Ошибки внедрения ссп

Система сбалансированных показателей: как перейти от стратегии к действию

Подпишитесь на наш телеграм

Там мы делимся «квинтэссенцией» своей экспертизы — постим выжимки статей, анализируем UX-решения, делаем разборы продуктов, делимся образовательными курсами и чек-листами.

Система сбалансированных показателей: как перейти от стратегии к действию

Система сбалансированных показателей, ССП (англ. — Balanced Scorecard, BSC) — это один из ключевых инструментов менеджмента, который позволяет отслеживать достижение целей в рамках реализации стратегии компании.

Систему разработали в 90-х годах профессор бизнес-школы при Гарвардском университете Роберт Каплан (Robert Kaplan) и американский консультант по вопросам управления Дэвид Нортон (David Norton). В первую очередь — как инструмент стратегического управления результативностью компании и частично стандартизированную систему отчетности.

Отличительные характеристики ССП:

Сочетание финансовых и нефинансовых данных

Небольшое количество отслеживаемых метрик

Акцент на стратегических целях

Система схожа с Objectives and Key Results — методологией постановки целей, но если OKR позволяет грамотно ставить цели, то BSC — отслеживать их реализацию. На уровне бизнес-процессов достижение стратегических целей отслеживают с помощью Key Performance Indicators — ключевых показателей, которые позволяют оценить результативность проведенной работы. KPI служат своеобразными маяками, с помощью которых можно понять, в какой мере были достигнуты запланированные значения.

На уровне планирования создается стратегическая карта, которая имеет сходство с дорожной картой проекта — на ней отображаются связи между задачами, которые необходимо выполнить для достижения цели. При этом целевой результат определяется сразу по 4 направлениям: финансы, клиенты, внутренние бизнес-процессы и развитие персонала.

Для каждой задачи определяются свои KPI, отслеживать которые можно с помощью дашбордов. Автоматизированный вариант — платформы Business Intelligence, которые собирают разрозненные бизнес-данные из разных источников, визуализируют их и позволяют анализировать.

Классическая стратегическая карта ССП, которую предложили Нортон и Каплан, имела вид диаграммы, разделенной на четыре сектора (или перспективы):

Пример модели ССП 1-го поколения Источник

Пример модели ССП 1-го поколения

На модели показано, что все четыре основных направления работают на достижение стратегических целей, а KPI (indicators) работают на успешность «перспектив». Таким образом, все запланированные ключевые показатели (KPI) уравновешивают друг друга, Например, у финансовых показателей нет приоритета над бизнес-процессами, мероприятиями по обучению сотрудников или проектами повышения качества обслуживания. Именно поэтому систему таких показателей называют сбалансированной.

Современные стратегические карты интерактивны: используют данные в реальном времени и выводят их на панель управления (дашборды). Также они выглядят немного иначе, но сохранили основные характеристики.

Пример стратегической карты с интерактивными индикаторами показателей в платформе Corporater

Пример стратегической карты с интерактивными индикаторами показателей в платформе Corporater

Основы подхода

В базе лежит перенос и декомпозиция стратегических целей на уровень планирования операционной деятельности. Простыми словами, ССП — это система методов и инструментов, которые позволяют добиваться того, чтобы стратегические цели компании реализовались в процессе выполнения ежедневных задач.

Также ССП — это:

Инструмент для перевода стратегии в конкретные задачи, показатели и цели

Механизм для реализации стратегии и ее корректировки

Система управления компанией

Метод контроля целевых показателей

Система мотивации персонала

Система для сбора обратной связи, обучения и постоянного развития

Цели и задачи ССП

Резюмируем: ССП позволяет определиться с целями и сроками их достижения, а также понять, кто будет отвечать за результат и каким образом будут реализовываться планы.

Преимущества

Организация получает систему координат, по которой можно понять, насколько действия соотносятся со стратегией.

Планы развития доступны сотрудникам на всех уровнях — это повышает вовлеченность и степень понимания задач.

Руководство получает инструмент для стратегического планирования будущего компании.

Система связывает различные функциональные области и уровни управления. Например, финансы, управление персоналом, операционные процессы и т.д.

Гибкость. Поскольку исходный код открыт, вы можете вносить любые изменения.

Стратегическое и оперативное управление связываются за счет определения ключевых показателей и стратегической карты.

Разработка ССП

Любая ССП должна содержать шесть обязательных элементов, которые составляют ядро системы:

Перспективы (perspectives) — элементы для декомпозиции стратегии.

Показатели (measures) — метрики, которые отражают прогресс на пути к достижению стратегической цели, указывают на то, как должна реализовываться стратегия на операционном уровне.

Стратегические цели (objectives) — определяют направление реализации стратегии.

Целевые значения (targets) — количественные выражения уровня, которого должен достичь тот или иной показатель.

Причинно-следственные связи (cause and effect linkages) — связывают цели компании в единую цепочку.

Стратегические инициативы (strategic initiatives) — проекты, которые способствуют достижению целей.

Разработка стратегической карты

Определение целей и видения будущего компании

Рассмотрим каждый этап создания ССП подробнее.

Стратегический анализ

Начинается с комплексного анализа организации, здесь придут на помощь методологии PEST и SWOT. Они помогают собрать данные о внешней и внутренней среде компании, ее сильных и слабых сторонах, оценить риски и перспективы.

Формирование видения компании

На этом этапе формируются миссия, видение, стратегические цели и основные ценности. На их основе вы сможете создать корпоративную стратегию, которая станет базой для стратегической карты.

Разработанная и жизнеспособная стратегия представляет из себя алгоритм:

Стратегические цели (objectives) → Показатели (measures) → Целевые значения (targets) → Стратегические инициативы, мероприятия (strategic initiatives)

Оставьте адрес электронной почты — документ откроется автоматически.

Получить таблицу с вопросами для формулировки стратегических целей

Когда стратегические цели согласованы, их группируют по четырем направлениям, которые также называют перспективами (perspectives) или проекциями. Авторы подхода Нортон и Каплан предложили следующий набор:

«Финансы». Какой результат можно предоставить акционерам и учредителям?

«Внутренние процессы». Какие бизнес-процессы нужно улучшить?

«Клиенты». Какой образ компании формируется в глазах покупателей?

«Обучение и рост». Как развиваться дальше и повышать стоимость компании?

На каждую перспективу нужно подбирать 3−5 ключевых целей, которые выражены качественно. Например, снизить стоимость продукта, повысить уровень обслуживания.

Для каждой перспективы подбирают набор качественных и количественных показателей. Например, вот так выглядит базовая система показателей компании American Telegraph and Telephone (AT&T).

Система стратегических показателей компании AT&T

Пример из статьи «Практика применения сбалансированных показателей» М.Н. Лукьяновой, кандидата экономических наук, доцента Российской экономической академии им. Г.В. Плеханова, журнал «Финансы и Кредит», 2007

Следующий шаг — определение стратегических задач и инициатив:

Инициативы — это проекты, которые необходимо создать, чтобы цель была реализована.

Задачи — это проблемы, при решении которых будет достигнута цель.

Такими образом вы получите ядро ССП, визуальное отображение которого будет являться стратегической картой организации.

Разработка стратегической карты

Для создания карты определяют причинно-следственные связи (cause and effect linkages) между стратегическими целями. Таким образом, цели компании становятся связаны между собой логической цепочкой, которая построена по принципу «если — то». Совокупность целей и связей между ними образует стратегическую карту организации.

Пример стратегической карты компании

CRM — система управления отношения с клиентами

ERP — система управления ресурсами предприятия

Последний пункт — стратегические инициативы (strategic initiatives) — это программы из поставленных задач для достижения конкретных целей.

Пример стратегической карты из статьи «Практика применения сбалансированных показателей» М.Н. Лукьяновой, кандидата экономических наук, доцента Российской экономической академии им. Г.В. Плеханова, журнал «Финансы и Кредит», 2007

Пример стратегической карты

Внедрение ССП

Внедрение системы сбалансированных показателей включает 3 этапа:

Контроль и оценку результатов

Каскадирование по иерархии

Рассмотрим каждый этап подробнее.

Интеграция

Интеграция в свою очередь делится еще на 3 этапа:

Интеграция с системой руководства персоналом

Встраивание в систему отчетности

Контроль внедрения мероприятий

ССП должна работать вместе с другими инструментами стратегического управления:

Повышать эффективность организационной структуры. Управление на основе поставленных целей вносит элементы самоконтроля со стороны менеджера.

