Одни из самых ужасных катастроф в истории являются результатом, казалось бы, безобидных человеческих ошибок. Опечатка, погрешность в дизайне или небольшая небрежность могут привести к потере целого состояния, не говоря уже о людских жертвах и экологических последствиях.
Ниже представлены тринадцать самых дорогих ошибок в истории.
1. Взрыв «Ариана-5»: колоссальная потеря из-за ошибки программирования
Ракета «Ариан-5», орбитальная спутниковая геостационарная пусковая установка Европейского космического агентства (ЕКА), была разработана в 1995 году для замены «Ариана-4». После нескольких месяцев подготовки и контрольных испытаний её первый полёт закончился неудачей. Ракета взорвалась всего через 36,7 секунды после запуска. Более 500 миллионов долларов было потеряно из-за ошибки программирования.
2. Гибель «Титаника»
Гибель «Титаника» – одна из самых катастрофических морских ошибок в истории. Судно, принадлежавшее компании White Star Line, было построено архитекторами Томасом Эндрюсом и Александром Монтгомери Карлайлом в 1912 году. 14 апреля того же года, через четыре дня после выхода из порта, оно потерпело крушение в Атлантическом океане после столкновения с айсбергом. В результате катастрофы погибло около 1500 человек. Финансовые потери оценили в 7,5 миллиона долларов – или около 175 миллионов долларов в настоящее время.
3. Гитлер
В 1914 году Генри Танди, который служил в рядах британской армии во время Первой мировой войны, нашёл в канаве раненого и безоружного немецкого солдата. Совесть не позволила ему застрелить его хладнокровным образом. Таким образом, он пощадил жизнь Адольфа Гитлера.
4. Авария на АЭС Три-Майл-Айленд: самая страшная ядерная катастрофа в Соединённых Штатах
В 1978 году атомная электростанция Три-Майл-Айленд, расположенная в штате Пенсильвания, стала местом самой страшной ядерной катастрофы в Соединённых Штатах. В ночь на 28 марта в результате механических неисправностей, человеческого фактора и погрешностей в дизайне ядро второго реактора расплавилось и высвободило радиоактивные газы в окружающую среду. По мнению Международного агентства по атомной энергии, эта катастрофа стала поворотным моментом в истории мирового сектора ядерной промышленности. После аварии Соединённые Штаты отказались от строительства новых атомных электростанций.
5. SNCF и негабаритные поезда
В 2014 году Société Nationale des Chemins de Fer Français (SNCF), национальная железнодорожная компания Франции, и Réseau Ferré de France (RFF) навлекли на себя гнев политического мира. Чтобы разместить большее число пассажиров и предоставить им больше места, SNCF заказала 340 поездов, которые оказались слишком широкими, чтобы пройти через некоторые французские станции. Таким образом, компания была вынуждена потратить 50 миллионов евро, чтобы переделать в экстренном порядке 1300 платформ.
6. Заблудившийся охотник спровоцировал один из самых больших лесных пожаров в Калифорнии
В 2003 году 34-летний охотник заблудился в лесу в округе Сан-Диего (штат Калифорния) и разжёг костёр, чтобы получить помощь. Он потерял контроль над огнём, ввиду чего начался один из самых разрушительных пожаров в истории Калифорнии. «Кедровый пожар» привёл к потере 1,2 миллиарда долларов, уничтожил более 110 500 гектаров леса, разрушил 2820 зданий и стал причиной гибели 15 человек, включая одного пожарного. Виновник был приговорён к 960 часам общественных работ, а также штрафу в размере 9000 долларов.
7. Типографическая ошибка, которая стоила 225 миллионов долларов
Типографская ошибка обошлась японской компании Mizuho Securities в 225 миллионов долларов. 8 декабря 2005 года бренд издал приказ о продаже 610 000 акций по одной иене за штуку. На самом деле они планировали продать одну акцию J-Com за 610 000 иен (около 5000 евро) на Токийской фондовой бирже.
8. Взрыв на нефтедобывающей платформе Piper Alpha из-за клапана
Взрыв и пожар на платформе Piper Alpha – самая смертоносная авария в истории нефтедобычи. Эта катастрофа произошла в ночь на среду, 6 июля 1988 года; она была вызвана несущественной технической неисправностью и ошибкой связи. В результате взрыва погибли 167 человек, а ремонт обошёлся в 3,4 миллиарда долларов.
9. Пьяный капитан нефтяного танкера спровоцировал экологическую катастрофу на Аляске
В 1989 году нефтяной танкер Exxon-Valdez стал причиной худшего разлива нефти в истории с точки зрения ущерба, нанесённого окружающей среде. Тогда он перевозил 180 000 тонн нефти брутто. В результате аварии было повреждено 11 из 13 цистерн, находившихся на борту, и в воду вылилось 40 000 тонн сырой нефти. Это привело к загрязнению 800 км побережья и гибели 300 000 птиц. Нефтяная группа ExxonMobil потратила более 3,4 миллиарда долларов на очистку побережья и морского дна, выплату компенсаций более чем 30 000 рыбакам и судебные разбирательства. Следствие установило, что капитан танкера в момент аварии находился в состоянии алкогольного опьянения.
10. Операция «Росарио»
Представьте себе, что вы диктатор, который жаждет вернуть поддержку своего населения с помощью мощного патриотического импульса. В нескольких километрах от вашего побережья есть очень маленький остров, где овец больше, чем людей; до того как попасть под британское правление, он принадлежал вам. Этот остров почти не охраняется. Что делать? Вы посылаете свои войска, чтобы вторгнуться на него, думая, что Великобритания, которая находится на другом конце мира, вряд ли станет вмешиваться. Фолклендская война, которую Аргентина проиграла, в конечном итоге обошлась стране в 850 миллионов долларов и 700 погибших солдат.
11. Чернобыльская катастрофа
26 апреля 1986 года взорвался четвёртый реактор Чернобыльской АЭС. Причина? Инженеры, которые пытались провести эксперимент на станции, несмотря на запреты. Ошибка в расчётах привела к сильному взрыву, за которым последовал пожар. Радиоактивные вещества, попавшие в атмосферу, повлияли на здоровье миллионов людей. В декабре 2009 года было подсчитано, что со взрывом на Чернобыльской АЭС связано около 985 000 смертей.
12. Падение многоквартирного дома Lotus Riverside
27 июня 2009 года в 5:40 утра одно из одиннадцати зданий комплекса Lotus Riverside рухнуло в Шанхае, Китай. Расследование показало, что одна сторона дома была построена на холме высотой 10 метров, а другая – там, где находилась подземная парковка – на глубине 4,6 метра. Таким образом, были нарушены правила безопасности при рытье фундамента, что привело к обрушению тринадцатиэтажного здания. В результате этого несчастного случая один человек погиб. Шанхайский суд приговорил шестерых чиновников, виновных в трагедии, к тюремному заключению сроком до пяти лет.
13. Продажа Аляски
В 1867 году Россия продала Аляску Соединённым Штатам за 7,2 миллиона долларов. Столкнувшись с серьёзными финансовыми проблемами и опасаясь потерять колонии без какой-либо компенсации, царь Александр II решил избавиться от североамериканских территорий, которые в то время не приносили особой прибыли. Никто тогда и представить себе не мог, какое выгодное приобретение сделали США. Аляска богата природными ресурсами, такими как золото и нефть. По оценкам экономистов, запасы нефти и газа оцениваются в 200 миллиардов долларов.
Наука охватывает широкий спектр областей исследований. Научные исследования всегда связаны с ответственностью. Когда учёные пренебрегают этикой и осторожностью или эксперимент идёт не по плану, это может вылиться в катастрофу. В данной статье представлены десять экспериментов с неудовлетворительными социальными результатами.
10. Эксперименты в государственной школе Уиллоубрук
В государственной школе Уиллоубрук (штат Нью-Йорк) для детей с задержкой умственного развития вспышки гепатита происходили естественным образом, а также в результате проведения неэтичных экспериментов. В этой школе в Статен-Айленде доктор Сол Кругман провёл несколько тревожных экспериментов, в ходе которых он намеренно заразил детей с умственными недостатками гепатитом, а затем следил за развитием инфекции в научно-исследовательских целях.
Исследование началось в 1956 году и продолжалось в течение 14 лет. Хуже того, родителям часто говорили, что их детей смогут принять в школу, если они дадут согласие на их участие в экспериментах с гепатитом вместо оплаты высоких вступительных взносов.
Различные учёные выразили своё мнение в знак защиты или осуждения эксперимента в докладе под названием «Письма Уиллоубрука: критика и защита».
