Ошибки соискателей при поиске работы

Даже самые квалифицированные специалисты могут искать работу месяцами. Особенно обидно не получить желанного предложения, если вы, как вам казалось, уже достигли главного — личной встречи с потенциальным работодателем. Возможно, всё дело в одной из этих ошибок. Расскажем, как их избежать.

10 провальных ошибок на собеседовании

Ошибка 1. Вы опаздываете

Верный способ настроить против себя HR‑менеджера ещё до начала собеседования — опоздать на встречу. Мало кто готов работать с тем, кто не умеет распоряжаться своим временем. Такая непунктуальность может быть воспринята как неуважение. Или, что ещё хуже, — как признак того, что вам не очень‑то и нужна работа.

Что делать

Можно считать это первым испытанием. И если пунктуальность не самая сильная ваша сторона, уделите время подготовке ко встрече.

  • Плохо ориентируетесь в незнакомом районе? Просчитайте маршрут на онлайн‑картах и выйдите с запасом времени.
  • Рискуете попасть в пробку? Оставьте машину и отправляйтесь на встречу на общественном транспорте.
  • Всё равно опаздываете? Позвоните представителю компании и предупредите — это немного сгладит впечатление.

Есть хороший способ не заблудиться по дороге на собеседование и не опаздывать затем на работу. Нужно просто найти вакансию недалеко от дома или удобной для вас станции метро, если вы живёте в городе‑миллионнике. В сервисе Авито Работа есть поиск по функции «Радиус/Метро». Можно выбрать нужную станцию или точку на карте, а затем задать радиус поиска вакансий — от 1 до 100 километров. Сервис выдаст подходящие объявления, и вам больше не придётся вручную отфильтровывать вакансии на другом конце города.

#

1 / 0

#

2 / 0

Ошибка 2. Вы неправильно оделись

А точнее, не уделили внимание тому, как вы выглядите. Внешний вид — первое, на что обращает внимание человек при встрече. Тем более если это HR‑менеджер. Считается, что нам хватает всего 17 секунд, чтобы составить первое впечатление о собеседнике. Вы можете быть прекрасным специалистом, но рекрутер, которого возмутили ваши грязные ботинки и несвежая рубашка, никогда не узнает об этом и вряд ли будет сожалеть.

Важно и то, как принято ходить на работу там, куда вы надеетесь устроиться. Не все кандидаты, приходя на собеседование в компанию с дресс‑кодом, одеваются соответствующе. Но для многих рекрутеров это важно: если соискатель не озаботился внешним видом, либо он не замотивирован, либо даже поленился узнать о дресс‑коде.

Что делать

Отправляясь на собеседование, пожертвуйте на время джинсами и выберите одежду в деловом стиле. Приведите себя в порядок, чтобы выглядеть опрятно и ухоженно. Не используйте духи, отдав предпочтение дезодоранту с нейтральным запахом.

Что делать, если вам в принципе не подходят любые правила, касающиеся внешнего вида в офисе? Искать удалённую работу, которую можно делать хоть в пижаме. На Авито Работа немало таких предложений. Просто воспользуйтесь нужным фильтром, выбирая параметры своей идеальной работы.

Ошибка 3. Вы не ориентируетесь в своём резюме

Хотя у HR‑менеджера ваше резюме будет перед глазами, вас всё равно попросят рассказать о себе. Если соискатель не может этого сделать, путается в названиях и датах, это жирный минус. Возникает вопрос, правду ли он вообще написал там.

Вряд ли вы единственный кандидат, с которым рекрутер пообщался за последние несколько дней. HR может не помнить содержание вашего резюме. Но если его плохо помните вы — это странно.

Что делать

Перед собеседованием просмотрите своё резюме, вспомните основные этапы трудового пути. Не так важны юридические наименования мест, где вы работали, как ваши функции и достижения там. А во время встречи, рассказывая об опыте на каждой позиции, перечислите вкратце сведения из резюме.

Ошибка 4. Вы ничего не знаете о компании

Кандидат, который не потрудился узнать, чем же занимается потенциальный работодатель, явно любит рисковать. Не факт, что вас спросят, что вы знаете о компании. Но если выяснится, что вы вообще ничего не знаете, значит, ваш выбор не был осознанным. Скорее всего, вы отчаянно нуждаетесь в работе и хватаетесь за любую вакансию. И это уж точно не то, что хотят услышать работодатели.

Что делать

Покажите свою осведомлённость, заинтересованность и умение искать информацию. На Авито Работа для этого даже не придётся прикладывать больших усилий. Нужные данные можно увидеть прямо на сайте. Кликните на название работодателя в описании вакансии, перейдите на его страничку и, если это не частное лицо, вы увидите раздел «О компании».

На что обратить внимание, знакомясь с потенциальным работодателем по объявлению:

  • Изучите информацию о том, сколько лет существует компания, какие факты о себе указывает. Обратите внимание на контактные данные: адрес офиса, рабочие телефоны и e‑mail. Серьёзные компании используют корпоративную электронную почту на собственном домене.
  • Внимательно прочитайте описание должностных обязанностей в вакансии. Оно должно быть подробным, но не чрезмерным. Грамотный работодатель заинтересован в том, чтобы кандидаты ясно представляли, чем предстоит заниматься.
  • Вы можете больше узнать о корпоративной культуре компании по стилю объявления. Он может быть сдержанным и официальным или креативным и дружелюбным.

Ошибка 5. Вас ставят в тупик неудобные вопросы

Интернет полон историй о том, как специалисты отдела кадров проводят настоящие стресс‑интервью. И человека, который не готов к собеседованию, может смутить даже стандартная просьба рассказать о себе и простые вопросы:

  • Почему вы хотите работать именно в этой компании?
  • По какой причине вы ушли с предыдущего места работы?
  • Почему должны взять именно вас?
  • Кем вы видите себе через пять и более лет?
  • На какую зарплату вы претендуете?

Что делать

Подготовьте ответы на эти обычные вопросы, а каверзные и неожиданные поищите в интернете. Тренируйтесь отвечать перед зеркалом или попросите друзей подыграть вам. Запишите свои ответы на видео: так вы сможете посмотреть на себя со стороны, послушать, уверенно ли звучит ваша речь, нет ли в ней слов‑паразитов. Старайтесь не быть многословным.

Ошибка 6. Вы не очень‑то лояльны

Идеальный кандидат говорит о прошлой компании либо хорошо, либо кратко и нейтрально. Это указывает на то, что соискатель не конфликтный и будет корректно относиться к работодателю. Если вы готовы в лицах рассказывать, с какими нехорошими людьми вам пришлось раньше работать, это вызовет совсем не сочувствие. Подобная критика больше скажет о вашем характере, чем о тех, кого вы критикуете.

Что делать

Отвечая на вопрос о причинах увольнения, не обсуждайте личности руководителя и коллег. Лучше говорить об отсутствии карьерного роста, невозможности раскрыть свои потенциальные возможности, удалённости от дома.

Даже если условия работы на прошлом месте были однозначно ужасными, из‑за чего вы и уволились, говорите об этом в нейтральных выражениях. Например, если переработки не оплачивались, а зарплата стабильно задерживалась, так и скажите, не проводя параллелей с рабским трудом.

Ошибка 7. Вы не уверены в себе

Зажатость на собеседовании может свести ваши шансы к нулю, даже если ваши навыки и опыт соответствуют должности. Неуверенному человеку сложно показать себя успешным кандидатом, с которым компания может добиться высоких результатов. Собеседование может быть стрессом. И то, как вы реагируете на эту стрессовую ситуацию, может многое сказать о вас работодателю.

Что делать

  • Прежде чем войти в офис потенциального работодателя, напомните себе: выбирает не только компания, но и вы.
  • Начните подготовку к интервью и борьбу с неуверенностью на этапе создания резюме. Укажите в нём всё, что считаете своими сильными сторонами. Подойдут и курсы переподготовки, и сертификаты известных онлайн‑курсов, если пройденные программы релевантны должности, на которую вы претендуете.

