Ошибки при выборе профессии статья

Ошибка 1. Не знают, чего хотят от себя, от жизни, от работы

Лучше всего начать с самоопределения. Сначала подросток должен понять свои внутренние желания, а уже после ему станет понятно, отправляться после школы сразу в вуз или сначала немного отдохнуть.

Ребята, которые не понимают, что их ждет, не видят четкой картинки своего будущего, с меньшей мотивацией готовятся к итоговым испытаниям, неохотно учатся. И поэтому первое, чего стоит избегать — советов. Чем больше ребенок понимает сам про себя, тем легче ему определить свое будущее.

Помогите подростку конкретизировать и сформировать картинку своего будущего и профессиональных интересов: чего он хочет от себя, от работы, от жизни?

Ошибка 2. Не ориентируются в мире профессий

Какие-то профессии становятся неактуальными и уходят в прошлое, появляются другие — современные и востребованные. Подростки не всегда могут ориентироваться в них, да и взрослые порой тоже не в силах помочь, потому что не представляют себе, как выглядит Атлас новых профессий, и какие специалисты в скором будущем станут востребованными.

Изучайте мир профессий вместе, заглядывайте в будущее, просматривайте разные варианты — вдруг ребенок захочет стать специалистом, о котором вы и сами еще не слышали?

Ошибка 3. Восприимчивы к чужому мнению

Друзья, родители и учителя могут сильно повлиять на решение подростка. Кажется, что это хорошо — у ребенка есть некие авторитеты, ему есть к кому прислушаться. И это действительно так. Но чужое мнение может негативно сказаться на решении подростка — нельзя воспринимать его как единственно верное.

Все мы хорошо помним: если учитель нравится, то и успеваемость по его предмету выше. А если не нравится, с большой вероятностью интерес к дисциплине пропадает, и тогда мы решаем: «Ни за что не буду связывать свою профессию с химией! Пойду лучше журналистом — Мария Ивановна говорит, что я хорошо пишу сочинения». Так дети по ошибке часто отбрасывают целый пласт профессий, где они могли бы реализовать себя.

«Мы, взрослые, можем подчеркивать сильные стороны, которыми обладают подростки, для того чтобы запустить процесс размышления о будущем, которое может выбрать для себя ребенок. И, чтобы это сработало, старайтесь не давать советы, а задавать больше правильных вопросов».

 

Как нельзя:
О, ты отлично пишешь сочинения! Решено — забудь про все точные науки, пойдешь на филологический.

Как можно:
Тебе отлично даются русский и литература. Нравится это направление? Стал бы связывать с филологией свою будущую профессию?

Ошибка 4. Откладывают выбор профессии на 11 класс

Невозможно уместить в последний год обучения в школе столько задач: выбрать профессиональную область, предметы для сдачи ЕГЭ и начать подготовку, определиться с вузом и направлением.

В интернете доступны различные подборки по профессиональной деятельности. Это и статьи, и тесты, и ролики на YouTube с комментариями представителей профессии. Помимо изучения этих материалов запускайте процесс критического мышления — ребенок должен понять, чего хочет он сам, какую деятельность предпочитает: групповую или индивидуальную, умственную или физическую и т.д. Чем больше ребенок понимает про себя, тем адекватнее он может воспринять ту информацию, которую он получает из тех же статей или видеороликов.

Одному приносят удовольствие командировки, другому — работа с документами. Как понять, чего на самом деле хочется от будущей профессии? Есть простое упражнение, которое поможет лучше понять себя. На листе бумаги нужно начертить таблицу с тремя столбцами:

  1. Очень хочется видеть/делать в профессии.
  2. Пока непонятно — возможно да, возможно нет.
  3. Совсем не хочется видеть/делать в профессии.

В таблицу можно добавлять любые аспекты: специфику работы, формат, направления, какие-то детали, нюансы и принципы (соцпакет в компании, большой коллектив, возможность для получения новых знаний и развития, работа за компьютером, разъездная, стационарная работа и т.д).

То, что будет занесено во второй столбец, лучше попробовать заранее. Например, это может быть написание отчетов — пусть ребенок потренируется их делать. Во время тренировок будет проще понять, какие в действительности ощущения приносит эта деятельность. Но лучше делать это не в игровой форме, а в том виде и в тех условиях, которые будут максимально приближены к реальным.

Ошибка 5. Не пробуют профессии

Сегодня очень активно развивается волонтерское движение, и многие ребята могут попробовать себя в какой-то профессии. Обычно подростки, которые уже чем-то занимаются — ходят на какие-то секции или кружки, например, — понимают, хотят ли они групповую деятельность видеть в своей дальнейшей жизни.

Тут можно провести аналогию с уборкой дома. Кто-то, например, убирается дома один, когда все остальные члены семьи куда-то уйдут. Скорее всего, это означает, что и любую другую деятельность в своей жизни человек пытается выполнить самостоятельно. А другие наоборот предпочитают групповой формат деятельности. И тут есть над чем поразмышлять. Понаблюдайте за своими подростками — что для них ближе? Предлагайте им поразмышлять над тем, что они попробовали.

