Ошибки водителей зимой

Несоблюдение дистанции

Рефлексы, которые выработались у водителей во время езды по сухому асфальту, могут сослужить плохую службу с резким похолоданием и, как следствие, образованием наледи на дорогах.

Между тем, существуют четкое правило, о котором обязательно говорят автомобильные инструкторы — зимой необходимо увеличивать дистанцию до впереди идущего автомобиля как минимум в два раза по сравнению с соответствующим метражом при вождении в теплое время года.

Недобрую шутку может сыграть также и моментально меняющаяся дорожная ситуация. Вот, казалось бы, под колесами сухой асфальт, и вдруг машина оказывается на льду или прикатанном снеге, что автоматически увеличивает тормозной путь. Кроме того, скорость должна уменьшаться, а дистанция увеличиваться до безопасного значения при запотевании или обмерзании ветрового стекла.

Резкие маневры

Резкие повороты руля на большой угол, агрессивная работа газом и тормозом, превышение допустимой скорости зимой становятся вдвойне опасными.

Если под колесами лед, следует по возможности активировать зимний режим езды или алгоритм движения Eco, когда реакции на руление и подачу газа притупляются.

Кроме того, для безопасного замедления (особенно на спусках) следует активнее использовать метод торможения двигателем (переключение на пониженные передачи). Наконец, особенно опасными становятся обгоны на заснеженной или обледенелой трассе, поэтому их по возможности следует избегать. Резкое нажатие на газ или тормоз, равно как активное маневрирование, в зимнее время с большей вероятностью вызовут занос, который при отсутствии твердых навыков контраварийной езды будет сложно погасить.

Невнимание к шинам

Львиную долю аварий в самом начале зимы провоцируют водители, не успевшие «переобуться». Ставить зимнюю резину (будь то «шиповка» или «липучка»), необходимо еще до наступления серьезных морозов и выпадения первого снега.

Общий совет — среднесуточная температура опускается ниже +5 °С — пора на «переобувку». Однако аварии провоцирует также и отсутствие должного внимания к зимней резине. К примеру, проблемой может стать, если одно из колес подтравливает воздух, а водитель ленится проверить давление в «баллонах» перед поездкой.

Настоятельно рекомендуем проводить как минимум визуальный осмотр всех четырех колес, а лучше делать это, вооружившись манометром. Разница в давлении в шинах более чем на 0,1 атм может спровоцировать увод с курса. Тот же сценарий реален, если потеряна часть шипов на одном из колес (особенно передней оси), использованы «разнокалиберные» шины и диски или если шины не отбалансированы или нарушен сход-развал.

Заливка некачественной омывайки

Типичный сценарий — это когда до наступления холодов водитель не успел сменить летнюю омывающую жидкость на зимнюю, и она замерзла в бачке омывателя, патрубках и форсунках.

Здесь выхода два — следовать на отогрев (либо в теплом гараже, парковке супермаркета, мойке), либо использовать химикаты-размораживатели (чаще всего на основе спиртов) для добавления в бачок омывателя и форсунки.

Ошибкой будет также покупка «незамерзаек» брендов «ноунейм» в непроверенных местах. Так легко нарваться на контрафакт (незамерзающие жидкости на основе метанола — опасный яд. Даже небольшая его концентрация может вызвать головокружение, тошноту и слабость), и вы получите либо едкий запах в салоне, либо обледеневшую «лобовуху» из-за несоответствия «омывайки» необходимым параметрам по морозостойкости.

Неочищенный автомобиль

Многие наверняка видели, как после снегопадов водители начинают движение, толком не очистив автомобиль ни от снега на крыше, ни от наледи на стеклах. По всей видимости, такие торопыги руководствуются принципом «на скорости все быстрее очистится и оттает».

Так-то оно так, но вот только комья снега могут скатиться с крыши на лобовое стекло, заблокировав обзор в самый неподходящий момент. Не расчищенные до конца стекла между тем серьезно ухудшают видимость, также становясь фактором риска.

Неподходящая одежда и обувь

Мощные ботинки или сапоги, равно как зимние шапки с «ушами» и массивные пуховики, могут оказать водителю зимой медвежью услугу.

