Ошибки воспитания грудничка

  • Воздействие стресса на развитие нервной системы ребенка
  • Самые распространенные ошибки в воспитании грудных детей

Никто из нас, не имея специального образования и подготовки, не возьмется строить мост, удалять аппендицит или управлять самолетом, но почему-то все считают себя специалистами в воспитании детей. Причем особенно хорошо мамы, папы, бабушки и инструкторы родительских клубов знают, что делать с ребенком первого года жизни.

Довольно многие родители и духовные акушеры абсолютно точно убеждены, например, в том, что динамическая гимнастика, беби-йога, проныривание, плавание и моржевание дают детям крепкое здоровье и гениальный ум. Но это мнение людей, которые плохо представляют себе, что же происходит с ребенком на самом деле. Чтобы объяснить суть происходящего мы должны в первую очередь рассказать о происхождении и значении стресса для развития новорожденного и грудного ребенка.

Воздействие стресса на развитие нервной системы ребенка

Сегодня точно известно, что психофизиологическое развитие и поведение ребенка первых трех лет жизни предопределено генетически. Это связано с интенсивным развитием головного мозга именно в этот период, где особо выделяется первый год жизни. Известно также, что поведение матери по отношению к ребенку этого возраста, тоже отражено в его генетической программе, и должно находиться в соответствии с развитием малыша. По этому признаку материнское поведение и поведение окружающих можно разделить на «ожидаемое» (т.е. предусмотренное генетически) и «парадоксальное» (несоответствующее генетической программе).

Помешать процессу развития ребенка может стресс, который сегодня рассматривают как фактор, влияющий на реализацию генетической программы развивающегося организма. Для грудного ребенка стрессом будет являться любое несоответствие между генетически предусмотренной и реальной ситуацией. Таким образом, парадоксальное поведение родителей по отношению к младенцу является стрессовым фактором. А теперь давайте рассмотрим воздействие стресса на развитие головного мозга и психики грудничка.

Стрессовая реакция разворачивается на уровне нервной и эндокринной систем, выражаясь в чрезвычайно высоком содержании в крови гормонов стресса. Предельные уровни этих гормонов вмешиваются в процесс развития различных органов и систем и задерживают его. В этом отношении нервная система имеет особое значение. Головной мозг ребенка развивается до трех лет, а это означает, что переживаемые в этот период жизни стрессы приводят к отставанию, а в последующем — к нарушению в его развитии. Согласно исследованиям, проведенным и описанным Науменко Е. В. и другими авторами, «даже относительно слабые воздействия, не вызывающие видимых морфологических повреждений, могут привести к длительным, а иногда и постоянным нарушениям» в развитии нервной и эндокринной систем. Последствием этих нарушений являются расстройства различных типов поведения, психоэмоциональные и психические расстройства.

Другой исследователь Дернер Г. на основании экспериментальных и клинических наблюдений приходит к выводу, что гормоны стресса, действуя за несколько недель до рождения, во время родов и в течение первого года жизни, участвуют в формировании мозга. Аномальные уровни гормонов во время его развития могут играть роль вредоносных факторов, «способных вызвать физиологические и/или психологические нарушения его функций в последующей жизни». По мнению автора, которое он высказал еще в 1978 году, «миллионы людей являются умственно, эмоционально и физически отсталыми или даже инвалидами и/или преждевременно умирают из-за расстройства здоровья или заболеваний, связанных с нарушением процесса развития». Особое внимание исследователь обращал на ряд факторов, которые он относит к числу опасных в период развития мозга в раннем возрасте. Одними из них являются стресс, психосоциальная депривация и гипоксия или асфиксия.

Таким образом, парадоксальное поведение родителей по отношению к детям первого года жизни, к которому, в частности, относятся искусственное вскармливание, динамическая гимнастика, плавание, проныривание, моржевание/обливание холодной водой и т.д., является стрессом и приводит к нарушениям в развитии его головного мозга и психики.

Самые распространенные ошибки в воспитании грудных детей

Ребенок грудного возраста — это очень пластичный материал и полностью зависим от тех, кто за ним ухаживает. По отношению к новорожденному и грудному ребенку все меры ухода за ним одновременно являются и мерами воспитания. В этот период нервная система и психика младенца развиваются особенно интенсивно. От их успешного или неуспешного развития зависит та база, которая определяет качества уже взрослого человека, начиная с заболеваний и заканчивая жизненными позициями и профессиональными наклонностями. Вариантов конечного результата существует множество. Применяя те или иные методы или приемы, можно получить акробата, ныряльщика, раба, садомазохиста, гения, творца, изобретателя и т.д. При этом мы можем сформировать как полноценного человека, свободную самодостаточную личность, так и зомбированное создание с искалеченной психикой.

Родителям следует серьезно задуматься над тем, какими методами они собираются пользоваться, воспитывая ребенка. Ведь из новорожденного рано или поздно вырастет взрослый человек, а родители постареют. Отсутствие уверенности в себе у годовалого ребенка никак не отражается на жизни окружающих его людей, а отсутствие такой уверенности у мужа и отца семейства может привести к тяжелому положению людей, зависящих от него и в том числе престарелых родителей.

Условно наиболее распространенные сегодня ошибки можно разделить на три группы, в зависимости от тех последствий, к которым они приводят. Приведем их перечень с краткими разъяснениями.

1. Разрушение контакта с мамой, чувства защищенности и уверенности в себе, затрудненная социальная адаптация, асоциальное поведение. К таким последствиям приводят:

— Отсутствие грудного вскармливания, которое, кроме этого, приводит ко множеству различных нарушений, наиболее серьезными из которых являются неполноценное развитие иммунной и нервной системы. Только в материнском молоке присутствуют живые клетки и нейрогормоны, которые участвуют в формировании нервной системы ребенка. Поэтому при отсутствии грудного вскармливания мы получаем качественно другое существо, нервная система которого формировалась по другим законам, чем должна формироваться у человека в норме. В западноевропейских странах строго запрещено рекламировать, и открыто продавать заменители женского молока. Их выписывают женщинам по рецептам только в том случае, когда искусственное вскармливание — единственно возможный выход.

— Отсутствие совместного сна с мамой.

— Ограничение в пребывании на руках, кроме того, влияет на формирование познавательного интереса. Стремление человека к исследовательской деятельности и пониманию взаимосвязи вещей и явлений пресекается.

— Неправильное применение памперсов именно тогда, когда мама решает «не приучать ребенка к рукам». Как правило, малыши, прежде чем сделать свои маленькие делишки, плачут и зовут маму на помощь. Это лишний повод взять малыша на руки и пообщаться с ним. Кроме того постоянное ношение памперсов приводит к нарушению контроля за мочеиспусканием и развитию энуреза, бесплодию как у мальчиков, так и у девочек.

2. Нарушение восприятия пространства, формирование психических расстройств, связанных с этим (боязнь замкнутых или открытых пространств, страх высоты и мостов или, напротив, стремление спрыгнуть с высоты). К таким последствиям приводят:

— Полный отказ от пеленания. Ребенок до появления на свет находится в условиях тесной матки. После родов новый пространственный объем, в который он попадает, вызывает у него дискомфорт, и даже страх. Пеленание в первые дни жизни позволяет постепенно освоиться с новым пространством.

— Ранние прогулки, т.е. прогулки в течение первого месяца жизни открывают перед малышом еще более громадные просторы. Поэтому в течение первого месяца жизни лучше оставаться дома и сначала освоиться с пространством комнаты.

