Ошибки реализации внеурочной деятельности

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Павлищевская средняя общеобразовательная школа

«
Проблемы   организации   внеурочной   деятельности                       и  
пути   их   преодоления »

(выступление на совещании педагогического совета)

Т.А. Голованова

2019 г.

Проблемы
организации внеурочной деятельности:

1. Организация
выбора программ внеурочной деятельности обучающихся.

2. Презентация
курсов внеурочной деятельности для родителей.

3. Неполное
удовлетворение образовательных запросов детей и их родителей.

4. Не хватает
помещений для занятий внеурочной деятельностью.

5. Трудности при
составлении программ внеурочной деятельности.

6. Пассивность
некоторых обучающихся.

7. Большая загруженность
обучающихся в школе и вне школы.

8. Сложности с
организацией экскурсий, с выездом на экскурсии.

9. Однотипность форм
организации внеурочной деятельности.

10. Недостаточная
готовность педагогических кадров к ведению внеурочной деятельности.

11. Отсутствие
механизмов мониторинга и контроля за организацией и ведением внеурочной
деятельности.

12. Отсутствие
достаточного количества педагогических кадров, подготовленных к реализации
внеурочной деятельности.

13. Здание
образовательной организации и школьной территории не позволяет в полной мере
разнообразить формы организации внеурочной деятельности.

14.

Пути
преодоления проблем организации внеурочной деятельности

1. Теоретическая
подготовка педагогов и увеличение временных рамок для создания программ.

2. Сотрудничество с
родителями, педагогами, психологом, наблюдения за обучающимися с использованием
инновационных технологий.

3. Индивидуальная
работа педагога с родителями.

Разработчики ФГОС второго поколения
представили две модели —  модель выпускника дошкольного учреждения и
модель выпускника начальной школы. Выпускник детского сада должен быть
деятельным и активным, креативным, любознательным, инициативным, открытым
 внешнему миру, доброжелательным и отзывчивым. Должен иметь положительное
отношение к себе, уверенность в своих силах, чувство собственного достоинства.
Я в сентябре взяла малышей. Всеми заявленными параметрами в моём классе не
обладает ни один ученик. И передо мной встаёт глобальный вопрос: каким образом
я, как учитель и классный руководитель, должна реализовать идею ФГОС в урочной
и внеурочной деятельности? Какими ресурсами пользоваться? Каким образом
преодолеть физиологические проблемы и педагогическую запущенность некоторых
детей? Каким образом перестроить отношение родителей? Вот некоторые
проблемы учащихся моего класса.

·        
трудности адаптации к школьному обучению из-за отсутствия навыков
общения со сверстниками, умения работать в группе;

·        
недостаточность общей готовности ребенка: физической, личностной и
интеллектуальной – это недостаток развития двигательных навыков, в т.ч. мелкой
моторики, физической и умственной работоспособности, а также недостаточное
развитие образного мышления, воображения, творчества, устойчивых познавательных
интересов;

·        
наличие серьезных логопедических проблем у большинства детей
класса.

Я прекрасно понимаю, что каждый ребенок
идет по индивидуальному маршруту. Решить поставленные задачи можно только
действуя совместно –учитель, семья, психолог, медицинский работник.

Внеурочная деятельность: проблемы и перспективы развития

Тярина И. В.,

педагог дополнительного образования

МБОУ «Жуковская СОШ»

В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (далее − ФГОС НОО) основная образовательная программа начального общего образования реализуется образовательным учреждением, в том числе и через внеурочную деятельность [1;2;5].

Внеурочная деятельность – это проявляемая вне уроков активность детей, обусловленная в основном их интересами и потребностями, направленная на познание и преобразование себя и окружающей действительности, играющая при правильной организации важную роль в развитии учащихся и формировании ученического коллектива. Под внеурочной деятельностью в рамках реализации ФГОС следует понимать образовательную деятельность, осуществляемую в формах, отличных от классно-урочной, и направленную на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы, на реализацию разнообразных направлений развития и воспитания младших школьников: спортивно-оздоровительное, общекультурное, общеинтеллектуальное, духовно-нравственное и социальное [5].

Кроме того, внеурочная деятельность в школе позволяет решить еще целый ряд очень важных задач:

обеспечить благоприятную адаптацию ребенка в школе;

оптимизировать учебную нагрузку обучающихся;

улучшить условия для развития ребенка;

учесть возрастные и индивидуальные особенности обучающихся.

Поэтому внеурочную деятельность следует понимать как личностно — ориентированное взаимодействие педагога и школьника, целью которого является социализация, духовно-нравственное развитие и воспитание ребенка, становление его как личности в школьные годы [1].

Стандарт призван играть важнейшую роль в воспитании нравственных, творческих и успешных граждан нашей страны, а внеурочная деятельность, являясь своеобразной эмоциональной средой, призвана способствовать творчеству, проявлению и раскрытию каждого ребенка.

Как же реализуется внеурочная деятельность в Республике Мордовия? Этот вопрос мы рассмотрим на примере центра образования цифрового и гуманитарного профилей «Точка Роста» открытого на базе МБОУ «Жуковская СОШ» Торбеевского муниципального района.

Целью деятельности Центров являются: создание условий для внедрения на уровнях начального общего, основного общего и (или) среднего общего образования новых методов обучения и воспитания, образовательных технологий, обеспечивающих освоение обучающимися основных и дополнительных общеобразовательных программ цифрового, естественнонаучного, технического и гуманитарного профилей; обновление содержания и совершенствование методов обучения предметов «Технология», «Информатика», «Основы безопасности жизнедеятельности». Инфраструктура Центра используется во внеурочное время как общественное пространство для развития общекультурных компетенций и цифровой грамотности населения, шахматного образования, проектной деятельности, творческой, социальной самореализации детей, педагогов, родительской общественности.

Для этого в данной школе реализуются следующие программы внеурочной деятельности: «Шахматная азбука» (1-4 классы), «Юный шахматист» (5-9 классы), «Информатика в задачах» (6,8 классы), «Робототехника» (5,7 классы), «Lego конструирование» (5-7 классы).

Организация внеурочной деятельности учащихся осуществляется учителями – предметниками, а также педагогами учреждений дополнительного образования. Для успешной реализации программ внеурочной деятельности с использованием материально-технического обеспечения Центра «Точка Роста» педагогические работники прошли курсы повышения квалификации, выезжали на семинары в г. Ульяновск и г. Чебоксары, принимали участие в различных вебинарах.

В рамках образовательных сессий педагоги изучили основы программирования, 3D–моделирования и 3D–печати, научились основам разработки виртуальной реальности, управления квадрокоптером. Все это необходимо для того, чтобы учителя смогли работать с новым оборудованием, применять полученные знания в своей практике.

Обучение было направлено на совершенствование компетенций в области проектно-исследовательской деятельности, формирование и развитие гибких компетенций педагогов soft-skills и hard-skills. Первые — комплекс неспециализированных, надпрофессиональных навыков, которые отвечают за успешное участие в рабочем процессе, высокую производительность труда и являются сквозными, то есть не связанными с конкретной предметной областью. Вторые, hard-skills включают в себя технические навыки и умение выполнять определенные функциональные задачи (профессиональные умения и навыки: управлять самолетом, делать перевязки, обучать математике), soft skills применяются в любой индустрии, любой профессии, любом виде деятельности и любом взаимодействии между людьми.

На Промдизайне познакомились с основами 3D-моделирования в программе AutoCAD. На ПромРобо работали над созданием роботов и изучали методику преподавания Робототехники.

На направлении VR/AR познакомились с понятием «виртуальная реальность» и начали изучать оборудование для просмотра и создания многочисленных панорамных фото и видео. Также проводились командные игры, в основе которых лежит популярная методика управления проектами – SCRUM, которая объединяет в себе элементы классического процесса и гибких подходов к управлению проектами.

Но несмотря на это при реализации внеурочной деятельности мы столкнулись со следующими проблемами:

1) Недостаточность опыта при разработке рабочих программ. Нехватка знаний и опыта у учителей по написанию программ кружков, направленных на достижение результатов определённого уровня. При составлении и написании рабочей программы по реализации внеурочной деятельности учитель также сталкивается с некоторыми проблемами. Мне, как молодому учителю, сложно самостоятельно составить программу внеурочной деятельности.

2) Ещё одной проблемой является посещаемость внеурочных занятий. Школа после уроков – это мир творчества, проявления и раскрытия каждым ребёнком своих интересов, своих увлечений, своего «Я». Важно заинтересовать ребёнка занятиями после уроков, что даёт возможность превратить внеурочную деятельность в полноценное пространство воспитания и образования. Дети, отзанимавшись 6-7 уроков, стремятся быстрее уйти домой, и лишь единицы остаются на внеурочные занятия. Некоторые из них после уроков посещают спортивные секции, танцевальные кружки, художественную и музыкальную школы, у них нет возможности одновременно посетить несколько занятий.

3) Не совсем отработан вопрос оценивания внеурочной деятельности. На уроках мотивом деятельности учащихся является оценка. Во внеурочной деятельности мотивом должно стать получение знаний, наработка практического опыта в любимом и личностно значимом виде деятельности, стимул – накопление индивидуального портфолио достижений. Педагог должен познакомить ребят с перспективами, поделиться собственным опытом, наработками или мыслями. Например, на занятиях внеурочной деятельности можно изготавливать различные поделки и презентовать их.