Составить резюме в сервисе Авито Работа очень просто, как и продать какую-то вещь, — и прямо на сайте с компьютера, и в мобильном приложении. Только в этот раз вы будете «продавать» себя.

Войдите в свой аккаунт на сайте и в правом верхнем углу нажмите кнопку «Подать объявление». В появившемся меню выберите раздел «Работа», а затем — «Резюме».

Выберите сферу своей деятельности и как можно подробнее заполните открывшуюся онлайн‑анкету. По возможности добавьте фото — это в несколько раз повысит ваши шансы быть замеченным. Кстати, вы можете загрузить и фото своего диплома, сертификата, других важных документов.

И не забудьте заполнить раздел «О себе». Не нужно рассказывать о своих хобби и знаке зодиака: это вряд ли поможет понять, какой вы в работе. Но если претендуете на должность программиста, стоит дать ссылку на репозиторий и рассказать о хакатонах, где вы успели отличиться.

Создать резюме на Авито

Ошибка 8. Вы себя перехваливаете

Пытаясь впечатлить интервьюера, не преувеличивайте масштабы своих заслуг. Соискатель, который живописно рассказывает о своих невероятных достижениях на прошлом месте, вызывает вопрос: почему же такой успешный кандидат ищет работу?

Нередко соискатели лукавят на собеседовании, пытаясь впечатлить HR. Кто‑то преувеличивает свой опыт и навыки, кто‑то преуменьшает возраст. Это убийственно для репутации: многие вещи, которые вы о себе сообщаете, легко проверить парой звонков или поверхностным просмотром ваших соцсетей.

Что делать

Пусть за вас говорят реальные факты. Рассказывая о своих успехах на прошлом месте работы, упомяните, что этим вы обязаны в том числе компании и людям, с которыми работали, — если правда так считаете. Для HR‑менеджера это хороший сигнал: соискатель любит работу в команде и лоялен к работодателю.

Ошибка 9. Вы странно себя ведёте

И скованность, и излишняя развязность могут оставить плохое впечатление у вашего собеседника. Лучше не рисковать и не выходить за вежливые рамки делового общения.

Многие соискатели, желая наладить контакт с интервьюером, пробуют шутить, и это редко бывает уместно. Некоторые кандидаты, надеясь на собственную неотразимость, пытаются кокетничать и флиртовать с рекрутером противоположного пола. А кто‑то даже пробует манипулировать менеджером, ведущим интервью, с помощью советов из книги по НЛП.

Что делать

Банальный, но действенный совет: ведите себя естественно. Не упражняйтесь в актёрском мастерстве, если вы трудоустраиваетесь не в театр: профессионал быстро раскусит ваши «хитрости» и не даст себя обмануть.

Ошибка 10. У вас нет никаких вопросов

В завершение интервью вас обязательно спросят, что вы хотели бы узнать о вакансии и компании. Если у вас нет вопросов, может показаться, что вы не очень‑то мотивированы. Это значит, что вам всё равно, чем заниматься. Или вы совсем не представляете, куда пришли.

Что делать

Задавайте универсальные вопросы — если, конечно, вы уже не получили на них ответы во время беседы.

  • Почему появилась вакансия и каковы были сильные стороны вашего предшественника?
  • С какими сложностями может быть связана работа на интересующей вас должности?
  • Как складывается типичный рабочий день для должности, на которую вы претендуете?
  • Какие возможности для профессионального роста и развития существуют в компании?
  • Есть ли что‑то, что вы должны знать о вакансии, чего не было в её описании?

Правильные вопросы — это не только способ произвести хорошее впечатление на рекрутера. Это ещё и возможность больше узнать о будущей должности и компании. Очень важно помнить, что собеседование — это игра двух сторон. Компания также должна подходить вам, как и вы ей. В противном случае пройдёт не так много времени с начала работы, как вы вновь окажетесь в роли соискателя.

Главный совет, который можно дать человеку в поиске работы, — не сдавайтесь. Расценивайте любой отказ как опыт. А очередное собеседование — как важный шаг на карьерном пути. На Авито Работа огромное количество предложений о работе. И одно из них ждёт именно вас. Ведь ежегодно на этой площадке более 830 тысяч работодателей со всей страны размещают свои вакансии.

Смотрите предложения, ищите подходящий график, удобное место, хорошую зарплату — все эти параметры можно настроить в разделе «Вакансии» с помощью удобных фильтров. При этом не обязательно ждать, когда вас заметят: откликайтесь на понравившиеся вакансии первыми, с помощью звонка или сообщения. Удачного поиска!

Найти работу мечты

Каждый, кто ищет работу, неизбежно сталкивается с необходимостью грамотно составить резюме, разместить его, а в случае удачи – пройти собеседование. Зачастую поиск работы стопорится уже с момента резюме, а в лучшем случае – после собеседования.

В чем причина. Конечно, они разные. Многое зависит от работодателя, но многое и от самого соискателя. Сетевое издание «Учительская газета» предлагает несколько советов, которые необходимо учесть при трудоустройстве.

Резюме

Зачастую соискатель относится небрежно к составлению резюме, считая, что презентует себя наилучшим образом на собеседовании. Однако до собеседования может и не дойти только потому, что работодателя «не зацепило» ваше резюме: оно может содержать грамматические ошибки, быть формальным, без «изюминки», может содержать и прямой обман. Сервисы по поиску работы отмечают: если резюме составлено плохо, можно с вероятностью 99% говорить, что вами не заинтересуются.

Как избежать этого? Необходимо помнить, что «резюме» – это не просто «бумажка», а ваше «лицо», по которому работодатель составит мнение о вас, ваших деловых и профессиональных качествах до момента знакомства. Если на первом этапе представить неаккуратный, наспех «скроенный» документ, то у сотрудника кадровой службы сложится впечатление, что такое же отношение соискатель допускает и к работе. Поэтому важно уделить составлению резюме время и сделать его привлекательным.  Возможно, потребуется 2-3 часа, но результат стоит этого. Недостаточно просто найти форму резюме и быстренько ее заполнить.

– необходимо выделить ключевые слова (на что хотели бы обратить внимание работодателя), свои достижения и преимущества перед другими кандидатами.

– успех любого резюме – четко сформулированная цель. Не нужно писать, что ищете высокооплачиваемую работу в дружном коллективе с возможностью дальнейшего карьерного роста. Кстати, такое нам часто обещают в рекламе. Но это слишком расплывчато. Необходимо указать конкретно –  какую работу вы ищете, какую оплату труда ожидаете и какой карьерный рост планируете.

Если мы сами об этом не скажем, то работодатель не сможет понять, чего мы хотим. Понятие «высокооплачиваемый» у всех разное, как и «дружный коллектив». Возможно, вам хотели предложить достойную работу, но она удаленная и не предполагает общения в коллективе. «Кадровик» отложит ваше резюме в сторону, поскольку не имеет предложений, соответствующих вашим требованиям.

Работу получит тот, кто прямо указал свои цели. Кстати, завышенные требования к размеру заработной платы тоже могут оттолкнуть «принимающую сторону», особенно, если из резюме не следует, что кандидат обладает соответствующими профессиональными качествами. Так что оцениваем стоимость своего труда объективно.

– плохим признаком является и одно резюме для всех работодателей и вакансий. Старайтесь «индивидуализировать» его под конкретную организацию и должность.

– не стесняйтесь прикрепить к резюме свое фото. У резюме появится «лицо», а вы расположите работодателя к себе.

– если резюме наша визитная карточка, то рекомендации – лучшая заочная презентация нас как профессионалов. Не утаивайте их.

