Ошибки участников дорожного движения причины дтп


      Официально дорожно-транспортным происшествием (ДТП) считается дорожная ситуация с участием как минимум одного автомобиля, которая привела к порче имущества или нанесла вред здоровью людей. Выделяют несколько распространенных причин ДТП, в зависимости от главного виновника.

Речь идет о дорожно-транспортных происшествиях, причиной которых стали водители, плохое состояние дороги, неблагоприятные погодные факторы или плохое техническое состояние транспортного средства (например, неисправность рулевого управления). Нередко в возникновении аварии виноваты пешеходы и велосипедисты.

Основные причины ДТП

 В подавляющем большинстве случаев аварии происходят из-за намеренного или случайного нарушения правил дорожного движения. Как со стороны водителей, так и со стороны пешеходов. Это основная причина аварий. Речь идет о самых разнообразных нарушениях – несоблюдение скоростного режима, игнорирование правил проезда или перехода перекрестков, выезд на встречную полосу или проезд на запрещающий сигнал светофора, несоблюдение дистанции, нарушение правил пересечения железнодорожного переезда, не пристегнутый ремень безопасности.

Причины ДТП

             Употребление алкоголя за рулем. По мировой статистике порядка 35% всех аварий происходит с участием нетрезвых водителей транспортных средств. И речь идет только об официально зарегистрированных случаях, часто экспертиза просто не назначается, потому что опьянение внешне никак не проявляется. Алкоголь значительно снижает скорость реакции и маневров, а также приводит к сонливости (особенно в сочетании с усталостью);

            Общение за рулем. Сейчас существует огромное количество электронных гаджетов, которые могут использовать водители за рулем. И речь идет даже не про общение по мобильному телефону, а про отправку электронных сообщений, просмотр социальных сетей, использование мессенджеров и других программ. Все это значительно снижает внимательность водителя и приводит к замедлению реакции на опасность. Так, разговоры по мобильному телефону снижают скорость реакции на 15-20%, а печатание электронных сообщений способствует снижению внимательности в 6, а то и в 10 раз;

              Плохое техническое состояние автомобиля. Техническое состояние ТС не так часто становится причиной ДТП, но может привести к очень серьезным последствиям, вплоть до летального исхода. К примеру, из-за неправильно настроенной тормозной системы автомобиля или из-за несработавшей подушки безопасности;

            Плохое качество дорожного покрытия. Сюда же можно отнести и неисправность светофора, и неправильное расположение дорожных знаков, игнорирование правил нанесения дорожной разметки. Проблема с дорогами усугубляется еще и тем, что за аварии, спровоцированные рытвинами и ямами на опасных участках дороги, дорожные службы привлекают к ответственности крайне редко;

            Неправильное поведение на дороге пешеходов. В основном это касается перехода дороги в неположенном месте или перехода через перекресток на красный сигнал светофора. Чаще всего наезды на пешеходов, которые не соблюдают ПДД, делаются в темное время суток. Поэтому во время прогулок по вечерам и ночам стоит позаботиться о наличии светоотражающих элементов на своей одежде;

            Плохие условия погоды. Туман, сильный дождь, снег или гололед значительно снижают дальность обзора, уменьшается сцепление шин с дорожным полотном, заметно увеличивается тормозной путь автомобиля. Это лишь часть неблагоприятных погодных факторов, которые являются частой причиной ДТП.

Никогда не стоит идти на поводу у неуравновешенного, неадекватного или агрессивного водителя. Поддавшись на агрессивные выпады других участников дорожного движения, вы можете провоцировать ДТП и потратить свои нервы впустую.

ОГИБДД ОМВД России по Елецкому району

Пешеходный переход является местом повышенной опасности, так как на нем происходит пересечение в одном уровне транспортных и пешеходных потоков.

В этой конфликтной зоне участники движения – как пешеходы, так и водители – очень часто совершают ошибки и просчеты.

