Ошибки приводящие к недостоверности результата исследования мокроты

К.
Томен
(K.
Toman)

Ложноположительные
результаты

Кислотоустойчивые
частицы, не являющиеся туберкулезными
бактериями

Иногда
в образце мокроты или в мазке могут
содержаться частицы, не явля­ющиеся
туберкулезными микобактериями, но
обладающие кислотоустойчиво-стью. При
окраске по Цилю-Нильсену они окрашиваются
карболовым фук­сином в красный цвет
и не обесцвечиваются при последующей
обработке солянокислым спиртом. Эти
элементы, окрашенные в красный цвет,
иногда могут быть похожи на туберкулезные
бактерии. Такими элементами могут быть
частички пищи (например, кусочки воска
или жира), преципитаты, другие
ми­кроорганизмы, неорганические
частицы, а также артефакты [1—6].

Частицы
пищи.
Чтобы
устранить эту причину ложноположительных
резуль­татов, больной перед сбором
мокроты должен прополоскать рот чистой
водой и почистить зубы (без использования
зубной пасты или дезинфектантов). Еще
лучше, если больной соберет мокроту на
анализ до завтрака.

Преципитаты
краски.
Хотя
эти элементы очень просто дифференцировать
от кислотоустойчивых бактерий, иногда
они могут затруднять учет результатов,
а у неопытных работников — даже служить
причиной ошибочного заключения.
Преципитаты могут быть легко удалены
из раствора красителя путем его
филь­трования. Однако для предупреждения
ошибок лучше использовать свежепри­готовленные
растворы красителей и разводить их в
чистой посуде.

Кислотоустойчивые
бактерии из окружающей среды.
Эти
микроорганизмы встречаются в почве и
в воде и иногда могут попадать в образец
мокроты или на мазок в процессе его
приготовления. Предупредить такие
ошибки можно, ис­пользуя дистиллированную
или кипяченую воду, которую необходимо
хранить в абсолютно чистых емкостях.

Нетуберкулезные
микобактерии и нокардии.
Эти
микроорганизмы иногда об­наруживаются
в мокроте. Если они являются причиной
поражения легких, они присутствуют в
мокроте в больших количествах.

Споры
Bacillus
subtilis.
Они
обнаруживаются очень редко, имеют
овальную форму и по размерам больше,
чем туберкулезные бактерии.

Дрожжи.
Дрожжи
могут приобретать слабую красную
окраску. После фик­сации в пламени
они могут разрываться, образуя гранулы.

Волокна
и пыльца растений.
Различные
волокна, в том числе волокна шерсти,
хлопка, фильтровальной бумаги и бамбука,
обычно обнаруживаются поодиноч­ке,
чаще всего — только в одном поле зрения.
Пыльца некоторых хвойных рас­тений
обнаруживается в мазках мокроты очень
редко и имеет вид коротких кок-ковидных
палочек.

Царапины
на предметном стекле.
В
таких царапинах иногда может оставать­ся
краска, что вводит в заблуждение
начинающих лабораторных работников.
Царапины обычно длиннее, чем
кислотоустойчивые бактерии, располагаются
параллельно и имеют волнообразную
форму. Их легко дифференцировать от
бактерий, так как они располагаются в
препарате глубоко (на поверхности
стекла ниже уровня мазка) и исчезают
из поля зрения, когда клеточные элемен­ты
(например, лейкоциты) оказываются в
фокусе объектива.

Контаминация
препарата в результате переноса бактерий
с одного мазка на другой

Может
случиться, что кислотоустойчивые
микобактерии будут случайно пере­несены
с «положительного» мазка на препарат,
в котором они изначально от­сутствовали.
Обычно это происходит при совместной
обработке (окраска или обесцвечивание)
нескольких предметных стекол в одной
емкости. Предупре­дить такую ошибку
можно, работая на раковине с каждым
слайдом отдельно. Контаминация также
может быть связана с неправильным
прожиганием про­волочной петли,
используемой для приготовления мазков.
Такое загрязнение можно предупредить,
используя для приготовления мазков
специальные и од­норазовые деревянные
палочки .

Кислотоустойчивые
бактерии могут также попасть в препарат
случайно со стеклянной палочки или из
капельницы, которыми на поверхность
мазка нано­сят каплю иммерсионного
масла, если перед этим данной палочкой
или капель­ницей прикоснулись к
поверхности «положительного» мазка.
То же самое может произойти, если
иммерсионный объектив касается
поверхности «положительно­го» мазка
или фильтровальная бумага используется
повторно для снятия масла с нескольких
предметных стекол. Поэтому кончик
капельницы не должен касать­ся
поверхности мазка, а иммерсионное масло
должно свободно растекаться по
поверхности предметного стекла. По
этой же причине иммерсионный объектив
никогда не должен прикасаться к
покровному стеклу. До того как приступить
к микроскопии нового препарата, следует
вытереть объектив кусочком специаль­ной
салфетки для вытирания объективов или
кусочком чистой хлопковой ткани.
Фильтровальная бумага вообще не должна
использоваться, в крайнем случае ее
можно использовать только для одного
предметного стекла. Сами же предмет­ные
стекла для исследования мазков на КУМ
следует использовать только одно­кратно:
предметные стекла, использованные для
бактериоскопического выявле­ния
кислотоустойчивых бактерий, нельзя
применять повторно.

Ложноотрицательные
результаты

Чаще
всего ложноотрицательные результаты
[1—6]
объясняются
погрешностя­ми в процессе приготовления,
окраски или микроскопии мазков.
Правильная методика сбора мокроты и
выбора комочков материала для исследования
име­ет существенное значение в
предупреждении ложноотрицательных
результа­тов; этому вопросу следует
уделять особое внимание. Плохое качество
самой мокроты служит наиболее частой
причиной отрицательных результатов
иссле­дования мазков у бациллярных
больных. Ниже описаны наиболее типичные
причины ложноотрицательных ответов.

