Ошибки словоизменения примеры

Особенности нарушения словоизменения существительных у детей с ОНР

      Наступает момент в жизни детей с недоразвитием речи, когда они начинают связывать уже приобретенные и вновь приобретаемые слова друг с другом. На этом этапе развития ребенок не способен изменить слова: мама – маму – маме и т.п. Существительные и их фрагменты используются преимущественно в именительном падеже. Дети с ОНР иногда используют в одном предложении до 3-5 и более аморфных слов-корней. Такое явление не имеет места при нормальном развитии детской речи: «Невозможно выделить период, в котором бы предложение, оставаясь грамматически неоформленным, включало три-четыре слова, т.к. в это же время появляются первые формы слов», — писал А.Н.Гвоздев.

Возраст, в котором дети начинают замечать «технику» оформления слов в предложениях, что связано с процессами членения (анализа) слов в языковом сознании ребенка может быть самым различным и в 3, и в 5 лет, и в более поздний период.

В отличие от детей с нормальным развитием речи, которые употребляют грамматический элемент синтаксически правильно в пределах значения одного падежа, числа, лица: «дай сону» (дай слона), «лопатом» (лоптой), «деревы» (деревья) и т.п., дети с нарушенным развитием речи длительно и стойко используют формы слов независимо от того значения, которое необходимо выразить в связи с используемой синтаксической конструкцией. Дети с тяжелым нарушением речи длительно не усваивают синтаксического значения падежа: «ест каша», «сидит стульчику» (сидит на стульчике).

В недоразвитой детской речи аграмматизмы свидетельствуют о том, что некоторые флексийные элементы связаны у ребенка с определенными значениями, например, элемент – ы (реже – ах) связан со значением множества: «много шары», «много грибы», «много столы» и т.п.

Яркое своеобразие аномальной детской речи выступает в усвоении ребенком предложных конструкций. При патологии речи этот процесс имеет свои специфические особенности.

Характерной закономерностью нормального развития детской речи является то, что усвоение предлогов осуществляется только после того, как будут усвоены наиболее функциональные элементы языка – флексии.

Н.С.Жукова отмечает, что при нарушениях речи дети, не накопив необходимого набора словоизменительных элементов (флексий) и не научившись передвигать слово по словоизменительной шкале, преждевременно обращаются к воспроизведению наиболее обособленного морфологического элемента – предлога. Они длительно не замечают, что предлог и флексия связаны отношениями симультантности и что их сочетание представляет собой определенное единство.

Ссылаясь на автора можно сделать вывод, что дети с нарушениями развития речи обладают пониженной способностью как воспринимать различия в физических характеристиках элементов языка, так и различать значения, которые заключены в лексико- грамматических единицах языка, что, в свою очередь, ограничивает их комбинаторные возможности и способности, необходимые для творческого использования конструктивных элементов родного языка в процессе построения речевого высказывания.

При исследовании словоизменения существительных у детей с ОНР были выделены специфические ошибки усвоения словоизменения существительных в зависимости от уровня речевого развития.

У детей с ОНР при 1уровне речевого развития почти полностью отсутствует понимание значений грамматически изменяемых слов. Дети не различают формы ед. и мн. Числа имен существительных; значения предлогов и предложно-падежных форм существительных; не учитывают в речи категорию рода.

При 2уровне речевого развития существительные употребляются главным образом в именительном падеже ед. числа. Существительные в косвенных падежах в речи встречаются, но их употребление носит случайный характер. Фраза бывает аграмматична: «играет с куклу», «ходили по дорожку». Предлоги употребляются значительно реже, в неправильном значении, в речи они опускаются или редуцируются: сел а стул – сел под стул; я был садик – я был в садике.

При 3уровне речевого развития в речи детей отмечается большое количество ошибок в словоизменении:

— смешение падежных окончаний существительных мужского и женского рода;

— замена окончаний существительных среднего рода в именительном падеже окончаниями существительных женского рода;

— неправильные падежные окончания существительных с основой на мягкий согласный;

— ошибки в беспредложном и предложном управлении;

— неумение образовывать множественное число существительных от слов в форме ед. числа и совершать обратные действия.

Известно, что игра – это эффективное средство логопедической работы с детьми. Дети дошкольного возраста овладевают родным языком практически и, этому способствует применение в логопедической работе дидактических игр.

 Дидактические игры используются в обучении звукопроизношению («Поезд», «Лошадки», «Угадай, кто так кричит» и т.д.), в обогащении словаря детей («Чудесный мешочек», «что вам нужно?», «Наоборот» т.д.), в формировании грамматического строя речи («Магазин», «что я видел на улице?», «Кто за кем?» и т.д.).

Дидактическая игра обеспечивает всестороннее развитие детей, которое необходимо детям с нарушением речи.

Структура дидактической игры, ее задачи, правила, игровые действия объективно содержат в себе возможность развития саморегуляции: в ней ребенок может конструировать свое поведение и действия, что в дальнейшем облегчает работу в учебной деятельности. По меткому определению А.М.Горького, в играх со словом, дети учатся тонкостям родного языка и начинают чувствовать его красоту.

