Типичные ошибки, которые допускают в эксплуатации кранов манипуляторов
Прежде всего пользователи не читают инструкцию по эксплуатации. Знакомство с КМУ следует начать с ее внимательного изучения, это поможет избежать многих неприятностей.
Статические испытания кранов манипуляторов
Самая главная и типичная ошибка в эксплуатации: использование в гидросистеме рабочей жидкости, не рекомендованной производителем. Половина отказов КМУ в эксплуатации происходит из-за этого. Потребители часто не понимают важности характеристик рабочей жидкости и думают, что можно заправить в КМУ любую гидравлическую жидкость.
Отсутствие ежедневного и еженедельного техобслуживания – просто-таки бич КМУ. Узлы трения не смазывают, и в них идет повышенный износ. Через год-два такой эксплуатации в соединениях манипулятора возникают огромные люфты: шатаются колонна, секции стрелы, а порой и аутригеры.
Третья проблема – постоянные ошибки операторов при управлении КМУ. Научиться управлять установкой просто, достаточно прочитать инструкцию и попрактиковаться всего несколько минут. У некоторых компаний, продающих манипуляторы, есть услуга – обучение операторов. И тем не менее часто управляют КМУ совершенно неправильно.
При транспортировке КМУ фиксируют в сложенном положении на специальных кронштейнах и упорах стальными пальцами либо пружинными кольцами. Так же фиксируют в транспортном положении аутригеры. Перед началом работы фиксаторы следует снять, стрела должна раскладываться из транспортного положения в определенном порядке, который описан в инструкции. Вначале следует вторую секцию стрелы поджать к первой, сняв с кронштейна, а только затем раскладывают первую секцию. Если этого не сделать, либо кронштейн ломается, либо стрела пружинит соскакивая с него, и падает, разбивая все, что находится ниже.
Ошибки операторов КМУ
В процессе работы операторы часто ударяют стрелой по окружающим предметам и даже по кабине, забывают убирать аутригеры и повреждают их при движении. Распространенная ошибка: неправильная работа с грузом, например грузы волокут по земле стрелой. При подъеме груза стрела должна занимать определенные положения (все они описаны в инструкции). В противном случае грузоподъемность стрелы будет значительно ниже ее реальных возможностей, слишком рано срабатывает система защиты от перегрузки. Например, максимальная грузоподъемность достигается при определенном угле между первой секцией стрелы и горизонталью. Кинематика КМУ такова, что при подъеме груза нагрузка на один гидроцилиндр может быть 85%, а на другой только 15%. Нельзя использовать манипулятор не по назначению: упираясь стрелой в землю, приподнимать автомобиль для того, чтобы поменять колеса, либо пытаться вытолкнуть застрявший автомобиль из грязи, упираясь в землю стрелой. При этом механизм КМУ испытывает нагрузки, на которые он не рассчитан, гнутся штоки цилиндров, расшатываются шарниры соединений стрел. Чаще всего страдает гидроцилиндр подъема первой секции стрелы, так как на него приходится самая большая нагрузка. Если гидравлические контуры защищены от перегрузки редукционными клапанами, то механические детали защиты от нештатных нагрузок не имеют.
Часто операторы не выставляют опоры на нужную ширину. Это приводит к опрокидыванию крановой установки.
Инструкция для операторов (машинистов) по безопасной эксплуатации кранов манипуляторов.
После длительного простоя на морозе гидросистему нужно сначала разогреть: дать насосу поработать на холостом ходу, выполнить несколько движений без нагрузки, погонять жидкость по малому кругу, через бак минут 10…15. Затем медленно, плавно начинать работать с КМУ и проверить выполнение всех функций, не доводя секции стрелы до крайних положений. Летом так тщательно разогревать гидросистему не требуется: раскладывание манипулятора из транспортного положения, выдвижение аутригеров, проверка рабочих функций – эти подготовительные операции позволяют прогреть жидкость.
Если у КМУ нет маслоохладителя, его роль выполняет бак, поэтому бак должен быть достаточно большой вместимости, примерно равной объему, который накачивает насос за 2…3 минуты. Например, если подача насоса 50 л/мин, то вместимость бака должна составлять 100…150 л. К сожалению, бывает, что владельцы используют бак меньшей вместимости, чтобы сэкономить на жидкости. В результате жидкость быстрее стареет, повышается вероятность ее перегрева – недостаточный объем жидкости не успевает охлаждаться во время работы. В результате такой «экономии» компоненты гидросистемы быстрее изнашиваются.
Техническое обслуживание крана манипулятора
Техническое обслуживание крана манипулятора
Предусмотрено техобслуживание КМУ ежедневное, еженедельное, квартальное и т. д. Периодичность указывают в инструкции и в моточасах, и в днях. Приводится карта смазки с указанием способа смазки: под давлением (шприцевание) или нанесение на трущиеся поверхности. Имеются и таблицы рекомендуемых технических жидкостей и смазок. Описывается даже порядок мойки КМУ. Комплекс работ по обслуживанию манипулятора (замена жидкости, фильтров, смазка шарниров) не сложен, при необходимости его может выполнять сам владелец. Ежедневное ТО – это визуальный осмотр КМУ и всего автомобиля. Следует проверить функции установки, особенно работу приборов безопасности. Еженедельное обслуживание включает в себя шприцевание шарниров.
Выполняя техническое обслуживание крана манипулятора, не следует забывать о поворотном механизме колоны. Если он находится в масляной ванне, масло также следует периодически менять. Аутригеры нуждаются лишь в смазке шарнира. Надо следить за состоянием штоков, содержать их в чистоте от грязи, попадающей с дороги. Необходимо следить за чистотой разъемов для подключения гидравлических орудий, так как на рабочую жидкость налипает пыль. Рекомендуется использовать защитные колпачки, а для электрических разъемов применять специальную смазку, так они меньше корродируют от соли на дорогах. На некоторых моделях КМУ имеются охладители масла. Их следует регулярно очищать от пыли и грязи, следить, чтобы ничто не препятствовало доступу воздуха. Обязательно регулярно подтягивают резьбовые соединения деталей крепления манипулятора к надрамнику и т. д., проверяют состояние фиксаторов и пальцев. Моменты затяжки указаны в инструкции.
