Занятые рутиной собственники бизнеса часто не замечают, как их действия приводят компанию к серьезным финансовым проблемам. Масштабирование после первой прибыли, отсрочки платежей клиентов, использование бюджета организации на личные нужды — это лишь несколько вредных привычек бизнесменов.
Занятые рутиной собственники бизнеса часто не замечают, как их действия приводят компанию к серьезным финансовым проблемам. Масштабирование после первой прибыли, отсрочки платежей клиентов, использование бюджета организации на личные нужды — это лишь несколько вредных привычек бизнесменов.
Эксперты РБК Pro называют типичные ошибки и делятся советами, как их избежать.
В подборке вы узнаете:
- Какие действия собственника могут привести бизнес к краху
- Как не подставить компанию перед налоговой
- Что разрушает корпоративную культуру
- Какие манипуляции в маркетинге вредят компании
Привет! Я Марина Гадалина, руководитель отдела аккаунт-маркетинга MAXMA.com. Мы помогаем ритейлу увеличивать выручку за счет работы с клиентской базой. В этой статье мы сделали подборку самых популярных ошибок бизнеса, с которыми мы сталкиваемся ежедневно. Боль, жиза, плак-плак. Но любая ошибка — это же будущий прогресс, так ведь?
3.2K
показов
400
открытий
MAXMA.com — это платформа для программ лояльности. Мы предоставляем инструменты для удержания клиентов и повышения выручки за счет работы с базой.
Наш отдел, помимо прочих задач, ежедневно дает бизнесу рекомендации:
— какими механиками воспользоваться,
— с какими сегментами базы поработать,
— что и как им предложить, чтобы больше продавать и т.д.
Но увы и ах, мы также ежедневно видим, какие ошибки совершает бизнес при работе со своей базой.
Марина Гадалина
Руководитель отдела аккаунт-маркетинга MAXMA.com
Вот 10 самых распространенных косяков.
1 — Бизнес вообще не занимается удержанием
Маркетологи сосредоточены только на лидогенерации. Начальство строго спрашивает, сколько целевых они привели и по какой цене. Но никто не занимается удержанием клиентов. Клиент пришел, разок купил, дальнейшая его судьба неизвестна.
К чему это приводит?
При таком подходе бизнес ограничивает себя разовыми продажами. Конечно, кто-то будет покупать повторно, но без системной работы, это будут случайные всплески, а не стабильный кратный рост доходности клиента.
И что опаснее всего, в ритейле лиды, как правило, не окупаются одной продажей. И нужно продать хотя бы 2-3 раза, чтобы получить с клиента прибыль за вычетом стоимости его привлечения (CAC). То есть бизнес либо недополучает, либо вообще не получает свои деньги.
Клиенты, оставленные «без присмотра», просто уходят к конкурентам. Идут туда, где скидка побольше или точка поближе к дому, потому что их ничего не держит.
2 — Клиенты не регистрируются
Следующая по уровню ошибка: программу лояльности внедрили, но клиентам не предлагают в ней зарегистрироваться. То есть инструменты для удержания есть, а применить их не к кому.
К чему это приводит?
К необоснованному разочарованию в программах лояльности Лояльность работает, но это не волшебная таблетка. Просто наличия недостаточно. Нужно что-то с ней делать. В первую очередь, нужно вовлекать в нее клиентов.
Чтобы на потоке регистрировать клиентов в ПЛ, можно:
- обучить кассиров, пусть предлагают оформить карту;
- давать поощрения за регистрацию (классика — скидка на первую покупку);
- делать pos-материалы с QR-кодами на регистрацию;
- использовать реферальную программу «приведи друга»;
- сообщать обо всех выгодах участников ПЛ: бонусы, скидки, подарки, закрытые распродажи, доп.сервис и т.д.
Чтобы программа лояльности работала, в нее тоже нужно лить трафик из своих клиентов, как топливо. Вы ей — одного клиента, она вам — 10 повторных покупок с него.
3 — Плохо обученный персонал без мотивации
Боль, кровавые слезы и отчаяние спрятаны в этом пункте.
Знаете, как бывает? Программа лояльности отличная. Настроены автоматически рассылки: и в первую покупку вовлечение, и в повторные, и реактивация. И механики на рост среднего чека есть. А кассир ПРОСТО. НЕ. ПРЕДЛАГАЕТ. ЗАРЕГИСТРИРОВАТЬСЯ. Просто ничего не делает.
И тут два варианта: либо его вообще не обучили, либо мотивации ноль. О скриптах и мотивации кассиров уже писали в другой статье.
К чему это приводит?
К ЗРЯ ПОТРАЧЕННЫМ ДЕНЬГАМ
4 — Бизнес не собирает данные о клиентах
Крайне распространенная проблема — «пустые базы». Только имя и контакт. Конечно, уже хорошо, что контакт есть. С согласия можно делать рассылки. Но без данных о клиентах, базу невозможно сегментировать. Кому и что предлагать? Акции и рассылки получаются обезличенными. Какое-то усредненное предложение делается всем подряд.
