Автор: Горякина Дарья,
Директор департамента розничного бизнеса «Лабораторной службы Хеликс»
Открытие бизнеса по франшизе – очень серьезное решение, которое требует от бизнесменов ответственности, внимательности и большого уровня компетенций. При кажущейся простоте процесса ведения бизнеса под известным брендом и по существующей бизнес-модели, такой путь может таить очень большое количество «подводных камней», о которых многие начинающие франчайзи порой даже и не задумываются. От всех возможных неожиданностей, безусловно, уберечь себя достаточно сложно, однако, основополагающие моменты грамотный владелец компании должен знать. Какие же ошибки не стоит допускать при выборе компании-франчайзера?
1. «Мне не важно, на чем зарабатывает компания-франчайзер»
К сожалению, зачастую будущий франчайзи не понимает и даже не интересуется, в чем источник прибыли его франчайзера – действительно ли это продажа готовой модели бизнеса, или же попросту эксперимент по расширению розничной сети за счет новых инструментов.
Помните, что, выбирая компанию-франчайзера, нужно четко понимать, в чем состоит его выгода в заключении с вами партнерских отношений – продажа ли это услуг, группы товаров или прибыль с оплачиваемого вами роялти. Оптимальный вариант – когда продажа франшизы – это действительно модель, по которой франчайзер развивает свой бизнес. Выгода компании-франчайзера в этом случае заключается в быстрой экспансии бренда и при этом минимальных инвестициях в территориальное развитие розницы (как правило, основные вложения таких компаний направлены на развитие технологических площадок и развитие R&D департамента). Таким образом, франчайзер продает свои услуги, и на этом строит свой бизнес.
2. «Все вопросы перед покупкой франшизы я могу решить по телефону»
Зачастую франчайзи-партнер пренебрегает личным общением с франчайзером, предпочитая решать все существующие вопросы по телефону. Запомните, это очень грубая ошибка! Ведь, покупая франшизу, вы становитесь частью сообщества компании и очень важно понимать, что ее видение развития бизнеса, ценности, культура, корпоративный дух совпадают с вашими. Безусловно, для того, чтобы понять и почувствовать атмосферу компании-франчайзера, необходимо приехать в головной офис и пообщаться с сотрудниками, которые в будущем станут вашими коллегами и будут заниматься сопровождением вашего бизнеса. Обязательно пообщайтесь с представителем франчайзера, выслушайте все, что вам захотят сказать, задайте все вопросы, которые вас волнуют. По возможности посмотрите офис компании, ее производственные площадки, пообщайтесь с ключевыми сотрудниками. Такой визит даст четкое понимание, во-первых, по открытости и желанию идти на контакт вашего будущего старшего партнера, во-вторых, по реальности всех красивых презентаций и телефонных фраз, которыми вы довольствовались в процессе удаленного общения.
Так, например, перед заключением договора с франчайзи-партнерами, специалисты Лабораторной службы Хеликс обязательно приглашают бизнесменов посетить головной офис Компании и познакомиться с ключевыми сотрудниками, а также проводят экскурсию по офису, лаборатории, учебному центру и колл-центру, показывая, как происходит взаимодействие и все основные бизнес-процессы.
3. «Я быстро прочитал договор, и мне все понятно»
Невнимательное чтение договора – очень серьезная ошибка, которую допускают начинающие франчайзи. Чрезвычайно важно перед подписанием документов и покупкой франшизы тщательно и детально изучить договор, ведь именно от него зависит судьба вашего будущего бизнеса. Каким пунктам, помимо основной финансовой составляющей, следует уделить особое внимание?
- Во-первых, необходимо изучить условия по возможным проверкам со стороны франчайзера (насколько гибкие или строгие требования по контролю франчайзи, каковы санкции за нарушения, насколько вы с ними согласны);
- Во-вторых, обязательства компании-франчайзера по регистрации контракта коммерческой концессии в Роспатенте. К сожалению, на сегодняшний день в нашей стране лишь 5% франчайзеров регистрируют договоры должным образом. Подписывая незарегистрированный договор, вы идете на очень большой риск, поскольку такой документ не имеет никакой юридической силы и ваша франшиза в любой момент может быть отозвана;
- И, наконец, очень важно изучить условия вашего выхода из бизнеса и определить степень того, насколько вы на них готовы.
4. «Для обустройства своей точки мне достаточно фотографии»
Ситуация, когда будущий франчайзи, получая перед открытием бренд-бук, необходимые материалы и фото работающих точек, даже не планирует их посещение, достаточно типична. Однако, в этом тоже заключается большая ошибка. Ведь понять особенность бизнеса не в теории, а на практике, можно лишь, увидев, как он функционирует.
Посетите действующие точки (в идеале – в роли клиента), оцените, насколько работают предлагаемые вам инструменты ведения бизнеса. Пообщайтесь с успешными действующими франчайзи-партнерами компании, попросите рассказать о существующих трудностях, наиболее важных моментах, о которых надо знать, поделиться опытом. Именно тогда у вас сложится полная картина, что нужно и чего не нужно делать для того, чтобы бизнес был успешным и работал эффективно.
5. «У меня нет своего четкого бизнес-плана»
Каждая розничная точка сети – совершенно индивидуальный случай, развитие которой зависит, в том числе от региональных особенностей. Каковы особенности выбранного вами бизнеса никто не знает лучше, чем ваш франчайзер. Поэтому спрашивайте! Обязательно запросите у компании-франчайзера финансовую модель розничной точки, а также ключевые показатели, характерные для городов, аналогичных тому, где вы планируете открыть свой бизнес: среднее количество посетителей, величину среднего чека, данные о сезонности, динамику выручки по мере развития центра. К примеру, Лабораторная служба Хеликс предоставляет свои потенциальным франчайзи-партнерам данные по затратам на выполнение анализов, персонал, расходные материалы и налоги, а также динамику чистой прибыли и рентабельность бизнеса в соответствии с годовыми показателями.
Обратите внимание на то, что на основе предоставленных данных вам нужно просчитать не только реалистичный, но и пессимистичный сценарий развития бизнеса, чтобы рассчитать не только сумму необходимых инвестиций, но и желательный запас прочности, необходимый для поддержания работы точки до ее выхода на самоокупаемость.
6. «Мне нужна финансовая поддержка франчайзера, а консалтинговая поддержка мне ни к чему»
Открывая бизнес по франшизе, очень важно осознавать, что это, в первую очередь, ваш бизнес. Крупные франчайзеры практически никогда не финансируют бизнес франчайзи-партнера, а вот если вам обещают «золотые горы», то надо очень серьезно задуматься о том, какие цели преследует компания, не планирует ли она быструю капитализацию с последующей продажей всего бизнеса. Обязательно изучайте договор, лучше с юристом, это сможет уберечь вас от попадания «на удочку» пустых обещаний.
Надежный франчайзер, в первую очередь, предоставляет франчайзи консалтинговую поддержку, и именно на нее нужно обращать особое внимание. Выясните, что входит в такую поддержку, предоставляет ли франчайзер бесплатное обучение персонала, консультации по рекламным и маркетинговым инструментам и т.д. Ведь самое главное, что есть у крупных франчайзеров – это опыт и набор эффективных инструментов для максимально быстрого вывода бизнеса на самоокупаемость и возврат инвестиций.