Гидравлическая жидкость
Рекомендуется во время работы следить за температурой жидкости по термометру, совмещенному с датчиком уровня жидкости в баке. Конечно, если температура достигла критической, надо остановить КМУ и дать жидкости остыть. При 100 °С жидкость в значительной степени теряет свои прежде всего смазывающие свойства, начинает интенсивно окисляться.
Следует заменять гидрожидкость не реже раза в год, даже если КМУ работала мало или вообще не работала. Жидкость гигроскопична, она впитывает влагу, это приводит к превращению масла в эмульсию, что крайне опасно для силовых цилиндров и гидрозамков, к коррозии металлических компонентов гидросистемы. При замене жидкости обязательно заменяют и фильтры. В некоторых установках имеется только один фильтр в гидросистеме – сливной, в баке. Если техника работает при более высоких давлениях, требования к очистке масла у нее повышены и в системе устанавливают второй фильтр – в напорной ветви между насосом и гидрораспределителем. В гидросистеме КМУ HIAB с дистанционным управлением, например, устанавливают даже три фильтра.
Гидросистема КМУ HIAB
В гидросистеме может быть установлен индикатор засорения фильтра – манометр. При нормальных условиях эксплуатации стрелка манометра практически не меняет своего положения от смены до смены фильтра. Если же стрелка начинает резко уходить в зону повышенного давления, значит, надо обратить внимание на условия эксплуатации. Например, при работе в условиях высокой запыленности (в пустыне, в запыленном складе) следует чаще заменять фильтры и жидкость.
КМУ складывают в транспортное положение, откручивается сливная пробка бака, и жидкость сливается. Заправляют свежую жидкость, устанавливают новый фильтр. Затем рекомендуется несколько раз сложить-разложить манипулятор, чтобы гарантированно заполнить систему. Никаких специальных пробок для выпуска воздуха открывать не надо, так как КМУ имеют гидросистемы открытого типа и весь воздух выходит через сапун бака. Если бак чистый, промывать его нет необходимости. Рекомендуется дополнительно фильтровать жидкость перед заправкой в гидросистему: с помощью несложной установки прокачать насосом жидкость из бочки через фильтр и далее в бак КМУ.
На дне гидробака есть углубление с пробкой, в котором отстаиваются вода и грязь. Этот отстой следует регулярно сливать – раз в неделю. Если отстоя сливается много, необходимо компенсировать убыль жидкости доливом. Доливать следует аккуратно, из чистой посуды и через сетчатый фильтр, чтобы в бак не попала грязь.
В гидросистеме может быть заправлена всесезонная жидкость. Однако при значительной разнице температур воздуха между летним и зимним периодами универсальная жидкость будет не очень хорошо работать, а потому рекомендуется заменять жидкость на летнюю и зимнюю. При выборе зимней жидкости рекомендуется проверить температуру застывания: она должна быть существенно ниже предполагаемых температур окружающей среды, так как вблизи точки застывания жидкость превращается в густую студенистую массу. Слитую сезонную жидкость можно использовать повторно в следующем сезоне, если она еще не потеряла своих свойств.
Недопустимо использование летней жидкости в холодный период и зимней жидкости – летом. Летняя жидкость зимой будет слишком густой, и в момент запуска холодного манипулятора возможно превышение давления в системе выше допустимого, насос не справится с прокачкой загустевшей жидкости по системе, возможны поломки насоса или компонентов гидросистемы – уплотнений и шлангов. Замерзшие редукционные клапаны не смогут сбросить давление. Зимняя жидкость в жару будет слишком жидкой. Возможен перегрев гидросистемы, который приведет к выходу ее из строя. От перегрева пересыхают уплотнения гидравлических компонентов, поэтому неизбежно увеличатся утечки, а уменьшенные смазывающие свойства жидкости приводят к задирам в гидроузлах.
Производители КМУ дают рекомендательные таблицы рабочих жидкостей, зимних, летних и всесезонных. Тем не менее при подборе жидкости рекомендуется дополнительно проконсультироваться с производителем или продавцом жидкости.
Диагностика и ремонт КМУ
Диагностика и ремонт КМУ
Рекомендуется с периодичностью, указанной в инструкции, измерять зазор между телескопическими секциями стрелы и пластинами скольжения, а также следить за толщиной опорных пластин скольжения цилиндров. Стрела кладется на землю с небольшим усилием, зазор выбирают и измеряют снизу. Некоторые производители рекомендуют регулярно смазывать трущиеся поверхности, некоторые (в случае когда пластины изготавливаются из полимерных материалов, не требующих смазки) не рекомендуется смазывать, так как на смазку налипает пыль. Необходимо своевременно менять пластины, чтобы люфт между секциями не превышал допустимой величины и перемещения КМУ были более точными. К сожалению, на практике часто пластины скольжения не меняют, пока «металл не начнет скрести по металлу».
Гидроцилиндры – очень долговечный компонент. У КМУ высокого класса и через 10 лет цилиндры обычно не имеют износа и даже «родные» уплотнения еще в хорошем состоянии. Однако рано или поздно приходит пора ремонта. В гарантийный период рекомендуется применять только оригинальные запчасти, чтобы не потерять права на гарантийное обслуживание.
Известно, что ряд деталей производители КМУ закупают у сторонних компаний: это уплотнения, фильтры и т. д. Эти специализированные компании сами поставляют на российский рынок свои изделия (те же фильтры, манжеты), и цена на них, как правило, ниже, чем на «оригинальные». Поэтому в послегарантийный период можно устанавливать такие запчасти без ущерба для производительности КМУ, но только если есть уверенность в их качестве. Однако это относится только к запчастям от проверенных поставщиков и только к расходным материалам – уплотнениям, фильтрам, жидкости.
Если же надо заменить компоненты гидросистемы (гидрораспределители, гидрозамки и т. п.), то не оригинальные поставщики вряд ли смогут предложить что-либо подходящее, потому что у каждого производителя свои характеристики и конструкции компонентов. К тому же КМУ – источник повышенной опасности, и ставить компонент «наобум» просто опасно.
В электронной системе КМУ причиной отказов в основном бывает нарушение контакта с каким-либо датчиком либо короткое замыкание вследствие повреждения проводов грузом, а также иногда значительные скачки напряжения в бортовой сети автомобиля в зимний период, что особенно актуально для российских грузовиков.