Дидактическая игра помогает ребенку преодолеть застенчивость, что в свою очередь, способствует развитию активной познавательной речевой деятельности.

Большое значение имеет проведение дидактических игр, способствующих развитию слухового восприятия, которое помогает ребенку ориентироваться в окружающем его пространстве, а у проблемных детей это вызывает большие трудности. А игры по развитию слухового восприятия создают необходимые предпосылки к формированию речи у детей с нарушением речи.

Важным условием результативного использования дидактических игр в обучении и коррекции является соблюдение последовательности в подборе игр. Прежде всего должны учитываться следующие дидактические принципы: доступность, повторяемость, постепенность выполнения заданий.

Типы ошибок, допущенных детьми экспериментальной группы при словоизменении существительных.

Методика

Тип
ошибок

Кол-во

1)
Дифференциация единственного и
множественного числа существительных

Замена
непродуктивных флексий продуктивными

3

Стремление
к унификации основы, игнорирование
беглого гласного

13

Унификация
места ударного слога

9

Устранение
наращения или изменения суффикса

2

2)
Употребление существительных в
винительном падеже единственного
числа.

Стремление
к унификации основы, игнорирование
беглого гласного

2

Замена
формы одного падежа формой другого

6

3)
Употребление существительных в
родительном падеже единственного
числа.

Устранение
наращения или изменения суффикса
добавление
/ убавление суффиксов, для облегчения
формообразования, например, «нет
зубов»

7

Замена
непродуктивных флексий продуктивными

7

4)
Употребление существительных в
дательном падеже единственного числа.

Использование
уменьшительно-ласкательных суффиксов

Ежу
– ежику, зайцу — зайчику

7

5)
Употребление существительных в
творительном падеже единственного
числа.

Слово
не названо, задание не выполнено

4

6)
Употребление предложно-падежных
конструкций единственного числа.

Замены
предлога со сходным значением

14

7)
Употребление существительных в
родительном падеже множественного
числа.

Добавление
уменьшительно-ласкательного суффикса

(колечек,
окошек)

13

Замена
менее продуктивного окончания на
более продуктивное (–ов)

19

Появление
беглой гласной (вишней, пеней)

27

8)
Употребление существительных
дательного падежа множественного
числа.

Устранение
наращения или изменения суффикса

8

Замена
непродуктивных флексий продуктивными

11

9)
Употребление
существительных творительного падежа
множественного числа.

Замена
непродуктивных флексий продуктивными

3

10)
Употребление существительных
предложного падежа множественного
числа.

Ошибки
употребления окончаний существительного

8

Наибольшее
количество ошибок дети сделали в заданиях
на дифференциацию единственного и
множественного числа имен существительных
(ошибки заключались в унификации основы
и игнорировании беглого гласного), в
задании на употребление предложно-падежных
конструкций (замена предлога сходным
по значению), в задании на употребление
существительных в родительном падеже
множественного числа (добавление
уменьшительно-ласкательного суффикса,
замена менее продуктивного окончания
на более продуктивное, появление беглой
гласной), в употреблении существительных
дательного падежа множественного числа
(замена непродуктивных флексий
продуктивными). Особенно часто встречались
ошибки, связанные с появлением беглой
гласной.

Наиболее
хорошо дети справились с заданиями на
употребление существительных творительного
падежа множественного числа и употребление
существительных в творительном падеже
единственного числа).

Результаты
исследования словоизменения
прилагательных
у детей экспериментальной группы

Результаты
исследования словоизменения
прилагательных
у детей экспериментальной группы

представлены в таблице 11.

Таблица
11.

Состояние
функции словоизменения прилагательных
у детей экспериментальной группы.

Имя
ребенка

Методики

Степень
сформированности

1

2

Диана
П.

1

1

1

Карина
П.

1

0,25

0,6

Максим
М.

1

1

1

Диана
Л.

1

1

1

Андрей
С.

1

1

1

Даниил
П.

1

1

1

Олег
К.

1

1

1

Ангелина
К.

1

1

1

Шандр
Р.

1

1

1

Аделина
М.

1

1

1

Полина
В.

1

1

1

Настя
В.

0,5

1

0,8

Владислав
В.

1

1

1

Эвелина
К.

1

0,5

0,8

Даниил
У.

1

0,5

0,8

Коля
Ф.

1

1

1

Диана
С.

1

0,25

0,6

Вика
О.

1

1

1

Максим
К.

1

1

1

Лев
С.

1

1

1

Уровень
сформированности

1,0

0,8

0,9

Примечание:

1.

Согласование прилагательного с
существительным в роде и числе.

2.
Согласование прилагательного с
существительным в родительном падеже
множественного числа.

Результаты
выполнения заданий позволили условно
выделить 2 группы детей в зависимости
от степени сформированности словоизменения
прилагательных. Распределение детей
на подгруппы представлено на гистограмме
9

Гистограмма
9

Распределение
детей на подгруппы по степени
сформированности функции словоизменения
прилагательных

В
1 группу вошли дети с высокой степенью
сформированности словоизменения (0,9-1
балл) – 15 человек. Эти дети практически
не допускали ошибок в этих заданиях.