Причин, вызывающих ДТП при проезде пешеходного перехода, достаточно много. Рассмотрим основные.

Первая и наиболее распространенная причина ДТП из-за ошибок водителей – нарушение пункта Правил дорожного движения, предписывающего водителям при приближении к пешеходному переходу снизить скорость или остановиться, чтобы пропустить пешеходов, переходящих проезжую часть (трамвайные пути) или вступивших на нее для осуществления перехода. Далеко не все водители следуют этому предписанию Правил. Объяснить это можно только двумя обстоятельствами – недостаточной обученностью и неуважением к пешеходам. Особенно опасно неуважение к пешеходам, которых некоторые «мастера» не считают участниками движения. Такие «мастера» надеются, проезжая пешеходный переход, что пешеходы быстро перейдут дорогу, и они проедут, не снижая скорость. Но часто бывает, что пешеход не заметил автомобиль, и при таких действиях водителя происходит ДТП.

Вторая причина – это непредоставление преимущества пешеходам, переходящим проезжую часть дороги, на которую водители осуществляют поворот.

Третья причина ДТП при проезде пешеходного перехода – когда водитель переезжает пешеходный переход, не убедившись в отсутствии пешеходов перед остановившемся у перехода транспортным средством. Как правило, это вызвано неумением правильно прогнозировать развития ситуации в местах повышенной опасности при ограниченном обзоре.

Не менее распространенная ошибка водителей – обгон в непосредственной близости или на пешеходном переходе при смене сигнала светофора с запрещающего на разрешающий. Опережать другое транспортное средство в условиях ограниченного обзора, создаваемого стоящим слева или справа транспортными средствами, опасно, ибо нередки случаи, когда при включении в светофоре красного сигнала на пешеходном переходе (особенно при большой ширине проезжей части) остаются пешеходы, не успевшие закончить переход.

Первая и самая главная причина ДТП по вине пешеходов – незнание многими пешеходами Правил дорожного движения и нежелание их выполнять. Так, согласно Правилам, пешеход может переходить проезжую часть только после того, как  определит расстояние до приближающегося транспортного средства и его скорость и убедится, что переход будет для них безопасен. Это правило касается, прежде всего, перехода на нерегулируемых пешеходных переходах.

Вторая ошибка пешеходов – это невнимательность, неумение оценить ситуацию слева и справа, легкомыслие, когда пешеходы переходят дорогу, не убедившись в безопасности.

В свете изложенного Госавтоинспекция города Брянска напоминает, что дорога – это не поле боя, а территория мирного сосуществования. Соблюдая несложные Правила дорожного движения, Вы сводите риск возникновения дорожно-транспортного происшествия к нулю.

Цели занятия:

Обучающие:

  • познакомиться с органами, контролирующими дорожную безопасность;
  • изучить типичные причины  и условия возникновения дорожно-транспортных происшествий;
  • изучить факторы, влияющие на безопасность движения автотранспорта и способствующие предотвращению дорожно-транспортных происшествий.

Развивающие:

  • развивать у учащихся сознательное и ответственное отношение к вопросу личной и общественной безопасности в условиях дорожного движения;
  • развивать самостоятельность в принятии решений в дорожно-транспортных ситуациях в целях предотвращения ДТП;
  • способствовать развитию таких качеств личности как: наблюдательность, внимание, ответственность;
  • способствовать развитию точности исполнения действий,  координации, быстрой реакции, глазомера.

Воспитательные:

  • воспитать культуру безопасного поведения на дороге;
  • воспитать чувство ответственности за собственную жизнь и жизнь других людей, участников дорожно-транспортного движения;
  • способствовать осознанию необходимость умелых и решительных действий водителя в экстремальных условиях, приводящих к дорожно-транспортным происшествиям;
  • способствовать осознанию необходимости умелых и решительных  действий водителя в экстремальных  условиях, приводящих к дорожно-транспортным происшествиям;

Оборудование: рабочая тетрадь, мультимедиа.