4) Также как отдельные проблемы можно выделить ограниченность в методических и дидактических материалов, восприятие внеурочной деятельности в качестве «добавочного» компонента к основным учебным предметам; отсутствие авторского подхода к проектированию моделей организации внеурочной деятельности [6].

Отработка механизма реализации внеурочной деятельности требует решения ещё многих проблем, с которыми сталкиваются педагогические коллективы. Это и ограниченность финансовых, кадровых, материально-технических условий, и отсутствие должной компетентности у педагогов в вопросах планирования внеурочной деятельности. Тем не менее, уже наработанный, сложившийся на сегодняшний день опыт по организации внеурочной деятельности может стать прочным фундаментом дальнейшего развития [3; 4].

К числу наиболее актуальных и перспективных направлений развития внеурочной деятельности можно отнести следующее:

в научно-теоретическом плане: концептуализация опыта по разработке и реализации моделей внеурочной деятельности в различных условиях организации образовательного процесса; анализ современных практик организации внеурочной деятельности с целью выявления инновационных подходов к достижению личностных и метапредметных результатов обучающихся; изучения влияния реализуемых механизмов организации внеурочной деятельности на развитие воспитательных систем образовательных организаций, на воспитание и социализацию личности обучающегося, в том числе детей с особыми образовательными потребностями; выбор концептуальных оснований отбора и реализации содержания внеурочной деятельности.

в организационно-методическом плане: разработка механизмов межведомственного взаимодействия образовательных организаций в практике организации внеурочной деятельности, системы научно-методического сопровождения практики инновационного обновления программ курсов внеурочной деятельности на разных уровнях общего образования, технологии и процедуры изучения образовательных потребностей обучающихся и социальных запросов родителей на реализацию внеурочной деятельности, деятельностные формы представления педагогического опыта общеобразовательных организаций и педагогов по организации внеурочной деятельности через проведение семинаров-практикумов, мастер-классов, ориентированных на смену позиции педагогов (учитель-соорганизатор учения, тьютор, куратор и т.п.), активно привлекая ресурсы образовательных организаций дополнительного образования.

Список использованных источников.

1. Антонова, Л. Н. Потенциал педагогической рискологии в условиях введения ФГОС основного общего образования: сб. статей / под общ. ред. Л. Н. Антоновой. – М. : АСОУ, 2014. – 56 с.

2. Горский, В. А. Примерные программы внеурочной деятельности [Текст]: программы / Горский В. А., Тимофеев А. А., Смирнов Д. В. и др. / под ред. Горского В. А. – М. : Просвещение, 2010.

3. Григорьев, Д. В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор [Текст]: пособие для учителя/ Д. В. Григорьев, П.В. Степанов. – М. : Просвещение, 2011. − 223 с.

4. Григорьев, Д. В., Куприянов, Б. В. Программы внеурочной деятельности учащихся. Художественное творчество. Социальное творчество. – М., 2010.

5. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования [Текст]: приказ. − М. : Просвещение, 2012. – 33 с.

6. Шевелёва, Н. Н. Методическое сопровождение и учебно–методическое обеспечение внеурочной деятельности [Текст]: статья / Н. Н. Шевелёва // Вестник Московского университета МВД России. – М. : «Московский университет МВД Российской Федерации», 2012. – №3. – С. 43–48.

Проблемы организации внеурочной деятельности

Одним из главных направлений реализации приоритетного национального проекта «Образование» является переход общеобразовательных учреждений на федеральные государственные образовательные стандарты нового поколения. С 2011/2012 учебного года все ОУ переходят на ФГОС НОО, одной из отличительных особенностей которых является предъявление требований к организации  внеурочной дея тельности младших школьников. Основная образовательная программа образовательного учреждения должна содержать обязательный раздел «Программа духовно­нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования», в который в соответствии с рекомендациями Минобрнауки России включается программа внеурочной деятельности.

С одной стороны, организация внеурочной деятельности для школы, педагога – дело не новое. В систему работы классного руководителя всегда включался комплекс воспитательных мероприятий, направленных на реализацию тех или иных образовательных целей и задач. На базе ОУ также организовывается деятельность творческих, интеллектуальных, спортивных объединений, клубов, кружков и т. д. Таким образом, главной задачей педагогов, осуществляющих внеурочную работу, становится формирование личности обучающегося, что является принципиальным условием его самоопределения в той или иной социокультурной ситуации. Реализация программ внеурочной деятельности чётко направлена на поэтапное достижение трёх уровней результатов: приобретение школьником социальных знаний, формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура); ценностного отношения к социальной реальности в целом; получение школьником опыта самостоятельного социального действия. А одним из основных средств решения данной задачи становится осуществление взаимосвязи и преемственности общего и дополнительного образования.

Что касается механизма реализации внеурочной деятельности, то именно здесь и начинают возникать проблемы. Занятия, мероприятия проводятся во второй половине дня. Однако далеко не все ОУ имеют свободные помещения для организации внеурочной деятельности, нет ставок на дополнительное образование. В этом случае образовательное учреждение может использовать возможности учреждений  дополнительного образования детей, организаций культуры и спорта.

Существуют и другие проблемы, с которыми сталкивается образовательное учреждение: отсутствие на сегодняшний день компетентности у учителей в вопросах новых подходов к содержанию и организации внеурочной деятельности, разработки программ внеурочной деятельности; отсутствие зачастую материально­технических условий; проблемы финансового обеспечения. В этой ситуации возникает необходимость в выявлении наиболее типичных социокультурных ситуаций, в условиях которых будет организовываться внеурочная деятельность, определении педагогических условий создания развивающей среды для воспитания и социализации и на основе полученных результатов – в разработке оптимальных моделей реализации внеурочной деятельности.

 Ведущей идеей организации и осуществления внеурочной деятельности, вытекающей из особенности развития учреждения, определяет объединение ресурсов социума в интересах ребёнка, для его развития и самоопределения, интеграция основного и дополнительного образования на основе изучения индивидуальных потребностей обучающихся и их родителей. Данная идея определяет стратегическую цель и задачи внеурочной деятельности ОУ.

Целью эксперимента становится разработка и внедрение механизма создания развивающей среды для социализации младших школьников в условиях внеурочной деятельности. На достижение цели направлено решение следующих задач:

1) изучить интересы и потребности обучающихся и их родителей;

2) создать условия для реализации потенциальных возможностей и интересов обучающихся, оказания им помощи в самореализации, самоопределении, гражданском становлении личности через участие детей:

  1. в образовательных мероприятиях (предметные олимпиады, научно практическая конференция младших школьников) и в деятельности различных творческих и профильных объединений дополнительного образования на базе как ОУ, так и внешкольных учреждений дополнительного образования;
  2. в общественно полезной, социально значимой деятельности (в разработке и реализации социальных проектов, участии в добровольческих, гражданских акциях, сборах, конференциях);
  3. в экскурсиях и различных массовых мероприятиях, организуемых на базе ОУ и внешкольных учреждениях культуры и дополнительного образования;

3) создать условия для реализации потенциальных возможностей и творческих интересов школьников

4) повысить результативность работы по профилактике правонарушений.

Что удалось сделать на сегодняшний день в  ОУ?

Для реализации задач проведена следующая работа:

1. Создана рабочая группа педагогов по организации внеурочной деятельности школьников.

Рабочей группой изучены основные документы ФГОС НОО, программы кружков и секций ОУ на соответствие требованиям ФГОС, проанализированы планы воспитательной работы с точки зрения возможности достижения воспитательных результатов первого и второго уровня.

2. Спланирована методическая работа кафедры учителей начальных классов по сопровождению введения ФГОС НОО.

3. Изменён в соответствии с требованиями ФГОС режим занятий с целью реализации внеурочной деятельности.

4. Перераспределены ставки педагогов дополнительного образования для реализации часов внеурочной деятельности .

5. Составлен график повышения квалификации учителей начальных классов, педагогов дополнительного образования по проблемам внедрения ФГОС НОО.

6. Продумана система мероприятий, направленных на воспитание и социализацию школьников.

7. Разработаны и утверждены программы дополнительного образования детей интеллектуальной и патриотической направленности.

10. Материально техническая база пополнилась ОУ.

Рассматривая вопросы организации внеурочной деятельности в классах ориентировались в частности:

на запросы родителей, законных представителей первоклассников;

на приоритетные направления деятельности ОУ;

учитывались интересы и склонности педагогов;

возможности образовательных учреждений дополнительного образования;

рекомендации психолога как представителя интересов и потребностей ребёнка.

Кроме того, нужно изучать занятость детей в учреждениях образования, культуры, спорта. Изучение занятости школьников и пожеланий родителей показавает, что приоритеты с их стороны отданы деятельности по укреплению здоровья детей и формированию гражданской позиции школьников.

В целях расширения воспитательного процесса внедряются следующие формы сотрудничества:

  1. проведение массовых мероприятий для параллелей, школы (спектакли кукольного театра, творческие выставки работ учащихся);
  2. занятия по выбору учащихся в секциях, студиях, ансамб лях
  3. индивидуальное и коллективное участие в городских мероприятиях.

Мониторинг эффективности внеурочной деятельности и дополнительного образования осуществляется через следующие составляющие:

оценку востребованности форм и мероприятий внеклассной работы;

сохранность контингента всех направлений внеклассной работы;

анкетирование школьников и родителей по итогам года с целью выявления удовлетворённости воспитательными мероприятиями.

