38
Введение
Чертеж
является письмом, выполненным в
графическом виде, написанном на языке,
понятном любому инженеру. Поэтому язык
графики является интернациональным
языком. Кроме того, чертеж является
главным техническим документом, который
не должен иметь ошибок. В данном
методическом пособии рассматриваются
ошибки, которые являются типичными при
выполнении чертежей студентами не
только младших, но и старших курсов.
В
первой части данного пособия рассматриваются
вопросы, связанные с правилами оформления
и выполнения чертежей. Большинство
государственных стандартов (ГОСТов)
четвертой
группы ЕСКД – «Правила выполнения
чертежей изделий» были приняты в 1968
году. Однако со времени их принятия
прошло 50 лет и за это время в ГОСТы
вносились изменения с целью улучшить
читаемость чертежей и простоты их
оформления.
В
методическом пособии отмечены основные
ошибки, которые допускаются при выполнении
графических работ. Приведенные ошибки
сопровождаются графической иллюстрацией
для более острого восприятия. Все
основные положения по правилу оформления
чертежей заимствованы из [1].
Во второй части
представлена методика определения
массы тел. Данная методика применяется
для выполнения практических домашних
заданий при изучении курса «Инженерная
графика» на младших курсах. Кроме того,
на старших курсах она может быть
использована при выполнении курсовых
работ. Приводятся основные формулы для
расчета объема геометрических тел,
применяемые при определении массы
деталей. Приведены примеры их определения.
Основные формулы, приведенные во второй
части были взяты из источника [2, 3].
I. Типичные ошибки при оформлении чертежей
Большинство
государственных стандартов четвертой
группы единой системы конструкторской
документации «Правила выполнения
чертежей изделий» были приняты в 1968
году. Однако со времени их принятия
прошло практически 50 лет и за это времени
в ГОСТы вносились изменения с целью
упрощения чертежей и как следствие
улучшения читаемости их. Рассмотрим
некоторые типичные ошибки при выполнении
студентами чертежей.
1.1. Основная надпись
О
сновная
надпись регламентируется ГОСТом 2.109–73
и является главной частью чертежа, рис.
1.1. Не допускается заполнение основной
надписи шрифтом, не регламентированным
ГОСТом. Данная ошибка возникает при
покупке листов стандартного формата с
уже заполненной основной надписью
нестандартным шрифтом. Следует отметить,
что толщина линий основной надписи не
одинакова.
Рис. 1.1
Зачастую студенты
не знают правила заполнения граф 7 и 8
основной надписи:
7 ‑ порядковый
номер листа (на документах, состоящих
из одного листа,
графу не заполняют),
8 ‑ количество
листов (графу заполняют только на первом
листе);
Т
аким
образом, если графический документ
состоит из одного листа,
то заполняют лишь графу 8 – Листов
1, а графу
7 – не заполняют, т. е оставляют: «Лист»,
рис. 1.2, а.
В том
случае, если документ содержит несколько
чертежей, то на первом листе заполняют
графу 7 и 8 (рис. 1.2, б),
а на последующих – графу 8 не заполняют
(рис. 1.2,в).
а
б в
Рис. 1.2
Следует обратить
внимание, что графы 14–16 заполняются в
том случае, когда происходят изменения
в чертеже, причем графа 14 ‑ «Изм.»
расшифровывается как «изменение».
О
сновная
надпись на формате А4 может располагаться
только вдоль короткой стороны (рис. 1.3,
а), а вдоль длиной стороны не
допускается (рис. 1.3, б).
а б
Рис. 1.3
Ось детали типа
«вал» располагают параллельно основной
надписи (рис. 1.4, а), т. е. так как она
устанавливается на станке при ее
изготовлении. Данное требование вытекает
из необходимости оформления чертежей,
удобного при их использовании рабочим.
Изображение детали с осью вращения
перпендикулярно основной надписи на
формате А4 (рис. 1.4, б) не допускается.
а
б
Рис. 1.4
В графе «обозначение
чертежа» пишут шифр в верхнем левом
углу с поворотом на 180,
на формате А4 и если основная надпись
расположена вдоль длиной стороны (рис.
1.5, а). При расположении основной
надписи вдоль короткой стороны
«обозначение чертежа» пишут в правом
верхнем углу с поворотом на 90(рис.
1.5, б).
а б
Рис.
