Ошибки советского воспитания

Многие из тех, кому за 40 и больше, с ностальгией вспоминают свое счастливое детство. Помните прогулки до полуночи с ключом на шее, вылазки на стройки и счастливые покатушки на великах по всему району? В нынешних реалиях про это даже читать страшно, а ведь тогда никто ничего не боялся. Если не считать страха ребятни перед папиным ремнем и маминой хорошей руганью. Вместе с психологом, автором книг и инновационных методик Мариной Бондаренко корреспондент «ФедералПресс» увидел обратную сторону «счастливого советского детства». Разбираем реальные случаи из психологической практики и узнаем вместе с экспертом, как советское воспитание отразилось на психике нынешних взрослых.

Советское воспитание не сильно отличалось от нынешнего

Чем отличается советское воспитание от нынешнего, 2023 года XXI века?

— Двадцатые годы XXI века проходят под флагом переосмысления подхода к воспитанию детей. Сейчас принято обсуждать «ошибки воспитания советского времени» и списывать на них свои неудачи и медленное развитие.

Сразу хочу оговориться, что советское воспитание не сильно-то и отличалось от способов воспитания детей на других континентах. Все пункты, которые мы разберем ниже, в той или иной степени были присущи всем цивилизованным обществам прошлого столетия.

Сама позиция «разбора полетов» и «обвинений» предыдущих поколений заведомо провальна. Это свое заявление я объясню в конце нашей беседы.

Начнем с постулата: взрослые, здоровые психически родители всегда стараются дать своим детям максимум возможного. Но человек не может дать другому то, чего у него нет или чего он не умеет. Вот и советские родители, как и родители других национальностей, изо всех сил давали своим детям все самое, по их мнению, лучшее. И то, что мы сейчас считаем ошибками, предыдущие поколения искренне считали полезным для воспитания.

Как вы относитесь к фразе «все травмы идут из детства»?

— Все родители сами когда-то были детьми, и их тоже воспитывали.

А что нужно малышу для нормального развития? Безопасность, забота, внимание и любовь значимых для него взрослых. Я тот специалист, который ежедневно на консультациях и в жизни волей-неволей видит корни ситуаций взрослых людей. А корни эти, как все мы уже знаем, из детства.

Как-то в спортклубе я разговорилась с управляющей, женщиной примерно моего возраста. Она сказала интересную фразу: «У меня была роскошь общения с мамой. Нас три сестры, мама педагог. Но у нее всегда находилось время с каждой из нас поговорить!»

Думаю, в чем состояла роскошь, понятно сейчас каждому читателю, чье детство прошло до начала XXI века.

До нашего времени никто не думал, что у детей бывают психологические травмы. Подход к воспитанию имел прагматичный характер подготовки к нормальной жизни, и многие качества воспитывались далеко не экологичными, на наш взгляд, методами.

Как вы объясните подобный подход к воспитанию? Вспомним жизнь советского человека.

— До 60-х годов в нашей стране было не до экологичности. Государство восстанавливалось после полувека потрясений и потерь. Нехватка мужчин, высокий процент детей-сирот. Учили выживать. Не было времени разговаривать и справляться с детскими эмоциями, да и мало кто это умел. Такие люди, как Макаренко или Выготский, были, но на всех их явно не хватало.

«Нечем нам было любить. Выжить бы», – врезалась мне в память фраза одной моей пожилой клиентки. В любви, понимании и принятии нуждались все – и дети, и взрослые, но силы были только на выживание.

После такой вводной, я надеюсь, вы уже иначе будете воспринимать «ошибки», которые я ниже перечислю.

Какие методы воспитания опасны и к чему они приводят

Воспитание в СССР: перечислим ситуации и последствия для человека уже во взрослом возрасте

1. Воспитание через насилие

Применялось как физическое, так и психологическое насилие в школе и в семье. Поставить в угол, выпороть, отчитать при всем классе, оскорбить. Нужно было воспитывать работников и честных людей, а времени на задушевные разговоры не было.

Физическое наказание и общественное порицание давало быстрый результат, ребенок от страха быстро начинал вести себя так, как от него требовалось.

Следующее поколение уже как аксиому приняло этот метод. И только открытие правила, что дети, перенесшие насилие в детстве, с высокой степенью вероятности захотят «отыграться» во взрослом возрасте, заставило пересмотреть этот метод воспитания.

Но процесс только запущен. Ничего из вышеперечисленного не исчезло и сейчас. Буллинг в школе, на работе, в соцсетях и домашнее насилие остаются общественной проблемой. Далеко не все родители знают, что такое психологическая травма, используя фразы типа «Если будешь плохо себя вести, дядька в мешке унесет».

Что делать? Осознанно следить за своими реакциями и своим примером показывать, что можно проблемы общения и воспитания разрешать другими, более гуманными способами.

Собственно, все дальнейшие «ошибки» для нас сейчас представляют из себя разные формы психологического и/или физического насилия.