Дополнять систему мотивации. Сотрудники уведомляются о стратегических целях компании, после чего, как правило, к достижению целей привязываются бонусы сотрудника.

Взаимодополнять систему бюджетирования. Показатели ССП будут приняты в качестве отправных точек, а система бюджетирования предоставит конкретные финансовые значения для системы. Еще один уровень взаимодействия — распределение финансовых ресурсов между стратегическими целями.

Каскадирование

Каскадирование — вертикальная интеграция системы по всей иерархической структуре компании. Стратегические цели, показатели, целевые значения и мероприятия конкретизируются и адаптируются в подразделениях и отделах.

Корпоративная система показателей должна быть связана с ССП подразделений, отделов и с индивидуальными планами работы сотрудников. На основе системы показателей своего подразделения каждый отдел разрабатывает собственную ССП, которая должна быть согласована с корпоративной. Каскадирование необходимо для полноценной интеграции системы на всех уровнях и повышения качества стратегического управления.

Контроль и оценка результатов

Внедрение и контроль ССП в современных компаниях невозможны без внедрения систем автоматизации: CRM, ERP и других. Для оперативного контроля можно использовать дашборды специализированных сервисов.

Итоги работы оцениваются через сравнение плана и факта с выяснением причин отклонений. В результате корректируется либо целевое значение показателей, либо стратегические мероприятия. ССП нижнего уровня всегда оцениваются на предмет соответствия стратегическим целям верхнего уровня.

Ошибки внедрения ССП

Копируется чужая ССП. Таким образом можно сократить срок внедрения, но увеличится количество ошибок, а это скажется на результате. Учитывайте, что ССП отражает конкретную стратегию компании, ее систему и процессы управления.

Руководитель не принимает участия в разработке системы. Основной потребитель ССП — менеджмент. Если руководитель не заинтересован в проекте, проект обречен на провал.

Нет формализованной стратегии с четко определенными целями. Это приводит к тому, что ССП приходится разрабатывать заново, сроки внедрения значительно растягиваются, проект останавливается.

Неправильно определены KPI. Это приводит к тому, что все усилия приводят лишь к убыткам и деградации бизнес-процессов, поскольку неверно задан вектор развития.

У системы нет взаимосвязи с другими системами управления, например, бюджетирования и мотивирования. При определении KPI не учитываются возможности существующей планово-учетной системы. В результате выбранные показатели «зависают в воздухе», так как не могут быть спланированы и учтены. Учитывайте важный момент: если сотрудники не мотивированы выполнять показатели, то запланированные результаты не будут достигнуты.

Неправильно настроена учетная система, что приводит к большому количеству доработок, достижению бесполезных показателей, увеличению сроков и снижению результативности.

Нет проектной команды, специалисты перегружены или не наделены достаточным статусом. Это ведет к затягиванию внедрения и остановке проекта.

Система показателей не актуализируется. Среда, в которой работает бизнес, всегда динамична, что приводит к изменению бизнес-процессов. Следовательно, должны корректироваться стратегические цели и показатели, в противном случае эффективность ССП значительно снизится.

Чтобы не допустить ошибок, необходимо планировать внедрение системы заранее. ССП должна внедряться в рамках комплексных мероприятий по совершенствованию процессов в компании, которые включают в себя следующие этапы:

Разработку и внедрение ССП

Доработку системы управления

Автоматизацию и регламентацию

Получите эксклюзивный плакат «Дорожная карта проекта»

Подпишитесь на нашу рассылку — получите в подарок наглядную инструкцию, которая поможет эффективно реализовать стратегию интернет-маркетинга в вашей компании.

Инструменты

BSC Designer — специализированное программное обеспечение для создания и использования ССП. Позволяет строить стратегические карты, а для оперативного контроля использовать встроенные дашборды. Также позволяет управлять стратегическими инициативами и масштабировать стратегию на всю компанию.

Есть десктопная и облачная версии. Доступна версия на русском языке и бесплатный демонстрационный период. В отдельном разделе представлены примеры и шаблоны для разных направлений бизнеса, управления персоналом и маркетинга.

BSC Designer

Наглядно представлены связи между задачами и показателями.

ССП для руководителя компании

ССП для руководителя компании

Панель управления руководителя обновляется автоматически и позволяет оперативно отслеживать состояние бизнеса.

Дашборд с ключевыми показателями

Дашборд с ключевыми показателями

Если показатели не дотягивают до плановых, пользователь получит уведомление. Также есть встроенная система прогнозирования и анализа KPI.

Панель прогноза KPI

Данные можно импортировать из Excel вручную или через коннектор Zapier.

Мастер импорта данных

В «1С: Управление холдингом» есть подсистема «Бизнес-анализ и BSC», в которой доступны инструменты для контроля и управления ССП. Они позволяют производить многослойный анализ накопленной информации от общей картины к деталям. С помощью BSC можно декомпозировать стратегические цели, определять ключевые показатели, распределять ответственность и планировать инициативы.

Ключевые возможности:

1. Стратегическая карта целей

Позволяет создавать связи между ключевыми целями, задачами и проектами.

Пример стратегической карты для ССП в «1С: Управление холдингом». Источник

Пример стратегической карты для ССП в⦁«1С: Управление холдингом». Источник

Дает возможность оперативно оценивать ключевые показатели. С его помощью можно своевременно обнаружить негативную динамику.

Монитор KPI в «1С: Управление холдингом». Источник

Монитор KPI в «1С: Управление холдингом».

Дашборды служат для наглядного отображения важнейших показателей.

Пример дашборда для ССП в «1С: Управление холдингом». Источник

Пример дашборда для ССП в «1С: Управление холдингом».

4. Аналитические панели для ССП

Аналитические панели предназначены для вывода и обработки разных данных в одной форме. Позволяют представлять информацию в виде мозаики списков, выводить прогнозные значения, расшифровывать данные внешних информационных баз.

В качестве инструментов визуализации доступны диаграмма Ганта и другие виды диаграмм, виджеты KPI, сводные таблицы и отчеты.

Аналитические панели для ССП в «1С: Управление холдингом». Источник

Аналитические панели для ССП в «1С: Управление холдингом».

Аналитические панели для ССП в «1С: Управление холдингом». Источник

Аналитические панели для ССП в «1С: Управление холдингом».

Пример: как использовать ССП в интернет-маркетинге

Давайте построим систему сбалансированных показателей для контент-маркетинга. Предположим, у нас есть блог, с помощью которого мы хотим привлечь новых клиентов. Для создания и реализации ССП будем использовать программу BSC Designer.

Чтобы составить стратегию, нужно определиться с перспективами:

Финансы. Что мы можем сделать для увеличения прибыли?

Внутренние процессы. Что мы должны изменить во внутренних процессах, чтобы получить больше трафика? Как нужно изменить сайт?

Клиенты. Что мы можем предложить посетителям блога? Как привлечь больше посетителей?

Обучение и рост. Каким должен быть контент, чтобы привлекать и удерживать больше посетителей?

Получается следующая логическая цепочка:

Изучение, тестирование и анализ лучших практик → Создание и распространение контента → Увеличение трафика → Привлечение клиентов и увеличение доходов → Рост прибыли

Сформулированные стратегические цели добавляем в программу.

Система стратегических целей

Система стратегических целей

После стратегических целей определяем ключевые показатели эффективности. В нашем случае это продажи, источником которых являются статьи, и количество связанных обращений в техподдержку, например, заявки на внедрение «Битрикс24».

Система KPI

Если объединить KPI причинно-следственными связями, можно будет построить стратегическую карту.

Стратегическая карта перспектив для контент-маркетинга

Стратегическая карта перспектив для контент-маркетинга

Следующий шаг — план действий, в котором нужно определить сроки и ответственных. Например, наша цель — выпускать по 4 статьи в месяц и 3 гостевых поста в квартал.

Прогресс реализации стратегии можно отслеживать с помощью панели управления, на которой выводятся выбранные виджеты: графики, показатели производительности, достижения целей. Также можно настроить автоматические уведомления, если какой-либо из показателей изменяется.

Панель управления (дашборд) ССП для контент-маркетинга

Панель управления (дашборд) ССП для контент-маркетинга

ССП (BSC) — это стратегический уровень управления, поэтому не стоит ожидать немедленных результатов от внедрения. В том числе это связано с необходимостью проводить корректировки целей и задач в первые месяцы внедрения. Также мы не рекомендуем использовать ССП в организациях, где руководство ждет от работников слепого подчинения — результат может не оправдать ожиданий. Учитывайте, что система направлена на вовлечение сотрудников и повышение их мотивации, достижение слаженности работы всей компании и развитие командного взаимодействия для достижения стратегических целей.