1.5
Данное требование
связано с удобствами пользования
графической документацией при ее
хранении.
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
В данной статье Вы узнаете, какие основные ошибки делают проектировщики при работе с чертежами. Прочитав эту статью, Вы сделаете для себя полезные выводы и сможете не совершать типовые ошибки в дальнейшей своей работе. Вы станете на одну ступеньку выше за своих коллег, партнеров.
В основном, данные ошибки очень мешают и вредят при коллективной работе или при работе с чужими, присланными чертежами.
И так, перечислим основные ошибки, которые совершают проектировщики при работе с чертежами:
1. Присланные файлы сохранены в последней версии AutoCAD.
Чтобы не совершать подобную ошибку, возьмите себе за правило: в настройках программы AutoCAD поставьте по умолчанию, чтобы чертежи сохранялись, например в 2007 версии (думаю, что людей которые работаю в более низкой версии практически нету).
Если Вам прислали чертежи в более новой версии AutoCAD — Вы не сможете их открыть. Открыть его можно 2 способами: 1) попросить у автора, который прислал Вам этот чертеж, пересохранить файл в более позднюю версию; 2) установить DWG TrueView последней версии (программа бесплатная) и трансформировать данные файлы в нужную Вам версию.
2. Отсутствие шрифтов, стилей линий, штриховок, подложек и т.п..
Наверное, не раз Вам приходилось наблюдать следующую картину: открываете присланный Вам файл, а там все надписи в иероглифах, в место подложек — одни названия файлов, на которые они ссылаются, и т.п..
Чтобы не совершать самому данной ошибки, возьмите себе за правило: перед отправкой, сформируйте комплект чертежей (команда _etransmit или на русском: ФОРМКОМПЛЕКТ). Тогда все необходимые дополнения, которые нужны для нормальной работы с чертежом будут собраны в комплект и помещены в архив.
3. В файле чертежа куча ненужных и неиспользуемых элементов (блоки, текстовые стили, размерные стили, слои, т.п.)
Практически всегда присылают файлы, которые содержат кучу неиспользуемых блоков, слоев, стилей и т.п.. С данным файлом очень неудобно работать и файл имеет большой размер.
Реальный пример: мне недавно прислали чертеж, видать удалили все кроме одного узла — файл весил 6,5Мб. После очистки файл стал весить 500кб.
Чтобы не совершать самому данной ошибки, возьмите себе за правило: перед завершением работы необходимо очистить чертеж, Файл — Утилиты — Очистить (или введите команду _purge)
У Вас появится окно Очистка чертежа, с помощью которого Вы сможете удалить все, что не используется в данном чертеже.
Наличие огромного числа масштабов в чертеже очень сильно замедляет работу программы AutoCAD, особенно при копировании/вставки объектов. Поэтому, не забываем выполнять очистку масштабов, которую можно сделать с помощью команды _scalelistedit.
После очистки сохраняем файл.
4. Используем пространство листов.
Часто присылают чертежи, в которых все оформление расположено в пространстве модели, а не на листах. Спрашивается, зачем тогда вообще пространство листа в программе AutoCAD? Ведь все эти рамки, штампы — они не относятся к пространству модели, а только засоряют его.
Научитесь работать не только в модели. Первым временем это будет не привычно, но потом Вы осознаете весь «вкус» работы на листах и это ускорит Вашу работу (освойте подшивки).
5. Используем стили печати.
Вместо того, чтобы перекрашивать все элементы в чертеже, менять цвет слоев и т.п. — используйте стили печати, например: monochrome.ctb. Тогда Ваш чертеж будет напечатан в том цвете, который Вы зададите и таким образом сэкономите много времени, не делая ненужную работу.
6. Используйте архивы с расширение *.zip вместо *.rar.
Если чертежей много или они имеют большой размер — перед отправкой их лучше заархивировать. Архивировать чертежи советую с расширением *.zip вместо *.rar. Почему именно такое расширение:
- в операционной системе Windows, начиная еще с версии XP, есть встроенная поддержка zip-архивов, которая не требует установки дополнительного ПО. Та же ситуация у пользователей Mac OS, в которой есть встроенный архиватор формата .zip. Хотя формат .rar достаточно популярный, не у всех может быть установлена программа для работы с rar-архивами и получив письмо, с вложенным файлом с расширением *.rar, — у некоторых возникнет проблема с его чтением.
Возьмите себе за правило использовать zip-архивы.
