Ошибки при внедрении kpi

Просмотров 11.6к. Опубликовано
Обновлено

Косвинцев Михаил Михайлович

Косвинцев Михаил Михайлович

Практикующий маркетолог с опытом работы более 6 лет. Руководитель отдела маркетинга в международной компании ООО ВИДЖЕТ (Zvonobot) . Спикер тематических форумов для предпринимателей и онлайн-курсов по маркетингу.

Задать вопрос

Владельцы компаний или предприятий часто не способны контролировать растущие темпы производства и проводить анализ всех сотрудников в качестве рабочих единиц, поскольку личных наблюдений для этого недостаточно. Поэтому для оценки продуктивности рабочего персонала и анализа деятельности организации стали использовать ключевой показатель эффективности работы, или KPI.

Данный параметр позволяет грамотно управлять бизнес-процессами, достигать стратегических и тактических целей, повышать мотивацию сотрудников, чтобы зарабатывать больше, улучшать конверсию сайтов. В нашей статье предлагаем рассмотреть, что такое KPI, как его определять, как разрабатывать и внедрять систему на предприятии.

Содержание

  1. Что такое ключевые показатели эффективности (KPI) простыми словами
  2. Для чего рассчитывается KPI
  3. В каких случаях KPI не нужен
  4. Что значит зарплата — оклад KPI?
  5. Виды KPI
  6. KPI в интернет-маркетинге
  7. KPI в продажах
  8. KPI в управлении персоналом
  9. KPI в производстве
  10. Внутренние и внешние индикаторы
  11. Что такое цель, факт, база, норма, вес KPI
  12. Что такое индекс KPI
  13. Как определить KPI
  14. Как разработать и внедрить KPI: пошаговая инструкция
  15. Карта KPI
  16. Как мотивировать персонал на выполнение KPI
  17. Правила и примеры расчета KPI
  18. Как рассчитать зарплату по шкале KPI
  19. Плюсы и минусы системы KPI
  20. Проблемы, с которыми вы можете столкнуться
  21. Ошибки при внедрении и возможные проблемы
  22. Антикейс внедрения системы KPI
  23. Когда нет эффекта
  24. Коротко о главном

Что такое ключевые показатели эффективности (KPI) простыми словами

KPI (Key Performance Indicator, ключевой показатель эффективности, КПЭ) — это измеримая величина, которая позволяет видеть, насколько продуктивно работают сотрудники и компания в целом.

Организациями используются разные KPI, например, показатель высокого уровня может быть применен для оценки общей производительности бизнеса, а параметр низкого уровня — процессов в конкретном отделе (по продажам, маркетингу, поддержке и пр.).

Ключевой показатель — это идеал, к которому нужно стремиться каждой компании. Расчет данного количественного параметра можно осуществлять как для конкретных сотрудников или руководителей, так и подразделений в целом.

Часто КПЭ показывает процент выполнения плана по каждой метрике. Например, у маркетологов это количество привлеченных лидов, а у операторов колл-центров — среднее время обработки звонков либо количество повторных обращений клиентов по одинаковым вопросам. Внедрение KPI эффективно практически в любой сфере, где есть измеримые показатели: от продажи продуктов до ремонта жилья.

Для чего рассчитывается KPI

Внедрение системы KPI позволяет выполнять следующие задачи:

  • честно и объективно проводить оценку работы и результатов деятельности компании — на основе КПЭ можно справедливо выписывать премии и другие виды вознаграждений сотрудникам;
  • планировать объемы, темпы продаж или выполняемых работ;
  • стимулировать сотрудников, мотивировать их, показывая, что они способны достигать поставленных целей и задач.

Оценка деятельности компании или работы персонала с помощью ключевого показателя эффективности является хоть и сложной, но наиболее справедливой системой. Она позволяет определить пользу устоявшихся и привычных технологий, бизнес-процессов.

Но многие компании бездумно используют общепризнанные ключевые показатели, которые не всегда подходят именно их бизнесу, из-за чего не приносят нужных результатов. Поэтому важно определить подходящую систему KPI на основе различных форм взаимодействия сотрудников, а также разработать действенную стратегию, которая вела бы к нужной цели.

Для этого необходимо понять цели, варианты их достижения, какие лица могут быть ответственными за реализацию плана. Данный процесс должен быть непрерывным, предусматривать взаимодействие между аналитиками, руководителями отделов и сотрудниками.

В каких случаях KPI не нужен

Решение использовать систему KPI является нецелесообразным в новых компаниях, у которых пока нет людей и ресурсов, чтобы осуществлять расчёты необходимых показателей. КПЭ не уместен там, где невозможно оцифровать задачи или они являются нетипичными, например, для писателей, художников, дизайнеров.

Также KPI не нужен в фирмах, где количество работы зависит не от самого человека. Он неэффективен в случае с сотрудниками, у которых много мелких задач или если можно отслеживать только качественные показатели. Так, нецелесообразно считать количество справок или договоров, оформленных офис-менеджером. Использование ключевого показателя эффективности бессмысленно для подразделений фирмы, от которых зависит деятельность других отделов. Например, системный администратор должен в кратчайшие сроки устранить неполадки сайта. При внедрении KPI ему потребуется принимать заявки, обрабатывать их и ставить задачи в общую очередь. Данный процесс может быть затянут, что влечет задержки работы других сотрудников или целых отделов.

Помимо этого, KPI не нужен, если у компании нет цели. Нет цели — нет показателей эффективности.

Что значит зарплата — оклад KPI?

Использовать ключевой показатель эффективности можно в системе мотиваций. С его помощью руководители повышают заинтересованность каждого сотрудника в достижении конкретных целей. Так, при получении только фиксированной заработной платы у специалистов снижается мотивация работать более эффективно, ведь если выполнять меньше задач, на зарплате это не скажется.

Расчет KPI при определении уровня оплаты труда подталкивает сотрудников превосходить конкретный показатель эффективности для получения премии. Соответственно, при снижении результатов относительно установленного значения зарплата будет снижена.

Таким образом, оклад KPI — это система оплаты труда сотрудников, при которой итоговая сумма является переменной и зависит непосредственно от качества выполнения рабочих обязанностей (поставленных задач).

Виды KPI

Существует много видов KPI, выбор которых зависит от оцениваемого (измеряемого) параметра.

Универсального показателя эффективности не существует — в каждой сфере бизнеса следует использовать свои метрики. Этой особенности нужно соответствовать и устанавливать цели по каждому параметру и контролировать результаты.

Метрики KPI бывают:

  • запаздывающими: устанавливают на основании анализа результатов в прошлом;
  • опережающими: определяют с ориентиром на будущие результаты.

Выделяют разные критерии, на основе которых определяются KPI:

  • по затратам: учитывается объём расхода бюджета, материалов и других ресурсов для выполнения конкретной задачи (с прописыванием допустимых отклонений);
  • по производительности: оценивается нагрузка на бюджет, конкретные отделы, сотрудников;
  • по эффективности: задают соотношение одних показателей к другим, например, количества привлеченных клиентов относительно затраченного бюджета;
  • по результатам: оценивается успешность деятельности менеджеров, подразделений, компании в целом.

KPI в интернет-маркетинге

В сфере интернет-маркетинга используют специальные критерии для оценки показателя эффективности — как правило, они не имеют прямого отношения к сотрудникам. Их расчет осуществляется на основе данных в системах Яндекс.Метрика, Google Analytics.

Исходя из того, что нужно оценивать и анализировать, выделяют следующие виды KPI:

  • ROMI: окупаемость маркетинговой инвестиции — показывает, сколько денег, полученных за определённую денежную единицу, было потрачено на рекламу.
  • CPC: стоимость клика по рекламным баннерам или объявлениям.
  • Количество лидов: позволяет определять число обращений по каждому рекламному каналу.
  • Стоимость лидов: определяет соотношение количества обращений с расходами.

KPI в продажах

Ключевые показатели эффективности в продажах устанавливаются с учетом целей компаний, сегмента бизнеса, времени, которое фирма находится на рынке, и прочих критериев.

Например, только открывшемуся магазину нужно привлекать новых клиентов, а уже зрелому — удерживать активных покупателей.

Для розничных магазинов могут быть использованы ключевые показатели:

  • показатель среднего чека;
  • число сделок, презентаций, встреч;
  • количество клиентов (новые, постоянные или активные);
  • средний показатель времени от подачи заявки до оказания услуги или заключения сделки по проекту.

Маркетинговые и торговые данные позволяют установить KPI-метрики для всей воронки продаж, получив эффективный КПЭ для оценки успешности бизнеса.

KPI в управлении персоналом

Для определения эффективности работы сотрудников отдела кадров можно использовать универсальную систему KPI, которая основывается на:

  • коэффициенте отсутствия;
  • стоимости отсутствия;
  • удовлетворенности компенсациями;
  • коэффициенте продуктивности персонала;
  • индексе удовлетворенности персонала;
  • индексе вовлечённости сотрудников;
  • индексе инновативности работников;
  • показателе карьерного роста внутри компании;
  • индексе лояльности;
  • качестве найма;
  • коэффициенте текучести кадров;
  • эффективности обучения.

KPI в производстве

Предприятия используют индикаторы KPI, которые учитывают специфику предприятия: например, сюда относятся объемы производства, время выполнения заказов, процент заводского брака, количество трудозатрат на единицу готовых изделий и другие.

На любом предприятии вырабатываются собственные ключевые показатели, но главной целью (как и в сфере продаж) является повышение рентабельности бизнеса и получаемой прибыли.

Внутренние и внешние индикаторы

Ключевые показатели эффективности бывают внешними и внутренними.

Внешние индикаторы указывают на текущие показатели работы отдела при достижении общей цели компании (решение выходить на зарубежные рынки, расширить целевую аудиторию).