К чему это приводит?
К большим затратам на рассылки и к низким конверсиям в покупку. И непониманию, что именно не сработало, что делать дальше. А те клиенты, которые все же купили с этой рассылки, кто они? Какие у них признаки? Если нет данных о клиентах, нет и признаков для сегментации.
То есть бизнес может делать только массовые усредненные рассылки. Какое-то среднее предложение для абстрактного клиента. Такие рассылки обходятся очень дорого, а выхлоп с них мизерный. Это то самое «из пушки по воробьям». Нет реального влияния на клиентов.
При регистрации в анкете можно собрать много очень простых и доступных данных:
- ФИО, телефон, email,
- дату рождения клиента (и ДР ребенка, если такая ниша),
- место проживания,
- специфичные данные (профессия, вид спорта).
Это не сложно, а бизнес уже получает море данных для сегментации, аналитики и улучшения предложений. Все это влияет на выручку от акций и рассылок.
Нет данных о клиентах = есть перерасход на маркетинг
5 — Нет опоры на аналитику
Часто сталкиваемся с тем, что бизнес не анализирует результаты своих акций и рассылок. Что зашло, а что нет. Не смотрит статистику по сегментам: доходность клиентов, стоимость клиентов, средние чеки, средние конверсии.
К чему это приводит?
Может, прозвучит очевидно, но чтобы стимулировать клиентов к покупке, надо понимать, что из стимулирует… Какие предложения и поощрения на них влияют. И вообще нужно знать свою аудиторию. Кто, что и за какие деньги у вас покупает? Какие торговые точки эффективнее работают?
Без этого понимания любое действие в программе лояльности — это просто тычок пальцем в небо. А везение много выручки не приносит, увы.
6 — Мало каналов коммуникации
Это тот случай, когда бренд общается с клиентами только по смс или только емейлы шлет. Мы понимаем, что на старте клиентская база бывает достаточно скудной. Мало контактов, не хватает согласий на рассылку. Но это плохо для маркетинга.
К чему это приводит?
К выжиганию базы. Если все свои сообщения слать в один канал, клиенты быстро отпишутся, закинут в спам или просто молча будут все удалять. Перестанут реагировать на стимулы. И бренд не запоминается наоборот дико надоедает.
К тому же, разные сегменты базы привыкли к разным каналам. Используя только один из них, есть риск потерять остальные сегменты.
Чтобы проникнуть в мир клиента, запомниться и влиять на него, нужно несколько точек контакта. Мы предлагаем базовую троицу: SMS, PUSH, EMAIL.
7 — Безымянные сообщения
Вы наверняка замечали, что смс может приходить просто с незнакомого номера, а может быть в качестве отправителя указан бренд. К сожалению, многие представители малого бизнеса стараются сэкономить на имени отправителя. Ведь его оформление у оператора стоит денег.
К чему это приводит?
Клиенты просто не доверяют сообщениям с незнакомых номеров. Либо не реагируют, либо вообще блокируют. Поэтому эффективность таких рассылок получается мизерная. Так что лучше потратиться (чуть-чуть) на имя отправителя, чтобы вызывать доверие и запоминаться.
8 — Попытка охватить всех клиентов сразу
Это когда акции запускаются на всех подряд без сегментации. Всем клиентам одинаковые скидки и бонусы. Рассылки с одним предложением на всю базу.
К чему это приводит?
Снова к перерасходу. Огромному перерасходу. Большой охват не значит большая выручка. Чтобы получить больше выручки, нужно сделать релевантное предложение подходящему сегменту клиентов. Нужны аналитика и сегментация, а не огромные охваты.
9 — Все делается руками, нет автоматизации
Пока еще очень многие представители бизнеса все делают руками. То есть не используют автоматические рассылки, не настраивают автоматические переходы между сегментами. А кто-то даже бонусы и скидки раздает вручную. Мы знаем случаи, когда скидки хранились в блокнотике Это, конечно, редкий случай, но в целом да, автоматизации не хватает.
К чему это приводит?Маркетолог плачет. Шутка (нет). В общем, это просто тяжко все руками делать. И просто невозможно добиться такой выручке, какая будет с автоматикой.
Например, есть базовые триггеры, по которым можно делать автоматические рассылки. И у них в большинстве бизнесов высокая конверсия в покупку.
- Добро пожаловать в клуб / Регистрация в программе лояльности
- Операции с бонусами (начисление, сгорание, баланс)
- День рождения
- Спасибо за покупку
- Переход на новый уровень (в многоуровневых программах лояльности)
Невозможно руками каждый раз отправлять клиентам благодарность за покупку. Невозможно отследить вручную все бонусные счета и переходы клиентов из сегмента в сегмент. А в этих автоматических рассылках прячется много выручки. К тому же благодаря такой автоматизации растут LTV, доля повторных покупок, частотность покупок и другие важные бизнес-показатели.
