Ошибки при заключении договора франчайзинга

Содержание

Первая ошибка. Отсутствует право на использование товарного знака/товарный знак описан частично

Вторая ошибка. Стороны не определили объем прав на товарный знак

Третья ошибка. Сформулированные условия вознаграждения размыты

Четвертая ошибка. Стороны не детализировали обязанности франчайзера

Пятая ошибка. Стороны не детализированы обязанности франчайзи

Шестая ошибка. Не прописана система санкций/штрафов

Седьмая ошибка. Стороны не зарегистрировали договор в Роспатенте

Последнее время в российском бизнесе франчайзинг пользуется огромной популярностью и считается весьма результативным направлением. Однако между франчайзи и франчайзерами регулярно возникают судебные конфликты, причиной которым может служить всего лишь одна ошибка, допущенная в договоре коммерческой концессии. 

Для того, чтобы избежать негативных обстоятельств, необходимо знать 7 типичных ошибок договора франчайзинга:

Франшиза под ключ без ошибок

Маргарита Булычева

Маргарита Булычева

Ведущий юрист по интеллектуальному праву, патентный поверенный РФ № 2468

Первая ошибка. Отсутствует право на использование товарного знака/товарный знак описан частично

Смысл франчайзинга состоит в том, чтобы одна сторона передала другой права на различные средства индивидуализации и/или результаты интеллектуальной деятельности. Решающим становится право на товарный знак. Если оно не фигурирует в договоре или же информация о товарном знаке указана не в полном объеме, документ будет считаться недействительным не будет нести никаких правовых последствий.

Чтобы правильно составить договор франчайзинга, необходимо знать, что в него обязательно должны быть включены номер свидетельства о государственной регистрации товарного знака, реквизиты его владельца и приложено само изображение товарного знака.

Вторая ошибка. Стороны не определили объем прав на товарный знак

При подаче заявки на регистрацию товарного знака, его владелец указывает перечень товаров и услуг, в отношении которых он планирует его использовать. Получая права на товарный знак, франчайзи обязан использовать его в отношении этого же перечня, который следует прописать в договоре.

Третья ошибка. Сформулированные условия вознаграждения размыты

Для того, чтобы определить размер вознаграждения, в франчайзинге используются два классических способа – паушальная сумма (одноразовый платеж) и роялти (периодические платежи). 

Первый достаточно прост, а вот второй может быть, например, в виде наценки на оптовую цену товара или процента от дохода конкретной торговой точки, иди процента от реализованных продаж за какой-либо отрезок времени. Стоит иметь ввиду, что закон разрешает устанавливать и свои собственные системы выплаты вознаграждения.

Четвертая ошибка. Стороны не детализировали обязанности франчайзера

Условия договора франчайзинга должны создавать правовое равновесие между франчайзером и франчайзи. Поэтому обязанности необходимо прописать детально вплоть до таких моментов, как, например, обучение персонала алгоритмам работы с брендовым продуктом или подтверждение выбранного помещения в течении трех рабочих дней.

Пятая ошибка. Стороны не детализированы обязанности франчайзи

В продолжении разговора о правовом равновесии, не стоит забывать и об обязанностях того, кто приобретает франшизу. Франчайзер всегда забоится о том, чтобы бы его бизнес был расширен «качественно», то есть соответствовал определенным стандартам. Безусловно, он хочет это контролирован, чему не противоречит и законодательство. Для этого также детально прописываются обязанности франчайзи. Это может быть аренда помещения площадью не менее ста квадратных метров или использование зеленого цвета с определенным кодом Pantone в оформлении интерьера. Важно не забывать и о праве проведения проверок этих условий, которые аналогично указываются в договоре коммерческой концессии.

Шестая ошибка. Не прописана система санкций/штрафов

Всегда существует риск, что одна из сторон нарушит условия, а привлечь ее за это к ответственности нет оснований, так как соответствующие пункты выглядят некорректно или размыто. Их подробное описание даст гарантии как франчайзеру, так и франчайзи в том, что они не получат штраф безосновательно, а если все-таки получат, то смогут аргументировать свою позицию в суде.

Седьмая ошибка. Стороны не зарегистрировали договор в Роспатенте

Пункт 2 статьи 1028 Гражданского Кодекса РФ гласит, что договор коммерческой концессии подлежит обязательной регистрации в Федеральной службе по интеллектуальной собственности. Он обретает юридическую силу только завершения данной процедуры.

