Ошибки во время намаза у женщин

Многие в намазе не обращают на эти ошибки внимания или просто не знают о них. Будьте внимательны, из-за этих ошибок ваш намаз не засчитаться!

Некоторые из распространённых ошибок в намазе

Первая ошибка – словесные арканы

Все произносимые арканы нужно говорить так чтобы мы их сами слышали. Чтение словесных арканов про себя не достаточно для действительности намаза. К словесным арканам относятся: вступительный такбир, сура аль-Фатиха, ташахуд (аттахият), салават на пророка Мухаммада [саллаллагьу алейгьи ва саллям] и салам. 

Вторая ошибка – не совершение паузы при поясном поклоне

Оставление паузы нарушает намаз. Нужно задержаться в поясном поклоне на время произнесения Субханаллагь, примерно пару секунд.

Третья ошибка – недостаточное выпрямление после поясного поклона и не совершение паузы

Необходимо полностью подняться, выпрямив спину и выдержать паузу на размер Субханаллагь.

Четвертая ошибка – не фиксирование рук

После подъема с поясного поклона и опускание рук после их поднятия руки нужно зафиксировать, чтобы не получились лишние движения портящие намаз (движения рук как маятник).

Пятая ошибка – отворачивание груди

Некоторые, идя на земной поклон, спускаются на одну ногу и не замечают, что грудь отворачивается от Каабы (место направления намаза). Отворачивание от Каабы во время намаза портит намаз. Поэтому желательно спускаться на оба колена вместе, а тот, кто не может по причине слабости, старости или болезни может опереться на руки и потом поставить колени. 

Шестая ошибка – преграда на лбу

Обязательным условием земного поклона является, чтобы часть лба касалась земли. Но у многих это не соблюдается, лоб бывает закрыт.

Седьмая ошибка – открытие спины при поклоне

Часто в земном поклоне спина открывается и на это нужно обратить внимание. Такая ошибка очень часто бывает у молодежи.

Восьмая ошибка – направление пальцев ног

Обязательным условием является, чтобы внутренняя часть хоты бы одного пальца обеих ног касалась земли, иначе намаз портится.

Девятая ошибка – обязательная пауза при сидение между двумя земными поклонами (суждами)

Некоторые торопясь не делаю обязательную паузу между двумя суждами. Оставление паузы нарушает намаз. 

Десятая ошибка – отворачивание груди от Каабы

Некоторые при вставании с земного поклона на второй ракаат поднимают одну ногу, а затем другую, тем самым отворачивают грудь от направления намаза. Отворачивание груди от Каабы влечет за собой нарушение намаза. 

Одиннадцатая ошибка – движение ног

Движение ногами (легкие поднятия ног стоя на месте) при вставании на следующий ракаат. Три и более движения подряд портят намаз.

Двенадцатая ошибка – неверное произношение ташахуда (аттахията)

Необходимо верно, по правилам читать ташахуд.

Тринадцатая ошибка – выход за границы сидения

Выход головы за границу  колен нарушает намаз.

Четырнадцатая ошибка – отворачивание груди от Каабы при произнесении салама

Необходимо повернуть только голову, а не все тело.

Топ-5 ошибок в намазе, которые мы совершаем чаще всего

Как исправить ошибки в намазе?

Самое дорогое, что есть у верующего — это его вера. Неотъемлемой частью нашей веры и поклонения является намаз — сакральная связь верующего со Своим Создателем. Мы искренне стремимся к тому, чтобы наш намаз был как можно совершеннее, и привел к довольству Аллаха.

Как бы вы оценили свой намаз? Оберегаем ли мы свои намазы и относимся к нему с должным уважением? Наверное, иногда даем слабину. Знание своих ошибок — это путь к их устранению. Возможно, следующие часто совершаемые ошибки знакомы и вам, и вы отнесетесь к ним внимательнее.

Проблема №1: намеренное откладывание намаза на потом.

Человек настолько бывает увлечен мирскими делами и заботами, что в суете забывает о самой главной своей обязанности. Получается, что мы выделяем намазу жалкое время в промежутке между «более важными» делами. Так мы принижаем свой намаз, так как не всегда получается контролировать свои обязанности должным образом. И не последнюю роль в этом играет лень.

Решение: Для верующего важно всегда держать себя в тонусе. Намаз — это не единовременное поклонение, это образ жизни, это мысли, действия, отношения с окружающими. Когда выправляются все эти аспекты и соответствуют предписаниям, то и намаз становится на свое место.

«Оберегайте намазы, и особенно, средний (послеполуденный) намаз. И стойте перед Аллахом смиренно» (Сура «аль-Бакара», аят 238).

Никто кроме вас, не сможет следить за вашим намазом, вы — хозяин своего намаза. Старайтесь всегда держать при себе таблицу с временами намаза, и не смотря на все дела и заботы, уделите это почетное время поклонению Создателю. Ведь вовремя совершенный намаз — любимое деяние Всевышнего.

Рассказ для тех, кто любит откладывать намаз на потом…

Проблема №2: спешка в намазе.

Намаз должен совершаться не второпях. Движения должны совершаться не спеша, аяты и дуа также должны проговариваться без спешки. Намаз на скорую руку не дает проникнуться этим особым состоянием смиренности и покоя. Так верующий лишает себя сладости поклонения.

Решение: «Спокойствие от Аллаха, а спешка от шайтана» сказано в хадисе. Не поддавайтесь уловкам шайтана, который пытается сбить вас. Старайтесь совершать намаз в укромном и уединенном месте, которое настроит вас на нужный лад, и ничего не будет отвлекать от главного.

Спешка – от шайтана, за исключением пяти случаев

Проблема №3: отвлекаться от намаза, смотреть по сторонам.

Во время намаза нужно сосредоточить взгляд на месте совершения суджуда. Но случайно то и дело бывает, что мы отвлекаемся, смотрим то вправо, то влево, глаза падают на какие-то предметы, и не получается сосредоточиться.

Решение: такая проблема возникает из-за недостатка концентрации в намазе. Старайтесь совершать намаз в месте, где ничего не будет отвлекать от поклонения. Определите факторы, отвлекающие вас в молитвах, а затем попытайтесь их устранить. Там, где совершаете намаз, с поля зрения уберите предметы, которые привлекают внимание.

Проблема №4: не совершать земной поклон должным образом.

Очень частой ошибкой во время совершения суджуда в намазе является касание пола только лбом. В хадисе сказано:

«Мне велено совершать земной поклон на семь костей: лоб, — и он указал рукой на нос, — руки, колени и кончики пальцев ног» (Бухари).

Решение: во время земных поклонов молящийся должен касаться земли лбом, носом, ладонями, коленями и пальцами ног.

Проблема №5: мысли о мирском.

Часто бывает так, что мы механически повторяем аяты Корана и дуа в намазе, но наши мысли заняты другими проблемами и заботами.

Решение: представьте, что в намазе вы предстаете перед Всевышним и совершаете его в последний раз. Посвятите это время только Аллаху, и ничему другому. Думайте о значении каждого аята и дуа, которое произносите в намазе. Это также поможет оставаться сфокусированным во время поклонения.

Как избавиться от дурных мыслей во время намаза?

«Аллах не меняет положения людей, пока они не изменят себя сами» (Сура «Гром», аят 11).

Этот аят применителен и к нашим намазам. В своем стремлении к довольству Аллаха и совершенству намаза, только сам верующий может взять ответственность за качество его исполнения и исправить ошибки. Пусть Всевышний облегчит нам всем этот путь!

6 советов для тех, кто хочет сделать свой намаз совершенным >>

Как исправить ошибки, допущенные в намазе? >>

Islam-today

Смотрите также:

  • Аят об отречении от ислама: в отношении кого он был ниспослан?
  • Месяц Аллаха: когда начинается Раджаб
  • Когда курайшиты попросили Пророка ﷺ расколоть землю и воскресить мертвых…
  • Не пропустите Рагаиб – ночь исполнения желаний

Читайте также:

  • Как мусульманке похудеть на 10 кг и распрощаться с целлюлитом. Личный опыт

    Сегодня я хочу рассказать вам о своем личном опыте, как я похудела на 10 кг после рождения ребенка. В принципе, после родов я была в хорошей форме, но держала я ее с помощью грудного вскармливания. Наверно все вы знаете, сколько калорий необходимо кормящей мамочке на выработку ее организмом молока

  • Обряд омывания тела покойного: что должен знать каждый правоверный?

  • Медики утверждают — мусульманки поступают правильно!

    С наступлением летней жары женщины скинули с себя практически всю одежду. Увидев на улице женщину, одетую по нормам Шариата, они нередко бросают ей в след: «Как можно так одеваться? Тебе не жарко?» 

  • Рискнуть ради счастья

    Жил был король, который влюбился в девушку из низшего сословия. Любовь оказалась взаимной — романтические прогулки под луной, разговоры, признания… Но, как поется в песне: «Все могут короли…», но кое-чего они не могут. Это был как раз такой случай: король не мог жениться на простолюдинке. Ему пришлось бы отречься от престола.

  • 6 важных суннат-намазов, которыми мы столь часто пренебрегаем

    1. Сунна-намазы совершаемые до или после фард-намазов (то есть связанные с фард-намазами). Эти намазы называются «Сунна-раватиб».

  • 4 главные потребности мужчины и женщины в браке

    К сожалению, большинство пар разводятся из-за того, что супруги ненамеренно причиняют боль или пренебрегают друг другом. Одним словом, потому что не были удовлетворены их потребности.

