Беседа
«Ошибки в выборе профессии»
Цель: создание условий для
формирования у учащихся правильных взглядов на выбор будущей профессии.
Задачи: помочь учащимся осознать
привлекательные и непривлекательные стороны любой профессии; познакомить с
возможными ошибками и их последствиями при выборе профессии; познакомить с
алгоритмом выбора профессии.
1.
Прежде чем приступить к понятию «ошибка», предлагаю вам эпиграф Антона
Павловича Чехова.
Бездарный
ученый, тупица,
прослужил
24 года, не сделав ничего хорошего,
дав
миру десятки таких же бездарных
узких
ученых, как он сам.
Тайно
по ночам он переплетал книги –
это
его истинное призвание: здесь он артист и
испытывает
наслаждение. К нему ходит
переплетчик,
любитель учености. Тайно по
ночам
он занимается наукой …
А.П.Чехов
Обсуждение
эпиграфа:
о
чем говорит А.П.Чехов?
актуальна
ли описанная ситуация для нашего времени? Почему?
2.
Выбор профессии одно из самых ответственных решений в жизни человека. И на этот
выбор многое влияет: огромное количество альтернативных вариантов,
необходимость учитывать различные факторы. Если отрезать неровно колбасу для
бутерброда – это не смертельно. Если закройщик ошибся в раскрое материала –
ценой ошибки будет испорченный материал. А какова цена ошибки хирурга или
авиадиспетчера, обходчика железнодорожных путей или сапера?
Что
такое ошибка в выборе профессии?
Чем
она может быть вызвана?
Каковы
последствия ошибок?
На
эти проблемные вопросы мы должны сегодня ответить.
Основными факторами выбора профессии традиционно считаются
следующие: темперамент, интересы, мнение родителей и друзей, способности,
уровень подготовки, материальное стимулирование и престиж профессии,
состояние здоровья и др.
В настоящее время результаты опросов и индивидуальных
бесед со старшеклассниками свидетельствуют о том, что большинство
старшеклассников испытывают трудности при выборе будущей профессии. Итак, какие
же ошибки совершают старшеклассники в процессе профессионального
самоопределения.
Первое, что следует отметить, — это недостаточная
информированность о мире профессий, о её перспективах
и востребованности специалистов в обществе. По данным исследований,
учащиеся 9 класса могут в среднем назвать от 40 до 50 профессий, в то
время как в мире их насчитывается более десяти тысяч.
Кроме того, при выборе профессии многие учащиеся даже не
задумываются о дальнейших возможностях трудоустройства. Например, сейчас
самыми популярными являются профессии экономиста и юриста, однако ввиду
большого количества желающих работать по данным специальностям, сокращается
число возможных рабочих мест.
Второе — выбор профессии под влиянием друзей. Это,
пожалуй, одна из самых распространенных ошибок у старшеклассников. Такое
часто происходит, если подросток недостаточно уверен в себе и не
готов взять на себя ответственность за свой выбор. Впоследствии избранная
профессия может не отвечать способностям человека и вскоре это может
привести к недовольству, разочарованию. Ведь профессии, которые подходят
друзьям, могут не соответствовать нашим личностным особенностям, склонностям
и интересам.
Третье — увлечение внешней стороной профессии, что
условно можно обозначить как поиск экстремальных ощущений. Очень часто учащихся
привлекает лишь внешняя сторона профессии. В силу свойственной им
эмоциональности, они выбирают на их взгляд особенные, яркие, необычные
профессии: такие как следователь, археолог, актер, стюардесса и т. д.
При этом они упускают из виду такие факторы как ненормированный рабочий день,
психофизиологические показатели, большое количество работы с документацией
и др.
Четвертое — влияние престижности, популярности
профессии. Сильным фактором, влияющим на выбор профессии, является общественное
мнение в отношении некоторых профессий. Здесь нужно помнить, что
престижность зависит от круга общения, причем довольно быстро меняется со
временем. Большинство учащихся редко задумываются об этом. В результате
этого на рынке труда отмечается избыток так называемых «престижных» профессий
и дефицит по-настоящему востребованных.
Пятое-несамостоятельность выбора профессии. Многие родители
в силу сложившихся семейных традиций или собственных убеждений пытаются
навязать ребенку свое мнение в выборе будущей профессии. К примеру,
все в семье врачи и ребенку автоматически присваивается эта
профессия.
Шестое — отождествление школьного учебного предмета
с соответствующей профессией. Зачастую какой-либо предмет нравится
настолько, что юноша или девушка обязательно хотят связать с ним будущую
профессиональную деятельность. Однако в этом случае следует задуматься.
Возможно, нравится не сам предмет, а то, как его преподносит учитель. Или
же, юноше нравится литература, и он собирается в педагогический вуз,
упуская из виду, что он не любит и не умеет взаимодействовать
с детьми.
Седьмое — неумение анализировать особенности
собственной личности. При выборе профессии многие подростки даже не знают
с чего начать, с какой стороны подойти к этому вопросу.
У них отсутствует представление о собственных способностях,
интересах, склонностях. В таких случаях рекомендуется обратиться
к помощи психолога, который с помощью психодиагностики,
индивидуальных бесед поможет определиться в выборе будущей
профессиональной деятельности.
Восьмое — выбор профессии равен выбору уровня
образования. Очень часто при выборе профессии учащиеся просто хотят получить
как таковое высшее образование, неважно по какой специальности. Ведь очень
часто от родителей можно услышать такое высказывание: «Ты получи сначала высшее
образование, а потом делай, что хочешь».
Девятое — недооценка своих физических способностей,
существенных при выборе профессии. Иногда случается, что интерес
к профессии и личностные способности, противоречат физическим
возможностям. Например, человеку с хроническими заболеваниями легких нельзя
работать на заводе. Или же, несмотря на способность к техническим наукам,
человеку, страдающему близорукостью, не рекомендуется работать с чертежами,
за компьютером и т. д.
А
сейчас у нас с вами разбор практических ситуаций. Вам будет дана ситуация, а вы
отвечаете на вопрос:
Чем были вызваны допущенные ошибки?
Ситуация.
—
Олег всегда увлеченно занимался географией, но когда поступил на факультет
топографии, то понял, что- то ему не по душе.
—
Анна не уверена в себе. Мама посодействовала её поступлению в
экономико-правовой колледж (специальность «Правоведение»). Но учиться ей не
нравится. Большую часть времени занимается рисованием. Считает, что никто ее не
понимает.
—
Мечта стать корреспондентом осуществилась, но стать им настоящим он не смог,
так как долго и тактично не умеет разговаривать с людьми.
—
Люба в школе увлекалась математикой, активно занималась общественной работой.
По совету родителей выбрала профессию бухгалтера. Получив
профессиональное образование, несколько лет проработала в данной
должности. Работа быстро разонравилась, и она пришла за помощью в службу
занятости.
—
Светлана с сестрой закончили факультет иностранных языков:
Светлана закончила с отличием, а сестра еле-еле. Светлана работает
переводчиком, часто бывает за границей, а сестра решила поступить на курсы
секретаря-референта.
4.
Спасибо всем за ответы. Я думаю данное упражнение помогает на практике осознать
ошибки в выборе профессии.
Чтобы
не допускать ошибок, мы уже говорили, надо иметь преставления о профессиях.
Предлагаю
вам такое задание: Упражнение «Ассоциации»
а
вы называете саму профессию.
Латынь,
тонометр, ампула, халат – врач.