Во
2 группу со средней степенью сформированности
словоизменения (0,5-0,8 баллов) вошли 5
человек. Ошибки допущены в задании на
согласование прилагательного с
существительным в роде и числе в виде
использования семантически близкого
существительного (синие «штаны» вместо
«брюки»); в задании на согласование
прилагательного с существительным в
родительном падеже множественного
числа дети использовали
продуктивное окончание–ов
(яблоков, листов).

При
исследовании словоизменения
прилагательных уровни
успешности выполнения заданий были
различными у детей экспериментальной
группы. Результаты отражены на гистограмме
10

Гистограмма
10

Уровни
сформированности словоизменения
прилагательных у детей экспериментальной
группы.

Как
видно из гистограммы, у детей возникли
трудности при согласовании прилагательного
и существительного в родительном падеже
множественного числа , что объясняется
поздним формированием данной функции
в онтогенезе и разнообразием окончаний
для выражения данного значения, что
определяет трудности его усвоения

Результаты
качественного и количественного анализа
ошибок, выявленных в ходе обследования
детей экспериментальной группы
представлены в Таблице 12.

Таблица
12

Типы
ошибок при словоизменения прилагательных
с существительными.

Методика

Тип
ошибок

Кол-во

Согласование
прилагательного с существительным в
родительном падеже множественного
числа.

Замена
непродуктивных флексий продуктивными

Яблоков,
листов.

5

По
результатам выполнения этого задания
видно, что дети допустили ошибки в выборе
окончаний существительных в задании
на согласование прилагательного с
существительным в родительном падеже
множественного числа. Эти ошибки
(яблоков, листов) связаны с усвоением
продуктивных моделей словоизменения.
С заданием на согласование прилагательного
в роде и числе дети справились хорошо,
не допустив в нем ошибок. В целом дети
этой группы с заданиями справились
хорошо, показав хорошие результаты. Из
этого можно сделать вывод, что
словоизменение прилагательных у детей
контрольной группы находится на высоком
уровне сформированности.

Результаты
исследования словоизменения глаголов
у детей экспериментальной группы

Результаты
исследования словоизменения глаголов
у детей экспериментальной группы
представлены в таблице 13

Таблица
13

Состояние
функции словоизменения глаголов у детей
экспериментальной группы.

Имя
ребенка

Методики

Степень
сформированности

1

2

3

4

Диана
П.

1

1

1

1

1

Карина
П.

1

1

1

1

1

Максим
М.

1

1

1

1

1

Диана
Л.

1

1

1

1

1

Андрей
С.

1

1

1

1

1

Даниил
П.

1

1

1

1

1

Олег
К.

1

1

1

1

1

Ангелина
К.

1

1

1

1

1

Шандр
Р.

1

1

1

1

1

Аделина
М.

1

1

1

1

1

Полина
В.

0,25

1

0,25

1

0,6

Настя
В.

1

1

0,5

1

0,9

Владислав
В.

1

1

1

1

1

Эвелина
К.

1

1

0,5

0,5

0,8

Даниил
У.

1

1

0,5

1

0,9

Коля
Ф.

1

1

1

1

1

Диана
С.

1

1

1

1

1

Вика
О.

0,5

1

0,25

1

0,7

Максим
К.

0,5

1

1

1

0,9

Лев
С.

0,5

1

1

1

0,9

Уровень
сформированности

0,9

1

0,8

1,0

0,9

Примечание:

1.
Дифференциация глаголов единственного
и множественного числа настоящего
времени.

2.
Изменение глаголов прошедшего времени
по родам.

3.
Дифференциация глаголов совершенного
и несовершенного вида.

4.
Употребление возвратных глаголов.

Результаты
выполнения заданий позволили условно
выделить 2 группы детей в зависимости
от степени сформированности словоизменения
глаголов. Распределение детей на
подгруппы представлено на гистограмме
11

Гистограмма
11

Распределение
детей на подгруппы по степени
сформированности функции словоизменения
глаголов

В
1 группу вошли дети с высокой степенью
сформированности словоизменения (0,9-1
балл) – 17 человек. Дети из этой группы
допустили единичные ошибки в заданиях
на дифференциацию глаголов единственного
и множественного числа настоящего
времени в виде использования глаголов
прошедшего времени (лезет – лез) и на
дифференциацию глаголов совершенного
и несовершенного вида в виде использования
семантически близких глаголов (катится,
скачат).

Во
2 группу со средней степенью сформированности
словоизменения (0,5-0,8 баллов) вошли 3
человека. Дети допускали ошибки в задании
на дифференциацию глаголов единственного
и множественного числа настоящего
времени в виде использования семантически
близких глаголов (убирает – складывает,
катается – катится, скачет – бежит); в
задании на дифференциацию глаголов
совершенного и несовершенного вида в
виде использования глаголов прошедшего
времени без приставки (моет – мыла,
рисует – рисовал).