Типичные ошибки, которые допускают в эксплуатации кранов манипуляторов
Прежде всего пользователи не читают инструкцию по эксплуатации. Знакомство с КМУ следует начать с ее внимательного изучения, это поможет избежать многих неприятностей.
Статические испытания кранов манипуляторов
Самая главная и типичная ошибка в эксплуатации: использование в гидросистеме рабочей жидкости, не рекомендованной производителем. Половина отказов КМУ в эксплуатации происходит из-за этого. Потребители часто не понимают важности характеристик рабочей жидкости и думают, что можно заправить в КМУ любую гидравлическую жидкость.
Отсутствие ежедневного и еженедельного техобслуживания – просто-таки бич КМУ. Узлы трения не смазывают, и в них идет повышенный износ. Через год-два такой эксплуатации в соединениях манипулятора возникают огромные люфты: шатаются колонна, секции стрелы, а порой и аутригеры.
Третья проблема – постоянные ошибки операторов при управлении КМУ. Научиться управлять установкой просто, достаточно прочитать инструкцию и попрактиковаться всего несколько минут. У некоторых компаний, продающих манипуляторы, есть услуга – обучение операторов. И тем не менее часто управляют КМУ совершенно неправильно.
При транспортировке КМУ фиксируют в сложенном положении на специальных кронштейнах и упорах стальными пальцами либо пружинными кольцами. Так же фиксируют в транспортном положении аутригеры. Перед началом работы фиксаторы следует снять, стрела должна раскладываться из транспортного положения в определенном порядке, который описан в инструкции. Вначале следует вторую секцию стрелы поджать к первой, сняв с кронштейна, а только затем раскладывают первую секцию. Если этого не сделать, либо кронштейн ломается, либо стрела пружинит соскакивая с него, и падает, разбивая все, что находится ниже.
Ошибки операторов КМУ
В процессе работы операторы часто ударяют стрелой по окружающим предметам и даже по кабине, забывают убирать аутригеры и повреждают их при движении. Распространенная ошибка: неправильная работа с грузом, например грузы волокут по земле стрелой. При подъеме груза стрела должна занимать определенные положения (все они описаны в инструкции). В противном случае грузоподъемность стрелы будет значительно ниже ее реальных возможностей, слишком рано срабатывает система защиты от перегрузки. Например, максимальная грузоподъемность достигается при определенном угле между первой секцией стрелы и горизонталью. Кинематика КМУ такова, что при подъеме груза нагрузка на один гидроцилиндр может быть 85%, а на другой только 15%. Нельзя использовать манипулятор не по назначению: упираясь стрелой в землю, приподнимать автомобиль для того, чтобы поменять колеса, либо пытаться вытолкнуть застрявший автомобиль из грязи, упираясь в землю стрелой. При этом механизм КМУ испытывает нагрузки, на которые он не рассчитан, гнутся штоки цилиндров, расшатываются шарниры соединений стрел. Чаще всего страдает гидроцилиндр подъема первой секции стрелы, так как на него приходится самая большая нагрузка. Если гидравлические контуры защищены от перегрузки редукционными клапанами, то механические детали защиты от нештатных нагрузок не имеют.
Часто операторы не выставляют опоры на нужную ширину. Это приводит к опрокидыванию крановой установки.
Инструкция для операторов (машинистов) по безопасной эксплуатации кранов манипуляторов.
После длительного простоя на морозе гидросистему нужно сначала разогреть: дать насосу поработать на холостом ходу, выполнить несколько движений без нагрузки, погонять жидкость по малому кругу, через бак минут 10…15. Затем медленно, плавно начинать работать с КМУ и проверить выполнение всех функций, не доводя секции стрелы до крайних положений. Летом так тщательно разогревать гидросистему не требуется: раскладывание манипулятора из транспортного положения, выдвижение аутригеров, проверка рабочих функций – эти подготовительные операции позволяют прогреть жидкость.
Если у КМУ нет маслоохладителя, его роль выполняет бак, поэтому бак должен быть достаточно большой вместимости, примерно равной объему, который накачивает насос за 2…3 минуты. Например, если подача насоса 50 л/мин, то вместимость бака должна составлять 100…150 л. К сожалению, бывает, что владельцы используют бак меньшей вместимости, чтобы сэкономить на жидкости. В результате жидкость быстрее стареет, повышается вероятность ее перегрева – недостаточный объем жидкости не успевает охлаждаться во время работы. В результате такой «экономии» компоненты гидросистемы быстрее изнашиваются.
Техническое обслуживание крана манипулятора
Техническое обслуживание крана манипулятора
Предусмотрено техобслуживание КМУ ежедневное, еженедельное, квартальное и т. д. Периодичность указывают в инструкции и в моточасах, и в днях. Приводится карта смазки с указанием способа смазки: под давлением (шприцевание) или нанесение на трущиеся поверхности. Имеются и таблицы рекомендуемых технических жидкостей и смазок. Описывается даже порядок мойки КМУ. Комплекс работ по обслуживанию манипулятора (замена жидкости, фильтров, смазка шарниров) не сложен, при необходимости его может выполнять сам владелец. Ежедневное ТО – это визуальный осмотр КМУ и всего автомобиля. Следует проверить функции установки, особенно работу приборов безопасности. Еженедельное обслуживание включает в себя шприцевание шарниров.
Выполняя техническое обслуживание крана манипулятора, не следует забывать о поворотном механизме колоны. Если он находится в масляной ванне, масло также следует периодически менять. Аутригеры нуждаются лишь в смазке шарнира. Надо следить за состоянием штоков, содержать их в чистоте от грязи, попадающей с дороги. Необходимо следить за чистотой разъемов для подключения гидравлических орудий, так как на рабочую жидкость налипает пыль. Рекомендуется использовать защитные колпачки, а для электрических разъемов применять специальную смазку, так они меньше корродируют от соли на дорогах. На некоторых моделях КМУ имеются охладители масла. Их следует регулярно очищать от пыли и грязи, следить, чтобы ничто не препятствовало доступу воздуха. Обязательно регулярно подтягивают резьбовые соединения деталей крепления манипулятора к надрамнику и т. д., проверяют состояние фиксаторов и пальцев. Моменты затяжки указаны в инструкции.