– резюме не должно быть очень длинным. Не нужно описывать свою биографию со времен Наполеона, рассказывать, как в детском саду первым засыпали в тихий час, а в школе были чемпионом по волейболу. Если, конечно, не ищете работу тренера по этому виду спорта.

Четко и по делу. Но! Необходимо избегать и стандартных фраз: я исполнительный, стрессоустойчивый, добрый, ответственный и так далее. Лучше уделить время описанию профессиональных результатов, достигнутых благодаря этим качествам.

Многие сервисы предлагают услуги по составлению и корректировке резюме. Стоимость их различна, а результат зачастую один – вы получите красиво сделанное резюме, имеющее логическую структуру, все по ячейкам – посмотреть любо-дорого. В тексте же содержится набор красивых слов, описывающих нас как человека и работника. Идеальное резюме! Но! Оно такое же, как у тысяч других соискателей, оно безлико, в нем нет «души», и любой HR-менеджер это поймет.

Не бойтесь быть индивидуальным! И уделите особое внимание своей первой самопрезентации работодателю. Вспомните детское стихотворение про корову – «такая корова нужна самому!». Представьте, что это вы работодатель и принимаете сотрудника на нужную вам должность. Какой работник вам подойдёт, что вы хотели бы видеть в его резюме? И вот оно! То, что нужно указать о себе. Только честно и откровенно.

Да, и не забудем проверить составленный документ на предмет ошибок и опечаток. В этом поможет наш «Грамотатор».

Сопроводительное письмо

Составили резюме по всем правилам, прикрепили его, а сопроводительное письмо написать забыли или не сочли нужным? Это ошибка.

Или не забыли, но расписали в нем все, что не удалось изложить в резюме? И про Наполеона, и про детский сад, и про волейбол в школе. И уж, поскольку не связаны структурой резюме – добавили и про соседку бабу Глашу, которой вчера приобрели продукты.

Нет, нет и нет. Длинное сопроводительное письмо, как и его отсутствие, составят не самое благоприятное впечатление о соискателе. Или он отнесся небрежно и неуважительно, не сопроводив резюме письмом. Или, напротив, он не бережёт ни свое, ни чужое время, расписывая биографию до седьмого колена.

Правила здесь те же, что и для резюме – четко, кратко и по делу: представиться и сообщить, чем мы можем быть полезны данной организации. Чтобы не заблудиться в своих качествах, опираемся на подсказку – требования к кандидату на ту или иную должность.

Можно ознакомиться с миссией организации, ее целями и ценностями. Если они совпадают с вашими – напишите об этом. Но только не нужно писать: «мне нравится, что ваша организация занимается тем-то, я с удовольствием присоединюсь». Необходимо указать, что сделали конкретно вы, почему ваши ценности совпадают. Например, «здорово, что ваша компания участвует в таком-то проекте. В этом году я тоже был его участником и достиг такого-то результата».

Не забываем про индивидуализацию – для каждой организации и вакансии – отдельное письмо.

Потому стоит убрать стандартную подпись «с уважением», «с благодарностью», она может быть рассмотрена как дежурная вежливость.

Кстати, отправляя резюме с сопроводительным письмом, нужно учесть тот способ связи, который указал работодатель. Не нужно отправлять письмо с резюме по электронной почте, если указано, что нужно воспользоваться голубиной. Каким бы абсурдным это требование ни показалось, сделать нужно именно так.

Пассивное ожидание вакансии

 У вас есть отличное резюме, вы разместили его на одном из сайтов по поиску работы и ждете. Это практически не работает. Даже, если сайт вызывает доверие, и вы сотрудничаете с ним много лет. Похоже, пока безуспешно.

 Что нужно делать?

– если в поисках вакансии мы решили обойти самостоятельно все подходящие организации, то необходимо учесть, что доверять всей полученной информации не нужно. Например, сотрудника кадровой службы, НR-менеджера, директора не оказалось на месте. Но секретарь в приемной сказала, что вакансий нет и не предвидится.

Не сбрасываем со счетов эту организацию, пока не получим точные данные об отсутствии работы от тех лиц, которые этим занимаются.

– не нужно стесняться рассказывать знакомым о поиске работы. У знакомых есть знакомые и родственники, и они зачастую могут что-то предложить. Сарафанное радио никто не отменял. Многие нашли работу именно так.

– если решили обратиться к сервисам по поиску работы, то, напомним, что не нужно зацикливаться на одном из них в ожидании работы мечты. Да, на многих из сайтов работодатели одни и те же. Но чем больше ресурсов мы охватим, тем выше шансы найти «своего» работодателя.

 Сайтов по поиску работы очень много.

– Один из наиболее известных и популярных – HeadHunter.ru. Здесь можно не только разместить резюме или посмотреть предлагаемые вакансии, но и найти иную полезную информацию, необходимую при поиске работы и трудоустройстве: новости на рынке труда, каталог зарплат, советы, помощь и многое другое. Хорошей подмогой соискателю может стать возможность узнать не только о вакансиях, но и об обучающих курсах, курсах повышения квалификации.

– Сайт Rabota.ru содержит огромное количество вакансий для любого уровня образования и опыта, новости, советы и иную информацию. Сервис имеет удобный поиск, мобильную версию и приложение, а специалисты готовы ответить на вопросы круглосуточно. Во избежание сомнительных предложений как со стороны недобросовестного работодателя, так и со стороны соискателя, здесь довольно жесткий регламент размещения публикаций.

– Ещё один крупный портал, который поможет не только в поиске работы, но и даст информацию о курсах обучения и повышения квалификации, познакомит с проведенными опросами, даст советы и рекомендации по поиску работы, собеседованию и построению карьеры – Superjob.ru

– один из современных ресурсов –  Trud.com. Как и на предыдущих сайтах, здесь можно найти интересующие вакансии, советы по составлению резюме, собеседованию, трудоустройству, а также правовую информацию и другие полезные материалы.

– Сайт Zarplata.ru сотрудничает с популярным и известным изданием «Работа и Зарплата». Имеет простой интерфейс и функциональный «поисковик». Вакансии, новости, советы, аналитика, правовая информация – все представлено в удобном и интересном формате.

Ресурсов великое множество: Gorodrabot.ru, Vakаnt.ru, для флирансеров – Prohq.ru, Free-lance.ru.

Советы по поиску работы, ссылки и обзоры сервисов и много другое предлагает молодежи портал Центр развития карьеры. Не так давно сетевое издание «Учительская газета» писало о ресурсе «ВРаботе», позволяющем студентам и молодым специалистам найти работу и подработку. Тем, кто хотел бы посвятить себя государственной службе, стоит обратить внимание на портал Госслужба.

Как видим, нет никаких оснований размещать резюме только на одном из сайтов и ожидать, когда работодатель нас найдет. Так могут пройти годы, а мы не сдвинемся с места.

Кроме того, практически в каждом городе имеются рекрутинговые агентства и службы занятости. Даже разместив резюме на всех возможных ресурсах, не стоит пренебрегать услугами специалистов.

В небольших городах может не оказаться таких организаций, но интернет-порталы, сарафанное радио, которое, кстати, работает не только в реале, но и в социальных сетях, и самостоятельный поход в интересующие организации дают хорошие результаты.

И мы подошли ещё к одной ошибке.

Социальные сети

Наша «матрешка» постепенно складывается – составлено идеальное резюме, которое размещено на всех выбранных сайтах поиска работы. На некоторые вакансии мы откликнулись, не забыв прикрепить к резюме сопроводительное письмо. Мы даже выяснили наличие вакансий в некоторых организациях города.

Казалось бы, сделали все возможное, чтобы эффективно представить себя и найти достойную работу. Но забыли про социальные сети.

А потенциальный работодатель обязательно постарается узнать о нас более подробную информацию. Поэтому стоит проанализировать личные аккаунты в интернете, даже те, о которых мы давно забыли. Вдруг там остались фото с веселой вечеринки 20-летней давности. А впечатление о вас будет подпорчено.