Лабораторная служба Хеликс, к примеру, оказывает всестороннюю поддержку франчайзи-партнерам: перед открытием каждого Диагностического центра команда тренеров проводит базовое обучение линейного персонала и контролирует на местах первые дни работы; собственники бизнеса и управляющие проходят обучение на Школе франчайзи; персональный менеджер, специалист по маркетингу и бизнес-тренер постоянно помогают развивать и совершенствовать бизнес партнеров Хеликс.
7. «Я рассчитываю на полную свободу действий»
Будущий франчайзи обязательно должен четко понимать, что, открывая бизнес по франшизе, он открывает его со старшим партнером и становится частью крупной розничной сети, где для клиента все должно быть единообразно и подчинено общим стандартам. Помните, что вам обязательно придется:
- Соблюдать все сложившиеся и утвержденные стандарты работы франчайзера;
- Согласовывать все свои действия, которые касаются бренда и формата работы с компанией-франчайзером.
Степень существующей у вас свободы действий обязательно нужно выяснить до покупки франшизы. Узнайте, насколько гибко подходит франчайзер к принимаемым вами решениям и предлагаемым изменениям, а также насколько это приемлемо для вас. Только полностью ознакомившись с условиями и требованиями франчайзера, а также приняв их, вы сможете в дальнейшем избежать проблем и обеспечить себе ведение бизнеса в комфортных условиях.
Несмотря на то, что франчайзинговая модель открытия бизнеса накладывает на его владельца ряд ограничений и не предоставляет полной свободы действий, ее преимущества нельзя недооценивать: в итоге вы получаете готовую и понятную модель бизнеса, реализованную на практике множество раз и скорректированную в зависимости от особенностей и специфичности отрасли. Покупка франшизы – это оптимальное и оправданное решение для старта собственного бизнеса, которое значительно повышает вероятность его успеха, быстрого возврата инвестиций и получения прибыли. А особенно актуальна покупка франшизы, в том числе, медицинской, во времена экономического кризиса, когда выживать бизнесу становится все сложнее и сложнее.
При перепечатке материала установка активной ссылки на источник — сайт Российской ассоциации франчайзинга — обязательна.
Бизнес под колпаком. Как купить франшизу и не прогореть
Запустить стартап — мечта многих. Но в нестабильных экономических реалиях свой бизнес для начинающего предпринимателя — занятие рискованное. Более безопасным способом может стать бизнес-модель с уже готовой концепцией и работающими процессами. На что обращать внимание при покупке франшизы, какие ошибки и подводные камни могут встретиться на пути?
Попросили рассказать об этом основателя сети специализированных логопедических центров «Детская академия речи» Анастасию Краминову.
Преимущества партнерства
-
Первое и самое главное — выбор бизнес-партнера, максимальная востребованность ниши как в крупных городах, так и регионах;
-
Помощь собственника бизнеса на начальном этапе пути: документы, обучение сотрудников, помощь с помещением, организация внешних и внутренних процессов.
От того, какой будет отдача и погружение в бизнес, зависит дальнейшая совместная работа.
Как правило, уже в начале бывает понятно, сможет ли франчайзи в дальнейшем рассчитывать на помощь, поддержку, обучение специалистов.
-
Инвестор видит, что собственник бизнеса продвигает свою сеть и можно будет рассчитывать на маркетинговую поддержку.
-
Франчайзи будет делать первые шаги более уверенно, так как владелец бизнеса объяснит, где можно сэкономить, а где это делать не нужно, как действовать в различных кризисных ситуациях, покупать помещение или взять в аренду и т.д.
Ошибки инвесторов
Прежде всего, неверно думать, что после покупки франшизы с отлаженным бизнесом, франчайзи будет просто получать прибыль. Выбрав бизнес, франчайзи получает поддержку и эффективные инструменты для его ведения, но не волшебную пилюлю.
Очень важным фактором является минимизация финансовых вложений на начальном этапе и способы быстрой окупаемости.
Думать, что все заработает самостоятельно — заблуждение. Очень важна вовлеченность по крайней мере до того момента, как поезд будет уверенно ехать по рельсам.
Дальше уже можно отрабатывать собственную схему ведения бизнеса — например, делегировать управляющему.
Начинающие франчайзи, как правило, ошибаются в планировании бюджета: много финансовых затрат «съедает» маркетинг, реклама в соцсетях и т.д. Новички уверены, что только так в современном мире можно привлечь клиентов и покупателей.
«С одной стороны, это действительно так, — рассказывает Анастасия Краминова. — Но важно не только привлечь клиента, но и знать, как с ним дальше работать. Большинство приходят и уходят, так как схема дальнейшей работы, чтобы человек не просто пришел, но и остался, не была продумана. Соответственно, весь бюджет спускается на раскрутку. Очень важно, чтобы партнер-франчайзер доносил ценность услуг и обучал всем тонкостям работы с клиентами».
Как себя обезопасить
-
Поговорка «семь раз отмерь» должна стать главной до заключения сделки.
Аналитики считают, что много предложений на рынке продажи франшиз — поддельные.
Конечно, риски есть всегда, и любой предприниматель сталкивается с ними даже в решении будничных вопросов. Но хорошо разработанная франшиза, где уже учтены многие подводные камни ведения бизнеса, поможет их сократить.
Инвестору нужно обратить внимание на количество открытых филиалов самим партнеров, сроки их работы.
Если собственный пул скудный и работает недолго, то велик шанс, что франчайзи предлагается бизнес-модель в виде продажи франшиз.
В этом случае франчайзи будет решать все проблемы самостоятельно, сталкиваться с большим количеством вопросов, о которых даже не подозревал.
-
Важно детально изучить бизнес-план и не бояться вопросов. Как известно, самый глупый – не заданный.
Поэтому любая цифра должна быть проверена, все спорные моменты оговорены. Очень хорошо, когда есть возможность сравнить несколько разных бизнес-проектов.
-
Доверительные отношения очень важны.
Если инвестор чувствует, что собственник бизнеса уходит от ответов, неохотно консультирует, не готов предоставить инструкции по увеличению числа клиентов — это не очень приятный знак.
Чтобы развеять сомнения, по возможности, можно пообщаться с другими франчайзи сети.
-
Если франчайзи не новичок в бизнесе, но в выбранной нише разбирается пока не слишком хорошо, помощь в организационных моментах и подборе сотрудников очень важна.
Только надежная франшиза сопровождает всех своих партнеров, так как в первую очередь поддерживает репутацию собственной сети.
Конечно, бизнес по франшизе не гарантирует того, что он будет успешным. Предпринимателю самостоятельно нужно оценить все риски, качество и нишу выбранного направления.
Что касается дальнейшего развития, то оно напрямую зависит от отношений и модели работы с франчайзером.
Партнерские отношения подразумевают не только факт продажи, но и сам процесс, систему, советы, помощь. Прежде чем подписать договор, неплохо убедиться в том, что франчайзер заинтересован в продвижении и росте инвестора.