Конституция,
суд, кодекс, консультация – юрист
Накладная,
чек, цена, витрина – продавец
Кипа
бумаг, цифры, зарплата, калькулятор – бухгалтер
Каскад,
лак, ножницы, расческа – парикмахер-модельер
Камера,
студия, негатив, пленка – фотограф
Винчестер,
клавиатура, диск, мышка – программист…
Молодцы!
Ответили быстро и правильно.
5.
Порой бывает сложно осознать, что ты имеешь право делать то, что тебе нравится
и доставляет удовольствие, а не то, чего ждут от тебя другие. А осознать это
необходимо, поскольку лишь в этом случае ты сможешь управлять своей судьбой.
Большинству старшеклассников трудно разобраться в своих
способностях, качествах и чертах характера, интересах. Их представления
о собственной личности часто остаются на уровне бытовых суждений
и при выборе профессии ими движут не внутренние, а внешние мотивы.
Выбор профессии очень сложный и ответственный шаг,
поэтому подходить к нему нужно обдуманно и со всей серьезностью.
Можно выделить несколько простых правил, которым рекомендуется следовать
выпускнику при выборе будущей профессии:
— во-первых, изучить самого себя: разобраться в своих
интересах, склонностях, особенностях своего характера и физических
возможностях;
— во-вторых, подумать и оценить свои сильные
и слабые стороны;
— в-третьих, ознакомиться с профессиями, которые
соответствуют имеющимся интересам, способностям, возможностям.
Затем, когда первые три шага уже позади, и выделились
явные лидеры среди профессий перейти ко второму шагу.
Побеседовать с представителями избираемых профессий, по
возможности побывать на их рабочем месте, ознакомиться с условиями
и характером труда.
Ознакомиться с учебными заведениями, в которых
можно получить избранную профессию. Сопоставить свои личные качества
и возможности с характером той профессии, которая была выбрана.
Пять типов профессий:
1.
«Человек-природа»
2.
«Человек-техника»
3.
«Человек-человек»
4.
«Человек — знаковая система»
5.
«Человек – художественный образ»
Рефлексия: Какие ошибки при выборе
профессии мы сегодня определили?
— Что такое ошибка в выборе
профессии?
— Чем она может быть вызвана?
— Каковы последствия ошибок?
-Как избежать ошибок при выборе
профессии?
— Были ли в истории вашей семьи такие
ошибки?
В
заключение хочу вам прочитать стихотворение Юрия Левитанского:
Каждый выбирает для себя
Женщину, религию, дорогу.
Дьяволу служить или пророку –
Каждый выбирает для себя.
Каждый выбирает по себе
Слово для любви и для молитвы.
Шпагу для дуэли, меч для битвы –
Каждый выбирает по себе.
Желаю не ошибиться в выборе
профессии.
КЛАССНЫЙ ЧАС
ТЕМА: «КАК НЕ ОШИБИТЬСЯ В ВЫБОРЕ ПРОФЕССИИ» ИЛИ
«ХОЧУ – МОГУ – НАДО»
ЦЕЛИ: расширить представление детей о различных профессиях; формировать позитивное отношение к труду, к профессиональному росту; побуждать детей к поиску информации о профессиях, к осознанному профессиональному выбору.
Форма проведения: час общения.
Если человек не знает, к какой пристани он держит путь, для него ни один ветер не будет попутным. Сенека Древнеримский философ.
Ход классного часа
I. Интерактивная беседа по теме «Профессиональная характеристика»
Классный руководитель. Дорогие ребята! В этом году заканчивается один из важных этапов в вашей жизни – 9 класс. И перед вами открывается выбор: поступить в 10 класс, в профессиональное училище, техникум или пойти работать.
В последнее время на рынке труда складывается парадоксальная ситуация: с одной стороны, в промышленности остро не хватает рабочих кадров, а с другой стороны, 16% молодых специалистов с высшим образованием являются безработными. Специалисты утверждают, что это результат неправильного профессионального выбора молодых людей.
Пройдет совсем немного времени, и вам придется выбирать свой путь в жизни. И путь этот начнется с перекрестка, от которого расходятся не 3, как в сказке, а 50 тыс. дорог — именно столько сейчас существует профессий. И очень важно не ошибиться в выборе пути. Ведь от этого выбора зависит очень многое: и материальный достаток, и круг общения, и интересы, и счастье в жизни. Недаром говорят, что, выбирая профессию, человек выбирает свою судьбу.
Что же такое профессия? На доске написаны 4 слова, которые имеют отношение к профессиональной деятельности человека: профессия, специальность, квалификация, должность. Как бы вы объяснили различие между этими словами?(Дети дают ответы.)
Подведем итоги. Я дам краткие определения этих понятий, а вы посмотрите, насколько вы оказались близки к истине. Итак.
Профессия — это трудовая деятельность человека, которая дает ему средства для существования и развития.
Специальность — вид занятий в рамках одной профессии.
Квалификация — это уровень профессионального мастерства.
Должность — это место, занимаемое человеком в организации.
Все эти слова вместе содержат профессиональную характеристику человека
2. Проблемная ситуация «Чей это выбор?»
Классный руководитель. Один ученый, написавший книгу о выборе профессии, много лет проработал в школе и всегда интересовался дальнейшей судьбой своих учеников. При встрече он задавал им неизменный вопрос: «Доволен ли ты избранной профессией?» И получал удручающий ответ: примерно каждый третий (!) ошибся в своем выборе, и каждый второй признавался, что не совсем доволен, и если бы начинать сначала, то, наверное, пошел бы по иной стезе. Почему же так много молодых людей ошибается в своем выборе? Как вы считаете?
Слайд — Ошибки при выборе профессии
Обратите внимание ребята на те ошибки, которые лучше избежать, чем потом их исправлять. Не идите на поводу у мнения других, старайтесь учиться принимать решения самостоятельно.
«Давят» родители.
Идут за модой.
Ничего не знают о профессии, которую выбрали.
Выбирают «за компанию».
Не хотят узнавать о негативных сторонах профессии.
Не имеют способностей и наклонностей к этой профессии.
Подражают героям кино и телесериалов.
Классный руководитель. Вы перечислили самые распространенные причины ошибок в выборе профессии. Это давление родителей, отсутствие знаний о выбранной профессии, погоня за модой, переоценка собственных сил и способностей.
Но как же тогда правильно выбрать профессию?
Слайд ФАКТОРЫ ВЫБОРА
Итак, мы уже с вами поняли, что одним желанием быть кем-либо дело не ограничивается. Нужно ещё учитывать множество вещей, такие как:
*Знания о профессиях, о рынке труда
*Мнение сверстников
*Склонности, интересы
*Способности
*Здоровье
*Мнение родителей, семьи
*Позиция учителей, психологов, врачей
*Уровень притязаний и самооценка
*Личный профессиональный план (план карьеры)
Ребята, вы должны понимать, что учитывать по жизни и не только при выборе профессии, а просто на своём жизненном пути все эти пункты. Однако, должны выделять из них для себя лично приоритеты. Для кого-то главным станет здоровье, а для другого оценка окружающих.
1. Знания о профессиях и их востребованность. Мир профессий разнообразен. Для определения выбора необходимо познакомиться как можно с большим количеством профессий.
2. Склонности (интересы мотивы труда). Человек более успешен в той области, которая ему по душе.
3. Способности, здоровье (внутренние возможности и ограничения). Одного интереса к делу мало, необходимо, чтобы оно получалось. А для этого необходимы определенные врожденные способности.