  • 7 дел, которые привлекают ангелов

    Ангелы – это благословение Всевышнего Аллаха, которое Он ниспускает только в особенно священные, одаренные благом места. Ангелы странствуют по земле в поисках благих мест, где поминается имя Всевышнего, где творится добро, где царит милосердие и к сердцам, заполненных верой. Ангелы – благие создания Аллаха и собираются к местам, где совершается благое.

  • Дерево, которое расплакалось из-за разлуки с Пророком (мир ему)

    Пусть эта статья станет нам напоминанием о важности деревьев и о том, как о деревьях и растительности говорится в Исламе. А также о том, что в Раю будут произрастать удивительные растения.

Правильное выполнение ежедневной пятикратной молитвы является условием принятия поклонения верующего и получения награды от Всевышнего. При этом в исламе для женщин в намазе предусмотрены некоторые послабления.

В интернете можно встретить множество сайтов и личных страниц мусульман, обучающих намазу. Некоторые из них ошибочно утверждают, что для мужчин и женщин в нём нет различий, кроме как в нюансах прикрывания аурата. Данное утверждение верно лишь отчасти, потому что в целом все совершают один и тот же обряд поклонения (детально он описан здесь), читают суры из Корана, одинаковые молитвы внутри намаза и по его завершению, совпадают порядок действий в таких элементах, как кыям (стояние), рукугъ (поясной поклон) и суджуд (саджда, земной поклон). Тем не менее, особенности у различных полов всё же существуют. Это объясняется мудростью нашего Творца, который учёл мужскую и женскую сущность.

Основные различия

Как известно, всем женщинам в исламе в первую очередь предписана скромность. И это особо заметно в намазе.

Пророк Мухаммад (с.г.в.) уделял внимание отличиям поз братьев и сестёр по вере во время совершения молитвы-салят, обосновывая это тем, что женщина должна выполнять элементы поклонения более сдержанно, как говорится об этом у имама Байхаки в труде «Сунан аль-Кубра»: «Все правила намаза, в которых женщина отличается от мужчины, основаны на принципе сатр (сокрытие). Это значит, что женщине надлежит выполнять движения намаза так, чтобы максимально скрыть себя».

Исходя из этого, женщинам воспрещается читать вслух аяты из Корана, дуа, азкары и всё, что читается в голос во время определённых намазов. Они не совершают призыв на молитву (азан), не говорят камат (икамат).

В такбире женщина приподнимает руки только до уровня плеч и кладёт на грудь. Тем самым она закрывает эту часть тела. По мнению имама Ахмада ибн Ханбаля, мусульманка должна поднимать руки лишь немного. Есть также мнение, что ей не следует поднимать их вовсе.

Во время стояния в кыяме она не должна раздвигать локти – полагается максимально прижать их к телу, а также не следует широко расставлять ноги. По ханафитскому мазхабу расстояние между ступнями примерно равняется ширине четырёх пальцев.

В поясном поклоне (руку’, рукугъ) женщина не должна прогибать спину и выпрямлять её, наклоняясь так же низко, как мужчины. Прекрасному полу предписано лишь немного наклониться вперёд, при этом чуть сгибая колени. Это делается с той же целью соблюдения скромности.

Земной поклон, как и стояние, предполагает максимальную компактность. Женщина прижимает локти к телу и к полу, а живот – к бёдрам. Такая поза позволяет не выставлять свои части тела во время молитвы. Мужчинам же желательно слегка расставить руки и оставить такое расстояние между бедром и туловищем, чтобы мог пролезть ягнёнок:

«Когда вы отправляетесь в саджда, то прижимайте часть плоти (тела, туловища, например, локти) к земле, потому как женщина в этом (т.е. земном поклоне) не подобна мужчине» (хадис передал аль-Байхаки).

Необходимо заострить внимание и на сидении между ракаатами – ташаххуде, когда читается молитва «ат-тахият» и при завершении намаза. Если мужчины садятся на левую ногу, а ступнёй правой опираются на носок, то женскому полу предписано сесть на левую ягодицу и обе ноги расположить справа без выгибания ступней (подробнее в видео). Сидение в намазе в такой позиции позволяет женщине в наибольшей степени скрывать своё тело. Все основоположники суннитских мазхабов подтверждают эту разницу. В частности, имам Ахмад ибн Ханбаль высказывался: «По моему мнению, для наших сестёр “садль” (класть обе ноги в правую сторону) намного лучше».

С целью уберечь женщину ей рекомендуется молиться дома, а не в мечети. Ведь даже посещение коллективных праздничных намазов и пятничной проповеди вменено в обязанность только мужчинам. В исламском вероучении мужчина удостаивается большей награды при совершении намаза с джамаатом, особенно в мечети. Для женщин же награда увеличивается, когда она читает молитву у себя дома, поскольку основное предназначение женщины – сохранение семейного очага.

Также следует учитывать, что в отличие от мужчин, для мусульманок делаются послабления в периоды хайда (месячные) и нифаса (послеродовые кровотечения). В эти дни не разрешается совершать молитву, соблюдать пост и читать Коран. Однако, если пропуск дней уразы в Рамазан следует восполнять в течение года до наступления следующего месяца поста, то намазы уже не перечитываются, и греха за это не будет. В этом ещё одна Милость Всевышнего, который позволяет женщинам оставить молитву из-за физиологических причин, ведь в этот период организм ослабевает, а кто-то болезненно переносит весь период.

Чтение коллективного намаза женщинами

Отношение в исламе к женщине, которая становится имамом в намазе, – не порицательное, и в то же время оно не является одобряемым. Ей запрещено возглавлять джамаат мужчин. Есть ещё некоторые особенности, отличающиеся от мужского коллективного намаза:

1) Женщина-имам не выдвигается вперёд из ряда остальных мусульманок (у мужчин имам встаёт впереди и первый ряд молящихся встаёт за его спиной).

2) Если женщина, взявшая на себя роль имама, допустила ошибку в намазе, ей сигнализируют об этом похлопыванием правой руки по тыльной стороне левой ладони. У мужчин в аналогичных случаях говорят: «СубханАллах».

3) Женскому полу советуется ограничиться лишь произнесением про себя «икамата». Читать азан вслух запрещено, даже если призыв к молитве осуществляется в присутствии только женщин и даже если это делается шёпотом либо очень тихо. Подобное в исламе для женщин порицается, в отличие от мужчин, которым надлежит призывать к намазу громко и красивым голосом.

4) Чтение праздничного коллективного намаза женщинам не запрещено, однако, по мнению факихов, наилучшим является, если она не пойдёт в мечеть, а совершит гает-намаз (ид-намаз) в стенах дома. В хадисе передаётся:

«Ещё не вышедшие замуж молодые девушки, женщины, которые за занавесом живут в своих домах, и женщины, у которых месячные, пусть выйдут из своих домов, пусть они будут свидетелями блага и молитв верующих. Но пусть женщины, у которых месячные, стоят отдельно от людей, читающих намаз» (хадис передал имам Бухари).

5) Разрешено чтение коллективного пятничного намаза представительницам женского пола, однако это также не является обязательным. Мусульманка может совершать обычный полуденный намаз дома, в отличие от мужчин, которым предписано посещение мечети по пятницам на зухр намаз.

По этой ссылке Вы можете посмотреть и скачать, а также распечатать расписание намазов в городах СНГ, включая Россию.

Намаз – это один из важнейших видов поклонения верующего. Совершение пятикратной молитвы и других намазов облегчает верующему отчёт в Судный день. Поэтому очень важно правильно, без ошибок совершить каждый намаз.

Человек, совершающий намаз, может допускать различные ошибки. Бывают ошибки, совершение которых сразу нарушает весь намаз. Некоторые ошибки нарушают намаз или ракаат, если их не исправить. Также есть ошибки, которые только уменьшают вознаграждение за намаз, но сам намаз не портят.

Большое значение при совершении намаза имеют сомнения, которые часто возникают у молящегося. Если человек, совершая намаз, впадёт в сомнения относительно количества совершённых им ракаатов, то он принимает решение, исходя из собственной уверенности. То есть он исходит из того количества ракаатов, в совершении которых он уверен, и засчитывает себе меньшее числе ракаатов (то есть считает, что совершил меньшее число ракаатов).

Например, если у человека, который совершает обеденный намаз, возникли сомнения относительно того, сколько ракаатов он совершил – три или четыре, то он должен считать, что было совершено минимальное количество ракаатов, в котором он уверен, то есть три ракаата.

Следовательно, он продолжает свой намаз как человек, совершивший только три ракаата, и из предосторожности совершает ещё один ракаат. А в конце намаза, перед салямом, ему желательно сделать саджда-сахви (два раза совершить земной поклон, как его делают в намазе), чтобы смыть недостаток – добавление лишнего ракаата в намаз.

От Абу Са‘ида аль-Худри (да будет доволен им Аллах) передаётся, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Всевышнего) сказал:

إِذَا شَكَّ أَحَدُكُمْ فِي صَلَاتِهِ، فَلَمْ يَدْرِ كَمْ صَلَّى ثَلَاثًا أَمْ أَرْبَعًا، فَلْيَطْرَحِ الشَّكَّ وَلْيَبْنِ عَلَى مَا اسْتَيْقَنَ، ثُمَّ يَسْجُدُ سَجْدَتَيْنِ قَبْلَ أَنْ يُسَلِّمَ، فَإِنْ كَانَ صَلَّى خَمْسًا شَفَعْنَ لَهُ صَلَاتَهُ، وَإِنْ كَانَ صَلَّى إِتْمَامًا لِأَرْبَعٍ كَانَتَا تَرْغِيمًا لِلشَّيْطَانِ

«Если кто-нибудь из вас во время намаза станет сомневаться в том, сколько ракаатов он совершил: три или четыре, пусть отбросит сомнения и опирается на то число ракаатов, в котором он уверен. Затем ему следует совершить два земных поклона до саляма. Если он совершит в результате этого пять ракаатов, то два земных поклона (саджда-сахви) доведут его намаз до чётного числа ракаатов. Если же он совершит намаз правильно, то они будут унижением для шайтана». (Муслим, 571)

То есть эти два земных поклона, если было совершено пять ракаатов, возвращают намаз к четырём ракаатам, при этом то, что было добавлено, исключается, ибо они смывают не только ошибки, но и восполняют пропущенные действия намаза.