Регистрация договора в Роспатенте

19 900 ₽

Заказать

Сопровождение сделки: проверка или составление договора и регистрация передачи прав

36 900 ₽

Заказать


Материал раздела Основной

Как неопытные франчайзи лишаются денег из-за плохо составленных договоров

На рынке России образовались незанятые ниши. Предприимчивые люди хотят их занять. Это легче всего сделать, купив франшизу. Как обезопасить себя при такой сделке, рассказывает Андрей Голощапов, гендиректор «Европейской юридической службы»

Фото: Екатерина Кузьмина / РБК

По данным franshiza.ru, в 2022 году свою деятельность в России свернули около 280 франчайзинговых сетей, среди которых DIM, Levi’s, NYX Cosmetic, KFC, McDonald’s. Однако на рынок вышли более 400. В их числе как новички, так и российские подразделения ушедших компаний, которые выделились в самостоятельный бизнес и провели ребрендинг. Таким образом, оборот рынка франчайзинга вырос на 19% по сравнению с 2021 годом, до 2,78 трлн руб.

На начало 2023 года в России насчитывалось более 3,2 тыс. франшиз — на 5% больше, чем годом ранее. Спрос будет только расти, ведь покупка франшизы — отличная возможность занять одну из освободившихся рыночных ниш, доступная даже для начинающих предпринимателей. Развивать бизнес под крылом франчайзера легче, чем самостоятельно. Главное — не наделать ошибок в самом начале пути.

Рассмотрим ошибки, которые чаще всего допускают франчайзи.

Ошибка № 1. Подписывают спорный договор

Покупатель франшизы «Kebab vлаваше» попросил суд признать договор коммерческой концессии незаключенным (дело №С01-703/2022). Он утверждал, что в договоре нет ни единого указания на то, какой товарный знак, какие секреты производства и специальные программы учета будут ему переданы.

Суд, изучив договор, сделал вывод: в документе четко прописано, что покупатель вправе использовать фирменный бренд, товарный знак, секрет производства и коммерческое обозначение сети ресторанов быстрого обслуживания «Kebab vлаваше». Франчайзер отправил истцу на электронную почту (с автоматическим подтверждением получения) 45 писем с информацией. А кроме того, оказал техническую и консультационную поддержку, провел обучение и инструктаж. Франчайзи проиграл суд.

Как не допустить

Насколько важен договор франчайзинга? Какие ошибки допускают при его подписании и к кому можно обратиться для консультации? Рассмотрим в материале.

В 2021 году тем, что всё вокруг работает по франшизе уже никого не удивишь. Бренды открывают новые точки, продавая права сторонним предпринимателям, а начинающие бизнесмены покупают франшизы, желая начать собственное дело с минимальными рисками по схеме, которая уже проверена вдоль и поперёк.

Так и получается, что мы ходим в кафе и рестораны, едим шаурму, покупаем одежду в магазинах, заказываем услуги юристов, посещаем врачей в местах, которые работают по франшизе – «Пятёрочка», Black Star Burger, H&M, «Чайхона №1», «Гемотест», «СДЭК» — все эти места открываются простыми предприинимателями, которые заключают договор с основателями этих брендов.

Да и вы сами, если задумайтесь об открытии бизнеса, в первую очередь зайдёте в каталог франшиз.

Но при всей повседневности происходящего мало кто из начинающих знает, что никакого договора франчайзинга в России не существует… это всего лишь общеупотребительный термин.

Удивляться не стоит. Просто так сложилось из-за того, что правительство до сих пор не создало отдельную юридическую базу для этой сферы. Ведь и без неё всё прекрасно работает, правда? Но сейчас не об этом.

Выбрать франшизу, связаться с представителем, получить бизнес-план вы можете в каталоге

Что скрывается за договором франчайзинга

Франчайзинговый договор – лишь общая ширма для множества разных договоров, которые применяются в зависимости от специфики вашего с компанией партнёрства. Чаще всего для описания прав и обязанностей покупателя и продавца франшизы используется договор коммерческой концессии. Но также встречаются и агентский договор, и лицензионный договор, и другие варианты.

Для того, чтобы узнать, что каждый из них собой представляет, рекомендуем ознакомиться с нашим специальным материалом:

Договор коммерческой концессии

Скачать образец лицензионного договора (38,9 КБ)

Скачать образец договора коммерческой концессии (44,0 КБ)

А в этой статье мы подробно расскажем о всех них сразу, объединив тему одним общим понятием – договор франчайзинга.

Для чего нужен договор франчайзинга

Многие рассматривают франчайзинг как комплекс бизнес-процессов. И всё. Забывая, что отношения франчайзера и франчайзи действуют ещё и в юридическом поле. Более того, ситуации, когда это юридическое поле становится актуальнее предпринимательского – очень частые. Мы говорим о возникающих разногласиях между участниками франчайзинговых отношений. И договор франчайзинга в этом случае выступает в качестве основного «поля», где сначала развиваются события. Потому что грамотно составленный, он позволит избежать траты времени, ресурсов и сил.

