Длинный кувырок вперед
Техника выполнения. Длинный кувырок вперед выполняется из полуприседа, руки назад, махом руками вперед разгибая ноги, поставить руки не ближе 60-80 см от носков впереди плеч, оттолкнуться ногами и выполнить кувырок в группировке. При этом надо стремиться, чтобы сгибание ног в коленях происходило в момент касания пола лопатками.
Последовательность обучения.
-
Из упора присев кувырок вперед в упор присев.
-
Из упора присев кувырок вперед с постепенным увеличением расстояния между ногами и руками в упор присев.
-
Из полуприседа длинный кувырок вперед в упор с линии, находящейся на расстоянии 60-80 см до постановки рук.
Типичные ошибки.
-
Близкая постановка рук, что приводит к выполнению обычного кувырка вперед.
-
Ноги в момент отталкивания не разгибаются полностью.
-
Появление фазы полета из-за слишком большого расстояния между стопами и местом постановки рук.
-
Ошибки, типичные при выполнении группировок перекатов и кувырков вперед.
Анализ техники и методика обучения длинного кувырка
Скачать материал
Скачать материал
Рабочие листы
к вашим урокам
Скачать
Описание презентации по отдельным слайдам:
-
1 слайд
Выполнила студентка группы ФКз16-1
Веселова С.О.
Анализ техники и методика обучения длинного кувырка -
2 слайд
Ознакомление
Техника выполнения
Длинный кувырок- из полуприседа, руки назад. Махом рук вперед, разгиба ноги, поставить руки не ближе 60-80 см от носков впереди плеч, оттолкнуться ногами и выполнить кувырок в группировке. При этом надо стремиться, чтобы сгибание ног в коленях происходило момент касания пола лопатками. -
3 слайд
Ознакомление
Типичные ошибки.
1. Близкая постанова рук, что приводит к выполнению обычного кувырка вперед.
2. Ноги в момент отталкивания не разгибаются полностью.
3. Появление фазы полета из-за большого расстояния между стопами и местом постановки руки.
4. Ошибки, типичные при выполнении группировок, перекатов и кувырка вперед. -
4 слайд
Типичные ошибки. Ознакомление
1. Близкая постанова рук, что приводит к выполнению обычного кувырка вперед. -
5 слайд
Типичные ошибки. Ознакомление
2. Ноги в момент отталкивания не разгибаются полностью. -
6 слайд
Типичные ошибки. Ознакомление
3. Появление фазы полета из-за большого расстояния между стопами и местом постановки руки. -
7 слайд
Разучивание
Подводящие упражнения
Из упора присев кувырок вперед в упор присев.
Из упора присев кувырок вперед с постепенным увеличением расстояния между ногами и руками в упор присев( с помощью разметки).
Из полуприседа длинный кувырок вперед в упор присев с линии, находящейся на расстоянии 60-80 см до постановки рук. -
8 слайд
Разучивание
Страховка и помощь.
Стоя сбоку у места постановки рук, одной рукой, накладывая ее на затылок выполняющего, помогать ему наклонять голову вперед, а другой поддерживать снизу под живот или бедро. -
9 слайд
Совершенствование
Кувырок вперёд прыжком вперёд через препятствия высотой 90 см. -
10 слайд
Совершенствование
С трёх шагов разбега кувырок прыжком вперёд
Краткое описание документа:
*Техника выполнения
* Длинный кувырок- из полуприседа, руки назад. Махом рук вперед, разгиба ноги, поставить руки не ближе 60-80 см от носков впереди плеч, оттолкнуться ногами и выполнить кувырок в группировке. При этом надо стремиться, чтобы сгибание ног в коленях происходило момент касания пола лопатками.
*Типичные ошибки.
*1. Близкая постанова рук, что приводит к выполнению обычного кувырка вперед.
*2. Ноги в момент отталкивания не разгибаются полностью.
*3. Появление фазы полета из-за большого расстояния между стопами и местом постановки руки.
*4. Ошибки, типичные при выполнении группировок, перекатов и кувырка вперед.
Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
6 364 197 материалов в базе
- Выберите категорию:
- Выберите учебник и тему
- Выберите класс:
-
Тип материала:
-
Все материалы
-
Статьи
-
Научные работы
-
Видеоуроки
-
Презентации
-
Конспекты
-
Тесты
-
Рабочие программы
-
Другие методич. материалы
-
Найти материалы
Материал подходит для УМК
-
«Физическая культура», Виленский М.Я., Туревский И.М., Торочкова Т.Ю. и др. / Под ред. Виленского М.Я.
Тема
§ 21. Гимнастика
Больше материалов по этой теме
Другие материалы
- 04.11.2019
- 370
- 4
- 17.10.2019
- 200
- 0
- 17.10.2019
- 193
- 0
- 22.09.2019
- 663
- 25
Вам будут интересны эти курсы:
-
Курс повышения квалификации «Основы местного самоуправления и муниципальной службы»
-
Курс повышения квалификации «Организация научно-исследовательской работы студентов в соответствии с требованиями ФГОС»
-
Курс профессиональной переподготовки «Клиническая психология: теория и методика преподавания в образовательной организации»
-
Курс повышения квалификации «Разработка бизнес-плана и анализ инвестиционных проектов»
-
Курс повышения квалификации «Использование активных методов обучения в вузе в условиях реализации ФГОС»
-
Курс повышения квалификации «Организация маркетинга в туризме»
-
Курс профессиональной переподготовки «Организация тренерской деятельности по физической культуре и спорту»
-
Курс повышения квалификации «Дополнительное образование в системе спортивного менеджмента по ФГОС»
-
Курс профессиональной переподготовки «Организация тренерской деятельности по адаптивной физической культуре и спорту»
-
Курс профессиональной переподготовки «Организация и методическое обеспечение процессов физкультурной и спортивной деятельности»
-
Курс профессиональной переподготовки «Организация деятельности специалиста оценщика-эксперта по оценке имущества»
-
Курс профессиональной переподготовки «Спортивный менеджмент: управление в области физической культуры и спорта»
-
Курс профессиональной переподготовки «Организация и управление службой рекламы и PR»
-
Курс профессиональной переподготовки «Организация и методическое обеспечение процессов физкультурной и спортивной деятельности в отношении лиц с ограниченными возможностями здоровья»
-
Скачать материал
-
29.09.2020
2684
-
PPTX
2.2 мбайт -
27
скачиваний -
Рейтинг:
1 из 5 -
Оцените материал:
-
-
Настоящий материал опубликован пользователем Романова Светлана Олеговна. Инфоурок является
информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте
методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них
сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайтЕсли Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с
сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.Удалить материал
-
- На сайте: 3 года и 9 месяцев
- Подписчики: 1
- Всего просмотров: 24376
-
Всего материалов:
16
Обновлено: 21.09.2023
Техника выполнения: строевая стойка; полуприсед, руки назад; толчком ног и махом рук вперёд прыгнуть вверх-вперёд на руки; сгибая руки и прижимая голову к груди, сделать кувырок вперёд в упор присев (рис. 2.)
Техническое требование:выполнить кувырок вперёд прыжком через препятствие высотой 60, 80, 100 см.
Подготовительные упражнения.
1. Кувырок вперёд в группировке с постановкой рук подальше вперед (на 40-50 см).
2. Кувырок вперёд небольшим прыжком.
3. Кувырок вперёд прыжком через препятствие с постепенным увеличением высоты до 100 см.
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.
Описание презентации по отдельным слайдам:
Выполнила студентка группы ФКз16-1 Веселова С.О. Анализ техники и методика обучения длинного кувырка
Ознакомление Техника выполнения Длинный кувырок- из полуприседа, руки назад. Махом рук вперед, разгиба ноги, поставить руки не ближе 60-80 см от носков впереди плеч, оттолкнуться ногами и выполнить кувырок в группировке. При этом надо стремиться, чтобы сгибание ног в коленях происходило момент касания пола лопатками.
Ознакомление Типичные ошибки. 1. Близкая постанова рук, что приводит к выполнению обычного кувырка вперед. 2. Ноги в момент отталкивания не разгибаются полностью. 3. Появление фазы полета из-за большого расстояния между стопами и местом постановки руки. 4. Ошибки, типичные при выполнении группировок, перекатов и кувырка вперед.
Типичные ошибки. Ознакомление 1. Близкая постанова рук, что приводит к выполнению обычного кувырка вперед.
Типичные ошибки. Ознакомление 2. Ноги в момент отталкивания не разгибаются полностью.