Благодаря внутренним метрикам можно прогнозировать результаты внутри компании, определять новые цели и составлять планы.

Что такое цель, факт, база, норма, вес KPI

Для вычисления KPI используют специальные матрицы (таблицы) и вписывают в них набор следующих ключевых показателей:

  • Вес KPI — параметр значимости индикатора для фирмы (отображается в виде числового или процентного интервала).
  • База — минимально допустимое значение, ниже которого работа не считается выполненной.
  • Норма — процент работы или задачи, которые должны выполнить все сотрудники.
  • Факт — указание фактического результата работы.· Цель — показатели, к которым необходимо стремиться (как правило, они повышают норму).

Что такое индекс KPI

Индексы KPI служат коэффициентом результативности и вычисляются на основе указанных ключевых показателей — по следующей формуле:

((Факт — База) / (Норма — База)) х 100%

Если полученный результат больше 100%, то сотрудники хорошо справляются со своей работой и заслуживают поощрения.

Если значение ниже, значит работники работают неэффективно и выполняют цели, поставленные руководством.

Как определить KPI

Расчет ключевого показателя эффективности — непростая задача, поскольку конкретные индикаторы всегда должны быть связаны с конкретными бизнес-результатами, которые не всегда легко определить или спрогнозировать.

Чтобы определить KPI, нужно учитывать следующие факторы:

  • желаемую цель;
  • важность этого результата;
  • способ измерения прогресса;
  • способы оказания влияния на итоговые показатели;
  • перечень ответственных лиц;
  • пути осведомления о реализованных планах;
  • частоту оценки прогресса.

Чтобы определить KPI, нужно работать с матрицей, состоящей из 5 маркеров: цель, факт, норма, база и вес. KPI рассчитывается на основе значений данных показателей по формуле для индекса КПИ: разница факт/база делится на разницу норма/базы, и всё это умножается на 100%. Если результат больше 100%, значит сотрудник оправдал ожидания. Если показатель ниже, значит сотрудник недостаточно хорошо выполняет свою работу.

Как разработать и внедрить KPI: пошаговая инструкция

Прежде, чем приступить к разработке системы ключевых показателей эффективности на производстве, необходимо рассмотреть стратегические задачи, на основе которых можно определить нормы, начать работать с сотрудниками и приступить к внедрению. Важно помнить, что данный процесс всегда осуществляется «сверху вниз».

Итак, что необходимо сделать руководству:

  • внедрить отчёты и систему оценки, повышающие ответственность сотрудников;
  • расширить полномочия, повысить квалификацию персонала и расставить акценты по каждому важному для бизнеса направлению;
  • сформировать доверительные отношения, здоровую и дружелюбную атмосферу в коллективе.

Внедрение системы KPI состоит из следующих шагов:

  1. Создание матрицы показателей эффективности. В первую очередь важно определить конкретную цель, которая реально полезна для бизнеса.
  2. Формирование системы мотивации сотрудников. С учётом ценностей компании, стоит придумать систему мотивации сотрудников.
  3. Обсуждение с персоналом нововведений (важно объяснять их необходимость, пользу). Далее требуется правильно презентовать KPI команде. Сотрудникам важно понять, почему и каким образом вы решили измерять показатели эффективности. При этом важно вести с работниками диалог, обсуждать точки роста стратегий, их «уязвимые места», что позволит скорректировать конечные КПЭ и «подогнать» их под конкретный бизнес.
  4. Анализ и пересмотр подхода к контролю за работой персонала.
  5. Расчёт и фиксирование нормативных показателей эффективности.
  6. Тестирование выбранной стратегии на фокус-группе.

В первую очередь важно определить конкретную цель, которая реально полезна для бизнеса. С учетом ценностей компании, стоит придумать систему мотивации. Далее требуется правильно презентовать KPI команде. Сотрудникам важно понять, почему и каким образом вы решили измерять показатели эффективности. При этом важно вести с работниками диалог, обсуждать точки роста стратегий, их «уязвимые места», что позволит скорректировать конечные КПЭ и «подогнать» их под конкретный бизнес.

Карта KPI

Карта ключевых показателей — это своеобразная система координат, позволяющая находить место компаний на общем рынке. Основными элементами этой карты являются числовые показатели по различным параметрам и целям.

Обычно она составляется на год вперёд. Такая карта помогает с определением направления развития, разработкой стратегии улучшения позиции, установкой приоритетных целей.

Как мотивировать персонал на выполнение KPI

Крайне важно, чтобы мотивация была чёткая и прозрачная, чтобы сотрудники понимали, ради чего они работают.

Например, руководители могут вводить для сотрудников поощрения и взыскания. При фиксации плановых и фактических показателей начальство может оценивать работу сотрудников и определять, кого следует вознаграждать и за что.

В свою очередь работники будут знать, что они должны сделать для получения бонусов. В качестве вознаграждения можно использовать премии, внеплановые выходные, специальные курсы и тренинги, которые оплачивает компания.

Правила и примеры расчета KPI

Вычисление ключевых показателей осуществляется разными способами: для конкретных сотрудников или отделов, по всем параметрам или только по определённым.

Индивидуальные значения КПЭ для работников вычисляются путем разделения фактических показателей на плановые и умножения полученного результата на 100%.

Для определения KPI подразделения следует сложить ключевые показатели сотрудников и разделить на плановый параметр (например, за неделю или месяц).

Сейчас в сети интернет можно найти различные программы для автоматического и безошибочного расчета соотношения фактических и плановых показателей, но далеко не все подходят для специфических KPI.

Рассмотрим подробно пример, как легко рассчитывать KPI вручную.

Менеджер Антон получает зарплату, которая зависит от планового достижения определенных показателей. За прошедший месяц Антон принёс своей компании 339 уникально-целевых сделок при плановом значении KPI — 290. В этом случае наблюдается перевыполнение показателя эффективности почти на 17% и благодаря чему вместе с фиксированным окладом менеджер получит надбавку, эквивалентную оплате за дополнительные сделки.

Так можно рассчитать персональный KPI. Однако нередко руководители ставят перед своими подчиненными задачи составные задачи или сразу несколько планов. Например, кроме КПЭ уникально-целевые звонки связаны ещё и с задачей уменьшения стоимости лидов.

Предположим, что этот показатель составляет 500 рублей за каждый лид.

Менеджеру Антону чуть-чуть не удалось «дожать» данный ключевой показатель, из-за чего по факту стоимость лида составила 543 руб. Если использовать ранее описанную формулу, то при делении 500 на 543 и умножении на 100% получается, что план по данному параметру выполнен только на 92%. Для определения общего KPI нужно сложить оба показателя и разделить на число задач (две): (92+117) / 2 = 104.5%.

Как рассчитать зарплату по шкале KPI

Плановые показатели сотрудника часто используется для расчета зарплаты. Выделяют фиксированную и переменную части. Первая не зависит от результатов выполненной работы, а вторая напрямую определяется на основе КПЭ.

К примеру, размер месячного дохода менеджера привязан к объему продаж и в среднем составляет 40 тысяч рублей (15 тысяч — фиксированная ставка, 25 тысяч — переменная: для менеджера — это процент с продаж, количество которых как раз является KPI для менеджера).

Благодаря своему трудолюбию, работнику удалось перевыполнить план на 30%. За это ему будет начислена соответствующая премия, которая рассчитывается на основе переменной части: 40 + 7.5 = 47.5 тысяч рублей.

Плюсы и минусы системы KPI

Ключевой показатель эффективности сотрудников внедряют многие компании, ведь данная система имеет ряд неоспоримых преимуществ:

  • Справедливая оценка работы сотрудников: КПЭ показывает реальные показатели эффективности труда каждого работника. Это позволяет определить, кто способствует развитию бизнеса, а кто «тормозит» объемы продаж.
  • Упрощение фиксирования ошибок: недовыполненный план указывает на проблемы или недостаточно серьезное отношение сотрудников к работе. Система КПИ даёт возможность корректировать схемы и улучшать процессы. Таким образом KPI позволяет быстро выявлять проблемы и находить способы их устранения.
  • Точечное отслеживание эффективности деятельности подразделений компании по конкретным регионам, городам, отделам, исполнителям.
  • Готовая основа для планов: КПИ даёт прогнозирование выполнения задач по продажам, лидогенерации, выполнению работ и другим направлениям деятельности.
  • Дисциплинирование, задание стандартов и требований корпоративной этики.

Несмотря на многочисленные плюсы, система KPI имеет и ряд недостатков:

  • Увеличение ресурсов: чтобы внедрить KPI и создать систему контроля и отчётности, нужно много времени и ресурсов.
  • Отсутствие понимания: подчинённые сами чинят препятствия, поскольку обычно не понимают, зачем нужно внедрять КПЭ, а руководство не пытается им это объяснить. Поэтому важно вести диалог, чтобы работать сообща.
  • Риск искажения показателей: для получения больше премии работники часто выдают «желаемое за действительное», подрисовывая результаты своей работы.· Обратный результат: из-за прописывания в целях чрезмерно завышенных требований можно получить не стимулирование, а демотивирование подчинённых.

Проблемы, с которыми вы можете столкнуться

В процессе внедрения системы ключевых показателей эффективности для сотрудников руководители могут сталкиваться со следующими проблемами:

  • недостаток знаний в теме, из-за чего можно неправильно составить план;
  • трудность определения реальных показателей эффективности бизнеса.