Широкая обувь не позволит оперативно перекинуть ступню с педали на педаль, а то и вовсе заставит нажать одновременно на «газ» и «тормоз».

В свою очередь излишне тяжелая, дутая одежда затруднит процесс руления, а шарфы и шапки-ушанки — обзорность. Отсюда вывод — сначала хорошенько прогрейте автомобиль, после чего снимите куртку и шапку, по возможности — переобуйтесь в удобную компактную обувь — так он будет куда безопаснее.

Старые стеклоочистители

Изношенные дворники, оставляющие на лобовом стекле разводы, следует заменить перед зимним сезоном в обязательном порядке. Особенно это касается жителей мегаполисов, улицы которых обрабатывают реагентами, обильно облепляющими лобовое стекло.

Лучший вариант — выбрать зимние модели дворников — за счет плотного прилегания к поверхности стекла они обеспечивают оптимальный обзор, очищая «лобовуху» без каких-либо разводов.

Езда на автомобиле в зимний период даже от опытных водителей с большим стажем требует повышенного внимания. А для новичков скользкие дороги, снег, метель и плохая видимость — испытание из тех, что раз и навсегда могут поставить точку в желании управлять автомобилем.

Многие «рулевые» считают, что лучше не стоит выезжать на проезжую часть зимой. Однако бытует и другое мнение — экстремальные условия наоборот принципиальным образом отражаются на водительских навыках. Главное — соблюдать ряд неотъемлемых правил, и не только прописанных в ПДД. Кому-то они помогут сохранить «права», а кому-то — жизнь.
ПРЕВЫШЕНИЕ ДОЗВОЛЕННОСТИ
Превышение скоростного режима — одна из наиболее распространенных ошибок за рулем. По мере увеличения скорости, угол обзора сужается, тормозной путь увеличивается, а реакции водителя при этом заметно снижаются. А уж в условиях плохой видимости и на скользком покрытии — риск попасть в ДТП существенно возрастает. Нельзя забывать, что последствия аварий могут быть очень серьезными. Обращаемся к «шашечникам» и лихачам: убивая себя, вы можете убить других! Зачем спешить на тот свет, даже если этот итог неизбежен?

В ХОЛОДНОЙ ПРОБКЕ — ГОРЯЧИЙ ЛАЙК
Кто сегодня не пользуется мобильными устройствами? А за рулем? Да, таких персонажей хватает — скажем спасибо социальным сетям и горячим красоткам, которые так и ждут заветного лайка после очередного селфи в авто. Одни водители фотографируются, другие — эти самые фотографии рассматривают. А потом их всех вместе взятых рассматривают и оценивают прибывшие на место аварии гаишники. Поберегите друг друга: пробок на предновогодних улицах и без вас хватает.
ИСКАЖЕННАЯ ОЦЕНКА ДОРОЖНОЙ СИТУАЦИИ
Понижение температуры, внезапно выпавший снег или появление коварной ледяной пленки на дорожном полотне становятся следствием массовых ДТП. А все потому, что водители после эксплуатации авто в теплое время года, как правило, привыкают к определенным реакциям машины на нажатия педалей и упражнения рулем. Зимой поведение транспортного средства становится менее стабильным. Как, впрочем, и нервная система драйвера.
ПЕРЕОЦЕНКА СОБСТВЕННЫХ НАВЫКОВ
Многие водители зачастую пренебрегают ремнями безопасности, полагаясь на собственное шоферское мастерство. Лучшая «отмазка» — с ними неудобно и тесно. А еще: «да лучше я вылечу через лобовое стекло, чем меня зажмет в искореженном автомобиле в случае ДТП». И та, и другая — не более, чем миф! Как раз при аварии именно ремни и помогают избежать травматизма и — не дай Бог — летального исхода.
ДЕРЖИСЬ ОТ МЕНЯ ПОДАЛЬШЕ
Несоблюдение дистанции — типичная ошибка водителей, чаще всего проявляющаяся зимой. Причем не важно, на трассе ты едешь или в городе. При резком торможении «паровоза» вагоны будут мгновенно догонять друг друга. Да и в заторе при недостаточном расстоянии до впереди «толкающейся» машины есть риск стать стать виновником аварии. А что — в «пробках» водители расслабляются, внимание снижается, а скользкую поверхность и обновления ленты в Инстаграме никто не отменял.