А если не было добавления, то есть было совершено только четыре ракаата, то саджда-сахви будет искуплением за возникшие во время совершения намаза сомнения и унижением для шайтана, который внушил молящемуся эти сомнения.

Если не совершить саджда-сахви, намаз не портится, только лишь уменьшается вознаграждение. Однако если сознательно добавить лишнее рукну или ракаат к намазу, он нарушается.

Для совершения саджда-сахви молящийся обязательно должен сделать намерение сердцем, если он делает намаз индивидуально или в качестве имама. А тому, кто молится, следуя за имамом, необязательно делать намерение, точнее, он должен сделать намерение сердцем непосредственно при вступлении в саджда-сахви.

Совершение саджда-сахви является рекомендуемым действием (сунной), следовательно, если у молящегося возникнет сомнение относительно того, совершать ли саджда-сахви, лучше его не совершать.

Если же молящийся, вставая для совершения дополнительного ракаата, вспомнит, что он точно совершил четыре ракаата, то ему необходимо сразу же сесть и прочитать ташаххуд. После завершения ташаххуда ему также желательно совершить саджда-сахви перед салямом.

Если человек вообще не знает, сколько он совершил ракаатов, и не способен определить их количество, то решение принимается в пользу наименьшего числа. В этом случае он останавливается на том количестве ракаатов, в совершении которых он уверен, и с этого момента продолжает свой намаз.

Например, человек, совершая ночной намаз, запутался в количестве совершённых им ракаатов и после недолгих раздумий вспомнил, что точно совершил два ракаата, то он продолжает свой намаз как человек, совершивший только два ракаата, то есть он должен совершить ещё два ракаата и в конце, перед салямом, ему желательно сделать саджда-сахви.

Если у человека возникают такие же сомнения после того, как он завершил свой намаз, то это не имеет значения. Следовательно, он не должен заново совершить этот намаз. Однако если эти сомнения связаны с намерением или вступительным такбиром (такбират аль-ихрам), то он должен заново совершить намаз.

Если же человек после завершения намаза узнаёт, что он точно пропустил хоть один рукн или ракаат, то это вредит его намазу. В таком случае он может продолжить намаз, если узнал об этом сразу после саляма и не сделал того, что нарушает намаз. А если прошло некоторое время или он сделал то, что нарушает намаз, то он должен заново совершить этот намаз.

Чтобы у человека во время совершения намаза не возникали сомнения, ему необходимо максимально сосредоточиться и проявлять смиренность, отгоняя посторонние мысли. Для этого молящемуся надо принудить своей нафс вникнуть в поклонение, в смысл того, что он читает во время намаза, и этим отвлекать нафс от всего остального.

Мухаммад Султанов

Смотрите также:

Всё о намазе

Намаз – защита от всех бед

Намаз, который не приносит верующему никакой пользы

Намаз-прославления (Намаз-тасбих)

Намаз-витр

Почему некоторые намазы читаются шёпотом, а некоторые – вслух?

1. Несоблюдение хотя бы одного из условий правильности намаза. Например, несовершение омовения или неукрытие аврата.

 2. Несовершение одного из составляющих частей намаза. Например, поясного или земного поклона.

 3. Произнесение в намазе слов, не имеющих отношения к намазу. Даже если слово будет состоять из одной или двух букв, но будет иметь смысл. И не имеет значения, как оно было сказано: специально, по забывчивости, по ошибке, в ответ, по незнанию или вынужденно.

 4. Чтение того, что не знаешь наизусть, когда читаешь, смотря в Коран.

 5. Если в намазе произнёс салам с намерением приветствия или ответил на приветствие словами или рукопожатием.

6. Если в намазе попросил у Всевышнего то, что можно попросить у человека (одежду, еду, деньги).

 7. Отворачивание груди от Киблы.

 8. Совершение лишних движений в намазе так, что при виде человека можно было бы сказать, что он не совершает намаз. Это совершение трёх действий подряд в одном ракаате. Например, три шага, вытирание лица три раза или чесание одного места три раза.

 9. Если нарушил омовение специально. Но если ненамеренно нарушил омовение в намазе, то молящийся может возобновить омовение и продолжить намаз.

 10. Промедление на время совершения одного из составляющих намаза после ненамеренного нарушения омовения, бодрствуя.

 11. Намеренное нарушение омовения в последнем сидении после чтения «Аттахийята».

 12. Если нарушил полное омовение – без разницы, это нарушение от взгляда или от мыслей о женщине или это поллюция.

 13. Если подумал, что нарушил омовение, но, выйдя из мечети, понял, что ошибся, то намаз недействителен. Если же намаз совершается вне мечети, то намаз нарушается после того, как человек пройдёт ряды джамаата. А если осознал ошибку до выхода из мечети или вне мечети до того, как выйдет из рядов джамаата, то намаз не нарушается.

14. Приём пищи или воды, находившихся за пределами рта, осознанно или по забывчивости, даже если количество пищи или воды будет малым. Но если съел то, что застряло между зубами, и оно было меньше горошины, то намаз не нарушается. А если было больше горошины, то намаз недействителен.

 15. Ненамеренное открывание одной четвёртой части органа аврата на время совершения одного из составляющих намаза. Но если аврат открыт намеренно, то намаз нарушается сразу.

 16. Откашливание или отхаркивание без причины. Но если это сделано для лучшего чтения или освобождения горла, то намаз не нарушается.

 17. Оханье, аханье и плач в голос от боли, страдания, печали и горя. Но если молящийся плачет от упоминания Рая или ада, а также если больной не может сдержаться от сильной боли, то намаз не нарушается.

 18. Если совершающий намаз ответит чихающему: «Ярхамукаллах».

 19. Если совершающий намаз на хорошее известие ответит: «Альхамдулиллях».

 20. Если совершающий намаз на известие, приводящее в изумление, ответит: «Субханаллах» или «Ля иляха илляллах».

 21. Если совершающий намаз на известие о горе скажет: «Инна лилляхи ва инна иляйхи раджи’ун».

 22. Если имам или совершающий намаз один совершат ошибку и примут подсказку человека, не совершающего с ними вместе намаз.

 23. Если во время намаза исправить ошибку кого-либо, кроме своего имама.

 24. Если совершающий намаз за имамом совершил одно из обязательных действий намаза до имама, например совершил поясной поклон до имама и встал до того, как имам опустил голову для поясного поклона, и затем не повторил его вместе с имамом или после него.

 25. Если одно из составляющих намаза провёл во сне, а затем не восполнил его.

 26. Читать в намазе аяты, подходящие по смыслу на заданный вопрос не совершающего вместе с ним намаз – с намерением ответить на этот вопрос.

 27. Если во время чтения Корана молящийся совершит ошибку, изменяющую смысл Корана.

28. Тихий смех нарушает намаз, но если смех будет громким и его услышат стоящие с ним рядом, то нарушается и омовение.

 29. Удлинение первых букв «А» в такбире «Аллаху Акбар».

 30. Истечение срока ношения масху (кожаные чулки).

 31. Если снял с ноги масху или они упали случайно.

 32. Если совершающий намаз с таяммумом (сухое омовение) увидит воду и будет иметь возможность её использовать.

 33. Если совершающий намаз голым увидит вещь, которой может укрыть аврат.

 34. Если упадёт во время намаза повязка с зажившей раны.

 35. Если во время намаза вспомнит о пропущенном намазе, то намаз нарушается в том случае, если общее количество всех его пропущенных намазов не превышает пяти.

36. Если совершающий намаз полупоклонами из-за болезни исцелится в намазе и сможет поклоны совершать полноценно.

 37. Потеря сознания или приступ сумасшествия во время намаза.

 38. Восход солнца во время утреннего намаза, достижение солнцем зенита во время обоих праздничных намазов и наступление времени послеобеденного намаза во время пятничного намаза.

 39. Стояние в одном ряду рядом мужчины и женщины без преграды между ними в коллективном намазе за одним имамом.

40. Если на тело, одежду или на место совершения намаза попадёт наджас и останется там на время совершения одного из составляющих намаза.

 41. Если имам по причине нарушения его омовения оставит вместо себя человека, который не может быть имамом по какой-либо причине.

 42. Если произнесёт салам находящийся дома после двух ракаатов в трёх- или четырёхракаатном намазе, думая, что он путешественник, или думая, что это пятничный намаз, или перепутав таравих-намаз с ночным намазом.

 Действия, не нарушающие намаз

 1. Если по забывчивости человек произнёс салам для выхода из намаза.

 2. Если съел то, что застряло между зубами, и оно было меньше горошины.

 3. Посмотрев на текст, понял его смысл, но не прочитал его вслух.

 4. Если кто-нибудь пройдёт перед совершающим намаз. Прошедшему перед ним за это будет грех.