Активность в соцсетях тоже имеет значение – для творческой должности она «на руку»: личные посты и комментарии на тему вашего творчества произведут хорошее впечатление. А вот для государственной организации такая активность может стать помехой, особенно, если вы делитесь не самой полезной информацией и используете ненормативную лексику.

И уж точно ни одному работодателю не понравится обилие игр и развлекательного контента. И в игры-то эти соискатель не играет, и про группы с развлечениями давно забыл, а впечатление испорчено.

Помните, по одежке встречают? Тот случай, когда это работает. Так что не поленитесь просмотреть свои страницы.

И последнее на сегодня. Отправив резюме, не стоит начинать названивать работодателю.

 Звонки работодателю

«Алло, я утром резюме отправил, вы его получили?», «Алло, я вчера резюме отправил, что скажете?» и так каждый день.

Тут необходимо задуматься: если я отправил резюме, то кто-то из соискателей сделал то же самое. А если вакансия не одна. Сколько откликов получил сотрудник кадровой службы: десятки, сотни, тысячи? Все зависит от компании, но ваше резюме точно не единственное. У HR-менеджера просто физически нет возможности не только ответить всем в течение 5 минут, но и просмотреть «одним глазом» поступившие данные.

Кроме того, «кадровик» помнит всех соискателей по фамилиям далеко не всегда, а потому может оказаться в неловкой ситуации: он и резюме еще не видел, и фамилию вашу не запомнил, а отвечать на настойчивые звонки необходимо.

Ещё хуже – найти личную страницу сотрудника компании в соцсети и писать ему в личные сообщения.

Нужно набраться терпения и подождать.

Однако вы можете встретить и абсолютно противоположные рекомендации: не стоит сидеть и ждать, когда вам позвонят и пригласят, нужно действовать самому. Лучший способ – постоянные звонки в кадровую службу с напоминанием о себе. И даже статистика приводится – 60% положительных результатов приносят именно такие звонки.

Как разобраться? Вновь представьте, что это вы набираете сотрудников, перед вами сотни резюме, и каждый из соискателей звонит и интересуется результатом. Тут или резюме читать, или на звонки отвечать.

На наш взгляд, постоянные звонки выглядят невежливо. Если не терпится, можно справиться о результате рассмотрения резюме примерно через неделю-две после его отправки. Если резюме не рассмотрено, спросите, когда можно перезвонить и сделайте это именно в назначенный срок.

Ну а если вам долго не звонят, не отвечают – не ждите, продолжайте поиски. Просто вы еще не нашли вашу работу мечты!

Надеемся, наши советы помогут читателям не растеряться при составлении резюме, правильно написать сопроводительное письмо и успешно дойти до собеседования. А в следующих публикациях мы рассмотрим основные ошибки, допускаемые при подготовке к этому событию и при личной беседе с работодателем. И, конечно, разберемся, как их избежать.

У многих есть собственный опыт поиска работы, которым они хотели бы поделиться с нами и нашими читателями, дать советы и предостеречь от неудачи. Регистрируйтесь на сайте сетевого издания «Учительская газета», заходите в наши социальные сети, оставляйте комментарии и вопросы, которые послужат темами наших новых материалов.

Фронтенд-аутсорс «Лига А.» делает настоящие сайты силами начинающих разработчиков — так получается дешевле, чем в больших студиях.

Такой процесс работает, только если в команде есть достаточный уровень компетенций — например, взрослые и опытные руководители команд и наставники, которые могут упорядочивать джуниорский хаос. Поэтому команде периодически требуется свежая кровь — новые разработчики, которые уже где-то работают или ищут работу.

Чаще всего мы ищем опытных фронтендеров, но недавно перед нами встала задача найти человека, который проработал не больше (но и не меньше) года в сфере веб-разработки. Мы написали вакансии, начали поиски, и через месяц получили такой результат:

В воображаемой Вселенной-Хороших-Кандидатов этого достаточно, чтобы взять на работу несколько человек. Но в реальном мире пришлось потрудиться, даже чтобы просто выбрать из всей массы заявок 10 человек и позвать их на собеседования.

Но мы знали, на что шли, и были готовы исправлять ситуацию. Во-первых, из-за простых ошибок в резюме теряется много талантов, которые просто не доходят до работы. Во-вторых, собирая статистику по откликам из нашего «Центра карьеры», мы поняли, что большинство людей не может найти работу не потому, что их плохо научили, а потому что не могут пройти собеседование.

Поэтому мы решили собрать этот материал и рассказать начинающим специалистам, какие ошибки нельзя делать, если они хотят устроиться на работу. Статья пригодится не только начинающим специалистам, так как с вакансией тимлида у нас случаются аналогичные проблемы.

Всего мы нашли 33 ошибки, которые можно допустить на разных этапах поиска работы. О них мы расскажем в двух статьях (вторая уже вышла). Этот пост — попытка структуризации опыта «Лиги А.» в подборе кандидатов.

Вакансия с точки зрения соискателя

Среднестатистический соискатель ищет работу так:

  1. Пишет какое-то резюме.

  2. Откликается на вакансию и неохотно сочиняет сопроводительное письмо.

  3. Делает тестовое задание.

  4. Приезжает на собеседование.

  5. Выходит на работу или получает отказ.

С каждым пройденным (и даже проваленным) собеседованием становится всё проще переходить на дальнейшие этапы. Но чем раньше этап, тем проще с него отвалиться. Обратите внимание, речь не про трудоустройство, а именно отвалиться по причине того, что вы в этот этап не попали по каким-то причинам.

Дальше мы будем поэтапно рассказывать про ошибки, которые совершают специалисты на каждом этапе. В первой части — о составлении резюме и сопроводительных письмах.

Составление резюме

Чтобы эйчары в принципе обратили на вас внимание, нужно правильное резюме. На этом этапе может отвалиться даже опытный разработчик с хорошими навыками и несколькими годами опыта, но недостаточно качественным резюме. На этом этапе соискатели совершают больше всего ошибок, поэтому начнём с них.

1. Указывать несколько должностей в одном резюме

Примеров может быть много, например:

Frontend-разработчик, WEB-разработчик, Инженер, IT специалист

или

Дизайнер-верстальщик, Веб-дизайнер, UX/UI дизайнер, Моушн дизайнер, Аниматор

Обычно компании ищут конкретных специалистов, и несколько должностей в заголовке резюме могут оттолкнуть эйчаров. Чаще всего такой набор значит, что человек сам не понимает, чего хочет, или знает много всего, но по чуть-чуть.

Как надо?

Одно резюме — одна должность. Даже если вы в одной компании верстали фронт и анимировали котяток, расскажите об опыте веб-разработки в резюме фронтендера, а для котяток создайте отдельное резюме «Аниматор» и раскройте тему там. Так работодателю будет проще сфокусироваться на том, что вы умеете, и принять правильное решение.

2. Не загружать фотографию

Нужно признать факт — работодатели смотрят на фотографии соискателей. Более того, на всех крупных HR-сайтах есть галочка «показывать резюме только с фотографией», и эйчары активно ей пользуются. При этом фотография нужна не для отбора по внешности, а чтобы понимать, что человек ничего не скрывает — вот он, на ладони, и понятно, с кем компания имеет дело.

Конечно, отсутствие фотографии не ставит крест на резюме, но сильно уменьшает его шансы быть найденным.

Как надо?

Загрузить в резюме свою фотографию.

3. Загрузить фотографию, где есть не только вы

Работодатель хочет увидеть в резюме информацию о потенциальном сотруднике, а не героев сериалов или пёсиков из интернета. По этой же причине не подходит групповая фотография, на которой соискатель среди других людей, потому что поди ещё разбери, кто есть кто.

Как надо?

