Ошибки при замене прямой речи косвенной

Неправильное построение предложения с косвенной речью


Неправильное построение предложения с косвенной речью

4.1

Средняя оценка: 4.1

Всего получено оценок: 206.

Обновлено 31 Августа, 2022

4.1

Средняя оценка: 4.1

Всего получено оценок: 206.

Обновлено 31 Августа, 2022

Слова персонажа в повествовании чаще всего произносит сам персонаж. Это прямая речь. Монологи, реплики, диалоги героев дают автору возможность полнее воссоздать образ героя (речевая характеристика). Но если такой задачи нет, а важно только содержание высказывания, автор прибегает к косвенной речи. Особенно охотно делают это школьники в своих сочинениях. При этом важно избежать ошибок при трансформации прямой речи в косвенную.

Что такое косвенная речь

Косвенная речь — это передача чужой речи в форме сложноподчинённого предложения с придаточным изъяснительным. В справочной сообщили, что поезд отправляется в 6 утра. Вера объяснила, что вернулась только из-за мамы.

В части предложения, передающей смысл чужого высказывания, используются только местоимения 3 лица. Ведь говорит о персонаже не он сам, говорит автор, и речь персонажа сливается с авторской, грамматически приспосабливаясь к ней. Особенности речевой манеры героя в косвенной речи не воспроизводятся, передаётся лишь её основное содержание, поэтому в косвенной речи нет места междометиям, эмоционально окрашенным частицам и обращениям.

В некоторых источниках утверждается, что косвенную речь можно передать в простом предложении. Но по правилам русского языка косвенная речь является только придаточным предложением.

Структура предложения с косвенной речью

Придаточное, содержащее косвенную речь, стоит после главной части или разрывает его. Света спросила, когда он будет дома. Света спросила, когда он будет дома, и, получив ответ, нахмурилась.

Косвенная речь присоединяется союзами что, как, будто, чтобы. Он уверял, будто всё видел своими глазами. Директор распорядился, чтобы в кабинет поставили новую мебель.

Если косвенная речь передаёт заданный персонажем вопрос, в её начале стоит то же вопросительное слово, что и в вопросе. Мать спросила, что произошло и где сейчас дед.

В главной части сложноподчинённого предложения может быть указательное слово (местоимение или наречие).

Сестра жаловалась на то, что они редко видятся, что встречи их коротки и случайны.

Нарушения в построении предложения с косвенной речью. Примеры

Неправильное построение предложения с косвенной речью выражается в допущении следующих ошибок.

  • Употребление местоимений и глаголов 1 и 2 лица вместо 3-го. Ошибка: Мальчик сказал, что я хочу спать. Правильно: Мальчик сказал, что он хочет спать;
  • Употребление обращений и глаголов повелительного наклонения. Ошибка: Андрей предложил, что пойдите, ребята, за водой к колодцу. Правильно: Андрей предложил, чтобы ребята принесли воды из колодца;
  • Неуместное использование указательного слова. Ошибка: Инструктор сказал то, что нужно поставить палатки. Правильно: Инструктор сказал, чтобы ставили палатки. Или: Инструктор сказал, что нужно поставить палатки;
  • Ошибки в постановке знаков препинания, пропуск союза. Ошибка: Фёдор ответил, он не сможет ничем помочь. Фёдор ответил: он не сможет ничем помочь. Фёдор ответил: что он не сможет ничем помочь. Правильно: Фёдор ответил, что он не сможет ничем помочь.

Союз чтобы уместен там, где речь идёт о просьбе, приказе, побуждении к действию. Примеры: Он велел, чтобы отчёт был готов к вечеру. Бабушка просила, чтобы её оставили в покое. Союз будто используется, когда есть сомнения в точности информации. Павел клялся, будто сам помогал тушить пожар.

Заключение

Что мы узнали?

Косвенная речь выражается в форме придаточного предложения, присоединяется к главному подчинительными союзами и союзными словами. В косвенной речи используются местоимения и глаголы 3 лица. В ней недопустимы обращения, междометия, глаголы в форме повелительного наклонения. Нужно следить за уместным использованием союзов и указательных слов. Между частями сложноподчинённого предложения ставится только запятая. Неправильно построенное предложение с косвенной речью считается грамматической ошибкой.

Тест по теме

Доска почёта

Доска почёта

Чтобы попасть сюда — пройдите тест.

    Пока никого нет. Будьте первым!

Оценка статьи

4.1

Средняя оценка: 4.1

Всего получено оценок: 206.


А какая ваша оценка?