Читайте по теме

Читайте по теме

Как создавать и использовать лендинги: разбор с примерами

Юнит-экономика: как оценить успешность бизнеса

Дорожная карта: подробное объяснение с примерами и шаблонами

author__photo

Что такое BSC: как ее построить и внедрить

Содержание

Рынок товаров и услуг постоянно меняется из-за политических и экономических условий. Чтобы быть конкурентоспособными, компании адаптируются, наращивают мощности и контролируют цены.

Быстро принимать управленческие решения помогает сбалансированная система показателей. С ней руководитель оценит результаты работы, чтобы понять, насколько компания выполняет нормы в текущий момент. Рассмотрим подробнее, что такое BSC, как ее построить и каких ошибок можно избежать. 

Оптимизируйте маркетинг и увеличивайте продажи вместе с Calltouch

Узнать подробнее

Что такое BSC

BSC или Balanced Scorecard в переводе с английского означает «сбалансированная система показателей» – это инструмент управления стратегией и ее результатами. Менеджер компании ставит цель: увеличить выручку до N тысяч $ в год. Чтобы это сделать, руководитель делит ее на задачи по четырем направлениям: клиенты, финансы, развитие персонала и бизнес-процессы внутри компании. Для каждой задачи определяется свой KPI – ключевой показатель эффективности, по которому и отслеживаются результаты. 

В мониторинге KPI по маркетинговым задачам поможет сквозная аналитика от Calltouch. Система отслеживает данные по лидам, сделкам, кликам, клиентам на всех площадках и помогает оптимизировать затраты на маркетинг.

caltouch-platform

Сквозная аналитика Calltouch

  • Анализируйте воронку продаж от показов до денег в кассе
  • Автоматический сбор данных, удобные отчеты и бесплатные интеграции

Узнать подробнее

platform

Для чего нужна сбалансированная система показателей

Этот метод анализа используют для оценки результатов. Управляющий видит, насколько фактические показатели отстают от плана, корректирует стратегию бизнеса или цели. Используя ССП, менеджер установит сроки выполнения задач, поделит зоны ответственности и выделит рабочие ресурсы.

Преимущества сбалансированной системы показателей

Планирование вкупе с методом BSC делает путь к цели последовательным и понятным. У системы есть и другие преимущества:

  • Повышение вовлеченности сотрудников. Мотивация к выполнению задачи повышается, когда понятно, зачем это нужно, к чему приведет ее успешное и неуспешное выполнение.
  • Выстраивание шкалы оценки происходящих процессов. Вы видите плановые показатели и фактические. Если есть отклонение в худшую сторону – процессы работают неправильно.
  • Установление связи между уровнями управления. ССП нужна не только для директоров, но и для управляющих отделами.

Преимущества сбалансированной системы показателей

Стратегии модели BSC

Существует несколько стратегий ведения ССП. Среди них можно выделить наиболее значимые.

Стратегия обучения и развития персонала

Обучение от организации позволяет проверить и повысить квалификацию персонала. Если для оптимизации процессов нужно использовать новую технику или ПО, придется заложить запас времени и денег на тренинги, курсы или инструктажи.

Стратегия внутренних бизнес-процессов

Внутренний бизнес-процесс – это алгоритм действий для получения прибыли. Сюда мы относим то, как работают отделы компании, например бухгалтерия, техподдержка, логистика или менеджмент. Любая мелочь вроде неправильного оформления договоров или слабых продаж может затормозить бизнес. Задача менеджеров и руководителя – вовремя увидеть ошибки и исправить их.

Например, чтобы вовремя отследить недочеты в работе отдела продаж или поддержки, можно воспользоваться специальным сервисом. Речевая аналитика Calltouch Предикт записывает звонки и расшифровывает их – так можно проследить, насколько актуальны скрипты продаж и корректно ли сотрудники общаются с клиентами.

caltouch-platform

Технология
речевой аналитики
Calltouch Predict

  • Автотегирование звонков
  • Текстовая расшифровка записей разговоров

Узнать подробнее

platform

Клиентская стратегия

Цель стратегии – изучить клиента и все точки взаимодействия с ним. Подумайте, насколько хорошо вы понимаете свою целевую аудиторию, появились ли новые типы клиентов, на которых можно ориентироваться, актуальны ли ваши предложения для привычной ЦА? Рассмотрите эффективность бонусных программ, ассортимент, удобство и порядок доставки.

Финансовая стратегия

Эти индикатор экономической состоятельности и рентабельности бизнеса. Здесь мы выясняем, как компания покрывает свои расходы, есть ли материальный резерв, насколько бизнес привлекателен для инвесторов. Финансовая стратегия во многом зависит от финансовой модели организации.

Стратегии модели BSC

Как построить сбалансированную систему показателей на предприятии

Для построения ССП в компании нужно разработать последовательный план действий. Он состоит из нескольких основных шагов.

Оцениваем необходимость введения ССП

Определите главные стратегические цели бизнеса, чтобы строить долгосрочные планы по развитию. Цель – это идеальное состояние, в котором мы видим ситуацию в будущем. Например, целью может быть обновление аппаратуры на производстве, сокращение сроков доставки, увеличение пула постоянных или новых клиентов.

Если вы недавно начали деятельность и вам трудно оценить свои цели и ресурсы, метод ССП может вам не подойти.

Определяем объем внедрения

Решите, для каких уровней и структур будете вводить сбалансированную систему показателей. Помните: BSC – не замена стратегии развития компании, а один из инструментов ее воплощения.

Строим стратегическую карту

Важна не только постановка цели, но и пошаговый план ее достижения.  Составьте стратегическую карту и двигайтесь в ней от цели к задачам. Рассмотрите задачи и подумайте, какие отделы компании можно задействовать для их достижения.

Выбираем показатели достижения стратегических целей

Показатели эффективности выбирают так, чтобы их можно было измерить в количестве или качестве. Они должны быть не абстрактными, а конкретными, основанными на возможностях компании. Например, количество проданных продуктов – это показатель, он покажет качество товара. Удовлетворенность покупателей продуктом – не показатель, ее нельзя посчитать или объективно оценить.

Как построить сбалансированную систему показателей на предприятии

Ошибки при внедрении BSC

На этапе планирования и внедрения ССП, предприниматели сталкиваются с такими ошибками:

  • Отсутствие четкой стратегии развития – непонятно, чего вы хотите достигнуть, и как это измерить.
  • Копирование чужой ССП. У каждой компании свои вводные данные: география, стартовый капитал и производственные возможности. Можно подсмотреть чужой опыт и применить его к особенностям бизнеса, но полное копирование может не сработать.
  • Неправильное определение ключевых показателей. Сюда относятся ошибки в выборе показателя и расчете KPI. 
  • Отсутствие достаточной мотивации у сотрудников. Ни одна организационная система не работает, если в ней не участвуют люди. Либо работники не мотивированы, либо не понимают, что делают.
  • Отсутствие контроля работы ССП. Внедрение сбалансированных показателей – трудоемкий процесс. Он приносит результаты только если вы следите за их актуальностью.

Какие проблемы могут возникнуть при внедрении

При внедрении BSC у компании может появиться две проблемы:

  1. Стратегия не увязывается с бюджетом. Возможно, вы выбрали KPI, который легко достичь, и зарплата сотрудников отнимает большую часть бюджета. Или поменяли службу доставки на быструю, но более дорогую. Тщательный расчет при планировании поможет этого избежать.
  2. Менеджмент не включает BSC в повседневную работу. В таком случае, следует объяснить важность инструмента в повседневной работе. Нужно дать понять, что от этого зависит вознаграждение не только управляющих, но и работников ниже по звену.

Обеих проблем можно избежать, если составить стратегическую карту и проследить причинно-следственные связи.

Какие проблемы могут возникнуть при внедрении

Что получает предприятие в результате внедрения сбалансированной системы показателей

Компания, которая решается на внедрение ССП, концентрирует усилия только на значимых направлениях развития. Кроме этого, планирование помогает:

  • ставить задачи для каждого подразделения;
  • выбрать шкалу оценки результатов;
  • наладить контроль над реализацией стратегии.

Самое главное – это верный способ определить главную цель и средства для ее реализации.

