Ошибки работодателей при применении дисциплинарных взысканий

Можно ли по телефону запросить у работника объяснения? Нужно ли уточнить причины каждого дня прогула? Допустимо ли применить несколько взысканий подряд? Стоит ли вносить исправления в приказ? Ответы на эти и другие вопросы читайте в нашем обзоре.

Запросили объяснения устно

ТК РФ не закрепляет, в какой форме нужно запросить у работника объяснение. Однако с учетом практики безопаснее направить сотруднику письменное уведомление.

В одном из споров работодатель отмечал, что истребовал объяснения устно, а после составил акты об отказе от них. Апелляция подчеркнула: устный запрос не подтверждает, что порядок применения взыскания соблюден. Нужно предъявлять письменное требование сотруднику под подпись. 7-й КСОЮ не изменил определение.

В другой ситуации 3-й КСОЮ поддержал вывод, что закон не предусматривает запрос объяснений по телефону. В том примере работодатель вовсе не зафиксировал в документах факт истребования объяснений и отказ от них.

В практике 2-го КСОЮ и 9-го КСОЮ также были случаи, когда суды отклоняли доводы об устных запросах.

Как составить уведомление о необходимости дать объяснения, подскажет готовое решение.

Попытались выяснить причины не всех дней прогула

Сотрудника уволили за длительный прогул (более 3 месяцев). За это время работодатель один раз истребовал объяснения, но по последующим неявкам запросы не направлял. Суд отметил, что процедуру привлечения к ответственности нарушили.

Примеры из практики 3-го КСОЮ и 5-го КСОЮ также подтверждают, что нужно требовать объяснения за все дни отсутствия, которые планируете упоминать в приказе об увольнении.

Уволили за повторный проступок в короткий срок после предыдущего наказания

Когда работодатель за непродолжительный период применяет несколько взысканий, суд может признать его действия намеренными и решить, что сотруднику не дали шанса изменить отношение к труду.

Например, эту позицию апелляции поддержал 2-й КСОЮ в случае, когда между выговором и увольнением было 8 дней. Выбор крайней меры дисциплинарного воздействия сочли незаконным.

В практике также есть примеры, когда за срок менее месяца к сотрудникам применяли несколько взысканий и увольняли за неоднократное неисполнение обязанностей. 5-й КСОЮ согласился с выводом о том, что работодатель действовал специально и злоупотреблял правом. 9-й КСОЮ направил дело на новое рассмотрение, так как апелляция не учла в том числе короткий промежуток времени между взысканиями и не проверила, была ли у работника возможность исправиться.

Аналогичную позицию ранее высказывал ВС РФ.

После применения взыскания внесли изменения в приказ

Работодатель объявил сотруднику замечание, а после решил поправить приказ — добавить ссылки на пункты локальных актов. Апелляция признала это нарушением. 3-й КСОЮ подчеркнул: после применения взыскания нельзя совершать юридически значимые действия, которые затрагивают права и интересы работника. Особенно в том случае, когда срок привлечения к ответственности истек.

В споре об увольнении 8-й КСОЮ согласился с тем, что без согласия сотрудника работодатель не вправе изменять приказ после того, как расторг договор.

Поставили резолюцию о взыскании раньше, чем работник объяснил проступок

Руководитель принял решение об увольнении за несколько дней до того, как получил от сотрудника объяснения. Об этом свидетельствовала резолюция на служебной записке. Хотя приказ о расторжении договора издали позже, суды сочли, что работодатель нарушил процедуру применения взыскания.

В другом примере резолюцию о выговоре также поставили до того, как работник объяснил нарушение. 1-й КСОЮ отметил, что работодатель применил взыскание без учета обстоятельств проступка.

Не конкретизировали в приказе дисциплинарный проступок

Работодатели часто допускают ошибки при составлении приказа о взыскании, поскольку не описывают нарушение подробно. Суд может признать этот документ незаконным, если в нем привели только общие формулировки: не указали время, место, обстоятельства совершения проступка, обязанности, которые не исполнил сотрудник. Как отмечал ВС РФ, суд не вправе за работодателя определять, в чем состоит нарушение.

5-й КСОЮ дважды направлял дело на новое рассмотрение, так как в приказе не было конкретики. В нем сделали отсылку к служебной записке, но не указали дату ее составления. Поскольку материалы дела включали несколько таких документов, невозможно понять, какой из них лег в основу приказа.

3-й КСОЮ отмечал: нельзя восполнить описание проступка из документов, которые получили при служебной проверке. Приказ имеет распорядительный характер, а значит, именно в нем нужно отразить обстоятельства нарушения.

В практике 1-го КСОЮ, 4-го КСОЮ и 6-го КСОЮ также встречались примеры, когда судам не хватило подробностей в приказах.

Объявить работнику выговор или замечание — дело непростое. Нужно учесть множество требований Трудового кодекса РФ. Особенно важно не ошибиться, если в качестве дисциплинарного взыскания выбрано увольнение. В статье рассмотрим ошибки, которые допускают даже опытные кадровики.

Ошибка 1. Не ознакомили работника с обязанностями

Работодатель вправе применять взыскания «за неисполнение или ненадлежащее исполнение работником по его вине возложенных на него трудовых обязанностей»[1]. Обязанности возлагаются не только трудовым договором, но и инструкциями, локальными актами, приказами работодателя. Чтобы доказать, что работник знал о своих обязанностях, нужно иметь подтверждение тому, что он был ознакомлен со всеми документами. В противном случае суд отменит наказание как незаконное.

СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
В ходе конфликта работник вел себя грубо по отношению к коллеге. За некорректное поведение ему объявили выговор. Работник обжаловал наказание.
Районный суд признал приказ о дисциплинарном взыскании незаконным. Причина: правило строго соблюдать принципы уважительного отношения между работниками было установлено Кодексом этики и служебного поведения, а с этим локальным актом работник не был ознакомлен под роспись. Работодатель оспорил данное решение, поскольку считал, что трудовые отношения сами по себе предполагают необходимость поддержания здоровой деловой атмосферы в коллективе, а соблюдение правил делового общения не требует дополнительного ознакомления и подписи в документах. 
Апелляция не приняла такой довод. Без подписи работника доказать, что тот проинформирован о той или иной обязанности, работодатель не может даже при наличии свидетельских показаний. Приказ о вынесении работнику выговора пришлось отменить.
Апелляционное определение Ульяновского областного суда от 10.12.2019 по делу № 33-5048/2019[2]

Если вы ознакамливаете работников с документами на бумажном носителе, подтвердить это может только личная подпись работника.

Если работник трудится дистанционно либо работодатель применяет электронный кадровый документооборот (ЭКДО), чтобы ознакомить работников с документами, содержащими перечень трудовых обязанностей, можно направить, например, электронный образ документа (скан-копию или фотокопию) по электронной почте или через мессенджер. Важно, чтобы способ ознакомления был предусмотрен в ЛНА, а для дистанционных работников — в ЛНА, трудовом или коллективном договоре[3], и позволял однозначно подтвердить получение работником документов.

Примечание. С 2022 года работодатели имеют право вводить ЭКДО, в рамках которого факт ознакомления работников с инструкциями, ЛНА, а также приказами по основной деятельности подтвердят электронные подписи (ч. 5, 7 ст. 22.3 ТК РФ): усиленная квалифицированная или неквалифицированная либо простая электронная подпись.

ПРИМЕЧАНИЕ НАУЧНОГО РЕДАКТОРА
Простая электронная подпись состоит из пары «логин + пароль», поэтому взаимодействие с работником через электронную почту или личный кабинет на сайте работодателя происходит с ее применением.

Ошибка 2. Нарушение не было связано с трудовой функцией

Стремясь укрепить дисциплину, работодатели устанавливают в ЛНА множество требований, которые не относятся к трудовой функции работника. Например, в ПВТР обязывают уведомлять работодателя о продлении отпуска в случае болезни[4], сообщать об установлении инвалидности или о беременности.

Как пожелание или просьба такие положения могут присутствовать в локальных актах. Это действительно дисциплинирует, вносит определенность в действия работника в разных ситуациях. Но обязывать уведомлять, тем более «срочно» или «немедленно», работодатель не вправе. Такое действие работника нельзя отнести к трудовым, даже если прописать его в ЛНА как обязанность.

Консультанты Роструда также считают, что нельзя наказать работника, если он не сообщил работодателю о больничном, а вышел на работу, самостоятельно продлив отпуск на время болезни[5].

Порой легко спутать трудовые обязанности работника с иными обязанностями, которые связаны или вытекают из трудовых отношений. Например, нельзя применить дисциплинарное взыскание, если работник нарушил дисциплину во время обучения с отрывом от производства или режим лечения в период нетрудоспособности.

СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Работодатель заключил с работником ученический договор в дополнение к трудовому и направил на обучение с отрывом от производства. В общежитии работника застали за распитием спиртных напитков. Он отказался пройти медицинское освидетельствование и дать письменные объяснения по данному факту и вообще перестал посещать занятия, за что был отчислен из учебного центра.
За нарушение правил проживания в общежитии, ученического договора, ПВТР и должностной инструкции работника уволили. Издали сразу два приказа: первым приказом уволили за появление на работе в состоянии алкогольного опьянения, а вторым — за прогулы. Работник оспорил наказание, потребовав еще компенсацию морального вреда и возмещение заработка.
Суд первой инстанции посчитал, что два приказа об увольнении — это незаконно. Поскольку первым проступком было распитие спиртных напитков, суд отменил приказ об увольнении за прогул. Однако сам факт привлечения к дисциплинарной ответственности посчитал законным.
Судебная коллегия с таким решением не согласилась. У работодателя не было оснований применять к работнику дисциплинарные взыскания, поскольку тот не нарушил никаких трудовых обязанностей. Во-первых, ученический договор не предусматривал, что работодатель вправе уволить работника в случае отчисления или нарушения учебной дисциплины. Во-вторых, место обучения не являлось местом работы (работник учился с отрывом от производства). В-третьих, нельзя уволить работника даже в том случае, если он появился в состоянии опьянения в офисе компании в день, когда еще ученический договор не расторгнут — еще длится период обучения, работник не осуществляет трудовую деятельность, не получает оплату труда, а обучение не является трудовой функцией работника.
Судебная коллегия не только отменила приказы об увольнении, но и восстановила работника на работе, взыскала в его пользу заработную плату за все дни вынужденного прогула и компенсацию морального вреда.
Обзор апелляционной практики по гражданским и административным делам за сентябрь–октябрь 2018 года Верховного Суда Республики Коми[6]

 


[1] Часть 1 ст. 192 ТК РФ.

[2] https://clck.ru/akMN2.

[3] Часть 2 ст. 312.3 ТК РФ.