4. Уровень притязаний и самооценка. Самооценка и притязания – важный внутренний регулятор поведения человека в любых ситуациях, в том числе и в планировании карьеры.
8. Личный профессиональный план (ЛПП). Представления чего человек хочет достичь в жизни вообще и в профессии в частности. Невозможно точно спланировать свои действия на несколько лет вперед. Но чтобы принять какое-либо решение, каждый должен быть готов ответить на вопрос: для чего мне это нужно и нужно ли вообще? Важно иметь представления об основных этапах и внешних условиях намеченных целей.
Слайд 11: «МОГУ – ХОЧУ – НАДО». Как выбирать профессию.
3. Мини-лекция «Формула профессии»
Классный руководитель. Скажите, пожалуйста, что получится, если длину нашей классной комнаты умножить на ширину? (Площадь классной комнаты.)
А что получится, если сложить три слова, которые вынесены в тему сегодняшнего классного часа: «хочу», «могу» и «надо»?
Я открою вам секрет: получится правильный выбор профессии.
Специалисты по профориентации установили, что правильным может быть только осознанный выбор профессии.
(Учитель дописывает на доске после трех слов называния классного часа: « = осознанный выбор профессии».)
Как объяснить эту формулу? В ней всего три величины:
хочу — это все, что мне нравится, к чему лежит душа;
могу — это все, что мне по силам, по способностям;
надо — это все, что нужно для общества, страны.
Вместе получается формула осознанного выбора профессии. Осознанный выбор — это такой выбор, при котором человек учитывает и личные устремления (хочу), и свои возможности (могу), и потребности общества в это профессии именно в данный момент (надо).
Демонстрация осознанного выбора профессии
«Это мой выбор!»
Классный руководитель. Как же работает формула осознанного выбора профессии?
Ученица 1. Хочу быть модельером, парикмахером, швеей. Могу быть парикмахером, швеей. Сейчас везде требуются швеи — стану швеей.
Ученик 2. Хочу быть каскадером, космонавтом, водителем, летчиком, горноспасателем. Могу стать водителем, трактористом, горноспасателем. Водители требуются сейчас везде, мой отец — водитель. Может быть, и я стану водителем.
Ученица 3. Хочу стать артисткой, телеведущей, репортером. Могу стать продавцом, рекламным агентом. Буду заниматься, работать над собой и обязательно своего добьюсь — стану репортером.
Соотношение между «хочу» и «могу» — в ваших руках. Если у человека есть мечта и он твердо идет к своей цели, он обязательно ее достигнет. Но для этого нужно разобраться в себе, узнать свои сильные и слабые стороны, свои способности и недостатки.
Если Вы сумеете совместить «хочу», «могу» и «надо», то Ваш профессиональный выбор будет удачным.
Сделать правильный выбор – это значит, найти профессию, которая:
– интересна и привлекательна – «ХОЧУ»;
– доступна и посильна – «МОГУ»;
– вы готовы её выполнять – «НАДО»;
4. Тестирование
Классный руководитель. Может быть, немного разобраться в себе вам поможет шуточный тест с геометрическими фигурами. Используя три геометрические фигуры — треугольник, круг, квадрат, нарисуйте человечка, состоящего из 10 элементов. Должны быть использованы все три вида фигур. Качество рисунка не имеет значения. Если нарисованы лишние элементы — их надо зачеркнуть, если их не хватает — дорисовать недостающие. Время выполнения — 60с.
(Дети рисуют фигурки.)
Теперь подсчитайте количество треугольников.
(Дети выполняют задание.)
А теперь слушайте ключ к тесту (читает).
Первый тип: 6-8 треугольников — тип руководителя, хорошие преподаватели. Ярко выражено стремление к лидерству, хорошо разбираются в людях, работают с информацией.
Второй тип: 5 треугольников. Ответственный исполнитель, хорошие организаторские способности. Профессионал, до мелочей продумывающий свою деятельность.
Третий тип: 4 треугольника. Разнообразие интересов и талантов. Склонность к индивидуальной работе.
Четвертый тип: 3 треугольника. Тип ученого. Рационален, объективен, легко переключается с одного вида деятельности на другой.
Пятый тип: 2 треугольника. Интерес к искусству и человеку. Тонко чувствует все новое и необычное.
Шестой тип: 1 треугольник. Изобретатель, конструктор, художник. Обладает богатым воображением.
Конечно, этот тест не отражает все многообразие ваших талантов. Но, может быть, он поможет вам задуматься о себе, о своих возможностях и способностях и начать развивать эти способности. В конечном итоге это поможет вам в выборе жизненного пути.
Однако, к выбору профессии надо подходить с разных точек зрения. Одна из них – гороскоп. Кто-то верит, кто-то нет, однако не учитывать его опрометчиво.
Интересно было бы узнать, о чём нам говорят звёзды. Давайте послушаем астролога.
Для Овнов – натур страстных и импульсивных не подходит сидячая и рутинная работа. Из них получаются отличные продавцы, лекторы, дантисты, ветеринары, замечательные механики, мясники, хирурги, скульпторы. Овен всегда стремится быть первым.
Тельцы уже в юности мечтают разбогатеть, поэтому не возражают против рутинности, если она принесёт много денег. Люди этого знак хорошо проявляют себя в архитектуре, дизайне, строительстве, живописи, музыке. А вот политика – не для них.
Близнецы предпочитают постоянную смену впечатлений и деятельности. Они могут убедить кого угодно, поэтому из них выходят успешные рекламные агенты, менеджеры, артисты, журналисты, издатели.
Раки при выборе профессии чаще всего оказываются продолжателями семейных династий. Они любят работать с детьми, с животными. Это неплохие психологи, старательные медсестрички, добросовестные няни.
Львы предпочитают управлять и при этом рассчитывают только на себя. Их сильная сторона – интеллект. Импозантные и уверенные в себе, они хорошие предприниматели, успешные политики и выдающиеся деятели шоу – бизнеса.
Девы – это «рабочие пчёлы» общества. Они отлично справляются с работой. Требующей скурпулёзности. Девы – хорошие фармацевты, массажисты, травники, диетврачи, а также телефонные операторы.
А вот Весы нерешительны, поэтому им обязательно нужно помочь с выбором профессии. Эти люди отлично чувствуют себя в коллективе, порученную работу всегда выполняют хорошо. Их поле деятельности – мода и развлечения: они хорошие антиквары, юристы, журналисты.
У Скорпионов сбалансированы разум и эмоции. Из них получаются отличные штурманы, моряки, шахтёры, механики. А также философы – Скорпионы склонны заниматься поиском смысла жизни.
Стрельцов отличает дух коллективизма. Они могут быть великими спортсменами, священниками, общественными деятелями. Но, увы, часто становятся шулерами и спекулянтами.
Козерогам трудно работать в коллективе, поэтому им больше подходят такие профессии, как антиквар, географ, агроном, архитектор, математик, философ, социолог.
У Водолеев отличное чувство коллективизма. Они умеют объяснять, поэтому из них выходят хорошие педагоги, телеведущие, талантливые режиссёры и психологи.
Для Рыб главное – интуиция. На работе им необходим собственный ритм. Из них получаются талантливые писатели, актёры, художники, медики, педагоги, а также успешные исследователи.
5. Наш ответ на вопросы: Кем быть? Как быть? мы начнём с притчи
«Три каменщика». Чем работа является для каждого из каменщиков?