Типичные ошибки. Ознакомление 3. Появление фазы полета из-за большого расстояния между стопами и местом постановки руки.
Разучивание Подводящие упражнения Из упора присев кувырок вперед в упор присев. Из упора присев кувырок вперед с постепенным увеличением расстояния между ногами и руками в упор присев( с помощью разметки). Из полуприседа длинный кувырок вперед в упор присев с линии, находящейся на расстоянии 60-80 см до постановки рук.
Разучивание Страховка и помощь. Стоя сбоку у места постановки рук, одной рукой, накладывая ее на затылок выполняющего, помогать ему наклонять голову вперед, а другой поддерживать снизу под живот или бедро.
Совершенствование Кувырок вперёд прыжком вперёд через препятствия высотой 90 см.
Совершенствование С трёх шагов разбега кувырок прыжком вперёд
Краткое описание документа:
*Техника выполнения
* Длинный кувырок- из полуприседа, руки назад. Махом рук вперед, разгиба ноги, поставить руки не ближе 60-80 см от носков впереди плеч, оттолкнуться ногами и выполнить кувырок в группировке. При этом надо стремиться, чтобы сгибание ног в коленях происходило момент касания пола лопатками.
*Типичные ошибки.
*1. Близкая постанова рук, что приводит к выполнению обычного кувырка вперед.
*2. Ноги в момент отталкивания не разгибаются полностью.
*3. Появление фазы полета из-за большого расстояния между стопами и местом постановки руки.
*4. Ошибки, типичные при выполнении группировок, перекатов и кувырка вперед.
- подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
- по всем предметам 1-11 классов
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс профессиональной переподготовки
Физическая культура и спорт: теория и методика преподавания в образовательной организации
- Сейчас обучается 753 человека из 75 регионов
Курс повышения квалификации
Здоровьесберегающие технологии в деятельности учителя физической культуры в условиях реализации ФГОС
- Для учеников 1-11 классов и дошкольников
- Бесплатные сертификаты учителям и участникам
Дистанционные курсы для педагогов
Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
5 611 876 материалов в базе
Материал подходит для УМК
- ЗП до 91 000 руб.
- Гибкий график
- Удаленная работа
Самые массовые международные дистанционные
Школьные Инфоконкурсы 2022
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Другие материалы
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
- 29.09.2020 1396
- PPTX 2.2 мбайт
- 21 скачивание
- Рейтинг: 1 из 5
- Оцените материал:
Настоящий материал опубликован пользователем Романова Светлана Олеговна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Автор материала
40%
- Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
- Для учеников 1-11 классов
Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов
Дистанционные курсы
для педагогов
663 курса от 690 рублей
Выбрать курс со скидкой
Выдаём документы
установленного образца!
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
Время чтения: 2 минуты
Новые курсы: преподавание блогинга и архитектуры, подготовка аспирантов и другие
Время чтения: 16 минут
Рособрнадзор предложил дать возможность детям из ДНР и ЛНР поступать в вузы без сдачи ЕГЭ
Время чтения: 1 минута
Россияне ценят в учителях образованность, любовь и доброжелательность к детям
Время чтения: 2 минуты
В Россию приехали 10 тысяч детей из Луганской и Донецкой Народных республик
Время чтения: 2 минуты
Отчисленные за рубежом студенты смогут бесплатно учиться в России
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Наверное, трудно себе представить элемент, который был бы всем нам знаком больше, чем кувырок вперед. Кому-то кувырки даются легко, кто-то с ними мучается, но большинство людей хотя бы о них слышали. Однако, несмотря на это, далеко не каждый сумеет назвать хотя бы с десяток вариантов выполнения данного элемента. А ведь чем больше разных кувырков мы освоим, тем лучше будем владеть своим телом. Так что садитесь поудобнее и посмотрите, какие вообще варианты кувырков можно попробовать сделать.
Оглавление
- Вступительное слово
- Выполнение кувырков вперед без предметов и специального оборудования
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Кувырок вперед: 100 вариантов выполнения предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Выполнение кувырков вперед без предметов и специального оборудования
1. Обычный кувырок
Сначала обязательно осваиваем классический вариант, а затем уже переходим к вариациям.
Основные моменты, на которые стоит обращать внимание:
1. Подбородок прижат к груди. Если подбородок отрывается от груди, голова поднимается и в большинстве случаев или упирается в мат, или задевает его затылком. Надо учиться беречь голову: вдруг когда-нибудь придется кувыркаться на твердой поверхности?
3. Группировка. Она помогает нам набрать скорость и сохранить нужное положение тела. Если когда-нибудь захотите научиться делать сальто, без группировки не обойтись. Так что ее правильное выполнение очень важно. Сложность заключается в том, что взять ее надо уже после того, как произошел переворот через голову. Поэтому захват группировки надо хорошенько отработать, чтобы он был доведен до автоматизма. А то некоторые, концентрируясь на группировке, начинают ее брать заранее (еще в упоре присев), что, конечно же, неправильно, так как руки в этом случае в выполнении кувырка вообще не участвуют.
4. После кувырка прийти в упор присев, то есть в исходное положение.
2. Длинный кувырок
Задача выполнить кувырок как можно дальше вперед. Чтобы научиться делать такой вариант, можно использовать разметку на полу или безопасные препятствия, через которые можно кувыркаться. Препятствия помогают делать кувырок не под себя, а вперед, то есть, помогают увеличить расстояние полета.
По технике выполнения почти все также, что и в обычном кувырке, но важно уметь из приседа выпрыгивать вперед, практически выпрямляться и уходить в кувырок. Или же просто выпрыгивая вперед, сразу уходить в кувырок. Если выполнение идет без препятствий, то его можно просто представить, как будто мы стараемся кувыркнуться через что-то. При выполнении помните о том, что оттолкнуться и выпрыгнуть нужно вперед и немного вверх. Если выпрыгивание будет только вверх, то можно упасть на голову или просто не удастся уйти в кувырок, если же только вперед, то можно просто растянуться на полу. Поэтому нужно найти то нужное положение выталкивания, чтобы выполнять кувырок было комфортно.
3. Полет кувырок
4. Кувырок под себя
Задача — выполнить кувырок так, чтобы продвинуться вперед как можно меньше. То есть в этом случае нужно постараться сделать кувырок максимально под себя, но не нарушив технику выполнения. Таким образом можно выполнять несколько кувырков подряд почти на месте. Такой вариант выполняется как из приседа, так и из положения стоя. Так, если мы хотим выполнить сразу несколько кувырков, удобнее будет начинать каждый кувырок из положения стоя, чтобы сверху сразу уходить под себя. Таким образом мы набираем скорость не за счет отталкивания ногами вперед, а за счет того, что опускаемся вниз (по сути падаем) под весом тела.
5. Кувырок ноги скрестно
6. Кувырок с шагов или разбега
Сначала учимся выполнять кувырок с одного-трех шагов и только потом переходим к разбегу. Когда только знакомятся с этим вариантом выполнения, зачастую совершают ошибки: кто-то торопится, кто-то боится, кто-то концентрируется на группировке и т. п., а из-за этого кувырок потом не получается и можно получить травму (не поставить руки и удариться головой или просто сделать криво-косо). Поэтому подходите к выполнению с осторожностью и действуйте постепенно: сделали хорошо с места из положения стоя, попробовали с одного шага, потом с двух-трех, потом уже с небольшого медленного разбега, затем, по мере освоения, можем увеличивать скорость разбега. А уж когда освоимся с таким кувырком полностью, тогда можно выполнять с разбега и разные другие варианты кувырков вперед.
7. Кувырок с опорой на одну руку
Задача по смыслу проста — нужно сделать обычный вариант, но опираясь только на одну руку. Вторую руку при этом можно отвести в сторону или просто держать согнувшейся у груди, на всякий случай подстраховывая себя. Сложность состоит в том, что опора на руки становится в два раза меньше, кроме того, опорную руку лучше ставить ближе к центру, чтобы не перекашивать выполнение. Однако нужно помнить о том, что рука не должна вам мешать кувыркаться, поэтому точно по центру ставить ее нельзя, разве что вы будете успевать ее убирать, но тем самым лишая себя более продолжительной опоры. Прежде чем начинать разучивать такой вариант, можете попробовать сначала проверить опору на одну руку — встали в присед, оперлись на одну руку (сначала учимся опираться на ведущую руку, но затем не забывайте и про другую) и покачались как бы переходя в кувырок, но не уходя в него, возвращаясь в исходное положение. Затем повторяем выполнение слегка подпрыгивая, опираясь на одну руку. Если убедились, что рука выдерживает, то можно пробовать выполнять и сам кувырок.