На фотографии должны быть вы и ± ничего больше. Не обязательно проводить отдельную фотосессию, достаточно попросить друга сфотографировать вас на любой современный телефон. При этом лучше не делать на фото ничего странного и воздержаться от фотографий, которые могут содержать сомнительные материалы или испортить репутацию еще до собеседования.

4. Скрывать информацию в резюме

Если человек в открытом резюме скрывает отдельную информацию (пол, возраст, имя, профессиональные навыки и опыт работы), у эйчаров могут возникнуть логичные вопросы о том, почему так. Но учитывая, что выбор кандидатов обычно большой, уточнять причины сокрытия информации никто не будет, и такое резюме просто закроют.

Как надо?

Если вы не хотите, чтобы ваше резюме видели, скройте его из поиска и не откликайтесь на вакансии. Если вы ищете работу, не скрывайте информацию о себе — открытость лучше плохо мотивированных тайн.

5. Писать «хочу переехать», но откликаться на вакансии в своём городе

Обычно есть два варианта, как написать о переезде. «Я готов к переезду» и «Я хочу переехать». В первом варианте соискатель ищет работу в своём городе, но готов рассмотреть и хорошие предложения из других городов. Второй вариант явно указывает на то, что человек ищет работу для переезда.

Между этими подходами есть принципиальная разница. Если соискатель хочет переехать, значит ему нет смысла предлагать работу в родном городе, так как он будет и дальше искать возможности переехать. Это выглядит особо странно, когда человек откликается на вакансию в своём городе, а в резюме написано «хочу переехать». Работодатели определённо не захотят вкладываться в человека, который в любой момент может собрать вещи и уехать.

Как надо?

Если вы действительно хотите переехать, указывайте это в резюме, но не откликайтесь на вакансии в своём городе.

6. Скрывать свой регион до собеседования

На любом сервисе для поиска работы можно указать то, где вы живёте, и куда готовы переехать. При этом внутри поиска есть возможность не показывать тех, кто в текущем регионе не живёт, и только готовы туда переехать. Это важно, потому что компания может быть просто не готова перевозить сотрудника.

Когда соискатель говорит, что ищет работу в Новосибирске, но до собеседования скрывает то, что живёт в Томске, это вероятно станет проблемой. Работодатель может оказаться к этому не готов, а время он уже потратил. Возникнет негатив, который никому не нужен, и с которым может быть нелегко справиться.

Как надо?

Укажите город, где вы живете, и куда вы готовы или хотите переехать, чтобы работодатель сразу понимал всю картину.

7. Отсутствие ключевых навыков

Ключевые навыки обычно используются как теги, по которым происходит поиск, и если их не указать, то резюме может не найтись. К тому же, заполняя это поле, соискатель показывает осознание своих сильных сторон. Это очень важно для людей, которые занимаются наймом.

Как надо?

Укажите 6-7 ключевых навыков или технологий, которыми вы владеете. Не указывайте то, чему вы учитесь или знаете вскользь, лучше напишите об этом в разделе «О себе».

8. Нерелевантный опыт

Один из самых сложных пунктов. Нужно написать именно тот опыт работы, который относится к названию должности в заголовке резюме.

Это значит, что если кандидат проработал год верстальщиком, но до этого десять лет настраивал водяные насосы, то в его резюме верстальщика нужен только опыт работы за этот год — и чем подробнее будет написано, тем лучше.

Как надо?

Указывайте только тот опыт работы, который относится к конкретной вакансии. Если вы хотите сказать, кем работали до, напишите об этом в разделе «О себе».

Исключение — смежный опыт. Если вы росли в рамках одной отрасли с начинающего специалиста до руководителя, то это можно и нужно указывать. Если вы работали вы разных местах на похожих/смежных должностях, это также стоит указать. Например, PR + маркетинг.

9. Не написать, какие задачи решали на прошлых местах работы

Работодатели хотят понимать, чем именно соискатель занимался на прошлых местах работы. Организаций много, должностей много, и одна и та же позиция в разных компаниях может требовать разного опыта и предлагать разные наборы задач. Так, например старший разработчик в маленькой веб-студии может не потянуть требования для джуниора в Яндексе.

Во время подбора эйчары ищут в кандидатах релевантный опыт, задачи и технологии.

Как надо?

Указывайте, чем вы занимались на прошлой работе, и какие технологии использовали.

Например, «Я верстал лендинги на потоке в Тильде и использовал для этого HTML/CSS». Или «Я занимался вёрсткой крупного продукта, разбивал дизайн на блоки, продумывал дизайн-систему и поддерживал её».

10. Не писать (почти) ничего в разделе «О себе»

За каждым резюме скрывается не только набор функциональных навыков, но и человек, с которым надо работать и понимать, что он из себя представляет. Пустое поле «О себе» отталкивает, так как вызывает ощущение, что человек ничем не занимается или сам не понимает, кто он.

Как надо?

Расскажите, как вы пришли в отрасль, что используете для развития, чем занимаетесь в свободное время, что любите и как отдыхаете. Всё это — важная информация для потенциального работодателя.

11. Не указывать желаемую зарплату

Пустое поле «Зарплата» не позволяет сделать две вещи.

Во-первых, оценить уровень адекватности соискателя. Младшие разработчики обычно не получают шестизначные суммы, а если специалист с пятью годами опыта пишет о желаемой зарплате в 1000 долларов, возможно, с ним что-то не так.

Во-вторых, оценить то, насколько человек понимает свои желания, как он сам себя оценивает и к чему стремится.

Как надо?

Если боитесь продешевить, укажите среднюю зарплату по рынку. Это не значит, что вам её обязательно предложат, но вы будете понимать, к чему стоит стремиться.

12. Зарплата, не соответствующая уровню рынка или позиции

Причина уже частично описана выше, это показывает степень вашей адекватности и понимания того, как устроена отрасль, а это важно. Работодатель не будет рассматривать ваше резюме, если у вас указана ЗП в два раза выше рынка, особенно если в остальном резюме не полное.

Как надо?

Проведите анализ вакансий и резюме, поймите сколько в среднем платят на этих позициях, в этих регионах и в этих условиях. Поставьте средний ценник и ориентируйтесь на него.

Отклик и сопроводительное письмо

Мы разобрали этап составления и презентации резюме работодателю. Но резюме всегда отправляется с сопроводительным письмом, и здесь тоже случается очень много ошибок.

13. Не написать сопроводительное письмо

Самое очевидная, но самая частая ошибка.

Если соискатель не написал сопроводительное письмо к вакансии, его резюме никто не посмотрит. Потому что это очень важная часть, которая дополнительно «продаёт» резюме и показывает, стоит ли его читать.

Как надо?

Напишите в сопроводительном письме несколько пунктов:

  • Почему я хочу работать в этой компании на этой должности.

  • Почему я подхожу на эту вакансию и на эту должность.

Дайте понять, почему вам интересна позиция, и чем вы можете быть полезным компании. Да, это занимает время на изучение вакансии и компании, но обычно окупается и приводит к приглашению на собеседование. И подход к каждой компании должен быть разный.

14. Сопроводительное письмо в стиле «Прошу рассмотреть меня на вакансию»

Многие сервисы позволяют работодателям не принимать резюме без отклика, и тогда сервис попросит вас его написать. Очень часто там есть стандартный шаблон в котором написано — «Добрый день, прошу рассмотреть меня на вакансию». Для эйчаров это равносильно пустому сопроводительному письму, и такие отклики воспринимается соответственно.

Как надо?

Написать нормальное сопроводительное письмо. См. пункт 13.

15. Сопроводительное письмо из одного слова

Если соискатель всё-таки стёр стандартный шаблон и написал фразу в одно слово или просто набор букв в попытке обмануть систему, то ничего хорошего не получится. Это равносильно стандартному шаблону или пустому письму — и только ухудшает резюме в глазах эйчаров.