Гидравлическая жидкость
Рекомендуется во время работы следить за температурой жидкости по термометру, совмещенному с датчиком уровня жидкости в баке. Конечно, если температура достигла критической, надо остановить КМУ и дать жидкости остыть. При 100 °С жидкость в значительной степени теряет свои прежде всего смазывающие свойства, начинает интенсивно окисляться.
Следует заменять гидрожидкость не реже раза в год, даже если КМУ работала мало или вообще не работала. Жидкость гигроскопична, она впитывает влагу, это приводит к превращению масла в эмульсию, что крайне опасно для силовых цилиндров и гидрозамков, к коррозии металлических компонентов гидросистемы. При замене жидкости обязательно заменяют и фильтры. В некоторых установках имеется только один фильтр в гидросистеме – сливной, в баке. Если техника работает при более высоких давлениях, требования к очистке масла у нее повышены и в системе устанавливают второй фильтр – в напорной ветви между насосом и гидрораспределителем. В гидросистеме КМУ HIAB с дистанционным управлением, например, устанавливают даже три фильтра.
Гидросистема КМУ HIAB
В гидросистеме может быть установлен индикатор засорения фильтра – манометр. При нормальных условиях эксплуатации стрелка манометра практически не меняет своего положения от смены до смены фильтра. Если же стрелка начинает резко уходить в зону повышенного давления, значит, надо обратить внимание на условия эксплуатации. Например, при работе в условиях высокой запыленности (в пустыне, в запыленном складе) следует чаще заменять фильтры и жидкость.
КМУ складывают в транспортное положение, откручивается сливная пробка бака, и жидкость сливается. Заправляют свежую жидкость, устанавливают новый фильтр. Затем рекомендуется несколько раз сложить-разложить манипулятор, чтобы гарантированно заполнить систему. Никаких специальных пробок для выпуска воздуха открывать не надо, так как КМУ имеют гидросистемы открытого типа и весь воздух выходит через сапун бака. Если бак чистый, промывать его нет необходимости. Рекомендуется дополнительно фильтровать жидкость перед заправкой в гидросистему: с помощью несложной установки прокачать насосом жидкость из бочки через фильтр и далее в бак КМУ.
На дне гидробака есть углубление с пробкой, в котором отстаиваются вода и грязь. Этот отстой следует регулярно сливать – раз в неделю. Если отстоя сливается много, необходимо компенсировать убыль жидкости доливом. Доливать следует аккуратно, из чистой посуды и через сетчатый фильтр, чтобы в бак не попала грязь.
В гидросистеме может быть заправлена всесезонная жидкость. Однако при значительной разнице температур воздуха между летним и зимним периодами универсальная жидкость будет не очень хорошо работать, а потому рекомендуется заменять жидкость на летнюю и зимнюю. При выборе зимней жидкости рекомендуется проверить температуру застывания: она должна быть существенно ниже предполагаемых температур окружающей среды, так как вблизи точки застывания жидкость превращается в густую студенистую массу. Слитую сезонную жидкость можно использовать повторно в следующем сезоне, если она еще не потеряла своих свойств.
Недопустимо использование летней жидкости в холодный период и зимней жидкости – летом. Летняя жидкость зимой будет слишком густой, и в момент запуска холодного манипулятора возможно превышение давления в системе выше допустимого, насос не справится с прокачкой загустевшей жидкости по системе, возможны поломки насоса или компонентов гидросистемы – уплотнений и шлангов. Замерзшие редукционные клапаны не смогут сбросить давление. Зимняя жидкость в жару будет слишком жидкой. Возможен перегрев гидросистемы, который приведет к выходу ее из строя. От перегрева пересыхают уплотнения гидравлических компонентов, поэтому неизбежно увеличатся утечки, а уменьшенные смазывающие свойства жидкости приводят к задирам в гидроузлах.
Производители КМУ дают рекомендательные таблицы рабочих жидкостей, зимних, летних и всесезонных. Тем не менее при подборе жидкости рекомендуется дополнительно проконсультироваться с производителем или продавцом жидкости.
Диагностика и ремонт КМУ
Диагностика и ремонт КМУ
Рекомендуется с периодичностью, указанной в инструкции, измерять зазор между телескопическими секциями стрелы и пластинами скольжения, а также следить за толщиной опорных пластин скольжения цилиндров. Стрела кладется на землю с небольшим усилием, зазор выбирают и измеряют снизу. Некоторые производители рекомендуют регулярно смазывать трущиеся поверхности, некоторые (в случае когда пластины изготавливаются из полимерных материалов, не требующих смазки) не рекомендуется смазывать, так как на смазку налипает пыль. Необходимо своевременно менять пластины, чтобы люфт между секциями не превышал допустимой величины и перемещения КМУ были более точными. К сожалению, на практике часто пластины скольжения не меняют, пока «металл не начнет скрести по металлу».
Гидроцилиндры – очень долговечный компонент. У КМУ высокого класса и через 10 лет цилиндры обычно не имеют износа и даже «родные» уплотнения еще в хорошем состоянии. Однако рано или поздно приходит пора ремонта. В гарантийный период рекомендуется применять только оригинальные запчасти, чтобы не потерять права на гарантийное обслуживание.
Известно, что ряд деталей производители КМУ закупают у сторонних компаний: это уплотнения, фильтры и т. д. Эти специализированные компании сами поставляют на российский рынок свои изделия (те же фильтры, манжеты), и цена на них, как правило, ниже, чем на «оригинальные». Поэтому в послегарантийный период можно устанавливать такие запчасти без ущерба для производительности КМУ, но только если есть уверенность в их качестве. Однако это относится только к запчастям от проверенных поставщиков и только к расходным материалам – уплотнениям, фильтрам, жидкости.
Если же надо заменить компоненты гидросистемы (гидрораспределители, гидрозамки и т. п.), то не оригинальные поставщики вряд ли смогут предложить что-либо подходящее, потому что у каждого производителя свои характеристики и конструкции компонентов. К тому же КМУ – источник повышенной опасности, и ставить компонент «наобум» просто опасно.
В электронной системе КМУ причиной отказов в основном бывает нарушение контакта с каким-либо датчиком либо короткое замыкание вследствие повреждения проводов грузом, а также иногда значительные скачки напряжения в бортовой сети автомобиля в зимний период, что особенно актуально для российских грузовиков.