Неправильный
сбор мокроты

Иногда
больному не разъясняют, что представляет
собой мокрота и как пра­вильно следует
ее собирать. Нужно обязательно рассказать
больному, что слю­на и отделяемое из
носоглотки непригодны для бактериоскопии.
Больных сле­дует подбадривать и
предоставлять им достаточно времени,
чтобы они могли собрать бронхиальную
мокроту «из глубины грудной клетки».
Им надо предло­жить сделать несколько
глубоких вдохов и откашляться как можно
глубже.

Если
и при повторных попытках больной не
смог правильно собрать мокро­ту,
нужно прикоснуться тампоном к внутренней
поверхности надгортанника или к стенке
трахеи, что провоцирует кашель с
выделением мокроты. Другими методами,
провоцирующими отхождение мокроты,
являются вдыхание аэрозо­лей и
назначение бета-блокаторов. Прибегают
также к исследованию содержи­мого
желудка, а у некоторых больных — к
бронхоскопии. Ингаляции теплого
гипертонического (3%) солевого раствора
через аэрозольный ингалятор спо­собствуют
отхождению достаточного количества
мокроты [7]. Образцы мокро­ты, собранной
ранним утром, содержат КУМ чаще, чем
мокрота, собранная в дневное время.
Если необходимо собрать именно утреннюю
мокроту, то па­циенту дают соответствующий
контейнер для сбора в него именно самой
пер­вой утренней порции, полученной
до завтрака.

Неправильное
хранение образцов мокроты и окрашенных
мазков

Окрашенные
мазки могут утратить свое свойство
удерживать краситель в ре­зультате
воздействия на них прямого солнечного
света, другого излучения (на­пример,
ультрафиолетовые лучи), чрезмерно
высокой температуры, а также при
длительном (более недели) их хранении
в жарком и влажном месте [8].
Од­нако
даже после месяца хранения собранных
образцов мокроты в условиях тро­пического
климата частота обнаружения в них КУМ
почти не меняется. Тем не менее все
сданные образцы мокроты должны быть
исследованы.

Мазки,
окрашенные флюоресцентными красителями,
при хранении утра­чивают флюоресценцию.

Неправильный
выбор комочков мокроты для приготовления
мазков

Туберкулезные
бактерии легче обнаружить, если
исследовать содержащиеся в мокроте
небольшие комочки зеленовато-серого
или желтоватого цвета, име­ющие более
густую консистенцию (так называемые
чечевичные зерна). Такие комочки обычно
представляют собой участки казеозного
некроза, отторгающе­гося из легочных
каверн. Если мокроту предварительно
не обрабатывают по специальной методике
концентрирования, в том числе и
центрифугирования, то такие комочки
следует осторожно отделить от остальной
мокроты и перене­сти на предметное
стекло. Обнаружить такие комочки легче,
если просматри­вать мокроту на темном
фоне.

Неправильное
приготовление или окраска мазков

Ложноотрицательные
результаты могут быть также получены,
если:

  • для
    приготовления препарата было взято
    слишком мало материала, из-за чего
    получился слишком тонкий мазок;

  • приготовлен
    слишком толстый мазок, который не
    пропускает достаточно света;

  • препарат
    был перегрет во время фиксации мазка;

  • мазок
    был недостаточно фиксирован, в результате
    чего часть материала была смыта при
    промывке препарата;

  • время
    окраски карболовым фуксином было
    недостаточным или мазок был перекрашен
    в результате закипания красителя;

  • дополнительное
    окрашивание фона было чрезмерно
    интенсивным, из-за чего кислотоустойчивые
    бактерии стали плохо различимы.

Неправильное
исследование мазка

Если
исследование мазка проводится «хаотично»
или недостаточно тщательно, то будет
просмотрено слишком мало полей зрения.
Иногда лабораторный ра­ботник не
может обнаружить окрашенные в красный
цвет кислотоустойчивые бактерии из-за
имеющегося у него нарушения цветоощущения
или других рас­стройств зрения.

Другие
причины неправильных результатов
Административные
ошибки

Неправильные
результаты иногда могут быть получены
в связи с администра­тивными ошибками.
К их числу относятся:

  • «неправильная
    идентификация больных», неточное
    написание фамилий, ошибки при маркировании
    образцов или мазков мокроты;

  • ошибки
    при маркировании контейнеров (например,
    при нанесении идентификации на крышку
    контейнера, а не на сам слайд);

  • технические
    ошибки при записи или передаче
    результатов исследования.

Ошибки
при учете результатов

Ошибки
лабораторных работников, обусловленные
преимущественно физи­ческими или
психологическими причинами, имеют
место практически во всех диагностических
лабораториях. Природа этого явления,
иногда обозна­чаемого термином
«человеческий фактор», в значительной
степени остается неразгаданной. Тем
не менее в некоторых случаях величину
этого явления можно измерить. «Масштаб»
и частота ошибок (как гипер-, так и
гиподиа-гностики) варьируются у разных
людей, а также у одного человека в разное
время.

При
неоднократном изучении частоты
расхождения результатов исследо­вания
одних и тех же препаратов разными людьми
было показано, что несо­впадение
результатов бактериоскопии мазков
отмечается значительно реже, чем
результатов других исследований.
Примером может служить трактовка
рентгенологических исследований
органов грудной клетки (см. главу 5
«На­сколько достоверны результаты
бактериоскопического исследования
мазков мокроты?» и главу 12 «Насколько
достоверны результаты рентгенологическо­го
исследования органов грудной клетки?»).

Многие
ошибки, возникающие при учете результатов
бактериоскопии мазков мокроты, можно
предупредить, если провести правильное
обучение лабораторных работников и
убедить их сообщать в своем ответе
только то, что они в действительности
видят, а не то, что они предполагают
обнаружить. От­клонения в диагностике
как в сторону утяжеления, так и в сторону
эффекта терапии у леченых больных —
хорошо известная диагностическая
ошибка. Однако ошибочные результаты
бактериоскопического исследования
мокроты из-за технических погрешностей
(вследствие неправильного сбора мокроты
или из-за нарушения методики приготовления
препаратов) отмечаются зна­чительно
чаще, чем вследствие неправильного
учета результатов бактерио­скопии.

