Ошибки водителей зимой

Несоблюдение дистанции

Рефлексы, которые выработались у водителей во время езды по сухому асфальту, могут сослужить плохую службу с резким похолоданием и, как следствие, образованием наледи на дорогах.

Между тем, существуют четкое правило, о котором обязательно говорят автомобильные инструкторы — зимой необходимо увеличивать дистанцию до впереди идущего автомобиля как минимум в два раза по сравнению с соответствующим метражом при вождении в теплое время года.

Недобрую шутку может сыграть также и моментально меняющаяся дорожная ситуация. Вот, казалось бы, под колесами сухой асфальт, и вдруг машина оказывается на льду или прикатанном снеге, что автоматически увеличивает тормозной путь. Кроме того, скорость должна уменьшаться, а дистанция увеличиваться до безопасного значения при запотевании или обмерзании ветрового стекла.

Резкие маневры

Резкие повороты руля на большой угол, агрессивная работа газом и тормозом, превышение допустимой скорости зимой становятся вдвойне опасными.

Если под колесами лед, следует по возможности активировать зимний режим езды или алгоритм движения Eco, когда реакции на руление и подачу газа притупляются.

Кроме того, для безопасного замедления (особенно на спусках) следует активнее использовать метод торможения двигателем (переключение на пониженные передачи). Наконец, особенно опасными становятся обгоны на заснеженной или обледенелой трассе, поэтому их по возможности следует избегать. Резкое нажатие на газ или тормоз, равно как активное маневрирование, в зимнее время с большей вероятностью вызовут занос, который при отсутствии твердых навыков контраварийной езды будет сложно погасить.

Невнимание к шинам

Львиную долю аварий в самом начале зимы провоцируют водители, не успевшие «переобуться». Ставить зимнюю резину (будь то «шиповка» или «липучка»), необходимо еще до наступления серьезных морозов и выпадения первого снега.

Общий совет — среднесуточная температура опускается ниже +5 °С — пора на «переобувку». Однако аварии провоцирует также и отсутствие должного внимания к зимней резине. К примеру, проблемой может стать, если одно из колес подтравливает воздух, а водитель ленится проверить давление в «баллонах» перед поездкой.

Настоятельно рекомендуем проводить как минимум визуальный осмотр всех четырех колес, а лучше делать это, вооружившись манометром. Разница в давлении в шинах более чем на 0,1 атм может спровоцировать увод с курса. Тот же сценарий реален, если потеряна часть шипов на одном из колес (особенно передней оси), использованы «разнокалиберные» шины и диски или если шины не отбалансированы или нарушен сход-развал.

Заливка некачественной омывайки

Типичный сценарий — это когда до наступления холодов водитель не успел сменить летнюю омывающую жидкость на зимнюю, и она замерзла в бачке омывателя, патрубках и форсунках.

Здесь выхода два — следовать на отогрев (либо в теплом гараже, парковке супермаркета, мойке), либо использовать химикаты-размораживатели (чаще всего на основе спиртов) для добавления в бачок омывателя и форсунки.

Ошибкой будет также покупка «незамерзаек» брендов «ноунейм» в непроверенных местах. Так легко нарваться на контрафакт (незамерзающие жидкости на основе метанола — опасный яд. Даже небольшая его концентрация может вызвать головокружение, тошноту и слабость), и вы получите либо едкий запах в салоне, либо обледеневшую «лобовуху» из-за несоответствия «омывайки» необходимым параметрам по морозостойкости.

Неочищенный автомобиль

Многие наверняка видели, как после снегопадов водители начинают движение, толком не очистив автомобиль ни от снега на крыше, ни от наледи на стеклах. По всей видимости, такие торопыги руководствуются принципом «на скорости все быстрее очистится и оттает».

Так-то оно так, но вот только комья снега могут скатиться с крыши на лобовое стекло, заблокировав обзор в самый неподходящий момент. Не расчищенные до конца стекла между тем серьезно ухудшают видимость, также становясь фактором риска.

Неподходящая одежда и обувь

Мощные ботинки или сапоги, равно как зимние шапки с «ушами» и массивные пуховики, могут оказать водителю зимой медвежью услугу.

Широкая обувь не позволит оперативно перекинуть ступню с педали на педаль, а то и вовсе заставит нажать одновременно на «газ» и «тормоз».