 5. Если с вожделением посмотрел на аврат женщины, например на аврат жены, которой дал один развод, даже если с этим взглядом нарушается развод и возобновляется никях.

Вопрос:

Женский намаз: чем он отличается от мужского намаза?

Ответ псевдосалафитам

Шейх Албани говорит в книге «Молитва Пророка»: 

«Все, что упоминалось при описании молитвы, совершаемой Пророком, да благословит его Аллах и приветствует, в равной степени относится как к мужчинам, так и к женщинам, поскольку в Сунне нет ничего, что делало бы необходимым сделать для женщин исключение в этих описаниях. В действительности, если обобщить, то утверждение Пророка, да благословит его Аллах и приветствует: «Молитесь так, как видели молящимся меня», – включает женщин.

Так же считает и Ибрахим ан-Нахаи, который сказал: «Действия женщины во время молитвы такие же, как и действия мужчины», – передал Ибн Аби Шайбах (1/75/2), сахих иснад от Ибрахима ан-Нахаи.

А также Бухари передал в книге «Ат-Тарих ас-Сагир» (стр. 95) (сахих иснад от Умм уд-Дарда), что «во время молитвы она сидела, как сидят мужчины, а она была женщиной знающей».

Хадис об индимааме (подбирании тела) женщин во время намаза, а также о том, что женщина должна вести себя во время намаза отлично от мужчин – это хадис-мурсаль, и он не достоверен. По утверждению Язида ибн Аби Хабиба, Абу Давуд передал его в книге «Аль-Марасиль».

Что касается слов Ибн Умара, переданных имамом Ахмадом, приведенных в книге «Масаиль» его сына Абдуллы, о том, что он учил своих жен сидеть во время намаза положив одну ногу на другую, то этот иснад не является достоверным, а Абдулла ибн Умар аль-Амри – даиф (слабый) передатчик. 

Ответ на это

Что касается тех, кто заявляет, что нет разницы между мужским и женским намазом, то у них абсолютно нет доказательств ни из Корана, ни из хадисов. Тем не менее, если они берут за пример практику Умм уд-Дарда, их доказательство несостоятельно по нескольким причинам.   

Ибн Аби Шайба сообщает: «Макхуль сообщает, что Умм уд-Дарда сидела во время намаза как мужчины».

(Аль-Мусаннаф ли Ибн Аби Шайбах: том 1, стр. 270).

(Имам Бухари также цитировал это утверждение. Тем не менее, в связи с ним он не упоминает никакой цепочки передатчиков. По этой причине я процитировал работу Ибн Аби Шайбы).

Неправильно использовать этот аcар по следующим причинам:

1. Хафиз Джамалуддин Юсуф аль-Миззи говорил о ней (Умм уд-Дарда), как о табиине (Тахжиб аль-Камал фи-Асма ир-Риджал: том 22, стр. 464). Неправильно перенимать практику одного табиина, даже если она не противоречит принципам Шариата.

Хафиз Ибн Хаджар аль-Аскаляни утверждает в книге «Фатх уль-Бари»: «Практика одного табиина, даже если она не противоречит никаким основам, не используется в качестве доказательства». (Фатх уль-Бари: том 2, стр. 243).

Хафиз Ибн Хаджар, который причислял ее к табиинам, говорит: «Из сообщения Макхуля можно понять, что это сообщение относится к младшей Умм уд-Дарда, из табиинов, а не к старшей, которая была сахаби, потому что Макхуль встречал только первую, а не вторую» (Там же).

2. Даже если допустить, что она была сахаби, тогда передача получается мункати (прерванной) и становится неприемлемой согласно принципам мухаддисов. Ее действия воспринимаются как ее личное мнение. Она не побуждала никого следовать своему примеру. Она не приводила в подтверждение ни действий, ни слов Посланника, да благословит его Аллах и приветствует, ни фетвы халифов.

Соответственно, в отношении намаза женщин, данное мнение по сравнению с общепринятым видом поклонения уммы (таватур) занимает такое же положение, какое занимает следование шааз хадисам по сравнению со следованием мутаватир хадисам. Абсолютно ясно, что никто из мусульман не предпочтет первое второму.

3. Более того, если тщательно исследовать слова данной передачи, то можно увидеть, что они подтверждают мнение большинства. В передаче позиция во время сидения у Умм уд-Дарда сравнивалась с позицией во время сидения у мужчин, что подразумевает, что другие сподвижницы сидели по-другому, о чем говорилось выше.

4. Имам Абу Джафар ат-Тахави, рахимахуллах, передал следующий хадис: «Ибрахим Аби Абалах сообщает, что видел, как Умм уд-Дарда совершала намаз сидя, положив одну ногу на другую». (Тухфат аль-Ахиарби-Тартиби Шарх Мушкил аль-Атар ли, Аби Джафар ат-Тахави: том 2, стр. 338; а Хафиз Миззи привел этот асар в книге «Тахжиб аль-Камаль»: том 22, стр. 468)

Данное сообщение противоречит словам Ибн Аби Шайбы, рахимахуллах. Соответственно, оно не является доказательством по Шариату.

В другом сообщении Мусаннафа Ибн Аби Шайбы (том 1, стр. 270) можно найти следующие слова: Ибрахим сказал: «Женщине следует сидеть в намазе так, как это делает мужчина». Эта цитата говорит о допустимости. Тем не менее,

Насыруддин аль-Албани изменил эти слова, и они стали звучать следующим образом:

«Женщине следует совершать намаз так, как это делает мужчина» (Сифату Салатин-Набий, стр. 207).

Такая вставка совершенно меняет смысл высказывания и вводит в заблуждение.

(Отрывок из статьи «Женский намаз», опубликованной исламским центром Мадраса Арабийя Исламия в Азадвилле).

Глава 4 – Доказательства из хадисов Пророка, да благословит его Аллах и приветствует.

Имам аль-Байхаки упомянул принцип, который лег в основу различий между мужским и женским намазом.

Он говорит: «Разделяющим фактором между правилами выполнения мужского и женского намаза является скрытность. Женщине полагается выполнять все действия более скрытно» (Ас-Сунан аль-Кубра алил-Байхаки: том 2, стр. 222).

ПОДНЯТИЕ РУК

Хафиз Нуруддин аль-Хайтами утверждает: Ваиль ибн Худжр утверждает, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал ему: «О Ибн Худжр, когда ты совершаешь намаз, поднимай руки к ушам, тогда как женщине следует поднимать руки до груди». (Маджма уз-Заваид: том 2, стр. 103; Ила ус-Сунан: том 2, стр. 156)

Имам Абу Бакр ибн Аби Шайба сообщает: «Абд Раббих Ибн Зайтун сказал, что он видел, как Умм уд-Дарда поднимала руки на уровень плеч в начале намаза». (Аль-Мусаннаф ли Ибн Аби Шайбах: том 1, стр. 239)

Ибн Аби Шайбах также сообщил: «Атаа спросили, как должна женщина поднимать руки во время намаза. Он ответил, что она должна поднимать их до груди» (Там же).

Проживая в городе Мекка, Атаа [великий табиин и имам] вынес эту фетву:

Ибн Аби Шайбах сообщает: «Хаммад ибн Салама аль-Басри часто говорил, что женщине следует поднимать руки параллельно груди в начале намаза»

(Там же).

Хаммад, живя в Куфе, вынес эту фетву.

Упоминается следующее сообщение Ибн Джурайджа: Ибн Джурайдж сказал: «Я спросил Атаа, следует ли женщине делать руками те же движения, что и мужчине, выполняя такбир. Атаа ответил, что женщине не следует поднимать руки, как мужчина. Затем он сам показал, как это необходимо делать, опуская руки и прижимая их близко к телу. Затем он сказал: «Поднимая руки, женщина делает это не так, как мужчина. И если женщина оставит это, в этом не будет вреда»».

Мусульманская умма продолжала эту практику на протяжении столетий. Имам Зухри вынес такую же фетву в Медине.

ПОЛОЖЕНИЕ РУК

Шейх Абдул-Хай аль-Лякнави пишет: «Что касается женщин, правоведы единодушны в том, что сунна предписывает женщинам класть руки на грудь» (Ас-Сиая: том 2, стр 152).

Существует иджма (решение) по поводу данного масалаха.

СУДЖУД

Имам Абу Давуд передал следующий хадис в книге «Марасил»: «Язид ибн Аби Хабиб заявляет, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, как-то прошел мимо двух женщин, которые делали намаз. Он сказал им: «Когда вы делаете земной поклон, следите за тем, чтобы части вашего тела соприкасались с землей, потому что женщина непохожа на мужчин в этом». (Марасил Аби Давуд, стр 118; об этом также говорится в книге «Ас-Сунан аль-Кубра алил-Байхаки» (том 2, стр. 223)).

Имам аль-Байхаки передает следующий хадис: Абдулла Ибн Умар сообщает, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Когда женщина сидит во время намаза, ей следует класть одно бедро на другое, а когда она делает земной поклон, она должна прижиматься животом к бедрам, так как это делает ее действия более скрытными. Несомненно, Аллах смотрит на нее и говорит ангелам: «О мои ангелы! Будьте свидетелями, я простил ее» (Ас-Сунан аль-Кубра алил-Байхаки: том 2 , стр. 223).

Имам Абу Бакр ибн Аби Шайба сообщает следующее утверждение Али: «Сообщается, что Али сказал: «Когда женщина совершает намаз, она должна практиковать ихтифаз и держать свои бедра близко друг к другу»». (Аль-Мусаннаф ли Ибн Аби Шайбах: том 1, стр. 270; это утверждение было передано через множество цепочек передач, Абдур-Раззак взял его от Израила, тот – от Абу Исхака, то – от Хариса, тот – от Али, а Ибн Аби Шайбах взял его от Абуль-Ахваса, а тот – от Абу Исхака, а Байхаки взял его от Абуль-Ахваса с упомянутым иснадом).