10 — Нет стратегии удержания клиентов
Удержание, CRM-маркетинг, retention-маркетинг и лояльность еще не очень развиты на российском рынке. Грубо говоря, уже понятно, что клиентов как-то надо удерживать. Понятно, что как-то этому помогают рассылки, акции, бонусы скидки и вот этого вот все. НО КАК… Такого понимания пока нет и многие бизнесы делают все хаотично. Тут распродажу устроили, тут скидочку подарили, тут сделали рассылку.
К чему это приводит?
К пустым тратам, упущенной выручке и преждевременному разочарованию в крутом инструменте.
Стратегия удержания — это большая тема, поэтому мы напишем отдельную статью по стратегиям удержания. Пытались тут в двух словах обрисовать — нереально. Скоро все сделаем и вставим сюда ссылочку.
Да-да, подпишитесь и включите уведомления, чтобы не пропустить 😀
Каждая копеечка должна быть потрачена обоснованно, с какой-то конкретной оцифрованной целью. Нужно понимать, куда вы идете и как вы туда придете.
Доброе напутствие ❤
В общем, чтобы делать хорошее, а плохое не делать, проверяйте себя по такому маленькому чек-листу.
Занимайтесь удержанием клиентов:
- проводите акции,
- делайте рассылки,
- используйте накопительную систему поощрений.
Собирайте данные о своих клиентах:
- соцдем, географию, особые признаки,
- частоту, давность и сумму покупок.
Коммуницируйте регулярно и разнообразно:
- используйте разные каналы коммуникации;
- делайте разные предложения клиентам;
- выработайте свою систему и контактируйте регулярно.
Анализируйте и сегментируйте базу:
- следите за основными показателями: LTV, стоимостью и доходностью клиента, средними чеками и средними конверсиями;
- сегментируйте по покупательскому поведению (RFM).
Всем любви и выручки!
Ваша MAXMA
Над текстом работали: Head of account-marketing Марина Гадалина, Editor Ирина Лазарева, команда MAXMA.com
Эти семь ошибок — наиболее типичные. Особенно для начинающих предпринимателей. Взгляните на эту таблицу. На нерентабельность бизнеса, ставшую причиной провала, приходится целых 75%!
По роду деятельности мне с 2008 года приходится ежедневно взаимодействовать с многочисленными представителями российского малого бизнеса. И как человек, имеющий обширную практику управления маркетингом и продажами компаний реального сектора, волей-неволей подмечаю самые распространенные ошибки, приводящие к фатальным последствиям. Я покажу их в этой статье и объясню, как избежать.
Ошибка 1. Не думать о продажах еще на старте
Многим начинающим предпринимателям кажется, что их товары или услуги будут нарасхват. Причем без особых на то усилий. Просто потому что они превосходного качества. А ведь известно же, что хорошее «продается само» и без всякой рекламы. Поэтому о продажах задумываются уже после — когда арендован и оснащен офис, наняты сотрудники, запущено производство или закуплена партия товара.
В итоге издержки накапливаются, а встречного финансового потока, который их покрывает, нет очень долго. Если его не удается дождаться, приходится закрывать бизнес, потому что денежный запас «съеден».
У меня есть парочка весьма показательных примеров. Одни ребята задумали выпускать попкорн. Причем не обычный, а в разнообразной глазури. Другой предприниматель озадачился производством наборов специй. Он рассчитывал на безоговорочный успех, поскольку у его приправ была довольно необычная и удобная упаковка. Вполне возможно, что те, для кого они старались, то есть потребители продуктов, ими бы заинтересовались и купили в магазине.
Обе компании не учли лишь одного — в этом товарном сегменте путь продукта до прилавка тернистый и сложный. Далеко не каждую бутылку, коробку или пачку производителю удастся поместить на магазинную полку.
Итог обоих начинаний был плачевный. И его можно было избежать, если с самого начала были бы тщательно оценены возможные каналы сбыта.
Как правильно
Задумывая выпуск продукта на рынок, нужно иметь четкое понимание двух моментов:
- какая модель продаж мне подойдет;
- какие мне для этого потребуются инструменты.
При этом под инструментами я понимаю не кассовые аппараты, а то, что будет обеспечивать продажи и убеждать в ценности и пользе товара. То есть сайты, лендинги, презентации, рекламные материалы и прочее. Также очень полезно понимать, какие риски есть на пути их приобретения, и знать, как их избежать.
Ошибка 2. Выпускать продукт без привязки к потребностям будущих покупателей
Чаще всего бизнес затевается на базе того, что есть у его основателя, — умений и навыков в какой-то области, доступа к выгодным закупкам или наличия каких-то ресурсов. При этом, как правило, мало кто с достаточной степенью серьезности задается вопросом — будет ли востребовано то, что я собираюсь предлагать рынку?
Иногда эта востребованность кажется сама собой разумеющейся — «это же многим надо». Нередко ценность продукта для его поставщика видится более чем очевидной, потому что он позволяет решить вроде бы насущную проблему.
В результате либо не удается пробиться через многочисленных конкурентов, либо довести до сознания потребителей ценность продукта. Бывает, что проблема, которую помогает закрыть продукт, вроде бы существует, но есть иные способы с ней разобраться, и к ним потребители давно привыкли. Поэтому сформировать потребность в продукте трудно и финансово затратно.
