Ошибки при замене прокладки гбц

На чтение 8 мин Просмотров 3.8к. Опубликовано Обновлено

Содержание

  1. Какими бывают прокладки головки блока цилиндров
  2. Как монтируется прокладка ГБЦ
  3. Почему происходит повреждение детали
  4. Признаки пробитой прокладки головки блока цилиндров
  5. Масло или антифриз вытекают наружу
  6. Вода (или охлаждающая жидкость) пошла в масло
  7. Вода пошла в цилиндр
  8. Масло пошло в воду
  9. Переход газов из цилиндра в цилиндр
  10. Можно ли ездить с пробитой прокладкой ГБЦ

Прокладка ГБЦ устанавливается на стыке блока цилиндров и его головки. Уплотнение находится в зоне камеры сгорания, на уровне днища поршня в положении верхней мертвой точки. Именно там происходят наиболее интенсивные процессы рабочего цикла: температура и давление достигают максимума. Рабочие газы давят на головку, а температурные перепады стремятся ее деформировать. Для обеспечения герметичности соединения и устанавливается прокладка блока цилиндров.

Какими бывают прокладки головки блока цилиндров

Прокладка ГБЦ обеспечивает герметичность рабочих цилиндров, систем смазки и охлаждения. Современные прокладки бывают металлические и неметаллические. К последним относятся асбестовые и безасбестовые.

Асбест — токсичный материал, который постепенно уходит в прошлое, тем более, что современные уплотнители превосходят его по многим показателям и обеспечивают больший срок службы. Для их производства применяется каучук или синтетическое полотно.

Популярны и перспективны металлические прокладки. Они делаются из стального или медного листа, с использованием специального уплотнительного покрытия и равномернее, чем остальные, распределяют нагрузку на сопрягаемые детали.

Как монтируется прокладка ГБЦ

Не только материал прокладки в ответе за герметичность двигателя. Успешное функционирование соединения обеспечивается качеством изделия и правильным обжатием крепежа в соответствии с выверенной схемой и моментами затяжки.

Момент затяжки болтов ГБЦ

Суть установки ГБЦ состоит в том, чтобы стянуть между собой две ровные поверхности — головки и блока цилиндров. Технология проведения работ описана в рабочей документации. Инструкция содержит:

  • Нормы отклонений от прямолинейности головки и блока. Обычно для замера кривизны поверхности применяется жесткое правило, которое устанавливается на поверхность ГБЦ. Между ним и головкой просовывают предельно допустимый по толщине щуп. Если он проходит, значит деталь искривлена и ее поверхность требуется фрезеровать.
  • Последовательность затяжки болтов (рисунок-схема), этапы и величина момента затяжки. Основной принцип затяжки — от центра к периферии. Обжатие проводится в несколько этапов, на каждом из которых задается момент затяжки. Обычно он измеряется при помощи динамометрического ключа, которым и производится обжатие. Однако, при ремонте современных двигателей все больше используется угловое измерение момента затяжки.
  • Требования по замене крепежа. Часто производитель предписывает менять болты при каждой установке. Иногда указываются нормы дефектации — например, болт измеряют по длине и сравнивают с предельно допустимой. При превышении норматива деталь заменяют. Бывает, что в качестве критерия выбирается сечение цилиндрической части болта и указывается минимально разрешенный диаметр. Иногда допускается и использование крепежа несколько раз. В этом случае при установке, механик, делающий ремонт, должен маркировать болт кернением. После четвертого (например) кернения производят замену.
  • Минимально допустимая толщина ГБЦ. При каждом фрезеровании поверхности с головки блока цилиндров снимается слой металла и деталь становится тоньше. Это приводит к уменьшению камеры сгорания и повышению степени сжатия. Могут быть и другие причины ограничить допуск по высоте изделия, но именно увеличение степени сжатия делает мотор более напряженным и склонным к детонации.
  • Прочие технические условия. ТУ может быть много. Например, при осмотре головки изготовитель может разрешить к эксплуатации ГБЦ, имеющую трещины в определенных зонах и конкретной длины. Также указывается время выдержки после каждого этапа закручивания болтов, необходимость повторного обжатия через 1000 км, проверка затяжки контрольным моментом и так далее.

Почему происходит повреждение детали

Чаще всего прокладка ГБЦ выходит из строя по двум причинам:

  1. Несоблюдение технологии, предписанной в руководящей документации (например, пренебрежение использованием динамометрического ключа или установка старого крепежа). Легкомысленное отношение к исправлению кривизны поверхности тоже к хорошему не ведет — если установить кривую ГБЦ на блок, прокладка потечет не сразу, а может быть и в отдаленном будущем. Деталь, установленная таким образом, прослужит обязательно меньше, чем могла бы.
  2. Неправильная эксплуатация — также частая причина, по которой возникает пробой прокладки ГБЦ. В первую очередь, это перегрев или даже постоянная езда с предельной температурой. Заливать холодную охлаждающую жидкость при закипании антифриза в раскаленный двигатель — недопустимо: это ведет к выходу из строя ГБЦ, а вместе с ней и прокладки. Неправильная настройка или неисправность системы зажигания, либо топливной аппаратуры приводит к нарушению температурного режима и детонации. Постоянная езда в форсированном режиме, перегрузка или применение бензина, не соответствующего по октановому числу техническим характеристикам также наносят вред детали.

Еще одна веская причина прогара или пробоя прокладки — брак запчастей.

Признаки пробитой прокладки головки блока цилиндров

Дефектные элементы подразделяют на прогоревшие и пробитые. Считается, что пробитая прокладка — это более общее понятие, а прогоревшая — это та, которая утратила свои уплотняющие свойства в результате воздействия раскаленных газов. Это вполне правомерно, но практически суть неисправности и ремонт сводятся к одному: деталь потеряла герметичность и требует замены. Определить тип повреждения прокладки ГБЦ можно по сопутствующим ему признакам.

Масло или антифриз вытекают наружу

Перед тем, как исправить неполадку, убедитесь, что течет именно из-под головки, а, например, не из-под клапанной крышки. Течи лечат сверху вниз. Уровень масла и наличие в нем антифриза или эмульсии проверяются обязательно.

