Ошибки во время интервью

Интервью на камеру: как избежать ошибок и не испортить имидж

Уровень сложности
Простой

Время на прочтение
18 мин

Количество просмотров 4.4K

Интервью телеканалу или в видеоблог может стать отличным способом привлечь внимание к вашему бизнесу. Это возможность для рекламы на большую аудиторию, часто бесплатная. Но беседа с журналистом перед камерой для многих становится настоящим стрессом. Спешим вас успокоить: волноваться – это нормально. Важно суметь справиться с нервами, и тогда выступление станет достижением, о котором вы захотите рассказать коллегам и друзьям. В этой статье в блоге ЛАНИТ мы собрали советы о том, что нужно сделать, чтобы телевизионное или видеоинтервью с вашим участием получилось качественным. 

С чего начать подготовку 

Нужно понимать, к какому именно интервью вы готовитесь. Вот их основные виды:

  • ситуационное, новостное (журналист подошел к вам с микрофоном), 

  • подготовленный комментарий (заранее оговоренный и записанный на видео самостоятельно или с помощью специалистов), 

  • экспертное мнение по телефону, в zoom, skype, webinar и т.д.,

  • студийное интервью в записи,

  • студийное интервью в прямом эфире.

Обязательно уточните у журналистов хронометраж готовой передачи и список участников, включая имена и информацию о ведущих. Изучите целевую аудиторию, охват ресурса и географию распространения/вещания. Просмотрите материалы, которые уже были опубликованы под авторством журналиста, его социальные сети. Чем больше информации, тем лучше. Если у спикера и представителя СМИ есть общие интересы или хобби, это позволит разрядить обстановку в начале встречи и создать позитивный настрой.

Если интервью студийное, к которому идет подготовка заранее, то попросите организаторов/продюсеров прислать вопросы. Понятно, что они могут быть заданы в другом порядке и сформулированы не дословно во время общения с ведущим, но лучше иметь возможность подготовиться. Если журналист не предоставил список, его необходимо разработать самостоятельно — пересмотрите новости рынка, интервью и комментарии конкурентов о последних событиях и сделайте краткую подборку цитат, ключевых тем, актуальных вопросов и бизнес-показателей, обсуждаемых в СМИ. 

На основе этой информации создайте список из 15-20 вопросов, включая те, которые могут оказаться проблемными для компании. Составьте тезисы ответов. Это не должно быть развернутое повествование. Изложите только главную мысль. Расширить ее и пересказать своими словами вы сумеете, ведь вы — профессионалы своего дела и погружены в тему. При подготовке тезисов опирайтесь на ключевые сообщения, которые вы хотели бы донести до зрителей. Подумайте, что самое важное вам нужно рассказать о своей работе, компании, какие цифры назвать, какие события описать. Кстати, не забудьте связаться с пресс-службой вашей компании. Ее специалисты будут вашими помощниками как на площадке, так и во время подготовки к беседе с журналистами. 

Думайте о целевой аудитории. Представьте себе для кого вы готовите сообщения, кто ваш зритель. Кроме того, поставьте себя на его место – было бы вам интересно то, о чем вы собираетесь говорить.

Никогда не заучивайте ответы дословно наизусть. Даже если вы их запомните с точностью до запятой, то можете быть уверены — в стрессе вы обязательно забудете что-то, будете выглядеть неестественно. К тому же, заученные ответы всегда заметны и не вызывают доверия.

У каждой компании есть список тем, который затрагивать не хотелось бы. Именно поэтому к этим вопросам необходимо тщательно подготовиться в первую очередь. Для начала уточните в пресс-службе о существовании стоп-тем. В процессе интервью журналист может задать любой вопрос, а у спикера не будет времени обдумать ответ. Даже когда речь о записи, а не о прямом эфире, интервью снято и опровергнуть свои слова будет крайне сложно. Поэтому делаем домашнее задание, максимально прорабатывая все болезненные места. Помните, что журналист тоже готовится ко встрече и, скорее всего, знает ответы на большинство вопросов, которые планирует задать. Он непременно изучит информационное поле и, возможно, побеседует с конкурентами компании.

Чтобы избежать другой неприятной ситуации, когда в титрах на экране появится ваше имя и должность с ошибками, передайте информацию о себе в письменном виде: ФИО, должность в максимально сокращенном виде. Если у вас сложная фамилия или имя, укажите, куда падает ударение, чтобы не приходилось останавливать запись и у ведущего не было шансов обратиться к вам неправильно.

Всегда полезно заранее отправить репортеру или продюсеру основную информацию по вашей теме. Они могут даже попросить вас об этом, чтобы превратить данные в графику, которую выведут на экран, пока вы говорите, чтобы облегчить восприятие ваших сообщений. Если вы обсуждаете ежегодное мероприятие, отправьте фотографии или видео прошлых лет в качестве примера того, чего можно ожидать. Чем нагляднее, тем лучше для телевидения, и тем меньше внимания будет приковано к вам лично.

Молодая журналистка берет интервью у Моисея:

— Моисей, вы 40 лет провели в пустыне. Скажите, а были ли какие-нибудь забавные случаи?

Дополнительная информация также дает журналистам возможность сделать анонс программы или уточнить, куда зрители могут обратиться за подробностями после просмотра фрагмента вашего интервью.

Будьте готовы, что могут спросить про оборот, прибыль компании и т.д. Помните, что часть этой информации можно найти в открытых источниках, поэтому не стоит говорить о «коммерческой тайне» и «без комментариев». Лучше вообще забудьте последнюю фразу. Журналисты ее не любят, и любой момент, который вы откажетесь комментировать, вызовет дополнительный интерес. Просмотрите всю информацию о бизнес-показателях компании, которая уже есть в сети, определите, какие данные готовы раскрыть. Помните, что во время интервью не стоит приукрашивать или говорить то, в чем вы не уверены на 100%, в негативном ключе отзываться о конкурентах или критиковать журналиста. 

Поищите статистику по теме интервью. Расскажите об общей ситуации на рынке (осведомленный и разносторонний человек вызывает большее доверие). Примеры, данные исследований и цифры всегда украшают любое сообщение. Иллюстрируйте свой рассказ историями из жизни. Это делает его более понятным и близким зрителю. Заготовьте шутку, которая могла бы поддержать основную идею беседы. 

Будьте готовы к неожиданным вопросам журналиста о личных предпочтениях в литературе, музыке, кино. Телеведущие часто спрашивают о хобби и любимом деле, которое может вас характеризовать и открыть для зрителя как личность. Подумайте заранее, что приносит вам удовлетворение, даже если у вас нет очевидных увлечений. Возможно, вы отлично разбираетесь в сортах чая или занимаетесь тайским боксом.

Интервью с миллиардером:

— Какое самое большое счастье принесли вам деньги?

— Пожалуй, то, что моя жена перестала готовить.

Потренируйтесь отвечать на вопросы интервью. Потратьте несколько минут на то, чтобы вслух обсудить с кем-то те моменты, которые вы хотите подчеркнуть в ходе будущей беседы в эфире. Например, попросите друга или коллегу задать вам вопросы из списка в хаотичном порядке и запишите свою тренировку на видео с помощью телефона. Так вы сможете проанализировать свой темп речи, жестикуляцию и лексические обороты.

Чтобы уже при общении с журналистом не потерять нить повествования и случайно не перегнуть палку во время ответов в сторону личных историй, никогда не забывайте, что вы представляете компанию. В момент интервью вы — не только интересный человек, со своим характером, экспертными знаниями и позицией. Вы – лицо вашего бизнеса, вы – часть его имиджа и культуры. 

Чек-лист действий перед телевизионным интервью 

  • Определите вид интервью, к которому готовитесь.

  • Уточните у журналистов хронометраж готовой передачи и список участников.

  • Узнайте больше о ведущем и СМИ.

  • Попросите заранее прислать вопросы (если не пришлют, составьте сами возможный список, опираясь на тему интервью).

  • Напишите тезисы ответов и определите ключевые сообщения, которые вы хотите донести до зрителя.

  • Думайте о целевой аудитории, будете ли вы интересны своему зрителю.

  • Никогда не заучивайте ответы дословно, запоминайте только главную мысль.

  • Cвяжитесь с пресс-службой вашей компании. Узнайте стоп-темы для компании. 

  • Передайте свои данные в письменном виде (ФИО, должность).

  • Поделитесь со СМИ дополнительной информацией по теме.

  • Соберите всю актуальную информацию о своей компании (бизнес-показатели).

  • Подберите общую статистику по рынку.

  • Заготовьте кейсы, примеры из жизни.

  • Вспомните (чтобы не пришлось придумывать прямо в студии) о своем хобби, любимой книге, фильме, цитате.

  • Тренируйтесь отвечать на вопросы с теми, кому вы доверяете.

  • Запишите себя на телефон и проанализируйте видео.

  • Всегда держите в мыслях главное – вы лицо вашего бизнеса.

Как вести себя во время интервью

Даже опытные спикеры признаются, что объектив камеры обладает каким-то магическим свойством – заставляет испытывать волнение. На самом деле люди нервничают не из-за того, что загорается красный огонек и включается запись или прямой эфир. Здесь нет никакого волшебства. Просто вы попадаете в непривычную для себя атмосферу: яркий свет, множество оборудования, съемочная группа, чье внимание сосредоточено только на вас. Весь секрет успешного интервью во внутреннем спокойствии и уверенности в своих знаниях и словах. Именно поэтому очень важна подготовка к беседе.  Итак, представим, что вы уже в студии.

Сделайте глубокий вдох, расслабьтесь и забудьте о камерах. Конечно, легче сказать, чем сделать. Но поверьте, это возможно. Вы будете говорить с ведущим, который станет для вас собеседником на некоторое время. Поэтому смотрите на него, а не в камеру. Будьте дружелюбны и ведите себя так же, если бы это был обычный разговор.  