Имам Абдур-Раззак процитировал следующий хадис в книге «Мусаннаф»: Али говорит: «Когда женщина делает земной поклон, она должна практиковать ихтифаз и держать свои бедра прижатыми к животу» (Аль-Мусаннаф ли Абдир-Раззак: том 3, стр. 138).

Ихтифаз – наклоняться в одну сторону и сидеть на ягодицах

(смотри «Лугат аль-Хадис»: том 1, стр. 98).

Следующее сообщение было процитировано аль-Байхаки: «Али сказал: «Когда женщина делает суджуд, она должна держать бедра прижатыми друг к другу» (Ас-Сунан аль-Кубра алил-Байхаки: том 2, стр. 222)

Следующее сообщение появляется в «Канз уль-Уммал»: «Ибн Умар утверждает, что когда женщина делает земной поклон, она должна прижиматься животом к бедрам, чтобы полностью скрыть себя» (Канз уль-Уммал: том 4, стр 117).

Имам Ибн Аби Шайбах сообщает: «Ибрахим говорит, что, когда женщина делает земной поклон, ей следует соединять свой живот и бедра, не поднимая при этом ягодиц и не вытягивая конечности, как это делают мужчины» (Аль-Мусаннаф ли Ибн Аби Шайбах: том 1, стр. 270).

Следующие слова были сообщены Ибрахимом Нахаи: 

«Ибрахим сказал, что, когда женщина делает земной поклон, она должна сжимать бедра и прижиматься к ним животом» (Там же).

Муджахид: 

«Муджахиду не нравилось, когда мужчина прижимает живот к бедрам, как это делают женщины»

(Тамже).

Хасан аль-Басри: 

«Хишаам сообщает, что Хасан сказал, что женщине следует прижимать руки и ноги к телу, когда она делает суджуд»

(Там же).

Имам Абдур-Раззак сообщает: Ибрахим говорит: «Женщинам предписывалось класть свои руки и свой живот на бедра, когда она делает суджуд, а не вытягивать свои конечности, как это делают мужчины, так чтобы ее ягодицы не поднимались» (Аль-Мусаннаф ли Абдур Раззак: том 3, стр. 138).

Алламах Мухаммад Тахир аль-Гуджарати сообщает: «Когда женщина совершает намаз, она должна подобраться, когда садится и когда делает суджуд, и также она не должна вытягивать конечности» (Маджма Бихар аль-Анвар: том 1, стр. 521).

Опираясь на эти сообщения, факихи вывели следующее правило: «Женщине следует подбирать свое тело при выполнении суджуда и прижимать живот к бедрам, потому как эти действия больше ее скрывают» (Аль-Хидая: том 1, стр. 53).

ПОЛОЖЕНИЕ СИДЯ

В книге «Муснад» имама Абу Ханифы, рахимахуллах, упоминается:

«Абдуллу ибн Умара спросили о том, как женщины совершали намаз в эпоху Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует. Он ответил, что изначально они сидели в позе тараббу. Затем им было приказано подбирать тело и, склонившись в одну сторону, сидеть на левой ягодице, полностью подобрав тело»

(Джами уль-Масанид: том 1, стр. 400).

Тараббу означает сидеть положив одну ногу на другую. Это сообщение показывает, что изначально женщины сидели в позе тараббу, но это веление было позже отменено, и женщинам было велено подбирать свое тело и, склоняясь в одну сторону, сидеть на левой ягодице, полностью подобрав свое тело.

Шейх Абуль-Вафа аль-Афгани пишет: «Это наиболее достоверное изложение этой главы (имеется в виду глава о том, как женщины должны сидеть во время намаза). По этой причине имам Абу Ханифа сделал это суждение основным относительно данного вопроса в своем мазхабе»

(Таликаш-шейх Абуль-Вафа Афгани аля Китаб ил-Атар лил имам Мухаммад аш-Шайбани: том 1, стр. 208).

Абу Бакр ибн Аби Шайба сообщает: «Когда Ибн Аббаса спросили о женском намазе, он ответил: «Она должна подбирать свое тело и, склонившись на одну сторону, сидеть на левой ягодице»»

(Аль-Мусаннаф ли Ибн Аби Шайбах: том 1, стр. 270).

В другом сообщении из книги «Мусаннаф» Ибн Аби Шайбаха (том 1, стр. 270) можно найти следующие слова:

Перевод: Ибрахим сказал: «Женщине следует сидеть, совершая намаз, так, как это делает мужчина».

Эта цитата указывает на допустимость. Тем не менее, Насыруддин аль-Албани вставляет свои слова в это высказывание, таким образом, оно звучит: «Женщине следует совершать намаз так, как это делает мужчина» (Сифату Салатин-Набий, стр. 207).

Эта вставка меняет смысл высказывания и вводит в заблуждение.

Следующее сообщение было также процитировано Ибн Аби Шайбой: «Халид ибн Ладжладж сказал, что женщинам было велено практиковать тараббу, когда они сидели, совершая намаз, и им не следовало сидеть, как мужчинам, на ягодицах. Это чтобы ничего не случилось» (Аль-Мусаннаф ли Ибн Аби Шайбах: том1, стр. 270).

Опираясь на эти высказывания, факихи вынесли следующее решение: «Женщина должна сидеть на левой ягодице, расположив ноги справа от себя, потому как это более скрытное для нее положение»

(Аль-Хидая: том 1, стр. 55).

Упомянутые выше сообщения показывают, что Ибрахим Нахаи вынес фетву в Куфаине в соответствии с этой практикой, то же сделал Муджахидид в Медине, а Хасан аль-Басри – в Басре.

Глава 5 – Каково мнение факихов

Ханафитский мазхаб

Алляма Мухаммад Амин Ибн Абидин аш-Шами, рахимахуллах: «Женщине не следует поднимать руки до уровня плеч. Ей не следует поднимать рукава. Ей следует располагать руки на груди, положив одну ладонь на другую. Ей следует лишь слегка сгибаться, совершая руку. Она не должна расставлять пальцы, совершая руку, напротив, их необходимо держать вместе и положить ладони на колени, не обхватывая их. Ей следует лишь слегка сгибать колени. Она должна подбирать свое тело, выполняя руку и суджуд. Она должна класть руки ладонью на землю. Ей следует сидеть, высвободив из-под себя ноги, опираясь на ягодицу в ташаххуде. Выполняя ташаххуд, женщине следует держать пальцы вместе. Если женщина совершит ошибку во время намаза, то ей следует хлопнуть в ладоши, ничего при этом не произнося. Она не может быть имамом для мужчины. Исключительно женский джамаат для намаза считается макрух. Женщина-имам стоит посередине молящихся женщин. Также макрух для женщины – посещать моления. Если группа молящихся смешанная, то женщины стоят сзади. Посещение джума-намаза необязательно для женщины, но если она его посещает, то с нее снимается ответственность. Для нее не обязательны ни Ид, ни такбир дней ташрика. Совершение фаджр-намаза, когда светает, для нее также не является мустахаб. Читая молитвы, которые надо исполнять вслух, она не повышает голос» (Радд аль-Мухтар: том 1, стр. 504; смотри «Аль-Бахр ар-Раик»: том 1, стр. 320). 

В другом месте он пишет: «Женщине следует слегка сгибаться, совершая руку, полностью не выпрямляя пальцы. Тем не менее, она должна подбирать свое тело и класть ладони на колени, слегка сгибая колени. Она не должна вытягивать руки, это будет лучше скрывать ее»

(Там же, стр. 494).

Мулла Али Кари, рахимуллах: «Женщина поднимает руки до уровня плеч (совершая такбир тахримах)»

(Фат баб аль-Иная би-шарх ан-никая: том 1, стр. 239; смотри стр. 242, 262 и 265; и «Аль-Фатава аль-Аламкириях»: том 1, стр. 73).

Бадруддин аль-Айни: «Согласно Умм уд-Дардам Атаа, Зухри, Хаммаду и другим, женщине следует поднимать руки до уровня груди» (Аль-Биная фи шарх аль-Хидая: том 2, стр 187).

Мухаммад ибн Мукатил сообщает о том же мнении ханафитских правоведов. (Там же)

Бурхануддин аль-Маргинани, рахимахуллах, автор книги «Аль-Хидая», сообщает, что это правильная и принятая версия. (Аль-Хидая: том 1, стр. 50)

В «Фатава аль-Аламкирийя» утверждается: «Что касается женщин, они должны слегка склоняться совершая руку не вытягивая пальцы. Они должны держать их вместе, просто положив ладони на колени. Женщина должна слегка сгибать колени и не вытягивать руки. Женщине не следует вытягивать тело, совершая руку и суджуд, когда она сидит на своих ногах. Совершая суджуд, она должна прижимать живот к бедрам.

Женщина сидит на своей левой ягодице, разместив ноги справа от себя»

(Аль-Фатава аль-Аламкирийя: том 1, стр. 75).

Имам Абу Джафар ат-Тахави, рахимахуллах: «Что касается женщин, наши ученые (ханафиты) заявляют, что они должны сидеть в позе, которая будет лучше всего скрывать их»

(Мухтасар иктилаф аль-уляма: том 1, стр. 212).

