Ошибки во взаимодействии школы и семьи

Проблемы
взаимодействия семьи и школы.

Без дружеского взаимодействия ,без тонкого взаимопонимания

 учителя и родителей, школы и семьи невозможно счастье ребенка,

 жизнь его может   лишиться счастья, а без этого    нет детства  .

В. А. Сухомлинский.

      
   Но в этом, таком бесспорном и ясном положении о необходимости тесного союза
семьи и школы не все так просто. Существуют некоторые особые обстоятельства,
определяющие противоречивость и сложность отношений учителей с родителями
учащихся. Любовь родителей к своему ребенку, будучи чрезвычайно сильным
чувством, делает их взгляды на поступки и требования учителей очень
субъективными. Надо учесть, что серьезной трудностью влияния учителя на
родителей является и то, что оно в значительной мере осуществляется через взгляды
и настроения школьников. Дети , как правило, подробно рассказывают в семье о
своих успехах и неудачах в школе, так как в детском восприятии преобладает
эмоциональная сторона. Будучи в чем-то неправым, ребенок нередко представляет в
отрицательном плане действия учителя даже тогда, когда он понимает их
обоснованность.  В этих случаях исходящая от детей информация приводит к
неправильной оценке родителями поступков и позиции педагога, мешает
установлению взаимопонимания семьи и школы.

       
Родительские чувства являются одним из самых могучих человеческих инстинктов.
Они проявляются прежде всего в заботе о ребенке, в стремлении к его физической
и нравственной защите. Всякое отрицательное действие, недоброжелательность,
равнодушие или бестактность учителя вызывают у родителей неудовлетворенность,
негативное отношение к школе, вплоть до раздражения и гнева.

    
В настоящее время большинство учителей, особенно молодых, испытывают
значительные трудности в работе с родителями.  У некоторой части молодых
учителей нет ясности и убежденности в необходимости повседневной работы с
родителями. Герой повести В.Алексеева «Я вам верю», молодой учитель,
столкнувшись с некоторыми трудностями в воспитательной работе  приходит к
выводу: «Если бы меня сейчас спросили, в чем основная задача педагогики, я бы
ответил: исправлять ошибки родителей». На мой взгляд подобное мнение
продиктовано неуважением к семье, отношением к ней как к препятствию, мешающему
воспитательному процессу.

    
В одной из бесед молодую учительницу спросили: «Почему вы избрали учительскую
профессию?»


Потому, что я очень люблю детей и мне интересно с ними работать, — ответила
она.


А как вы относитесь к взрослым?


К взрослым отношусь безразлично.


Как же вы собираетесь работать с родителями учащихся?

   
Учительница с минуту задумалась, а потом сказала: « Думаю, что провести
собрание с ними сумею». Данная ситуация говорит о том, что некоторые учителя рассчитывают
только на свои силы, полагая что успех в воспитании и образовании учащихся
зависит исключительно от их профессиональной квалификации. Они не придают
значение роли семьи в формировании личности.

    
Другая молодая учительница на вопрос, какую работу она ведет с родителями,
ответила: « Я встречаюсь и  беседую с родителями в основном тогда, когда меня
что-то тревожит в ребенке : низкая успеваемость или плохое поведение» . Данная
ситуации широко распространена в современной школе. Приглашение родителей в
образовательное учреждение  зачастую связано со стечением каких-то чрезвычайных
осложнений в учении или поведении ученика. 

   
Как известно, отношения уважающих друг друга людей строятся на основе
деликатности и чуткости. Но о каком уважении может идти речь, если учителя
торопятся проинформировать родителей о детских проступках, забывая порадовать
их успехами ребенка?

      
Плодотворность общения учителей с родителями зависит не только от
профессиональных знаний воспитателя, но и от собственного семейного опыта. Его
отсутствие во многом определяет отношение мам  и пап к воспитателю их ребенка.

   
Бабушка 13-летнего внука жалуется соседям: « Еще вчера слушался… По  дому был
помощником. А теперь стал каким-то неуправляемым. Родители на Севере…. Написать
им что ли?»


А в школу почему не сходите?


Так у них классная руководительница сама молодая. Своей семьи нет. Чем она
поможет?

   
Подобное отношение подчас лишает молодого педагога профессиональной уверенности
в области семейного воспитания.

   
     Еще одной проблемой взаимодействия семьи и школы является незнание
педагогом , что сложившийся стереотип общения учителя с учеником неприемлем для
общения с родителями. Не все учителя это осознают, чем усложняют установление
контактов с родителями.  Неправильно занятая учителем позиция в общении с ними
нередко приводит к конфликтным ситуациям.

    
В школе работают педагоги , профессионалы – воспитатели, которые знают систему
воспитания, владеют умениями и навыками воспитания. Родители в подавляющем
большинстве таких знаний , умений и навыков не имеют. Следовательно, учитель
обязан не просто пропагандировать эти знания и умения, а возбуждать у родителей
потребность в овладении ими.   Нельзя не учитывать такой факт : многие родители
убеждены в том, что знают, как воспитывать, и что воспитывают своих детей
правильно. При этом большинство из них полагаются на свою интуицию и методы,
заимствованные от старших поколений. В связи с этим возникает много проблем во
взаимодействии семьи и школы. Важным помощником в данной ситуации  и должна
выступать пропаганда педагогических знаний среди родителей.  Но недостаточная
подготовка учителей к данному виду работы порождает непонимание, со стороны
родителей,  сути воспитательного процесса в школе.

    
Практика показывает, что современный учитель может успешно воздействовать на
родителей, оказывать целенаправленное влияние на семейное воспитание при
условии:

·       
Если он знает не только учащихся своего
класса, но и их родителей,  внутрисемейные отношения, семейные традиции,
обычаи, жизненный уклад, нравственные установки и общественную направленность
семейного коллектива;

·       
Если он знаком с домашними условиями, с
бытом ученика, а также с приемами и методами семейного воспитания;

·       
Если между воспитателем и родителями
установились искренние, доверительные, откровенные отношения, если между ними
существует полное взаимопонимание;

·       
Если педагог постоянно углубляет,
расширяет свои знания по теории и методике семейного воспитания, передает эти
знания родителям, заботится о повышении их педагогической культуры;

·       
Если в работе с родителями умело сочетаются
массовые и групповые формы с индивидуальной работой ( с учетом специфических
особенностей той или иной семьи)

   
Выполнение данных условий непосредственно влияет на эффективное взаимодействие
семьи и школы, основой которого является – постоянное внимание школы к развитию
ребенка, своевременные и педагогически обоснованные рекомендации учителей,
изучение особенностей и возможностей каждой семьи.

    
Школа и семья решают единые задачи воспитания детей, отражающие интересы
общества. Однако способы, методы воспитания в семье и школе различны, так как школьные
условия, обстановка, окружение иные, чем  в семье. Желая сформировать у детей
положительные нравственные привычки, родители и учителя должны действовать
сообща, придерживаться единых требований. При отсутствии единых требований у
учащихся зарождается сомнение в правомерности требований. Из этого они делают
неверные выводы о том, что правила поведения надо соблюдать в школе, а дома и в
общественных местах не обязательно.  Если вовремя не пресечь такие явления, то
они  могут привести к нежелательным последствиям.

  
Вот почему учителю так важно поддерживать постоянный контакт с родителями и
помнить, что характер семейного воспитания во многом зависит от их
педагогической культуры. Повышая педагогическую культуру родителей, учитель тем
самым приводит в действие богатейшие резервы семейного воспитания. Опираясь на
воспитательный потенциал семьи, учитель сможет более успешно и на более высоком
качественном уровне решать сложные задачи  современного воспитания учащихся.  

                                  
Конфликты между семьей и школой ложатся всей

                    тяжестью
на ребенка.  (Корчак)

Список
литературы.

1.       В.А. Сухомлинский о воспитании/ Сост. С. Л. Соловейчик. М. 1979.

2.       Диалоги о  воспитании: Книга для родителей/ Под редакцией
В.Н.Столетова.  – М.: Педагогика,1990.

