Ошибки при выборе системы налогообложения

Обратите внимание на дату публикации материала: информация могла устареть из-за изменений в законодательстве или правоприменительной практике.

Ошибки малого и среднего бизнеса при налоговом планировании

Результатом выбора неподходящих системы и объекта налогообложения, небрежного отношения к проверке партнеров и построению договорных отношений станет необоснованная налоговая нагрузка, которая сделает бизнес убыточным и даже может уничтожить его  

Ошибки малого и среднего бизнеса при налоговом планировании

Что такое налоговое планирование? Чаще предприниматели смотрят на этот вопрос поверхностно – только как на выбор оптимальной системы налогообложения. При этом многие забывают, что важно учитывать еще и объект налогообложения, с кем и какие договоры они подписывают.

В статье мы рассмотрим основные ошибки при налоговом планировании и дадим рекомендации, как их избежать. Это поможет уменьшить налоговую нагрузку, а сэкономленные средства направить на развитие бизнеса.

Ошибка 1. Выбор неподходящей системы налогообложения на старте

Выбор системы налогообложения – ключевой вопрос налогового планирования. При этом многие начинающие предприниматели не знают обо всех имеющихся у них возможностях и используют неподходящую систему налогообложения, что приводит к необоснованной налоговой нагрузке.

При регистрации ИП и ООО бизнесмены чаще применяют либо общую систему налогообложения, либо упрощенную (УСН). Большинство уверены, что лучше «упрощенки» им ничего не найти. УСН действительно эффективна и снижает налоговую нагрузку на малый и средний бизнес. Но в некоторых ситуациях выгоднее применять другие системы, например патентную систему налогообложения (ПСН). Она, как и УСН, освобождает налогоплательщика-предпринимателя от уплаты налогов – НДФЛ, налога на имущество физлиц, НДС (ст. 346.45 НК РФ). Разница в том, что ПСН позволяет платить налог не с полученного дохода, а с потенциального дохода, который нередко ниже фактически полученного.

Пример из личной практики: налоговая нагрузка снижена с 600 тыс. руб. до 13 тыс. руб.

К нам за консультацией обратился индивидуальный предприниматель, который занимается ремонтом и реставрацией мебели в Московской области. Годовая выручка – 10 млн руб. Сотрудников в штате нет. ИП применял упрощенную систему налогообложения. Объект налогообложения – «доходы». Налоговая ставка – 6%. Ежегодная сумма налога, которую ИП уплачивал в бюджет, – 600 тыс. руб.

При изучении документов мы выяснили, что он вправе применять патентную систему налогообложения. При переходе на нее сумма налога составила всего 12 528 руб. То есть из-за неверно выбранной системы налогообложения на предпринимателя легла налоговая нагрузка в 47 раз больше оптимальной!

Как выбрать систему налогообложения?

ИП нужно руководствоваться следующим алгоритмом:

  1. Если число работников ИП не превышает 15 человек, то надо проверить, применима ли в данном случае патентная система налогообложения.
  2. Обратите внимание на ст. 346.43 Налогового кодекса. В ней указан перечень видов деятельности, для которых применима патентная система.
  3. Если вы нашли в этой статье свой вид деятельности, ознакомьтесь с региональным законодательством о патентной системе. Например, в Законе г. Москвы от 31 октября 2012 г. № 53 указаны ставки и размеры потенциально возможного дохода.
  4. Посмотрите на применимую к вашей деятельности налоговую ставку и на размер установленного в законе потенциального дохода и рассчитайте стоимость патента. Это можно сделать на сайте налоговой службы.
  5. Определите потенциально возможный уровень дохода, который рассчитываете получить. Если он не превышает 150 млн руб. за год, а число сотрудников – не более 100 человек, то вы вправе применять УСН.
  6. Рассчитайте сумму налога при УСН по ставке 6% (если объект налогообложения – «доходы») или 15% (если объект – «доходы минус расходы»).
  7. Сопоставьте размер налога по УСН и патентной системе.

Ошибка 2. Неверный выбор объекта налогообложения

Нередко предприниматели допускают ошибки при выборе объекта налогообложения. Например, при УСН объектом могут стать «доходы» (6%) или «доходы минус расходы» (15%). При выборе системы налогообложения предприниматели обычно ориентируются на ставку налога, забывая про объект, и тем самым лишают себя возможности снизить налоговую нагрузку.

Пример из личной практики: налоговая нагрузка снижена с 1,5 млн руб. до 300 тыс. руб.