2. Вещи важнее человека

Одна очень пожилая клиентка рассказала, как в 7 лет нажимала кнопки на новом радио, которое с большим трудом достал отец. В итоге кнопки заклинило. Естественно, поломка была быстро обнаружена, как и виновница. Отец выпорол дочь до синевы. Мать при этом стояла рядом и с упреком смотрела на дочь, не вмешиваясь. Так учили детей ценить вещи, ведь все предметы быта, одежда и техника доставались большими усилиями, которые дети в силу возраста еще не могли оценить.

Это привело к такому явлению, как синдром отложенной жизни. У многих еще свежи в памяти сервизы, красивые вещи и деньги в стеклянной банке, отложенные на «черный день». И не только бабушки берегут в шкафах свои сокровища. У крайних поколений, в том числе и детей, это проявляется патологическим потребительством и желанием покупать все самое новое, быстро теряя интерес к старым вещам и не считая, сколько пришлось или придется ради этого, купленного в кредит, работать.

Что делать? Истина, как всегда, посередине. Когда разозлитесь на ребенка за разбитую чашку или купите своему чаду двадцатый телефон взамен потерянного, остановитесь и подумайте, а как бы вы хотели, чтобы с вами поговорили, и что бы вам помогло, будь вы на месте своего ребенка?

3. Общественное важнее индивидуального

Это означает отказ от собственного блага ради счастья всего человечества в будущем. В нормальных пределах такой настрой должен присутствовать как здоровый альтруизм. Но у многих идейных родителей он доходил до абсурда, когда жизнь и время клались на благо страны (в послевоенное время это было оправданно, но в 70-е уже имело патологический характер). Этот настрой держится и сейчас, только уже в другой форме, когда матери выбирают разгребать завалы на работе во внеурочное время и не приходят на детские выступления.

Компенсация этой ошибки – суперэгоизм, когда частенько всем на всех наплевать или, наоборот, в интернете нужно показать и донести свое мнение и позицию, чтобы показать свою важность. При этом чувства и желания других абсолютно не учитываются.

4. Обратная сторона «счастливого советского детства»

Поколение 60-х росло в круглосуточных детских садах, а лето проводило в лагерях, где ходили строем и воспитанием личности особо никто не занимался. Далеко не все родители выстраивали связи и теплые отношения не только с детьми, но и друг с другом, ведь они сами – послевоенное поколение, кто их этому учил? В результате дети много времени проводили во дворе без присмотра, редко общались со старшими, часто на старших детей «вешали» младших.

Сегодня имеется перекос в другую сторону, когда родители просто душат своих детей развивашками, театрами, спортом, пытаясь дать то, чего у них не было. И уже успело вырасти поколение детей (реальный случай из практики коллеги), когда муж бросил семью после рождения первенца, сам не понимал, почему. И только на психотерапии выяснилось, что его так задолбали с детства вниманием и воспитанием, что со своим сыном он осуществил мечту детства – оставил ребенка в покое в буквальном смысле!

Что делать? Сначала разобраться со своими приоритетами: что для вас важно в первую, во вторую, в третью очередь? Дети приоритетам учатся у вас. И если для вас мнение учительницы о вашем ребенке ценнее, чем чувства и переживания вашего чада, то ребенок тоже научится тому, что «общественное важнее индивидуального». Но и если вы не разбираетесь, а с ходу во всем вините школу или дворовых мальчишек и искренне считаете, что ваш ангел ни в чем не виноват априори, то получите перекос в другую сторону.

5. Хвалить – только портить

Пресловутое правило «красной ручки». Многих с детства носом тыкали в недостатки и ошибки, ругая или «играя в молчанку», мол догадайся сам(а), что ты натворил(а). А если что-то делает ребенок хорошо – так и надо.

В итоги дети не понимали четких критериев, когда они уже хорошие-то? И изо всех сил либо старались заслужить любовь требовательных взрослых, либо бунтовали против такого отношения. Но страх ошибиться развивался у всех. И долгое время это было оправданно, так как цена ошибки инженера, строителя, просто гражданина могла быть фатальной. Во многих профессиях она и сейчас может быть фатальной, но не нужен такой уровень страха. Сейчас есть много других инструментов для воспитания ответственности в детях. И это отдельная большая тема для комментария детского психолога.

Что делать? И снова я буду говорить о золотой середине в этом вопросе. Похвала, как и объяснение того, что, где и как сделано неправильно и какие за это будут последствия, нужны – каждые в свое время и при соответствующих обстоятельствах. Главное – не дать этой установки сдерживать похвалу, когда она действительно нужна.

6. «А что люди скажут!?»

Данная стратегия не исчезла и сейчас. Как в советское время человек рвался соответствовать образу «советского успешного гражданина» (стенка, хрусталь, ковер), так и теперь в соцсетях наблюдается кто во что горазд. И в нынешнее время нужно иметь смелость, чтобы быть собой, реализовывая предназначение. Сейчас захейтить человека так же легко, как в советское время на партсобрании, только теперь даже лиц хейтеров не видно.

Общественное мнение важно принимать в расчет, но не нужно возводить его в культ.

Наверняка наши читатели вспомнят еще много других пунктов навредившего им воспитания. И уже самостоятельно смогут разобраться в истоках, а если что-то не получается для себя объяснить, всегда можно обратиться к специалистам, благо сейчас информации по воспитанию много и она вся доступна. Не то что в прошлом веке, правда?