3.       Профессия – учитель:Беседы с молодыми учителями/Под редакцией
В.Г.Онушкина, Ю.Н. Кулюткина. – М.: Педагогика, 1998.

4.       Умом и сердцем: Мысли о воспитании. –М.Политиздат, 1986

Проблемы взаимодействия семьи и школы в современных условиях

Извечная проблема: семья и школа, родитель и учитель.

Она возникает с приходом ребёнка в первый класс, разрешается с окончанием им школы и возникает вновь и вновь.

Наша страна переживает сложное время.

Семья и школа — два общественных института. Не всегда школе и семье хватает взаимопонимания, такта и терпения, чтобы услышать и понять друг друга. Сегодня новый период развития современного общества, в котором общая педагогическая культура всего населения, особенно родителей, является одной из главных задач в воспитании молодого поколения. Необходимо повышать педагогическую культуру родителей.

Какими бы прекрасными ни были образовательные организации, самыми главными «мастерами» формирующими мысли детей, являются его родители — мать и отец.

Семья, по признанию ученых, – одна из величайших ценностей созданных человечеством за всю историю своего существования. Ни одна нация, ни одна культурная общность не смогла обойтись без семьи.

По мнению многочисленных исследователей (И.В. Гребенников, З. Матейчик, С.Ю. Мещерякова, В.С. Мухина и т.д.), семья как своеобразная общность людей,  как социальный институт влияет на все стороны общественной жизни, с ней прямо или косвенно связаны все социальные процессы. Они считают, что процесс социализации детей начинается не в ДОУ, а на этапе раннего детства в семье. Ошибки и просчеты в воспитании в самом раннем возрасте могут оказаться невосполнимыми и проявиться позднее в асоциальном поведении ребенка, в трудностях его адаптации, в различных отклонениях в развитии личности. Поэтому в обществе нет такого института, который мог бы заменить семью в ее функции первоначальной социализации детей.

Не секрет, что в современном мире многие родители самоустранились от воспитания своих детей.

Большинство родителей заняты зарабатыванием денег, обустройством жилища, заботой лишь о материальном благополучии.

Воспитание детей родители переложили на детский сад, школу, телевидение, компьютер и т.д.

Новые организации помощи семье (центры помощи семье, семейные консультации, семейные клубы) недостаточно распространены, а контакты семьи со специалистами таких центров носят разовый характер. Поэтому основной, реальной структурой, способной оказывать помощь семье, на данном этапе остается школа. Многолетние пребывание ребенка в школе позволяет установить контакт с семьей, выделить проблемы в семейном воспитании, оказать помощь в их решении.

Как же помочь родителям понять, что именно они закладывают основу счастья или несчастья в будущее своего ребенка, как помочь им в воспитании детей, как повернуть семью лицом к школе?

В работах исследователя Т.А. Марковой найдено обоснование двух факторов, обеспечивающих действенность, силу, стойкость семейного воспитания:

—    постоянство и длительность воспитательных воздействий матери, отца, других членов семьи в самых разнообразных жизненных ситуациях, их повторяемость изо дня в день;

—    наличие объективных возможностей для включения детей в бытовую, хозяйственную, воспитательную деятельность семьи.

Таким образом, современная наука располагает данными о том, что семья первый и наиболее значимый институт жизни человека. Как показывают многочисленные исследователи (И.С. Кон, В.Я. Титаренко, А.Г. Харчев и др.) она определяется с одной стороны специфическим воздействием семейной группы, с другой – первостепенной важностью раннего детства в развитии человека

Работа с семьёй — одна из главных задач школы, оказание психолого- педагогической помощи и поддержки в образовании и воспитании детей.

Основное условие сотрудничества семьи и школы — взаимная заинтересованность сторон в реализации конкретных педагогических целей, открытость и взаимное доверие; взаимопомощь; совместные усилия в решении воспитательных проблем.

Педагогическое взаимодействие школы и семьи позволяет реально влиять на качество семейного воспитания и в значительной степени нейтрализовать его недостатки.

Однако до сих пор проблема тесного сотрудничества семьи и школы остаётся нерешённой. Причин здесь много.

Изменения, произошедшие в обществе и в системе школьного образования, негативно отразились на взаимодействии школы и семьи. Спектр вопросов взаимодействия школы и семьи сузился до вопросов, касающихся обучения ребенка, отклонений в его поведении и материальным вопросам поддержки школы. Содержание взаимодействия школы и семьи не всегда отвечает актуальным потребностям школы и семьи в сфере воспитания. Они кроются как в действиях педагогов, так и в позиции родителей.

Факторы, тормозящие развитие сотрудничества со стороны педагогов:

  • авторитарный характер действий;

  • неумение трансформировать современные социальные требования и установки, направленные на решение педагогических задач;

  • низкая педагогическая культура учителя;

  • неспособность объективно оценивать воспитательный потенциал семьи; нежелание работать с родителями, предвзятое отношение к ним.

Со стороны родителей тормозящим фактором сотрудничества являются:

  • низкая общая и педагогическая культура; недооценка роли сотрудничества в воспитательном процессе;

  • отсутствие должного внимания к воспитанию детей;

  • субъективный подход к оценке поведения и черт характера ребенка;

  • переоценка своих воспитательных возможностей.

Дело тут не только в смене поколений, а в том, что каждый из родителей и учителей — индивидуален, со своим опытом, со своими представлениями о взаимоотношениях семьи и школы, педагогической грамотностью, характером, культурой поведения.

Всё изменилось в современном мире — отношения учителей и детей, детей и родителей.

Новое качество образования требует и нового отношения к детям, и, как показывает опыт, многие родители оказались не готовы к новым формам общения.

Методы воспитания детей зачастую остаются авторитарными и не дают положительных результатов. В семье возникают конфликты, родители и дети остаются один на один со своими проблемами, не знают, как поступить в той или иной конфликтной ситуации и где искать помощь. 

В тоже время значительная часть родителей – не профессиональные воспитатели. Они не имеют специальных знаний в области воспитания, испытывают трудности в установлении контактов с детьми.

Педагоги и родители вместе пытаются найти наиболее эффективные способы решения этой проблемы, определяя содержания и формы педагогического просвещения.

Для успешного взаимодействия школы и семьи в воспитании нужно, чтобы родители умели анализировать деятельность и поведение своих детей, их воспитанность.

Для этого необходимо следующее:

— разработать содержание и методику педагогического просвещения родителей с учетом подготовленности их к нравственному воспитанию;
— пробудить у родителей, как воспитателей, интерес к процессу самообразования в области специальных педагогических и психологических знаний.
— совершенствовать взаимоотношения родителей с детьми и классным руководителем, расширять сферу их совместной деятельности и общения

Определяющую роль в создании союза педагогов и родителей, в установлении сотруднического взаимодействия между ними выполняют педагоги.

Союз, взаимопонимание педагогов и родителей, их взаимное доверие возможны, если педагог исключает в работе с родителями дидактизм, не поучает, а советует, размышляет вмести с ними, договаривается о совместных действиях; тактично подводит их к пониманию необходимости приобрести педагогические знания; если при общении с родителями чаще звучат фразы: “ А как вы думаете?”, “ Давайте вместе решим, как быть”, “ Хочется услышать ваше мнение”.

Вся атмосфера взаимодействия общения педагога с родителями должна показать, что педагог нуждается в родителях, в объединения усилий, что родители – его союзники, и он не может обойтись без их совета и помощи.

Не все родители откликаются на стремления педагога к сотрудничеству с ним, проявляют интерес к объединению усилий по воспитанию своего ребенка. Учителю необходимо терпение и целенаправленный поиск путей решение это проблемы.

Следует начинать работу и взаимодействие с теми, кто желает участвовать в жизни класса, поддерживает педагогов, даже если таких родителей будет меньшинство.

Постепенно тактично учитель вовлекает остальных родителей, опираясь на родителей – единомышленников, учитывая интересы каждого ребенка и его семьи.

Формы взаимодействия педагогов и родителей – это способы организации их совместной деятельности и общения. Целесообразно сочетание коллективных, групповых и индивидуальных форм взаимодействия. Так, обсуждения какой – либо проблемы воспитания на родительском собрании полезно продолжить при индивидуальных встречах с родителями, на групповых консультациях.