Трудности, с которыми сталкиваются учителя:

  1. недостаточность разработанных программ
  2. нехватка знаний и опыта у учителей начальных классов по написанию программ кружков, направленных на достижение результатов определённого уровня;
  3. сложность перестройки мероприятий на обязательное достижение воспитательного результата.

Вся система работы по данному направлению призвана предоставить обучающимся возможность  свободного выбора программ, объединений, которые близки им по природе, отвечают внутренним потребностям, помогают удовлетворить образовательные запросы, почувствовать себя успешным, реализовать и развить свои таланты.

При подобной насыщенности возникает риск перегрузить детей. Поэтому охрана здоровья детей является приоритетным направлением деятельности школ, контроль и корректирование функционального состояния детей систематически. На занятиях должна проводится работа по профилактике переутомления и обеспечению двигательной активности обучающихся.

Школа после уроков – это мир творчества, проявления и раскрытия каждым ребёнком своих интересов, своих увле чений, своего «Я». Важно заинтересовать ребёнка занятиями после уроков, что даёт возможность превратить внеурочную деятельность в полноценное пространство воспитания и образования.. Безусловно, отработка меха низма реализации внеурочной деятельности в каждом из образовательных учреждений требует решения ещё многих проблем, с которыми сталкиваются педагогические коллективы. Это и ограниченность финансовых, кадровых, материально­технических условий, и невозможность привлечения учреждений социума или системы дополнительного образования детей, и отсутствие должной компетентности у педагогов в вопросах планирования воспитательной работы, ориентированной на достижение воспитательных результатов разных уровней, и др. Тем не менее уже нара ботанный, сложившийся на сегодняшний день опыт по организации внеурочной деятельности может стать прочным фундаментом дальнейшего развития.

МБОУ « Здоровецкая СОШ»

Доклад на тему:

«Актуальные проблемы реализации ФГОС НОО. Внеурочная деятельность» 

Подготовила:

учитель начальных классов

Демьянова Ж. В.

2018 г

Проблема использования свободного времени младших школьников всегда была насущной для общества. Воспитание детей происходит в любой момент их деятельности. Однако наиболее продуктивно осуществлять воспитание в свободное от обучения время.

В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (ФГОС НОО) основная образовательная программа начального общего образования реализуется образовательным учреждением, в том числе, и через внеурочную деятельность.

Под внеурочной деятельностью в рамках реализации ФГОС НОО следует понимать образовательную деятельность, осуществляемую в формах, отличных от классно-урочной, и направленную на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.

Внеурочная деятельность в условиях внедрения ФГОС приобретает новую актуальность, ведь именно стандарты закрепили обязательность ее организации.

Цель проекта: наиболее продуктивно осуществлять воспитание в свободное от обучения время, используя внеурочную деятельность как ресурс, позволяющий школе достичь нового качества образования

Задачи проекта: стимулировать ребенка к выбору круга интересов, развитию личностных способностей.

Внеурочная деятельность» — это неотъемлемая часть образовательного процесса в школе, которая способствует в полной мере реализации требований федеральных образовательных стандартов общего образования.

Внеурочная деятельность в соответствии с ФГОС включена в основную образовательную программу, а именно в часть, которую формируют участники образовательного процесса. На современном этапе внеурочная работа – прекрасное расширение инфраструктуры школы. Очевидны и преимущества в использовании внеурочной деятельности для закрепления и практического использования отдельных аспектов содержания программ учебных предметов.

Внеурочная деятельность в начальной школе позволяет решить целый ряд важных задач. Обеспечить благоприятную адаптацию ребенка в школе.

  1. Оптимизировать учебную нагрузку обучающихся.

  2. Обеспечить достижение личностных, метапредметных, предметных результатов основной образовательной программы начального общего образования.

  3. Учесть индивидуальные особенности обучающихся.

  4. Формирование навыков коммуникативного общения.

  5. Развитие позитивного отношения к базовым общественным ценностям (человек, семья, природа, мир, знания, культура, труд) – для формирования здорового образа жизни.

  6. Развитие творческих и интеллектуальных способностей.

  7. Обучение правилам и формам совместной работы.

Практическая реализация внеурочной деятельности основывается на следующих принципах:

  • Включение учащихся в активную деятельность.

  • Доступность и наглядность.

  • Связь теории с практикой.

  • Учёт возрастных особенностей.

  • Сочетание индивидуальных и коллективных форм деятельности.

  • Целенаправленность и последовательность деятельности (от простого к сложному).

Для организации внеурочной деятельности в нашей школе используются различные ведущие формы: классные часы, праздники, викторины, познавательные игры, исследовательская деятельность. В школе разработана система внеурочной деятельности обучающихся, которая предусматривает реализацию программ внеурочной деятельности по всем направлениям развития личности обучающихся, которые определены федеральным государственным

образовательным стандартом начального общего образования. Система включает в себя пять разделов, каждый из которых соответствует определенному направлению развития личности и предполагает организацию определенного вида внеурочной деятельности обучающихся:

  1. Спортивно-оздоровительное.

  2. Общекультурное направление.

  3. Социальное направление.

  4. Общеинтеллектуальное направление.

  5. Духовно-нравственное направление.

Спортивно-оздоровительное направление реализуем в программе “ Азбука здоровья”.

Повышенная двигательная активность – биологическая потребность младшего школьника, от степени которой зависит его здоровье и общее развитие

Основное внимание этого направления уделяется укреплению здоровья, развитию двигательных способностей, получению теоретических и практических знаний о здоровом образе жизни. Проводится в виде: бесед, лекций, подвижных игр.

Общекультурное направление представлено программой “Путь к грамотности ”. Целью которой является развитие памяти, внимания, пространственного восприятия, наблюдательности;

включены задания и игры, направленные на расширение словарного запаса, развитие связной речи ребёнка.

Общеинтеллектуальное направление реализуется программой “Занимательная математика”

Ведущей идеей программы является поиск способов такой организации учебного процесса, в ходе которого произойдёт освоение механизма самостоятельного поиска и обработка новых знаний. Это беседы, игры, наблюдения.

Социальное направление представлено программой “Занимательная информатика ”. Работа проводится в форме игр, тестов, занимательных заданий, сообщений, просмотра видеофильмов.

Духовно-нравственное направление представлено программой “В мире книг” особое внимание направлено на осознанность значимости чтения для личного развития; формировать потребность в систематическом чтении уметь работать с книгой, пользуясь алгоритмом учебных действий; участвовать в беседе о прочитанной книге, выражать своё мнение и аргументировать свою точку зрения.

Воспитательные результаты внеурочной деятельности школьников распределяются по трём уровням.

1-й уровень – школьник знает и понимает общественную жизнь.

Приобретение школьниками социальных знаний об общественных нормах, устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе.

2-й уровень – школьник ценит общественную жизнь.

Получение школьником опыта переживаемого и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, природа, мир, знания и др.)

3-й уровень – школьник самостоятельно действует в общественной жизни.

Получение школьником опыта самостоятельного общественного действия.

Внеурочная деятельность тесно связана с основным образованием и является его логическим продолжением и неотъемлемой частью системы обучения, созданной в школе.

При организации внеурочной деятельности младших школьников необходимо учитывать, что, поступив в 1 класс, дети особенно восприимчивы к новому социальному знанию, стремятся понять новую для них школьную реальность.

Для оценки эффективности занятий можно использовать следующие показатели:

  • степень помощи, которую оказывает учитель учащимся при выполнении заданий;

  • поведение детей на занятиях: живость, активность, заинтересованность обеспечивают положительные результаты;

  • косвенным показателем эффективности занятий может быть повышение качества успеваемости по математике, русскому языку, окружающему миру, литературному чтению и др.

Посещая занятия, учащиеся прекрасно адаптируются в среде сверстников, раскрываются у них такие способности, как организаторские, творческие, музыкальные, что играет немаловажную роль в развитии детей, чтобы они могли ощутить свою уникальность и востребованность. Благодаря работе по этим направлениям у учащихся развиваются речевые умения, активно формируется монологическая речь, воспитывается толерантность, навык здорового образа жизни. Они не просто воспроизводят увиденное или прочитанное, но и пробуют рассуждать, делать выводы, обосновывать свое мнение. Получают опыт самостоятельного социального действия, расширяют коммуникативную, этическую, социально-гражданскую компетентность.

Школа после уроков – это мир творчества, проявления и раскрытия каждым ребёнком своих интересов, своих увлечений, своего “Я”. Ребёнок, делая выбор, свободно проявляет свою волю, раскрывается как личность. Важно заинтересовать его занятиями после уроков, чтобы школа стала для него вторым домом, что даст возможность превратить внеурочную деятельность в полноценное пространство воспитания и образования.

Обновлено: 21.09.2023

В Федеральные государственные образовательные стандарты основного и среднего (полного) общего образования включена внеурочная деятельность, направленная на духовно-нравственное воспитание и развитие школьников. Одним из её направлений является познавательная деятельность. Проведено исследование влияния внеурочной деятельности на развитие познавательной мотивации у школьников разных возрастов. Две экспериментальные группы (школьники 5-х и 9-10-х классов) были продиагностированы на предмет выявления сформированных познавательных мотивов. На основе полученных данных был составлен план внеурочной познавательной деятельности. По окончании года эксперимента обучающиеся были повторно продиагностированы. Полученные данные позволили говорить о влиянии внеурочной деятельности на развитие познавательной мотивации. Анализ проведенной опытно-экспериментальной работы позволил выстроить модель познавательной внеурочной деятельности в основной и средней школе, при реализации которой возможно стабильное развитие познавательной мотивации у школьников.

2. Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников, методический конструктор. — М. : Просвещение, 2010.

3. Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.Я. Концепция духовно-нравственного развития личности гражданина России. – М., 2009. — С. 6.

В концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России сформулирован социальный заказ к современной общеобразовательной школе, определяющий фундаментальные ценности и понятия [3]. В частности, в число базовых вошли ценности, связанные с наукой и просвещением. Базовые национальные ценности лежат в основе целостного пространства духовно-нравственного развития и воспитания школьников и задают направления урочной, внеурочной и внешкольной деятельности обучающихся [3]. Особые требования при этом предъявляются как к классному руководителю, так и к учителям-предметникам, выступающим в качестве организаторов социально открытого пространства духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Качественным итогом воспитательной деятельности должно стать формирование высоконравственного, ответственного, творческого, компетентного выпускника, и школа в данном случае выступает в качестве основной действующей силы.

Соответственно, встает вопрос о том, как выстроить систему внеурочной познавательной деятельности в соответствии с целью духовно-нравственного воспитания и развития личности школьника? Как мотивировать учащихся к активной познавательной деятельности как на уроке, так и вне его? Как перестроить работу преподавателя при изложенных выше условиях? Данный вопрос, безусловно, должен волновать не только педагога-предметника, но и классного руководителя, поскольку ему предстоит быть активным участником организации внеурочной деятельности, в том числе и познавательной.

Для выстраивания грамотной воспитательной системы педагог должен ставить перед собой четкие цели и видеть результаты воспитательной деятельности. Григорьев Д.В. выделяет три уровня результатов. Первый уровень он связывает с приобретением школьни­ком социальных знаний, второй — с приобретением учащимся опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества и, наконец, третий уровень результатов получение школьником опыта самостоятельного общественного действия. При этом он подчеркивает: только результат третьего уровня приближает нас к цели духовно-нравственного воспитания [2].

Безусловно, для достижения результатов всех уровней необходимо сочетание разных видов внеурочной деятельности, однако представляется необходимым определить потенциал именно познавательной внеурочной деятельности.

Как показывают исследования Д.В. Григорьева, познавательная деятельность позволяет достичь всех трех уровней с помощью разных форм внеурочной познавательной деятельности. В частности, познавательные беседы, олимпиады позволяют достичь результатов первого уровня. Интеллектуальный марафон, общественный смотр знаний — второго. А исследовательские проекты, клубы по интересам — третьего уровня. Причем в любую познавательную деятельность должна вноситься ценностная компонента. Стало быть, система внеурочной познавательной деятельности должна выстраиваться с учетом разнообразных видов деятельности, ориентированных на получение результатов трех уровней. Вместе с тем специфика познавательной деятельности такова, что большую роль в ней играет мотив, результат её во многом определяется характером мотивации, и это тоже необходимо учитывать при организации внеурочной познавательной деятельности.

Проблема формирования мотивации зачастую узко рассматривается только как задача каждого конкретного учителя-предметника, вместе с тем роль классного руководителя, имеющего необходимый инструментарий для взаимодействия со школьниками, не должна недооцениваться.

Мы исследовали характер познавательной мотивации в 4-5-х и 9-10-х классах и сравнили их. Нам важно было проанализировать характер мотивов учения школьников этих возрастных групп и проследить влияние на них внеурочной познавательной деятельности, осуществляемой в школе.

Каждому школьнику мы предложили перечень мотивов и попросили осуществить выбор тех, которые побуждают его учиться. Перечень мотивов был следующим.

  1. Учусь, потому что хочу больше знать.
  2. Учусь, потому что сейчас все учатся.
  3. Учусь, потому что интересно.
  4. Нравится учиться.
  5. Привлекает сам процесс учебы.
  6. Из-за любопытства.
  7. Заставляют родители.
  8. Потом смогу сдать ЕГЭ и поступить в вуз.
  9. Хочу быть авторитетным в школе.
  10. Боюсь наказания за плохую учебу.
  11. Люблю заниматься самообразованием.

Кроме этого, мы изучили влияние организуемой в школе познавательной деятельности на формирование потребности учиться. С этой целью мы задали следующие вопросы.

1. Какие предметы у тебя самые любимые?

2. Почему именно эти предметы?

А) нравится учитель

Б) достигаю определенных успехов

В) хожу в кружок, связанный с данным предметом

Г) свой ответ________________________________

3. Какие внеклассные познавательные мероприятия проходили в Вашей школе (интеллектуальные турниры, марафоны, экскурсии и т.д.)?

4. В каких внеклассных познавательных мероприятиях ты принимал участие?

5. Какие из этих мероприятий тебе больше всего запомнились, понравились, помогли?

6. Какие предметы ты бы хотел изучать более глубоко?

7. Существуют ли в Вашей школе кружки по интересам, на которые бы ты хотел ходить?

8. Предложи свое внеклассное мероприятие или свой кружок-факультатив.

У пятиклассников второй группы (26%) в основном отсутствует стремление участвовать во внеклассных мероприятиях, поэтому можно предположить, что существенного влияния на мотивацию их учения внеурочная познавательная деятельность не оказывает.

Таким образом, результаты исследования свидетельствуют, с одной стороны, о том, что у большей части пятиклассников сформирована познавательная мотивация, которую необходимо развивать на следующих ступенях обучения, используя не только потенциал урока, но и внеурочной деятельности. С другой стороны, важно понять, почему часть школьников остается равнодушной к проводимым в школе внеурочным познавательным мероприятиям.

Отметим, что данные исследования подтверждают вывод о том, что старшеклассниками в большей мере востребована подготовка к единому государственному экзамену, позитивная познавательная мотивация снижена. Это значит, что в ходе внеурочной деятельности добиться результатов 2-3 уровня будет практически невозможно. Вторая часть анкеты продемонстрировала малую включенность старшеклассников в познавательную внеурочную деятельность. Учащиеся практически не выступают организаторами мероприятий и, соответственно, не получают должного социального опыта. Познавательные игры и марафоны, которые отмечали учащиеся в качестве тех познавательных дел, в которых они участвовали, помогают достигать результатов лишь первого уровня. Во второй части анкеты учащимися была отмечена важность профильного обучения и стремление заниматься выбранными предметами и во внеурочное время.

Проведенное исследование, а также изучение опыта организации внеурочной познавательной деятельности в образовательных учреждениях Пермского края позволило нам выстроить следующую модель ее организации.

— учащимся необходимо предоставить возможность выбора краткосрочных курсов (24 часа) по предметам, кружков по интересам с учетом их познавательных потребностей и интересов. Акцент в деятельности этих коллективов должен быть сделан на проектной деятельности, (моделирование, конструирование, квазиисследование и т.д.). Итогом участия в деятельности коллектива является выступление с проектом. За 5-6 классы школьник может освоить содержание нескольких курсов. В них проходит проба сил, поиск себя в том или ином виде деятельности.

— если на предыдущем этапе главной целью является выбор школьником направления деятельности, то здесь кружки (элективные курсы) углубляют знания, позволяют расширить представления, сформировать компетенции в избранном виде деятельности. Учащиеся не только посещают занятия, но и являются организаторами мероприятий познавательного характера с учащимися 5-6-х классов, предлагают темы, проводят мастер-классы для одноклассников, являются организаторами и судьями на конференциях для 5-6 классов. Смена выбранного направления также возможна.

при профильной подготовке сохранятся система внеурочной познавательной деятельности, при которой старшеклассники организуют познавательные внеучебные общешкольные мероприятия, ведут кружки для учащихся 5-6 классов, а главное — продолжают углубляться в то направление деятельности, которое они выбрали, осуществляют научно-исследовательскую деятельность под руководством тьютора.

В течение учебного года нами была реализована данная модель организации внеурочной деятельности в 5 и 9-х классах. Учителями-предметниками гуманитарного и естественного циклов были разработаны программы интегрированных, поточных курсов для учащихся 5-6-х классов. Занятия проходили в активной форме: игра, реализации мини-проектов, экскурсии, проходили защиты проектов, персональные выставки, конкурсы как в рамках курсов, также и в общешкольном пространстве.

Потенциал развития познавательной мотивации у школьников через внеурочную деятельность выявляется входе диагностических методик. Для подтверждения выводов о позитивном влиянии внеучебной деятельности на развитие познавательной мотивации необходимо вновь применить диагностическую методику к тем же школьникам, поскольку изменение мотивов может напрямую свидетельствовать о развитии мотивации.

Вывод: при реализации данной модели организации внеурочной деятельности возможно стабильное развитие познавательной мотивации у школьников.

Рецензенты:

Санникова А.И., д.п.н., профессор, профессор кафедры социальной педагогики, Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет, г. Пермь.

Косолапова Л.А., д.п.н., доцент, заведующая кафедрой педагогики, Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет, г. Пермь.

В статье рассмотрены цели и задачи внеурочной деятельности обучающихся, а также проблемы ее организации в современной общеобразовательной школе.

Вложение Размер
problemy_organizatsii_vneurochnoy_deyatelnosti_obuchayushchihsya.docx 37 КБ

Предварительный просмотр:

ПРОБЛЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Государственный гуманитарно-технологический университет, г. Орехово-Зуево

Аннотация. В статье рассмотрены цели и задачи внеурочной деятельности обучающихся, а также проблемы ее организации в современной общеобразовательной школе.