— Монах путешествовал по миру и однажды встретил он трёх каменщиков.
Он подошёл к первому каменщику и сказал:
— Брат мой, расскажи мне о твоей работе.
Каменщик оторвался от работы и ответил срывающимся голосом, полным злобы и негодования:
— Как видишь, я сижу перед каменной плитой метр в высоту, полметра в длину и ширину. И с каждым ударом резца по этому камню я чувствую, как уходит частичка моей жизни. Посмотри, мои руки натружены и покрыты мозолями. Моё лицо осунулось, а волосы поседели. Эта работа никогда не кончится, она продолжается бесконечно, изо дня в день. Это изнуряет меня. Где удовлетворение? Я умру задолго до того, как собор будет построен.
Монах подошёл ко второму каменщику.
— Брат мой, — сказал он, — расскажи мне о своей работе.
— Брат, — ответил каменщик тихим, спокойным голосом, — как ты видишь, я сижу перед каменной плитой метр в высоту и полметра в длину и ширину. И с каждым ударом резца по камню я чувствую, что я создаю жизнь и будущее. Смотри, я смог сделать так, чтобы моя семья жила в комфортабельном доме, гораздо лучшем, чем тот, где я вырос. Мои дети ходят в школу. Без сомнения, они достигнут в жизни большего, чем я. И всё это стало возможным благодаря моей работе. Я отдаю собору своё умение, и он тоже одаривает меня.
Монах подошёл к третьему каменщику.
— Брат,- сказал он, — расскажи мне о своей работе.
— Брат, — ответил каменщик, широко улыбнувшись, голосом, полным радости. – видишь, я сижу перед каменной плитой метр в высоту и полметра в длину и ширину. И с каждым прикосновением резца к камню я чувствую, что я высекаю свою судьбу. Посмотри, ты видишь, какие прекрасные черты проступают из камня. Сидя здесь, я не только воплощаю своё умение и своё ремесло, я делаю свой вклад в то, что я ценю и во что я верю. Вселенная, отражённая в соборе, воздаст каждому из нас. Здесь, около этого камня, я нахожусь в мире с собой, и я знаю, что, хотя я не увижу этого собора завершённым, он будет стоять ещё тысячу лет, олицетворяя то, что истинно в нас, и служа цели, ради которой всемогущий послал на эту землю и меня.
Дискуссия по содержанию притчи (выслушиваются мнения всех учащихся). Итогом беседы является такой вывод: одна и та же работа для одного становится смыслом жизни, а для другого – обузой и непосильной ношей.
6. Классный руководитель: выбор можно считать успешным, правильным, если пересекаются требования рынка, возможности и желания самого человека. Если такового пересечения нет, то результатом будет ситуация, описанная в известной басне И.А. Крылова «Лебедь, рак и щука». Можно только пожалеть такого человека, который хочет делать то, что делать не может в ситуации, когда это никому не надо.
Правильный выбор профессии позволит вам полностью реализовать свой потенциал, избежать разочарования, оградить себя и свою семью от нищеты и неуверенности в завтрашнем дне. Но, как и любое дело, выбор профессии начинается с постановки цели.
— конкретная цель (хочу получить Нобелевскую премию, …);
-реалистичная (соотнести со своими возможностями – физическими, интеллектуальными, финансовыми, возрастными и т.д. – если нет литературных способностей, то Нобелевская премия в области литературы – цель нереальная);
— ограниченная во времени (цель-это мечта, которая должна осуществиться точно к назначенному сроку).
Французский писатель и философ Ларошфуко писал: «Умный человек определяет место для каждого из своих желаний, а затем исполняет их по порядку. Наша жадность часто нарушает этот порядок и заставляет преследовать одновременно такое множество целей, что в погоне за пустяками мы упускаем главное».
7. Знаешь ли ты свою будущую профессию? (анкетирование).
Цель упражнения: проверка сформированности личного профессионального плана. Вопрос-ответ с одним из учеников класса.
1. Знаешь ли ты основное содержание профессии?
2. Знаешь ли ты условия труда и оплаты, возможности повышения квалификации?
3. Знаешь ли ты, какие учебные заведения готовят специалистов данной профессии?
4. Есть ли у тебя качества, необходимые для овладения профессией?
5. Считаешь ли ты уровень своих знаний достаточным для овладения избранной профессией?
6. Знаешь ли ты, какие школьные предметы необходимы тебе в большей мере для овладения профессией?
Если три и больше ответов на вопросы анкеты положительные, то достигнуты все поставленные цели сформированности личного профессионального плана.
8. Заключительное слово
Классный руководитель. Выбор профессии — это очень важное событие в жизни каждого человека. Будущая профессия должна быть интересной. Большую часть жизни мы проводим на работе, потому заниматься нелюбимым делом – испортить себе жизнь и здоровье. Поэтому нужно выбрать то, что любишь, тогда и учёба, и всё остальное будут в радость.
Но какую бы профессию вы ни выбрали, вам всегда пригодятся знания, полученные в школе. Поэтому постарайтесь уже сейчас определить область ваших интересов, больше читайте, набирайтесь опыта и знаний. Для этого нужно пробовать себя в самых разных областях. Как хорошо заметил один мудрец: «Чтобы не ошибаться, нужно иметь опыт. Чтобы иметь опыт, нужно ошибаться».
7
???
???
???
???
Всем добрый день! Давайте отметим, кто сегодня присутствует. [Пауза]
Сегодня я хотела бы поговорить с вами об ошибках в выборе профессии. Из огромного множества профессий выбрать одну, да ещё такую, чтобы душа к ней лежала, довольно трудно. Велика вероятность ошибки.
Уточним значение слова «ошибка». Если вы неровно отрежете кусок колбасы, то никто не сочтет это ошибкой. Если парикмахер криво подстрижет челку, у него могут быть проблемы с клиентом. Еще тяжелей будут последствия такой ошибки в работе закройщика. Страшно подумать, если лишнее отрежет хирург.
Ошибка может быть связана с отсутствием, недостатком или искажением информации. Например, человек имеет смутное представление о своих способностях. Иногда заниженное, чаще завышенное. Так же мало молодые люди информированы о содержании будущей профессии: «знал бы, что ждет космонавтов, лучше бы в рабочие пошел!»
Младшие школьники хотят быть учителями, врачами, инженерами, воспитателями, милиционерами, продавцами, космонавтами, пограничниками, сварщиками, летчиками.
Кем вы хотели стать в детстве?
Педагог заслушивает ответы учащихся.
В старших классах предпочтения меняются: круг выбираемых профессий сужается до трех-пяти, о содержании которых знают понаслышке. Не последнюю роль в искажении выбора играют взрослые, формируя у детей предубеждения против некоторых профессий.
Как вы считаете, какие профессии чаще всего вызывают такие предубеждения?
Предполагаемые ответы: актер, музыкант, модель, фотограф, рабочий и т.д.
Да, молодцы, все верно. Действительно, часто опасения родителей вызывают творческие профессии, поскольку в них сложно добиться успеха (пробуют многие, а получается у единиц). Кстати, предубеждения касательно рабочих профессий стали складываться только после революции. Веками Россия славилась своими ремесленниками. Это обеспечивало особый уклад в нашей экономике еще в начале XX века, когда наша продукция с успехом конкурировала на европейском рынке.
Итак, каковы же основные ошибки в выборе профессии?