Родительский лекторий способствует ознакомлению родителей по вопросам воспитания, повышению их педагогической культуры, выработке единых подходов к воспитанию детей. Название “лекторий” условно. Оно означает, что родителям читаются не только лекции. Формы работы разнообразны, и часто они определяют позицию родителей не как пассивных слушателей, а стимулируют их активность, творчество, участие в обсуждении вопросов, в организации и проведении занятий.

В определении тематики лектория участвуют родители. Если они затрудняются сформулировать темы занятий, наметить проблемы для изучения, педагог сможет предложить наборы возможных тем с учетом имеющихся методических рекомендаций, а также проблем воспитания детей в данном коллективе.Целесообразно подготовку занятий осуществлять поочередно группой родителей (советом дела). В зависимости от сложности темы, подготовленности к ней родителей педагог, совет дела привлекают специалистов либо подбирают материалы и проводят занятие своими силами. Если приглашается специалист, то организаторы предварительно обговаривают с ним круг волнующих родителей проблем, продумывают способы привлечения и активизации участников занятий.

Конференция по обмену опытом воспитания детей может быть тематической. Ее проведение целесообразно, если действительно есть опыт продолжительного семейного воспитания по данной проблеме. Такая форма вызывает интерес, привлекает внимание родителей, а информация для них звучит более убедительно, вызывается, воспринимается родителями с большим доверием для обмена опытом можно взять несколько конкретных вопросов, вызывающих у родителей наибольший практический интерес. Выступить в этом случае могут многие родители с учетом того, в решении каких проблем они достигли положительных результатов.

Вечер вопросов и ответов производится после опросов родителей и выяснения перечня проблем, который возникает в воспитании детей и взаимоотношениях с ними; на одни вопросы может ответить педагог, для ответа на другие приглашается специалист (например, по вопросам психологии, полового воспитания).

Ряд вопросов проблемного характера может быть предложен для обсуждения родителей и стать основной для специально подготовленного диспута.

Диспут – размышление по проблемам воспитания – одна из интересных для родителей формы повышения педагогической культуры. Он подходит в непринужденной обстановке, позволяет всех включить в обсуждение проблем, способствует формированию умения всесторонне анализировать факты и явления, опираясь на накопленный опыт, пробуждает активное педагогическое мышление. Такой способ позволяет включить в поиск наиболее правильного решения вопроса, помогает родителям занять определенную позицию, предоставляет возможность каждому высказаться для проведения итогов совету дела; педагогу или кому-то из родителей нужно подготовить заключительное сообщение. Предметом подобных обсуждений, дискуссий могут быть конкретные ситуации из жизни класса, семьи, просмотренные вмести спектакли и кинофильмы.

Встречи с администрацией, учителями класса целесообразно проводить ежегодно. Педагоги знакомят родителей со своими требованиями, выслушивают пожелания родителей. Возможны вопросы друг к другу, составление программы действий по выявленным проблемам в процессе совместного коллективного поиска.

Родительский актив – это опора педагогов, и при умелом взаимодействии он становится проводником их идеи. На заседании родительского комитета, которое приводится по мере необходимости, учитель и родители вырабатывают способы реализации тех идей и решений, которые приняты в собрании. Члены комитета могут распределить обязанности, роли, функции как по организации рейда с родителями, так и с детьми, определить способы взаимодействия с отдельными родителями и семьями.

Родительский комитет стремиться привлечь родителей и детей к организации классных дел, решению проблем жизни коллектива.

Учителя, классные руководители проводят групповые консультации, практические занятия для родителей, например, по оказанию помощи детям в овладении навыками мыслительной деятельности, быстрого чтения. Групповые занятия могут носить исследовательский характер. Так, учителя и классный руководитель приглашает на урок родителей тех детей, которые испытывают типичные трудности в учебной деятельности. Педагоги стремятся построить свои уроки с учетом проблем этих учащихся.

После посещения ряда уроков учителя и родителей вместе пытаются выявить причины неуспеваемости детей, найти способы оказания им помощи. Ряд групповых знаний педагогов и родителей может быть связан с вооружением родителей знаниями и умениями организации деятельности кружков для детей, клубных форм работы в выходные дни.

Особую заботу у педагогов вызывает взаимодействие с отцами детей: как привлечь отцов к воспитательной работе в классе, повысить их роль в воспитании ребенка. С этой целью классные руководители организуют специальные встречи с отцами детей, проводят конференции, консультации-размышления.

Сотрудничество школы и семьи – это результат целенаправленной работы. Приходится отмечать, что система семейного воспитания претерпевает значительные изменения, разрушение семьи в традиционном понимании усугубляет проблемы семейного воспитания по ряду причин:

  1. Однодетность или малодетность семьи уже во многих поколениях.

  2. Снижение во многих семьях влияния старшего поколения.

  3. Утрата многих традиций народной педагогики.

  4. Урбанизация общества, усиливающая проблему общения детей и взрослых.

  5. Гипертрофированная телемания общества, то есть родители отдают предпочтение просмотру телевизора, нежели общению с детьми.

Почему школа сегодня стремится к активному взаимодействию с родителями, в первую очередь, чтобы совместными усилиями решать проблемы воспитания и образования. Развитие школы всегда связано с повышением активности участия семьи в образовательном процессе.

Задача совместной деятельности учителей и родителей – создание воспитывающей среды, обеспечивающей единство требований семьи и школы. На протяжении нескольких лет наша школа использует творческие формы работы с родителями, в основе которых заложены следующие ориентиры взаимоуважение; тактичность; активность всех участников воспитательного процесса.

Партнѐрство семьи и школы должно работать в интересах ребѐнка, разделяя ответственность за его образование и развитие.

Пути руководства семейным воспитанием: непосредственное воздействие воспитателей и учителей на родителей с целью педагогически – целесообразной организации жизни семьи; воздействие на родителей через учащихся; влияние воспитательной системы школы, ее атмосферы на создание здорового климата в семье.

Взяв за основу творческие формы работы с родителями, именно такие неординарные формы способствуют взаимодействию школы и родителей, помогают родителям лучше понять детей.

Анкетирование, проводимое среди учащихся школы, по оцениваю жизненно – важных ценностей, среди которых здоровье, знания, друзья, карьера, любовь и др., показывает, что семья занимает самое важное место в жизни ребенка. Поэтому значимым в воспитательной работе школы является использование творческих форм работы с родителями по многим воспитательным направлениям, таким как нравственное, эстетическое, гражданско – патриотическое воспитание, через коллективно творческие дела.

Есть выражение «достучаться до сердца», а мы хотим достучаться до родителей, чтобы им хотелось чаще бывать в школе, видеть какой интересной школьной жизнью живут дети.

Школа должна для родителей быть открытой, ведь главная ее цель заключается в том, чтобы родители принимали школу как дом, где хорошо и тепло их детям. В свою очередь, школа должна оказывать помощь родителям в установлении с детьми отношений, которые бы помогли каждому члену семьи быть самым важным, любимым и необходимым. Конечно, не все родители посещают школьные мероприятия, а тем более принимают в них непосредственное участие, но, такие мероприятия носят объединяющий характер, сближают родителей, учителей, детей. Такой комплекс мероприятий помогает определить оптимальные пути воспитания ребят, повышает приоритет семьи у всех субъектов воспитания.

Список литературы

  1. Бестужев-Лада И. Что делать родителям в школе? //Классный руководитель — 2007 г. — № 1. — С. 94.

  2. В. А. Гейко. Роль семьи в развитии школьных успехов ребенка. //Начальная школа — 2009 г. — № 3. — С. 60.

  3. Гусева Ю. В. Проблемы взаимодействия школы и семьи // Педагогика: традиции и инновации: материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, февраль 2015 г.). — Челябинск: Два комсомольца, 2015. — С. 253-255.

  4. Недвецкая, М. Н. (2009) Классному руководителю об организации взаимодействия школы и семьи : метод. пособие. М. : УЦ «Перспектива».