— Динамическая гимнастика, почти акробатика для младенцев с многочисленными подбрасываниями, раскручиваниями и переворотами. Устойчивым результатом таких занятий является полное отсутствие страха перед высотой и падением, стремление прыгнуть вниз с большой высоты. Среди детей, с которыми занимались динамической гимнастикой, высокий процент травм и смертельных исходов в результате выпрыгиваний с балконов и из окон многоэтажных домов. Кроме этого чрезмерные нагрузки на костно-мышечную систему приводят к утолщению связок и сухожилий суставов, что приводит к ограничению их подвижности, утрачивает также гибкость и становится малоподвижным позвоночник, нарушается пространственная ориентация. В древности, используя только подбрасывания грудных детей вверх, воспитывали бесстрашных канатоходцев, которые могли ходить по канату на большой высоте и не боялись разбиться.

3. Состояние подавления действия, зомбирование, нездоровая самоуглубленность, полное безразличие к чувствам и действиям окружающих, формирование рабской психологии и различных комплексов, садомазохистские наклонности. К таким последствиям приводят:

— Моржевание и обливание холодной водой. Кроме этого, моржевание приводит к срывам в работе эндокринной и сердечно-сосудистой систем, изменяет отношение к боли и приводит к отсутствию чувства опасности.

— Проныривание и плавание грудничков ставит ребенка в ситуацию, когда он не может сопротивляться действиям взрослого и как бы оказывается на грани между жизнью и смертью. Эта ситуация очень часто заканчивается для ребенка сверхстрессом, глубокой депрессией.

Давайте рассмотрим ситуацию проныривания с позиции ребенка. Он пришел в новые условия существования из мира, где был полностью защищен, обеспечен всем жизненно необходимым и огражден от всех неприятностей. Гарантом такой защиты была его мать. Потребность в защите сохраняется у ребенка в течение всего периода развития головного мозга (3 года), т.е. он ощущает себя как абсолютно беззащитное существо, нуждающееся в опеке. И вдруг мать отдает его чужой тете (а еще хуже делает это сама), которая начинает его топить, ставя на грань между жизнью и смертью. Малыш не может понять ваших идей о его развитии и оздоровлении. Он понимает только то, что его жизни угрожает смертельная опасность. Причем эта опасность проявляет себя регулярно и имеет вселенские масштабы, поскольку мать не может его защитить. То же самое относится и к ситуации закаливания.

Чтобы лучше понять ребенка, представьте себя в аналогичной ситуации. Вы благополучно жили во дворце, где все ваши желания исполнялись. А потом в один прекрасный день вас пригласили на морское побережье и начали топить. Что вы будете чувствовать, задыхаясь и захлебываясь? Не правда ли, очень неприятная ситуация. Когда вы окажетесь на берегу, ваше царское достоинство будет полностью разрушено, и вы будете представлять собой довольно жалкое зрелище. Даже ваш сформировавшийся мозг пострадает, что же тогда говорить о беззащитном младенце?

Кроме этого, проныривание имеет еще один неприятный физиологический аспект. У новорожденных носовые ходы узкие и короткие, что обеспечивает им возможность дышать поверхностно. Благодаря этому в крови малышей первых месяцев жизни поддерживается высокое содержание углекислоты. Этот механизм помогает мягкой адаптации малыша к новым условиям (внутриутробно у плода кровь венозная, т.е. содержание кислорода в ней понижено). Нормальное развитие головного мозга младенца происходит в условиях несколько пониженного содержания кислорода в его крови. При проныривании уровень кислорода, необходимый для развития головного мозга, значительно понижается и возникает асфиксия. Таким образом, проныривание несет в себе два вредоносных фактора — асфиксию и стресс.

Среди грудничков-ныряльщиков очень высок процент спонтанной детской смертности (смерть в результате внезапной остановки сердца), аспирационной пневмонии, желудочно-кишечных расстройств.

Родители, помните! Всякое ваше действие по отношению к ребенку первого года жизни не должно быть насилием даже из благих побуждений. Малыш не может пресечь ваши действия ни в физическом, ни в правовом отношении. 

Он только может выразить протест криком, болезнью или смертью.

Психолог-перинатолог Ж. В. Цареградская

Статья опубликована в газете 

«Наш аист»,  №7(31), апрель 1998 года

Большинство молодых родителей активно готовятся к появлению малыша: читают десятки книг об уходе за младенцами, ходят на курсы, подробно расспрашивают опытных друзей. Но как показывает практика, даже самые подготовленные мамы и папы в первые недели жизни крохи совершают одни и те же ошибки. Мы собрали основные ошибки родителей в воспитании детей:

  • Родительская паника
  • Поиск причины плача ребенка
  • Жизнь по режиму
  • Сон ребенка в кромешной тишине
  • Почти не брать ребенка на руки
  • Неоправданные переживания: ему холодно, абсолютная стерильность, вечные купания и прогулки
  • Отказ от помощь близких
  • Забыть о себе
  • Попытки понять: кто лучше

Давайте рассмотрим подробнее каждый из этих пунктов

Семейные кризисы в первый год жизни ребенка

Паника по любому поводу

Он чихнул! У него вскочил прыщик на щеке! Он проспал дольше обыкновенного на десять минут! Молодым родителям для волнения достаточно самой безобидной причины. Действительно, в первый месяц с новорожденным происходит множество удивительных изменений, но большинство из них абсолютно естественно. Например, в 3 – 4 недели у всех малышей на коже возникает гормональная сыпь, а стул у грудного ребенка может поражать разнообразием оттенков — и это нормально. В любом случае не стесняйтесь задавать вопросы педиатру — он развеет ваши сомнения.

Почему ребенок плачет

причины плача ребенка

Плач новорожденного пугает новоиспеченных родителей больше, чем угроза ядерной войны. Но излишне волноваться не стоит: в начале жизни плач — единственный способ общения для малыша. Он может плакать, потому что голоден, ему некомфортно лежать в мокром подгузнике, беспокоит животик или просто хочется маминого внимания. Не воспринимайте это как вселенскую катастрофу, но и не оставляйте ребенка «проплакаться». Ему важно знать, что мама быстро придет на помощь в любой ситуации.

Режим для малыша

Конечно, режим дня важен для ребенка и удобен для родителей, но раньше полугода устанавливать его не имеет смысла. В первые месяцы малыш пробует разные биоритмы, приспосабливаясь к жизни «снаружи». Постепенно кроха установит собственный график сна и «трапезы», оптимальный именно для него. А при кормлении грудью на часы не стоит смотреть вовсе — ВОЗ и ведущие педиатры во всем мире рекомендуют прикладывать малыша по требованию, а не по режиму.

Сон в полной тишине

Сон здорового младенца достаточно крепкий, и ходить по квартире на цыпочках совсем не обязательно. Более того, полная тишина непривычна для новорожденного, ведь в животе у мамы он слышал множество звуков: стук сердца, ток крови, мамин голос. Пока малыш спит, вы вполне можете негромко разговаривать, слушать тихую инструментальную музыку, смотреть фильмы.

Ребенка нельзя приучать к рукам

Миф о том, что малыша нельзя слишком часто брать на руки, особенно любят внушать молодым родителям бабушки. Но желание быть в тесном физическом контакте с мамой естественно для новорожденного, такая связь необходима для его полноценного развития, это не каприз! Дети, которых много носят на руках в младенчестве, лучше спят, меньше плачут и впоследствии вырастают более уверенными в себе. Для того чтобы «развязать» себе руки, можно носить кроху в слинге.

Купать малыша ежедневно

как часто мыть ребенка

Многие молодые родители считают ежедневные долгие банные ритуалы обязательными, но это вовсе не так. Кожа новорожденного очень чувствительна и от частого мытья легко может покраснеть и пересохнуть. В первый месяц достаточно подмывать малыша после каждой смены подгузника и купать в ванночке пару раз в неделю.

Перегревать ребенка

У новорожденных несовершенная терморегуляция, и перегрев они переносят гораздо хуже, чем холод. Не стоит кутать малыша и надевать ему шапочку и носочки, если температура воздуха в помещении выше 23 градусов. А на прогулку ребенка нужно одевать по принципу «как себя плюс один слой». Из-за особенностей кровообращения у младенцев часто бывают холодными ручки и ножки, но это не значит, что они мерзнут. Если шея и спинка у малыша теплые, ему комфортно.