9. Морские свинки и вирус Эбола
Эбола может считаться одним из самых страшных вирусов на Земле. Учёные пришли к данному выводу в результате экспериментов, при проведении которых отсутствовала достаточная осторожность. Российская лаборантка умерла вскоре после того, как эксперимент с вирусом Эбола пошёл не по плану. Во время проведения исследовательских работ в лаборатории «Вектор» в Новосибирске, сотрудница случайно травмировала себя иглой шприца и заразилась вирусом Эбола. Как такое могло произойти? Дело в том, что женщина брала кровь у инфицированных морских свинок.
Существуют различные подтипы вируса Эбола, и все они опасны в разной степени. Лихорадка Эбола убивает от 50 до 90 процентов заражённых. Хуже того, лекарства от неё на данный момент не существует, врачи лишь могут манипулировать симптомами. В данном случае исследовательница умерла спустя 14 дней после инфицирования. К сожалению, руководители «Вектора» не сообщили о несчастном случае во Всемирную организацию здравоохранения сразу же, как он произошёл, что, как считается, ещё больше снизило шансы жертвы на выживание.
8. Безумие доктора Лео Стэнли
Доктор Лео Стэнли был сумасшедшим учёным, чьи эксперименты были весьма сомнительными и крайне неэтичными. Понятное дело, они чаще всего провоцировали вред и хаос. Будучи главным хирургом калифорнийской тюрьмы Сан-Квентин, доктор проводил эксперименты на яичках заключённых с целью проверить различные странные теории. Его опыты считаются одними из самых ужасных и причудливых в американской истории. Он трансплантировал яички казнённых живым заключённым, чтобы изучить способы мужского «омоложения», а также попытаться получить представление о «биологии преступности» и найти потенциальные способы борьбы с ней.
Как известно, Стэнли также экспериментировал с пересадкой козьих, бараньих и кабаньих яичек заключённым. Более того, он проводил евгенические эксперименты и принудительную стерилизацию. Сотни заключённых стали жертвами странных исследований доктора Стэнли.
7. Скандал вокруг радиации в тюрьмах Вашингтона и Орегона
С 1963 по 1973 год десятки заключённых, содержавшихся в тюрьмах Вашингтона и Орегона, подвергались воздействию радиации. Учёные хотели проверить, как она повлияет на их репродуктивные органы.
Купившись на денежные обещания и намёки на условно-досрочное освобождение, 130 заключённых позволили Вашингтонскому университету испытать на них радиацию по приказу правительства США. Дозы облучения составляли 400 рад. Чтобы подвергнуться такому количеству радиации, нужно сделать 2400 рентгеновских снимков грудной клетки с интервалом в 10 минут. Заключённым не сообщили о том, насколько вредны эксперименты, и они получили финансовые выплаты только после того, как подали коллективный иск. Доктору Карлу Хеллеру, «безумному учёному», стоявшему за этими жестокими экспериментами, на десять лет предоставили грант в размере 1,2 миллиона долларов. Заключённым, которые стали участниками неэтичного эксперимента, проводили вазэктомию, если радиация повреждала их ДНК настолько, что они могли стать отцами детей с генетическими отклонениями.
6. Смерти в результате ядерных испытаний
Летом 2019 года ключевой российский центр по исследованию ядерного оружия в городе Саров, расположенном в 400 км к востоку от Москвы, стал местом гибели нескольких исследователей. С 1946 года и по сей день в Сарове проводятся самые разнообразные ядерные испытания. Инцидент окутан тайной, но мы знаем, что пять сотрудников центра погибли после того, как ядерный проект, над которым они работали, начал развиваться не по плану. Авария не только убила пятерых человек, но и подвергла близлежащие населённые пункты воздействию высоких доз радиации.
По словам российских чиновников, испытания были направлены на разработку небольшого реактора в качестве источника энергии для систем вооружения. Смерти сотрудников списали на ошибку, которую «изучат», чтобы предотвратить подобные несчастные случаи в будущем.
5. Гладкая шпорцевая лягушка – тесты на беременность
African Clawed Frogs
Раньше тесты на беременность заменяли гладкие шпорцевые лягушки. Им вводили под кожу женскую мочу, и если они откладывали яйца, то пациентка была беременной. Этот метод был в моде в 1940-х и 1950-х гг. Но когда появились лучшие методы, многих лягушки, преимущественно родом из Африки, выпустили из лабораторий, что привело к серьёзным проблемам с инвазивными видами, а также передачей патогена.
Гладкие шпорцевые лягушки являются не только хищниками, но и серьёзными переносчиками болезней; они причиняют вред многочисленным местным земноводным с помощью грибка Batrachochytrium dendrobatidis. Гладкие шпорцевые лягушки в настоящее время распространены в ряде американских штатов, а их потомков находят даже в самых холодных местах, таких как Великобритания, Нидерланды и Германия. Гладкие шпорцевые лягушки запрещены в ряде американских штатов, поскольку они конкурируют с шокирующим множеством местных видов, начиная от земноводных и заканчивая рыбой. Грибок Batrachochytrium dendrobatidis, смертельно опасный для многих местных земноводных и переносимый гладкими шпорцевыми лягушками, является трагическим наследием тестов на беременность, уничтожающим местные популяции. Проблема усугубляется высоким иммунитетом лягушек данного вида, что делает их особо опасными переносчиками.
4. Корнелиус – безумный исследователь раковых заболеваний
“I’ve killed eight of my patients”: Dr. Cornelius Rhoads in Puerto Rico
Патологоанатом, получивший образование в Гарварде, доктор Корнелиус Роудс был одним из самых уважаемых исследователей рака 20-го века, прежде чем он попал в немилость. Высшая награда, некогда присуждаемая учёным Американской ассоциацией исследований рака, Премия Корнелиуса Роудса, была названа в честь этого исследователя – до того, как он был обвинён в преднамеренном заражении пациентов в Пуэрто-Рико раковыми клетками.
Доктор Роудс выразил свои предосудительные взгляды в написанном от руки письме. В нём он заявил, что народ Пуэрто-Рико, «без сомнения, самая грязная, ленивая, дегенеративная и вороватая раса людей, когда-либо населявших планету… Остров нуждается не в системе общественного здравоохранения, а в приливной волне, которая полностью уничтожила бы население». В результате экспериментов несколько пуэрториканцев погибли от рук доктора, когда-то удостоенного чести за работу, которая на самом деле произошла за счёт невинных жертв. В результате награда в честь Роудса была переименована в 2003 году, а его самого лишили предоставленной чести.
3. Проект Stormfury
Проектом Stormfury назывались испытания Соединённых Штатов того, что должно было быть штормом, сдерживающим ледяные кристаллы. На самом деле они не смогли эффективно остановить ураганы, которые продолжали приводить к массовым потерям жизней.
В период между 1962 и 1983 годами американские правительственные самолёты с оборудованием для высвобождения йодида серебра залетали прямо в центр ураганов. Йодид серебра должен был привести к замерзанию переохлаждённой воды внутри урагана, что, как ожидалось, уничтожит его, нарушив метеорологическую структуру. К сожалению, усилия в значительной степени оказались потраченными впустую, поскольку в последующие годы было обнаружено, что переохлаждённая вода присутствует внутри урагана в недостаточных количествах, чтобы йодид серебра мог уничтожить его.
2. Испытания химического оружия в Австралии
В 1942 году Австралия оказалась в гуще военных событий Второй мировой войны, когда японская агрессия породила больше вопросов, нежели ответов, о том, как иприт (горчичный газ) ведёт себя в тропическом климате. Япония уже применила химическое оружие против Китая; существовали опасения, что следующей будет Австралия. Таким образом, учёные решили провести эксперименты на людях с использованием газовой камеры, которую привезли из Таунсвилла в Мельбурн на трёхтонном грузовике.
Беда в том, что опасность воздействия иприта недооценили. В последующие три года был проведён ряд секретных испытаний. Исследование включало в себя эксперименты с газовыми камерами при участии добровольцев, которые были новобранцами австралийских вооружённых сил и, по-видимому, не до конца понимали степень потенциального вреда. Тропические условия в четыре раза увеличили степень воздействия иприта, оставив многих участников с жуткими травмами.
1. Исследование сибирской язвы
26 июля 1963 года исследователи намеренно выбросили коробок из окна поезда, покидавшего железнодорожный вокзал в южном Лондоне. В нём был порошок со спорами бактерии Bacillus globigii; она представляет собой опасность для здоровья человека и предназначена для имитации вспышки сибирской язвы. Таким образом, гражданские лица подверглись воздействию опасного агента ввиду неправильных в то время рассуждений о том, что он не был вредным. Целью учёных было оценить воздействие Bacillus globigii на человека и предсказать вред от реальной вспышки сибирской язвы. Как оказалось, бактерии Bacillus globigii являются патогенными и способны вызвать пищевое отравление, септицемию и инфекции глаз.