[4] Определение Судебной коллегии Верховного Суда РФ № 69-КГ13-4.

[5] https://clck.ru/ZFa2m.

[6] https://clck.ru/akMt8.

Статья опубликована в журнале «Кадровые решения» № 2, 2022.

Можно ли по телефону запросить у работника объяснения? Нужно ли уточнить причины каждого дня прогула? Допустимо ли применить несколько взысканий подряд? Стоит ли вносить исправления в приказ? Ответы на эти и другие вопросы читайте в нашем обзоре.

Запросили объяснения устно

ТК РФ не закрепляет, в какой форме нужно запросить у работника объяснение. Однако с учетом практики безопаснее направить сотруднику письменное уведомление.

В одном из споров работодатель отмечал, что истребовал объяснения устно, а после составил акты об отказе от них. Апелляция подчеркнула: устный запрос не подтверждает, что порядок применения взыскания соблюден. Нужно предъявлять письменное требование сотруднику под подпись. 7-й КСОЮ не изменил определение.

В другой ситуации 3-й КСОЮ поддержал вывод, что закон не предусматривает запрос объяснений по телефону. В том примере работодатель вовсе не зафиксировал в документах факт истребования объяснений и отказ от них.

В практике 2-го КСОЮ и 9-го КСОЮ также были случаи, когда суды отклоняли доводы об устных запросах.

Как составить уведомление о необходимости дать объяснения, подскажет готовое решение.

Попытались выяснить причины не всех дней прогула

Сотрудника уволили за длительный прогул (более 3 месяцев). За это время работодатель один раз истребовал объяснения, но по последующим неявкам запросы не направлял. Суд отметил, что процедуру привлечения к ответственности нарушили.

Примеры из практики 3-го КСОЮ и 5-го КСОЮ также подтверждают, что нужно требовать объяснения за все дни отсутствия, которые планируете упоминать в приказе об увольнении.

Уволили за повторный проступок в короткий срок после предыдущего наказания

Когда работодатель за непродолжительный период применяет несколько взысканий, суд может признать его действия намеренными и решить, что сотруднику не дали шанса изменить отношение к труду.

Например, эту позицию апелляции поддержал 2-й КСОЮ в случае, когда между выговором и увольнением было 8 дней. Выбор крайней меры дисциплинарного воздействия сочли незаконным.

В практике также есть примеры, когда за срок менее месяца к сотрудникам применяли несколько взысканий и увольняли за неоднократное неисполнение обязанностей. 5-й КСОЮ согласился с выводом о том, что работодатель действовал специально и злоупотреблял правом. 9-й КСОЮ направил дело на новое рассмотрение, так как апелляция не учла в том числе короткий промежуток времени между взысканиями и не проверила, была ли у работника возможность исправиться.

Аналогичную позицию ранее высказывал ВС РФ.

После применения взыскания внесли изменения в приказ

Работодатель объявил сотруднику замечание, а после решил поправить приказ — добавить ссылки на пункты локальных актов. Апелляция признала это нарушением. 3-й КСОЮ подчеркнул: после применения взыскания нельзя совершать юридически значимые действия, которые затрагивают права и интересы работника. Особенно в том случае, когда срок привлечения к ответственности истек.

В споре об увольнении 8-й КСОЮ согласился с тем, что без согласия сотрудника работодатель не вправе изменять приказ после того, как расторг договор.

Поставили резолюцию о взыскании раньше, чем работник объяснил проступок

Руководитель принял решение об увольнении за несколько дней до того, как получил от сотрудника объяснения. Об этом свидетельствовала резолюция на служебной записке. Хотя приказ о расторжении договора издали позже, суды сочли, что работодатель нарушил процедуру применения взыскания.

В другом примере резолюцию о выговоре также поставили до того, как работник объяснил нарушение. 1-й КСОЮ отметил, что работодатель применил взыскание без учета обстоятельств проступка.

Не конкретизировали в приказе дисциплинарный проступок

Работодатели часто допускают ошибки при составлении приказа о взыскании, поскольку не описывают нарушение подробно. Суд может признать этот документ незаконным, если в нем привели только общие формулировки: не указали время, место, обстоятельства совершения проступка, обязанности, которые не исполнил сотрудник. Как отмечал ВС РФ, суд не вправе за работодателя определять, в чем состоит нарушение.

5-й КСОЮ дважды направлял дело на новое рассмотрение, так как в приказе не было конкретики. В нем сделали отсылку к служебной записке, но не указали дату ее составления. Поскольку материалы дела включали несколько таких документов, невозможно понять, какой из них лег в основу приказа.

3-й КСОЮ отмечал: нельзя восполнить описание проступка из документов, которые получили при служебной проверке. Приказ имеет распорядительный характер, а значит, именно в нем нужно отразить обстоятельства нарушения.

В практике 1-го КСОЮ, 4-го КСОЮ и 6-го КСОЮ также встречались примеры, когда судам не хватило подробностей в приказах.

Что учесть работодателю при применении дисциплинарного взыскания

Суды стали требовательнее к работодателям: нужно подробно описать проступок в приказе и проверить все обстоятельства, даже если объяснения придется запрашивать у сотрудника несколько раз

Что учесть работодателю при применении дисциплинарного взыскания

Сегодня работодателям сложно отстоять свою позицию в спорах с работниками по поводу дисциплинарных взысканий. Последние несколько лет в судебной практике лидирует тенденция «работник всегда прав».

