Ошибки при выборе работы

Ошибка 1. Не знают, чего хотят от себя, от жизни, от работы

Лучше всего начать с самоопределения. Сначала подросток должен понять свои внутренние желания, а уже после ему станет понятно, отправляться после школы сразу в вуз или сначала немного отдохнуть.

Ребята, которые не понимают, что их ждет, не видят четкой картинки своего будущего, с меньшей мотивацией готовятся к итоговым испытаниям, неохотно учатся. И поэтому первое, чего стоит избегать — советов. Чем больше ребенок понимает сам про себя, тем легче ему определить свое будущее.

Помогите подростку конкретизировать и сформировать картинку своего будущего и профессиональных интересов: чего он хочет от себя, от работы, от жизни?

Ошибка 2. Не ориентируются в мире профессий

Какие-то профессии становятся неактуальными и уходят в прошлое, появляются другие — современные и востребованные. Подростки не всегда могут ориентироваться в них, да и взрослые порой тоже не в силах помочь, потому что не представляют себе, как выглядит Атлас новых профессий, и какие специалисты в скором будущем станут востребованными.

Изучайте мир профессий вместе, заглядывайте в будущее, просматривайте разные варианты — вдруг ребенок захочет стать специалистом, о котором вы и сами еще не слышали?

Ошибка 3. Восприимчивы к чужому мнению

Друзья, родители и учителя могут сильно повлиять на решение подростка. Кажется, что это хорошо — у ребенка есть некие авторитеты, ему есть к кому прислушаться. И это действительно так. Но чужое мнение может негативно сказаться на решении подростка — нельзя воспринимать его как единственно верное.

Все мы хорошо помним: если учитель нравится, то и успеваемость по его предмету выше. А если не нравится, с большой вероятностью интерес к дисциплине пропадает, и тогда мы решаем: «Ни за что не буду связывать свою профессию с химией! Пойду лучше журналистом — Мария Ивановна говорит, что я хорошо пишу сочинения». Так дети по ошибке часто отбрасывают целый пласт профессий, где они могли бы реализовать себя.

«Мы, взрослые, можем подчеркивать сильные стороны, которыми обладают подростки, для того чтобы запустить процесс размышления о будущем, которое может выбрать для себя ребенок. И, чтобы это сработало, старайтесь не давать советы, а задавать больше правильных вопросов».

 

Как нельзя:
О, ты отлично пишешь сочинения! Решено — забудь про все точные науки, пойдешь на филологический.

Как можно:
Тебе отлично даются русский и литература. Нравится это направление? Стал бы связывать с филологией свою будущую профессию?

Ошибка 4. Откладывают выбор профессии на 11 класс

Невозможно уместить в последний год обучения в школе столько задач: выбрать профессиональную область, предметы для сдачи ЕГЭ и начать подготовку, определиться с вузом и направлением.

В интернете доступны различные подборки по профессиональной деятельности. Это и статьи, и тесты, и ролики на YouTube с комментариями представителей профессии. Помимо изучения этих материалов запускайте процесс критического мышления — ребенок должен понять, чего хочет он сам, какую деятельность предпочитает: групповую или индивидуальную, умственную или физическую и т.д. Чем больше ребенок понимает про себя, тем адекватнее он может воспринять ту информацию, которую он получает из тех же статей или видеороликов.

Одному приносят удовольствие командировки, другому — работа с документами. Как понять, чего на самом деле хочется от будущей профессии? Есть простое упражнение, которое поможет лучше понять себя. На листе бумаги нужно начертить таблицу с тремя столбцами:

  1. Очень хочется видеть/делать в профессии.
  2. Пока непонятно — возможно да, возможно нет.
  3. Совсем не хочется видеть/делать в профессии.

В таблицу можно добавлять любые аспекты: специфику работы, формат, направления, какие-то детали, нюансы и принципы (соцпакет в компании, большой коллектив, возможность для получения новых знаний и развития, работа за компьютером, разъездная, стационарная работа и т.д).

То, что будет занесено во второй столбец, лучше попробовать заранее. Например, это может быть написание отчетов — пусть ребенок потренируется их делать. Во время тренировок будет проще понять, какие в действительности ощущения приносит эта деятельность. Но лучше делать это не в игровой форме, а в том виде и в тех условиях, которые будут максимально приближены к реальным.

Ошибка 5. Не пробуют профессии

Сегодня очень активно развивается волонтерское движение, и многие ребята могут попробовать себя в какой-то профессии. Обычно подростки, которые уже чем-то занимаются — ходят на какие-то секции или кружки, например, — понимают, хотят ли они групповую деятельность видеть в своей дальнейшей жизни.

Тут можно провести аналогию с уборкой дома. Кто-то, например, убирается дома один, когда все остальные члены семьи куда-то уйдут. Скорее всего, это означает, что и любую другую деятельность в своей жизни человек пытается выполнить самостоятельно. А другие наоборот предпочитают групповой формат деятельности. И тут есть над чем поразмышлять. Понаблюдайте за своими подростками — что для них ближе? Предлагайте им поразмышлять над тем, что они попробовали.