Полная стерильность

Конечно, общая гигиена важна для малыша, но стерильность ему совершенно не нужна. Дело в том, что иммунитет ребенка развивается, когда он контактирует с микроорганизмами из окружающей среды. Многочисленные исследования доказывают, что дети, выросшие в атмосфере стопроцентной чистоты, больше подвержены аллергии. Кроме того, в редкие свободные минуты для молодой мамы куда полезнее отдохнуть, чем фанатично мыть пол или стерилизовать игрушки.

Отказываться от помощи с ребенком

бабушка помогает маме с ребенком

Молодые родители часто принципиально отказываются от помощи родственников и друзей, и это можно понять: страшно доверить кому-то хрупкого новорожденного. Но вполне можно попросить об услугах, не связанных с малышом напрямую, например купить продукты по списку или прибраться в доме. Направляйте энергию близких в нужное вам русло, и все будут довольны: вы получите реальную помощь, а родные почувствуют себя важными и ценными.

Забыть о себе

Часто молодые мамы настолько погружаются в заботу о новорожденном, что совершенно забывают о собственных потребностях, включая еду и сон. В первые недели после родов многие ощущают небывалый подъем сил, но потом неминуемо обрушивается усталость. Разумно расходуйте свои силы, помните, что малышу нужна здоровая и довольная мама. Постарайтесь спать одновременно с крохой, уделяйте время себе, делегируйте как можно больше домашних обязанностей родным.

Прогулки без конца

Свежий воздух укрепляет иммунитет новорожденного, а для мамы прогулки по парку — отличная физическая нагрузка. Но не стоит вдаваться в крайности и гулять с малышом по 3 – 4 часа ежедневно — гораздо полезнее будет в это время отдохнуть. В первые недели большинство детей отлично спит на балконе, где такой же свежий воздух, как на улице. А при температуре ниже -15 градусов, дожде или сильном ветре гулять с малышом не стоит вовсе.

Возить ребенка без автокресла

Многим молодым родителям автокресла группы «0» кажутся ненужными и неудобными — куда комфортнее перевозить малыша, держа его на руках. На самом деле автолюльки сделаны специально с учетом анатомии новорожденных, а ездить в машине без них — значит рисковать собственным ребенком. Если у вас нет своего автомобиля, можно воспользоваться услугами детского такси с автокреслами.

Сравнивать детей

Соседский малыш уже держит головку, а ваш только-только научился фокусировать взгляд? Не переживайте: все дети развиваются в своем темпе, и возрастные нормы очень условны. Любите своего кроху и постарайтесь не сравнивать его с другими младенцами! Ведь он — самый лучший.

Список использованной литературы

  1. Куусмаа Анна, Изюмская Анастасия. Мама на нуле. Путеводитель по родительскому выгоранию. Москва: Издательство «Самокат», 2018. — 432 с.
  2. Мулюкина Елена. Как маме все успеть. 9 стратегий в помощь маме с маленьким ребенком. Москва: Издательство «Феникс», 2015. — 250 с.
  3. Безсудова Е. А., Поспелова Т. В. Мама дорогая! 9 мифов о материнстве. Москва: Издательство «Генезис», 2017. — 168 с.

Вам понравилась статья?

К списку статей

Ошибки в воспитании детей грудного возраста.

Грудной ребенок — это очень пластичный материал. Любые действия по отношению к маленькому человечку одновременно являются и методами воспитания. И только от поведения родителей зависит каким человеком вырастет ваш малыш.

Известно, что бурный период нервной системы приходится на возраст до 3 лет, причем 70% из них — до года. Первый год малыша — это самый важный год в его жизни! Таких колоссальных изменений с ним больше не будет никогда, поэтому и относится к его воспитанию нужно с максимальной осторожностью. В силах родителей воспитать свободного, независимого человека, полноценную личность, либо же зомбированное существо с кучей страхов и комплексов, с искалеченной с пеленок психикой.

Наиболее распространенные ошибки, можно условно разделить на 3 группы (в зависимости от последствий к которым они могут привести в будущем).

1. Разрушение контакта с матерью, потеря уверенности в себе и чувства защищенности, анти-социальное поведение, затрудненная социальная адаптация.

К таким последствия могут привести:

— полное отсутствие грудного вскармливания. Кромы выше перечисленных проблем, также может привести к более низкому иммунитету и неполноценному развитию нервной системы. В грудном молоке содержатся факторы, положительно влияющие на развитие НС (живые клетки и нейрогормоны);

— отсутствие совместного сна с матерью;

— боязнь ношения на руках. Также это отрицательно влияет на развитие познавательного интереса, так как в таком случае пресекается естественное стремление человека к исследовательской деятельности.

2. Нарушенное восприятие пространства и формирование психических расстройств, которые с этим связаны (боязнь открытых или замкнутых пространств, страх высоты или, наоборот, желание спрыгнуть с высоты).

К таким последствия могут привести:

— отказ от пеленания с роддома. До того, как появиться на свет, малыш находился в замкнутом пространстве. Естественно, что после родов новое пространство, в котором он оказывается, вызывает у него страх. Пеленание, хотя бы в первые дни, позволяет мягче преодолеть этот дискомфорт.

— длительные прогулки в первый месяц жизни. Не успев до конца привыкнуть к своему новому дому, малыша вывозят на улицу, где пространство еще более огромно, а мама при этом занята тем, что катит коляску. Для более спокойной адаптации малыша, в первые недели лучше оставаться дома и знакомиться с пространством комнаты. На свежий воздух лучше выходить на непродолжительное время и на руках у матери.

— динамическая гимнастика- практически акробатика для новорожденных с множественными подбрасываниями, переворотами и раскручиваниями. В результате нарушается пространственная ориентация, появляется полное отсутствие страха перед падением и высотой. В древности, используя только лишь подбрасывания младенцев вверх, воспитывали бесстрашных канатоходцев.

3. Состояние подавления действия, полного безразличия к чувствам и действиям окружающих, нездоровая самоуглубленность, формирование рабской психологии и различных комплексов.

К таким последствия могут привести:

— обливание холодной водой и моржевание. Кроме выше перечисленного, моржевание приводит к срывам в работе сердечнососудистой и эндокринной систем, меняет отношение к боли и приводит к отсутствию чувства опасности;

— плавание грудничков и проныривание ставит ребенка в ситуацию, когда он не может сопротивляться действиям взрослого и как бы оказывается на грани между жизнью и смертью. Эта ситуация очень часто заканчивается для ребенка сверхстрессом, глубокой депрессией.

Посмотрите на проныривание с позиции ребенка. Малыш пришел в новые условия существования из мира, в котором был полностью защищен, огражден от всех неприятностей   и обеспечен всем жизненно необходимым. Гарантом этой защиты выступала мать. В течение всего периода развития головного мозга (3 года) у ребенка сохраняется потребность в защите, то есть малыш ощущает абсолютно беззащитным и нуждающимся в опеке. И вдруг мама отдает его чужой тете (или даже делает это сама), которая начинает его в прямом смысле слова топить, ставя на грань между жизнью и смертью. Ребенок не может понять ваших благих идей о развитии и оздоровлении. Он понимает лишь то, что сейчас его жизни угрожает смертельная опасность. Причем эта опасность проявляет себя регулярно и имеет вселенские масштабы, поскольку самый близкий человек – мама вместо того, чтобы его защитить равнодушно смотрит за процессом или даже участвует в нем сама.


Среди грудничков-ныряльщиков очень высокий процент СВДС (смерть в результате внезапной остановки сердца), аспирационной пневмонии, желудочно-кишечных расстройств.