о том, как управлять крано-манипуляторной установкой:
Работа с грузом
Первое правило — если не знаешь массы груза, при любой длине вылета и наклоне стрелы — поднимай только ЦИЛИНДРОМ и ни в коем случае не лебедкой. Если гидравлика не берёт, то лебёдкой можешь погнуть стрелу. К примеру, на 3-х тонном КМУ лебедка может поднимать и 6 тонн, что приведет к погнутой стреле.
Груз брать под 90 градусов от стрелы, то есть на уровне лап.
Перед грузом который будешь поднимать вставай как можно ближе и перпендикулярно….На первое время закидывай одну сторону, то есть искусственно задавай крен машины в сторону поднятия груза и по ходу поворота стрелы выравнивай лапами (аутригерами). Старайся чтобы груз не мотало. А если есть кое-какое понятия о начертательной геометрии — постепенно сам поймешь принципы работы стрелой. Пример: твоя рука на согнутых поднимешь 30 кг, а на вытянутой сколько?
По-возможности, перемещай груз от места поднятия до места погрузки на минимальном расстоянии от уровня пола и над объектами (которые лучше обойти). Если это подача наверх, то лучше будет подтянуть троссом, т.к. будет видно есть крен или нет.
Если груз на уровень второго этажа надо поставить, да еще в плотную к месту выгрузки не подъехать. Как узнать на сколько стрелу с грузом можно вытянуть и под каким углом? — Делай угол и вылет стрелы заранее, держа груз у самой земли, притом стрела должна быть повернута ближе к 90 градусам от оси машины. Если груз тяжелее для такого положения стрелы, то пойдет крен машины, груз коснется земли и все. Почему 90 градусов -при стреле набок ты ее (стрелу) не свернеш, ь а машина пойдет на опрокидывание, но так как груз у земли-ее чуть качнет и все (и то при условии груза сверх нормы).
Про высшее мастерство
на дороге Ниссанчик стоит (конкурент) и кольца разгружает. Ловко так разгружает. Вокруг народ суетится, кольца здесь-же и укладывают в яму. На высокой лапе стоит чистенький парнишка и всем этим ловко руководит. посмотрел справа/слева, крановщика нету! ну, думаю с пультом где-то стоит — НЕТУ! и тут только я увидел: «Чистенький парнишка» стоит на лапе и управляет работой крана согнутой ногой. Происходит это так, стоит на лапе, сверху отлично видно как поднимается груз и куда его подавать, рукой держится за высокую лапу, нога которая ближе к рычагам — прямая, а другая согнута в колене под 90 градусов и он, не смотря на рычаги, двигает их носком ноги, управляя крановой установкой. Одно слово — АСС! Я попробовал, но у меня не получилось…
Про перевозку груза
При перевозке груза не забывай про габариты: верх с грузом не более 4 м !
Боковой габарит машины 2,5м !
Назад не более 1 м без знака «Негабарит» и от 1 до 2 м со знаком «Негабарит» !
Ответственность серьезная — 6 мес лишения прав и штраф!
Для крепления груза обычно используют трещотки-ремни. Если станок — пропускаешь небольшие обрезки пожарного шланга.. Чтобы избежать протирания, стараться увязывать не с бортом поверху, а отдельно за рымы (металлические кольца) что в полу борта или через подковообразные вырезы в бортах, к низу, за крючок. На ремни деньги не жалей — имей минимум 4 шт. ремней хотя бы по 10 метров каждый, иногда ими и гаражи и будки всякие обвязываешь. Ну по стропам — чем больше их у тебя, вплоть до 240 мм шириной, чтобы битые авто вытаскивать — тем больше клиентов!
Делитесь своим опытом, господа!
« Назад
Аварии при работе на манипуляторе и как их избежать 04.12.2022 22:36
Аварии во время эксплуатации гидроманипулятора можно разделить на несколько категорий.
Ниже приведены наиболее распространенные типы аварийных ситуаций при работе на манипуляторе и с спецтехникой с КМУ вообще
- Опрокидывание автомобиля с КМУ во время работы;
- Повреждение стрелы манипулятора или ее элементов во время погрузочно-разгрузочных работ;
- Аварии, связанные с другими узлами или конструктивными элементами КМУ(встречаются реже, поэтому объединены в одну категорию);
- Аварии с гидроманипулятором в транспортном положении (в основном связаны с габаритными размерами у КМУ L-образной конструкции)
Опрокидывание грузовика с манипулятором во время работы
Самая страшная авария, которая часто приводит к гибели людей. Причины всегда в неправильной эксплуатации КМУ и нарушении правил техники безопасности, такие как
- Отключение систем безопасности манипулятора и работа с грузами превышающими допустимые
- Тоже, что и в предыдущем пункте, но работа в недопустимых режимах.
- Неправильная установка манипулятора на месте производства работ
- Нарушение правил эксплуатации опор КМУ, в т.ч. подкладок под опоры
Аварии со стрелой крана-манипулятора
Чаще встречаются у КМУ с телескопическим типом стрел
Но иногда и для шарнирных КМУ
На видео ниже погнули шток гидроцилиндра на шарнирном манипуляторе
Подобные ситуации в большинстве случаев также связаны с нарушением правил эксплуатации крана-манипулятора. Остальная часть аварий связана с ошибками в действиях операторов КМУ, а также работой на манипуляторах, стрелы которых были отремонтированы ранее различными способами, что нарушило кинематику и вызывало накопление усталости металла. Напоминаем, что при необходимости ремонта единственным правильным методом является замена поврежденной секции!
Аварии, связанные с другими узлами или конструктивными элементами КМУ
На видео выше видно, что перегруза не было, аутригеры использовались правильно. Скорее всего причиной аварии стал обрыв болтов на креплении башни.
Для этой категории причинами помимо нарушений правил эксплуатации и инструкций по работе с гидроманипуляторами весомую долю занимает игнорирование технического обслуживания либо частичное ТО. Также к данной категории можно отнести неправильную строповку груза, применение для подъема непригодной тары и нарушение схем строповки грузов.
Итак, очевидно, что подавляющее большинство аварий можно избежать следуя инструкциям по эксплуатации КМУ, соблюдая правила работы и техники безопасности, а также регулярно проводя необходимые работы по техническому обслуживанию крана-манипулятора.