К нам за помощью обратился владелец небольшой сети магазинов. Выручка компании составляла 25 млн руб. в год. Система налогообложения – УСН. Объект налогообложения – «доходы». Ставка по налогу – 6%. После проверки деятельности компании выяснилось, что 20 млн руб. уходило на содержание бизнеса (закупка товаров и оборудования, зарплата сотрудников и т.д.). Если бы предприниматель сразу выбрал объект налогообложения «доходы минус расходы», его налоговая нагрузка была бы меньше в 5 раз.

Как выбрать объект налогообложения?

Налоговая ставка не всегда является ключевым показателем при выборе объекта налогообложения. Предпринимателю следует внимательно посчитать свои доходы и расходы, а затем уже решать, какой объект налогообложения подходит бизнесу.

Если организация существует более года – изучите ее бухгалтерский баланс. Вычтите из выручки за предыдущий налоговый период (год) сумму расходов на текущую деятельность. Внимательно изучите ст. 346.15 НК РФ, в которой указан перечень расходов на текущую деятельность. Сопоставьте размер налога, уплаченного в предыдущий налоговый период, и сумму, которая у вас получилась. Это поможет вам сделать правильный выбор объекта налогообложения.

Ошибка 3. Выбор контрагента с оглядкой только на цену товаров и услуг

Бизнесмены всегда стремятся купить товары и услуги по наиболее выгодной цене, обычно существенно ниже рыночной. Поэтому нередко цена становится единственным фактором, влияющим на выбор контрагента. Другие критерии не принимаются во внимание: какая репутация у компании, есть ли прецеденты нарушения обязательств по договорам и т.д. В лучшем случае проверка ограничивается просмотром сайта: есть сайт – есть компания; значит, все хорошо.

Результатом небрежного отношения к выбору бизнес-партнера становятся ситуации, когда деньги перечислены, но товар не поставлен, а контрагент не выходит на связь. Как следствие – не только убытки для бизнеса, но и необоснованная налоговая нагрузка. Это объясняется тем, что в августе 2017 г. в Налоговый кодекс была введена ст. 54.1, которая фактически обязывает лицо проверять своего контрагента. Поэтому в таких ситуациях налоговый орган вправе доначислить налоги на сумму договора, которую предприниматель отнес к своим расходам.

Пример из личной практики: цена ошибки клиента – дополнительная налоговая нагрузка на сумму 3,8 млн руб.

К нам за помощью обратилась крупная типография. Компания применяла УСН. Объект налогообложения – «доходы минус расходы». Ставка по налогу – 15%.

Типография решила закупить оборудование и материалы у нового поставщика в большем объеме (промышленный станок, чернила, бумага). Но после переговоров цена показалась слишком высокой, поэтому клиент обратился к поставщику, который обещал цены на 25% ниже рыночных. Договор был подписан. Типография заплатила за материалы и оборудование 20 млн руб.

В налоговом учете эта сумма была отнесена на расходы. Тем самым типография уменьшила налоговую базу по налогу на 20 млн руб.

Однако товар не был поставлен. Компания понесла серьезные убытки, так как не могла выполнять текущие заказы. Более того, после налоговой проверки типографии отказали в признании 20 млн руб. в качестве расходов на текущую деятельность компании. Налоговые органы доначислили ей налог в размере 3 млн руб., а также начислили штрафы и пени на сумму 800 тыс. руб. Налоговый орган мотивировал это тем, что типография в порядке ст. 54.1 Налогового кодекса не проявила должной осмотрительности при выборе контрагента. На момент заключения договора в базе судебных актов kad.arbitr за поставщиком числилось много споров, связанных с нарушением исполнения обязательств по договорам.

Как проверить контрагента, чтобы избежать необоснованного доначисления налогов?

Рекомендуем пользоваться открытыми банками данных для проверки контрагентов – бесплатными kad.arbitr, nalog.ru, fssprus.ru и платными подписками в СПАРК, Fira, Casebook и пр.

Следует детально прописывать в договорах раздел «Заверения об обстоятельствах». В нем поставщик должен подтвердить, что он не фирма-однодневка и реально осуществляет хозяйственную деятельность. Тут же нужно предусмотреть ответственность поставщика на случай, если его заверения ложные. Размер ответственности должен быть сопоставим с суммой, которую доначислит вам налоговая, если контрагент окажется недобросовестным и в ходе налоговой проверки будут выявлены нарушения.