Когда внедрение ССП не нужно

BSC не внедряется, если предприятие работает относительно недавно. Если процесс управления не построен, сложно его контролировать и вводить масштабные системы анализа. Аналитики потратят много времени на планирование при относительно небольшой пользе.

Итог

Система сбалансированных показателей помогает отслеживать задачи внутри конкретной цели компании. Для использования этого инструмента нужно сформировать стратегию бизнеса. Чтобы способ был эффективным, создайте стратегическую карту, соблюдая причинно-следственную связь между задачами. Система не будет работать, если не поддерживать ее в актуальном состоянии.

Предложения от наших партнеров

Сбалансированная система показателей (ССП, англ. balanced scorecard, BSC) – это инструмент, который позволяет собственнику и топ-менеджерам понять, что происходит с компанией в настоящий момент, выполняются ли поставленные стратегические цели и задачи, что делать, если реальность не соответствует плану развития предприятия. В статье расскажем, в чем плюсы и минусы системы и как ее внедрить.  

Для чего нужна сбалансированная система показателей

Сегодняшняя реальность такова, что рынок постоянно совершенствуется, запросы конечного потребителя товаров и услуг меняются с каждым днем. Для развития компании и повышения конкурентоспособности важно уметь быстро адаптироваться ко всем изменениям, увеличивать мощности, улучшать обслуживание покупателей, расширять ассортимент и контролировать уровень цен. 

Оперативное управление – ключ к успешному менеджменту, оно позволяет оперативно принимать правильные управленческие решения. Важно, чтобы эти решения были скоординированы и направлены на достижение более долгосрочных, стратегических, целей. 

Главная задача для руководителя – видеть, какой будет компания в долгосрочной перспективе и делать шаги (то есть текущие управленческие решения) к воплощению этой стратегии развития в жизнь. Именно стратегия – это тот ключевой момент, который позволяет выстраивать бизнес-процессы, бюджет, ресурсы, поиски ключевых клиентов, расширение ассортимента и многое другое.

Основная проблема большинства российских компаний заключается в том, что они не видят конкретную стратегическую цель, вернее, не умеют определять четкие ее границы. Для них непосильная задача – идентифицировать цели, которых нужно достичь. Поэтому не получается правильно распределять имеющиеся ресурсы для достижения этих целей.

Содержание стратегии развития бизнеса – это только полдела. Самое важное, а порой и самое сложное – это ее понимание. Причем понимать стратегию должен не только руководитель, но каждый член команды, каждый рядовой работник – понимать стратегию, и свою роль в ее реализации. Вот для этого всего и нужна сбалансированная система показателей (Balanced ScoreCard, BSC).

Немного истории

Два ученых из Гарвардского университета Р. Каплан и Д. Нортон в начале 90-х годов исследовали имеющиеся на тот момент системы оценки эффективности деятельности компаний и пришли к выводу, что оценка одних только финансовых показателей не дает полной и достоверной картины развития бизнеса. На основе такой оценки невозможно увидеть реальную динамику развития предприятия. 

Для более точной картины нужно анализировать и контролировать дополнительные, нефинансовые аспекты. Ранние статьи ученых предлагали простой метод включения нефинансовой информации в систему показателей по четырем областям: 

  • финансы, 
  • клиенты и внешнее окружение, 
  • внутренние бизнес-процессы,
  • обучение и рост. 

Разработка системы сбалансированных показателей заключалась в выборе нескольких целей, способа их измерения и целевого значения в каждой области. Важно, чтобы все цели и задачи были взаимосвязаны с одним или несколькими экономическими показателями эффективности. Таким образом, система ВSC представляет собой инструмент стратегического управления результативностью компании.

Для кого предназначена сбалансированная система показателей BSC

1.             Конечно же, для руководителей и собственников компании, которые ставят четкие стратегические цели, при этом конкретизируют задачи, необходимые для достижения реализации этой принятой стратегии развития бизнеса. Им BSC дает ответ на вопрос, насколько акционерам будет интересно и выгодно инвестировать финансовые активы в бизнес.

2.             Для менеджеров по работе с клиентами – им станет ясно, как они могут привлечь новых клиентов и / или улучшить работу с уже имеющимися. В чем конкурентные преимущества компании.

3.             Для среднего управленческого персонала – ему система BSC даст представление о том, какие бизнес-процессы играют наиболее важную роль при реализации конкурентных преимуществ компании. За счет каких нематериальных активов станет возможно повысить конкурентоспособность предприятия (здесь речь идет о системе мотивации прочего персонала при выполнении их ежедневных задач).

Как построить сбалансированную систему показателей на предприятии 

Как известно, прежде чем построить дом, необходимо понять, что он вам действительно нужен, составить план действий и нарисовать схему того, как и что следует строить. При формировании сбалансированной системы показателей придерживаемся того же принципа – вначале определяем необходимость действий, составляем план.

Анализируем необходимость нововведения

На этом этапе мы понимаем необходимость составления конкретных долгосрочных планов развития. Ключевое слово – «конкретных», то есть четко определенных – ведь от этого зависит постановка стратегических целей и задач.

Саму стратегию развития бизнеса нужно четко сформулировать – только главному руководству компании под силу определить, что оно хочет получить, например, через 5 лет. И только после этого можно приступить к дальнейшему планированию системы BSC.

Определяем объем внедрения BSC

Здесь мы должны определить, для каких уровней и структур компании мы будем строить и внедрять сбалансированную систему показателей. На этом этапе важно понимание, что BSC не заменяет стратегию развития компании, а только является инструментом ее реализации (иными словами, воплощения ее в жизнь).

Для начала мы определяем вовлеченные подразделения – чем их больше, тем лучше передача, понимание и делегирование задач с верхних уровней управления на нижние.

Далее – выбор перспектив. Что это такое? Это те сферы деятельности компании, которые будут затронуты при построении и внедрении системы сбалансированных показателей. Учитывать только лишь финансовую сторону вопроса в настоящее время невозможно. Однако зачастую (для крупного и среднего бизнеса) учитывать только четыре перспективы, предложенные Капланом и Нортоном, недостаточно. Их число может достигать 10. Вполне возможно, что схема будет вмещать в себя и более 10 проекций, при этом каждая их них будет содержать несколько целей, взаимосвязанных между собой. Ведь стратегия развития бизнеса – это не одна конкретная цель, это совокупность приоритетных направлений развития компании.

Есть компании, которые чересчур ориентированы на достижение запланированных финансовых показателей, при этом не учитывают интересы собственного персонала. У них встречаются проблемы с высокой текучестью кадров. Есть компании, которые слишком клиентоориентированы – при этом запланированные финансовые показатели реализуются на всегда. В этих случаях, внедрение системы сбалансированных показателей обеспечивает равноправное рассмотрение всех аспектов деятельности компании и позволяет избежать перекоса в определении важных стратегических аспектов деятельности.

Конкретизируем цели по каждой перспективе

Это можно представить схематично:

Стратегия → перспектива (от 4 до 10 в среднем) → стратегическая цель (по каждой перспектив их может существовать несколько).

Каждая сформулированная цель конкретизирует уже определенную в компании стратеги. Слишком малое их количество (менее 10) говорит о формальном подходе к построению системы сбалансированных показателей – не все важные аспекты деятельности затрагиваются. Слишком большое их количество говорит о невозможности компании сосредоточить свое внимание на самом важном для компании, а также о том, что далеко не все выбранные цели являются значимыми. Оптимальное их количество – от 20 до 25.

Составляем стратегическую карту

Все сформулированные на предыдущем этапе цели формируют некую совокупность – стратегическую карту. Она показывает, какие задачи в обязательном порядке нужно реализовать для достижения запланированного итога.

Выбирать цели следует таким образом, чтобы они были взаимосвязаны. Для чего? Для того, чтобы они могли влиять друг на друга. Когда достигается одна конкретная цель, это служит шагом к реализации другой и так далее по цепочке, пока мы не достигнем самую главную цель – реализуем запланированную стратегию развития бизнеса.

Если какая-то установленная цель выпадает из этой цепочки – ее следует отбросить (удалить или заменить на другую цель). Для этого следует вернуться к третьему этапу построения. 

Важно! Все определенные цели служат исключительно для достижения главной – реализовать запланированную стратегию.

Выбираем показатели

По какому принципу? Измеримости. Мы выбираем показатели исключительно под выбранные цели таким образом, чтобы реально было их измерить в количественном или качественном выражении. Но и здесь есть нюанс – мы должны реально смотреть на возможности компании (и отдельных ее подразделений). Поэтому показатели следует выбирать таким образом, чтобы их было реально достичь. 