Как открыть бизнес по франшизе и не сойти с ума: подробный гид
На что обратить внимание при выборе франшизы, как грамотно оформить документы и избежать распространённых ошибок.
Заур Абуталимов
Директор по продуктам Ivideon — сервиса облачного видеонаблюдения и видеоаналитики, среди клиентов которого франшизы «Додо Пицца», «Вилгуд», «СДЭК» и другие.
Российский рынок франчайзинга находится на стадии бурного развития — это подтверждает ряд исследований. У модели много плюсов для начинающих предпринимателей, но есть и минусы. Когда компания стремится «упаковать» и продать свою франшизу как можно скорее, у обеих сторон возникают проблемы: франчайзи получает «сырой» и нежизнеспособный продукт, а франчайзер — плохую репутацию и судебные претензии. Расскажем, на что надо обратить внимание, чтобы избежать неприятных сюрпризов.
Цена вопроса
Расходы на франшизу складываются из двух платежей — стартового паушального взноса и роялти. Первый выплачивается сразу при заключении договора, а второй франчайзи перечисляет с определённой периодичностью (например, раз в месяц, раз в полгода или раз в год). В самых популярных российских франшизах паушальный платёж не превышает 500 тысяч рублей. Например, в «Додо Пицце» он составляет 350 тысяч рублей. Открыть магазин можно ещё дешевле: по данным РБК, стартовый взнос для популярных торговых точек — до 150 тысяч рублей.
Роялти могут рассчитываться по разным моделям — процентной или фиксированной. В первом случае франчайзи платит франчайзеру часть от оборота — от 1 до 10%. Во втором — размер платежа известен франчайзи заранее и остаётся стабильным. Стоит отметить: не всегда фиксированная модель означает, что сумма отчислений останется неизменной. Иногда франчайзеры постепенно увеличивают размер фиксированных выплат по мере того, как франчайзи «встаёт на ноги». В других случаях сумма роялти уже входит в стоимость товара, который реализует франчайзи.
За счёт паушального платежа и роялти покупатель получает право на использование бренда франчайзера, его внутренние инструменты и ноу-хау, методы управления бизнесом и сотрудниками. Однако все заботы по регистрации юридического лица, выплате налогов, страховых и пенсионных взносов ложатся на франчайзи.
Стоимость покупки франшизы — это ещё не все расходы на создание бизнеса. Итоговый объём затрат складывается из многих факторов: стоимости ремонта и аренды помещения, оборудования, обучения и найма персонала. Открыть магазин по известным франшизам можно за 1,5–3 миллиона рублей, а если речь идёт о регионах — и за 400–700 тысяч рублей. Для пиццерий и автосервисов начальные вложения будут больше — от 6 до 16 миллионов рублей.
От размера стартовых затрат зависит и срок окупаемости бизнеса. Например, по некоторым оценкам, при вложениях в 10–20 миллионов рублей франшиза окупается минимум за два года. Однако точно оценить срок выхода в плюс по одному лишь стартовому капиталу нельзя: для разных сетей этот период может отличаться в 1,5–2 раза при равном размере инвестиций.
Признаки, что франшизу стоит купить
Секрет успешной франшизы — баланс работающей бизнес-модели и пакета дополнительных сервисов для франчайзи.
1. Вам помогут подобрать помещение
Надёжный франчайзер постарается заранее провести исследования и предложить вам точку с высокой проходимостью, а затем будет мониторить посещаемость, сравнивая с показателями других районов или заведений сети в этом же районе.
Хороший франчайзер может предложить франчайзи установить специальный аналитический модуль — счётчик посетителей, чтобы самостоятельно отслеживать конверсию гостей в покупателей и быстро реагировать, если этот бизнес-показатель снижается.
2. Вам гарантированно проведут обучение по управлению франшизой
Операционные процессы, работа с персоналом, бухгалтерский учёт, использование дополнительных сервисов и IT-платформ, юридические вопросы, соответствие всем видам норм — в идеале все аспекты, необходимые для понимания и ведения конкретного бизнеса, должны быть раскрыты для вас на старте.
3. Вместе с франшизой вы приобретёте пакет дополнительных сервисов
В их число могут входить сервисы удалённого видеонаблюдения, необходимые как для сегмента HoReCa, так и для медицинских учреждений, онлайн-трансляции с кухни для общепита, онлайн-витрины. Также могут применяться современные аналитические модули на базе компьютерного зрения и облачных технологий: к примеру, распознавание лиц для предотвращения воровства и развития программ лояльности, IT-решения для мониторинга деятельности сотрудников и учёта рабочего времени, обеспечения безопасности и контроля качества.
4. Вам окажут маркетинговую поддержку
Надёжные франшизы практически всегда занимаются продвижением сети в целом — для этого франчайзи перечисляют рекламные взносы в головной офис. Компании меньшего размера помогают партнёрам продвигать собственные точки: например, медицинская организация LabQuest предоставляет франчайзи маркетинговые инструменты. Владельцы точек получают помощь в интернет-продвижении, пиаре, разработке программ лояльности и взаимодействии с врачами.
5. Вам заранее предоставят финансовую документацию и продемонстрируют открытые бизнес-показатели
Здесь всё просто. Всё, что касается денег и финансовых обязательств, а также финансовой истории франчайзера, требует вдумчивой проверки. К ней не грех привлечь профессионального бухгалтера или аудитора, если у потенциального франчайзи нужных знаний не хватает.
Распространённые ошибки франчайзи
Вот несколько главных ошибок, которые могут дорого обойтись начинающему предпринимателю.
1. Не учитывать особенности рынка
Ни один бизнес не существует отдельно от окружающей территории, жителей и инфраструктуры. Если франчайзи не учитывает условия, в которых будет развиваться его компания, то даже удачное предложение франчайзера может не сработать. Один из примеров — кейс беговой школы I Love Supersport: её филиал в Екатеринбурге работает четыре года и приносит прибыль, а в Магнитогорске закрылся через полтора года. Одна из главных причин провала — нехватка в городе подходящих мест для бега, из-за чего этот вид спорта не собрал достаточного количества поклонников.
2. Переоценивать помощь франчайзера
Франчайзи может не знать о тонкостях бизнеса и рассчитывает на помощь партнёра — порой возлагая на эту помощь слишком большие надежды. Скажем, у начинающего предпринимателя нет опыта в маркетинге и он не знает о необходимости вкладываться в привлечение клиентов в низкий сезон. Франчайзер, на помощь которого он рассчитывает, не предоставляет необходимых инструкций по увеличению числа посетителей, и бизнес рискует прогореть.
3. Покупать непроверенную франшизу
Аналитики рынка франчайзинга считают, что в России до половины предложений о продаже франшиз — поддельные. Это означает, что компании предоставляют партнёрам неверные данные о расходах на франшизу и состоянии рынка.
В некоторых случаях дезинформация касается всё той же «помощи» от франчайзера. С этой проблемой несколько лет назад столкнулись франчайзи компании Mail Boxes Etc., которая занимается доставкой документов и небольших посылок, а также полиграфией. При покупке франшизы организация пообещала предоставить необходимые для открытия офиса материалы на льготных условиях. Оказалось, что «выгодная» цена в несколько раз превышала рыночную, а головной офис никак не помогал франчайзи в продвижении и организации продаж.