Пример. За великолепными рекламными кампаниями этой фирмы следили едва ли не все маркетологи рунета. Бизнес-модель Getwear строилась на удаленном производстве джинсов на заказ. Покупателям было достаточно всего лишь выбрать нужную модель, снять и отправить мерки. Однако затраты на интернет-продвижение потерпели фиаско. Попытки сформировать спрос так и не принесли результатов.
Как правильно
Перед тем как браться за воплощение бизнес-идеи, нужно четко сформулировать, какую пользу и выгоду приносит бизнес или продукт, за которые будут готовы платить.
Эту гипотезу необходимо проверить на правильность. Нужно обратиться к представителям целевой аудитории и получить обратную связь, чтобы оценить потенциальную востребованность продукта.
Ошибка 3. Пытаться продать «всем и каждому»
Это довольно распространенная ошибка начинающих предпринимателей. Целевая аудитория воспринимается ими очень широко. К примеру, так: «Мои покупатели — мужчины и женщины от 22 до 60 лет». Подобный подход оправдан разве что при торговле мясом, медом, огородной продукцией и другими продуктами питания на городском рынке.
Во всех остальных случаях потенциальных покупателей нужно определять более тщательно, чтобы суметь донести до них ценности и выгоды продукта.
Как правильно
Один и тот же продукт люди могут покупать по разным причинам. Поэтому сначала нужно определить все поводы к покупке, а затем в соответствии с ними разделить потенциальных покупателей на группы. И «прорисовать» словесный портрет типичного представителя каждой.
Вот тогда появится возможность обращаться к своим вероятным покупателям более адресно и обещать им именно то, что они были бы готовы положительно воспринять.
Пример. Знаю одну онлайн-школу английского. В разработку сайта, платформу для проведения занятий и рекламу было вложено немало средств, но учеников не было. Дела пошли на лад лишь после того, как были разработаны специализированные программы. Сейчас в ассортименте школы краткосрочные экспресс-курсы для взрослых, подготовка к ЕГЭ для школьников и введение в английский для самых маленьких. А ведь финансовой подушки безопасности могло бы и не хватить…
Ошибка 4. Думать, что свои деньги и деньги фирмы — одно и то же
Такое бывает сплошь и рядом, когда бизнес оперяется, возникают поступательные финансовые потоки, а основателю начинает казаться, что можно наконец-таки «выдохнуть». Для него нет ничего предосудительного в том, чтобы часть денег, поступивших на корпоративный счет, использовать в личных целях. Автомобиль новый купить, к примеру. Логика, которой он при этом руководствуется, простая — «фирма моя, значит, и деньги тоже».
В результате образуются кассовые разрывы. А попытки их ликвидировать нередко приводят к фатальным последствиям. Когда, например, для покрытия задолженности перед контрагентами берутся кредиты.
Пример. Знакомый мне владелец веб-студии заключил выгодную сделку на разработку корпоративного интернет-портала с предоплатой. Предоплата составила 45%, и ее вполне хватило на покупку дачи. А через полгода оборотных денег стало ощутимо не хватать: платить программистам и дизайнеру стало нечем, пришлось брать кредит под серьезный процент. Сейчас эта веб-студия уже закрылась.
Как правильно
Нужно назначить себе зарплату и ни при каких обстоятельствах не брать деньги из корпоративной кассы.
Ошибка 5. Иметь слабое представление о корпоративных финансах
Цифру своего оборота безошибочно назовет едва ли не каждый молодой предприниматель. А вот прибыльный его бизнес или нет, ответит, скорее всего, неверно. Продажи ведь идут, «накрутка» вроде немаленькая, да и оборот месячный четыре «с копейками» миллиона. Ну, конечно же, прибыльный, как иначе?
В сочетании с ошибкой, описанной чуть выше, это в итоге и приводит к необходимости закрыть бизнес «из-за нерентабельности» и войти в те самые 75% из таблицы в начале статьи.
Как правильно
Цифру своей точки безубыточности каждый предприниматель должен знать как «Отче наш» и при оценке показателей регулярно с ней сверяться. Точка безубыточности — этот тот оборот, при котором фирма работает «в ноль», то есть без прибыли, но и без убытков.
Известно, что оборот — это деньги, поступающие от покупателей. Из него надо вычесть переменные издержки (ПерИ), к которым относятся:
- себестоимость (затраты на закупки или производство товара);
- затраты на доставку;
- компенсация торговому персоналу, выплачиваемая в виде процентов;
- налоги на оборот;
- затраты на прямую рекламу.
После этого вычета определяется маржинальная прибыль (МП).
МП = Оборот — ПерИ
Если полученная цифра не имеет отрицательного значения, то навскидку может показаться, что бизнес ведется не в убыток. Однако, кроме переменных издержек, существуют еще и постоянные. То есть те платежи, которые приходится делать в установленном размере ежемесячно.
В первую очередь это:
- аренда;
- зарплата сотрудникам, включая постоянную часть оплаты торговому персоналу, а также подрядчикам на аутсорсинге;
- выплаты на «социалку».