Ключевые слова: внеурочная деятельность обучающихся; ФГОС общего образования; образовательные результаты; компетентностный подход; образовательные компетенции.

Неотъемлемой составляющей образования является воспитание – педагогически рациональное управление процессом развития личности ребенка. Такое его понимание находит свое отражение в федеральном государственном образовательном стандарте общего образования, реализуемом на основе Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, Концепции развития воспитания на период до 2025 года.

К воспитанию как процессу целенаправленного управления духовным развитием личности школьника, подготовкой его к самостоятельной жизни, активной трудовой деятельности, государство предъявляет особые требования. Воспитание сегодня становится как никогда социально востребованной и актуальной проблемой развития гражданского общества России.

Однако на сегодняшний обнаруживается ряд серьезных противоречий в системе современного воспитания, которые вызывают затруднения, например в проектировании и реализации п рограммы воспитания и социализации обучающихся. Назовем некоторые из них. Возрастают потребности общества в хорошо обученной и воспитанной молодёжи, но существуют объективные трудности в обеспечении условий развития и воспитания; государственно-общественные институты и органы управления образованием провозглашают идею приоритетности воспитания, однако на практике процесс обучения продолжает оставаться превалирующим, а обновление содержания воспитательной деятельности серьёзно отстаёт от заданных параметров модернизации образования; современное воспитание располагает арсеналом научных теорий, систем, моделей, новых форм и технологий воспитательной работы, однако недостаточно отработаны механизмы внедрения данных технологий в практику образовательных организаций при реализации государственных образовательных стандартов; в системе внеурочной деятельности проводится множество воспитательных мероприятий, но, как показывает практика, они не в полной мере обеспечивают как полисубъектное взаимодействие, так и само -деятельность обучающихся.

Остановимся на проблемах организации внеурочной деятельности более подробно, так как она все-таки протекает большей частью в стенах образовательной организации, хотя и во внеурочное время. Позволим себя спросить: она называется внеурочной потому, что идет после уроков? Не только: она реализуется в формах, отличных от урочной (ФГОС). Может быть, именно здесь и лежит ее главное предназначение, заключающееся в развитии креативных качеств обучающегося, удовлетворении его интересов и потребностей с помощью специально организованного, планируемого и контролируемого образовательного процесса (в отличие от стихийной социализации). Да и не только школьников, но и педагогов развивает внеурочная деятельность, так как она предполагает построение образовательного процесса совсем на другом уровне, с использованием иных форм и технологий работы.

Внеурочная деятельность является обязательной частью образовательного процесса в системе общего образования. Она направлена на создание условий для достижения обучающимися необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирования принимаемой обществом системы ценностей, создание условий для многогранного развития и социализации каждого. Она является одной из форм организации свободного времени обучающихся, обеспечивает их участии в самоуправлении и общественно полезной деятельности.

ФГОС общего образования предъявляют особые требования к результатам освоения основных общеобразовательных программ. Данные результаты соответствуют основным задачам общего образования, учитывающим индивидуальные, общественные и государственные потребности. Выделяются следующие образовательные результаты: предметные; метапредметные; личностные.

Личностные результаты сегодня соотносят с уровнем развития образовательных компетенций обучающихся. Именно компетентностный подход сегодня становится в ажнейшим концептуальным ориентиром обновления содержания образования, определяя приоритет способности решать проблемы, адекватно реагировать в ситуации неопределенности над общей информированностью личности.

Необходимо отметить, что в соответствии с компетентостным подходом в образовании данный феномен может рассматриваться как на уровне компетенции, трактуемой как заданное социальное требование к подготовке обучающихся, необходимое для эффективной продуктивной деятельности, так и на уровне компетентности, рассматриваемой как совокупность личностных качеств (знаний, умений, навыков, мотивов), необходимых для продуктивной творческой деятельности личности [2].

В основе любой компетенции лежат знания и умение их использовать, но компетенция отличается от умений тем, что всегда сопряжена с психологической готовностью к сотрудничеству и взаимодействию в процессе решения различных проблем, с наличием определённых морально-этических установок и качеств личности.

Формулирование целей внеурочной деятельности обучающихся предполагает концептуальную основу, детерминированную потребностями субъектов деятельности, запросами общества, государства, мировыми тенденциями развития образования.

Управление развитием образовательной среды в системе внеурочной деятельности обучающихся, таким образом, предполагает необходимость овладения умением целеполагания каждым из её субъектов. Необходимо научить обучающихся ставить перед собой цели и разрабатывать алгоритм их достижения в соответствии со своим индивидуальным опытом, способностями и возможностями, предвидеть возможные трудности, прогнозировать их возникновение и намечать возможные пути их разрешения. Важно научить каждого видеть свой потенциал, создавать условия для его актуализации, опираясь на его собственные силы, усваивая и присваивая опыт сверстников. Цели – общие для всех участников деятельности, но средства их достижения могут быть отличными, сугубо индивидуальными, так как каждый обучающийся имеет право на личную траекторию своего развития.

Включение обучающихся в совместную деятельность со сверстниками позволяет не только обмениваться имеющейся у них информацией, но и более адекватно оценивать свои сильные стороны, в процессе общения у человека возникает возможность актуализировать перед другими выработанные в его опыте идеи и находки, сопоставить их с опытом других обучающихся, подтвердить, обогатить или переосмыслить то, что сложилось в его индивидуальном социальном опыте, обеспечивая социальную успешность и социальную мобильность личности. В общении наряду со знаниями, умениями и навыками у обучающихся формируется определенное мировоззрение, ценностное отношение к науке и культуре, к человеческому сообществу и самому себе, усваиваются нормы морали, формируется характер и воля, стремление к познанию окружающего мира и самопознанию, потребности личности и мотивы социального поведения, деятельности, т.е. развиваются все сферы личности [2; 4].

Поставленные задачи диктуют необходимость разработки и апробации новых технологий и моделей внеурочной деятельности, адекватных конкретному индивидуально-психологическому, физическому развитию обучающегося, а также уровню его социального опыта.

Система социализации и развивающего досуга в условиях внеурочной деятельности — это, прежде всего, педагогическая система, включающая основные элементы целенаправленного воспитания, развития и социализации ребенка; особая социально-природная, культурно-историческая среда жизнедеятельности коллектива детей и взрослых; механизм организации безбарьерного пространства физического, психического, духовно-нравственного становления и развития ребенка в соответствии с его особенностями и возможностями; открытая система, позволяющая целенаправленно с пользой для каждого включаться в реальный окружающий мир; приобретать новый социальный опыт.

Цели и задачи внеурочной деятельности обучающихся подробно прописаны в соответствующих документах. Поговорим о том, как эти цели и задачи реализуются на практике.

Образовательная среда внеурочной деятельности, равно как и любая образовательная среда, включает три компонента. Это:

  • предметно-пространственная организация;
  • социальная организация (субъект-субъектная организация, характер взаимоотношений всех субъектов образовательной деятельности, определение уровня готовности субъектов к внеурочным формам организации образовательного процесса);
  • деятельностная организация среды (психолого-педагогическое обеспечение развивающих возможностей, в том числе содержание, технологии, методы образовательной деятельности и взаимодеятельности, детерминированные спецификой особенностей данной среды и ее целеустремленностью [1].

Образовательная среда школы является социально-педагогическим пространством совместного включения в образовательный процесс субъектов с учётом многообразия их личностно-образовательных потребностей и индивидуальных возможностей и способностей . Она может быть представлена как совокупность условий и влияний, обеспечивающих формирование и дальнейшее развитие комплекса личностных характеристик; как совокупность организационно-педагогических и социально-психологических условий, создающих основу актуализации как уже сформированных способностей и индивидуальных особенностей человека, его интересов, так и для еще не проявившихся.

Итак, внеурочная деятельность направлена на реализацию потребностей обучающихся, развитие интересов, способностей. То есть, школьник должен выбрать то, что ему интересно. Выбрать сам . Что же происходит на самом деле в общеобразовательной школе?

В настоящее время в общеобразовательных школах реализуются четыре организационные модели внеурочной деятельности:

1. Модель дополнительного образования (на основе институциональной и (или) муниципальной системы дополнительного образования детей).

3. Оптимизационная модель (на основе оптимизации всех внутренних ресурсов образовательной организации).

4. Инновационно-образовательная модель.

И это, вероятно, обусловлено спецификой и возможностями школы. Возможностями школы …

Большей частью в Подмосковье реализуется третья модель – оптимизационная. И тогда, если школа занимается в две смены, то возникают проблемы с аудиторным фондом.

И мы будем говорить в этом случае о сохранении здоровья обучающихся?

Если школа занимается в две смены, то возникают проблемы с аудиторным фондом: детей просто некуда посадить на внеурочку. И тогда выход такой: каждый класс остается в своем помещении, и все ученики будут заняты по интересам одним делом.

Кружки по интересам… Сейчас в школах начинают практиковаться занятия по робототехнике. Замечательно! Однако: 1 комплект на 30 человек. Результаты очевидны.

Теперь о формах работы. Очень хотелось бы перечислить здесь реально воплощенные в жизнь студии, мастер-классы, клубы….

С первого года введения внеурочной деятельности в систему общего образования автор занимается изучением проблем ее организации.