Шейх Мухаммад Закария аль-Кандахлави, рахимахуллах: «По нашему (ханафитских правоведов) мнению, для женщин, безусловно, предпочтительней сидеть на ягодицах, расположив ноги справа от себя»

(Авджаз аль-Масалик: том 1, стр. 258).

Алляма Абдуль-Хай аль-Лякнави, рахимахуллах: «Многие действия женщины во время намаза отличаются от действий мужчин…» (Ас-Сиая: том 2, стр. 205)

Далее он переходит к списку различий, как упоминают другие правоведы.

И Аллах знает лучше.



بِسْمِ اللَّهِ الرَّحْمَٰنِ الرَّحِيمِ 

Хвала Аллаху Господу миров, мир и благословение нашему любимому Посланнику, его семье и сподвижникам, а также тем, кто последовал по его пути до Судного Дня.

КРАТКОЕ ИЗЛОЖЕНИЕ ПОЛОЖЕНИЙ, СВЯЗАННЫХ С ВОПРОСОМ «СУДЖУД САХУ», написанное на основе статьи шейха ибн Усаймина, да смилуется над ним Аллах. Но перед этим, считаю необходимым разъяснить некоторые термины:

Суджуд-саху – это два земных поклона, которые должен совершить молящийся при допущении ошибок. Эти ошибки делятся на три вида:

1-сомнение;
2-непреднамеренное оставление какого-либо ваджиба или рукна;
3- непреднамеренное добавление лишнего рукна или ваджиба.

Рукн- столпы, это такие же обязательные (действия, слова) в намазе, но считающиеся важнее ваджибов. И оставление которых не исправляются двумя земными поклонами. Столпов в намазе 14 (при этом есть и другие мнения, но мы привели предпочтительное мнение):

1. Кыйям — совершение обязательного намаза, стоя в тех местах, где надо стоять, для того, кто может это делать.
2. Такбир ихрам – произношение слов: «Аллаху Акбар» в начале намаза.
3. Чтение суры «аль-Фатиха».
4. Руку’ – поясной поклон.
5. Подъём с поясного поклона.
6. Выпрямиться полностью.
7. Суджуд – земной поклон.
8. Подъём с суджуда.
9. Сидение между двумя суджудами.
10. Спокойствие и размеренность при совершение любого действия.
11. Чтение последнего ташаххуда.
12. Последнее сидение, где читается ташаххуд, а затем таслим в обе стороны.
13. Два таслима – поворачивание головы направо и налево и произношение при этом: «Ассаляму алейкум уа рахматуллах» при каждом поворачивании.
14. Соблюдения порядка совершения этих столпов.

Ваджиб- это обязательные действия или же обязательные слова в намазе. Таких ваджибов в намазе восемь (при этом есть и другие мнения, но мы привели предпочтительное мнение):

1. Такбир – происношение слов: «Аллаху Акбар» при переходе с одного действия на другое, за исключением такбир ихрам.
2. Произношение слов: «Сами’а Аллаху лиман хамидах» для читающего намаз без коллектива.
3. Произношение слов: «Раббана лака аль-хамд».
4. Произношение слов: «Субхана рабби аль-Азыим» один раз в руку’е.
5. Произношение слов: «Субхана рабби аль-А’ля» один раз в суджуде.
6. Произношение слов: «Рабби гфир-ли» между двумя суджудами.
7. Первый ташаххуд.
8. Сидение для первого ташаххуда.

Также вы должны знать:

1. Если молящийся преднамеренно совершил таслим до окончания намаза, то его намаз считается не действительным.
2. Если молящийся в своём намазе преднамеренно совершил лишний кыйям (стояние), или ку’уд (сидение), или руку’(поясной поклон), или суджуд (земной поклон), то его намаз считается не действительным.
3. Если молящийся преднамеренно оставил (не совершил) один из столпов намаза за исключением такбир ихрам, то его намаз считается не действительным. Если же не совершил такбир ихрам, и здесь не имеет разницы не совершил преднамеренно или по забывчивости, в обоих случаях намаз считается не действительным, т.к. именно с этого действия начинается намаз, а он не совершил его.
4. Если молящийся преднамеренно оставил (не совершил) один из ваджибов намаза, то его намаз считается не действительным.
5. Если суджуд саху совершается после таслима, то необходимо после суджуда саху совершить таслим ещё раз.
6. Если молящийся преднамеренно оставил (не совершил) один из Суннатов, то суджуд-саху совершать не надо.

Если человек забывает что-то в своем чтении или совершает ошибку во время намаза, и если это в суре Фатиха, то он должен исправить свое чтение, потому что нет молитвы для того, кто не прочтет ее (т.е. аль-Фатиху). Если же он забывает или совершает ошибку в том, что изменяет ее смысл, то молитва не действительна, если он не исправит ошибку.

Если ошибка не в суре аль-Фатиха, тогда его молитва действительна, потому что чтение после суры Фатиха является сунной и это не обязательно.

Ученые постоянного комитета по Фетвам постановили:

Если человек забывает суру после Фатихи, то он не должен делать чего-то дополнительного, вне зависимости от того, руководит он молитвой или молится позади имама или молится в одиночку, и обязательная это молитва или дополнительная. Это согласно наиболее правильному мнению ученых из двух существующих». Фатава аль-Ладжна аль-Даима, 7/146.

Если человек совершает ошибку во время чтения суры или он забывает что-то из нее, то не предписано ему говорить истигфар (просить о прощении); ему следует исправить ошибку и вспомнить то, что он забыл, но если он не может этого, тогда он может перейти к следующему аяту, или он может оставить эту суру, перейти к чтению другой, или он может совершать поясной поклон (т.е. продолжить молитву). Если он сделает одно из этих, то нет ничего неправильного в этом.

Ученые Постоянного Комитета по Фетвам постановили:

«Если поклоняющийся путается во время чтения аята и не может вспомнить его, то нет причины, по которой он не прочел бы следующий аят, но предписано ему не читать в молитве ничего, кроме того, что он хорошо запомнил, чтобы не совершать больших ошибок». Фатава аль-Ладжна аль-Даима, 5/337.

Шейх ибн Бааз был спрошен: «Если имам читает в молитве то, что он может из Корана, затем он забывает конец аята, и никто из поклоняющихся за ним не знает его, и они не могут помочь ему, следует ли ему произнести такбир и совершить поясной поклон, или ему следует прочитать иную суру?»

Он ответил: «У него есть выбор: если он желает, то может завершить чтение и произнести такбир, или если желает, он может прочитать аят или аяты из иной суры, если только это не сура аль-Фатиха. Если же дело касается суры Фатиха, то необходимо прочитать ее полностью, потому что ее прочтение является столпом или необходимой частью молитвы». Маджму Фатава ибн Бааз, 12/129.

Шейх ибн Усеймин был спрошен: «Если я молюсь сам и совершаю ошибки в чтении аята, и я не могу завершить его, и я путаю его с другим аятом, то, что мне следует сделать во время молитвы?»

Он ответил: «Ты можешь сделать одно из двух: либо перейти к следующему аяту, либо можешь совершить поясной поклон, потому что имеется свобода выбора». Фатава Нур аля аль-Дарб, ибн Усеймин, 24/141.

И Аллаху известно лучше.

В каких случаях «саджда саху» нужно совершать до саляма, а в каких после?

Исходя из хадисов Пророка ﷺ, приводимых в достоверных сборниках, известны три причины для совершения «саджда саху» в молитве. 

Первая причина: упущение в молитве из обязательного. Например, первый ташаххуд в трех- или четырехрака’атной молитве. Доводом на это является хадис от ‘Имрана ибн Хусейна E, в котором он рассказывает следующую историю: «Пророк совершил ‘аср в три рака’ата, и зашел к себе домой. Когда ему об этом сказали он вернулся к людям и помолился еще один рака’ат, потом дал салам, потом совершил два суджуда, потом еще раз дал салам» [1]. 

Вторая причина: сомнение. Например, в количестве рака’атов. Доводом на это является хадис от Абу Са’ида аль-Худри E который рассказывал о том, что Пророк ﷺ сказал: «Если кто-то из вас засомневался в молитве и не знает, сколько рака’атов совершил три или четыре, — пусть оставит сомнение и основывается на том, в чем убежден. Затем пусть совершит «саджда саху» до того, как произнесет салам» [2]. 

Третья причина: когда сделано что-то больше, чем необходимо. Например, добавление в молитве, руку’, саджда, стояние или сидение в молитве. Доводом на это является хадис от ‘Абдаллаха ибн Бухейна, который сказал: «Посланник Аллаха ﷺ помолился два рака’ата, затем встал и не садился, и люди встали вместе с ним. Когда он закончил свою молитву, и мы ждали, когда он даст салам, он сказал: «Аллаху Акбар» и совершил два земных поклона до таслима, затем дал салам» [3]. 

Время выполнения «саджда саху» зависит от вышеупомянутых причин. Как сказал имам ас-Са’ади e: «Совершай саджда саху до саляма, кроме как если ты это делаешь по причине упущения». В первом случае, если ты что-то забыл в молитве из уаджиба, то должен совершить «саджда саху» после саляма. В двух последних случаях, как то сомнение или добавление лишнего, — «саджда саху» совершается до саляма. 

А Аллаху ведомо лучше.

[1] Сахих Муслима, хадис № 574, т. 2, с. 87. 

[2] Сахих Муслима, хадис № 571, т. 2, с. 84. 

[3] Сахих Аль-Бухари, хадис № 1230, т. 2, с. 68; Сахих Муслима, хадис № 570, т. 2, с. 83.