В свою очередь излишне тяжелая, дутая одежда затруднит процесс руления, а шарфы и шапки-ушанки — обзорность. Отсюда вывод — сначала хорошенько прогрейте автомобиль, после чего снимите куртку и шапку, по возможности — переобуйтесь в удобную компактную обувь — так он будет куда безопаснее.

Старые стеклоочистители

Изношенные дворники, оставляющие на лобовом стекле разводы, следует заменить перед зимним сезоном в обязательном порядке. Особенно это касается жителей мегаполисов, улицы которых обрабатывают реагентами, обильно облепляющими лобовое стекло.

Лучший вариант — выбрать зимние модели дворников — за счет плотного прилегания к поверхности стекла они обеспечивают оптимальный обзор, очищая «лобовуху» без каких-либо разводов.

Езда на автомобиле в зимний период даже от опытных водителей с большим стажем требует повышенного внимания. А для новичков скользкие дороги, снег, метель и плохая видимость — испытание из тех, что раз и навсегда могут поставить точку в желании управлять автомобилем.

Многие «рулевые» считают, что лучше не стоит выезжать на проезжую часть зимой. Однако бытует и другое мнение — экстремальные условия наоборот принципиальным образом отражаются на водительских навыках. Главное — соблюдать ряд неотъемлемых правил, и не только прописанных в ПДД. Кому-то они помогут сохранить «права», а кому-то — жизнь.
ПРЕВЫШЕНИЕ ДОЗВОЛЕННОСТИ
Превышение скоростного режима — одна из наиболее распространенных ошибок за рулем. По мере увеличения скорости, угол обзора сужается, тормозной путь увеличивается, а реакции водителя при этом заметно снижаются. А уж в условиях плохой видимости и на скользком покрытии — риск попасть в ДТП существенно возрастает. Нельзя забывать, что последствия аварий могут быть очень серьезными. Обращаемся к «шашечникам» и лихачам: убивая себя, вы можете убить других! Зачем спешить на тот свет, даже если этот итог неизбежен?

В ХОЛОДНОЙ ПРОБКЕ — ГОРЯЧИЙ ЛАЙК
Кто сегодня не пользуется мобильными устройствами? А за рулем? Да, таких персонажей хватает — скажем спасибо социальным сетям и горячим красоткам, которые так и ждут заветного лайка после очередного селфи в авто. Одни водители фотографируются, другие — эти самые фотографии рассматривают. А потом их всех вместе взятых рассматривают и оценивают прибывшие на место аварии гаишники. Поберегите друг друга: пробок на предновогодних улицах и без вас хватает.
ИСКАЖЕННАЯ ОЦЕНКА ДОРОЖНОЙ СИТУАЦИИ
Понижение температуры, внезапно выпавший снег или появление коварной ледяной пленки на дорожном полотне становятся следствием массовых ДТП. А все потому, что водители после эксплуатации авто в теплое время года, как правило, привыкают к определенным реакциям машины на нажатия педалей и упражнения рулем. Зимой поведение транспортного средства становится менее стабильным. Как, впрочем, и нервная система драйвера.
ПЕРЕОЦЕНКА СОБСТВЕННЫХ НАВЫКОВ
Многие водители зачастую пренебрегают ремнями безопасности, полагаясь на собственное шоферское мастерство. Лучшая «отмазка» — с ними неудобно и тесно. А еще: «да лучше я вылечу через лобовое стекло, чем меня зажмет в искореженном автомобиле в случае ДТП». И та, и другая — не более, чем миф! Как раз при аварии именно ремни и помогают избежать травматизма и — не дай Бог — летального исхода.
ДЕРЖИСЬ ОТ МЕНЯ ПОДАЛЬШЕ
Несоблюдение дистанции — типичная ошибка водителей, чаще всего проявляющаяся зимой. Причем не важно, на трассе ты едешь или в городе. При резком торможении «паровоза» вагоны будут мгновенно догонять друг друга. Да и в заторе при недостаточном расстоянии до впереди «толкающейся» машины есть риск стать стать виновником аварии. А что — в «пробках» водители расслабляются, внимание снижается, а скользкую поверхность и обновления ленты в Инстаграме никто не отменял.