Ошибки 6 и 7. Выбирают профессии по предметам ЕГЭ и не знают системы поступления в вуз

Система поступления в вузы меняется ежегодно — и за обновлением этой информации просто необходимо следить. Сейчас подросток имеет право поступить сразу в 5 университетов на несколько направлений в каждый. При этом на разные направления нужно сдавать разные ЕГЭ. Самый простой вариант, о котором мы уже говорили — когда ребенок выбирает для себя путь наименьшего сопротивления — сдает те ЕГЭ и поступает в вуз на ту специальность, предметы по которым даются в школе лучше всего. Так ребята выкидывают из своей жизни огромные предметные области — гуманитарные, естественно-научные, технические. А потом, получив высшее образование, они понимают, что вообще-то хотели бы заниматься чем-то другим.

«Порой человек не знает, что выбрать на завтрак, а мы ругаем подростков за то, что они не могут определиться к 11 классу с профессией. Это абсолютно нормальная ситуация, особенно в условиях минимального количества инструментов для выбора профессионального пути».

Важно объяснить ребятам разницу между направлениями в вузе и названием самой профессии. При поступлении, например, на психологию, можно выбрать себе разные пути: психолог-консультант, клинический психолог, психиатр, психолог в сфере HR, психоаналитик и т.д. Название профессии может не совпадать с названием направления в вузе — это нормально.

Надо понимать, что зачастую ответ подростка «я уже все решил» несет в себе негативный посыл: «этот выбор очень сложный, отстаньте от меня, мне тяжело об этом говорить». Именно поэтому крайне важно не откладывать выбор профессии до 11 класса, чтобы не принять поспешное решение.

Ошибка 8. Поздно узнают про ДВИ и профотбор. Недооценивают подготовительный этап

ДВИ — дополнительное вступительное испытание, которое могут осуществлять разные вузы, а на какое-то конкретное направление сразу все университеты и даже колледжи. Если, например, взять журналистику, архитектуру, дизайн, то станет понятно, что в этих направлениях невозможно обойтись одними только ЕГЭ — тут и нужно будет сдавать ДВИ. И надо понимать, что для многих профессий подготовка к ДВИ занимает несколько лет.

А еще многие ребята не знают, что, выбирая какую-то профессию, должны обладать не только какими-то навыками, но и соответствующей физической подготовкой. Военным, например, важно иметь хорошее зрение.

Ошибка 9. Не продумывают запасные варианты

Казалось бы, если человек осознанно выбирает себе профессию, о каких запасных вариантах вообще может идти речь? Но все не так просто. Во-первых, мир трансформировался, и каждый из нас теперь с большой вероятностью просто не сможет выбрать себе одну-единственную профессию на всю жизнь.

Во-вторых, запасной вариант хорошо сказывается на самооценке. Если вдруг будет недобор баллов, подросток сможет пойти по другому пути, избрав свой собственный план B.

«Чем больше ребенок знает сам про себя, тем легче ему погружаться в какие-то другие области, тем меньше у него страха, тем увереннее он стоит на ногах».

Ошибка 10. Боятся перспективных профессий

Часто подростки не хотят поступать на интересующую их специальность из-за того, что эта профессиональная область перенасыщена на рынке труда и высокая конкуренция их смущает: «программистов уже слишком много, стану лучше кем-нибудь другим».

В итоге человек идет по менее интересным направлениям, четко понимая, что именно та специальность, на которую он не пошел, больше всего наполнена смыслом, соотносится с его желаниями и интересами.

Не секрет, что многим ребятам не хватает мотивации. Ученики говорят: «зачем мне эти котангенсы? для чего запоминать правописание приставок? мне все это никогда не пригодится!» Не пытайтесь переубедить ребенка. Попробуйте задать вопрос: «а если бы первоклассник спросил у тебя, для чего учиться в школе, что бы ты ответил ему?»

Старайтесь задавать вопросы так, чтобы ребятам хотелось на них ответить, хотелось поделиться какими-то позитивными установками — поверьте, они это могут!

Делитесь опытом собственной профессиональной деятельности — причем не только позитивным, но и негативным. Ребенок должен понимать, что все 8 часов во время рабочего дня над ним не будет переливаться волшебная радуга и звонко петь сказочные птицы. Осознанный выбор профессии не означает, что все рабочие задачи будут даваться играючи.

«К выбору профессии нужно подходить как к выбору пиджака: пока мы видим его на картинке, мы точно не сможем сказать, хорошо ли он будет сидеть, не будет ли в нем слишком жарко. Без примерки выбрать одежду очень сложно — то же самое и с выбором профессии. Чем больше мы пробуем, тем легче нам принять какое-то решение».

#статьи


  • 0

Найти единственную в мире работу мечты невозможно. Но можно найти прекрасную работу, соответствующую вашим ценностям.