8. Кувырок без опоры руками
К этому варианту подходите с осторожностью, чтобы не начать биться спиной. Хорошо, если вы уже разучили кувырок с опорой на одну руку, вам будет немного легче.
По выполнению: из исходного положения упор присев или просто присед, выполняется кувырок вперед, но на этот раз руки держим или вдоль туловища, или разводим в стороны чтобы они не мешали. В таком положении можно успеть взять группировку руками. Но если мы будем выполнять кувырок именно без рук, тогда уже и группировку делаем, не используя руки. И в том, и в другом случае основная задача уйти в кувырок максимально четко, чтобы вы покатились как мячики, а не ударились спиной об опору. Возможно, что удобнее будет сделать кувырок немного под себя, чтобы проще было покатиться, а не упасть сверху. Такой кувырок можно выполнять как из положения приседа, так и стоя. Помните только о том, что сначала осваивайте это выполнение на мягкой опоре, чтобы ничего себе не повредить.
9. С отталкиванием одной ногой
Этот вариант довольно прост — выполняем обычный кувырок, но отталкиваемся одной ногой. Есть два момента, на которые нужно обратить внимание:
а) если попробуете делать как обычно, то отталкивание будет в два раза слабее, раз у нас работает одна нога, поэтому усилие стоит увеличить;
б) если оттолкнемся неровно вперед, то можем сбить направление движения, то есть, кувырок тогда получится с завалом в ту или иную сторону или же просто немного кривой.
За этими моментам нужно последить, чтобы избежать ошибок. После кувырка приходим в обычный упор присев (стоим на двух ногах).
10. Кувырок в сед
Может быть несколько вариантов выполнения — в сед ноги врозь и в сед ноги вместе.
Эти варианты довольно просты и зачастую ребята, когда обучаются, именно в такой сед и приходят, потому что у них еще не получается нормально взять группировку и держать ее до конца. Но нужно научиться выполнять такие кувырки осознанно и в любой нужный момент.
Выполняется обычный кувырок вперед, но когда происходит переход через голову мы до конца не держим группировку, а начинаем выпрямлять ноги и перекатываемся в положение седа. Самый простой вариант — прийти в сед ноги вместе, потому что так выпрямить ноги легко по ходу движения. Чтобы сделать второй вариант, нужно успеть ноги не только выпрямить, но и развести.
11. Кувырки из разных исходных положений лицом вперед
Выполнять кувырки можно из совершенно разных положений:
Стоя, в приседе, в наклоне, стоя спиной по ходу движения, боком (правым или левым), боком в приседе и т. п.
12. Из исходного положения стоя спиной к направлению движения
Этот вариант вынесен в отдельный пункт, так как сопряжен с определенными трудностями выполнения и требует более тщательного разбора.
По сути, выполняется кувырок из поворота.
Из исходного положения стоя спиной к направлению движения, выполняется поворот туловища через левое или правое плечо к направлению движения, отталкивание ногами и уход в кувырок вперед.
С одной стороны, не очень сложное движение, но с другой — нужно к нему приспособиться, так как кувырок нужно выполнять туда, куда мы изначально не смотрели, а это значит, что нужно успеть повернуться и сориентироваться, а в это время уже начиная лететь в сам кувырок.
Вначале, пока знакомимся с техникой выполнения, можно начинать с простого: повернуть туловище, насколько позволяет гибкость и сделать кувырок из этого положения. Если получается, тогда добавляем движение и прыжок. Самое главное — это не приземлиться на голову, все остальное уже не так страшно. Учимся на мягкой поверхности.
13. Кувырок с прямыми ногами
Выполняется из исходного положения стойка ноги вместе. Задача — сделать кувырок, но ноги при этом не сгибать (по возможности). Необходимо наклониться, уйти в кувырок не сгибая ног, перекатиться на спине и встать в исходное положение, стараясь как можно меньше помогать себе руками. Довольно трудное упражнение, если делать его с места и вставать без помощи рук. Просто может не хватить скорости, чтобы подняться вверх. Проще такой кувырок выполнить с небольшого разбега или с шагов, чтобы набранная скорость при разбеге помогла подняться. Поэтому при разучивании проще помогать себе руками, слегка отталкиваясь при подъеме (руки в конце выполнения идут вдоль туловища и в последний момент отталкиваются от пола).
14. Кувырок в стойку ноги врозь
Вариант похожий на предыдущий (с прямыми ногами). Можно выполнять из стойки ноги вместе или ноги врозь. Если кувыркаемся по первому варианту, то при подъеме нужно успеть развести ноги, чтобы на них встать. А по второму проще, мы сразу уже находимся в положении ноги врозь, и в этом положении выполняется всё действие. Руки при этом могут быть вдоль туловища, а могут быть и внизу (можно оттолкнуться и отсюда). Интересно, что с одной стороны можно посчитать положение ноги врозь, как усложнение (относительно положения ноги вместе), так как руками труднее помочь (разведенные ноги немного мешают), но с другой стороны в таком положении проще сделать сам кувырок и набрать скорость. Так что практикуясь вы сами сможете для себя оценить сложность того или иного варианта кувырка.
15. Кувырок без группировки
Имеется в виду группировка, при которой мы руками держим себя за ноги.
При обучении всегда нужно стараться выполнять кувырок с группировкой. Однако зачастую, отвлекаясь на переворот через голову, на отталкивание ногами и т. п., выполняющий может и забыть о группировке, сделав кувырок и так. Группировка помогает набрать скорость, сделать кувырок максимально четко, но и без нее кувырок выполняется довольно легко. Но нам нужно научиться пользоваться группировкой тогда, когда мы сами этого хотим, когда нам это нужно. То есть, дал себе задание — сделал кувырок с группировкой, тут же дал другое задание — сделал без группировки. Это должно быть осознанное выполнение, а не случайным образом из-за ошибки.
16. Кувырок ноги врозь
Выполняется из упора присев. Во время отталкивания и переворота через голову успеваем развести ноги врозь, но в конце приходим в исходное положение (в упор присев). Такой кувырок выполняется без группировки руками, так как иначе не получится работать ногами врозь и обратно.
Данный вариант кувырка можно выполнять из любых других исходных положений.
17. Кувырок с подъемом разгибом (kip-up)
Для того, чтобы выполнить этот элемент, необходимо сначала разучить обычный кувырок вперед и подъем разгибом (kip-up) с пола. После чего пробуем соединить эти элементы. Начинаем как кувырок вперед, но в момент, когда у нас руки еще находятся на опоре, а спина уже касается опоры (находимся в согнутом положении), мы выполняем резкий разгиб (работаем ногами разгибаясь, прогибаемся, отталкиваемся руками) и встаем на ноги.
Если оба элемента по отдельности у нас хорошо получаются, то соединить их вместе не так сложно. Важно научиться ловить момент разгиба и когда нужно оттолкнуться. Потому что если мы начнем разгибаться раньше, то ноги направятся вверх, и мы упадем на спину, не сможем встать на ноги. А если мы опоздаем, то руки уже не смогут нормально оттолкнуться, а мы разогнуться, так как перейдем удобное положение.
Если эти два момента отработать, то кувырок получится наверняка.
19. Кувырок через стойку на руках
По выполнению: из положения стойка ноги вместе или ноги врозь делаем шаг вперед, наклоняемся и встаем на руки в стойку, после этого слегка наклоняем туловище, чтобы начать падать в нужную сторону, сгибаем руки, подбородок прижимаем к груди (убираем голову, чтобы на нее не встать и ею не удариться об пол) и катимся (успевая взять группировку) в упор присев.
20. Через стойку на одной руке
Тот же вариант, что и 19, но теперь пробуем сделать кувырок через стойку на одной руке. Поэтому сначала желательно потренироваться просто вставать на одну руку, а затем уже соединять с кувырком. Однако, даже если не получается полноценно стоять на одной руке, сделать это упражнение вполне возможно.
Техника выполнения. Из упора присев, заканчивая кувырок назад, развести ноги, не сгибая их в коленях, и, выпрямляя руки, выйти в упор стоя ноги врозь.
Типичные ошибки.
1. 1. Неправильная постановка рук, как при выполнении кувырка назад.
2. 2. Слишком запоздалое разведение ног.
3. 3. Неполное разгибание ног в момент разведения.
