше характерны для старшего подросткового возраста,
достижение которого характеризуется тем, что озабоченность своей внешностью
ослабевает и на первый план выступают повышенный интерес к своему внутреннему
миру, самоанализ, оценка своих умственных способностей и моральных качеств.
Формирование
характера происходит на базе свойств темперамента под влиянием определенных
форм воспитания (целенаправленного или нецеленаправленного – стихийного).
Нередко родители не могут четко сформулировать цели воспитания или эти цели
изменяются в зависимости от обстоятельств, поэтому можно говорить, что целью
воспитательного процесса на уровне черт характера будет являться формирование
гармоничного характера.
Н. Пезешкиан
разделил воспитание в зависимости от поставленных воспитателем задач на три
вида: воспитание для общества, воспитание для воспитателя, воспитание для
воспитуемого. Предполагается, что воспитание той или иной
характерологической черты нацелено на выполнение какой-то важной задачи и
должно преследовать какую-нибудь значимую для самого человека, его близкого или
дальнего окружения, цель.
При «воспитании
для общества» это задачи формирования социально значимых черт, становления
обязательных или требуемых от членов общества качеств (например,
законопослушания). В рамках «воспитания для воспитателя» задачи вытекают из
особенностей педагогического процесса. Предполагается, что это должны быть
черты характера, максимально облегчающие воспитание (например, послушание).
«Воспитание для воспитуемого» ставит задачу выработки таких качеств характера,
которые способны гармонизировать самого человека, стать выгодными ему.
Сравнивая три вида воспитания, отметим, что два первых не могут быть признаны
полностью адекватными, целесообразными и эффективными, поскольку в их целях
учитывается лишь
внешний аспект. Гармоничность же характера человека включает еще и
самоактуализацию, которая при «воспитании для общества» и «воспитании для
воспитателя» полностью игнорируется. Вследствие этого два первых вида
воспитания можно условно назвать дрессурой, поскольку выработка черт характера
строится по принципу внешней целесообразности. К тому же она нередко исходит из
принципа выгоды.
В.Я. Гиндикиным и
В.А. Гурьевой описаны несколько типов неправильного воспитания, способствующих
девиантному развитию личности:
—
«Кумир семьи». Восхваление ребенка,
культивирование в нем чувства исключительности, освобождение его от всех тягот,
склонность к выполнению любой его прихоти, снятие ответственности за проступки.
—
Гиперопека. Чрезмерное внимание и контроль со стороны
взрослых, навязывание своего мнения по любому вопросу, диктование каждого шага,
ограждение от опасностей, культивирование осторожности.
—
Гипоопека. Недостаточное внимание со стороны
родителей, игнорирование целенаправленного воспитания.
—
Безнадзорность. Высокая степень гипоопеки.
—
«Золушка». Лишение ребенка ласки и внимания со
стороны старших, постоянное третирование ребенка, унижение, противопоставление
другим детям, лишение удовольствий.
—
«Ежовые рукавицы». Систематическое
избиение ребенка, диктаторское отношение к нему, отсутствие тепла, сочувствия и
поощрения.
Наряду с
перечисленными типами воспитания, американскими психиатрами выделено воспитание
с использованием «парадоксальной коммуникации», или «двойного принуждения». Суть
его заключается в сочетании непоследовательности предъявления требований к
ребенку с отсутствием эмоционального контакта с ним.