Специально для читателей моего блога Muz4in.Net – по материалам сайта toptenz.net
Людям свойственно ошибаться, все мы совершаем ошибки. Но когда дело касается инженерных проектов или сложной техники, даже малейшая ошибка может привести к серьезной катастрофе. По вине одного только конструктора могут погибнуть люди, и, к сожалению, история помнит такие происшествия…
Unsplash
Мосты рушатся, здания взрываются, самолёты падают. И всё от того, что «в кузнице не было гвоздя». Представляем десять масштабных катастроф, произошедших из-за на первый взгляд незначительных ошибок конструкции.
Такомский мост
Такомский мост почти двухкилометровой длины был построен в США, штате Вашингтон 1 июля 1940 года, соединяя берега пролива Такома-Нэрроуз. Из-за неверного расчёта аэродинамического действия нагрузки не прошло и года, как мост рухнул. В этот момент на нём находился лишь один автомобилист, успевший выбраться из машины и спастись – а вот его собака погибла.
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Утечка газа в Кливленде
Утечка природного газа, произошедшая 20 октября 1944 года в Кливленде, США, привела к поистине чудовищной аварии. Из-за ошибки конструкции бака газ не просто вылился, но и попал в канализацию, уничтожив кроме завода ещё и сотню домов. Погибло около ста тридцати человек, ущерб оценивался в семь миллионов долларов.
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Несчастный случай в отеле «Hyatt Regency»
Обрушение подвесных галерей в отеле «Hyatt Regency» 17 июля 1981 года унесло жизни 114 человек, собравшихся на танцевальную вечеринку. При конструкции галерей был допущен ряд серьёзнейших ошибок с креплениями, на которые владельцы отеля закрыли глаза. Эта катастрофа считалась самым смертоносным разрушением рукотворного объекта в США вплоть до 11 сентября 2001 года.
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Крушение авиалайнера Макдоннел Дуглас ДС-10
Авиалайнеры типа Макдоннел Дуглас ДС-10 считаются одними из самых ненадёжных широкофюзеляжных самолётов, катастрофы с которыми происходили в основном из-за технических неполадок. 3 марта 1974 года через 6 минут после вылета из Парижа, у пассажирского авиалайнера внезапно открылась одна из грузовых дверей, и из-за декомпрессии разрушились системы управления. Погибли все 346 человек на борту.
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Прорыв платины в США
Плотина Сент-Фрэнсис в США, штат Калифорния, была построена в 1926 году и рухнула 12 марта 1928 года. Незадолго до катастрофы в ней обнаружили трещины, но ведущий инженер признал их незначительными. При разрушении плотины на волю вырвалось 45 миллиардов литров воды, уничтожившие ближайшую ГЭС и затопившие несколько городов. Погибло около пятисот человек.
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Утонувшая «Ваза»: ЧП на шведском военном судне
Ваза – шведский боевой корабль, спущенный на воду в 1628 году. Создаваемый в течение двух лет, он должен был стать жемчужиной шведского флота, но затонул после первого же выхода из гавани, унеся с собой на дно около сотни человек. Главного конструктора даже не удалось привлечь к ответственности, так как тот скончался за год до катастрофы.
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Потоп в Бостоне
Затопление Бостона патокой 15 января 1919 года звучит как дурная шутка, но это абсолютно реальное событие. Огромный резервуар с патокой на десять миллионов литров лопнул, и четырёхметровая волна вязкой жидкости хлынула в город. Погиб 21 человек, ещё 150 пострадало. Окончательное очищение улиц заняло несколько лет.
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Потерянная орбитальная станция
Скайлэб была первой и единственной национальной американской орбитальной станцией. Запущенная 14 мая 1973 года, она смогла принять лишь три экспедиции, затем раньше срока потеряла орбиту и в 1979 году разрушилась в атмосфере планеты. Её стоимость составляла 3.6 миллиардов долларов.
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Ненадежный дирижабль R101
R101, построенный в 1929 году, был крупнейшим британским жёстким дирижаблем в истории. 5 октября 1930 года разбился, выполняя межконтинентальный перелёт. Из-за ошибки конструкции, обшивка дирижабля не смогла противостоять сильному ветру, оказались повреждены газовые баллоны и R101 рухнул. Погибло 48 человек из 54, находящихся на борту.
Загрузка статьи…
Современное инженерное дело — это сложная сфера деятельности человека, которая имеет в своём распоряжении самые последние научные разработки и умело совмещает их с наработками за несколько тысяч лет истории. И многие сооружения, спроектированные за всё время существования человечества, поражают воображение даже в наше время.
Но как и в любой сфере, в этой не обошлось без провалов. Вот несколько самых глупых инженерных ошибок, повлекших за собой человеческие жертвы или стоивших своим создателям больших денег.
1. Прорыв дамбы Святого Франциска
Дамба Святого Франциска являлась одним из элементов целой системы дамб и водохранилищ для обеспечения потребностей Лос-Анджелеса. Её строительство шло под руководством инженера-самоучки Уильяма Малхолланда с 1924 по 1926 годы, и дамба проработала без проблем в течение двух лет. Однако в марте 1928-го случилось обрушение инженерного сооружения, в результате чего более 40 миллиардов литров воды затопило несколько окрестных городов, унеся жизни, по разным оценкам, от 450 до 600 человек.
Причиной тому стала трещина, которой Малхолланд, осматривавший дамбу за несколько часов до прорыва, не придал значения. Но инженера не наказали, а всё потому, что один из краёв плотины стоял на древнем разломе, обнаружить который техникой того времени было просто невозможно.
2. Обрушение подвесных галерей в отеле Hyatt Regency
Создатели отеля Hyatt Regency в Канзасе решили сделать его более необычным, и одной из отличительных черт этого здания было лобби, над которым нависали три подвесные галереи, держащиеся на прикрученных к потолку металлических стержнях с резьбой. Проходы имели длину 37 метров и весили около 29 тонн.
Инженерный просчёт привёл к трагедии в 1981 году. 17 июля, когда в лобби проходила танцевальная вечеринка в стиле 40-х годов, подвесные галереи не выдержали веса, а также нагрузки танцующих на них людей и рухнули на головы тех, кто находился на танцплощадке. Причиной стала непродуманная конструкция с использованием стержней, способных выдержать только 30 процентов заявленной нагрузки.
Жертвами этой техногенной катастрофы стали 114 человек, 216 получили ранения разной степени тяжести. До терактов 11 сентября эта катастрофа считалась самым смертоносным разрушением рукотворного объекта в истории США.
3. Затопление корабля «Ваза»
Шведский боевой корабль, спущенный на воду летом 1628 года, был самым большим парусным судном своего времени. Его длина составляла 69 метров (высота 23-этажного здания), ширина — 11,7 метра, а на борту предусматривалось размещение 64 пушек.
«Ваза» должен был стать флагманом шведского флота, но инженеры допустили ошибки при строительстве этого корабля, из-за чего он, когда вышел на открытое пространство бухты, пройдя чуть больше километра, под действием порыва ветра накренился. Вода хлынула через открытые пушечные порты, и корабль затонул.
Причиной этому стал слишком высоко расположенный центр тяжести и слишком маленькая ширина по соотношению к длине, что привело к неустойчивости корабля. В середине XX века корабль подняли со дна, отреставрировали и выставили в музее.
4. Прорыв резервуара Purity Distilling Company
15 января 1919 года стало серьёзным испытанием для Бостона. Виной всему стала компания Purity Distilling Company, а точнее, её алкогольный завод. Компания хранила патоку, используемую в то время для получения этанола, в резервуаре диаметром 27 метров и высотой 15 метров, в котором то и дело появлялись течи. Но владельцы подошли к вопросу творчески и окрасили резервуар в коричневый цвет, чтобы скрыть утечки.
Возможно, из-за усталости металла или из-за брожения (тот день выдался необычайно тёплым) резервуар не выдержал, лопнул, и на улицы города хлынула волна высотой до 4,5 метра, убив при этом 21 человека. Помимо этого, городу был нанесёт серьёзный ущерб, а всё из-за просчёта в степени нагрузки и использования неподходящего материала.
5. Повреждение Skylab
Skylab — это первая и единственная американская орбитальная станция, которую отправили на орбиту Земли в 1973 году, когда правительство серьёзно урезало бюджет НАСА. Из-за большой спешки были допущены многие ошибки. Одной из них стал неправильный расчёт аэродинамики метеороидного щита и солнечных батарей, из-за чего станция была частично повреждена ещё при запуске.
Когда экипажи Skylab не были заняты ремонтом или исследованиями вне орбитальной лаборатории, они жаловались на сильную жару на борту.
6. Катастрофа шаттла «Челленджер»
Программа «Спейс шаттл» была достаточно успешной, и все запуски проходили без серьёзных происшествий. Но 28 января 1986 года на 73-й секунде полёта шаттл «Челленджер» разрушился в воздухе, что привело к гибели всех семи членов экипажа.