Непосредственно в камеру можно и нужно смотреть, если вы обращаетесь конкретно к зрителям, например, приглашая посетить какое-то событие: «Уважаемые зрители, я хочу обратиться к вам и пригласить на выставку, где будут представлены продукты нашей компании». Но в таком случае стоит уточнить до начала записи или эфира, какая именно камера для этого предназначена. Операторы всегда вам это подскажут.

Отвечайте на вопросы журналиста, обращаясь к нему как к другу. Старайтесь говорить искренне, от души. Даже на технические темы можно говорить эмоционально. Этим и отличается интересный рассказчик от неинтересного. В студийном интервью уместна реакция на слова ведущего. Вы можете удивиться сказанному или задать встречный вопрос. Это оживляет диалог. 

Всегда выслушивайте вопрос до конца, не перебивая интервьюера. Можно даже взять небольшую паузу, чтобы сфокусировать еще большее внимание на вашем ответе. 

Обязательно расшифровывайте специальные и профессиональные термины. Далеко не всем понятна информация, которой вы оперируете ежедневно. Помните, ведущий должен понимать каждое ваше слово, да и зрители – далеко не все глубоко погружены в IT и технологические тренды.

Помните, что на камеру вам не дадут возможности долго отвечать на вопросы. Поэтому очень важно формулировать короткие предложения, которые потом режиссерам не придется резать при монтаже с риском исказить факты.

Заранее записанные интервью позволяют использовать прекрасную вещь, известную как редактирование. Если вы споткнетесь или скажете что-то не то, просто остановитесь и начните сначала. Для журналиста это не проблема, и он не будет думать о вас хуже. Телевизионные профессионалы предпочли бы иметь в записи вашу полную, точную мысль, а не витиеватые попытки хоть как-то закончить фразу.

Не берите с собой большие распечатки тезисов и вопросов в кадр. Вы машинально будете смотреть в текст. Это будет сбивать вас с мысли и добавлять ощущения, будто вы не в теме и излишне волнуетесь. Лучше оставить бумаги специалисту пресс-службы, который может вам подсказать, если вы что-то забыли.

Нет банальностям. Если у вас нет ответа, то лучше ничего не говорить, не сочинять и не пытаться вспоминать все ассоциации на тему. Лучше сказать: «Знаете, я могу вам объяснить, как обучить машины и как работает искусственный интеллект. Но этот вопрос – не та сфера, которой я глубоко интересуюсь».

Из интервью:

— Скажите, с какого момента вы стали увлекаться парашютным спортом?

— Честно говоря, как только увидел, что горит третий мотор…

Что делать если вам задали вопрос, на который вы категорически не хотите отвечать? Лучше всего работает такая конструкция: «Отличный вопрос. Спасибо, что его задали, но я хотел бы подчеркнуть, что…». Дальше меняете тему и подробно рассказываете о том, что интересно вам. Как правило, психология срабатывает так: к заданному вопросу журналист не возвращается.   

Чтобы закрепить позитивное впечатление о себе во время студийного интервью, попросите сказать несколько слов в конце передачи. Так зритель запомнит вас, а не вашего собеседника. Ведь цель – сосредоточить внимание именно на вас и на том, о чем вы хотели сообщить. Этот шаг необходимо продумать и спланировать. Можно дать совет целевой аудитории, постараться подытожить сказанное во время программы, сделать вывод о важности темы, которую вы обсуждали. Можно подарить ведущему мерч компании или что-то не слишком дорогое, характеризующее вашу корпоративную культуру.

Всегда помните о том, что ваши слова могут быть записаны. Даже когда вам говорят, что камеры выключены (есть опция отключения красного огонька). Даже если журналист говорит вам, что звук сейчас не пишется, а оператор просто делает подсъемки для перебивок при монтаже. При таких подсъемках всегда записывается звук, который профессионалы на ТВ называют интершумом. 

Следите за тем, о чем говорите во время подсъемок. Если вы в этот момент просто разговариваете с журналистом, знайте, что каждое ваше слово записано и может быть использовано. Лучше говорите о погоде, о том, как вы добрались к месту проведения интервью.

Не раскрывайте секреты, со словами «не для прессы», или «прошу вас не разглашать эту информацию». Даже если вы прониклись доверием к собеседнику, ни за что не говорите: «На самом деле я не думаю так, как только что рассказал». Ваши слова всегда могут процитировать в закадровом тексте. Добросовестный журналист, конечно, прислушается к вашей просьбе не публиковать лишнюю информацию, но не стоит рисковать, поскольку на кону стоит имидж ваш и вашей компании. 

Ученый на интервью: «Все мои суждения бессмысленны, если они вырваны из контекста».

Заголовок в новостях на следующий день: «Знаменитый ученый признался, что все его суждения бессмысленны».

Просите интервьюера уточнить вопрос, если он некорректен. Журналисты не обязаны разбираться во всех сферах жизни настолько же, насколько это делают профи. Если журналист ошибается, его можно и нужно деликатно исправить.

При ситуационном интервью, когда к вам неожиданно подошел корреспондент с микрофоном, вы можете попросить выключить камеру на минуту, чтобы обдумать вопрос. Лучше сделать так, чем выглядеть заикающимся и не до конца уверенным в ответе.

Никогда не будьте резки с журналистами, даже если они подошли к вам не вовремя и вы хотите им отказать. Отшутитесь, возьмите контакт и перенаправьте журналиста в пресс-службу, пообещайте дать интервью позже, как только появится возможность. Даже если вы знаете, что СМИ недружественное, резкий ответ может сделать только хуже.

Чек-лист поведения во время интервью 

  • Забудьте о камерах и смотрите на собеседника.

  • Если хотите обратиться к зрителям, заранее уточните на какую камеру это можно сделать.

  • Общайтесь с журналистом как с другом.

  • Выслушивайте вопрос целиком, не перебивая.

  • Расшифровывайте профессиональные термины.

  • Говорите не спеша, но короткими предложениями.

  • Если ошиблись, сделайте паузу и спокойно перефразируйте свою мысль.

  • Не смотрите в распечатанные тексты.

  • Не придумывайте ответ, если вам нечего сказать.

  • Попросите сказать несколько слов в конце (если это студийное) интервью.

  • Следите за тем, что говорите, даже при выключенных камерах.

  • Не делитесь секретами со словами «не для прессы».

  • Уточняйте вопрос, если он звучит непонятно или некорректно.

  • Просите выключить камеру, если вам нужно время для обдумывания ответа.

  • Даже если хотите отказать журналисту, делайте это максимально дружелюбно.   

Как одеться для телеинтервью

Один из первых вопросов, который возникает при подготовке к видеосъемке, что надеть. Безусловно, то, что люди говорят в кадре значительно важнее одежды, но внешний вид – это тоже в какой-то степени часть сообщения, поскольку дополняет ваш целостный образ. Если платье или яркая рубашка отвлекают зрителя, то велика вероятность, что вы только что упустили возможность вызвать нужный вам отклик целевой аудитории. Вот несколько советов, как одеваться для выступления на камеру.

Одежда не должна быть в мелкую клетку или полоску. Иначе возникает эффект стробоскопа, мерцания и движения рисунка. Это оказывает шокирующее и отталкивающее воздействие на людей. Если только вы не решили эпатировать публику, то не надевайте также одежду с крупными и яркими рисунками или животными принтами.

Источник

Источник

Лучше запросите рекомендации у продюсера проекта. Оформление студии может оказаться таким, что будет нежелательным определенный цвет в одежде. К примеру, съемка может проходить на фоне хромакей (однотонный фон, который при цифровой обработке кадра позволяет заменить его любым другим изображением). Обычно хромакей бывает синим или зеленым. И если ваш пиджак совпадет с цветами фона, то на видео останутся только голова и руки, пиджак исчезнет вместе с хромакеем при обработке видео. Значит интервью улетит в корзину.

Источник

Источник

Спокойные сплошные цвета работают лучше всего. Контрастные цвета тоже хорошо смотрятся (например, красная блузка под синим блейзером). Черное и белое раньше было под большим запретом на ТВ, потому что объективы были несовершенны и могли размыть черты лица. Но новые технологии камер сейчас позволяют использовать это монохромное сочетание. А вообще, телевизионным цветом считается синий – он всегда хорошо выглядит в кадре. 

Телевизионщики часто рекомендуют однотонную рубашку и костюм для телеинтервью. Лучше всего смотрятся темно-синие и темно-серые костюмы в сочетании со светло-голубыми, розовыми или других пастельных тонов рубашками. Избегайте костюмов и галстуков в мелкую полоску и «елочку». Вы уже знаете об эффекте стробирования изображения из-за таких принтов.

Помните о том, что при студийном интервью понадобится к чему-то прикрепить микрофон-петличку. Обычно его подвешивают на лацкан пиджака при помощи специальной прищепки и протягивают шнур под одеждой. Поэтому на такую запись нежелательно приходить в свитерах под горло, блузках и футболках из легких тканей, которые под тяжестью микрофона будут некрасиво провисать.

Не надевайте в кадр дорогие украшения и часы. Сверкающие камни и дорогостоящие вещи будут отвлекать внимание от вас и того, что вы говорите. Висячие, длинные серьги, браслеты или ожерелья, как правило, двигаются во время вашей жестикуляции и будут мешать работе микрофона.

Кроме того, постарайтесь отказаться от очков в кадре. Замените их контактными линзами, ведь стекла могут создавать отвлекающие блики. Однако если вы обычно носите очки, и это часть узнаваемого образа, то их лучше не снимать. Тем не менее, идеальным вариантом будет безбликовая оправа или оправа вообще без линз.

Совет для женщин: когда готовитесь к телевизионному интервью, не увлекайтесь макияжем, особенно перламутровыми тенями – при студийном освещении они могут создать впечатление, что у вас расходятся глаза. Также хайлайтеры на щеках оставляют ощущение, будто бы вы только что вышли из жаркой сауны. 