Межпредметные связи: ОБЖ, Технология.

Время проведения: 90 минут.

Тип занятия: Изучение нового учебного материала.

Этапы занятия:

  • Организационный момент – 3 мин.
  • Актуализация опорных знаний, умений и мотивационных состояний – 7 мин.
  • Постановка цели занятия  и актуализация изучения нового материала – 8 мин.
  • Изучение нового материала – 45 мин.
  • Закрепление изученного материала – 10 мин.
  • Целевой обход учителя – 9 мин.
  • Заключение, анализ и оценка занятие – 5 мин.
  • Выдача домашнего задания – 3 мин.

Ход занятия

1. Организационный момент

Отметка присутствующих и проверка готовности учащихся к занятию.

2. Актуализация опорных знаний, умений и мотивационных состояний

Фронтальный опрос и эвристическая беседа по понятиям:

  • дорожно-транспортные ситуации, которые могут стать причинами ДТП;
  • действия  водителя в экстремальных ситуациях.

3. Постановка цели занятия и актуализация изучения нового материала

Дорожно-транспортное происшествие (ДТП) – это событие, возникшее в процессе движения по дороге автотранспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, сооружения, грузы, окружающая среда, либо причинен иной материальный ущерб. ДТП является следствием транспортной аварии, возникшей в процессе дорожного движения из-за отказов транспортного средства, ошибок водителей, пассажиров, пешеходов, повреждений дорог, путей, придорожных сооружений и транспортируемых грузов. ДТП может быть вызвано также неблагоприятными и опасными природными процессами – ураганами, лавинами, селями, наводнениями, землетрясениями, снегопадами. В России в дорожно-транспортных происшествиях на автомобильных дорогах ежегодно погибает около 30 тыс. человек. Анализ аварийности в РФ показывает, что по сравнению с зарубежными странами число погибших в результате ДТП в относительных величинах на 10 тыс. транспортных средств в России превышает аналогичные показатели экономически развитых стран [1]:

  • в России – 12,4
  • в Германии – 2,6
  • во Франции – 2,8
  • в США – 2,4

Число погибших на 100 тыс. населения составляет:

  • в России – 24
  • в Германии – 12,1
  • во Франции – 14,7
  • в США – 15,6

Цель занятия проанализировать типичные дорожно-транспортных ситуации, причины и условия возникновения ДТП и определить факторы, влияющие на безопасность движения.

Презентация «Статистика ДТП в России»

3. Изучение  нового материала

Виды контроля безопасности дорожного движения.

Существуют следующие виды контроля безопасности дорожного движения:

  • государственный,
  • ведомственный,
  • общественный.

Борьбу с аварийностью на автомобильном транспорте в России возглавляет и координирует ГИБДД Министерства внутренних дел РФ. ГИБДД разрабатывает правила, нормативы и стандарты по безопасности дорожного движения (или участвует в создании таких документов) и контролирует соблюдение всеми предприятиями, организациями, учреждениями и отдельными гражданами этих правил, нормативов и стандартов.

Главная задача ГИБДД заключается в совершенствовании организации дорожного движения, чтобы обеспечить его безопасность и повысить эффективность использования транспортных средств. Для этого ГИБДД постоянно проверяет техническое состояние транспортных средств и улично-дорожной сети, ежегодно проводит государственные технические осмотры (ТО) автомобилей, мотоциклов и прицепов, контролирует выполнение мероприятий по охране окружающей среды от вредного влияния транспортных средств и выполняет ряд других работ. Госавтоинспекция работает в тесном взаимодействии с дорожными, транспортными, коммунальными, научно-техническими организациями, а также высшими и средними техническими учебными заведениями.