При
исследовании словоизменения
глаголов
уровни успешности выполнения заданий
были различными у детей контрольной
группы. Результаты отражены на гистограмме
13

Гистограмма
13

Уровень
сформированности словоизменения
глаголов у детей с нормальным речевым
развитием.

Исходя
из данных гистограмм 12 и 13 видно, что
наименее сформирована у детей этой
группы дифференциация глаголов
совершенного и несовершенного вида.
Дети допускали такие ошибки, как «сажает»
вместо «капает», «мыла» (что делала?)
вместо «вымыла» (что сделала?), «рисовал»
(что делал?) вместо «нарисовал» (что
сделал?).

Наиболее
сформированы дифференциация глаголов
единственного и множественного числа
настоящего времени и употребление
возвратных глаголов. Но в задании на
употребление возвратных глаголов дети
допустили ошибки «держит» вместо
«качает», «катает» вместо «катается».
Это объясняется невнимательностью (2
пара слов) и несформированностью
лексико-грамматической структуры (1
пара слов).

Результаты
качественного и количественного анализа
ошибок, выявленных в ходе обследования
детей экспериментальной группы
представлены в Таблице 14.

Таблица
14

Типы
ошибок, допущенных детьми со стертой
дизартрией при словоизменении глаголов.

Методика

Тип
ошибок

Кол-во

1)
Дифференциация глаголов единственного
и множественного числа настоящего
времени.

Замена
формы прошедшего времени глагола
начальной формой или формой настоящего
времени

2

Замена
глагола другим глаголом катится –
катается, катится — катятся

2

2)
Дифференциация глаголов совершенного
и несовершенного вида.

Замена
формы настоящего времени глагола
начальной формой или формой прошедшего
времени

2

Замена
глагола другим глаголом
копает
– сажает

1

3)
Исследование понимания и употребления
возвратных глаголов.

Замена
глагола другим глаголом держит –
качает

1

Наименее
сформирована у детей дифференциация
глаголов единственного и множественного
числа настоящего времени. В этом задании
дети допустили 4 ошибки. Наиболее
сформировано у детей изменение глаголов
прошедшего времени по родам. В этом
задании дети не допустили ошибок.

В
целом, результаты исследования показали
достаточный уровень сформированности
системы словоизменения существительных,
прилагательных и глаголов у детей со
стертой дизартрией

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Нарушения словоизменения и
словообразования

Наиболее усвоенными являются
формы именительного, винительного и родительного падежей имени
существительного. В ответах на вопросы, требующие употребления существительного
в этих падежах, ошибок не наблюдается. Максимальное количество ошибок
встречается в употреблении творительного падежа и предложно-падежных
конструкций единственного числа. Творительный падеж часто заменяется другими
падежными формами: именительным («Мальчик копает лопата«),
родительным («под стула», «под дивана»), формой
предложного падежа («Лампа висит над диване«). Вместо
предложного падежа иногда используется форма винительного падежа («Мальчик
катается на санки»).

Нарушения построения
предложно-падежных конструкций проявляются в пропуске, замене предлогов,
искажении окончаний. Неправильное употребление падежей с предлогами
наблюдается у умственно отсталых детей гораздо чаще, чем неправильное понимание
тех же конструкций с предлогом.
При исследовании понимания конструкций с
предлогами за, перед, около отмечаются значительные трудности, а также
смешения предлогов на и над, под и в. В
экспрессивной речи чаще всего наблюдается опускание предлогов в, из,
отстутствие предлогов над, около, перед, за, между, через, замена
предлогов на и над, под и по, на и в («на
столе» вместо над столом, «по книжке» вместо под
книжкой).
В речи детей часто отсутствуют сложные предлоги из-за, из-под.

У умственно отсталых
школьников младших классов отмечаются нарушения в построении словосочетания из
наречия много и существительного, в использовании падежных форм множественного
числа, кроме именительного падежа, неправильное согласование существительного и
прилагательного, особенно в среднем роде, существительного и числительного.

При выполнении задания
назвать один предмет и много предметов дети неправильно употребляют форму
родительного падежа множественного числа существительных. Часто с наречием много
у
потребляется именительный падеж множественного числа («много
девочки», «много курицы»), предложный падеж («много
цыплятах»). В некоторых случаях смешиваются окончания родительного падежа
множественного числа различных склонений («много рыбков» по аналогии
с много домов). Умственно отсталые школьники младших классов часто
допускают ошибки при выполнении заданий на согласование прилагательного и
существительного в роде, числе и падеже. Особенно трудным для них является
согласование прилагательного и существительного в среднем роде («красная
платье», «голубая блюдце», «зеленый яблоко»), что
свидетельствует прежде всего о неусвоении категории среднего рода. К
характерным ошибкам при выполнении таких заданий относится также использование
краткой формы прилагательного вместо полной формы («красны цветок»,
«красна машина»)
. В косвенных падежах отмечаются замены
именительным падежом прилагательного («на столике маленький»).