Ежегодно первый снег становится причиной массовых ДТП во всех регионах страны. Несмотря на прогнозы погоды, всегда найдутся водители, которые не спешат в шиномонтаж и до первой гололедицы ездят на летней резине. Кроме того, избалованные сухим асфальтом автомобилисты забывают о том, что на ледяной дороге, в снегу или в грязевой жиже меняется сцепление с дорогой, а тормозной путь растет. Autonews.ru cобрал подборку видеороликов с самыми частыми ошибками водителей зимой.

Опасные обгоны

Предупреждения ГИБДД об увеличении дистанции и снижении скорости зимой — не пустые слова. Однако несмотря на метель, гололед и снег, водители все равно постоянно куда-то торопятся. В холодное время года такая спешка приводит к необдуманным обгонам, которые заканчиваются дорожными авариями. В каждом из этих видео автомобилисты не справляются с управлением в момент попытки вернуться в свою полосу из-за слишком высокой для скользкой дороги скорости.

Разные покрышки

Езда на летней резине по льду — безусловно опасное занятие, и в ноябре мы публиковали материал о том, как мучились автомобилисты Владивостока после ледяного дождя. Водители, которые отважились поехать куда-то в снегопад на летних покрышках, явно переоценивают свои навыки. Но встречаются и более странные решения — например, разная резина на передней и задней оси.

На этом видео автомобиль, который едет впереди, начинает заносить на прямой дороге. Водитель не справляется с управлением из-за разного сцепления колеса с покрытием и улетает в кювет.

Высокая скорость

Причиной аварии на этом видео стала высокая скорость при легком наезде на скользкую разметку обочины. Судя по видео, автомобиль двигался гораздо быстрее остального потока, что не дало ему шансов на своевременное торможение и стало причиной потери управляемости на скользкой зимней трассе.

Внезапный велосипед

С наступлением холодов автомобилисты искренне верят в то, что с дорог пропадают двухколесные транспортные средства. Однако это не совсем так — водителям стоит быть начеку в любой сезон, потому что в России хватает любителей погонять на мотоцикле, мопеде или даже велосипеде и в морозную зиму. Учитывая увеличение тормозного пути, автомобилисты не всегда успевают среагировать на появление такого транспорта.

Слишком маленькая дистанция

На этом видео издалека заметно, что поток тормозит, и впереди образуется пробка, однако водитель не спешит сбавлять ход. В итоге почти экстренное торможение на снежной дороге приводит к заносу и развороту на соседних полосах. По счастливой случайности неуправляемый автомобиль не задел соседей по потоку.

Безумные фуры

В этом видеоролике сошлось сразу несколько неприятных моментов: здесь и несоблюдение дистанции всеми участниками дорожного движения, и превышение скорости, и невнимательность водителей большегрузного транспорта. Однако невозможно не отметить, как сильно улыбнулась удача владельцу видеорегистратора.

Скольжение на путях

Зимой все и без того скользкие поверхности покрываются дополнительным материалом для скольжения — снегом и льдом. Поэтому езда по трамвайным путям должна быть очень аккуратной, необходимо пристально следить за сцеплением покрышек с дорогой, особенно в момент перестроения и поворота. На видеоролике можно хорошо рассмотреть, как машина перестраивается и теряет управление именно из-за скольжения левых колес по путям.

Для работы проектов iXBT.com нужны файлы cookie и сервисы аналитики.
Продолжая посещать сайты проектов вы соглашаетесь с нашей
Политикой в отношении файлов cookie

Оглядываясь
назад, в свою водительскую молодость и юность, только теперь я понимаю, какие
глупые ошибки я тогда порой делал. И целью этого цикла материалов (и этой
статьи, в частности) является некий автомобильный ликбез — ликвидация нашей
безграмотности.

В инструкциях
по эксплуатации большинства современных автомобилей указывается, что движение
следует начинать сразу же после запуска двигателя. Это неправильно, тут происходит
своеобразная подмена понятий. Действительно, зимним утром можно видеть, как иной
автовладелец трогается с места сразу после запуска двигателя, и на вопрос,
правильно ли он поступает, большинство удивленно пожимает плечами: «Так
написано в инструкции». Более грамотные начинают вступать в спор. И чтобы расставить,
как говорится, точки над «i»… — вашему
вниманию.