Большую помощь Госавтоинспекции оказывают службы организации дорожного движения в дорожно-эксплуатационных предприятиях и службы безопасности движения автотранспортных предприятий. Службы организации дорожного движения изучают статистические материалы по аварийности, систематически обследуют дороги, выявляя места повышенной опасности, разрабатывают мероприятия по ликвидации опасности, способствуют внедрению современных технических средств управления движением, улучшают дорожную информацию водителей, а также организуют тех. помощь поврежденным автомобилям и их эвакуацию.

Работники службы безопасности автотранспортных предприятий заняты повышением квалификации и дисциплины водителей. Они обследуют условия работы на автомобильных маршрутах, разрабатывают предложения по их улучшению, проводят служебное расследование ДТП.

Большую роль в борьбе с авариями на автомобильном транспорте играет общественность. Всесоюзное добровольное общество автомотолюбителей (ВДОАМ) проводит широкую разъяснительную работу среди своих членов по предупреждению ДТП.

Добровольные народные дружины способствуют повышению дисциплины дорожного движения.

Причины возникновения ДТП.

Причинами возникновения дорожно-транспортных происшествий могут быть следующие причины:

  • умышленные нарушения Правил дорожного движения (ПДД),
  • неосторожные действия участников движения,
  • выход транспортного средства из повиновения водителя,
  • техническая неисправность транспортного средства и другие.

Анализ дорожно-транспортных происшествий показал, что наиболее часто ДТП возникают в летне-осенний период (июня – октябрь), когда на дорогах резко увеличивается интенсивность движения личных автомобилей. Доля дорожно-транспортных происшествий за эти пять месяцев составляет примерно 55-60 % годовых. По дням недели ДТП распределяются также неравномерно. По статистике, наибольшее их число попадает на пятницу и субботу, когда по окончании трудовой недели люди устремляются за город. В течение суток наиболее опасны вечерние часы, приблизительно с 17 до 21ч. В течение этих четырех часов совершается 30-35% от общего числа ДТП за сутки. В это время возрастает интенсивность транспорт­ных и пешеходных потоков, а освещенность дорог ухудшается, что осложняет работу водителя.

Анализ дорожно-транспортных происшествий

Дорожно-транспортное происшествие протекает очень быстро, иногда в течение нескольких секунд. Развивается оно следующим образом. Вначале в процессе нормального движения возникает опасная дорожная обстановка, при которой какое-нибудь препятствие оказывается на полосе движения транспортного средства. Такое препятствие может быть как неподвижным (выбоина на дорожном покрытии, скользкий участок дороги), так и движущимся (другое транспортное средство, пешеход, животное).

В опасной дорожной обстановке участники движения обязаны принять все меры для ее ликвидации. Если эти меры не приняты или приняты с запозданием, возникает аварийная дорожная обстановка, в которой предотвратить ДТП, технически невозможно. В такой обстановке водитель не может избежать ДТП, даже используя все технические средства, имеющиеся в его распоряжении.

Так, например, пешеход, внезапно сошедший с тротуара и пересекающий улицу перед движущимся автомобилем, создаст опасную дорожную обстановку. Водитель, заметив пешехода, может своевременно затормозить или повернуть рулевое колесо и предотвратить наезд. Если он этого не сделает или сделает слишком поздно, автомобиль приблизится к пешеходу, опасная дорожная обстановка перерастет в аварийную ситуацию и наезд станет неизбежным.

Все дорожно-транспортные происшествия подлежат тщательному изучению и внимательному разбору, чтобы установить причины и выявить виновных. К основным причинам ДТП относятся:

  • недисциплинированность пешеходов, часто пренебрегающих собственной безопасностью и движущихся, не обращая внимания на транспортные средства;
  • недостаточная квалификация водителей, их невнимательность, самонадеянность или внезапное ухудшение здоровья;
  • неудовлетворительное техническое состояние транспортных средств (в особенности механизмов и узлов, от которых зависит безопасность);
  • плохие дорожные условия;
  • неудовлетворительная организация движения;
  • неправильное размещение груза в автомобиле, плохое его закрепление.