Потеки масла из-под болта на двигателе

Вода (или охлаждающая жидкость) пошла в масло

Типичные симптомы неисправности:

  • Падение уровня в расширительном бачке.
  • Образование водомасляной эмульсии (она появляется сначала на крышке маслозаливной горловины, потом на щупе).
  • Увеличение уровня масла.
  • Может наблюдаться парение из выхлопной трубы или из сапуна, если его отсоединить.

Если дать машине постоять длительное время, вода отстоится и соберется возле пробки поддона, а при ее откручивании сразу польется наружу.

Вода пошла в цилиндр

Газы в камере сгорания прожгли металлическое кольцо прокладки и прорвались в полость рубашки блока. При этой неисправности вода и газы взаимно проникают друг в друга:

  1. В расширительном бачке булькает, а если открыть его пробку или горловину радиатора — пахнет гарью.
  2. Свеча зажигания дефектного цилиндра чистая, как новая.
  3. При пуске уровень в расширительном бачке поднимается, так как газы идут в рубашку охлаждения.
  4. При выключении зажигания вода уходит в цилиндр и уровень падает, а в процессе работы он нестабилен.
  5. Появляется выхлоп белого цвета.
  6. В зависимости от количества охлаждающей жидкости и состояния цилиндро-поршневой группы, вода из цилиндра через лабиринт колец просачивается в поддон, где попадает в масло. Далее, в процессе работы мотора, она смешивается со смазкой, образуя эмульсию.
  7. Мотор может работать неравномерно.
  8. При недостаточном уровне охлаждающей жидкости температура двигателя будет расти, а печка работать все слабее. В салоне похолодает.

Если в машине вдруг резко стало холодно, а температура двигателя при этом растет, значит охлаждающей жидкости не хватает для работы печки. Возможно пробило прокладку ГБЦ. Причины могут быть и иными. В любом случае требуется хотя бы первичная проверка прокладки ГБЦ.

Масло пошло в воду

Неисправность, которая встречается реже других. Для того чтобы это произошло, нужно чтобы подающий масляный канал соединился с зарубашечным пространством. Площадь его очень мала по сравнению с размерами отверстий под цилиндры или полости системы охлаждения. Кроме того, он часто снабжен металлическим кольцом. Таким образом, вероятность его участия невелика. И все же случается, что масло идет в воду. Появления масляной пленки следует ждать в расширительном бачке.

Переход газов из цилиндра в цилиндр

Если между цилиндрами прогорела прокладка ГБЦ, газы перетекают из одного цилиндра в другой. Обычно это случается между вторым и третьим (посередине головки блока, где искривленная поверхность приподнимается и прилегает хуже всего). Неисправность характеризуется потерей компрессии, нарушением равномерности работы и ухудшением пуска.

Можно ли ездить с пробитой прокладкой ГБЦ

Эксплуатировать автомобиль с этой неисправностью нельзя. Если требуется немного времени, чтобы доехать до автомастерской, то исходить нужно из конкретной ситуации. В первую очередь проверка прокладки ГБЦ подразумевает осмотр состояния масла и охлаждающей жидкости. Например, если смазка из-под прокладки просто выходит наружу, то при незначительном подтекании на свой страх и риск доехать можно — главное, чтобы уровень масла не упал ниже минимума. Но нужно понимать, что проблема может получить развитие и вода (например) зальет картер, или течь увеличится, и масло вытечет полностью.

Ехать с эмульсией в поддоне нельзя — это приведет к ускоренному износу вкладышей коленчатого вала и его шатунных и опорных шеек. Возможен выход коленвала из строя — «стуканет движок» — как говорят в народе.

Езда без охлаждающей жидкости или с ее нехваткой недопустима: это приводит к повреждению цилиндро-поршневой группы. Поршни будут заклинивать во втулках цилиндров, образуя глубокие задиры. При последующем ремонте можно не вписаться даже в последний ремонтный размер, и нужно будет делать перегильзовку или заменять блок.

Расточка блока цилиндров

Многие автолюбители спрашивают: как проверить прокладку ГБЦ со стопроцентной уверенностью, не разбирая мотора. В этой статье мы разобрались почему пробивает прокладку ГБЦ. Правильная установка и эксплуатация детали поможет избежать ее повреждения. Указанные способы, как определить пробитую прокладку ГБЦ позволят идентифицировать поломку.

Основные признаки прогоревшей, пробитой прокладки ГБЦ не указывают точно на эту неисправность.

Искать дефект следует по совокупности показателей (например, попадание воды в масло может быть вызвано и трещиной головки). Однако, указанные симптомы позволят принять решение о необходимости демонтажа головки блока.

Вышедшая из строя прокладка ГБЦ – причина немедленного прекращения эксплуатации транспортного средства, в противном случае последствия для двигателя могут быть губительные. Рассмотренные ниже дефекты могут возникать и в дизельных, и в бензиновых двигателях. Какую роль выполняет прокладка головки блока цилиндров, и почему так важно своевременно диагностировать поломку?

2 основных дефекта прокладки ГБЦ и их причины: замена прокладки в 7 этапов

Содержание статьи

  • Что такое прокладка ГБЦ и ее функции?
  • Дефекты прокладки ГБЦ
    • Пробой прокладки ГБЦ и его причины
    • Прогар прокладки ГБЦ и его причины
    • Признаки дефектов прокладки ГБЦ
    • Как проверить прокладку на наличие дефектов?
  • Замена прокладки ГБЦ
  • Вывод

Что такое прокладка ГБЦ и ее функции?

Основное предназначение прокладки ГБО заключается в увеличении плотности соединения головки блока цилиндров с основной частью. Также данный элемент стабилизирует необходимое для удержания жидкости давление в масляной системе. Поскольку прокладка относится к категории одноразовых деталей, необходимость ее замены возникает при каждом вторжении в упомянутую зону мотора.

Многоразовая эксплуатация прокладки снижает герметичность. Следующие виды прокладок принято считать наиболее востребованными:

  • металлические наиболее прочные и долговечные;
  • асбестовые, рассчитанные на воздействие высоких температур;
  • безасбестовые способны при малейшей деформации сразу же принимать первоначальную форму.

Среди ключевых функций прокладки можно выделить следующие:

  • обеспечение оптимального режима выхлопа газов;
  • предотвращение попадания светлых примесей в масло;
  • защита зоны соединения от появления моторного масла.

Речь идет о неисправности и срочной замене, если хотя бы одна из упомянутых функций не выполняется.