Правила замены прямой речи косвенной

В
предложениях с прямой речью слова автора
и чужая речь являются грамматически не
зависящими друг от друга самостоятельными
частями. Предложения же с косвенной
речью – это сложноподчиненные предложения
с главным (слова автора) и придаточным
(чужая речь) предложениями. В связи с
этим, чтобы избежать ошибок в процессе
замены прямой речи косвенной, необходимо
помнить следующие правила:

1.
Слова автора становятся главным
предложением, чужая речь – придаточным
предложением.

2.
Если в прямой речи слова автора стоят
в середине или после чужой речи, то в
косвенной они обычно находятся в начале
предложения. Лишь в отдельных случаях
по требованиям логики высказывания
возможен обратный порядок следования
частей.

Сравните:
Директор
сказал, что совещания не будет.

Что
совещания не будет, сказал директор

(подчёркнуто, что источником информации
является именно директор).

3.
Чаще всего в процессе преобразования
прямой речи в косвенную употребляются
союзы что,
чтобы, будто, ли

и др.

4.
Личные и притяжательные местоимения и
глагольные формы настоящего / будущего
времени 1-го и 2-го лица преобразуются в
форму 3-го лица. Они употребляются уже
не от лица того, кто произносит эти
слова, а от лица того, кто является
автором текста. Однако и здесь следует
быть предельно внимательными.

Сравните:
Преподаватель
сказал, что занятие окончено и они
(кто-то, автор
текста не входит в эту группу) могут
быть свободны.

Преподаватель
сказал, что занятие окончено и мы
(автор
текста входит в группу «мы») можем
быть свободны.

5. Обращения, вводные
слова, междометия, средства эмоциональной
оценки, которые есть в прямой речи, в
косвенной речи опускаются.

6.
Обратите внимание на то, что в косвенной
речи не положено ставить вопросительный
знак в конце чужой речи. Вопросительный
знак относится ко всему тексту предложения,
в конце которого он ставится, а слова
«он спросил» вопроса не содержат.

Нельзя:
Он спросил, пойду ли я в кино?

Нужно:
Он спросил, пойду ли я в кино.

Основные грамматические ошибки, обусловленные нарушением норм управления

вид
ошибки

примеры

правильный
вариант

1.
Неправильный выбор предложно-падежной
формы зависимого слова

по приезду

подчеркнуть
о необходимости

по приезде

подчеркнуть
необходимость

2.
Смешение конструкций со словами,
близкими по значению или составу, но
требующие разного управления

беспокоиться
за сына

тревожиться о
сыне

беспокоиться
о сыне

тревожиться
за сына

3.
Нарушение норм управления в сочетаниях
одного и того же слова с разными словами

удостоить
орденом

удостоить
взгляда

удостоить
ордена

удостоить
взглядом

4.
Неправильный выбор предлога

пришёл с
университета

сообщил о
отъезде

пришёл из
университета

сообщил об
отъезде

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Грамматические ошибки. Задание 8. Неправильное построение предложения с косвенной речью.

В данном задании проверяется умение учащихся правильно строить предложения с цитатами и косвенной речью: из 9 предложений справа нужно найти одно, которое содержит ошибку.

В правила, изложенных ниже, будет идти речь о цитировании и о косвенной речи, это очень близкие, но не одинаковые единицы.

В обыденной жизни, особенно часто в устной речи, мы часто используем передачу чьих-то слов от своего имени, так называемую косвенную речь.

Предложения с косвенной речью представляют собой сложноподчиненные предложения, состоящие из двух частей (слов автора и косвенной речи), которые соединяются союзами что, будто, чтобы, или местоимениями и наречиями кто, что, какой, как, где, когда, почему и др., или частицей ли.

Например: Мне сказали, что это был брат мой. Она требовала, чтобы я смотрел ей в глаза, и спрашивала, помню ли я пескарей, наши маленькие ссоры, пикники. Говорили о том, как живут наловленные мною птицы.

Предложения с косвенной речью служат для передачи чужой речи от лица говорящего, а не того, кто ее на самом деле произнес. В отличие от предложений с прямой речью они передают только содержание чужой речи, но не могут передать все особенности ее формы и интонации.

 Попробуем восстановить предложения: из косвенной речи переведём в предложения с прямой речью:

Мне сказали, что это был брат мой. — Мне сказали: «Это был брат твой».

Она требовала, чтобы я смотрел ей в глаза, и спрашивала, помню ли я пескарей, наши маленькие ссоры, пикники. — Она сказала: «Смотри мне в глаза!» А потом требовательно спросила: «Ты помнишь пескарей, наши встречи, наши ссоры, пикники? Помнишь?»

Друг поинтересовался: «Как живут наловленные тобой птицы?»