Ошибки при внедрении и возможные проблемы

При внедрении системы KPI могут быть допущены следующие типичные ошибки:

  • Использование шаблонного подхода: каждый бизнес имеет свою специфику, поэтому необходимо не использовать чужие подходы, а разрабатывать собственные методики оценки показателей эффективности, в зависимости от сферы деятельности и рабочих процессов конкретных менеджеров/компаний.
  • Применение абстрактных данных: перед внедрением системы КПЭ следует оценить и проанализировать ключевые показатели бизнеса. При использовании неправильных гипотез или второстепенных индикаторов применение KPI будет бессмысленным.
  • Отсутствие постановки целей: система должна помогать сотрудникам повышать свой доход благодаря реальному повышению объёмов продаж и привлечению потока новых клиентов. Если же уровень оклада резко снижается, то одной мотивацией невозможно убедить менеджеров больше работать на общий результат.
  • Нереальные значения индикаторов: постановка недостижимых целей служит демотиватором. Поэтому важно оценить возможности коллектива и предлагать реальные задачи.
  • Отсутствие коммуникаций: многие руководители не привлекают подчинённых к внедрению КПЭ и не обсуждают с ними нововведения, что становится причиной недопониманий и конфликтов, а при усугублении проблемы — массовых увольнений.

Антикейс внедрения системы KPI

Предлагаем рассмотреть случай, где использование KPI негативно отразилось на объеме продаж, результате работы компании или мотивацию сотрудников за довольно короткий период времени.

Фирма, занимающаяся торговлей грузовых шин, установила «плавающую» зарплату менеджеров, которая составляла определённый процент от продаж. Количество продаж существенно выросло, из-за чего затраты на зарплаты увеличились. Для уменьшения оплаты труда руководитель решил внедрить KPI на основе плана продаж.

При покупке товара 1 апреля клиенты могли оплачивать заказы в течение 40 дней, при этом фактом продажи считалась отгрузка продукции. Получается, что менеджеры выполнили продажу, но за текущий месяц заработка так и не было.

План по заказам был выполнен на 100%, но через несколько месяцев образовалась дебиторская задолженность, ведь некоторые покупатели так и не выплачивали положенную сумму денег. Причиной такого недосмотра являлось отсутствие проверки платежеспособности клиентов.

Следующим этапом стало включение в KPI процента просроченных дебиторских задолженностей. Раз клиенты не выполняют свои обязательства, в процесс вступали юристы, и задолженности переставали учитываться в системе КПЭ.

Для решения проблемы менеджеры начали следить за дебиторскими задолженностями, однако клиентов, привыкших к большему времени на перечисление оплаты, это не устроило, из-за чего они ушли к конкурентам.

Для удержания ЦА и выполнения плана менеджеры начали просить у руководства дать скидки на товар. Для этого дирекции нужно было предоставить им доступ к закупочным ценам, что является коммерческой тайной.

Чтобы выполнить запрос и не раскрывать реальные цены, было принято решение придумывать «условные», на основе которых осуществлялся расчёт плана.

Из-за того, что менеджеры должны были регулярно обновлять цены вручную (автоматизировать было нельзя — из-за коммерческой тайны), они тратили меньше времени на свои основные задачи — поиск клиентов и совершение продаж.

Также в систему добавили продажу дополнительных товаров (моторные масла, фильтры). Менеджерам пришлось тратить время на продвижение не только основной, но и второстепенной продукции, что в итоге привело к уменьшению объёмов продаж самих шин.

В данном случае менеджерам были поставлены чрезмерно завышенные задачи, из-за чего работа усложнилась, а хороших результатов КПЭ не дало. К тому же руководство испортило отношения с подчиненными, часть из которых просто решили уволиться.

ВО избежание таких проблем важно грамотно подходить к внедрению KPI для конкретного бизнеса и компании.

Когда нет эффекта

Несмотря на явные плюсы, внедрение KPI иногда оценивается слишком низко. КПЭ является питательной средой для «эффекта кобры», при котором принятые решения не устраняют проблему, а приводят к противоположному результату.

Это обусловлено чрезмерной креативностью сотрудников. При внесении изменений в бизнес-процессы показатели эффективности работы могут бить все рекорды, однако на фоне этого может страдать определённая часть конечных потребителей из-за неудовлетворения своих нужд и ожиданий.

Коротко о главном

KPI — это специальная система оценки эффективности работы и мотивации персонала сотрудников компании.

Ключевые показатели требуют измерения количественных результатов труда работников, напрямую влияющих на оплату зарплату и помогающих мотивировать персонал.

Внедрение KPI является продолжительным и кропотливым процессом, требующим дополнительных финансов и времени. Зато при успешном внедрении КПЭ даст существенные преимущества в управлении компанией, способствует развитию бизнеса.

Внедрение KPI не является панацеей, поэтому система подходит не для всех компаний. Для эффективного развития компании необходимо грамотно составлять план КПИ для конкретного бизнеса.

Содержание

  • Как донести выгоду внедрения метрик до сотрудника
  • Как внедрить KPI на сложные функции
  • Как внедрить KPI за выполнение задач
  • Введение KPI в проблемной зоне
  • Ручное заполнение метрик
  • Типичные ошибки внедрения KPI
  • Чит-коды для внедрения KPI

Каждый руководитель знает, что для измерения эффективности работы сотрудников нужно внедрять KPI. В статье рассказываем, как донести выгоду внедрения метрик до сотрудников, а также дадим полезные советы по внедрению KPI.

Как донести выгоду внедрения метрик до сотрудника

Любой инструмент управления следует объяснять сотруднику через выгоду. Если сотрудника заставлять пользоваться метриками, они не будут работать и будут держаться только на жестком контроле.

При внедрении метрик объясните, что решается проблема недооцененности. На общем собрании расскажите, что бывают ситуации, когда труд сотрудников недооценен или результат конкретного человека теряется внутри отдела или рабочей группы.

Подведение итогов дня или недели, путем занесения метрик, сделает результат очевидным и поможет почувствовать удовлетворенность от работы. Особенно это работает для должностей, где результат не выражен материально. 

Например, сотрудник, который производит мячи видит сколько мячей он сделал сегодня или вчера. А люди, которые делают звонки, продажи или осуществляют найм, не могут оценить свой труд. Такому сотруднику нужна визуализация его достижений, например в форме графика. 

Как внедрить KPI на сложные функции

Чек-лист

Существуют должности или отделы, которые делают разную работу и не имеют конкретного продукта. Например, отдел финансов или юридический отдел, где подвести итог одной цифрой очень сложно. 

Для этого используются проверочные списки. К должности создается чек-лист, а сотрудник отмечает что и в каком объеме он сделал. Полученное количество умножается на балл. Например, сдача бухгалтерской отчетности — 1000 баллов, а заполнение первичного документа — 5 баллов. Затем баллы суммируются и получается результат за день. Таким образом, показатель эффективности труда выводится одним числом.

Нюансы чек-листов 

Если чек-лист включает меньше 5 показателей, проще использовать не список, а ввести метрики. 

Включайте только важные функции. Например, полить цветы, помыть окна, протереть пыль, проверить огнетушители. 

Когда метрики выбраны правильно, человек понимает, что нужно делать, чтобы достичь результата. 

Минус чек-листов

Не всегда показатели, собранные с помощью чек-листа, дают реальную картинку. Если показатель чек-листа растет, это не значит, что все хорошо, так как значимость каждого пункта могла быть оценена неправильно. 

Иногда сотрудники находят легкий в исполнении пункт, который дает много баллов, и выполняют только его. Поэтому метрики, введенные таким способом требуют контроля.

Вводите проверочные списки там, где это действительно можно сделать.

Как внедрить KPI за выполнение задач

Не правильно измерять количество выполненных задач. Например, одна задача — это заказать обед, а вторая — внедрить документооборот. Сравнивать их по количеству — здесь одна выполненная задача и здесь одна выполненная задача — некорректно. Это вариант подходит, когда в команде работает один очень ответственный человек. 

Проблема в том, что на выполнение одной и той же задачи каждому человеку потребуется разное количество времени. Чтобы решить эту проблему, внедряется story point (стори поинт) — за какое время сотрудник может решить конкретную задачу.

Оптимально, когда задачу с точки зрения сложности оценивает группа людей. Но это не всегда эффективно с точки зрения дороговизны потраченного на это времени. 

Поэтому чаще всего это делает руководитель, оценивая задачу относительно своего понимания сложности.

Например, новый разработчик делает 10 стори-поинтов в неделю, а профессиональный 25 стори-поинтов в неделю. Так, становится понятно какого уровня разработчик. Эта метрика легко привязывается к зарплатам: растет с ростом стори-поинтов.

Стори поинты подходят для тех, кто работает с задачами, например отделу разработки.

Введение KPI в проблемной зоне

Метрики подходят для фокусировки внимания сотрудников на проблемной зоне. Например, в компании просели звонки: из привычных 100 стало 50. Для решения проблемы метрика по количеству звонков сначала вводиться руководителю. Он на ней фокусируется и часто простое добавление метрики решает проблему. Если это не срабатывает, то показатели внедряются сотрудникам в его отделе. И становится понятно у кого проседают звонки и с кем надо поработать. 

Когда проблема решена, сначала метрики снимаются с сотрудников, а через какое-то время и с руководителя. 

Снимаются только вторичные метрики. Метрики, отвечающие за конечный результат, снимать нельзя!

Ручное заполнение метрик

Крайне не рекомендуется прибегать к автоматическому способу введения метрик. Пусть каждый сотрудник в вашей компании вводит свои метрики вручную. Например, можно воспользоваться уже готовым шаблоном заполнения метрик в сервисе Platrum. Так сотрудник быстро заполнит нужную метрику и сфокусируется на результате. Кроме того, он будет психологически связан с этим результатом.

Например, самое заинтересованное лицо в росте компании — это ее владелец. Он смотрит отчеты, цифры, прибыль, но пока он не начнет заносить эти данные в таблицу, он не будет сфокусирован на них. И когда график идет вниз, он автоматически нацелен на то, чтобы его изменить.