Положения, связанные с саджда саху — шейх Ибн ’Усаймин

Первый вопрос: Относительно «Саляма» до завершения намаза: 

Если совершающий намаз даст «салям» до завершения намаза по забывчивости.

Ситуация: Если вспомнил об этом по истечении продолжительного времени, то намаз возобновляется заново. Если же вспомнил об этом по истечении небольшого времени, как пять минут, то он завершает свой намаз, и затем дает «салям».

Место саджда: После «саляма» совершается два «саджда саху» затем еще раз дается «салям».

Второй вопрос: Относительно добавления в намазе: 

Если совершающий намаз добавил в намазе стояние или сидение, или руку’, или саджда.

Ситуация: Если человек вспомнил после того, как закончил совершать дополнение, то ему надо совершить «саджда саху», если же вспомнит во время выполнения добавления то обязан оставить добавление и вернуться.

Место саджда: После «саляма» совершается «саджда саху» затем еще раз дается «салям».

Третий вопрос: Относительно оставления «рукна» (столпа): 

Если оставил «рукн» намаза — кроме вступительного такбира — по забывчивости.

Ситуация: Если достиг его места в рака’ате следующим за ним, то рака’ат в котором оставил «рукн» отбрасывается и тот рака’ат который следовал за ним встает на его место. Если же не достиг места оставления «рукна» в рака’ате следующем за ним, то он должен вернуться к месту оставленного «рукна», выполнить его и то, что после него.

Место саджда: В обоих случаях обязан совершить «саджда саху» после саляма.

Четвертый вопрос: Относительно сомнения в намазе: 

Если человек сомневается в числе рака’тов, прочитал два или три, то будет одна из двух ситуаций:

Первая ситуация: Когда одно из положений является наиболее верным для него, тогда он совершает в соответствии с тем, что наиболее верно и, опираясь на это заканчивает намаз, затем дает «салям».

Вторая ситуация: Когда человек не может выбрать наиболее верное решение, тогда основывается на уверенности, а это наиболее меньшее количество, затем исходя из этого, заканчивает свой намаз.

Место саджда: В первом случае человек делает «саджда саху» после «саляма». Во втором случае делает «саджда саху» до «саляма».

Пятый вопрос: Относительно оставления первого «ташахуда»: 

Если оставил первый «ташахуд» по забывчивости, а остальные «ваджибы» (обязанности) в намазе в таком же положении как первый «ташахуд».

1. Если человек вспомнил лишь только после того, как выпрямился то продолжает намаз и не возвращается к «ташахуду».

2. Если вспомнил после того, как начал вставать, но до того, как выпрямится, то он возвращается, садится на «ташахуд» и заканчивает намаз.

3. Если вспомнил до того, как поднять бедра от ступней, то он садится, совершает «ташахуд» затем завершает намаз и не совершает «саджда саху», так как он не добавил и не убавил.

Место саджда: 1 — Совершает «саджда саху» до «саляма». 2 — Совершает «саджда саху» после «саляма».

Положения:

1. Если совершающий намаз даст «салям» до того, как завершится намаз преднамеренно, то его намаз становится недействительным.

2. Если совершающий намаз добавит в намазе стояние или сидение или руку’ или саджда преднамеренно, то его намаз становится недействительным.

3. Если человек оставит «рукн» (столп) намаза: Если это «вступительный такбир», то нет у него намаза, будь то преднамеренно или по небрежности, так как его намаз не состоялся. А если же оставленный «рукн» не «вступительный такбир», то преднамеренное его оставление делает намаз недействительным.

4. Если он оставит один из «уаджибов» (обязанностей) намаза преднамеренно, то его намаз становится недействительным.

5. Если «саджда саху» совершается после «саляма» то непременно надо еще раз после «саджда» дать «салям».

Пусть Аллах воздаст благом каждому, кто поспособствовал в распространении этого сокращения.

Перевел и подготовил Абу Идрис Динар 16 Рабии’у ль-Аахыр 1433 г.х. 9 марта 2012 г.

Как быть, если совершил какую-либо ошибку в молитве и не знаешь, сделать два дополнительных суджуда до таслима или после таслима ?

Нет проблем, если вам тяжело разделить когда надо до салама, а когда после делать эти суджуды, делайте в таком случае, как вам удобнее и всё, опираясь на слова шейха Ибн База. Он говорил, что в этом вопросе есть широта и ты можешь делать как пожелаешь, до салама или же после, потому что и так и так пришло от пророка (мир ему и благословение Аллаха). См. «Фатауа Ибн Баз» 11/267.

Хафиз Ибн ‘Абдуль-Барр в “аль-Истизкар” приведя разногласие имамов по этому вопросу, сказал: “Но все они говорят, что если молящийся сделает саджда после салама в тех случаях, когда по их мнению надо было делать до, то это не причинит ему вреда. Как и сказали, что если сделает саджда до салама в тех случаях, когда надо после, нет в этом проблем”.

А имам ан-Науауи вообще передал: “Сказал автор книги «аль-Хауи» (аль-Мауарди): «Нет разногласия среди факъихов, среди всех ученых, что суджуд саху дозволен до салама и после. Однако они разногласили в том, что является лучшим из этого»”. См. «аль-Маджму’» 4/52.

А если молящийся позади имама в коллективной молитве допустил ошибку, то, что надо делать ему в этом случае? Я читал на форуме давным-давно, что не надо делать в этом случае саджда саху, т.к., позади имама совершаешь и это как бы поглощает твою ошибку. Но там не было на это далиля и понимание ученых.

Все верно, кто допустил ошибку позади имама, если он начал с ним и закончил с его саламом, нет на нем суджуда саху. Имам Ибн аль-Мунзир сказал: «Единогласны ученые в том, что нет суджуда суху на том, кто допустил ошибку за имамом. И только Макхуль высказал мнение, что надо делать такому саджда». См. «аль-Иджма'» 8. То же самое передал и имам Ибн Къудама. См. «аль-Мугъни» 2/439.

И последнее что я хотел бы, ин шаа Аллах, спросить, существует еще другой вид салауата, который передается от ‘Аиши, который произносится вот так: «ас-Саляму ‘алян-набий уа рахмату-Ллахи уа баракатух..».

И в толковании шейха Базмуля к «Описанию молитвы Пророка (да благословит его Аллах и приветствует)», шейха Альбани говорится: «‘АбдуЛлах ибну Мас’уд говорил: «Мы говорили так, когда Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) был жив: «ас-саляму ‘алейка йа айухан-набий». Но после того, как умер Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) мы стали говорить: «ас-саляму ‘алян-набий»».

Я говорю (слова шейха Базмуля): «Известно, что ‘АбдуЛлах ибну ‘Аббас и ‘АбдуЛлах ибну Мас’уд изменили слова салауата. А ведь они те, кто передавали от Пророка (да благословит его Аллах и приветствует), что он учил их ташаххуду, как учил сурам из Курана!

Однако, те версии, в которых говорится о таком виде, как «ас-саляму ‘алейка айухан-набий», то это лишь указывает на дозволенность говорить так и так, то есть использовать два вида! Но лучше говорить после смерти Пророка (да благословит его Аллах и приветствует): «ас-саляму ‘алян-набий». Однако, если человек будет говорить «ас-саляму ‘алейка айухан-набий», мы скажем, что можно и так, т.к. пришёл и этот вид».

И еще, уместно также напомнить, что кроме ат-тахийята и салауата, есть еще одна вещь, которую некоторые ученые даже называли обязательным деянием, а имам Муслим передал, что ему рассказали как Тауус сказал своему сыну: «Совершил ли ты это ду’а в своей молитве?». Сын ответил: «Нет». Тогда Тауус ответил: «Иди и повтори свою молитву!».  Речь идет о вот этом хадисе: Сообщается от Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах), что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) в конце молитвы, перед произнесением приветствия, прибегал к Аллаху за защитой от четырех вещей, говоря: «О Аллах, поистине, я прибегаю к Твоей защите от мучений Ада и мучений могилы. От искушения жизни и смерти и от зла искушения Антихриста». аль-Бухари, Муслим, ан-Насаи, Абу ‘Ауана, Ибн аль-Джаруд и др. См. “Ируауль-гъалиль”, 350.

Топ-5 ошибок в намазе, которые мы совершаем чаще всего

Как исправить ошибки в намазе?

Самое дорогое, что есть у верующего — это его вера. Неотъемлемой частью нашей веры и поклонения является намаз — сакральная связь верующего со Своим Создателем. Мы искренне стремимся к тому, чтобы наш намаз был как можно совершеннее, и привел к довольству Аллаха.

Как бы вы оценили свой намаз? Оберегаем ли мы свои намазы и относимся к нему с должным уважением? Наверное, иногда даем слабину. Знание своих ошибок — это путь к их устранению. Возможно, следующие часто совершаемые ошибки знакомы и вам, и вы отнесетесь к ним внимательнее.

Проблема №1: намеренное откладывание намаза на потом.

Человек настолько бывает увлечен мирскими делами и заботами, что в суете забывает о самой главной своей обязанности. Получается, что мы выделяем намазу жалкое время в промежутке между «более важными» делами. Так мы принижаем свой намаз, так как не всегда получается контролировать свои обязанности должным образом. И не последнюю роль в этом играет лень.

Решение: Для верующего важно всегда держать себя в тонусе. Намаз — это не единовременное поклонение, это образ жизни, это мысли, действия, отношения с окружающими. Когда выправляются все эти аспекты и соответствуют предписаниям, то и намаз становится на свое место.

«Оберегайте намазы, и особенно, средний (послеполуденный) намаз. И стойте перед Аллахом смиренно» (Сура «аль-Бакара», аят 238).