Страховка и помощь. Помогать, стоя сбоку на коленях, поддерживая под спину в момент переворачивания через голову.
Длинный кувырок
Техника выполнения. Длинный кувырок вперед выполняется из полуприседа, руки назад, махом руками вперед разгибая ноги, поставить руки не ближе 60-80 см от носков впереди плеч, оттолкнуться ногами и выполнить кувырок в группировке. При этом надо стремиться, чтобы сгибание ног в коленях происходило в момент касания пола лопатками.
Типичные ошибки.
1. 1. Близкая постановка рук, что приводит к выполнению обычного кувырка вперед.
2. 2. Ноги в момент отталкивания не разгибаются полностью.
3. 3. Появление фазы полета из-за слишком большого расстояния между стопами и местом постановки рук.
Стойка на голове и руках
Техника выполнения. Из упора присев, опираясь головой (верхней частью лба) впереди рук, образуется равносторонний треугольник. Толчком двух ног принимается стойка на голове согнув ноги с последующим выпрямлением туловища до прямого вертикального положения.
Типичные ошибки.
1. 1. Неправильная постановка головы.
2. 2. Неполное разгибание в тазобедренных суставах.
3. 3. Излишнее прогибание в пояснице.
4. 4. Ноги согнуты в коленях, носки не оттянуты
Страховка и помощь. Стоя сбоку, одной рукой поддерживать за голень снизу, другой под спину. При выходе в стойку поддерживать одной рукой за бедро, а другой за голень, добиваясь точного вертикального положения.
Типичные ошибки.
1. 1. Недостаточная передача тяжести тела на руки.
2. 2. Слишком широкая постановка рук на пол.
3. 3. При повороте нет толчка ногой, противоположной повороту от пола.
4. 4. Опускание и сгибание ноги сзади.
Страховка и помощь. Помогать, стоя с противоположной повороту стороны, поддерживая под спину и за ногу.
Кувырок вперед согнувшись
Техника выполнения. Встать прямо, ноги вместе, наклониться вперед и поставить руки на пол на расстоянии шага от ног (ноги при этом полностью выпрямлены в коленных суставах). Перенести вес тела на руки и выполнить кувырок вперед. Используя инерцию и толчок руками возле бедер, прийти в исходное положение. При выполнении данного вида кувырка необходимо обратить внимание на то, чтобы ноги находились постоянно выпрямленными и при их отрыве от опоры носки были оттянуты
Читайте также:
- Проблема север юг кратко
- Фз о драгоценных металлах и драгоценных камнях кратко
- Культура западной европы во второй половине 20 века кратко
- Живопись 9 13 века кратко
- Ювенальная юстиция в сша кратко
В
еличко Лариса Алексеевна
АКРОБАТИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ
Ошибками в исполнении акробатических упражнений считаются все отклонения от правильного выполнения отдельных элементов, соединений и комбинации в целом.
Отклонения могут заключаться: в искажении упражнения по форме и структуре; в отсутствии точности в проходящих и конечных положениях, устойчивости и точности в статических положениях, а также в неустойчивом приземлении; в отсутствии достаточной фиксации статического положения; в нарушении правильного направления движения (чрезмерный или недостаточный поворот, перекос и т. п.); в искажении способа выполнения упражнения; в плохой осанке (согнуты ноги, не оттянуты носки, наклонена голова, сутулая спина); в недостаточной уверенности, четкости, легкости выполнения как отдельных элементов, так и всего упражнения.
Младшие классы
Кувырок вперед (рис. 1)
Существенные ошибки: отсутствие опоры на руки; неплотная группировка; упор головой в мат; дополнительная опора при перекате в упор присев; выпрямление ног в конце кувырка; искажение направления.
Мелкие ошибки: незначительное нарушение ритма; недостаточно плотная группировка; незначительное изменение прямолинейного направления; нет легкости и изящества в исполнении.
Рис. 1. Кувырок вперед
Кувырок назад.
Существенные ошибки: резкое падение на спину; нет плавного переката; отсутствие опоры на руки; кувырок выполняется через плечо; приход на колени; отсутствие плотной группировки; явное изменение направления
Мелкие ошибки: недостаточно плотная группировка; потеря слитности выполнения; незначительное изменение направления; нет легкости исполнения.
«Мост» из положения лежа на спине (рис. 2)
Существенные ошибки: опора на голову; неустойчивое равновесие; голова наклонена вперед; сильно согнуты руки и ноги.
Мелкие ошибки: слегка согнуты руки и ноги; неравномерное распределение тяжести тела на руки и ноги; незначительная потеря равновесия.
Стойка на лопатках перекатом назад из упора присев (рис. 3)
Существенные ошибки: чрезмерно согнутое положение тела; значительно согнуты или разведены ноги; нет устойчивого равновесия
Мелкие ошибки: незначительное сгибание в тазобедренных суставах; cлегка согнуты ноги; небольшое разведение ног; незначительная потеря устойчивого равновесия.
Акробатическое упражнение:
и.п.— основная стойка; упор присев (0,5); кувырок вперед в упор присев (1,5); кувырок назад в упор присев (2,5); основная стойка (0,5).
Упражнение оценивается согласно классификации ошибок, перечисленных для отдельных, элементов. Кроме этого, учитывается слитность, легкость и красота исполнения. За невыполнение элемента снимается его полная стоимость. Следует обратить внимание также на подход и отход.
(Здесь и далее в скобках указана стоимость элемента упражнения в баллах)
Средняя школа
Длинный кувырок вперед (см. рис. 1).
Существенные ошибки: такие же, как, и при исполнении, обычного кувырка, и, кроме этого, слишком близкая .постановка рук.
Мелкие ошибки такие же, как при исполнении простого кувырка.
Акробатическое упражнение:
и. п.— «Старт пловца»; длинный кувырок (2,5); перекат назад в стойку на лопатках (1,0); перекатом вперед сед наклоном вперед (0,5); кувырок назад, основная стойка (1,5).
Средняя школа
Кувырок назад в упор стоя ноги врозь.
Существенные ошибки: резкое падение назад без постановки рук, отсутствие опоры; слишком согнуты ноги.
Мелкие ошибки: слегка согнуты ноги, нет слитности выполнения, ноги ставятся неодновременно
Из положения «мост» поворот в упор на колене.
Существенные ошибки: падение; слишком согнуто тело; несколько дополнительных опор коленями и руками
Мелкие ошибки: незначительное .сгибание ноги; опущена. голова; недостаточная уверенность в исполнении.
Стойка на голове с согнутыми ногами из упора присев толчком двумя (рис. 4).
Существенные ошибки: неправильная постановка рук и головы (нет; «треугольного» расположения), и неустойчивое равновесие; чрезмерное прогибание в пояснице
Мелкие ошибки: незначительные колебания в стойке; носки не оттянуты; недостаточно уверенное исполнение.
Стойка на руках махом одной и толчком другой (с помощью)
Существенные ошибки: неустойчивое равновесие; голова на клонена вперед; чрезмерное прогибание; согнуты руки
Мелкие ошибки: незначительно согнуты ноги; недостаточно уверенное исполнение.
Акробатическое упражнение;
и. п.— основная стойка, упор присев, кувырок назад в упор стоя ноги врозь (2,0); выпрямляясь, круг руками вперед с последующим наклоном вперед в упор, кувырком вперед с прямыми ногами стойка на лопатках (1,0); перекатом вперед лечь на спину, «мост» (1,0); •поворот направо (налево) в упор присев, основная стойка (1,0).
Средняя школа
Акробатические упражнения в VII классе представляют собой несколько усложненные варианты ранее изученных упражнений, поэтому при оценке следует руководствоваться указаниями, изложенными выше.
Переворот в сторону (рис. 5).
Существенные ошибки: грубое искажёние прямолинейного направления (руки и ноги ставятся не на одной линии); чрезмерное сгибание в тазобедренных суставах; излишне согнуты руки ноги; голова опущена вперед.
Мелкие ошибки: незначительное нарушение направления; слегка согнуты руки и ноги; нет четкого прохождения через стойку на руках, ноги врозь незначительное сгибание в тазобедренных суставах, недостаточная слитность и легкость исполнения, носки не оттянуты
ПРЫЖКИ ОПОРНЫЕ
Опорный прыжок условно подразделяется на следующие фазы: разбег, наскок на мостик, толчок ногами, полет до толчка руками, толчок руками, полет после толчка руками, приземление. Неправильное выполнение хотя бы одной из перечисленных фаз отрицательно сказывается, на исполнении прыжка в целом.