Содержание

  • Специфика современных ДВС
  • Каким должен быть уровень масла на щупе?
  • Зимнее утро… и зимний день
  • Еще о наиболее распространенных ошибках
  • Резюме

Во
многих западных странах прогревать утром двигатель автомобиля запрещено
законом! Да-да, там за чистоту окружающей среды борются не декларациями. На
экономию топлива и техническое состояние двигателя экологическим борцам
наплевать. Это уже автомобильные производители, дисциплинированно подчиняясь
принятым законам, изобрели те самые технологии, которые позволяют сделать,
например, тепловой зазор между поршнем и стенкой цилиндра менее, чем 0,01 (одна
сотая) миллиметра. То есть тепловое расширение эксплуатационных материалов
позволяет (якобы) трогаться сразу после запуска ДВС.

Да,
сегодня западные автопроизводители изготавливают моторы, которые ходят до
капитального ремонта по 300-400 тысяч, потому что металлы и сплавы для
большинства деталей двигателя подобраны так, чтобы пресловутый коэффициент
температурного расширения максимально приблизить к нулю. Также западные
нефтяные магнаты изобретают моторные масла, которые, сохраняя необходимые
параметры по вязкости, обладают, вместе с тем, — сверхтекучестью и заполняют
систему смазки двигателя менее, чем за полторы-две секунды после его запуска.

Другими
словами, автор настаивает на том, что большинство наших автомобилистов запуск и
прогрев двигателя по утрам производит неправильно. Внимательно читайте
«Инструкцию по эксплуатации» вашего автомобиля, а поступайте — мудрее.

Существует
еще одна рекомендация, не всем водителям известная. Так, например, сложилось
распространенное мнение, что уровень масла в картере двигателя должен быть на
отметке «максимум». Другие считают, что поскольку меток на щупе две, то и
уровень масла должен находиться как раз между ними. Имею смелость утверждать,
что не правильно ни то, ни другое. Опыт эксплуатации показывает, что для
двигателя оптимального уровня масла в картере, как такового — не существует. А
опытные водители практикуют следующее — летом они держат уровень максимальным, а
зимой — ближе к нижней отметке на щупе.

Почему?

Потому
что летом, а особенно жарким летом, система охлаждения двигателя со своими
обязанностями иногда — просто не справляется. И водители знают, как греются их
моторы на запруженных улицах города, особенно, если за бортом – плюс тридцать и
выше. В таких случаях рекомендуется уровень масла в картере держать
максимальным. Ведь, если вы помните из курса автошколы, система смазки в
двигателе, помимо задач смазки трущихся пар деталей, выполняет еще одну функцию
— охлаждения, отвода тепла. Большой объем масла в картере позволяет с
охлаждением двигателя справиться эффективнее. А вот зимой уровень масла может
быть ближе к минимальной отметке. Тогда по утрам двигатель и прогревается
гораздо быстрее.

Возвращаемся
к разогреву двигателя зимним утром. Не идеальной, но наиболее рациональной (и
экономичной) рекомендацией может быть следующая: нужно дождаться, когда на
приборной доске стрелка температуры охлаждающей жидкости оторвется от «нуля». И
только после этого — медленно, на первой передаче, как говорят опытные шофёры —
на «подсосе», не нагружая двигатель, проехать несколько первых километров.
Во-первых, вы экономите время, которого каждому из нас всегда не хватает, а,
во-вторых, двигатель разогревается эффективнее и быстрее, а, главное, — без
перегрузок и нарушения теплового баланса.

Даже
на разогретом до рабочей температуры двигателе с парковки в середине дня,
первые сотни метров, а лучше — километр-полтора все равно следует проехать
медленно. Для чего? Для того, чтобы разогрелись подшипники, шестерни
трансмиссии, амортизаторы и ходовая часть (которые не имеют собственной системы
охлаждения/прогрева и на морозе дубеют буквально за несколько минут).

И
второе — эти первые километры нужно проехать без радио, без музыки, словом — в
тишине, прислушиваясь к звукам и шумам в машине. Может, появились новые?

Источник
нового звука в автомобиле, если такой появился, нужно найти и выяснить его
причину. Обычно — это первый сигнал, предвестник, быть может, серьёзной потенциальной
неполадки.

В
процессе езды днем, кстати, тоже не мешает иногда выключить музыку и
прислушаться. Новый звук может появиться и в середине дня, и в конце. В любой
момент.