При ручном заполнении у сотрудника есть время задуматься над тем, почему так произошло. Он психологически связывается с результатом.

При автоматическом заполнении метрик, результаты предстают в красивом графике, но сотрудники не будут в них разбираться и придавать им значение, потому что нет эмоциональной связи с результатом. 

Типичные ошибки внедрения KPI

Сотрудники не заполняют метрики. Это происходит, когда сотрудникам не напоминают о важности заполнения метрик. Решением станет проверка показателей на координациях, где можно задавать вопросы о росте или спаде показателей. Так, метрики становятся частью вашего рабочего процесса и начинают работать.

Назначать много метрик на одного сотрудника. Не рекомендуем внедрять более 10 метрик на должность. Это размывает фокус. Есть ситуации, когда руководитель отвечает за много направлений и выполняет много функций, а значит за ним закреплено много метрик. Но чем меньше таких должностей в компании, тем лучше. Оптимальным количеством является 3-5 метрик на человека.

Вводить метрику на ошибки или проценты. Метрика должна показывать количество правильного результата, за который вы платите. К проблемным или процентным метрикам сложно привязать зарплату. Фокусировка человека идет не на результат, а на проблему. 

Например, метрика на процент пропущенных звонков. Чем меньше процент пропущенных звонков, тем лучше. Ситуация: у двух менеджеров нет пропущенных звонков. Но менеджер №1 сделал 10 звонков, а менеджер №2 — 100 звонков. Значит, процент пропущенных звонков не показателен, а вот метрика на количество сделанных звонков позволяет оценить работу каждого менеджера. Эти метрики отслеживаются в паре, но главной метрикой, отражающей количество произведенного продукта, является количество сделанных звонков.

Главной метрикой является показатель, за который вы готовы платить зарплату. Если за увеличение главной метрики вы готовы увеличивать зарплату, то это хорошая метрика.

Метрики, не зависимые от сотрудника. Нельзя прикреплять метрики к сотруднику, на которые он не может повлиять. Например, закреплять за разработчиком метрику по продаже продукта. За продажу продукта отвечает маркетинг, отдел продаж, аккаунтинг, но не разработчик.

Чит-коды для внедрения KPI

Проверяйте показатели на еженедельных координациях. Ежедневные показатели внедряются для сотрудников, а недельные — для руководителей. Так вы фиксируете сотрудника на цифрах и он чувствует свою ответственность за них. 

Ежедневное и еженедельное отслеживание метрик и KPI дает возможность быстро среагировать в случае их падения.

Используйте метрику за длинный период. Касается метрик, которые неравномерно распределены в рамках месяца. В таких случаях не понятно, как идут дела: хорошо или плохо. 

Например, ваши клиенты платят в начале и в конце месяца. Или зарплата, которую вы выдаете 2 раза в месяц. График то растет, то падает.

В таких случаях используйте метрику, отражающую длительный период.  Например, усредненная выручка за 35 дней. Подберите период, где будет виден тренд роста или падения.

Начало отчетной недели в середине недели. Когда отчетная неделя начинается с понедельника, то люди долго раскачиваются после выходных. Но если координация по планированию и отчету проходит в среду, то до пятницы команда работает на драйве, а в понедельник приходит и понимает, что через два дня надо отчитываться за показатели, а значит надо поднажать. Такой прием помогает быть все время в тонусе.

Внедрить метрики поможет Platrum, где есть возможность сдвинуть отчетную неделю, есть поддержка прямых и обратных статистик, возможность посмотреть длительный период, чтобы увидеть тренд.

KPI в компании: как рассчитать ключевые показатели

Когда результаты компании разнятся из месяца в месяц и нет стабильного показателя работы, руководителю бизнеса важно задуматься над внедрением показателей эффективности. Система KPI — это ключевые показатели, которые вычисляются в виде числовых или относительных значений, чтобы определить продуктивность и эффективность работы организации и ее сегментов.

С ее помощью можно увидеть и оценить продуктивность работы сотрудников, показатели прибыльности предприятия, скорректировать стратегию бизнеса и соотнести результаты с поставленными целями.

Выделяют несколько больших групп KPI:

  • по результатам: показатели по завершению периода (месяц, квартал), задачи или проекта и их дальнейшая оценка;
  • по расходам: показатель количества затраченных ресурсов на достижение цели;
  • по трудозатратам: выявление временных затрат на реализацию задачи.
  • по рентабельности: отношение чистой прибыли к себестоимости, выраженное в процентах.

KPI-показатели помогают определить слабые места в процессах компании и скорректировать их производительность с помощью подсчета и выявления оптимального коэффициента эффективности. Также они дают возможность бизнесу оцифровать показатели, где изначально нет числовых значений. Например, уровень удовлетворенности клиентов.

Какие бывают KPI?

Существует множество индикаторов измерения эффективности, которые подстраиваются под определенный бизнес. Важно выбрать именно те, что будут отражать развитие процессов в вашей деятельности. Какие бывают KPI:

Количественные и качественные

Количественные показатели выражаются в единицах измерения, например:

  • финансовые индикаторы (прибыль, выручка, затраты);
  • процентное отклонение от плана;
  • время обработки запросов, конверсии и производительности;
  • рыночные характеристики.

Качественные показатели определяются по проведению обратной связи, например:

  • мотивация персонала;
  • качество сервиса обслуживания;
  • удовлетворенность клиентов;
  • эффективность рекламы (может быть и количественным).

Отстающие и опережающие

Отстающие показатели отвечают за результат, такие метрики можно посчитать, но влиять на них трудно. Например:

  • прибыль за определенный период;
  • итоговая выручка;
  • количество сделок;
  • полученная доля рынка.

Опережающие показатели оценивают предпринимаемые усилия на пути к цели, но их трудно измерить. Например:

  • количество просмотров;
  • количество завершенных сделок;
  • количество лидов;
  • количество сделок в работе;
  • количество выставленных счетов.

Материальные и абстрактные

Материальные показатели отвечают за реальные объекты, например:

  • итоговая выручка;
  • количество покупателей;
  • объем проданного товара.

Абстрактные показатели показывают неосязаемые результаты, например:

  • успешность конверсии продаж;
  • процент вовлеченности аудитории;
  • уровень лояльности клиентов.

Плюсы и минусы внедрения системы KPI

Ключевые показатели эффективности имеют множество преимуществ, по этой причине их активно внедряют в рабочие процессы и ориентируются на их выполнение. Когда мы разобрались, что такое KPI, можно рассмотреть его пользу для компании.

Преимущества:

  1. Выстраивание системы оценки. В вашем бизнесе появится система, на которую будет ориентироваться команда и руководство для отслеживания продуктивности предприятия. Это избавит от абстрактных оценок результатов работы.
  2. Возможность увидеть проблемные места. Можно отследить, в каком месте показатели не достают до желаемых и скорректировать стратегию и процесс. При условии, если KPI достижимый и корректно поставленный. 
  3. Контроль продуктивности команды. Руководство сможет оценивать эффективность сотрудников по необходимым показателям. Это упростит процесс отслеживания объема работы и результативности. Помимо этого команда может самостоятельно ориентироваться и отслеживать свои трудозатраты.
  4. Отслеживание лидов. С помощью KPI вы можете просмотреть числовые показатели по конверсии, которые можно спрогнозировать и скорректировать.
  5. Мотивация сотрудников. Команда будет видеть возможности роста в своей работе. Это будет мотивировать выполнять задачи и пробовать свои силы в процессе. Также это может добавить соревновательности в рабочий процесс.

Недостатки:

  1. Опасность выбора не тех показателей. Можно не только не повысить производительность всей компании, а напротив снизить ее, если ввести непродуманные показатели и стимулировать сотрудников к их выполнению. Хрестоматийный пример с отловом кобр в Индии, когда власти решили начать платить за каждую пойманную змея, то предприимчивые граждане начали создавать змеиные фермы и продавать их государству. Более приближенные примеры — оплата за каждую решенную проблему — стимулирует дробление проблем на более мелкие и отсутствие стимулов для и снижения.
  2. Расходы на техническое обслуживание. Необходима система мониторинга выполнения KPI. Важно грамотно следить за выполнением основных показателей. При этом их нужно периодически корректировать и менять. Поэтому рациональнее устанавливать CRM-систему, в которой KPI рассчитывается автоматически по каждому отделу и сотруднику. Однако на установку такой платформы требуются денежные вложения.
  3. Усталость сотрудников. Если KPI система построена неправильно, то ее выполнение может превратиться в погоню за числами. В результате недостижимые показатели приведут команду к выгоранию и неуверенности в своей компетенции. Также наоборот, если показатели занижены, то это задаст медленный темп развития бизнеса или вовсе приведет к стагнации. 
  4. Непринятие со стороны команды. Сотрудники могут расценить внедрение системы, как способ ограничить их действия, проконтролировать каждый шаг в работе. В этом случае важно объяснить пользу достижение показателей, продемонстрировать потенциальный результат, к которому может прийти не только компания, но и профессионализм каждого в команде и проявить политическую волю и приверженность принятого решения. 
  5. Принятие KPI как панацеи. Когда рабочие процессы зациклены на цифрах, может пострадать качество выполнения задач. Например, сотрудники будут ориентироваться на написание количества статей, но не следить за тем, нужны ли они аудитории. 
  6. Невозможность точно отследить показатели. Если ваш KPI относится к более творческим профессиям с абстрактными показателями, то будет трудно скорректировать и отследить его выполнение. 

Поэтапное внедрение KPI

Система оценивания требует правильного внедрения в рабочие процессы. Эти метрики будут формировать планы и требования к команде, которые начнут влиять на работу предприятия. Для этого нужно выполнить несколько стандартных шагов.