Например, если отдел продаж в течение года смог достичь увеличения объема продаж всего на 10 процентов, глупо ставить им задачи утроить этот показатель через 5 лет, при том, что никаких дополнительных изменений в компании не произойдет. И тут речь даже не о повышении квалификации / обучении персонала или премировании сотрудников в целях мотивации, сколько об особенностях рынка, конкурентной среды на внешнем рынке, о возможностях увеличения производственных площадей и иных нефинансовых аспектах.

Совет: установите значения показателей, исходя из всего срока планирования стратегии (если вы составили стратегический план на 5 лет, то определите значения показателей на конец этого периода). Помимо этого, установите промежуточные значения (например, на конец каждого года или, если позволяют ресурсы, на меньший период – квартал, месяц) – так вам будет удобнее отслеживать реальное положение дел и корректировать процесс реализации стратегии в соответствии с плановым.

Какие цели мы достигнем при внедрении сбалансированной системы показателей на предприятии?

Конечно речь идет о понимании того, какой бизнес-процесс в итоге способствует решению тех или иных запланированных задач, что ведет к достижению стратегических целей. От не приносящих никакого результата мероприятий следует избавляться, как от ненужного балласта, тормозящего развитие компании.

Те же бизнес-процессы, которые вносят вклад в реализацию общего стратегического плана, необходимо отслеживать на предмет соответствия запланированным результатам.

Как работает система?

Здесь легко проследить своеобразную иерархию. На верхушке пирамиды будет располагаться общая единая стратегия – то, что мы планируем иметь в долгосрочной перспективе. Она распространяет свое действие на все уровни и подразделения: делегируется, конкретизируется во всех подразделениях. Далее для каждого отдела в подразделениях ставятся свои задачи, направленные на достижение стратегических целей. И в конечном итоге – для каждого вовлеченного сотрудника мы имеем индивидуальный план работы, направленный на достижение конкретных показателей (напомним, не только финансовых).

Не забываем про контроль!

Если вы думаете, что внедрили однажды ССП и теперь можете о ней забыть, вы ошибаетесь. Как и любая система, она нуждается в постоянном анализе, оценке и, возможно, корректировке. Ведь фактическая ситуация на рынке очень часто не соответствует запланированным процессам.

Для улучшения работы BSC каждый год нужно корректировать систему, исходя из тех результатов деятельности, которые мы получаем на отчетную дату. Однако, никто не запрещает это делать и чаще – если только вам позволяют ресурсы.

Итак, на отчетную дату следует проанализировать:

  • прирост показателей;
  • стоит ли их заменить на иные показатели в случае, если они не соответствуют (перестали соответствовать) заданным стратегическим целям;
  • насколько каждое подразделение достигло запланированного уровня;
  • достигается ли главная цель стратегии путем достижения поставленных задач нижестоящими подразделениями.

Для чего все это? Как раз для того, чтобы своевременно корректировать работу бизнес-процессов компании, а также для прогнозирования новых мероприятий, которые помогут достичь главную цель. 

Какие преимущества дает использование BSC

Во-первых, мы четко определяем главную цель развития предприятия и задачи, которые нам помогут ее достичь. Все остальное отметается, как ненужное, неважное, оттягивающее на себя ресурсы. Которые, при применении сбалансированной системы показателей, направляются как раз-таки в нужное русло. Конкретика целей и задач – вот первый положительный аспект.

Во-вторых, всем подразделениям, отделам и каждому работнику, в частности, становится понятно, что от него хотят, что нужно сделать, чего достичь.

В-третьих, каждый видит итоги своей работы, ее результаты и оценивает, насколько его результат соответствует общей стратегии компании. Помимо всего прочего, каждый работник видит и понимает главную цель, которой добивается руководство, для чего прилагаются все усилия.

Ошибки, которые допускаются при внедрении BSC

  1. Система сбалансированных показателей не заменяет систему управления предприятием. BSC – это инструмент контроля за реализацией стратегических целей. Стратегические цели – это не совокупность оперативных показателей, которые отражают эффективность деятельности в настоящий (текущий) момент. BSC – это инструмент развития предприятия, когда меняются бизнес-процессы, их структура, системы управления. Он никак не связан с планированием текущей деятельности.

  2. Часто само понятие стратегии заменяют определением системы сбалансированных показателей. Это неправильно. Прежде всего, в компании должна быть четко сформулирована стратегия развития. Без этого построить BSC невозможно. Она не заменяет стратегию, это инструмент управления уже разработанной стратегией развития бизнеса.

  3. Пытаетесь сэкономить ресурсы при разработке и внедрении ССП, путем копирования чужой системы? А вот и зря! Чаще всего такой способ экономии оборачивается в конечном итоге еще большими затратами – нередко чужая сбалансированная система показателей не соответствует вашим стратегическим целям, что в итоге приводит к достижению совершенно иных, не нужных вам результатов (и показателей деятельности).

  4. Неправильно определены ключевые показатели – соответственно перед работниками ставятся совершенно другие задачи, результаты получаются совершенно отличными от запланированных.

  5. Отсутствует мотивация работников: учитывайте этот немаловажный факт – если работники не хотят выполнять работу, совершенствоваться – сама система BSC обречена на провал.

  6. Отсутствует контроль за работой системы, и соответственно, она не корректируется время от времени исходя из реалий развития компании и достижения стратегических запланированных результатов.

Что нужно делать, чтобы избежать вышеописанных ошибок при внедрении BSC

Ключевыми факторами здесь будут:

  1. Адекватная и правильная первоначальная оценка сложившейся ситуации на предприятии, необходимости в разработке и внедрении BSC. Здесь важно оценить готовность компании к предстоящим изменениям. 

  2. Правильная постановка стратегических целей, определение ключевых показателей. 

  3. Отсутствие формального подхода к разработке и внедрению. Важно закрепить построение и внедрение BSC в соответствующих руководящих приказах и документах.

  4. Система контроля должна быть достаточно развита, чтобы обеспечивать постоянный мониторинг работы персонала в достижении поставленных задач.

Когда следует повременить с внедрением BSC

Сбалансированная система показателей противопоказана в случае, когда компания только начала свой бизнес и находится в самом начале своего пути. Маленькие масштабы и объемы производства не позволят разработать и внедрить достаточно адекватную и функциональную систему. Также лучше отложить данные мероприятия, если компания переживает кризис (экономический, стратегический или иной). В этом случае ресурсы следует направить, в первую очередь, на его преодоление.

Слабый финансовый и управленческий учет также не позволят вести наблюдение и контроль за ключевыми показателями, отслеживать их динамику во времени. В этом случае, все затраты по внедрению BSC будут осуществлены впустую. 

Важно сначала грамотно провести подготовку компании – оценить необходимость и возможность разработки и внедрения сбалансированной системы показателей, разработать четкую стратегию развития компании. Тогда и только тогда, вас будет ждать успех.

Управляйте бизнесом в OkoCRM

Аналитика воронки продаж, чаты и звонки клиентам, автоматизация рассылок, шаблоны документов и многое другое для вашего бизнеса в одной OkoCRM.



Узнать подробнее

Собираетесь вводить KPI для своей команды? Сбалансированная система показателей — BSC поможет выбрать наиболее правильные KPI с учетом потребностей вашего бизнеса и стратегии его развития. Система поможет не распыляться на второстепенные метрики, а сосредоточиться на стратегических показателях. Берите BSC на вооружение, если хотите быстро принимать решения и строить в компании правильный менеджмент.

Что такое BSC и для чего она нужна

Система сбалансированных показателей (с англ. balanced scorecard) — инструмент стратегического управления результативностью бизнеса. Это индикатор, который помогает отслеживать реализацию целей. На уровне бизнес-процессов реализацию поставленных задач отслеживают с помощью KPI — они показывают, в какой мере была выполнена поставленная задача. BSC помогает задавать правильные KPI и отслеживать их реализацию в контексте стратегии предприятия.

BSC — это инструмент планирования. Сначала вы строите стратегическую карту, на которой связываете задачи друг с другом и определяете их роль при достижении стратегической цели. Целевой результат задаете по 4 ключевым направлениям:

  1. Финансовый рост
  2. Привлечение клиентов
  3. Настройка и оптимизация бизнес-процессов
  4. Развитие команды

У каждой задачи свой KPI. Отслеживать их исполнение можно с помощью дашбордов. Есть автоматизированные системы дашбордов, которые будут собирать и визуализировать бизнес-данные автоматически. А еще есть сервисы, заточенные непосредственно под создание BSC-карт. Например, BSC Designer.