Дальнейший перечень варьируется в зависимости от особенностей бизнеса фирмы. Постоянные издержки (ПосИ) приходится нести даже если нет финансовых поступлений от покупателей. При такой ситуации фирма работает в убыток.
Чистая прибыль (ЧП) определяется по формуле:
МП — ПосИ = ЧП
Если показатель ЧП равен нулю, следовательно, бизнес работает «в ноль», то есть без убытков.
Точка безубыточности достигается, когда МП = ПосИ.
Чтобы рассчитать точку безубыточности, то есть минимально необходимый валовый оборот при существующей структуре издержек, надо все бизнес-затраты распределить на постоянные и переменные. При этом переменные высчитываются сначала в абсолютных цифрах, а затем берутся в процентах к обороту.
Точка безубыточности = ПосИ/(100% — % ПерИ)
К примеру, постоянные издержки составляют 300 тысяч, а переменные — 85%.
ТБ = 300/0,15 = 2 млн.
Следовательно, пока бизнес не достигнет оборота два миллиона, он будет убыточным.
Обычно к рассчитанной точке безубыточности добавляют 20-25% и ориентируются на эту цифру. В таком случае закладывается необходимый запас прочности, чтобы при каком-то форсмажоре не уйти сразу же в минус.
Пример. Небольшое мебельное производство, как казалось его владельцу и моему заказчику, вышло в плюс. Возникло желание расшириться — начать изготавливать мебель из цельных спилов древесины — слэбов.
В итоге затраты на запуск производства «съели» взятый под это кредит. Поток заказов наладить не удалось, а доходов от прежней товарной линии на покрытие кредита не хватило. Потому что их, в принципе, и не было. Бизнес ранее уверенно работал на самоокупаемости и попытка расширения его элементарно подкосила.
Ошибка 6. Ставить бизнес в зависимость от постоянных покупателей
Такая ошибка наиболее типична для B2B-сегмента, хотя возможна и в B2C, если сформировался круг людей, постоянно заказывающих товар или услугу.
Известно, что затраты на удержание постоянных покупателей ниже, чем на привлечение новых. Однако утрата двух-трех крупных может стать критичной для бизнеса. Поэтому для обеспечения безопасности необходимо регулярно привлекать новых. А базу действующих покупателей периодически проверять на прочность.
В бизнес-практике принято опираться на принцип Парето, в соответствии с которым нормальной считается ситуация, при которой 80% оборотных денег поступают от 20% общего количества постоянных покупателей. Можно говорить о том, что бизнес под серьезной угрозой, если обнаруживается, что эту львиную долю оборота обеспечивают всего 10, а то и 5%.
Пример. Вспоминается одна показательная история. Владельцы знакомой мне региональной компании по производству детского лакомства мечтали зайти в крупную федеральную сеть. В итоге ценой приличных инвестиций в развитие производства им это удалось.
Практически вся производимая продукция отгружалась в супермаркеты сети. На третий год работы контракт продлить не удалось. Наладить поставки в другие торговые точки из-за отсутствия налаженной системы продаж не получилось. Бизнес пришлось закрыть из-за потери рынка.
Как правильно
Во-первых, необходимо хотя бы раз в квартал проводить такой анализ. Во-вторых, как можно точнее определить портрет идеального покупателя на основе уже имеющихся и регулярно давать точечную рекламу для привлечения новых и лояльных.
Ошибка 7. Договариваться с партнерами «на словах»
Чаще всего такое происходит, когда бизнес создается родственниками или друзьями. Логика здесь простая — зачем между своими бюрократию разводить! Однако и в тех случаях, когда между партнерами нет ничего личного, нередко ключевые моменты взаимоотношений не прописываются документально.
Мне известно немало историй, когда успешные вроде бы бизнесы разваливались без видимых на то оснований. И именно в тот момент, когда стартовый период успешно пройден, и уже есть прибыль. Трения между партнерами возникают как раз на этом этапе. Особенно когда финансы бизнеса для партнеров непрозрачны и неясно, по какому принципу должны выплачиваться дивиденды.
К примеру, успешно запустившаяся фирма по установке и ремонту климатического оборудования развалилась лишь из-за того, что ее основатели — два закадычных друга — не смогли поделить первую прибыль. Цифра была небольшая — в районе двухсот тысяч, и эти деньги было решено «потратить на себя».
Проблема возникла на ровном месте. Один друг, мой бывший коллега, разбирался в маркетинге и ничего не понимал в кондиционерах. На этом основании второй, который выстроил все внутренние бизнес-процессы, настаивал на том, что две трети прибыли должно достаться ему. Конфликта бы не произошло, если бы друзья договорились заранее и зафиксировали принципы распределения прибыли документально.
Вторая история уже из онлайн-бизнеса. Две знакомых мне подруги организовали группу в соцсети с целью последующего дохода за размещение рекламы. Договора о сотрудничестве не заключали. В итоге, когда через полтора года группа вышла на уверенную доходность 400 тысяч в месяц, одна подруга просто лишила другую прав на администрирование и исключила из группы. Восстановить справедливость не удалось, поскольку не было документальных доказательств ее права на управление группой.