Как надо?

Написать нормальное сопроводительное письмо. См. пункт 13.

16. Написать «Я не готов к тестовому заданию»

Это фразой соискатель сразу навязывает работодателю условия, которые невозможно принять. На технические вакансии всегда есть тестовое задание, и чаще всего без него нет смысла смотреть кандидата. Если вы принципиально отказываетесь тратить время на тестовое задание, почему работодатель должен тратить время на вас?

Как надо?

Не писать ничего похожего и быть готовым к выполнению тестового задания. Или обосновать отказ от выполнения ТЗ уже после его получения.

17. Написать одно сопроводительное письмо для десяти компаний

Очень часто люди пишут один отклик, который рассылают всем подряд. Проблема в том, что такой шаблон не отвечает на вопросы, почему вам интересна эта вакансия, и чем вы можете быть полезными — в частности потому что универсальный отклик не может учесть особенности каждой компании. Обычно такие письма кратко пересказывают содержание резюме, что тоже избыточно — ведь эту информацию можно получить и из резюме.

Как надо?

Потратить время на то, чтобы изучить компанию-работодателя. Понять, насколько вы подходите под вакансию, и почему вам нравится и хочется работать в этой компании. Потратьте время, потому что скорее всего это окупится.

Во второй части статьи мы расскажем о стандартных ошибках соискателей во время собеседования и, в случае успеха, при приёме предложения работы.

Я ничего не понимаю в разработке. С чего начать?

Тренажёры по HTML, CSS, JavaScript и PHP от HTML Academy — первый шаг к профессии веб-разработчика. Знакомство — вообще бесплатное.

Ещё статьи о работе

Как найти работу. 6 советов для джуна

10 правил онлайн-собеседований

15 правил работы на удалёнке


Возможно, вы просто решили найти место, где трава зеленее, или, может быть, вас захлестнула волна сокращений. По какой причине ваше резюме вновь попало на биржу труда — неважно, главное — на этот раз сделать все правильно.

У вас блестящее образование, внушительный опыт работы и отличные рекомендации, но кроме как «мы вам перезвоним» вы до сих пор ничего не слышите? Быть может, вам — с высоты ваших прошлых карьерных достижений — пора вернуться к азам, запастись терпением и вспомнить, как вы выстраивали стратегию поиска, будучи еще молодым соискателем. Ведь как оказалось, с годами мы склонны забывать о самых элементарных правилах поиска работы и в результате из раза в раз совершаем эти роковые ошибки.

Вы забыли про свое резюме

При поиске работы первым делом необходимо переработать старое резюме, переписав свои достижения, личные качества, приписав новые награды и умения. Наверняка за время с последнего собеседования изменились и вы, и требования к работникам. Да и, скорее всего, ваш будущий шеф сегодня будет требовать не только «пунктуальность» и «способность работать в режиме многозадачности», но и более конкретные навыки. Очень важно расписать свои обязанности на предыдущем месте работы как можно подробнее, не забыв указать все то, чему вы научились и чем могли бы быть полезным. Конечно же, не стоит сильно себя перехваливать, но и быть слишком скромным тоже — не лучшая опция.

Вы не пользуетесь сайтами по трудоустройству

Онлайн-рекрутмент — сегодня один из основных способов поиска сотрудников работодателями и один из самых эффекивных. Не размещая свое резюме на всем известных сайтах, вы обрекаете себя на долгие и мучительные поиски работы. Такие гиганты как HeadHunter или Superjob действительно в силах помочь найти достойное место работы. К тому же возможность самостоятельно рассылать свое резюме напрямую компаниям многократно увеличивает ваши шансы.

Вы неправильно подходите к собеседованию

Запомните, собеседование, как и первое свидание — событие волнительное и крайне важное для ваших дальнейших отношений с работодателем. Очень важно не просто представить себя в выгодном свете, но и не завраться. Ведь если вдруг наступит встреча номер два, то будет сложно оправдать свое вранье или наоборот поддерживать не свойственный вам имидж. Поэтому настоятельно рекомендуем не придумывать себя заново, не притворяться кем-то другим, а расслабиться и предстать перед вашим собседеником самим собой (но чуточку лучше). Ведь если вы не нужны работодателю такой, какая вы есть, то зачем тогда и он вам? (читайте также: 5 фатальных смысловых ошибок собеседования (и как их избежать))

Органайзер для хранения документов

Обложка-органайзер на паспорт

Вы пассивны

Если вы всерьез рассчитываете, что рекрутер или работодатель обязан бегать за вами только потому, что вы соизволили единожды попроситься на собеседование — то, скорее всего, в этой счастливой иллюзии (и без должности) вам придется жить еще долго. К сожалению, фраза «мы вам перезвоним» в наше время стала эдаким вежливым аналогом фразы «не тратьте наше время», но все же всегда стоит помнить о человеческом факторе и оставлять возможность того, что ваш рекрутер мог попросту о вас забыть. Не бойтесь брать инициативу в свои руки и перезванивайте сами — кто знает, быть может, прощаясь с вами, ваш собеседник действительно готов был с вами связаться. Если же нет — то перезвоните, чтобы хотя бы узнать, чем вы не подошли на должность, и чтобы впоследствии поработать над ошибками.

Вы не знаете, чего стоите на самом деле

Недооценивать себя и свой потенциал — не только одна из самых больших ошибок, но также одна из самых коварных. Если вы не верите в себя, сомневаетесь в своих силах и вообще думаете, что недостойны этой должности, то почему работодатель должен в вас поверить? (читайте также: «Замахивайтесь на большее: почему надо искать позицию „выше“ ваших текущих возможностей») Кроме того, идя на собеседование, вы точно должны знать, сколько стоите — каков ваш идеальный уровень зарплаты, нужна ли вам медицинская страховка, какие бонусы необходимы и, в конце концов, должна ли у вас быть на горизонте возможность повышения.

Вам постоянно нужны советчики

Выбор работы — не то решение, которое нужно принимать сообща. Работать на новом месте, в новом коллективе будут не ваши родственники, друзья или психолог, а вы и только вы. Поэтому и решать, куда податься, нужно самостоятельно, а не перелагать ответственность на других. В конце концов, вы лучше всех остальных знаете, чего хотите на самом деле и чего достойны. Если же вы все равно продолжаете спрашивать совета у других, то, скорее всего, вы еще просто не готовы к тому, чтобы двигаться дальше (читайте также: «Стоп-сигнал: 5 признаков того, что вы делаете в карьере неверный шаг»).

Вы просто еще не готовы

На собеседованиях всегда становится видно, действительно ли человек хочет сменить место работы и изменить свою жизнь или же он просто прорабатывает почву, чтобы узнать, получится ли у него сменить место «если вдруг что». Запомните: идти на интервью стоит только тогда, когда вы точно решили покинуть свое место работы и обновить позицию. В противном случае вы просто-напросто тратите не только свое время, но и время работодателя, который обязательно это запомнит и в следующий раз, когда вы действительно будете готовы двигаться дальше, может отказать вам в возможности делать это в его компании.

Фото: Getty Images

Про то, что и как нужно делать, чтобы найти работу, сказано и написано в наше время очень много. Процесс рассмотрения и оценки кандидата работодателем перестал быть игрой, правила которой: а) постоянно меняются и б) известны только одной стороне – принимающей. Тем не менее, почти в каждом своем проекте я вижу одни и те же ошибки, которые допускают соискатели. Из чего делаю вывод, что существуют так называемые «слепые зоны», о которых тоже нужно писать, чтобы люди не блуждали впотьмах. Их, этих зон, конечно, бесчисленное множество, но сегодня я расскажу о наиболее распространенных сбоях в технологиях поиска работы состоявшимися специалистами и руководителями. И рассматривать мы их будем в привязке к конкретным этапам в этом процессе.