Ошибки 6 и 7. Выбирают профессии по предметам ЕГЭ и не знают системы поступления в вуз

Система поступления в вузы меняется ежегодно — и за обновлением этой информации просто необходимо следить. Сейчас подросток имеет право поступить сразу в 5 университетов на несколько направлений в каждый. При этом на разные направления нужно сдавать разные ЕГЭ. Самый простой вариант, о котором мы уже говорили — когда ребенок выбирает для себя путь наименьшего сопротивления — сдает те ЕГЭ и поступает в вуз на ту специальность, предметы по которым даются в школе лучше всего. Так ребята выкидывают из своей жизни огромные предметные области — гуманитарные, естественно-научные, технические. А потом, получив высшее образование, они понимают, что вообще-то хотели бы заниматься чем-то другим.

«Порой человек не знает, что выбрать на завтрак, а мы ругаем подростков за то, что они не могут определиться к 11 классу с профессией. Это абсолютно нормальная ситуация, особенно в условиях минимального количества инструментов для выбора профессионального пути».

Важно объяснить ребятам разницу между направлениями в вузе и названием самой профессии. При поступлении, например, на психологию, можно выбрать себе разные пути: психолог-консультант, клинический психолог, психиатр, психолог в сфере HR, психоаналитик и т.д. Название профессии может не совпадать с названием направления в вузе — это нормально.

Надо понимать, что зачастую ответ подростка «я уже все решил» несет в себе негативный посыл: «этот выбор очень сложный, отстаньте от меня, мне тяжело об этом говорить». Именно поэтому крайне важно не откладывать выбор профессии до 11 класса, чтобы не принять поспешное решение.

Ошибка 8. Поздно узнают про ДВИ и профотбор. Недооценивают подготовительный этап

ДВИ — дополнительное вступительное испытание, которое могут осуществлять разные вузы, а на какое-то конкретное направление сразу все университеты и даже колледжи. Если, например, взять журналистику, архитектуру, дизайн, то станет понятно, что в этих направлениях невозможно обойтись одними только ЕГЭ — тут и нужно будет сдавать ДВИ. И надо понимать, что для многих профессий подготовка к ДВИ занимает несколько лет.

А еще многие ребята не знают, что, выбирая какую-то профессию, должны обладать не только какими-то навыками, но и соответствующей физической подготовкой. Военным, например, важно иметь хорошее зрение.

Ошибка 9. Не продумывают запасные варианты

Казалось бы, если человек осознанно выбирает себе профессию, о каких запасных вариантах вообще может идти речь? Но все не так просто. Во-первых, мир трансформировался, и каждый из нас теперь с большой вероятностью просто не сможет выбрать себе одну-единственную профессию на всю жизнь.

Во-вторых, запасной вариант хорошо сказывается на самооценке. Если вдруг будет недобор баллов, подросток сможет пойти по другому пути, избрав свой собственный план B.

«Чем больше ребенок знает сам про себя, тем легче ему погружаться в какие-то другие области, тем меньше у него страха, тем увереннее он стоит на ногах».

Ошибка 10. Боятся перспективных профессий

Часто подростки не хотят поступать на интересующую их специальность из-за того, что эта профессиональная область перенасыщена на рынке труда и высокая конкуренция их смущает: «программистов уже слишком много, стану лучше кем-нибудь другим».

В итоге человек идет по менее интересным направлениям, четко понимая, что именно та специальность, на которую он не пошел, больше всего наполнена смыслом, соотносится с его желаниями и интересами.

Не секрет, что многим ребятам не хватает мотивации. Ученики говорят: «зачем мне эти котангенсы? для чего запоминать правописание приставок? мне все это никогда не пригодится!» Не пытайтесь переубедить ребенка. Попробуйте задать вопрос: «а если бы первоклассник спросил у тебя, для чего учиться в школе, что бы ты ответил ему?»

Старайтесь задавать вопросы так, чтобы ребятам хотелось на них ответить, хотелось поделиться какими-то позитивными установками — поверьте, они это могут!

Делитесь опытом собственной профессиональной деятельности — причем не только позитивным, но и негативным. Ребенок должен понимать, что все 8 часов во время рабочего дня над ним не будет переливаться волшебная радуга и звонко петь сказочные птицы. Осознанный выбор профессии не означает, что все рабочие задачи будут даваться играючи.

«К выбору профессии нужно подходить как к выбору пиджака: пока мы видим его на картинке, мы точно не сможем сказать, хорошо ли он будет сидеть, не будет ли в нем слишком жарко. Без примерки выбрать одежду очень сложно — то же самое и с выбором профессии. Чем больше мы пробуем, тем легче нам принять какое-то решение».

Библиографическое описание:


Урутина, Т. М. Типичные трудности и ошибки при выборе профессии у старшеклассников / Т. М. Урутина, Л. Г. Агеева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 15 (95). — С. 555-558. — URL: https://moluch.ru/archive/95/21337/ (дата обращения: 22.09.2023).

Выбор профессии — одно из самых главных решений в нашей жизни. Именно он определяет то, кем мы будем, какой стиль жизни выберем.

Основными факторами выбора профессии традиционно считаются следующие: темперамент, интересы, мнение родителей и друзей, способности, уровень подготовки, материальное стимулирование и престиж профессии, состояние здоровья и др.

В настоящее время результаты опросов и индивидуальных бесед со старшеклассниками свидетельствуют о том, что большинство старшеклассников испытывают трудности при выборе будущей профессии.