Договор франчайзинга призван узаконить отношения, но так же и регулирует всё, что происходит в дальнейшем между франчайзи и франчайзером. И если какая-то из сторон не справляется (намеренно или не очень) со своими обязанностями, то договор этот момент регламентирует, и ни у кого никаких вопросов по дальнейшим действиям не возникает. Все довольны, все счастливы (нет).

Причём, так как права и обязанности есть у обеих сторон, договор важен и для продавца франшизы, и для её покупателя. По нескольким причинам:

  1. Недовольный франчайзи может подать заявление в суд на возврат всех уплаченных им в качестве вознаграждения франчайзеру денежных средств. Договор, имеющий чётко прописанные права, обязанности, а также регламент решения споров может поспособствовать тому, чтобы дело решилось быстро и без лишней крови.
  2. Часто новый франчайзи рассчитывает, что сразу после выплаты паушального взноса получит готовый, успешный, действующий бизнес с максимальной прибылью. Понятно, что есть задача объяснить принципы построения бизнеса по конкретной франшизе ещё на этапе переговоров. Однако, прописанный договор способен как минимум обезопасить от тех, кто всё равно этого не поймёт.
  3. Мошенники есть везде. В том числе и среди покупателей франшизы.

Почему договор франчайзинга важен для обеих сторон

Если вы будущий покупатель франшизы и считаете, что продавцу франшизы договор ни к чему, потому что это ведь его предложение, и он априори будет действовать как нужно, чтобы у всех было всё замечательно, должны вас расстроить. А если вы продавец франшизы и думаете точно также – расстроить вдвойне.

Увы, но на рынке можно встретить немало франчайзинговых предложений, которые созданы «на скорую руку» и их владельцы сами не сильно понимают, как всё должно действовать, чтобы приносить прибыль обеим сторонам.

Дело в том, что франшизы создаются на базе действующих фирм, которые работали самостоятельно. И тут важно – почему предприниматель решает создать франчайзинговое предложение.

Основные причины:

Договор франчайзинга

И если при первых трёх причинах договор франчайзинга важен как юридический гарант качественного сотрудничества с партнёрами, то последний вариант даёт ответ — почему договор важен для потенциального франчайзи.

Дело в том, что на рынок выходит немало предложений, цель создания которых – быстрая прибыль. То есть фирма создаёт предложение не задумываясь о его качестве и уверенная, что в этом нет никакой необходимости. Главное – продать несколько франшиз, остальное – приложится.

Судьбу таких фирм можно легко спрогнозировать. Они либо быстро закроются, либо закроют франшизу и сильно потеряют в репутации. Но вместе с собой утянут на дно и доверчивых франчайзи. Вот поэтому, для покупателей франшизы не менее важным пунктом при оценке предложения становится составленный договор франчайзинга.

Почему договор франчайзинга нужно читать

Договор франчайзинга

Как правило, текст договора составляется франчайзером, что логично. Потому что он делает предложение, а покупатель его рассматривает. Соответственно и условия, которые в этом договоре прописываются, исходят от продавца.

И покупателю стоит понимать, что по сути то, что прописывается в договоре – это полные условия и полный список того, о чём он слышал из рекламного предложения или от самого франчайзера. Настолько полный, что на него можно полагаться как на гарант в случае разногласий. А значит, что там должно быть учтено вообще всё.

Но также он может включать в себя то, что ни в одном рекламном предложении звучать не будет. Точнее он будет это включать. И важно, чтобы ни для кого такая информация неожиданностью не стала.

Например, КП франшизы может по какой-либо причине умалчивать о так называемых «рекламных взносах». А меж тем, это информация относится к той, которая в том числе может повлиять на конечное решение о покупке.

Франчайзи, которые собираются подписать договор основываясь только на полученной устно информации (или информации из КП), ставят себя в крайне невыгодное положение. Со сто процентной вероятностью, их ждут неприятные сюрпризы.

С другой стороны, для франчайзера также важно, чтобы его будущий партнёр прежде чем согласится с условиями покупки франшизы, был о них полностью осведомлён. Потому что недовольный франчайзи ничем хорошим для компании обернуться не сможет. И минимум это будет потеря времени и ресурсов.

Почему договор нужно не только читать, но и профессионально проверять

Договор франчайзинга

Договор франчайзинга – документ юридический и официальный. Хороший договор содержит данные по взаимодействию франчайзера и франчайзи, описывает права и обязанности обеих сторон, алгоритмы решения разногласий, штрафы и неустойки за невыполнение обязательств и прочее. Словом – очень много информации.

И с одной стороны – это необходимо, полезно и правильно. С другой же – может стать инструментом в руках недобросовестных предпринимателей. Причём как со стороны франчайзеров, так и со стороны франчайзи.