В школьной программе по физической культуре предусмотрено, обучение и более простым прыжкам, которые связаны с наскоком на снаряд ;и соскоками с них. Такие прыжки имеют большое прикладное значение. Несмотря на большое многообразие опорных прыжков, все они сострят из трех частей;
а) разбег, наскок на мостик и толчок ногами;
б) собственно прыжок;
в) приземление.
Младшие классы
С разбега вскок в упор стоя на коленях, махом рук соскок вперед (рис. 9).
.Существенные ошибки: неравномерный разбег; остановка: на мостике; попеременная постановка коленей на снаряд; потеря равновесия в упоре стоя на коленях (падение, соскальзывание со снаряда); падение при приземлении.
Мелкие ошибки: разведение коленей в упоре на коленях; разведение или значительное сгибание ног при соскоке; в упоре на коленях сутулая спина и голова опущена; незначительная «потеря равновесия при приземлении.
С разбега вскок в упор стоя на коленях, упор присев, выпрямляясь соскок.
Существенные ошибки: неравномерный разбег; остановка на мостике; попеременная постановка коленей на снаряд; чрезмерная остановка перед упором присев; потеря равновесия на снаряде; нет полного выпрямления тела при соскоке; чрезмерное сгибание ног при соскоке; падение при приземлении.
Мелкие ошибки: разведение ног или коленей в упоре присев; незначительное разведение или сгибание ног в соскоке; недостаточно выпрямленное тело при вылете; незначительная потеря равновесия при приземлении; нет достаточной четкости и легкости.
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Московской области
«Ногинский колледж»
Методическая разработка
по дисциплине: Физическая культура
Тема: Гимнастика. Техника обучения кувырков вперед, назад.
Выполнила преподаватель физической культуры
Морозова Елена Сергеевна
Ногинск 2018
Содержание
Введение……………………………………………………………………………………………….3
Основная часть……………………………………………………………………………………..4
Заключение………………………………………………………………………………………….14
Список литературы………………………………………………………………………………15
Введение.
Данная методическая разработка включает в себя рекомендации по изучению и обучению техники кувырков вперед, назад.
Общие рекомендации включают в себя:
Образовательные:
обучить технике кувырков вперед, назад.
Оздоровительные и развивающие:
развивать координационные способности обучающихся
развивать гибкость обучающихся.
Воспитательные:
формировать о обучающихся трудолюбие, стремление к достижению поставленной цели, интерес к занятиям физическими упражнениями.
Местом для проведения занятий по гимнастике является спортивный зал с мягким покрытием. В качестве оборудования могут применяться маты гимнастические.
Основная часть.
Вводная часть занятия.
Обычно урок гимнастики начинается с общего построения. В начале урока лучше строиться по длинной стороне зала, на расстоянии 1-2 м от стены, спиной к окнам, в шеренгу по росту. С этого организационного момента должен начинаться каждый урок гимнастики. После сообщения задач урока следует приступить к изучению строевых упражнений, а также заданий в ходьбе и беге.
Наиболее эффективные средства активизации функций организма — ускоренная ходьба, бег в равномерном темпе, ритмичные прыжки, танцевальные упражнения и игры.
Особенно важно обратить внимание на необходимость управления бегом. Возглавлять колонну должен обучающийся, умеющий сохранять заданный темп. Заслуживает внимания подбор приемов управления обучающимися при выполнении упражнений: учителя пользуются подсчетом, хлопками, самостоятельным подсчетом учащихся (вслух или про себя), под музыку. С этой же целью можно использовать различные ограничители на углах зала, стрелки, воротца и т. п. При любом способе управления учитель должен иметь возможность делать замечания, исправлять ошибки, подбадривать. При проведении этих упражнений немаловажное значение имеет состояние обучающихся. Так, например, если ученики пришли на урок в несколько возбужденном состоянии (после контрольной работы или очень эмоционального урока), не следует начинать занятия с обучения новым элементам строя и обычной ходьбы. В таком случае лучше применить игры и игровые задания, которые отвлекут учащихся от переживаний, предшествовавших уроку, активизируют их внимание.
Таковыми могут быть задания следующего типа:
- «Смирно!». Ученики выполняют команду учителя только в том случае, если перед ней предварительно сказано слово «класс». Например, «Нале-во!». Если перед командой обращения нет, то выполнять команду не следует. Тот, кто ошибся, должен сделать шаг вперед. Подавать не более 6-8 команд, затем подвести результаты.
- «Будь внимательным». По команде «Раз!» все ученики принимают упор присев, по команде «Два!» — о. с, по команде «Три!» — делают хлопок сзади, по команде «Четыре!» — поднимают руки вперед. Команды чередовать.
- И. п. — построение в одну шеренгу, 1-2 — приставной шаг левой вперед, 3-4 — поворот направо, 5-6 — приставной шаг правой в сторону, 7-8 — поворот налево.
- И. п. — построение в одну шеренгу, расчет на первый, второй. Первые номера: 1-3 — три шага вперед, 4 — приставить ногу. Вторые номера: 1 — упор присев, 2 — упор стоя, 3 — упор -присев, 4 — встать, 5-8 — первые — то, что выполняли вторые, вторые — то, что выполняли первые. Повторить 2 раза.
Эту же цель преследуют задания, выполняемые во время движения в обход:
1)И.п. — о.с.8 шагов вперед, 8 прыжков на месте ноги врозь с хлопками над головой. Повторить 2-4 раза.
- 8 шагов бега с продвижением вперед, 8 шагов бега на месте, по сигналу «Гоп!» — остановиться, по хлопку — продолжить бег.
- Два такта мазурки с продвижением вперед, два такта на месте, прыжки (ноги врозь, скрестно, врозь, вместе). Повторить 2-4 раза.
Если обучающиеся пришли на урок спокойными и сосредоточенными, можно сразу изучать новые элементы строя и перестроения.
Подготовительную часть урока обычно завершает выполнение комплекса общеразвивающих упражнений. Для выполнения общеразвивающих упражнений в разомкнутом строю впереди должны стоять меньшего роста. Учитель при демонстрации упражнений использует зеркальный показ. В комплекс общеразвивающих упражнений могут быть включены определенные подводящие упражнения для освоения или закрепления упражнений основной части урока. Такими могут быть различные формы группировок, равновесия, отработка навыков приземления и т. п. Вместо общеразвивающих упражнений в подготовительную часть урока можно включать сравнительно несложные вольные упражнения, выполняемые на 32 или на 64 счета. Основной задачей таких упражнений является развитие координационных способностей и двигательной памяти учащихся, овладение ими школой движений. Для этой цели могут использоваться вольные упражнения для юных гимнастов из старых классификационных программ по спортивной гимнастике или вольные упражнения, составленные самим учителем, например:
И. п. — о. с. 1 — левую руку в сторону, 2 — правую руку в сторону; 3 — руки вверх скрестно (ладонями вперед); 4 — о. с; 5 — наклон вперед прогнувшись руки в стороны; 6 — о. с; 7 — присед, руки вперед; 8 — о. с, руки в стороны; 9 — мах левой вперед, хлопок руками под ногой; 10 — о. с; 11 — мах правой вперед, хлопок руками под ногой; 12 — о. с; 13 — прыжком ноги врозь, руки вперед; 14 — прыжком о. с; 15 — прыжком ноги врозь, дугами наружу руки вверх, хлопок над головой; 16 — прыжком в и. п. Упражнение выполнить 2 раза.
Немаловажным фактором для проведения подготовительной части урока гимнастики являются сохранение интереса и предъявление требовательности к ним. Один из приемов повышения интереса к занятиям — использование разнообразных (нешаблонных) упражнений, способов их проведения, методов организации учащихся на уроке. Эффективность занятий значительно повышается, если упражнения выполняются с музыкальным сопровождением. Важную роль в поддержке интереса учащихся к занятиям играют проверка и оценка выполняемых упражнений. Так, в подготовительной части урока можно оценить умение выполнять элементы строя, вольных и общеразвивающих упражнений, знание отдельных команд и терминологии. Проверка и оценка успеваемости по строевым упражнениям проводятся только в тех случаях, когда обучающийся может действовать индивидуально, например, при выполнении поворотов на месте, команд «Равняйсь!», «Смирно!», «Вольно!», сдаче рапорта и т. п. Общеразвивающие и вольные упражнения могут быть оценены в целом за комплекс, когда он изучен и освоен. Для проверки можно вызывать 3-5 учеников, которые выполняют эти упражнения на оценку. После выполнения каждому ученику сообщаются оценки.