Литература

  1. Kubica
    G.P., Dye W.E. Laboratory
    methodsfor clinical andpublic health mycobacte-riology.
    Atlanta,
    GA, United States Communicable Disease Center, Public Health
    Service, 1967
    (Public
    Health Service Publication, No. 1547).

  2. Smithwick
    R.W. Laboratory
    manual for acid-fast microscopy.
    Atlanta,
    GA, United States Department of Health, Education and Welfare,
    Public Health Service, 1976.

  3. David
    H.L. Bacteriology
    of the mycobacterioses.
    Atlanta,
    GA, United States Department of Health, Education and Welfare,
    Public Health Service, 1976.

  4. Takahashi
    S. Handbook
    of direct smear examination of sputum for tubercle bacillus.
    Tokyo,
    South-East Asian Medical Information Centre, 1975.

  5. Technical
    guide: sputum examination for tuberculosis by direct microscopy in
    low-income countries,
    5th
    ed. Paris, International Union Against Tuberculosis and Lung
    Disease, 2000.

  6. Weyer
    K. et al. Laboratory
    services in tuberculosis control. Part II: microscopy.
    Geneva,
    World Health Organization, 1998
    (document
    WHO/TB/98.258).

  1. American
    Thoracic Society and Centers for Disease Control and Prevention.
    Diagnostic standards and classification of tuberculosis in adults
    and children. American
    Journal of Respiratory and Critical Care Medicine,
    2000,
    161:1376—1395.

  2. Van
    Deun A. et al. Reproducibility of sputum smear examination for
    acid-fast bacil­li. International
    Journal of Tuberculosis and Lung Disease,
    1999,
    3:823—829.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Смоленское областное государственное
бюджетное

профессиональное образовательное
учреждение

«Вяземский медицинский колледж имени Е.О.
Мухина»

Рассмотрена

на
заседании ЦМК специальных дисциплин

протокол
№ 8 от 17 января 2022 года

Председатель
ЦМК _________________

Р.П. Бородина

Технологическая
карта теоретического занятия

(методическая
разработка)

ПМ.04.
Выполнение работ по профессии младшая медицинская сестра

по
уходу за больными

МДК.04.03.
Технология оказания медицинских услуг

специальность
34.02.01 Сестринское дело базовой подготовки

ПМ.07.
Выполнение работ по профессии младшая медицинская сестра

по
уходу за больными

МДК.07.03.
Технология оказания медицинских услуг

специальность
31.02.01 Лечебное дело углубленной подготовки

Методическая разработка теоретического занятия

«Участие
сестры в лабораторных методах исследования»

Тип
лекции:

вводная, обзорная, проблемная, тематическая, заключительная

Автор:
Шершакова М.Л. – преподаватель СОГБПОУ «Вяземский медицинский колледж имени
Е.О. Мухина»

Цели занятия:

Дидактические:

Студент должен знать:

  1. Цели
    различных исследований и правила подготовки к ним.

  2. Ошибки,
    приводящие к недостоверности результата исследования.
  3. Универсальные
    меры предосторожности при взятии и транспортировке биологического

материла
в лабораторию.

  1. Правила
    хранения различных видов проб.

Студент
должен уметь:

  1. Беседовать с пациентом о цели предстоящего
    исследования и правила подготовки к нему.
  2. Обучить и подготовить пациента для получения
    достоверного результата.
  3. Взять мокроту на общий анализ, на атипичные
    клетки, для бактериологического исследования, на туберкулез, хранение и
    доставка в лабораторию.
  4. Взять кала для копрологического исследования, на
    скрытую кровь, на наличие гельминтов, простейших, для исследования на
    энтеробиоз.

Воспитательные:

— формирование интереса к избранной профессии и чувства гордости
за избранную профессию;

— развитие общих человеческих ценностей: гуманности, милосердия,
сострадания, уважения к жизни и здоровью человека

Здоровьесберегающие:

— сохранить высокий уровень активности обучающихся;

— профилактика нарушений зрения и осанки.

Способствовать формированию общих и
профессиональных компетенций:

ПК
4.1. Эффективно общаться с пациентом и его окружением в процессе
профессиональной деятельности.

ПК
4.2. Соблюдать принципы профессиональной этики.

ПК
4.3. Осуществлять уход за пациентами различных возрастных групп в условиях
учреждения здравоохранения и на дому.

ПК 4.4. Консультировать пациента и
его окружение по вопросам ухода и самоухода.

ПК
4.5. Оформлять медицинскую документацию.

ПК
4.6. Оказывать медицинские услуги в пределах своих полномочий.

ПК
4.7. Обеспечивать инфекционную безопасность.

ПК
4.8. Обеспечивать безопасную больничную среду для пациентов и персонала.

ПК
4.9. Участвовать в санитарно-просветительской работе среди населения.

ПК
4.11. Обеспечивать производственную санитарию и личную гигиену на рабочем
месте.

ПК
4.12. Осуществлять сестринский процесс

ОК
1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять
к ней устойчивый интерес.

ОК
2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы
выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК
3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них
ответственность.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование
информации, необходимой для эффективного выполнения возложенных на него
профессиональных задач, а также для своего профессионального и личностного
развития.

ОК
5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной
деятельности.

ОК
6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами,
руководством, потребителями.

ОК
7. Брать ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат
выполнения заданий.

ОК
8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития,
заниматься самообразованием, осознанно планировать и осуществлять повышение
своей квалификации.

ОК
9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной
деятельности.

ОК
10. Бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям народа,
уважать социальные, культурные и религиозные различия.

ОК
11. Быть готовым брать на себя нравственные обязательства по отношению к
природе, обществу, человеку.

ОК
12. Организовывать рабочее место с соблюдением требований охраны труда,
производственной санитарии, инфекционной и противопожарной безопасности.

ОК
13. Вести здоровый образ жизни, заниматься физической культурой и спортом для
укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей.

Тип
занятия:
лекция

Продолжительность
практического занятия:
2 часа (90 мин)

Место
проведения занятия:
лекционный кабинет

Оснащение:

1. Презентация «Участие сестры в лабораторных
методах исследования»

2. Ноутбук, проектор, экран.