Очень много вопросов и к подготовке документации, разработке программ и планов. Далеко не все педагоги включены в систему повышения квалификации по данной проблеме.

Внеурочная деятельность обучающихся должна соответствовать тем задачам, ради которых она включена в учебные планы общеобразовательных организаций. И это требует разрешения не только проблем организационных, важно решить проблему перестройки педагогического мышления, когда на основе анализа результатов своей деятельности педагог будет выстраивать перспективы своего профессионального совершенствования. А потребность в самосовершенствовании должна опираться на ясное представление целей и задач предстоящей деятельности и подкрепляться возможностью профессиональной самореализации каждого педагогического работника [3].

Важно обеспечить организацию информационно-просветительской работы со всеми участниками образовательных отношений в целях формирования недопущения формализации как в вопросах организации внеурочной деятельности, так и в содержательном аспекте.

  1. Романова, Г.А. Определение готовности вуза к созданию среды развития социокультурной компетентности студентов в условиях инклюзии [Текст] / Г.А.Романова // Проблемы современного педагогического образования. Сер.: Педагогика и психология. – Сб. научных трудов. – Ялта: РИО ГПА, 2017. – Вып. 55. – Ч. VI-с. 175-184 .
  2. Романова, Г.А. Проблемы социализации детей и подростков в каникулярный период. [Текст] / Г.А.Романова // LAP LAMBERT Academic Publishing Saarbrucken, Germany, 2014.
  3. Романова, Г.А. Развитие профессиональной рефлексии учителя как основа повышения его педагогического мастерства [Текст] / Г.А.Романова //…дисс. на соиск.учен. степени канд. пед. наук, Институт повышения калификации и переподготовки работников народного образования Московской области.-Москва, 2002.-183 с.
  4. Романова, Г.А. Реализация воспитательного потенциала общеобразовательных дисциплин [Текст] / Г.А.Романова // Педагогическая лаборатория.-Орехово-Зуево: МГОГИ.- 2012.-№2. — с.25-30.

PROBLEMS, ORGANIZACI EXTRACURRICULAR ACTIVITIES OF STUDENTS

State University of Humanities and Technology, Orekhovo-Zuevo

Abstract. The article describes the goals and objectives of the extracurricular activities of the students, but also the problems of its organization in the modern secondary school.

Keywords: extracurricular activities of students; FSES of General education; educational outcomes; competence approach; educational competence.

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ

Романова Галина Александровна

Кандидат педагогических наук

Доцент кафедры педагогики, ГОУ ВО МО Государственный гуманитарно-технологический университет, г. Ореховр-Зуево

The candidate of pedagogical Sciences

Associate Professor of the Department of pedagogy of State University of Humanities and Technology, Orekhovo-Zuevo

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Проблемы организации внеурочной деятельности и платных образовательных услуг и пути их решения.

Внеурочная деятельность в рамках ФГОС НОО и ОО направлена на создание условий для реализации детьми своих потребностей, интересов, способностей в тех областях познавательной, социальной, культурной жизнедеятельности, которые не могут быть реализованы в процессе учебных занятий и в рамках основных образовательных дисциплин.

Занятия по внеурочной деятельности в нашей школе проводятся в соответствии с СанПиН по утверждённому расписанию занятий. Между последним уроком и началом занятий предусмотрена динамическая пауза. Дети имеют возможность посетить столовую.

Внеурочная деятельность детей в большинстве случаев строится отлично от урочной системы:

ученикам предоставляется возможность перемещаться в свободном пространстве,

общаться друг с другом,

проявлять смекалку и творчество,

приобретать навыки в процессе игр, наблюдений, соревнований и конкурсов.

Благодаря таким формам деятельности ученики имеют возможность выхода на новый образовательный результат:

в части предметных результатов они приобретают опыт творческой деятельности;

в части метапредметных результатов – использование и решение проблем в реальных жизненных ситуациях;

в части личностных результатов – мотивации, толерантность.

Практическая направленность всех занятий имеет конечный творческий результат.

Структура программ внеурочной деятельности к концу года в целом пришла в соответствие с положением о рабочей программе, принятым педагогическим советом МБОУ Ульяновской СОШ.

В журналах систематически не отслеживаются пропуски занятий, что отмечается регулярно в справках. Запись в журналах внеурочных занятий записаны в соответствии с утвержденными рабочими программами. Но из-за несвоевременных заполнений происходят частые помарки с использованием корректирующей жидкости.

Не смотря на ежегодную работу, мы все учителя и администрация сталкиваемся с ПРОБЛЕМАМИ во внеурочной деятельности, как в НОО так и в ОО.

Не использование в полном объеме ТСО, которыми оснащены кабинеты

Малый процент проведения занятий запланированных вне аудитории

Нехватка знаний и опыта у учителей по написанию программ кружков, направленных на достижение результатов определённого уровня.

Ещё одной проблемой является посещаемость внеурочных занятий. В начале учебного года ходит гораздо больше детей ,чем к концу, что говорит о том, что ребята не видят своего результата и теряют мотивацию посещения данного курса.

Но и конечно главное это низкая мотивация педагогов к реализации внеурочной деятельности, большая загруженность и недостаточная методическая подготовка.

Попытаемся найти ПУТИ решения проблем:

Педагог уже при составлении программы должен представлять, что ученик получит на выходе, а именно

Умение самостоятельно делать свой выбор в мире мыслей, чувств и ценностей и отвечать за этот выбор (личностные)

Умение организовать свою деятельность (регулятивные)

Умения результативно мыслить и работать с информацией в современном мире (познавательные)

Умение общаться, взаимодействовать с людьми (коммуникативные )

Чтобы оптимизировать этот процесса при составлении программ ВД учителям необходимо учитывать следующие факторы;

отбор учебного материала;

отбор методов преподавания;

мотивация к учебной деятельности;

соответствие внутренних потребностей и внешних условий обучения;

В рамках внеурочной деятельности в средней школе рекомендовано использовать следующие методы:

1) организация исследовательской, проектной деятельности;

2) выполнение творческих заданий,

3) деятельность классного — руководителя (диспут, круглые столы, соревнования, общественно – полезные практики)

4)метод этического диалога.

Важно заинтересовать ребёнка занятиями после уроков, что даёт возможность превратить внеурочную деятельность в полноценное пространство воспитания и образования

Как вариант решения проблемы низкой посещаемости можно предложить ведение модулей межппредметных, работу по параллелям или в разновозрастных группах

Педагогам необходимо подходить к составлению программ отступая от шаблонных занятий, использовать мониторинги отслеживая результативность учащихся, стремится к появлению результатов в портфолио у учащиеся .

Составлять программы необходимо вовремя, согласно положению о рабочей программе.

В программах прописать отчетное мероприятие к фестивалю внеурочной деятельности и промежуточные мероприятия направленные на результат.

При составлении расписания систематизировать учебный процесс: учебная деятельность-внеурочная деятельность-дополнительное образование – платные услуги. Это избавит от конфликтов между педагогами и расширит возможность выбора у детей.

Внеурочная деятельность осуществляется на основе запроса участников образовательного процесса и возможностями образовательного учреждения в соответствии с нормативными документами. Классные руководители отслеживают направляют детей на посещение занятий внеурочной деятельности, как неотъемлемой части образовательного процесса.

Наполняемость кружков прописана в положении о ВД, не надо писать список всего класса в журнал и требовать потом посещаемость всех ребят.

Необходимо отметить роль сотрудничества школы и семьи (родителей) в рамках внеурочной деятельности. Только объясняя родителям, важность взаимодействия урочной и внеурочной деятельности будет достигаться повышение качества образования.

Следует организовать проведение методических занятий, прохождение курсовой подготовки, обмен опытом педагогов, имеющих положительный и продуктивный пример реализации внеурочной деятельности, проведение семинаров и курсов по внеурочной деятельности.

Хочется отметить старание следующих педагогов :

Панферова Л.Н.- за организованную посещаемость всего класса,

Янковскую Н.А.- за энтузиазм, за то, что не побоялась и взяла на себя организацию игры по станциям по экологии, провела мастер класс по лепке с прекрасным результатом.

Сафарова М.А.-за эмоциональность и творческий подход на занятиях по экологии.

Сумедова И.Ю – за активную организацию флэш-моба, показав элементы танцев, которые разучивались детьми на занятиях ритмики.

Ащева М.В-разглядела за небольшой срок работы талантливых детей организовала выставку рисунков, за также показала интересный мастер класс для детей и родителей.

Белоусовой Т.Н.,за раскрытие театральных талантов среди учащихся разных способностей и возрастов.

Демидвай Н.М.- за интересные физкультминутку и музыкальные речевки для развития речи

Абрамовой Е.А-за выход первых газет

Платные образовательные услуги

Оказание платных услуг является одним из важнейших источников финансирования деятельности государственных образовательных учреждений. Через введение платных услуг педагогам предоставляется дополнительную нагрузку, которая принесет им денежную выгоду. А так же использовать это как развитие интеллектуального потенциала педагогических кадров.