Подготовка предприятия 

Прежде чем начать планирование введения системы, нужно остановиться на важном шаге — предварительная подготовка команды. Если игнорировать обсуждение нововведения с сотрудниками, то вы можете столкнуться с сопротивлением. Важно начать с того что есть сейчас, с измерения текущих показателей. Необходимо объяснить команде, что планируется эволюционное, а не революционное развитие компании. Что компания будет поощрять сотрудников проявивших лидерские качества в будущих изменениях. После получения и анализа первичных данных, можно начать мотивировать персонал использовать систему KPI, донести ее пользу для компании. Например, объяснить, что подсчет успешных лидов помогает отслеживать конверсию компании и корректировать стратегию работы менеджеров, что приводит к увеличению завершенных сделок и повышению прибыли. Некоторые компании решают начать сразу с выгод и предлагают разные поощрения при выполнении KPI. Но разумнее будет начать с последовательных шагов:

Проведите грамотную презентацию внедрения KPI. Объясните сотрудникам главную пользу и преимущества системы. Определите главную цель введения этого инструмента, к которой вы хотите прийти совместно с командой для успешности предприятия.

Покажите пример и обучите. На этапе использования нововведения процесс зачастую приостанавливается. Сотрудники не понимают, как им теперь организовать работу таким образом, чтобы набрать количество показателей. Помогите им составить план действий так, чтобы они видели достижимость результата и смогли в дальнейшем самостоятельно контролировать выполнение задач. 

Покажите, что не нужно бояться первых результатов. Сотрудники могут решить, что ключевые показатели эффективности — это единственная мера, которую нужно достичь, жертвуя качеством работы. Важно, чтобы команда постепенно улучшала свой KPI и наращивала продуктивность. Пусть сотрудники не бояться не выполнить план в первые дни следования системе.

Предоставьте техническое обеспечение. Отслеживать выполнение KPI самостоятельно тяжело, при этом нужно концентрироваться на выполнении работы. Поэтому работодатель может предоставить команде CRM-систему, в которой специалисты смогут контролировать постановку задач и видеть динамику выполнения KPI. При этом платформа автоматически предоставит отчет об эффективности работников и отделов организации.

Внедрите и развивайте правила. На каждом этапе работы должны быть четкие и понятные правила, которые описывают правильный рабочий процесс. Например правила обработки заявок, или правила работы с возвратами, или стандарты оказания услуг. Обратите внимание что правила должны быть применимы в любых обстоятельствах, но при этом, они должны легко поддаваться изменениям со стороны руководства (хотя инициаторами могут быть рядовые сотрудники).

Используйте обратную связь. Поинтересуйтесь у команды, как проходит выполнение KPI, как они себя ощущают, какие положительные и негативные моменты могут для себя выделить. Это поможет вам отследить общую атмосферу в компании и успешность внедрения инструмента в рабочие процессы.

Определите основные показатели

На этом этапе важно определить основные метрики, от которых зависит эффективность работы бизнеса. Если выполнение этих показателей влияет напрямую на результат, то их можно включать в KPI. Главное, не выбирать много метрик, чтобы не нагружать персонал с самого начала введения системы. Зачастую в бизнесе используют метрики:

Финансовые:

  • Выручка.
  • Валовая прибыль.
  • Операционная прибыль.
  • Рентабельность по валовой прибыли.
  • Темп прироста дохода.
  • Маржинальная прибыль.
  • EBITDA.
  • Чистая прибыль.
  • Рентабельность собственного капитала (ROE).
  • Рентабельность используемого капитала (ROCE).
  • Коэффициент отношения долга к EBITDA.
  • Коэффициент покрытия затрат.
  • Прибыль на 1 сотрудника.
  • Инвестиции в сотрудников.

Клиентские:

  • Стоимость потенциального клиента (Лид).
  • Доля рынка.
  • Стоимость оплаченного счета от клиента.
  • Доходность покупки.
  • Коэффициент повторных покупок.
  • Количество отзывов на 1 сотрудника ОП.
  • NPS.
  • Прибыльность клиента.
  • Средний чек.

Развитие сотрудников:

  • Удовлетворенность системой обучения.
  • Удовлетворенность условиями работы.
  • Индекс абсолютной мотивации.
  • Книжный KPI.
  • Текучесть сотрудников.
  • Уровень мотивации.
  • Уровень обучения сотрудников.

Результаты компании:

  • прибыль от объема продаж;
  • количество проданного товара;
  • конверсия поступающих заявок и проведенных консультаций;
  • количество посетителей сайта и отслеживание трафика;
  • доля новых клиентов;
  • подсчет среднего чека;
  • количество лояльных покупателей;
  • уровень успешности отзывов на сайтах, площадках о компании.

Таблица для расчета KPI менеджера по продажам

Собрали для вас Excel-таблицу, которая поможет рассчитать KPI для менеджера по продажам.

Формирование матрицы KPI

После определения основных показателей нужно к ним установить числовое исчисление. Установка таких планок поможет точно фиксировать выполнение метрик, чтобы персонал видел цель своей работы.

KPI ключевые показатели эффективности зависят от времени, их можно устанавливать на год, квартал и другой период. Некоторые организации фиксируют ежедневные показатели работы, но для этого нужно определить задачи, которые действительно будут отображать продуктивность сотрудника.

Показатели KPI для b2b

Для формата работы таких организации используются показатели:

  • количество контактов с целевой аудиторией (звонки, заявки и другое);
  • доля полученных обращений;
  • финансовая прибыль от отдела или сотрудника;
  • доля новых клиентов;
  • количество постоянных покупателей.

Показатели KPI для b2c

В этом формате зачастую используют следующие показатели:

  • конверсия продаж;
  • объем выручки;
  • качество сервиса предприятия с помощью обратной связи или тайного покупателя;
  • точность следования подготовленным скриптам;
  • оперативность обработки заявок;
  • прибыль по среднему чеку.

Данные метрики могут использоваться для отслеживания продуктивности сотрудника или целого отдела. Нужно отметить, что основные показатели будут разными в зависимости от специфики бизнеса и целей внедрения системы KPI.

На начальных этапах матрицу можно составлять в Excel-таблицах, чтобы фиксировать результат и отслеживать динамику. Или можно внедрить в компанию CRM-систему в работу команды, которая автоматически рассчитает показатели эффективности всех процессов и предоставит вам подробный отчет в графиках и диаграммах. Например, в Аспро.Cloud вы можете видеть весь процесс работы команды и отслеживать продуктивность отделов и сотрудников с помощью аналитики и подробных отчетов.

Отчеты по лидам в CRM

Подготовка и выстраивание системы мотивации для команды

Существуют методы поощрения сотрудников при выполнении KPI по итогам определенного периода. Это стимулирует  сотрудников достигать нужных показателей. За хорошую результативность работодатель может предложить: 

  • обучение и повышение квалификации за счет компании;
  • оздоровительные поездки и мероприятия для дополнительного отдыха сотрудников;
  • предоставление скидок на товары и услуги предприятия;
  • дополнительные страховки, социальные гарантии и льготы;
  • премии к основному окладу.

Мотивация сотрудников должна быть понятной и прозрачной. Это поможет команде видеть бонусы и стремительно выполнять поставленные задачи. Главное для бизнеса, чтобы данные KPI влияли на конечную цель, тогда можно будет и рассчитать величину влияния и размер вознаграждения.

Также широко известен эффект, при котором показатель, который отслеживается автоматически, начинает улучшаться. На планерке озвучиваются результаты сотрудников и даже если показатель не влияет на ЗП, то отстающий сотрудник чувствует необходимость улучшения своего KPI.

Внедрение системы

Когда предыдущие этапы выполнены, приходит время внедрения KPI в процессы компании. Важно документально зафиксировать показатели для каждого отдела или сотрудника. После утвердить планы на текущий и последующий период для команды. По возможности внедрение KPI лучше проводить постепенно для небольшого количества сотрудников. Это поможет скорректировать и устранить непредвиденные ошибки. Тогда переход на использование новой системы измерения эффективности будет более плавным.

Точный расчет и контроль

Важно зафиксировать показатели и следовать точному расчету их выполнения. Также необходимо фиксировать результаты сотрудников или отделов, чтобы предоставить отчет по исчислениям.

Если внедрить KPI, но не следить за его достижением, то такой инструмент не принесет никакой пользы для компании. Руководителю необходимо организовать мониторинг, чтобы корректировать работу команды и отслеживать ее эффективность. Стандартно используется еженедельный, ежемесячный, ежеквартальный и годовой отчеты. 