При составлении резюме

Ошибка 1: Оно слишком большое и подробное. Причем, чем обширнее опыт соискателя, тем объемнее обычно выглядит его резюме. Раскрою здесь три секрета:

  • Вы не обязаны переписывать в резюме всю трудовую книжку — актуальны места работы за последние 10 лет (плюс-минус пара лет, чтобы не рвать стаж в одной компании).  Также не стоит указывать тот опыт, который не относится к вашему текущему запросу. К примеру, в последние годы вы строили карьеру в маркетинге услуг и сейчас хотите продолжить ее, но на одном из предыдущих мест работы — в стартапе своего друга — вы по его просьбе занимались продажами потребительских товаров. Так вот, сейчас этот опыт указывать не нужно, если только потенциальный работодатель прямо не заявляет, что заинтересован в кандидатах с подобным бэкграундом.
  • Худо-бедно, большинство соискателей поняли необходимость приводить в резюме конкретные оцифрованные результаты своей работы. Но тут возник другой перекос – на перечень достижений порою уходят целые страницы, в них пишут абсолютно все, что было сделано. А плюсом к этому идут должностные обязанности из пятнадцати пунктов. В итоге, желая рассказать, какой он замечательный и разноплановый, кандидат расписывает свою трудовую биографию на 5-6 листов. Запомните, пожалуйста: читать такие объемы никто не будет. Желательно уложиться в две, максимум – три, страницы. Указывайте только самые значимые достижения, релевантные запросу. ТОП-менеджерам лучше описывать свой опыт работы на каждом из мест в таком формате: ключевые задачи – 3-4 пункта и соответствующие им оцифрованные результаты вашей деятельности, а дополнительно и обобщенно по зонам ответственности можно указать функционал (не более 5-6 пунктов). Про то, что все это нужно излагать в виде маркированного списка, думаю, говорить излишне – не структурированный текст не читается и не воспринимается.
  • Самое главное – выйдите из роли соискателя и посмотрите на себя глазами работодателя. Если вы – руководитель со стажем, то наверняка вам приходилось принимать людей на работу? Вот и представьте, что вы рассматриваете резюме соискателя в ваш отдел или компанию. Что вам будет важно в таком случае? Для тех, у кого опыта найма персонала нет, скажу циничную вещь, но это реалии: у нанимателя сугубо утилитарный подход к подбору сотрудников, ему важна польза, которую вы можете принести компании, а не ваш богатый опыт и разносторонние навыки. Поэтому бейте точно в цель, а не растекайтесь мыслею по древу, смакуя свои успехи, которые к будущей работе никак не относятся.

Ошибка 2: Давно известный, но по-прежнему встречающийся в резюме промах — отсутствие четкого запроса, то есть желаемая позиция либо не указана вовсе, либо включает в себя перечень из нескольких разноплановых – генеральный, исполнительный, коммерческий директор, а то еще и финансовый. Друзья, я понимаю, что вы можете все, и это прекрасно! Но подбирать для вас вакансию никто не будет, поверьте. Более того, эйчар расценит вашу универсальность как:

а) непонимание, что вы хотите, и в чем ваша сила,

б) перекладывание на него, рекрутера, ответственности за ваше профессиональное самоопределение, что его не обрадует,

в) острую нужду и готовность работать хоть кем-то, то есть вашу невысокую ценность на рынке труда.

Вы ведь не такого мнения о себе хотели, верно?

Ошибка 3: Отсутствует раздел с ключевыми компетенциями, либо они размазаны по всем местам работы, сильно утяжеляя резюме. Этот выделенный блок – квинтэссенция вашего богатого опыта и справка о вашей квалификации, самая продающая вас часть CV. Если мы говорим о шаблоне на hh.ru, то там есть специальная опция выбора таких навыков из предложенного списка. Многие пренебрегают ею, а зря. Рекрутеры указывают нужные им компетенции кандидатов в фильтре для поиска, и если у вас в резюме их нет – делайте выводы сами. Помимо этого, хорошо бы еще отразить свои профессиональные знания и умения в специально созданном уже вами разделе документа – своими словами, лаконично и релевантно запросу.  Дополнительный плюс наличия этой части резюме — в нее можно включить те ключевые навыки и достижения, которые выпали из-за сокращения опыта работы до последних 10 лет.

При написании сопроводительного письма

Ошибка 1: Вне конкуренции – его отсутствие, либо формальная отписка в стиле «прошу рассмотреть мою кандидатуру на вакансию…». Да, не все эйчары настаивают на наличии сопроводительного письма, но поверьте, если оно есть, и сделано качественно, то это – дополнительный плюс вам как кандидату. Для тех, кто претендует на высокие управленческие позиции, считаю, оно обязательно, так как резюме – сухой деловой документ, а в письме больше видна личность человека, те самые мягкие или, правильнее сказать, – гибкие, навыки, в частности, умение строить коммуникацию, четко излагать свои мысли и продавать себя. Кроме того, его наличие – как соблюдение правил хорошего тона. Вы же когда куда-то приходите, здороваетесь? Так и здесь – веерные рассылки только одного резюме характеризуют вас либо как ленивого, либо как нелюдимого, а то и невежливого человека.

Ошибка 2: Оно очень длинное, по сути это – пересказ резюме, начиная с образования, полученного в девяностых годах прошлого века, и заканчивая подробным перечислением всех мест работы и проектов. Остановитесь! Рекомендуемый объем — половина страницы А4, максимум – 2/3. Для cover letter — англоязычного отклика в зарубежную компанию – строго не более 250 слов, что эквивалентно той же половине страницы. В идеале сопроводительное письмо должно отражать 3 момента:

1) почему вас заинтересовала данная вакансия,

2) в чем ваша ценность как специалиста или руководителя и

3) чем вы можете быть полезны данной конкретной компании. 

Большинство соискателей зацикливаются на своих интересах и достижениях, но упускают последний пункт. Совет: повернитесь лицом к потенциальному работодателю и говорите не только о себе, но и о нем. А для этого, разумеется, нужно, во-первых, хорошо изучить компанию и, во-вторых, суметь переложить свои сильные стороны и ключевые компетенции в плоскость ее потребностей и задач. Поверьте, это оценят.

При прохождении собеседований

Подвести все ошибки под некий общий знаменатель здесь довольно сложно – и вакансии разные, и у каждого кандидата свой уникальный рисунок ситуации. Остановлюсь на типичных для всех.

Ошибка 1: Болтун – находка для шпиона. Открою небольшой секрет: на вас в ходе собеседования не только смотрят и слушают, но и считывают вас по тому, как вы строите свою речь.  Поэтому когда вы чересчур увлекаетесь  разговорами, вы тем самым даете много ненужной, а иногда – и откровенно вредящей вам информации. Лучше отвечать коротко и по существу заданного вопроса, вовремя притормаживая, если вас заносит на поворотах.

Ошибка 2: Когда в ответ на вопрос вы выказываете недоумение или раздражение — мол, а это-то тут при чем? Сейчас я говорю не про стресс-интервью или очень личные вопросы, вторгающиеся в вашу интимную зону. Нет, речь идет о том, что вас спрашивают о чем-то, не имеющем отношения к работе, к примеру, о чем вы мечтаете или жалеете, или  что вы в первую очередь станете делать в отпуске. Вы не знаете, что исследуется при помощи подобных вопросов, но, поверьте, дело вовсе не в том, что рекрутеру больше не о чем с вами поговорить. Ему необходимо составить ваш личностный портрет, узнать вашу систему ценностей, мотиваторы, сильные стороны и ограничения и т.п., чтобы не только понять, подходите ли вы для данной позиции, но и вашу совместимость с руководством и коллегами, корпоративной культурой и системой мотивации компании. Поэтому будьте гибче и терпимее, отвечая на вопросы, смысл которых вам не очень понятен, а лучше – воспринимайте это как игру, в которую вам предлагают сыграть.