Но это не значит, что не нужно дисциплинировать работников, нарушающих трудовые обязанности. Просто работодатель должен понимать, что нередко суды при рассмотрении трудовых споров опираются на прецеденты – ранее принятые судебные решения. Поэтому придется их анализировать и учитывать в совокупности с трудовым законодательством.

Посмотрим на примерах, на что работодателю обратить особое внимание при применении дисциплинарного взыскания.

Описывайте проступок в приказе о применении дисциплинарного взыскания

Одна из распространенных ошибок работодателей: в приказе о применении дисциплинарного взыскания есть лишь ссылка на положения трудового договора или локальных нормативных актов, которые нарушил работник. А описания проступка нет. Раньше суды принимали такие приказы, поскольку сами вникали в докладные, объяснительные и исследовали обстоятельства. Сегодня же суд посчитает работодателя нарушителем, если тот не опишет подробно проступок в приказе.

Эту цитату копируют почти все суды, если не находят в приказе описание проступка: «В приказе о привлечении истца к дисциплинарной ответственности отсутствует указание на конкретный дисциплинарный проступок, явившийся поводом для применения меры дисциплинарного взыскания, поскольку приказ не содержит конкретные факты нарушений, даты их совершения истцом, сведения о том, какой именно проступок совершил работник, за который он привлечен к дисциплинарной ответственности в виде выговора, в чем выразилось неисполнение истцом должностных обязанностей»1.

Таким образом, в приказе о применении дисциплинарного взыскания важно указать:

  • когда и при каких обстоятельствах работник совершил проступок;
  • когда, кто и при каких обстоятельствах проступок обнаружил;
  • когда запрошены объяснения работника;
  • какие причины совершения проступка назвал работник;
  • почему работодатель не посчитал эти причины уважительными и решил применить взыскание;
  • какие негативные последствия повлек проступок для работодателя;
  • как работодатель оценивает тяжесть проступка в сравнении с применимым взысканием;
  • какие положения локальных нормативных актов нарушил работник;
  • реквизиты документов, положенных в основу взыскания.

Да, приказ получится объемным. Но именно детальное описание всех обстоятельств может сыграть на руку работодателю при возникновении спора.

Запрашивайте объяснения у работника до полного выяснения обстоятельств

Работник предоставил формальные объяснения после нарушения и не приложил доказательства. Скажете, его проблема? Однако суды исходят из того, что работодатель обязан проверить все обстоятельства, на которые сослался работник.

Например, сотрудник ушел с работы раньше. В объяснительной он упомянул рабочую встречу с клиентом, но доказательства не представил (сведения о клиенте, место встречи и т.д.). Однако это не дает работодателю право привлечь сотрудника к ответственности. Работодатель должен запросить подробные объяснения: на какой встрече был сотрудник, кто поручил туда явиться и проч. Также стоит дополнительно проверить, действительно ли сотрудник был на встрече, для чего желательно связаться с клиентом. Только после всех этих действий можно решать, применить дисциплинарное взыскание или нет.

Так, в одном деле суды посчитали, что, получив объяснения работника, работодатель должен был запросить дополнительную информацию2. В таком случае суды придерживаются правила: все неустранимые сомнения толкуются в пользу работника3.

Оцените тяжесть проступка

Еще одно основание для отмены приказа о применении дисциплинарного взыскания – отсутствие доказательств того, что работодатель оценил соразмерность проступка примененному взысканию4. В приказе стоит обосновать, почему выбранное взыскание – справедливое наказание для работника.

При этом нет конкретных критериев такой оценки, на которые работодатель мог бы ориентироваться. Например, можно указать, что нарушение работник совершил не в первый раз, или описать негативные последствия проступка. Как бы работодатель ни обосновал применение взыскания, в приказ такую информацию надо включить обязательно.

Нарушения работника должны быть связаны с его должностными обязанностями

При исполнении трудовых обязанностей работник руководствуется трудовым договором, должностной инструкцией и локальными нормативными актами, с которыми ознакомлен под подпись. Довольно часто в трудовой договор включают положение, согласно которому работник должен выполнять поручения руководителя, но они не конкретизируются. Да еще и должностную инструкцию работнику не дают подписать. Все это не пойдет на пользу работодателю.

Например, менеджеру по продажам поручили сходить на почту и отправить письмо, а он об этом забыл. Работодатель решил его наказать. Но менеджер в объяснительной написал, что отправка корреспонденции в его трудовые обязанности не входит, этим занимаются секретари и курьеры.

В такой ситуации работодателю необходимо собрать доказательства того, что работника и ранее посылали на почту, поручение для него не было новым. Другой вариант – пояснить, что в тот момент никто не мог сходить на почту, и именно поэтому просьба была адресована менеджеру.

Работодатель должен точно понимать, что поручение не выходит за пределы должностных обязанностей, которые работник исполняет постоянно. Даже при обнаружении недостачи у работника, обслуживающего товарно-материальные ценности, он может выиграть суд только потому, что в трудовом договоре не указана обязанность по обслуживанию таких ценностей5.

Если у вас остались вопросы, вы можете задать их адвокатам, заполнив форму на нашем сайте. Ответ поступит на указанный вами адрес электронной почты.


1 Определение Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 4 октября 2022 г. № 88-17881/2022; Определение Первого кассационного суда общей юрисдикции от 21 ноября 2022 г. № 88-27200/2022; Определение Шестого кассационного суда общей юрисдикции от 12 мая 2022 г. № 88-9082/2022.