Пример формулировки заверения об обстоятельствах:

«Компания А в порядке ст. 431.2 ГК РФ заверяет, что она зарегистрирована на территории Российской Федерации, осуществляет реальную хозяйственную деятельность, своевременно и полностью уплачивает и обязуется уплачивать все налоговые платежи, подлежащие уплате в результате правоотношений с контрагентами.

В случае если указанные заверения окажутся недостоверными и приведут к доначислению Компании Б налогов, начислению пеней и штрафов налоговыми органами, Компания А обязуется компенсировать Компании Б такие расходы и оказывать ей любое содействие при взаимодействии с налоговыми органами».

Ошибка 4. Непродуманные договорные конструкции

Неправильное построение договорных отношений с контрагентами также часто влечет за собой необоснованную налоговую нагрузку. В чем это выражается? Неверный выбор договорной бизнес-модели приводит к заключению с партнерами договоров, которые не подходят бизнесу с точки зрения налогового планирования.

Пример из личной практики: цена ошибки клиента – дополнительная налоговая нагрузка на сумму 60 млн руб.

К нам обратился клиент с просьбой оптимизировать налоговые процессы его компании, которая оказывает транспортно-логистические услуги. После оценки схемы ее работы и документов стало понятно, что выбранная договорная бизнес-модель стала причиной необоснованной налоговой нагрузки.

Фактически компания являлась посредником между владельцами грузов и перевозчиками. Правоотношения с контрагентами выстраивались путем заключения субдоговоров. То есть сначала подписывался договор на перевозку груза напрямую с его владельцем, а затем право перевозки передавалось по субдоговору перевозчику. Со всех денежных средств, поступавших на банковский счет компании, уплачивался налог 6% (клиент использовал УСН, объект налогообложения – «доходы»). А комиссия перевозчиков, которая удерживалась за услуги по оптимальному построению процессов транспортной логистики, составляла всего 3%. То есть выручка клиента даже не покрывала его затраты на налоги.

Неоптимальная договорная бизнес-модель сделала бизнес убыточным. За несколько лет клиент потерял более 60 млн руб. Задуматься о таких последствиях нужно было заранее. Клиенту следовало подписать агентский договор. Это позволило бы ему платить налоги только с суммы комиссии, которую он удерживал с перевозчиков.

В каких случаях следует выбрать агентский договор для достижения оптимальных показателей в налоговом планировании?

Пример из личной практики: цена ошибки клиента – 1,5 млн руб.

IT-компания заключала с партнерами договоры на оказание услуг, суть которых состояла в разработке ПО для медицинского оборудования. При этом компания ссылалась в них на положения гл. 37 Гражданского кодекса о подряде, что наряду с нечеткими формулировками договоров не позволяло однозначно определить их предмет. Вместе с тем компания использовала льготы по уплате страховых взносов, установленные Налоговым кодексом для организаций, получающих основной доход от IT-деятельности.

Неверная договорная конструкция послужила основанием для проведения выездной налоговой проверки. Компании удалость доказать налоговым органам правомерность применения страховых взносов, но проверка привела к необоснованным убыткам в размере около 1,5 млн руб. Этого можно было избежать, если бы IT-компания использовала договорные конструкции в предусмотренном Гражданским кодексом виде – «договор авторского заказа на создание программы для ЭВМ». После внесения правок в договоры вопросов о правомерности применения льгот у налоговых органов больше не возникало.

Именно поэтому важно правильно определить договорную бизнес-модель и грамотно выстроить всю цепочку правоотношений. Иначе необоснованная налоговая нагрузка на бизнес может просто его уничтожить.

(О других типичных ошибках предпринимателей читайте в статьях «Клиент жалуется на рекламную рассылку – предприниматель платит» и «Как основателям стартапа поделить бизнес».)

Не платить налоги совсем не получится, но если грамотно оперировать законами, можно снизить платежи.

Кроме описанных выше, есть менее известные способы, о которых многие не знают.

Прописаться в регионе со льготной налоговой ставкой

Власти субъектов РФ имеют право устанавливать льготные ставки для всех или некоторых видов деятельности, и часто этим правом пользуются.

Например, в Ленинградской области для УСН «Доходы минус расходы» вместо стандартной ставки 15% действует ставка всего 5%, а в республике Татарстан — 10%.

У ИП нет юридического адреса, они платят налоги по месту прописки. Чтобы платить меньше, им нужно лишь прописаться в регионе со льготной ставкой. Если ИП пропишется в Ленинградской области, льготная ставка в 5% для УСН «Доходы минус расходы» будет действовать для него по всей России, где бы он ни вел бизнес. Причем даже если прописаться в другом регионе в конце года, за весь этот год налог можно пересчитать по льготной ставке. Платить налоги и сдавать отчеты нужно будет в инспекцию по месту прописки, но сейчас все это можно делать удаленно, если есть электронная подпись.