Как правильно
Известно, что при регистрации компании положено оформлять учредительный договор и устав. Также не секрет, что многие начинающие предприниматели считают их составление формальностью и лишь слегка «подгоняют под себя» чьи-нибудь документы, найденные в интернете.
Между тем, не только проговорить, но и зафиксировать на бумаге необходимо следующие моменты:
- каков порядок вложений, распределения прибыли и дивидендов;
- как будет контролироваться бизнес и кто им будет руководить в текущем режиме;
- каков порядок действий в случае желания одного из партнеров выйти из бизнеса и как будет продаваться его доля;
- на кого будет возложена функция контроля над финансами, обеспечения прозрачности и корректности взаиморасчетов между учредителями.
***
Я показала вам семь подводных камней, способных повредить корабль бизнеса, отправляющегося в свое первое плавание. И желаю их избежать. А ведь это нетрудно, если просто запомнить, что
- Модели и процессы продаж надо продумывать до закупок продукта или запуска в производство.
- Необходимо адаптировать продукт к запросам и потребностям покупателей.
- Нужно четко представлять своих покупателей.
- Следует отделить свой карман от финансов фирмы.
- Важно контролировать точку безубыточности.
- Нельзя пренебрегать расширением клиентской базы.
- Важно письменно фиксировать договоренности с партнерами.
Надеюсь, что моя статья кому-то поможет улучшить текущее положение в бизнесе, а кого-то убережет от фатальных промахов. Я искренне хочу, чтобы экономика нашей страны развивалась, и этот материал — мой скромный вклад в достижение общей цели. Ваши репосты помогут увидеть его тем, кому он окажется полезен.
Фото в материале и на обложке: Unsplash
От ошибок в бизнесе не застрахован никто – ни стартапер-новичок, ни опытный предприниматель. И уж тем более ошибки неизбежны во время экономической турбулентности. При этом каких-то ошибок вполне можно избежать, а негативные последствия других – существенно снизить, если проанализировать свои привычные действия и внести в них коррективы. Об ошибках собственника бизнеса, которые могут привести к финансовым потерям или даже краху компании, в своей авторской колонке для портала Biz360.ru рассказала управляющий партнёр юридической компании Solver Елена Шершнёва.
Досье
Елена Шершнёва – предприниматель из Москвы, управляющий партнёр сервиса облачных юристов Solver. Образование: юридический факультет Алтайского государственного университета. Стаж в юриспруденции – 20 лет. До 2018 года работала в юридической практике компании «большой четвёрки» Ernst&Young и руководила юридическим департаментом крупного IT-стартапа. В 2018 году стала сооснователем проекта Solver.
Ошибка первая: сосредоточиться на операционке в ущерб стратегии
Во время нестабильности многие предприниматели, зачастую неосознанно, с головой «закапываются» в операционку, отодвигая стратегические вопросы развития компании «на потом».
Одни делают это по неопытности, другие – из-за недостаточно развитых управленческих компетенций, для третьих это своего рода психологическая защита от происходящего «снаружи».
Такая модель поведения может привести к разного масштаба негативным последствиям – от ухода ключевых сотрудников, которые не видят в действиях лидера надёжности и опоры, до финансовых потерь из-за ослабления контроля за работой коммерческого отдела.
Поэтому операционка операционкой, но «забивать» на стратегию нельзя. Рано или поздно экономическая и политическая ситуация в той или иной степени стабилизируется – и ваша компания войдёт в этот период подготовленной.
Ошибка вторая: преувеличивать трудности
Да, сейчас трудно; да, многие процессы требуют коррекции; да, нужно прилагать дополнительные усилия для того, чтобы деньги оказались на счёте и в нужном количестве. Но когда вести честный бизнес в России было легко?
Прекратите накручивать себя, что вы жертва обстоятельств, что только вам сейчас невыносимо тяжело, что вы идёте на невероятные жертвы, что всё пропало. Все в таких условиях, не только вы.
На самом деле, сейчас нет ситуации «Штирлиц, всё пропало!»: люди ходят на работу, люди продают и покупают, люди нуждаются в нужных им продуктах и услугах. А значит – будет работать и бизнес. Если вы в унынии и панике – это будет бизнес вашего конкурента. А если прекратите ныть и соберёте себя «в кучу» – это будет ваш бизнес.
Ошибка третья: недооценивать роль команды
В кризисной ситуации многие предприниматели впадают ещё в одну крайность – «это мой бизнес, я сейчас сам всех спасу». Ну, может и спасёте. Но скорее словите «кукушечку» от перенапряжения, а ваш бизнес рухнет.
Помните: у вас есть команда. Или как минимум – несколько ключевых сотрудников. Которые не меньше вас хотят, чтобы компания не просто удержалась на плаву, а продолжала стабильно работать. От этого зависите не только вы, но и они, а также их семьи. Так доверьтесь команде: объясните ситуацию, успокойте, делегируйте какие-то важные направления, где-то подкрутите, где-то ослабьте контроль.