Справедливости ради, следует отметить, что в редких случаях вероятность аварий повышается из-за конструктивных недоработок производителей, причем даже у вполне респектабельных, как например, южнокорейские манипуляторы Kanglim серии KS
Так, Ростехнадзор сообщает, что при эксплуатации монтажных корзин на данных КМУ —
«производитель не обеспечил возможность обслуживания, контроля состояния и защиты крепления корзины от разъединения в случае разрушения роликового подшипника крано-манипуляторных установок Kanglim KS, что снижает уровень безопасности при эксплуатации, приводит к авариям и несчастным случаям».
Аварии с манипуляторами в транспортном положении скорее относятся не к проблемам с эксплуатацией КМУ, а к ошибкам водителей транспортных средств, на которых установлен гидроманипулятор:
В заключение следует добавить, что при покупке б/у кранов-манипуляторов «с рук», либо уже эксплуатировавшихся в России или странах СНГ повышает риск аварий, которые трудно предотвратить из-за возможной неправильной эксплуатации предыдущим владельцем, что приводит к накоплению скрытых дефектов. Лучший вариант покупки манипулятора б/у – приобретение такой КМУ, которая не эксплуатировалась в России.
КранТракСервис предлагает манипуляторы именно такого типа, приобретаемые на аукционах спецтехники в Японии!
Дата публикации: 13.09.2021 14:31
Кран-манипуляторные установки рассчитаны на высокие и интенсивные нагрузки, связанные с перемещением тяжелых и габаритных конструкций. Неправильная эксплуатация, а также несвоевременное обслуживание гидравлического насоса может привести к преждевременному износу или полному выходу из строя как отдельных элементов, так и всей гидросистемы. Далее мы подробнее поговорим о поломках гидронасосов и расскажем, почему они возникают.
Признаки и причины поломок гидронасосов на манипуляторах
Используя кран-манипулятор, операторы чаще всего допускают следующие ошибки:
- неправильный выбор точки опоры при работе в условиях сильного ветра;
- частые перегрузки и эксплуатация на пиковых нагрузках, деактивация систем аварийного отключения;
- неправильное расположение автомобиля;
- нарушение правил эксплуатации, указанных производителем;
- недостаточный или отсутствующий прогрев масла в зимнее время;
- выполнение операций в режиме холостого хода;
- шестеренный или аксиально-поршневой насос перегревается в летнее время из-за отсутствия или низкого уровня охлаждающей жидкости в гидробаке;
- несвоевременная замена масла, использование жидкости несовместимой марки или низкого качества.
Гидравлический насос КМУ может выйти из строя из-за производственного брака, но в большинстве случаев поломки возникают по вине оператора или лица, ответственного за техобслуживание. Лучший способ профилактики неисправности – исключить вредные факторы и работать строго в соответствии с инструкцией изготовителя. Перед каждой сменой нужно проверить уровень масла в баке, убедиться в отсутствии течей, оценить целостность РВД и надежность креплений.
Какие бывают неисправности насосов в КМУ?
Гидронасос КМУ подвержен следующим поломкам:
- Недостаток или избыток в гидробаке масла;
- Высокая вязкость рабочей среды;
- Перегрев рабочей жидкости;
- Загрязнение всасывающего трубопровода;
- Вал вращается в неправильную сторону;
- Полное засорение фильтра или снижение его пропускной способности;
- Ослабленное крепление;
- Недостаточное давление на входе;
- Попадание воздуха в гидросистему;
- Износ деталей: подшипников, блока цилиндров, золотников, пружин, других компонентов;
- Разрушение резинотехнических изделий;
- Гидравлический насос работает под давлением, значительно превышающим предельно допустимые значения;
- Износ седла подшипника;
- Повреждение или износ отверстий БЦ.
Для выяснения причины, по которой гидронасос КМУ неисправен или утратил производительность, требуется комплексная диагностика. Квалифицированный мастер с помощью сертифицированного инструмента исследует все узлы, установит первопричину поломки. При диагностике оператор обязан дать полную информацию об эксплуатации техники и сообщить о возможных нарушениях.
Признаки поломок гидравлических насосов
Неисправности гидроустройства проявляются следующим образом:
- Кран-манипулятор не поднимает груз номинальной массы;
- Внешние течи масла;
- Давление в гидросистеме отсутствует или ниже номинального значения;
- Исполнительные органы движутся неравномерно, прерывисто или с толчками;
- Резкое снижение скорости перемещения при повышении нагрузки;
- Слишком низкий или высокий расход масла;
- Постоянные перепады давления;
- Перегрев корпуса;
- Операции выполняются с сильными вибрациями, шумами и нехарактерными звуками.
При появлении признаков поломки немедленно прекратите работы на технике и передайте гидронасос КМУ в ремонт. Своевременное устранение причины неисправности позволит продлить срок службы гидроагрегата, а также избежать длительных простоев машины. При сильном износе деталей или механических повреждениях, цена на ремонт будет слишком высокой. В этом случае лучше купить шестеренный или аксиально-поршневой насос на кран-манипулятор с подходящими параметрами.
О том, как установить гидронасос на кран-манипулятор, читайте в нашей следующей статье: Установка гидронасоса КМУ
Краны-манипуляторы – строительные машины, которые чаще всего используются при погрузке/разгрузке крупных блоков, стройматериалов, производственного и промышленного оборудования. С конструкционной точки зрения это достаточно надёжные механизмы, обладающие высоким запасом прочности и устойчивости к эксплуатационным нагрузкам. Вместе с тем нередко происходят случаи поломки кранов-манипуляторов, что может приводить к частичному или даже полному выходу их из строя.
Причины выхода кранов-манипуляторов из строя
Современные модели кранов-манипуляторов, которые выпускаются всемирно известными производителями, отличаются высокой надёжностью, поскольку изготавливаются из современных материалов и с учётом экстремальных нагрузок.
Вместе с тем даже такие модели могут выходить из строя или повреждаться в ходе работы, в результате чего требуется дорогостоящий ремонт. Следует рассмотреть главные причины неисправностей кранов-манипуляторов, что позволит лучше узнать о том, в результате чего происходит поломка:
- Внезапно возникающая динамическая нагрузка, причиной чего может стать резкий порыв ветра в момент, когда стрела находится под сильной нагрузкой. По этой причине во время выполнения погрузочно/разгрузочных работ следует обязательно делать поправку на погодные условия, а также внимательно выбирать точки опоры.