Дефекты прокладки ГБЦ

Ни один производитель не может стопроцентно гарантировать длительный эксплуатационный срок, поскольку на образование дефектов влияет множество факторов – состояние двигателя, модель машины, стиль вождения. Среди основных дефектов стоит выделить пробой и прогар рассматриваемого элемента. Почему прокладка под головку блока цилиндров пробивается, и какие причины могут вызвать прогар?

Пробой прокладки ГБЦ и его причины

Лопнувшую прокладку практически все водители не замечают, пока серьезная поломка не даст о себе знать. Пробою более подвержены детали отечественных авто, поскольку традиционно их качество намного ниже импортных.

2 основных дефекта прокладки ГБЦ и их причины: замена прокладки в 7 этапов

О необходимости ремонта может свидетельствовать наличие пара под капотом и шум при работе двигателя, которого ранее не было. Эти признаки пробитой прокладки ГБЦ говорят о наружном пробое.

Внутренний пробой намного опаснее из-за своей незаметности. Обнаружить проблему можно путем измерения компрессии в цилиндрах, а такую диагностику водители часто выполняют, когда троит двигатель.

Также о проблеме свидетельствуют пузырьки воздуха в жидкости радиатора и наличие белого пара в выхлопной трубе. На стыках в моторе может подтекать масло.

Что касается причин, водительская халатность является одной из наиболее распространенных. Рассмотрим их более подробно:

  1. Перегрев двигателя сразу даст о себе знать, если прокладка асбестовая с добавлением металла. Высоких температур она не выдерживает и вздувается при первом же перегреве. Течь образуется после нескольких циклов нагрева/охлаждения, поскольку на месте вздутия прочность снижается.
  2. Деформация плоскости головки, которая прилегает к блоку. Данная проблема распространена среди алюминиевых головок. Чугунные сразу дают трещину. Замена в данном случае не обязательна, ремонт будет заключаться в шлифовке с помощью высокоточного станка.
  3. Неправильная затяжка болтов крепления или неравномерная затяжка приводит к потере прижимного усилия. Пробой происходит именно в этой зоне.
  4. Непосредственно качество прокладки также играет важную роль. Использование не оригинальной прокладки – это не способ сэкономить, а причина ее замены через несколько тысяч километров пробега.

Прогар прокладки ГБЦ и его причины

Что касается прогара, проблемной зоной считается участок между водяной рубашкой и одним из цилиндров. Усугубляясь, прогар распространяется дальше. Среди других возможных вариантов стоит выделить зону между каналом охлаждения и масляным каналом. Если речь идет о новом двигателе, причина прогара единственная, и заключается она в перегреве, даже если он незначительный. Водитель без опыта не обратит внимания на первые симптомы поломки, и только усугубление признаков заставит обратить внимание на проблему.

2 основных дефекта прокладки ГБЦ и их причины: замена прокладки в 7 этапов

Поскольку автомобиль будет отправлен на СТО не сразу после того, как прогорела прокладка головки блока цилиндров, а после дальнейшей эксплуатации, прогар не связывается с недавним перегревом, и поиски причин продолжаются в неверном направлении. Незначительный перегрев головки может наблюдаться, если охлаждающая жидкость залита в недостаточном объеме.

Циркуляция в системе позволяет жидкости охлаждаться, однако отвода тепла в необходимом объеме не происходит. Температура жидкости отображается приборами авто, и на первый взгляд все нормально, однако не отображается температура деталей. Следовательно, водитель даже не заметит, как из-за перегрева прогорит прокладка.

Остальные причины относятся к упущениям после проведения ремонтных работ:

  • неправильный подбор толщины прокладки;
  • нарушения последовательности затяжки болтов;
  • избыточное или слишком малое натяжение при затяжке;
  • плохое состояние привалочных поверхностей (наличие царапин или раковин, остатков старой прокладки, деформация головки).

Признаки дефектов прокладки ГБЦ

Поскольку речь идет о двух основных дефектах прокладки ГБЦ, признаки их проявления также стоит рассматривать отдельно. Если пробита прокладка головки блока цилиндров, признаки будут следующими:

  1. Моторное масло смешивается с антифризом, а в охлаждающую жидкость попадает топливо. Тревожным сигналом могут стать маслянистые пятна в расширительном бачке охлаждающей системы.
  2. Если пробивает окантовку камеры сгорания, температура двигателя повышается. Далее в охлаждающую систему поступают горящие газы, антифриз нагревается, имеет место активное газообразование.
  3. О наличии антифриза или влаги в камере сгорания может свидетельствовать белый дым в глушителе. Данный симптом характерен для разрыва между камерой сгорания и каналом рубашки охлаждения.
  4. При разрыве внешней оболочки появляются потеки масла в зоне стыка головки и блока цилиндров.
  5. Запуск двигателя может быть проблематичным, поскольку выхлопные газы одного цилиндра перемешиваются с топливной смесью другого. После разогрева устойчивость работы мотора нареканий не вызывает.

Следующие изменения в работе машины свидетельствуют о прогаре:

  1. На щупе двигателя появляются капли воды или водомасляная эмульсия, следовательно, прогар локализовался между охлаждающим и масляным каналами. При смешивании масла с охлаждающей жидкостью образуется своеобразная эмульсия, которую при вытаскивании масляного щупа нельзя не заметить. Если жидкости попало мало, после остановки возможно расслаивание из-за нестабильности эмульсии. Если слегка открутить пробку поддона картера, сначала вы увидите воду, а затем просочится масло. На щупе и внутренних деталях мотора будет конденсат, образовавшийся в результате испарения части жидкости. Если капли конденсата образуются регулярно, в прогаре нет сомнения. Также на проблему укажет маслянистая пленка в расширительном бачке на поверхности тосола.
  2. Нестабильность температур двигателя связана с температурой тосола. При попадании в охладительную систему в небольшом количестве газы могут выходить сквозь клапан наружу, а тосол выбиваться не будет. Перед термостатом скопится лишь часть газов, но теплопередача охлаждающей жидкости будет частично заблокирована. Как результат, запоздалое срабатывание термостата, и мотор перегревается. Температура резко падает при срабатывании термостата, и все начинается заново. Если такие скачки температур не сопровождаются пузырьками в расширительном баке, проблема может быть в термостате, а не в прокладке.
  3. Если из отопителя идет холодный воздух, проблему распознать легко, но проявляется она не на всех машинах. В некоторых случаях прорвавшиеся газы могут успеть выйти через клапан пробки расширительного бачка. В других случаях они создают воздушную пробку, которая блокирует нагрев воздуха, выходящего из печки. Обнаружить проблему удается в холодное время года при условии активного использования печки.
  4. Если охлаждающую жидкость выбивает, но следов ее утечки нет, целостность прокладки явно нарушена, а прогар локализован между каналом охлаждающей жидкости и камерой сгорания. Запрещено при работающем двигателе открывать пробку расширительного бачка. Мотор необходимо заглушить и подождать снижения давления в системе, в противном случае вырывающийся тосол может спровоцировать сильные ожоги.