Как видно из примеров, предложения совпадают лишь по смыслу, а вот и глаголы, и местоимения, и союзы меняются. Рассмотрим детально правила перевода прямой речи в косвенную: это очень важно как для написания сочинения, так и для выполнения задания

Основное правило:

при замене предложений с прямой речью предложениями с косвенной речью особое внимание нужно обращать на правильное употребление личных и притяжательных местоимений, а также связанных с ними глаголов, так как в косвенной речи мы передаем чужие слова от своего имени.

Предложение с прямой речью

Верно оформленная косвенная речь

Неверно оформленная косвенная речь

Отец сказал: «Я вернусь поздно».

Отец сказал, что он вернётся поздно.

Отец сказал, что я вернусь поздно.

Мы спросили: «А ты откуда приехал?»

Мы спросили, откуда он приехал.

Мы спросили, «откуда ты приехал».

Я признался: «Ваши книги взял Михаил».

Я признался, что их книги взял Михаил.

Я признался, что «ваши книги взял Михаил».

Дети закричали: «Мы не виноваты!»

Дети закричали, что они не виноваты.

Дети закричали, что «мы не виноваты».

Обращаем внимание на то, что обнаружить ошибку могут помочь кавычки, но только на них ориентироваться нельзя, так как кавычки стоят и при приложении, и в предложениях с цитатами без ошибок, и не во всех заданиях.

 Существует ряд дополнительных правил,

связанных с особенностью перевода прямой речи в косвенную, их соблюдение также проверяется в задании 7.

а) Если прямая речь – повествовательное предложение,

то она заменяется изъяснительным придаточным предложением с союзом что. Пример: Секретарь ответил: «Я выполнил просьбу». – Секретарь ответил, что он выполнил просьбу. Местоимение заменено!

б) Если прямая речь – вопросительное предложение,

то при замене его придаточным роль подчинительных союзов выполняют вопросительные местоимения, наречия, частицы, которые стояли в прямом вопросе. Вопросительный знак после косвенного вопроса не ставится. Пример: «Что вы успели выполнить?» — спросил преподаватель студентов. – Преподаватель спросил студентов, что они успели выполнить. Местоимение заменено!

в) Когда в прямой речи – вопросительном предложении отсутствуют вопросительные местоимения, наречия, частицы,

при замене его косвенным употребляют для связи частицу ли. Пример: «Вы исправляете текст?» — с нетерпением спросил секретарь. – Секретарь спросил с нетерпением, исправляем ли мы текст.Местоимение заменено!

г) Если прямая речь – восклицательное предложение с побуждением к действию,

то она заменяется изъяснительным придаточным предложением с союзом чтобы. Пример: Отец закричал сыну: «Вернись!» — Отец закричал сыну, чтобы он вернулся.Местоимение добавлено!

д) Частицы и слова, грамматически не связанные с членами предложения

(обращения, междометия, вводные слова, сложные предложения) и содержащиеся в прямой речи, при замене её косвенной речью опускаются. Пример: «Иван Петрович, составьте смету на следующий квартал», — попросил главного бухгалтера директор. – Директор попросил главного бухгалтера, чтобы он составил смету на следующий квартал.

8.9.3. Особые правила цитирования.

При написании сочинений часто возникает необходимость процитировать либо нужный фрагмент исходного текста, либо привести высказывание по памяти, органично включив цитату в предложение. Существует три способа введения цитаты в свою речь:

1) при помощи прямой речи, с соблюдением всех знаков препинания, например: Пушкин говорил: «Любви все возрасты покорны» или «Любви все возрасты покорны», — говорил Пушкин. Это самый простой способ, но он не всегда удобен. Такие предложения будут встречаться в качестве верных!

2) при помощи придаточного предложения, то есть используя союзы, например: Пушкин говорил, что «любви все возрасты покорны». Обратите внимание на изменившиеся знаки препинания. Этот способ ничем не отличается от передачи косвенной речи.

3) цитату можно включить в свой текст при помощи вводных слов, например: Как говорил Пушкин, «любви все возрасты покорны».

Отметим, что в цитате нельзя ничего изменять: то, что заключено в кавычках, передаётся абсолютно точно, без каких бы то ни было искажений. При необходимости включить в свой текст лишь часть цитаты используются специальные знаки (многоточия, различного вида скобки), но это не имеет отношения к данному заданию, так как пунктуационных ошибок в задании 7 не бывает.

Рассмотрим некоторые особенности цитирования.

а) Как избежать ошибки, если есть цитата с местоимением?

С одной стороны, цитаты изменять нельзя, с другой — нельзя оставить местоимение. Если просто вставить цитату, будут ошибки: Наполеон однажды заметил, что «я могу проиграть эту битву, но не могу потерять минуту». Или так: В своих воспоминаниях Короленко писал, что всегда « я видел в лице Чехова несомненную интеллигентность».