Иллюстрация: freepik / rawpixel / fxquadro / wayhomestudio / Freepik / Emil Kalibradov / Wladislaw Sokolowskij / Krists Luhaers / Unsplash / Дима Руденок для Skillbox Media

Алина Халзагарова

Занимается исследованиями городов и мечтает развиваться в педагогике. Писала для Esquire, Cossa и Mel.fm.

Профориентолог Вероника Винокурова рассказала:

  • почему люди ошибаются в выборе профессии;
  • на что нельзя ориентироваться при профориентации;
  • а на что — можно и нужно!

Курс по профессиональному самоопределению для взрослых, который поможет вам решиться на перемены и осознанно выбрать новую профессию.

Начать

  • Потому что не знают, что из себя представляет современный рынок труда. Откуда человек берёт представление о профессиях? В основном — из окружающего мира. Это представление может быть весьма ограниченным, если не интересоваться темой специально, не читать тематические издания, паблики и блоги.
  • Потому что находятся во власти стереотипов, навязанных окружением. Таких стереотипов множество: «Нужно работать там, где больше платят», «Творческие специальности не приносят денег», «Это не женская / не мужская профессия». Мы можем даже не осознавать, насколько влияют на наш выбор эти стереотипы.
  • Потому что имеют неполные или неверные представления о себе, своих потребностях, сильных и слабых сторонах. Например, человек может думать, что он любит работать с людьми, так как ему легко даётся общение с друзьями. Выбирает работу в продажах — и разочаровывается, так как регулярно общаться с множеством незнакомых людей оказывается совсем не легко.

Разные сферы по-разному устроены: одни требуют усидчивости, внимания и терпения, а другие основаны на мобильности и готовности рискнуть. Часто сам человек не может разобраться в этих нюансах.

Пример. Сергей — активный молодой человек, в школе увлекался математикой. Он легко поступил на математический факультет, закончил учёбу и стал преподавать. Но с годами Сергей всё острее чувствует неудовлетворённость. Ему скучно принимать у студентов зачёты и получать за эту работу небольшие деньги.


«Найди себе дело по душе, и тебе не придётся работать ни дня» — это вредное романтическое клише. Работа, как и жизнь вообще, не бывает всё время интересной и радостной. Часто нам приходится делать рутинные вещи, а иногда и бороться со сложностями. Бывает, что сложностей одновременно становится много, а сил — мало, и мы начинаем сомневаться: «Наверное, мой выбор был ошибкой». Но нет, это не ошибка, это просто реальность.

Фото: Kozlik / Shutterstock

Пример. Катя мечтала стать актрисой, и у неё были все данные — внешность, энергия, природный артистизм. Она блистала в студенческой труппе, где ставили экспериментальные спектакли. Но после универа началась настоящая «жизнь в искусстве»: вторые роли, корпоративы, сезонные подработки Снегурочкой. К этому Катя оказалась не готова. Она была уверена, что жизнь актрисы — это сплошной праздник, и теперь сомневается: а может, это просто не её путь?


Учёба и смена работы требуют не только осознанности, но ещё времени и финансов. Очень важно отдавать себе отчёт в том, как реально обстоят у вас дела, сколько времени и денег вы действительно сможете потратить на обучение и поиск работы и откуда вы их возьмёте.

Пример. Наталья до 30 лет работала в банковской сфере, а потом ушла в декрет. Финансовая сфера ей надоела, душа тянулась к прекрасному — она решила поступить в магистратуру по искусствоведению. Самым лучшим вариантом казался столичный вуз, но у него не было возможностей онлайн-обучения, только заочное и сессии каждые три месяца. «Как-нибудь справлюсь», — решила Наталья. На первую сессию она отправилась с грудным младенцем, во вторую помогла мама, а в третью уже никто не смог. Регулярные перелёты и съём жилья на сессию пробили в семейном бюджете дыру. Наталья не учла ограничения, которые создают в её мобильности семья и маленький ребёнок. Жаль: онлайн-обучение в её ситуации подошло бы гораздо лучше.


Пожалуй, это самая распространённая ошибка — верить, что где-то там есть идеальная работа, которая полностью тебе подходит, удовлетворяет абсолютно все твои потребности, приносит много денег сразу, никогда не становится скучной и ничем не заставляет жертвовать ради себя. И пока она ещё не найдена, не нужно идти на компромиссы.

Конечно, это не так. Идеальной профессии, как и идеальной любви, не существует. Но есть много вариантов, которые вам очень даже подойдут, если спуститься с небес на землю.

Пример. Алексей работает на заводе, куда пошёл по стопам родителей. Он не рад своему выбору, но не видит никаких альтернатив. Вообще-то его привлекает музыкальная сфера, но она не очень денежная. Нравится и идея о собственном бизнесе — но уж очень ненадёжно. Интересную мысль подкинул приятель — попробовать поучиться на инженера в сфере искусственного интеллекта, — но это звучит скучно и не соответствует его гуманитарному складу. Алексей продолжает работать на заводе и верить, что когда-нибудь к нему придёт прекрасная идея о профессии его мечты.