Родители, запомните! Всякое ваше действие по отношению к ребенку первого года жизни не должно быть насилием даже из самых благих побуждений. Ребенок не может пресечь ваши действия ни в физическом, ни в правовом отношении.

Он только может выразить протест криком, болезнью или смертью.

Интересные разделы сообщества

Комментарии

Узнавай и участвуй

Клубы на Бэби.ру — это кладезь полезной информации

Которые могут стоить ребенку здоровья, а иногда и жизни

1

1. Пустышка на шнурке

Почему-то считается: если повесить малышу на шею шнурок с пустышкой, этот аксессуар не затеряется, когда выпадет изо рта у сонного крохи. А что толку? Грудничок все равно не сможет самостоятельно найти пустышку и снова засунуть ее себе в рот. Так что он в любом случае будет плакать до тех пор, пока кто-то из старших членов семьи не придет ему на помощь. Но главное то, что шнурок может стать опасным: малыш может в нем запутаться. При благоприятном стечении обстоятельств на коже образуются потертости или порезы, при неблагоприятном — это может привести к удушению. Потому для фиксации соски правильнее использовать мягкий ремешок на клипсе, которая отстегивается при натяжении.

2. Малыш с бутылочкой в кроватке

Бывает, родители, стремясь переделать одновременно много дел, дают малышу в кроватку бутылочку и, подперев ее валиком или мягкой игрушкой, чтобы еда поступала без перебоев, оставляют младенца наедине с этим приспособлением. Это очень опасно! Представьте, что будет, если он поперхнется или подпорка случайно окажется в таком положении, которое помешает крохе дышать. В первом случае малыш может захлебнуться, во втором — задохнуться. Потому, пока ребенку не исполнилось 8-9 месяцев и он не научился удерживать бутылочку в руках, нельзя оставлять его с бутылочкой наедине. Да и позже этого лучше не делать.

Каких еще вещей не должно быть в детской кроватке? Подробнее об этом читайте в материале «Подушка, одеяло и еще 6 вещей, которым не место в детской кроватке»

Младенца рекомендуется кормить всегда в одном месте, а укладывать его спать — в другом. Не зря ведь придуманы детские стульчики и кроватки. Кроме того, время кормления — прекрасная возможность взять малыша на руки, пообщаться с ним и показать, как вы его любите.

3. Успокоительные чаи

Некоторые родители, чтобы ребенок быстрее засыпал и крепче спал ночью, дают ему успокоительные чаи или легкое снотворное в виде антигистаминного средства. Они категорически неправы! Давать любые, даже, казалось бы, самые безобидные лекарства без консультации с врачом, нельзя. Сначала надо понять, почему кроха плохо спит по ночам и долго не засыпает, а потом уж назначать препараты. И сделать это может только доктор. К тому же часто оказывается, что наши представления о том, каким должен быть сон у грудничка, не соответствуют возрастной физиологической норме. Если вы хотите наладить сон малыша, постарайтесь наладить его распорядок дня и отрегулировать режим дня семьи в целом.

4. Свет в детской на всю ночь

Оставленный на всю ночь свет в детской не идет ребенку на пользу. Гормон роста лучше вырабатывается в темноте. Для своего удобства можно укладывать малютку при мягком «замаскированном» освещении ночника или при свете из коридора. Но как только кроха уснет, свет следует убрать, тем более, что страх темноты может появляться у детей в более старшем возрасте.

5. Ночная каша

Не давайте во время ночных кормлений ребенку кашу или сладкую водичку. Не стоит в этом вопросе руководствоваться народной мудростью: чтобы ребенок научился спать всю ночь напролет, он должен немного повзрослеть. Для ночного кормления подходят только грудное молоко или адаптивная молочная смесь. Каша и другие блюда прикорма должны использоваться только днем: как говорят специалисты, эти продукты нефизиологичны для ночных кормлений, так как для их усвоения органы пищеварения должны серьезно поработать. Сладкая же водичка является причиной кариеса. Как известно, сахар создает благоприятную среду для размножения любых микробов. Ночные пробуждения во втором полугодии жизни при правильном режиме питания связаны не с ночным голодом, а с неготовностью нервной системы к длительному непрерывному ночному сну или с тем, что ребенок привык к ночным кормлениям.

Для купания выбирайте анатомические ванночки, которые повторяют форму тела крохи и тем самым обеспечивают ему большую безопасность. Если малыш полулежит на подставке для купания, уровень воды должен быть не выше его пупка. Иначе грудничок может ненароком «нырнуть» под воду.

6. Смена марки молочной смеси

Подбирать для младенца молочную смесь должен только доктор. Родителям в этом вопросе не следует проявлять инициативу и тем более — менять марку смеси, даже если у крохи возникают какие-нибудь проблемы, например, с пищеварением. Дело в том, что искусственные смеси одной возрастной категории для здоровых младенцев имеют практически одинаковую рецептуру. Переход на продукт другого производителя вряд ли даст ощутимый эффект. Заменить молочную смесь необходимо только в том случае, если у грудничка серьезные нарушения. Например, когда малыш обильно срыгивает, доктор рекомендует антирефлюксную смесь, при сильных проявлениях аллергии — гипоаллергенную и т.д. Но опять-таки решать, нуждается ли ребенок в лечебной смеси, должен доктор, а не мама или бабушка.

7. Погреем-ка мы все в микроволновке

Увы, у этого способа быстрого, почти моментального разогрева пищи есть существенные недостатки: в то время, как молоко уже разогрелось, бутылочка по-прежнему остается холодной, кроме того, содержимое бутылочки может нагреться неравномерно. Именно поэтому, достав емкость из микроволновки, рекомендуется энергично ее встряхнуть и капнуть немного жидкости себе на запястье — так вы убедитесь, что смесь не нагрелась слишком сильно. Те же меры предосторожности нужно предпринять и в том случае, если бутылочка нагревается в горячей воде. Избежать подобных проблем поможет специальный нагреватель для бутылочек. Установив нужную температуру, можно быть спокойным: смесь не перегреется, даже если вы опоздаете вовремя снять бутылочку с подогрева.

8. Сон на животике

Пока малыш не научился самостоятельно переворачиваться с живота на спину, то есть в среднем до 4-5 месяцев, нельзя укладывать спать его на живот: в таком положении младенец может задохнуться. Так что совсем маленькие дети должны спать на спине или на боку. Укладывать кроху на живот следует, когда он бодрствует. В таком положении он сможет заодно не только поиграть, но и потренировать мышцы спины, шеи, рук.

Читайте также: «Синдром внезапной смерти младенца: 7 действий, которые могут спасти ребенка»

9. Полеты наяву

Малыши очень любят высоту и заливаются счастливым смехом, когда их подбрасывают вверх. Вот взрослые, стремясь доставить крохе удовольствие, и рады стараться. С одной стороны, такие «полеты» во благо: они помогают тренировать вестибулярный аппарат, активизируют деятельность сердечно-сосудистой системы, а ребенок испытывает кратковременное и непривычное для него состояние невесомости. А с другой — у маленьких детей веселье граничит с перевозбуждением, к тому же, если подбрасывать кроху слишком высоко, есть риск, что он «пролетит» мимо рук взрослого и упадет. Это чревато серьезными травмами. Учтите и то, что внезапное и энергичное подбрасывание ребенка может его испугать. Во время таких развлечений следите, чтобы рядом не было выступающих углов, сверху — низко висящих светильников, а внизу — твердой поверхности. Остановитесь, не дожидаясь, пока дитя зайдется в плаче, то есть перевозбудится.

10. «Сидячая» тренировка

Нельзя усаживать ребенка под углом 90°, пока он не научился это делать самостоятельно. Обычно подобное умение приходит к 6 месяцам. До этого возраста мышцы, связки, позвоночник и тазобедренные суставы не приспособлены к подобным нагрузкам. Если пора садиться пришла, малыш здоров, но «ленится», призовите на помощь массаж и гимнастику.