Использовать для ввода в заблуждение одну из сторон можно любую нечёткую формулировку. Вас могут просто запутать, использовав подмену терминов.

Да и сложно оценивать юридические документы не будучи профессионалом. Поэтому ошибки случаются часто.

Ошибки при заключении договора франчайзинга

  1. Оплачивать стоимость франшизы, тем самым до конца скрепляя отношения до того, как документ будет зарегистрирован государственным органом. (Регистрация договора франчайзинга в Роспатенте – обязательное условие для того, чтобы договор в дальнейшем мог быть принят судом, как основание считать отношения двух фирм франчайзингом).
  2. Отсутствие регистрации товарного знака у франчайзера. Увы, нередки случаи, когда франчайзер заключает договор (предмет которого – передача комплекса прав другой фирме), сам при этом никаких прав на то, что он передаёт не имея.
  3. Неправомерные ограничения со стороны франчайзера рассматриваются как нормальные условия франшизы. Франчайзинг уже перестал быть «дикой зоной предпринимательства» в нашей стране. Пора бы уже понять, что франшиза – это сотрудничество, а не официальный способ получить быструю прибыль в виде паушального взноса и роялти.
  4. В договоре не прописывается территория, на которой франчайзи вправе действовать. Распространённая ошибка, которая почти всегда ведёт к тому, что продажей франшизы искусственно увеличивается конкуренция в одном регионе. Причём эта конкуренция никому кроме как самой сети хуже не делает. А вот для франчайзи это критично.
  5. Прописаны только обязанности франчайзи, а у франчайзера – только права. Уже редкость, но всё ещё встречается. Абсурдная вещь, потому что франчайзинговые отношения – права и обязанности обеих сторон!
  6. Договор бессрочный. В документе обязательно должен быть прописан срок, а также алгоритм действий для пролонгации, внесения изменений и расторжения.

Это краткий список ошибок, которые часто встречаются в практике заключения договоров во франчайзинге. Конечно же, их наличие не будет сто процентным свидетельством того, что кто-то кого-то пытается обмануть. Нет. Вполне вероятно, что франчайзер, составлял договор, не имея опытного специалиста для этого дела. Но тем большую важность приобретает необходимость вычитки и внесения исправлений.

Да и забывать о возможности недобросовестного отношения с целью обмана тоже не стоит. Всё-таки бизнес – достаточно агрессивная среда. Лучше себя обезопасить всеми возможными способами.

Тому же способствует тот факт, что законодательство, регулирующее франчайзинг у нас в стране закостенело и никак не хочет развиваться, хотя такая потребность была всегда.

Потому, если вы не являетесь профессионалом в юридическом и франчайзинговом отношении, будет лучше обратиться к специалистам.

Как обезопасить себя при подписании договора франчайзинга

Договор франчайзинга

Быть внимательным и тщательно проверять всё. Это бытовой вариант. Даже не вариант скорее, а необходимые меры в любой ситуации.

Основным же вариантом получить хоть какие-то гарантии, было и остаётся – обращение к человеку, или в фирму, которая на таких вещах специализируется.

При этом вычёркивать такой вариант только по причине дополнительных трат не стоит. Наоборот, траты могут оказаться гораздо выше, если вы не убедитесь, что договор составлен так, как нужно.

Ведь если в дальнейшем возникнут разногласия, то первый шаг к их урегулированию будет состоять из обращения к договору, где должны быть обозначены права и обязанности. А вы его не проверили как следует. В общем, намекаем, что поговорка «скупой платит дважды» приходится здесь как нельзя кстати.

К кому обратиться за профессиональной помощью

Чем больше развивается франачайзинг у нас в стране, тем больше на рынке появляется фирм, специализирующихся на правовом поле этой индустрии. Однако обращаться всё же советуем к тем, которые имеют наибольший опыт и практику.

Например, фирма «Бюрократ», которая занимается этим уже более 9 лет. И что важнее всего – оказывает услуги как покупателям франшиз, так и их продавцам. То есть обладает всесторонним опытом.

С компанией можно сотрудничать как на этапе принятия решения о покупке или продаже франшизы, так и на тех этапах, «когда уже поздно». То есть – когда проблема уже возникла и требует решения.

Для тех, кто находится на первом этапе, причём неважно – со стороны покупателя, или со стороны продавца, у «Бюрократа» есть конкретная услуга. Называется она «Создание договора франчайзинга».