Всегда,
когда вы заводите двигатель своего автомобиля, даже после кратковременной
остановки (и уж тем более — зимой), прежде чем тронуться, дайте двигателю
минуту-полторы проработать на холостом ходу, чтобы в блоке цилиндров и рубашке
охлаждения головки блока выровнялся тепловой баланс. Самая распространённая
ошибка большинства городских водителей — это срываться с места через секунду
после пуска двигателя. И я уже не говорю о перерасходе топлива на таком (непрогретом)
двигателе, а как раз о его долговечности, которая не стоит никаких копеек на
миллилитрах сэкономленного на разогреве топлива.

Точно
также следует НЕ глушить
двигатель сразу же после остановки, а дать ему тридцать-сорок секунд поработать
на холостом ходу, и только после этого выключить зажигание, — даже если ваш
двигатель не форсирован/турбирован, а «рядовой атмосферник». Цель та же —
выравнивание теплового баланса.

Не
менее актуальна эта рекомендация и для водителей, которые часто ездят за
городом, по трассе. Часто можно видеть, как водитель со скорости 90-100 километров в
час, вдруг резко принимает вправо, съезжает на обочину и тут же выключает
двигатель. Как говорят мотористы, головка блока цилиндров в такие моменты
превращается из плоской в «пропеллер». Отсюда — пробой прокладки под головкой
блока, когда вода из системы охлаждения просачивается в картер, а масло и
выхлопные газы наоборот устремляются через зазоры в систему охлаждения.

Искривление
плоскости головки блока цилиндров часто происходит ещё и вот по какой причине.
Многие водители имеют привычку на светофоре или на спуске глушить двигатель, а
потом его запускать. И эта ошибка — наиболее страшна для двигателя — экономятся
миллилитры топлива, но безнадёжно убивается сам мотор.

1. Мой опыт
общения с автовладельцами показывает, что многие из них (даже порой водители со
стажем), «плавают» в самых элементарных вещах. Например, согласно инструкции по
эксплуатации любого автомобиля, один раз в два года или через каждые 60 тысяч
пробега рекомендуется производить замену охлаждающей жидкости. Однако многие
автомобилисты ездят на одном и том же антифризе по нескольку сезонов, по 5-6
лет, и это неправильно. Ведь антифриз теряет свои эксплуатационные свойства, а
для двигателя это чревато такими сложностями, которые могут привести к
необходимости капитального ремонта. Вот и посчитайте, что дешевле: потратить
раз в год 200-300 гривен / 1000-1500 рублей на свежий антифриз или «несколько
соток баксов» на капиталку ДВС? И причем «несколько соток» — это еще
«по-божески», как говорится, — для малообеспеченных. А если у вас серьезная
иномарка?

Вот
попробуйте сейчас вспомнить, когда последний раз вы заменяли антифриз на своей
машине.

2. Второй
вопрос — аккумулятор. Опытный водитель, еще осенью, в случае, когда только лишь
возникают легкие подозрения на аккумулятор, идет в магазин и покупает новую
батарею. Почему? А потому что водительский опыт показывает: все усилия
реанимировать умирающий аккумулятор перед зимой — равны нулю. Ситуация, когда нужно
срочно куда-то ехать, а аккумулятор «сдох», чревата такими расходами и потерями
драгоценного времени, которые никогда не окупят те затраты, которые следовало сделать
еще поздней осенью. И вы прекрасно знаете закон бутерброда, который всегда
падает маслом вниз: аккумулятор подведет в самый неожиданный момент, и в таком
месте, где помощи ждать не от кого или — долго. Опытный автовладелец с
умирающим, но еще «якобы живым» аккумулятором расстается без всяких сожалений. Причем
нынешние продавцы старый аккумулятор зачастую принимают в учет цены нового —
своеобразный «батарейный trade-in», — а широкие натуры дарят старый аккумулятор
соседу по гаражу.

3. Следующий вопрос
— предпусковой обогреватель. Опытный и бережливый автовладелец такую нужную
вещь обязательно купит для своего автомобиля. При его наличии достигается
легкий пуск двигателя, снижается расход топлива и, главное, — не происходит
интенсивного износа деталей мотора. Если вы грамотный автомобилист, то должны
знать, что наиболее интенсивный износ сопряженных деталей в двигателе
происходит — как раз в моменты его запуска. И особенно — зимой.