В обоих предложениях нужно:

во-первых, заменить местоимение Я на ОН, исключить местоимение из цитаты:

во-вторых, изменить глаголы, связав их с новыми местоимениями и также исключить из цитаты, так мы знаем, что ничего изменять нельзя.

При таких изменениях цитаты непременно «пострадают», и если второе предложение мы можем сохранить в таком виде: Короленко писал, что он всегда «видел в лице Чехова несомненную интеллигентность», то высказывание Наполеона не получится сохранить. Поэтому смело убираем кавычки и заменяем цитату косвенной речью: Наполеон однажды заметил, что он может проиграть эту битву, но не может потерять минуту.

б) Особо следует отметить случаи ошибочного объединения двух способов введения цитаты в предложение,

что вызывает грамматическую ошибку. Как мы уже знаем, цитату можно ввести либо как придаточное предложение, либо при помощи вводных слов. Вот что бывает, если соединяются два способа:

Неверно: По словам Мопассана,  «любовь сильна, как смерть, зато хрупка, как стекло».

Верно: По словам Мопассана, «любовь сильна, как смерть, зато хрупка, как стекло».

Неверно: Как утверждал П. И. Чайковский,  «вдохновение рождается только из труда и во время труда».

Верно: Как утверждал П. И. Чайковский, «вдохновение рождается только из труда и во время труда».

Таким образом, формулируем правило: при использовании вводных слов союз не употребляется.

в) В работах учащихся встречаются и случаи, когда цитата введена при помощи вводных слов,

но прямая речь оформляется как отдельное предложение. Это не только нарушение пунктуации, это нарушение правил построения предложения с цитатой.

Неверно: По мысли Антуана де Сент-Экзюпери: «Зорко одно лишь сердце: самого главного глазами не увидишь».

Верно: По мысли Антуана де Сент-Экзюпери, «зорко одно лишь сердце: самого главного глазами не увидишь».

Неверно: По словам Л. Н. Толстого: «Искусство — высочайшее проявление могущества в человеке».

Верно: По словам Л. Н. Толстого, «искусство — высочайшее проявление могущества в человеке».

При переводе прямой речи в косвенную местоимения и глаголы в форме 1 лица следует заменить местоимениями и глаголами 3 лица.

ПРАВИЛЬНО

ОШИБКА

Автор утверждает, что он это знает, а не просто предполагает.

Автор утверждает, что я это знаю, а не просто предполагаю (смешение прямой и косвенной речи).

ПРАКТИКА

1 Н. М. Карамзин писал, что «да будет честь и слава нашему языку».

2 А.С. Пушкин писал, что «Я горе с ним делю, он радости со мною

3 Владимир говорил, что «я именно тогда в старом русском городке, в Вологде, увлёкся

историей, именно тогда нашёл архивы деда и начал заниматься их изучением».

4 Когда римский император Веспасиан не успевал сделать за день ни одного доброго дела он

говорил с горечью, что «Друзья, я потерял днь

5Через неделю после венчания А.С. Пушкин сообщает другу П.А. Плетнёву, что «я женат

исчастлив»

  1. Антон спросил, кто поедет со мной на горнолыжную базу.

  2. Павел Алексеевич всегда видел таких людей и говорил, что ничем мне могу вам помочь.

  3. В таких случаях он говорил, что терпи, голубчик,  – я врач.

  4. На предложение отпраздновать победу участники турнира ответили, что мы устали и

  5. пойдём отдыхать.

  6. Мама сказала, что не дам вам сладкое, пока не съедите первое

  7. Через неделю после венчания А. С. Пушкин сообщает другу П. А. Плетнёву, что «я женат — и счастлив», «это состояние для меня так ново, что, кажется, я переродился»

  8. Печорин признавался, что «я смеюсь над всем на свете, особенно над чувствами».

  9. Оценивая заслугу адмирала, императрица Екатерина II отмечала в письме к нему,

что дожна этою победой вашим великим дарованиям, вашей твёрдости, вашей

непоколебимой решимости славе Российской империи»

  1. Мистер Томпсон спросил, правильно ли я понял то, что вы сказали.

  2. Тарас Бульба сказал сыновьям, что «поедете в Запорожскую Сечь и будете сражаться с

ляхами».

  1. Автор романа с уверенностью утверждает, что “я никогда бы не стал писать это

произведение, если бы не был уверен в его важности для поколения”.

  1. Гринёв вспоминал, что я жил недорослем, гоняя голубей и играя в чехарду с дворовыми

мальчишками.

  1. Р. Декарт утверждал, что «я мыслю, следовательно, я существую»

  2. Гринёв вспоминал, что мне приснился сон, которого никогда не мог я позабыть

  3. Через десять часов после задержки рейса некоторые пассажиры сказали, что мы

готовы сдать билеты.

  1. Писатель говорил, что мне пришлось сделать сотни записей, выслушать сотни

очевидцев событий.