Несвоевременный сбор договоров педогамии

Нет контактов с родителями своей группы

Не все педагоги сообщают детям и родителям об отмене или переносе занятий

не следят за посещаемостью, следовательно возникают проблемы с оплатой

Пути решения

работать по графику, утверждённому директором школы. В случае вынужденного переноса занятий, своевременно информировать учащихся и родителей (законных представителей учащихся);

при выданных договорах своевременно собирать

вовремя подавать сведения об отчисленных и вновь приступивших к обучению детей

вести журнал и табель учета посещаемости детей, обучающихся в группах платных образовательных услуг;

информировать родителей о проблемах, связанных с обучением лично, а не через классного руководителя;

выяснять причину пропусков занятий обучающихся, собирать справки (по болезни, по неуважительной причине);

раздавать квитанции и осуществлять ежемесячный контроль своевременности оплаты родителями платных образовательных услуг;

работать по программе, утвержденной директором школы, и своевременно выполнять корректировку программы;

применять методики, помогающие повышению мотивации учащихся к развитию познавательных и личностных способностей обучающихся;

не допускать методы воспитания и обучения, связанные с физическим или психическим насилием над личностью обучающего;

Хочется отметить Ивендикову Н.В., за хорошую работу, четкость в организации с родителями и своевременную оплату детей.

Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся. Правильно организованная система представляет собой ту сферу, в условиях которой можно максимально развить или сформировать познавательные потребности и способности каждого учащегося. Воспитание детей происходит в любой момент их деятельности. Однако наиболее продуктивно это воспитание осуществлять в свободное от обучения время.

Содержимое разработки

Внеурочная деятельность в рамках ФГОС:

организация, проблемы, пути решения ( из опыта работы)

есть воздействие на сердце тех,

Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся.

Правильно организованная система представляет собой ту сферу, в условиях которой можно максимально развить или сформировать познавательные потребности и способности каждого учащегося.

Воспитание детей происходит в любой момент их деятельности. Однако наиболее продуктивно это воспитание осуществлять в свободное от обучения время.

В настоящее время в связи с переходом на новые стандарты второго поколения происходит совершенствование внеурочной деятельности и передо мной встал очень серьёзный вопрос – реализация внеурочной деятельности учащихся.

Важнейшей целью современного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России. Государство и общество ставят перед педагогами задачи: создание системы воспитательных мероприятий, позволяющих обучающемуся осваивать и на практике использовать полученные знания; формирование целостной образовательной среды, включающей урочную, внеурочную и внешкольную деятельность и учитывающую историко-культурную, этническую и региональную специфику; формирование активной деятельностной позиции; выстраивание социального партнерства школы с семьей.

В нашей школе создаются всевозможные условия для внеурочной деятельности обучающихся. Вся система её работы по данному направлению призвана предоставить возможность:

— свободного выбора детьми объединений, которые близки им по природе, отвечают их внутренним потребностям;

— помогают удовлетворить образовательные запросы, почувствовать себя успешным, реализовать и развить свои таланты, способности.

— быть активным гражданином своей страны, способным любить и беречь природу, занимающим активную жизненную позицию в борьбе за сохранение мира на Земле, понимающим и принимающим экологическую культуру.

Основными задачами организации внеурочной деятельности детей являются:

обеспечение благоприятной адаптации ребенка в школе;

оптимизация учебной нагрузки обучающихся;

улучшение условий для развития ребенка;

учет возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся.

Для решения данных задач я, как учитель, должна:

-усилить педагогическое влияние на жизнь учащихся в свободное от учебы время;

— организовать общественно-полезную и досуговую деятельность учащихся;

— выявить интересы, склонности, способности, возможности обучающихся к различным видам деятельности;

— развить опыт творческой деятельности, творческих способностей;

— создать условия для реализации приобретенных знаний, умений и навыков;

— -расширить рамки общения с социумом;

— воспитывать культуру досуговой деятельности обучающихся.

В основу стандартов положен общественный договор — новый тип взаимоотношений между личностью, семьей, обществом и государством, который в наиболее полной мере реализует права человека и гражданина.

В нашей школе с введением ФГОС проводится анкетирование родителей учащихся по выбору направлений внеурочной деятельности, для изучения запросов и образовательных потребностей, где они указывают интересы своих детей, и какой деятельностью хотел бы заниматься их ребёнок.
От родителей в немалой степени зависит, будет ли создана атмосфера доверия, доброжелательности в коллективе, насколько комфортно будет чувствовать себя ребенок в классе.

Поэтому очень важно, чтобы между учителем и родителями установилось тесное сотрудничество, которое послужило бы основой для создания дружеской атмосферы жизнедеятельности школьников, для развития эффективной связи школы и семьи в воспитании и образовании детей.

Работа школы позволяет использовать такое эффективное воспитательное средство, как режим, с помощью которого упорядочена жизнь и деятельность учащихся, как в урочное, так и во внеурочное время. При этом учитываются познавательные потребности детей, а также возрастные особенности младших школьников: приём пищи, прогулки на свежем воздухе.

Учитывая пожелания родителей, внеурочная деятельность в нашей школе ведётся по направлениям: слайд

духовно- нравственное, общекультурное, общеинтелектуальное, социальное, спортивно- оздоровительное. Работая по каждому направлению, мы стараемся использовать различные виды и формы деятельности, позволяющие реализовать требования федерального образовательного стандарта.

— Духовно- нравственное направление осуществляется посредством различных бесед, классных часов, праздничных мероприятий, экскурсий, встреч. Слайд

Детям очень нравится деятельность, которая осуществляется в рамках данного направления. При реализации мероприятий происходит активное сотрудничество с родительской общественностью.

— Спортивно – оздоровительное направление осуществляется в школе посредством спортивно-массовых и физкультурно — оздоровительных общешкольных и классных мероприятий, соревнований, дней здоровья, организаций активных оздоровительных перемен, прогулок на свежем воздухе тематических бесед, спортивных игр. слайд

— Общекультурная деятельность слайд направлена на развитие творчества, способностей, на привитие культуры, эстетики.

Учащиеся участвуют в различных конкурсах, концертах, праздниках.

— общеинтелектуальное, социальное, направление слайд

прививает любовь к природе, окружающему миру. В классах проходят викторины о природе, конкурсы рисунков слайд, поделок слайд

экскурсии в природу. слайд

При организации внеурочной деятельности обучающихся использованы собственные ресурсы — учителя начальных классов, учителя-предметники – музыки, технологии, физической культуры. Педагоги стремятся создать такую инфраструктуру полезной занятости учащихся во второй половине дня, которая способствовала бы обеспечению удовлетворения их личных потребностей.

Я прекрасно понимаю, что каждый ребенок идет по индивидуальному маршруту. Решить поставленные задачи можно только действуя совместно –учитель, семья, психолог, библиотекарь.

Для реализации модели внеурочной деятельности в рамках ФГОС нового поколения в нашей школе имеются необходимые условия: занятия в школе проводятся в одну смену. Кабинеты классов располагаются на втором этаже, имеется столовая, в которой организовано питание, спортивный зал со спортивным инвентарем, музыкальной техникой, библиотекой, спортивной площадкой, кабинетами, оборудованными компьютерной техникой, подключенными к локальной сети Интернет, проектором, экраном. Один кабинет начальных классов также оснащен компьютерами, мультимедийным проектором, интерактивной доской.

Вовлеченность обучающихся во внеурочную деятельность можно увидеть по внеурочной занятости учащихся. Учителю крайне необходимо понимать, зачем проводятся данные занятия, и какой результат он должен получить на выходе:

во-первых, разрабатывать образовательные программы внеучебной деятельности с четким и внятным представлением о результате;

во-вторых, подбирать такие формы внеучебной деятельности, которые гарантируют достижение результата определенного уровня;

в-третьих, диагностировать результативность и эффективность внеучебной деятельности.

В ходе ведения внеурочной деятельности, исходя из опыта своей работы, выявлены также следующие проблемы:

Несоответствие выбора объединений в рамках различных направлений внеурочной деятельности родителей и детей.

Не все родители приветствуют занятия внеурочной деятельностью;

Недостаточная материально – техническая база при реализации тех или иных направлений..

Ограниченность выхода в социум, вследствии слаборазвитой инфраструктуры поселка.

Дефицит учебно — методических пособий.

А также возможны предложения и пути решения проблем:

Проведение разъяснительных работ с родителями по поводу занятости обучающихся внеурочной деятельностью;

— Обеспечить научно-методическое сопровождение организации внеурочной деятельности

проведение отчетных концертов, выставок, презентаций, показательных выступлений работы кружков, секций за год;

Таким образом, внеурочная деятельность, обеспечивая поддержку

-80%

В федеральном государственном образовательном стандарте внеурочной деятельности школьников уделено особое внимание, определено особоепространство и время в образовательном процессе как неотъемлемой части базисного учебного плана.

При всей, казалось бы, четкости формулировок основополагающих документов у руководителей образовательных учреждений, учителей, преподавателей на стартовом этапе внедрения ФГОС ООО неминуемо возникает целый круг проблемных вопросов по организации внеурочной деятельности:

— Какой вид деятельности обучающихся можно отнести к внеурочной?

— Как правильно выбрать модель организации внеурочной деятельности?

— Каким образом избежать перегрузки детей и педагогов?

— Какие условия необходимо создать, чтобы внеурочная деятельность действительно стала частью основной образовательной программы и обеспечивала достижение новых образовательных результатов? и пр.

Наибольшие затруднения вызывали моменты, связанные с механизмами организации внеурочной деятельности.

При этом выбор модели организации внеурочной деятельности диктуется многими факторами: региональными особенностями; социально-культурной ситуацией образовательного учреждения; материально-техническим и информационно-технологическим обеспечением образовательного учреждения; укомплектованностью кадрами и пр.