Зачем искать ошибки родителей

Зачем исправлять ошибки своих родителей, будучи взрослыми?

— Я вижу смысл искать ошибки в воспитании не ради осуждения, чувства превосходства над предыдущими поколениями или самооправдания, а чтобы взять все хорошее и рабочее у предыдущих поколений, переосмыслить и применять. А что было «неправильно», то есть сейчас не отвечает текущим задачам времени, – переформатировать самостоятельно или в сопровождении специалистов.

Но как же справиться со «шрамами» от воспитания, которые болят в нас? И тут обиды и разборы полетов только усиливают боль и толкают вас к «дедовщине» с собственными детьми. Непрощенные раны имеют свойство передаваться. Но эта боль может остановиться на вас. В ваших силах осознанно превратить боль и обиды в любовь и прощение.

Обернитесь на своих предков, взгляните на них: «Благодарю за жизнь. Мне очень жаль, что в вашей судьбе так случилось. Я знаю, что вы любили меня, как могли. Я принимаю вашу любовь. И в свою очередь я умножу эту любовь, насколько смогу, и передам ее дальше».

Изображение сгенерировано нейросетью Kandinsky 2.2

Мы привыкли оглядываться на поколения времён СССР с восхищением. Их образование, патриотизм и профессиональные навыки заставляют гордиться и брать пример. Но не стоит идеализировать советское воспитание только потому, что ваших родителей растил Союз. Было много странных и опасных для психики и здоровья ребёнка традиций. Например, знаете ли вы, что молодых родителей в СССР обучали кормить ребёнка по расписанию, игнорируя голодный плач или просьбы поесть. Считалось, что такая жёсткая дисциплина с самого раннего возраста поможет воспитать здоровых и сильных граждан не только физически, но и духовно. А как вам знаменитая поговорка «Не можешь — научим, не хочешь — заставим», которой так любит тыкать поколение постарше? Тоже как-то жёстко звучит. А какие ещё советские установки и привычки в воспитании сегодня уже неактуальны?

Слишком рано отдать ребёнка в садик

Фото © ТАСС /Булдаков Олег

Фото © ТАСС /Булдаков Олег

Никто раньше не задумывался, каким ударом может быть для ребёнка внезапное появление его в детском саду. Многие, наверное, вспомнят истории знакомых или лично свою о том, как первое время в садике было сложно, страшно и одиноко. Вообще, это достаточно сильный удар для детской психики, если заранее дитя не подготовить. Но у советских матерей не было времени на раздумья: работа сама себя не сделает, поэтому в декрете не засиживались. Считалось: чем раньше отдашь ребёнка в садик, тем быстрее он научится работать в команде и социализируется. Вот только стричь всех под одну гребёнку скорее минус, чем плюс. Да и в школе всё равно придётся учиться делать всё то же самое, а, отдав в детсад, ребёнка лишают большего внимания родителей.

Заставлять малыша доедать всё, что лежит на тарелке

Фото © ТАСС / Сенцов Александр

Фото © ТАСС / Сенцов Александр

«Пока не доешь, из-за стола не уйдёшь!» — знакомая большинству из нас фраза, от которой хочется вздрогнуть. Может, в послевоенное время или в кризисные 90-е, когда с едой и её разнообразием были проблемы, данное выражение имело место, но тоже сомнительно. Такими словами советские родители заставляли наследника испытывать стыд за то, что тот не хотел с желанием сметать всё до последней крошки. Вообще, такая привычка из детства может запросто лишить вас тонкой талии в будущем, а ещё привести к расстройству пищевого поведения. Потому что вы будете переедать как раз из-за фразы, так часто повторявшейся в детстве. Сегодня такая установка в воспитании неактуальна.

Хвалить ребёнка только за достижения, а не просто так

Фото © ТАСС / Соловьёв Андрей

Фото © ТАСС / Соловьёв Андрей

Во времена СССР детей держали в строгости и дисциплине, поэтому ни о какой похвале без весомых на то причин не шла речь. Почему-то советские воспитатели считали, что из-за похвалы чадо обязательно вырастет самовлюблённым эгоистом. А советские граждане в первую очередь должны были думать о партии и государстве, а не о себе. Но по факту отсутствие комплиментов увеличивает риск формирования у ребёнка заниженной самооценки и привычки обесценивать себя и свои не столь крупные достижения. Перехваливать не стоит, но умеренные комплименты хуже точно не сделают.

Сравнивать ребёнка со сверстниками

Фото © ТАСС / Лысов В.

Фото © ТАСС / Лысов В.

Ещё одно разрушительное для самооценки юного человека поведение, перенятое многими от их мам, росших в СССР. Сравнивание ребёнка с кем-то из соседских детишек, малышей-друзей или родственников только занижает ещё не до конца формировавшееся мнение чада о себе. Но зато ребёнок чётко запоминает, что он плохой, ведь вокруг него все почему-то такие идеальные… Если будете продолжать говорить ребёнку, мол, у Маши оценки лучше, а у Пети — физические способности, вырастите человека с проблемами в психике. Разве стоят устаревшие каноны воспитания таких жертв?