  1. Пушкин писал, что «не дай мне Бог сойти с ума».

  2. М.Ю. Лермонтов написал в одном из стихотворений, что «я жить хочу».

  3. А.П. Чехов утверждал, что первое знакомство с Московским университетом произвело

на меня неприятное впечатление

  1. Гринев сказал, что я подарил Пугачеву заячий тулуп

  2. Чичиков говорил, что «Я давненько не брал в руки шашек.»

28. Н. М. Карамзин писал, что «да будет честь и слава нашему языку».

29 А. С. Пушкин писал, что «Я горе с ним делю, он радости со мною».

30 М. Горький как-то заметил, что «человек дорог мне своим чудовищным упрямством быть

чем-то больше самого себя»

31 Базаров ответил Павлу Петровичу, что строить — не наше дело, сперва надо место

расчистить.»

32 И сказала Баба Яга, что «Я давно русского духу не слыхала, а тут ты ко мне сам пришёл».

33  Художник Александр Дейнека говорил, что «я люблю спорт»

34   Чичиков говорил, что «Я давненько не брал в руки шашек.»

35 Тоня торжественно пообещала, что «Я тебя никому не выдам!»

36  Мне пришлось уточнить, что придёшь ли ты на собрание.

37 В ответ на просьбу мы услышали, что «Я не привыкла уступать».

«.Мне пришлось уточнить, что придёшь ли ты на собрание.

38. Всех писателей в ходе интервью обычно спрашивают, над чем вы

сейчас работаете

39. Задержавшись у дверей, сестра сказала, что я буду рада пригласить всех

вас в гости в субботу.

40 Я долго стоял перед этим старым портретом, а девушка, изображённая

на нём, с укором смотрела на меня, будто говоря, что

«ты не тем занят, не тем живёшь, не о том думаешь

41.  В письме нам было чётко сказано, что если вы хотите пойти на компромисс

, то делать это нужно как можно быстрее, что вы

не должны понапрасну тянуть время, так как ситуация может выйти из-под

контроля, поэтому мы решили последовать этому

совету и договорились о встрече с ответчиком

42 Администратор ответил опоздавшим зрителям, что ничем не могу вам помочь.

43  Когда мы остались наконец одни в столовой, Наташа, выслушав мои

обвинения, строго, даже отчуждённо глядя мне в глаза, сказала, что не

тебе меня судить.

44 Мама, вернувшись с работы, спросила меня, «позавтракал ли ты».

45 Создавая проект нового здания, архитектор сказал, что я хочу сделать

это здание самым красивым в городе

46Не успевший подготовить ответ студент грустно сказал, что мне понадобится

ещё немного времени

47 Н.А. Некрасов писал о том, что «я лиру посвятил народу своему».

48В.М. Васнецов объяснял В.В. Стасову, что, «как я стал из жанриста историком, ответить

не сумею».

49Николай Ростов обвинил поручика Телянина в краже, сказав, что «это деньги Денисова,

вы их взяли».

50Пётр говорил о том, что «у меня слипаются от усталости глаза»

 51.Фёдор Абрамов вспоминал, как по приезде в Москву «на меня обрушилось всё

худшее, что таит в себе поздняя осень

Использованы ресурсы

Решу ЕГЭ

Мультиурок

Рустьюторс

Testy.class.ru

Яндекс

6

ЦЕЛИ:

  1. Научить заменять прямую речь
    косвенной, учитывая особенность предложений по цели высказывания.
  2. Развивать умение работать 
    самостоятельно по изучению новой темы; совершенствовать орфографические и
    пунктуационные навыки.
  3. Воспитывать внимание, наблюдательность,
    толерантность во время работы в группе, чувство коллективизма.

ХОД УРОКА

Работа идёт в группах по 3 –4
человека со взаимопроверкой и объяснением нового материала друг другу, а затем
защита своей работы в классе. В группе сильный ученик выполняет роль учителя –
консультанта.

ЗАДАНИЕ 1.

1. Спиши предложения, расставляя
знаки препинания.

А. У плетня заросшая крапива
обрядилась ярким перламутром и качаясь шепчет шаловливо С добрым утром!

Б. Гроза будет сказал Федя
посматривая на облака.

В. Я знаю проговорила она вас не
убедишь.

2. Объясни постановку знаков
препинания товарищу, выслушай его объяснения.

3. Составь схемы последнего и
первого предложения.

ЗАДАНИЕ 2. Прочитай
внимательно теоретический материал. Если тебе что-то непонятно, обратись к
учителю или своему консультанту.