Средний род глаголов
прошедшего времени, как и средний род существительных, в самостоятельной речи
употребляется очень редко.

Функция словообразования у
умственно отсталых детей является еще менее сформированной, чем функция
словоизменения. Недостаточность функции словообразования проявляется в
трудностях построения прилагательных от формы существительного (подушка из
пуха— «пушоная», варенье из груш— «грушиное», лапа волка—
«волкина»).

В основном дети пользуются
суффиксальным способом словообразования. Однако количество суффиксов,
используемых при словообразовании, очень невелико (-ик, -очек, -чик, 
-енок,  -ок,  -ят, -к).

Таким образом, у умственно
отсталых детей чрезвычайно бедны и нечетки морфологические обобщения,
представле-ния о морфологическом составе слова.

Таблица с примерами ошибок выполнения заданий на выявление сформированности словоизменений, которые допускали дети с ОНР.

Критерии оценки:

+ правильное выполнение задания.

отказ от выполнения задания.

Ф.И. детей

Задание 1

Задание 2

Задание 3

Задание 4

Задание 5

Ошибки, допущенные детьми.

Соня М.

Деревы Много кукол Стулы Лев Окны

Колесов Ух Перов Леденец Молоток Пень

5 пуговичеков 5 карандашов 6 топоры

Что делала девочка? — рисует

+

Тантели П.

Воробушек Стульев Лев затруднилась ответить Окошки

Колесов Ухи Перов Леденец Пенев

6 пуговичек 5 кисть 6 топор 5 куклов

Что делал мальчик? — читает

+

Александр М.

Стулы Лефы Окно

Колесов Ух Перов Леденцы Молоток Пеней

4 пуговичек 6 топора

Что делал мальчик? читает

+

Матвей Г.

Деревство Много воробьев Много куклов Много стульев Лев Много окнов

Ух Перов Леденец Пенев

3 чашки 5 карандаш 6 пороток

Что делала девочка? — делала Рисунок Что будет делать девочка мальчик? — рисует

Не смог ответить на вопрос: Что делают девочки мальчик?

Даша Б.

Дерево Воробей Кукла Стул Лев Окно

Уши Перов Молотоков Пенев

5 пугоков 5 кисточков

Что будет делать девочка? — рисует

+

Александра С.

Деревея Воробей затруднилась ответить Кукика Лев Окошки

Колесов Ух Перов Молоток Пенов

5 пуговичек 5 карандашов 5 куких

Что делала девочка? — рисует

+

Вика Ш.

Воробеи Лефы

Ухов Перов Молотых Пених

5 пуговчик 5 кисточких 5 карандашов

Не смогла ответить на вопросы: Что делал мальчик?,?

+

Полина В.

Деревы Окны

Колесы Пер Леденец Молотки Пенев

5 пуговичек 6 топоры 5 куклов

Что будет делать девочка? — рисунок делать

+

Рома П.

Стули

Ух Перов Пенев

5 карандашов

Что будет делать мальчик? — читал

+

Аким С.

Дерево Воробишки Лефы Окошки

Ух Перех Пенев

5 пуговицей 5 кисть

+

+

Таблица с примерами ошибок выполнения заданий на выявление сформированности словоизменений, которые допускали дети с нормальным речевым развитием.

Ф. И.

Детей

Задание 1

Задание 2

Задание 3

Задание 4

Задание 5

Ошибки, допущенные детьми.

Матвей П.

Дерево

Колесы Ух Перей Пенёв

+

+

+

Аня П.

+

Ухов Пеньев

+

+

+

Майя Г.

Левы

Пени

+

+

+

Стёпа С.

Деревы Стулы

Пер

+

Что делал мальчик? читает

+

Миша К.

+

Ух Пер Пенев

+

+

+

Василиса Г.

Стулы

Ух Перов Пенев

6 топоры 5 куклов

+

+

Варя К.

+

Пенев

5 карандашов

+

+

Артём С.

+

Ух Перов Пенев

5 карандашов

+

Что делает мальчик подпрыгивает

Александра М.

Деревцы

Ух

+

+

+

Варя П.

Деревы Воробеи Стулы Окны

Колесов Ух Перов Пенев

5 карандшов

+

+

Таблица с примерами ошибок выполнения заданий на выявление сформированности словообразования, которые допускали дети с ОНР.

Ф.И. Детей

Задание 6

Задание 7

Задание 8

Задание 9

Задание 10

Ошибки, допущенные детьми.

Соня М.

Куст сирени-сирени Ствол березы, сок абрикоса не смогла сказать иначе Варенье из земляники — малина Сок черники-клубничный Косточка вишни вишни

Мяч Дом Береже Ложка Шкаф Гриб

Кроли Белки Мишки Волки

Резин Металлоный Бумага Солома Шерсть

Тантели П.

Сиреневый Березы Черничное Вишни

Гриб

Зайчики Белочки Медвежонок Волчки

Металловный Соломенная Шерстяная

Александр М.