2 Определение Омского областного суда от 11 января 2023 г. по делу № 33-206/2023.

3 Определение Первого кассационного суда общей юрисдикции от 8 августа 2022 г. по делу № 88-18758/2022.

4 Определение Первого кассационного суда общей юрисдикции от 1 марта 2021 г. по делу № 88-2622/2021.

5 Апелляционное определение Московского городского суда от 12 ноября 2019 г. по делу № 33-52207/2019.

Фото: фотобанк Freepik/@dooder

Дисциплинарные взыскания: за что и как можно наказать сотрудника

Редактор: Наталья Митькина

По закону есть три вида дисциплинарных взысканий — замечание, выговор и увольнение. В статье разбираем, когда можно применять каждое из них


Виктор Подгорский

Виктор Подгорский

Эксперт по праву

Поделиться

Поделиться

По закону есть три вида дисциплинарных взысканий — замечание, выговор и увольнение. В статье разбираем, когда можно применять каждое из них


Виктор Подгорский

Виктор Подгорский

Эксперт по праву

Поделиться

Представим, сотрудник хронически опаздывает. Руководитель сначала его журил, потом отчитывал, а потом начал грозить увольнением. А сотрудник как опаздывал, так и опаздывает.

Руководитель может сколько угодно грозить штрафами и даже увольнением, но наказать сотрудника может только так, как обозначено в законе. Стоит сделать что-то неправильно — сам работодатель и будет отвечать.

В статье разберемся, какие виды дисциплинарных взысканий есть по трудовому кодексу и как их применять на практике.

Основную информацию из статьи собрали в краткий чек-лист. Его можно скачать и распечатать, чтобы помнить, что можно, а что нельзя делать при проступке сотрудника. В чек-листе вы также найдете шаблоны документов, которые пригодятся при оформлении дисциплинарного взыскания.

Работодатель может привлечь сотрудника к дисциплинарной ответственности только по трудовому кодексу. В законе есть три вида наказаний, они называются дисциплинарными взысканиями:

  • замечание;
  • выговор;
  • увольнение.

Придумывать другие наказания незаконно. Сотрудник может обжаловать их в суде.

Замечание — самая мягкая мера. Его оформляют, когда проступок не принес работодателю ущерба:

  • сотрудник раз нарушил дресс-код;
  • опоздал на 20 минут с обеда;
  • нагрубил коллеге, но извинился.

Выговор — более строгая мера. В законе нет четкого списка проступков, за которые можно объявить выговор. В целом это случаи, когда работодателю причинен ущерб. Вот примеры:

  • сотрудник забыл переслать важное письмо и сорвал согласование с заказчиками, а компания не получила деньги за заказ;
  • опоздал на важное совещание, где должен был показать новый продукт. Клиент выбрал другую компанию;
  • не подготовил в срок необходимый документ, и весь отдел не выполнил план продаж;
  • дал клиенту непроверенную информацию и нанес удар по репутации работодателя;
  • опаздывал каждый день, потом спешил и допускал много ошибок в работе. За сотрудника работали коллеги, им приходилось платить за внеурочную работу;
  • постоянно грубил коллегам, атмосфера в коллективе была напряженной, сотрудники не выполняли задачи, показатели работы ухудшились.

Увольнение — дисциплинарное взыскание за грубые нарушения. Вот примеры проступков, за которые можно сразу уволить сотрудника:

  1. У сотрудника уже было дисциплинарное взыскание, но он нарушил правила еще раз. Например, его уже наказывали за опоздания, он стал приходить вовремя, но после этого слил персональные данные клиентов.
  2. Сотрудника не было на рабочем месте больше 4 часов или он прогулял всю рабочую смену, а при дистанционной работе без уважительной причины не вышел на связь более 2 рабочих дней подряд.
  3. Пришел на работу пьяный.
  4. Разгласил коммерческую, государственную или служебную тайну. Например, написал в соцсетях подробный кейс, как работал над новым продуктом, но не согласовал публикацию с компанией. В открытый доступ попала внутренняя коммерческая информация. Сотрудник нарушил положение о коммерческой тайне, а конкуренты воспользовались этой информацией.
  5. Украл или уничтожил имущество компании. Например, забрал домой офисный ноутбук и продал его на Авито. Работодателю деньги не вернул.
  6. Нарушил требования охраны труда, из-за этого кто-то пострадал или мог пострадать. Например, сотрудник курил на лестничной клетке. Из-за этого случился пожар в здании. Или сотрудник ходил по стройке без каски и это могло привести к его же травме.
  7. Руководитель, бухгалтер, кассир или другой материально ответственный сотрудник сделал что-то незаконное, совершил противоправные действия на работе или вне ее. Например, сотрудник перевел деньги работодателя на банковский овернайт, а проценты с него взял себе. Сюда же отнесем все мошеннические схемы.

Нельзя сделать выговор, а потом уволить по одному и тому же нарушению. За один проступок положено только одно дисциплинарное взыскание.

Сотрудник опоздал на работу больше чем на 4 часа. Руководитель сначала объявил ему выговор, а потом подумал, что это очень мягкая мера. Но уволить сотрудника нельзя, он уже был наказан.

Закон не обязывает работодателя наказывать сотрудника за все. Бывает, сотрудник нарушает правила компании, например систематически опаздывает, но всю остальную работу делает идеально. В этом случае работодатель по своему усмотрению может либо смягчить наказание, либо вообще проигнорировать нарушения.