Причины ДТП, связанные непосредственно с водителем:

  • низкая квалификация,
  • переутомление,
  • сон за рулём.

Дорожно-транспортные происшествия с тяжелыми последствиями:

  • смертельный исход,
  • тяжелые телесные повреждения,
  • большой материальный ущерб,

кроме того, исследуют работники органов юстиции: следователи, прокуроры, судьи. Для объективного изучения обстоятельств ДТП, установления его причин и действий участников проводят судебную автотехническую экспертизу. Экспертами являются квалифицированные специалисты в области дорожного движения, конструкции и теории автомобиля, психофизиологии водителя и других научных дисциплин.

Факторы, влияющие на безопасность движения машин, и причины возникновения дорожно-транспортных происшествий.

Для изучения причин возникновения дорожно-транспортных происшествий используется системный анализ. Система «водитель – автомобиль – дорога» рассматривается как динамическая информация с обратной связью. Главным элементом системы является водитель, который воспринимает информацию о дорожной обстановке, режиме движения, показаниях приборов, положении органов управления и т.п., перерабатывает эту информацию, принимает соответствующие решения и воздействует на органы управления машины, оптимизируя режим движения в соответствии с дорожной обстановкой.

Безопасность движения зависит от надежности элементов системы и характера их взаимодействия внутри системы. Дорожно-транспортное происшествие рассматривается как следствие недостаточно надежной работы системы. Для определения условий безопасности движения машин и установления причин дорожно-транспортных происшествий необходимо изучить факторы, воздействующие на систему «водитель — автомобиль — дорога». При определении условий безопасности основное внимание необходимо обращать на факторы самой системы. Данные статистики показывают, что дорожно-транспортные происшествия происходят:

  • в 10… 15% случаев из-за технических неисправностей машин,
  • в 20 …30% случаев — по причине плохих дорожных условий,
  • в 60 — 70% случаев они зависят от неправильных действий водителей.

Закрепление изученного материала

Работа в парах. Для каждой пары подготовлена таблица с опасными дорожными ситуациями, которые могут спровоцировать дорожно-транспортное происшествие. Необходимо прописать алгоритм поведения водителя и пассажира (в специально отведенных ячейках).

Приложение 1

Целевой обход учителя

Обход рабочих мест учащихся, контроль правильности выполнения заданий, консультация.

Заключение, анализ и оценка занятия

Общий анализ и оценка занятия: отметить типичные ошибки, определить пути их исправления. Попросить учащихся оценить занятие по пятибалльной шкале (или с использованием смайликов), предварительно раздав чистые листочки для оценивания.

По мнению психологов, управление автотранспортным средством должно рассматриваться как поведение человека, связанное с риском. Для того, чтобы предупреждать опасное развитие ДТС водителю следует иметь правильные психологические установки, т.е. взвешенное отношение к своей работе за рулем и реальной опасности дорожного движения. Лихач и водитель, парализованный страхом, — это две крайности, одна другой стоящая. Набор психологических установок, необходимых водителю, сведен в своеобразные «10 заповедей», довольно полно отражающих требования к водителю с точки зрения безопасности движения:

  • предупредительность и доброжелательность;
  • прогнозирование действий других участников дорожного движения и ДТС;
  • четкость и понятность действий для всех водителей и участников движения;
  • движение по своей полосе, избегание лишних маневров;
  • избегание рискованных обгонов;
  • умение правильно выбирать скорость;
  • терпение, спокойствие в заторах;
  • соблюдение безопасной дистанции;
  • самообладание даже при ДТП;
  • согласованность действий.

Если у водителя не выработаны правильные установки, среди которых и установка на прогнозирование дорожно-транспортных ситуаций, то изучение опасных ДТС не принесет никакого результата [2].

Выдача домашнего задания

Заполните таблицу: укажите номер статьи и размер административных штрафов, наказание за нарушения, используя возможности сети internet (в частности [3]).