Информационное обеспечение занятия

1.         
Кулешова Л.И. Основы
сестринского дела: курс лекций, сестринские технологии/ Л.И. Кулешова, Е.В.
Пустосветова; под ред. В.В. Морозова – Изд.

2-е-Ростов н/Д: Феникс,
2012

2.         
Мухина С.А., Тарновская И.И.
Практическое руководство к предмету «Основы сестринского дела»: учебник – Изд.
2-е, исправл. И доп. – М: ГЭОТАР- Медиа, 2009

Интернет
ресурсы

Сайт
«Федеральные образовательные ресурсы»

http://dezsredstva.ru

http://sestrinskoe-delo.ru


п/п

План лекции

Время

1

Организационная
часть

2 мин

2

Введение
(сообщение темы, плана, литературных источников, поставленных целей)

8 мин

3

Основная
часть (изложение учебного материала по вопросам). Учебные вопросы (с указанием
презентации)

70 мин

3.1

Цели различных исследований и
правила подготовки к ним.

3.2

Ошибки, приводящие к
недостоверности результата исследования.

3.3

Универсальные меры предосторожности
при взятии и транспортировке биологического материла в лабораторию.

3.4

Правила хранения различных видов проб.

4

Заключительная
часть (подведение итогов, ответы на вопросы)

10 мин

Смоленское областное государственное
бюджетное

профессиональное образовательное
учреждение

«Вяземский медицинский колледж имени Е.О.
Мухина»

ПМ.04. Выполнение работ по профессии младшая медицинская сестра

по уходу за больными

МДК.04.03.
Технология оказания медицинских услуг

специальность 34.02.01 Сестринское дело базовой подготовки

ПМ.07. Выполнение работ по профессии младшая медицинская сестра

по уходу за больными

МДК.04.03.
Технология оказания медицинских услуг

специальность 31.02.01 Лечебное дело углубленной подготовки

Методическая разработка теоретического занятия

«Участие
сестры в лабораторных методах исследования»

2022

Рассмотрена

на
заседании ЦМК специальных дисциплин

протокол
№ 8 от 17 января 2022 года

Председатель
ЦМК _________________

Р.П.
Бородина

УТВЕРЖДАЮ

Заместитель
директора по учебной работе СОГБПОУ «Вяземский медицинский колледж имени Е.О.
Мухина» ___________________

    
А.Ш. Махмудова

Автор:
Шершакова М.Л. – преподаватель СОГБПОУ «Вяземский медицинский колледж имени
Е.О. Мухина»

Пояснительная записка

Правильный и вовремя поставленный
диагноз — залог успешного лечения. Диагностика заболеваний — процесс сложный.
Врач делает выводы о состоянии пациента, опираясь на собственные наблюдения, на
общую клиническую картину, на данные различных инструментальных исследований.
Важнейшим звеном в этой диагностической цепочке являются лабораторные методы
обследования пациента.

Достоверность результата анализа
зависит от качества используемых в лаборатории тестов, реактивов, аппаратуры.
Немаловажную роль играет также ответственность и профессионализм персонала. Но
как понять, какие методы лабораторного обследования дают наиболее точные
результаты? Оценка и сравнение различных методик диагностики проводится на
основе критериев чувствительности, специфичности и объективности лабораторного
теста.

Чувствительность — это процент
выявления истинно положительных результатов теста у больных определенной
болезнью. Иными словами, чувствительность метода — это процент вероятности
выявить заболевание у больного с помощью конкретного теста. Высокой
чувствительностью обладают методы, способные измерять или выявлять изучаемое
свойство при его минимальных количествах.

Специфичность теста определяется
отсутствием ошибочных (ложноположительных) результатов. То есть чем выше
специфичность метода, тем с большей долей вероятности он позволит подтвердить,
что человек не болен.

Объективность анализа — это
соответствие среднего значения результатов подлинной величине измеряемого
параметра.

В идеале все тесты должны иметь
чувствительность, специфичность и объективность на уровне 100%, но на практике
далеко не каждый метод имеет такие показатели. Однако солидные лаборатории в
своей работе используют те методы анализа, чувствительность и специфичность
которых наиболее высоки.

Цели занятия:

Дидактические:

Студент должен знать:

  1. Цели
    различных исследований и правила подготовки к ним.

  2. Ошибки,
    приводящие к недостоверности результата исследования.
  3. Универсальные
    меры предосторожности при взятии и транспортировке биологического

           
материла в лабораторию.

  1. Правила
    хранения различных видов проб.

Студент
должен уметь:

1.      Беседовать
с пациентом о цели предстоящего исследования и правила подготовки к нему.

2.      Обучить
и подготовить пациента для получения достоверного результата.

3.      Взять
мокроту на общий анализ, на атипичные клетки, для бактериологического
исследования, на туберкулез, хранение и доставка в лабораторию.

4.      Взять
кала для копрологического исследования, на скрытую кровь, на наличие
гельминтов, простейших, для исследования на энтеробиоз.

Воспитательные:

— формирование интереса к избранной профессии и чувства гордости
за избранную профессию;

— развитие общих человеческих ценностей: гуманности, милосердия,
сострадания, уважения к жизни и здоровью человека

Здоровьесберегающие:

— сохранить высокий уровень активности обучающихся;

— профилактика нарушений зрения и осанки.

Способствовать формированию общих и
профессиональных компетенций:

ПК
4.1. Эффективно общаться с пациентом и его окружением в процессе
профессиональной деятельности.

ПК
4.2. Соблюдать принципы профессиональной этики.

ПК
4.3. Осуществлять уход за пациентами различных возрастных групп в условиях
учреждения здравоохранения и на дому.

ПК 4.4. Консультировать пациента и
его окружение по вопросам ухода и самоухода.

ПК
4.5. Оформлять медицинскую документацию.

ПК
4.6. Оказывать медицинские услуги в пределах своих полномочий.

ПК
4.7. Обеспечивать инфекционную безопасность.

ПК
4.8. Обеспечивать безопасную больничную среду для пациентов и персонала.

ПК
4.9. Участвовать в санитарно-просветительской работе среди населения.