Куст сирени — не смог сказать иначе Березы Черники Вишни

Береза Ложка Шкаф Гриб

Зайцы Белки

Красным Желтый — затруднился ответить

Металл Бумага Солома Шерсть

Матвей Г.

Земляника варенье Сок черника Косточка

Дом Ничего не ответил: береза, ложка, шкаф, гриб

Зайчик Белки Медведки Волки

Не смог образовать: красный, черный, белый, синий

Даша Б.

Не смогла сказать иначе: куст сирени, сок черники. Ствол березы — коричневый Варенье из земляники-с медом Вишня косточка Сок абрикоса-кокосовый

Домчик Береза Ложка Шкафы

У белки — зайчата Медвежицы Волк

Желтоватый

Металлый Солоный Шерстный

Александра С.

Черничное сок Вишняя косточки

Домчик Березика Шкафичик

Миштята Не смогла образовать у волка

Покрасится Синееть Желтнять

Резинити Металл Бумагный Шерсти

Вика Ш.

Не смогла сказать иначе: куст сирени, ствол березы, сок абрикоса Из земляники Из черники Из вишни

Ложечки Шкафы Гриб

Зайцы

Металличный Солома Шерсти

Полина В.

Березный ствол Вишний косточка

Шкафик Гриб

Мишутка Волчик

Не смогла образовать: желтый

Метальный Шерстный

Рома П.

Вишняня косточка

Ложка

Зайчики Бельчонки Медвежонки

Красть Желтынеть

Соломанный

Аким С.

Земляничн варенье

Мячики Домики Березки Шкафики Грибышки Ложечки

Зайчик Белочки Медведики Волчики

+

Металловый Соломный Шерстный

Таблица с примерами ошибок выполнения заданий на выявление сформированности словообразования, которые допускали дети с нормальным речевым развитием.

Ф.И. детей

Задание 6

Задание 7

Задание 8

Задание 9

Задание 10

Ошибки, допущенные детьми.

Матвей П.

+

+

Зайчонки Медвежонки

+

Метальный Соломный Шерстьная

Аня П.

Куст сирени

+

+

+

+

Майя Г.

+

Березик Шкафик

+

+

Металловый Шерстёвый

Стёпа С.

+

Шкафичик

Медвежонки Волчонки

Метальный Соломный

Миша К.

Куст сирени Ствол берез

+

Зайчики

Беленеть

Метальный

Василиса Г.

Не смогла сформулировать — варенье из земляники

Грибушечка

Зайчики Белюски Медведицы

+

Металловый

Варя К.

+

+

+

Красноветь Белеветь Синеветь Желтоветь

Соломевый

Артем С.

+

+

У белки — крольчата Медвежонки

Темнеть Светлеть Синенькое

Метальный Соломный

Александра М.

+

+

+

+

+

Варя П.

Косточка вишни — косточка

Грибчик

Зайчики Белочки

Красная Черная Белая Синяя

Резина Металл Соломный

Справочная информация

Морфологических форм у русских изменяемых слов много. К счастью, большинство из них усваивается ребятами в раннем детстве и проблем при подготовке к ЕГЭ не вызывает. Но есть формы, в образовании и употреблении которых и ребята, и взрослые допускают ошибки. Ниже приведен перечень таких морфологических форм.

Ошибкоопасные формы. Запомни примеры списками.

Имя существительное

Образование множественного числа

Слова на Ы — И:

инженеры, конструкторы, офицеры, лекторы, тренеры, бухгалтеры, инструкторы, редакторы, слесари, шофёры; 
векторы, ветры, выговоры, джемперы, свитеры, договоры, контейнеры, плееры, полисы, прожекторы, склады; 
возрасты, выборы, порты, почерки, кремы, торты

Слова на А — Я:

директора, доктора, инспектора, профессора, повара, сторожа, фельдшера, тенора, кучера; 
округа, ордера, векселя, катера, отпуска, вороха, колокола, кузова, купола, округа, паспорта, погреба, сорта, хутора, тополя, штабеля, штемпеля, якоря
 

Образование форм родительного падежа множественного числа:

Форма на ОВ — ЕВ:

несколько килограммов (килограмм), граммов (грамм), гектаров, каратов, помидоров, томатов, апельсинов, абрикосов, ананасов, бананов, гранатов, лимонов, мандаринов, баклажанов, гольфов, носков, погон, кедов (кед), рельсов, нервов;

много платьев, верховьев, кореньев, лохмотьев, низовьев, подмастерьев, хлопьев, устьев

Форма с нулевым окончанием:

пара полотенец,  чулок, шаровар, шорт, сапог, туфель, ботинок, тапок, тапочек, галош, бахил, бутс, валенок, яблок, дынь, слив;
отряд солдат, гусар, драгун, гренадёр (гренадер), кадет, улан, партизан;
сто ампер, ватт, вольт;
много башен, басен, блюдец, брызг, дел, макарон, петель, нянь, манжет, полотенец, серёг, сплетен, яблонь;
много раздумий, оладий, сидений, солений, ущелий, печений, кушаний, побережий, ожерелий, подземелий

Употребление существительных разного рода: 

хороший шампунь, пенальти, шимпанзе, какаду, гну; 
страшная цеце (муха), свежая иваси (сельдь);
старый Тбилиси, Сухуми, красивый евро;
широкая Миссисипи, Янцзы, Хуанхэ;
новое метро, кашне, пальто

Употребление несклоняемых имён собственных:

издательство Никиты Струве, зачитываться Дюма, поэзия Шевченко

Имя прилагательное

Смешение простых и составных форм сравнительной и превосходной степеней:

Ошибочно: более позднее, выше, ниже; менее чётче, более страшнее; самый красивейший (просторечие).
Правильно: более поздний — позднее; выше, ниже; менее чётко, менее страшно; самый красивый или красивейший.