7. Перед экспортом чертежей проверяем правописание.
Возьмите себе за правило: перед экспортом чертежей в pdf, png, jpg и т.п. — всегда проверяйте правописание, чтобы потом не приходилось заново все экспортировать. Таким образом, Вы сэкономите свое время.
8. Не стоит хранить и плодить лишние и ненужные файлы.
Возьмите себе за привычку — сразу удалять лишние, неактуальные файлы. Ведь трудно работать, когда в папке куча файлов типа «изменен«, «копия-1«, «»копия-2» и т.п.. А другой человек вообще не разберется в этой папке. Таким образом, Вы упростите работу с файлами не только другим пользователям, а и себе.
9. Называйте файлы конкретными именами с учетом версии.
Иногда присылают файлы, которые имеют непонятные и смешные названия, например: «1111», «новый чертеж», «новый чертеж2», «Петя»,…
Приучите себя создавая чертеж — сразу давать ему конкретное имя и не использовать имена, которые по умолчанию предлагает программа. Например: если Вы чертите план первого этажа, так и назовите файл «План первого этажа».
Еще одно правило: добавляйте к названиям файлов приставки (суффиксы и постфиксы), которые позволят легко определить актуальную версию файла. Например: «План первого этажа_Rev-1», «План первого этажа_Вариант-1», и т.п.
10. Удаляйте все, что неактуальное на чертеже.
Практически всегда, когда выполняются чертежи, на листе собираются какие-то дополнительные, вспомогательные наработки. Или накапливаются рядом с актуальными чертежами — старые, уже ненужные. Хорошо, если ненужные Вы перечеркнули, а если нет — как другому человеку разобраться в том, где правильный чертеж, а где нет? — без автора никак.
Приучите себя удалять все ненужное и неактуальное на чертеже, ведь это только загромождает чертеж, замедляет работу программы и оно Вам в большинстве случаев не понадобиться.
Следуя выше написанным правилам — Вы сможете:
- предотвратить и избежать часто возникающие проблемы/вопросы;
- упростить себе работу;
- ускорить себе работу;
- сэкономить время;
- подчеркнуть свой профессионализм.
Первое время будет трудно соблюдать данные правила (пожелания), но потом это войдет в привычку и Вы заметите, как это удобно и просто.
Читайте так же статью: 10 способов увеличить скорость работы в AutoCAD
Чертеж – это графическое изображение объекта или его части на специально подготовленной поверхности. Он является основой проектирования и строительства различных объектов, поэтому его правильное выполнение имеет огромное значение. Но, к сожалению, при выполнении чертежей могут возникать ошибки и неточности. Рассмотрим наиболее распространенные ошибки и способы их исправления.
1. Ошибки в масштабировании
Одной из наиболее распространенных ошибок при выполнении чертежей являются ошибки в масштабировании. Часто бывает так, что объект на чертеже изображен неправильно или не соответствует действительности, из-за того что масштаб выбран неправильно. Для исправления этой ошибки необходимо внимательно изучать планируемый объект и выбирать масштаб в соответствии с его размерами и деталями.
2. Неправильное изображение пропорций
Другой распространенной ошибкой является неправильное изображение пропорций. Это происходит, когда на чертеже изображены объекты в неправильном масштабе. Для исправления этой ошибки необходимо внимательно ознакомиться с размерами планируемого объекта и использовать правильный масштаб.
3. Ошибки в маркировке
Еще одной частой ошибкой при выполнении чертежей являются ошибки в маркировке. Ошибки маркировки могут возникнуть из-за плохого копирования или переноса данных. Чтобы избежать этой ошибки, необходимо внимательно проверять маркировку на каждом этапе создания чертежа.
4. Неправильное использование текста
Ошибки, связанные с неправильным использованием текста, являются также частыми при выполнении чертежей. Они могут возникнуть, когда текст слишком мелкий или слишком большой, неправильно отформатирован или содержит орфографические ошибки. Для исправления этой ошибки необходимо пользоваться правильным размером шрифта и внимательно проверять текст на наличие ошибок.
5. Ошибки при размещении обозначений
Последней, но не менее важной ошибкой, являются ошибки при размещении обозначений. Это может произойти, когда обозначения на чертеже неправильно расположены или неправильно маркированы. Для исправления этой ошибки необходимо внимательно изучить правила маркировки и расположения обозначений на чертеже.