Ежегодно первый снег становится причиной массовых ДТП во всех регионах страны. Несмотря на прогнозы погоды, всегда найдутся водители, которые не спешат в шиномонтаж и до первой гололедицы ездят на летней резине. Кроме того, избалованные сухим асфальтом автомобилисты забывают о том, что на ледяной дороге, в снегу или в грязевой жиже меняется сцепление с дорогой, а тормозной путь растет. Autonews.ru cобрал подборку видеороликов с самыми частыми ошибками водителей зимой.

Опасные обгоны

Предупреждения ГИБДД об увеличении дистанции и снижении скорости зимой — не пустые слова. Однако несмотря на метель, гололед и снег, водители все равно постоянно куда-то торопятся. В холодное время года такая спешка приводит к необдуманным обгонам, которые заканчиваются дорожными авариями. В каждом из этих видео автомобилисты не справляются с управлением в момент попытки вернуться в свою полосу из-за слишком высокой для скользкой дороги скорости.

Разные покрышки

Езда на летней резине по льду — безусловно опасное занятие, и в ноябре мы публиковали материал о том, как мучились автомобилисты Владивостока после ледяного дождя. Водители, которые отважились поехать куда-то в снегопад на летних покрышках, явно переоценивают свои навыки. Но встречаются и более странные решения — например, разная резина на передней и задней оси.

На этом видео автомобиль, который едет впереди, начинает заносить на прямой дороге. Водитель не справляется с управлением из-за разного сцепления колеса с покрытием и улетает в кювет.

Высокая скорость

Причиной аварии на этом видео стала высокая скорость при легком наезде на скользкую разметку обочины. Судя по видео, автомобиль двигался гораздо быстрее остального потока, что не дало ему шансов на своевременное торможение и стало причиной потери управляемости на скользкой зимней трассе.

Внезапный велосипед

С наступлением холодов автомобилисты искренне верят в то, что с дорог пропадают двухколесные транспортные средства. Однако это не совсем так — водителям стоит быть начеку в любой сезон, потому что в России хватает любителей погонять на мотоцикле, мопеде или даже велосипеде и в морозную зиму. Учитывая увеличение тормозного пути, автомобилисты не всегда успевают среагировать на появление такого транспорта.

Слишком маленькая дистанция

На этом видео издалека заметно, что поток тормозит, и впереди образуется пробка, однако водитель не спешит сбавлять ход. В итоге почти экстренное торможение на снежной дороге приводит к заносу и развороту на соседних полосах. По счастливой случайности неуправляемый автомобиль не задел соседей по потоку.

Безумные фуры

В этом видеоролике сошлось сразу несколько неприятных моментов: здесь и несоблюдение дистанции всеми участниками дорожного движения, и превышение скорости, и невнимательность водителей большегрузного транспорта. Однако невозможно не отметить, как сильно улыбнулась удача владельцу видеорегистратора.

Скольжение на путях

Зимой все и без того скользкие поверхности покрываются дополнительным материалом для скольжения — снегом и льдом. Поэтому езда по трамвайным путям должна быть очень аккуратной, необходимо пристально следить за сцеплением покрышек с дорогой, особенно в момент перестроения и поворота. На видеоролике можно хорошо рассмотреть, как машина перестраивается и теряет управление именно из-за скольжения левых колес по путям.

Зимняя езда может быть очень веселой. Но бывает и грустной…

Поделиться

Десятибалльные пробки в снегопады связаны не только с качеством уборки дорог, но и с отсутствием у водителей навыков зимней езды. Это приводит к двум последствиям: одни едут чрезмерно медленно, другие — слишком неаккуратно, организуя ДТП. Из этих двух вариантов лучше выбрать, конечно, первый. Но, в принципе, опытный водитель может ездить зимой практически без потери времени, и мы спросили специалистов по контраварийному вождению, в чём секреты езды по снегу и льду. Они назвали пять наиболее частых ошибок, которые мешают водителям зимой.