В законе много тонкостей о наказаниях сотрудников. Точно придется помучиться с документами и сроками. Если работодатель нарушит порядок применения дисциплинарных взысканий, работник может:

  • спровоцировать внеочередную проверку трудовой инспекции у работодателя;
  • обжаловать и отменить приказ в суде;
  • восстановиться на работе при увольнении;
  • взыскать с работодателя заработок за время вынужденного прогула;
  • взыскать компенсацию морального вреда.

А самого работодателя могут привлечь к административной ответственности.

Представьте: сотрудник опаздывал, хамил, пил или вовсе не приходил на работу. Руководитель уверен, что этого бездельника он уволил по всем правилам. Но, оказывается, забыли оформить какой-то документ. В итоге сотрудник пошел в суд и обжаловал приказ об увольнении. И все — придется компании опять терпеть его в штате. Судебная практика это подтверждает.

Сотрудника уволили за пьянство, а он восстановился на работе и взыскал деньги

Что случилось. Сотрудника ТВ-Горняк уволили за то, что пришел на работу пьяный. Он не согласился с наказанием и подал иск в суд.

Какие ошибки. Выяснилось, что работодатель нарушил процедуру дисциплинарного взыскания — не получил объяснительную от работника и не оформил акт об отказе дать письменное объяснение. Свидетельские показания суд признал субъективными и учел то, что у сотрудника был конфликт с руководством.

Решение суда. Сотрудника восстановили на работе, а с компании взыскали зарплату за время, пока он вынужденно не работал. В общем, пришел пьяный, а еще за это получил деньги.

Апелляционное определение Алтайского краевого суда от 20.02.2019 № 33-1574/2019

Работодатель должен четко указать, что нарушил сотрудник. Это может быть норма в законе или правила из внутренних документов компании или ИП:

  • государственные нормы — законы, подзаконные акты, другие нормативные акты, например постановления, приказы, правила;
  • внутренние локальные нормативные акты компании — правила внутреннего распорядка, положение об охране труда и другие.

Разрабатывает и утверждает локальные акты работодатель, иногда вместе с работниками и профсоюзом.

Итак, сотрудник нарушил внутренние правила. Его можно наказать при таких условиях:

  1. Нарушения обязанности зафиксированы в локальных нормативных актах.
  2. Сотрудник ознакомился с документами под подпись и поставил дату ознакомления.

Например, в компании сотрудники должны придерживаться дресс-кода: белый верх, черный низ с понедельника по четверг.

✅ Внешний вид сотрудников описан в положении о дресс-коде, и все сотрудники ознакомлены с документами под подпись. Сотрудница нарушила положение о дресс-коде и пришла в красном платье в четверг → можно вынести дисциплинарное взыскание.

❌ Правила дресс-кода описаны во внутреннем гугл-доке, сотрудники просто читают его, когда проходят обучение перед началом работы → Вынести дисциплинарное взыскание за красное платье не получится.

Если работодатель не следит за порядком в локальных актах, сотрудник, скорее всего, сможет оспорить и отменить дисциплинарное взыскание.

Из-за неправильного оформления должностной инструкции суд отменил выговор сотруднику

Что случилось. Сотрудник работал юрисконсультом. Руководитель компании отправил его в командировку и поручил собрать сведения о контрольно-кассовой технике. Сотрудник от командировки отказался. Он сказал, что в трудовом договоре и должностной инструкции таких обязанностей нет.

Какие ошибки. Руководитель компании сделал выговор за то, что сотрудник нарушил должностную инструкцию. Но оказалось, сотрудник не знал о своих новых обязанностях. Просто в должностную инструкцию добавили новые пункты, а сотруднику об этом сообщили на словах.

В 2009 году в должностную инструкцию добавили новые пункты, а сотруднику об этом сообщили на словах. В инструкции стояла подпись предыдущего юрисконсульта за 2008 год. После проверки суд нашел несоответствие в датах. Инструкция утверждена в 2009 году, сотрудник никак не мог с ней ознакомиться в 2008 году. Кроме того, инструкция не была прошита и скреплена печатью компании.

Решение суда. Суд определил, что нужно снять с работника выговор и выплатить ему компенсацию морального вреда 25 000 ₽.

Апелляционное определение Свердловского областного суда от 20.04.2018 № 33-6781/2018

Часто за нарушения сотрудников штрафуют или лишают премии. Разберемся, насколько это законно.

Штрафы. Такого дисциплинарного взыскания нет в трудовом кодексе — применять его нельзя.

В правилах внутреннего трудового распорядка компании есть пункт: если сотрудник опоздал более чем на 10 минут, его штрафуют на 5% от оклада.

❌ Это правило незаконно. Такого вида наказания нет в ТК. Сотруднику можно сделать замечание.

Лишение премии. К дисциплинарным взысканиям это тоже не относится. Но лишить сотрудника премии можно, если соблюдаются три этих правила:

  1. По трудовому договору или локальному нормативному акту премия — это необязательная выплата.
  2. Во внутреннем документе прописано, за какие проступки лишают премии
  3. Сотрудник ознакомлен под подпись с этим документом

Сотрудника лишили премии за то, что не выполнил план продаж.

❌ В трудовом договоре прописано, что доход сотрудника ежемесячно состоит из оклада и премии — 10% от продаж → лишить премии нельзя.

❌ В правилах компании нет нормы, что сотрудников лишают премии при снижении продаж → лишить премии нельзя.