Качественно управлять – не значит вникать во все процессы. Это значит – получать результат руками сотрудников, грамотно организуя их работу и хорошо их мотивируя (в том числе морально).
Главный критерий эффективности работы управленца – рост бизнеса. Помогите своей команде обеспечить этот рост. А она поможет вам.
Ошибка четвёртая: распылять ресурсы на непрофильные задачи
Нередко в кризисной ситуации предприниматели вместо того, чтобы аккумулировать ресурсы в пользу наиболее финансовоёмких направлений, начинают лихорадочно искать некий «голубой океан» – и тратить силы и средства на «журавля в небе».
Кризис – время проверенных решений. А про «голубые океаны» подумаем чуть позже, когда барометр покажет, что буря миновала.
Ошибка пятая: «планирование, контроль и учёт – это не моё»
Бизнес – это планирование, контроль и учёт. Да, ещё есть миссия, ценности и нужность людям, но во главе всего – деньги и грамотное управление ими. И не только в кризис.
Учитесь соотносить доходы и расходы, вникайте в финансовый учёт, не уповайте на то, что «я нанял крутого буха – он всё сделает». Есть много историй, когда то, что наворотил «крутой бух», собственникам приходилось разгребать годами.
Надеюсь, с вами этого никогда не случится. И вы не допустите шестую ошибку.
Ошибка шестая: недооценивать важность юридической защиты
Юридическая составляющая – важнейшая часть любого бизнеса. И особенно в кризис, когда правила игры резко меняются, приказы и постановления по тем или иным «узким» местам выпускаются властями чуть ли не каждый день, а законодательство и юридическая практика быстро меняются.
Вариантов защитить свой бизнес юридически довольно много: от штатного юриста или целого отдела до услуг юридического аутсорсинга. И в том, и в другом случае – ваши шансы укрепить и защитить свой бизнес выше, чем если принимать «пожарные» меры в случае ЧП или форс-мажора. И обычно превентивные меры обходятся дешевле, чем «хирургическое» вмешательство.
Чтобы не пропустить интересную для вас статью о малом бизнесе, подпишитесь на наш Telegram-канал, страницу в «ВКонтакте» и канал на «Яндекс.Дзен».
Собственники компаний нередко настолько закапываются в «операционку», что не видят, где они теряют деньги и совершают ошибки, которые тормозят их в развитии. Иногда они делают это по неопытности, а иногда — из-за недостаточно развитых компетенций или попросту потому, что давно потеряли системное видение. Предприниматель и бизнес-тренер Надежда Мертвищева рассказала, на что нужно обратить внимание, чтобы сделать ваш бизнес эффективнее.
— Когда я спрашиваю предпринимателей, ради чего они создавали бизнес, слово «деньги» у всех стоит на разных местах. Но на самом деле бизнес чаще всего создается именно ради денег. Если денег в бизнесе нет, то это хобби или благотворительность. Поэтому, если отсечь уровень миссии вашего бизнеса, то самый важный критерий эффективности — это наличие денег у компании и чистой прибыли у собственника.
Так где (и из-за чего) мы теряем деньги?
1. Неумение делегировать
«Быстрее сделать самому, чем объяснять».
«Они все равно сделают неправильно».
«Не хочу рисковать качеством, поэтому все делаю сам».
Знакомо? Или другая крайность: команда есть, должностные обязанности распределены, но вы все равно не можете отпустить контроль, вникаете во все детали, не доверяете, не даете команде проявить инициативу и взять ответственность. В обоих вариантах мы теряем ключевое: драгоценное время и ресурс руководителя, который он должен тратить на развитие бизнеса и управление командой. Управлять — не значит вникать во все процессы. Это значит получать результат руками сотрудников, организуя их работу. Главный критерий эффективности работы управленца — бизнес растет. Если этого не происходит, то вы недозарабатываете деньги.
2. Финансовая безграмотность
В малых и микро-компаниях часто можно увидеть такую картину: расходы нормально не считаются, что пришло в кассу — тратится на бизнес и себя, деньги бизнеса и личные финансы не разделяют, «сколько зарабатываю — не знаю».
В таких бизнесах постоянно образуются кассовые разрывы, денег вечно не хватает, а при наступлении кризисов и падении выручки бизнес и вовсе рискует стать банкротом.
С одной стороны, очевидно, что в финансах должен быть порядок, но собственник бывает настолько загружен текущими делами, что разбираться в финансах не хватает времени / сил / мотивации. Грамотно составленные финансовая модель и финансовый план помогают расставить приоритеты в бизнесе, а значит — зарабатывать больше.
3. Отсутствие четких целей
Цели бизнеса всегда должны выражаться в цифрах, быть твердыми и измеримыми. «Хочу стать лидером рынка» — звучит неплохо. Но лидером — это как? Какая доля рынка? Какая там чистая прибыль? Лидером рынка можно стать, но при этом ничего не зарабатывать. Поэтому формулируйте свои цели четко и конкретно. Без этого непонятно, как измерить, эффективны ли вы. Невозможно управлять тем, что вы не измеряете. Если хотите сделать доход управляемым, начните измерять результаты и «отсмартуйте» (распишите по технологии SMART) ваши цели.