- Частые перегрузки или же отключение оператором систем аварийного отключения. Нередки случаи, когда для успешного выполнения работы чуть-чуть не хватает грузового момента, в результате чего оператор на время отключает автоматику безопасности, чтобы решить задачу. Обычно все проходит нормально, поскольку любая КМУ имеет высокий запас прочности, однако если этим злоупотреблять, то рано или поздно установка выйдет из строя.
- Эксплуатация КМУ с нарушением правил, предусмотренных заводом-производителем. Иногда операторы не соблюдают требования инструкций и неправильно располагают автомобиль, в результате чего на шарнирные соединения стрел и гидроцилиндров привода секций приходится слишком большая нагрузка, что выводит механизм из строя.
Своевременное техническое обслуживание — залог исправной работы КМУ
Реже всего причиной выхода КМУ из строя становится производственный брак, поскольку сегодня ведущие производители таких строительных машин и механизмов выпускают их с учётом высоких эксплуатационных требований.
Если проанализировать статистику поломок и выявить причины их возникновения, то на первом месте оказываются нарушения сроков технического обслуживания кранов-манипуляторов. К сожалению, в попытке сэкономить на ТО многие компании, приобретающие КМУ для работы, пропускают регламентные сроки обслуживания, что приводит к преждевременному износу трущихся элементов.
Жидкости – масла в гидроузлах и системах следует заменять в соответствии с требуемыми сроками, а также используя только сертифицированные и подходящие по своим параметрам составы.
Если применять другие жидкости, более дешевые, они оказывают разрушающее воздействие на дорогостоящие узлы и могут стать причиной преждевременного износа деталей. Своевременно нужно также проверять наличие люфтов, чтобы исключить риск раскачивания аутригеров, что нередко приводит к их преждевременной поломке.
Правильное соблюдение температурного режима
При эксплуатации КМУ в зимний период времени оператор должен обязательно учитывать необходимость прогрева масла. Для этого необходимо запустить установку и дать ей поработать на холостом ходу в течение 10-15 минут, чтобы насос прогнал жидкость по большому и малому кругу. При этом во время холостого хода нельзя нагружать стрелу крана грузом, чтобы не допускать экстремальных нагрузок на крана до прогрева.
В летний период времени может возникать недостаток охлаждения гидравлической системы, что обычно приводит к высокой скорости старения масла. Чтобы воспрепятствовать этому процессу, необходимо следить за тем, чтобы в гидравлическом баке всегда был достаточный уровень охлаждающей жидкости.
Виды неисправностей кранов-манипуляторов
- Механизм не поднимает груз номинальной массы из штатного положения. Причины: загрязнение редуктора, густое масло, слишком большое усилие сжатия силовой пружины
- При эксплуатации КМУ температура редуктора и двигателя превышает +80°С. Причины: масло слишком густое или существует его избыточное количество в системе
- При работе возникают вибрации, шумы и толчки. Причины: деформация соединительных муфт, износ зубьев передач, поломка подшипников валов, смятие шпоночной канавки
- Неравномерное движение моста крана (рывки, точки, перекос). Причины: различная частота вращения валов электромоторов, ослабление крепления рельса или его сильный износ, неисправности пусковых резисторов
- Подтекание масла из редуктора. Причины: засорение вентиляционного отверстия – сапун
- Пробуксовка ходовых колес при пуске, а также движении моста крана. Причины: загрязнение рабочих поверхностей и ходовых колес, их обледенение, а также попадание в них воды.
- Повышение температуры подшипников качения свыше +60°С. Причины: отсутствие смазки, перекос осевого подшипника, повреждение сепаратора
- Высокий износ каната. Отсутствие смазки на канате, замятие краев блока, износ ручья блока
- Перекручивание каната. Причины: неправильная запасовка каната, использование каната односторонней свивки
При возникновении любой неполадки, связанной с работой крана манипулятора все работы требуется немедленно прекратить, поскольку использовать машину с поломкой небезопасно.
Для выяснения причин неполадки, а также их последующего восстановления следует пользоваться услугами СТО, специализирующихся на восстановлении кранов-манипуляторов и других средств спецтехники. Все работы должны выполняться только опытными и знающими мастерами, которые используют сертифицированные запчасти и компоненты.
Основные причины аварийных ситуаций и поломок кран-манипуляторных установок связаны чаще всего с неопытностью водителей-операторов. Предотвратить такие ситуации можно только при полноценном обучении правилам эксплуатации в соответствии с инструкцией производителя и требований безопасного выполнения работ.
Среди самых распространенных ошибок, допускаемых даже опытными водителями, отметим применение в гидравлических системах масла, несоответствующего требованиям по вязкости и другим техническим характеристикам. В этом случае на элементы гидросистемы приходится повышенная нагрузка, которая и приводит к физическому износу и выходу из строя основных рабочих узлов.
Вторая по частоте причина — пренебрежительное отношение к мероприятиям по техническому обслуживанию автомобилей с КМУ. Отсутствие смазки в основных рабочих узлах приводит к увеличению сил трения, вызывающих износ деталей. В результате такой эксплуатации уже через 2-3 года можно наблюдать появление люфтов, которые становятся причиной свободного хода секций стрелы, колонны, а в отдельных случаях и аутригера.
Среди других причин появления неисправностей необходимо отметить неопытность самих водителей, которые допускают банальные ошибки при управлении техникой. И это несмотря на то, что КМУ предельно просты в управлении, достаточно нескольких часов практики после изучения руководства по эксплуатации под присмотром опытного наставника.
Среди наиболее распространенных ошибок, которые допускают водители, отметим:
- Повреждение кронштейнов и упоров, которые фиксируют стрелу в транспортном положении. Водитель банально забывает снять крепежные стальные пальцы, что прописано в инструкциях по эксплуатации при переходе из транспортного в рабочее положение механизма. Отметим, что повреждение кронштейна потребует небольшого ремонта, но в отдельных случаях ситуация складывается так, что спружинившая стрела просто падает, разбивая все, что находится ниже ее уровня.
- Забывчивость операторов приводит к повреждению аутригеров, которые не были своевременно убраны. В эту же категорию можно отнести непрофессиональные действия, которые приводят к ударам стрелой о кабину или другие предметы, которые находятся вблизи машины.