Пересмотреть кадастровую стоимость имущества и земельных участков

От кадастровой стоимости зависит сумма налога на имущество и землю. Государственные оценщики часто берут ее «с потолка» и завышают, поэтому бизнесмены переплачивают налог. Не все знают, что кадастровую стоимость легко можно оспорить в суде. Для этого нужно провести независимую оценку и обратиться в суд. Большинство таких дел решаются в пользу налогоплательщиков — кадастровую стоимость и налог порой удается снизить в несколько раз. Причем с 2019 года можно снизить налог не только за год, в котором изменили кадастровую стоимость, но и за прошлые годы, когда действовала завышенная стоимость.

Пример. У компании есть в собственности здание, которое государство оценило в 15 000 000 ₽. По ставке в 2% налог на имущество за это здание составлял 300 000 ₽ в год. Но оценщики не учли расположение здания и степень износа. Независимый эксперт вынес заключение, что рыночная цена этого здания всего 9000 000 ₽. Фирма оспорила кадастровую стоимость в суде и добилась, чтобы ее сравняли с рыночной. Теперь налог составляет не 300, а 180 000 ₽ в год. За прошлый и позапрошлый годы, когда действовала завышенная стоимость, налог компании пересчитали и вернули переплату.

Если вы сами не проверите, соответствует ли кадастровая стоимость действительности, и не затеете процедуру пересмотра, будете платить больше.

Заключать агентские договоры с поставщиками

Актуально для тех, кто продает чужие товары. Такую деятельность можно оформить двумя способами.

  1. Выкупаете товары у поставщика и продаете их с наценкой. Тогда налог нужно платить со всей выручки или за минусом расходов — все зависит от вашей системы налогообложения.
  2. Оформляете агентский договор, продаете товары поставщика за комиссию. Тогда налогом облагается только агентское вознаграждение, а не все деньги, которые поступили на ваш счет.

Второй вариант особенно выгоден, если применять УСН 6%.

Пример. Фирма закупила партию товаров на сумму 5000 000 ₽ и продала с наценкой 20% за 6000 000 ₽. Прибыль — 1000 000 ₽. На УСН «Доходы» фирма заплатит налог 6% со всей суммы продаж, то есть 360 000 ₽. На УСН «Доходы минус расходы» заплатит 15% с прибыли, то есть 150 000 ₽.

Если фирма заключит агентский договор, продаст ту же партию товара за те же деньги, получит комиссионное вознаграждение в 1000 000 ₽, то при той же прибыли налог на УСН «Доходы» составит всего 60 000 ₽.

Вместо директора нанять ИП-управляющего

Руководитель фирмы необязательно должен быть в штате. Закон позволяет передать руководство стороннему управляющему, который будет получать не зарплату, а вознаграждение по договору.

Пример. Вместо того чтобы оформлять в штат директора с зарплатой в 200 000 ₽, наняли по договору ИП-управляющего, который применяет УСН 6%.

Налоги и взносы за директора на зарплате:

200 х 13% = 26 000 ₽ — НДФЛ.

200 х 30,2% = 60 400 ₽ — страховые взносы. Если фирма относится к малому и среднему бизнесу, взносы будут меньше — 32 300 ₽.

Итого директор получит 174 000 ₽, а фирме это обойдется в 260 400 ₽ или 232 300 ₽.

ИП-управляющему фирма перечислит ровно 200 000 ₽, а ему после уплаты 6% налога останется 188 000 ₽.

Экономия для фирмы — 724 800 ₽ в год, для малого и среднего бизнеса — 387 600 ₽.

Таким же образом можно вывести за штат несколько топ-менеджеров и нанять управляющую компанию.

Часть зарплаты сотрудникам заменить на другие выплаты

За сотрудников нужно платить страховые взносы, а это еще почти треть от зарплаты — точная ставка взносов зависит от того, относится ли работодатель к малому и среднему бизнесу. Но есть суммы, которые страховыми взносами не облагаются. Например, это плата за обучение сотрудника, возмещение процентов по ипотеке, матпомощь до 4000 ₽ в год. Если установить сотруднику зарплату пониже, а разницу компенсировать такими выплатами, можно сэкономить на взносах.