Постоянно напоминать ребёнку о «его месте»

Фото © ТАСС / Куртов Иван

Фото © ТАСС / Куртов Иван

И ещё одна излюбленная привычка советских людей: не видеть в малыше личность, у которой могут быть собственные права, интересы и мнение. «Да ты ещё ребёнок, так что молчи и делай, как говорят», «Да что ты можешь знать, ты ещё такой маленький» и коронное «Знай своё место, ты — ребёнок». Такого от людей, выросших в СССР, можно наслушаться вдоволь. Вот только не стоит этот советский метод воспитания переносить в современность. Подобные фразы портят психику и создают убеждение, что заслужить внимание и любовь близких можно, только не проявляя себя. В результате человек вырастает жертвенным и без собственных желаний. Для ребёнка вы будете большим авторитетом, если не станете напоминать о «своём месте», а будете воспринимать и общаться на равных.

  • 7 полезных советских привычек, которые снова неожиданно прижились в народе

    19 августа 2022, 10:00

  • Одежда, которой гордились в советские времена, но сегодня никто не захочет в это наряжаться

    16 августа 2022, 10:20

  • За какие самые обычные советские вещи сегодня можно получить целое состояние

    11 августа 2022, 14:50

Еще одна дискуссия по поводу СССР – о воспитании в то время. Статья написана  психологом, а после статьи – мы приводим несколько комментариев читателей. Они настолько точные, на наш взгляд, что даже не требуют добавлений. И, конечно, дело не в «оправдании» или «порицании» СССР – а в самих принципах воспитания, о которых в интернете постоянно идут острые дискуссии.

Меня зовут Елена, я практикующий психолог. Чаще всего ко мне обращаются люди, рожденные в 70х-80х годах прошлого века. В процессе работы мы так или иначе затрагиваем тему детства и обнаруживаем там достаточно много травматичного материала. Со временем я заметила, что у всех этих детских травм и историй есть нечто общее. Эти люди жили в Советском Союзе, а тогда воспитывали не только родители, но и государство.

Какие же воспитательные моменты могли так ранить ребенка, росшего в СССР?

Воспитание стыдом. Воистину стыд был одним из главнейших инструментов по выращиванию «Человека». К нему прибегали и родители, и учителя, и даже друзья/одноклассники. И ладно бы стыдили за действительно серьезный проступок, так нет же. Этот способ использовали при любом удобном случае, чтобы управлять поведением ребенка.

Люди, которым сейчас далеко за тридцать, до сих пор вспоминают свой ужас и позор, когда за какую-то провинность в дет. саду их ставили на подоконник. Голыми. Чтобы не только вся группа видела, но и прохожие на улице. Что происходит с ребёнком в этот момент? Ему очень страшно, он чувствует себя униженным и беззащитным. Больше всего на свете он хочет провалиться сквозь землю.

И самое интересное, что от подобных представлений травмировался не только наказанный ребенок, но и те дети, которые это наблюдали.

Почему-то считалось, что если стыдить и унижать ребенка, то он вырастет прекрасным человеком и полезным членом общества. На самом же деле из-за переживаемых эмоций познавательные и мыслительные процессы ребенка блокируются, поэтому вряд ли он сможет извлечь урок из этой ситуации.

Такой ребенок вырастает с ощущением, что он ужасно плохой и нет ему места в обществе.

Воспитание насилием. В СССР было не особо важно, чего там ребенок хочет. Партия сказала надо…

Я слышала немало историй от клиентов о том, как их наказывали ремнем, шлангом от стиральной машины, всем, что под руку подвернется. Во многих семьях физическое насилие не отставало по рейтингу от стыда и считалось не менее эффективной мерой.

К счастью, рукоприкладство познали далеко не все дети СССР, но с психологическим насилием знаком, пожалуй, каждый ребенок. Тогда же были весьма популярны принципы «Не можешь – научим, не хочешь – заставим» и «Нет слова «не хочу», есть слово «надо»». Однажды мне написала женщина за пятьдесят и рассказала, что она всю жизнь жила для кого-то (для детей, для мужа, для партии), а теперь осталась одна и совершенно не знает для чего ей жить. Пока она занималась чужими делами, своя-то жизнь прошла, а в ней ничего — ни радости, ни фундамента. У нее состояние, близкое к депрессии и совсем-совсем невеселые мысли.

А еще у меня внутри все переворачивается, когда я слышу истории из того же детского сада (будь он неладен) про «не выйдешь из-за стола, пока не доешь». Помните такое? Все ушли гулять или на тихий час, а ребенок сидит над своей тарелкой и поливает ее крокодильими слезами. Некоторые воспитатели как будто соревновались за право самого жестокого садиста — они вываливали содержимое тарелки со вторым в суп, да еще и сверху приправляли компотом. И заставляли есть.

У ребенка рвотный рефлекс, но это никого не волнует. Ведь он должен, у них, мол, режим и распорядок. В СССР обычным явлением было то, что насилие пряталось под высокими идеалами, а дисциплина была дороже человеческого достоинства. И таких примеров масса.