Что входит в услугу «Создание договора франчайзинга»

  • Согласуются объекты интеллектуальной собственности, которые должны быть переданы при подписании договора.
  • Определяются правовые механизмы этой передачи, и утверждается верная формулировка в договоре.
  • Устанавливается порядок использования интеллектуальной собственности франчайзи.
  • Обозначается ответственность каждой из сторон.
  • Обозначаются права.
  • Согласуются и фиксируются размер и порядок платежей (единовременных и ежемесячных).
  • Определяется как полученная в качестве права информацию может быть использована.
  • Согласование процедуры регистрации договора.

Автор: Горякина Дарья,

Директор департамента розничного бизнеса «Лабораторной службы Хеликс»
 

Открытие бизнеса по франшизе – очень серьезное решение, которое требует от бизнесменов ответственности, внимательности и большого уровня компетенций. При кажущейся простоте процесса ведения бизнеса под известным брендом и по существующей бизнес-модели, такой путь может таить очень большое количество «подводных камней», о которых многие начинающие франчайзи порой даже и не задумываются. От всех возможных неожиданностей, безусловно, уберечь себя достаточно сложно, однако, основополагающие моменты грамотный владелец компании должен знать. Какие же ошибки не стоит допускать при выборе компании-франчайзера?

1. «Мне не важно, на чем зарабатывает компания-франчайзер»

К сожалению, зачастую будущий франчайзи не понимает и даже не интересуется, в чем источник прибыли его франчайзера – действительно ли это продажа готовой модели бизнеса, или же попросту эксперимент по расширению розничной сети за счет новых инструментов.

Помните, что, выбирая компанию-франчайзера, нужно четко понимать, в чем состоит его выгода в заключении с вами партнерских отношений – продажа ли это услуг, группы товаров или прибыль с оплачиваемого вами роялти. Оптимальный вариант – когда продажа франшизы – это действительно модель, по которой франчайзер развивает свой бизнес. Выгода компании-франчайзера в этом случае заключается в быстрой экспансии бренда и при этом минимальных инвестициях в территориальное развитие розницы (как правило, основные вложения таких компаний направлены на развитие технологических площадок и развитие R&D департамента). Таким образом, франчайзер продает свои услуги, и на этом строит свой бизнес.

2. «Все вопросы перед покупкой франшизы я могу решить по телефону»

Зачастую франчайзи-партнер пренебрегает личным общением с франчайзером, предпочитая решать все существующие вопросы по телефону. Запомните, это очень грубая ошибка! Ведь, покупая франшизу, вы становитесь частью сообщества компании и очень важно понимать, что ее видение развития бизнеса, ценности, культура, корпоративный дух совпадают с вашими. Безусловно, для того, чтобы понять и почувствовать атмосферу компании-франчайзера, необходимо приехать в головной офис и пообщаться с сотрудниками, которые в будущем станут вашими коллегами и будут заниматься сопровождением вашего бизнеса. Обязательно пообщайтесь с представителем франчайзера, выслушайте все, что вам захотят сказать, задайте все вопросы, которые вас волнуют. По возможности посмотрите офис компании, ее производственные площадки, пообщайтесь с ключевыми сотрудниками. Такой визит даст четкое понимание, во-первых, по открытости и желанию идти на контакт вашего будущего старшего партнера, во-вторых, по реальности всех красивых презентаций и телефонных фраз, которыми вы довольствовались в процессе удаленного общения. 

Так, например, перед заключением договора с франчайзи-партнерами, специалисты Лабораторной службы Хеликс обязательно приглашают бизнесменов посетить головной офис Компании и познакомиться с ключевыми сотрудниками, а также проводят экскурсию по офису, лаборатории, учебному центру и колл-центру, показывая, как происходит взаимодействие и все основные бизнес-процессы.

3. «Я быстро прочитал договор, и мне все понятно»

Невнимательное чтение договора – очень серьезная ошибка, которую допускают начинающие франчайзи. Чрезвычайно важно перед подписанием документов и покупкой франшизы тщательно и детально изучить договор, ведь  именно от него зависит судьба вашего будущего бизнеса. Каким пунктам, помимо основной финансовой составляющей, следует уделить особое внимание?

  • Во-первых, необходимо изучить условия по возможным проверкам со стороны франчайзера (насколько гибкие или строгие требования по контролю франчайзи, каковы санкции за нарушения, насколько вы с ними согласны);
  • Во-вторых, обязательства компании-франчайзера по регистрации контракта коммерческой концессии в Роспатенте. К сожалению, на сегодняшний день в нашей стране лишь 5% франчайзеров регистрируют договоры должным образом. Подписывая незарегистрированный договор, вы идете на очень большой риск, поскольку такой документ не имеет никакой юридической силы и ваша франшиза в любой момент может быть отозвана;
  • И, наконец, очень важно изучить условия вашего выхода из бизнеса и определить степень того, насколько вы на них готовы.