ПК
4.11. Обеспечивать производственную санитарию и личную гигиену на рабочем
месте.

ПК
4.12. Осуществлять сестринский процесс

ОК
1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять
к ней устойчивый интерес.

ОК
2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы
выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК
3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них
ответственность.

ОК 4. Осуществлять поиск и
использование информации, необходимой для эффективного выполнения возложенных
на него профессиональных задач, а также для своего профессионального и
личностного развития.

ОК
5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной
деятельности.

ОК
6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами,
руководством, потребителями.

ОК
7. Брать ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат
выполнения заданий.

ОК
8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития,
заниматься самообразованием, осознанно планировать и осуществлять повышение
своей квалификации.

ОК
9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной
деятельности.

ОК
10. Бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям народа,
уважать социальные, культурные и религиозные различия.

ОК
11. Быть готовым брать на себя нравственные обязательства по отношению к
природе, обществу, человеку.

ОК
12. Организовывать рабочее место с соблюдением требований охраны труда,
производственной санитарии, инфекционной и противопожарной безопасности.

ОК
13. Вести здоровый образ жизни, заниматься физической культурой и спортом для
укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей.

Тип
занятия:
лекция

Продолжительность
практического занятия:
2 часа (90 мин)

Место
проведения занятия:
лекционный кабинет

Оснащение:

1. Презентация «Участие сестры в лабораторных методах
исследования»

2. Ноутбук, проектор, экран.

Мотивация

Современная медицина располагает
целым арсеналом высокотехнологичных методов, объединенных термином
«лабораторная диагностика». Это физико-химические, биохимические и
биологические методы исследования, с помощью которых можно анализировать состав
и свойства биологических жидкостей и тканей человека, а также идентифицировать
возбудителей заболеваний. В общемировой практике лабораторное обследование
находится на первом месте среди всех диагностических исследований и по частоте
использования, и по объему предоставляемой информации.

Лабораторно-инструментальные исследования – это совокупность
методов и инструментов проведения анализов, предназначенных для диагностики
различных заболеваний. Выбор метода и инструмента проведения анализа зависит от
цели исследования.

Исходя из этого выделяют:

1.   Иммунологическое исследование – необходимое для изучения состояния
иммунной системы человека. Подобные исследования назначаются для пациентов
больных аллергией, хроническими заболеваниями дыхательных путей и при
обнаружении новообразований.

2.   Исследование генетической предрасположенности – предназначены для
оценки предрасположенности пациента к развитию каких-либо заболеваний,
определения резус-фактора, определения проблем с обменом веществ, уровня
свертывания крови, онкологических заболеваний и предрасположенности к
зависимости от вредных привычек.

3.   Гормональные исследования – предназначены для оценки эффективности
работы эндокринных заболеваний, болезней, связанных со сбоем гормонального
фона.

4.   Диагностика инфекционных заболеваний – необходима для выявления
инфекций, особенно смертельно опасных. На сегодняшний день
лабораторно-инструментальные исследования позволяют с высокой точностью
обнаружить любой тип инфекции.

Информационное обеспечение занятия

1.     
Кулешова Л.И. Основы
сестринского дела: курс лекций, сестринские технологии/ Л.И. Кулешова, Е.В.
Пустосветова; под ред. В.В. Морозова – Изд. 2-е-Ростов н/Д: Феникс, 2012

2.     
Мухина С.А., Тарновская И.И.
Практическое руководство к предмету «Основы сестринского дела»: учебник – Изд.
2-е, исправл. И доп. – М: ГЭОТАР- Медиа, 2009

Лабораторная диагностика биосубстратов

Сестринский процесс предполагает всестороннюю оценку состояния здоровья пациента. Первый этап
включает субъек­тивное и объективное обследование.

Объективное обследование определяет, помимо физичес­кого обследования, дополнительные методы:

  лабораторные;

  инструментальные (рентгеноскопия,
эндоскопия, УЗИ, радиоизотопные).

Лабораторная ветвь практической медицины — основные, иногда единственные диагностические критерии
оценки кли­
нической
ситуации многих инфекционных и неинфекционных
заболеваний.

Правильность
проведения всех аспектов диагностики опре­
деляют
качеством всех этапов исследования: преаналитическим, аналитическим, постаналитическим.

Преанапитический
этап — сестра готовит пациента к
иссле­
дованию, проводит забор
биоматериала, обеспечивает его
правильное
хранение, транспортирует, регистрирует и доку­
ментирует. Ответственность за достоверность исследований
на
долабораторном этапе несет
медсестра.

Аналитический
(лабораторный)
этап —
специалист по ди­
агностике непосредственно проводит
лабораторный тест. На этом этапе
ответственность несут сотрудники лабораторно­
го отделения.

Постаналитический
(постлабораторный)
этап — взаимодей­ствие
сотрудников лаборатории и клиницистов стационара по оценке результатов
исследования.

Материал для лабораторных исследований — это различ­ные биологические жидкости (субстраты): кровь, ее
компо­ненты (плазма, эритроциты), моча, кал, желудочный сок,
желчь, мокрота, выпотные жидкости (экссудат,
транссудат), ткани паренхиматозных органов, получаемые при биопсии.

ПОМНИТЕ!

      
Перед взятием биологического
субстрата необходимо получить информированное согласие пациента на выполне­
ние процедуры.

       Необходимо соблюдать конфиденциальность результатов обследования.

ЗНАЙТЕ!

Срочность исследования биологического
материала указыва­
ют
символом «С
IT О»

Лабораторная посуда:

1— стеклянные пробирки, пробирка с притертой крышкой;

2— вакуумные пробирки;

3— чашка Петри;

4— контейнер для биоматериала

Правила
забора, хранения
и транспортировки биоматериала

Соблюдать:

ü  подготовку пациента перед взятием материала для ис­следования
(забор крови в состоянии натощак, учет фи­зиологических
отправлений, сопутствующей патологии,
приема лекарственных препаратов);

ü  идентичность условий сбора (требования к лаборатор­ной
посуде, объему и состоянию материала);

ü  правила наложения венозного жгута (длительное пере­жатие способствует увеличению концентрации гемогло­бина,
белков, минералов за счет выхода жидкости в ткани);

ü  применение
ингибиторов и консервантов при необ­ходимости
(некоторые анализы мочи, кала на мик­
рофлору);

ü  правила хранения (температурный режим, сроки, ла­бораторная посуда, контейнеры, транспортные сред­ства).