- Неопытный оператор часто не чувствует особенностей и веса поднимаемых материалов, что приводит к снижению грузоподъемности стрелы. В руководстве по эксплуатации четко прописаны режимы работы КМУ, что связано с тем, что гидроцилиндры разных секций стрелы обеспечивают разный вклад в общую грузоподъемность, показатель может варьироваться от 15 до 85 процентов.
Среди банальных ошибок операторов необходимо выделить отказ от раскладывания упоров или установка на меньшую ширину. Такие действия часто приводят к опрокидыванию машины при попытке подъема груза. Обратите внимание и на то, что кран-манипуляторную установку часто используют для выполнения работ, к которым она не предназначена. Можно наблюдать, как за счет упора стрелой пытаются поднять автомобиль для ремонтных работ или в попытках выбраться из грязи. В этом случае на механизмы стрелы приходятся нагрузки, которые они не способны выдержать. В большинстве случаев такие операции заканчиваются необходимостью сложного и дорогостоящего ремонта, что связано с отсутствием систем защиты механический частей конструкции от запредельных нагрузок.
Особое внимание необходимо уделять эксплуатации в зимний период. При долговременном простое техники необходим обязательный прогрев рабочей гидросистемы. Она должна проработать в режиме холостого хода определенное время, после чего требуется поработать стрелой без нагрузки, обеспечить прокачку рабочей жидкости по малому кругу. Только после этого можно приступать к работе, постепенно повышая нагрузку на механизм, но не выставляя стрелу в критические крайние положения.
Отметим, что большую часть неисправностей можно избежать при эксплуатации КМУ в соответствии с требованиями руководства, которое нужно просто прочитать и запомнить.
Вернуться к списку статей
Ошибки при эксплуатации КМУ 21.10.2020 00:00
Рассматриваемые ошибки можно условно разделить на несколько категорий.
- Ошибки оператора крановой установки
- Ошибки при проведении ТО
- Намеренные изменения технических параметров крана-манипулятора
Ошибки крановщика(манипуляторщика или оператора КМУ).
Например, некоторые умельцы используют манипулятор вместо домкрата — упираясь стрелой в землю, пытаются приподнимать грузовик. При таком использовании КМУ испытывает нагрузки, на которые он не предназначен в принципе!
В результате может пострадать гидроцилиндр подъема первой секции стрелы, так как на него приходится самая большая нагрузка. (При правильной эксплуатации гидроцилиндры у КМУ японских и европейских производителей даже после 10 лет работы фактически не изнашиваются, что является одной из причин высокой популярности б/у кранов-манипуляторов!) Еще одна распространенная ошибка – в условиях России зимой операторы КМУ не придерживаются инструкций по разогреву гидросистемы.
Ошибки технического обслуживания.
Наиболее распространенная ошибка в этой категории – игнорирование характеристик рабочей жидкости в гидросистеме – т.е. владелец КМУ считает, что подходит любая гидравлическая жидкость. В этой категории отсутствие необходимого техобслуживания, либо замены гидрожидкости (замена производится не реже 1 раза в год, т.к. даже если КМУ вообще не эксплуатировалась – жидкость впитывает влагу, что изменяет ее рабочие характеристики). При значительной разнице температур летом и зимой рекомендуется использовать разные виды гидравлической жидкости.
Намеренные изменения технических параметров КМУ
По этим подразумеваются такие «модернизации», как, например, небольшое превышение рабочего давления в гидравлической системе, которое не приводит к аварии, поскольку КМУ проектируются с небольшим запасом прочности. Целью таких действий является уменьшение длительности рабочего цикла, т.е. увеличение производительности крановой установки. Однако эксплуатация в таком режиме приводит также и к ускорению износа как комплектующих гидравлической системы, так и других агрегатов крана-манипулятора.
Подводя итоги, можно еще раз акцентировать внимание на том факте, что при покупке б.у. крановых манипуляторов характеристика «не эксплуатировался в России или странах СНГ» важный плюс – японские и европейские КМУ даже после многих лет правильной эксплуатации сохраняют рабочие характеристики и надежность.
Ошибки при использовании крана-манипулятора
Ошибки, допускаемые при эксплуатации кранов-манипуляторов, принято подразделять на две условных категории:
- Ошибки техобслуживания. Чаще всего подобные ошибки допускаются вследствие невнимательного отношения к параметрам рабочей среды гидравлической системы. Типичный случай – собственник крана-манипулятора уверен, что может заливать в нее любую гидрожидкость. Сюда же входит полное игнорирование необходимости технического обслуживания КМУ или замены гидравлической жидкости. Дело в том, что рабочая среда гидросистемы обладает способностью насыщаться влагой, в связи с чем ее рабочие параметры становятся другими. Даже если кран-манипулятор все время простаивал, его гидравлическая жидкость нуждается в замене хотя бы 1 раз в год. Еще один момент, касающийся рабочей среды гидравлической системы: для холодного и теплого времени года разработаны гидрожидкости с различными параметрами. Рекомендуется заливать в систему гидравлическую жидкость, соответствующую температуре окружающей среды.
- Ошибки оператора. Известны случаи, когда КМУ пытались применить вместо домкрата, к примеру, чтобы поднять самосвал, уперев в землю стрелу. Кран-манипулятор не предназначен и, соответственно, не рассчитан на подобные уровни нагрузок. Если эксплуатировать его таким образом, существует большая вероятность того, что гидравлический цилиндр подъема крайней секции стрелы подъемника просто выйдет из строя от перегрузки. Если кран-манипулятор эксплуатируется грамотно, без пиковых нагрузок, то степень износа гидравлических цилиндров, изготовленных в странах Европы и Японии, весьма незначительная. Данный факт объясняет ту популярность, которой пользуются б/у КМУ в нашей стране. Второй по частоте ошибкой среди российских потребителей является игнорирование положений инструкции по эксплуатации гидравлической системы крана-манипулятора, предписывающих обязательный разогрев в холодное время года.
Из вышесказанного можно сделать вывод, что для бывших в употреблении КМУ одним из определяющих параметров является «не эксплуатировался в РФ», поскольку у кранов-манипуляторов европейского и японского производства надежность и эксплуатационные параметры сохраняются на высоком уровне даже после длительного срока эксплуатации, если она была правильной.