11. Один на пеленальном столике

Это самая распространенная ошибка взрослых. Все взрослые, конечно, знают, что оставлять грудничка одного на пеленальном столике, даже если потребовалось отбежать всего на секундочку, нельзя ни в коем случае, но продолжают это делать с завидным постоянством. И малыши получают травмы различной степени тяжести. Если надо отвернуться, чтобы что-то достать, всегда придерживайте ребенка рукой, не отвечайте на телефонный звонок. Позвонили в дверь? Возьмите кроху на руки и вместе с ним идите ее открывать.

По статистике, большинство несчастных случаев, которые происходят с малышами, случаются дома в присутствии взрослых.

12. Стимуляция стула

Боясь затруднений в работе кишечника, иные родители готовы стимулировать его очищение без особой на то нужды. Прежде чем прибегать к подобным методам, следует убедиться, что у крохи действительно запор (это бывает не так уж часто). В любом случае первым делом следует проконсультироваться у педиатра. Возможно, справиться с затруднениями удастся, увеличив в меню малыша долю фруктов, овощей, чернослива. Если эта мера не возымеет эффекта, врач подберет лечение.

Читайте также: «Справиться с трудностью: как кормить грудничка при запорах»

13. Обработка ран йодом

Не стоит обрабатывать неглубокие ранки у малыша йодом. Йод и другие спиртосодержащие средства могут вызвать в зоне нанесения химический ожог. К тому же если антисептик содержит краситель, контролировать состояние раны трудно, так можно и признаки воспаления пропустить. Потому пользуйтесь бесцветными антисептиками без спирта на основе хлоргексидина или перекиси водорода.

14. Прогулка в горы

Грудничков лучше не брать с собой в горы. Разреженный воздух не пойдет крохе на пользу. Даже на небольшой высоте малыш будет испытывать нехватку кислорода.

15. Загар на пляже

Ультрафиолет стимулирует выработку так нужного детям витамина D, но клетки, отвечающие за выработку пигмента меланина, у грудничков еще не работают в полную силу. По этой причине организм младенца не сможет защитить себя от вредного воздействия солнечных лучей, например, от солнечных ожогов. К тому же терморегуляция у совсем маленьких отличается от терморегуляции у взрослых, потому у младенцев велик риск перегреться. Даже если вы с ребенком находитесь в тени, пользуйтесь солнцезащитными средствами с максимальным уровнем УФ-индекса.

Как определить, что у грудничка обезвоживание? Читайте об этом в материале «3 степени обезвоживания у младенцев: симптомы, помощь, кто в зоне риска»

Воспитание детей лучше всего начинать уже с первых недель его жизни. Начиная с рождения и до года – это время активного физического развития малыша, его адаптации к окружающей среде и приобретения опыта. Всего двенадцать месяцев понадобится крохе, чтобы научиться улыбаться, агукать, узнавать голоса родителей, различать интонации и реагировать на их настроение. В период младенчества родители уделяют основное внимание соблюдению режима питания и полноценному уходу, но о воспитании ребенка тоже нельзя забывать. Именно до года на подсознательном уровне закладываются основные привычки малыша, формируются его склонности и личностные особенности. Дальнейшее развитие ребенка во многом зависит от воспитания его до года. Условно в этом периоде обычно выделяют 4 этапа, каждый из которых охватывает три месяца.

воспитание ребенка до года

Воспитание ребенка до года: четыре основных периода

  1. От рождения до трех месяцев.
  2. От трех до шести месяцев.
  3. От шести до девяти месяцев.
  4. От девяти месяцев до года.

Первый период

Первый этап длится с момента рождения ребенка и до исполнения трех месяцев.  В этот период родители должны сформировать у малыша хорошие привычки и предупредить появление вредных, заложить основы общения, развить сенсорное восприятие. Также, в этот период родителям необходимо правильно организовать режим питания, это важно для нормального прибавления в весе и формирования привычки к режиму. В первые три месяца у малыша должны выработаться следующие привычки:

  • засыпать на улице без пустышки;
  • держать головку;
  • некоторое время проводить в кроватке, развлекая себя самостоятельно;
  • подавать признаки недовольства при необходимости замены подгузника;
  • засыпать без укачивания;
  • ориентироваться в пространстве, реагируя на звуки и свет.

Особое внимание необходимо обратить на гигиену малыша. Каждое утро должно начинаться с приветливой улыбки мамы и проведения гигиенических процедур. Они заключаются в умывании личика и ручек, смены подгузника и подмывания. Ежедневные процедуры будут формировать у малыша полезную привычку к чистоте. Недопустимо, чтобы остатки мочи или фекалий раздражали кожу ребенка, поэтому замена подгузников должна проводится каждые три часа. Поскольку детская кожа очень нежная, ее поверхность обрабатывается кремом или присыпкой.

Для формирования привычки держать головку малыша необходимо выкладывать на животик, даже если он выражает недовольство. Постепенно эта процедура войдет у него в привычку, мышцы шеи и спинки натренируются. С каждым днем он будет все больше времени проводить на животе и созерцать окружающий мир из другого положения.

Как выработать привычку разговаривать? Для того, чтобы ребенок начал агукать, с ним необходимо играть. Хорошо, что когда малыш будет слышать песенки и потешки. Каждое действие, которое связано непосредственно с ребенком, следует комментировать, рассказывать, как надеваются штанишки, кофточка, как меняется памперс. Беседуя со своим ребенком, следует улыбаться, таким образом будет закладываться культура общения.

Важная статья: гигиена новорожденного ребенка

ИТАК, основные советы и рекомендации которых нужно придерживаться:

  • Для нормального развития детской психики необходимо постоянно разговаривать с крохой, петь песенки, рассказывать потешки, включать для прослушивания музыку. Для первых игр с крохой стоит подобрать игрушки, способствующие развитию сенсорного восприятия;
  • По достижении малышом возраста полтора месяца для укрепления физического здоровья необходимо ежедневно выкладывать малыша на живот, делать зарядку и массаж;
  • воспитание ребенкаВажным воспитательным моментом является необходимость приучать ребенка спать в собственной кроватке и проводить в ней самостоятельно некоторое время. (См. полезный материал как приучить ребенка спать отдельно);
  • Для того чтобы в будущем у малыша не закрепилась вредная привычка, не позволяйте ему сосать пальчики.

Игрушки и игры в возрасте от 0 до 3-х месяцев

Для малышей до 3-х месяцев педагоги-психологи рекомендуют игрушки, развивающие сенсорику, слух, зрение и координацию движений:

  • Погремушки, колокольчики, бубенчики и т.п. Для развития слуха позвените погремушкой у одного уха крохи, затем у другого. Скоро малыш начнет поворачивать голову в сторону источника звука;
  • Яркие игрушки из разнообразных материалов, которые можно ухватить, погладить. Вначале их показывают малышу, поглаживают ими по телу ребеночка, вкладывают в ручку. Вскоре кроха сам начнет их хватать и уверенно удерживать;
  • Разнообразные мобили (карусельки), которые крепятся над кроваткой крохи. Игрушки располагают на небольшом расстоянии от глаз ребеночка (примерно в 15-20 см). См статью о музыкальных мобилях на кроватку;
  • Браслет с колокольчиком, который можно надевать поочередно на разные ручки;
  • Воздушный шарик, который можно привязать к руке. В скором времени малыш поймет, что шарик движется благодаря движениям его руки;
  • Схематическое изображение человеческого лица. Груднички очень любят рассматривать подобные изображения. Если расположить картинку на небольшом расстоянии от  глаз малыша (приблизительно в 25-30 см), ему будет интересно изучать ее, пока мамы нет рядом.