4. Четвертый
вопрос. Нормальное состояние свечи нужно уметь определить.

Как
выглядит нормальная свеча? Если керамическая «юбка» центрального электрода
покрыта серо-коричневым налетом, то это нормально. Исследуйте внимательно
выгорание центрального электрода. Ведь не зря срок службы свечей зажигания
ограничивают пробегом максимум в 20 тысяч километров (мы сейчас не говорим о
3-х, 4-контактных, посеребренных или позолоченных, иридиевых  и иных подобных свечах, которые выхаживают по
60-70 тыс км). Выгорание центрального электрода влечет за собой увеличение
зазора, а отсюда — затрудненный пуск двигателя по утрам, нестабильная его работа
и перерасход топлива в процессе эксплуатации.

Грамотный
автовладелец делает ревизию своим свечам каждые 5 тысяч километров, а если вы
ездите мало, и годовой пробег еще меньше, то — не реже двух раз за один год.
Обычно эту процедуру приурочивают к сезонным обслуживаниям «Лето-Зима» и «Зима-Лето».

И
вот какую еще ошибку допускает большинство автовладельцев, а особенно те из
них, которые стараются экономить каждую копейку. Они пытаются ездить на свечах,
где центральный электрод выгорел до размеров спичечной головки. И это
неправильно. Если расстояние между боковым электродом и «массой» станет хотя бы
равным расстоянию между штатными электродами свечи, то двигатель начнет
работать с перебоями. Мотористы говорят — «искра убегает», а это прямая и очень
жёстокая нагрузка на цилиндропоршневую группы, ремонт которой вам обойдется
даже не в десять, а в сто крат дороже в сравнении с ценой «несчастного»
комплекта свечей.

Углеродный
нагар, бархатисто-черный сухой налет – это сажа. Наиболее вероятные причины ее
появления на электродах (помимо плохого бензина) это:

— неправильная
регулировка карбюратора/инжектора или ЭБУ двигателя;

— богатая
воздушно-топливная смесь;


неисправный механизм привода воздушной заслонки;


засорение воздушного фильтра и многие другие причины.

Если
имеется черный маслянистый нагар на изоляторе и электродах, то это
свидетельствует о том, что:


произошел (или происходит) износ сальников клапанов;


износ цилиндров;


поршневых колец или (что более вероятно) — всё вместе.

Компрессия
в таком двигателе вероятнее всего ниже нормы, и вам вскоре предстоит переборка
двигателя. Но не пугайтесь раньше времени. Маслянистый нагар также может
свидетельствовать о том, что в вашем двигателе стоит так называемая «холодная»
свеча, и она не подходит для данного типа моторов. Попробуйте заменить ее более
«горячей». Какой именно — вам расскажут в специализированном магазине, где
такого рода советы здесь всегда раздаются бесплатно. Но на автомобильный рынок
или в автомагазин нужно прийти «обчитавшись»… той самой Инструкцией по
эксплуатации конкретно вашего автомобиля.

Если
вы правильно подготовили автомобиль к зиме, то никаких проблем у вас морозным
зимним утром возникнуть — просто не должно!

Зимняя езда может быть очень веселой. Но бывает и грустной…

Поделиться

Десятибалльные пробки в снегопады связаны не только с качеством уборки дорог, но и с отсутствием у водителей навыков зимней езды. Это приводит к двум последствиям: одни едут чрезмерно медленно, другие — слишком неаккуратно, организуя ДТП. Из этих двух вариантов лучше выбрать, конечно, первый. Но, в принципе, опытный водитель может ездить зимой практически без потери времени, и мы спросили специалистов по контраварийному вождению, в чём секреты езды по снегу и льду. Они назвали пять наиболее частых ошибок, которые мешают водителям зимой.

Далеко не всем удается сразу переключиться в зимний режим езды, из-за чего каждой осенью рано или поздно наступает день жестянщика. Один из самых простых способов перенастроить собственные рефлексы — проверить реальное состояние дороги. Руководитель школы водительского мастерства Ярослав Федоров, например, советует на безопасном участке, когда нет машин позади, затормозить до срабатывания АБС, чтобы понять момент, когда кончается запас сцепления. Большая часть зимних наездов происходит потому, что водитель ориентируется на летние повадки машины, считая, что она затормозит как по сухому чистому асфальту. А «разведка боем» позволит изменить стиль вождения с учетом реального состояния полотна, причем делать ее невредно ежедневно (когда погодные условия сложные).