Юридические тонкости
По российскому законодательству франчайзер и франчайзи могут заключить один из двух видов договора — коммерческой концессии или лицензионный.
Договор коммерческой концессии подразумевает передачу ряда исключительных прав от правообладателя к пользователю (от франчайзера к франчайзи). Обязательная часть соглашения — права на товарный знак.
Переход к франчайзи права на использование в предпринимательской деятельности товарного знака и комплекса исключительных прав регистрируется в Роспатенте — без этого этапа в случае конфликтов между сторонами суд не сможет применить нормы регулирования франчайзинга. Это важно в первую очередь для франчайзера — в случае отсутствия регистрации суд может потребовать вернуть все платежи за использование бренда и интеллектуальной собственности компании, даже если франчайзи применил эти услуги и получил с их помощью доход.
В договоре коммерческой концессии указываются и другие права, которые передаёт франчайзер, например на использование баз данных, компьютерных программ, изобретений правообладателя и так далее. Также в документе могут быть описаны ограничения для сторон: запрет на конкуренцию франчайзи с франчайзером, ценовая политика, обязательство перечислять взносы на рекламные кампании. Такой договор может заключаться только между юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями.
Лицензионный договор выбирают, когда франчайзер не хочет передавать франчайзи право на использование товарного знака (либо не зарегистрировал товарный знак). Такой договор разрешает покупателю франшизы использовать любые объекты интеллектуальной собственности: ИТ-систему франчайзера, методики его работы, логотип. Сторонами лицензионного договора могут быть не только юрлица и ИП, но и физические лица.
Главное отличие лицензионного договора от договора концессии: второй предполагает тесное сотрудничество сторон, например контроль качества услуг со стороны франчайзера. Лицензионный договор даёт франчайзи лишь возможность использовать конкретные разработки франчайзера. Из-за этого недостатка документа его могут дополнить договорами поставки и оказания услуг, в которых подробнее прописывают обязанности франчайзера по продаже товаров или консультации бизнес-партнёров.
Вне зависимости от типа договора, до его подписания франчайзи и франчайзер должны подробно обсудить условия сотрудничества. Вот на что стоит обратить внимание:
- Срок и территория — где и как долго франчайзи может работать по условиям франшизы. Эти моменты в договоре важно прописать максимально подробно. Следует уточнить и эксклюзивность прав франчайзи на работу в определённом регионе — без этого пункта франчайзер может продать франшизу на этой территории кому-то ещё.
- Способы передачи информации — речь идёт о процессе обмена документами. Расплывчатая формулировка вроде «в любом доступном виде» не подходит — без указания конкретного носителя данных стороны договора не смогут доказать, что передали или приняли франшизный пакет.
- Порядок расторжения договора. Аннулировать соглашение о франшизе франчайзи могут в одностороннем порядке — для этого обычно достаточно заранее предупредить франчайзера. Однако процедуру стоит обсудить до подписания договора. Может оказаться так, что франчайзи по принятым условиям будет обязан предупредить о выходе из бизнеса за год. В течение всего этого времени предприниматель должен платить роялти — даже если франшиза принесла только убытки.
- Обязанности сторон. Выбор поставщиков, ценообразование, обучение сотрудников и продвижение франчайзи — любые обязательства продавца и покупателя франшизы должны быть известны и понятны перед заключением сделки.
Франшиза — это не просто покупка готового «рецепта успеха», а ведение совместного бизнеса с франчайзером. Поэтому следующим этапом для франчайзи будет создание почвы для общения.
Выстраивание отношений с партнёром
Как и в любом другом деле, во франчайзинге важны доверительные отношения между сторонами и общие цели. Как правило, в начале работы франчайзер предоставляет партнёру ряд документов: брендбук с описанием бренда и его стиля, бизнес-бук с советами по менеджменту и хэндбук с требованиями к сотрудникам.
Дальнейшее участие франчайзера в бизнесе зависит от условий договора. Иногда продавец франшизы только передаёт права на ноу-хау и помогает выбрать место для точки, но не обучает покупателя тонкостям бизнеса. Но даже в этом случае франчайзи обычно может рассчитывать на консультацию с головным офисом в случае трудностей — особенно если стороны заключили договор коммерческой концессии, который предполагает помощь в развитии проекта.
Успешные франшизы обычно не ограничиваются консультациями и сбором отчётов о достижениях «подопечных»: компании создают общие центры обучения сотрудников, чтобы качество услуг и товаров во всей сети было одинаковым. Так, например, работает сеть мужских парикмахерских Chop-Chop, которая открыла собственную академию для повышения квалификации мастеров из разных регионов России. Не исключение и крупные сети: Subway перед открытием ресторана обучает владельца, менеджеров и персонал новой точки.
Франчайзеры следят за работой франчайзи и после обучения. В сети «Даблби» каждую кофейню проверяют раз в неделю, а отдельный специалист отвечает за профессиональное развитие всех бариста. Некоторые франшизы развивают отношения не только между главным офисом и отдельными точками, но и между самими франчайзи. В сети кофеен Red Cup своим опытом и наработками делятся все предприниматели и лучшие идеи может внедрить у себя любая точка продаж.
Важно понимать, что успешность бизнеса в основном зависит от самого франчайзи. Франчайзеры нередко отмечают, что их программы поддержки партнёров и дополнительные сервисы всего лишь эффективный инструмент для ведения дела, но никак не «таблетка от всех болезней». Неверно полагать, что, купив франшизу, вы получите бизнес, в котором уже всё настолько отлажено, что просто надо будет получать прибыль. Так не бывает.
Чек-лист для будущих франчайзи
- Обратите внимание на соотношение платежей франчайзеру. Условия сотрудничества могут предусматривать высокий паушальный взнос и отсутствие роялти. Такая модель оправдана для магазинов, когда франчайзи вместо выплат роялти закупает у франчайзера товар на реализацию. В других случаях отсутствие регулярных платежей может означать, что компания хочет продать как можно больше франшиз и не беспокоится об успехах отдельных филиалов.
- Поинтересуйтесь возрастом и опытом компании. Предложение может оказаться «сырым», недоработанным. Рассчитывать на грамотную поддержку и помощь в такой ситуации франчайзи не приходится.
- Проверьте представительство компании в официальных источниках. Этот совет относится к предложениям о покупке франшизы крупных международных брендов. Недобросовестные продавцы могут зарегистрировать похожую торговую марку и притвориться российским подразделением компании, которая на самом деле в РФ не представлена. Чтобы не купить подделку, желательно получить подтверждение легитимности деятельности организации (иногда для этого достаточно проверить данные о представительствах на сайте бренда или написать запрос в головной офис).
- Поинтересуйтесь, развивает ли компания собственные заведения или торговые точки. Если франчайзер перестал открывать новые подразделения и только продаёт франшизы, это может говорить о неэффективности его бизнес-модели.