Второй период

Он длится с третьего по шестой месяц, в это время происходит активное сенсорное, слуховое и зрительное восприятие и развитие. Второй этап включает в себя подготовку малышка к будущей речи. Для этого ему можно включать музыку разных жанров, главное, чтобы она была легкой и мелодичной. Классика, детские песенки, современная эстрада, народные мотивы – подойдет все. Для того, чтобы малыш гулил, лепетал, пищал, его внимание нужно обращать и на другие звуки. Ребенка нужно знакомить с окружающим миром, привлекая его внимание к шелесту листьев, чириканью воробьев, шуму струящейся воды – в этом и заключается познание (к примеру: вот стучит дождь по подоконнику, вот птички чирикают, а вот тарахтит трактор и т. д.).

Умственное развитие малыша этого возраста начинается с общения. Родители должны играть с ребенком, развивая его зрительное, тактильное и слуховое восприятие. Начинать занятия с ребенком следует в период активного бодрствования, когда ребенок весел и его ничего не беспокоит. В противном случае занятия не дадут ожидаемого результата. Ребенок должен получать удовольствие от занятий/игры, поэтому от нее следует отказаться, если малыш голоден, болен либо капризничает. В этот период закладываются основы нравственного и эстетического воспитания, которые малыш получает благодаря общению со взрослыми.

Радость и любовь, подаренная крохе, станут фундаментом для формирования нравственного и эстетического воспитания.

В ежедневном распорядке ребенка обязательно должны присутствовать массаж и зарядка. В этот период упражнения становятся более разнообразными и готовят малыша к ползанью. Рекомендуем посмотреть рубрику массаж

Игрушки и игры в возрасте от 3-х до 6-ти месяцев

Для игр с малышом подойдут все игрушки, которые использовались в возрасте до 3 месяцев. К ним стоит добавить:

  • Прорезыватели и другие игрушки для жевания и сосания, ведь в это время у детишек начинают резаться первые зубки (как выбрать прорезыватели для зубов);
  • Удобный для захватывания мячик. Уже в возрасте полгода карапуз может играть с ним, сидя в коляске или на руках у мамы;
  • Мягкие крупные кубики с различными картинками на гранях. Малыши с удовольствием хватают их, подбрасывают, рассматривают картинки;
  • Резиновые и матерчатые фигурки различных зверей. В этом возрасте полезно играть с малышом в игру «Кто как делает?». Показываем собачку и озвучиваем ее: «гав-гав» и т.п. Скоро малыш сам соответствующими звуками будет «называть» игрушку;
  • Полугодовалые детки обожают рвать бумагу, отдайте малышу старые журналы, пусть удовлетворит свое любопытство;

ребенок рвет бумагу

  • Занимательным будет для крохи пальчиковый спектакль. Наденьте пальчиковые игрушки на руки (их можно купить в отделе игрушек или изготовить дома) и устройте представление для малыша;
  • Кроха начинает познавать свое тело. Для этого нужно показывать маленькому и называть части тела: глазки, ушки, носик, ножки, ручки…

Третий период

Третий период в воспитании ребенка до года охватывает возраст от 6 до 9 месяцев. На этом этапе карапуз становиться непоседливым и любознательным.. У детишек этого возраста активность возрастает в разы. Поскольку малыши уже умеют ползать, садиться, пытаются вставать, а некоторые и ходить, самое время уделить внимание физической подготовке.

Предоставьте ребенку возможность свободно перемещаться по дому. Для этого необходимо максимально обезопасить все помещения (убрать провода, бьющиеся предметы, бытовую технику). Все дети в это время стремятся изучить содержимое шкафов. Не препятствуйте малышу, просто уберите все опасные предметы и наполните шкафы игрушками и вещами, с которыми кроха может поиграть.

Для хорошей физической формы продолжаем заниматься зарядкой и массажем, включив новые движения и упражнения.

Не стоит ставить ребенка в ходунки, подобные приспособления для обучения ходьбе вредны для неокрепшего позвоночника. Все ЗА и ПРОТИВ ходунков описаны в этой статье. Решать только ВАМ. Споры по поводу ходунков не закончатся никогда.

На этом этапе можно начинать приучать ребенка к горшку, присаживая его после сна и кормления, перед прогулкой и после нее. Через некоторое время ребенку станет понятно, для чего это делается. Читаем очень полезную статью о том как правильно приучать к горшку – https://razvitie-krohi.ru/razvitie-rebenka-do-goda/kak-priuchit-rebenka-k-gorshku.html

Приблизительно с семи месяцев ребенка нужно приучать к мытью ручек перед приемом пищи. Спустя некоторое время кроха привыкнет к этой процедуре, и будет самостоятельно подставлять ручки под струю воды. Так вырабатывается понятие чистоплотности.

Надевая перед кормлением нагрудничек и сразу же меняя испачканную одежду на чистую, мама прививает привычку к аккуратности. Причем, каждое свое действие родители должны проговаривать и объяснять: в грязных вещах ходить некрасиво и неприлично, поэтому сейчас переодеваемся в чистое.

Приучайте малыша кушать с нагрудничком, объясняя, зачем нужен этот предмет. Перед едой мойте руки маленькому, это со временем перерастет в хорошую привычку.

После полугода у детей начинают прорезываться зубки. Для ухода за полостью рта необходимо приобрести для крохи специальную зубную щетку, предназначенную для детей до года, и приучать маленького зубастика ежедневно ей пользоваться.

Игровая деятельность для ребенка важна в любом возрасте, не исключая возраст до года. Так малыши познают мир. С шести месяцев уже можно показывать ребенку ладушки и колокольчик, комментируя каждое движение. С семи-восьми месяцев демонстрируют, как действуют простейшие игрушки: мячик катится, колеса у машинки крутятся, юла кружится на одном месте. В это же время можно начинать показывать части лица: носик, глазки, зубки, ушки, лобик. Конечно, понимание придет не сразу, вначале дети будут находить их у родителей и игрушек, а уж потом – у себя. Можно придумать простейшую песенку, под которую ребенок с удовольствием продемонстрирует свои знания. Заниматься с детьми этого возраста нужно каждый день.

На этом этапе необходимо для пресечения плохих поступков познакомить ребенка со словами «нет» и «нельзя». Если ребенок во время игры дерется, нужно взять его ручки и проговорить слово “нельзя” с объяснениями (мне больно, мне неприятно). Причину пояснять необходимо для того, чтобы ребенок научился реагировать на запретное слово, в противном случае, он просто не будет его замечать.

Читаем статью по теме: как сказать ребенку НЕЛЬЗЯ

На счет слова “нельзя”, посмотрите в видео:

Начиная с 6 месяцев, у ребенка активно развиваются первые речевые навыки. Читайте малышу стишки и потешки, рассматривайте картинки, разыгрывайте маленькие представления с игрушками, постоянно разговаривайте с ребенком доброжелательно и ласково, не искажая при этом правильное произношение слов.

Игрушки и игры в возрасте от 6-ти до 9-ти месяцев

Обратите внимание на новые развивающие игрушки:

  • Музыкальные центры, развивающие слуховое внимание и координацию движений. Часто такие игрушки озвучивают различных зверюшек, музыкальные инструменты и т.д. Покажите малышу, как нажимать на кнопки, он быстро освоит игрушку и подолгу будет с ней заниматься;
  • Музыкальные игрушки (дудочка, ксилофон, барабан) помогают развить координацию движений и слуховые представления;
  • Игровые центры для развития мелкой моторики. Ваш карапуз с удовольствием будет манипулировать различными по форме фигурками и изучать их;
  • Книжки из ткани, пластика, картона помогут сформировать понимание речи, мелкую моторику и познавательный интерес;
  • Игрушки для купания. Уточки, лодочки, рыбки – эти плавающие зверюшки развивают познавательные способности и моторные навыки (как выбрать игрушки для купания);
  • Практически все дети этого возраста с удовольствием играют на кухне с посудой. Поделитесь с малышом пластиковыми емкостями, ложками, поварешками, формочками.