«Я люблю свою работу: она часто доставляет мне радость. Но бывает, что я веду большой проект или даже несколько сразу, и сильно устаю.

Отношения с работой — это как отношения с любимым человеком. Не нужно быть слишком требовательным, лучше постараться понять, что в этих отношениях тебе важнее всего, а на что можно закрыть глаза. И так же, как любовные, отношения с работой не будут постоянным источником только положительных эмоций.

Даже любимая работа бывает скучной или выматывающей. И тут важно не тратить силы на сомнения „А моё ли это вообще?..“, а сконцентрироваться на главном — на том, почему ты когда-то выбрал быть именно здесь».

Вероника Винокурова,
психолог и профориентолог, сооснователь международной школы выбора профессии «Пункт Б».

Если в любом случае отношения с работой не будут безоблачными — тогда как понять, это у меня временные трудности или системная ошибка?

Фото: CrizzyStudio / Shutterstock

Профориентологи советуют свериться со своими ценностями и потребностями: вспомнить, по каким причинам вы выбрали именно эту профессию, и подумать, продолжают ли эти причины быть актуальными.

  • Ценности — это идеалы, на которые ориентируется человек в своей жизни. Они напрямую влияют на то, что будет для каждого из нас приоритетным, а что — незначительным.
  • Потребности — это нужда, которая помогает человеку поддерживать жизнедеятельность или развиваться. Потребностью может быть как что-то необходимое для выживания (пища, вода и жильё), так и более общее понятие (уважение, дружба, любовь).

Пример. Мирослава построила карьеру риелтора, начав работать сразу после университета. Тогда главной ценностью для неё была семья и отношения, хотелось скорее купить свою квартиру. Риелторское дело привлекло её тем, что позволяло зарабатывать сразу. Прошло восемь лет, быт налажен, и потребности Мирославы изменились: она позволила себе подумать о более творческой работе, где не нужно так много общаться с людьми. Окончательный выбор она пока ещё не сделала, но уже откладывает деньги на карьерные каникулы и смотрит в сторону дизайна.

Пройдите бесплатный курс «Кем стать?» от Skillbox.

За три часа вы:

  • сформулируете важные для вас критерии выбора профессии;
  • пройдёте профориентационный тест;
  • в подробностях изучите профессии, выбранные при помощи тестирования;
  • выполните небольшие задачи, чтобы попробовать себя в новой специальности;
  • поработаете с убеждениями, мешающими сделать первый шаг в смене работы;
  • сделаете осознанный карьерный выбор.

Пройти курс бесплатно

Как зарабатывать больше с помощью нейросетей?
Бесплатный вебинар: 15 экспертов, 7 топ-нейросетей. Научитесь использовать ИИ в своей работе и увеличьте доход.

Узнать больше

Найти единственную в мире работу мечты невозможно. Но можно найти прекрасную работу, соответствующую вашим ценностям.

почему люди ошибаются в выборе профессии;

на что нельзя ориентироваться при профориентации;

а на что — можно и нужно!

Почему люди ошибаются в выборе профессии?

Потому что не знают, что из себя представляет современный рынок труда. Откуда человек берёт представление о профессиях? В основном — из окружающего мира. Это представление может быть весьма ограниченным, если не интересоваться темой специально, не читать тематические издания, паблики и блоги.

Потому что находятся во власти стереотипов, навязанных окружением. Таких стереотипов множество: «Нужно работать там, где больше платят», «Творческие специальности не приносят денег», «Это не женская / не мужская профессия». Мы можем даже не осознавать, насколько влияют на наш выбор эти стереотипы.

Потому что имеют неполные или неверные представления о себе, своих потребностях, сильных и слабых сторонах. Например, человек может думать, что он любит работать с людьми, так как ему легко даётся общение с друзьями. Выбирает работу в продажах — и разочаровывается, так как регулярно общаться с множеством незнакомых людей оказывается совсем не легко.

Ошибка №1 -ориентироваться только на интерес и не учитывать свои потребности и черты характера

Разные сферы по-разному устроены: одни требуют усидчивости, внимания и терпения, а другие основаны на мобильности и готовности рискнуть. Часто сам человек не может разобраться в этих нюансах.

Ошибка №2 — идеализировать концепцию «удачного выбора»

«Найди себе дело по душе, и тебе не придётся работать ни дня» — это вредное романтическое клише. Работа, как и жизнь вообще, не бывает всё время интересной и радостной. Часто нам приходится делать рутинные вещи, а иногда и бороться со сложностями. Бывает, что сложностей одновременно становится много, а сил — мало, и мы начинаем сомневаться: «Наверное, мой выбор был ошибкой». Но нет, это не ошибка, это просто реальность.