Далеко не всем удается сразу переключиться в зимний режим езды, из-за чего каждой осенью рано или поздно наступает день жестянщика. Один из самых простых способов перенастроить собственные рефлексы — проверить реальное состояние дороги. Руководитель школы водительского мастерства Ярослав Федоров, например, советует на безопасном участке, когда нет машин позади, затормозить до срабатывания АБС, чтобы понять момент, когда кончается запас сцепления. Большая часть зимних наездов происходит потому, что водитель ориентируется на летние повадки машины, считая, что она затормозит как по сухому чистому асфальту. А «разведка боем» позволит изменить стиль вождения с учетом реального состояния полотна, причем делать ее невредно ежедневно (когда погодные условия сложные).

— Обращайте внимание на места с повышенной скользкостью: обычно это раскатанные участки дорог, например, перед светофорами, а также открытые продуваемые места, где часто образуется наледь, — советует Ярослав. — Очень скользкой может быть разметка.

Зимой нужно учиться делать всё как можно плавнее, но при этом без запаздываний

Зимой нужно учиться делать всё как можно плавнее, но при этом без запаздываний

Фото: Марат Афлятунов

Поделиться

При слишком быстрой езде в повороте машина начинает соскальзывать с траектории. Если первыми «поплыли» передние колеса, автомобиль начинает распрямлять траекторию, и это явление называется сносом. Оно довольно опасно, потому что при сильном сносе автомобиль становится фактически неуправляемым.

— Если управляемый занос есть, то управляемого сноса нет, — говорит Ярослав Федоров. — Главная ошибка, которую делают все новички, — это инстинктивный доворот руля, что лишь усугубляет снос и превращает машину в неуправляемый снаряд. Для восстановления контроля лучше наоборот немного убавить поворот руля, а на переднеприводных машинах — снизить нажатие на педаль газа.

Но занос может быть даже еще хуже, по крайней мере, с точки зрения последствий: в этом случае скользить начинают задние колеса, а машина стремится развернуться вокруг оси. На обычной дороге сильный занос опасен тем, что делает автомобиль практически неуправляемым (для неспециалиста) и подставляет его по боковой удар — один из самых тяжелых типов ДТП. Существуют управляемые заносы, которые любят дрифтеры, но профессионалы не рекомендуют экспериментировать с ними на дорогах общего пользования.

Алексей Савин советует оставить дрифт-упражнения для закрытых площадок

Алексей Савин советует оставить дрифт-упражнения для закрытых площадок

Фото: Yuka ADV Pro Racing Team

Поделиться

Мастер автомобильного спорта Алексей Савин, выступающий за Yuka ADV Pro Racing Team, поясняет:

— Зимой управлять автомобилем нужно очень аккуратно и плавно, без резких движений. Многие, двигаясь по городу зимой, хотят как-то подрифтить, «дать угла», но мало кто понимает, как это правильно делать, поэтому оказываются в сугробах или столбах. Главное, держать себя в руках и не поддаваться желанию повыделываться перед окружающими: вне автодрома это очень опасно.

Ярослав Федоров (на переднем плане) инструктирует курсанта по рации. В школах контраварии водитель остается в машине один — наставники предпочитают не висеть над душой и наблюдать со стороны

Ярослав Федоров (на переднем плане) инструктирует курсанта по рации. В школах контраварии водитель остается в машине один — наставники предпочитают не висеть над душой и наблюдать со стороны

Фото: Алексей Ударцев

Поделиться

Ярослав Федоров считает, что отработать навыки борьбы с заносом и его контроля можно лишь на практике, потому что процесс стремителен и требует хорошо поставленных рефлексов:

— Многие знают, что нужно повернуть руль в сторону заноса — это даже есть в экзаменационных билетах. Но вот еще один важный момент: руль нужно вовремя вернуть в нулевое положение, потому что если «передержать» его, занос разовьется в другую сторону, начнется ритмическая раскачка, которая в конечном итоге приведет к развороту машины. Кроме того, реагировать на занос нужно своевременно и пропорционально глубине заноса, то есть в любом случае требуется практика.