— Обращайте внимание на места с повышенной скользкостью: обычно это раскатанные участки дорог, например, перед светофорами, а также открытые продуваемые места, где часто образуется наледь, — советует Ярослав. — Очень скользкой может быть разметка.

Зимой нужно учиться делать всё как можно плавнее, но при этом без запаздываний

Зимой нужно учиться делать всё как можно плавнее, но при этом без запаздываний

Фото: Марат Афлятунов

Поделиться

При слишком быстрой езде в повороте машина начинает соскальзывать с траектории. Если первыми «поплыли» передние колеса, автомобиль начинает распрямлять траекторию, и это явление называется сносом. Оно довольно опасно, потому что при сильном сносе автомобиль становится фактически неуправляемым.

— Если управляемый занос есть, то управляемого сноса нет, — говорит Ярослав Федоров. — Главная ошибка, которую делают все новички, — это инстинктивный доворот руля, что лишь усугубляет снос и превращает машину в неуправляемый снаряд. Для восстановления контроля лучше наоборот немного убавить поворот руля, а на переднеприводных машинах — снизить нажатие на педаль газа.

Но занос может быть даже еще хуже, по крайней мере, с точки зрения последствий: в этом случае скользить начинают задние колеса, а машина стремится развернуться вокруг оси. На обычной дороге сильный занос опасен тем, что делает автомобиль практически неуправляемым (для неспециалиста) и подставляет его по боковой удар — один из самых тяжелых типов ДТП. Существуют управляемые заносы, которые любят дрифтеры, но профессионалы не рекомендуют экспериментировать с ними на дорогах общего пользования.

Алексей Савин советует оставить дрифт-упражнения для закрытых площадок

Алексей Савин советует оставить дрифт-упражнения для закрытых площадок

Фото: Yuka ADV Pro Racing Team

Поделиться

Мастер автомобильного спорта Алексей Савин, выступающий за Yuka ADV Pro Racing Team, поясняет:

— Зимой управлять автомобилем нужно очень аккуратно и плавно, без резких движений. Многие, двигаясь по городу зимой, хотят как-то подрифтить, «дать угла», но мало кто понимает, как это правильно делать, поэтому оказываются в сугробах или столбах. Главное, держать себя в руках и не поддаваться желанию повыделываться перед окружающими: вне автодрома это очень опасно.

Ярослав Федоров (на переднем плане) инструктирует курсанта по рации. В школах контраварии водитель остается в машине один — наставники предпочитают не висеть над душой и наблюдать со стороны

Ярослав Федоров (на переднем плане) инструктирует курсанта по рации. В школах контраварии водитель остается в машине один — наставники предпочитают не висеть над душой и наблюдать со стороны

Фото: Алексей Ударцев

Поделиться

Ярослав Федоров считает, что отработать навыки борьбы с заносом и его контроля можно лишь на практике, потому что процесс стремителен и требует хорошо поставленных рефлексов:

— Многие знают, что нужно повернуть руль в сторону заноса — это даже есть в экзаменационных билетах. Но вот еще один важный момент: руль нужно вовремя вернуть в нулевое положение, потому что если «передержать» его, занос разовьется в другую сторону, начнется ритмическая раскачка, которая в конечном итоге приведет к развороту машины. Кроме того, реагировать на занос нужно своевременно и пропорционально глубине заноса, то есть в любом случае требуется практика.

Современные машины оснащены рядом электронных девайсов, которые позволяют избежать (или хотя бы сократить масштаб) описанных выше проблем. Наиболее важные системы — это АБС, предотвращающая блокировку колес на торможении, и система стабилизации (ESP) — ее задача подавить нежелательные скольжения в повороте. Некоторые водители считают, что эти системы почти бесполезны: дескать, опытный водитель сработает лучше. Ярослав Федоров считает, что это не совсем так:

— Например, бытует мнение, что АБС удлиняет тормозной путь, но тут нужно учитывать два обстоятельства. Во-первых, современные АБС ушли далеко вперед от систем двадцатилетней давности, когда появилось это мнение. Во-вторых, если чемпион мира по ралли способен затормозить лучше, чем АБС, то обычный водитель — нет. В своей школе я даю курсантам такое упражнение: сначала они тормозят в пол с включенной АБС, потом пытаются улучшить этот результат при отключенной системе. И улучшить, как правило, не удается.