Классическая BSC-карта выглядит вот так.

Классическая модель показывает, что 4 направления менеджмента работают на достижение стратегической цели, а индикаторы KPI — на достижение показателей в каждом из направлений.

Фишка в том, что у такой модели нет приоритетных KPI. Каждый показатель эффективности имеет вес при достижении целей общей стратегии. Индикаторы бизнес-процессов и обучения сотрудников так же важны, как KPI по прибыли и работе с клиентами. Поэтому BSC называют сбалансированной системой.

С BSC-картами, которые созданы в профильном ПО, работать проще и эффективнее. Они отслеживают показатели онлайн и выводят их на экран. Они выглядят сложнее, но если разобраться — все просто и понятно.

Современные стратегические карты показывают данные о бизнесе онлайн. Они выглядят сложнее, но сохраняют принципы, заложенные классическими вариантами.

Зачем нужна система BSC

Основное назначение системы balanced scorecard (BSC) — уточнение и перенос стратегических целей бизнеса на уровень решения операционных задач. Вы создаете у себя в компании набор инструментов и методов, которые помогают достигать глобальных целей в процессе ежедневной работы.

В рамках BSC объединяют сразу несколько важных бизнесу систем, включая системы управления, отслеживания и контроля целевых показателей, систему поощрения персонала, обучения и развития сотрудников.

Цели ССП Задачи ССП
— Отслеживание показателей эффективности

— Сравнение текущих результатов бизнеса с планами
— Определение важных стратегических целей, показателей эффективности и сроков выполнения KPI

— Назначение ответственных и сбалансированное распределение задач
— Коррекция KPI при завышении плановых показателей — Поиск и ввод инструментов для достижения поставленных целей

Короче: ССП вводят, чтобы задать правильные цели и определить сроки их достижения. У каждой задачи будет свое ответственное лицо. Предприниматель будет четко видеть, по какому пути нужно идти, чтобы воплотить свои планы в жизнь.

Попробуйте OkoCRM бесплатно

CRM-система, управление проектами и задачами, общение с клиентами и каналы продаж — всё внутри OkoCRM. 7 дней бесплатно.



На страницу OkoCRM

Почему стоит внедрить ССП

  • Менеджмент компании получает рабочий инструмент стратегического планирования
  • Персонал всех уровней последовательно развивается. Сотрудники лучше понимают свои задачи, вовлеченность в результат выше
  • ССП находит взаимосвязи между разными функциональными областями и уровнями менеджмента. Компания сможет найти баланс между достижением финансовых показателей, KPI по HR-менеджменту, настройке бизнес-процессов и клиентского сервиса
  • Руководство начинает использовать инструменты не только оперативного, но и стратегического управления. Благодаря BSC-картам и KPI, вы сможете отслеживать, насколько эффективна компания в текущий момент и как далеко до реализации стратегии

Как разработать систему сбалансированных показателей

Любая сбалансированная система показателей BSC включает в себя 6 обязательных элементов:

  1. Перспективы — индикаторы для уточнения общей стратегии
  2. Цели — указатели направлений для воплощения общей стратегии в жизнь
  3. Метрики — отображают динамику реализации целей. Показывают, как достигать поставленных целей на уровне решения ежедневных задач
  4. Целевые значения — цифровое выражение показателей, которых нужно достичь по каждому KPI, чтобы стратегические цели могли быть достигнутыми
  5. Причинно-следственная логика — связывает достижение разных KPI в единую цепь на пути к реализации стратегической цели
  6. Инициативы — элементы, которые контролируют реализацию стратегического планирования и являются конечным уровнем абстракции стратегии

Если вы хотите создать ССП для своей компании, нужно пройти три этапа:

  1. Провести стратегический анализ
  2. Определить стратегические цели
  3. Разработать и ввести BSC-карту

1. Стратегический анализ

Все начинается с комплексного анализа организации. Лучше всего подойдут две методологии.

I. STEP-анализ. Инструмент оценки социальных , технологических, экономических и политических аспектов, которые влияют на бизнес компании. В результате вы должны выявить не только факторы влияния, но и определить степень их участия в реализации стратегии.

II. SWOT-анализ. Метод оценки внутренних и внешних факторов, влияющих на успех бизнеса. Строится на делении внутренних и внешних факторов на 4 категории:

  • сильные стороны
  • слабые стороны
  • возможности
  • угрозы

Сильные и слабые стороны — это внутренняя среда, на нее бизнес способен повлиять. Возможности и угрозы — внешние факторы. На них повлиять нельзя, но можно почувствовать их влияние.

Проведите такой анализ, чтобы выявить, от чего зависят стратегические показатели вашей компании.

2. Формирование и группировка стратегических целей

С учетом результатов анализа формируйте стратегические цели — они лягут в основу корпоративной стратегии, на основе которой вы сможете создать стратегическую карту. Сформулируйте не менее 10–12 стратегических целей, чтобы на их основе можно было построить BSC-модель.

Затем сгруппируйте стратегические цели по 4 ключевым направлениям:

  1. «Финансовые показатели»: какого результата нужно добиться, чтобы удовлетворить учредителей?
  2. «Лояльность клиентов»: какие ассоциации вызывает компания у заказчиков?
  3. «Бизнес-процессы»: что нужно улучшить в работе компании?
  4.  «Обучение и развитие»: что нужно развивать, чтобы показатели бизнеса росли

На каждое направление нужно не менее 3–5 целей в качественном выражении. Например, «повысить средний чек» или «увеличить количество постоянных клиентов».

Направление Цель
Финансовые показатели — повышение объема продаж

— рост валового и чистого дохода

— увеличение маржи

— снижение себестоимости продукта

— ликвидация дебиторской задолженности

Лояльность клиентов — снижение наценки

— увеличение доли рынка

— повышение конечной ценности продукта

— увеличение доли постоянных клиентов

— включение клиентов в программу лояльности

Бизнес-процессы — уменьшение количества отказов

— автоматизация документооборота

— внедрение и отладка OkoCRM

— внедрение системы оценки качества

Обучение и развитие — повышение производительности персонала

— повышение квалификации сотрудников

— развитие у менеджеров лидерских качеств

— повышение вовлеченности работников

— введение системы мотивации

Когда продумали цели, определите:

  1. Задачи — вопросы, решение которых помогает достигать цели
  2. Инициативы — проекты, реализация которых поможет достичь стратегической цели

В итоге вы получаете ядро. Его визуализация — BSC-карта.

3. Разработка стратегической карты

Чтобы разработать визуальную карту, важно выявить причинно-следственную логику между стратегическими целями. Предпринимателю необходимо построить цепочку целей по принципу «если… — то…». В результате совокупность связей образует стратегическую карту. Вот как она может выглядеть.

Направление Цель Показатель
Финансовые показатели — повышение объема продаж

— рост валового и чистого дохода

— увеличение маржи

— Доля рынка

— Объем продаж

— Повторные продажи

— Товарность

— ROI

Лояльность клиентов — каналы сбыта

— расширение ассортимента

— улучшение имиджа

— контроль качества

— Новые клиенты

— Число новых продуктов

— Получение сертификатов

Бизнес-процессы — уменьшение количества отказов

— автоматизация документооборота

— внедрение и отладка OkoCRM

— внедрение системы оценки качества

— Число отказов

— Ручной документооборот

— Сроки внедрения

— Количество процессов и их описание

Обучение и развитие — повышение производительности персонала

— повышение квалификации сотрудников

— развитие у менеджеров лидерских качеств

— повышение вовлеченности работников

— введение системы мотивации

— Количество ед. продукта на одного сотрудника

— Частота прохождения курсов

— Количество пройденных курсов

— Процент вовлеченности

— Уровень удовлетворенности

Реальный пример BSC-карты в компании. Кроме стратегических целей и показателей в модели есть целевые значения для каждого показателя и действия, которые необходимо выполнить для их достижения.

OkoCRM для чатов с клиентами

Система объединяет в одном окне все мессенджеры, социальные сети и чаты. Обращение клиента нельзя пропустить, ответ будет мгновенным.