Ошибка №3 — игнорировать свои реальные условия и ограничения

Учёба и смена работы требуют не только осознанности, но ещё времени и финансов. Очень важно отдавать себе отчёт в том, как реально обстоят у вас дела, сколько времени и денег вы действительно сможете потратить на обучение и поиск работы и откуда вы их возьмёте.

Ошибка №4 — верить в призвание и искать его

Пожалуй, это самая распространённая ошибка — верить, что где-то там есть идеальная работа, которая полностью тебе подходит, удовлетворяет абсолютно все твои потребности, приносит много денег сразу, никогда не становится скучной и ничем не заставляет жертвовать ради себя. И пока она ещё не найдена, не нужно идти на компромиссы.

Конечно, это не так. Идеальной профессии, как и идеальной любви, не существует. Но есть много вариантов, которые вам очень даже подойдут, если спуститься с небес на землю.

Как понять, временный ваш кризис в профессии или вы сделали ошибку в выборе?

Если в любом случае отношения с работой не будут безоблачными — тогда как понять, это у меня временные трудности или системная ошибка?

Профориентологи советуют свериться со своими ценностями и потребностями: вспомнить, по каким причинам вы выбрали именно эту профессию, и подумать, продолжают ли эти причины быть актуальными.

Твоя ценность не уменьшается из-за чьей-то неспособности видеть твою значимость

Информатор

  • Ценности — это идеалы, на которые ориентируется человек в своей жизни. Они напрямую влияют на то, что будет для каждого из нас приоритетным, а что — незначительным.
  • Потребности — это нужда, которая помогает человеку поддерживать жизнедеятельность или развиваться. Потребностью может быть как что-то необходимое для выживания (пища, вода и жильё), так и более общее понятие (уважение, дружба, любовь).

Если тебе понравилась моя статья, поддержки сердечком ❤ и сделай репост 🗣!

Очаровательная женщина рассказала мне о самых ужасных шести месяцах своей жизни. Вот её рассказ.

«Я очень устала, работая практически без отпуска несколько лет. В какой-то момент пришло понимание, что усталость влияет на мое здоровье и пора увольняться. Решение далось мне нелегко, но я смогла. И однажды утром проснулась с радостью от того, что сегодня не нужно никуда идти, можно по-настоящему отдохнуть.

Александр-Александрович-Дейнека--Скука.-Холст,-темпера.-Частное-собрание

Какое-то время я потратила на дела, которые считала нужными. А потом в моей голове появились всякие противные мысли, вроде таких:

«Сидишь дома? А деньги-то не прибавляются…»
«Твой опыт скоро будет никому не нужен, да и возраст не уменьшается»
«Ситуация меняется каждую секунду. Если ты не в теме, то ты будешь никому не нужна»
«Сколько можно сидеть дома?»

Не отдых, а мука

Постепенно эти мысли вытеснили радость от заслуженного отдыха. Поэтому, когда знакомые сказали, что им срочно требуется специалист моего уровня, я сразу согласилась и была готова выйти на работу незамедлительно.

Рекомендую почитать: как правильно отдыхать

Не могу сказать, что я чувствовала себя  гармонично отдохнувшей к тому моменту. Но мне срочно нужно было делать хоть что-то, чтобы не ощущать вину за просиживание штанов дома. Честно говоря, я вообще не вникла в суть делового предложения, которое было мне сделано, я согласилась практически наобум.

И тут началось…

000017

Меня почему-то невзлюбили в коллективе. Хотя, может быть, отношение новых коллег было нормальным, но казалось, что меня всё время пытаются унизить. Начальник вел себя грубо.

Оказалось, чтобы доехать до работы вовремя, надо вставать полшестого утра. Я догадывалась, что так и будет, ведь знала адрес. Но не представляла, насколько тяжело для меня вставать в такую рань.

В офисе не было столовой, каждый работник грел обед у себя в отделе и тихонько кушал на рабочем месте. Так как я ощущала неприязнь коллег, то мне просто негде было расслабиться и пообедать, так как ходить в дорогие кафе в центре города я тоже не могла ежедневно.

Эта работа предполагала знание специфического программного обеспечения. Я считаю себя человеком обучаемым, но на этот раз никак не могла запомнить, что именно и как нужно делать. Может, программы были слишком сложные, а может, общая нервозность мешала.

Конец истории

Шон Уоллис (Sean Wallis) - американский художник-импрессионист3

Недавних дней отдыха как ни бывало, я была истощена психически и даже физически. Если бы мне платили миллионы, я бы, может быть, еще попробовала как-то смириться. Но зарплата — вполне заурядная, поэтому через полгода я со скрипом и практически скандалом уволилась. Тяжело было еще и оттого, что эта работа пришла от знакомых и я чувствовала себя обязанной.

После увольнения я будто проснулась после кошмарного сна. Что это было? Неужели я настолько неуверена в себе и боюсь будущего, что не увидела всех очевидных недостатков предлагаемой должности? Как так получилось? И что сделать, чтобы этого снова не произошло?»