Как проверить прокладку на наличие дефектов?

Перед началом проведения ремонтных работ по замене прокладки ГБЦ рекомендуем проверить ее на наличие повреждений, используя следующие методики:

  1. Магнитно-порошковая диагностика считается наиболее быстрым и простым способом. Со всех сторон ГБЦ установите магниты и обсыпьте металлической стружкой головку блока. Она переместится к магнитам, а в зоне дефектов останется.
  2. Проверка давлением без погружения в воду предполагает использование мыльного раствора. Его необходимо налить на плоскость крышки ГБЦ и подать в контур сжатый воздух. Появление пузырей свидетельствует о микротрещинах.
  3. Применение давления с погружением в воду предполагает полное погружение головки в емкость с горячей водой. Далее по такому же принципу подается сжатый воздух, а пузырьки укажут на дефекты.
  4. Водой также можно проверить без погружения. Плотно закройте отверстия и залейте в канал воду. Накачайте воздух насосом для обеспечения давления в 0.7 МПа минимум. Через 2 — 3 часа проверьте наличие воды. Если ее нет — прокладка с дефектами.

Замена прокладки ГБЦ

Сложностей в самостоятельной замене прокладки нет, однако процедура требует аккуратности и внимательности.

2 основных дефекта прокладки ГБЦ и их причины: замена прокладки в 7 этапов

Следовать необходимо поэтапной инструкции:

  1. Отсоедините все навесное оборудование, мешающие детали и трубопроводы.
  2. Очистите от грязи и масляных накоплений болты крепления.
  3. Открутите болты, начиная с середины по одному обороту за раз, чтобы снять напряжение.
  4. Снимите головку блока и избавьтесь от старой прокладки.
  5. Тщательно очистите посадочное место и установите новую прокладку. Она должна в полной мере соответствовать направляющим втулкам и размеченным центровочным пазам.
  6. Установите головку на место и приступайте к затягиванию болтов. На данном этапе воспользуйтесь динамометрическим ключом и строго ориентируйтесь на предоставленную производителем схему конкретно для вашего авто. Параметры закручивания болтов должны точно соответствовать вашей машине, в противном случае прокладка вскоре прогорит. Желательно заранее узнать силу затяжного момента для вашего авто и проверить, соответствует ли новая прокладка требуемым параметрам.
  7. После сборки двигателя навесное оборудование можно возвращать на свои места и подключать.

Вывод

В качестве итога стоит добавить, что при замене прокладки необходимо выбирать высококачественные детали. Лучше не экономить и сразу покупать оригинальную прокладку, в противном случае аналог известного бренда из-за низкого качества материалов может прогореть или лопнуть через 10 — 15 тыс. км пробега. Даже если стоимость фирменной детали выше на 50%, такая покупка будет в полной мере оправдана.

Прокладка головки блока цилиндров выполняет целый ряд важных функций: обеспечивает герметичность блока и поступление газо-воздушной смеси только внутрь камеры сгорания, а также способствует циркуляции охлаждающей жидкости, топлива и масла. Все эти функции жизненно важны для нормальной работы ДВС, поэтому пробой прокладки – серьезная неисправность, с которой нужно сразу отправляться в сервис. Большинство автовладельцев так и поступает, но не все задумываются, что пробой коварен еще и своими последствиями. Что нужно сделать после замены прокладки ГБЦ, читайте в нашем материале.

Причины пробоя прокладки ГБЦ
Пробой прокладки головки блока цилиндров – автонеприятность, которая может случиться абсолютно с любым мотором. Разумеется, в двигателях с алюминиевой головой это происходит чаще. В основном из-за перегрева: под действием высокой температуры крышка теряет рабочее положение и происходит разгерметизация.
Вторая по частоте причина, которая уже свойственна всем без исключения моторам, — неправильное затягивание болтов крышки. Третья – банальный износ. Ведь у прокладки, как у всего, есть свой срок службы.

Признаки пробоя прокладки ГБЦ
Заподозрить пробой прокладки ГБЦ обычно можно по таким признакам как белый дым из выхлопной трубы, перегрев двигателя, перебои в работе печки, троение, проблемы с запуском. После этого можно провести диагностику своими руками.

Самый первый способ – открыть капот, завести машину и посмотреть, не идет ли из двигателя дым, не слышны ли хлопки. Если прогар или прорыв прокладки значительный и он находится по внешнему контуру, вы увидите и услышите это.Кроме того, можно осмотреть мотор на предмет утечки масла наружу из-под ГБЦ. Это, конечно, не однозначный признак пробоя прокладки, но это точно повод срочно ехать в сервис.

При дефектах прокладки между камерой сгорания и рубашкой охлаждения можно определить пробой по эмульгированию охлаждающей жидкости. Это тоже не сложно: достаточно открутить крышку радиатора или расширительного бачка, и вы заметите, если там что-то не так. Если выхлопные газы прорываются в систему охлаждения, там начинается бурление и антифриз «взбивается» в плотную эмульсию или пену. При таком развитии событий показательно и то, что двигатель быстро нагревается и стремится к закипанию, ведь система охлаждения работает неэффективно.

Что еще нужно проверить? Щуп уровня масла. Если оно смешалось с охлаждающей жидкостью, там тоже появится эмульсия, а в расширительном бачке — масляные пятна.

Но не только газы попадают в СО, но и наоборот. Отсюда как раз белый дым из выхлопной трубы. Диагностировать проблему в таком случаем можно по утечке охлаждающей жидкости из расширительного бачка и влажному нагару на свечах зажигания и в одном из цилиндров.

Если пробой случился между цилиндрами, топливовоздушная смесь из одного смешивается с выхлопными газами в соседнем. Внешние это похоже на троение плюс проблемы с запуском и большая разница в компрессии.