Итак, какие же ошибки совершают старшеклассники в процессе профессионального самоопределения?

Первое, что следует отметить, — это недостаточная информированность о мире профессий, о её перспективах и востребованности специалистов в обществе. По данным исследований, учащиеся 9 класса могут в среднем назвать от 40 до 50 профессий, в то время как в мире их насчитывается более десяти тысяч. Кроме того, при выборе профессии многие учащиеся даже не задумываются о дальнейших возможностях трудоустройства. Например, сейчас самыми популярными являются профессии экономиста и юриста, однако ввиду большого количества желающих работать по данным специальностям, сокращается число возможных рабочих мест.

Второе — выбор профессии под влиянием друзей. Это, пожалуй, одна из самых распространенных ошибок у старшеклассников. Такое часто происходит, если подросток недостаточно уверен в себе и не готов взять на себя ответственность за свой выбор. Впоследствии избранная профессия может не отвечать способностям человека и вскоре это может привести к недовольству, разочарованию. Ведь профессии, которые подходят друзьям, могут не соответствовать нашим личностным особенностям, склонностям и интересам.

Третье — увлечение внешней стороной профессии, что условно можно обозначить как поиск экстремальных ощущений. Очень часто учащихся привлекает лишь внешняя сторона профессии. В силу свойственной им эмоциональности, они выбирают на их взгляд особенные, яркие, необычные профессии: такие как следователь, археолог, актер, стюардесса и т. д. При этом они упускают из виду такие факторы как ненормированный рабочий день, психофизиологические показатели, большое количество работы с документацией и др.

Четвертое — влияние престижности, популярности профессии. Сильным фактором, влияющим на выбор профессии, является общественное мнение в отношении некоторых профессий. Здесь нужно помнить, что престижность зависит от круга общения, причем довольно быстро меняется со временем. Большинство учащихся редко задумываются об этом. В результате этого на рынке труда отмечается избыток так называемых «престижных» профессий и дефицит по-настоящему востребованных.

Пятое-несамостоятельность выбора профессии. Многие родители в силу сложившихся семейных традиций или собственных убеждений пытаются навязать ребенку свое мнение в выборе будущей профессии. К примеру, все в семье врачи и ребенку автоматически присваивается эта профессия.

Шестое — отождествление школьного учебного предмета с соответствующей профессией. Зачастую какой-либо предмет нравится настолько, что юноша или девушка обязательно хотят связать с ним будущую профессиональную деятельность. Однако в этом случае следует задуматься. Возможно, нравится не сам предмет, а то, как его преподносит учитель. Или же, юноше нравится литература, и он собирается в педагогический вуз, упуская из виду, что он не любит и не умеет взаимодействовать с детьми.

Седьмое — неумение анализировать особенности собственной личности. При выборе профессии многие подростки даже не знают с чего начать, с какой стороны подойти к этому вопросу. У них отсутствует представление о собственных способностях, интересах, склонностях. В таких случаях рекомендуется обратиться к помощи психолога, который с помощью психодиагностики, индивидуальных бесед поможет определиться в выборе будущей профессиональной деятельности.

Восьмое — выбор профессии равен выбору уровня образования. Очень часто при выборе профессии учащиеся просто хотят получить как таковое высшее образование, неважно по какой специальности. Ведь очень часто от родителей можно услышать такое высказывание: «Ты получи сначала высшее образование, а потом делай, что хочешь».

Девятое — недооценка своих физических способностей, существенных при выборе профессии. Иногда случается, что интерес к профессии и личностные способности, противоречат физическим возможностям. Например, человеку с хроническими заболеваниями легких нельзя работать на заводе. Или же, несмотря на способность к техническим наукам, человеку, страдающему близорукостью, не рекомендуется работать с чертежами, за компьютером и т. д. [2, с. 57].

Для проверки представленных теоретических данных было проведено эмпирическое исследование. В экспериментальную группу вошло 25 человек в возрасте 17–18 лет, из них 9 юношей и 16 девушек. В качестве психодиагностического инструментария были выбраны методики: «Мотивы выбора профессий» Р. В. Овчаровой и «Готов ли ты к выбору профессии» В. Б. Успенского [3].

Результаты, полученные в ходе диагностики ведущих мотивов выбора профессии, показали, что 56 % испытуемых при выборе профессии руководствуются внешними отрицательными мотивами, т. е. выбирают профессию под влиянием друга, который более самостоятелен, по наставлению и рекомендации родителей; 28 % руководствуются внешними положительными мотивами, т. е. материальное стимулирование, возможность продвижения по службе, одобрение коллектива, престиж, и всего лишь 16 % при выборе профессии руководствуются внутренними мотивами, исходящими, из потребностей самого человека.

Результаты психодиагностики ведущих мотивов выбора профессии изображены на рисунке 1.

Рис. 1. Результаты исследования мотивов выбора профессии

Результаты диагностики готовности к выбору профессии показали, что у 32 % респондентов выявлен низкий уровень подготовленности к выбору будущей профессии, у 52 % средний; и только у 16 % — высокий.

Результаты психодиагностики готовности к выбору профессии представлены на рисунке 2.