Приложение 2

Литература

  1. http://mchsnik.ru/articles/2262-tema-20-vidy-dtp-i-prichiny-ih-vozniknovenija.html
  2. http://compcentr.ru/library/Drivers/BDD_part_2.pdf
  3. http://www.1gai.ru/index/500027-tablica-shtrafov.html
  4. https://studfiles.net/preview/5797323/
  5. Э.С. Цыганков. Управление автомобилем в критических ситуациях.  – М.: Рипол Классик, 2007.
  6. А.Громаковский. Типичные ошибки начинающих водителей. – Питер, 2009.

Каждый год в России в дорожно-транспортных происшествиях гибнет население маленького городка – 25 тыс. чел. В числе пострадавших могут оказаться наши родные и близкие, да и мы сами. Давайте попробуем проанализировать ситуацию и довериться статистике. Итак, самые распространенные причины ДТП.

1. Осознанное нарушение ПДД

Самая популярная причина. Находясь за рулем своей автомашины, мы ежедневно наблюдаем, как горе – водители пренебрегают знаками дорожного движения, не обращая внимания на цветовой сигнал светофора, «подрезают» других водителей, совершают маневры наобум, потому что им так удобно, неправильно перестраиваются в другой ряд или не дают перестроиться другому водителю.

2. Несоблюдение дистанции

Опасная небрежность. Не имея достаточного пространства для экстренного торможения, водитель подвергает опасности собственную жизнь, пассажиров и остальных участников движения. И счастье, если авария закончится только потерей автомобилем товарного вида. Зачастую последствия более серьезны.

3. Вождение в нетрезвом состоянии

Выпивший человек за рулем – добровольно записывается в убийцы, ну или в самоубийцы. Любитель алкоголя ставит свою привычку к «удовольствиям» выше, чем жизнь и здоровье других людей. И принцип «авось пронесет» срабатывает до поры до времени, но в итоге всегда заканчивается трагедией.

4. Выезд на полосу противоположного движения

Такие нарушители беспечно играют в «русскую рулетку». Лобовое столкновение почти не оставляет шансов на жизнь. А сотни тысяч выживших «счастливчиков» — пересели из своих автомобилей в инвалидные кресла, пытаясь сэкономить минуты.

5. Превышение скорости

Так и хочется порекомендовать любителям жгучих ощущений, заняться прыжками с парашютом вместо превышения скорости, если уж в крови играет кураж от быстрого движения. Часто любители драйва оправдываются тем, что дорога была пуста, и они ничем не рисковали. Ничем…кроме собственной жизни. Внезапная поломка автомобиля, выбоина на дорожном полотне, лопнувшее колесо и предсказуемый финал. Который ясен абсолютно всем, кроме любителя превышать скорость.

6. Нарушение правил обгона

Это нарушение, как это ни странно, чаще всего практикуют водители с большим стажем, этакие «зубры» автострады. И переоценив собственные возможности, попадают в аварию. Особенно опасно нарушать правила обгона на трассе с участвующим в дорожном движении большегрузным транспортом. Понятно, что любой, самой дорогой и прекрасной легковушке невозможно потягаться массой с груженой фурой.

7. Невнимательность

Невнимательностью чаще всего грешат молодые мужчины. Разговоры по мобильному телефону, настройка радио, попытки разглядеть нумерацию домов на улице, и прочие действия, которые надо совершать, лишь припарковавшись в разрешенном месте — отвлекают внимание водителя от участия в движении и мешают адекватно оценивать обстановку на дороге. Что приводит к неприятностям.

Все, что вы прочитали в этом обзоре, вы и так неплохо знаете, но поставьте себе задачу не рисковать. Берегите себя и свое авто, тогда благодарная дорога намотает на колеса вашего автомобиля много — много счастливых километров.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Ошибки уаз 3962
  • Ошибки узи 3 триместр
  • Ошибки удобства использования это
  • Ошибки уаз 3962
  • Ошибки уаз патриот p04