❌ Сотрудник не ознакомлен под подпись с положением о премировании → лишить премии нельзя.

✅ В трудовом договоре прописан только размер оклада. При этом в компании есть положение о премировании сотрудников за количество продаж. В нем прописаны критерии, по которым премию назначают или лишают ее. Сотрудник ознакомился с положением о премировании под подпись → лишить премии можно.

Придерживайтесь четких формулировок из закона

Главное, при лишении премии не упоминайте понятие «дисциплинарное взыскание». А еще, если работодатель выносит выговор или замечание, нельзя менять формулировки, например писать «строгий выговор». Таких видов наказания нет в ТК — работник сможет легко оспорить их в суде.

Оформить дисциплинарное взыскание — целое дело. Наказать сотрудника не так просто, как кажется. Давайте по шагам.

Шаг 1. Зафиксировать нарушение в документе. Нарушение сначала нужно доказать:

  • опросить свидетелей;
  • взять запись с камер видеонаблюдения;
  • использовать данные пропускных систем или записи в табеле учета времени.

Чтобы зафиксировать нарушение, оформляют такие документы: докладная записка, акт, решение внутренней комиссии. По закону подойдет любой из этих документов, но, чтобы подстраховаться, работодатель может оформить их все.

Сотрудник не пришел на работу и не сообщил причину. Дозвониться ему не удалось. В этом случае составляют акт об отсутствии на рабочем месте. Его должны подписать хотя бы двое сотрудников компании — это и будет доказательством.

Сотрудник опоздал, а потом пришел пьяный. Можно составить акт об отсутствии на рабочем месте, докладную записку от начальника. Для того чтобы доказать факт пьянства на работе, можно привлечь специальную комиссию и документально оформить ее решение.

Установленных форм документов для нарушений нет. Главное, указать должность и ФИО нарушителя, отдел, дату и время проступка, ФИО людей, которые подтверждают факт нарушения, и их подписи.

Акт об отсутствии работника на рабочем месте более 4 часов: образец

Так может выглядеть акт об отсутствии работника на рабочем месте более 4 часов

Шаг 2. Получить объяснительную от сотрудника. Запросите у сотрудника объяснение.

Запрос объяснения можно оформить в произвольной форме. Главное — указать:

  • в чем суть вероятного нарушения сотрудника;
  • пункты и реквизиты документов, в которых закреплены нарушенные обязанности;
  • когда и куда он должен принести письменные объяснения случившегося.

По закону у сотрудника на это есть минимум два рабочих дня, но лучше дать больше.

❌ Работодатель зафиксировал нарушение в акте, докладной записке или решении комиссии, но поторопился и вынес дисциплинарное взыскание раньше 2 рабочих дней → взыскание незаконно.

Уведомление о необходимости дать объяснение прогула: образец

Так может выглядеть уведомление о необходимости дать объяснение прогула

В объяснительной записке сотрудник должен подробно объяснить причины проступка

В объяснительной записке сотрудник должен подробно объяснить причины проступка

Шаг 3. Оформить акт об отказе писать объяснительную. Представим, что сотрудник не принес никакую объяснительную или просто отказался ее приносить, а два рабочих дня прошли.

В этом случае нужно оформить акт об отказе писать объяснительную. Форма произвольная, но важно указать дату составления акта, дату вручения, суть проступка.

Акт об отказе дать письменное объяснение: образец

Акт об отказе дать письменное объяснение должны подписать не менее 2 человек

Шаг 4. Изучить причины проступка. Суды очень внимательно исследуют все обстоятельства дела. Даже если сотрудник заслуживает наказания, важно учесть:

  • тяжесть проступка. Например, не стоит выносить выговор, если сотрудник задержался с обеда на 5 минут и это никак не повлияло на работу компании или ИП;
  • обстоятельства проступка. Например, сотрудник ошибся из-за плохого самочувствия;
  • поведение работника до проступка. Например, он раньше работал без нареканий, а за первое в карьере 15-минутное опоздание сразу получил выговор;
  • его отношение к труду. У работника есть грамоты, награды, до проступка он успешно выполнял свои задачи и не подводил работодателя;
  • наличие дисциплинарных взысканий в прошлом.

Всё это влияет на то, насколько серьезным будет наказание. Если сотрудник годами выполнял все планы продаж, вряд ли ему стоит делать выговор за опоздание.

Шаг 5. Выпустить приказ о дисциплинарном взыскании. Если вина сотрудника зафиксирована и доказана, работодатель выпускает приказ о дисциплинарном взыскании — замечании, выговоре или увольнении. В приказе указывают:

  • ФИО работника
  • должность;
  • структурное подразделение, отдел;
  • описание нарушения;
  • обстоятельства нарушения;
  • нормативные основания: акты трудового права, локальные документы компании;
  • документальные основания для приказа: акт, докладная записка, объяснительная записка.

Работодатель должен ознакомить работника с приказом в течение трех рабочих дней.

Приказ о дисциплинарном взыскании: образец

Так может выглядеть приказ о дисциплинарном взыскании — увольнении

Шаг 6. Оформить акт об отказе подписать приказ о дисциплинарном взыскании. Если работник отказывается подписывать приказ, работодатель оформляет акт об этом. В акте надо указать дату и время составления. Подписать акт должны минимум два сотрудника. Например, секретарь, начальник отдела кадров и непосредственный начальник нарушителя.