4. Неадекватные цели
Рассмотрим две истории предпринимателей:
- Николай — в бизнесе 4 года, привык действовать быстро и получать все и сразу. Уже пару лет ставит цель «Сделать х10 за год», но почему-то никак не может сдвинуться, выручка стоит на месте.
- Евгений — привык расти медленно, но устойчиво. В плане на год закладывает рост +5−10% ежемесячно. За год делает этот план и растет из года в год.
А все потому, что неадекватные, завышенные цели не вызывают желания что-то делать: наш мозг экономит силы, когда цель кажется ему нереалистичной. Поэтому важно ставить более реальные цели на более короткий промежуток и периодически пересматривать их. Ставя нереалистичные цели, мы теряем мотивацию к действию и деньги.
5. Отсутствие стратегии
Часто встречаю такую картину: в бизнесе есть оцифрованная цель, декомпозиция по продуктам и направлениям, а вот стратегии из понятных шагов — нет. Поэтому действия, которые делаем в течение года, не приводят к этой цели, она остается недостижимой. Соответственно, теряем в результатах и деньгах из-за этого. Хотите прийти к цели — начните с понятной стратегии на 6−12 месяцев.
6. Неправильные люди в команде
Иногда мы сильно теряем в деньгах из-за неправильных людей в команде.
У меня был опыт работы не с тем человеком. Я три года обманывала себя и растила его до руководителя направления, вкладывала в его обучение деньги и время. По итогу человек оказался недостаточно компетентным, и через три года я все же его уволила. При этом еще в течение года я продолжала платить штрафы из-за ошибок этого сотрудника.
Поэтому если вам кажется, что с сотрудником что-то не так — он делает работу некачественно и постоянно придумывает оправдания, находится в позиции «жертвы» — вам не кажется! В конце концов, вы все равно с этим человеком не будете работать. Поэтому не нужно ждать и терпеть некомпетентность — это обойдется вам слишком дорого.
7. Неправильный приоритет в бизнесе
В вопросе приоритета мы часто попадаем в ловушку мышления: нам кажется, что у нас «правильный» приоритет, но все наши действия говорят об обратном. Например, мы хотим записаться в спортзал и много читаем разных статей про ЗОЖ, возможно, даже покупаем абонемент, но не ходим туда. При этом нам кажется, что у нас здоровье в приоритете, но случается подмена действий мыслями о здоровье. Лучше честно признаться себе, что эта сфера попросту для нас не в приоритете на данный момент.
Также и в бизнесе. Нам кажется, что мы занимаемся развитием компании, а сами день за днем только и делаем, что разгребаем дела, тушим пожары, а для роста не делаем ровным счетом ничего. Истинный приоритет в том, чем наполнены наши дни. Соответственно, если мы хотим, чтобы бизнес рос и развивался, важно делать действия из списка «Для развития». Если их не делать, то каждый день мы теряем деньги.
8. Убеждения предпринимателя
Иногда мы сами своими убеждениями и установками ограничиваем рост бизнеса. Например, я работала с девушкой-предпринимателем, которая считала, что надо сотрудникам «платить много», иначе от нее все уйдут и никто не захочет на нее работать. Как итог, ФОТ зашкаливал, а рентабельность была настолько низкой, что мотивация вести такой бизнес равнялась нулю.
9. Быстро сдаваться
Иногда мы теряем деньги, когда ждем быстрых результатов и не даем себе времени на тест гипотез. Например, запускаем пробный продукт, инвестируем большие деньги в рекламу и почти сразу сворачиваем проект, не получив быстрого отклика. Таким образом, теряем вложенные бюджеты и не зарабатываем на новом продукте. В бизнесе важно постоянно тестировать гипотезы на mvp (минимально жизнеспособный продукт) и выделять бюджеты на эти тесты.
10. Идти сложным путем
Есть такой тип предпринимателей — борцы, которые привыкли достигать цели через преодоление сложностей. Они любят действовать «на слабо», любая преграда для них превращается в бизнес-задачу. В целом, это хорошая стратегия для бизнеса, но не все задачи нужно решать через дисциплину и преодоление. В бизнесе важно мыслить категориями эффективности и всегда искать самые быстрые, легкие решения.
Иногда к цели можно прийти менее затратным способом. Например, слить 200 тысяч на таргет и не привлечь в работу новых клиентов. Или съездить на конференцию и найти там нового крупного заказчика. Второй пример про более легкий и «дешевый» путь к цели.
Читайте также
-
«2022 год надо просто пережить». Как в деревне под Минском делают премиальную косметику в условиях дефицита всего
-
«Средний класс умер, поэтому я закрываюсь». Владелец минского ресторана Barcarola рассказал о проблемах общепита
-
«Я не позволяю себе никаких оправданий». История предпринимателя Романа Аранина, который может все и даже больше