4. «Для обустройства своей точки мне достаточно фотографии»

Ситуация, когда будущий франчайзи, получая перед открытием бренд-бук,  необходимые материалы и фото работающих точек,  даже не планирует их посещение, достаточно типична. Однако, в этом тоже заключается большая ошибка. Ведь понять особенность бизнеса не в теории, а на практике, можно лишь, увидев, как он функционирует.

Посетите действующие точки (в идеале – в роли клиента), оцените, насколько работают предлагаемые вам инструменты ведения бизнеса. Пообщайтесь с успешными действующими франчайзи-партнерами компании, попросите рассказать о существующих трудностях, наиболее важных моментах, о которых надо знать, поделиться опытом. Именно тогда у вас сложится полная картина, что нужно и чего не нужно делать для того, чтобы бизнес был успешным и работал эффективно.

5. «У меня нет своего четкого бизнес-плана»

Каждая розничная точка сети – совершенно индивидуальный случай, развитие которой зависит, в том числе от региональных особенностей. Каковы особенности выбранного вами бизнеса никто не знает лучше, чем ваш франчайзер. Поэтому спрашивайте! Обязательно запросите у компании-франчайзера финансовую модель розничной точки, а также ключевые показатели, характерные для городов, аналогичных тому, где вы планируете открыть свой бизнес: среднее количество посетителей, величину среднего чека, данные о сезонности, динамику выручки по мере развития центра. К примеру, Лабораторная служба Хеликс предоставляет свои потенциальным франчайзи-партнерам данные по затратам на выполнение анализов, персонал, расходные материалы и налоги, а также динамику чистой прибыли и рентабельность бизнеса в соответствии с годовыми показателями.

Обратите внимание на то, что на основе предоставленных данных вам нужно просчитать не только реалистичный, но и пессимистичный сценарий развития бизнеса, чтобы рассчитать не только сумму необходимых инвестиций, но и желательный запас прочности, необходимый для поддержания работы точки до ее выхода на самоокупаемость.

6. «Мне нужна финансовая поддержка франчайзера, а консалтинговая поддержка мне ни к чему»

Открывая бизнес по франшизе, очень важно осознавать, что это, в первую очередь, ваш бизнес. Крупные франчайзеры практически никогда не финансируют бизнес франчайзи-партнера, а вот если вам обещают «золотые горы», то надо очень серьезно задуматься о том, какие цели преследует компания, не планирует ли она быструю капитализацию с последующей продажей всего бизнеса. Обязательно изучайте договор, лучше с юристом, это сможет уберечь вас от попадания «на удочку» пустых обещаний.

Надежный франчайзер, в первую очередь, предоставляет франчайзи консалтинговую поддержку, и именно на нее нужно обращать особое внимание. Выясните, что входит в такую поддержку, предоставляет ли франчайзер бесплатное обучение персонала, консультации по рекламным и маркетинговым инструментам и т.д. Ведь самое главное, что есть у крупных франчайзеров – это опыт и набор эффективных инструментов для максимально быстрого вывода бизнеса на самоокупаемость и возврат инвестиций.

Лабораторная служба Хеликс, к примеру, оказывает всестороннюю поддержку франчайзи-партнерам: перед открытием каждого Диагностического центра команда тренеров проводит базовое обучение линейного персонала и контролирует на местах первые дни работы; собственники бизнеса и управляющие проходят обучение на Школе франчайзи;  персональный менеджер, специалист по маркетингу и бизнес-тренер постоянно помогают развивать и совершенствовать бизнес партнеров Хеликс.

7. «Я рассчитываю на полную свободу действий»

Будущий франчайзи обязательно должен четко понимать, что, открывая бизнес по франшизе, он открывает его со старшим партнером и становится частью крупной розничной сети, где для клиента все должно быть единообразно и подчинено общим стандартам.  Помните, что вам обязательно придется:

  • Соблюдать все сложившиеся и утвержденные стандарты работы франчайзера;
  • Согласовывать все свои действия, которые касаются бренда и формата работы с компанией-франчайзером.

Степень существующей у вас свободы действий обязательно нужно выяснить до покупки франшизы. Узнайте, насколько гибко подходит франчайзер к принимаемым вами решениям и предлагаемым изменениям, а также насколько это приемлемо для вас. Только полностью ознакомившись с условиями и требованиями франчайзера, а также приняв их, вы сможете в дальнейшем избежать проблем и обеспечить себе ведение бизнеса в комфортных условиях.