Мой ответ на ваш вопрос

Честно говоря, я добавила в этот рассказ немножко рефлексии, чтобы вам было проще самостоятельно догадаться, какие главные факторы помешали нашей героине работать в удовольствие.

Давайте попробуем выделить эти факторы вместе.

Три важных совета:

  1. Не отдохнула после предыдущей работы.

Почему не получалось полноценно отдыхать на прошлом месте – это другая история, еще когда-нибудь обсудим. Сейчас же факт остается фактом. Прежде чем браться за новое дело, нужно чувствовать в себе достаточно сил для его осуществления. Либо, если нет такой возможности, отдавать себе заранее отчет в том, что вы не сможете выкладываться на 100%.  Если вы не уверены в собственной готовности, лучше было бы предъявлять к себе заниженные требования.

  1. Не получила достаточно информации о вакансии.

Догадываюсь, что нашей героине было сложно задавать своим знакомым каверзные вопросы на тему коллектива, зарплаты, «подводных камней». Но ведь потом так или иначе предстоит столкнуться с неожиданными проблемами. Намного сложнее оказалось для нашей героини сообщить знакомым о своем увольнении, чем заранее обо всем расспросить.  Добавьте в жизнь немного эгоизма, это поможет в дальнейшем избежать проблем.

  1. Не определила для себя требования и пожелания к вакансии.

«Подумаешь, придется вставать в полшестого утра! А кому сейчас легко…» Да, не все в жизни получается просто.

Но препятствия бывают разные:

  1. которые мы можем преодолеть запросто,
  2. которые мы преодолеваем, лишаясь чего-то существенного,
  3. которые мы не можем преодолеть.

В данном случае, регулярный недостаток сна привел героиню к жуткому стрессу и апатии. Плюс – отсутствие возможности нормально питаться. И напряженные отношения с коллективом и начальством тоже не делали жизнь проще. Выделите главное, важное и незначительное.

Делам вывод

Картина 3 богатыря

Вот как минимум три ошибки, совершив которые наша героиня обрекла себя на полгода мучений. Хотя есть и очевидный плюс – она получила опыт!

Хорошо, что это были всего лишь 6 месяцев, ведь многие работают так годами.  Что мешает этим людям вырваться из рабства? Об этом мы поговорим в других статьях, а сейчас я желаю вам отнестись с большим внимание к тому, что вы хотите получить от своей работы или своей карьеры. Не работа выбирает вас, а вы выбираете работу.

Каждый человек способен сам выбрать свой путь. А какой путь вы выбрали для себя?

Типичные ошибки при выборе профессии.

Выбор профессии – сложный и ответственный шаг в жизни каждого человека. Правильно выбрать профессию – значит найти свое место в жизни. Для принятия этого решения важно обладать достоверной информацией  о своих склонностях и способностях, необходимых для профессиональной деятельности, существующих профессиях и специальностях, об учебных заведениях и о востребованности различных профессий на рынке труда.

Из множества профессий выбрать необходимо одну, да еще такую, чтобы душа к ней лежала, довольно трудно. Конечно, никто не застрахован от ошибок, но хочется, чтобы вероятность промаха была как можно меньшей.

Все ошибки, допускаемые при  выборе профессии можно разделить по пунктам:

  1. Отношение к выбору профессии как к неизменному (т.е. «на всю оставшуюся жизнь»).

В любой сфере деятельности происходит смена занятий, должностей по мере роста квалификации специальности. При этом наибольших успехов достигает тот, кто хорошо прошел начальные ступени.

Анализируя сейчас ситуацию на рынке труда можно сказать, что каждый год появляются новые профессии. Будьте готовы к тому, что придется регулярно повышать квалификацию, осваивать смежные профессии. Изменение выбора, освоение новой специальности сделает Вас ценным специалистом, востребованным в междисциплинарных областях деятельности. Первая профессия, даже если Вы затем передумаете и найдете что-то более привлекательное, пригодиться в неожиданных ситуациях.  

Например,  психолог, приобретя дополнительные  знания  в области менеджмента и трудового делопроизводства, может строить свою карьеру в области управления персоналом. Так же экономист по внешнеэкономической деятельности неизбежно сталкивается  с юридическими вопросами, поэтому нередко  вынужден получать юридическое образование, что может позволить ему сменить сферу деятельности. В последнее время  в производственной и промышленной сферах требуются менеджеры и маркетологи  с базовым техническим образованием.

Научно-технический прогресс требует владения новыми информационными технологиями и средствами коммуникации, и это касается не только специалистов среднего и высшего звена, но и рабочих профессий, т.к. производство становится высокотехнологичным.

На сегодняшний день, широкое распространение получили образовательные услуги для взрослых: различные профессиональные курсы от каменщиков до валютных трейдеров, второе высшее образование и профессиональная переподготовка, высшее образование на базе среднего профессионального, курсы повышения квалификации и курсы иностранных языков, риторики и прочее. Кроме этого, существуют государственные программы по переподготовке специалистов, например, военнослужащих, уволенных в запас, или безработных граждан и т.д.