  1. Предложение с косвенной речью состоит из двух частей: одна часть, как и в
    предложении с прямой речью, представляет собой слова автора; другая часть
    выражает содержание чужой речи (косвенную речь) и присоединяется к первой
    союзами что, будто, чтобы, местоимениями и наречиями кто, что, как,
    какой, где, когда, почему
    и другими или частицей ли. Мать просила
    нас, чтобы мы не опаздывали к чаю.
    (Ср. Мать просила: «Не опаздывайте к чаю!»)
  2. В предложении с косвенной речью кавычки не ставятся. См. предложение в п.1.
  3. Слова автора обычно предшествуют косвенной речи и отделяются от нее щзапятой.
  4. После косвенного вопроса вопросительный знак не ставится. Мы захотели узнать, скоро
    ли будет поезд в Москву.
  5. При замене прямой речи косвенной личные и притяжательные местоимения (а также личные формы
    глаголов) передаются от лица автора, рассказчика, а не от того лица, чья речь передается.
    Я поинтересовался, можно ли мне остаться на ночь.

Рассмотри предложенные примеры,
разберись, как происходит замена прямой речи косвенной. (Работа проходит под
руководством ученика–консультанта. Комментирование идёт по цепочке вслух).
Обрати внимание на выделенные слова в прямой речи и на то, как они заменяются в
речи косвенной.

Предложения с прямой речью Предложения с косвенной речью
«Мой дед землю пахал», —
с надменной гордостью отвечал Базаров.
Базаров отвечал с надменной
гордостью, что его дед землю пахал.
Андрей воскликнул: «Я
таких людей видел множество!»
Андрей воскликнул, что он
таких людей видел множество.
Командир приказал: «Огонь!» Командир приказал, чтобы  открыли
огонь.
«Который час — спросил
я.
Я спросил, который час.
Врач спросил: «Какая у вас
была температура?»
Врач спросил, какая  у меня
была температура.

После работы с таблицей  учитель
может проверить знание и понимание теоретического материала по таблице,
предложенной в задании 2.

А теперь переходим к практической
части.

Закрепи свои знания!

Замени прямую речь косвенной.

  1. «Живей, живей, ребята,
    подсобляйте!» — крикнул Николай Петрович.
  2. «Да, я знаю вас, Базаров», —
    подтвердила она.
  3. «Меня зовут Аркадий Николаевич
    Кирсанов, —  проговорил Аркадий, — и я ничем не занимаюсь».
  4. «Хлопот у меня с мужиками в
    нынешнем году», — продолжал говорить Николай Петрович.
  5. Аркадий с прежней улыбкой
    сказал Базарову: «Евгений, возьми меня с собой!»
  6. Я спроси его: «Да ты умеешь ли
    плавать?»
  7. Илюша крикнул ему вслед:
    «Смотри, не упади в реку!»

ЗАДАНИЕ 3. Проведите
обратную замену, преобразовав предложения с косвенной речью в предложения с
прямой речью.

  1. Кирилла Петрович спросил у
    Маши, где она была.
  2. Я заметил, глядя на светлое
    небо, что погода славная будет.
  3. Отец крикнул Феде. Чтобы он
    держал правее.
  4. Дубровский спросил, все ли
    здесь  и не осталось ли кого в доме.
  5. Сергей спросил тихо, почему она
    ушла.

Проверь правильность выполнения
задания по опорной карточке. Обрати внимание на возможные варианты.

ОК.

  1. Кирилла Петрович спросил:
    «Маша, где ты была?» или Кирилла Петрович спросил у Маши: «Где ты была?»
  2. Я заметил, глядя на светлое
    небо: «Погода будет славная!»
  3. Отец крикнул Феде: «Держи
    правее!» или Отец крикнул: «Федя, держи правее!»
  4. Дубровский спросил: «Все здесь?
    Никто не остался в доме?» или Дубровский спросил: «Все ли здесь, не
    осталось ли кого в доме?»
  5. Сергей спросил тихо: «Почему ты
    ушла?»

За эту часть работы ученики
получают оценки в карточки учёта, которые выглядят так:

Фамилия, имя Теоретический материал Задание 1 Задание 2 Задание 3 Задание 4
           

ЗАДАНИЕ 4. Исправь ошибки,
связанные с употреблением прямой и косвенной речи. Объясни, чем вызваны эти
ошибки.

  1. Он говорил, что страшный случай
    со мной приключился, что я в дороге совсем издержался.
  2. Меня спросили, где я раньше
    работал?
  3. Чичиков хотел узнать у
    Коробочки, что куда они заехали.
  4. Савельич спросил у Гринёва,
    узнал он атамана.
  5. Когда мать спросила у сына,
    зачем он читает запрещённые книги, Павел ответил, что хочу всё знать.
  6. В детстве мама всегда
    спрашивала: «Кем я хочу быть?» И я всегда отвечала: «Учительницей».