Пример. В компанию устраивается менеджер, который претендует на зарплату в 80 000 ₽. Работодатель узнает, что претендент платит ипотеку за квартиру. Проценты по ипотеке составляют 20 000 ₽ в месяц. Работодатель договаривается с сотрудником на оклад в 60 000 ₽ и компенсирует проценты по ипотеке. В итоге доход сотрудника составит все те же 80 000 ₽, ведь проценты он все равно бы платил из своего кармана, а работодатель будет платить взносы только с 60 000 ₽.

Экономия на налогах — это прежде всего знание законов и умение их применять. Чтобы сэкономить максимально, обратитесь к специалистам — они помогут использовать все возможности и не переплачивать.

Мало кто из начинающих ИП имеет четкий выверенный план будущего бизнеса. Чаще идею реализуют спонтанно, а проблемы предпочитают решать по мере поступления. Но дьявол кроется в деталях. Разберем, какие ошибки совершают ИП при регистрации бизнеса, в первые дни его работы, и к чему это приводит.

Указали неправильные коды ОКВЭД при регистрации

Будущие ИП часто формально подходят к выбору ОКВЭД: вносят в заявление о регистрации коды по одним видам деятельности, а потом работают в совсем других направлениях.

Какими проблемами это грозит?

1.Штраф от налоговиков.

При смене вида деятельности предприниматель должен актуализировать сведения в ЕГРИП в 3-дневный срок (п. 5 ст. 5 № 129-ФЗ). Если этого не сделать, то ИП могут оштрафовать по п. 3 ст. 14.25 КоАП РФ на 5 тыс. рублей.

Отметим, что по данному нарушению короткий срок давности — два месяца. Поэтому и наказание настигает предпринимателей нечасто.

2.Отказ в применении патента.

Налоговики откажут в выдаче патента, если в ЕГРИП не заявлено соответствующего вида деятельности.

3.Переплата взносов на травматизм.

Если у ИП будут работники, то за них придется уплачивать взносы в ФСС. Но ставка по травматизму зависит от класса профессионального риска. Для разных видов деятельности ставки колеблются от 0,2 до 8,5 %. На старте деятельности ИП платит взносы по коду ОКВЭД, который указан первым в ЕГРИП. Если фактический вид деятельности менее травмоопасный по классу риска, то ИП будет переплачивать взносы за работников.

4.Отказ клиентов сотрудничать с ИП.

Сегодня все налогоплательщики вынуждены соблюдать должную осмотрительность при работе с контрагентами.

До заключения договора потенциальные контрагенты будут проверять ИП по выписке из ЕГРИП. Отсутствие в реестре вида деятельности, по которому планировалось сотрудничество, будет весомым поводом посчитать ИП неблагонадежным и отказаться от сделки с ним.

5.Переплата по налогам, если фактический вид деятельности попадает под налоговые каникулы.

В регионе, где планирует работать ИП, могут действовать налоговые каникулы. Воспользоваться каникулами вправе вновь зарегистрированные ИП, занятые в сферах деятельности, которые попадают под льготу по местному закону. Если ИП ведет льготную деятельность, но в ЕГРИП указаны другие коды — права на каникулы у предпринимателя не будет.

6.Потеря вычетов по НДС.

Инспекторы могут отказать в возмещении налога, если в сведениях об ИП нет кода вида деятельности, по которой он заявил вычет.

7.Проблемы с банком.

Закон 115-ФЗ обязывает банки отслеживать законность операций клиентов. Если операции по поступлению и выбытию средств, не будут соответствуют кодам ОКВЭД, банк вправе приостановить обслуживание и потребовать от клиента разъяснений.

Не тратьте времени даром — Локо-Банк бесплатно оформит регистрацию вашего бизнеса. Доверьте выбор кодов ОКВЭД профессионалам. Компетентные специалисты всё заполнят за вас.

Открыть бизнес

Неверно выбрали налоговый режим

Непродуманный выбор налогового режима приводит к финансовым потерям. Начинающие предприниматели, часто не просчитывают будущую налоговую нагрузку или делают это неправильно. Ведь нужно учитывать не только размер налогов и взносов по отдельности, но и их влияние друг на друга. Например: на УСН «доходы» и патенте можно уменьшать сумму налога на уплаченные взносы:

  • вплоть до нуля, если ИП работает один;
  • на 50 %, если у ИП есть работники.

А на УСН «доходы минус расходы» сумма взносов всегда учитывается в расходах целиком. Но сам налог уменьшить уже нельзя.