Не было эмоциональной связи с ребенком. Если рядом не было бабушек, готовых сидеть с малолетними детьми, то детей очень рано отдавали в ясли и сад. А, как я уже писала в других статьях, первые годы жизни необычайно важны для формирования здоровой привязанности. Да и вообще, именно в этот период закладывается фундамент личности ребенка. Часто из-за отсутствия рядом надежной фигуры заботящегося взрослого, советские дети получали травмы развития (или т.н. инфантильные травмы), которые и догоняют потом людей во взрослой жизни.

Да и в целом нередки случаи, когда к детям относились весьма функционально. Выполнил обязанности, принес пятерку — молодец. Не выполнил и не принес — накажут.

Тут не до сантиментов. С одной стороны, родители были заняты выживанием. А с другой — у них самих полно травм и совсем нет ресурса, чтобы строить с ребенком эмоционально теплые близкие отношения. Но ребенку от этого не легче.

Да и вообще, эмоции были как будто под замком. Их нельзя было сильно проявлять: ни радоваться, ни грустить. А некоторые чувства были и вовсе запрещены. Например, за проявление зависти, обиды или гнева могло и прилететь. Ну, а про то, что плакать не стоит, особенно мальчикам — нам с вами хорошо известно.

Но ведь эти чувства не выжечь каленым железом, от них невозможно отказаться усилием воли. И уж если поймал себя на том, что их чувствуешь, то остается только ненавидеть себя за слабость.

Источник: https://zen.yandex.ru/media/life_miracle/rojdennye-v-sssr-ili-oshibki-sovetskogo-vospitaniia-kotorye-psihologicheski-travmirovali-607370617257160495ec14d9?&utm_campaign=dbr

Комментарии (сразу отметим, что таких комментариев, где читатели не поддерживают автора, —  большинство, и они получили тысячи лайков)

***

Автор, Ваша ошибка в том, что вы процент ваших пациентов, родом из СССР, не учитываете. Возможно их всего 20%. А остальные 80%, которые к вам не приходят с такими жалобами, — были всем довольны. Поэтому выдавать все это за повсеместные факты — необъективно. Мне 42 года, но я впервые слышу про стриптиз на подоконнике в детсаде в виде наказания! И, судя по другим комментам, не одна я удивлена. Возможно, сей факт и был рассказан кем-то, про какого-то идиота воспитателя, но не надо это возводить в » ПРАВИЛО» советских садиков.

Посмотрим лет через 20, какой процент и с какими жалобами будут приходить к вам на прием. Уверена что клиентура увеличиться в десятки раз. И травмы там будут похлеще.

Я СССР только благодарна за свое детство. Негатива в воспоминаниях не осталось, только тёплые воспоминания.

***

Прочитав Вашу статью, любой молодой человек придет в неописуемый ужас.

Я росла в СССР. Ходила в школу и детский сад, была в пионерском лагере. И нигде не видела физического насилия. Психологическое давление оказывалось. В школе. Так это была английская специализированная школа, одна из лучших в городе. Нас муштровали и наша «3» была «5» в обычной школе. Но я очень благодарна нашему учителю английского, которая преподавала безупречный «оксфордский» английский, без которого мне сейчас в нашей жизни, наполненной «русглишем», было бы трудновато.

Вы описываете частные случае, а садисты были, есть и будут во все времена.

Достаточно вспомнить как тяжело приходилось выпускницам Смольного института благородных девиц (моя прапрабабушка была «смолянкой» и писала о «строгости», проявляемой по отношению к девушкам воспитателями и преподавателями). Наказывали голодом и холодом. Не все выживали! А пуританское воспитание в английских элитных учебных заведениях в 20 веке? Они не имеют отношение к СССР. Почитайте мировую классику, вспомните Джейн Эйр.

В царские времена в любом учебном заведении применялись телесные наказания. И на розги в России 19 века не принято было жаловаться.

Но время шло, менялись нравы, и в Советском Союзе это уже считалось зверством!

А вот за детей, вверенных учителям и воспитателям, в советское время люди несли серьезную ответственность. И из пионерских лагерей родители в конце смены или лета получали загорелых и окрепших детей, которых хорошо кормили и все лето развлекали во всевозможных секциях и кружках!

И на улице ребенку не страшно было «потеряться»- любой взрослый всегда помог бы. А сейчас ребенка не то, что в лагерь, на улицу одного страшно отпустить, т.к. до него никому нет дела в случае опасности!

***

Вся статья — сплошная логическая ошибка. Прежде всего, в советском садике воспитывался человек для жизни в социалистическом советском строе. Рассматривать такое воспитание с позиции современного капиталистического общества как минимум некорректно. Это два слишком разных мира. Ранее обществу был нужен строитель коммунизма, отзывчивый, трудолюбивый, нравственный и готовый на подвиг. Сейчас нужен тупой, капризный и эгоистичный потребитель, поклоняющийся золотому тельцу и поддерживающий империю капитализма. Во-вторых, перечисленные издевательства в детском саду были не массовым явлением, а скорее исключением из правил. Количество идиотов в сфере образования не зависит от государственной идеологии, их достаточно и в современных реалиях. Третий момент про отсутствие эмоциональной связи с детьми. Откуда такие статистические выкладки? Наводит на мысль о личном опыте.