Подводим итог первого урока,
корректируем знания. На дом предлагаем найти в текстах художественной
литературы предложения с прямой речью и перестроить их в предложения с
косвенной речью.

Второй час представляет
самостоятельную работу ( для слабых ребят  возможно поддержка сильного в виде 2
вопросов- консультаций).

ЗАДАНИЕ 1 выполняем
коллективно. Рассмотри схемы предложений и проиллюстрируй каждую из них
предложениями из предложенных.

А: «П (?!).»        «П (?!,» — а.      «П! – а.
– П (?!).»        «П? – а. – П (?!).»   «П, — а, — п (?!).»

  1. Зачем откладывать спросил меня
    Швабрин за нами не смотрят.
  2. Помилуй батюшка Пётр Андреич
    сказал Савельич Зачем ему твой заячий тулуп.
  3. Батюшка Пётр Андреич произнёс
    он дрожащим голосом не умори  меня с печали.
  4. Что же ты стоишь закричал я
    сердито.
  5. Я отвернулся и сказал ему Поди
    вон Савельич я чаю не хочу.

ЗАДАНИЕ 2. Выполни
контрольный тест (слабые могут обратиться за помощью 2 раза)

1. Выпиши номера предложений с прямой речью (знаки препинания не расставлены) и
нарисуй схемы выписанных предложений.

А. Жуковский воспринимал Пушкина
как «будущего гиганта».
Б. Отец удивлённо спросил это ты
сделал?
В. Гоголь дивился «драгоценности
русского языка».
Г. Будут работать одобрительно
сказал старик.
Д. Савельич дёргал меня за руку
говоря выходи сударь приехали.
Е. Он спросил меня что мы делаем.
Ж. В море значит дома говорил он.

2. Замени предложения с прямой речью из задания 1 на предложения с косвенной
речью.

3. Выпиши номера предложений с
косвенной речью (знаки препинания не расставлены).

А. Ну, это ещё не на высоте
подумал я.
Б. Может быть вы скажете какой
это инструмент спрашивал учитель.
В. Упрёки в том что телевидение
не искусство, во многом закономерны.
Г. Охотник говорил чтобы мы были
осторожнее.
Д. Час от часу не легче подумал
я.
Е.  Врач велел чтобы я и сидел
дома.
Ж. По мнению соседей он был
угрюм.

4. Замени выписанные в задании 3 предложения на предложения с прямой речью.

5. Выпиши номера предложений,
соответствующих схеме (знаки препинания не расставлены): «П,» — а.

А. Может быть сегодня уедем спросил
отец.
Б. Иван задал вопрос можно уехать
сегодня?
В. Сосед громко крикнул закройте
дверь!
Г. Мальчик завопил караул!
Д. Она тихо проговорила останься
сынок.
Е. Она завтра вернётся сказала
Лида.
Ж. Он скромно ответил нет.

6. Поставьте знаки препинания в предложениях с прямой речью.

А. Она прошептала Какие чудные
цветы!
Б. Стану я пса кормить рассуждал
он притом пёс животное умное сам найдёт себе пропитание.
В. Это должен сказать кто-то
другой закричал он.
Г. И завтра будет бой спросил он.
Д. Посмотри в окно сказал он и
успокойся.

7. Выпиши номера предложений с правильной пунктуацией при прямой и косвенной речи.

А. «Куда это вы в такую рань
собрались?» — проворчала она.
Б. «Соседка, перестань
срамиться», — ей Шавка говорит.
В. «Добрый человек! – закричал ямщик.
Где дорога?»
Г. Директор спросил, что дождь
перестал.

8. Выпиши номера предложений с неправильной пунктуацией при прямой и косвенной
речи.

А. Мать спросила: «Кто там?»
Б. По мнению учёных этот провал
угасший кратер.
В. Он объявил, что пойдёт спать.
Г. Вечером ворвалась весть: «Царя
скинули!»

Все материалы авторские. Размещение на других сайтах ЗАПРЕЩЕНО.

ЕГЭ Русский язык.

Экспресс-подготовка.

Задание № 8.

 Синтаксические нормы. Неправильное построение предложения с косвенной

речью.

 Что такое косвенная речь, каковы её особенности? Какие бывают ошибки в предложениях с косвенной речью, как их найти? Ответы на данные вопросы очень подробно, понятно даны в статье. Читайте, готовьтесь к ЕГЭ.

Задание № 8. Синтаксические нормы.

Неправильное построение предложения с косвенной речью.

Вспомним, что такое косвенная речь, каковы её особенности.

Косвенная речь – это способ передачи чужой речи, при котором эта речь грамматически приспосабливается говорящим к своей речи.

Особенности косвенной речи.