  5. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» // Вестник образования. – 2010. – №4

ДЕПАРТАМЕНТ ТРУДА И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

УПРАВЛЕНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ

ТРОИЦКОГО И НОВОМОСКОВСКОГО АДМИНИСТРАТИВНЫХ ОКРУГОВ ГОРОДА МОСКВЫ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ  ГОРОДА МОСКВЫ

ТРОИЦКИЙ РЕАБИЛИТАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЦЕНТР «СОЛНЫШКО»

ул. Пушковых, д. 5, город Троицк, Москва, 108840

Телефон/Факс: 8-495-592-46-26, 8-495-850-18-03, 8-495-850-19-03                        e-mail:cenreab@mos.ru

Доклад на педсовет

по теме:

«Взаимодействие семьи и школы:

проблемы и пути решения»

Классный руководитель

1 «а» класса

Кабанова О.А.

январь 2020

Г. Москва, г. Троицк

       Работа с семьёй важнейший компонент учебно – воспитательного процесса школы.

      Семья – это разновозрастный коллектив, членом которого ребёнок становится с первого дня своего существования и влияние которого испытывает на протяжении многих лет, возможно и всю жизнь.

Коллектив семьи имеет закреплённую обычаями, традициями, нравственными и правовыми нормами сложную структуру.

Отношения внутри семьи определяют её психологический климат. В нём и формируется у ребёнка восприятие мира, людей и самого себя.

     Здесь он приобретает знания, умения, навыки в различных областях, прежде всего в области общения, человеческих отношений. Каким вырастет ребёнок, во многом определяет его положение в семье.

     А это положение бывает различным:

        нормальным, когда семья, родители проявляют разумную заботу о ребёнке, когда в семье заботятся не только о нём, но и он заботится обо всех, когда его уважают и он уважает других;

        ненормальным, когда он баловень, а нередко и деспот семьи; либо изгой и растёт как сорная трава; либо «квартирант», которому нет дела до семейных проблем.

       Экономическая нестабильность, социальная дезориентированность населения, озабоченность большинства семей проблемами материального, а порой и физического выживания негативно сказываются на воспитании детей. Между тем какую бы сторону развития ребёнка мы ни взяли, всегда оказывается, что главную роль в эффективности этого процесса на том или ином возрастном этапе играет семья. 

Вопрос взаимодействия семьи и школы весьма актуален, так как сегодня многие семьи беспокоит, прежде всего экономическое благополучие, большую часть своего времени родители проводят на работе, дома предпочитают обсуждать денежные проблемы, всё чаще уклоняясь от воспитания ребёнка, перекладывая эту миссию на педагогов в школе.

Статистические данные по семье в России характеризуют углубляющийся кризис семьи как социального института.

Стабильно увеличиваются удельный вес неполных семей разных типов среди семей, имеющих детей до 18 лет, число разводов; количество детей, родившихся у женщин, не состоящих в зарегистрированном браке; численность детей, отобранных у родителей, лишенных своих прав, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; удельный вес особо тяжких преступлений, совершенных несовершеннолетними или при их соучастии, а также преступлений, совершенных взрослыми в отношении несовершеннолетних.

      К сожалению, многие родители самоустраняются от проблем нравственного и личностного воспитания ребёнка, что отзывается ростом детской безнадзорности, усилением негативных явлений в детской и подростковой среде. Определённая часть подростков отдаляется от родителей.

     Важно зафиксировать тот момент, что кризис семейного воспитания сказывается для школы не только в усложнении педагогической работы с детьми, но и в усложнении работы с родителями.

     Множество исследований указывают на то, что дети добиваются высокой академической успеваемости, социального успеха, хорошего эмоционального здоровья и становятся уравновешенными и полноценными индивидуумами, если их родители принимают активное участие в учебе и школьной жизни своих детей. Подобное участие также демонстрирует ребенку тот факт, что родители искренне заинтересованы в их образовании и что учеба в школе является позитивным и ценным занятием.

     Важно выработать общешкольные принципы ведения работы с родителями.

     Главная задача, которую должны решить педагогический коллектив и родительская общественность – это нахождение взаимопонимания. Основным принципом работы с родителями в современных условиях является отказ от репрессивного характера общения.

Традиционное «донесение» родителям об успеваемости детей, об их проступках и прегрешениях с требованием «принять меры» без педагогического анализа причин, результатов наблюдения, дачи рекомендаций сегодня неприемлемо. Сегодня требуется сформировать конструктивный характер общения родителей со школой и школы с родителями, который предполагает понимание сторонами того, чем они занимаются.

Поэтому в основе любого общения с родителями должно лежать понимание того, что такое школа, что она может, должна, каковы пределы её возможностей и ответственности.

     В образовательном учреждении дети приобретают общественные и учебные навыки, интеллектуально и эмоционально развиваются. Приобретение ребёнком этих навыков – вот поле взаимодействия школы и родителей, а фундамент его интеллектуального развития обеспечивается в рамках изучаемых школой программ.

      Работа с семьёй – зона особого внимания в смысле этики отношений с родителями.

Каждое слово педагога должно быть выверено с точки зрения воспитательных последствий.

     Есть непреложные законы этики отношений «учитель – родители». Например:

Нельзя начинать разговор с родителями с обсуждения недостатков ученика; наоборот, в первую очередь желательно подчеркнуть положительные стороны воспитанника и одобрить их.

А если говорить о недостатках, то только с позиции их относительного характера, возможностей устранения. Всегда надо помнить: какими бы недостатками ни обладал воспитанник, для родителей он родное дитя.

Часто мы своей категоричностью и нетерпимостью провоцируем родителей на конфликт. Иногда он становится затяжным, когда ни родители, ни учитель не хотят увидеть в этом своей вины.

     Случается, что родители в результате беседы сознают свою неправоту или готовы пойти на компромисс.

Мастерство педагога заключается в том, чтобы помочь родителям достойно выйти из неприятной ситуации.

Поверьте, большинство оценит эту помощь учителя.

     В ходе общения с родителями важно добиваться создания атмосферы взаимного доверия, психологического комфорта. Нужно уметь слушать, уметь расположить к себе отцов и матерей.

Безусловно, всегда легче работать с семьёй, где родители охотно идут на контакт с учителем.

А как быть с неблагополучными семьями? Тут выступают другие приёмы и решения. Они более трудны и кропотливы. Борьба с общим неблагополучием в семье не всегда приводит к успеху. Многие учителя с этого и начинают, но когда убеждаются, что не получается, используют то, что им подвластно, — меняют обстоятельства жизни в школе.

Окружают ученика вниманием и заботой, дают почувствовать радость общения с детьми в коллективе, помогают пережить радость успеха. Словом, повышают социальную роль ученика в общении с одноклассниками, играх, учебной деятельности.

     Но не надо отгораживаться от родителей из неблагополучных семей. Необходимо попытаться заставить и таких родителей задуматься над тем, что от них зависит будущее их детей.

     Наверное, навсегда ушло то время, когда учитель был для семьи единственным источником научных знаний о воспитании детей, когда только он мог дать родителям добрый совет, как им поступить, если ребёнок плохо учиться, и только он мог помочь родителям понять детей, их образ мышления, научиться разбираться в мотивах их поступков. Сегодня многое из этого можно найти в газетах и журналах, книгах по проблемам воспитания. Но всё же никакая книга или журнальная статья не могут оказать конкретную практическую помощь родителям ученика. Придать стройность и построить логическую взаимосвязь причин и следствий того или иного педагогического явления.

     Например, психологические и физиологические особенности детей младшего и среднего школьного возраста таковы, что они требуют постоянного взаимодействия учителей и родителей.

Непосредственный, прямой контакт родителей с учителем неоценим, классные родительские собрания не дают нужного эффекта.

Во – первых, потому, что родителей, присутствующих на собрании, как правило, не меньше 10 – 12 человек. Просто невозможно поговорить с каждым из родителей индивидуально ответить на интересующие их вопросы. Во – вторых, каждая семья воспитывает ребёнка в специфических, особых условиях, как говорят, на «своей территории». Значит, в каждом отдельном случае необходимо искать новые, эффективные подходы в работе с семьёй, отвечающие потребностям родителей.