По ходу урока учитель должен постоянно следить за действиями обучающихся, вносить в них необходимые корректировки, добиваясь максимального приближения качества выполнения упражнений к уровню, возможному при данных условиях и уровне подготовленности. Проявление высокой требовательности учителя к обучающимся повышает его авторитет, а через него и авторитет предмета. Чтобы требовательность к ученикам приносила желаемые результаты, она должна быть постоянной, выполнимой, тактичной, щадящей самолюбие учащихся. Необходимо уметь устанавливать такие взаимоотношения с учениками, которые давали бы возможность учителю в любой момент мобилизовать внимание детей. Тогда можно и нужно время от времени давать учащимся кратковременную (в пределах допустимого) свободу поведения на уроках. Особую требовательность необходимо проявлять при обучении учащихся младших классов элементам строя, основным положениям рук и ног при выполнении общеразвивающих упражнений, умению четко приземляться, осанке, т. е. тем элементам, которые составляют школу движений, школу гимнастики.
Основная часть занятия.
Техника кувырка вперед
Кувырки — вращательные движения тела с последовательным касанием опоры (спиной и ногами) и переворачиванием через голову. Они выполняются вперед и назад. Кувырки вперед могут осуществляться и с полетом после толчка ногами.
Эти упражнения необходимы для тренировки вестибулярного аппарата, развития ловкости, ориентировки в пространстве, с целью самостраховки при падениях.
Кувырок вперед из упора присев в группировке. Упражнение выполняется из упора присев. Опираясь руками впереди ступней на полшага, слегка разогнув ноги, начать толчок. Перенести тяжесть тела на руки, одновременно согнуть их, наклонить голову вперед и, до конца разгибая ноги, закончить толчок стопами. Перевернувшись, перекатиться вперед через голову в положении плотной группировки, коснувшись пола сначала затылком, затем шеей, лопатками, спиной и тазом. Перекатываясь на спине, сразу после касания стопами пола отпустить ноги и, посылая руки вперед, встать (рис. 1).
Основные элементы техники:
1) толчок ногами в заданном направлении и достаточной силы, обеспечивающий поступательное и вращательное движение;
2) группировка, помогающая быстрому переворачиванию и переходу занимающегося в конечное положение.
Правильная группировка помогает быстрее овладеть техникой кувырка. При изучении группировки из различных исходных положений учащиеся получают предварительное представление о разнообразных положениях тела при кувырке. Это позволит перейти непосредственно к подводящим упражнениям.
Подготовительные и подводящие упражнения к кувырку вперед:
1) в упоре присев сгибание рук и наклоны головы до касания затылком пола;
2) перекаты вперед и назад в группировке лежа на спине;
3) из седа в группировке перекат назад и обратно вперед, отталкиваясь руками у головы.
Овладев подводящими упражнениями, переходят к изучению кувырка вперед из упора присев с опорой руками впереди ног на расстоянии полшага (такое исходное положение способствует правильному выполнению толчка ногами).
При обучении кувырку вперед могут встречаться основные и второстепенные ошибки.
Основные ошибки:
1) медленное переворачивание и задержка в завершающей фазе кувырка. Причина — слабый толчок ногами или его отсутствие;
2) толчок ногами вверх, a не вперед, в результате — удар спиной о пол. Это происходит, когда руки при опоре расположены близко к ногам, голова преждевременно наклонена вперед или во время разгибания ног вес тела не передается на руки;
3) опора головой о пол. Это случается, когда голова не наклонена вперед или руки при опоре расположены слишком близко к ногам;
4) неправильная группировка: а) слишком поздняя — захват за ноги выполнен при завершении переката; б) неполная — недостаточно согнуты ноги и колени не подтянуты к груди; в) отсутствует захват руками за ноги;
5) неправильное завершение кувырка (преждевременное вставание до прихода в присед), вследствие этого — потеря равновесия назад;
6) опора руками сзади при завершении кувырка (при вставании).
Второстепенные ошибки:
1) неправильное положение кистей при опоре (пальцы развернуты кнаружи или внутрь);
2) кисти расположены не на ширине плеч (слишком узко или широко) или не на одной линии (одна кисть впереди другой);
3) неправильный захват голеней при группировке (за голеностопные суставы или за колени).
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ.
При изучении кувырка вперед нужно повторить группировку и перекаты в группировке лежа на спине с переходом в сед и присед в группировке.
При выполнении кувырка вперед нужно делать толчок ногами, что содействует движению вперед до полного вращения и дает возможность встать на ноги.
Часто при изучении кувырка вперед учащиеся ставят руки близко, как при упоре присев. В таком положении голова оказывается впереди рук, а при выполнении кувырка вес тела приходится на голову.
При опускании на лопатки затылок должен касаться пола на линии кистей. Такое положение рук очень важно при быстром выполнении кувырка, в противном случае не исключена возможность удара головой о пол.
Для того чтобы избежать получения травмы, в момент переворота через голову необходимо уметь контролировать свое тело в упоре на руках и переносить его (центр массы тела) через точку опоры (руки). Исходя из этого, предлагается определенная последовательность этапов обучения кувырку вперед.
ВНИМАНИЕ! После общей разминки перед разучиванием кувырка вперед необходимо выполнить несколько специальных упражнений для мышц шеи и спины: наклоны головы (вперед, в сторону); повороты головы; вращения головой; исходное положение — руки за головой, надавливая на затылок, максимально наклонить голову вперед; исходное положение — то же, полуприсед с касанием лбом коленей.
На начальном этапе обучения необходимо дать учащимся представление о кувырке вперед. Они должны познакомиться с гимнастической терминологией (группировка, упор присев, упор стоя согнувшись, перекаты и т. д.).
На этом этапе большое значение имеет метод показа и объяснения. Показ упражнения должен быть безошибочным. Учитель обращает внимание учащихся на составные части упражнения с таким расчетом, чтобы во время его выполнения они знали, на что нужно обратить внимание. Обучающийся должен знать, что:
- выполняя толчок ногами, необходимо полностью их выпрямить;
- подавая плечи вперед, следует наклонить голову на грудь;
- переворачиваясь через голову, необходимо сгруппироваться, захватывая руками середину голеней.
Обычно упражнение делят на несколько составных частей, к каждой из которых подбирают подготовительные (позволяющие развить необходимые мышечные группы) и подводящие (максимально доступные, позволяющие ознакомиться со структурой изучаемого упражнения) упражнения. Отрабатывается каждая из частей, а затем отдельные части соединяются в единое целое.
На этапе углубленного обучения целесообразно разделить упражнение на две части: 1) переворот через голову; 2) перекат в группировке в упор присев из положения лежа на спине. Начать изучение следует с более легкой второй части (перекат в группировке в упор присев из положения лежа на спине), параллельно отрабатывая отдельные элементы кувырка вперед.
Последовательность обучения:
1. Перекаты в группировке лежа на спине.
2. Перекаты из положения группировки сидя на краю мата. В положении группировки сидя на краю гимнастического мата (рис. 2), ноги максимально согнуты (стопы несколько разведены), кисти захватывают ноги за голени ниже колен и притягивают их к плечам, локти прижаты к туловищу, левая рука захватывает только левую ногу, правая рука — правую, колени слегка разведены, голова максимально наклонена вперед и находится между коленей. Это необходимо, чтобы придать туловищу более «округлое» положение и избежать удара лицом о свои колени во время выполнения кувырка.
рис 2
При перекате назад следует слегка отвести плечи назад (ослабить группировку), а в момент касания лопатками пола опять плотно сжать группировку. Для переката вперед нужно слегка разогнуть ноги в коленном и тазобедренном суставах и потянуться пятками вперед-вверх. Как только тело начало перекатываться на спину, резко прижать к туловищу ноги, стараясь коснуться пятками пола.
3. Перекаты в группировке из положения упора присев: присед колени вместе, опора руками на ширине плеч на уровне коленей, плечи над кистями, голова прямо, смотреть перед собой.
Перекаты в группировке из положения упора присев могут выполнять на:
а) полу (облегченный вариант, при котором разный уровень опоры позволяет учащимся легче выполнить заключительную часть переката). Исходное положение — упор присев на полу, пятки слегка касаются края мата, перекат на спину; перекат в упор присев на полу;
б) гимнастическом мате.