Никто кроме вас, не сможет следить за вашим намазом, вы — хозяин своего намаза. Старайтесь всегда держать при себе таблицу с временами намаза, и не смотря на все дела и заботы, уделите это почетное время поклонению Создателю. Ведь вовремя совершенный намаз — любимое деяние Всевышнего.

Рассказ для тех, кто любит откладывать намаз на потом…

Проблема №2: спешка в намазе.

Намаз должен совершаться не второпях. Движения должны совершаться не спеша, аяты и дуа также должны проговариваться без спешки. Намаз на скорую руку не дает проникнуться этим особым состоянием смиренности и покоя. Так верующий лишает себя сладости поклонения.

Решение: «Спокойствие от Аллаха, а спешка от шайтана» сказано в хадисе. Не поддавайтесь уловкам шайтана, который пытается сбить вас. Старайтесь совершать намаз в укромном и уединенном месте, которое настроит вас на нужный лад, и ничего не будет отвлекать от главного.

Спешка – от шайтана, за исключением пяти случаев

Проблема №3: отвлекаться от намаза, смотреть по сторонам.

Во время намаза нужно сосредоточить взгляд на месте совершения суджуда. Но случайно то и дело бывает, что мы отвлекаемся, смотрим то вправо, то влево, глаза падают на какие-то предметы, и не получается сосредоточиться.

Решение: такая проблема возникает из-за недостатка концентрации в намазе. Старайтесь совершать намаз в месте, где ничего не будет отвлекать от поклонения. Определите факторы, отвлекающие вас в молитвах, а затем попытайтесь их устранить. Там, где совершаете намаз, с поля зрения уберите предметы, которые привлекают внимание.

Проблема №4: не совершать земной поклон должным образом.

Очень частой ошибкой во время совершения суджуда в намазе является касание пола только лбом. В хадисе сказано:

«Мне велено совершать земной поклон на семь костей: лоб, — и он указал рукой на нос, — руки, колени и кончики пальцев ног» (Бухари).

Решение: во время земных поклонов молящийся должен касаться земли лбом, носом, ладонями, коленями и пальцами ног.

Проблема №5: мысли о мирском.

Часто бывает так, что мы механически повторяем аяты Корана и дуа в намазе, но наши мысли заняты другими проблемами и заботами.

Решение: представьте, что в намазе вы предстаете перед Всевышним и совершаете его в последний раз. Посвятите это время только Аллаху, и ничему другому. Думайте о значении каждого аята и дуа, которое произносите в намазе. Это также поможет оставаться сфокусированным во время поклонения.

Как избавиться от дурных мыслей во время намаза?

«Аллах не меняет положения людей, пока они не изменят себя сами» (Сура «Гром», аят 11).

Этот аят применителен и к нашим намазам. В своем стремлении к довольству Аллаха и совершенству намаза, только сам верующий может взять ответственность за качество его исполнения и исправить ошибки. Пусть Всевышний облегчит нам всем этот путь!

6 советов для тех, кто хочет сделать свой намаз совершенным >>

Как исправить ошибки, допущенные в намазе? >>

Islam-today

Смотрите также:

  • Золотой век исламской цивилизации: астрономия и определение времени намаза
  • Как намаз влияет на наше тело и здоровье?
  • Встречаем благословенный месяц рождения пророка Мухаммада ﷺ
  • Когда Посланник Аллаха ﷺ начал совершать намаз?

Читайте также:

  • Какую роль в жизни Пророка Мухаммада (ﷺ) сыграл обыкновенный паук?

    Все мусульмане знают, как долог и тернист был путь нашего пророка Мухаммада (ﷺ) в стремлении передать людям заветы Всевышнего. На этом пути, ему в помощь Аллах отправлял не только людей, но и представители животного мира. В одном из достоверных хадисов Ан-Навави приводится рассказ о том, какую важную роль сыграл обыкновенный паук, фактически сохранив жизнь Мухаммада (ﷺ) и его верному соратнику Абу-Бакру (р.а.).

  • Лучшая дуа для прощения грехов

    Посланник Аллаха (мир ему) сказал: «Лучшая просьба для прощения то, что слуга говорит:

  • Слова, увеличивающие удел и продлевающие жизнь

    Пророк (мир ему) сказал: «Не изменяется предопределение Всевышнего Аллаха, кроме как мольбой, и не продлевается жизнь человека, кроме как совершением добра. Поистине, человек лишается удела из-за совершенного им греха!» Этот хадис является доказательством тому…

  • Можно ли мусульманину играть в компьютерные игры?

    Можно ли играть в компьютерные игры, где присутствуют античные боги, магия и т.п. вещи? Разумеется, не веря во все это и не тратя много времени на эти игры?

  • Как меняются лица людей, отказавшихся от одного из страшнейших грехов в исламе

    Эти люди пытаются побороть страшную зависимость и делятся своими успехами в социальных сетях. Результат, как говорится, на лицо!

  • Как вернуть мне свою клятву?

    «Аллах не взыщет с вас за празднословные клятвы, но взыщет за то, что вы скрепили клятвами. В искупление этого необходимо накормить десятерых бедняков средним (или лучшим) из того, чем вы кормите свои семьи, или одеть их, или освободить раба. Кто не сможет сделать этого, тот должен поститься в течение трех дней. Таково искупление ваших клятв, если вы поклялись и нарушили клятву. Оберегайте же свои клятвы. Так Аллах разъясняет вам свои знамения, быть может, вы будете благодарны» (аль-Маида 5/89).

  • 3 способа, которыми верующий очищается от грехов

    Всевышний Аллах сказал: «Мой верующий раб не приблизится ко Мне ничем иным, как только отстранившись от этого грешного мира. Он не сможет лучше служить Мне, кроме как исполнением фарзов. Если кто-то произнесет «Ля иляха илляллах», то эти слова будут его сопровождать и в могиле, и после выхода из могилы, и у них будут светлые лица».

  • Почему Всевышний скрыл дату Ночи предопределения?

    «Воистину, Мы ниспослали его (Коран) в ночь предопределения. Откуда ты мог знать, что такое ночь предопределения? Ночь предопределения лучше тысячи месяцев. В эту ночь ангелы и Дух (Джибриль) нисходят с дозволения их Господа по всем Его повелениям. Она благополучна вплоть до наступления зари» (Сура «Могущество», аяты 1-5).

Совершение намаза – одна из важнейших обязанностей мусульман. За его выполнение человеку полагается большая награда, а за оставление без уважительной причины записывается тяжкий грех.

Поэтому верующие должны стремиться совершать молитву наилучшим образом, избегая действий, которые могут её нарушить.

1. Испорченное омовение. Одним из необходимых условий намаза является наличие малого омовения (вуду, тахарат). Соответственно, его нарушение во время молитвы автоматически делает акт поклонения недействительным. Поэтому если портится тахарат, верующему необходимо обновить вуду и заново перечитать намаз. Если же человек по состоянию здоровья не может себя сдерживать, и у него регулярно происходят выделения, портящие омовение, то в таком случае его намаз не нарушается.

2. Открытие аурата. В случае, когда у молящегося во время намаза оголяется какая-либо из частей тела, хотя бы на одну четвёртую часть, которая относится к аурату, то желательно прикрыть обнажённое место и совершить намаз заново.

3. Невыполнение какого-либо из движений, относящихся к категории обязательных (фард). К таковым относятся: такбир в начале намаза, стояние, т.е. киям (если человек не в состоянии стоять, то вместо стояния – сидение), чтение Священного Корана во время стояния, поясной поклон, два земных поклона, сидение в заключительном ракаате.

4. Попадание нечистот (наджаса) на тело, одежду или место совершения молитвы (например, на намазлык).

5. Посторонняя речь (хотя бы слово или слог, которые несут в себе некий смысл). Во время коллективного намаза мусульманину дозволено поправить имама в случае совершения им ошибки или если тот остановился на середине суры по забывчивости. Если же верующий во время намаза издаёт посторонние звуки по причине болезни или мучительной боли, то его молитва не нарушается.

6. Ответ на приветствие. Если человек поприветствовал другого, который совершает молитву, и тот ему ответил, то молитва нарушается.

7. Слишком громкий плач из-за мирского. В случаях, когда мусульманин плачет из-за чтения сур Коран (в которых, например, может говориться о мучениях в Адском пламени или ещё о чём-либо, что вызывает слёзы), молитва остаётся действительной.

8. Слишком громкий смех.

9. Приём пищи. Если верующий что-то съел во время молитвы, то это нарушает намаз. При проглатывании чего-либо, застрявшего в зубах, намаз остаётся действительным, если размер этой пищи был с горошинку или больше. Молитву портит также питьё воды (если человек, к примеру, молится под дождём и глотает эти капли).

10. Намеренное искажение смысла аятов Корана.

11. Сон, потеря сознания, потеря рассудка по причине алкогольного опьянения или иным причинам.

12. Троекратное совершение какого-либо одного действия в течение конкретного движения в молитве (протирание лица, почёсывание, проделывание трёх шагов и т.д.).

13. Многократное совершение посторонних действий, которые могут вызвать сомнения у других людей относительно выполнения намаза.

14. Если человек брал омовение в кожаных носках и начал совершать в них намаз, но во время молитвы они слетели.

15. Если у человека есть сочащая рана на теле, которая была замотана бинтом, и эта повязка спала в процессе чтения намаза.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Ошибки во время метания
  • Ошибки во время куни
  • Ошибки во всероссийском диктанте
  • Ошибки во время слр
  • Ошибки во время испытательного срока