     Деятельность педагогического коллектива по организации работы с родителями реализует следующие цели:

        Просветительская – способствовать родительскому видению и пониманию изменений, происходящих с детьми.

        Консультативная – совместный психолого – педагогический поиск методов эффективного воздействия на ребёнка в процессе приобретения им общественных и учебных навыков.

        Коммуникативная – обогащение семейной жизни эмоциональными впечатлениями, опытом культуры взаимодействия ребёнка и родителей.

     Критериями эффективности работы педагогов с родителями служат:

        в начальной школе – сформированность положительного отношения к школе, престижность её восприятия, уважительное отношение к педагогическому коллективу;

        в среднем и старшем звеньях – сформированность понимания сильных и слабых сторон ребёнка, уважительное отношение к нему как к личности и гордость за его достижения в саморазвитии.

         В то же время в работе с родителями существует несколько запретов, нарушение которых должно рассматриваться как нарушение педагогической этики.

   Первый запрет – это запрет на установление таких личных отношений педагога с родителями учащихся, которые ведут к искажению педагогического процесса и формируют ситуации, когда учитель идёт за родителями, а не выступает ведущим. Отношения педагога с родителями должны носить преимущественно деловой характер.

    Второй запрет – это запрет на обсуждение с родителями внутришкольных отношений.

Должно быть непреложным правилом:

все вопросы и претензии, возникающие у родителей, принимаются педагогами, ставятся и рассматриваются совместно с администрацией на педагогических советах, совещаниях, собраниях.

О принятых мерах родители непременно извещаются.

     Третий запрет – запрет на оценку личности ребёнка, его семьи. Обсуждаются и оцениваются исключительно поступки ребёнка, динамика его развития, эмоциональные реакции и т.п.

     Важная задача школы, педагогов в том, чтобы обеспечить семьи педагогическими знаниями и умениями.

     Рассмотрим некоторые формы психолого – педагогического просвещения родителей.

  1. Вначале остановимся на одной из самых распространённых в любой школе форм взаимодействия с семьёй – родительском собрании.

      Виды родительских собраний многообразны: организационные, собрания по плану родительского всеобуча, тематические, собрания – диспуты, итоговые (четвертные и т.д.)

Тематику родительских собраний разрабатывает классный руководитель. Очередную тему собрания могут предлагать и сами родители.

     Каждое собрание требует от классного руководителя тщательной подготовки, своего сценария, своей программы, так как важно, чтобы оно проходило в обстановке заинтересованности. Готовясь к собранию классный руководитель может заранее передать родителям специальные анкеты. Можно прибегнуть к домашнему сочинению детей. Оформление классной комнаты создаёт определённый настрой. Особое значение имеет форма приглашения родителей на собрание.

    2) Конференция – форма педагогического просвещения, которая позволяет расширить, углубить, закрепить знания о воспитании детей. Конференции могут быть научно – практическими, теоретическими, по обмену опытом, конференции отцов или матерей. Они требуют тщательной подготовки, предусматривают активное участие родителей. К ним готовят выставки работ учащихся, книги для родителей, концерты художественной самодеятельности. Тема конференции всегда конкретна, например: «Праздники в семье и семейный досуг».

     3) Практикум – это форма выработки у родителей педагогический умений по эффективному решению всевозможных педагогических ситуаций, своеобразная тренировка педагогического мышления родителей. В ходе педагогического практикума учитель предлагает найти выход из какой – либо конфликтной ситуации. Которая может сложиться во взаимоотношениях родителей и детей. родителей и школы и т.д.

     4) Открытые уроки – обычно проводятся для того. чтобы ознакомить родителей с новыми программами по предмету, методикой преподавания, требованиями учителя. Это позволит избежать многих конфликтов, вызванных незнанием или непониманием родителями всей сложности  и специфики учебной деятельности в сегодняшней школе.  Чаще всего эта форма используется в начальной школе. Но учителя – предметники прибегают к ней в своей работе.

     5) Педагогическая дискуссия – одна из более интересных форм повышения педагогической культуры. Её особенность в том, что она позволяет вовлечь в обсуждение проблемы всех присутствующих, способствует выработке умения всесторонне анализировать факты и явления, опираясь на приобретённые навыки и накопленный опыт.

Главный принцип – уважение к позиции и мнению каждого участника. Темой может служить любая спорная проблема семейного и школьного воспитания, например: «Выбор профессии – чьё это дело?», «Умеете ли вы любить своего ребёнка?».

     6) Ролевые игры – это коллективная творческая деятельность по изучению сформированности педагогических умений у родителей. Примерными темами ролевых игр с родителями могут быть следующие: «Утро в вашем доме», «Ребёнок приехал из школы» и т.д. Методика ролевой игры предусматривает следующие действия: определить тему, назначить состав участников, распределить роли между ними, предварительно обсудить  возможные позиции и варианты поведения участников игры.

     7) Индивидуальные тематические консультации.

Педагог в решении той или иной проблемы часто может получить помощь непосредственно от родителей учеников, и этим не следует пренебрегать. Принципы успешного консультирования – доверительные отношения, взаимоуважение, заинтересованность, компетентность. Консультации полезны и для учителя, и для родителей. Обе стороны, обменявшись информацией, возможно, придут к взаимному согласию относительно конкретных форм родительского содействия.

      8) Посещение семьи – эффективная форма индивидуальной работы педагога с родителями. Посещение семей учащихся, проведение так называемых «домашних собраний» — не такое уж лёгкое дело, как иногда кажется. Здесь есть свои плюсы и минусы. Можно зайти, как говорят, «по пути», коротко поговорить с отцом или матерью, мимоходом сообщить об успеваемости и поведении ученика и уйти с чувством исполненного долга. В таком случае невозможно познакомиться с внутрисемейным общением, вникнуть в «секреты» и «тонкости» домашнего воспитания. А ведь можно иначе. Многие учителя, планируя посещение той или иной семьи, тщательно уясняют себе цель посещения: это и общее ознакомление с условиями жизни ученика, и решение какого – то конкретного вопроса воспитания, а также анализ причин неуспеваемости, план совместных действий по оказанию помощи школьнику в учёбе.

     9) Переписка с родителями – письменная форма информирования родителей об успехах их детей. Допускаются: извещение родителей о предстоящей совместной деятельности в школе, поздравления родителей, советы, пожелания в воспитании детей.

     10) Родительский комитет. Форма сотрудничества классного руководителя с группой наиболее опытных, активных родителей – это классный родительский комитет, работающий на основе Положения о родительском комитете школы, который совместно с с педагогами и под руководством планирует, готовит и проводит всю совместную работу по педагогическому образованию, установлению контактов с родителями, оказанию помощи в воспитании детей класса; анализирует, оценивает, подводит итоги сотрудничества школы и семьи.

     Чтобы оценить эффективность учебно – воспитательного процесса, необходимо проводить анкетирование родителей и учащихся по различным темам: «Родители глазами детей», «Режим работы школы», «Формы проведения родительских собраний».

      Большая роль в организации оптимального взаимодействия педагогов с родителями принадлежит специалистам реабилитации– психологу, дефектологу, врачам нашего Центра. Они обладают соответствующими профессиональными знаниями и умениями, которые помогут провести диагностирование учащихся,  консультирование классных руководителей и родителей по поводу форм взаимодействия с ребёнком.

       Необходимо устраивать личные встречи с родителями, общаться через электронный журнал, по телефону посредством SMS сообщений, электронной почты и информационных страничек в Интернете. Рассылки писем и информационных записок могут помочь школе сделать общение родителей и школы более тесным.

      Преподавателю необходимо общаться с родителями в простой манере без использования образовательной лексики и убедиться в том, что у родителей есть доступ к простой и интересной информации о занятиях их детей в школе — как в пределах, так и вне аудитории.

    Родителям необходимо знать о том, что преподают их детям в школе, в каких школьных мероприятиях и кружках участвуют их дети, каким образом они могут принять участие в обучении и школьной жизни ребенка, как им связаться с преподавателями, и каким образом они могут помочь своим детям дома.