Факторы риска для лабораторных результатов

1.      
Экзогенные


фармакотерапия;


техника забора;

— чистота\стерильность
лабораторной посуды

2.      
Эндогенные


гемолиз вследствие механического и холодового воздействия;


нарушение пищевого режима

Достоверность результатов лабораторных методов исследо­вания определяет исключение экзогенных и
эндогенных фак­
торов.

Виды лабораторий, их
назначение

Клинико-диагностическая

Определение физико-химических свойств биологических субстратов (например, общий анализ крови,
мочи, мокроты;
биохимическое
исследование крови: холестерин, общий бе­лок, билирубин; кал на скрытую кровь,
яйца гельминтов,
простейшие).

Для транспортировки биоматериалов в лабораторию исполь­зуют специальные контейнеры (одноразового
пользования)
или
чистую, сухую стеклянную посуду.

Бактериологическая

Выявление микробного состава и идентификация микро­флоры (например, моча на стерильность, кал
на кишечную группу, мазок из зева при подозрении на дифтерию).

Сестра получает для забора материала стерильную посуду, подготовленную в бактериологической
лаборатории.

Иммунологическая / вирусологическая

Проведение исследований по маркерам к некоторым ин­фекционным агентам, а также по естественным
(нормальным)
антителам
к широко распространенным бактериям и вирусам
(кровь на ВИЧ, гепатиты В и С, RW-инфекцию).

Для транспортировки биоматериала используют специальную
лабораторную посуду

Исследования и забор крови для различных методов

Наиболее распространены морфологическое и биохимичес­кое исследования крови. Всем пациентам любого
лечебного
отделения
и по показаниям амбулаторным пациентам врач
назначает общий анализ крови.

Общеклинический анализ крови (OAK)
включает опреде­
ление:
концентрации гемоглобина, количества эритроцитов,
цветового показателя, скорости оседания
эритроцитов (СОЭ),
числа
лейкоцитов с дифференцированным подсчетом отдель­
ных видов клеток (лейкоцитарной формулы).

В неотложных ситуациях исследуют один наиболее инфор­мативный показатель, например при остром
аппендиците —
число
лейкоцитов.

Взятие крови на общий анализ проводит лаборант — спе­циалист клинической лаборатории, для
биохимической диаг­
ностики
кровь берет сестра процедурного кабинета. Накануне
сестра информирует пациента о предстоящем исследовании.
Забор крови проводят утром в состоянии натощак.

В современных условиях исключить контаминацию биома­териала и защитить сестру от госпитальной
инфекции позво­
ляют
специальные приспособления типа вакутейнеров.

          Помните, вам необходимо:

1.  Сообщить пациенту о предстоящем исследовании
накануне.

2.  Оформить направление в лабораторию.

3.  Объяснить порядок проведения процедуры: утром,
натощак,
до
проведения медико-диагностических процедур.

4. Транспортировать биосубстрат в
соответствующую лабора­
торию
из лечебного отделения в специальном контейнере.

Отделение______     
палата________

Направление

в клиническую лабораторию

Кровь на общий анализ

Иванов Иван Петрович

Подпись м/с ______           Дата
____

Забор мочи для различных методов исследования

Анализ мочи для различных методов исследования — стан­дартное диагностическое исследование наравне
с общим ана­
лизом
крови для всех категорий пациентов.

Уродинамическое исследование позволяет оценить состоя­ние почек и мочевыводящих путей, а также
всего организма в
целом.
Мочу берут преимущественно в утренние часы в обыч­
ном водно-пищевом режиме. Накануне
исследования прово­
дят
утренний туалет наружных половых органов во избежание
попадания слущенного эпителия, выделений из
влагалища у
женщин.
Некачественная подготовка пациента способствует недостоверности результата
исследования. Суточный анализ
мочи исключает гигиену наружных половых органов перед сбо­ром каждой порции.

Мочу
отправляют в лабораторию в течение 1 часа.

Маркировку лабораторной посуды с биосубстратом про­водят:

  карандашом по стеклу — для пробирок,
предметных сте­
кол, чашек Петри;

  наклеиванием этикеток — на контейнеры,
стеклянные
емкости
(флаконы, плевательницы).

Рекомендации для медсестры:

1.         
Сообщить
пациенту о предстоящем исследовании нака­
нуне.

2.        
Оформить
направление в лабораторию.

3.        
Обеспечить
лабораторной посудой.

4.       
Объяснить
порядок проведения процедуры.

5.       
Указать
место хранения биоматериала.

6. Транспортировать биосубстрат после забора
в соответ­
ствующую
лабораторию

Исследование кала

Частота дефекации у людей определена образом жизни, характером питания, психическим и
соматическим состояни­
ем.
Для диагностики и мониторинга за состоянием пациента
имеют значение цвет, консистенция фекальных масс и воз­можные примеси.

Визуализация кала — независимое сестринское вмешатель­ство:

  
черный,
дегтеобразный стул (мелена) указывает на кро­
вотечение из верхних отделов
желудочно-кишечного
тракта
при язвенной болезни желудка/двенадцатипер­
стной кишки, изъязвлении стенки пищевода;

  
темно-бордовый
цвет стула (марон) свидетельствует о кровотечении из нижних отделов кишечника
при вос­
палительных
процессах и малигнизации. Консистенция
стула зависит от степени кровопотери;

  
алый цвет
— неизмененная кровь в фекалиях местного
происхождения при геморрое, трещинах, воспалительном процессе или раке нижних отделов толстого
кишечника.

Рекомендации для медсестры:

1.        
Сообщить
пациенту о предстоящем исследовании нака­
нуне.

2.       
Исключить
искусственную дефекацию: опорожнительные
клизмы, применение пероральных и ректальных (суппозито­риев)
слабительных.

3.        
Удовлетворять
потребность питания в обычном режиме
при отсутствии специальных врачебных назначений.