Существует миф о том, что для современного телевидения высокой четкости нужно больше макияжа. На самом деле его нужно меньше. Камеры с высоким разрешением выявляют неестественный тяжелый мейкап. Легкий нюдовый макияж, совсем немного румян и пудра – вот что понадобится для телеинтервью. 

Важно, чтобы ваша кожа выглядела матовой. Это касается и мужчин. Будьте готовы к тому, что вас попросят припудрить лицо. Это стандартная процедура, которая убирает излишний глянец и блеск кожи, который в кадре выглядит откровенно плохо. Соглашайтесь без сопротивления – это вопрос имиджа и необходимость. Те, кто часто бывает в телестудиях иногда приносят собственную пудру и кисть для ее нанесения, а также специальные матирующие салфетки.

Чек-лист «Одежда для интервью» 

  • Не надевайте одежду в мелкую клетку и полоску.

  • Избегайте также крупных принтов и слишком ярких цветов.

  • Запросите рекомендации у продюсеров, какая одежда подойдет к оформлению студии.

  • Синий – телевизионный цвет.

  • Лучше надеть костюм и рубашку в спокойных тонах.

  • Заранее продумайте, к чему будет крепиться микрофон-петличка.

  • Не надевайте дорогие и массивные украшения в кадр.

  • Лучше не надевать очки, чтобы избежать отвлекающих бликов.

  • В кадре женщинам подойдет легкий нюдовый макияж без перламутра.

  • Мужчинам тоже обязательно предложат припудриться. Соглашайтесь.

Жестикуляция во время интервью

Лучший способ отвлечь зрителя — выглядеть неловко и неуверенно. Вы должны понимать, что вашу растерянность могут легко выдать жесты, поэтому следите за своим языком тела. Избегайте отвлекающих движений, например, частых прикосновений к лицу и волосам, не ерзайте на стуле и не слишком размахивайте руками. 

Если интервью проходит сидя, немного откиньтесь на спинку стула, скрестите одну ногу над другой в области лодыжки и обопритесь руками о стол или подлокотники кресла. К слову, начинающие спикеры часто не знают, куда девать руки. Вот вам подсказка: они должны быть видны зрителю, это вызывает доверие. Если чувствуете, что вам нужен «реквизит», тогда возьмите с собой ручку или предмет, связанный с вашим интервью, например книгу, чтобы показать ее аудитории. Ни в коем случае не прячьте руки под столом — вы будете выглядеть неуверенно, вызывать подозрения.

Руки, зажатые в замок или в кулаки, почти не двигающиеся во время разговора, — типичный признак неопытного спикера. Жесты должны быть свободными и открытыми. Открывайте ладони. Это придает убедительности вашим аргументам. Но не перестарайтесь: когда жестом подкреплено каждое слово, это раздражает и отвлекает аудиторию.

Своим поведением необходимо транслировать уверенность. А это открытые позы, развернутые плечи, руки, не прижатые к корпусу, взгляд прямой, мышцы лица расслаблены. Выражайте своей невербаликой спокойствие — только необходимые движения и жесты, вы не покачиваетесь, не теребите руками одежду и украшения, не барабаните пальцами по столу и не переминаетесь с ноги на ногу. При этом, вы не «заморожены», ваши руки поясняют ваши слова.

Как этого достичь? Верьте в то, что говорите. Если вы сами не верите в свои слова, ваши движения будут неуклюжими и неестественными. Никакое обучение – если только вы не прошедший специальную подготовку шпион – не поможет сгладить несоответствие слов и жестов. Если вы не верите в то, что говорите, то вам не удастся заставить своё тело вести себя так, будто все в порядке.

Чек-лист «Жесты во время интервью» 

  • Контролируйте свои жесты.

  • Не прикасайтесь лишний раз к лицу и волосам, не стучите пальцами по столу,

  • Возьмите в руки ручку, чтобы их занять.

  • Не закрывайте руки в замок, оставляйте ладони свободно открытыми.

  • Не повторяйте одни и те же жесты с каждым словом. Это раздражает.

  • Транслируйте языком тела уверенность и спокойствие.

  • Верьте в то, что вы говорите и ваше тело «поддержит» ваши слова.

Что делать, чтобы остановить волнение

Если вам все-таки не удается унять свои нервы, есть еще несколько полезных идей, которые всегда срабатывают.

Потренируйтесь смотреть в камеру, как на свою собаку. Не бойтесь объектива — он вас не укусит и даже не лизнет. Смотрите на него с той любовью, с которой смотрите на питомца в конце дня. Не смотрите по сторонам, бегущие глаза кричат: «Я нервничаю и отчаянно ищу выход!» Моргайте естественно, чрезмерное моргание сигнализирует об отсутствии искренности. Не бойтесь ошибок, ошибаться – это свойство любого человека.

Приходите в студию или к другому месту интервью заблаговременно, чтобы иметь возможность отдышаться и успокоиться. По прибытии не суетитесь, не приставайте с вопросами к персоналу. Вам и без того объяснят, когда наступит время, что следует знать выступающему: где сидеть или стоять. 

Дистанцируйтесь от самого себя. Попробуйте посмотреть на ситуацию со стороны, как будто это всё происходит не с вами. Представьте, что страх и волнение не ваши, а чьи-то ещё. Приём элементарный, но удивительно действенный: психологи фиксируют резкое снижение уровня тревожности и стресса и даже рекомендуют подобный подход в борьбе с затяжными депрессиями. А уж короткое интервью такой способ поможет пережить и подавно. Лучше вспомните какой-нибудь анекдот, который недавно вам поднял настроение и улыбнитесь. Это, кстати, тоже хороший способ снизить стресс.

Приготовьте стакан воды. Особенность человеческого организма такова, что в волнительные моменты у нас возникает сухость во рту, а это — враг хорошего выступления. Спокойно сделайте глоток, когда чувствуете необходимость во время интервью. Перерыв на воду также может быть хорошим способом успокоиться.

Еще специалисты в области публичных выступлений советуют выполнить несколько манипуляций перед началом интервью (по возможности):

  • послушайте спокойную музыку,

  • посчитайте от 10 до 1, постепенно снижая темп дыхания,

  • убедитесь в том, что спина и плечи расправлены,

  • мысленно лишний раз проиграйте ваше выступление,

  • отчетливо представьте, как вы будете выглядеть в студии.

А прямо перед тем, как камера включится, сделайте глубокий вдох, поднимите подбородок, вытяните шею и опустите плечи. Эта «телевизионная йога», в чем-то похожая на растяжку, может помочь вам чувствовать себя более гармоничным и собранным.

Будьте позитивными. Если хотите запомниться зрителю как обаятельный спикер, откажитесь от стиля «все пропало». В любой ситуации можно найти что-то хорошее и полезное для себя. Интервью на камеру – это прекрасный тренинг личностного роста. Так что, расслабьтесь, улыбайтесь и будьте собой.

Чек-лист «Только спокойствие» 

  • Смотрите на камеру, как на совершенно безопасную вещь.

  • Моргайте естественно.

  • Приходите на интервью пораньше.

  • Представьте, что вы наблюдаете за собой со стороны.

  • Пейте воду.

  • Послушайте музыку, которая вас расслабляет.

  • Посчитайте от 10 до 1.

  • Поднимите подбородок и расправьте плечи перед включением записи или эфира.

  • Будьте собой. 

И еще немного по теме

Уважаемые искатели истины и новаторы информационных технологий, нет сомнений, что вы успешно справитесь с интервью перед камерой. Ведь у вас достаточно знаний и опыта в своем деле, а теперь и чуть больше информации о том, как лучше подготовиться к видеозаписи или прямой трансляции. Конечно, стать идеальным спикером (хоть ничего идеального в этом мире кроме нуля и единицы не бывает) поможет только практика.  

Кстати, существует способ поупражняться в ответах на вопросы в студии, не выходя из дома, с использованием технологии виртуальной реальности. Есть на просторах интернета такой специальный медиа-тренинг, который можно пройти, надев VR-гарнитуру. Правда, он поможет только тем, кто свободно владеет английским языком.

Создатели предлагают несколько сценариев. Можно попасть в засаду СМИ в вестибюле отеля и потренироваться отвечать на враждебные вопросы. Авторы описывают смоделированную обстановку так: «Это ситуация, когда вы не ожидаете встречи с журналистами, но они ищут представителя и находят вас. Нет времени на подготовку, и это может быть очень стрессовым случаем. Кроме того, здесь нет структуры или основных правил, вопросы могут забрасываться вам со всех сторон. В то время как репортеры могут даже знать больше, чем вы». Немного смешная графика, но все же.

Есть и несколько других виртуальных локаций для интервью на телевидении, радио или в подкасте. Там предлагается почувствовать себя бизнес-лидером и дать интервью на разные темы: от обсуждения финансовых показателей вашей компании до сделки по слиянию и поглощению или кризиса. Есть возможность загрузить свои собственные вопросы и даже получить отзывы о вашем навыке зрительного контакта, темпа речи и том, насколько легко вас было слушать.

Источник

Источник

Также можно провести собственную тренировочную пресс-конференцию — представить свое заявление для СМИ, ответить на вопросы журналистов и получить отзыв о своей работе.

Источник

Источник

Виртуальная игрушка позволяет сохранять ответы и прослушивать их позже, чтобы понять, что в своей речи стоит улучшить. 

Если виртуальные амбиции уходят дальше простого спикера на ТВ, то можно вообще создавать собственные телевизионные сети и управлять ими; быть продюсером и формировать контент для трансляции, стать критиком, высказывающим свое мнение о шоу, или просто играть за зрителей, которые голосуют за свои любимые передачи. Для этого создана TV Sim Game — онлайн-игра, которая имитирует телевизионную индустрию.