Причиной трагедии стало повреждение уплотнительного кольца правого твердотопливного ускорителя при старте, которое вызвало прогорание в боку ускорителя. Это привело к разрушению хвостового крепления правого твердотопливного ускорителя и несущих структур внешнего топливного бака, возгоранию компонентов топлива и полному разрушению из-за аэродинамических перегрузок.
Проведённое после этого расследование и выводы комиссии Роджерса показали, что основная проблема заключалась в слабой политике принятия решений по техническим вопросам, в течение нескольких лет практиковавшейся в НАСА и компаниях-подрядчиках. То есть руководство одной группы, по сути, не согласовывало вносимые изменения с другими.
7. Дирижабль R101
Когда говорят о катастрофе, связанной с дирижаблем, вспоминают немецкий «Гинденбург». Однако за семь лет до его падения произошло другое — с участием дирижабля R101 британского производства. Построенный в 1929 году, R101 стал одним из самых больших дирижаблей в мире.
Ещё во время показательного полёта на аэрошоу дирижабль чуть не врезался в землю, его газовые баллоны давали течь во многих местах. При качке газовые клапаны новой конструкции слегка приоткрывались, давая непрерывную утечку водорода, из-за чего летательный аппарат постоянно терял подъёмную силу.
Инженеры решили эту проблему тем, что удлинили раму и добавили ещё один газовый баллон, а также заменили обшивку и повернули пропеллеры в обратную сторону, для того чтобы дирижабль не нырял во время обратного перелёта.
5 октября 1930 года, выполняя рейс до Британской Индии, R101 рухнул и разбился. Жертвами катастрофы стали 48 человек. Для сравнения: при падении «Гинденбурга» погибло 36 человек. Следственная комиссия пришла к выводу, что причиной послужило повреждение внешней оболочки верхней части носа дирижабля из-за сильного порыва ветра, что не просчитали инженеры, хотя это одно из первых вероятных событий, о которых они должны были думать.
Это привело к разрушению газового баллона и утечке водорода. Дирижабль накренился и стал опускаться, после чего врезался в склон холма. После этой катастрофы Великобритания свернула свои программы по созданию аппаратов легче воздуха.
6 ситуаций, когда человеческая глупость приводила к страшным последствиям
Самые большие ошибки человечества — статуи острова Пасхи, Пизанская башня, Аляска, Сараевское убийство.
Статуи острова Пасхи
Именно строителей статуй моаи обычно винят в исчезновении деревьев с некогда райского уголка нашей планеты – острова Пасхи. Исследования острова подтвердили – когда-то здесь была обильная растительность и густые леса. Сегодня остров лыс и напоминает неподнятую целину.
Вырубка лесов началась сразу после заселения острова. Население росло, а древесина использовалась для строительства домов, каноэ, топлива и переноса огромных статуй моаи. В результате приблизительно к 1600 году здесь почти не осталось деревьев. К этому же периоду относится и прекращение строительства статуй.
Стоит ли говорить, что уничтожение лесов очень отразилось на жизни островитян и микроклимате самого острова. Отныне людям приходилось селиться в пещерах или сооружать хлипкие домишки из тростника. Печальная участь ждала и рыболовство – с исчезновением деревьев не из чего стало строить каноэ. «Облысение» острова привело к тому же к сильной эрозии почвы, поэтому существенно снизились и урожаи. Количество населения стало таять, а после – и деградировать: началась вражда между племенами, появились рабство и каннибализм.
Между тем не все ученые считают, что к катастрофе привела только лишь бездумная вырубка лесов: ученый Терри Ханта, например, полагает, что деревья с острова исчезли благодаря полинезийским крысам (завезенным первыми поселенцами), которые и подъели семена растений.
Пизанская башня
Автором проекта Пизанской башни является архитектор Бонанно Пизано. Строительство началось в 1173 году и продолжалось аж до 1360 года, правда, с большим перерывом. В свое время считалось, что наклон башни – оригинальная идея ее архитекторов, но сегодня, конечно, это предположение представляется маловероятным. Инженерное решение было ошибочным изначально: фундамент башни слишком мал и не рассчитан на мягкую почву города Пизы.
Башня начала кренится сразу – еще в процессе строительства – и продолжала наклоняться вплоть до 2008 года. Сама башня наклонена, а вот колокольня, увенчивающая ее верх, стоит более ровно.
«Титаник»
Едва ли «Титаник» стал бы легендой, если бы на его борту оказалось достаточное количество шлюпок, и все пассажиры бы спаслись. По проекту на «Титанике» должно было разместиться 48 шлюпок, однако, по настоянию владельцев лайнера, которые были уверены в его непотопляемости, их число было сокращено до 20. Эта вавилонская самонадеянность, как известно, и погубила жизни почти 1500 человек, которые ушли на дно Атлантики вместе гигантским пароходом.
Сараевское убийство
Именно оно, как известно, стало поводом к объявлению Первой мировой войны. 28 июня 1914 года эрцгерцог австрийский Франц Фердинанд прибыл в Сараево – столицу Боснии и Герцоговины, возвращаясь в Австрию после военных учений.
В тот злополучный день эрцгерцог ходил по острию ножа. Когда кортеж Фердинанда направлялся в сторону городской ратуши, 19-летний террорист Неделько Габринович метнул в сторону автомобиля наследника австрийского престола гранату. Но водитель заметил это и успел резко набрать скорость, в результате граната пролетела мимо и взорвала автомобили, следовавшие сзади. Несколько осколков попало и в машину Фердинанда, но никто из ее пассажиров не пострадал.
Участвовавший в торжественной встрече в ратуше один из придворных эрцгерцога барон Морсе предложил австро-венгерскому наместнику Боснии и Герцоговины Оскару Потиореку разогнать людей на улицах (после торжества Франц Фердинанд вместе с супругой намерен был посетить госпиталь, куда привезли раненых в результате первого покушения). На что Потиорек ответил: «Вы думаете, что Сараево кишит убийцами?»
Но тот же Потиорек забыл сообщить шоферу эрцгерцога об изменении маршрута, по которому машина Франца Фердинанда должна была ехать в госпиталь, и тот свернул не на ту улицу. Когда же Потиорек заметил ошибку и водитель стал разворачивать машину, к автомобилю внезапно подскочил 20-летний террорист Гаврило Принцип и выстрелил в супругу эрцгерцога, а затем и в него самого. Спустя месяц Австро-Венгрия, обвинявшая в причастности к покушению Сербию, объявила этой стране войну – это стало началом Первой Мировой войны.
Аляска
7,2 млн долларов золотом – именно во столько обошлась Аляска Соединенным Штатам Америки в 1867 году – карманные деньги для какого-нибудь акционера ОАО «Газпром» в наши дни. Примерно в это же время на Аляске было обнаружено золото, которого за годы золотой лихорадки было добыто здесь примерно 1000 тонн. По ценам на апрель 2005 года цена на это золото составила 13-14 млрд долларов.
Нашли опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl + Enter.
Многие ненавидят математику, хотя весь мир держится на математике. Огромные суммы денег и оборудование стоимостью в миллионы долларов были потеряны просто потому, что кто-то допустил крошечную математическую ошибку. Компьютеры тоже совершали подобные ошибки, но это все равно можно списать на людей, поскольку мы занимались программированием.
Для ясности, некоторые катастрофы были вызваны ошибками, связанными со сложной математикой, что, возможно, более простительно. Однако те, что мы приводим здесь, — это в основном до смешного простые ошибки, которые не смог бы совершить даже ученик начальной школы.
10 Ракетная атака Скад войны в Персидском заливе
Источник фото: Spc. Henry
25 февраля 1991 года иракская ракета «Скад» поразила базу армии США в Дхаране, Саудовская Аравия, убив 28 солдат и ранив еще 100. Катастрофа была неожиданной, учитывая, что база была защищена системой противовоздушной обороны Patriot. Расследование показало, что система не пыталась перехватить «Скад».
Ошибка была отслежена в программном обеспечении, питающем часы системы. Часы регистрировали время в децисекундах (одна десятая секунды), но хранили эти данные как целое число. Для этого время преобразовывалось в 24-битное число с плавающей запятой. Однако округление времени для его преобразования приводило к постепенному увеличению неточности в процессе работы системы. В результате система не смогла перехватить ракеты после 20 часов непрерывного использования.
На момент атаки ракетная батарея Patriot проработала 100 часов. Разница во времени была такова, что она искала приближающуюся ракету не в той части неба и поэтому не обнаружила цель. Армия США была поставлена в известность об этой проблеме с программным обеспечением и выпустила обновление 16 февраля. Обновление поступило на базу в Дхаране только 26 февраля, через день после атаки.