Одна из самых распространенных ошибок при выборе профессии — выбор из соображений «престижа». Но «престиж» — понятие относительное. Сто лет назад профессия шофера считалась более престижной, чем профессия актера. Что касается моды на профессию, то, как говорил К.С.Станиславский, мода существует только для тех, кто не умеет одеваться сам.
Нередко молодые люди, повинуясь стадному инстинкту, выбирают профессию «за компанию», забывая, что не существует двух одинаковых людей, что выбирается образ жизни на долгие годы, а не компания для пикника.
У каждого из вас есть любимые учителя, которые любят и знают свой предмет. Такие люди передают не только знания, но и свое отношение к предмету. Как ни странно, в этом случае вы тоже рискуете ошибиться в выборе профессии, если отождествите интерес к преподавателю и его предмету со своей будущей профессией. Школьные годы пройдут, любимого учителя рядом уже не будет, а дело, которое виделось таким привлекательным, может оказаться чужим и неудобным, как одежда с чужого плеча.
Нередко интерес к профессии вспыхивает под влиянием прочитанной книги или увиденного фильма. Сделаем краткий экскурс в историю кино, чтобы увидеть, как оно влияло на выбор профессии целых поколений.
Сороковой год. На экраны выходит фильм «Светлый путь». В главной роли — Любовь Орлова. Вживаясь в образ, актрисе пришлось три месяца осваивать премудрости ткацкого дела на Глуховском комбинате. Тысячи девчонок ринулись в легкую промышленность, подражая любимой актрисе. Их ждало разочарование — оказалось, что работа в цехе совсем не похожа на киношную сказку. Но зато легкая промышленность была на долгие годы обеспечена рабочей силой.
Потом будут фильмы о строителях, физиках, офицерах — строительные площадки, лаборатории и казармы пополнятся молодыми и доверчивыми людьми, выбравшими профессию после просмотра фильма.
В начале девяностых годов резко повысился конкурс в медицинские институты — это прошли сериалы «Доктор Куин — женщина-врач» и «Скорая помощь». Благодаря сериалам «Менты», «Каменская», «Улицы разбитых фонарей» увеличилось число подростков, мечтающих работать в правоохранительных органах. Насмотревшись «Дальнобойщиков», даже некоторые девушки захотели стать водителями грузовых машин. «Агент национальной безопасности», «Адвокат», «Риелтор» — продолжите этот список сами. Сегодня многие юноши и девушки, насмотревшись сериала «Солдаты», захотели в армию.
Люди, подверженные чужому влиянию, не имеющие своих взглядов, чаще, чем нужно, следуют чужим советам. На них влияет всё: телесериалы, советы случайных людей, мода. Конечно, ошибка в выборе профессии — не фатальна. Многие известные люди отмечали роль случая в выборе жизненного пути и вероятность иных вариантов. Выдающийся окулист В.П. Филатов мог стать известным художником, а профессию врача выбрал потому, что она показалась ему более нужной людям. Кто такой А.П. Бородин: выдающийся музыкант или химик? «Если бы мне иметь сто жизней, они не насытили бы всей жажды познания, которая сжигает меня», — писал В.Я. Брюсов, ученый и поэт.
…Юная англичанка по имени Маргарет решила стать химиком, закончила Оксфордский университет и даже устроилась на завод по изготовлению пластмасс. Но вскоре поняла, что ошиблась в выборе профессии, и круто изменила свою жизнь. Не став великим химиком, Маргарет Тэтчер стала великим политиком. Уместно воспользоваться ее советом: «Припомните, какой день принес вам наибольшее удовлетворение. Не тот, что вы провели в праздности и безделье, а тот, когда на вас навалилась гора дел, — и вы с ними справились».
…Я хотел быть военным моряком, и мне удавалось до окончания средней школы прочитать почти все, что было написано о военных моряках русского флота. Казалось, поступая в военно-морское училище в г. Владивостоке, я поступаю в точном соответствии с велением моей природы. А на самом деле это было компенсаторным стремлением заменить те недостатки характера, которые были свойственны мне: нерешительность, недостаток уверенности в отношениях с другими и стремление к подчинению авторитетам. Когда же я был отчислен с третьего курса по состоянию здоровья, то, несмотря на тайное чувство освобождения от тягот военной службы, я пережил это как личное несчастье. Теперь же я уверен в том, что если бы этого не случилось, не заболей я, то наш флот приобрел бы плохого офицера… Если мы думаем, что все проблемы можем решать с помощью психолога, то мы добросовестно заблуждаемся… Каждый сам выбирает свою профессию и сам должен ошибаться, чтобы понять свои ошибки. Никто не в состоянии решить вместо нас эту проблему, ни психологи, ни родители…
(Орлов Ю.М. Самопознание и самовоспитание характера. — М., 1991).
Давайте теперь коротко запишем вышесказанное.
Все ошибки, допускаемые при выборе профессии, можно разделить на три группы: незнание мира профессий, незнание себя, незнание правил выбора профессии (табл. 1).
- Типичные ошибки при выборе профессии
Незнание мира профессий |
Незнание себя |
Незнание правил выбора профессии |
Устаревшие представления о характере и условиях труда в конкретной профессии. Предубеждения в отношении престижности профессии. |
Необъективная оценка своих способностей (завышение или занижение), незнание своего здоровья. Неумение, а иногда нежелание соотнести свои способности с требованиями профессии. |
Отождествление учебного предмета с профессией. Перенос своего отношения к человеку на профессию. Выбор профессии «за компанию». Неумение определить пути получения профессии. |
Чуть поподробнее остановимся на каждой из этих групп ошибок.
Незнание мира профессий. Одна из главных причин неправильного выбора профессии – слабая информированность о мире профессий. Представления о профессиях часто бывают неполными, искаженными, что ведет к переоценке своей пригодности и ошибкам.
Прежде всего, каждый должен быть осведомлён о том, какие профессии существуют в обществе, много ли их, каковы объекты, цели, орудия, условия труда, которые они предъявляют к способностям человека, особенностям его личности.
Немало ошибок при выборе профессии связано с устаревшими представлениями о характере и условиях труда по конкретной профессии.
Практически все профессии непрерывно меняют свой прежний облик, нередко за старым названием скрывается совершенно новый характер труда. Вот почему необходимо стремиться получить информацию, узнать именно о современном облике конкретной профессии.
Реальная ценность профессии часто не соответствует рассуждениям о её престижности. Как вы думаете, какие профессии более престижны у современной молодёжи?
Педагог заслушивает ответы учащихся.
В вузах самые большие конкурсы в театральные институты и художественные, институты финансового и юридического профиля. Задумайтесь над тем, что получится, если из 10 девятиклассников один станет станочником, а остальные – парикмахерами или из 10 выпускников средней школы 9 пойдут в режиссеры и только один – в политехнический институт.
Конечно, реальная жизнь внесет свои поправки в ваши планы, но, может быть, разумнее заранее избежать таких ошибок? Как говорят, не место красит человека, а человек – место.
Понятие престижности как явление моды приходит и уходит.
Незнание себя. Мы уже говорили о том, как многогранен и разнообразен внутренний мир человека. И у каждого он свой – неповторимый, индивидуальный. Каждый из вас должен познать его в самом себе. Повторяю, сделать это не просто. Нужно стараться наблюдать за собой как бы со стороны, взвешивать и оценивать свои способности. Со временем эти оценки могут меняться. Это закономерно: ведь человек живет, развивается, у него меняются интересы, взгляды, желания, он лучше осознает себя. Например, вы малообщительный человек, склонны к уединению. А выбираете профессию менеджера, требующую постоянных и разнообразных контактов с людьми.