Четвертый период

Воспитание ребенка от девяти месяцев до года охватывает все сферы деятельности малыша: в этот отрезок времени он активно общается со взрослыми и пытается ходить самостоятельно. Поощряйте вашего карапуза, когда он сам встает на ножки. Водите ребенка, держась вначале за обе, а затем за одну руку. Наконец наступит момент, когда ребенок сможет удержаться несколько секунд в положении стоя без поддержки. Заинтересуйте его для этого игрушкой, которую нужно вложить в обе ручки. (учим ребенка ходить – 10 важных советов). Нельзя запрещать ребенку подниматься там, где ему удобно, иначе он почувствует, что вставать на ножки запрещено в целом и перестанет предпринимать попытки.

Умственное развитие ребенка заключается в привитии навыка совершать действия с предметами. Нужно показать малышу как бить в барабан, катить машинку, дудеть в свистелку, брать и кушать яблочко и т.д. Театральное представление с напальчиковыми игрушками хорошо развивают воображение, память и речь ребенка, пусть они и являются простейшими.

Ближе к году ребенка знакомят с разными формами предметов, их размерами и материалом. Можно сортировать кубики с кубиками, а мячики с мячиками, искать только деревянные или пластмассовые предметы. Выбирать по соотношению проще, когда складывается пирамидка либо собирается матрешка. Как ребенок удивляется, когда внутри одной куколки оказывается еще одна, поменьше!

Полноценное воспитание включает в себя тесное общение с малышом. Разговаривать с ребенком нужно постоянно, однако копировать его речь и сюсюкать не рекомендуется. Таким образом можно спровоцировать развитие дефекта речи, который потом придется исправлять с помощью логопеда. Малыш не должен думать, что искаженные звуки являются правильными, он должен слышать только чистую речь.

Воспитывайте в ребенке собственным примером и методом объяснения доброе отношение к близким людям, животным и окружающему миру. Хвалите и поощряйте добрые поступки, пресекайте негативные действия. Необходимо создать доброжелательную атмосферу в семье, так стиль ваших отношений станет образцом для ребенка. Если во время игр ребенок начинает драться и толкаться, нужно без улыбки пресекать эти действия, используя слово «нельзя». Запрет должен звучать строго и категорично, чтобы малыш обратил на него внимание и отнесся к этим словам серьезно. Следует помнить, что дети во всем копируют поведение взрослых людей, которые рядом. Иногда именно поведение родителей провоцирует на плохие действия в отношении других детей, поэтому прежде, чем вводить запрет, следует пересмотреть свое поведение.

Продолжайте занятия зарядкой, включив новые упражнения.

Для развития речи, памяти, внимания продолжайте читать с ребенком стихи (лучшими образцами будут сочинения А. Барто, К. Чуковского), играйте в пальчиковые игры, устраивайте мини-спектакли с пальчиковыми куклами, проводите музыкальные занятия.

Ближе к годовалому возрасту малыш должен показывать у себя различные части тела, делать «ладушки», махать «пока-пока», научиться играть с игрушками правильно (возить машинку, катать мяч, дудеть в дудочку и т.п.). Приучайте ребенка самостоятельно кушать сначала руками, а затем пользоваться кружкой и ложкой.

Игрушки и игры в возрасте от 9-ти до 12-ти месяцев

В последнем триместре из игрушек для развития крохи будут актуальны:

  • Пирамидки. К годовалому возрасту малыш уже может нанизывать кольца пирамидки, если ему показать, как это делать;
  • Кубики. Покажите маленькому, как можно построить из них башню, а затем развалить ее;
  • Заводные игрушки;
  • Матрешки;
  • Машинки будут полезны и мальчикам, и юным принцессам. С их помощью кроха должен научиться правильно играть с подобными игрушками;
  • Конь-качалка и машинка-каталка, в которой можно ехать, толкаясь ногами, будут способствовать физическому развитию;
  • Игрушки-каталки с длинной ручкой будут развивать координацию движений и навык ходьбы;
  • Отличным пособием для изучения различных частей лица и тела будет большая  кукла (желательно, чтобы она была изготовлена из мягкого материала).

Определяющие принципы в воспитании ребенка до года

Зачастую молодые родители считают, что ребенок до года ничего не смыслит и не понимает. Это убеждение глубоко ошибочно, поскольку именно в это время закладываются основы воспитания, закрепляются плохие и хорошие привычки. Исходя из этого, в своем общении с малышом нужно руководствоваться следующими принципами:

  • воспитание ребенка должно ложиться на обоих родителей, поскольку именно в этот период формируется представление о семье. Безусловно, главным человеком в первые месяцы жизни ребенка является мама, папиной основной задачей становится посильная помощь – ведь мама должна набраться сил и передохнуть. Спокойная и счастливая мама – здоровый малыш!
  • очень важен тесный контакт ребенка с матерью. Раздражение, нежелание общаться, недостаточное внимание со стороны самого близкого человека может привести к недомоганию малыша, однако и приучать к рукам тоже не стоит;
  • с первых дней нужно, чтобы малыш слышал правильную и спокойную речь родителей, это развивает память и слух крохи;
  • предпосылки крепкого и здорового сна – это проветренное помещение, вечерняя прогулка и ванна с настоями лекарственных трав;
  • до года мама может спать вместе с ребенком, его сон от этого будет только крепче. Если же мама сама спит беспокойно, можно подождать, пока малыш крепко уснет, а потом отнести его в кроватку;
  • для правильного и полноценного питания подходит грудное молоко, после полугода требуется прикорм в виде овощных пюре и кашек;
  • физическое воспитание должно соответствовать возможностям детского организма. К примеру, присаживание не рекомендуются до трех месяцев, не следует помогать малышу садиться, поворачивать головку и вставать на ноги раньше времени – эти действия могут привести к патологии, поскольку кости и мышцы еще не окрепли;
  • после девяти месяцев у ребенка закладываются навыки поведения с посторонними людьми и неизвестными предметами, устанавливается крепкая связь с людьми, проводящими с ним большее количество времени. Приблизительно к 9-11 месяцам малыш начинает бояться чужих людей, он больше привязывается к тому, кого видит постоянно. К примеру, если за ребенком присматривает няня, она вполне может стать ему более близким человеком, чем родители.

“Важные мелочи” для воспитания

Чаще всего происходит так – до исполнения ребенку полутора лет родители больше всего озабочены его купанием, кормлением и пеленанием. Задумываться о воспитании им не приходит в голову, а меняется все лишь тогда, когда ребенок не хочет кушать или одеваться, ходит за мамой как привязанный, хнычет и не выпускает ее из квартиры, хватаясь за подол. Ничего удивительного в этом нет – все черты характера в 3-4 года формируются уже с рождения, а значит, именно воспитание до года играет решающую роль. Кроме общей линии поведения родителей значительны и важные нюансы.

  • Уверенность

Мама должна быть уверена в себе, убеждена, что со здоровьем ребенка все в порядке. Если каждый крик и сопение малыша вызывает ее озабоченность, малыш невольно включается в заданную программу «с моим здоровьем что-то не так, наверное, я болен» и также начинает нервничать. Гораздо успешнее работает установка «ты сыт и спокоен, потому, что рядом с тобой мама», когда ребенок находится на руках у родного человека.

К сожалению, молодые мамочки еще не имеют такого опыта, а потому часто беспокоятся, что ребенок кричит и нервничает. Они накручивают сами себя, озабоченно выискивая причину несуществующего недомогания, пытаясь сменить пеленку или одеть другую распашонку, прикладывая к груди или укачивая на руках. Им кажется, что нужно угадать желания ребенка и тогда все наладится, на самом деле, нервозная обстановка не лучшим образом сказывается на малыше. В таких случаях успокоиться и перестать суетиться нужно, в первую очередь, маме. Рекомендуем ознакомиться со статьей об основных страхах молодой мамы – https://razvitie-krohi.ru/posle-rodov-dlya-mamyi/osnovnyie-strahi-molodoy-mamyi.html

  • Грудное вскармливание

С грудным вскармливанием у молодых мам очень часто возникает много проблем.