9 Испанская программа S-Submarine
Источник фото: AP/Navantia
В 2003 году Испания запустила программу строительства подводных лодок S-80 стоимостью 2,7 миллиарда долларов, чтобы построить четыре дизель-электрические подводные лодки для военно-морского флота Испании. Испания почти завершила строительство одной из подводных лодок в 2013 году, когда обнаружила, что она на 70 тонн тяжелее, чем должна была быть. ВМС Испании опасались, что подводная лодка никогда не всплывет, если уйдет под воду.
Подводная лодка оказалась тяжелой после того, как во время расчетов кто-то поставил запятую не на то место. Никто не обнаружил ошибку, пока первая подводная лодка не была закончена, а три другие уже строились. Позже Испания заключила сделку на 14 миллионов долларов с компанией Electric Boat из Гротона, штат Коннектикут, чтобы помочь им уменьшить вес подводной лодки весом 2 200 тонн.
8 Рейс 143 авиакомпании Air Canada
Источник фото: Wikimedia Commons
В июле 1983 года самолет Boeing 767 авиакомпании Air Canada, летевший из Оттавы в Эдмонтон с 69 пассажирами и членами экипажа, совершил аварийную посадку после того, как на высоте 12 500 метров (41 000 футов) закончилось топливо. Двигатели внезапно потеряли мощность, и самолет начал скользить к земле. Он пролетел 100 километров (60 миль), прежде чем приземлиться в Гимли, штат Манитоба.
Он упал на ипподром, который изначально был взлетно-посадочной полосой. К счастью, погибших не было. Однако два человека получили незначительные травмы, а носовое шасси было разрушено. Эта посадка принесла рейсу 143 прозвище «планер Гимли».
Причиной аварии стала ошибка при пересчете. Air Canada использовала имперскую систему измерения, но переходила на метрическую систему, которую уже использовал этот Boeing 767. При заправке самолета наземный персонал Air Canada использовал имперскую систему. Они измеряли топливо в фунтах, а не в килограммах.
Один килограмм равен 2,2 фунта. Это означало, что в самолете было только половина топлива, необходимого для завершения полета. Пилоты не заметили этого расхождения, потому что указатель уровня топлива не работал. Наземные экипажи использовали капельные палочки для измерения количества топлива во время заправки баков.
Интересно, что наземные экипажи допустили ошибку дважды. Первый раз — в Монреале, а второй — в Оттаве. Самолет совершил перелет из Монреаля в Оттаву без происшествий, но буквально налетел на проблемы, когда летел из Оттавы в Эдмонтон.
7 Судно Vasa
Источник фото: Javier Kohen
10 августа 1628 года Швеция спустила на воду новый, хорошо вооруженный и большой военный корабль «Васа». Судно не проплыло и 20 минут, как затонуло менее чем в миле от берега. Тридцать человек погибли при затоплении. Позднее, в 20 веке, корабль был извлечен и сейчас хранится в музее Васа.
Историки измерили весь корабль и обнаружили, что его строители использовали две разные единицы измерения. Одна из них — шведский фут, а другая — амстердамский фут. Шведский фут равен 12 дюймам, а амстердамский фут — 11 дюймам.
Разница между двумя единицами измерения привела к тому, что одна сторона корабля оказалась тяжелее другой. Именно поэтому корабль накренился на одну сторону и быстро затонул после того, как на него обрушились два порыва ветра. Историки добавляют, что действие ветра усугублялось тем, что верхняя часть корабля была тяжелее нижней.
6 Марсианский климатический орбитальный аппарат
Источник фото: NASA/JPL
Mars Climate Orbiter — это совместный проект Lockheed Martin и NASA / JPL стоимостью 125 миллионов долларов. Проект потерпел неприятный конец, когда орбитальный аппарат, скорее всего, врезался в Марс из-за простой ошибки преобразования в 1999 году. Lockheed Martin использовала имперскую систему измерения при программировании программного обеспечения, но НАСА использовало метрическую систему.
Инженеры. в НАСА обнаружили бы ошибку, если бы они обратили внимание. Однако они этого не сделали. Никто не осознавал, что что-то не так на протяжении девятимесячного путешествия Mars Climate Orbiter на Марс. Ошибка стала очевидной только тогда, когда НАСА потеряло контакт с орбитальным аппаратом.
В ответ на инцидент Джон Логсдон из Института космической политики Университета Джорджа Вашингтона сказал, что все это «глупо». Джон Пайк из Федерации американских ученых добавил: «Было неловко потерять космический корабль из-за такой простой математической ошибки».
5 Взрыв ракеты Ариан
4 июня 1996 года ракета Ariane 5 Европейского космического агентства взорвалась через 37 секунд после взлета. На борту корабля находились четыре спутника. Ракета и спутники стоят 370 миллионов долларов. Авария была связана с ошибкой целочисленного переполнения в программном обеспечении, используемом для запуска ракеты.
Целочисленное переполнение — это математическая ошибка, которая возникает, когда числа, генерируемые системой, превышают объем памяти этой системы. Ariane 5 работал на 16-битном программном обеспечении, способном хранить до 32 767 цифр. Ракете удалось создать намного больше цифр.
Европейское космическое агентство использовало то же программное обеспечение, которое ранее использовалось в ракетах Ariane 4. У них были проблемы с Ariane 5, потому что он был быстрее, чем Ariane 4. Чем быстрее, тем больше цифры. Программное обеспечение не могло обрабатывать большие показания, в результате чего ракета выходила из строя. Наземный контроль приказал ему самоуничтожиться.
4 Выплата дивидендов и обратный выкуп акций Bank Of America
Федеральная резервная система регулярно подвергает банки стресс тестам. Стресс-тест — это анализ финансового состояния банка в условиях стимулируемой негативной экономической ситуации. Стресс-тесты необходимы, чтобы определить, является ли банк достаточно здоровым, чтобы преодолеть ужасную рецессию или финансовый кризис.
В 2014 году Bank of America показал, что он прошел стресс-тест Федеральной резервной системы впервые после Финансовый кризис 2008 года. Банк добавил, что собирается выплатить дивиденды своим акционерам и выкупить акции на сумму 4 миллиарда долларов. Позже банк отозвал это заявление и сообщил, что в нем были допущены ошибки.
Bank of America не прошел стресс-тест. Он так подумал только потому, что ошибся при определении стоимости некоторых облигаций, принадлежащих его дочерней компании Merrill Lynch. Акционеры были недовольны, и акции банка упали на 9 миллиардов долларов (пять процентов от его общей стоимости) в тот же день, когда была обнаружена ошибка.
3 Проблема моста Лауфенберга
Некоторое время назад Германия и Швейцария согласились построить мост через Рейн между своими городами по обе стороны, оба назывались Лауфенбург. Согласно соглашению, каждая страна начнет строительство со своей стороны реки и встретится посередине. Строительство моста близилось к завершению в 2003 году, когда обе страны осознали, что одна половина моста на 54 сантиметра (21 дюйм) выше другой.
Ошибка возникла из-за того, как каждая страна определила термин « уровень моря.» В большинстве стран используются разные методы определения уровня моря, учитывая, что он не везде одинаков. Германия использует Северное море для определения своего уровня моря, в то время как Швейцария предпочитает Средиземное море.
Между соответствующими уровнями моря в этих странах разница в 27 сантиметров. Германия и Швейцария знали это и учли это в своих расчетах. Однако кто-то сделал это таким образом, что несоответствие увеличилось вдвое, в результате чего одна сторона моста поднялась на 54 сантиметра больше, чем должна.
2 Проблема с негабаритными поездами во Франции
В 2014 году Societe Nationale des Chemins de Fer francai (SNCF), государственный железнодорожный оператор Франции, обнаружил, что его новые высокоскоростные поезда слишком широки для 1300 станций по всей стране. Проблема заключалась в том, что он заказал 1860 поездов у французской компании Alstom и канадской Bombardier. SNCF определила, что необходимо уменьшить ширину поездов, чтобы станции могли их принимать. Ошибка стоила миллионы евро.
Инцидент вызвал некоторое недовольство во Франции; министр транспорта назвал это «комически трагичным». Canard Enchaine , еженедельная сатирическая газета, сделала карикатуру, в которой пассажирам на платформе велели «втянуть живот», когда к станции приближался один из новых поездов.
Ошибка произошла из-за того, что французские вокзалы различаются по размеру. SNCF знала об этом и попросила Reseau ferre de France (RFF), которое отвечало за пути, измерить пространство вокруг путей. SNCF и RFF столкнулись с некоторыми проблемами после того, как стало известно, что RFF пропустила 1300 старых станций в своих первоначальных расчетах. Эти станции были уже других. Было уже слишком поздно, так как некоторые поезда уже доставлены, а другие строятся.