Как внедрить систему Balanced scorecard

  1. Интегрировать концепцию сбалансированных показателей
  2. Распределить систему по всей иерархической структуре
  3. Разработать систему контроля и оценки результатов

1. Интеграция

Чтобы интегрировать ССП в свою компанию, сначала внедряют и контролируют внедрение отдельных мероприятий. Параллельно показатели BSC встраивают в текущую систему отчетности. Если ее нет или она не подходит под концепцию с новыми целями — запускают новую систему отчетности. Финальный этап интеграции — встраивание ССП в систему HR и управления кадрами.

Важный момент. ССП должна дополнять другие инструменты стратегического планирования:

  • систему бюджетирования, которая предоставит финансовые показатели для грамотного распределения ресурсов и финансового планирования
  • систему мотивации сотрудников — выполнение KPI по ССП дает право на получение бонусов
  • организационную структуру — зная о стратегических целях и действиях, направленных на их выполнение, менеджер получает инструменты самоконтроля

2. Распределение ССП по иерархии в компании

Интегрированная система стратегических целей каскадом спускается от высшего руководства на периферию. Цели и целевые значения получают конкретику, адаптируются под отдельные структурные единицы компании.

Каждый отдел, подразделение и департамент компании получают свою систему сбалансированных показателей. Иногда под стратегическую карту подгоняют даже индивидуальные планы каждого отдельного сотрудника — для большей эффективности. Вертикальное распределение показателей помогает повысить качество и усилить вес стратегического управления.

3. Внедрение инструментов контроля и оценки

Интерактивные дашборды важны для оперативного контроля. Но их недостаточно. Чтобы сравнить текущие результаты с планами и выяснить причины отклонений, есть смысл использовать программные инструменты автоматизации. Например, OkoCRM. Система поможет отследить основные показатели, выявить причины отклонения и быстро принять меры.

Если в результате вы получаете отклонение от KPI, цели или их значение нужно корректировать. Цели, которые стоят ниже в иерархии, пересматривают в контексте соответствия целям верхнего уровня.

Попробуйте OkoCRM бесплатно

Мощная система для автоматизации продаж и общения с клиентами, которую можно настроить под ваш бизнес.
Забирает рутину и превращает заявки в продажи.



Больше про OkoCRM

Ошибки при внедрении ССП

  1. Отсутствие сформулированной стратегии и целей для ее реализации
  2. Разработка и внедрение ССП без участия руководства, его незаинтересованность
  3. Копирование чужой системы: это сокращает время на разработку, но исключает учет индивидуальных особенностей
  4. Определение KPI без учета стратегии
  5. Отсутствие связки между ССП и другими инструментами и приемами стратегического управления
  6. Отсутствие проектной команды, привлечение к разработке и внедрению занятых текущей работой менеджеров
  7. Отсутствие работы по актуализации и корректировке ССП

Инструменты для разработки ССП-карт

BSC Designer

Облачный и десктопный сервис для построения стратегических интерактивных карт и дашбордов для текущего управления и визуализации статистики. Включает 30+ шаблонов ССП для разных видов бизнеса и отделов внутри компании. Есть встроенная система прогнозирования KPI, импорт данных из внешних источников и масса других фишек.

Пример шаблона ССП для отеля. Программа отображает взаимосвязи, показывает выполнение важнейших KPI, присылает уведомления, если что-то идет не так.

1С: Предприятие

В ERP есть подсистема для управления сбалансированными показателями. Вы сможете выполнить многослойный анализ показателей фирмы, двигаясь от общей картины к деталям в отдельных областях. Программа позволяет задавать цели, отслеживать показатели KPI, визуализировать текущие данные в виде наглядных дашбордов. Но минус в том, что просто так подсистему для бизнес-анализа и внедрения ССП не поставить — только с 1С:Предприятие.

Стратегическая карта в 1С:Предприятие. Сложность в том, что ее нельзя подключить без ERP-системы. А это долго и дорого, подойдет для крупных компаний.

OkoCRM

Наша система — не профильный инструмент для построения ССП. Но OkoCRM не менее важна для внедрения и реализации стратегического менеджмента. Она снабжает ССП важными показателями и помогает отслеживать KPI онлайн. Вам не нужны инструменты визуализации — они уже есть в системе, которая отслеживает показатели и демонстрирует их руководителю. Остается только следить за показателями и принимать правильные решения.

Пример аналитики в OkoCRM. Смотрите показатели и отслеживаете реализацию стратегических целей.

Все каналы продаж в OkoCRM

В одном окне чаты в Telegram и WhatsApp, VK и на сайте, почта и другие каналы продаж. Обращения клиентов не теряются.



Как это работает

Пример применения BSC

Допустим, мы запускаем блог, через который планируем привлекать клиентов к своему продукту. Чтобы разработать стратегию, продумываем направления:

  1. Финансы. Что делать, чтобы прибыль выросла?
  2. Клиенты. Как увеличить количество читателей блога?
  3. Бизнес-процессы. Как изменить сайт, чтобы в блог пришло больше читателей?
  4. Обучение и развитие. Как изменить контент, чтобы он превращал читателей в клиентов.

Затем формулируем цели.

Направление Цель
Финансовые показатели — рост оборотов и дохода

— оптимизация расходов
Клиенты — генерация увлекательного и продающего контента

— привлечение вовлеченных клиентов, их прогрев

— обучение клиентов работе с продуктом через контент

Бизнес-процессы — развитие навыков генерации контента

— продвижение контента

— анализ конверсии и источников получения лидов

Обучение и развитие — анализ контента конкурентов

— выделение хороших референсов

— выдвижение гипотез и их проверка

— определение потребностей ЦА и их закрытие через контент

Для примера используем BSC Designer. Сначала загружаем в него стратегические цели.

Система целей переносится в программу вручную. У каждой цели может быть своя подцель.

На основе целей вводим KPI. Так как продающий контент призван прогревать клиента на сделку, KPI — это продажи и связанные с ней обращения в саппорт. Система будет отслеживать их выполнение.

Набор метрик KPI в BSC Designer. Можете задать конкретное значение и отслеживать выполнение ключевых показателей.

Когда есть ключевые показатели эффективности, объединяем их логической цепочкой связей и получаем карту реализации стратегий компании. Вот как она может выглядеть.

Пример ССП-карты для реализации стратегии контент-маркетинга для любого вида деятельности. Есть логические связи и привязка к KPI.

Финал — определение плана действий, сроков и назначение ответственных. Допустим, мы планируем выпускать 20 статей в месяц. Нам нужен редактор, 2 автора и контент-менеджер. Назначаем ответственных, вносим целевые показатели в систему и отслеживаем показатели производительности и эффективности.

Панель, на которой можно отслеживать результативность реализации стратегии.

Коротко про систему сбалансированных показателей

  1. Система BSC — это про стратегическое управление в компании. Она позволяет грамотно определить важные для бизнеса KPI и отслеживать их реализацию в контексте стратегии предприятия
  2. BSC помогает переносить стратегию от общего к частному. Если у вас есть общее представление о векторе развития бизнеса, система сбалансированных показателей поможет конкретизировать его в некие цели, разложить на отдельные действия с назначением ответственных
  3. Разработать систему BSC можно самому, но лучше привлечь проектную команду. Сначала нужно провести стратегический анализ, затем сформировать стратегические цели, выделить причинно-следственные связи и уже после собрать это все в ССП-карту. Это если кратко. На деле все сильно сложнее
  4. Чтобы все прошло гладко, в процесс должны быть вовлечены все сотрудники предприятия: от руководителя и до обычных менеджеров. Важно соблюдать баланс показателей KPI, потому что достижение более мелких целей всегда завязано на более крупные
  5. Чтобы упростить задачу по разработке и внедрению ССП, есть смысл использовать инструменты автоматизации. Например, BSC Designer для построения стратегических карт или OkoCRM для настройки бизнес-процессов, сбора информации, отслеживания KPI и актуализации данных

Собирайте лиды отовсюду

OkoCRM пылесосит все каналы, по которым приходят клиенты. Сайт, соцсети, мессенджеры, телефония, сделки и проекты внутри одного окна.