Несмотря на то, что франчайзинговая модель открытия бизнеса накладывает на его владельца ряд ограничений и не предоставляет полной свободы действий, ее преимущества нельзя недооценивать: в итоге вы получаете готовую и понятную модель бизнеса, реализованную на практике множество раз  и скорректированную в зависимости от особенностей и специфичности отрасли. Покупка франшизы – это оптимальное и оправданное решение для старта собственного бизнеса, которое значительно повышает вероятность его успеха, быстрого возврата инвестиций и  получения прибыли. А особенно актуальна покупка франшизы, в том числе, медицинской, во времена экономического кризиса, когда выживать бизнесу становится все сложнее и сложнее.

При перепечатке материала установка активной ссылки на источник — сайт Российской ассоциации франчайзинга — обязательна.
 

11 декабрь 2017
53 722

Легко заключать и подписывать договоры, если человек прекрасно разбирается в юриспруденции. Но что делать, если обилие технических и юридических терминов вызывает лишь головную боль? Если вы планируете приобретать/продавать франшизу, вам просто необходимо в этом всем разбираться. Согласитесь, бездумно ставить подписи на документах, не особо вчитываясь в их содержание – глупо.

Предприниматели при заключении договоров в франчайзинге часто допускают серьезные ошибки. И как показывает статистика, количество судебных исков по таким процессам только растет. Хотите узнать, о каких моментах идет речь? На что необходимо обращать внимание в первую очередь? Поехали.

Для начала – забудьте о «договоре франчайзинга/франшизы». Нет такого словосочетания. Ни один франчайзер в здравом уме не предложит «договор франшизы». Запоминайте, с юридической точки зрения в франчайзинге:

  • «Договор франшизы» = договор коммерческой концессии.
  • Франчайзер = правообладатель.
  • Франчайзи = пользователь.

Именно так вы будете называться в документе.

Договор франчайзинга: 7 типичных ошибок и образец

Ошибка № 1: Перепутанные понятия

В документе важно правильно указать ху из ху. Почитайте на досуге образцы договоров, поговорите с другими франчайзи (возможно, знакомыми), и просто сходите на консультацию к толковому юристу. Это в ваших интересах.

Неправильно указанные понятия по договору могут привести к самым неожиданным последствиям. Например, вы случайно можете указать, что это вы должны консультировать вашего франчайзера, а не он вас. И это не то, что навредит бизнесу, но и заморозит его на некоторое время, пока вы попытаетесь переписать документ.

Также не менее частая ошибка – заключать договор коммерческой концессии (ДКК), когда он по своей природе не соответствует признакам таких документов. В качестве примера можно привести дело № А40-4602/15 от 15 июня 2015 года, которое рассматривалось в апелляционном АС Москвы. Суть в том, что компания подала иск в апелляцию с просьбой удовлетворить его, несмотря на то, что суд первой инстанции отказал в удовлетворении.

Так, компания-истец потребовала расторгнуть договор коммерческой концессии, признать его ничтожным и вернуть выплаченные средства в размере больше 1 млн. рублей. Тем не менее, апелляционный суд тоже отказал, потому что якобы ДКК просто не соответствует признакам таких договоров:

  • отсутствует госрегистрация договора;
  • отсутствует передача комплекса исключительных прав.

Исходя из того, что документ больше похож на партнерский договор, а передаваемая сумма по условиям договора не подлежит возврату, то апелляционный суд счел данный договор действующим, и отказался его признавать ничтожным.

Ошибка № 2: Проведение расчетов до момента регистрации договора в Роспатенте

Никогда. Не. Делайте. Этого. Помните, регистрация должна состояться обязательно. Ну и что, что нет времени? Плевать, что вы потеряете 2 месяца, но в перспективе вы сохраните долгие годы благополучия!

Если договор не зарегистрирован, вы всегда должны иметь про запас деньги на суд и на хорошего адвоката. Я не утрирую. И вот почему:

  1. Другая сторона может потребовать признать договор ничтожным. Хоть это сделать и не совсем просто, но вы должны быть готовы к защите.
  2. Действия по франшизе, совершенные до момента регистрации, могут стать незаконными (если суд их признает таковыми).

Опять же, есть один интересный момент. Договор франчайзинга, заключенный после 1 сентября 2013 года, оспорить будет сложнее. Даже если он не зарегистрирован. Наведу типичный пример.

Виктор и Виталий заключили договор коммерческой концессии, но не зарегистрировали его в Роспатенте.. Виталий, как франчайзи, начал вкладывать инвестиции, перечислил первое роялти, паушальный взнос, и тут, спустя месяц он узнал, что Виктор подал на него в суд, требуя расторжения договора.

Но суд отказал франчайзеру, ссылаясь на то, что хоть документ и не прошел регистрацию, но стороны уже начали действовать в соответствии с его положениями.

И да, запомните, регистрацию должен осуществлять франчайзер. Но только в случае, если в договоре не указано иное.