1 Ошибка муниципального совета Амстердама с выплатой жилищных пособий в размере 188 миллионов евро
В декабре 2013 года финансовое управление городской совет Амстердама направил 188 миллионов евро более чем 10 000 бедных семей, живущих в городе. Позже город обнаружил, что в платежах произошла ошибка. Первоначально планировалось отправить 1,8 миллиона евро, а не 188 миллионов евро.
Платежное программное обеспечение было запрограммировано в центах, а не в евро. Люди получили 15 500 евро вместо 155 и, в одном случае, 34 000 евро вместо 340 евро.
К счастью, городу удалось вернуть все деньги, за исключением 2,4 миллиона евро на тот момент. ошибка была обнаружена в новостях. Ожидалось, что городу будет сложно вернуть 1,2 миллиона евро из этой суммы. Это значительная сумма, наряду с 300 000 евро, которые город уже потратил на ликвидацию последствий катастрофы.
Наука охватывает широкий спектр областей исследований. Научные исследования всегда связаны с ответственностью. Когда учёные пренебрегают этикой и осторожностью или эксперимент идёт не по плану, это может вылиться в катастрофу. В данной статье представлены десять экспериментов с неудовлетворительными социальными результатами.
10. Эксперименты в государственной школе Уиллоубрук
В государственной школе Уиллоубрук (штат Нью-Йорк) для детей с задержкой умственного развития вспышки гепатита происходили естественным образом, а также в результате проведения неэтичных экспериментов. В этой школе в Статен-Айленде доктор Сол Кругман провёл несколько тревожных экспериментов, в ходе которых он намеренно заразил детей с умственными недостатками гепатитом, а затем следил за развитием инфекции в научно-исследовательских целях.
Исследование началось в 1956 году и продолжалось в течение 14 лет. Хуже того, родителям часто говорили, что их детей смогут принять в школу, если они дадут согласие на их участие в экспериментах с гепатитом вместо оплаты высоких вступительных взносов.
Различные учёные выразили своё мнение в знак защиты или осуждения эксперимента в докладе под названием «Письма Уиллоубрука: критика и защита».
9. Морские свинки и вирус Эбола
Эбола может считаться одним из самых страшных вирусов на Земле. Учёные пришли к данному выводу в результате экспериментов, при проведении которых отсутствовала достаточная осторожность. Российская лаборантка умерла вскоре после того, как эксперимент с вирусом Эбола пошёл не по плану. Во время проведения исследовательских работ в лаборатории «Вектор» в Новосибирске, сотрудница случайно травмировала себя иглой шприца и заразилась вирусом Эбола. Как такое могло произойти? Дело в том, что женщина брала кровь у инфицированных морских свинок.
Существуют различные подтипы вируса Эбола, и все они опасны в разной степени. Лихорадка Эбола убивает от 50 до 90 процентов заражённых. Хуже того, лекарства от неё на данный момент не существует, врачи лишь могут манипулировать симптомами. В данном случае исследовательница умерла спустя 14 дней после инфицирования. К сожалению, руководители «Вектора» не сообщили о несчастном случае во Всемирную организацию здравоохранения сразу же, как он произошёл, что, как считается, ещё больше снизило шансы жертвы на выживание.
8. Безумие доктора Лео Стэнли
Доктор Лео Стэнли был сумасшедшим учёным, чьи эксперименты были весьма сомнительными и крайне неэтичными. Понятное дело, они чаще всего провоцировали вред и хаос. Будучи главным хирургом калифорнийской тюрьмы Сан-Квентин, доктор проводил эксперименты на яичках заключённых с целью проверить различные странные теории. Его опыты считаются одними из самых ужасных и причудливых в американской истории. Он трансплантировал яички казнённых живым заключённым, чтобы изучить способы мужского «омоложения», а также попытаться получить представление о «биологии преступности» и найти потенциальные способы борьбы с ней.
Как известно, Стэнли также экспериментировал с пересадкой козьих, бараньих и кабаньих яичек заключённым. Более того, он проводил евгенические эксперименты и принудительную стерилизацию. Сотни заключённых стали жертвами странных исследований доктора Стэнли.
7. Скандал вокруг радиации в тюрьмах Вашингтона и Орегона
С 1963 по 1973 год десятки заключённых, содержавшихся в тюрьмах Вашингтона и Орегона, подвергались воздействию радиации. Учёные хотели проверить, как она повлияет на их репродуктивные органы.
Купившись на денежные обещания и намёки на условно-досрочное освобождение, 130 заключённых позволили Вашингтонскому университету испытать на них радиацию по приказу правительства США. Дозы облучения составляли 400 рад. Чтобы подвергнуться такому количеству радиации, нужно сделать 2400 рентгеновских снимков грудной клетки с интервалом в 10 минут. Заключённым не сообщили о том, насколько вредны эксперименты, и они получили финансовые выплаты только после того, как подали коллективный иск. Доктору Карлу Хеллеру, «безумному учёному», стоявшему за этими жестокими экспериментами, на десять лет предоставили грант в размере 1,2 миллиона долларов. Заключённым, которые стали участниками неэтичного эксперимента, проводили вазэктомию, если радиация повреждала их ДНК настолько, что они могли стать отцами детей с генетическими отклонениями.
6. Смерти в результате ядерных испытаний
Летом 2019 года ключевой российский центр по исследованию ядерного оружия в городе Саров, расположенном в 400 км к востоку от Москвы, стал местом гибели нескольких исследователей. С 1946 года и по сей день в Сарове проводятся самые разнообразные ядерные испытания. Инцидент окутан тайной, но мы знаем, что пять сотрудников центра погибли после того, как ядерный проект, над которым они работали, начал развиваться не по плану. Авария не только убила пятерых человек, но и подвергла близлежащие населённые пункты воздействию высоких доз радиации.
По словам российских чиновников, испытания были направлены на разработку небольшого реактора в качестве источника энергии для систем вооружения. Смерти сотрудников списали на ошибку, которую «изучат», чтобы предотвратить подобные несчастные случаи в будущем.
5. Гладкая шпорцевая лягушка – тесты на беременность
African Clawed Frogs
Раньше тесты на беременность заменяли гладкие шпорцевые лягушки. Им вводили под кожу женскую мочу, и если они откладывали яйца, то пациентка была беременной. Этот метод был в моде в 1940-х и 1950-х гг. Но когда появились лучшие методы, многих лягушки, преимущественно родом из Африки, выпустили из лабораторий, что привело к серьёзным проблемам с инвазивными видами, а также передачей патогена.
Гладкие шпорцевые лягушки являются не только хищниками, но и серьёзными переносчиками болезней; они причиняют вред многочисленным местным земноводным с помощью грибка Batrachochytrium dendrobatidis. Гладкие шпорцевые лягушки в настоящее время распространены в ряде американских штатов, а их потомков находят даже в самых холодных местах, таких как Великобритания, Нидерланды и Германия. Гладкие шпорцевые лягушки запрещены в ряде американских штатов, поскольку они конкурируют с шокирующим множеством местных видов, начиная от земноводных и заканчивая рыбой. Грибок Batrachochytrium dendrobatidis, смертельно опасный для многих местных земноводных и переносимый гладкими шпорцевыми лягушками, является трагическим наследием тестов на беременность, уничтожающим местные популяции. Проблема усугубляется высоким иммунитетом лягушек данного вида, что делает их особо опасными переносчиками.
4. Корнелиус – безумный исследователь раковых заболеваний
“I’ve killed eight of my patients”: Dr. Cornelius Rhoads in Puerto Rico
Патологоанатом, получивший образование в Гарварде, доктор Корнелиус Роудс был одним из самых уважаемых исследователей рака 20-го века, прежде чем он попал в немилость. Высшая награда, некогда присуждаемая учёным Американской ассоциацией исследований рака, Премия Корнелиуса Роудса, была названа в честь этого исследователя – до того, как он был обвинён в преднамеренном заражении пациентов в Пуэрто-Рико раковыми клетками.
Доктор Роудс выразил свои предосудительные взгляды в написанном от руки письме. В нём он заявил, что народ Пуэрто-Рико, «без сомнения, самая грязная, ленивая, дегенеративная и вороватая раса людей, когда-либо населявших планету… Остров нуждается не в системе общественного здравоохранения, а в приливной волне, которая полностью уничтожила бы население». В результате экспериментов несколько пуэрториканцев погибли от рук доктора, когда-то удостоенного чести за работу, которая на самом деле произошла за счёт невинных жертв. В результате награда в честь Роудса была переименована в 2003 году, а его самого лишили предоставленной чести.
3. Проект Stormfury
Проектом Stormfury назывались испытания Соединённых Штатов того, что должно было быть штормом, сдерживающим ледяные кристаллы. На самом деле они не смогли эффективно остановить ураганы, которые продолжали приводить к массовым потерям жизней.