Подробности

  1. Что такое BSC и для чего она нужна
  2. Цели и задачи ССП
  3. Какие преимущества дает использование BSC
  4. Стратегии сбалансированной системы показателей
    • Стратегия обучения и развития персонала
    • Стратегия внутренних бизнес-процессов
    • Клиентская стратегия
    • Финансовая стратегия
  5. Как построить сбалансированную систему показателей
    • Оценить необходимость введения BSC
    • Определить объем внедрения
    • Построить стратегическую карту
    • Выбрать показатели достижения стратегических целей
  6. Каскадирование сбалансированной системы показателей
  7. Контроль выполнения стратегии
  8. Какие проблемы могут возникнуть при внедрении
  9. Ошибки при внедрении BSC
  10. Что в итоге

Экономика и политика страны постоянно влияют на рынок. Чтобы компания оставалась прибыльной и эффективной, нужно адаптироваться к этим изменениям, держать конкурентоспособность и наращивать мощности выпуска и продажи товаров и услуг. Система сбалансированных показателей (ССП или BSC) позволяет руководителю быстро оценивать и анализировать работу компании в текущем моменте. В статье рассмотрим, что такое BSC, как ее построить, и какие могут быть ошибки при внедрении.

Что такое BSC и для чего она нужна

Balanced Scorecard, или сбалансированная система показателей — это инструмент управления стратегией продаж и анализа ее результатов. Руководитель озвучивает сотрудникам задачу на определенный срок и делит ее на четыре сегмента: клиенты, финансы, развитие сотрудников, рабочие процессы внутри фирмы.

Каждому сегменту присваивается KPI, по которому затем будут отслеживаться итоги выполнения. По этим данным понятно, насколько компания отстает от плана и сможет быстро скорректировать стратегию, а также сколько ресурсов потребуется для достижения цели, какие показатели нужно увеличить и на чем сделать акцент.

BSC подходит компаниям разной направленности, но только не стартапам. В этом случае аналитики не смогут найти правильную точку отсчета из-за недостаточности данных, а контролировать получаемые показатели сложнее, когда ЦА впервые взаимодействует с продуктом.

Цели и задачи ССП

Общих целей и задач у системы нет, поэтому для каждого бизнеса они будут свои. Чтобы поставить цель и определить задачи, ориентируйтесь на финансы, отношения с клиентами, построение внутренней работы компании и обучение сотрудников. Когда эти критерии будут сформированы, менеджер продаж сможет разделить стратегическую цель организации на конкретные задачи и указать показатели, которые нужно достичь.

Какие преимущества дает использование BSC

Преимущества использования:

  • У компании сформирована стратегия на будущее.
  • У каждого работника есть план развития и он понимает куда двигаться.
  • В любой момент можно сверить фактические показатели со стратегическими.
  • Стратегическая карта и ключевые показатели связывают стратегическое и оперативное управление.

Стратегии сбалансированной системы показателей

Рассмотрим четыре основные стратегии системы.

Стратегия обучения и развития персонала

Сотрудники должны развиваться вместе с бизнесом, поэтому при постановке долгосрочных целей учитывайте это. Заранее определите время и бюджет на курсы, мастер-классы и тренинги. При переходе на новое ПО обучите своих работников и мотивируйте их на активную работу в этой программе личным примером. Помните, что лучше учить, развивать и сохранять текущий персонал, чем постоянно нанимать новый.

Стратегия внутренних бизнес-процессов

Все происходящее в компании отражается на стратегии внутренних бизнес-процессов. Слабый или ленивый отдел продаж, неправильные формы договоров, рутинные отчеты, потеря клиентов и многое другое тормозит бизнес. Менеджеры должны вовремя увидеть ошибки и быстро их исправить.

Для эффективной работы над задачами и проектами используют CRM. В Битрикс24 можно ставить и контролировать задачи любой сложности, назначать ответственных и объединять связанные задачи в проекты. Шаблоны повторяющихся задач помогут автоматизировать рутину, а руководитель видит эффективность каждого сотрудника.

CRM возьмет под контроль все каналы коммуникаций с клиентами и автоматизирует продажи в вашем бизнесе.

Cоздать бесплатно

Клиентская стратегия

Эта стратегия направлена на увеличение лояльности вашей целевой аудитории. Результаты компании всегда оцениваются с точки зрения целевого сегмента рынка — это может быть удобный способ заказа, быстрая доставка, персональные скидки, качественная работа с возражениями. Нужно постоянно задавать себе вопрос о знании ЦА и анализировать ее, а также повышать клиентоориентированность сотрудников.

Финансовая стратегия

Финансовая стратегия напрямую связана с прибыльностью. Работая с этой стратегией, выстраивайте долгосрочные финансовые цели для компании — причем каждая из них зависит от уровня бизнеса, его скорости развития, бюджета и инвестиций. Разработку сбалансированной системы показателей рекомендуют начинать именно с финансовой стратегии.

Как построить ССП

Для это составляют последовательный план действий, который состоит из четырех пунктов.

Оценить необходимость введения BSC

Перед тем как строить сбалансированную систему показателей, определите ее необходимость для вашей компании. Сделать это можно с помощью постановки глобальной цели на будущее. Целью может быть замена оборудования на производстве, выход на международный рынок, сокращение времени доставки товаров или повышение числа постоянных клиентов. Цели могут быть любые, но если вы новичок на рынке, не рассматривайте ССП, как способ увеличения прибыли.

Определить объем внедрения

Система сбалансированных показателей — это один из инструментов реализации стратегии, поэтому на этом этапе нужно определить для каких уровней и структур она будет внедряться.

Построить стратегическую карту

В стратегической карте подробно пишут шаги, которые приведут к поставленной цели. Обязательно указывайте весь путь достижения, чтобы понять, какие отделы компании нужно задействовать для эффективного развития.

Выбрать показатели достижения стратегических целей

Это один из самых важных этапов при построении ССП. Выбирайте показатели, которые можно количественно или качественно измерить и изменить. Именно они покажут успешность разработанной стратегии. К примеру, доставленные покупателям товары можно посчитать за определенный период, а насколько клиентам понравилась доставка полноценно узнать нельзя — это не показатель.

Каскадирование сбалансированной системы показателей

Каскадирование — внедрение ССП на каждом уровне компании по иерархической системе. Для всех отделов должны быть разработаны свои цели, задачи и показатели, которые принесут пользу общей стратегии развития. ССП отделов формируются в общие показатели и согласовываются с корпоративной BSC: все процессы будут фиксироваться и вовремя корректироваться. Каскадирование необходимо для полноценного внедрения системы на всех уровнях и для повышения качества стратегического управления.

Контроль выполнения стратегии

Контролировать выполнение стратегий нужно постоянно, а если организация большая, делать это не просто. Здесь руководителям и начальникам помогают системы CRM и ERP. CRM оптимизирует работу фронт-офиса и позволяет улучшить взаимоотношения с клиентами, а ERP решает задачи по бэк-офису и управлению ресурсами компании. Системы могут работать вместе и синхронизироваться между собой.

Битрикс24 поможет оптимизировать отдел продаж. Программа собирает заказы со всех каналов и распределяет их между менеджерами. Все заявки клиентов с сайта, соцсетей, мессенджеров, телефонов, электронной почты находятся в одном окне. Каждая сделка сохраняется в клиентской базе автоматически — компания не потеряет ни одного покупателя.

Какие проблемы могут возникнуть при внедрении

Бюджет не рассчитан на выстроенную стратегию. К примеру, для решения ключевых задач вы наняли высококвалифицированных специалистов и большая часть прибыли теперь идет на их зарплату. Чтобы избежать этого, заранее определяйте бюджет на каждый этап стратегического развития.

В повседневной работе отсутствует ССП. Систему нужно вводить не только для управленцев, но и для штатных сотрудников. Обязательно мотивируйте персонал и дайте понять, что успех зависит от всех.

Ошибки при внедрении BSC

Во время реализации могут возникать ошибки:

  • Не проработали стратегию и не поставили перед собой цель.
  • Полностью скопировали модель чужой ССП и не отредактировали ее под собственный бизнес.
  • Неправильно выбрали показатели достижения стратегических целей.
  • Не замотивировали сотрудников, не смогли объяснить важность поставленной цели, не обучили их.
  • Не проконтролировали ход BSC с помощью CRM и ERP.

Что в итоге

Система сбалансированных показателей — стратегический и эффективный инструмент для выхода компании на новый уровень, но не ждите немедленных результатов. Чаще на первых месяцах внедрения приходится корректировать цели и задачи, а ошибки неизбежны. Систему не рекомендуется использовать стартапам и компаниям, которые не хотят ее разрабатывать самостоятельно — без четких стратегий ничего не получится.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Ошибки весов штрих принт
  • Ошибки внедрения инноваций
  • Ошибки вермахта на курской дуге
  • Ошибки вмф 1200
  • Ошибки весов физтех