    В нашем Центре система работы педагога с родителями предусматривает и вовлечение их в школьное самоуправление. Они социальные заказчики школы, поэтому должны иметь возможность влиять на ее деятельность и участвовать в школьной жизни. Поэтому в школе создан Управляющий совет, общешкольный родительский комитет и классные родительские комитеты, куда входят опытные и инициативные родители.

     Задачи, стоящие перед Управляющим советом, серьезные.

 -Это разработка и корректировка стратегии развития школы,  определение целей, задач и ресурсов, необходимых для их достижения.

—  Это создание и использование механизмов привлечения дополнительных ресурсов и участие в финансово-хозяйственной деятельности школы.

— Это обеспечение прозрачности в деятельности школы по организации образовательного процесса и в финансовых вопросах.

 — И, наконец, это обеспечение доступности информации для всех участников образовательного процесса.

    В компетенцию Управляющего совета входит согласование школьного компонента и профилей обучения, рассмотрение жалоб и заявлений учащихся, родителей.

    Также Управляющий совет содействует привлечению внебюджетных средств для обеспечения деятельности и развития школы.

    С целью оказания специализированной помощи учащимся, родителям и педагогам в нашей школе действует психолого-педагогический консилиум, деятельность которого заключается в проведении комплексного изучения личности ребёнка, выявление уровня и особенностей развития познавательной деятельности, потенциальных возможностей ребёнка, разработке рекомендаций для учителей и родителей с целью обеспечения индивидуального подхода в обучении и воспитании.

    В течение учебного года проводятся как плановые, так и внеплановые заседания консилиума. Деятельность плановых заседаний направлена на анализ готовности учащихся 1-х классов к школьному обучению, определение путей психолого-педагогического сопровождения учащихся с трудностями адаптации в школе. Внеплановые заседания консилиума проводятся по мере необходимости и готовности диагностических и аналитических материалов, необходимых для решения конкретной психолого-педагогической проблемы.

     Учителя и родители как партнёры в воспитании ребёнка дополняют друг друга. Их союз на благо ребёнка даёт возможность выявить сильные стороны каждого и скорректировать возможные ошибки.

В семье закладываются корни, из которых вырастают потом и ветви, и цветы, и плоды. На моральном здоровье семье строится педагогическая мудрость школы.

В. А. Сухомлинский

Вопрос взаимодействия семьи и школы весьма актуален, так как сегодня многие семьи беспокоит, прежде всего экономическое благополучие, большую часть своего времени родители проводят на работе, дома предпочитают обсуждать денежные проблемы, всё чаще уклоняясь от воспитания ребёнка, перекладывая эту миссию на педагогов в школе. Статистические данные по семье в России характеризуют углубляющийся кризис семьи как социального института. Стабильно увеличиваются удельный вес неполных семей разных типов среди семей, имеющих детей до 18 лет, число разводов; количество детей, родившихся у женщин, не состоящих в зарегистрированном браке; численность детей, отобранных у родителей, лишенных своих прав, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; удельный вес особо тяжких преступлений, совершенных несовершеннолетними или при их соучастии, а также преступлений, совершенных взрослыми в отношении несовершеннолетних.

Зачастую обе стороны предъявляют друг другу свои, порой справедливые претензии. Так учителя жалуются на отсутствие интереса у родителей к школьной жизни своих детей, плохое воспитание, отсутствие сформированных моральных ценностей. Родители же в свою очередь недовольны учебными нагрузками, объёмом домашнего задания, равнодушием педагога.

Множество исследований указывают на то, что дети добиваются высокой академической успеваемости, социального успеха, хорошего эмоционального здоровья и становятся уравновешенными и полноценными индивидуумами, если их родители принимают активное участие в учебе и школьной жизни своих детей. Подобное участие также демонстрирует ребенку тот факт, что родители искренне заинтересованы в их образовании и что учеба в школе является позитивным и ценным занятием.

Однако когда родители не принимают участия в школьных занятиях детей, у довольно большого количества детей пропадает желание учиться. Часто родители оправдываются тем, что у них нет времени или сил, или они чувствуют себя в школе неуютно. Другие родители испытывают некоторое замешательство в смысле того, какие у них есть варианты, и каким образом они могут участвовать в этом процессе, либо просто не имеют необходимой информации. Успешность воспитательного процесса зависит от того, как складываются отношения между педагогами, учащимися и родителями. Родители и педагоги — воспитатели одних и тех же детей, и результат воспитания может быть успешным тогда, когда учителя и родители станут союзниками.

Как же привлечь родителей в школу? Как создать такие условия, чтобы им захотелось сотрудничать со школой? Как сделать так, чтобы на родительском собрании присутствовали все родители?

Основным фактором здесь выступает коммуникация. Основной причиной слабого участия родителей является отсутствие ясной, понятной и полезной информации. Школам и учителям необходимо устраивать личные встречи с родителями, общаться через электронный журнал, по телефону посредством SMS сообщений, электронной почты и информационных страничек в Интернете. Рассылки писем и информационных записок могут помочь школе сделать общение родителей и школы более тесным. Преподавателю необходимо общаться с родителями в простой манере без использования образовательной лексики и убедиться в том, что у родителей есть доступ к простой и интересной информации о занятиях их детей в школе — как в пределах, так и вне аудитории. Родителям необходимо знать о том, что преподают их детям в школе, в каких школьных мероприятиях и кружках участвуют их дети, каким образом они могут принять участие в обучении и школьной жизни ребенка, как им связаться с преподавателями, и каким образом они могут помочь своим детям дома.

В нашей школе система работы педагога с родителями предусматривает и вовлечение их в школьное самоуправление. Они социальные заказчики школы, поэтому должны иметь возможность влиять на ее деятельность и участвовать в школьной жизни. Поэтому в школе создан Управляющий совет, общешкольный родительский комитет и классные родительские комитеты, куда входят опытные и инициативные родители (по 8 человек от класса). Задачи, стоящие перед Управляющим советом, серьезные. Это разработка и корректировка стратегии развития школы, определение целей, задач и ресурсов, необходимых для их достижения. Это создание и использование механизмов привлечения дополнительных ресурсов и участие в финансово-хозяйственной деятельности школы. Это обеспечение прозрачности в деятельности школы по организации образовательного процесса и в финансовых вопросах. И, наконец, это обеспечение доступности информации для всех участников образовательного процесса. В компетенцию Управляющего совета входит согласование школьного компонента и профилей обучения, рассмотрение жалоб и заявлений учащихся, родителей. Также Управляющий совет содействует привлечению внебюджетных средств для обеспечения деятельности и развития школы.

С целью оказания специализированной помощи учащимся, родителям и педагогам в нашей школе действует психолого-педагогический консилиум, деятельность которого заключается в проведении комплексного изучения личности ребёнка, выявление уровня и особенностей развития познавательной деятельности, потенциальных возможностей ребёнка, разработке рекомендаций для учителей и родителей с целью обеспечения индивидуального подхода в обучении и воспитании. В течение учебного года проводятся как плановые, так и внеплановые заседания консилиума. Деятельность плановых заседаний направлена на анализ готовности учащихся 1-х классов к школьному обучению, определение путей психолого-педагогического сопровождения учащихся с трудностями адаптации в школе. Внеплановые заседания консилиума проводятся по мере необходимости и готовности диагностических и аналитических материалов, необходимых для решения конкретной психолого-педагогической проблемы.