Ошибка № 3: Отсутствие госрегистрации на товарный знак

Запомните, каждое исключительное право, передаваемое по договору, должно быть официально зарегистрированным. На такие объекты франчайзер должен иметь соответствующие документы.

Просите, нет, требуйте показать такие документы еще до регистрации договора в Роспатенте, если вы франчайзи. Иначе запросто может случиться такая ситуация: напротив вас откроется кафе с таким же торговым знаком, как у вас.

И у вас не будет никаких законных прав на предъявление претензий владельцу такого кафе. Любой суд в данном случае вы проиграете.

Важно! Если через определенный период после приобретения франшизы у франчайзера истек срок на торговый знак (или другое исключительное право) – он должен предоставить аналогичный объект в пользование (с документами). Если он этого не сделал – ваш договор можно считать недействительным.

Ошибка № 4: Ограничение в работе с поставщиками

Это одна из наиболее распространенных ошибок. Франчайзер в договоре определяет круг поставщиков, вы соглашаетесь и не имеете права заводить деловые отношения с их конкурентами.

Все. Вы попали. В большинстве случаев поставщики франчайзера – это компании, которые продают товар/оборудование по завышенным ценам. Это прямой путь к разорению и банкротству.

Мой совет: учтите этот момент заранее. Предложите своих поставщиков, внесите правки договор до подписания. Помните, ваш бизнес – это ваш бизнес. Хоть и по франшизе.

Ошибка № 5: Закрепление территории

Представьте себе ситуацию – вы открыли супермаркет по франшизе. Дела идут просто прекрасно, многочисленные акции и грамотная ценовая политика позволяют привлекать множество клиентов, что, в свою очередь, приносит хорошие прибыли. И тут вы узнаете, что прямо напротив вас открывается такой же супермаркет, и владеет им непосредственно франчайзер.

Первые чувства, которые вы испытаете – гнев, разочарование, ярость. Вы идете к франчайзеру и заявляете, что это не по-мужски. На что он показывает вам договор, где указано, что закрепления территории за вами нет. Следовательно, у него есть законное право открыть аналогичный магазин прямо возле вас.

Всегда учитывайте этот момент при заключении договора коммерческой концессии. Помните, жесткая конкуренция способна убить даже самый супер прибыльный бизнес.

Ошибка № 6: Безответственные отношения

Вы, как умный предприниматель, настояли, чтобы в договоре было указано о конкретных действиях со стороны франчайзера – консультации, срок обучения, конкретная помощь, форс-мажорные обстоятельства… все это хорошо. И даже замечательно.

Но позвольте спросить – что вы будете делать, если франчайзер по каким-то причинам просто не будет соблюдать свои обязанности? А я вам скажу – вы ничего не сможете сделать, кроме судебного расторжения договора.

Заранее предусматривайте такие ситуации. Укажите в договоре, что, например, если франчайзер не будет вам оказывать определенной поддержки, то ему грозит штраф в размере 100 000 рублей. Добросовестный продавец франшизы не увидит в данном условии ничего странного. Мошенник же попытается всячески открутиться от указания таких положений.

Ошибка № 7: Бессрочные отношения: хорошо или плохо?

В большинстве российских договоров в франчайзинге нет указания сроков окончания действия франшизы. В таком случае, если вы захотите расторгнуть договор, вам придется уведомлять другую сторону как минимум за полгода до сего действия.

Если же вы заранее определите сроки (например, на 5 лет), то вы сможете расторгнуть отношения уже через 30 дней после официального уведомления.

И да, учтите важный момент – у вас должны быть документы о том, что вы действительно уведомили другую сторону. В ином случае на суде ваш франчайзер/франчайзи может запросто «уйти в несознанку», и заявить, что не получал никаких извещений. Заказное письмо с подписью о получении будет хорошей доказательной базой.

Образец договора: информация к размышлениям

Я ни в коем случае не призываю скачивать с сайта образец и пытаться по нему заключить договор франчайзинга. Все договоры индивидуальны, и ориентироваться на образцы крайне не рекомендуется.

Представленный образец – это не более чем информация к размышлению, пример. Если вы хотите хорошо подготовленный договор – идите к юристам. Но никогда не скачивайте их из сайтов. Помните, это худшая ошибка, за которую потом последует немедленная расплата.

Посмотреть в полном размере с текстовом формате.

Образец договора коммерческой концессии

Хотите поделиться своей историей со всеми?

Расскажите ее через эту форму, мы изучим материалы и свяжемся с вами для уточнения деталей.

Поделиться историей

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Ошибки при заключении договора поставки
  • Ошибки при заключении договора аренды
  • Ошибки при заключении гражданско правового договора
  • Ошибки при заключении госконтракта
  • Ошибки при закладывании фундамента