Современные машины оснащены рядом электронных девайсов, которые позволяют избежать (или хотя бы сократить масштаб) описанных выше проблем. Наиболее важные системы — это АБС, предотвращающая блокировку колес на торможении, и система стабилизации (ESP) — ее задача подавить нежелательные скольжения в повороте. Некоторые водители считают, что эти системы почти бесполезны: дескать, опытный водитель сработает лучше. Ярослав Федоров считает, что это не совсем так:

— Например, бытует мнение, что АБС удлиняет тормозной путь, но тут нужно учитывать два обстоятельства. Во-первых, современные АБС ушли далеко вперед от систем двадцатилетней давности, когда появилось это мнение. Во-вторых, если чемпион мира по ралли способен затормозить лучше, чем АБС, то обычный водитель — нет. В своей школе я даю курсантам такое упражнение: сначала они тормозят в пол с включенной АБС, потом пытаются улучшить этот результат при отключенной системе. И улучшить, как правило, не удается.

Спортивные машины чаще всего обходятся без электронных помощников, но для этого нужно иметь хорошие навыки и быть постоянно в тонусе. Для обычной езды страхующая электроника очень полезна

Спортивные машины чаще всего обходятся без электронных помощников, но для этого нужно иметь хорошие навыки и быть постоянно в тонусе. Для обычной езды страхующая электроника очень полезна

Фото: Yuka ADV Pro Racing Team

Поделиться

Он подчеркивает: АБС нужна для того, чтобы при экстренном торможении машина сохраняла управляемость.

— Профессиональный водитель при блокировке колес отпустит педаль тормоза или снизит давление на нее, но обычный автомобилист в критической ситуации будет давить ее, условно, двумя ногами. Чтобы машина при этом могла поворачивать, и нужна АБС.

Полезной он считает и систему стабилизации, основная функция которой — купировать занос и снос в ранней фазе их развития. При этом ESP разных компаний имеют отличающиеся настройки, например, некоторые допускают небольшое скольжение задней оси (скажем, у ряда моделей BMW), другие же душат занос в самом зачатке. Поэтому Ярослав Федоров советует отрабатывать навыки контраварии именно на своей машине, чтобы чувствовать работу конкретных систем:

— При этом водитель должен понимать, что если сработала страховочная электроника, значит, он допустил ошибку: затормозил слишком сильно или чересчур резко вошел в поворот. Эти системы полезны для подстраховки, но в обычной жизни нужно ездить так, чтобы они никогда не включались.

Частая ошибка в зимних условиях — попытки ездить столь же дерзко, как и летом. Профессионалы, напротив, считают, что в снежных условиях главное — избегать резких маневров, тщательно дозируя как тормоз, так и газ. Причем эти навыки стоит отработать в спокойной обстановке.

— Лучше всего проверить, как ваша машина себя ведет в гололед, на специально отведенной площадке, где можно будет безопасно отточить навыки контраварийной езды. Желательно это делать с инструктором, который вам подскажет, как правильно действовать в той или иной ситуации. Одного занятия вполне хватит, чтобы понять азы, а дальше, я думаю, вам понравится и вы вернетесь еще раз, — говорит кандидат в мастера автоспорта в категории дрифт, участник команды YUKA ADV Pro Racing Team Сергей Стилов.

Сергей Стилов

Сергей Стилов

Фото: Yuka ADV Pro Racing Team

Поделиться

Ярослав Фёдоров добавляет:

— Курсантам мы даем такие установки: реагируйте быстро, но не резко и, главное, не выпендривайтесь. Зимой очень важно снижать скорость движения и увеличивать дистанцию до автомобилей впереди, чтобы у вас было больше времени для совершения действий.

Все эксперты по контраварии говорят, что зимой нужно уделять повышенное внимание состоянию автомобиля, в первую очередь — шинам.

— Ответственно подойти к выбору шин, ведь это самое главное зимой: с хорошими шинами какие-то мелкие ошибки вождения не приведут к печальным последствиям, — говорит Алексей Савин.