Образование сравнительной степени:

Ошибочно: красивше, лучшее, хужее (неверный выбор модели словоизменения, просторечие).
Правильно: красивее, лучше, хуже.

Имя числительное

Словоизменение числительных — традиционно трудный учебный материал. Более подробно см. Как устроен наш язык. Раздел 9. Морфология. Числительные.

1. Образование и изменение форм составных числительных:

в тысяча пятом году, две седьмых, к трём пятым, в две тысячи одиннадцатом году,
восьмьюдесятью (восемьюдесятью), восьмьюстами (восемьюстами), пятьюстами, тремя тысячами шестьюстами пятьюдесятью семью 

2. Склонение сложных и составных числительных:

двумястами рублями, пятьюстами рублями, четырьмястами рублями, около пятисот километров, тремястами страницами, нет шестисот рублей, о пятистах книгах

 Совет:

Обратите внимание на склонение слов: сорок, девяносто, сто.

И.п. сорок, девяносто, сто (рублей)
Р.п. сорока, девяноста, ста (рублей)
Д.п. сорока, девяноста, ста (рублям)
В.п. сорок, девяносто, сто (рублей)
Т.п. сорока, девяноста, ста (рублями)
П.п. (о) сорока, девяноста, ста (рублях)

Обратите внимание на склонение числительных: пятьдесят, шестьдесят, семьдесят, восемьдесят. При склонении в них изменяются обе части:

И.п. пятьдесят, шестьдесят, семьдесят, восемьдесят (рублей)
Р.п. пятидесяти, шестидесяти, семидесяти, восьмидесяти (рублей)
Д.п. пятидесяти, шестидесяти, семидесяти, восьмидесяти (рублей)
В.п. пятьдесят, шестьдесят, семьдесят, восемьдесят (рублей)
Т.п. пятьюдесятью, шестьюдесятью, семьюдесятью, восемьюдесятью (рублями)
П.п. (о) пятидесяти, шестидесяти, семидесяти, восьмидесяти (рублях)

Обратите внимание на склонение числительных: пятьсот, шестьсот, семьсот, восемьсот, девятьсот. При склонении в них изменяются обе части:

И.п. пятьсот, шестьсот, семьсот, восемьсот, девятьсот (рублей)
Р.п. пятисот, шестисот, семисот, восьмисот, девятисот (рублей)
Д.п. пятистам, шестистам, семистам, восьмистам, девятистам (рублям)
В.п. пятьсот, шестьсот, семьсот, восемьсот, девятьсот (рублей)
Т.п. пятьюстами, шестьюстами, семьюстами, восемьюстами, девятьюстами (рублями)
П.п. (о) пятистах, шестистах, семистах, восьмистах, девятистах (рублях)

Обратите внимание на склонение числительных полтора, полторы, полтораста, в которых часто допускаются ошибки:

И.п. полтора (часа), полторы (минуты), полтораста (рублей)
Р.п. полутора (часов, минут), полутораста (рублей)
Д.п. полутора (часам, минутам), полутораста (рублям)
В.п. полтора (часа), полторы (минуты), полтораста (рублей)
Т.п. полутора (часами, минутами), полутораста (рублями)
П.п. (о) полутора (часах, минутах), полутораста (рублях)

Обратите внимание на склонение составных количественных числительных: в них изменяется каждое слово:

И.п. две тысячи четырнадцать (рублей)
Р.п. двух тысяч четырнадцати (рублей)
Д.п. двум тысячам четырнадцати (рублям)
В.п. две тысячи четырнадцать (рублей)
Т.п. двумя тысячами четырнадцатью (рублями)
П.п. (о) двух тысячах четырнадцати (рублях)

Обратите внимание на склонение составных порядковых числительных: в них изменяется только последнее слово:

И.п. две тысячи четырнадцатый (год)
Р.п. две тысячи четырнадцатого (года)
Д.п. две тысячи четырнадцатому (году)
В.п. две тысячи четырнадцатый (год)
Т.п. две тысячи четырнадцатым (годом)
П.п. (в) две тысячи четырнадцатом (году)  

3. Употребление собирательных числительных:

двое братьев, трое щенков, к обоим братьям, к обеим подругам, двое очков, двое саней, нас двоих, троих, их шестерых.