Есть история и покруче. Игрушка Not For Broadcast (сообщество в  Дискорд), где придется взять на себя роль директора студии национального телеканала вымышленной страны, похожей на европейскую. Он должен вести прямую трансляцию, показывать рекламу, подвергать цензуре нецензурные слова и избегать помех, чтобы поддерживать высокую аудиторию. Игрок использует видеомикшер, чтобы выбрать, какую камеру транслировать. На определенных уровнях также можно добавлять к трансляции звуковые эффекты: аплодисменты и смех. У Not For Broadcast есть два эпизода и готовится обновление к 24 января 2023 г. Согласно Книге рекордов Гиннеса, игра имеет рекорд «Самое полномасштабное видео в видеоигре» — 42 часа 57 минут и 52 секунды.

Для любителей чего-то лампового и околотелевизионного напоследок поделимся такой находкой — симулятор, который позволяет просматривать старые рекламные ролики, трейлеры, интервью и музыкальные клипы 70-х, 80-х и 90-х годов. У вас есть возможность отфильтровать свой канал по десятилетию и году. Или вы можете просто включить случайное воспроизведение и позволить телевизору работать в автоматическом режиме, циклически перебирая ретро-медиа по часам. 

Поддерживая первоначальную тему статьи об интервью на камеру, подытожим все мудрой пословицей: лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. Так что не отказывайтесь от появления в кадре, рассказывайте этому миру о своих достижениях и открытиях чаще. 

Вы получили приглашение на собеседование? Поздравляем! По данным Glassdoor, в среднем на одну вакансию работодателям приходит 250 резюме. А на собеседование обычно приглашают 4-5 кандидатов. То есть то, что вы стали одним из немногих претендентов на желаемую должность, — это само по себе достижение. 

Однако, большинство людей слишком волнуются во время интервью и допускают промахи, которых можно было бы легко избежать. Поэтому мы составили список распространённых ошибок, чтобы помочь вам подготовиться и чувствовать себя увереннее.    

Частые ошибки на собеседовании при приёме на работу. 

Сначала давайте сосредоточимся на очных собеседованиях. Такая форма отбора кандидатов распространена наиболее широко. Очное собеседование подразумевает, что вы встречаетесь с менеджером по подбору персонала в офисе компании. Итак, каких ошибок следует избегать в этом случае?  

№1 Отсутствие знаний о компании.

Менеджеры по подбору персонала ожидают, что кандидаты ещё до собеседования обладают некоторыми знаниями об организации. И если на вопрос о том, известно ли вам что-то о компании, вы отвечаете: «Ничего», у них может сложиться впечатление, что вы недостаточно заинтересованы в этой работе или просто слишком ленивы, чтобы озадачиться поиском информации. 

Как избежать такой ошибки? 

Постарайтесь узнать как можно больше об истории компании, её структуре, расположении филиалов, продукции и ценностях. Обычно эти данные легко найти на странице «О нас» на официальном веб-сайте. Также полезно потратить немного времени на то, чтобы пролистать страницы организации в LinkedIn и Facebook. 

№2 Проблемы с ответами на типичные вопросы. 

Есть вопросы, которые вы, скорее всего, услышите почти на каждом собеседовании, независимо от должности, на которую претендуете. Например:

  • Расскажите мне о себе.
  • Почему вы хотите работать у нас?
  • Как вы справляетесь со стрессом?
  • Что вы считаете самым большим своим недостатком?

И если вы не в состоянии на них ответить, произвести хорошее впечатление будет крайне сложно. 

Как избежать такой ошибки? 

Заранее подготовьте ответы на типичные вопросы и отрепетируйте их с другом или хотя бы перед зеркалом. Конечно, не нужно заучивать всё наизусть, это будет звучать неестественно. Главное иметь общее представление, о чём можно говорить в том или ином случае, чтобы вопросы не застали вас врасплох. 

№3 Видимая незаинтересованность. 

Цель каждого работодателя — нанять специалиста, который не только обладает всеми необходимыми навыками, но и готов остаться в команде на несколько лет. Поэтому, если менеджер по подбору персонала посчитает, что вы не очень заинтересованы в работе, вы вряд ли получите должность, даже если подходите по всем другим параметрам. 

Как избежать такой ошибки? 

Продемонстрируйте свой интерес к отрасли в целом, компании и конкретной должности. Не опаздывайте на интервью, позаботьтесь об опрятном внешнем виде и будьте готовы убедительно ответить на вопрос: «Почему вы хотите получить эту работу?». 

№4 Неверные невербальные сигналы.

Согласно коммуникационной модели Мейерабиана, 55% информации мы получаем из невербальных сигналов, 38% данных нам даёт интонация, и только 7% — слова, которые мы слышим. Именно поэтому язык тела так важен во время собеседования. Если вы говорите, что уверены в себе и способны управлять большой командой, но в то же время нервничаете настолько, что даже не можете поддерживать зрительный контакт с менеджером по найму, он может усомниться в ваших словах. 

Как избежать такой ошибки? 

Порепетируйте с другом и попросите его указать на ваши ошибки в невербальном общении, чтобы вы знали, чего избегать во время собеседования. Общаясь с работодателем вежливо улыбайтесь, поддерживайте зрительный контакт и не забывайте о хорошей осанке.  

№5 Опоздание.

Опаздывать на собеседование не только невежливо и безответственно, но также демонстрирует работодателю, что ваши организационные навыки и способность управлять временем оставляют желать лучшего. Поэтому крайне важно приходить вовремя, независимо от того, на какую должность вы претендуете.

Как избежать такой ошибки? 

Заранее спланируйте маршрут до офиса. Учитывайте часы пик, время на дорогу и то, есть ли поблизости парковки. По возможности не планируйте никаких дел до собеседования. И желательно приехать в нужное место хотя бы на 10 минут раньше, чтобы у вас было достаточно времени на прохождение процедур безопасности или регистрацию на рецепции, если правила офисного здания того требуют. 

№6 Приезжать слишком рано.  

У человека, который будет проводить с вами собеседование, может быть очень плотный график. И если вы придёте слишком рано, возможно, он будет занят с другим кандидатом или просто не готов к встрече с вами. Таким образом, вы рискуете вызвать его раздражение ещё до начала вашей беседы. 

Как избежать такой ошибки? 

Если вы приехали слишком рано, пройдитесь немного по кварталу. Короткая прогулка на свежем воздухе поможет вам успокоиться и чувствовать себя увереннее. А примерно за 10 минут до назначенного времени возвращайтесь к зданию офиса. 

№7 Неуместная одежда.

Хотите вы того или нет, самое первое суждение, которое сделает о вас работодатель, будет основываться на том, как вы выглядите. И если вы появитесь в офисе в рваных джинсах и старой футболке, это вряд ли поможет заработать баллы в свою пользу.   

Как избежать такой ошибки? 

Попробуйте определить дресс-код компании по фотографиям на её веб-сайте и в социальных сетях. Например, если вы проходите собеседование в юридической фирме, скорее всего, вам не обойтись без строгого делового костюма, а для IT-стартапа вполне может подойти менее формальная одежда. Если вы сомневаетесь, помните, что при первой встрече с потенциальным работодателем лучше быть одетым более строго, чем нужно, а не наоборот. В любом случае, какой бы наряд вы ни выбрали, убедитесь, что ваша одежда идеально чистая и хорошо выглаженная. 

№8 Критиковать предыдущих работодателей и коллег. 

Даже если ваш начальник на предыдущем месте работы был просто невыносим, не стоит рассказывать об этом менеджеру по найму. Во-первых, вы никогда не знаете, с кем знаком этот человек и ему может не понравиться, если вы будете негативно отзываться о его друге. Во-вторых, интервьюер может подумать, что вы плохо ладите с людьми и проблема, на самом деле, была в вас. 

Как избежать такой ошибки? 

Когда вас спросят, почему вы ушли с предыдущего места работы, постарайтесь не вдаваться в излишние подробности. Будьте дипломатичны и отвечайте кратко. Вместо того, чтобы жаловаться на других, подчеркните те положительные шаги, которые вы предприняли, чтобы справиться с трудной ситуацией. 

№9 Говорить слишком много.

Что бы ни спросил интервьюер, он ждёт от вас прямого и внятного ответа, а не получасового рассказа, полного ненужных деталей. Он может интерпретировать вашу многословность так, будто вы стараетесь скрыть свою нервозность, а то и нечестность.

Как избежать такой ошибки?

Позаботьтесь о том, чтобы все ваши ответы были краткими и прямолинейными. Помните, что менеджеру по персоналу не нужно знать всю вашу биографию. И постарайтесь не слишком откровенничать о своей личной жизни. 

№10 Не задавать вопросы.

В какой-то момент вас спросят, есть ли у вас вопросы к менеджеру по найму. И если вы ответите «нет», у ваших собеседников может сложиться впечатление, что вам эта работа не очень интересна. 

Как избежать такой ошибки?

Заранее подготовьте список возможных вопросов. Например: 

  • Как бы вы описали типичный рабочий день специалиста в этой должности? 
  • Сколько человек сейчас работает в команде? 
  • С кем я буду работать ежедневно?
  • Как будет проходить обучение нового сотрудника?
  • Чему новый сотрудник должен обучиться в течение первого месяца / первых трех месяцев? 
  • После какого периода можно получить повышение?

Многое зависит от того, что обсуждалось на собеседовании до этого момента. Но вы, в любом случае, сможете выбрать подходящие вопросы из списка, а не придумывать что-то на ходу. 

№11 Интересоваться лишь зарплатой и премиями.

Несомненно, заработная плата — очень важный фактор при выборе новой работы. Однако если все ваши вопросы будут касаться только заработка, ваш потенциальный работодатель может решить, что ничего кроме денег вас не мотивирует. 

Как избежать такой ошибки?

Как мы уже говорили, заранее подготовьте список вопросов о культуре в компании, ежедневных обязанностях, коллективе и возможностях продвижения. А вопросы о деньгах задавайте только после того, как другие темы исчерпаны.  