Таким образом, при выполнении чертежей могут возникнуть различные ошибки, которые могут привести к неточным и иногда неправильным чертежам. Чтобы избежать этих ошибок, необходимо внимательно изучать планируемый объект и использовать правильный масштаб, проверять маркировку на каждом этапе создания чертежа, использовать правильный размер шрифта и правильно размещать обозначения.
Слайд 1
Ситуационные задачи (кейсы) «Чертеж. Правила оформления и обеспечение читаемости» Преподаватель : Глазова А.В.
Слайд 2
Проблема Типичные ошибки, совершаемые студентами, при выполнении чертежей: измерения, размещение видов, размеров и обозначений на чертежном поле . Описание проблемы При выполнении чертежей студенты допускают ошибки при измерениях, размещении видов, размеров и обозначений на чертежном поле. 1 . Отсутствие у студентов навыков работы с измерительными и чертежными инструментами. 2. Слабые знания о правильности выполнении чертежей. Признаки проблемы
Слайд 3
Задачи учебного проекта постановка и осознание проблемы правильности выполнения чертежей. поиск необходимых информационных источников для решения задачи; разработка алгоритма решения задачи; распределение видов деятельности студентов . Анализ, синтез, выдвижение гипотез правильности оформления чертежей, получение результата ( ситуационные задачи); сравнение планируемых и реальных результатов, обобщение, выводы.
Слайд 4
Типы учебного проекта Типы учебного проекта Цели учебного проекта Практико- ориентированный, информационный. Когнитивная: формирование умений работать с информацией, измерительными и чертежными инструментами: Оргдеятельная: Формирование умений выполнять чертеж, соблюдая его читаемость; искать возможные пути поиска решений, оформления чертежей: Креативная : формирование творческого мышления, генерировать (создавать) новые идеи размещения видов на чертеже.
Слайд 5
Виды учебного проекта на основе классификации По области применения Образовательный проект: текущий учебный проект По предмету труда Человек-знаковая система По сфере применения Образовательная организация По интересам Познавательные По материальному воплощению Комплексные По организации проектной деятельности Индивидуальные По структуре содержания Полимодульные По уровню творчества Репродуктивные По продолжительности выполнения Среднесрочные ( 8 ч.)
Слайд 6
SWOT- анализ проблемы Внутренние факторы Сильные стороны Слабые стороны Студенты быстро осваивают методику работы с измерительными и чертежными инструментами. Комплекс разработанных упражнений и задач по правильности выполнения чертежей позволяет развивать способности работы с измерительными и чертежными инструментами формирование навыков сотрудничества, повышению мотивации участников в рамках проектной группы через реализацию ИМО. Незнание некоторых инструментов замедляет процесс обучения. Психологический тип студента может снизить обучаемость.
Слайд 7
Внешние факторы Возможности Угрозы Работа с Интернет-ресурсами. Встреча со студентами, приступившими к дипломному проектированию, с целью осознания значимости правильного оформления чертежей. Привлечение работодателей, родителей и администрации для презентации выполненных работ Плагиат при использовании Интернет-ресурсов. SWOT- анализ проблемы
Слайд 8
Основные этапы разработки проекта Подготовительный Проектировочный Деятельность педагога Деятельность группы Результат этапа Формулировка проблемной ситуации; определение состава групп. Постановка цели, задачи. Коллективное обсуждение проблемы; распределение ролей и функций участников проектировочной группы. Формулировка темы, цели, результата. Сформулированные проблема, тема, цели проекта. Предполагаемая структура проекта (ответственные, сроки) Деятельность педагога Деятельность группы Результат этапа Комплектование группы студентов на основании психологического типа. Планирование деятельности: распределение заданий в работе над групповым учебным проектом Консультации по схеме разработки, представление технологической карты проекта . Разработка плана-схемы, распределение обязанностей по выполнению проектировочных заданий; построение конкретного плана деятельности Технологическая карта ситуационных задач (кейсов),
Слайд 9
Основные этапы разработки проекта Аналитический Контрольно-корректировочный этап Деятельность педагога Деятельность группы Результат этапа Сравнение планируемых и реальных результатов в соответствии с план — схемой. Индивидуальные и групповые консультации по работе с измерительными и чертежными инструментами, читаемости чертежей. Обобщение информации, оформление принятых решений, выводы. Оформление ситуационных задач. Оформленные ситуационные задачи. Деятельность педагога Деятельность студента (группы) Результат этапа Поиск способов коррекции ошибок. Исправление недоточетов и ошибок в соответствии с реальным состоянием дел (ответственные, сроки). Исправленный проект ситуационных задач.