Совет:

Поскольку тема вызывает много проблем, запомни случаи, когда правильно употреблять собирательные числительные, списком:

1. С существительными, обозначающими лиц мужского пола: двое братьев, трое мужчин, четверо парней.
2. 
С существительными дети, люди: трое детей, четверо людей.
3. С существительными, обозначающими детёнышей животных: трое щенков, семеро козлят.
4. С существительными, имеющими форму только мн. ч.: пятеро суток.
5. С существительными, обозначающими парные или составные предметы: двое очков, двое лыж.
6. С местоимениями: нас двоих, их пятерых. 

4. Употребление числительных оба, обе:

Числительное обе употребляется только с существительными ж.р.: обе девушки, обе стороны, обе книги
С существительными м. р. и ср. р. употребляется форма оба: оба брата, оба друга, оба окна.

Ошибочно: оба тропки, к обоим дорожкам, обоими звёздами.
Правильно: обе тропки, к обеим дорожкам, обеими звёздами.

Местоимение 

Образование форм:

Ошибочно: был увлечён ей, у ней; ихний; посреди его (её), среди их;  скольких книг, сколько учеников.
Правильно: был увлечён ею — Т.п., у неё — Р.п.; их; посреди* него (неё), среди* них; сколько книг, скольких учеников

* Посреди, среди — предлоги. Если ты говоришь: из них, от них, говори: среди них. После предлогов у личных местоимений он, она, они в косвенных падежах появляется буква н.  

Глагол

1. Образование личных форм:

У глаголов победить, убедить, переубедить, разубедить, очутиться, ощутить, затмить, дерзить, пылесосить и некоторых других нет формы 1 лица ед. ч.
Ошибочно: победю, побежу, побежду, убедю, убежу, убежду, очутюсь, чудю, чужу, чужду.
Правильно: не использовать эти глаголы в форме 1 л., ед.ч. 

Ошибочно: попробоваем, ездием, лазию, жгём, пекёшь, берегёшь, стерегёшь, полоскаю, махаю, хочут (использована неверная модель словоизменения, просторечие).
Правильно: попробуем, ездим, лазим, жжём, печём, бережёшь, стережёшь, полощу, машу, хотят.

2. Образование возвратных форм:

Ошибочно: встретилися, хотелося, поздоровалася, извиняюся (просторечие).
Правильно: встретились, хотелось, поздоровалась (после гласных не -ся, а -сь), извините (употребление возвратной формы с этим глаголом – грубая ошибка).

3. Образование форм повелительного наклонения:

Ошибочно: ехай, едь, езжай, поехай, поедь, ездий, ездь, махай, разъехайтесь, поклади, положь, ложь, ложи, бежи, лазь, покупи,  ляжь (использована неверная модель словоизменения, просторечие).
Правильно: поезжай (с приставкой), помаши, разъезжайтесь, положи, купи, ляг.

Совет:

Обрати внимание на образование форм повелительного наклонения ошибкоопасных глаголов, которые часто встречаются в КИМах:

Лечь — (ты) ляг, (вы) лягте
Ехать — (ты) поезжай, (вы) поезжайте
Ездить — (ты) езди, (вы) ездите
Положить — (ты) положи, (вы) положите
Класть — (ты) клади, (вы) кладите
Лазать —(ты) лазай, (вы) лазайте
Бежать — (ты) беги, (вы) бегите

4. Образование форм прошедшего времени:

Ошибочно: замёрзнул, окрепнул, сохнул, просохнул, промокнул, намокнул и др. подобные.
Правильно: замёрз, окреп, сох, просох, высох, промок, намок.

Причастие

Образование  причастий:

Ошибочно: полоскающий, махающий, хочущий (использование неверной модели словоизменения); сделающий, напишущий, поинтересующийся (причастия настоящего времени от глаголов совершенного вида не образуются).
Правильно: полощущий, машущий, хотящий;  не пытаться образовывать причастия настоящего времени от глаголов совершенного вида.

Деепричастие

Образование деепричастий:

Ошибочно: посмотря в мою сторону, сложа в стопку, поезжая (неверное использование моделей формообразования: от глаголов СВ не могут быть образованы деепричастия с суффиксом -я-).
Правильно: смотря в мою сторону или посмотрев в мою сторону, сложив в стопку (искл.: устойчивое сочетание сложа руки), поехав.

Наречие

1. Образование наречий:

Ошибочно: оттудова, открываться вовнутрь, навряд ли смогу, разделим напополам (просторечие).
Правильно:оттуда, отрываться внутрь, вряд ли смогу, разделим пополам.

2. Образование сравнительной степени наречий:

Ошибочно: плохо — плоше, красиво — красивше и красившее, хорошо — лучшее и хорошее, тяжело — тяжельше (просторечие).
Правильно:плохо — хуже, красиво — краси´вее, хорошо — лучше, тяжело — тяжелее

 

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Ошибки следователя при расследовании уголовного дела
  • Ошибки снятия изоляции
  • Ошибки регистрации возникают при каком наблюдении
  • Ошибки ростелеком сегодня
  • Ошибки следователя при осмотре места происшествия