Рис. 2. Результаты исследования готовности к выбору профессии

Таким образом, резюмируя результаты эмпирического исследования, можно сделать вывод, что в настоящее время старшеклассники слабо ориентируются в основах профессионального самоопределения, а именно с чего начать, кто может помочь и т. д. Большинству старшеклассников трудно разобраться в своих способностях, качествах и чертах характера, интересах. Их представления о собственной личности часто остаются на уровне бытовых суждений и при выборе профессии ими движут не внутренние, а внешние мотивы.

Выбор профессии очень сложный и ответственный шаг, поэтому подходить к нему нужно обдуманно и со всей серьезностью.

Можно выделить несколько простых правил, которым рекомендуется следовать выпускнику при выборе будущей профессии:

—        во-первых, изучить самого себя: разобраться в своих интересах, склонностях, особенностях своего характера и физических возможностях;

—        во-вторых, подумать и оценить свои сильные и слабые стороны;

—        в-третьих, ознакомиться с профессиями, которые соответствуют имеющимся интересам, способностям, возможностям.

Затем, когда первые три шага уже позади, и выделились явные лидеры среди профессий перейти ко второму шагу.

Побеседовать с представителями избираемых профессий, по возможности побывать на их рабочем месте, ознакомиться с условиями и характером труда.

Ознакомиться с учебными заведениями, в которых можно получить избранную профессию.

Сопоставить свои личные качества и возможности с характером той профессии, которая была выбрана.

В процессе профессионального самоопределения старшеклассника огромную роль играет школа.

В 1–4 классах должны решаться задачи по ознакомлению с наиболее распространенными видами трудовой деятельности, уважения к представителям любой профессии, воспитанию любви к труду.

В 5–9 классах предполагается ознакомление ребят с содержанием и характеристикой основных профессий района, условиями и организацией труда в различных сферах деятельности, с требованиями к избираемой профессии и путями её приобретения.

В 10–11 классах должно проводиться углубленное изучение профессии, изучение психофизиологических и медицинских показателей личности, возможности получения образования и трудоустройства.

Наиболее активными для профориентации являются учащиеся 5–9 классов. Планирование работы с этим возрастом должно предусматривать, прежде всего, активные формы обучения.

Можно предложить комплекс мероприятий по пяти типам профессий (классификация Е. А. Климова) [1,160 с.]:

«Человек-природа»: при этом типе можно проводить различные лабораторные и практические работы по биологии, работа на пришкольном участке, в живом уголке, работа в саду, в огороде, уход за животными.

«Человек-техника»: также можно проводить лабораторные, практические работы по физике, химии, электротехнике, выполнение работ на уроках технического труда, в технических кружках, техническое моделирование, ремонт бытовой техники.

«Человек-человек»: разбор характеристик литературных героев, исторических личностей, разбор помыслов, поведения окружающих, выполнение работ на уроках труда, общественно — организаторская работа среди сверстников, шефская воспитательная работа среди младших, участие в коллективных мероприятиях, спортивных играх.

«Человек — знаковая система»: работа за компьютером, выполнение вычислений, работа с документами, а также выполнение подсчетов, чертежей, схем.

«Человек — художественный образ»: разбор художественных особенностей произведений литературы, искусства, выполнение заданий на уроках рисования, участие в художественной самодеятельности, в соответствующих кружках, студиях [4].

Таким образом, можно сделать вывод — выбор профессии является очень сложным и ответственным шагом в жизни каждого человека. И поэтому подходить к нему надо, обдуманно, взвесив все «за» и «против», чтобы потом не сожалеть и не испытывать чувство разочарования за свой выбор.

Литература:

1.        Климов Е. А. Психология профессионального самоопределения.-М.: Просвещение, 2004.-305 с.

2.        Кон И. С. Психология старшеклассника.-М.: Просвещение, 1980.-192 с.

3.        Энциклопедия психодиагностики [Электронный ресурс]. — Режим доступа: www. https://psylab.info.

4.        Планирование и организация профориентационной работы в школе [Электронный ресурс]. — Режим доступа: www//https://lib.nspu.ru.

Основные термины (генерируются автоматически): выбор профессии, будущая профессия, профессия, большинство старшеклассников, будущая профессиональная деятельность, ведущий мотив выбора профессии, выполнение работ, материальное стимулирование, профессиональное самоопределение, собственная личность.

#статьи


  • 0

Найти единственную в мире работу мечты невозможно. Но можно найти прекрасную работу, соответствующую вашим ценностям.

Иллюстрация: freepik / rawpixel / fxquadro / wayhomestudio / Freepik / Emil Kalibradov / Wladislaw Sokolowskij / Krists Luhaers / Unsplash / Дима Руденок для Skillbox Media

Алина Халзагарова

Занимается исследованиями городов и мечтает развиваться в педагогике. Писала для Esquire, Cossa и Mel.fm.

Профориентолог Вероника Винокурова рассказала:

  • почему люди ошибаются в выборе профессии;
  • на что нельзя ориентироваться при профориентации;
  • а на что — можно и нужно!

Курс по профессиональному самоопределению для взрослых, который поможет вам решиться на перемены и осознанно выбрать новую профессию.