Слайд 10
Основные этапы разработки проекта Рефлексивно-оценочный этап Деятельность педагога Деятельность студента (группы) Результат этапа Самооценка деятельности на основе критериальной базы. Защита проекта в соответствии с выбранной формой. Защита проекта в соответствии с выбранной формой. Результат проекта Ситуационные задачи (кейсы) «Чертеж. Правила оформления и обеспечение читаемости»
Слайд 11
Заинтересованные стороны проекта Заинтересованные стороны В чем они заинтересованы? Как их можно использовать? Студенты Преодолеть типичные ошибки при выполнении чертежей Решить курс задач на правильную работу с измерительными и чертежными инструментами. Предложить варианты типичных ошибок, которые студенты допускают при выполнении чертежей. Педагог Освоить новые технологии преподавания навыков черчения. Подготовить студентов к выполнению диплома Проверить на практике разработанные макеты с системой упражнений: « Чертеж. Правила оформления и обеспечение читаемости ». Выпускники, преподаватели смежных дисциплин Привлечь внимание всех студентов к важности правил выполнения чертежа. Проведение олимпиад и конкурсов . Встречи с работодателями.
Слайд 12
Мероприятия Индивидуальная работа со студентами. Проведение аудиторного занятия в научно-игровой форме Консультации с представителями работодателей. Проведение встреч с выпускниками, приступившими к дипломному проектированию.
Слайд 13
Форма представления результата Защита разработанного проекта Ситуационные задачи (кейсы) «Чертеж. Правила оформления и обеспечение читаемости»
Сейчас смотришь исходные данные для проектирования в виде чертежа литой детали с последующей мехобработкой и приходишь в ужас. Недоученные на дистанционке бакланавры такое выдают, уму непостижимо.
1. Никто не соблюдает п. 4.15 ГОСТ 2.307-2011 «ЕСКД. Нанесение размеров и предельных отклонений».
«4.15 При выполнении рабочих чертежей деталей, изготовляемых отливкой, штамповкой, ковкой или прокаткой с последующей механической обработкой части поверхности детали, указывают не более одного размера по каждому координатному направлению, связывающего механически обрабатываемые поверхности с поверхностями, не подвергаемыми механической обработке. »
Никто не знает что по каждому координатному направлению детали должен стоять только ОДИН размер между гранью, получаемой литьём (литейной, или черновой, базой — указывается на чертеже отливки, п. 4.7 ГОСТ Р 53464-2009), и гранью, получаемой механической обработкой (базой механической обработки — гранью, получаемой при первой операции мехобработки). Про базы вообще никто понятия не имеет. Зато все эти бакланаврики работают как привило в каких то солидно обставленных инженерных центрах в солидных CAD-системах. Запроинженеренные бакланаврики.
2. Практически на каждом чертеже не хватает размеров. Так же бывает, что отсутствует обозначение шероховатости поверхности, то есть непонятно подвергается поверхность механической обработке или нет.
3. На чертежах присутствуют лишние размеры, которые определяют несуществующую, вырожденную геометрию тела и не нужны для построения существующей геометрии тела.
4. Не понятно из каких точек идёт размер и на какой высоте в плане он находится.
5. Неуказанные предельные отклонения размеров поверхностей, получаемых механической обработкой указываются неправильно, не по ГОСТ 30893.1-2002 «ОНВ. Общие допуски. Предельные отклонения линейных и угловых размеров с неуказанными допусками».
6. Рёбра показывают заштрихованными.
7. Плавные переходы не показывают условно как в п.9.5 ГОСТ 2.305-2008 «ЕСКД. Изображения — виды, разрезы, сечения». Но этот пункт простителен для пользователей не NX и CATIA.
8. Масштаб чертежа показывают не пойми как. Недавно у меня был чертёж с масштабом 33:100 .
9. Значок неуказанной шероховатости ставят без указания значения параметра шероховатости как для деталей полученных из проката :-)))))))
10. Масштаб на обозначениях видов стоит не по ЕСКД.
И вот приходится каждый день иметь дело с такими с позволения сказать «чертежами», полученными из солидных инженерных центров крупных известных концернов