Ошибка 3: Неискренность. Вычислить ложь для человека, который ежедневно проводит собеседования с десятками людей, не составляет большого труда. Поэтому говорите либо правду, либо ничего. Все эти социально желаемые ответы, которые вы отрабатываете, начитавшись статей по поиску работы, могут сослужить вам плохую службу. Согласитесь, неприятно иметь дело с неискренним человеком, особенно претендующим на ответственную позицию? И еще. Важно понять, что, как бы ни казалось это странным, но эйчар вам не противник, а союзник. Выше я уже написала, что его задача – найти подходящего человека, сверив ваши персональные настройки с параметрами должности и компании. И если даже вам удастся провести не очень опытного рекрутера, прикинувшись тем, кем вы не являетесь, следствием станет ошибка найма – все нестыковки позже, в ходе работы, все равно вылезут. По аналогии с тем, как притвориться другой личностью  при поиске брачного партнера. На этот образ вы привлечете не своего человека, что потом обязательно скажется на отношениях, ведь всю жизнь играть чужую роль невозможно.

И здесь же. Не нужно бояться рассказывать о неудачах в работе или своих личных минусах, если вас прямо спросили о них. А то, честное слово, смешно звучит ответ кандидата: у меня не было промахов. Неужели? За 20 с лишним лет профессионального стажа вот прям ни одного? И недостатков тоже нет? Да вы, батенька, уникум! А если серьезно, то представитель работодателя ожидает услышать от вас не только про ваши ошибки, но и про то, как вы их осмыслили, какие сделали выводы и как в будущем их уже не повторяли. Отказ говорить о неудачах и своих слабых сторонах характеризует вас как человека: а) с плохой рефлексией, у которого есть слепые зоны, б) скрывающего правду.

При переговорах с потенциальными работодателями на всех этапах

Ошибка 1: Проявлять пренебрежение к специалистам по подбору. Это давно стало общим местом – ругать и обвинять во всех бедах эйчаров, относиться к ним свысока, но если вы действительно хотите найти хорошую работу, лучше не вовлекаться в эту истерию, иначе вы закроете себе путь в серьезные компании.  Иногда в Сети можно встретить рекомендации всеми возможными способами обходить службы персонала и выходить напрямую на нанимающего менеджера. Допускаю, что в каком-то проценте случаев этот прыжок через голову может увенчаться успехом, но процент этот не так высок, как риски. Наивно полагать, что руководство компании не знает, кто и зачем поставлен на отбор кандидатов, и платит деньги «бестолковым девочкам-эйчарам» за создание лишних препятствий на пути талантливых кандидатов. А раз оно в курсе, значит, пытаясь пробиться наверх, минуя рекрутера, вы, еще на став сотрудником организации, уже нарушаете заведенный в ней порядок. Кому нужны такие нарушители? Высокомерное же отношение к специалистам по персоналу говорит о вас как о человеке незрелом, неуживчивом, с проблемами в коммуникациях.

Ошибка 2: Излишняя навязчивость. Да, технологии подбора сотрудников у нас еще далеки от совершенства. Да, рекрутеры забывают или не хотят оповещать кандидатов об отказах им. Да, нередко сроки затягиваются, и жить в неопределенности уже невмоготу. Но! Если вы осознаете свою ценность как специалиста или руководителя, напомнить о себе, когда вам вовремя не дали ответ по результатам собеседования, можно только один раз. Если на том конце провода снова все туманно, надо успокоиться и продолжать поиски. Когда компания выберет вашу кандидатуру, она сама вас найдет. Устаревшие советы «быть настойчивым», «напоминать о себе снова и снова» не выдерживают никакой критики. Чаще всего затянутые сроки зависят не от персональщиков, а от их заказчиков – внутренних или внешних. Там либо не могут определиться с кандидатурой, либо кого-то ждут, либо решают, заморозить проект и позиции под него, или нет. Вот и представьте: эйчар и сам бы рад поскорее закрыть вакансию, но вынужден подстраиваться под заказчика. А тут вы дергаете его почти каждый день. Какие эмоции вызовите вы своей настойчивостью? Кроме того, такая ваша сверх-заинтересованность заставит его усомниться, а такой ли вы уж ценный и востребованный на рынке труда кандидат. К чему вам подобные выводы? Да-да, знаю, что вы на это возразите – мол, вам-то легко говорить, а тут деньги кончаются, ипотека, семью кормить надо и вообще… Понимаю. Но активно навязываясь, вы не выигрываете, а проигрываете.

Ошибка 3: Решать за других. Это когда в конце сопроводительного письма, желая добиться нужного вам эффекта, вы пишете: «заранее благодарен за … (приглашение на собеседование, ответ и т.п.)» или по телефону заявляете, что вместо скайп-интервью приедете к ним в офис, то есть упрямо навязываете свою волю. На том конце провода это воспримут либо как манипуляцию, либо посчитают вас человеком, не умеющим соблюдать субординацию.  Согласитесь, формулировка «буду благодарен за обратную связь» выглядит совсем иначе, как и выражение готовности принять предлагаемые правила игры. Так вы оставляете право решать судьбу вашего отклика тому, кому оно и принадлежит, а не командуете, стоя на броневике.

И последняя ошибка – системная: пытаться искать работу через посредников. Не стоит путать запрос на трудоустройство за деньги с двумя другими процессами — поиском вакансий по рекомендациям, когда вас рекомендует в новую компанию кто-то из ваших знакомых, и обращением к услугам карьерного консультанта, чтобы он помог найти и устранить слабые звенья в механизме поиска работы. Сейчас мы ведем речь о намерении делегировать все активности соискателя третьему лицу.  Я как карьерный консультант тоже регулярно получаю подобные предложения от не известных мне людей – ТОП-менеджеров в отставке. И, разумеется, отвечаю им отказом. Спросите, почему? Во-первых, сама технология  трудоустройства кого-то куда-то за деньги сомнительна, так как решение о найме всегда принимает заказчик. Как я могу заставить его сделать это, не рискую своей репутацией, если данный кандидат не подходит? За деньги? Заверив, что через полгода его можно будет уволить?

И потом, все современные «сверхсекретные» способы посредников протолкнуть «своего» человека в компанию путем рассылки писем секретарям с пометкой «лично генеральному директору», минуя службы персонала, вызывают не вау-эффект, а сомнения в адекватности отправителя. Поверьте, тут нет никакого ноу-хау – известные компании ежедневно получают такие «письма счастья» пачками и тут же перенаправляют их в мусорные корзины, а адресатов – в черные списки.

Во-вторых, как HR-специалист я твердо уверена, что поиск работы – это всегда задача самого соискателя. За его нежеланием заниматься этим самостоятельно кроется либо чересчур раздутое эго – «не царское это дело», либо незрелость личности и желание переложить на кого-то ответственность за себя, либо лень и неготовность осваивать современные технологии поиска вакансий и продажи себя нанимателям, либо все вместе. В общем, что бы за этим не стояло, характеризует оно кандидата, претендующего на высокую позицию, не с лучшей стороны. И так думаю не только я. Большинство эйчаров скажет вам то же самое. Естественный вопрос, который возникает у нас, когда нам таинственно и с придыханием начинают активно кого-то навязывать,  — это «а что мешает ему самому-то искать работу?» И далее на ум приходят объяснения, прозвучавшие выше.

Так что, уважаемые соискатели, в ваших же интересах самим работать над собой и своей ситуацией. И чем раньше вы это поймете, перестроитесь и начнете действовать, тем быстрее можете получить результат.

Успехов вам в поиске достойного места работы, дорогие друзья!

Галина Бобкова

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Ошибки совершают или делают
  • Ошибки создания интеллект карт
  • Ошибки совершают все признают мудрые
  • Ошибки созависимых родителей
  • Ошибки русского дубляжа