Основные ошибки при внедрении KPI

При внедрении ключевых показателей эффективности некоторые предприниматели допускают ряд ошибок. Такие недочеты способны нарушить выполнение рабочих процессов и повысить продуктивность организации. Ошибки, которых важно избегать при введении системы KPI в работу бизнеса:

  1. Постановка завышенных показателей. Руководитель может субъективно определить показатели, не сверив с трудозатратами и силами сотрудников. Так KPI становится недостижимым и по этой причине команда может отказаться от его выполнения. Также может быть обратная ситуация — сотрудники будут стремиться к нереальным результатам, что приведет к ухудшению качества работы, а также физического и морального здоровья.
  2. Определение условных метрик. Некоторые руководители вводят в систему слишком абстрактные показатели, которые можно расценивать субъективно. В этом случае метрики размытые и каждый расценивает в команде по своему. 
  3. Сотрудник не может повлиять на свои показатели. Перед введением KPI отследите, как распределяются обязанности в системе организации. Иногда у сотрудников могут быть зоны, в которых они не могут нести ответственность. Например, проектная работа может быть выполнена в срок, но долгое время утверждаться руководителями отделов. В этом случае работник не может ускорить процесс и повлиять на показатели.
  4. Непрозрачный расчет. KPI-расшифровка и подробный отчет по выполнению показателей должен всегда предоставляться сотруднику. В этом случае у него не возникнет ощущение обмана со стороны руководства и будет понимание проделанной работы. Информация, по которой строится отчет, должна быть достоверной, и у сотрудников не должно быть сомнений в ее достоверности.
  5. Выборочное внедрение KPI. Иногда руководители внедряют систему только для определенных сегментов. Например, для продажников или маркетологов, при этом не контролируя продуктивность операционных отделов. Эта частая практика работает не всегда, так как внедрение KPI может быть эффективным, когда несколько сегментов бизнеса следуют ее выполнению. В этом случае важно точно определить, кому необходима система показателей и как она влияет на работу других процессов. Также руководителю полезно внедрить выполнение показателей для себя, чтобы показать на своем примере стремление реализовать цели компании и повысить лояльность команды.
  6. Ориентироваться только на KPI. После введения инструмента предприниматели ожидают быстрых результатов. При этом ориентируются только на выполнение показателей, упуская качество работы. KPI не отменяет управление другими механизмами и контроль за их процессами. Регулярный менеджмент и комплексная организация всех сегментов приведет компанию к желаемым результатам. 

  7. Вводить KPI бесцельно. Если у компании нет единой цели, то KPI может внести диссонанс в работу отделов. Например, закупщики будут стремиться закупать бóльший объем товара сниженного качества, но продажники не смогут его продать. В таком случае выполнение показателей одних влияет на ухудшение работы других.
  8. Дать разработку KPI системы финансистам. При разработке KPI финансистами для решения увеличения прибыли они могут поставить снижение расходов основным из показателей и требовать его выполнения. Такой рискованный поступок может навредить фирме в некоторых ситуациях, поэтому разрабатывать систему показателей лучше совместно в команде. 
  9. Не учитывать мнение сотрудников. Если сотрудники понимают пользу такого инструмента, это уже половина успеха при его введении в рабочие процессы. Поэтому когда руководитель насильно внедряет систему, то может столкнуться с сопротивлением со стороны команды. Также это закономерно приведет к неправильному выполнению и пониманию работы по поставленным метрикам. Это скажется на эффективности и результатах бизнеса.

Итоги

Введение показателей эффективности поможет организовать работу сотрудников и всех рабочих процессов в бизнесе. С помощью мониторинга выполнения метрик руководитель может скорректировать развитие бизнеса и увеличить его результативность. При этом важно грамотно внедрить систему, чтобы она приносила пользу компании. Такой инструмент нуждается в регулярном контроле для отслеживания успешности его внедрения. Для этого можно использовать CRM-систему, в которой можно организовать все процессы. Платформа автоматически рассчитает и предоставит отчеты по основным показателям. Тогда руководителю не потребуется отслеживать KPI каждого отдела вручную. 

Подписаться на рассылку

Подпишитесь, чтобы раз в неделю получать статьи о финансах, продажах и управлении проектами.

Управляйте бизнесом в OkoCRM

Аналитика воронки продаж, чаты и звонки клиентам, автоматизация рассылок, шаблоны документов и многое другое для вашего бизнеса в одной OkoCRM.



Узнать подробнее

Когда компания растет, офис напоминает муравейник. Попробуй уследи за каждым. А не нужно следить. Внедрите систему KPI и сразу узнаете — кого повысить, а кого уволить. Это про анализ эффективности и полезности — продуктивен ли сотрудник, выполняет ли он поставленные задачи. Сегодня разбираем KPI: что это такое простыми словами.

3 главных вопроса про KPI

Что такое KPI. Это ключевой показатель результата деятельности, планка продуктивности если хотите. Например, для отдела продаж, конкретного менеджера или руководителя отдела. Если совсем по-русски, это что-то похожее на план. Допустим, для продажника, KPI — число закрытых сделок, для специалиста по контексту — количество целевых кликов, а для эйчара — количество закрытых позиций в компании.

На самом деле, KPI может быть шире простого плана. Допустим, для эйчара: количество закрытых позиций в месяц — это план, а среднее время на собеседование 30 минут — уже KPI. Или для спеца по контексту: число лидов — план, а снижение стоимости одного клиента на 50 рублей — KPI. Грань тонкая, понять ее сложно. Не поняли — не заморачивайтесь.

Зачем нужно KPI. Чтобы очертить для сотрудников поставленные задачи и мотивировать на их выполнение. Допустим, KPI Валеры на месяц — привлечение в сообщество на Фейсбуке 5000 подписчиков из Воронежа. Валера привлек 10 000, но 8000 из них граждане Индии и Пакистана. КПИ не выполнен, Валера не получит премию.

Чем KPI отличается от обычного плана. Тем, что вы в него заложите. Можно задать простые цифры-показатели и это действительно будет обычный план. А можно заложить качественные достижения, и это будет близко к KPI.

Второй момент: канонический KPI — это система управления, которая неразрывно связана с мотивацией сотрудников. Например, «увеличить доход с одного лида на 15 рублей в январе» — это план, а «увеличить доход с одного лида на 15 рублей в январе и получишь премию» — это KPI.

Третий момент: связь со стратегическими целями предприятия. Она неразрывна. Вы ставите отделу продаж задачу продать 300 станков не потому что так решил директор, а потому что глобальная цель — заработать за месяц $ 5 млн. Все четко просчитано: не продадите 300 станков — не заработаете нужную сумму.

Попробуйте OkoCRM бесплатно

CRM-система, управление проектами и задачами, общение с клиентами и каналы продаж — всё внутри OkoCRM. 7 дней бесплатно.



На страницу OkoCRM

Какие бывают KPI

Запаздывающие и опережающие, внешние и внутренние, целевые и процессные, финансовые и клиентские… так можно долго. Давайте не превращать нашу курилку в Википедию. Сразу рассмотрим, какие KPI вы можете задать своим сотрудникам.

ВАЖНО! Это обзорный материал. По каждому разделу можно написать отдельную большую статью. У нас все очень кратко — чтобы вы поняли общий принцип.

Для отдела маркетинга

CPC — стоимость клика. CPC = потраченный бюджет/количество кликов. Чем ниже этот показатель, тем лучше работает отдел.

CTR — отношение числа кликов к количеству показов. Чем выше CTR, тем выше эффективность рекламного креатива. Скажем, дизайнер сделал баннер, который показали 10 раз и он получил 2 клика. CTR — 20%.

Количество и стоимость лидов. Лиды — это целевые пользователи. Например, если человек сделал заказ — он лид. Или если скачал книгу, которую вы распространяете через лендинг — тоже лид. Чем дешевле его привлечение, тем лучше.

Конверсия. Нужна высокая. Если вы привлекли на сайт 100 человек и сделали 2 продажи, конверсия — 2%. KPI может быть например, повысить конверсию до 2,5%.

ROMI. Индекс окупаемости рекламного бюджета. Показывает, сколько вы заработали на 1 рубль вложений в маркетинг.

Для отдела продаж

Тут показатель зависит от специфики вашего бизнеса и цикла продажи. Нет однозначного ответа, что такое KPI в продажах. Есть показатели продуктивности, которые актуальны конкретно для вашей компании. Есть бизнесы, в которых для одного сотрудника действует сразу несколько показателей. Смотрим, какие KPI можно задать продажникам.

Ки Пи Ай Пример
Количество закрытых сделок 50 за январь
Процент закрытия сделок 3% от общего числа звонков
Количество созданных сделок 200 в OkoCRM
Проведенные встречи 25 за январь
Количество звонков 250 в с 1.10 по 10.10
Среднее время закрытия сделки 11 дней
Отправки коммерческих предложений 100 в январе
Средний чек 14 000 рублей
Средняя длительность звонка 6 минут
Процент выполнения плана продаж 115%

Для производственного отдела

Тут тоже все индивидуально и зависит от специфики бизнеса. Вот несколько универсальных:

Пропускная способность — сколько продукции создается на конкретном оборудовании, линии или в целом в организации за определенный период времени.

Концентрация дефектов — число поврежденных единиц произведенного продукта по отношению к общему числу изготовленных продуктов.

Объем производства — общий объем выпущенной продукции, которая не нуждается в доработке.

Время такта — время изготовления одного товара к тому сроку, когда он понадобится потребителю.

Себестоимость единицы — доля расходов на производство одного продукта в общей структуре расходов производства;

Время исполнения заказа — средний срок, прошедший с момента получения заявки до отгрузки готового продукта, выполненного по индивидуальному заказу.

Для HR-отдела

Ки Пи Ай для отдела кадров обычно универсальные. Специфика бизнеса влияет на показатели продуктивности эйчаром меньше, чем в других отделах. Вот какие KPI можно задать:

Качество найма — доля новых сотрудников, которые получили положительные отзывы от своих начальников.

Коэффициент текучести — доля уволившихся сотрудников в сравнении с общим числом штатных единиц.

Стоимость отсутствия — расходы на перераспределение работы на присутствующих сотрудников.

Индекс вовлеченности персонала — уровень мотивации сотрудников выполнять работу как можно лучше.

Индекс лояльности — уровень готовности сотрудников рекомендовать компанию как работодателя.

Коэффициент отсутствия — среднее количество отсутствия сотрудников на работе в сравнении с общим количеством рабочих дней.