Начать

  • Потому что не знают, что из себя представляет современный рынок труда. Откуда человек берёт представление о профессиях? В основном — из окружающего мира. Это представление может быть весьма ограниченным, если не интересоваться темой специально, не читать тематические издания, паблики и блоги.
  • Потому что находятся во власти стереотипов, навязанных окружением. Таких стереотипов множество: «Нужно работать там, где больше платят», «Творческие специальности не приносят денег», «Это не женская / не мужская профессия». Мы можем даже не осознавать, насколько влияют на наш выбор эти стереотипы.
  • Потому что имеют неполные или неверные представления о себе, своих потребностях, сильных и слабых сторонах. Например, человек может думать, что он любит работать с людьми, так как ему легко даётся общение с друзьями. Выбирает работу в продажах — и разочаровывается, так как регулярно общаться с множеством незнакомых людей оказывается совсем не легко.

Разные сферы по-разному устроены: одни требуют усидчивости, внимания и терпения, а другие основаны на мобильности и готовности рискнуть. Часто сам человек не может разобраться в этих нюансах.

Пример. Сергей — активный молодой человек, в школе увлекался математикой. Он легко поступил на математический факультет, закончил учёбу и стал преподавать. Но с годами Сергей всё острее чувствует неудовлетворённость. Ему скучно принимать у студентов зачёты и получать за эту работу небольшие деньги.


«Найди себе дело по душе, и тебе не придётся работать ни дня» — это вредное романтическое клише. Работа, как и жизнь вообще, не бывает всё время интересной и радостной. Часто нам приходится делать рутинные вещи, а иногда и бороться со сложностями. Бывает, что сложностей одновременно становится много, а сил — мало, и мы начинаем сомневаться: «Наверное, мой выбор был ошибкой». Но нет, это не ошибка, это просто реальность.

Фото: Kozlik / Shutterstock

Пример. Катя мечтала стать актрисой, и у неё были все данные — внешность, энергия, природный артистизм. Она блистала в студенческой труппе, где ставили экспериментальные спектакли. Но после универа началась настоящая «жизнь в искусстве»: вторые роли, корпоративы, сезонные подработки Снегурочкой. К этому Катя оказалась не готова. Она была уверена, что жизнь актрисы — это сплошной праздник, и теперь сомневается: а может, это просто не её путь?


Учёба и смена работы требуют не только осознанности, но ещё времени и финансов. Очень важно отдавать себе отчёт в том, как реально обстоят у вас дела, сколько времени и денег вы действительно сможете потратить на обучение и поиск работы и откуда вы их возьмёте.

Пример. Наталья до 30 лет работала в банковской сфере, а потом ушла в декрет. Финансовая сфера ей надоела, душа тянулась к прекрасному — она решила поступить в магистратуру по искусствоведению. Самым лучшим вариантом казался столичный вуз, но у него не было возможностей онлайн-обучения, только заочное и сессии каждые три месяца. «Как-нибудь справлюсь», — решила Наталья. На первую сессию она отправилась с грудным младенцем, во вторую помогла мама, а в третью уже никто не смог. Регулярные перелёты и съём жилья на сессию пробили в семейном бюджете дыру. Наталья не учла ограничения, которые создают в её мобильности семья и маленький ребёнок. Жаль: онлайн-обучение в её ситуации подошло бы гораздо лучше.


Пожалуй, это самая распространённая ошибка — верить, что где-то там есть идеальная работа, которая полностью тебе подходит, удовлетворяет абсолютно все твои потребности, приносит много денег сразу, никогда не становится скучной и ничем не заставляет жертвовать ради себя. И пока она ещё не найдена, не нужно идти на компромиссы.

Конечно, это не так. Идеальной профессии, как и идеальной любви, не существует. Но есть много вариантов, которые вам очень даже подойдут, если спуститься с небес на землю.

Пример. Алексей работает на заводе, куда пошёл по стопам родителей. Он не рад своему выбору, но не видит никаких альтернатив. Вообще-то его привлекает музыкальная сфера, но она не очень денежная. Нравится и идея о собственном бизнесе — но уж очень ненадёжно. Интересную мысль подкинул приятель — попробовать поучиться на инженера в сфере искусственного интеллекта, — но это звучит скучно и не соответствует его гуманитарному складу. Алексей продолжает работать на заводе и верить, что когда-нибудь к нему придёт прекрасная идея о профессии его мечты.

«Я люблю свою работу: она часто доставляет мне радость. Но бывает, что я веду большой проект или даже несколько сразу, и сильно устаю.

Отношения с работой — это как отношения с любимым человеком. Не нужно быть слишком требовательным, лучше постараться понять, что в этих отношениях тебе важнее всего, а на что можно закрыть глаза. И так же, как любовные, отношения с работой не будут постоянным источником только положительных эмоций.

Даже любимая работа бывает скучной или выматывающей. И тут важно не тратить силы на сомнения „А моё ли это вообще?..“, а сконцентрироваться на главном — на том, почему ты когда-то выбрал быть именно здесь».

Вероника Винокурова,
психолог и профориентолог, сооснователь международной школы выбора профессии «Пункт Б».

Если в любом случае отношения с работой не будут безоблачными — тогда как понять, это у меня временные трудности или системная ошибка?

Фото: CrizzyStudio / Shutterstock

Профориентологи советуют свериться со своими ценностями и потребностями: вспомнить, по каким причинам вы выбрали именно эту профессию, и подумать, продолжают ли эти причины быть актуальными.