Если объем расходов планируется серьезный, то УСН «Доходы минус расходы» может быть выгоднее. Например: в торговле, когда львиную долю расходов составляют затраты на приобретение товаров для перепродажи.

И, наоборот, если у ИП сумма расходов будет незначительна, то УСН «доходы» обойдутся дешевле. Например: когда ИП оказывает консультационные услуги. В таком бизнесе затраты обычно небольшие и постоянные, поэтому вычитать из доходов особо нечего, а налоговая ставка на УСН «доходы» значительно ниже.

Зачастую начинающие ИП не принимают в расчет нужды потенциальных клиентов. Например: будущие партнеры ИП преимущественно работают на общем режиме. Таким контрагентам будет интересен вычет по НДС, и они охотнее заключат договор с ИП на ОСНО, чем со спецрежимником. В такой ситуации выбор не того режима просто не позволит бизнесу встать на ноги, развиваться и расти.

Локо-Банк разберется с формальностями, пока вы занимаетесь своими делами. Наши специалисты помогут разобраться, какая система налогообложения оптимальна для вашего бизнеса. Задавайте вопросы, объясним все на пальцах.

Оставить заявку

Не подали «про запас» заявление на УСН

Тем ИП, кто планирует работать на патенте в отношении некоторых заявленных видов деятельности, стоит подстраховать себя наличием упрощенки.

Патент — вещь коварная. У него есть жесткие лимиты и ограничения, превышение которых приводит к потере права на применение этого режима. Так ИП лишится права на патент, если он:

  • заработает с начала года больше 60 млн рублей;
  • примет больше 15 сотрудников по трудовым и ГПХ договорам;
  • продаст маркированный или подакцизный товар.

Слет с патента обойдется дорого. Если ранее не было подано заявление на УСН, предприниматель окажется на общем режиме. В результате ему придется пересчитать налоги за весь период действия патента так, как-будто все это время он применял ОСНО. А это и НДФЛ в размере 13 %, и НДС в размере 20 %. А в качестве «приятного» дополнения — страховые взносы с суммы доходов свыше 300 тыс. рублей. Ведь их тоже нужно будет уплатить уже не с потенциального дохода по патенту, а с фактического, пусть и за минусом профвычета.

Отложили покупку онлайн-кассы на потом

Многие ИП, которые обязаны применять онлайн-кассу, ошибочно полагают, что первые дни работы можно обойтись и без нее: «Кто будет проверять мою точку на отшибе? Вот поработаю пару недель, а потом кассу зарегистрирую и эквайринг подключу».

Однако начинающие ИП забывают, что недовольный клиент может пожаловаться в налоговые органы. Сейчас жалобы принимают в онлайн-режиме на портале ФНС, поэтому много усилий от клиента не требуется.

По каждому такому обращению налоговики проводят контрольные мероприятия с дальнейшим привлечением виновных лиц к административной ответственности.

Санкции за невыдачу чека назначают по п. 2 ст. 14.5 КоАП РФ. ИП придется заплатить штраф в размере от ¼ до ½ величины расчета, произведенного без ККТ, но не меньше 10 тыс. рублей.

Локо-Банк предоставляет предпринимателям возможность подключить эквайринг на выгодных условиях. Мы обеспечим техническую поддержку, бесплатно установим терминал, быстро проведем настройку аппаратуры. Наши тарифы оптимизированы для ИП. Вы сможете подобрать выгодный вариант для вашего бизнеса.

Приняли работника, но не встали на учет в ФСС

Если ИП принял работника по трудовому договору, он обязан самостоятельно встать на учет в ФСС.

Сделать это нужно в срок не позднее 30 дней со дня заключения договора.

За нарушение сроков постановки на учет ИП оштрафуют по ст. 26.28 закона № 125-ФЗ от 24.07.1998. Сумма штрафа будет зависеть от длительности просрочки:

  • до 90 дней включительно — 5 тыс. рублей;
  • свыше 90 дней — 10 тыс. рублей.

При заключении договора ГПХ предприниматель вставать на учет в ФСС не обязан, если условия договора не предусматривают уплату взносов на травматизм.

Хотите открыть бизнес?

Подробная памятка от экспертов Локо-Банка для начинающих предпринимателей

Нужная информация просто и доступно

Оставьте контакты и получите памятку на почту прямо сейчас. Это бесплатно:

Если вы селлер, вам, увы, не избежать головной боли, имя которой — налогообложение. Я часто сталкиваюсь с тем, что начинающие поставщики маркетплейсов чувствуют себя неуверенно в этой сфере и многого о ней не знают. В связи с этим хотелось бы поговорить о том, какие налоги все-таки следует платить и как избежать распространенных ошибок.