“С моим первым ребенком я была уверена, что мне повезло, и никаких проблем у меня нет – ведь молока хватало, и все было замечательно. И только со вторым ребенком я поняла, что просто кормить ребенка недостаточно.”

Мамой формируется отношение ребенка к груди, его поведение, и в будущем отношение малыша к самой маме. При возникновении проблем с грудным вскармливанием, мама должна сразу же обратиться к консультанту. А еще лучше не ждать проблем, а просто сразу после рождения малыша пригласить консультанта домой.

Кроме правильного прикладывания к груди, важно помнить, что именно мама должна научить ребенка обращаться с грудью. Именно мама решает, в какой позе кормить ребенка и какой грудью. Мама определяет допустимое поведение, например, разрешать ли ребенку трогать другую грудь во время кормления или кормиться не лежа, а сидя. Рекомендуем ознакомиться с фундаментальными советами про правильную организацию ГВ от опытных кормящих матерей – https://razvitie-krohi.ru/kormlenie-grudyu/grudnoe-vskarmlivanie.html

  • Откладывание

У ребенка существует потребность быть с мамой постоянно, чаще он хочет находиться на ручках поблизости от груди. Необходимо приучать малыша к тому, что он может побыть какой-то период времени один, когда мама будет совсем рядом. Ближе к трем месяцам откладывание во время бодрствования становятся обязательным для будущего физического развития малыша. Таким способом развиваются моторные навыки, ребенок тренируется в переворачивании и ползанье. Лучше всего укладывать ребенка на спинку и класть рядом яркую игрушку. Если родители подвешивают сверху карусельку, то у ребенка не возникает потребности перевернуться и поползти – он будет просто лежать и смотреть вверх.

Бывают случаи, когда ребенок выражает бурный протест против откладывания. Конечно, вряд ли можно “разбаловать” ношением, но у мамы могут возникнуть такие дела, выполнение которых невозможно с ребенком на руках – вряд ли будет удобно переворачивать горячие котлеты или доставать запеченную курицу из духовки. Даже если мама использует слинг, принять душ вместе с ребенком у нее вряд ли получится. Приучать кроху к откладыванию просто необходимо, иначе, повзрослев, он будет настолько активно возражать против удаления мамы, что это станет настоящей проблемой. Если прививать привычку малыша к самостоятельности постепенно, мама спокойно сможет оставить его на коврике и заняться неотложными делами, собственной гигиеной или приготовлением пищи.

Решает мама

Именно она решает, как лучше кормить малыша (лежа или сидя) и как держать его на руках. Конечно, ребенку больше нравится кушать, когда мама сидит, однако ночью это удобнее делать лежа. Малыш предпочитает, чтобы его носили столбиком, но если в данный момент маме удобнее держать его в позе колыбельки, то главной будет линия поведения мамы. Важнейшая потребность у ребенка – находится рядом с родным человеком, мамой, а какую позу она для этого выберет, решать именно ей.

Однако не всегда нужно проявлять строгость. Во время кормления можно разговаривать с малышом, пусть при занятии едой он услышит мамин ласковый голос. В этот момент недопустимо проявления грубости, даже если она направлена в сторону другого человека. Слишком громкий голос страшит кроху, он может стать нервным и капризным. Проявление любви и ласки в эти моменты формируют дальнейшее отношение к матери, а у мальчиков – в целом ко всем женщинам.

Поведение родителей

В первые месяцы своей жизни ребенок не может доступно выражать свои желания и потребности, однако, подобно губке, он впитывает в себя окружающую информацию. Огромная ответственность ложится на родителей, поскольку их поведение является определяющим в построении характера малыша. Все увиденное и услышанное в младенчестве откладывается в подсознании на всю жизнь, изменить и скорректировать эти воспоминания в будущем будет невозможно. Родители должны взять за правило самоконтроль и фильтрацию событий, происходящих вокруг собственного ребенка.

поведение-родителей-при-воспитании-ребенка

Постоянно нервничающая мама, разговаривающая на повышенных тонах, не должна удивляться, если через некоторое время точно такой же метод применит ребенок в разговоре с ней. Выпивающий и курящий отец, доносящий свои мысли с помощью мата, воспитает у ребенка в более сознательном возрасте ассоциативное поведение, а в дальнейшем – получит собутыльника.

Возраст ребенка до года считается своеобразным фундаментом, поэтому родителям стоит заранее задуматься о том, какое поведение выбрать. Совместное слушание музыки, веселые песенки, танцы с малышом на руках – эти моменты помогут в дальнейшем развитии малыша. Учеными доказано, что ребенок, которому рассказывали сказки и постоянно разговаривали, начинает говорить существенно раньше, чем детки, которым не уделяли должного внимания. А более раннее развитие речи положительным образом влияет на интеллектуальный уровень малыша.

Читаем также:

  • «Воспитываю, как считаю нужным!» или 5 мифов воспитания
  • 7 ошибок воспитания, которые мешают детям добиваться успеха
  • 10 наиболее эффективных методик воспитания детей

Проблема бабушек и дедушек

К воспитанию ребенка до года часто привлекается старшее поколение, что в некоторых случаях разумно. Не всегда молодая мамочка в силах справится со свалившимися на нее проблемами в одиночку. Первое купание, первое пеленание после роддома, первое кормление в родных стенах – это маленькое испытание не только для ребенка, но и для его молодых родителей. Вот тут будет идеально, что на помощь могут прийти бабушки и дедушки.

Проблема возникает позже, и она заключается в расхождении взглядов на методы воспитания. Разговоры и ссоры по этому поводу могут разрушить любые хорошие отношения. Чтобы избежать этого, не стоит перекладывать слишком много на плечи бабушек, а если необходимо оставить их с ребенком – мягко, но уверенно изложить свои требования к питанию и режиму малыша. Не нужно забывать, что ответственность за дальнейшее поведение будет всецело лежать на родителях.

Читаем также: роль бабушек и дедушек в воспитании ребенка

Главный принцип полноценного воспитания ребенка до года – участие в этом процессе обоих родителей. Именно в это время у малыша вырабатываются семейные привязанности, формируются представления об окружающей среде и близких ему людях. Несмотря на свою занятость, мама и папа ребенка должны постоянно находиться в режиме поиска новой информации, читать печатные издания, изучать психологические статьи, общаться на форумах и в жизни. Совершенствуясь, они смогут стать первыми и самым авторитетными людьми в жизни своего малыша.

Рекомендуем по теме воспитания:

  1. Особенности психологии воспитания детей до года
  2. Капризы ребенка (как правильно реагировать и как с ними бороться?)
  3. Бывает, родители очень часто срываются на своего ребенка и постоянно на него кричат, рекомендуем по этому поводу ознакомиться со статьей: что мне делать, если я постоянно кричу на ребенка

Удачи вам! И воспитанных деток)

Пройдите тест, умеете ли вы воспитывать детей (буквально 2 минуты)

Да уж, вот это подход к воспитанию 🙂

Видео гид по теме воспитания ребенка

Фильм 1. Воспитание ребенка до трех лет.Толк и польза

Как наказывать ребенка

P.S.

Рекомендуем книгу “Истинная правда о воспитании ребенка в первый год жизни. Будь как доктор Спок!” Купить книгу можете тут.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Ошибки вольво fh12 1997 года
  • Ошибки воспитания борис литвак
  • Ошибки вольво 850 самодиагностика
  • Ошибки вольво хс90 на немецком
  • Ошибки возрастного макияжа которые старят