- Уточните, что вы получите от франчайзера. Если компания продаёт только вывеску, пользы от сотрудничества с ней вы не получите. Поинтересуйтесь, какие инструменты, скидки по партнёрским программам, разработки и руководства предоставляет франчайзер, как будет проходить дальнейшее общение с родительской компанией и кто будет отвечать за обучение сотрудников и контроль их работы.
- Тщательно проверьте договор. Важно обратить внимание на срок действия франшизы, подконтрольную территорию, обязанности сторон, способы передачи информации и расторжения сделки.
- Познакомьтесь с другими франчайзи сети. До заключения договора другие предприниматели помогут понять, стоит ли вам ввязываться в дело, а после — поделятся опытом и собственными наработками.
Читайте также 🧐
- Как открыть школу английского языка: личный опыт
- Как открыть своё заведение: советы от основательницы сети винных баров
- Как выбрать франшизу: советы от основателя сети кофеен
На что нужно смотреть при выборе франшизы и как минимизировать риски — рассказываем в статье.
Франшиза — это проверенная миллионами предпринимателей бизнес-схема. Она считается одной из самых надежных и простых: многие уверены, что при использовании франшизы потерять деньги или прогореть практически невозможно. Но на деле все оказывается совсем не так просто.
Выбор любого бизнеса — серьезный и ответственный процесс. В него нужно вложить много сил, времени и денег на старте. Неважно, есть у вас опыт или нет, все равно придется выплатить паушальные взносы и роялти. Конечно, любая компания всегда уверяет в том, что покупая их франшизу, вы 100% не прогорите и буквально за несколько месяцев окупите все расходы, ведь риски у них минимальные, а процесс открытия будет легким, понятным и займет всего пару дней. Но чем они могут это подтвердить?
Вы должны быть уверенными, что компания, у которой вы покупаете франшизу, является профессионалом своего дела и ТОЧНО знает все нюансы открытия и ведения бизнеса. Сильная компания — партнер с большой историей будет вашим гарантом высоких продаж.
Что следует выяснить «на берегу»?
- Сколько лет компания на рынке.
- Дает ли продавец гарантии и какие они.
- Будет ли какая-то помощь при открытии.
- Осуществляется ли партнерская поддержка в последствии.
- Есть ли в договоре пункт о возврате денежных средств и в каком размере.
Это и есть первая ключевая ошибка при выборе франшизы. Сотрудничать с компанией, которая мало лет на рынке, нет гарантий на возврат средств, если что-то не понравилось и отсутствует партнерская поддержка.
Для начинающих предпринимателей и инвесторов лучше не начинать бизнес с паушальными взносами и роялти, это только замедлит процесс окупаемости вашего бизнеса. Гораздо приятнее получать столько сколько ты заработал, за вычетом расходов на аренду и закупку необходимого сырья. Важно начинать с небольших инвестиций до 500 тысяч рублей, в которых, конечно же, тоже есть риски, но минимальные. Обратите внимание есть ли во франшизе паушальные взносы и роялти. Очень часть компания изначально убеждает в том, что никаких дополнительных платежей не будет и прописывает их мелким шрифтом в договоре, сообщая об этом в последний момент.
Из первой ошибки практически у всех «выливается» вторая: франшиза = пассивный доход. Но так ли это на самом деле?
Любой бизнес должен приносить деньги, а не постоянно «дергающийся» глаз и раздражение, в этом его цель. Хочется, чтобы бизнес приносил прибыль и не отнимал 100% времени. Например, занимал всего 30-40 минут по выходным. В идеале, чтобы можно было зайти в приложение на телефоне и проверить, все ли в порядке. К сожалению, у большинства компаний такого нет.
Вот представьте, вы купили франшизу, вроде как нашли более или менее удачное место, привезли туда все необходимое и это еще далеко не конец — теперь вам нужно заняться поиском сотрудников.
Для человека, который впервые решил открыть свой бизнес, подбор сотрудников — это одна из самых сложных задач. Так как нет понимания какие сотрудники подходят, а какие нет. Ведь мы не можем узнать заранее, будет ли этот человек опаздывать, а вдруг он начнет воровать? Да и уволить его довольно проблематично. Нужно снова начинать поиск. В общем, одна головная боль, да и только.
Сотрудников нужно контролировать и проверять, для этого надо достаточно часто приезжать на место. А где взять столько свободного времени и сил? Как научиться доверять своим сотрудникам с самого начала? В этом и заключается третья ключевая ошибка: выбирать франшизу с сотрудниками, ведь нужно иметь опыт в делегировании.
Так как мы уже выяснили, что большинство людей не умеет делегировать, соответственно, они всегда берутся за все и сразу, что является четвертой ключевой ошибкой.
Но ведь все мы знаем, что «за двумя зайцами погонишься, ни одного не поймаешь». Нужно постепенно концентрироваться на самом важном, но тогда уйдет очень много времени на открытие. А если представить, что вам помогут найти удачную и прибыльную локацию для бизнеса? Сразу же станет гораздо проще и легче. Верно ведь?
Большинство предпринимателей “распыляют” свое внимание и думают об открытии нескольких бизнесов одновременно. А что если заняться инвестициями и криптовалютой? А может быть маркетплейсами или созданием ремесленичества? Наша практика и 8-летний опыт показали, что «за двумя зайцами погонишься, ни одного не поймаешь». Нужно концентрироваться на одном бизнесе, но как понять, что выбранный вами вариант будет 100% тем самым, который вы хотели. Как понять, что компания открытая и прозрачная, а в договоре нет подводных камней?
Пятая ошибка заключается в том, что многие начинающие предприниматели и инвесторы выбирают франшизу и не задумываются о том, есть у нее сильное комьюнити?
На что нужно обязательно обратить внимание:
- Какие количество постов у них в Телеграм и ВКонтакте и как часто они выходят.
- Есть ли комментарии под этими постами от реальных людей. Ведь существует практика, когда компании на своих сайтах «заказывают» отзывы.
- Сколько реакций на постах у компании, именно это покажет вам насколько компания дружелюбна и можно ли ей доверять.
Если у компании сильный продукт, которому доверяют, и четкий сервис, она начинает заметно выделяться на рынке. Большое количество постов, комментариев и реакций — показатель того, что продукт действительно популярный. При выборе компании, у которой сильное комьюнити, не придется думать о конкурентах.
Например, наш партнер Алексей из города Тула поставил кофейню в месте с 4 конкурентами, потому что был на 100% уверен, что в его кофейне будут покупать кофе гораздо чаще. Почему он был в этом уверен? В наших кофейнях, есть напитки на любой вкус, которые подойдут не только взрослым, но и детям. К тому же, он посмотрел и проанализировал дизайн нашей кофейни и конкурентов. У нас: огромная вывеска «кофейня», аудио-дорожка на телевизоре, озеленение и привлекательная меню-наклейка, которой ни у кого нет. С помощью камер видеонаблюдения Алексей смотрел на количество продаж в его кофейне и у конкурентов в течение недели. Буквально через месяц съехал первый конкурент, через полгода второй, через год последний, потому что их кофейня перестала приносить прибыль.
Наши партнеры могут быть уверены — мы не бросим их на полпути, а будем рядом до конца. Наш принцип — мы не продаем франшизы, мы ищем партнеров в дружную семью, в которой нет места конкуренции.