Акт об отказе от ознакомления под подпись с приказом об увольнении: образец

Так может выглядеть акт об отказе от ознакомления под подпись с приказом об увольнении

1 месяц со дня обнаружения. Например, клиенты юридической конторы 12 января 2023 года прислали претензию о том, что юрист составил договор с ошибками. Значит, наказать юриста можно до 12 февраля 2023 года.

6 месяцев со дня совершения проступка. Сотрудник прогулял 4 часа 12 января 2023 года. Значит, уволить его можно до 12 июля 2023 года.

2 года со дня совершения проступка, если нарушение выявлено во время ревизии или проверки. Во время аудиторской проверки 12 января 2023 года выяснилось, что бухгалтер неправильно рассчитывал зарплату работникам. Значит, наказать можно до 11 января 2025 года.

3 года со дня совершения проступка при нарушениях закона о противодействии коррупции. Руководитель 12 января 2023 года дал взятку чиновнику, чтобы избежать проверки. Значит, наказать можно до 11 января 2026 года.

Вот случай из судебной практики.

Сотрудница не выполнила план продаж, получила выговор, но компании присудили выплатить ей компенсацию морального вреда

Что случилось. Сотрудница медицинской компании получила строгий выговор за то, что она не выполнила план продаж. Так и было написано: «строгий». В должностной инструкции есть пункт о том, что сотрудники должны выполнять месячный и годовой план продаж. Сотрудники инструкцию подписали.

Ошибки. При расследовании выяснилось, что в приказе о дисциплинарном взыскании работодатель не указал дату совершения проступка. Суд не смог установить срок, в течение которого работник может быть привлечен к дисциплинарной ответственности. К тому же такой меры взыскания, как «строгий выговор», в законе нет.

Решение суда. Работодатель нарушил процедуру дисциплинарного взыскания. Суд отменил приказ о дисциплинарном взыскании — выговоре — и взыскал в пользу сотрудницы 10 000 ₽ компенсации морального вреда.

Решение Василеостровского районного суда Санкт-Петербурга № 2-2158/2017~М-1336/2017

Если работник совершил проступок, это не значит, что он теперь вечно виноват. У дисциплинарного взыскания есть срок действия. Оно снимается:

  1. Автоматически.
  2. По решению работодателя.
  3. По обжалованию сотрудника.

Автоматически. Через год дисциплинарное взыскание снимается само. Это значит, что у сотрудника больше нет нарушений и его нельзя уволить за повторный проступок.

Сотруднику вынесли выговор за опоздание 15.01.2022. Весь год он приходил вовремя, но потом расслабился и снова опоздал 17.01.2023 → уволить сотрудника за повторное нарушение нельзя, поскольку год со дня выговора за первое опоздание прошел.

По решению работодателя. Представим, что после наказания сотрудник исправился, нареканий больше нет. В этом случае можно снять дисциплинарное взыскание досрочно. Сотрудник сам может попросить сделать это. Также эту просьбу может высказать начальник или профсоюз.

Чтобы снять дисциплинарное взыскание по решению работодателя, надо отправить на имя руководителя ходатайство. Форма произвольная. Главное, указать, что сотрудник больше не нарушал трудовую дисциплину и работал добросовестно.

Ходатайство о снятии дисциплинарного взыскания: образец

Так может выглядеть ходатайство о снятии дисциплинарного взыскания от начальника

Чтобы снять дисциплинарное взыскание с работника, надо оформить приказ. В приказе должны быть: ФИО работника, должность, отдел, основание и дата снятия.

Приказ о снятии дисциплинарного взыскания: образец

Так выглядит приказ о снятии дисциплинарного взыскания

По обжалованию сотрудника. Сотрудник может сам попробовать снять дисциплинарное взыскание. Например, обратиться с жалобой в трудовую инспекцию, в комиссию по трудовым спорам, в суд.

Если сотрудник обратится в трудовую инспекцию, она будет проверять процедуру дисциплинарного взыскания и может отменить наказание, например если работодатель сделал приказ позже срока, не дал достаточного времени на объяснение. То есть по процедурным нарушениям.

Если работник не согласен с причиной дисциплинарного взыскания или его тяжестью, надо обратиться в комиссию по трудовым спорам или подать иск в суд. В суд работник может обратиться в течение 3 месяцев после того, как узнал о дисциплинарном взыскании. При увольнении — в течение месяца.

Правильно оформить дисциплинарное взыскание непросто. Чтобы не ошибиться с последовательностью и сроками, можно использовать такой алгоритм:

  1. Зафиксировать проступок в документе.
  2. Дать сотруднику минимум 2 рабочих дня на объяснение.
  3. Получить объяснительную от сотрудника или оформить акт об отказе писать объяснительную.
  4. Изучить причины проступка.
  5. Понять, какой ущерб нарушение принесло работодателю.
  6. Выпустить приказ о дисциплинарном взыскании с учетом сроков давности.
  7. Ознакомить сотрудника с приказом в течение 3 дней или оформить акт об отказе подписывать приказ о вынесении дисциплинарного взыскания.

Больше по теме

Все события бизнеса у вас в почте

Получайте первыми приглашения на вебинары, анонсы курсов и подборки статей

Подписываясь на дайджест, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности

Личный опыт

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Ошибки работника при приеме на работу
  • Ошибки работников ржд
  • Ошибки работников вследствие недостатка внимания памяти это
  • Ошибки р300 и р302
  • Ошибки р0363 и р1304 лада веста