№12 Приносить с собой напитки или еду. 

Появляться на собеседовании с едой или напитками невежливо. К тому же, общаясь с менеджером по найму, всё внимание должно быть сфокусировано на разговоре. А булочка с кофе будет вас только отвлекать. 

Как избежать такой ошибки?

Перекусите незадолго до собеседования, чтобы не проголодаться. Если вам нужна доза кофеина, выпейте чашку кофе заранее. Конечно, допустимо взять с собой бутылку воды. Но имейте в виду, что воду вам скорее всего предложат на месте. 

№ 13 Пользоваться мобильным телефоном.

Неуместно проверять сообщения или отвечать на телефонные звонки во время собеседования. Это невежливо по отношению ко всем присутствующим и показывает, что вы не умеете расставлять приоритеты. 

Как избежать такой ошибки?

Прежде чем зайти в офис, выключите звук и вибрацию на телефоне и положите его в сумку, чтобы у вас не было соблазна проверять уведомления. 

№14 Не думать о том, подходит ли вам эта работа. 

Кандидаты часто настолько сосредотачиваются на том, чтобы правильно ответить на все вопросы и представить себя в лучшем свете, что забывают подумать, действительно ли они хотят работать в этой должности и в этой компании. 

Как избежать такой ошибки?

Задавайте вопросы о культуре в компании, команде и должности. Понаблюдайте за тем, что происходит в офисе. Дружелюбная ли там атмосфера? Выглядят ли люди занятыми? Шумно или тихо в помещениях? Смогли ли бы вы проводить здесь большую часть дня?

№15 Отсутствие копий резюме.

Менеджер по найму может попросить дополнительные копии вашего резюме, чтобы показать их другим интервьюерам. И если у вас их не окажется, у него может сложиться впечатление, что вы недостаточно хорошо подготовились. 

Как избежать такой ошибки?

Распечатайте несколько копий резюме, даже если рекрутер не просил об этом прямо, и на всякий случай возьмите их с собой на собеседование.

№16 Уходить, не спросив о дальнейших действиях.

У большинства людей собеседование вызывает стресс. И когда оно заканчивается многие кандидаты испытывают такое облегчение, что даже забывают спросить о следующих шагах. Они уходят из офиса, не зная, когда стоит ждать ответа от работодателя или к кому обратиться, если возникнут дополнительные вопросы. 

Как избежать такой ошибки?

Прежде чем попрощаться, подумайте, понятны ли вам дальнейшие действия. И если нет, не стесняйтесь поинтересоваться об этом.

№17 Не дать о себе знать после собеседования.

Иногда кандидаты думают, что в тот момент, когда собеседование окончено, все дела сделаны. Однако есть ещё один шаг, о котором многие забывают. Это письмо менеджеру по найму. Если вы его не напишете, то упустите возможность выделиться среди других претендентов на должность и продемонстрировать, что вы действительно заинтересованы в этой работе.  

Как избежать такой ошибки?

В течение 24 часов после собеседования отправьте менеджеру по подбору персонала короткое письмо, в котором поблагодарите его за уделённое вам время, упомяните, что вы были очень рады узнать больше о компании, и напомните, как с вами связаться, если возникнут дополнительные вопросы. 

№18 Делиться подробностями в социальных сетях.

Когда речь идёт о подборе новых сотрудников, компании ценят конфиденциальность. То есть потенциальный работодатель вряд ли будет рад увидеть в Facebook подробный рассказ о том, какие вопросы вам задавали на собеседовании или какие тесты вам пришлось пройти.  

Как избежать такой ошибки?

Нет ничего плохого в том, чтобы обсудить собеседование с парой близких друзей или членами семьи. Но лучше не делиться подробностями на своих страницах в социальных сетях. 

Ошибки во время видеоинтервью.

До сих пор мы говорили о классических, очных собеседованиях. Однако исследования показывают, что по состоянию на январь 2021 года 79% работодателей так или иначе используют видеоинтервью в подборе персонала. Во время таких собеседований перед кандидатами встают новые сложности и появляется опасность допустить новые ошибки. 

Вот несколько советов о том, чего стоит избегать, если вам предстоит видеособеседование: 

№19 Не проверять исправность всех устройств заранее.

Технические неполадки испортили немало видеоинтервью. Проблемы с интернетом или микрофон, который работает с перебоями, будет отвлекать вас и менеджера по найму. К тому же подобные ситуации показывают, что вы не подготовились к собеседованию должным образом.   

Как избежать такой ошибки?

Заранее протестируйте всё своё оборудование. Если вы знаете, что интернет у вас дома работает с перебоями, подумайте об альтернативных вариантах. Возможно, неподалёку есть библиотека с хорошим интернетом и отдельными комнатами для работы. И не забудьте зарядить свой ноутбук и беспроводные наушники, если вы планируете пользоваться ими. 

№20 Неумение пользоваться приложением для видеоконференций.

Компании используют разные инструменты для видеозвонков: Google Meet, Zoom, MS Teams, Skype и т.д. И если на собеседовании вы будете пользоваться приложением впервые, это может добавить дополнительный стресс и помешать вам произвести хорошее впечатление на работодателя. 

Как избежать такой ошибки?

Заранее скачайте приложение, которое будет использоваться. Попросите друга или члена семьи сделать с вами пробный видеозвонок. Таким образом, вы сможете ознакомиться с необходимыми функциями заранее. 

№21 Неуместный внешний вид.

Да, вы будете проходить собеседование, сидя в своей гостиной. Но это ещё не означает, что можно остаться в любимой пижаме. Из-за того, что вы не потрудились переодеться, у интервьюера может сложиться впечатление, что вы совсем не цените предоставленную вам возможность. 

Как избежать такой ошибки?

Одевайтесь так, как если бы вы собирались на собеседование в офисе. И хотя менеджер обычно видит только верхнюю половину вашего тела, стоит заменить спортивные штаны на что-то более подходящее случаю. Ведь может случиться что-то непредвиденное и вам придется встать. 

№22 Неподходящая обстановка.

Телефонный звонок, шум в соседней комнате, член семьи, постоянно попадающий в кадр, — всё это будет отвлекать вас и снизит шансы на успех. Поэтому не позаботиться о том, чтобы такие ситуации не возникали, было бы серьёзным промахом.  

Как избежать такой ошибки?

Сообщите всем, кто живет с вами в одной квартире, в какое время будет проходить собеседование, и попросите, чтобы вас не беспокоили. Если возможно, устройтесь в отдельной комнате с закрывающейся дверью. И обязательно выключите звук на телефоне и уведомления на компьютере. 

№23 Беспорядок на заднем плане. 

Еще одна распространённая ошибка на видеоинтервью — не проверять, что попадает в кадр. Если вы говорите о своих исключительных организаторских способностях, но на заднем плане видны кучи грязной одежды, беспорядок на книжных полках и пустые коробки из-под пиццы, скорее всего, интервьюер усомнится в ваших словах.

Как избежать такой ошибки?

Заранее проверьте, как выглядит комната на видео. Сделайте уборку и убедитесь, что на заднем плане нет беспорядка. Также удалите из кадра всё, что может отвлекать собеседника. 

№24 Отсутствие зрительного контакта.

Во время видеоинтервью легко забыть, что вы находитесь перед камерой. И иногда кандидаты слишком часто отводят взгляд от экрана. И у менеджера по найму может сложиться впечатление, что вы больше заинтересованы тем, что происходит за окном, чем самим собеседованием. 

Как избежать такой ошибки?

Найдите удобную позу, которая позволит вам смотреть прямо в камеру и поддерживать зрительный контакт на протяжении всего собеседования. А если вам нужно отвести взгляд, например, чтобы сделать какие-то заметки, прямо скажите об этом интервьюеру. 

№25 Не перепроверять часовой пояс.

И, наверное, самая худшая ошибка, которую вы можете совершить, пытаясь найти новую работу, — это не явиться на собеседование в назначенное время. А в случае с видеоконференциями допустить такую ошибку легче, чем вы можете подумать. Как правило, причина в том, что кандидаты не проверяют, какой часовой пояс указан в приглашении. 

Как избежать такой ошибки?

Всегда перепроверяйте часовой пояс. А в случае малейших сомнений обязательно уточняйте этот момент с рекрутером. 

Надеемся, что эти советы помогут вам лучше подготовиться к собеседованию и вскоре вас примут на работу вашей мечты. Удачи!

Запись на курс Manual QA

И о том, как их избежать.

Каждый охотник желает – знать.

И некоторое время назад считалось, что самое крутое знание содержится в печатном слове: «книга – источник знаний».

Но в быстро меняющемся мире невозможно успеть с книгами – придумать, написать, издать, прочесть. Источник знаний сейчас — это опыт людей, которые готовы о нем говорить. А основной инструмент получения знаний — интервью, диалог с людьми, у которых есть определенный опыт. Этот тип общества, в котором одни (кто угодно) могут задавать вопросы, а другие (кто угодно) в ответ готовы рассказать о своем опыте, социолог Дэвид Сильверман назвал «interview society». Здесь интервью проводят все: исследователи, продакты, UX-дизайнеры, стартаперы.

И в ситуации, когда «все делают это», важно уметь делать это хорошо.

Задавать открытые вопросы и слушать ответы могут все, но не все умеют. Важно знать, как и о чем спрашивать. И тогда вы можете не только сорвать «low handling fruits», о которых многие слышали, но и узнать неочевидные вещи, которые позволят сделать продукт лучше, чем у конкурентов.

В interview society не только все проводят интервью, но и все обучают всех, как делать это правильно. Огромная масса рекомендаций, как проводить интервью, тем не менее никак не предохраняет начинающего исследователя от неизбежных ошибок. При этом многие практики проведения интервью, позволяющие избежать этих ошибок, квалифицированными исследователями часто подразумеваются по умолчанию и не артикулируются.