С пробоем прокладки ГБЦ машина может самостоятельно передвигаться, но все же накатывать десятки километров не рекомендуется, поскольку нарушается работа других важных механизмов и систем, и даже непродолжительная эксплуатация машины с пробоем приводит к проникновению технических жидкостей в места, где им не положено быть.

Замена прокладки ГБЦ
Сама по себе прокладка – хоть металлическая, хоть паронитовая – стоит недорого, а вот предсказать стоимость работ по ее замене сложно. Дело в том, что этой неисправности может сопутствовать целый ряд других: деформация болтов крепления ГБЦ, дефекты плоскости соприкосновения головы и блока, трещины в них. А их восстановление — это уже гораздо более сложные и дорогостоящие операции.

После замены прокладки
Если на вашем авто произвели замену прокладки головки блока цилиндров, важно соблюдать некоторые несколько рекомендаций. Прежде всего, не перегружать двигатель высокими оборотами, чтобы новая деталь хорошо притерлась. Не выезжая из сервиса, промыть камеру сгорания, системы смазки и охлаждения, в которых побывал коктейль из масла и антифриза. Это необходимо, чтобы избежать дальнейшего закоксовывания ЦПГ, проблем с перегревами и смазывающими свойствами лубриканта, а также ускоренного износа. Профессионалы советуют провести три эффективные процедуры.

1. Раскосовка двигателя.

Попадание антифриза в цилиндро-поршневую группу негативно влияет на мотор. Охлаждайка не сгорает во время вспышки и нагарает на цилиндре, днище поршня и кольцах. Эти загрязнения довольно быстро затвердевают и приводят к залеганию колец, задирам на хоне, потере компрессии и выходу цилиндра из строя. Вот почему даже при минимальной протечке мы советуем не просто провести раскоксовку мотора, а сделать это мощным составом LAVR 203 NOVATOR.

2. Промывка масляной системы.

Что происходит в системе смазки двигателя в результате попадания охлаждающей жидкости? Там возникают нерастворимые твердые «хлопья», которые оседают в углублениях системы и забивают каналы. Промывка масляной системы удалит все загрязнения, очистит внутренние гидроприводы. Выбор средства для промывки вы можете сделать сам в зависимости от состояния и эксплуатационной нагрузки на авто. Подробно об ассортименте LAVR и различиях между промывками, которых у нас 6, мы рассказывали в отдельной статье.

3. Промывка системы охлаждения.

Если масло и выхлопные газы прорывались в антифриз, систему охлаждения также необходимо промыть: эмульсия никуда не денется при простом сливе старой жидкости и может вывести из строя термостат, помпу или просто забить тонкие каналы рубашки охлаждения. Мы рекомендуем сделать «Полную очистку системы охлаждения» LAVR и потом еще несколько раз промыть дистиллированной водой, чтобы гарантировать безопасность и работоспособность системы. про эту промывку на нашем YouTube-канале есть классное видео.

Пробой прокладки головки блока цилиндров – поломка, от которой не застрахован ни один автовладелец, но теперь больше людей знает, как определить эту неисправность и минимизировать ее последствия.

Прокладка под ГБЦ

Прокладка ГБЦ является уплотнительным элементом, который устанавливают между головкой и блоком агрегата. Она предназначена для обеспечения герметичности. Прокладка предотвращает выход отработавших газов и топливовоздушной смеси из рабочего цилиндра, а также утечку тосола и смазочного материала. При ее порыве потребуется провести замену. Ниже рассмотрим причины появления неисправности и признаки, по которым можно ее выявить.

Прокладка ГБЦ

Основные симптомы поломки

Автомобилист может самостоятельно определить повреждение уплотнительного элемента по нескольким признакам. Более точная диагностика возможна с использованием специализированного оборудования. Поэтому лучше обратиться в техцентр, располагающий материально технической базой для проведения работ такого типа. Признаки поврежденной прокладки:

  • Нестабильная работа агрегата. Мотор троит. Этот признак подтверждает прорыв прокладки между камерами сгорания. При сжатии топливовоздушная смесь переходит из одного цилиндра в другой. Из-за этого невозможно обеспечить требуемую компрессию. Агрегат работает нестабильно.
  • Светлый дым или пар из выхлопной трубы. Проявляется при попадании тосола в камеру сгорания. Под действием высокой температуры антифриз испаряется. Это выражается выходом пара вместе с продуктами горения в атмосферу. Кроме этого, прорыв уплотнительного элемента между каналом с тосолом и рабочим цилиндром может выражаться в постоянном снижении уровня антифриза.
  • Утечка антифриза из расширительного бачка. По причине того, что прогорела прокладка головки, охлаждающая жидкость уходит в поддон картера или рабочие цилиндры.
  • Появление эмульсии в бачке или в поддоне картера. Это жидкость беловато-желтого цвета, оседающая на поверхностях. В некоторых случаях эмульсия наблюдается на масляном щупе. Это происходит при смешивании охлаждающей жидкости и смазочного материала в поддоне картера.
  • Появление пузырьков при запущенном агрегате в бачке. Такой признак свидетельствует о попадании продуктов горения в каналы охлаждения.
  • Выход отработавших газов, антифриза или масла в месте соприкосновения ГБЦ и блока цилиндров. При прорыве прокладки нарушается герметичность. При этом жидкости и газ могут выходить наружу.

Существует еще несколько признаков, по которым можно понять, что прогорела прокладка под головкой. Это ухудшение работоспособности отопителя, наличие нагара на свечах, перегрев двигателя, падение мощности и динамических характеристик. Такие признаки свидетельствует и о других неисправностях, поэтому при их возникновении лучше обратиться к специалистам для проведения качественной диагностики.

Эмульсия в бачке

Причины пробоя прокладки ГБЦ

Прокладка головки блока цилиндров прогорает по нескольким причинам. Часто они связаны с нарушениями, допущенными при установке головки блока цилиндров или с неправильной эксплуатацией транспортного средства. Среди распространенных причин повреждения прокладки ГБЦ перегрев двигателя, неправильное усилие приложенное при затяжке болтов, плохое качество прокладки и искривление головки.