Вы уже знаете, что человек не рождается с готовыми, сформированными способностями. У него в младенчестве есть только определенные задатки, генетические наклонности.
Как вы считаете, когда их следует начинать развивать?
Педагог заслушивает ответы учащихся.
Конечно, лучше с младшего возраста, потому что возможности обучения с возрастом падают. Например, если автоматизм управления автомобилем у десятилетних вырабатывается за 4 часа, то у взрослых – только за 50 часов. Премудрости сложного производства подросток может постичь за 1-2 года, в то время как взрослый – за 10 лет. В детстве легче всего освоить персональный компьютер. Если же своевременно не развивать способности, то постепенно они атрофируются.
Попытайтесь познать особенности своей личности, свои способности, состояние здоровья, чтобы все это учесть при выборе профессионального пути. И если вам удастся избежать промахов, то есть большая вероятность того, что вы правильно выберете профессию в соответствии со своими склонностями и способностями («хочу» и «могу»).
Незнание правил выбора профессии. Некоторые из вас часто автоматически переносят интерес к школьному предмету на профиль будущей профессии: «Увлекаюсь физикой – стану физиком», «Люблю географию, историю – буду геологом, историком». Возможно, вам действительно нравится химия, но это ещё не значит, что экспериментальные опыты, связанные с выделением резко пахнущих газов типа сероводорода, доставят интерес, удовольствие. Может быть, вы увлекаетесь уроками литературы, но одно дело – любить читать книги и совсем другое – стать преподавателем литературы, не имея педагогических способностей, или заниматься литературным трудом, не владея писательским даром.
Не всегда любовь к школьному предмету без реальной оценки личных возможностей может подсказать правильность выбора профессии.
Так же рискованно переносить благожелательное личностное отношение к человеку на его профессию.
Часто говорят: «Стану, как мама, бухгалтером», «Буду, как папа, хирургом». В таких случаях надо проверить согласованность личного желания со своими индивидуальными способностями, а также потребностями рынка труда.
Случается и такое, что выпускники подают документы в учебное заведение «за компанию». Нередко это вызвано неосознанной боязнью расстаться с привычным окружением. Но сделать какой-то выбор приходится даже самым нерешительным. Обычно не каждый из них может определить свое будущее, а потому тянется к тем, кто увереннее и смелее. Часто через год-полтора учебы в техникуме или вузе возникает чувство разочарования, недовольства.
Задание 1. По горячим следам.
Перечислите причины возможных ошибок в выборе профессии.
Учащиеся в тетради записывают типичные ошибки.
Задание 2. Игра «Оптимисты и скептики».
Каждая профессия имеет свои плюсы и минусы. Проанализируем профессии, записав в одну колонку их достоинства, а в другую — их недостатки.
Профессия: |
|
Профессия: |
|
Профессия: |
|
Примечание. Это задание ребята могут выполнять индивидуально или в командах у доски, разделенной на две части. Необходимо затронуть следующие вопросы: какое значение имеет эта профессия для общества? Какой труд в ней используется? Имеет ли профессия медицинские противопоказания? Какими качествами должен обладать профессионал? За каждую обоснованную характеристику команда получает один балл. Выигрывает команда, набравшая больше баллов.
Можно распределить любые три профессии по рядам, а «оптимистов» и «скептиков» — по вариантам. Ребята работают самостоятельно в течение 6–8 минут, а затем по очереди называют характеристики. В этом случае ученики, предложившие большее число аргументированных характеристик, поощряются оценкой. В заключение можно обратиться к ребятам с вопросами: «Кто из вас хотел бы выбрать эту профессию? Чем она вас привлекает? Может ли одна и та же характеристика быть для одних людей преимуществом, а для других — недостатком? Изменилось ли ваше представление о профессиях, которые вы анализировали?»
Задание 3. «Круг чтения».
Прочитайте отрывок из рассказа А.Чехова.
«Бездарный ученый, тупица, прослужил 24 года, не сделав ничего хорошего, дав миру десятки таких же бездарных ученых, как он сам. Тайно по ночам он переплетает книги – это его истинное призвание… К нему ходит переплетчик, любитель учености. Тайно по ночам занимается наукой.»
Обсудить с учащимися отрывок по следующим вопросам:
- Что вы можете сказать об этих людях?
- Счастливы ли они в своей профессиональной деятельности?
- Какой выход нашли из сложившейся ситуации?
- Хотели бы вы быть похожими на них?
Задание 4. «Из учебника»
Внимательно прочитайте поучительные истории, рассказанные реальными людьми. Представьте, что бы вы могли сказать в ответ на их признания, оценив правильность выбора ими профессии.
Задание выполняется по рядам. Затем представитель от каждого ряда зачитывает доставшуюся его ряду историю и формулирует коллективный ответ.
Педагог делает выводы о выполнении упражнения, предлагает учащимся высказаться о занятии.
Домашнее задание. Дома на отдельных листочках напишите, пожалуйста, ответы на следующие вопросы:
- Какие профессии в последнее время пользуются особой популярностью?
- Почему эти профессии считаются престижными?
- Как скажется избыток этих специалистов на рынке труда?
- Встречались ли вам взрослые, которые ошиблись в выборе профессии?
- Как они живут и что чувствуют?
Слишком много не пишите. Старайтесь в своих ответах отразить самую суть.
Я хочу поблагодарить всех за внимание, а отдельно за активную работу — … (имена). Всем спасибо! До следующей встречи!
1 мин
1 мин
1 мин
1 мин
1 мин
4 мин
4 мин
1 мин
1 мин
1 мин
1 мин
1 мин
2 мин
10 мин
4 мин
5 мин
2 мин
3 мин
1 мин
1
Классный час
Профориентационное занятие:
Тема «Ошибки при выборе профессии»
Ход классного часа:
I. Стадия вызова.
Вы находитесь на пороге выбора профессии, и очень важно не ошибиться с этим выбором.
— Как Вы думаете, что нужно знать, чтобы не ошибиться в выборе профессии? (Знать свои
возможности; иметь объективное представление о своих способностях; востребованность
профессии…).
— Что может вам помочь при выборе профессии? (Тесты, ролевые игры, информационные
передачи, советы родителей…).
— А как вы думаете, что нужно сделать, чтобы быть успешным в своей профессии?
(Образование, владение профессиональными навыками, критическое отношение к себе…).
— Как вы думаете, чему будет посвящен сегодняшний наш разговор? Давайте дадим название
нашему классному часу. Как выбрать профессию??? Слайд 1
Слайд 2.
— Цель: ответить на вопрос о том, что нужно знать, чтобы правильно выбрать профессию?
— Задачи:
обсудить результаты тестов;
выявить типичные ошибки при выборе профессии;
познакомить с профессиями, востребованными на рынке труда.
— За два дня до нашей встречи мы провели тестирование по выбору профессии. Я с помощью
психолога обработал эти данные, поэтому вы уже сидите по группам, которые указаны на
табличках. У нас получилось 5 групп: «Человек – Человек», «Человек – Знаковая система», «Человек –
Художественный образ», «Человек – Техника», «Человек – Природа».
— Давайте посмотрим, какие профессии характерны для каждой группы.
Слайд 3 – 8 (последний слайд Ч—Х)
II. Стадия осмысления.
— Поднимите, пожалуйста, руки, у кого профессия, о которой вы мечтаете, не совпала с
результатами теста.