Спортивные машины чаще всего обходятся без электронных помощников, но для этого нужно иметь хорошие навыки и быть постоянно в тонусе. Для обычной езды страхующая электроника очень полезна

Спортивные машины чаще всего обходятся без электронных помощников, но для этого нужно иметь хорошие навыки и быть постоянно в тонусе. Для обычной езды страхующая электроника очень полезна

Фото: Yuka ADV Pro Racing Team

Поделиться

Он подчеркивает: АБС нужна для того, чтобы при экстренном торможении машина сохраняла управляемость.

— Профессиональный водитель при блокировке колес отпустит педаль тормоза или снизит давление на нее, но обычный автомобилист в критической ситуации будет давить ее, условно, двумя ногами. Чтобы машина при этом могла поворачивать, и нужна АБС.

Полезной он считает и систему стабилизации, основная функция которой — купировать занос и снос в ранней фазе их развития. При этом ESP разных компаний имеют отличающиеся настройки, например, некоторые допускают небольшое скольжение задней оси (скажем, у ряда моделей BMW), другие же душат занос в самом зачатке. Поэтому Ярослав Федоров советует отрабатывать навыки контраварии именно на своей машине, чтобы чувствовать работу конкретных систем:

— При этом водитель должен понимать, что если сработала страховочная электроника, значит, он допустил ошибку: затормозил слишком сильно или чересчур резко вошел в поворот. Эти системы полезны для подстраховки, но в обычной жизни нужно ездить так, чтобы они никогда не включались.

Частая ошибка в зимних условиях — попытки ездить столь же дерзко, как и летом. Профессионалы, напротив, считают, что в снежных условиях главное — избегать резких маневров, тщательно дозируя как тормоз, так и газ. Причем эти навыки стоит отработать в спокойной обстановке.

— Лучше всего проверить, как ваша машина себя ведет в гололед, на специально отведенной площадке, где можно будет безопасно отточить навыки контраварийной езды. Желательно это делать с инструктором, который вам подскажет, как правильно действовать в той или иной ситуации. Одного занятия вполне хватит, чтобы понять азы, а дальше, я думаю, вам понравится и вы вернетесь еще раз, — говорит кандидат в мастера автоспорта в категории дрифт, участник команды YUKA ADV Pro Racing Team Сергей Стилов.

Сергей Стилов

Сергей Стилов

Фото: Yuka ADV Pro Racing Team

Поделиться

Ярослав Фёдоров добавляет:

— Курсантам мы даем такие установки: реагируйте быстро, но не резко и, главное, не выпендривайтесь. Зимой очень важно снижать скорость движения и увеличивать дистанцию до автомобилей впереди, чтобы у вас было больше времени для совершения действий.

Все эксперты по контраварии говорят, что зимой нужно уделять повышенное внимание состоянию автомобиля, в первую очередь — шинам.

— Ответственно подойти к выбору шин, ведь это самое главное зимой: с хорошими шинами какие-то мелкие ошибки вождения не приведут к печальным последствиям, — говорит Алексей Савин.

Давний спор о том, что лучше — шипованная резина или фрикционная, — по большей части уже неактуален: сегодня есть прекрасные модели из любой категории, и выбор, по большому счету, определяется вашими предпочтениями. Но главное, чтобы резина была зимней и еще живой: на скользких покрытиях чрезмерный износ шин или его неравномерность проявляются сильнее, чем летом.

Сергей Стилов говорит, что при частых выездах за город всё же лучше предпочесть шипованную резину. От себя добавим, что ее же стоит выбрать новичкам: характеристики шин с шипами меньше зависят от типа покрытия, поэтому машина более предсказуема в разных условиях.

Спортивные машины зимой ездят на шипованной резине: она обеспечивает лучшее сцепление на льду и плотном снежном покрытии

Спортивные машины зимой ездят на шипованной резине: она обеспечивает лучшее сцепление на льду и плотном снежном покрытии

Фото: Марат Афлятунов

Поделиться

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Ошибки женщины руководителя
  • Ошибки во время публичного выступления
  • Ошибки женщин при разводе
  • Ошибки женщин среднего возраста
  • Ошибки женщин при первом свидании