Перегрев двигателя внутреннего сгорания

ГБЦ и блок цилиндров на многих моторах изготавливаются из разных материалов. Так головка может быть выполнена из алюминиевого сплава, а БЦ из чугуна. Из-за превышения допустимой температуры часто такие ГБЦ изменяют свою конфигурацию. Перекос головки приводит к ослаблению прижима прокладки. В результате уплотняющий элемент рвется под давлением газов из камеры сгорания или жидкости системы охлаждения, а также смазки. Повышенный нагрев двигателя внутреннего сгорания может возникнуть по причине:

  • Движения на перегруженном автомобиле.
  • Неисправности системы охлаждения.
  • Неправильной работы тормозной системы.
  • Недостаточного количества жидкости.

Учитывая то, что перегрев силового агрегата является основной причиной выхода из строя прокладки головки блока цилиндров, следует постоянно контролировать температуру ДВС. На некоторых моторах ГБЦ выполнена из чугуна. В таком случае она менее подвержена изменению конфигурации при перепадах температуры. Чугун выдерживает значительные нагрузки.

Перегрев мотора

Нарушение технологии монтажа

Часто повреждение возникает из-за неправильной установки уплотнения. ГБЦ — это деталь, при установке которой необходимо строго соблюдать последовательность затяжки, а также усилие, приложенное к резьбовым элементам.

Для установки головки потребуется наличие динамометрического ключа. С его помощью можно затянуть болты или гайки с одинаковым усилием. Кроме этого, крепежные элементы устанавливают в определенной последовательности. Она может отличаться в зависимости от модели ДВС. Как правило, затяжку проводят от центра к краям при этом болты или гайки устанавливают по диагонали.

При нарушении технологии монтажа между головкой и блоком цилиндра образуется зазор. В этом месте прижим прокладки минимален. По этой причине под давлением газов из камеры сгорания или жидкости происходит прорыв уплотнительного элемента.

Последовательность затяжки

Прокладка плохого качества

Преждевременное повреждение прокладки может быть связано с использованием некачественных материалов при ее производстве. Производители предлагают уплотнительные элементы двух типов:

  • Паронитовые. Представляют собой изделия из материала, устойчивого к перепадам температуры. В местах контакта с рабочими цилиндрами элементы оснащены металлическими кольцами. Они предотвращают выгорание материала под действием высокой температуры.
  • Стальные. Такие модели отличаются повышенной устойчивостью к перепадам температуры. Они обеспечивают герметичность соединения.
  • Медные. Достаточно редкий вид прокладки. Используется на некоторых моделях автомобилей.
  • Эластомерные. При производстве на стальную заготовку наносят пластичный материал. В местах контакта с камерами сгорания установлены стальные кольца.

Перед тем как купить прокладку головки блока цилиндров, нужно провести визуальный осмотр. На детали не должно быть механических повреждений, трещин, сколов и т.д. Установка поврежденного уплотнения приведет к быстрому выходу из строя двигателя внутреннего сгорания.

Искривленная ГБЦ

Пробой прокладки возможен при нарушении геометрии головки блока цилиндров. Она возникает в результате перегрева или неправильной затяжки при установке.

В результате изменения геометрии невозможно нормально установить головку. Для устранения такой неисправности потребуется провести притирку. Эта процедура предусматривает выравнивание поверхности путем удаления выступающих частей.

Притирка ГБЦ

Как провести диагностику

Для точного определения неисправности лучше обратиться на станцию технического обслуживания. Способ выявления поломки зависит от места, где прогорела прокладка под головкой:

  • Между каналами системы охлаждения и смазки. Прорыв в этом месте характеризуется появлением эмульсии в поддоне картера или расширительном бачке. Специалисты проводят визуальный осмотр при этом обращают внимание на внутренние поверхности расширительного бачка, масляный щуп, крышку горловины радиатора.
  • В месте контакта с рабочими цилиндрами. Порыв прокладки в этом месте можно определить с помощью компрессометра. В момент сжатия топливовоздушная смесь выходит через образовавшееся отверстие. При этом компрессия в рабочем цилиндре снижается. Это можно определить с помощью измерительного прибора.
  • В области между каналами системы смазки, охлаждения или рабочими цилиндрами и краем блока цилиндров. Из-за прогоревшей прокладки головки блока цилиндров в месте соприкосновения возникают масляные потеки, вытекает антифриз или наблюдается выход газа. При серьезном пробое возможно изменение звука при работе ДВС.
  • Между расположенными рядом рабочими цилиндрами. Такой пробой также характеризуется снижением компрессии. В момент сжатия топливовоздушная смесь переходит в соседний цилиндр. В некоторых случаях признаками такой поломки является затрудненный запуск агрегата на холодную.

Специалисты на станции технического обслуживания учитывают одновременно несколько критериев. Это обусловлено тем, что если пробита прокладка ГБЦ, признаки могут быть разными. Так удается выявить даже мелкие порывы прокладки головки блока цилиндров. Это позволяет своевременно устранить неисправности и избежать более дорогостоящего ремонта.

Замер компрессии

Можно ли ездить с пробитой прокладкой ГБЦ

Нарушение целостности уплотнительного элемента может привести к различным последствиям. В первую очередь это попадание охлаждающей жидкости в систему смазки. В результате повышается трение подвижных деталей, что снижает ресурс двигателя внутреннего сгорания.

Помимо этого, при попытке запуска мотора и движения могут возникнуть следующие неисправности:

  • Гидроудар. При заглушенном двигателе внутреннего сгорания антифриз скапливается в рабочих цилиндрах. В момент запуска происходит гидроудар. Он приводит к изгибу шатунов и повреждениям других деталей кривошипно шатунного механизма.
  • Загрязнение радиатора охлаждения и печки. Это обусловлено попаданием эмульсии в каналы радиатора.

Учитывая последствия при возникновении одного из признаков неисправности ГБЦ или ее уплотнения, лучше заглушить двигатель и доставить авто на СТО на эвакуаторе или буксире. Благодаря такому подходу удастся избежать более серьезных неисправностей мотора.

Важно! Попадание антифриза в систему смазки может привести к заклиниванию КШМ. При ухудшении смазки происходит быстрый износ внешнего слоя подшипников скольжения. При этом возможно проворачивание вкладыша и заклинивание кривошипно шатунного механизма.