«Я даже представить себе не мог, что тут можно упасть», — говорили нам коллеги, когда мы подняли эту тему. Но знать о таких ошибках важно – это позволит вам действовать «от противного» и не совершать их.

Мы спросили коллег, какие ошибки можно допустить при проведении интервью, и получили список на семь страниц в Ворде. Мы обобщили их, и вот что у нас получилось.

Основные типы ошибок:

Так как вероятность этих ошибок зависит от профессионализма исследователя, в тексте они будут обозначены:

  • ★✰✰ ошибки начального уровня квалификации («не стреляйте в пианиста, он играет, как умеет»).
  • ★★✰ ошибки среднего уровня квалификации («умею вызывать демонов, но не знаю, что потом с ними делать»).
  • ★ ★ ★ ошибки любого уровня квалификации («и на старуху бывает проруха»).

Разберем их подробно.

I. Не установлен или ухудшен контакт с респондентом.

  1. «Резкий старт»: исследователь не представился, не объяснил правила, не поговорил с респондентом на отвлеченные темы в начале. ★✰✰
  2. «Монолог ведущего»: исследователь не слушает респондента, а больше говорит сам. ★★✰
  3. «Тот, чье имя нельзя называть»: исследователь не обращается к респонденту по имени (более важно для фокус-группы, но в интервью тоже играет роль). ★★✰
  4. «Форсированный контакт»: исследователь задает сложные и сензитивные вопросы сразу, в начале интервью. «Добрый день. Расскажите, когда у вас впервые возникли проблемы с эрекцией?» ★★✰
  5. «Преувеличенная деликатность»: исследователь боится респондента и не уточняет непонятные моменты, так как это кажется ему нескромным. ★✰✰

Почему так важен контакт? Потому что интервью – это новый опыт для респондента. Ему многое непонятно, у него есть предубеждения и, возможно, страхи. Устанавливая с респондентом контакт, вы снимаете возможные вопросы и облегчаете ему получение нового для него опыта. Без установленного контакта респондент будет «закрываться» и на многие вопросы не даст откровенных и подробных ответов, а о многих важных деталях просто умолчит.

II. Вопросы задаются без фокусировки и «докручивания».

Как выглядят такие ошибки:

  1. «Как прибили, так и держится»: исследователь зачитывает вопросы строго по гайду (сценарию интервью), не отклоняясь; не идет за респондентом в обсуждение. ★✰✰
  2. «Краткость – сестра таланта»: исследователь не «докручивает». Ответы на вопросы не получены, респонденту еще есть, что рассказать, но это осталось «за кадром». Так бывает, если у исследователя уже есть определенная картина в голове, и он думает, что респондент своим ответом ее проиллюстрировал. Или наоборот, если никакой картины нет, и он просто задает вопросы. ★★★
  3. «Хорошо сидим»: исследователь считает критерием удавшегося интервью эмоциональную вовлеченность респондента, а не содержание его ответов, и в результате недостаточно фокусирует, удовлетворяясь светской беседой. ★✰✰

III. Предвзятость/Зафреймленность.

Как выглядят такие ошибки:

  1. «Папа лучше знает»: исследователь подводит респондента вопросами к определенной точке зрения: «Посмотрите на эту концепцию. Почему она вам не нравится?» ★★✰
  2. «Все равны, но некоторые равнее других»: исследователь «продает» определенные концепции, уделяя им больше внимания на тесте, чем другим. Бывает, что он таким образом спорит с заказчиком, или потому что он, наоборот, ангажирован, например: «Вы же заметили наше новое удобное меню?» ★★★
  3. «Я художник, я так вижу»: исследователь проясняет с помощью вопросов СВОЮ картину мира, не исследуя картину мира респондента. Это могут быть открытые вопросы, но задающие определенный угол зрения, отражающие представления исследователя о том, как устроен мир. Вместо того, чтобы дать респонденту рассказать, как это происходит у него, в форме длинного нарратива, исследователь «бомбит» респондента конкретными вопросами, неизбежно пропуская части опыта, о которых он (исследователь) не подозревает. ★★★

IV. Нарушения техники проведения интервью.

Как выглядят такие ошибки:

  1. «Горе от ума»: исследователь, вместо того, чтобы использовать лексику респондента, употребляет неизвестные респонденту профессиональные термины: триал, онбординг, аутентификация. «После того, как пройдете онбординг, вам нужно активировать триал». ★★✰
  2. «Не болтай!»: исследователь перебивает респондента, не дает договорить без видимой причины (такой, например, как многословность респондента или его уход от темы разговора — в этих случаях перебивать допустимо). ★★✰
  3. «Live fast, die young»: исследователь не использует «паузу» в разговоре, а быстро задает следующие вопросы, даже если у респондента есть, что дополнить. ★★✰
  4. «Сначала кратенький экскурс в историю»: исследователь предваряет вопрос длинной вводной частью, которую респондент не поймет и не запомнит. «Эта концепция, одна из многих концепций, разработана в компании Х, которая, как вы знаете, крупнейший игрок на рынке экосистем, для того, чтобы лучше донести преимущества продукта Y. Нам очень важно понять, какие преимущества продукта Y важны для вас». ★✰✰
  5. «Не надо думать — с нами тот, кто все за нас решит»: исследователь не ждет спонтанных ответов на открытые вопросы, а сразу предлагает варианты ответов. «Вам не нравится этот продукт, потому что он дорогой?» ★✰✰
  6. «Что такое хорошо и что такое плохо»: исследователь «оценивает» ответы респондента как правильные и неправильные: «Верно, авокадо – это действительно здоровый продукт, полезный для человека, об этом везде написано». ★✰✰
  7. «Как-нибудь так»: исследователь не управляет беседой. Например, при тестировании образцов он разрешает сравнивать предыдущий образец с актуальным до того, как просмотрены все варианты. Как вариант: при оценке креативных концепций разрешает давать предложения по улучшению до того, как сняты основные впечатления от концепции. Или: разрешает сначала ругать, потом хвалить, но респонденты после того, как от души поругали, почему-то не могут найти хороших слов для концепции. ★★✰

V. Проявление эмоций/реакций, разрушающих контакт.

Как выглядят такие ошибки:

  1. «Вас много, я один»: исследователь относится к респонденту неуважительно «Давайте вы побыстрее расскажете, а то у меня следующее интервью скоро». ★✰✰
  2. «Смешинка в рот попала»: исследователь смеется над респондентом и его ответами. ★✰✰
  3. «Спать хочется»: исследователь скучает, зевает на интервью, его настрой передается респонденту и это невозможно смотреть и слушать, даже в записи на скорости х2. ★★★
  4. «Снова в школу»: исследователь дает оценки действиям или поступкам респондента «А почему вы решили взять кредит в таком бедственном положении? Это недальновидно!» ★✰✰
  5. «Вопросы здесь задаю я»: исследователь не признает право респондента не отвечать на некоторые вопросы, настаивая на обязательных ответах.

    «Если вы не хотите отвечать на мои вопросы, зачем тогда согласились? Давайте не будем тратить ни мое, ни ваше время!» Часто эта ошибка усугубляется тем, что респонденту просто не объяснили при рекруте или в начале интервью, что от него хотят и зачем всё это нужно. ★✰✰

И если про уважение к респонденту написано в кодексах ESOMAR и QRCA, то по поводу зевания на интервью, продавливания и оценок ответов респондента там ничего нет. Кодексы предполагают, что у исследователя уже есть некоторый уровень квалификации.

VI. Нарушение логики разговора.

Как выглядят такие ошибки:

  1. «Слова забыл»: исследователь зачитывает вопросы по бумажке, а не разговаривает с респондентом. ★★★
  2. «Делай все по чертежу»: исследователь задает вопросы, на которые респондент уже дал ответ, так как следует гайду дословно. ★✰✰
  3. «Я такая спонтанная»: исследователь перескакивает между разными темами вне логики разговора. ★★★
  4. «Широкий кругозор»: исследователь задает вопросы не по теме, которые не проливают свет на исследуемые вопросы. ★✰✰
  5. «Я тебя поймал»: исследователь сразу после того, как задал вопрос, задает его в другой формулировке, не дослушав ответ респондента. ★✰✰

Хорошее глубинное интервью на записи звучит просто как разговор с небольшими уточнениями, где респондент плавно сам переходит от одной темы к другой, а исследователь мягко направляет респондента в сторону нужных тем.

VII. Принятие декларативных ответов за реальные.

Как выглядят такие ошибки:

1. «Мир идей»: исследователь фокусируется на представлениях о продукте и отношении к нему, игнорируя реальный опыт и не исследуя ситуации использования продукта. ★★✰

2. «Чего изволите?»: исследователь не уточняет, насколько требуемый респондентом функционал продукта вписывается в его личный опыт (насколько реалистичным является использование этого требуемого функционала). ★★✰

3. «Верю на слово»: исследователь не вычленяет социально желательные ответы, не проверяет декларации на реалистичность. ★✰✰

Первые два типа ошибок чаще совершают маркетинговые исследователи, принимая за реальность чисто умозрительные соображения респондента. Продуктовые исследователи чаще попадают в ловушку с социально-желательными ответами (№3), но декларативные ответы отсекают на подступах благодаря вниманию к реальному опыту.

VIII. Процедурные нарушения.

Как выглядят такие ошибки:

  1. «У мальчика феноменальная память»: информация не фиксируется. Не делаются заметки, а в некоторых случаях вообще не делается запись. ★✰✰
  2. «Впереди вечность»: исследователь опаздывает на свои же интервью либо не соблюдает тайминги, в результате чего интервью затягивается. ★★✰
  3. «И так сойдет»: не используется профессиональный диктофон, запись ведется на смартфон. ★★✰
  4. «Я же не в театре»: не отключен звук на смартфоне исследователя. ★★✰
  5. «Многозадачность»: исследователь отвлекается на смартфон или ноутбук, ведет переписку параллельно с интервью. ★★✰
  6. «Бытовая телепатия»: исследователь не называет номер/код тестируемого образца. Это создает проблемы при анализе результатов. ★★✰

⠀⠀⠀⠀⠀⠀⠀⠀⠀⠀⠀⠀⠀⠀⠀⠀⠀***

Как честный человек, после всего сказанного я должен ответить на вопрос «И что с этим делать?».