Возможно, стоит вернуть назад такую форму работы с родителями, как посещение семьи ребёнка. Это поможет установить учителю связь со всей семьей, выяснить ее общую и педагогическую культуру, условия жизни ученика, его место в семье и отношение к нему старших, дать советы и договориться о единых требования к школьнику. Некоторые учителя ошибочно считают, что посещать нужно только семьи, дети из которых создают определенные проблемы в школе. Безусловно, с родителями таких учеников следует прежде всего установить тесный контакт, однако посещать желательно семьи всех учеников. Посещение семьи может иметь целью общее ознакомление с условиями жизни, установления единых требований школы и семьи к ученику, помощь в организации режима, обсуждения с родителями отклонений в поведении и ребенка и принятия необходимых мер по их предупреждению и преодолению, привлечение родителей к участию в работе школы, изучение опыта воспитания в семье и др. Перед тем как посетить семью, нужно иметь сведения о ней и ее связи со школой (личное дело ученика, результаты анкетирование ребёнка и родителей, беседы с учителями, с самим учеником), выяснить основные данные об ученике, его успеваемость, поведение, отношения с учителями, товарищами. Успех посещения семьи зависит не только от добросовестной подготовки, но и от поведения учителя. С первых минут встречи с родителями необходимо создать атмосферу доверия и доброжелательности. В семьях, которые не имеют систематической связи со школой, визит учителя рассматривают как сигнал бедствия, родители настораживаются, готовятся к защите ребенка. Поэтому, посетив семью, следует сразу «снять » настороженность. Беседу о детях начинают с положительных характеристик их поведения, постепенно переходя к обсуждению негативного в поведении ученика. Свои суждения педагог должен выражать спокойно, тактично, предоставлять неопровержимые доказательства и внимательно слушая объяснения родителей ребёнка. Установка истинного положения дел позволяет наметить общий план действий школы и семьи, договориться о взаимном информировании, о достигнутых успехах и трудностях. Общее ознакомление с условиями жизни ученика дома можно проводить по следующей схеме:

1.      Фамилия, имя ученика, класс.

2.      Состав семьи.

3.      Где и на какой должности работают родители и другие члены семьи (если учатся — где именно).

4.      Режим дня школьника.

5.      Как обустроено рабочее место ученика?

6.      Кто занимается воспитанием ребёнка в семье?

7.      Кто из членов семьи помогает ученику?

Индивидуальная консультация — распространенная форма взаимодействия с родителями. Она может проводиться по инициативе учителя или по просьбе родителей и успешна при доверии педагогу. Родители же доверяют педагогу, если он участвует в решении проблем ребенка, вместе с ними выясняет их причины, ищет пути решения проблем, помогает найти специалистов, которые проведут консультацию. Приглашение родителей в школу для индивидуальной беседы или консультации должно быть письменным или устным, в тактичной форме, т. к. вызов в школу родители воспринимают настороженно. Начинать разговор с родителями целесообразно с рассказа об успехах ребенка, выслушивания родителей и лишь потом обратиться за советом по вопросу, который волнует педагога, ни в коем случае не допуская упреков, назиданий в адрес родителей, не унижая достоинства ребенка.

На мой взгляд, ключевую роль в решении проблемы взаимодействия школы и семьи может оказать государство, внеся ряд изменений в Закон Российской Федерации об Образовании. Например, работодатель обязан отпускать на родительские собрания, мероприятия, проходящие в школе своих работников. Разработать государственную программу, направленную на развитие мотивации родителей к участию в школьной жизни своего ребёнка.

Проблеме взаимодействия школы и семьи посвящено не мало статей, но невозможно дать готовый и единственный правильный ответ о том, как взаимодействовать с семьёй, так как семьи все очень разные. Многое зависит от мастерства педагога, от его интуиции. Педагог должен проанализировать каждую конкретную ситуацию, чтобы принять нужное решение в выборе способов и средств взаимодействия с родителями и ребёнком.

Литература:

1.                    В. А. Гейко. Роль семьи в развитии школьных успехов ребенка. //Начальная школа — 2009 г. — № 3. — С. 60.

2.                    Бестужев-Лада И. Что делать родителям в школе? //Классный руководитель — 2007 г. — № 1. — С. 94.

3.                    «Виды и методы работы с родителями» http://uchebnikionline.com.

Основные термины (генерируются автоматически): родитель, семья, школа, ребенок, Управляющий совет, школьная жизнь, какой образ, педагог, учитель, образовательный процесс.

Общие задачи (раскрытие сущностных сил
человека, развитие задатков, интересов,
активности ребенка, его инициативы и
творчества) должны объединить два
образовательно-воспитательных института
– семью и школу, которые создают
воспитывающую среду.

Семья должна рассматриваться школой
как один из наиболее значимых факторов,
активно влияющих на становление личности
с первых дней жизни человека.

Такая позиция школы тесно связана с
определением и точным знанием
воспитательного потенциала семьи, с
изучением истории жизни ученика как
субъекта семейных воспитательных
отношений. От этого зависит также
понимание ученика как индивидуальности
и личности, что позволяет выбрать
адекватно его особенностям пути и
средства воспитания.

В семье ребенок приобретает первый опыт
общения, сотрудничества, взаимодействия
с другими людьми, учится оценивать себя
и других.

В семье начинается и происходит приобщение
человека к нравственным ценностям,
осваиваются нормы практической
нравственности формируется нравственная
мотивация деятельности и поведения.

Во многом благодаря родителям у ребенка
формируется начальное эстетическое
отношение к миру, понимание красоты в
многообразных явлениях жизни, природы,
человеческих отношений.

Отсюда следует необходимость изучения
семьи как педагогического фундамента,
поскольку ее воспитательная функция
идет вслед за репродуктивной.

Семью следует оценивать как активный
субъект педагогического процесса, и
сотрудничество семьи и школы нужно
строить на основе идеи созидательной,
гуманистической педагогики, на отношении
к детству как особой эпохи в жизни
человека, на общих задачах человека,
способного реализовать себя в последующей
жизни.

Результатом взаимодействия семьи и
школы должно стать наиболее полное
осуществление воспитательного потенциала
семьи, расширение ее возможностей как
воспитывающей среды, предупреждение
возможных ошибок в «родительской
педагогике», помощь родителям, согласие
и сотрудничество в образовательно –
воспитательном процессе в интересах
детей.

Взаимодействие семьи и школы должно
строиться на следующих идеях:

1.Следует отказаться от традиционного
подхода в работе с родителями.

2.Семья должна стать активным участником
педагогического процесса, преобразований,
происходящих в школе.

3. Ведущим принципом в отношениях между
школой и родителями должно стать
согласие, взаимоотношение, сотрудничество
в интересах развития и становления
личности.

4.Основой сотрудничества является
педагогическое мировоззрение, доминанта
которого гуманистический взгляд на
ребенка, оптимизм в оценке возможностей
его развития.

5.Главное направление в сотрудничестве
– развитие сущностных сил ребенка, его
задатков, способностей, интересов,
отношений.

6.Учитель должен владеть диагностической
воспитательных отношений в семье,
«родительской педагогики», используя
полученные результаты в осуществлении
индивидуально — личностного подхода к
детям, в определении помощи родителям,
предупреждении их ошибок.

Сотрудничество
школы и семьи начинается с изучения
условий и микроклимата семейного
воспитания, индивидуальных особенностей
детей и родителей. Изучение семьи
позволяет педагогу ближе познакомиться
с учеником, понять стиль жизни семьи,
ее уклад, традиции, духовные ценности
воспитательные возможности. Изучение
семьи -–это деликатное дело, требующее
от педагога проявления уважения ко всем
членам семьи, искренности, желания
оказать помощь. Изучение может проводиться
с помощью комплексных методов
психолого-педагогической диагностики:
наблюдение, беседа, тестирование,
анкетирование, деловые игры, материалы
детского творчества.

Содержание
работы школы с семьей включает четыре
основных блока: ознакомление родителей
с содержанием и методикой
учебно-познавательного процесса,
обогащение родителей психолого-педагогическими
знаниями, вовлечение родителей в
учебно-воспитательный процесс, участие
родителей в управлении школой.

  • специфика
    школы

  • особенности
    учебно-воспитательного процесса школы

  • школьные
    традиции, правила, нормы,

  • содержание
    новых предметов

  • новые
    образовательные технологии, применяемые
    в школе

  • цели,
    задачи, содержание программы воспитания
    в классе

  • специфика
    подготовки школьников дома

Ознакомление
родителей с содержанием и методикой
учебно-воспитательного процесса

  • университет
    педагогических знаний;

  • лекций,
    семинары, практикумы;

  • конференции,
    тренинги;

  • дискуссии;

  • ролевые
    игры;

  • консультации
    (индивидуальные и групповые)

  • переписка
    с родителями;

  • посещение
    семьи;

  • родительские
    собрания;

  • открытые
    уроки.