  • Ценности — это идеалы, на которые ориентируется человек в своей жизни. Они напрямую влияют на то, что будет для каждого из нас приоритетным, а что — незначительным.
  • Потребности — это нужда, которая помогает человеку поддерживать жизнедеятельность или развиваться. Потребностью может быть как что-то необходимое для выживания (пища, вода и жильё), так и более общее понятие (уважение, дружба, любовь).

Пример. Мирослава построила карьеру риелтора, начав работать сразу после университета. Тогда главной ценностью для неё была семья и отношения, хотелось скорее купить свою квартиру. Риелторское дело привлекло её тем, что позволяло зарабатывать сразу. Прошло восемь лет, быт налажен, и потребности Мирославы изменились: она позволила себе подумать о более творческой работе, где не нужно так много общаться с людьми. Окончательный выбор она пока ещё не сделала, но уже откладывает деньги на карьерные каникулы и смотрит в сторону дизайна.

Пройдите бесплатный курс «Кем стать?» от Skillbox.

За три часа вы:

  • сформулируете важные для вас критерии выбора профессии;
  • пройдёте профориентационный тест;
  • в подробностях изучите профессии, выбранные при помощи тестирования;
  • выполните небольшие задачи, чтобы попробовать себя в новой специальности;
  • поработаете с убеждениями, мешающими сделать первый шаг в смене работы;
  • сделаете осознанный карьерный выбор.

Пройти курс бесплатно

Как зарабатывать больше с помощью нейросетей?
Бесплатный вебинар: 15 экспертов, 7 топ-нейросетей. Научитесь использовать ИИ в своей работе и увеличьте доход.

Узнать больше

Известный писатель Бернард Шоу сказал:
«Постарайтесь получить то, что любите, иначе придётся полюбить то, что
получили». В этой статье профконсультант ЦТР «Гуманитарные технологии» Фёдор
Булатов рассказывает о самых частых ошибках, которые допускают выпускники школ
при выборе профессии.

1. Куда возьмут, туда и пойду учиться.
Вот такое решение и приводит ко всем этим печальным данным статистики: высокий
процент устроенных не по специальности, низкая удовлетворённость трудом…
Действительно, о каком профессиональном росте можно говорить, если работа
вызывает одни негативные эмоции? Один мой знакомый отучился на геодезиста, а в
итоге пошёл работать эвент-менеджером и ведущим свадеб. Разве не лучше было
раньше понять, что интерес вызывает работа не в безлюдном поле и в одиночестве
за компьютером, а на публике? В итоге несколько лет жизни были потрачены на
приобретение абсолютно ненужных компетенций.
Профессию надо выбирать осознанно. Возможно, Вы выбираете дело всей Вашей
жизни. Ошибка здесь может обойтись очень дорого.

2. Я хочу стать инженером, но там же надо физику сдавать!
Отдельная группа «карьерных неудачников» — люди, которые до ужаса боятся
экзаменов. Простите, Вы это серьёзно? Думаете, что проектировать здания проще,
чем выучить школьный курс физики? Поймите: школьная программа относительно
несложная. Если у Вас совершенно не идёт какой-то предмет, то, возможно,
причина в неудачной подаче материала. Обратитесь к репетитору, который
поработает с Вами индивидуально. А если дело в тревоге и неуверенности в своих
силах, Вы можете посетить психологические консультации или пройти тематический
тренинг.
Экзамены – это не приговор, а испытание. Преодолеть его или сдаться и плыть по
течению – вот выбор, который стоит перед Вами. Не надо приносить работу мечты в
жертву своим страхам.

3. Стану экономистом, потому что люблю общаться с людьми.
Одна из самых частых ошибок. Школьники выбирают профессию, совершенно не
представляя себе, как именно она выглядит. Как практикующий профконсультант
могу сказать, что чуть ли не каждую неделю ко мне на консультации приходят
юноши и девушки, заверяющие меня в пламенной любви к работе экономиста. Но
ненавидящие математику. А ведь это тот редкий случай, когда работа
действительно очень похожа на школьный предмет. Бухгалтеры, аудиторы,
финансовые консультанты – все они, в первую очередь, занимаются расчётами. Да,
общаться с людьми им тоже приходится, но главное содержание их работы –
математика. Можно сказать, что они в этом смысле «обратны» менеджерам по
продажам: для менеджеров по продажам главное – общение с людьми, и параллельно
с этим им периодически приходится делать кое-какие расчёты.
Выбор профессии вслепую или по образам из фильмов – одна из самых частых и
грубых ошибок.

4. Где больше платят, туда и пойду.
Ещё одно распространённое заблуждение. Можно ли сказать, что айтишникам платят
больше, чем психологам? В среднем – безусловно. Но Вы – не «среднее», Ваша
жизнь – это отдельный, конкретный случай. И востребованные психологи
зарабатывают больше программистов. Важно понимать, что людям платят не за
диплом и название специальности – им платят за их квалификацию. Программист,
который ненавидит свою профессию, не будет учиться, не будет пытаться решать
новые, более сложные задачи – и не будет интересен работодателям. Психолог,
который реально может решать проблемы своих клиентов, стремится развиваться и
расти как профессионал, всегда найдёт себе клиентов – и будет финансово успешен
тоже. А может, решит найти новую нишу для применения своих специальных познаний
– например, в работе с юзабилити. Особенно важным саморазвитие становится
сегодня, в связи с бурным технологическим развитием и постоянным изменением
мира профессий.
Нет неоплачиваемых профессий – есть недостаточно хорошие работники.