Во время выполнения перекатов важно обращать внимание учащихся на необходимость постоянно контролировать скорость переката на лопатки и не допускать случайного переворачивания через голову.
После того как учащиеся овладеют выполнением заключительной части кувырка, можно переходить к изучению первой, наиболее травмоопасной, части — перевороту через голову.
4. Обучение перевороту через голову. Учителю необходимо разъяснить учащимся, что:
а) кувырок выполняется с обязательной опорой на руки; голова может касаться опоры затылком, но не опираться на нее;
б) для того чтобы перевернуться через голову, нужно перенести тело (центр массы тела) через точку опоры.
Исходя из этого учащиеся должны научиться удерживать свое тело на согнутых руках и перемещать его через точку опоры.
Первое, что необходимо прочувствовать учащимся, — движение спины за счет разгибания ног. Для этого выполняют следующее подводящее упражнение: начинать движение с разгибания ног из упора присев в упор стоя согнувшись, перенести массу тела на руки, смотреть на кончики пальцев рук, округлить спину (рис. 3).
рис 3
Прочувствовать положение упора на согнутых руках поможет второе упражнение: из упора стоя согнувшись — сгибание и разгибание рук (рис. 4).
рис 4
Третье упражнение позволит скоординировать движение рук и ног: из упора присев (руки примерно в 1 м от ног) — упор стоя согнувшись с согнутыми руками (рис. 5).
рис5
Упражнение выполняют на четыре счета: счет 1 — разогнуть ноги, поднять спину — счет 2 — согнуть руки — счет 3 — разогнуть руки — счет 4 — вернуться в исходное положение.
То же упражнение, но выполняется на два счета: раз — разгибая ноги, поднять спину и одновременно с этим согнуть руки; два — вернуться в исходное положение.
Необходимо стараться выполнять данное упражнение максимально слитно.
5. Кувырок вперед в целом. При выполнении данного упражнения необходима страховка. Страхующий находится сбоку от занимающегося, одной рукой поддерживает его под плечо, помогая контролировать упор на согнутых руках, другой рукой — под колени, помогая перевернуть тело через точку опоры (стрелками обозначены места поддержки) (рис. 6).
рис 6
Разучивание новых гимнастических упражнений всегда связано с повышенной опасностью получения различных травм, поэтому учитель обязан не только строго соблюдать правила безопасности, но и подобрать такие подготовительные и подводящие упражнения, которые максимально снижали бы риск травмы и одновременно с этим позволяли успешно освоить изучаемое упражнение.
Реализация данной методики по выполнению кувырка вперед позволяет учащимся в дальнейшем легче освоить длинный кувырок вперед и кувырок прыжком.
Техника кувырка назад
Кувырок назад в группировке из упора присев (рис. 7). Из упора присев, оттолкнувшись руками от пола, садясь на пол ближе к пяткам, сгруппироваться, подтянуть колени к плечам, голову наклонить вперед и начать перекат назад. Перекатываясь на спину, лопатки и на шею, быстро поставить руки на уровне головы ладонями на пол (пальцами к плечам) и, опираясь на них, перевернуться через голову, прийти в упор присев. Во время кувырка ноги не разгибать.
рис7
Основные элементы техники:
1) активный перекат назад в группировке, получаемый за счет толчка руками и потери равновесия назад, обеспечивающий вращательное движение тела назад;
2) опора руками, способствующая правильному завершению кувырка (в положение упора присев).
При обучении этому элементу важно правильно и качественно произвести объяснение техники выполняемого упражнения. Необходимо, чтобы ученики последовательно усвоили следующие положения: руки ставятся на мат в момент касания его затылком, разгибание ног выполняется до касания носками мата, разгибание рук должно облегчить переворачивание через голову, голова наклонена на грудь.
Подготовительные и подводящие упражнения к кувырку назад:
1) в стойке на лопатках опускание прямых ног до касания пола;
2) выпрямление рук из упора присев на руках и головe;
3) перекаты вперед и назад:
- из упора присев выполнить перекат назад с опорой руками на уровне головы (пальцы к плечам); при обратном движении сгруппироваться и перекатом вперед вернуться в упор присев;
- из упора присев выполнить перекат назад с опорой руками за головой, прямыми ногами коснуться мата за головой;
- используя гимнастический мостик, накрытый гимнастическим матом, из упора присев выполнить кувырок назад в группировке в упор присев.
При обучении могут встретиться следующие основные ошибки:
1) трудность в переворачивании через голову — происходит при неправильной опоре руками и при разгибании ног в тазобедренных и коленных суставах во время переворачивания через голову;
2) болезненные ощущения мышц шеи, что бывает при отсутствии активной опоры на руки во время переворачивания через голову.
В дальнейшем кувырки назад нужно изучать из различных исходных положений:
1) из седа выполнить кувырок назад в стойку на коленях и в упор присев. Предварительно нужно сделать наклон вперед;
2) из основной стойки быстро принять упор присев и выполнить кувырок назад;
3) кувырок назад с шага назад;
4) из стойки лицом к мату прыжком выполнить поворот кругом в присед и кувырок назад.
Заключительная часть занятия
Каждый урок должен заканчиваться организованно. Поэтому, убрав снаряды, учащиеся выстраиваются на одной из границ зала в одну шеренгу.
Для заключительной части урока целесообразно подбирать такие упражнения, которые снимают воздействия физической нагрузки, приводят организм в спокойное состояние и в то же время вырабатывают умение ориентироваться в пространстве и времени. Для этой цели можно рекомендовать ряд упражнений отвлекающего характера.
Например, 4 шага — строевым, 4 шага — обычным; по сигналу учителя «раз» все идут с поднятыми в стороны руками; по сигналу «два» — ходьба, руки на поясе; по сигналу «три» — обычным шагом; по сигналу «четыре» — основная стойка.
Заключение.
Методические рекомендации составлены в соответствии с программой по физической культуре, которая направлена на:
-формирование физической культуры личности будущего профессионала;
-развитие физических качеств и способностей, совершенствование функциональных возможностей организма, укрепление индивидуального здоровья;
-формирование устойчивых мотивов и потребностей в бережном отношении к собственному здоровью, в занятиях физкультурно-оздоровительной и спортивно-оздоровительной деятельностью;
-овладение технологиями современных оздоровительных систем физического воспитания, обогащение индивидуального опыта знаний специально-прикладными физическими упражнениями и базовыми видами спорта.
Список литературы
1. Гавердовский, Ю.К. Техника гимнастических упражнений: Попул. учеб. пособие. — М.: Тера — Спорт, 2002. — 512 с.
2. Гимнастика: Учеб. для студентов вузов / Под ред. М.Л. Журавина, Н.К. Меньшикова. — М.: Академия, 2001. — 448 с.
3. Железняк, Ю.Д. Основы научно-методической деятельности в физической культуре и спорте/ Ю.Д. Жедезняк, П.К. Петров — М.: Академия, 2001. — 264 с.
4. Петров П.К. ПЗО Методика преподавания гимнастики в школе: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. — 448 с.
Кувырок — простое акробатическое упражнение, практикующееся во многих видах фитнеса. Ему обучают детей с самого раннего возраста для улучшения координации движений, способности ориентироваться в пространстве, а также умению правильно падать и вставать. Во многих спортивных дисциплинах кувырок является базовым элементом. Например, в гимнастике, акробатике, паркуре. Он входит в связку к сложным упражнениям и служит для подстраховки при выполнении различных трюков, помогая избежать травмирующих падений.
Несмотря на кажущуюся простоту кувырка вперед, правильно делать его могут далеко не многие. В данной статье мы подробно рассмотрим технику упражнения и дадим несколько полезных рекомендаций.
Противопоказания к выполнению фитнес-элемента
Чтобы научиться делать кувырок, не потребуется много тренировочного времени, однако, некоторым людям стоит осторожно практиковать этот акробатический элемент. Эта рекомендация относится больше к возрастным спортсменам, а также к тем, кто имеет определенные ограничения для занятий спортом.
Если кувырок вызывает болевые ощущения, нужно обязательно посоветоваться с врачом. Не стоит осваивать сразу сложные способы выполнения фитнес-упражнения. Сначала нужно хорошо научиться делать его классический вариант, а потом усложнять технику этого эффективного упражнения для совершенствования вестибулярного аппарата.
Классический вариант упражнения
Практиковаться в кувырках можно на любой мягкой поверхности. Если тренировки проходят дома, то лучше всего использовать гимнастический мат или большой плед, свернутый в несколько слоев. Домашние упражнения хороши тем, что можно заниматься в любое удобное время и столько, сколько нужно для оттачивания техники.