Давний спор о том, что лучше — шипованная резина или фрикционная, — по большей части уже неактуален: сегодня есть прекрасные модели из любой категории, и выбор, по большому счету, определяется вашими предпочтениями. Но главное, чтобы резина была зимней и еще живой: на скользких покрытиях чрезмерный износ шин или его неравномерность проявляются сильнее, чем летом.

Сергей Стилов говорит, что при частых выездах за город всё же лучше предпочесть шипованную резину. От себя добавим, что ее же стоит выбрать новичкам: характеристики шин с шипами меньше зависят от типа покрытия, поэтому машина более предсказуема в разных условиях.

Спортивные машины зимой ездят на шипованной резине: она обеспечивает лучшее сцепление на льду и плотном снежном покрытии

Спортивные машины зимой ездят на шипованной резине: она обеспечивает лучшее сцепление на льду и плотном снежном покрытии

Фото: Марат Афлятунов

Поделиться

Зимний период считается по-настоящему сложным периодом для водителей, особенно для новичков. Скользкая дорога, снег, сугробы, метель, холод – водители ежедневно сталкиваются с разными испытаниями, и одни с легкостью справляются с такими трудностями, а у других возникают проблемы. Чтобы избежать возможных сложностей, мы расскажем о самых распространённых ошибках автолюбителей, и что нужно делать, чтобы не создать себе дополнительных проблем.

Превышение дозволенности.

Многие водители не отдают должное внимание смене погоды и температуры за окном, продолжая передвигаться на автомобиле так же, как и в любой другой период. По большей степени это касается соблюдения скоростного режима. Важно помнить, что по мере увеличения скорости, угол обзора сужается, тормозной путь увеличивается, а время реакции сильно снижается. А, добавив ко всему перечисленному условия плохой видимости и скользкую дорогу, становится понятно, что риск попасть в ДТП существенно возрастает. Именно поэтому зимой необходимо быть особенно осторожным и не совершать глупые действия, которые могут повлечь за собой серьезные последствия.

Не развлечения, а дорога.

В холодный период мозговая активность заметно снижается, а утомляемость повышается. Погодные условия и снег приводят к пробкам на дорогах, и многие водители, желая скоротать долгое время ожидания, прибегают к разным развлечениям: чтению книг, телефону, музыке и прочим действиям, которые могут окончательно ослабить внимание и реакцию. Это большая ошибка! Зима – время большой опасности, поэтому лучше держать себя во внимании и не отвлекаться на разные мелочи, особенно на те, что могут сильно расслабить, иначе дтп и встречи с инспекторами не избежать.

Переоценка собственных навыков

Или, другим словами, вредная привычка. Многие водители частенько пренебрегают ремнем безопасности, полагаясь на собственное мастерство с «отмазками» типа: «с ним неудобно» или «да лучше я вылечу через лобовое стекло, чем меня зажмет в искореженном автомобиле в момент ДТП». Уважаемые водители, особенно новички, запомните: и та, и другая отмазки — миф! Как раз при аварии именно ремни и помогают избежать травматизма, поэтому мы настоятельно советуем не пренебрегать такими мерами.

Искаженная дорожная ситуация

Понижение температуры, внезапно выпавший снег, снежные бураны или появление коварной ледяной пленки на дороге становятся следствием массовых ДТП. По большей степени это происходит потому, что водители после эксплуатации автомобиля в теплое время года привыкают к определенным реакциям машины на нажатия педалей и упражнения рулем. Зимой поведение транспортного средства становится менее стабильным и требует большего внимания.

Со всеми на расстоянии

Пожалуй, самое важное правило, которого нужно придерживаться всегда, но зимой особенно – соблюдение дистанции. Ее несоблюдение — самая распространённая ошибка на сегодняшний день и причина всех ДТП. При резком торможении «паровоза» вагоны будут мгновенно догонять друг друга – примерно такой же принцип действует на дороге. В заторе при недостаточном расстоянии до впереди «толкающейся» машины есть риск стать виновником аварии.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Ошибки во время публичного выступления
  • Ошибки делают нас сильнее цитаты
  • Ошибки делают нас сильнее мем
  • Ошибки делают нас сильнее кто сказал
  • Ошибки во всероссийском диктанте