5. Я мужчина, а значит, должен стать инженером или военным.
Можно многое говорить о различиях мужчин и женщин, но надо смотреть правде в
глаза: мужских и женских профессий сегодня не существует. Раньше – в Новое Время,
в Средние Века, в Античности – ряд профессий (например, военный, кузнец) были
закрыты для женщин по очень простой причине: в среднем женщины физически слабее
мужчин. Но сейчас… Какая разница, сильная или слабая рука жмёт на курок? Опыт
армии Израиля показывает, что разницы нет. Кто стоит за станком? Трудовой
подвиг женщин СССР во время Второй Мировой говорит сам за себя. Кто выступает
на публике и издаёт указы? Женщина-политик в наши дни вызывает осуждение лишь у
убеждённых шовинистов и радикальных исламистов. Опять же – кто сказал, что не
мужское это дело заниматься дизайном? Изучать языки, быть писателем или
журналистом?
Стереотипы годятся только для одного: плодить человеческое несчастье. И мужчины
и женщины имеют только один профессиональный долг: дело, которым они будут
заниматься, должно быть любимым.

6. Какая специальность? Да всё равно, лишь бы только в МГУ отучиться.
К счастью, в последние годы эта ошибка становится всё более и более редкой. Да,
дипломы разных ВУЗов имеют разную ценность на рынке труда. Но куда больше
ценятся знания и навыки. Для того, чтобы стать геодезистом, целесообразнее
отучиться в МИИГАиК или даже в колледже, а не на биологическом факультете МГУ.
Да, при прочих равных экономиста из ВШЭ охотнее возьмут на работу аудитором,
чем экономиста из МАДИ; но если на позицию аудитора будут соревноваться
рекламщик из ВШЭ и тот же экономист из МАДИ, высокий рейтинг ВУЗа не спасёт
выпускника ВШЭ.
Выбор профессии по названию ВУЗа – почти то же самое, что выбор по принципу
«куда возьмут».

7. Пойду учиться на политолога! Хочу стать политиком.
Чем-то эта ошибка похожа на третью. Политики явно связаны с политологией,
дипломаты – с иностранными языками… Но для того, чтобы стать политиком,
недостаточно отучиться на политолога. Больше того, политику совершенно не
обязательно учиться на политолога. Для того, чтобы стать политиком, надо вообще
заниматься другими делами: вступать в политические и общественные движения, в
открытые комитеты, заводить знакомства. Надо входить в мир политики, а не
просто читать о нём. К той же работе в дипломатической сфере куда лучше
подготовит Академия ФСБ, чем романо-германское отделение филологического
факультета. Экономика не обязательна для занятия бизнесом.
Помните: если Вы хотите делать карьеру в сфере управления, нужно развивать в
себе очень разные навыки. Не стоит жёстко привязывать такую карьеру к
определённому образованию. Изучите биографии успешных людей в той сфере, к
которой Вы стремитесь. Посмотрите, какие шаги они делали, какие навыки им
помогли – и учитесь у реальных профессионалов.

8. Я пойду учиться на психолога, чтобы разобраться в себе.
Напоследок небольшой совет от психолога – совет для тех, кто считает, что
поступать ему нужно именно на психфак. Если Вы хотите разобраться в себе, то
вам нужно – внимание! – не учиться на психолога, а обратиться к психологу.
Поверьте, тогда личная проблема будет решена намного быстрее и намного дешевле.
Даже если Вам понадобится сотня сеансов, это всё равно отнимет всего лишь сто
часов и (средняя цена за психологические консультации в Москве – 1,5 тысячи
рублей) сто пятьдесят тысяч рублей. Один семестр изучения психологии обойдётся
намного дороже и отнимет в разы больше времени. Только чтобы получить степень
бакалавра, студенту дневного отделения нужно отучиться восемь семестров.
Конечно же, это касается и других специальностей. Не стоит учиться на юриста,
только чтобы решить юридические проблемы своей семьи. Или на строителя – только
чтобы построить себе дом.

При выборе профессии, постарайтесь избежать скоропалительных решений. Это дело
не менее серьёзное, чем, например, выбор супруга. Выбирать профессию по
вступительным экзаменам или по тому, как показывают представителей этой
профессии в фильмах, так же нецелесообразно, как выбирать спутника жизни
исключительно по цвету волос и звучанию имени. Чтобы определиться с будущей
специальностью, пройдите профориентацию, всё взвесьте, и тогда Ваша будущая
деятельность будет только в радость.

ТОП-10 ошибок в выборе будущей профессии

Как найти себя и кем стать? Этот вопрос мучает каждого сознательного человека в определённый момент, в большинстве случаев им задаются старшеклассники и их родители. Конечно, подходить к выбору профессии нужно серьёзно и основательно, но не стоит забывать, что впереди ждёт долгая жизнь, в течение которой можно приобрести ещё не одну специальность и даже в корне поменять род деятельности.