Вы только представьте, у вас возникает какой-то вопрос, неважно срочный или не срочный, вы пишете его менеджеру, а он в течение 5-10 минут дает вам подробный ответ, при том, что локации, вам уже помогли найти, а арендная плата составляет всего 5-10 тысяч рублей в месяц. Еще и сотрудников не нужно искать, выплачивать им ежемесячно зарплату и переживать о том, как протекает процесс работы, в ваше отсутствие, ведь у вас есть приложение в телефоне для дистанционного отслеживания прибыли. Да, и такие франшизы тоже бывают.
Конечно, не стоит думать, что вы попали в сказку, по щелчку пальцев ничего не происходит, вникать и разбираться придется в любом случае, но приятно ведь, когда на всех этапах работы вам помогают, советуют и рассказывают как сделать лучше? Сразу становится гораздо легче и проще, как будто груз падает с плеч. Анализируйте каждый шаг, взвешивайте и выбирайте только проверенные франшизы, в которых вы 100% будете уверены.
Иллюстрация: Право.ru/Петр Козлов
После 24 февраля 2022-го многие иностранные компании ушли из России. И 65% россиян уверены, что текущая ситуация дает новые возможности для российского рынка, пишут в исследовании коммуникационного агентства PBN и компании Magram MR. Предприниматели из РФ стремятся занять освободившиеся после крупных конкурентов ниши. Один из способов масштабировать свой бизнес — продать его по франшизе, то есть передать другим право пользоваться брендом. Для тех, кто только планирует выходить на рынок и становиться предпринимателем, покупка уже работающего бизнеса — удобный старт. У франчайзера (владельца бизнеса), как правило, уже есть товарный знак, фирменный стиль, брендбук, налаженные рабочие процессы, готовые инструкции по управлению и технические карты.
Как поменялся российский франчайзинг в 2022 году
В конце зимы 2022-го число заявок на франшизы упало на 40%, но уже в июле спрос на них вырос на 45% по сравнению с этим же месяцем в 2021-м, посчитали в Businessmens.ru. Одной из причин такой активности стал как раз уход иностранных брендов, пишет издание. В прошлом году сначала действительно было много желающих изменить или прекратить уже имеющиеся франшизы из-за ухода отдельных компаний либо перестраивания их бизнес-процессов из-за ребрендинга, рассказывает Иван Кайсаров, старший юрист
Федеральный рейтинг.
группа
ГЧП/Инфраструктурные проекты
группа
Интеллектуальная собственность (Регистрация)
группа
Интеллектуальная собственность (Защита прав и судебные споры)
группа
Экологическое право
группа
ВЭД/Таможенное право и валютное регулирование
группа
Интеллектуальная собственность (Консалтинг)
группа
Недвижимость, земля, строительство
группа
Ритейл, FMCG, общественное питание
группа
Цифровая экономика
группа
Арбитражное судопроизводство (крупные коммерческие споры — high market)
группа
Банкротство (споры mid market)
группа
Корпоративное право/Слияния и поглощения (mid market)
группа
Разрешение споров в судах общей юрисдикции
группа
ТМТ (телекоммуникации, медиа и технологии)
группа
Частный капитал
Профайл компании
Пока рынок скорее присматривается к совсем новым компаниям. Во многом это еще «необкатанные» бренды, за которыми нет истории и определенности того, насколько они будут успешны. Чуть больше доверия к известным фирмам, которые раньше были на рынке, но провели сильный ребрендинг. Это позволило сохранить лояльность старых клиентов и обеспечить стабильность и интерес к ним.
При этом Наталия Наумова, патентный поверенный
Федеральный рейтинг.
группа
Интеллектуальная собственность (Защита прав и судебные споры)
группа
Интеллектуальная собственность (Регистрация)
Профайл компании
, говорит, что есть запросы российских производителей на «упаковку франшизы» для продвижения и масштабирования бренда. Но их сравнительно немного, делится Антон Нефедьев, советник, руководитель направления «Интеллектуальные права в сфере технологий» практики разрешения споров и интеллектуальной собственности
Федеральный рейтинг.
группа
ГЧП/Инфраструктурные проекты
группа
Интеллектуальная собственность (Защита прав и судебные споры)
группа
Интеллектуальная собственность (Консалтинг)
группа
Корпоративное право/Слияния и поглощения (high market)
группа
Международный арбитраж
группа
Недвижимость, земля, строительство
группа
Ритейл, FMCG, общественное питание
группа
ТМТ (телекоммуникации, медиа и технологии)
группа
Цифровая экономика
группа
Антимонопольное право (включая споры)
группа
Арбитражное судопроизводство (средние и малые коммерческие споры — mid market)
группа
Банкротство (реструктуризация и консалтинг)
группа
ВЭД/Таможенное право и валютное регулирование
группа
Комплаенс
группа
Международные судебные разбирательства
группа
Налоговое консультирование и споры (Налоговое консультирование)
группа
Природные ресурсы/Энергетика
группа
Санкционное право
группа
Трудовое и миграционное право (включая споры)
группа
Фармацевтика и здравоохранение
группа
Финансовое/Банковское право
группа
Частный капитал
Профайл компании
С точки зрения эксперта, так произошло, поскольку клиенты, которых сильно затронул уход партнеров с российского рынка, решали в первую очередь операционные вопросы. Например, о приобретении активов и перестройке модели бизнеса под новые реалии: локализировали сырьевую базу и прорабатывали новые логистические цепочки. А расширение франчайзинговых сетей новых брендов, которые смогли успешно выстроить бизнес-процессы, скорее может стать главной тенденцией текущего года, полагает Нефедьев.
Как работает франчайзинг в России: содержание сделки и риски
В России нет специального договора франчайзинга. Для покупки бизнеса по франшизе есть сделка коммерческой концессии (глава 54 ГК). По ней правообладатель за деньги передает пользователю комплекс прав на товарный знак и другие объекты интеллектуальной собственности (ИС) и средства индивидуализации. По концессии можно поделиться правом на внутренние инструкции, брендбук и другие объекты, нужные франчайзи. Договор коммерческой концессии обязательно регистрируют в Роспатенте.
❌ Не проверяют франшизы и франчайзера — лицо, которое продает франшизу.
❌ Не анализируют положения договора, навязанного франчайзером.
❌ Не регистрируют в Роспатенте договор коммерческой концессии.
❌ Не указывают территории, на которой будет действовать франчайзи.
❌ Не указывают условия об обязательствах по развитию бренда.
❌ Заключают договор без срока действия.
Источник: Анастасия Кузьмина, консультант практики по работе с интеллектуальной собственностью
Федеральный рейтинг.
группа
Налоговое консультирование и споры (Налоговое консультирование)
группа
Налоговое консультирование и споры (Налоговые споры)
группа
Банкротство (реструктуризация и консалтинг)
группа
ВЭД/Таможенное право и валютное регулирование
группа
ГЧП/Инфраструктурные проекты
группа
Недвижимость, земля, строительство
группа
Природные ресурсы/Энергетика
группа
ТМТ (телекоммуникации, медиа и технологии)
группа
Трудовое и миграционное право (включая споры)
группа
Фармацевтика и здравоохранение
группа
Антимонопольное право (включая споры)
группа
Интеллектуальная собственность (Консалтинг)
группа
Корпоративное право/Слияния и поглощения (high market)
группа
Частный капитал
, и Егор Салмов, юрист коммерческой практики
Федеральный рейтинг.