Преимущества и недостатки системы

Что хорошего Что плохого
Справедливая оценка работы сотрудников Ориентация преимущественно на количественные метрики
Оперативное обнаружение дыр в работе персонала Трудности расчета и адаптации системы в классической форме
Контроль продуктивности работников Дополнительные расходы на мотивацию персонала
Объективные основания для дисциплинарных взысканий Высокая сложность внедрения системы в определенных нишах, например, в медицине или дизайне
Точность мониторинга на основе количественных оценок Концентрация персонала на количественных показателях в ущерб качественным
Мотивация персонала в достижении общих целей

OkoCRM для чатов с клиентами

Система объединяет в одном окне все мессенджеры, социальные сети и чаты. Обращение клиента нельзя пропустить, ответ будет мгновенным.

Как внедрить KPI

Ки Пи Ай внедряют сверху вниз: сначала разрабатывают общие цели и показатели для всего предприятия, а потом создают матрицы для отделов и отдельных сотрудников. Это долгий и сложный процесс. Чтобы внедрить систему KPI, нужно создать проектную группу, разработать методологию, провести предпроектные исследования, разработать организационную структуру, регламенты, подключить информационную систему… ну, вы поняли. Сложно, дорого и долго.

Если ресурсов нет, используйте костыльное решение — внедряйте KPI самостоятельно, по нашему простому алгоритму. Это вряд ли поддержат профессиональные бизнес-консультанты, зато сэкономите денег. Итак.

Шаг 1. Задайте основные метрики

Что больше всего влияет на бизнес-показатели? Объемы продаж? Трафик в магазине? Конверсия консультаций в заявки? Или число привлеченных клиентов на сайт? Соберите совещание обсудите с менеджерами основные показатели, от которых зависят результаты бизнеса.

Не стоит перегружать менеджеров и сотрудников. На первое время задайте, скажем, 10 показателей. Или меньше — на их основе вы будете задавать показатели продуктивности для сотрудников. Пока не опробовали систему боем, не усложняйте себе жизнь.

Шаг 2. Сформируйте матрицу

Когда есть основные метрики, определите индикаторы успешности для сотрудников. Проще говоря, поставьте план: месячный, квартальный, полугодовой и годовой. Допустим, метрика «Средний чек». В текущий момент — 8000 рублей. А руководитель отдела продаж говорит, что можно поднять до 10 000 рублей. Без проблем: KPI по среднему чеку — 10 000 рублей. И так по каждой метрике.

Учитывая характер метрик, задайте их как для отдела, так и для каждого сотрудника. Важно, чтобы они не взаимоисключали друг друга. Например, если у ки пи ай для сейлза — 20 продаж в месяц, а всего в отделе работает 5 человек, то ки пи ай отдела не может быть меньше 100 продаж. Хорошо бы рассчитать KPI для каждого сотрудника индивидуально, но в предложенном костыльном решении, это фантастика.

Шаг 3. Придумайте систему мотивации

Фантиками сотрудников не мотивировать, а статус «лучший работник месяца» заставляет работать хуже — лишь бы снова не попасть на доску почета. Поэтому, все банально: деньги — премия, бонусы или как вы еще поощряете сотрудников. Иногда мотивирует дополнительный отгул, страховка или абонемент в спортзал. Но не так сильно, как деньги. Поэтому, сначала материальная мотивация, а уже потом нематериальная. Иначе не сработает.

Шаг 4. Обсудите с сотрудниками

Поговорите с работниками про ки пи ай, объясните, что это такое простыми словами. Расскажите, как будете рассчитывать показатели и почему сотрудникам стоит постараться их выполнить. Объясните, что все прозрачно: все данные фиксируются, ежемесячно будем делать отчет, у каждого будет своя зачетная таблица. Выполнил плановый показатель — получил «пирожок». Невыполнил — остался голодный, без «пирожка».

Шаг 5. Внедряйте KPI

Подготовьте регламент. Например, положение о ключевых показателях продуктивности сотрудников. В нем зафиксируйте основные метрики, ознакомьте ответственных — пусть распишутся.

А еще пропишите порядок оценки и фиксации показателей — как вы будете отслеживать выполнение плановых показателей. Например, можно внедрить OkoCRM. Система будет отслеживать основные метрики и строить таблицы сравнения по каждому подключенному сотруднику. Сможете отследить, кто действительно результативен, а кто прикидывается.

Чтобы слегка стимулировать сотрудников, можно повесить в офисе доску мотивации. Записывайте на ней результаты сотрудников — результаты каждого будут на виду. Считается, что это подогревает дух соперничества.

Шаг 6. Фиксируйте показатели

Если вы не внедрили OkoCRM или иное программное обеспечение, считайте выполнение ки пи ай вручную. Например, можете скачать шаблон табеля и заполнять его ежемесячно. Это своеобразный отчет: план, факт, показатель эффективности. Позже на основании этого отчета будете оценивать сотрудников и принимать решение — кого премировать, а кого заставлять работать больше.

Пример табеля по KPI. Заполняйте его, если нет другого программного решения, которое будет фиксировать показатели автоматически.

Шаг 7. Контролируйте

Из месяца в месяц, из квартала в квартал. Система не работает без кнута и пряника. Не пускайте работу на самотек: составляйте и проверяйте табель, ведите доску мотивации, контролируйте выполнение плановых показателей и делегируйте контроль подчиненным. Не позволяйте саботировать KPI. Если показатели не выполняются систематически — ищите причины. Возможно, вы завысили планку. Или кто-то не хочет работать.

OkoCRM для чатов с клиентами

Система объединяет в одном окне все мессенджеры, социальные сети и чаты. Обращение клиента нельзя пропустить, ответ будет мгновенным.

Как рассчитывать KPI

Если считаете ки пи ай вручную, используйте формулу:

KPI = ((факт–база) ÷ (цель–база)) х 100%

где:

  • факт — фактический показатель выполнения конкретной метрики
  • база — минимальный результат, который должен выполнить сотрудник
  • цель — целевой показатель, норма, установленная руководством

Цель достигнута, если итоговый результат — 100% и более. Если меньше — проблема. Если ситуация повторится, есть повод искать причины — что это такое и как рассчитать KPI, чтобы сотрудники смогли его выполнить. Если явление массовое, показатель явно завышен.

Пример расчета

Допустим, что руководство поставило менеджеру Валерию задачу на квартал: минимальное количество сделок — 200, целевое — 300. А Валера взял и закрыл 320. Считаем Валерин ки пи ай:

((320 – 200) ÷ (300 – 200)) х 100% = 120%

Обычно одним показателем не обходятся — сотрудникам задают несколько индикаторов. В этом случае в целях премирования выводят средний показатель.

Допустим, вторая задача Валеры — средний чек: минимальный показатель в 5000 рублей, целевой — 7500 рублей. Валера немного не дожал, его факт — 6800 рублей. Считаем ки пи ай по индикатору среднего чека:

((6800 – 5000) ÷ (7500 – 5000)) х 100% = 72%

Иногда премию за выполнение ки пи ай привязывают к общему показателю. Чтобы его получить, сложим два индикатора и поделим на их количество — и так получим среднее.

(120 + 72) ÷ 2 х 100% = 96%

Получается, что наш герой хоть и перевыполнил план по продажам, недожал по среднему чеку и общий KPI менее 100%. Формально Валера не заслужил премию, но так несправедливо. Чтобы устранить такие вещи, компании не считают общий показатель. Они присваивают каждому индикатору удельный вес в системе премирования, а также вводят премиальный коэффициент — за перевыполнение ки пи ай.

Допустим, руководство Валеры выделило на премию 50 000 рублей. Вес KPI по закрытым сделкам — 0,6, а премиальный коэффициент за выполнение плана на 120% и более 1,1. Размер премии для Валеры составит:

50 000 х 0,6 х 1,1 = 33 000 рублей

Наш герой не получит полную сумму премии. Но благодаря справедливой системе мотивации его старания будут оценены.

Мы показали пример только на двух индикаторах. В реальности, когда индикаторов более 10, а штат сотрудников в 20-30 человек, на расчеты нужно выделять отдельного сотрудника. Чтобы не тратить время и не заниматься расчетами вручную, подключите OkoCRM. Система сама отследит и посчитает KPI по каждому подключенному сотруднику. Удобно.

Ошибки при внедрении KPI

Шаблонный подход. Мы не кэп, но должны сказать это: у каждого бизнеса своя специфика. Нельзя копировать чужую модель и ждать, что система сработает. Потратьте время, обсудите вопрос с руководителями подразделений и внедрите собственную систему оценки продуктивности.

Планы навскидку. Мы понимаем, что без предпроектного исследования и глубокого анализа сложно задать объективные показатели. Но вы попробуйте. Когда ставите план, учитывайте показатели прошлых периодов, потенциал рынка в текущий момент. Возможно, вам поможет наш материал про составление плана продаж.

Расчеты вручную. Ну серьезно, устанете считать на второй месяц. С OkoCRM в разы проще. Сможете контролировать отдел продаж, смотреть результативность менеджеров онлайн и оценивать выполнение KPI в один клик.

Завышение значений. Иногда руководство ставит заведомо невыполнимый план — чтобы сэкономить на премии. Делайте так, если готовы рискнуть хорошими сотрудниками. Никто не будет терпеть подобное, если план раскусят — потеряете работников.

Штрафы за невыполнение KPI. Крайняя мера, до которой лучше не опускаться. Как минимум потому, что это незаконно. Трудовое законодательство не предусматривает такого дисциплинарного взыскания, как штраф. Мало того, что потеряете сотрудника, так еще и рискуете нарваться на трудовую инспекцию.