Мы регулярно проводим обучающие семинары для предпринимателей. На одном из них Вера Бойцова, эксперт по налогам в торговле, замечательно рассказала о некоторых особенностях налогообложения селлеров, и я позволю себе следовать логике ее выступления.

Ошибка 1. Зарегистрировать ООО вместо ИП для старта 

Почему селлеры совершают эту ошибку? Действительно, кажется, что у этого решения есть свои плюсы.

  1. Во-первых, открытие юридического лица несколько «солиднее».
  2. Во-вторых, многие убеждены, что это безопаснее — ведь ООО будто бы отвечает по долгам только в пределах уставного капитала.
  3. В-третьих, это дает возможность вести совместный бизнес. 

Однако не все так просто. При работе с ООО есть ряд трудностей.

  • Во-первых, сложнее и дороже вывод прибыли. 

Если вы индивидуальный предприниматель, то вы можете взять свою бизнес-карту и расплачиваться ей. (Замечу, что покупать в такой ситуации алкоголь или древесину, однако, не стоит — будет считаться, что вы используете их для бизнеса, и вас могут оштрафовать).

Юридическое же лицо может выводить свои деньги только:

  1. под нужды бизнеса,
  2. для выплаты зарплаты (не забудьте про 13% НДФЛ и 20% взноса),
  3. как дивиденды (есть определенные правила относительно того, когда их можно выводить, плюс нужно будет заплатить НДФЛ 13% — или 15%, если дивиденды больше 5 млн рублей).
  • Во-вторых, отчетность сложнее и дороже.

ИП освобождены от бухгалтерской отчетности, однако должны вести налоговый учет (кроме ИП на НПД). У ООО же отчетность достаточно сложная. Более того, у вас непременно будет по крайней мере один работник (генеральный директор) — а значит, придется платить за него зарплатные налоги, взносы и сдавать отчетность.

  • В-третьих, выше риски (штрафы).

Например, за отсутствие договора с работником ИП заплатит до 10 тыс. рублей, в то время как ООО — до 100 тыс. рублей. Если нет кассового оборудования, то ИП оштрафуют на ¼-½ от суммы расчета, а ООО — на ¾.

При нарушении закона о персональных данных ИП накажут на 10 тыс. — 300 тыс. рублей, а ООО на 30 тыс. — 500 тыс. рублей. За повторное нарушение грозит штраф 18 млн рублей. 

  • В-четвертых, с 2017 года нивелировано отсутствие субсидиарной ответственности — учредитель и директор в случае необходимости будут отвечать по оставшимся долгам своим личным имуществом.

В каком же случае все-таки стоит открывать ООО? Если у вас совместный бизнес или уже есть ИП (другой бизнес).


Читать по теме: ООО или ИП — как лучше оформить стартап?


Ошибка 2. Выбрать неверный налоговый режим

Многие селлеры думают, что УСН «Доходы минус расходы» — это более выгодный режим, чем УСН «Доходы», если прибыль совсем небольшая, а расходов много. Но на самом деле, это будет вам выгодно только в том случае, если доля ваших расходов составляет 70-75%.

Более того, у вас должны быть документы на оплату и получение всех товаров, материалов и услуг, то есть речь здесь не о товарах с рынка «Садовод». Ведь, если документов на расходы нет, вы не сможете уменьшить свою налоговую базу. Кроме того, УСН «Доходы минус расходы» сложнее в плане учета. 

В каком случае стоит выбрать этот налоговый режим? Если у вас есть серьезные льготы по ставке налога. Это характерно для некоторых регионов РФ. В остальных случаях предпочтительнее выбрать режим УСН «Доходы» (либо НПД, если это возможно).


Читать по теме: Частые ошибки предпринимателей на УСН: что учесть, чтобы их не совершить?


Ошибка 3. Не ознакомиться с региональными законами или совершить «налоговую миграцию»

В разных регионах разные условия для бизнеса: существуют, например, пониженные ставки налогов и налоговые каникулы. Однако не стоит и злоупотреблять этим знанием — переводить свой бизнес в тот или иной регион с выгодными налоговыми условиями, если у вас там нет производства и офиса, вы там физически не находитесь и не платите коммуналку.

Налоговая имеет богатый опыт в доказывании того, что вы перевели бизнес в другой регион только для налоговой оптимизации. 