Порядок движений при совершении элемента:
- примите упор присев;
- руки немного согнуты в локтях;
- голова наклонена между рук;
- подбородок прижат к верхней части груди.
Это исходная позиция. Следующий этап — непосредственно сам кувырок:
- ноги немного приподнимают таз и толкают тело вперед;
- спина округлена, вес тела сначала переноситься на лопатки;
- бедра во время переворачивания тела находятся над головой;
- ноги выпрямляются и сгибаются в коленях только во время завершения акробатического элемента при вставании.
Важно начинать кувырок активным толчком ног. Недостаточная начальная скорость не даст возможности выполнить упражнение правильно: корпус может завалиться в сторону. В финальной стадии кувырка нужно встать на ноги и выпрямиться без помощи рук.
Некоторым людям делать кувырок с выпрямленными ногами кажется очень неудобным. Им можно попробовать потренироваться, прижимая колени к груди во время выполнения упражнения.
Кувырок — варианты эффективного упражнения
Дети очень любят делать кувырки. Они могут выполнять их различными способами, придумывая самые разные варианты. Взрослым также полезно будет знать, каким образом можно еще выполнять эти эффективные упражнения для тренировки ловкости, гибкости и подвижности своего тела.
Кувырок вперед со стойкой на руках
Этот акробатический элемент можно осваивать только после того, как до автоматизма доведен классический вариант. В исходной позиции спортсмен находится не в положении полуприседа, а в стойке на руках. Выполняют кувырок так:
- встаньте прямо;
- поставьте ноги на ширину плеч;
- наклонитесь и упритесь ладонями в пол;
- прижмите подбородок к груди;
- немного согните ноги в коленях и, округляя спину, сделайте кувырок;
- встаньте и выпрямитесь.
Для тех, кто не уверен в себе, этот вариант кувырка можно практиковать, начав тренировки со стойки на руках. Несколько раз выполните стойку и почувствуйте устойчивое положение тела. После этого можно делать комплекс, дополнив стойку кувырком.
Классический способ и кувырок со стойкой на руках — это отличные домашние упражнения, которые можно использовать при выполнении утренней зарядки, а также в процессе дневной тренировки в любом виде фитнеса.
Кувырок толчком
Данный вариант является разновидностью классического упражнения. Их отличия состоят в том, что во время кувырка толчком нет полного проката тела по спине. В этом случае сильно толкаются руками, выбрасывая ноги вперед. Тело по инерции переворачивается, и спортсмен встает на ноги.
Главное в этом акробатическом элементе — сила толчка руками. Иначе инерции может не хватить, чтобы перевернуться, или же тело просто завалится на бок.
Кувырок через плечо
Данный вариант часто используют борцы во время своих тренировок. Техника выполнения такого кувырка:
- опуститесь на правое колено;
- левой рукой упритесь в пол;
- правую ладонь переместите к левой стопе;
- наклонитесь вперед так, чтобы плечо находилось между левой ладонью и правой стопой;
- подбородок прижмите к груди, голову наклоните в левую сторону;
- толкнитесь левой ногой и перекатитесь вперед на спине;
- вытяните левую руку и затормозите движение в последней фазе.
Борцовский кувырок — достаточно сложный элемент. Но если его освоить, можно научиться падать безопасно, без риска получить травму.
Кувырок с нырком
Завершаем обзор вариантов кувырка одним из самых сложных его способов, который требует специальной подготовки и доступен опытным спортсменам. Научиться делать его можно следующим образом:
- встаньте перед гимнастическим матом;
- представьте, что перед вами лежит бревно и его нужно перепрыгнуть;
- толкнитесь обеими ногами и выставите руки вперед, немного согнув их в локтях;
- прижав к груди подбородок, прогните спину и выполните перекат.
Как только будет получаться кувырок с нырком, выполненный таким способом, можно начинать тренироваться, перепрыгивая через реальное препятствие. Главное, рассчитать силу толчка ногами и вовремя начать переворот тела.
Особенности домашних упражнений
В заключение дадим несколько практических советов, которые помогут освоить кувырок вперед в домашних условиях. Чтобы эти эффективные упражнения разнообразили тренировку, сделав ее интереснее и продуктивнее, учтите некоторые важные нюансы правильной техники движений.
- Во время выполнения упражнения необходимо толкаться двумя ногами (за исключением кувырка через плечо).
- Кувырок борца делают перекатом по диагонали: от правого плеча к левой ягодице.
- Во время переката обязательно группируйте тело и прижимайте подбородок к груди.
- Старайтесь не заваливаться в сторону во время переката. В этом поможет правильная группировка тела и направленная сила толчка ногами.
При выполнении домашних упражнений следите за тем, чтобы в помещении было достаточно места для маневров. Исключите поблизости все предметы, о которые можно было бы удариться, чтобы избежать возможных травм.
Задание для 8 а, б, в классов
1. Ознакомиться с учебным материалом по теме: «Кувырки вперед и назад»
Кувырок назад в упор стоя ноги врозь.
Техника выполнения. Из упора присев, заканчивая кувырок
назад, развести ноги, не сгибая их в коленях, и, выпрямляя руки, выйти в упор
стоя ноги врозь.
Типичные ошибки.
1. 1. Неправильная постановка рук, как при
выполнении кувырка назад.
2.
2. Слишком запоздалое разведение ног.
3.
3. Неполное разгибание ног в момент
разведения.
Страховка и помощь. Помогать,
стоя сбоку на коленях, поддерживая под спину в момент переворачивания через
голову.
Длинный кувырок
Техника выполнения. Длинный кувырок вперед
выполняется из полуприседа, руки назад, махом руками вперед разгибая ноги,
поставить руки не ближе 60-80 см от носков впереди плеч, оттолкнуться ногами и
выполнить кувырок в группировке. При этом надо стремиться, чтобы сгибание ног в
коленях происходило в момент касания пола лопатками.
Типичные ошибки.
1.
1. Близкая постановка рук, что приводит к
выполнению обычного кувырка вперед.
2. 2. Ноги в момент отталкивания не
разгибаются полностью.
3.
3. Появление фазы полета из-за слишком
большого расстояния между стопами и местом постановки рук.
Стойка на голове и руках
Техника выполнения. Из упора присев, опираясь головой
(верхней частью лба) впереди рук, образуется равносторонний треугольник. Толчком двух ног принимается стойка на голове
согнув ноги с последующим выпрямлением туловища до прямого вертикального
положения.
Типичные ошибки.
1.
1. Неправильная постановка головы.
2.
2. Неполное разгибание в тазобедренных
суставах.
3.
3. Излишнее прогибание в пояснице.
4.
4. Ноги согнуты в коленях, носки не
оттянуты
Страховка и помощь. Стоя сбоку, одной рукой поддерживать за
голень снизу, другой под спину. При выходе в стойку поддерживать одной рукой за
бедро, а другой за голень, добиваясь точного вертикального положения.
«Мост» и поворот кругом в упор стоя на одном колене
Техника выполнения.
Выполнить «мост» из положения лежа на спине или из положения стоя. Перенося тяжесть тела на правую (левую) руку и
правую (левую) ногу, оттолкнуться левой (правой) рукой и начать поворот направо
(налево). Повернувшись на 90°, согнуться и закончить упражнение в упоре стоя на
правом (левом) колене, другую ногу отвести назад. Завершая поворот, опереться
на левую (правую) руку и вернуть кисть правой (левой) руки в обычное положение.
Типичные ошибки.
1.
1. Недостаточная передача тяжести тела на
руки.
2.
2. Слишком широкая постановка рук на пол.
3.
3. При повороте нет толчка ногой,
противоположной повороту от пола.
4.
4. Опускание и сгибание ноги сзади.
Страховка и помощь. Помогать, стоя с противоположной
повороту стороны, поддерживая под спину и за ногу.
Кувырок вперед согнувшись
Техника выполнения. Встать
прямо, ноги вместе, наклониться вперед и
поставить руки на пол на расстоянии шага от ног (ноги при этом полностью
выпрямлены в коленных суставах). Перенести вес тела на руки и выполнить
кувырок вперед. Используя инерцию и
толчок руками возле бедер, прийти в
исходное положение. При выполнении данного вида кувырка необходимо обратить
внимание на то, чтобы ноги находились постоянно выпрямленными и при их отрыве
от опоры носки были оттянуты
.