Коротко про KPI: что это такое и как его рассчитать

  1. Ки пи ай — это коэффициент продуктивности сотрудника, отдела или всей компании. Его устанавливают, чтобы оценить эффективность работы персонала и ввести справедливую систему мотивации. Обычно к KPI привязывают премии и бонусы, а также нематериальные способы поощрения
  2. Ки пи ай бывают разные. Кроме теоретической классификации, практика выделяет разные целевые показатели в зависимости от отдела в компании. Например, для отдела маркетинга — CTR и конверсия, для производства — объем выпуска и пропускная способность, для кадровиков — текучка и качество найма
  3. Каноническую систему KPI внедрить сложно, долго и дорого. Нужно собрать группу экспертов, просканировать весь бизнес, составить методологию, регламенты и планы, разработать информационную поддержку. Проще без всего этого — просто задать план и начать выполнять. Такой себе кустарный KPI
  4. Чтобы привязка выполнения плана к премии была справедливой, установите несколько KPI и задайте каждому удельный вес в системе премирования. А лучше подключите OkoCRM. Не придется ничего считать вручную

Попробуйте OkoCRM бесплатно

Мощная система для автоматизации продаж, ведения базы и общения с клиентами. В одном окне все каналы продаж, мессенджеры, чаты, клиентская база и сделки.



Что умеет OkoCRM

Система KPI’s (Key Performance Indicators) предназначена для измерения ключевых показателей эффективности работы каждого сотрудника и отдела в компании. Она позволяет четко отследить вклад каждого в развитие бизнеса и оценить результативность работы. KPI необходимо подстроить под ваше предприятие, выбрать те показатели, которые действительно важны, и ориентироваться на задачи и цели вашего бизнеса. Таким образом, KPI поможет наладить эффективную работу всей компании.

Содержание:

— Какие KPI бывают

— Преимущества и недостатки системы KPI

— Четыре основных принципа разработки и применения KPI

— Внедрение системы KPI

— Как контролировать KPI

— Типичные ошибки при внедрении KPI

Внедрение системы KPI — это процесс, который может оказаться довольно сложным и трудоемким. Чтобы успешно пройти через него, важно проанализировать ситуацию, определить цели и разработать систему оплаты, а также настроить систему учета и контроля.

Какие KPI бывают

Система KPI позволяет сделать процесс начисления заработной платы прозрачным и понятным для всех сотрудников компании. Кроме того, благодаря KPI предприниматель может быстро оценить эффективность работы отделов и увидеть слабые места бизнеса. Благодаря ей можно оперативно скорректировать стратегию и тактику, чтобы прийти к лучшим результатам.

Одна из распространенных классификаций включает следующие типы KPI:

  • Финансовые: показатели финансового состояния компании, такие как выручка, чистая прибыль, рентабельность.

  • Операционные: метрики, отражающие производственную или операционную деятельность компании, такие как количество продукции, уровень брака, скорость доставки.

  • Клиентские: показатели, отражающие удовлетворенность клиентов — уровень обслуживания, количество жалоб, оценки клиентов.

  • Персональные: метрики, связанные с производительностью и эффективностью каждого работника — количество выполненных задач, сроки выполнения работ, уровень участия в проектах.

  • Стратегические: показатели, связанные с реализацией стратегических целей компании — доля рынка, внедрение новых технологий, развитие новых продуктов.

Преимущества и недостатки системы KPI

Для успешного внедрения системы KPI необходимо учитывать все ее преимущества и недостатки, сбалансировать показатели и планировать практическое внедрение осторожно и со здравым смыслом.

Преимущества:

  1. Система KPI помогает объективно оценить работу сотрудников и деятельности каждого подразделения в организации.

  2. В случае, если результаты работы не соответствуют запланированным, можно быстро скорректировать работу.

  3. KPI гарантирует прозрачность в оплате труда, позволяя каждому сотруднику понимать, за что он получает свои деньги.

  4. Также система помогает увеличить выплаты, если сотрудник знает, как повысить свою эффективность.

  5. Распределение рабочей нагрузки и поощрение за усердный труд происходят справедливо, что повышает уровень удовлетворенности сотрудников.

Недостатки:

  1. Внедрение KPI — трудоемкий процесс, который требует значительных временных и финансовых затрат.

  2. Отслеживание только цифровых показателей в работе может привести к тому, что сотрудники будут лишены свободы творчества и ограничены в возможности проявлять инициативу.

  3. Быстрое и необоснованное изменение показателей эффективности сотрудников приводит к демотивации персонала и даже его уходу из компании.

Четыре основных принципа разработки и применения KPI

Процесс внедрения системы KPI длительный, он может встречать сопротивление. Чтобы все прошло максимально безболезненно и принесло свои плоды, важно придерживаться следующих принципов:

  1. Принцип партнерства. Все, причастные к бизнесу, должны работать как единый слаженный механизм. Важно работать вместе и согласованно ради общей цели — развития компании и, как следствие, повышения уровня жизни каждого из ее сотрудников.

  2. Принцип контроля. Глава отдела или подразделения должен отслеживать выполнение ключевых показателей и доносить до сотрудников, какие нормативы им следует выполнять.

  3. Показатели KPI в тесной связке со стратегией компании. Задача в выполнении KPI — рост и развитие бизнеса. Каждый сотрудник должен понимать свою роль в этом процессе.

  4. Принцип баланса. Не стоит смещать фокус внимания на какие-то конкретные показатели, задача KPI — полный и разносторонний контроль за показателями компании, начиная от создания продукта и заканчивая отслеживанием степени удовлетворенности клиентов. Каждый из факторов должен быть учтен.

Внедрение системы KPI

Универсального способа внедрения KPI в бизнесе нет. Как правило, каждой компании приходится проходить через это методом проб и ошибок. Однако, существуют общие принципы, следуя которым, вы минимизируете возникающие трудности.

Выбрать время. Так или иначе внедрение KPI — это стресс для сотрудников, потому крайне важно подобрать подходящий момент. Например, если в вашей компании последнее время происходят какие-то изменения, ребрендинг или запуск нового продукта, имеет смысл немного отложить введение KPI, чтобы еще больше не нагрузить команду. Обилие новое информации приведет в итоге к тому, что они выгорят и продуктивность лишь снизится. Оптимальным для внедрения системы считается начало нового года или квартала, когда старые задачи закрыты и работники готовы к свершениям.

Выбрать ключевые показатели. Не стоит начинать резко отслеживать вообще всю деятельность, которая ведется в компании. Важно сосредоточиться на нескольких ключевых показателях. Для этого следует обучить руководителей системе KPI, чтобы они смогли вычленить нужные показатели в работе своих отделов и у каждого конкретного сотрудника.

Донести до сотрудников. Объясните персоналу, что такое KPI и для чего они нужны на вашем предприятии. Каждый сотрудник должен знать глобальные цели компании, понимать, что лично ему нужно сделать, чтобы их достичь, и какое вознаграждение ждет его при успешном выполнении своей работы.

Отследить промежуточный результат. Выберите период, который будет тестовым для внедрения системы. Через время оцените, насколько гладко движется процесс, чего удалось достичь, а где возникают сложности. На этом этапе можно скорректировать процесс внедрения, если это необходимо.

Помнить о материальной мотивации. Чтобы ваши сотрудники не работали за идею, покажите им, чего они могут достичь в финансовом плане, если будут выполнять показатели KPI. Имеет смысл разделить зарплату на фиксированную (окладную) часть и премиальную, которая выплачивается, если показатели KPI достигнуты.

Как контролировать KPI

Как правило, чтобы отследить эффективность работы сотрудников и то, насколько успешно они выполняют поставленные задачи, в компании внедряется CRM-система. Вариантов таковых существует немало: «Битрикс», «Мегаплан», «Мой склад» и многие другие. Некоторые универсальны, другие позволяют решать задачи конкретного бизнеса.

В таких системах возможно ставить индивидуальные задачи как каждому сотруднику, так и целым отделам, устанавливать дедлайны, отслеживать скорость выполнения и осуществлять внутреннюю переписку.

Сквозная аналитика, встроенная в CRM, позволяет быстро получать отчеты о работе сотрудников за любой период времени. Можно отследить количество сделанных звонков, проведенных встреч или выполненных задач, проанализировать сумму продаж каждого менеджера, отследить, откуда поступает большее количество лидов и куда они уходят. При внедрении показателей KPI, CRM — незаменимый помощник.

Типичные ошибки при внедрении KPI

Показатели ради показателей. Нередко возникают ситуации, когда показатели разрабатываются ради процесса разработки, а не для управления предприятием. Иногда для каждого подразделения, службы, отдела создаются свои показатели, что приводит к разрозненному набору данных. Эта информация нужна просто для статистики, чтобы понимать, кто чем занимается. А у руководителя не складывается целостная картина того, что происходит в компании и не возникает понимания, что нужно изменить, чтобы повысить эффективность работы.

Кто за что отвечает? Показатели есть, а ответственных нет. Еще одна типичная ошибка. Вы все продумали и отслеживаете цифры, но не вполне ясно, кто окажется виноват, если цели не будут достигнуты. Руководитель должен иметь рычаги влияния на подчиненных, и зачастую финансовый способ — один из самых эффективных. Продумайте систему мотивации и штрафов за достижение или провал поставленных целей, это поможет при внедрении KPI.

Только деньги. Финансовая сторона вопроса важна, однако не стоит сосредотачиваться только на ней. Отслеживая маржинальность и объем продаж, помните — это уже финальный результат работы. Чтобы понять, что вы делаете не так, стоит копать глубже.

KPI — отличный инструмент, грамотное внедрение которого позволяет вывести бизнес на новый уровень. Однако, при его внедрении важно действовать постепенно и последовательно, и тогда все обязательно получится.

Любое использование материалов медиапортала РШУ возможно только с разрешения

редакции.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Ошибки при внедрении erp систем
  • Ошибки при взятии крови на анализ
  • Ошибки при внедрении crm системы
  • Ошибки при влюбленности
  • Ошибки при включении компьютера сигналы неисправности