            2.      Бытующие мнения о престижности профессии.                    

В отношении профессии предрассудки проявляются в том, что некоторые важные для общества профессии, занятия считаются недостойными, неприличными. Все хотят красиво работать, но кто будет делать «грязную, некрасивую» работу?

Высокий заработок и социальный статус в обществе  — основные критерии, по которым делается вывод: престижна профессия или нет. В журнале «Карьера», часто печатаются статьи о построении карьеры на примерах отдельных успешных личностей, из которых следует, что действительно хорошее образование это прочный фундамент для построения карьеры, но это только начало долгого пути. Поговорите со своими родителями, знакомыми многие учились в институтах, чем занимаются сейчас их однокашники? Кто и каких успехов добился? Все получили одну и ту же профессию, однако, зарплаты и социальный статус и даже сферы деятельности разные.

Престижность профессии, во многом зависит от настроений в обществе, от идеалов и принципов среди молодежи, а они, как известно, меняются. Проще всего проследить это на истории нашей страны. В 60-е годы профессия геолога, например, или инженера-конструктора были очень популярны и престижны среди молодежи. Что стало с этими профессиями в годы «застоя»? Игра в шахматы на рабочем месте, скучная неинтересная работа, низкая зарплата- все это было атрибутами профессии инженера. В результате в технических вузах возникли проблемы с набором, а те кто,  заканчивают технический ВУЗ не идут работать по специальности. На сегодняшний день возрождается производство, многим фирмам – посредникам, работающим в промышленности нужны молодые энергичные специалисты с техническим образованием, которых очень мало. Ограниченное предложение делает этих специалистов очень востребованными, а значит хорошо оплачиваемыми. Таким образом, престижность профессии зависит еще и от состояния рынка труда.

Разумеется, есть профессии , что называется «на все времена», которые всегда престижны, но это в основном творческие профессии: актеры, музыканты, художники и т.д. Однако престижно ли быть актером без ролей, или музыкантом без слушателей?

3.     Выбор профессии под прямым или косвенным влиянием товарищей (т.е. «За компанию»).

Чаще всего, эта ошибка происходит тогда, когда выбор профессии осуществляется только на основе интересов и склонностей. Как известно, друзей, прежде всего, объединяет общность интересов и увлечений. Поэтому, выбор одинаковой профессии  с другом для подростков  рассматривается абсолютно естественно. Так же  это бывает из-за боязни самостоятельного выбора, боязни ошибиться. Часто просто из-за лени, например, друг и его родители все узнали, выбрали учебное заведение, все взвесили, зачем самому еще что-то делать. Многие старшеклассники  воспринимают поступление в вуз как определенный этап веселости (студенческой) в который лучше отправиться с другом. Многим, как не странно, вообще все равно, куда пойти учится, раньше вместе ходили в школу, теперь вместе пойдем в ПТУ или техникум. Конечно, это не правильно. Во-первых, каждый человек индивидуальность и обладает своим неповторимым набором способностей и склонностей. Пример: Вася идет на пожарника (а он рискованный  и бесстрашный человек), а Коля, следуя за ним (по своей натуре очень осторожный и рассудительный), в итоге Вася все-таки будет пожарником, а вот Коля вряд ли. Во-вторых, у каждой семьи свои возможности, о которых вы можете не знать.

4.      Перенос отношения к человеку – представителю той или иной профессии – на саму профессию.

При выборе профессии надо учитывать, прежде всего, особенности данного вида деятельности, а не выбирать профессию только потому, что тебе нравится или не нравится человек, который занимается данным видом деятельности. Особенно важно очарование преподавателем (если вас восхищает душевность физика – это не значит, что вам нравиться заниматься физикой). Кроме того, не следует стремиться получить профессию кумира – спортсмена, политика, журналиста, артиста.

5.     Увлечение только внешней или какой-нибудь частной стороной профессии. 

Психологически мы склонны обращать внимание на наиболее привлекательные для нас черты той или иной деятельности. А о многих других сторонах не задумываемся вовсе. В результате образ даже хорошо знакомой профессии существенно искажается. Ведь за легкостью, с которой актер создает на сцене образ, стоит напряженный будничный труд. А журналисты не всегда выступают в телепередачах – чаще они перебирают массу информации, архивов, разговаривают с десятками людей – прежде чем подготовят 10-ти минутное сообщение.

Очень ярко образцы такого ряда иллюзий обнаруживают абитуриенты педагогических вузов. Многих сюда приводит увлеченность занятиям любимой наукой (математикой, интерес к истории и т.п.,) а собственно работа учителя, преподавателя привлекает мало.