Я считаю, что качественные исследования очень похожи на медицину. Обычная, не экстремальная медицина — это когда заболел неизвестно чем, чувствуешь себя плохо и надо попасть к врачу, чтобы стало лучше и понятнее.

Врач Артемий Охотин пишет, что медицина – «это ремесло, вроде изготовления горшков, и ему нельзя научиться в кружке по интересам или на хороших интернет-лекциях, или по хорошим учебникам. Ремеслу можно научиться, только работая с нормальным мастером, работая так же, как он, и стараясь стать лучше него».

Так же и в исследованиях. Что-то продукт пока не идёт или идёт не так хорошо, как хотелось бы, непонятно почему, и хочется, чтобы было лучше и понятнее. И тогда обращаются к исследователю, которому, как и врачу, нужны годы практики для того, чтобы приобрести нужную квалификацию.

Поэтому ответ на то, что делать, чтобы не было таких вот ошибок, невозможно дать в рамках статьи, потому что, во-первых, тогда это будет книга, а во-вторых, этого все равно будет недостаточно — необходимо много практики.

6 ошибок, которые вы делаете на собеседовании, и как их избежать

Развитие сильных навыков интервьюера — это ключ к найму самых лучших специалистов. Если кандидат в процессе собеседования получил не очень приятный для себя опыт, скорее всего, он откажется от дальнейшего сотрудничества с компанией. Поэтому умение правильно проводить интервью и задавать корректные вопросы на собеседовании — крайне важный навык для HR-специалиста.

Мы собрали для вас советы, которые помогут избежать наиболее распространенных ошибок во время собеседования. С помощью этих тонкостей вы сможете обеспечить кандидатам положительный опыт общения с вашей компанией. А еще создать надежный бренд работодателя и как результат — нанимать лучших сотрудников для своего бизнеса.

Ошибки и вопросы на собеседовании

Наиболее распространенные ошибки на собеседовании:

1. Неподготовленность

Большинство соискателей тщательно готовятся к собеседованию. Интервьюеру нужно показать такой же уровень готовности. Если вы приходите на собеседование неподготовленным, у кандидата складывается впечатление, что вы не цените его время. Ему кажется, что ваша компания в целом не отличается организованностью.

Многие рекрутеры совершают ошибку — они впервые читают резюме кандидата уже на самом собеседовании. Выделите всего 5-10 минут до встречи с человеком, чтобы просмотреть его резюме. Если в тексте есть что-то интересное или то, что требует уточнения, сделайте пометку. На собеседовании задайте соответствующий вопрос кандидату.

Если до собеседования вы просили кандидата выполнить тестовое задание, помните, что кандидат, скорее всего, потратил на его выполнение свое время. Будьте взаимовежливыми — внимательно ознакомьтесь с результатами работы. Так вы сможете дать содержательный фидбек и рассказать кандидату, какие в его работе были недостатки и выгодные стороны.

2. Плохая техника вопросов

В последнее время у рекрутеров стало модным задавать на собеседовании разного рода вопросы-головоломки. Но исследования показывают, что эти вопросы не помогают оценить потенциал кандидата и его соответствие предполагаемой должности. Такие вопросы могут испортить впечатление соискателя и негативно сказаться на вашей репутации как работодателя.

Вопросы должны быть актуальными для вакансии и компании в целом. Например, вы можете задавать кандидатам поведенческие или ситуационные вопросы, такие как «Расскажите мне о времени, когда вы…».

Задавайте вопросы, раскрывающие их достижения, возможности и причину, по которой откликнулись на вакансию. Конечно, следует также задавать технические вопросы, чтобы узнать, знакомы ли кандидаты с инструментами, которые им потребуются в работе.

Новый сотрудник — это инвестиция в будущее вашего бизнеса. Поэтому вам следует нанимать людей, заинтересованных в росте вместе с вашей компанией. Попробуйте выйти за рамки резюме и задать вопросы, которые раскрывают их потенциал роста. Задавайте  вопросы о карьерных целях соискателя, областях, в которых он хочет развиваться, и его долгосрочных планах. Так вы сможете оценить, соответствуют ли они вашему бизнесу.

3. Некорректные вопросы на собеседовании

Согласно одному из наших исследований, 56% соискателей отказывались от работы в компании из-за некорректного поведения в процессе подбора. Кандидаты делают выбор в пользу более лояльной к кандидатам компании.

Рекрутеры часто совершают такую ошибку на собеседованиях — они задают некорректные, нетактичные, дискриминационные вопросы на собеседовании. При этом они считают, что ничего страшного в подобных вопросах нет — это часть обычной беседы. А у соискателей создается негативное впечатление от такого собеседования.

Не спрашивайте: «Сколько вам лет?»

Этот вопрос является одним из наиболее часто задаваемых при приеме на работу. Однако дискриминация кандидатов по полу или возрасту запрещена законом. Если кандидат не указал свой возраст в резюме, скорее всего, он не хотел, чтобы его кандидатура была сразу же отвергнута еще на предварительном этапе отбора.

Приблизительный возраст вы легко сможете понять, исходя из текста резюме — опыта работы, образования кандидата. Если же никаких дат соискатель не указал, вероятнее всего, он уже сталкивался с дискриминацией со стороны работодателей по поводу своего возраста. Люди более старшего поколения довольно часто подвергаются таким ограничениям. Поэтому они стараются не слишком выпячивать свой возраст — он может отпугнуть работодателя.

Вместо этого спросите: «Эта работа требует физических усилий. Будут ли у вас какие-либо проблемы с этим?». Или: «У нас довольно молодой коллектив. Умеете ли вы находить общий язык с людьми младше вас?»

Не спрашивайте: «Планируете ли вы заводить детей?»

Такой вопрос задают почти каждой молодой женщине, которая ищет работу. Работодатели почему-то уверены, что каждая девушка чуть ли не завтра отправится в декрет. Конечно, никто от этого не застрахован. Точно так же, как и от сотрудника мужчины, который внезапно решит уйти из вашей компании. Это абсолютно нормальная ситуация, но вопросы о декрете очень сильно раздражают соискательниц.

Вместо этого спросите: «Как, по вашему мнению, эта работа соответствует вашим карьерным целям?» или «Как вы относитесь к сверхурочной работе?»

Общая нить, которая проходит через оба вопроса, — это акцент на работе, а не на кандидате. Эти вопросы заставят кандидата задуматься о своих планах на будущее, в том числе личных.

4. Слишком поспешная оценка

Во время подготовки к собеседованию легко сформировать предвзятое мнение о том, подходит ли кандидат на должность. Возможно, вы беспокоитесь о потенциальном пробеле в навыках после прочтения резюме.

Хотя эти опасения могут быть оправданы, важно помнить, что мы все подвержены бессознательной предвзятости. Для того, чтобы не попасть в эту ловушку, нужно учиться распознавать, когда эта предвзятость возникает.

Учитесь делать объективные суждения, основанные на фактах, а не на эмоциях. Так вы сможете принимать более обоснованные решения о найме и снизить текучесть кадров.

5. Неспособность слушать и доминирование в обсуждении

Есть причина, по которой собеседование называется именно так. Это должен быть обмен идеями, совместная беседа двух сторон. Если вы начнете монолог и будете доминировать в обсуждении, вы мало что сможете почерпнуть из разговора с кандидатом.

Во время собеседования позвольте кандидату говорить большую часть времени. Вы можете задавать дополнительные вопросы, основываясь на том, что говорит кандидат, или попросить его уточнить что-то. Собеседование — это процесс сбора данных, поэтому соберите как можно больше информации о кандидате.

Избегайте закрытых вопросов с ответами «Да» или «Нет». Вместо этого используйте открытые вопросы, основанные на опыте кандидата: Почему вы хотите работать в компании? Как вы думаете, ваш опыт подходит для этой вакансии? Можете ли вы рассказать мне о ситуации, в которой вам пришлось столкнуться с конфликтом?

6. Незаинтересованный или рассеянный вид

Одним из основных тревожных сигналов для соискателя является интервьюер, который совершенно не заинтересован в том, что говорит собеседник. Кандидаты на уровне эмоций почувствуют, когда они вам не нравятся.

Как мы уже говорили, большинство опрошенных соискателей отклоняют предложение о работе из-за негативного опыта общения с людьми в процессе собеседования. Кандидаты воспринимают рассеянность, незаинтересованность и отсутствие реакций у рекрутера как отражение компании в целом.

Во время интервью постарайтесь продемонстрировать свое внимание к кандидату. Сидите прямо, наклоняйтесь, когда он говорит, поддерживайте зрительный контакт, улыбайтесь и кивайте, когда он отвечает, делайте заметки. Также стоит поставить телефон в беззвучный режим и не отвлекаться на него. Прежде всего, вам нужно внимательно и активно слушать.

Зная об этих частых ошибках на собеседовании, вы сможете научиться их избегать. Помните об этих важных моментах:

  • Как интервьюер, важно быть подготовленным, терпеливым и искренним.
  • Задавайте только те вопросы на собеседовании, которые позволят вам узнать, заинтересованы ли вы в продвижении кандидата на следующий этап. Заковыристые, неуместные или дискриминационные вопросы лучше пропустить.
  • Убедитесь, что вы создали положительны опыт для кандидата, чтобы укрепить свой бренд работодателя.