В период между 1962 и 1983 годами американские правительственные самолёты с оборудованием для высвобождения йодида серебра залетали прямо в центр ураганов. Йодид серебра должен был привести к замерзанию переохлаждённой воды внутри урагана, что, как ожидалось, уничтожит его, нарушив метеорологическую структуру. К сожалению, усилия в значительной степени оказались потраченными впустую, поскольку в последующие годы было обнаружено, что переохлаждённая вода присутствует внутри урагана в недостаточных количествах, чтобы йодид серебра мог уничтожить его.
2. Испытания химического оружия в Австралии
В 1942 году Австралия оказалась в гуще военных событий Второй мировой войны, когда японская агрессия породила больше вопросов, нежели ответов, о том, как иприт (горчичный газ) ведёт себя в тропическом климате. Япония уже применила химическое оружие против Китая; существовали опасения, что следующей будет Австралия. Таким образом, учёные решили провести эксперименты на людях с использованием газовой камеры, которую привезли из Таунсвилла в Мельбурн на трёхтонном грузовике.
Беда в том, что опасность воздействия иприта недооценили. В последующие три года был проведён ряд секретных испытаний. Исследование включало в себя эксперименты с газовыми камерами при участии добровольцев, которые были новобранцами австралийских вооружённых сил и, по-видимому, не до конца понимали степень потенциального вреда. Тропические условия в четыре раза увеличили степень воздействия иприта, оставив многих участников с жуткими травмами.
1. Исследование сибирской язвы
26 июля 1963 года исследователи намеренно выбросили коробок из окна поезда, покидавшего железнодорожный вокзал в южном Лондоне. В нём был порошок со спорами бактерии Bacillus globigii; она представляет собой опасность для здоровья человека и предназначена для имитации вспышки сибирской язвы. Таким образом, гражданские лица подверглись воздействию опасного агента ввиду неправильных в то время рассуждений о том, что он не был вредным. Целью учёных было оценить воздействие Bacillus globigii на человека и предсказать вред от реальной вспышки сибирской язвы. Как оказалось, бактерии Bacillus globigii являются патогенными и способны вызвать пищевое отравление, септицемию и инфекции глаз.
Специально для читателей моего блога Muz4in.Net – по материалам сайта toptenz.net
«Не ошибается тот, кто ничего не делает» — знакомая всем фраза из детства. Однако незначительный и импульсивный просчет способен стать причиной смерти миллионов людей, войны или масштабных катастроф.
Озеро Пенёр, расположенное в штате Луизиана, было пресным до 21 ноября 1980 года. Компания Wilson Brothers Corporation пыталась найти нефть под дном озера, а вместо этого нашла соляную шахту, принадлежавшую другой компании. Шахту затопило, озеро обмелело, и его заполнила соленая вода из канала Делькамбр. Единственный плюс — во время катастрофы ни один человек не пострадал.
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Сосна по имени Прометей, одно из старейших деревьев мира возрастом в 5 тысяч лет, была срублена в 1964 году географом Дональдом Карри. Он изучал климатические изменения в эпоху Малого ледникового периода, занимаясь дендроклиматологией. Прометея срубили вполне официально, со всеми разрешениями от местных властей, и лишь потом удалось установить его истинный возраст.
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Японская компания Kong? Gumi, в основном занимавшаяся строительством буддистских храмов, являлась старейшей непрерывно существующей фирмой в мире. Она безостановочно функционировала почти полтора тысячелетия — с 578 года. Увы, из-за ряда ошибок в 2006 «Конго гумми» была поглощена другой корпорацией, а в 2007 обанкротилась.
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Многие знают, что знаменитую фирму Apple основали Стив Возняк и Стив Джобс, но третий человек — Рональд Уэйн — зачастую остается в тени. А ведь именно он придумал первый логотип компании и написал первое руководство для Apple I. В 1976 году Уэйн продал принадлежавшие ему 10% от Apple за 800 долларов. Если бы он подождал около 30 лет, то его доля стоила бы примерно 35 миллиардов долларов.
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Телескоп «Хаббл», запущенный на орбиту в 1990 году, был одним из наиболее дорогостоящих космических проектов своего времени. И лишь через пару недель после запуска выяснилось, что его главное зеркало оказалось дефективным и передавало изображение значительно хуже, чем ожидалось. Установить на «Хаббл» систему, корректирующую дефект, удалось лишь через три года.
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Один из самых ужасающих пожаров в истории Калифорнии случился в 2003 году. Так называемый «Кедровый пожар» выжег более тысячи квадратных километров земли, уничтожив около трех тысяч домов и убив пятнадцать человек. Причем начался он с одной неудачной сигнальной ракеты, запущенной заблудившимся охотником.
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
17 сентября 1788 года, во время австро-турецкой войны 1787−1791 гг., случилась битва при Карансебеше — пожалуй, ярчайший пример «дружественного огня» в истории. В австрийском войске начались стычки пьяных солдат, которые стихийно переросли в массовую панику. Когда турки прибыли на поле боя через два дня, то обнаружили там 10 тысяч раненых и убитых австрийских солдат, остальная армия разбежалась.
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Одной из причин Великого Китайского голода 1959−1961 годов, из-за которого погибло около 15 миллионов человек, послужила знаменитая кампания по уничтожению воробьев. За неполные полгода в Китае истребили около 2 миллиардов птиц, что привело к многократному увеличению поголовья гусениц и саранчи. Когда власти осознали свою ошибку, было уже поздно.
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
В 1997 году Марк Рэндольф забыл вернуть кассету в прокатный пункт, принадлежавший фирме Blockbuster, и вынужден был заплатить штраф в 40 $. Это настолько его задело, что он стал сооснователем Netflix — компании, поставляющей фильмы на заказ. Она не только разорила Blockbuster, но и стала одной из самых известных мультимедийных компаний в мире, стоящей на сегодняшний день около 40 миллиардов долларов.
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Великий пожар в Лондоне 1666 года, уничтоживший 13500 домов и 87 церквей, включая Собор святого Павла, начался в пекарне Томаса Фарринера на улице Паддинг-лейн. В те времена было распространено мнение, что поджог совершил французский шпион, но вероятнее всего возгорание произошло по причине небрежности пекаря.
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Источник
Мы привыкли к математическим ошибкам в тетрадях учеников. Там это не фатально. А вот история хранит примеры математических ошибок, которые послужили причиной известных катастроф.
Начнем с «Титаника»
Существует много теорий о том, как можно было предотвратить гибель «Титаника», как можно было избежать столкновения с айсбергом. Но если бы не была допущена ошибка в расчетах при проектировании корабля, то катастрофы, вероятнее всего, не случилось бы.
А все дело – в центральном винте лайнера. Всего их было три – центральный, управляемый паровой турбиной, и два наружных винта, приводящихся в движение поршневыми двигателями.
У парового двигателя перед поршневым преимущество в меньшем размере и в эффективности. Но есть и недостаток – паровая турбина может вращаться только в одну сторону, поскольку пар не может менять направление.
Поэтому, когда была дана команда «полный назад», чтобы избежать столкновения с айсбергом, наружные винты закрутились в обратную сторону, а центральный просто остановился. При этом замерший центральный винт стал мешать управлению судном. Потеря управления и послужила главной причиной катастрофы.
Шведский корабль «Ваза»
В Стокгольме есть Музей Ваза (Васа). В нем представлен почти полностью сохранившийся большой и хорошо вооруженный 64-пушечный корабль XVII века «Ваза».
История его плаваний была коротка. Корабль единственный раз вышел в море и затонул через 20 минут. Подняли его со дна только в XX веке и разместили в музее.
Историки выяснили причину такой неожиданной и внезапной гибели корабля. Измерив его размеры, они пришли к выводу, что кораблестроители использовали две разных единицы измерения – шведский и амстердамский футы, отличающиеся друг от друга почти на 2,5 см. В итоге, одна сторона корабля оказалась тяжелее другой, а верх – тяжелее низа. От порывов ветра судно накренилось на один бок и быстро затонуло.
Автоматическая межпланетная станция Mars Climate Orbiter
История крушения корабля XVII века повторилась в веке XX, но уже с космической станцией.
Девять месяцев Mars Climate Orbiter летел на Марс, а при входе в атмосферу красной планеты с ним исчезла связь. Как потом определили, он там развалился на части.
Причина катастрофы – разные системы мер. В программном обеспечении межпланетной станции использовали ньютон – единицу измерения силы международной системы единиц (СИ), в то время как программное обеспечение на Земле, которое подавало команды Mars Climate Orbiter, использовало британскую единицу измерения (фунт-сила).
Эта катастрофа стала одной из причин окончательного и полного перехода NASA на метрическую систему в 2007 году.
Квадратные иллюминаторы самолета
Оказывается, так было – в первом в мире реактивном коммерческом авиалайнере Comet британской авиастроительной компании de Havilland.