— Давайте разберемся, почему у нас это произошло.
Презентация 2 Слайд 9 — 12 «Типичные ошибки при выборе профессии» (Дети читают и
обсуждают:). (последний слайд – не умение определить пути получения профессии)
— Давайте обобщим сказанное. Итак, чтобы избежать ошибок в выборе профессии, надо:
(Вопросы ученикам). Слайд 13 (Конфуций)
Слайд 14
— Обратимся к профессиям, которые. По данным социологов, на сегодняшний день наиболее
востребованы. Слайд 15. Давайте посмотрим и на профессии которые востребованы в
Чувашии. Слайд 16. А через 20 лет будут уже нужны специалисты следующих профессий:
Слайд 17
2
— А теперь соотнесите данные тестов с этими профессиями. Поднимите, пожалуйста, руки
те, у кого совпали эти данные. Я вас поздравляю, если вы последуете советам психологов, то в
ближайшие 15 лет вы точно будете востребованы на рынке труда.
— Всем остальным я предлагаю посмотреть анимацию «Дождь» на музыку
Алесса
́
ндро Марче
́
лло, которая будет интересна и «счастливчикам»!
III. Стадия рефлексии.
— Напишите, пожалуйста, какие мысли и чувства вызвал у вас этот просмотр.
— Как вы думаете, как связан этот сюжет с сегодняшним разговором? (Это рассказ о том, что
своей мечте не надо изменять. Кораблик является символом мечты, душевного равновесия,
гармонии…)
— Кто готов поделиться своими мыслями? (Читают 2—3 человека).
— Я вам желаю веры в свои силы, а они, помноженные на знания, принесут вам счастье!
— Сегодня мне было интересно общаться с вами, не только вы учитесь, но и я учусь у вас.
Учусь критически относиться к себе, нестандартно смотреть на вопросы. Спасибо за встречу.
Всего доброго!
САМЫЕ ВОСТРЕБОВАННЫЕ ПРОФЕССИИ:
• IT—СПЕЦИАЛИСТЫ
• СТРОИТЕЛИ
• МЕНЕДЖЕРЫ
• ПЕРЕВОДЧИКИ И ЛИНГВИСТЫ
• НАНОТЕХНОЛОГИ
Через 20 лет может возникнуть потребность в специалистах:
• по виртуальной педагогике
• появятся профессии наномедика
• производителя искусственных частей человеческого тела
На рынке труда города Чебоксары у работодателей пользуются спросом рабочие профессии:
каменщик, арматурщик, водитель автомобиля, повар, продавец, уборщик производственных и
служебных помещений, швея, электромонтер.
Также в почете у работодателей медицинские сестры, менеджеры, врачи, воспитатели
детского сада, инженеры—конструкторы, инженеры—программисты, инженеры
проектировщики.
Средняя заработная плата по заявленным вакансиям в Чувашии по профессии «каменщик»
составляет 20 578,9 рублей, «швея» – 9 020,7 рублей, а «электрогазосварщик» – 20 323,9
рублей.
Цель:
- расширение и актуализация информационного поля выпускников.
Задачи:
- познакомить учащихся с результатами диагностики профессиональных
предпочтений; - познакомить учащихся с направлениями профессиональной деятельности и
основными типами профессий; - рассказать об основных ошибках в выборе профессии
Участники:
учащиеся 9-х, 11-х классов.
Продолжительность: 40-45 мин.
Подготовительная работа:
- провести диагностику профессиональных предпочтений учащихся 9-х, 11-х
классов; - подготовка презентации классного часа на тему «Четыре ошибки в выборе
профессии»;
Оформление:
- мультимедийная система;
Ход работы
Организационный момент | 1 мин. |
Знакомство с результатами диагностики
(в целом по классу) |
4 мин |
Информационное сообщение
о профессиональной на предмет труда |
20-28 |
Информационное сообщение
о возможных ошибках при выборе профессии |
10 мин |
Заключение. Подведение итогов занятия. | 1-2 мин |
Содержание работы:
(Приложение 1. Слайд 1.)
Ведущий (вступительное слово):
Наша с вами сегодняшняя встреча построена на результатах диагностики ваших
профессиональных предпочтений (Приложение 1. Слайд 2).
Валидность диагностики, т.е. ее достоверность составляет 70 – 80 % и это в
зависимости от вашей искренности при ответах на вопросы анкеты.
В целом по классу получилась следующая картина
(Приложение 1. Слайд 4 – 12 в зависимости от присутствующего класса).
Естественно у многих из вас возникнут вопросы: что такое «человек – человек»
или «человек – природа» и т.д.?
Теперь каждое направление профессиональной деятельности мы рассмотрим
отдельно (Приложение 1. Слайд 3).
Начнем с направления «человек – человек» (Приложение 1. Слайд
13).
Предмет труда: человек, группы людей, коллективы (бригада, класс, хор и
т. д.).
Общие требования к работникам: высокие моральные качества;
доброжелательность; вежливость; психологическая сдержанность; воспитанность;
выдержка.
Цели труда: распознавать, разбираться, проверять, организовывать,
оказывать влияние, изобретать, придумывать, находить новые варианты.
Орудия труда: функциональные средства человека (голос, жесты, мимика и
др.), ручные орудия, машинное оборудование.
Условия труда: повышенная моральная ответственность, микроклимат бытового
помещения, на открытом воздухе.
Вопрос:
Как вы думаете какие профессии относятся к этому направлению?
Ответы учащихся (приблизительные):
Учитель, воспитатель, врач, медсестра, юрист, менеджер, официант, продавец,
проводник, библиотекарь.
Ведущий:
А теперь наши варианты профессий относящиеся к этому направлению
профессиональной деятельности: тренер, экскурсовод, следователь, психолог,
стюардесса.
Следующая направленность «человек — знаковая система»
(Приложение 1. Слайд 14)
Предмет труда: условные обозначения, шифры, коды, языки, формулы, речь,
письменность, символы, схемы, графики, ноты.
Общие требования к работникам: дисциплинированность; пунктуальность;
стойкая работоспособность; аккуратность; оперативная память; устойчивое
концентрированное внимание; способность оперировать представлениями.
Цели труда: разбираться, проверять, обрабатывать, оказывать воздействие,
преобразовывать, изобретать, придумывать, находить новые варианты и образцы.
Орудия труда: ручные; автоматизированное и механическое оборудование,
функциональные средства человека.
Условия труда: микроклимат бытового помещения, повышенная моральная
ответственность.
Вопрос:
Как вы думаете, какие профессии относятся к этому направлению?
Ответы учащихся (приблизительные):
Редактор, машинистка, делопроизводитель, переводчик, экономист, кассир,
конструктор, чертежник, закройщик, стенографист, телефонист
Ведущий:
А теперь наши варианты профессий относящиеся к этому направлению
профессиональной деятельности: корректор, программист, штурман, лингвист,
радист.
Следующая направленность «человек — природа» (Приложение 1.
Слайд 15)
Предмет труда: земля, вода, атмосфера, полезные ископаемые, различные
живые организмы и биологические процессы.
Общие требования к работникам: любовь к животным и растениям; физическая
выносливость; высокая работоспособность; терпимость; инициативность; способность
предвидеть и оценивать изменчивые природные факторы; хорошее воображение;
оперативное наглядно-образное мышление.
Цель труда: приобретать, придумывать, находить новые варианты и образцы,
конструировать, распознавать, различать, оценивать, разбираться, проверять,
преобразовывать, обрабатывать, оказывать воздействие, перемещать.