4.       
Оформить
направление в лабораторию.

5.        
Обеспечить
лабораторной посудой: контейнером или
стеклянной емкостью с крышкой.

6.       
Взять
кал утренний или вечерний при условии хранения
в прохладном месте.

7.       
Собирать
кал деревянным шпателем/лучиной, утили­
зировать.

8.       
Объяснить
порядок проведения процедуры.

9.       
Указать
место хранения биоматериала.

10. Транспортировать биосубстрат в специальном контейнере в соответствующую лабораторию из лечебного
отделения.

Исследование мокроты

Мокрота
патологическое отделяемое из дыхательных пу­
тей. Патологический секрет для лабораторной
диагностики получают при кашле и отхаркивании.

Рекомендации для медсестры:

1.        
Сообщить
пациенту о предстоящем исследовании нака­
нуне.

2.       Оформить направление в лабораторию.

3.       Обеспечить лабораторной посудой: контейнером,
стек­
лянной емкостью с
крышкой, карманной плевательницей.

4.       Взять утреннюю порцию во время кашлевого
толчка.

5.       Объяснить порядок проведения процедуры.

6.       Транспортировать биосубстрат в контейнере в
соответ­
ствующую
лабораторию.

Различают мокроту жидкую или водянистую по консистен­ции, а по характеру и цвету — густую и
вязкую:

ü  слизистая
— бесцветная или белесоватая, прозрачная, вязкая;

ü  серозная
— жидкая, пенистая, прозрачная, иногда ро­зоватая;

ü  слизисто-гнойная — незначительное изменение окраши­вания
— желтоватая, вязкая, но без выраженного на­ гноения;

ü  гнойная — густая и вязкая, окраска различная: желтая,
темная зелено-коричневая;

ü  ржавая — кровянистая, содержит включения ржавого цвета:

ü  гнилостная — гнойная с гнилостным запахом.

Обработка посуды и обеззараживание мокроты — обеспе­чение инфекционной безопасности окружающей
среды.

В условиях стационара: обеззаразить мокроту, утилизиро­вать содержимое плевательницы, промыть водой, затем по­грузить саму емкость на определенное время в
дезинфектант,
используемый
в данном лечебном учреждении.

В домашних условиях: прокипятить плевательницу в 2% рас­творе соды 15 минут, слить содержимое в
канализационную
систему,
промыть водой, затем прокипятить плевательницу в
2% растворе соды 30 минут или выдержать
определенную эк­
спозицию
в дезинфектанте.

Исследование
содержимого носа и зева

Взятие
мазка из носа/зева — идентификация микрофлоры.

Стерильные сухие пробирки сестра получает из бактерио­логической
лаборатории. Соблюдать инфекционную безопас­
ность рабочего пространства: обработать руки
на гигиеничес­
ком
уровне, работать в перчатках и маске. Доставить биосуб­
страт в бактериологическую лабораторию в
течение 1-2 часов.

Рекомендации для медсестры при взятии мазка из носа:

1. Усадить пациента.

2.        
Приподнять
кончик носа и ввести тампон в носовой ход
вращательным движением на глубину 1-2 см.

3.        
Внести
тампон в пробирку, не касаясь наружных краев.

4.        
Отправить
биоматериал в бактериологическую лабора­
торию.

При необходимости провести гигиену полости носа — уда­лить избыточную слизь, корочки.

Рекомендации для медсестры при взятии мазка из зева (материал берут с миндалин, дужек, задней
стенки глотки):

1. Усадить пациента.

2.        
Фиксировать
шпателем среднюю часть языка.

3.        
Последовательно
провести тампоном по часовой стрел­
ке: правая миндалина, нёбная дужка, язычок, левая минда­лина, нёбная
дужка, задняя стенка глотки.

4.        
Внести
тампон в пробирку, не касаясь наружных краев.

5.        
Отправить
биоматериал в бактериологическую лабора­
торию.

Научный редактор

докт. мед. наук, доц. А.Ф. Завалко

Ежедневно в Москве проводятся сотни тысяч лабораторных исследований. В структуре Департамента здравоохранения города Москвы (ДЗМ) насчитывается 235 лабораторий, в которые поступают на анализ пробы из всех городских поликлиник и стационаров. Тысячи врачей получают результаты исследований как в бумажном, так и в электронном виде. В работу Московской лабораторной службы заложена многоступенчатая система контроля качества, практически исключающая вероятность ошибки. Однако зачастую пациенты приходят к выводу, что «в лаборатории что-то перепутали» и «анализы с ошибками». Попробуем разобраться, как анализы москвичей защищены от ошибок и на каком этапе может произойти сбой.

Какой путь проходит каждый анализ

Этап №1 – сбор или взятие биоматериала. К самостоятельно собранному биоматериалу относятся кал, моча и мокрота. Их пациент собирает сам, соблюдая при этом все правила и требования (в противном случае неправильный сбор материала может послужить причиной ошибки в результатах анализов).

Кровь берется у пациента в условиях поликлиники, стационара или на дому лаборантом или медицинской сестрой, при этом соблюдаются определенный порядок и правила, нарушение которых тоже ведет к ошибке в анализе.

Для анализа используется кровь из вены или из пальца. Анализ из венозной крови считается более точным.

Чтобы сдать более сложные биоматериалы, такие как ликвор и выпотную жидкость, пациент должен на короткий срок поступить в стационар.

Этап №2 – транспортировка. Только некоторые, самые простые анализы выполняются в лабораториях при поликлиниках. Большинство же взятых на анализ биоматериалов отправляются в окружные лаборатории.

Этап №3 – анализ. Пробы исследуются на специальных анализаторах, результаты готовы чаще всего в течение 24 часов после доставки проб
в лабораторию (за исключением особых трудоемких анализов, подготовка результатов которых может занять 10–14 суток).

Этап № 4 – получение результатов лечащим врачом (в
бумажной или электронной форме). В первом случае результаты на бумажном носителе привозят в поликлинику, где их отдают врачу, назначившему исследование, во втором – после подписания полученных результатов в лаборатории он автоматически поступают в электронную карту пациента и становятся доступны для просмотра любым врачом. На 2022 год информатизация клинико-лабораторной службы в большей части завершена, поэтому большинство заключений поступает в электронную медицинскую карту пациента и в ЕМИАС, где они становятся доступны для врача.