И всё же, хотелось бы отметить, что выбор первой профессии важен и подход к этому действу должен быть соответствующий. Что нужно делать для того, чтобы правильно подобрать учебное заведение, факультет, специальность мы примерно представляем. Наше самоопределение происходить ещё в далёком детстве, когда мы применяем на себя разные профессиональные роли. Заканчивается оно в юности и сопровождается развитием некоторых условий, способствующих принятию решения. Такие условия создают своеобразную формулу будущей профессии и условно их можно обозначить как «могу», «хочу» и «надо».

Здесь, «хочу» — это наши склонности и интересы (увлечение предметами, явлениями, событиями, различными видами деятельности).

«Могу» — способности человека, его состояние здоровья (математические, творческие и т. д.).

И немаловажное «надо» — например, молодой человек хочет стать гондольером и всё для этого у него есть: отменное здоровье, красноречие, хорошая память и приятный голос. Одна проблема, в нашей стране не водят гондолы, и соответственно наш вымышленный герой не найдёт применение полученной профессии.

Можно выделить несколько типичных ошибок при выборе будущей профессии, знание которых поможет найти работу, максимально вас удовлетворяющую.

ТОП-10 ошибок при выборе профессии

  1. Ориентация только на внешнюю сторону профессии. Необходимо узнать глубже течение рабочего процесса, повседневность, возможные трудности.
  2. Перенесение своего отношения к человеку, представителю какой-либо профессии, на саму профессию. Отрицательные или положительные черты характера, манера поведения человека не всегда являются неотъемлемыми составляющими той или иной профессии.
  3. Приравнивание учебных предметов к профессиям. Мир последних значительно больше и далеко не всегда отвечает школьным предметам.
  4. Желание идти на поводу большинства и получить профессию «за компанию».
  5. Пренебрежение своими личными качествами, способностями, наклонностями, желаниями, уровнем знаний и подготовкой.
  6. Пренебрежение оценкой своих физических возможностей, уровнем нагрузок, противопоказаниями.
  7. Путаница в понятиях «профессия», «должность» и «специальность».
  8. Отношение к будущей специальности, как к единственной в жизни. В любой сфере деятельности с течением времени происходит смена должностей, мест, приобретение смежных специальностей, и всё это по мере роста профессионализма и квалификации человека.
  9. Погоня за престижными профессиями. Изучай не моду, а рынок труда.
  10. Ориентация сразу на профессии высшей квалификации.

Мы познакомили вас с самыми распространёнными ошибками в выборе профессии. Теперь каждый из вас может оценить свою ситуацию и принять правильное решение.

Не нужно пугаться, если в этих ошибках, вы увидели свой подход к поиску будущего места работы. Сознательный выбор будет произведён только в том случае, когда он мотивирован: человек реально оценивает свои возможности и хорошо знаком с родом деятельности.

В связи с этим хотелось бы отметить, что существует пять типов профессий и несколько групп мотивов.

Типы профессий

  1. «Человек — знаковая система» (переводчик, бухгалтер, экономист, программист, геодезист, архитектор и прочие).
  2. «Человек — природа» (эколог, ветеринар, лесовод, геолог и другие).
  3. «Человек — человек» (преподаватель, врач, юрист, следователь, психолог и другие).
  4. «Человек — художественный образ» (гримёр, дизайнер, скульптор, художник и прочие).
  5. «Человек — техник» (инженер, механик, слесарь, электрик и другие).

Возможные мотивы при выборе профессии

  1. Престижные (достижение положения в обществе, возможность быстрого карьерного роста).
  2. Эстетические (тяга к красоте, гармонии и прекрасному).
  3. Моральные (направление на полезный результат для людей, оказание им помощи).
  4. Социальные (поиск своего места в обществе согласно интересам и возможностям).
  5. Познавательные (желание приобрести специальные знания, заинтересованность в сути рабочего процесса).
  6. Материальные (поиск высокооплачиваемой работы).
  7. Творческие (желание быть уникальным).
  8. Утилитарные (лёгкость поступления в учебное заведение, близкая расположенность к дому и прочие).

К своему будущему нужно относиться очень серьёзно, тогда и к настоящему будет такой же подход. Уже в самом начале своего трудового пути можно хорошенько подумать: кем я буду? Что я буду делать и чего хочу достичь? Хорошо продумав все эти вопросы, можно смело рассчитывать на успешный исход дела и приобретение профессии, которая положит начало радостным рабочим будням.

Хотелось бы ещё отметить, что в конце прошлого года Минобрнауки внёс рекомендации для вузов — не принимать троечников в свои ряды. Качество подготовки абитуриентов должно повышаться, и выпускники с тройками в аттестате могут не успевать за учебной программой. Были проведены исследования и выявлено, что большинство троечников поступают в аграрные вузы, отличники спешат стать медиками, а ученики с хорошими отметками подают заявления в инженерные и технические вузы. Не стоит пугаться будущих трудностей при освоении учебной программы вуза, при необходимости можно обратиться за помощью и заказать многие студенческие работы.

Поделиться:

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Ошибки при выборе профессии классный час
  • Ошибки при выборе профессии и как их избежать
  • Ошибки при выборе профессии врача
  • Ошибки при выборе жизненного пути
  • Ошибки при выборе проекта дома