группа
ГЧП/Инфраструктурные проекты
группа
Интеллектуальная собственность (Защита прав и судебные споры)
группа
Интеллектуальная собственность (Консалтинг)
группа
Корпоративное право/Слияния и поглощения (high market)
группа
Международный арбитраж
группа
Недвижимость, земля, строительство
группа
Ритейл, FMCG, общественное питание
группа
ТМТ (телекоммуникации, медиа и технологии)
группа
Цифровая экономика
группа
Антимонопольное право (включая споры)
группа
Арбитражное судопроизводство (средние и малые коммерческие споры — mid market)
группа
Банкротство (реструктуризация и консалтинг)
группа
ВЭД/Таможенное право и валютное регулирование
группа
Комплаенс
группа
Международные судебные разбирательства
группа
Налоговое консультирование и споры (Налоговое консультирование)
группа
Природные ресурсы/Энергетика
группа
Санкционное право
группа
Трудовое и миграционное право (включая споры)
группа
Фармацевтика и здравоохранение
группа
Финансовое/Банковское право
группа
Частный капитал
Профайл компании
Важно проверить, что именно предоставляют по сделке, отмечает Кайсаров, и указали ли там товарные знаки — это обязательный элемент договора концессии. Может быть, контрагент обещает предоставить еще и ноу-хау, которые тоже надо подробно описать в соглашении, говорит эксперт. Кроме того, нужно понять объем предоставляемых прав: что именно можно делать, а чего нельзя. Например, у правообладателя может быть единый сайт для всех клиентов. Тогда получателю франшизы могут запретить создавать отдельный портал и даже страницу в соцсетях, объясняет юрист. Еще следует изучить причины для расторжения договора, чтобы неожиданно не лишиться франшизы, и ограничения для франчайзи, отмечает Кайсаров. Среди них может быть запрет заниматься конкурирующей деятельностью в течение определенного периода после того, как договор расторгли, объясняет юрист. С такой ситуацией столкнулись компания «ЛазерЛов» и предприниматель Дамир Хусаинов в деле № А71-13420/2020.
Компания по договору концессии предоставила предпринимателю комплекс исключительных прав. Они договорились, что бизнесмен откроет по франшизе четыре студии эпиляции. В сделке предусмотрели ограничение конкуренции, а именно: бизнесмен не должен до конца срока действия соглашения и три года после этого заниматься аналогичной деятельностью, приобретать доли в компаниях, которые конкурируют с правообладателем, занимать в них какие-либо должности, вступать с конкурентами в трудовые отношения или оказывать им услуги по гражданско-правовым договорам. Если он нарушает эти условия, то платит штраф 1 млн руб. за каждое нарушение.
Фирма выявила, что контрагент вместе с другим предпринимателем занимается конкурирующей деятельностью. Бизнесмен должен был запустить четыре студии, но вместо открытия четвертой он передал ноу-хау коллеге и открыл салон от ее имени.
Компания направила уведомление о расторжении договора концессии и требование выплатить ей 1 млн руб. штрафа. Предприниматель согласился расторгнуть сделку, но штраф не уплатил. Уже после того, как договор разорвали, он продолжал конкурировать с компанией: якобы благодаря ему работали студии с концепцией и услугами, как у фирмы. При этом их владельцами были связанные с Хусаиновым лица, которым правообладатель не передавал франшизу. В итоге «ЛазерЛов» потребовала взыскать с предпринимателя штраф 2 млн руб., а тот направил встречный иск. Он хотел признать недействительными условия соглашения об ограничении конкуренции. Обоим три инстанции отказали. Суды исходили из того, что предприниматель нарушил обязательства по конкуренции уже после того, как сделку расторгли.
Спор дошел до Верховного суда, который направил дело на новое рассмотрение в первую инстанцию. ВС указал, что стороны хотели урегулировать в соглашении отношения после расторжения сделки и штраф предусмотрели как ответственность за нарушение обязательств, которые связаны с договором и действуют еще три года после его прекращения. Его можно начислить и после того, как сделку расторгли, объяснила экономколлегия. ВС допустил, что в подобной ситуации можно присудить штраф. На втором круге первая инстанция взыскала с предпринимателя 1 млн руб. в пользу компании.
Перед покупкой франшизы всегда важно проверять контрагента и условия сделки. Это особенно важно в текущей нестабильной ситуации, которой могут злоупотребить недобросовестные участники оборота. Например, предложить франчайзи заведомо невыгодные пункты соглашения или продать франшизу-«пустышку».
Франшизу-«пустышку» отличает от классической франшизы то, что ее продают, исключительно чтобы получить деньги от покупателя, а не развить бизнес. Договор «подкрепляют» большим количеством стандартов и руководств, которые не приводят к развитию бизнеса. В них нет действенных алгоритмов его масштабирования. Как правило, такой договор заключают на год.
Наталия Наумова
Среди рисков приобретения франшизы у новых компаний — отсутствие соответствующих объектов интеллектуальной собственности (ИС), отмечает Антон Черных, директор, руководитель практики по работе с интеллектуальной собственностью юридической практики
Федеральный рейтинг.
группа
Налоговое консультирование и споры (Налоговое консультирование)
группа
Налоговое консультирование и споры (Налоговые споры)
группа
Банкротство (реструктуризация и консалтинг)
группа
ВЭД/Таможенное право и валютное регулирование
группа
ГЧП/Инфраструктурные проекты
группа
Недвижимость, земля, строительство
группа
Природные ресурсы/Энергетика
группа
ТМТ (телекоммуникации, медиа и технологии)
группа
Трудовое и миграционное право (включая споры)
группа
Фармацевтика и здравоохранение
группа
Антимонопольное право (включая споры)
группа
Интеллектуальная собственность (Консалтинг)
группа
Корпоративное право/Слияния и поглощения (high market)
группа
Частный капитал
Например, товарных знаков, ноу-хау, изобретений, полезных моделей. То есть недобросовестные франчайзеры предлагают то, чего у них на самом деле нет.
Еще может оказаться, что малоизвестная компания — продавец франшизы незаконно использует чужие объекты ИС бизнесов, которые покинули российский рынок: речь идет обычно о фирмах, которые раньше сами были франчайзи, а после ухода из РФ франчайзеров воспользовались моментом и стали распространять ноу-хау или технологии, принадлежащие иностранцам, объясняет Черных.