Читать по теме: Упрощенка, льготы и подводные камни: что учесть бизнесу, который планирует работать в нескольких странах


Ошибка 4. Не читать оферту

У разных маркетплейсов разные оферты, и здесь особенно интересен случай Wildberries. Компания работает по агентскому договору, причем продает свой товар физическим лицам. А это означает, что налог на НПД будет составлять для вас 4%, а не 6%. Если же вдруг вам велят платить 6% — вы сможете это оспорить на основании оферты.

Ошибка 5. Не вести и не хранить КУДиР

Книга учета доходов и расходов (КУДиР) — это специальный журнал, в котором ИП и ООО ведут учет своих доходов, расходов и некоторых других показателей.

Кто же обязан вести КУДиР?

  • ИП и ООО на УСН.
  • ИП на патенте. В отличие от ИП на УСН, они заносят в КУДиР только данные о полученных доходах. Свои расходы они в ней не указывают.
  • ИП на ОСН. (ООО на ОСН книгу учета доходов и расходов не заполняют, поскольку ведут бухгалтерский учет).

Самозанятые и ИП на НПД вести КУДиР не обязаны.

КУДиР имеет разные формы в зависимости от налогового режима, однако есть и некоторые общие правила ее ведения: она заполняется на русском языке, вестись она может как на бумаге, так и в электронной форме, все показатели вносятся в нее в рублях.

Отдельная книга составляется на каждый год, причем ее необходимо прошить и пронумеровать, если же она ведется в электронной форме, то по окончании года ее следует распечатать — и уже затем прошить и пронумеровать.

Будьте внимательны, вести КУДиР нужно на основании отчета о продажах.

КУДиР нужно хранить пять лет. Да, налоговая может проверить ее не сразу, но если в этом году КУДиР не проверяли, это не значит, что этого не случится через три года.

Ошибка 6. Использовать патент на розницу

Можно подумать, что раз покупатель на Wildberries — физическое лицо, значит в этом случае можно взять патент на розничную торговлю. Однако это не так.

В НК РФ указано, что к рознице не относится торговля через интернет. Существуют патенты на производство (ковров, например), и по ним можно работать и на маркетплейсах, если вы производитель — однако таких патентов очень мало.

Ошибка 7. Использовать не тот ОКВЭД 

Свое наравление по общероссийскому классификатору видов экономической деятельности необходимо определить верно. ОКВЭД нужен для того, чтобы налоговая видела, за что именно вы получаете деньги.

Селлерам следует выбрать в качестве основного вида деятельности ОКВЭД 47.91, «Торговля розничная по почте или по информационно-коммуникационной сети Интернет». Однако по закону не запрещено иметь сколько угодно дополнительных видов деятельности, так что вы можете добавлять к основному и другие коды.

На самом деле ничего сверхсложного в налогообложении для предпринимателей, в том числе селлеров, нет. Если вы планируете бизнес надолго, то лучше сразу разобраться в деталях и настроить работу, исходя из планируемых затрат и прибыли. 

Фото на обложке: KateV28 / Shutterstock

Подписывайтесь на наш Telegram-канал, чтобы быть в курсе последних новостей и событий!

Если вы ошиблись с объектом по УСН, как можно скорее подайте в инспекцию новое уведомление. К нему приложите письмо о том, что ранее представленное уведомление ошибочно и аннулируется. Успеть сделать это необходимо до 31 декабря. Тогда с 01.01.2023 вы сможете спокойно применять тот объект налогообложения, который хотели (см. письма Минфина от 10.09.2020 № 03-11-06/2/79549, от 14.10.2015 № 03-11-11/58878 и др.).

Бланк уведомления можно скачать бесплатно, кликнув по картинке:


Заявление о переходе на УСН

Заявление о переходе на УСН

Скачать

Заполнить и подать уведомление вам поможет Готовое решение от КонсультантПлюс. Получите пробный доступ к системе бесплатно и сможете увидеть построчные рекомендации и образец.

А вот если вы не исправите ошибку до начала нового года, платить налог придется согласно тому объекту, который указан в уведомлении с ошибкой. Применять другой объект нельзя. Сменить его вы сможете только со следующего года. Делать это в течение года запрещено (определение ВС РФ от 30.03.2018 № 304-КГ18-1727).

Какой объект при УСН выгоднее – «доходы» или «доходы минус расходы», узнайте в нашей статье.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Ошибки при выполнении мелирования волос
  • Ошибки при выполнении искусственного дыхания
  • Ошибки при выполнении выпадов вперед
  • Ошибки при выборе участка
  • Ошибки при выгрузке на ftp