Шатуны после гидроудара

Полезные советы

Часто повреждения прокладки возникают из-за нарушений технологии при установке и правил эксплуатации. Соблюдая несколько простых правил удастся не допустить, чтобы прогорела прокладка блока двигателя:

  • Устанавливать новую прокладку при каждом снятии ГБЦ. Даже если замену проводили недавно, повторно ставить одну прокладку недопустимо.
  • Не допускать перегрева двигателя. Нужно следить за температурой. К перегреву может привести превышение допустимых нагрузок, неисправности в системе охлаждения и неправильно установленный угол зажигания.
  • Уделить особое внимание выбору прокладки. Нужно выбирать оригинальные комплектующие или аналогичную продукцию от проверенного производителя.
  • Проводить замену в техцентре, который располагает оборудованием и инструментом для выполнения таких работ. Попытки самостоятельной установки могут привести к серьезным неисправностям и дорогостоящему ремонту ДВС.

Соблюдая несколько правил удастся обеспечить прокладке большой эксплуатационный срок.

Автомобилист может самостоятельно определить повреждение прокладки ГБЦ. При возникновении одного из признаков нужно заглушить двигатель и доставить авто на станцию технического обслуживания. Специалисты проведут диагностические мероприятия, определят, почему прогорела прокладка под головкой двигателя и выполнят ремонт в соответствии с регламентом.

Прокладка ГБЦ

Содержание статьи

  • 1. Что такое прокладка ГБЦ и ее функции
  • 2. Дефекты прокладки ГБЦ
    • 2.1. Пробой прокладки ГБЦ и его причины
    • 2.2. Прогар прокладки ГБЦ и его причины
    • 2.3. Признаки дефектов прокладки ГБЦ
    • 2.4. Как проверить прокладку на наличие дефектов?
  • 3. Замена прокладки ГБЦ
  • 4. Вывод

Что такое прокладка ГБЦ и ее функции

Основное предназначение прокладки ГБО заключается в увеличении плотности соединения головки блока цилиндров с основной частью. Также данный элемент стабилизирует необходимое для удержания жидкости давление в масляной системе. Поскольку прокладка относится к категории одноразовых деталей, необходимость ее замены возникает при каждом вторжении в упомянутую зону мотора.

Дополнительно рекомендуем прочитать статью нашего специалиста, в которой рассказывается о том, что такое опрессовка ГБЦ.

Также советуем внимательно изучить статью нашего эксперта, посвящённую тому, что такое гильзовка блока цилиндров.

Многоразовая эксплуатация прокладки снижает герметичность. Следующие виды прокладок принято считать наиболее востребованными:

  • металлические наиболее прочные и долговечные;
  • асбестовые, рассчитанные на воздействие высоких температур;
  • безасбестовые способны при малейшей деформации сразу же принимать первоначальную форму.

Среди ключевых функций прокладки можно выделить следующие:

  • обеспечение оптимального режима выхлопа газов;
  • предотвращение попадания светлых примесей в масло;
  • защита зоны соединения от появления моторного масла.

Речь идет о неисправности и срочной замене, если хотя бы одна из упомянутых функций не выполняется.

Дефекты прокладки ГБЦ

Ни один производитель не может стопроцентно гарантировать длительный эксплуатационный срок, поскольку на образование дефектов влияет множество факторов – состояние двигателя, модель машины, стиль вождения. Среди основных дефектов стоит выделить пробой и прогар рассматриваемого элемента. Почему прокладка под головку блока цилиндров пробивается, и какие причины могут вызвать прогар?

Пробой прокладки ГБЦ и его причины

Лопнувшую прокладку практически все водители не замечают, пока серьезная поломка не даст о себе знать. Пробою более подвержены детали отечественных авто, поскольку традиционно их качество намного ниже импортных.

Пробой прокладки ГБЦ и его причины

О необходимости ремонта может свидетельствовать наличие пара под капотом и шум при работе двигателя, которого ранее не было. Эти признаки пробитой прокладки ГБЦ говорят о наружном пробое.

Внутренний пробой намного опаснее из-за своей незаметности. Обнаружить проблему можно путем измерения компрессии в цилиндрах, а такую диагностику водители часто выполняют, когда троит двигатель.

Также о проблеме свидетельствуют пузырьки воздуха в жидкости радиатора и наличие белого пара в выхлопной трубе. На стыках в моторе может подтекать масло.

Что касается причин, водительская халатность является одной из наиболее распространенных. Рассмотрим их более подробно.

  1. Перегрев двигателя сразу даст о себе знать, если прокладка асбестовая с добавлением металла. Высоких температур она не выдерживает и вздувается при первом же перегреве. Течь образуется после нескольких циклов нагрева/охлаждения, поскольку на месте вздутия прочность снижается.
  2. Деформация плоскости головки, которая прилегает к блоку. Данная проблема распространена среди алюминиевых головок. Чугунные сразу дают трещину. Замена в данном случае не обязательна, ремонт будет заключаться в шлифовке с помощью высокоточного станка.
  3. Неправильная затяжка болтов крепления или неравномерная затяжка приводит к потере прижимного усилия. Пробой происходит именно в этой зоне.
  4. Непосредственно качество прокладки также играет важную роль. Использование не оригинальной прокладки – это не способ сэкономить, а причина ее замены через несколько тысяч километров пробега.

Прогар прокладки ГБЦ и его причины

Что касается прогара, проблемной зоной считается участок между водяной рубашкой и одним из цилиндров. Усугубляясь, прогар распространяется дальше. Среди других возможных вариантов стоит выделить зону между каналом охлаждения и масляным каналом. Если речь идет о новом двигателе, причина прогара единственная, и заключается она в перегреве, даже если он незначительный. Водитель без опыта не обратит внимания на первые симптомы поломки, и только усугубление признаков заставит обратить внимание на проблему.

Прогар прокладки ГБЦ и его причины

Поскольку автомобиль будет отправлен на СТО не сразу после того, как прогорела прокладка головки блока цилиндров, а после дальнейшей эксплуатации, прогар не связывается с недавним перегревом, и поиски причин продолжаются в неверном направлении. Незначительный перегрев головки может наблюдаться, если охлаждающая жидкость залита в недостаточном объеме.

Циркуляция в системе позволяет жидкости охлаждаться, однако отвода тепла в необходимом объеме не происходит. Температура жидкости отображается приборами авто, и на первый взгляд все нормально, однако не отображается температура деталей. Следовательно, водитель даже не заметит, как из-за перегрева прогорит прокладка.

Остальные причины относятся к упущениям после проведения ремонтных работ:

  • неправильный подбор толщины прокладки;
  • нарушения последовательности затяжки болтов;
  • избыточное или слишком малое натяжение при затяжке;
  • плохое состояние привалочных поверхностей (наличие царапин или раковин, остатков старой прокладки, деформация головки).