Рассмотрим  в качестве примера профессию дизайнера. Работа дизайнера связывается, прежде всего, с творчеством, со свободным графиком, большими деньгами, общением с интересными и обеспеченными людьми, а также известностью и светской жизнью. Однако у этой профессии тоже есть непривлекательные стороны.  Прежде всего, это кропотливый и тяжелый труд, часто связанный с физическими нагрузками. Работа над определенным проектом может длиться несколько недель, а то и месяцев без выходных. Кроме того, нельзя забывать, что дизайнер работает для заказчика, соответственно должен учитывать  желания клиента и видение им результата работы, которые далеко не всегда совпадают с творческой задумкой самого дизайнера. Но самой главной трудностью в этой профессии является трудоустройство. Даже самые крупные фирмы работают «от заказа до заказа» и этот перерыв может быть достаточно велик. Конкуренция на этом рынке  уже высокая. Как и в любой творческой профессии, признание дизайнера как профессионала может придти уже в институте, а может не наступить никогда. К сожалению, это даже не зависит от  способностей и меры таланта.

6.    Отождествление школьного учебного предмета с профессией или плохое различение этих понятий.

          Прежде всего, при выборе профессии надо учитывать, какие реальные занятия и профессии за этим стоят. Есть такой предмет, как иностранный язык, а профессий, где требуется способность к языку много – переводчик, экскурсовод, телефонист международной связи и т.д. А человек с лингвистическим образованием может работать и преподавателем, и переводчиком, и редактором, и секретарем – референтом.

         Важно знать, что профессий существует больше, чем школьных предметов.  

7.    Устарелые представления о характере труда в сфере материального производства.

          На данный период во все профессии, и прежде всего в рабочие, внедряется сложная и интересная техника, повышается культура труда. А компьютер внедряется во все сферы деятельности – вплоть до животноводства.

8.    Неумение разобраться, отсутствие привычки разбираться в своих личных качествах.

          Разобраться в себе вам могут помочь профконсультанты, родители, учителя, друзья. Полезными также могут быть психологические тесты, но задача тестов – это активизация деятельности по самопознанию (т.е. самонаблюдению, самоанализу), не ждите от теста готового ответа.

9.     Незнание или недооценка своих физических особенностей, недостатков, существенных при выборе профессии.

             Цена  этой ошибки очень высока – это здоровье. Многие подростки, имеющие проблемы со здоровьем не соотносят их с выбором профессии. Выбирают учебное заведение, сдают экзамены, но не проходят медкомиссию, по состоянию здоровья. И на этом этапе начинают подключаться родители, искать всевозможные пути, чтобы ребенок оказался в выбранном учебном заведении. Но дело в том, что медицинские противопоказания появились не случайно, так как есть профессии в которых требуется длительное напряжение тех или иных физиологических систем. (Например: компьютерщики и портные сильно напрягают глаза, а летчики – сердце). Поэтому не соотношение профессиональной деятельности и здоровья может привести к самым тяжелым последствиям.

10.    Незнание основных действий, операций и их порядка при решении, обдумывании задачи при выборе профессии.

Здесь главное, чтобы подросток творчески подошел к делу и разработал для себя свой собственный план – список необходимых для выбора профессии действий. Сюда могут быть включены: анализ предложений на рынке образования, анализ спроса на рынке труда, объективная оценка своих способностей, склонностей и знаний. Важным помощником в этом могут стать: уроки профориентации, которые должны обучить вас основам правильного выбора профессии и технологиям подбора учебного заведения.

Во многих школах есть собственные психологические службы, где специалисты могут провести необходимые консультации, если таковые отсутствуют, то  в школах есть информация о специализированных районных и городских организациях, где вам окажут помощь в профессиональном самоопределении. Многие подростки даже не знают с чего начать выбор соответствующей профессии, и часто стремятся переложить ответственность на других, например, на родителей или учителей.

Когда выбрана профессия, неизбежно встает не менее важный вопрос, где ее получить. Рынок образовательных услуг чрезвычайно не стабилен, появляются и закрываются учебные заведения, изменяются государственные образовательные стандарты, меняются названия специальностей и квалификаций. Разобраться самостоятельно в этой ситуации практически невозможно. Очень часто абитуриенты и родители даже не знают, что спросить на Дне открытых дверей или в Приемной комиссии. Подбор учебного заведения необходимо проводить очень тщательно. Случайный выбор учебного заведения может привести  к самым неожиданным последствиям: вы можете не получить диплома государственного образца, или в этом дипломе вам напишут другую специальность, вуз может просто закрыться, может оказаться, что практика не будет организована, и в этом случае откуда появятся практические навыки и т.д.

1.Самостоятельная профессиональная ориентация/ Под общ. Ред. В.Д. Рожкова. – СПб.: ООО «Фортекс», 2002. – 136 с. С 55-56

2. Организация профориентационной работы в общеобразовательных учреждениях. Часть 2.Брянск, 1999 г. С.13-16

3.    Интернет:  www.abituru.ru.

4.   Интернет:  www.arsenal.ru.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Ошибки при выборе жилья
  • Ошибки при выборе профессии программист
  • Ошибки при выборе аромата
  • Ошибки при выборе профессии статья
  • Ошибки при выборе профессии классный час