***

Все перечисленные неадекватные методы воспитания: унижение, подавление и прочее … имеют место в любом обществе, так как придурки- воспитатели есть и были везде. Несчастные, с искалеченной психикой дети, к сожалению, есть во всех странах. В средние века в Италии насильственно кастрировали мальчиков, чтобы пели. А в наше время в Европе католические священники насилуют детей. Воспитывают, внушая понятия «родитель N1» и «родитель N2», а не мать и отец. В СССР были недостатки, кто-то вероятно, страдал, как и везде в мире, но это не было массовым явлением. И не надо лгать.

***

Процесс воспитания Личности очень сложный! Но в Союзе хотя бы были ценности, духовность и культура. Потому что была идеология, общественное превыше личного. Сейчас это кажется нелепым, но тогда на это имелись причины. Например, вы говорите, что плохо слово Надо.

  1. Итак, НАДО!

Интересно, а как бы войну выиграть и потом страну поднимать из руин, в Космос лететь, людей учить и лечить, если б не надо? Сейчас бы сказали «не хочу, вот ещё жизнь свою губить… Буду блогером, лишь бы не работать».

И, по-вашему, это правильно? Сейчас времена эгоизма и эгоцентризма. Никто никому не нужен. Время покажет лучше это или хуже.

  1. СТЫД — это качество, отличающее нас от животных. Только Человек наделён разумом и осознает, что допустимо, а что нет. Впрочем, сейчас все стерто, стыда нет вовсе, как и совести. Я не говорю, что ставить голышом перед группой правильно, это садизм. Но вы-то критикуете само понятие стыда, — а это говорит о вашем недалёком уме, простите. Стыд призван оберегать людей от девиантного поведения. Вспомните про то, откуда пошло это понятие. Лично у меня волосы дыбом от повсеместной порнографии с экрана… Им бы лечиться, но им не стыдно… Потому что отсутствует само это понятие.
  2. НАСИЛИЕ.

Столько беспризорных детей и маугли, а также подвергшихся насилию, не было никогда, как в наши дни! Это именно следствие отсутствия морали. Лица, взращённые без понимания об ответственности, бросают своих детей на произвол судьбы.

У меня двое детей. И моя основная задача—  вырастить их ответственными, разумными и духовными. Но это все сложней и сложней в этом агрессивно тупом мире.

Рекомендуемые материалы по проблемам образования

Каланчина И.Н. Личность в образовании: история и современность

Проект ЦОС: внедрять нельзя пересмотреть

На портале ИА «Аврора» открыли рубрику «Родительский час»

Современная образовательная политика, или Деятельность по изготовлению человека

Какими намерениями вымощена дорога в дивный новый мир?

Новый наряд короля, или Кто стоит за «новациями» в образовании

Трансгуманизм – идеология реформ в образовании?

Язык и воспитание

Оппозиционная грамматика

Отпадение от языка

Польза и возможные риски цифровых технологий: мнение западных ученых

Круглый стол «Цифровизация образования: основания, проблемы и социальные последствия»

Манифест общественного движения «Родители Москвы»

Катастрофа высшего образования только начинается

Школа и здоровье не совместимы?

Кто выживет после цифровизации образования?

Почему онлайн-образование умирает

Домашнее образование: тупик или выход?

Человек отменяется, или О том, что заставляет «учителей словесности» отказаться от самой словесности

Очередной эксперимент в российском образовании: тотальная цифровизация?

Изгнание бесов из российского образования

Публичное опознание

Истерика российской школы

Система, убивающая разум (о проектах Кузьминова-Грефа)

Что стоит за спешным принятием Закона об искусственном интеллекте?

После эпидемии нельзя допустить ползучего замещения очного обучения дистанционным

Сомнительные прелести дистанта

Фонд «Сколково» и коронавирус

Как относиться к спорам о ненужности празднования 9 мая?

Патриотизм: гражданская добродетель или «последнее прибежище негодяя»?

«Имею право быть человеком»

Индекс Хирша как двигатель регресса

Принято решение о создании министерства просвещения

К чему ведет засилье информационных технологий в образовании?

Почему выбор профессии учителя сегодня — это большой риск?

Их пугают, а им не страшно

«Геймификация образования»: предупреждения Рэя Брэдбери сбываются?

Стоит ли стремиться в финский школьный рай?

Какой должна стать наша школа?

Фильм «Последний звонок»: комментарии, мнения, споры, прогнозы

В челябинских школах запретили секспросвет

Русская классическая школа: начало Возрождения?

Российская система образования: есть ли шанс на возрождение?

Аналитические статьи ученых и учителей-практиков о системе развивающего обучения

Подборка статей по системе Развивающего Обучения 

Быть неудачником не хочет никто, но, к сожалению, Вселенная не всегда прислушивается к желаниям своих подопечных: далеко не всем людям, вне зависимости от силы их «хотения», удается добиться успеха в жизни. Причин такого прискорбного результата может быть множество: это и неправильное окружение, в котором, по сути, просто нельзя было вырасти успешным человек, и ошибки родителей, и собственные решения, которые меняют будущее, порой не в лучшую сторону.