Обогащение
родителей психолого-педагогическими
знаниями

  • организация
    кружков, секций, клубов;

  • участие
    в совместных творческих делах;

  • помощь
    в укреплении материально-технической
    базы;

  • родительский
    патруль;

  • индивидуальное
    шефство над неблагополучными семьями,
    трудными подростками.

Вовлечение
родителей и общественности в
учебно-воспитательный процесс

  • совет
    школы;

  • попечительский
    совет;

  • комитет
    общественного контроля;

  • классные
    советы;

  • классные
    родительские комитеты;

  • совет
    содействия семье и школе.

Участие
родителей и общественности в управлении
школой

В практике
школы используются массовые, групповые
и индивидуальные формы и методы работы
с родителей обогащения психолого-педагогическим
знаниям. Все они направлены на повышение
педагогической культуры родителей, на
укрепление взаимодействия семьи и
школы.

Университет
это давно известная форма психолого-

педагогических
знаний
педагогического просвещения.
Она обогащает

родителей основами педагогической
культуры,

знакомит с актуальными
вопросами воспитания с учетом интересов
и запросов родителей. Университет
педагогических знаний планируется на

целый год для родителей
школы. Он организуется на основе
дифференцированного подхода, чаще всего
с учетом возраста детей. К его проведению
могут быть привлечены психологи, медики,
ученые, работники органов внутренних
дел, а также педагоги. Тематика занятий
в университете может быть посвящена
решению одной проблемы в течение учебного
года.

Лекция– это форма психолого-педагогического
просвещения, раскрывающая сущность той
или иной проблемы воспитания. Главное
в лекции – научно-педагогический анализ
воспитательных явлений, ситуаций.
Поэтому в лекции следует вскрывать
причины явлений, условия их протекания,
механизм поведения ребенка, закономерности
развития его психики, правила семейного
воспитания. Одно из необходимых условий
лекций – опора на опыт семейного
воспитания. Лекция предполагает включение
родителей в обсуждение проблемы. Она
может быть проведена не только педагогом,
но и другими специалистами. Тематику
лекций следует делать проблемной,
например: «Как помочь ребенку преодолеть
конфликты в общении с одноклассниками
(родителями, учителями …)?»

Конференция– форма психолого-педагогического
просвещения, предусматривающая
расширение, углубление знаний о воспитании
детей. Конференции могут быть
научно-практическими, теоретическими,
читательскими, по обмену опытом,
конференции, конференции отцов,
конференции матерей.

Практикум–тренинг— это форма
отработки педагогических умений
родителей, эффективного решения
возникающих ситуаций.

Родители
сообща анализируют и ищут выход из
сложившейся ситуации, объясняют свою
позицию. На практикуме родителям можно
предложить тесты, а затем совместно
проанализировать его результаты, задать
волнующие вопросы и поискать на них
ответы. Тренинг позволяет более глубоко
проникнуть в решаемую проблему, понять
ее «изнутри».

Педагогическая
дискуссия или диспут
– это форма
совместного обсуждения наиболее
актуальных проблем воспитания ребенка.
Она позволяет вовлечь всех присутствующих
в обсуждение проблемы. Дискуссия требует
подготовки, знакомства с основными
вопросами, литературой. От педагога
требуется владение технологией
организации и проведение дискуссии.

Темой дискуссии может быть любая спорная
проблема. В ней могут принимать участие
дети.

Например, «Выбор профессии – чье это
дело», « Мы и родители» и др.

Ролевые игры— это форма коллективной
творческой деятельности родителей,
позволяющая изучить уровень сформированности
их педагогических умений. Например,
темы ролевых игр «Ребенок получил двойку
…» и др. Методика ролевой игры
предусматривает определение темы,
состав участников, распределение ролей,
обсуждение участников. Проигрываться
может несколько вариантов, важно путем
совместного обсуждения выбрать
оптимальный.

Консультации — форма взаимодействия
педагога и родителей, предполагающая
обмен информации и поиск оптимального
решения у сложившейся ситуации, взаимного
согласия. Принципы успешного
консультирования, доверительные
отношения, взаимоуважение, компетентность
их включенность в обсуждение поставленных
вопросов, обмен опытом, ответы на вопросы,
советы и рекомендации. Педагог может
дать совет побывать у психолога с целью
дальнейшего разрешения проблемы.

Открытыеуроки— обычно
организуются с целью ознакомления
родителей с новыми программами по
предмету, новыми технологиями обучения,
требованиями учителя и др. Присутствие
родителей на открытых уроках позволит
избежать многих конфликтов, вызванных
незнанием и непониманием родителями
всей сложности и специфики учебной
деятельности в современной школе. Во
многих школах родители – гости и
участники внеклассных дел и праздников.
Все это позволяет родителям лучше узнать
своих детей, открыть неизвестные стороны
их интересов, увлечений, способностей.

Переписка— письменная форма
информирования родителей об

с
родителями
успехах их детей. Возможно
извещение родителей о предстоящей
совместной деятельности, поздравление
с праздниками, советы и пожелания в
воспитании детей. Главное условие
переписки – доброжелательный тон,
радость общения.

Посещение
семьи
— форма индивидуальной работы
педагога с родителями. При посещении
семьи происходит знакомство с условиями
жизни ученика. Педагог беседует с
родителями о его характере, интересах
и склонностях, об отношении к родителям,
к школе, информирует родителей об успехах
ребенка, дает советы по организации
выполнения домашних заданий.

Родительское— бывают школьные, которые проводятся
2 раза в год,

собраниеи
классные, которые проводятся не менее
5-6 раз в год. На школьных родительских
собраниях родителей знакомят с документами
о школе, основными направлениями,
задачами и итогами ее работы. На классных
родительских собраниях обсуждаются
задачи учебно-воспитательной работы,
ее планирования, пути сотрудничества,
подводятся итоги работы.

По виду
родительские собрания бывают
информационными, инструментальными,
аналитическими, консультативными,
дискуссионными, на собраниях творческий
отчет детей.

Тематика
родительских собраний обсуждается с
родителями.

Главными показателями эффективности
родительского собрания является активное
участие родителей. Любая форма обогащения
родителей психолого-педагогическими
знаниями предполагает получение от
родителей обратной связи, то есть
изучение мнений родителей о личностной
значимости обсуждаемого вопроса, учет
их пожеланий, советов.

Сотрудничество школы и родителей
заключается также во влечении родителей
в учебно-воспитательный процесс, что
предполагает организацию кружков,
секций, участие в заседаниях клуба.

Родители своего рода социальные заказчики
школы, поэтому они вправе влиять на ее
деятельность, участвовать в организации
школьной жизни. Родители школы юридически
не входят в школьный коллектив и вообще
коллектива не образуют, но они
заинтересованы в успешной деятельности
школы. Образуя ассоциацию, родители
вправе создать свои органы самоуправления
и решать некоторые вопросы школьной
жизни самостоятельно. Этим целям могут
служить школьные собрания, конференции,
родительский комитет и его комиссии.
Кроме того, родители могут входить как
равноправные члены в школьный совет.
Одной из форм сотрудничества родителей
и школы является классный родительский
комитет. Он совместно с классным
руководителем на основе Положения о
родительском комитете школы готовит и
проводит совместную работу по
педагогическому образованию родителей,
установлению контактов с родителями,
оказанию помощи в воспитании детей
класса, оценивает и проводит итоги
сотрудничества школы и семьи.

Таким образом,
в условиях сложившейся социально-экономической
ситуации в стране, в условиях отсутствия
единой государственной семейной
политики, разрушение прежних взаимосвязей
учреждений и общественных организаций
школа остается наиглавнейшим помощником
и советчиком родителей в воспитании
детей. Современная российская школа
конца 20 века находится в поиске новых
подходов к активному вовлечению родителей
в процесс воспитания детей.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Ошибки википедии самые большие
  • Ошибки во время полового акта
  • Ошибки внутримышечных уколов
  • Ошибки визуализации данных
  • Ошибки во время первого секса