  • Косвенная речь оформляется в виде придаточного предложение, которое относится к глаголу- сказуемому, находящемуся в главной части СПП.
  • Местоимения стоят только в форме 3-го лица (он, она, оно, они — в разных падежах)
  • Косвенная речь передаётся только содержание чужой речи, поэтому сама чужая речь может существенно отличаться от прямой речи.
  • Косвенная речь не передаёт стилистические особенности прямой речи, а лишь её основной смысл.
  • В косвенной речи не используются обращения, междометия, эмоциональные частицы.
  • Если необходимо в косвенной речи передать дословно какие -ту часть выражения, то на письме эти слова выделяются кавычками. (Н.Некрасов писал, что он «лиру посвятил народу своему»)
  • Если прямая речь – повествовательное предложение, то в придаточной части косвенной речи используются союзы:

—  что, если говорящий уверен в передаваемой информации(Они сказали, что собрание перенесли на понедельник);

будто, как будто, если говорящий сомневается в достоверности информации (Они сказали, будто собрание перенесли на понедельник).

  • Если прямая речь- побудительное предложение, то в придаточной части косвенной речи используется союз чтобы.
  • Если прямая речь- вопросительное предложение, то в придаточной части косвенной речи используется то же союзное слово, которое было в прямой речи ( как, когда, где и др.)

Разберём примеры.

Пример № 1 ( повествовательное предложение).

Прямая речь.

Светлана сказала: «Если бы ты знал, как мне многое нужно повторить, чтобы успешно сдать экзамен».

Косвенная речь.

Светлана сказала о том, что ей многое нужно повторить, чтобы сдать экзамен.

Пример № 2 (побудительное предложение).

Прямая речь.

Учитель объявил: «Ребята, сегодня после уроков вы должны прийти в актовый зал на встречу с преподавателями вузов»

Косвенная речь.

Учитель объявил о том, чтобы ребята после уроков пришли в актовый зал на встречу с преподавателями вузов.

          Пример № 3 (вопросительное предложение).

Прямая речь.

Олег спросил: «Что нам задали по литературе?»

Косвенная речь.

Олег спросил о том, что им задали по литературе.

Типичные ошибки в построении предложений с косвенной речью.

  • Употребление местоимения в форме 1-го или 2-го лица, а не в форме 3-его лица.

Пример.

Неверно.

Путники решил, что я лучше пережду дождь в селении.

Верно

Путник решил, что он лучше переждёт дождь в селении.

  • Неверно построенное сложное предложение с косвенной речью.

Пример.

Неверно.

Последнее, о чём она сказала мне по телефону, это о нашем предстоящем путешествии и о том, что необходимо для него подготовить.

Верно.

Последнее, о чём она сказала мне по телефону ,- это наше предстоящее путешествие, отметив, что необходимо для него подготовить.

  • Неправильное употребление союза в предложении, передающем побуждение к действию.

Пример

Неверно.

Учитель предложил, что, ребята, давайте посадим несколько деревьев в школьном саду.

Верно.

Учитель предложил посадить несколько деревьев в школьном саду. (Можно передать косвенную речь и в форме простого предложения).

ИЛИ

Учитель предложил, чтобы все вместе посадили несколько деревьев в школьном саду.

Вывод.

На ЕГЭ чаще встречаются три ошибки в построении предложений с косвенной речью:

  • Неверное использование личного местоимения
  • Неверное использование средств связи (союзов) в СПП.
  • Неверное построение предложения с косвенной речью с синтаксической точки зрения.

Алгоритм выполнения задания № 8.

Предложения с косвенной речью.

  • Найдите предложение с косвенной речью.
  • Посмотрите, в какой форме употреблены в придаточном предложении личные местоимения. Если в форме 3-го лица, то нет ошибки. Если в форме 1-го и 2-го лица, то есть ошибка.
  • Посмотрите, правильные ли союзы и союзные слова использованы для присоединения придаточного к главному. Помните, что для каждого типа предложения по цели высказывания есть свои союзы и союзные слова.
  • Наконец, посмотрите, правильно ли построено сложное предложение, если неверно, то такое предложение «не звучит».
  • Помните, что в предложенных вариантах ответов может быть ДВА предложения с косвенной речью. Одно- верное, другое нет. Поэтому читаете все примеры до конца, не записывайте сразу в ответе номер первого предложения с косвенной речью, оно может быть правильным.

Таков алгоритм выполнения задания № 8, если в нём есть предложение с ошибкой, связанной с неверным употреблением косвенной речи.

Желаю удачи в подготовке к ЕГЭ!

Вера Александровна.

E-mail

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Ошибки при замене прокладки гбц
  • Ошибки при заполнении европротокола при дтп
  • Ошибки при запуске таргета
  • Ошибки при занятии сексом
  • Ошибки при замене оперативной памяти