Признаки дефектов прокладки ГБЦ

Поскольку речь идет о двух основных дефектах прокладки ГБЦ, признаки их проявления также стоит рассматривать отдельно. Если пробита прокладка головки блока цилиндров, признаки будут следующими:

  1. Моторное масло смешивается с антифризом, а в охлаждающую жидкость попадает топливо. Тревожным сигналом могут стать маслянистые пятна в расширительном бачке охлаждающей системы.
  2. Если пробивает окантовку камеры сгорания, температура двигателя повышается. Далее в охлаждающую систему поступают горящие газы, антифриз нагревается, имеет место активное газообразование.
  3. О наличии антифриза или влаги в камере сгорания может свидетельствовать белый дым в глушителе. Данный симптом характерен для разрыва между камерой сгорания и каналом рубашки охлаждения.
  4. При разрыве внешней оболочки появляются потеки масла в зоне стыка головки и блока цилиндров.
  5. Запуск двигателя может быть проблематичным, поскольку выхлопные газы одного цилиндра перемешиваются с топливной смесью другого. После разогрева устойчивость работы мотора нареканий не вызывает.

Следующие изменения в работе машины свидетельствуют о прогаре:

  1. На щупе двигателя появляются капли воды или водомасляная эмульсия, следовательно, прогар локализовался между охлаждающим и масляным каналами. При смешивании масла с охлаждающей жидкостью образуется своеобразная эмульсия, которую при вытаскивании масляного щупа нельзя не заметить. Если жидкости попало мало, после остановки возможно расслаивание из-за нестабильности эмульсии. Если слегка открутить пробку поддона картера, сначала вы увидите воду, а затем просочится масло. На щупе и внутренних деталях мотора будет конденсат, образовавшийся в результате испарения части жидкости. Если капли конденсата образуются регулярно, в прогаре нет сомнения. Также на проблему укажет маслянистая пленка в расширительном бачке на поверхности тосола.
  2. Нестабильность температур двигателя связана с температурой тосола. При попадании в охладительную систему в небольшом количестве газы могут выходить сквозь клапан наружу, а тосол выбиваться не будет. Перед термостатом скопится лишь часть газов, но теплопередача охлаждающей жидкости будет частично заблокирована. Как результат, запоздалое срабатывание термостата, и мотор перегревается. Температура резко падает при срабатывании термостата, и все начинается заново. Если такие скачки температур не сопровождаются пузырьками в расширительном баке, проблема может быть в термостате, а не в прокладке.
  3. Если из отопителя идет холодный воздух, проблему распознать легко, но проявляется она не на всех машинах. В некоторых случаях прорвавшиеся газы могут успеть выйти через клапан пробки расширительного бачка. В других случаях они создают воздушную пробку, которая блокирует нагрев воздуха, выходящего из печки. Обнаружить проблему удается в холодное время года при условии активного использования печки.
  4. Если охлаждающую жидкость выбивает, но следов ее утечки нет, целостность прокладки явно нарушена, а прогар локализован между каналом охлаждающей жидкости и камерой сгорания. Запрещено при работающем двигателе открывать пробку расширительного бачка. Мотор необходимо заглушить и подождать снижения давления в системе, в противном случае вырывающийся тосол может спровоцировать сильные ожоги.

Как проверить прокладку на наличие дефектов?

Перед началом проведения ремонтных работ по замене прокладки ГБЦ рекомендуем проверить ее на наличие повреждений, используя следующие методики:

  1. Магнитно-порошковая диагностика считается наиболее быстрым и простым способом. Со всех сторон ГБЦ установите магниты и обсыпьте металлической стружкой головку блока. Она переместится к магнитам, а в зоне дефектов останется.
  2. Проверка давлением без погружения в воду предполагает использование мыльного раствора. Его необходимо налить на плоскость крышки ГБЦ и подать в контур сжатый воздух. Появление пузырей свидетельствует о микротрещинах.
  3. Применение давления с погружением в воду предполагает полное погружение головки в емкость с горячей водой. Далее по такому же принципу подается сжатый воздух, а пузырьки укажут на дефекты.
  4. Водой также можно проверить без погружения. Плотно закройте отверстия и залейте в канал воду. Накачайте воздух насосом для обеспечения давления в 0.7 МПа минимум. Через 2 — 3 часа проверьте наличие воды. Если ее нет — прокладка с дефектами.

Замена прокладки ГБЦ

Сложностей в самостоятельной замене прокладки нет, однако процедура требует аккуратности и внимательности.

Замена прокладки

Следовать необходимо поэтапной инструкции:

  1. Отсоедините все навесное оборудование, мешающие детали и трубопроводы.
  2. Очистите от грязи и масляных накоплений болты крепления.
  3. Открутите болты, начиная с середины по одному обороту за раз, чтобы снять напряжение.
  4. Снимите головку блока и избавьтесь от старой прокладки (читайте, как снять головку блока цилиндров).
  5. Тщательно очистите посадочное место и установите новую прокладку. Она должна в полной мере соответствовать направляющим втулкам и размеченным центровочным пазам.
  6. Установите головку на место и приступайте к затягиванию болтов. На данном этапе воспользуйтесь динамометрическим ключом и строго ориентируйтесь на предоставленную производителем схему конкретно для вашего авто. Параметры закручивания болтов должны точно соответствовать вашей машине, в противном случае прокладка вскоре прогорит. Желательно заранее узнать силу затяжного момента для вашего авто и проверить, соответствует ли новая прокладка требуемым параметрам.
  7. После сборки двигателя навесное оборудование можно возвращать на свои места и подключать.

Вывод

В качестве итога стоит добавить, что при замене прокладки необходимо выбирать высококачественные детали. Лучше не экономить и сразу покупать оригинальную прокладку, в противном случае аналог известного бренда из-за низкого качества материалов может прогореть или лопнуть через 10 — 15 тыс. км пробега. Даже если стоимость фирменной детали выше на 50%, такая покупка будет в полной мере оправдана.

Пожалуйста, оцените этот материал!

Загрузка…

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Ошибки при замене оперативной памяти
  • Ошибки при заливке фундамента ленточного фундамента
  • Ошибки при замене масла акпп
  • Ошибки при замене воска на пластмассу
  • Ошибки при заливки фундамента под дом