Полученные результаты анализов врач использует для подтверждения диагноза и назначения пациенту лечения.

Этап №5 – пациент на приеме у врача может ознакомиться с результатами исследования и получить надлежащую помощь. Пациент также может ознакомиться с результатами исследования в своей электронной медицинской карте через портал mos.ru и затем получить назначения врача.

Итак, отследив путь проб, которые собираются для анализа, мы можем сказать: вероятность ошибки есть на каждом из этапов.

Как исследование вашего биоматериала защищено от возможных ошибок

Лабораторный этап исследования – самый защищенный от ошибок. При доставке биоматериала они принимаются специалистом лаборатории (биоматериал может быть не принят, если лаборант заметит нарушение правил маркировки, транспортировки и т.д.). Затем биоматериал оказывается в ведении специалиста, который проверяет работу аппаратуры, контролирует автоматизированные процессы и, в целом, почти не прикасается к пробиркам.

В клинико-диагностических лабораториях системы ДЗМ действует отработанная система контроля качества и исключения ошибок. Анализ проб проводится только при помощи автоматических высокотехнологичных анализаторов, которые проходят систематическую проверку, – в начале каждого рабочего дня и перед каждой загрузкой приборов. Все реагенты и расходные материалы проверятся анализатором на пригодность к работе. При наличии малейшего подозрения на ошибку анализатор останавливает работу.

Всю информацию анализатор передает в базу данных лабораторной информационной системы. Если, несмотря на все меры предосторожности, специалист лаборатории замечает в базе сомнительные результаты, он проводит повторный анализ имеющейся пробы.

На каком этапе возможны ошибки

Согласно статистике, в настоящее время не менее 65 % всех ошибок, связанных с лабораторными исследованиями, происходит на долабораторном этапе. Какими они бывают?

  • Пациент не был надлежащим образом подготовлен к сдаче биоматериала. Например, курил, не соблюдал диету, сдавал кровь не натощак и т. д. Все эти условия отражаются на результатах исследования.

  • Погрешности сбора и хранения биоматериала. Например: немедицинский контейнер, нестерильная тара (для определенных анализов, например, бактериальный посев), слишком длительная транспортировка, неверный температурный режим в холодильнике, где хранились пробы, нарушения условий при перевозке и т. д.

  • Была допущена ошибка при оформлении проб или сопроводительных бумаг. Например: несоответствие номера пробы и номера направления, фамилии на пробе и на направлении, опечатка в фамилии, отсутствие фамилии врача или неточное указание медицинской организации, в которую следует доставить результаты, несовпадение номера страхового полиса с фамилией пациента и т. д.

Точность и педантичность при оформлении проб и документов для проведения исследования – задача сотрудников медицинской организации, которая заказывает анализ.

Что обычно настораживает пациента

Разница в результатах. Например, вы сдали анализы вчера и сегодня, и в показателях есть разница. Или – вы сдали биоматериал в городской лаборатории и в коммерческой лаборатории, и результаты снова разнятся.

Подобные отличия не говорят об ошибке: человеческий организм – это живая система, в ней постоянно происходят изменения. Если пациент болен – заболевание развивается, меняется состав крови.

Лабораторный показатель не должен быть стабилен даже в течение дня, не говоря уже о разнице в 1–2 дня. Лаборатории тоже не работают одинаково: разные приборы, разные реагенты, разные технологии выполнения одних и тех же тестов, у всех свой протокол, поэтому результаты анализов в разных лабораториях отличаются в рамках допустимого значения.

Как сократить вероятность ошибки в лабораторных исследованиях:

Внимательно отнеситесь к правилам подготовки к анализу, соблюдайте все предписания.

  1. Правильно собирайте биоматериал, используйте только специальные медицинские контейнеры (при назначении определенных анализов – только стерильные).

  2. Если вам выдали направление в бумажном виде, тщательно проверяйте записи на анализ: как написаны ваша фамилия и имя, возраст, номер страхового полиса. Эти ошибки в настоящий момент тоже встречаются редко, однако не лишним будет проявить бдительность.

  3. Если вы сдаете повторный анализ в частной лаборатории, учтите, что точное совпадение результатов – скорее неадекватная ситуация. Хороший результат работы обеих лабораторий – небольшие отклонения в рамках допустимого диапазона значений.

  4. Не пытайтесь самостоятельно прочесть результат анализа. Если у врача будут трудности с интерпретацией результатов, он всегда может обратиться за консультацией к специалисту лаборатории. Диагноз может поставить только ваш лечащий врач.

  5. Никогда не просите медицинского работника трактовать результаты анализа по телефону или поставить диагноз только по одному результату анализа: это просто невозможно.

Следует помнить, что на основании анализов выставлять диагноз неверно! Клинический диагноз выставляется врачом с опорой на клинику, результаты инструментальных исследований и результаты лабораторных исследований.

Никогда не ставьте себе сами диагнозы, не пытайтесь делать выводы только по результатам лабораторных заключений. Позвольте врачу сделать свое дело и диагностировать заболевание в соответствии со всеми принятыми правилами.

Будьте здоровы!

Список литературы:

  1. Ибрагимова Э.И., Аимбетова Г.Е., Байсугурова В.Ю. [и др.]. Ошибки в лабораторной медицине: обзор литературы // Наука о жизни и здоровье. 2020. № 1. С. 103–110. DOI:10.24411/1995-5871-2020-10072.

  2. Бражникова О.В., Гавеля Н.В., Майкова И.Д. Типичные ошибки на преаналитическом этапе проведения лабораторных исследований // Педиатрия. Приложение к журналу Consilium Medicum. 2017. №. 4. С. 84–90.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Ошибки признают только сильные люди
  • Ошибки приборная панель ауди
  • Ошибки приводящие к недостоверности результата исследования кала
  • Ошибки применения смертной казни
  • Ошибки приводящие к занижению суммы налога