Но все эти вещи, как правило, индивидуальны: обычно не бывает целых поколений, выросших в маргинальной среде с родителями, которых не особенно волновала судьба их детей. Так отчего же тогда многие выросли неудачниками?

Существует еще одна причина, которая объясняет огромное количество неудач, разом свалившееся на целые поколения, и это — советское воспитание. Можно долго обсуждать достижения и провалы советской педагогической системы, находить в советском воспитании как плюсы, так и минусы — и того, и другого в нем предостаточно. В этой статье мы расскажем о двух ошибках советского воспитания, из-за которых многие не смогли найти себя в жизни и выросли неудачниками: вот они.

Ошибка первая: «деньги — зло!»

Довольно популярная, но при этом ошибочная мысль, которую сотни и тысячи советских родителей почему-то внушали своим малолетним чадам: деньги — зло! Именно такая ошибка воспитания в итоге привела к тому, что множество людей, заучивших эту «ложную истину» до дыр, так и не состоялись в жизни.

pic

Стереотип, которому множество взрослых людей в СССР с радостью верило, к сожалению, перешел и к их детям: миллионы советских ребятишек благодаря родителям были уверены, что «богатый» — синоним слов «жадный», «непорядочный», «ушлый». Деньги же сами по себе нередко представлялись как нечто грязное, что не следует долго задерживать у себя. В результате мы имеем поколение, которое не знает, как на самом деле нужно обращаться с денежными средствами, не понимает сути и смысла откладывания денег и совершенно не умеет планировать хотя бы дневной бюджет — что уж говорить о недельном и месячном.

Ошибка вторая: «династическое» воспитание

Так называемое «династическое» воспитание, популярное и во времена СССР, тоже достаточно сильно навредило немалому количеству людей, да так, что они, даже избавившись от родительского влияния, все равно не могут самостоятельно найти себя в жизни и заниматься тем, что им нравится.

pic

«Династическое» воспитание, порождавшее целые семьи врачей, учителей, профессоров и прочего узкоспециализированного люда практически не оставляло шанса ребенку на свободный выбор. Тот, кто появлялся на свет в семье академика, даже мечтать не смел о том, чтобы стать спортсменом или простым автомехаником: в лучшем случае отношения с другими членами семьи охладятся, в худшем же «отступника» вообще вычеркнут из семейного древа, скрупулезно стирая его лицо со всех отпечатанных фотографий.

Несмотря на то, что такая тенденция, хоть и ослабев, наблюдается и сегодня, профессиональные «династии» все же являются чертой, присущей в основном советскому воспитанию. Такой подход хоть и мог сделать из ребенка хорошего, полезного члена общества, лишал его самого главного — возможности сделать свой собственный выбор, без которого в современном обществе делать нечего, если хочешь прожить относительно достойную жизнь.

Как видите, существует не так уж и мало ошибок, характерных для советского воспитания, которые повлияли на успех и удачу в жизни большинства людей, и притом далеко не в лучшую сторону. Впрочем, винить во всем воспитание не следует: каждый человек может измениться, если того пожелает, и даже установки, данные родителями, не сделают это невозможным.

Определенные ошибки совершают все родители, но есть вещи, которых в воспитании ребенка можно и нужно избегать. Ранее мы уже рассказывали о 4 ошибках в воспитании ребенка, которые влияют на его дальнейшую жизнь: постарайтесь их не повторять.

Расскажите, что по этому поводу думаете вы: какие еще существуют, на ваш взгляд, ошибки советского воспитания, ставшие причиной неудач целых поколений?


На нашем канале в Яндекс.Дзен
всегда самые интересные статьи по этой теме. Обязательно
подпишитесь!

15.02.2019 02:55

Так обрезали крылья даже самым способным…
Ни для кого не секрет, что советское воспитание сильно отличается от теперешнего. Безусловно, можно вспомнить много позитивных моментов, но в целом родители и учителя были намного строже. Порой настолько, что люди, воспитанные теми методами, всю жизнь пытаются избавиться от комплексов и психотравм.

Ошибки советского воспитания, что причиняли страдания детям

СОВЕТСКОЕ ВОСПИТАНИЕ

Моя сестра работает психологом. Она мало что рассказывает о своей практике — этого нельзя делать. Но иногда может поделиться своими наблюдениями в целом. Так вот, люди, воспитанные в СССР и немного позже, в 80-90 годах, приходят с очень похожими запросами и психотравмами. Начиная от нулевой самооценки и заканчивая неспособностью выстраивать взаимоотношения с людьми. Многие аспекты нашей личности формируются в детстве, так что воспитание играет ключевую роль.

Также нужно понимать, что во времена СССР воспитывали не только мама с папой, но и государство. По словам сестры, следующие моменты были наиболее травмирующими для детей того времени.

Воспитание стыдом

К сожалению, одним из главных инструментов воспитания был стыд. Этим методом пользовались как родители, так и учителя. Ладно еще, если стыдили за серьезные проступки. Но нет — такой способ практиковали при каждом удобном случае.