Одновременно две авиакатастрофы произошли с этими самолетами в 1954 году – они развалились прямо в полете.
Причина была не ясна, пока не провели тестирование кабины самолета путем симуляции давления. Корпус лопнул, и разлом начался как раз с углов квадратных иллюминаторов.
Углы – слабые места квадратных или прямоугольных конструкций. При проектировании об этом не подумали. Хотя, если посмотреть на старый разрушающийся дом, то трещины на его стенах обязательно будут проходить через оконные углы.
На иллюминаторах круглой формы давление распределяется равномерно, что не позволяет появиться трещинам. Именно поэтому сейчас у всех самолетов иллюминаторы круглые. А не потому что так красивее.
Финансовая ошибка
Ошибки такого рода менее опасны, они не ведут к гибели людей. Но, например, для городского бюджета могут быть действительно катастрофическими.
Вот сюжет. В 2013 году финансовое управление городского совета Амстердама отправило 188 миллионов евро в качестве материальной помощи более чем 10 000, так называемых, бедных семей, проживающих в городе. Позже обнаружилось, что в программном обеспечении был заложен расчет в центах, а не в евро. Поэтому нужно было выделить из бюджета в 100 раз меньшую сумму.
В итоге, финансовому управлению повезло. Когда в новостях было объявлено об ошибке, избыточно выплаченные деньги удалось вернуть.
Одни из самых ужасных катастроф в истории являются результатом, казалось бы, безобидных человеческих ошибок. Опечатка, погрешность в дизайне или небольшая небрежность могут привести к потере целого состояния, не говоря уже о людских жертвах и экологических последствиях.
Ниже представлены тринадцать самых дорогих ошибок в истории.
1. Взрыв «Ариана-5»: колоссальная потеря из-за ошибки программирования
Ракета «Ариан-5», орбитальная спутниковая геостационарная пусковая установка Европейского космического агентства (ЕКА), была разработана в 1995 году для замены «Ариана-4». После нескольких месяцев подготовки и контрольных испытаний её первый полёт закончился неудачей. Ракета взорвалась всего через 36,7 секунды после запуска. Более 500 миллионов долларов было потеряно из-за ошибки программирования.
2. Гибель «Титаника»
Гибель «Титаника» – одна из самых катастрофических морских ошибок в истории. Судно, принадлежавшее компании White Star Line, было построено архитекторами Томасом Эндрюсом и Александром Монтгомери Карлайлом в 1912 году. 14 апреля того же года, через четыре дня после выхода из порта, оно потерпело крушение в Атлантическом океане после столкновения с айсбергом. В результате катастрофы погибло около 1500 человек. Финансовые потери оценили в 7,5 миллиона долларов – или около 175 миллионов долларов в настоящее время.
3. Гитлер
В 1914 году Генри Танди, который служил в рядах британской армии во время Первой мировой войны, нашёл в канаве раненого и безоружного немецкого солдата. Совесть не позволила ему застрелить его хладнокровным образом. Таким образом, он пощадил жизнь Адольфа Гитлера.
4. Авария на АЭС Три-Майл-Айленд: самая страшная ядерная катастрофа в Соединённых Штатах
В 1978 году атомная электростанция Три-Майл-Айленд, расположенная в штате Пенсильвания, стала местом самой страшной ядерной катастрофы в Соединённых Штатах. В ночь на 28 марта в результате механических неисправностей, человеческого фактора и погрешностей в дизайне ядро второго реактора расплавилось и высвободило радиоактивные газы в окружающую среду. По мнению Международного агентства по атомной энергии, эта катастрофа стала поворотным моментом в истории мирового сектора ядерной промышленности. После аварии Соединённые Штаты отказались от строительства новых атомных электростанций.
5. SNCF и негабаритные поезда
В 2014 году Société Nationale des Chemins de Fer Français (SNCF), национальная железнодорожная компания Франции, и Réseau Ferré de France (RFF) навлекли на себя гнев политического мира. Чтобы разместить большее число пассажиров и предоставить им больше места, SNCF заказала 340 поездов, которые оказались слишком широкими, чтобы пройти через некоторые французские станции. Таким образом, компания была вынуждена потратить 50 миллионов евро, чтобы переделать в экстренном порядке 1300 платформ.
6. Заблудившийся охотник спровоцировал один из самых больших лесных пожаров в Калифорнии
В 2003 году 34-летний охотник заблудился в лесу в округе Сан-Диего (штат Калифорния) и разжёг костёр, чтобы получить помощь. Он потерял контроль над огнём, ввиду чего начался один из самых разрушительных пожаров в истории Калифорнии. «Кедровый пожар» привёл к потере 1,2 миллиарда долларов, уничтожил более 110 500 гектаров леса, разрушил 2820 зданий и стал причиной гибели 15 человек, включая одного пожарного. Виновник был приговорён к 960 часам общественных работ, а также штрафу в размере 9000 долларов.
7. Типографическая ошибка, которая стоила 225 миллионов долларов
Типографская ошибка обошлась японской компании Mizuho Securities в 225 миллионов долларов. 8 декабря 2005 года бренд издал приказ о продаже 610 000 акций по одной иене за штуку. На самом деле они планировали продать одну акцию J-Com за 610 000 иен (около 5000 евро) на Токийской фондовой бирже.
8. Взрыв на нефтедобывающей платформе Piper Alpha из-за клапана
Взрыв и пожар на платформе Piper Alpha – самая смертоносная авария в истории нефтедобычи. Эта катастрофа произошла в ночь на среду, 6 июля 1988 года; она была вызвана несущественной технической неисправностью и ошибкой связи. В результате взрыва погибли 167 человек, а ремонт обошёлся в 3,4 миллиарда долларов.
9. Пьяный капитан нефтяного танкера спровоцировал экологическую катастрофу на Аляске
В 1989 году нефтяной танкер Exxon-Valdez стал причиной худшего разлива нефти в истории с точки зрения ущерба, нанесённого окружающей среде. Тогда он перевозил 180 000 тонн нефти брутто. В результате аварии было повреждено 11 из 13 цистерн, находившихся на борту, и в воду вылилось 40 000 тонн сырой нефти. Это привело к загрязнению 800 км побережья и гибели 300 000 птиц. Нефтяная группа ExxonMobil потратила более 3,4 миллиарда долларов на очистку побережья и морского дна, выплату компенсаций более чем 30 000 рыбакам и судебные разбирательства. Следствие установило, что капитан танкера в момент аварии находился в состоянии алкогольного опьянения.
10. Операция «Росарио»
Представьте себе, что вы диктатор, который жаждет вернуть поддержку своего населения с помощью мощного патриотического импульса. В нескольких километрах от вашего побережья есть очень маленький остров, где овец больше, чем людей; до того как попасть под британское правление, он принадлежал вам. Этот остров почти не охраняется. Что делать? Вы посылаете свои войска, чтобы вторгнуться на него, думая, что Великобритания, которая находится на другом конце мира, вряд ли станет вмешиваться. Фолклендская война, которую Аргентина проиграла, в конечном итоге обошлась стране в 850 миллионов долларов и 700 погибших солдат.
11. Чернобыльская катастрофа
26 апреля 1986 года взорвался четвёртый реактор Чернобыльской АЭС. Причина? Инженеры, которые пытались провести эксперимент на станции, несмотря на запреты. Ошибка в расчётах привела к сильному взрыву, за которым последовал пожар. Радиоактивные вещества, попавшие в атмосферу, повлияли на здоровье миллионов людей. В декабре 2009 года было подсчитано, что со взрывом на Чернобыльской АЭС связано около 985 000 смертей.
12. Падение многоквартирного дома Lotus Riverside
27 июня 2009 года в 5:40 утра одно из одиннадцати зданий комплекса Lotus Riverside рухнуло в Шанхае, Китай. Расследование показало, что одна сторона дома была построена на холме высотой 10 метров, а другая – там, где находилась подземная парковка – на глубине 4,6 метра. Таким образом, были нарушены правила безопасности при рытье фундамента, что привело к обрушению тринадцатиэтажного здания. В результате этого несчастного случая один человек погиб. Шанхайский суд приговорил шестерых чиновников, виновных в трагедии, к тюремному заключению сроком до пяти лет.
13. Продажа Аляски
В 1867 году Россия продала Аляску Соединённым Штатам за 7,2 миллиона долларов. Столкнувшись с серьёзными финансовыми проблемами и опасаясь потерять колонии без какой-либо компенсации, царь Александр II решил избавиться от североамериканских территорий, которые в то время не приносили особой прибыли. Никто тогда и представить себе не мог, какое выгодное приобретение сделали США. Аляска богата природными ресурсами, такими как золото и нефть. По оценкам экономистов, запасы нефти и газа оцениваются в 200 миллиардов долларов.