Методические материалы по организации внеурочной деятельности в образовательных учреждениях предлагают несколько основных типов организационных моделей внеурочной деятельности: базовая модель, модель дополнительного образования, модель школы полного дня, оптимизационная модель, инновационно — образовательная модель.

Это перечисление можно было продолжать достаточно долго – список моделей внеурочной деятельности на сегодняшний день обширен.

Популярность многих описанных в методической литературе моделей объясняется тем, что они были рекомендованы Министерством образования и науки РФ в качестве базовых.

Каждое образовательное учреждение выбирало свою модель внеурочной деятельности, исходя из условий и возможностей.

Прорабатывая подходы к построению модели внеурочной деятельности в суворовском военном училище, выявился тот факт, что ни одна из разработанных ранее моделей не отвечала запросам суворовского военного училища в силу, в первую очередь, специфики довузовского образовательного учреждения.

Поэтому, возникла необходимость разработки собственной модели внеурочной деятельности, которая, тем не менее, опиралась бы на общепринятое понятие внеурочной деятельности, а также на ее цели.

Внеурочная деятельность – понятие, объединяющее все виды деятельности обучающихся (кроме учебной), в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации.

Цели организации внеурочной деятельности определяются изложенными в ФГОС ООО требованиями к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, интересами и потребностями обучающихся, запросами их родителей (законных представителей), целевыми установками педагогического коллектива образовательного учреждения.

В связи с этим определились:

основная идея модели: создание развивающей среды для воспитания и социализации обучающихся во внеурочной деятельности;

цель модели: разработка механизмов организации внеурочной деятельности обучающихся в рамках введения Федеральных государственных стандартов основного общего образования;

основные задачи модели:

 развитие личности учащихся, их творческих способностей, интереса к учению; формирование желания и умения учиться, ответственности за результаты своего труда;

 воспитание нравственных и эстетических чувств, эмоционально-ценностного позитивного отношения к себе и окружающему миру;

 освоение системы знаний, умений и навыков, опыта осуществления разнообразных видов деятельности;

 охрана и укрепление физического и психического здоровья учащихся;

 сохранение и поддержка индивидуальности суворовца;

 выявление интересов, склонностей, способностей, возможностей учащихся к различным видам деятельности;

 создание условий для индивидуального развития суворовца в избранной сфере внеурочной деятельности;

 формирование системы знаний, умений, навыков в избранном направлении деятельности;

 развитие опыта творческой деятельности, творческих способностей;

 создание условий для реализации приобретенных знаний, умений и навыков;

 развитие опыта неформального общения, взаимодействия, сотрудничества;

 расширение рамок общения в социуме.

Для успешной реализации внеурочной деятельности в училище была разработана интегрированная модель, которая опирается на оптимизацию всех внутренних ресурсов, в том числе использование потенциала собственно системы дополнительного образования училища.

Интегрированная модель предоставляет широкий выбор видов деятельности для суворовцев на основе спектра направлений детских объединений по интересам. Содержание внеурочной деятельности учащихся 5-х классов складывается из совокупности направлений развития личности и видов деятельности, организуемых педагогическим коллективом образовательного учреждения с использованием возможностей системы дополнительного образования училища.

В реализации данной модели принимают участие следующие педагогические работники училища: преподаватели; педагоги-организаторы; педагоги-психологи; воспитатели; педагоги дополнительного образования.

Координирующая роль отводится методической службе училища, которая учитывая специфику нашего образовательного учреждения, анализирует потенциальные возможности кадрового состава педагогических работников, материально-технические условия училища, информационно-технологическое обеспечение образовательного процесса и прочие условия (такие, как распорядок дня), а затем составляет план внеурочной деятельности и расписание занятий.

Организационную функцию выполняет старший воспитатель курса, который взаимодействует с педагогическими работниками.

Внеурочная деятельность в училище реализуется по направлениям развития личности: спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, общеинтеллектуальное, социальное, общекультурное.

Спортивно-оздоровительное направление

Цель данного направления заключается в формировании знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического, психологического и социального здоровья обучающихся на ступени основного общего образования как одной из ценностных составляющих, способствующих познавательному и эмоциональному развитию суворовца, достижению планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования..

— формирование культуры здорового и безопасного образа жизни;

— использование оптимальных двигательных режимов для обучающихся с учетом их возрастных и психологических особенностей;

— развитие потребности в занятиях физической культурой и спортом.

По итогам работы в данном направлении проводятся конкурсы, соревнования,показательные выступления, дни здоровья.

Духовно- нравственное направление

Цель названного направления заключается в обеспечении духовно-нравственного развития обучающихся в единстве урочной, внеурочной и внешкольной деятельности, в совместной педагогической работе образовательного учреждения, семьи.

— укрепление нравственности— основанной на свободе воли и духовных отечественных традициях, внутренней установки личности обучающегося поступать согласно своей совести;

— формирование основ морали — осознанной необходимости определенного поведения, обусловленного принятыми в обществе представлениями о добре и зле, должном и недопустимом; укрепление у обучающегося позитивной нравственной самооценки и самоуважения, жизненного оптимизма;

— формирование основ нравственного самосознания личности (совести) — способности обучающегося формулировать собственные нравственные обязательства, осуществлять нравственный самоконтроль, требовать от себя выполнения моральных норм, давать нравственную оценку своим и чужим поступкам;

— развитие трудолюбия, способности к преодолению трудностей;

— формирование основ российской гражданской идентичности;

— пробуждение веры в Россию, чувства личной ответственности за Отечество;

— формирование патриотизма и гражданской солидарности;

— развитие навыков организации и осуществления сотрудничества с педагогами, воспитателями, сверстниками в решении общих проблем.

По итогам работы в данном направлении проводятся коллективные творческие дела, конкурсы, создаются проекты.

Социальное направление

Цельназванного направления заключается в активизации внутренних резервов обучающихся, способствующих успешному освоению нового социального опыта на ступени основного общего образования, в формировании социальных, коммуникативных и конфликтологических компетенций, необходимых для эффективного взаимодействия в социуме.

— формирование психологической культуры и коммуникативной компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме;

— формирование способности обучающегося сознательно выстраивать и оценивать отношения в социуме;

— становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;

— формирование основы культуры межэтнического общения;

— формирование отношения к семье как к основе российского общества;

— воспитание у обучающихся почтительного отношения к родителям, взрослым, осознанного, заботливого отношения к старшему поколению.

По итогам работы в данном направлении проводятся конкурсы, выставки, защиты проектов.

Общеинтеллектуальное направление

Цель названного направления заключается в обеспечении достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования.

— развитие культуры логического и алгоритмического мышления, воображения;

— формирование первоначального опыта практической преобразовательной деятельности;

— овладение навыками универсальных учебных действий обучающихся на ступени основного общего образования.

По итогам работы в данном направлении проводятся конкурсы, защита проектов.

Общекультурное направление

Цельданного направления заключается в воспитании способности обучающегося к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию, формированию ценностных ориентаций, развитие обшей культуры, знакомство с общечеловеческими ценностями мировой культуры, духовными ценностями отечественной культуры.

— формирование эстетического отношения к красоте окружающего мира, развитие стремления к творческой самореализации средствами художественной деятельности.

По итогам работы в данном направлении проводятся концерты, конкурсы, выставки.

Программы, реализуемые во внеурочной деятельности обучающихся, разработаны педагогами образовательного учреждения самостоятельно (авторские) или на основе переработки примерных образовательных программ. Программное обеспечение внеурочной деятельности опирается на социальный заказ, имеющиеся возможности и особенности образовательного процесса с целью максимального удовлетворения потребностей обучающихся, его дифференциации и индивидуализации.

Программы внеурочной деятельности по вышеназванным направлениям реализуются как в рамках отдельного взвода (класса), так и в рамках свободных объединений суворовцев.

Расписание занятий внеурочной деятельности составляется с учетом наиболее благоприятного режима труда и отдыха обучающихся.

Продолжительность учебного года составляет: 5 классы — 34 недели.

Продолжительность учебной недели внеурочной деятельности: 5 классы – 6 дней.

Обязательная максимальная нагрузка внеурочной деятельности обучающихся не превышает предельно допустимую — до 10 часов в неделю.

Продолжительность одного занятия составляет 45 минут (в соответствии с нормами СанПиН 2.4.2.2821-10).

Соответственно рекомендациям ФГОС ООО определено общее количество часов внеурочной деятельности на каждом уровне общего образования: до 1750 часов.

В связи с тем, что внеурочная деятельность является обязательной, то учет часов освоения рабочих программ предполагается проводить в личном деле суворовца.

Таким образом, план внеурочной деятельности на 2015–2016 учебный год создаёт условия для повышения качества образования, обеспечивает развитие личности суворовцев.

План внеурочной деятельности в 5 классах

Направления внеурочной деятельности

Количество часов

Спортивно — оздоровительное

Духовно-нравственное

Читайте также:

      

  • Базилика что это кратко и понятно
  •   

  • Что такое педагогическая находка в доу
  •   

  • Как украсить школьную юбку
  •   

  • Как на чертеже пластмассовой детали штрихуется разрез кратко
  •   

  • Что написать родителям при увольнении из детского сада от воспитателей

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Ошибки складского персонала
  • Ошибки росреестра при регистрации недвижимости горячая линия
  • Ошибки росреестра кто должен исправлять
  • Ошибки скания bws
  • Ошибки реакции и осложнения при переливании крови