Орудия труда: ручные, механические, и автоматизированное оборудование.
Условия труда: на открытом воздухе, в необычных условиях, в помещениях с
микроклиматом бытового типа, а также в условиях, требующих повышенной моральной
ответственности.
Вопрос:
Как вы думаете, какие профессии относятся к этому направлению?
Ответы учащихся (приблизительные):
Зоотехник, цветовод, садовод, биолог, эколог, ветеринар, овощевод, птицевод.
Ведущий:
А теперь наши варианты профессий относящиеся к этому направлению
профессиональной деятельности: агроном, агрохимик, ветеринар, микробиолог,
садовод.
Следующая направленность «человек – художественный образ»
(Приложение 1. Слайд 16)
Предмет труда: художественные образы, закономерности создания и
восприятия художественных образов.
Общие требования к работникам: впечатлительность; эмоциональность;
трудоспособность; оперирование средствами эстетического воздействия;
художественные способности.
Цели труда: преобразовывать, организовывать, оказывать влияние,
воздействовать, находить новые способы и варианты.
Орудия труда: ручные, функциональные средства человека, механизированное
оборудование.
Условия труда: повышенная моральная ответственность, микроклимат бытового
типа, необычные условия, на открытом воздухе.
Вопрос:
Как вы думаете, какие профессии относятся к этому направлению?
Ответы учащихся (приблизительные):
Художник, скульптор, журналист, писатель, композитор, парикмахер,
закройщик-портной, дизайнер, актер.
Ведущий:
А теперь наши варианты профессий относящиеся к этому направлению
профессиональной деятельности: художник, скульптор, модельер, ювелир, актер.
Следующая направленность «человек – техника» (Приложение 1.
Слайд 17)
Предмет труда: технические системы, машины, механизмы, агрегаты.
Общие требования к работникам: физическая и психологическая выносливость;
стойкая работоспособность; уравновешенность; физическая сила; хорошее слуховое,
зрительное и мышечное восприятие; распределенное внимание; достаточно высокое
интеллектуальное развитие.
Цели труда: распознавать, различать, оценивать, разбираться,
организовывать, оказывать влияние, перемещать, придумывать, находить.
Орудия труда: ручные, машины, автоматы.
Условия труда: в закрытом помещении с нормальным микроклиматом, в
закрытом помещении с резким изменением микроклимата, на высоте, на открытом
воздухе.
Вопрос:
Как вы думаете, какие профессии относятся к этому направлению?
Ответы учащихся (приблизительные):
Автослесарь, водитель, инженер-конструктор, швея-мотористка.
Ведущий:
А теперь наши варианты профессий относящиеся к этому направлению
профессиональной деятельности: радиомонтажник, наладчик, токарь, автослесарь,
инженер – конструктор.
Ведущий:
У каждого из вас на столе лежат результаты диагностики ваших профессиональных
предпочтений. Познакомьтесь с ними.
Кто согласен с результатами? Кто не согласен?
Вы прослушали и чуть больше узнали о направлениях профессиональной
деятельности, изменилось ли ваше мнение о результатах диагностики сейчас? (ответ
выражаем поднятием руки).
Вопрос:
А если бы не изменилось ваше мнение после прослушанной информации?
Ответы учащихся (приблизительные):
Мы бы совершили ошибку.
Ведущий:
Давайте попробуем поучиться на чужих ошибках, чтобы избежать своих
(Приложение 1. Слайд 18)
Ошибка 1: НЕДОСТАТОЧНАЯ ИНФОРМИРОВАННОСТЬ (Приложение 1. Слайд 19).
На сегодняшний день насчитывается более 40 тысяч профессий, и где-то там,
среди этого моря, затерялась ваша. Но вы об этом даже не подозреваете и
выбираете привычную, традиционную, находящуюся на виду. Как же найти ту область
деятельности, в которой вы себя сможете реализовать наиболее полно? Читайте
специальные журналы, ходите на дни открытых дверей, – и вы определите свое место
под солнцем. Я как, психолог, со своей стороны постараюсь осветить как можно
больше интересующих вас вопросов.
Ошибка 2: ВЫБОР ПОД ВЛИЯНИЕМ (Приложение 1. Слайд 20).
Вместе весело шагать? Конечно, хорошо, если в институт вы пойдете дружной
компанией, и если есть в компании сильный и уверенный лидер, он ведет всю
группу, а вам одному неуютно и страшно. Помните что это ваша судьба и ваша
жизнь.
Так что, выбирая свое будущее, прислушивайтесь к своей интуиции, ведь ваша
будущая профессия – это, прежде всего, ваш собственный выбор, а не выбор ваших
друзей или родителей.
Ошибка 3: НЕПРАВИЛЬНАЯ САМООЦЕНКА (Приложение 1. Слайд 21).
Как это не обидно, но часть старшеклассников, не надеясь пройти по конкурсу,
бояться подавать документы на престижные факультеты. И наоборот. Многие молодые
люди представляют себя на фоне выбранной профессии, а не на фоне нее. «Я хочу» —
главный аргумент. «Смогу ли я»? приходит гораздо позже.
Не поленитесь, еще до подачи документов в вуз пройти тестирование у психолога
или классного руководителя. А уровень знаний заранее можно определить, пройдя
контрольную диагностику, пробную контрольную и т.д., которые предлагают многие
колледжи и вузы. Тогда вступительные испытания не станут для вас временем
неприятных открытий.
Ошибка 4: ПОГОНЯ ЗА ПРЕСТИЖНОСТЬЮ И ВЫСОКОЙ ЗАРПЛАТОЙ (Приложение 1.
Слайд 22).
Если на вопрос, чего вы ждете от будущей профессии, вы без промедления
отвечаете: «Славы и денег», — тогда вам нужны самые престижные направления. Но и
здесь есть свои подводные камни. Не только для вас это главные критерии. Чтобы
пробиться хотя бы в «золотую середину», придержаться выдержать немалую
конкуренцию. Классический пример с юристами: в наши дни редкий вуз не имеет
юридического факультета. Сколько, по вашему мнению, нужно специалистов стране?
Предложения давно превысили спрос. А машина подготовки все работает и работает.
И многие продолжают выбирать эту профессию, забывая, что востребованным юристом
может стать только одаренный человек.
Ошибка многих абитуриентов заключается в непонимании сути многих профессий.
Будущие студенты смотрят на них поверхностным взглядом. Если финансист, то
обязательно директор банка и т.д. а ведь практическая деятельность в любой сфере
начинается с «Отнеси эту бумажку шефу, да смотри, не потеряй по дороге». То есть
с азов и элементарной практики.
Вы готовы 2-3 года перекладывать документы из одной папки в другую, потом 5-6
лет дежурить в нотариальной конторе, ждать, когда освободиться место
попрестижней?
А знаете, в каком направлении бум только начинается? Где зарплаты растут как
на дрожжах? На строительные специальности медленно, но верно конкурс
увеличивается уже который год… Но не каждого инженера с дипломом престижного
вуза возьмут на должность прораба крупной стройки.
Подводиться итог занятия.
Отвечаем на вопросы учащихся (Приложение 1. Слайд 23)
Спасибо за внимание! (Приложение 1. Слайд 24)
Литература:
- Степанова Е.Н. Александрова М.А. Классному руководителю о классном часе.
Технологии подготовки и проведения личностно-ориентированного классного
часа. Творческий центр. Москва 2002 г.