Помню, когда я была в классе втором или третьем, моя первая учительница пользовалась этим методом. Она выстраивала в шеренгу учеников, у которых было плохо с техникой чтения. Затем водила бедолаг по остальным классам, приговаривая: «Вот, посмотрите, они читать не умеют». Мне повезло, что я не попала в число тех учеников. А вот моя подруга детства до сих пор вспоминает этот ужасный опыт.

Только представь, каким беззащитным и униженным чувствует себя ребенок, которого привселюдно стыдят. Но почему-то раньше считалось, что это нормально и даже полезно. На самом же деле, под влиянием эмоций познавательные и мыслительные процессы у ребенка отключаются, так что он не извлекает из этого никакого урока. А травму получает. Из-за таких приемов дети вырастают с чувством того, что они хуже остальных и им нет места в обществе.

От родителей я часто слышала подобные фразы: «А что люди скажут?» или «Люди же с тебя смеяться будут». До сих пор пытаюсь побороть комплексы, научиться не зависеть от чужого мнения и не бояться осуждения.

Воспитание рукоприкладством и психологическое давление

Шлепание ребенка ремнем считалось не менее эффективной мерой воспитания. В ход шли не только ремни, а всё, что под руку попадалось. Помню, как меня один раз за плохое поведение отлупили выбивалкой для ковров. Это был чуть ли не единичный случай, но он запомнился мне на всю жизнь.

Если физическое наказание в полной мере вкусили не все дети СССР, то психологический прессинг был вездесущ. В головы детей вдалбливали принцип «Нет слова “не хочу”, есть слово “надо”». Есть долг перед родителями, долг перед родиной, и так далее. А потом эти дети выросли и стали жить не для себя, а для кого-то. И делать то, чего на самом деле не хотят. Но надо ведь, надо.

А фраза «Не выйдешь из-за стола, пока не доешь» чего стоит! Я ее очень хорошо запомнила. От запаха некоторых блюд, которые подавали в детском саду, меня сразу же начинает тошнить. И это спустя несколько десятков лет. Не потому, что они невкусные. А потому, что меня заставляли их есть, не обращая внимания даже на мой рвотный рефлекс. Оставалось только поливать тарелку с кашей слезами. И никого не волновали желания ребенка — он должен, у него ведь распорядок.

Сравнивание ребенка с другими

«Посмотри, как Таня красиво пишет. А у тебя что за каракули?» — еще одно воспоминание из детства. Помню, как меня сравнивали с другими детьми буквально во всём, на каждом шагу. И я старалась делать так, как делают они. Потому что мама ведь сказала, что так правильней, так лучше. Только вот во взрослом возрасте это сравнивание себя с другими на рефлекторном уровне не дает нормально жить. Так и продолжаешь копаться в себе, и всё время кажется, что другие люди умнее, красивее, успешнее. Спасибо, советское воспитание.

Отсутствие эмоциональной связи с ребенком

Многие дети испытали на себе скорее функциональное отношение, чем здоровую связь с родителями. Если принес пятерку и примерно себя вел в школе — молодец, заслужил похвалу. Но если вдруг тройка или двойка, да еще и подрался с кем-то — становись в угол. Не было места сантиментам и разговорам по душам.

Родители были слишком заняты выживанием. Да и у них самих было суровое воспитание. Не было ресурса, который помог бы выстроить здоровые отношения с ребенком. Они не знали и не понимали, как лучше. Они и подумать не могли, что травмируют нас. Если бы знали, то, скорее всего, вели бы себя иначе.

Запрет на выражение эмоций

Если уж говорить об эмоциях, то их свободное выражение совсем не поощрялось. Нужно было вести себя как удобный ребенок, который не кричит, не бегает и не смеется без причины. А за проявления гнева здорово влетало. Ремнем по одному месту, например. О том, что мальчикам не положено плакать, было хорошо известно всем без исключения.

А ведь испытывать и выражать все эти эмоции — абсолютно нормально. И не просто нормально, это жизненно важно, это правильно, это залог здоровой психики и правильного развития ребенка.

Конечно, найдутся те, кто будет кричать “Чушь! Вранье!” и доказывать, что советское воспитание было правильным, что в те времена все были добрыми, никто никого не бил и не стыдил. Но почему-то абсолютное большинство знакомых и друзей, воспитанных в СССР, подтверждают вышеописанное и по 5 лет подряд ходят к психологу, разгребая травмы детства. Совпадение? Вряд ли.

Эта статья — не попытка доказать, что в Советском Союзе всё было плохо. Это лишь напоминание об ошибках, которые не следует повторять. В любой эпохе есть что-то хорошее и что-то плохое, чему место в прошлом. А беречь и нести вперед нужно только лучшее. При этом понимая, что у каждого поколения свои проблемы, свои травмы.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Ошибки срс субару
  • Ошибки спецификации модели множественной регрессии
  • Ошибки социальной перцепции это
  • Ошибки социального восприятия это
  • Ошибки социальная реклама безопасности дорожного движения