А чтобы ваши собеседования всегда проходили по плану, всю информацию и нужные вопросы вы можете внеcти в свой планировщик PersiaHR. Так вы не забудете о чем-то важном, а еще сможете быстро проинформировать кандидата о предстоящем событии. Узнать о том, как это сделать, можно во время онлайн-демонстрации системы, которую проведет наш менеджер.

фото https://pexels.com

фото https://pexels.com

Ошибки интервьюеров. Некоторые рекомендации.

В этом параграфе мы перечислим основные
ошибки, допускаемые интервьюерами, а
также дадим полезные рекомендации, не
пытаясь привести их в единую систему.

А. Ошибки интервьюеров

1. Высказывание личных
мнений интервьюера. Одна из наиболее
частых ошибок, которую совершают
начинающие исследователи, заключается
в том, что интервьюер увлекается беседой
и начинает говорить сам, порой произнося
обширные монологи. Это большая методическая
ошибка, независимо от того, выражает
интервьюер в своих монологах согласие
или несогласие с респондентом. Во-первых,
на произнесение монологов затрачивается
полезное время интервью, которое всегда
ограничено. Во-вторых, монологи интервьюера
могут вносить искажения в интервью или
вызвать снижение мотивации у респондента.
Роли интервьюера и респондента
принципиально различны: интервьюеру
должно быть интересно все, что говорит
респондент. Более того, поскольку
интервьюер заинтересован в выявлении
логики респондента, он, как уже говорилось,
искренне «разделяет» самые разные
мнения. Наконец, интервьюер заранее
готов к тому, что он будет вести беседу
с представителем иной социальной или
профессиональной субкультуры, обладающим
специфическим языком и специфичными
социальными нормами. Все эти требования
к ролевой позиции интервьюера отсутствуют
у ролевой позиции респондента. Монологи
интервьюера вовсе не обязательно должны
вызывать у него интерес и согласие.
Высказывая свое личное мнение, интервьюер
рискует вызвать негативную реакцию
респондента, который может быть не
согласен с ним либо негативно воспринять
манеру изложения этого мнения. Влияние
последнего фактора следует подчеркнуть
особо: манера изложения мысли и специфика
словаря опрашивающего сразу обнажают
различие субкультур интервьюера и
респондента. Практика показывает, что
реакция на это различие, как правило,
бывает негативной.

Учитывая все это, начинающим интервьюерам
могут быть даны следующие рекомендации:

а) запрещается произносить какие-либо
фразы, которые не заканчиваются знаком
вопроса. Лишь в некоторых случаях, когда
заданный вопрос сложен, допускается
высказывание нескольких разъясняющих
повествовательных предложений, после
которых обязательно должно следовать
вопросительное;

б) интервьюеру вообще следует стремиться
как можно меньше говорить. Запрещается
высказывать свое личное мнение,
произносить монологи.

2. Чрезмерная активность
интервьюера. Она выражается в использовании
слишком большого числа вопросов,
постоянных прерываниях высказываний
респондента. Выше уже говорилось, что
новый вопрос не следует задавать прежде,
чем предыдущая тема будет исчерпана,
причем нужно предпринять специальные
усилия, чтобы убедиться, что эта тема
действительно исчерпана до конца.
Слишком частая постановка дополнительных
вопросов ведет к обрывам тем и к хаотичному
их перемешиванию. Хороший интервьюер
старается задавать как можно меньше
вопросов и при этом получить как можно
больше информации от респондента.

3. Ограничение ответов.
Для интервьюера, особенно работающего
по найму, существует искушение ограничить
интервью теми областями, которые
обозначены в вопроснике, и отказаться
от всех сообщений респондента, которые
не относятся к этим областям. Сообщения
и замечания, которые не попадают в эти
заранее определенные области, часто
интерпретируются как нерелевантные.
Конечно, если эти высказывания
действительно не относятся к делу, если
они уводят интервью в направлении, не
имеющем ничего общего с рассматриваемыми
вопросами, то такое отклонение должно
быть остановлено. Но часто интервьюер,
вооруженный вопросником ,слишком поспешно делает вывод о том,
что высказывания респондента не относятся
к делу, только лишь потому, что
соответствующие темы не обозначены в
вопроснике. Здесь возникает опасность
поддаться преждевременному и ложному
суждению и приостановить то, что всегда
является самым ценным –непредвиденный релевантный ответ.

4. Навязывание тем. Вопросник
может явиться причиной неполноты
интервью еще и потому, что интервьюер
слишком строго придерживается и
навязывает респондентам вопросы и темы,
которые включены в план интервью, но
которые не связаны с действительным
опытом опрашиваемых, и на которые они
просто не могут ответить. Навязывание
возникает в том случае, когда интервьюер
задает вопрос и настаивает на ответе,
не убедившись, что респондент действительно
может что-то сказать по этому поводу.
Часто интервьюеры следуют такой тактике
только потому, что считают себя обязанными
осветить все темы из своего вопросника.

Навязывание тем влечет за собой два
негативных последствия. Во-первых, не
зная, что сказать, респондент начинает
импровизировать и фантазировать.
Во-вторых, навязанные темы подавляют
ту релевантную информацию, которую
респондент мог и хотел сообщить, что
отрицательно сказывается на полноте
интервью.

5. Ошибка, состоящая в
быстрых переходах. Желая добиться как
можно более полного охвата заранее
предусмотренных тем, интервьюер часто
удовлетворяется поверхностным их
рассмотрением. Стремясь к полноте, он
жертвует глубиной. Иногда его подталкивает
к этому опасение, что он не успеет в
отведенное для интервью время охватить
все темы, предусмотренные в вопроснике.
Часто такой страх бывает необоснованным
и интервью заканчивается намного раньше
намеченного срока. Но даже если вопросник
действительно слишком обширен, чтобы
провести интервью в отведенное для него
время, ускорение темпа интервью все
равно себя не оправдывает. Не много
смысла в стремлении номинально охватить
широкий круг вопросов, если информация
по каждому из них незначительна. Лучше
рассмотреть ограниченный круг вопросов,
но зато так, чтобы они были раскрыты
исчерпывающим образом. Что же касается
вопросов, оставшихся нерассмотренными,
то можно попытаться договориться с
респондентом о новой встрече.

Сказанное можно проиллюстрировать
известным логическим пра­вилом: чем
больше объем понятия, тем меньше его
содержание. К примеру, в ситуации
экономического кризиса мы задаем
респонденту вопрос о том, как он живет.
Ответ «плохо» будет правильным, но
банальным, поскольку о плохом состоянии
экономики знает и сам интервьюер. При
таком ответе остаются за рамками
рассмотрения множество важных вопросов:
каковы источники доходов респондента,
каков потребительский бюджет его семьи,
есть ли в семье запасы продовольствия
и т. д. Приведенный пример показывает,
что чем глубже раскрывается тема, тем
более содержательной и менее банальной
становится сообщаемая респондентом
информация. Иными словами, глубина
раскрытия тем важнее широты их охвата.
Поверхностное рассмотрение тем редуцирует
интервью к набору банальных суждений.

Б. Некоторые рекомендации

1. Использование личных качеств. В
интервьюировании нет единого стиля.
Каждый интервьюер использует свой стиль
поведения, который является для него
естественным. Начинающие интервьюеры
часто боятся использовать в интервью
свой естественный стиль поведения. Они
стараются как бы надеть маску, которая,
по их мнению, соответствует профессиональной
роли интервьюера. К примеру, они стараются
сохранять непроницаемое, чопорное
выражение лица. Это ошибка. Респонденту
легче раскрыться и откровенно поговорить
с человеком, который не боится быть
самим собой. Как уже говорилось, уместная
шутка может облегчить установление и
поддержание атмосферы искренности и
доверия. Однако отметим, что здесь, как
и во всем, нужна мера. Чрезмерное обилие
шуток может настроить респондента на
шутливый лад, а это приведет к сильному
искажению ответов.

2. Фиксация главной мысли.
В ходе интервью очень важно вычленять
основные идеи из ответов респондента.
Здесь нужен определенный навык, поскольку
респонденты редко подают явные сигналы
о том, что сейчас будет высказана главная
мысль. Очень редко респонденты говорят
прямо: «А вот сейчас я скажу самую главную
мысль». Отсутствие явных высказываний
такого рода не означает, однако, что
респонденты не подают никаких сигналов
о том, что является наиболее важным.
Сигналами главной мысли могут быть
паузы, жесты, усиление голоса, интонации
и т. д. Интервьюер должен уметь воспринимать
эти сигналы. Кроме того, важно следить
за логикой мысли респондента. Интервьюер
должен разобраться в том, что является
главной мыслью, а что – деталями,
примерами и другой дополнительной
информацией.

3. Рефлексия чувств. Одним
из важнейших умений, необходимых для
проведения интервью, является рефлексия
чувств. Это избирательная форма слушания,
при которой интервьюер различает
эмоциональные обертоны сообщений и
рефлектирует (отражает) их на
респондента, не делая при этом попытки
дать оценку услышанному. Рефлексия
чувств –это способность,
которая требует определенной практики.
Если интервьюер владеет таким умением
и правильно реагирует на высказывания
респондента, это дает последнему большую
уверенность в способности интервьюера
его понять. В результате это помогает
перевести разговор на те проблемы,
которые являются для респондента
источником беспокойства.

4. Комментарии не для
записи. Иногда респонденты готовы дать
разъяснения или расширенные комментарии
лишь в том случае, если их ответ не будет
записан. Если интервьюеру не удается
убедить респондента изменить свое
решение, следует закрыть блокнот или
выключить диктофон. После окончания
интервью можно восстановить сказанное
респондентом по памяти, но использовать
этот материал следует с особой
осторожностью, чтобы не повредить
респонденту.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Ошибки во внешнем виде мужчины
  • Ошибки вилочных погрузчиков
  • Ошибки во время проведения экскурсии
  • Ошибки во время драки
  • Ошибки во время приседаний