Пока нет практики по спорам с франчайзи, которые продолжили использовать объекты ИС ушедших из России в 2022–2023 годах иностранных правообладателей, рассказывает Черных. Тем не менее санкции и параллельный импорт часть российского бизнеса восприняла как возможность продавать товары под брендами иностранных компаний из недружественных юрисдикций без согласия. При этом ссылаются на злоупотребление иностранными правообладателями своим правом, отмечает эксперт. Но суды последовательно отвергают такой аргумент (постановление 17-го ААС от 19 июля 2022 года в деле № А71-16168/2021 и постановление 7-го ААС от 9 июня 2022 года в деле № А02-31/2022). При этом и до 2022 года в практике были случаи, когда франчайзи продолжали использовать объекты ИС франчайзера после расторжения договора (постановление 13-го ААС от 31 января 2022 года в деле № А56-19855/2021 и постановление 9-го ААС от 7 декабря 2021 года в деле № А40-262606/2020).
Чтобы снизить риски незаконного использования чужих объектов ИС, эксперт рекомендует включить в договор заверения франчайзера, что при использовании этих объектов не нарушаются права третьих лиц. Еще важно предусмотреть ответственность за несоблюдение этих заверений и право франчайзи отказаться от договора, если их нарушат, говорит Черных.
Сейчас следует обращать внимание и на разрешение параллельного импорта отдельных товаров в договоре концессии, отмечает Антон Банковский, партнер
Федеральный рейтинг.
группа
Ритейл, FMCG, общественное питание
группа
Страховое право
группа
Финансовое/Банковское право
группа
АПК и сельское хозяйство
группа
Антимонопольное право (включая споры)
группа
Интеллектуальная собственность (Консалтинг)
группа
Интеллектуальная собственность (Регистрация)
группа
Корпоративное право/Слияния и поглощения (mid market)
группа
Санкционное право
группа
ТМТ (телекоммуникации, медиа и технологии)
группа
Трудовое и миграционное право (включая споры)
группа
Фармацевтика и здравоохранение
группа
Цифровая экономика
группа
Экологическое право
группа
Арбитражное судопроизводство (крупные коммерческие споры — high market)
группа
Интеллектуальная собственность (Защита прав и судебные споры)
группа
Частный капитал
Если третьи лица по параллельному импорту смогут ввозить товары правообладателя и он не может на это повлиять, то проект становится менее привлекательным.
Как оформляют продажу франшизы
Александр Муравин, советник антимонопольной практики
Федеральный рейтинг.
группа
ГЧП/Инфраструктурные проекты
группа
Интеллектуальная собственность (Защита прав и судебные споры)
группа
Интеллектуальная собственность (Консалтинг)
группа
Корпоративное право/Слияния и поглощения (high market)
группа
Международный арбитраж
группа
Недвижимость, земля, строительство
группа
Ритейл, FMCG, общественное питание
группа
ТМТ (телекоммуникации, медиа и технологии)
группа
Цифровая экономика
группа
Антимонопольное право (включая споры)
группа
Арбитражное судопроизводство (средние и малые коммерческие споры — mid market)
группа
Банкротство (реструктуризация и консалтинг)
группа
ВЭД/Таможенное право и валютное регулирование
группа
Комплаенс
группа
Международные судебные разбирательства
группа
Налоговое консультирование и споры (Налоговое консультирование)
группа
Природные ресурсы/Энергетика
группа
Санкционное право
группа
Трудовое и миграционное право (включая споры)
группа
Фармацевтика и здравоохранение
группа
Финансовое/Банковское право
группа
Частный капитал
Профайл компании
, рассказывает, что некоторые правообладатели предпочитают заключать не сделки коммерческой концессии, а лицензионные договоры. По ним передают права на использование товарных знаков и других результатов интеллектуальной деятельности (РИД). При этом франчайзи могут развивать торговые сети под собственными товарными знаками, но использовать РИД правообладателя при оформлении торгового зала или для продвижения. Это позволяет правообладателю избежать применения некоторых специальных норм о коммерческой концессии, например о преимущественном праве франчайзи заключить договор на новый срок, объясняет юрист.
Правообладателям следует учитывать, что некоторые специфические условия концессии нельзя применять безопасно, если использовать лицензионную модель. Например, некоторые условия отказа от конкуренции или контроля за ценами может оспорить ФАС.
Александр Муравин
Для франчайзи использование лицензии может привести к тому, что снизится степень поддержки со стороны правообладателя, говорит Муравин. Кузьмина отмечает: если использовать для продажи франшизы не договор концессии, а иные конструкции, то не получится в полной мере урегулировать отношения сторон. Договор коммерческой концессии лучше всего защищает интересы франчайзи, объясняет эксперт. На франчайзера налагают дополнительные обязанности. А именно, он несет субсидиарную ответственность по предъявляемым к франчайзи требованиям о несоответствии качества товаров, которые тот продает по концессии, говорит юрист.
По франшизе передают модель бизнеса в целом: часто туда включают ноу-хау, коммерческий опыт компании-правообладателя, ее деловую репутацию.
✅ Фактическая проверка существования франшизы: здесь нужно понять, действительно ли франшиза работает. Можно найти действующих франчайзи и связаться с ними. Или самостоятельно заехать в одну из точек-франчайзи и оценить фактический бизнес.
✅ Юридическая проверка франчайзера: а здесь контрагента-франчайзера проверяют по государственным и иным публично доступным базам. Например, ЕГРЮЛ, «Федресурс», «Спарк». Следует обратить внимание на возраст компании, финансовые показатели, сведения об ИС, наличие или отсутствие процедуры банкротства.
Эксперты советуют запросить у франчайзера информацию об объектах ИС и проверить у него наличие исключительного права по публичным реестрам Роспатента. Юристы обращают внимание, что такая проверка может покрыть только часть рисков. Помимо этого, необходимо включить в договор заверения компании-правообладателя.
Источник: Антон Черных, руководитель практики по работе с интеллектуальной собственностью
Федеральный рейтинг.
группа
Налоговое консультирование и споры (Налоговое консультирование)
группа
Налоговое консультирование и споры (Налоговые споры)
группа
Банкротство (реструктуризация и консалтинг)
группа
ВЭД/Таможенное право и валютное регулирование
группа
ГЧП/Инфраструктурные проекты
группа
Недвижимость, земля, строительство
группа
Природные ресурсы/Энергетика
группа
ТМТ (телекоммуникации, медиа и технологии)
группа
Трудовое и миграционное право (включая споры)
группа
Фармацевтика и здравоохранение
группа
Антимонопольное право (включая споры)
группа
Интеллектуальная собственность (Консалтинг)
группа
Корпоративное право/Слияния и поглощения (high market)
группа
Частный капитал
и Анастасия Кузьмина, консультант практики по работе с интеллектуальной собственностью
Федеральный рейтинг.
группа
Налоговое консультирование и споры (Налоговое консультирование)
группа
Налоговое консультирование и споры (Налоговые споры)
группа
Банкротство (реструктуризация и консалтинг)
группа
ВЭД/Таможенное право и валютное регулирование
группа
ГЧП/Инфраструктурные проекты
группа
Недвижимость, земля, строительство
группа
Природные ресурсы/Энергетика
группа
ТМТ (телекоммуникации, медиа и технологии)
группа
Трудовое и миграционное право (включая споры)
группа
Фармацевтика и здравоохранение
группа
Антимонопольное право (включая споры)
группа
Интеллектуальная собственность (Консалтинг)
группа
Корпоративное право/Слияния и поглощения (high market)
группа
Частный капитал